Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ощущения ребенка во время беременности и связь с матерью

Что чувствует ребёнок в утробе мамы

Все будущие мамы разговаривают со своими детишками. Но слышат ли они нас?

На экране ультразвукового монитора хорошо видно: малыш прикрыл глазки и задумчиво посасывает большой пальчик. Издалека до него доносится приглушенный мамин голос, крошке уютно и спокойно. Движения его постепенно замедляются, он засыпает.
Шесть месяцев прошло с того момента, как в вас зародилась новая жизнь. Пройдёт ещё три, и ребёнок, которого вы носите сейчас под сердцем, родится на свет.
С четвертого месяца вы уже чувствуете движения своего малыша — сначала лёгкие, почти незаметные дуновения, потом — более сильные, и через пару месяцев вам уже кажется, что внутри поселился неутомимый боксер. Но крошка не только двигается, он чувствует, слышит, видит. Это совсем не досужая выдумка — современная медицина занимается исследованиями способностей ещё не родившихся малышей, открывая всё новые и новые удивительные факты.

Слышит ли ребенок в утробе мамы

Начиная со второй половины беременности, малыш уже реагирует на слуховые раздражители и отвечает на них учащением сердцебиения или изменением ритма движений. Орган слуха развивается стремительно, с 26-й недели (а по данным некоторых авторов, с 22-й недели) ребёнок уже может дифференцировать различные звуки. До рождения слух играет ведущую роль в познании малышом внешнего мира. Мозг крохи уже работает вовсю, и работа эта изначально заключается в реакции на слуховые раздражители. Но восприятие звуковой информации — сложный процесс и часто зависит от положения, которое ребёнок занимает в матке. Например, у восьмимесячного плода в головном предлежании (в этом случае малыш как бы висит вниз головой) будет больше возможностей для получения информации извне. На этом сроке его среднее ухо вполне созрело для «внешнего» пользования и реально воспринимает звуки окружающего мира. Другое дело — тазовое предлежание: из-за близости органов слуха плода к сердцу и лёгким мамы ребёнок будет, прежде всего, воспринимать их ритм, а не звуки извне.

Сейчас малыш слышит звуковые сигналы из двух миров: внешнего и внутреннего. Не думайте, что внутри матки тихо, как в банковском сейфе, — шумит кровь, бегущая по артериям, стучит сердце, работает пищеварительный тракт, а ведь мама ещё и говорит. Начиная с последнего триместра беременности, кроха может слышать голоса других людей, музыку, различные шумы. При этом у него формируются свои пристрастия: классическая музыка его успокаивает, ритмичная — вызывает желание немного помаршировать. Это неудивительно, ведь гармония произведений Моцарта и Вивальди близка к альфа-ритмам головного мозга. Кстати, некоторые учёные считают, что будущая мама, регулярно устраивая себе сеансы музыкотерапии, может не только привить малышу любовь к классическим мелодиям на всю оставшуюся жизнь, но и сформировать у него прекрасный музыкальный слух. Поэтому сядьте спокойно, расслабьтесь, настройтесь на общение с ребёнком. Положите под ноги подушечку, включите музыку и думайте о приятном.

Правда, количество звуков, доходящих до ушек разных малышей, неодинаковое. Это зависит и от того, насколько вес будущей мамы близок к идеальному (как правило, жировые излишки откладываются именно на передней брюшной стенке, создавая для крохи надёжный шумовой заслон), а также от количества околоплодных вод (чем их больше, тем глуше звуки). Понять, что именно слышит ребёнок, можно, произведя в домашних условиях нехитрый эксперимент. Нырнув в на-полненную ванну с головой, попросите кого-нибудь произнести пару слов прямо в воду. Теперь вы знаете, как воспринимает малыш мир внешних звуков.

Малыш чувствует вкус в животе мамы

Да, по сравнению с мамой и папой малыш сейчас — настоящий гурман. Дело
в том, что между пятым и седьмым месяцем во рту у ребёнка имеется значительно больше особых клеточек, воспринимающих тончайшие вкусовые нюансы, чем у взрослого человека. После рождения их количество резко сократится. Чтобы объяснить этот обратный процесс, учёные предложили оригинальную гипотезу — возможно, в будущем человеку и вовсе не понадобится богатая гамма вкусовых ощущений и вкусовые рецепторы во рту просто. исчезнут. К счастью, пока до этого далеко.
Конечно, находясь в мамином животе, малыш сам ничего не ест — его питание осуществляется через пуповину и полностью лежит «на маминых плечах». Однако ребёнок активно пробует на вкус околоплодные воды, которые окружают его, начиная с 12-й недели жизни. Но кроха не только пьёт, но и. писает. В околоплодных водах определяется и присутствие мочевины. Такие пробные глоточки и выделения нужны для тренировки лёгких и почек ребёнка. В околоплодных водах содержится ещё много различных веществ, в том числе соль и сахар. Последний больше нравится малышу. Как об этом узнали? После проведения оригинального (и абсолютно безвредного как для мамы, так и для ребёнка) эксперимента: околоплодные воды искусственно насыщались слабыми растворами соли и сахара. При этом солёненькую воду крошка пробовал неохотно, а вот сладкая привела его просто в восторг. Кстати, будущие мамы, не забывайте, что ароматы некоторых пищевых продуктов (пряности, чеснок, спаржа) также проникают в околоплодные воды и вполне могут повлиять на вкусовые пристрастия малыша после рождения.

Ребенок видит в животе мамы

В полости матки, конечно, особо рассматривать нечего. Тем более что брюшная стенка маминого живота в сочетании с одеждой полностью защищает глазки малыша от света. Даже если будущая мама подставила свой живот под прямые солнечные лучи, кроха может только различить свет тёмно-красного цвета. Правда, прямой бьющий луч яркого света ему не очень нравится, на мониторе ультразвукового аппарата видно, что он отворачивается и меняет положение тела. Глазки ребёнка почти все время прикрыты, и хотя к окончанию девятого месяца этот орган чувств уже развит, понастоящему он заработает только после рождения.
Однако, начиная с 16-й недели беременности, приборы фиксируют движения глазных яблок, причём с 23-й недели эти движения становятся более интенсивными, а с 26-й недели малыш на короткое время уже приоткрывает свои крошечные веки.

