Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детские страхи: причины появления, методы избавления и рекомендации для родителей

Детские страхи: Как победить? Рекомендации родителям

В раннем возрасте у детей появляется огромное количество необоснованных страхов. Они боятся буквально всего. Темноты. Монстра под кроватью. Злых клоунов. И других вещей.

Мы расскажем о разных группах детских страхов. Поведаем о том, как определить, чего именно боится ребенок. И как избавить его от фобий.

То, что ребенок чего-то боится — вполне нормально

Психологи считают, что наличие страхов у детей — вполне нормальное явление. Если у ребенка есть фобии, это не говорит о проблемах с психикой. Даже вы наверняка боялись чего-то, когда были маленькими.

Возрастные виды страхов

Существует несколько видов страхов. Самые распространенные из них — возрастные. Они появляются только в определенный период взросления ребенка.

Страхи маленьких детей

Маленькие дети могут бояться:

  1. Неизвестных шорохов в коридоре.
  2. Резких звуков.
  3. Остаться в комнате или квартире одни. Когда никого из взрослых нет дома.

Страхи подростков

У подростков тоже бывают страхи. Они могут бояться:

  1. Получить плохую оценку по контрольной работе в школе и остаться на второй год.
  2. Стать изгоем в классе. Подвергаться издевкам со стороны сверстником.
  3. Войти в новый коллектив.

Не бойтесь возрастных страхов ребенка: благодаря им он взрослеет

Психологи считают, что переживать из-за наличия у ребенка возрастных страхов не стоит. Они помогают чаду стать взрослее. И сильнее.

Когда нужно вмешиваться в страхи ребенка?

Вмешиваться в ситуацию нужно только тогда, когда вы замечаете: страхи слишком сильно перегружают психику ребенка. Доставляют ему моральные страдания. И негативные эмоции.

В этом случае помогите ребенку справиться со страхами. Поговорите о них. И попытайтесь объяснить, что на самом деле ребенок сам накрутил себя. А видимых причин для того, чтобы бояться, нет.

Если же исправить страхи ребенка не получается, то отправьтесь к психологу. Он поможет понять причины их появления. А также избавиться от них.

Также, можете воспользоваться нетрадиционной медициной. Отправиться с ребенком к экстрасенсу, который с помощью молитв поможет избавить ребенка от фобий. Конечно, работоспособность этой методики сомнительна. Но, как минимум, ребенок сможет избавиться от страхов благодаря самовнушению.

Не лечить страхи — опасно. Поскольку из-за них ребенок будет постоянно пребывать в тревоге. И не сможет полноценно существовать в обществе.

Основные группы страхов, которые возникают у маленьких детей

У детей раннего возраста возникают страхи нескольких групп. Давайте рассмотрим их.

Группа #1: Боязнь Бабайки, волка и других потенциально «опасных» персонажей

В рамках этой группы, ребенок боится всяких мифических персонажей. Бабу Ягу, Бабайку и волка. Возникают подобные страхи потому, что родители сами навязывают ребенку факт существование этих персонажей.

Например, когда мама говорит: веди себя хорошо или: «серый волк укусит тебя за бочок»/»тебя украдет Баба Яга»/»Тебя утащит в чулан Бабайка». А также читают самую популярную в странах СНГ страшилку. «Баю-баюшки баю. Не ложися на краю. Придет серенький волчок. И укусит за бочок».

Эти считалочки и страшилки, конечно, очень действенные. Помогают дисциплинировать ребенка. Однако, и приносят вред. Делают так, что ребенок начинает бояться мифических персонажей. И видит их буквально везде.

Старайтесь использовать Бабу Ягу, волка и Бабайку в качестве страшилок как можно реже. Вместо этого, можно, например, говорить о существующих персонажах. Например: «Веди себя хорошо, или тебя заберут милиционеры».

Милиционеры — не злые персонажи. Их задача — блюсти порядок и соблюдение закона. При этом, они могут забирать с собой в отделение детей, которые плохо себя ведут.

Соответственно, используя образ милиционера в рамках страшилки, вы поступаете очень хитро. Ребенок перестает вести себя плохо. Но, при этом, и не начинает бояться, что милиционер будет сидеть у него под кроватью (как, например, серый волк).

Группа #2: Боязнь незначительных вещей

В рамках второй группы, ребенок может бояться потенциально безопасных вещей:

  1. Темноты.
  2. Плохой оценки за контрольную.
  3. Разнообразных монстров.
  4. Собачек, кошек.
  5. Монстров, которых он случайно увидел в мультфильме.