Малыш осязает в утробе матери

Уже с 10-й недели беременности малыш ощущает прикосновения к самому себе. Вскоре после этого он начинает совершать первые движения и активно интересоваться своим телом. Этот процесс, достигающий пика между 12-й и 24-й неделями, можно наблюдать при проведении ультразвукового исследования: детишки дотрагиваются до своего лица, сгибают и разгибают ручки и ножки. Они также с удовольствием сосут большой пальчик руки или играют с пуповиной. А ещё растущий крошка очень любознателен. Когда во время проведения амниоцентеза на исследование берут околоплодные воды, малыш часто приближается к игле, пытаясь схватить её маленькими ручками и разобраться, что же это за предмет.
При ультразвуковых исследованиях у женщин, ожидающих двойню, на мониторе хорошо видно, что близнецы не только часто гладят друг друга по головке, но иногда и боксируют. Поэтому, если сомневаетесь в способностях малыша чувствовать, что происходит в окружающем мире, просто положите руку на свой округлившийся живот, погладьте его. Кроха тут же ответит вам метким ударом ножки или ручки (если, конечно, в этот момент он не спит).

Ребенок чувствует боль в животе мамы

Действительно, начиная с 24-й недели беременности, ребёнок уже может ощущать боль. Поэтому при проведении операций на ещё не рожденных детях (да, и такое бывает, и даже в нашей стране) им обязательно делают внутривенный наркоз, вводя препараты через сосуды пуповины.
После 40-й недели малыш рождается на свет и теперь уже может в полной мере исследовать свою маму (к обоюдному удовольствию) с помощью всех органов чувств — он слышит её голос, пробует молоко на вкус, вдыхает родной запах, внимательно вглядывается в лицо, ощущает нежные прикосновения ласковых рук. Какое же это счастье!

10 ощущений ребенка в утробе

Поговорим о том, какие ощущения доступны еще нерожденному ребенку в животе. Часть информации о мире он усваивает, еще находясь под вашей непосредственной защитой.

  1. Что ощущает плод?
  2. 1. Вкус
  3. 2. Звуковые волны и вибрации
  4. 3. Музыка
  5. 4. Голоса и родной язык
  6. 5. Звуки тела матери
  7. 6. Яркий свет
  8. 7. Прикосновения
  9. 8. Запахи
  10. 9. Тепло
  11. 10. Гормональные всплески
  12. О развитии плода
  13. Дыхание
  14. Питание
  15. Предлежащие и движения
  16. Итог

Что ощущает плод?

О том, что неродившийся малыш реагирует на эмоции мамы, известно многим. Беременные часто слышат советы избегать стрессов, не нервничать и не тревожить этим ребенка.

Действительно ли так важно сохранять полный душевный покой во время вынашивания? Эмоции сопровождаются всплеском гормонов, которые через кровоток попадают к малышу.

Регулярное большое количество кортизола (гормон стресса) негативно воздействует на иммунную систему плода. Эндорфины (вырабатываются при положительных эмоциях) оказывают благотворное действие на весь организм.

Но это не значит, что во время беременности вы должны подавлять злость, обиду или гнев. Испытывая весь спектр эмоций, вы закладываете у малыша основу эмоционального интеллекта. Важно не впадать в ярость и не зацикливаться на негативе.

Кроме маминых переживаний, ребенок в утробе способен на «собственные» ощущения связанные с неизвестной пока еще ему реальностью. И некоторые из этих ощущений могут вас удивить. Давайте вместе разберемся, что чувствует плод.

1. Вкус

Начиная с 10 недели развития беременности, эмбрион способен чувствовать вкус. Представление о нем он получает или через амниотическую жидкость, которую к этому сроку он начинает заглатывать.

В ходе экспериментов П. Хэппера из белфастского Королевского университета была выявлена связь между питанием женщины на поздних сроках (после 30 недели) и вкусовыми предпочтениями ребенка.

В исследовании принимало участие 33 женщины, половина из которых ела чеснок в последние недели перед родами каждый день. Другие полностью от него отказались. Оказалось, что детки из первой группы по достижении определенного возраста охотно ели блюда приправленные чесноком, а дети матерей, не употреблявших чеснок при беременности, отказывались от него.

Эксперименты проводились и с морковным соком. Мамы из первой группы регулярно пили его в третьем триместре, а женщины из контрольной – пили только воду.

Шестимесячные младенцы из первой группы охотно начинали прикорм морковным пюре или соком. А малыши из второй – соку предпочитали воду.

Согласно этой теории, чем больше овощей и фруктов вы едите во время беременности, тем более здоровые пищевые привычки формируются у ребенка в будущем.

2. Звуковые волны и вибрации

Начиная с 20 недели беременности, плод начинает различать звуковые волны.

Пока он не различает отдельные звуки, его нервная система к этому еще не приспособлена. Но сами колебания и вибрации малыш уже улавливает.

3. Музыка

Уже к 23 неделе слуховой аппарат плода сформирован. Он начинает различать музыку, голоса, уличные шумы и прочие звуки.

Регулярно повторяющиеся звуки или мелодии малыш запоминает, еще находясь в утробе матери.

В Финляндии провели следующий эксперимент.

  1. Будущих матерей разделили на две группы. Первая каждый день слушала колыбельную «Twinkle Twinkle Little Star». Вторая обходилась без музыки.
  2. Во время сна новорожденным из обеих групп включали песню. А для отслеживания реакции мозга записывали энцефалограмму.
  3. Младенцы из первой группы узнавали мелодию, активность их мозга повышалась. Они реагировали и на ошибки в воспроизведении колыбельной.
  4. Малыши из второй группы не замечали неточностей.

Во время беременности акушеры рекомендуют слушать спокойные мелодии или классическую музыку. Положительное влияние произведений Моцарта на интеллект и развитие плода научно доказано.

Читать еще:  Аквааэробика для беременных

4. Голоса и родной язык

Плод, начиная с 23 недели беременности, слышит и запоминает голоса будущих родителей. В ходе тестов проводившихся в Нью-Йоркском университете, психолог Атена Вуламанос установила – новорожденные предпочитают слушать человеческую речь больше других звуков. Они способны узнать родной язык и голоса родителей.

Говорите с еще не родившимся ребенком. Это не только закладывает основы речевого развития, но и дарит ему положительные эмоции.

5. Звуки тела матери

Находясь внутри, малыш ощущает ваше дыхание. Его постоянно сопровождает биение вашего сердца. Оно и звуки дыхания становятся основой безопасности. Именно поэтому новорожденного кладут маме на грудь.

В последующие 3-4 недели после родов крайне важно чаще брать ребенка на руки и прижимать к области сердца.

Также малыш слышит и урчание вашего желудка или кишечника.

6. Яркий свет

Начиная с 15 недели беременности, плод начинает различать яркий свет и темноту. Это похоже на восприятия освещенности нами, когда мы проснулись, но еще лежим с закрытыми глазами. Вот яркое солнце выглянуло из-за туч, а вот снова скрылось. На этом сроке глаза у плода еще не открыты. Это произойдет на 20 -22 неделе.

После того как ребенок начнет активно шевелиться, вы с легкостью проверите реакцию на свет с помощью карманного фонарика. Посветите на животик, держа источник света на расстоянии 10-15 сантиметров от него. Вскоре вы ощутите активные толчки и шевеления малыша.

7. Прикосновения

В третьем триместре ребенок ощущает прикосновения к маминому животику. Приятные поглаживания приносят ему положительные эмоции.

А легкие надавливания на места толчков позволяют «прикоснуться» к еще не родившемуся ребенку.

Правда, с такими «играми» нужно быть осторожнее – слишком давить с целью найти и «словить» ножку-ручку, не следует. Постоянное и сильное передавливание живота перекрывает крохе кислород.

8. Запахи

В ходе исследований было установлено, что симпатии и антипатии к определенным ароматам формируются еще на этапе внутриутробного развития. Формирование системы обоняния начинается с 7 недели беременности. И с каждой последующей неделей будет увеличиваться спектр запахов, воспринимаемый плодом.

Конечно, малыш познает аромамир не напрямую. Он воспринимает химический состав вдыхаемого вами воздуха. Если аромат вызывает у вас приятные эмоции, эндорфины сообщат малышу об этом. Если негативные – кортизол и К° сообщат.

В итоге после рождения ребенок ощущая тот или иной запах, может «вспомнить» ваши эмоции и «воспроизвести» их. То есть один запах радует малыша, а другой ему не нравится.

9. Тепло

Плод способен ощущать тепло. Но скачки температур опасны для него. Для нормального развития важна постоянная температура. Она практически неизменна и у самого будущего малыша и у амниотической жидкости вокруг него.

Во время беременности откажитесь от саун и бань. Принимайте теплые ванны, а не горячие.

10. Гормональные всплески

Выход гормонов из-под контроля – особенность всех беременных женщин. Тело перестраивается, готовится к миссии вынашивания и рождения, гормональные всплески – неотъемлемая часть процесса. И малыш очень тонко их чувствует и реагирует на них.

Мамино настроение – это его настроение тоже. Резкие эмоциональные перепады он переживает вместе с матерью. Но даже если у мамы сто эмоций в день, большого вреда плоду это не принесет, если они не переходят в депрессию или агрессию.

О развитии плода

С ощущениями ребенка в животике все более-менее понятно. А ниже мы приведем ответы на самые часто возникающие вопросы будущих мам и пап.

Дыхание

С первых дней беременности оплодотворенной яйцеклетки потом эмбриону и плоду требуется кислород. Как же они его получают без прямого доступа к воздуху?

До образования плаценты источник всего необходимого – желтое тело. Это оболочка самой яйцеклетки улащенная и уплотненная. Потом в процессе участвуют ворсинки хориона, из которых формируется детское место. А после своего образования плацента берет на себя все функции поставщика питательных веществ.

Как же дышит ребенок в утробе матери – через пуповину и детское место он получает все необходимое. Газообмен происходит в сосудистой сети и тканях плаценты.

На поздних сроках беременности плод совершает дыхательные движения. Это своеобразная тренировка мышц. Но голосовая щель при этом закрыта. Это исключает захлебывание околоплодными водами.

Даже после рождения ребенка артерии плаценты продолжают поставлять кислород. Только после начала ее отторжения женским организмом процесс останавливается.

Питание

То, как питается ребенок в утробе, схоже с обеспечением процесса дыхания. Участвуют те же «игроки»: желтое тело (до 4 недели), ворсинки хориона (с 4 по 14 недели) и плацента (с 14 недели до родов).

Питательные вещества плод получает из рациона матери. Вы осознанно игнорируете часть продуктов – все необходимое для развития ребенок получит из запасов вашего организма.

При нехватке кальция он вымывается из ваших костей и эмали зубов. От нехватки части полезных веществ плод страдает, если не удается компенсировать их из запасов материнского организма.

Предлежащие и движения

До 32 недели положение плода меняется. И если вам на 30 неделе сказали о тазовом предлежании, не паникуйте. В 90% случаев плод «перевернется» головой на выход.

При тазовом предлежании ребенок лежит в мамином животе неправильно, его тазовый конец расположен у входа в малый таз женщины. Самостоятельные роды в этом случае под запретом. Проводят плановое кесарево сечение.

Ребенок в мамином животике уже многое ощущает (свет, звук, вибрации). Он привыкает и потом распознает мелодии, голоса, вкусы и запахи. У него даже появляются предпочтения в еде.

Малыш в утробе еще на стадии эмбриона способен двигаться, крутить головой (ближе к 12 неделе срока), медики утверждают, что он умеет ощущать боль и шок.