Эта группа страхов не очень опасная для ребенка. От подобных фобий несложно избавиться. Достаточно всего лишь поговорить с ребенком. И объяснить ему, почему вышеназванных вещей бояться не стоит.

Справиться с боязнью темноты можно следующим образом. Выключите свет в определенной комнате. Возьмите ребенка за руку. Зайдите туда. И постойте на протяжении нескольких минут. Ребенок поймет, что ничего страшного в темноте нет. И не будет ее бояться.

Объяснить необоснованность остальных страхов можно с помощью обычного разговора. В рамках которого вам предстоит подбодрить ребенка. Сказать ему несколько добрых слов.

Группа #3: У ребенка без причины возникает тревога

Некоторые дети испытывают чувства страха, тревоги. Но не понимают, по какой причине это происходит. Не осознают, чего именно они боятся.

В этой ситуации вам предстоит разбираться с ребенком, в чем же проблема. Поговорите и узнайте следующие моменты:

  1. Сколько дней или недель назад у ребенка появился страх?
  2. Что происходило в тот день, когда он начал чего-либо бояться? Вполне возможно, что фобию спровоцировал какой-нибудь ужастик, который шел по телевизору. Или, может быть, он увидел страшную картинку в интернете.

В процессе разговора вы сможете выяснить, чего именно боится ребенок. После этого отправляйтесь вместе с ним к психологу. И помогайте чаду избавиться от своих фобий.

Группа #4: Ребенок использует несуществующую фобию для манипуляций родителями

Существуют ситуации, когда дети ничего не боятся, но говорят родителям, что у них есть фобии. Они используют эту тактику для манипуляций взрослыми. Например, говорят, что боятся темноты. И просят родителей взять их спать в свою кровать.

Если вы каким-либо образом заподозрите, что у ребенка нет страхов, то сообщите ему об этом. Скажите, что раскусили его. И попросите перестать поступать подобным образом.

Скажите ребенку, что, помимо подобных манипуляций, есть другие способы решения проблемы. Обычный разговор по душам. Если же ребенку просто не хочется спать без вас, то поговорите с ним. Объясните, что в старшем возрасте дети должны ночевать отдельно. Поскольку они уже не маленькие.

Постепенно делайте так, чтобы ребенок ложился спать без вас. Убаюкивайте его. Помогайте справиться со своими страхами. И успокаивайте перед сном.

Если ребенок будет пытаться манипулировать вами повторно, то в этот раз не верьте разговорам о фобии.

Рекомендации по тому, как избавить ребенка от страхов

  1. Проявляйте по отношению к ребенку ласку, любовь и заботу. Уделяйте ему достаточное количество внимания.
  2. Обнимайте, целуйте ребенка по несколько раз в день.
  3. Говорите ребенку, что всегда придете ему на помощь.
  4. Если ребенок боится какого-то монстра, то попросите изобразить его. Нарисовать во всех подробностях. Так ребенок сможет увидеть свой страх в лицо. После этого выйдите с рисунком и ребенком на улицу. Возьмите зажигалку. И дайте ребенку возможность поджечь бумагу с монстром. Если ребенок уничтожит чудище, то перестанет его бояться.
  5. Если ребенок маленький, то проблему фобии монстров и чудовищ можно решить с помощью юмора. Скажите, что вся нежить очень сильно боится львов и тигров. Если малыш порычит, то монстры его очень сильно испугаются. И начнут убегать из комнаты.
  6. Если ребенок боится шорохов и звуков, то объясните, откуда они берутся. Огромное количество действительно пугающих вещей можно описать словами. Например, если в прихожей скрипит пол, то скажите, что по нему прошел отец ребенка. Который просто шел на кухню. Если из соседней комнаты доносится скрип двери, то взрослые просто открыли шкаф. Объясните, что никаких монстров в вашей квартире нет. И что они не могут пройти через дверной замок.

Эти рекомендации помогут вам избавить ребенка от страхов.

Важно! Если от определенных страхов вылечить ребенка не удается на протяжении нескольких месяцев, обязательно идите к психологу. Без вмешательства доктора не обойтись!

Рекомендации родителям, дети которых испытывают страх

Рекомендации родителям, дети которых испытывают страх

Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Отдельно хотелось бы остановиться на