Но любящие родители не допускают таких крайностей, поэтому большинство еще нерожденных деток получают положительные ощущения:

  • тепло;
  • нежность маминого голоса;
  • приятную музыку;
  • ласковые прикосновения;
  • стук материнского сердца;
  • мамины эмоции.

Также плод может формировать собственный вкус на основе материнских предпочтений в еде, реагировать на свет и запахи.

Что чувствует ребенок, когда находится в утробе матери?

Как вы думаете, ребенок, находясь в чреве, чувствует ваши эмоции, ваши переживания, и желанность его появления на свет? Конечно же, да.

Психологи и психиатры давно выявили эмоциональную связь, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка, мысли, связанные с его появлением, богатство общения, которое мать делит с ним, оказывает влияние на развивающую психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, которые сохраняются в течении всей последующей жизни.

При опросе женщин, почти треть женщин никогда не думала о вынашиваемом в чреве ребенке. Дети, которых они произвели, имели при рождении вес, не достигавший средних показателей. У них были нарушения в работе пищеварительного тракта и нервных расстройств. Такие дети обычно плакали намного больше. Также у них появлялись сложности к адаптации к окружающим и к жизни.

В тех случаях, когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны радости» (эндорфины). Они способны сообщать ощущения покоя или радости бытия плоду. Если он часто испытывает эти состояния в утробе матери, то они запоминаются и, вероятно, определенным образом окрашивают характер будущего мужчины ли женщины.

Также психологи доказали наличие у плода активной сенсорной системы. Не забывайте, что органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. На протяжении последующих шести месяцев они совершенствуются, и специализируется в соответствии с выполняемыми функциями.

Зрение плода находиться в состоянии временного бездействия, т.к. зрение невозможно без света. Плод может воспринимать лишь слабый оранжевый свет, да и то при непосредственном освящении живота матери.

Обоняние также бездействует, т.к. оно может проявиться только при наличии воздуха.

Вкус очень хорошо развит, плод даже может продемонстрировать предпочтение одного другому. Ежедневно он поглощает определенное количество амниотической жидкости (околоплодные воды). Внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и выпивает мать. Это способствует привыканию плода к той или иной пищи, и формирует предпочтение к определенной еде после рождения.

На сегодняшний день наиболее детально изучены чувствительность и слух.

Говоря про чувствительность, конечно же мы имеем ввиду кожный покров. Кожа плода подвергается непрерывному воздействию мышц матери – ее матки и брюшной стенки. Один из врачей из Дании, Франц Вельдман, разработал метод установления связи с плодом на эмоциональном уровне. Гаптономия (контакт через прикосновение) дает возможность поддерживать контакт между отцом, матерью и плодом через брюшную стенку.

Что же касается слуха, в этой области было проведено множество исследований. Результаты просто ошеломляющие.

Что чувствует ребенок в утробе матери: влияние эмоций матери на плод

Многие женщины вынашивают плод, не подозревая, что чувствует ребенок в утробе матери. Но его эмоции начинают свое развитие рано. С помощью современных исследований ученые узнали удивительные вещи о маленьком ребенке, который еще не родился.

Как влияет состояние матери на ребенка

Как только началось развитие малыша в утробе, каждое слово оказывает влияние на него. Женщине рекомендуется особенно следить за своим физическим и психологическим состоянием в первый и третий триместры, так как они являются достаточно сложными.

С 3-го месяца малыш начинает ощущать прикосновения, слышать звуки, чувствовать эмоции. Если будущая мать спокойная, тогда он успокаивается, но от агрессивной речи он становится беспокойным. Если часто повторять какие-то фразы, кроха в животе у мамы способен их запомнить.

Что чувствует ребенок

Ребенок в животе у мамы ощущает чувства из-за гормонов, которые появляются в материнском организме. Если женщина испугалась или расстроилась, вырабатываются гормоны стресса. Они доходят к малышу через кровоток, поэтому он начинает ощущать те же чувства. Если будущая мать находится в спокойном счастливом состоянии, тогда в крови появляются эндорфины, гормоны счастья. В результате малыш также их получает, от этого он радуется. Такие процессы наблюдаются еще вначале беременности.

Во втором триместре происходит развитие слуха, вкусовых рецепторов, открываются глаза. Но что чувствует ребенок в утробе матери:

  1. Врачи заметили, что во время УЗИ плода малыш кривится от горьковатого вкуса околоплодных вод, но он охотно их поглощает, если у них чувствует сладость. Когда беременная женщина употребляет пищу, околоплодные воды впитывают вкус еды. Если женщина ела сладости, тогда и они становятся сладкими.
  2. До 17 недели кроха уже имеет острый слух. Ему доходят звуки из окружающей среды. Это может быть голос, музыкальные композиции. В таком маленьком возрасте ребенок запоминает частые звуки, поэтому после рождения, когда снова их услышит, он успокаивается. Исследования доказали, что классическая музыка положительно влияет на кроху, она его усыпляет. Родителям рекомендуется говорить с малышом в утробе, чтобы он узнал знакомые голоса после рождения. Они его также будут успокаивать.
  3. Малыш во втором триместре чувствует, когда кто-то прикасается к животу. Особенно это заметно на поздних сроках. Когда мать гладит живот, она способна почувствовать шевеление ребенка. Он может сделать ответный толчок, начать выгибаться.
  4. Можно только представлять, что чувствует ребенок в утробе матери. Ведь его ощущения разные. Было доказано, что он начинает видеть сновидения. Когда человек спит, и ему что-то снится, его глазные яблоки двигаются. Именно такое явление можно увидеть у малыша на 22 неделе беременности.
  5. Ребенок чувствует все переживания женщины. А они особенно часто появляются перед родами. Нередко будущая мать боится перед рождением ребенка, этот страх ощущает и малыш. По этой причине врачи советуют женщине постараться успокоиться, общаться с крохой в период схваток, чтобы он убедился, что ничего плохого не происходит. От этого ребенок родится намного спокойнее.
Читать еще:  Консультация для родителей «В каких продуктах живут витамины»

Как реагирует ребенок

Между женщиной и ее ребенком существует огромная связь. Малыш реагирует на изменения в настроении матери. Если случилась неприятность, он также будет переживать по этому поводу. По этой причине в период вынашивания плода не нужно переживать по пустякам. Ведь ребенок плачет только с мамой, поэтому стоит избегать слез.

Если у матери прекрасное настроение, она ощущает радость, тогда и крохе становится хорошо. Несмотря на то, что ребенок еще находится в утробе матери, он умеет улыбаться и веселиться.

Но не только радость и счастье ощущает малыш. Он реагирует и на стрессовые ситуации, печаль. Если мать находится в депрессивном состоянии, у нее ухудшается настроение, а в кровь поступает гормон кортизола, который дойдет и к плоду. В такой ситуации мало кто подозревает, что чувствует ребенок в утробе матери. Но его настроение также ухудшается, отчего он способен ощущать грусть и даже начать плакать. Это было доказано учеными.

Что хорошо, а что плохо для плода

Малыш ощущает все:

  1. заботу;
  2. радость;
  3. любовь;
  4. гнев;
  5. плач матери.

Одни эмоции беременной женщины хорошо влияют на плод, а другие – плохо. В первую очередь стоит запомнить, что все чувства матери передаются ее ребенку. Злость, крик плохо влияют на кроху, а радость и нежность доставляют ему удовольствие.

Специалисты рекомендуют следить за звуками, разговорами и даже мыслями. Будет полезно читать вслух сказки, смотреть положительные фильмы. Стоит отказаться от триллеров, мелодрам, боевиков, ужасов, так как они вызывают бурные эмоции. Лучше не слушать тяжелую музыку.

Каждой женщине стоит задуматься, что чувствует ребенок в утробе матери. Ей необходимо научиться контролировать свои чувства и эмоции, чтобы вырос ребенок, наполненный счастьем и радостью. Свое маленькое сокровище необходимо оберегать от негатива и злости.

Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности

Феномен привязанности (attаchement) матери и ребенка в последние годы находится в центре внимания исследователей. Ему придается большое значение в формировании эффективного материнского поведения, в приспособлении ребенка к окружающему миру, в его гармоничном развитии. Среди исследований, посвященных этой теме можно выделить два основные направления: сравнительно-этологическое и психоаналитическое.
В рамках этологического направления привязанность рассматривается как врожденный биопсихический механизм, объединяющий большинство видов животных с человеком (J.Bowlby, M.D.Ainsworth, D.N.Stern, M.Hubert, К.Лоренц и др.). Дж. Боулби считал привязанность первично специфической системой, смысл которой в поддержании взаимодействия между матерью и младенцем, необходимом для его выживания и развития. Первым шагом к привязанности по данным многих авторов является установление связи в результате ранних контактов в течение первых часов после рождения. Kreisler (1981,1987) показал насколько психосоматическое равновесие ребенка тесно связано с эмоциональным контактом с матерью. Ее поведение при этом рассматривается как ответное и комплиментарное врожденному репертуару поведения младенца (D.Stern,1977). Как любой акт социального поведения, имеющий принципиальное значение для выживания вида, поведение привязанности имеет специфические селективные и пусковые механизмы: морфологические черты, особые запахи, движения и позы. Специфически человеческим стимулом считается улыбка младенца (R.Spits). Более филогенетически древним, но не менее значимым для возникновения привязанности является обонятельная стимуляция (Montagner et al., 1974, Engen et al ,1965, Steiner,1979), наряду с визуальными сигналами, тактильной стимуляцией при сосании, акустической. В работах этого направления анализируется, как влияет синхронность взаимодействия в диаде «мать-дитя» и личностные качества матери на качество привязанности ребенка и ее прочность.
В отличие от этологов, которых преимущественно интересовали взаимодействия ребенка и матери в послеродовой период, психоаналитически ориентированные исследователи сместили фокус своих интересов на психическую историю самой матери и период ее беременности, дополняя объективные исследования привязанности концепцией их «фантазматического» взаимодействия. Они сконцентрировали внимание на значении формирования образов ребенка, в воображении будущей матери, в принятии ею своего новорожденного ребенка. Роли фантазий беременных в настройке «материнского инстинкта» посвящены исследования, Deutsch,1944; Bibring et al,1961; D.Pines,1972; S.Lebovici, 1990, C.Bonnet, 1992; Savatie 1992. Было обнаружено, что фантазии матери относительно беременности и ребенка могут вызывать дисфункцию отношений в диаде, нарушая нормальную привязанность. Отношения матери с ребенком определяются ее собственной историей до и после рождения. Так, по мнению D.Pine, внутренние конфликты и тревоги, относящиеся к прошлым стадиям развития, оживают в данной кризисной точке человеческой жизни (беременности) и воздействуют на реальный образ ребенка. Эти конфликты могут включать как положительные, так и отрицательные проявления как своего «эго», так и партнера женщины, включать продолжение амбивалентных взаимоотношений с ее родителями и сиблингами (Deutsch,1944; Bibring et al,1961). Отсюда следует — для того чтобы могло сформироваться чувство привязанности к ребенку женщина должна во время беременности интегрировать реальность и подсознательные фантазии, надежды и мечтания, относящиеся к ребенку (Pines, 1972).
Итак, с психоаналитических позиций, чувство привязанности матери к ребенку возникает не вдруг — после его рождения, а проходит длительный путь становления, начиная с периода вынашивания беременности ( а возможно и раньше) и продолжается уже после родов, в тесном контакте с ребенком. Таким образом, психоаналитическое направление исследований выводит проблему привязанности в «чисто человеческий план».
Анализируя научную литературу мы не нашли работ, в которых ставился бы вопрос о связи между содержанием переживаний (фантазиями беременных) и физиологическими (инстинктивными) механизмами, лежащих в основе материнской привязанности к ребенку. Поводом к постановке вопроса в такой плоскости стал анализ наших многолетних исследований психологических особенностей вынашивания желанной и нежеланной беременности, который указывает на важную роль телесных ощущений беременных и эмоциональных реакций в формировании привязанности женщин к своему ребенку.
Под нашим наблюдением оказалось 169 первородящих женщин в возрасте от 15 до 29 лет из социально неблагополучных групп населения. Подавляющее большинство из них (84%) были одинокими и рожали в безбрачии, 91% не имели собственного жилья и проживали в родительских семьях; 69% женщин относили себя к бедным и малоимущим слоям населения, 72% не работали и находились на иждивении у родственников, мужей, сожителей. Из этого числа 54 женщины считали свою беременность желанной и сохранили материнство, остальные 115 отказались от ребенка сразу в родильном доме. Эта группа «отказниц» принята нами как верифицированная модель нежеланной беременности. Высокий удельный вес «отказниц» в материале связан с особенностями выборки.
Сначала остановимся на характере телесных ощущений и эмоциональных реакций у женщин, вынашивающих желанную беременность.
Как известно, одним из главных новообразований периода беременности у женщин является возникновение интрацептивного сенсорного опыта взаимодействия с плодом. Формирование этого опыта связано с тем, что, начиная со второй ее половины беременности, у всех женщин возникают естественные ощущения, непосредственно связанные с движениями формирующегося плода. Обычно, женщины субъективно выделяют эти ощущения и сразу отличают их. Они подчеркивают их необычность, несравнимость ни с какими иными, ранее пережитыми телесными феноменами. Описывая эти естественные ощущения женщины, обычно прибегают к чрезвычайно образным сравнениям. Это особенно акцентировано в первое время, пока плод еще мал. Пытаясь передать свои ощущения, беременные рассказывают, как в начале они испытывают очень смутные, слабые, плохо локализованные «толчки», «неотчетливые перемещения». Для сравнения они используют, соответствующие своему настроению, метафоры: «как будто рыбка проплыла», «теплые волны», «мягкие прикосновения», «как будто слегка прикоснулся», «мягко зашевелился» и пр. Ощущения, которые испытывает беременная, обычно эмоционально окрашены в приятные тона. Беременные женщины рассказывают, как они постоянно «прислушиваются», с нетерпением «ждут» этих сигналов, наделяют их важным смыслом, как бы «медитируют» на этих ощущениях. Периодически возникающие шевеления оживляют у них поток фантазий, связанных с ребенком и будущим материнством.
В последующем, по мере роста плода, чувственный компонент этих ощущений становится более ярким, приобретает оттенок предметности. Женщины переживают «отчетливые толчки», «перевороты», «бьется», «толкается». Беременные в этот период обычно начинают трактовать поведение будущего младенца: «проснулся. «, «он маму тревожит. «, «шалит. » и пр. Можно видеть, как наделенная смыслом беременность воодушевляет будущую мать, создает соответствующий аффективный фон, которым она одухотворяет своего будущего младенца. Поэтому в их переживаниях его присутствие вызывает чувство нежности, окрашивается в теплые эмоциональные тона. Для выражения своих чувств, как правило, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы: «мой маленький», «крошечка», «зайчик» и пр. Мысли о нем вызывают улыбку. Некоторые женщины бывают настолько захвачены, погружены в эти переживания, что в их поведении также начинают появляться черты детскости. Они становятся более сенситивными и внушаемыми, беспомощными и размягченными. Как пишет D.Pines, «. рациональность отступает и даже самые образованные, вступают в магический мир детства.»(D.Pines, 1990). Как считают исследователи, в этот период беременности обычно возникает внутренний диалог матери с ребенком. Формирующееся во время беременности особое эмоциональное состояние, способствует простраиванию образ ребенка и, как свидетельствуют исследования Копыл, Баз, Баженовой (1994), включается в ее самосознание.
Однако, в процессе развития даже самой желанной и осмысленной беременности у женщин имеются условия для возникновения целого ряда негативных изменений эмоциональной сфере. На физиологическом уровне эта тенденция связана с появлением ряда вполне естественных эндокринно-соматических и психофизиологических изменений в организме беременной женщины. На смысловом уровне этому соответствует ряд негативных тенденций. Здесь и опасения и страхи, связанные с предстоящими родами, доходящие иногда до паники — «вынесу ли я роды?»; и неуверенность в своих способностях родить и стать «полноценной» матерью; и страх за здоровье и судьбу будущего ребенка, обеспокоенность перед ухудшением материального благополучия своей семьи, перед возможным ущемлением личной свободы, и наконец переживания своей телесной метаморфозы и, связанной с этим переживания своей сексуальной непривлекательности. Оба этих противоположных психологических плана развиваются одновременно и, как показывают наши наблюдения, даже самая желанная беременность прокрашивается особым двойственным, противоречивым, «бинарным», по Л.С. Выгодскому, аффектом, в котором одновременно сосуществуют радость, оптимизм и надежда, и — настороженное ожидание, страх, и печаль. Этот амбивалентный комплекс зарождается уже на самом раннем этапе, когда женщина вынуждена решать вопрос сохранять или прерывать беременность. По мере осознания беременной своего нового качества в ее сознании высвечиваются лишь отдельные и всякий раз определенные грани этого комплекса, изменяя сознание и самосознание женщины, включая в него новые образы, мотивы. Своего апогея амбивалентный аффективный фон достигает в момент деторождения, а его сила и острота переживаний доходит до экстатического уровня. В этот момент (и это особенно выражено у первородящих) болезненные схватки и потуги в чувственно-эмоциональном плане прокрашены радостным нетерпением, ожиданием, восторгом свершения. Перефразируя Л.С. Выгодского можно сказать, что роды, как и творческий экстаз «являются тем моментом, в котором объединяются оба противоположенных эмоциональных плана в одном акте, обнажая свою противоположность, доводя противоречия до апогея» и вместе с тем разряжая ту двойственность чувств, которая все время нарастала в течение беременности.
Родоразрешение, как правило, резко сдвигает всю тональность аффекта в одну сторону. Эмоциональное состояние родильницы окрашено блаженным чувством радости, успокоения, умиротворяющей прострации. На лице сияет блаженная улыбка; женщины с восторгом всматриваются в лицо своего новорожденного ребенка.
Таким образом, в случае вынашивания желанной беременности шевеления плода возникают в естественных временных границах; переживаются как «естественные»; по мере увеличения плода ощущения становятся все более отчетливым, их ощутительный компонент из смутных протопатических трансформируется в более конкретный эпикритический, а чувственная сфера женщины приобретает амбивалентную эмоциональную тональность.

Читать еще:  Амниоцентез: суть исследования, показания и противопоказания, расшифровка результатов

Субъективные переживания, связанные с нежеланной беременностью.

Ребенок в утробе нуждается в прикосновениях

Ученые доказали, что малышу важно чувствовать касания мамы и папы. Младенец может отличать материнские прикосновения от чужих и реагировать движением.

Не нужно углубляться в научные исследования, доказывающие наличие особой связи между малышом в животе и мамой, чтобы убедиться в ее существовании. Если вы ждете ребенка, то и так чувствуете эту волшебную нить между собой и человечком внутри, когда прикасаетесь к животу или ощущаете движения крохи. Однако ученые все же нашли подтверждение того, что будущему младенцу важны прикосновения обоих родителей. Более того, малютки могут отличить, когда живот трогает мама, а когда это делают другие люди.

Ученые шотландского университета Данди зафиксировали шевеление ребенка в утробе, чтобы проанализировать его реакцию на касания. Они наблюдали, как реагирует маленький человек на прикосновения к животу мамы, папы и посторонних.

Когда женщина поглаживала живот ладонью, ребенок «подплывал» ближе, словно желая коснуться ее руки по ту сторону плаценты. Самые интенсивные движения плода отмечались именно после того, как мать коснулась живота. Малыш начинал шевелиться и ерзать куда активнее, словно сообщая: я тут, мамочка, я тебя чувствую!

Интересно и то, что на втором месте по выраженности ответной реакции находятся касания не папы, а незнакомца. Исследователи объяснили это тем, что, вероятно, младенец отзывается на силу и характер поглаживаний, а посторонние люди обычно стараются повторить движения матери, чтобы не доставить дискомфорта. Есть гипотеза, что папино прикосновение знакомо детям, в отличие от чужих рук, поэтому ребенок демонстрирует волнение и тревогу именно после поглаживания незнакомцем.

Малышу важно чувствовать касания мамы и папы

Любое прикосновение к животу является формой общения матери и дитя, ведь для младенца другие способы коммуникации пока недоступны. Пинки, перевороты, толчки – этими движениями малыш дает знать маме, хорошо ли ему, испытывает ли он дискомфорт от выбранной ею позы, нравится ли ему еда, которую она пробует, не настораживают ли его громкие звуки, которые слышны ему сквозь плацентарный мешок, и множество других сообщений.

Для полноценного внутриутробного развития вашего чада важны касания – как материнские, так и отцовские. Доказано, что малютка может различать руки папы и мамы, как и их голоса. Обязательно подключайте к легкому прикосновению мягкую речь, баюкайте ребеночка тембром, рассказывайте ему, с каким нетерпением ждете встречи с ним, описывайте ему обстановку дома и на улице, спрашивайте, нравится ли ему блюдо или музыка, даже зная, что ответить он вам не может. Вернее, может, но по-своему – пинками и шевелением.

Некоторые мамы читают сказки своему животу во время беременности – звучит весьма странно, но такая практика упрочняет духовную и эмоциональную связь между матерью и ребенком, а если участником действия становится и папа, то возрастает также и партнерская привязанность.

Как настроение мамы влияет на состояние малыша. Отвечает психолог.

Связь между мамой и ребенком сохраняется на всю жизнь, а первые месяцы и годы жизни она особенно прочная. Доказано, положительные эмоции мамы оказывают огромное влияние на здоровое развитие ребенка.
Анастасия Гавриленко – детский и семейный психолог — подробно рассказала нам, как настроение мамы влияет на состояние малыша.

Связь “мама и малыш” устанавливается ещё до рождения ребенка.
Эмоции, которые мама испытывает во время беременности, передаются малышу.
В утробе матери ребенок защищен плацентой от многих опасных веществ, но не от материнских гормонов. Поэтому когда будущая мама о чем-то тревожится и переживает, в ее крови выделяются гормоны кортизол и адреналин, которые также поступают к малышу. Под влиянием гормонов ребенок перенимает психологическое состояние мамы. Научно доказано, что ещё не родившийся ребенок уже может грустить и плакать.
Поэтому эмоциональное состояние будущей мамы очень важно.
Уже во время беременности происходит закладка психики и нервной системы ребенка, которые повлияют на всю его дальнейшую жизнь.

Что такое эмоциональная связь с малышом?
Эмоциональная связь — это то, что позволяет маме понимать своего ребенка без слов. Именно качественная эмоциональная связь помогает маме чувствовать внутренний мир ребенка и поддерживать его в нужный момент. Это работает и в обратную сторону — ребенок через звуки, интонации, прикосновения и взгляды понимает и чувствует маму. Это глубокая связь, основанная на близости и доверии.
Примеры эмоциональной связи:
• мама формулирует желания малыша, когда он ещё не освоил речь и жестикуляцию
• мама по тембру крика младенца распознает, в чем причина дискомфорта
• мама на расстоянии может почувствовать, что ребенок проснулся — у нее вдруг приходит молоко
Что помогает маме формировать эмоциональную связь?
• Развитие и доверие интуиции
• Множественный физический контакт с ребенком: носить в течение дня в разных положениях, обнимать, танцевать с ним, гладить и т.д. Именно телесный контакт знакомит малыша с границами своего тела, его возможностями и ограничениями.
• Грудное вскармливание (когда оно маме в удовольствие)
• Внимательное общение, контакт глаз.

Как настроение мамы влияет на поведение малыша?
Даже самые маленькие дети считывают мамино настроение через «невербалику» и очень чутко понимают, что сейчас маме плохо. Какой бы она ни пыталась казаться радостной и веселой.
• Дети смотрят на мимику, положение бровей, уголков рта, взгляд — тяжёлый, легкий. Они с рождения изучают маму по мимике и показывают то, что видят, копируют те же выражения лица. Как бы синхронизируются с мамой и начинают испытывать те же эмоции и чувства!
• Голос — это один из мощных инструментов влияния на ребёнка. Дети чувствуют интонацию, тембр речи.
В утробе и при рождении первые ощущения ребенка – тактильные. И только потом постепенно вступают в работу все органы чувств: он слышит, осязает, ощущает вкус. Поэтому прикосновения — это одна из базовых психологических потребностей ребёнка. Если их недостаточно, ребёнок обязательно будет об этом сигнализировать.
Задача мамы — понять о чем этот сигнал!
Если этот контакт есть, он нежный и ласковый — ребёнок это чувствует и отвечает взаимностью. Если мама нервничает, устала, обессилена, озабочена какими-то проблемами, то и ребёнок чувствует это, потому что её прикосновения менее ласковы или могут быть даже грубы.

Когда мама устанавливает качественную эмоциональную связь с малышом, это положительно отражается на всех сферах его развития:
• Возрастает познавательная активность: малыш спокойно изучает мир, чувствуя мамину поддержку.
• Физические данные развиваются по возрасту — те самые “вовремя сел, вовремя пошел”, о которых так беспокоятся мамы.
• Формируется эмоциональный интеллект: ребенок учится понимать свои и чужие чувства, лучше осознает свои потребности и желания, что станет залогом его счастливой жизни.

Ребенок способен понять гораздо больше, чем можно подумать. Когда ваш малыш капризничает «без причины», обратите внимание на себя. Ведь вы и есть проводник в мир чувств и эмоций вашего ребёнка!

Связь мамы и малыша во время беременности

О том, что мама и малыш в утробе связаны – это известно всем. Ведь часто мы слышали от своих мам, что нервничать нельзя, ведь все передается ребенку.

Во время беременности со мной произошел один удивительный случай. Благодаря которому, я не только поняла, но и прочувствовала необыкновенную связь с ребенком.

26 неделя беременности

26 неделя беременности – я лежу в патологии с тонусом. Так как серьезных проблем у меня не было, я хоть и числилась в стационаре, но приходила туда утром на обход, потом процедуры, а в обед уходила домой.

В тот день нас с мужем пригласили на день рожденья к родственнице. Я с утра приготовила с собой парадную одежду и косметику. Все это запаковала и пошла в стационар. Не могла же я прийти при полном параде на утренний осмотр. Притом в обед после процедур, я рассчитывала поспать и отдохнуть. С мужем договорились, что в 16:00 он будет меня ждать у выхода.

Прошел обход, потом к нам заглянула медсестра и продиктовала фамилии обладательницы коих, должны пройти на КТГ (кардиотокография). КТГ представляет собой метод функциональной оценки состояния плода во время беременности на основании регистрации частоты его сердцебиений.

Подошла моя очередь, я зашла, легла. Мне помазали живот специальным гелем (и почему эти гели всегда такие холодные?), потом датчиком нашли, где бьется сердечко моего сыночка, стали закреплять датчик специальным ремнем. Но не тут, то было. Сыну видимо не очень понравилась эта процедура, поэтому он за секунду перекрутился, и потом, сколько не искали, малыш все время вертелся и не давал произвести процедуру. Медсестра отправила нас обратно в палату, сказала, что может, позже попробуем еще раз.

Как же мы связаны!

После обеда я достала свою косметичку и начала «наводить» красоту. Когда мое отражение в зеркале преобразилось, и я была довольна результатом, зашла медсестра, и мы с ней отправились на КТГ дубль 2.

Ситуация повторялась, пока медсестра держала датчик рукой – все хорошо. Только начинали прикреплять ремни, как сын переворачивался, и мы снова долго его искали. Пришлось медсестре все 20 минут датчик рукой держать. Начали записывать сердцебиение, я взглянула на часы – 16:25, я ужасно опаздываю и муж, наверное, уже 10 раз звонил, а телефон в палате.

Так вот, как только я посмотрела на часы, сама еще не успела испугаться, как сердцебиение сына сильно участилось. Медсестра сразу спросила, почему я нервничаю, т.к. пришлось еще раз переписывать.

Как же мы связаны, мать и дитя! Этот случай произвел на меня чрезвычайное впечатление. Я стала совсем по-другому относиться к своим эмоциям. В тот день я записала в своем дневнике: «Боже, какая же я счастливая. Я получила такой необыкновенный, незабываемый опыт. Теперь я наверняка знаю, что мой сыночек все чувствует и понимает. Конечно и все негативные эмоции отражаются на нем, но несомненно и позитивные тоже. А значит, сын знает, как же я его люблю! Сыночек, родной мой, мы с папой очень тебя любим и ждем встречи с тобой! Ты расти, набирайся сил и как придет время, мы с тобой встретимся. Итак, теперь только позитиФФФФ. Спасибо тебе. Я так счастлива»

Слово для будущих папочек

Во время беременности эмоциональное состояние женщины не устойчиво, поэтому дорогие будущие отцы, помогайте своим мамочкам, относитесь терпимее к прихотям и возможно капризам. Почаще общайтесь со своим малышом, поверьте, он не только все слышит, но и все понимает. От вас очень многое зависит, ведь Вы наша поддержка и опора. Учитывайте, еще тот момент, что ближе к родам женщина чувствует себя маленьким, а иногда и большим, бегемотиком. И только вы в силах убедить – она самая прекрасная женщина на земле. Проявите терпение, заботу и любовь. Потом с торицей получите вознаграждение.

Дорогие, мамочки и папочки, на вас возложена огромная ответственность – рождение новой жизни. Во время беременности ощютите в полной мере счастье и тогда сердце вашего крохи, тоже наполнится счастьем!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector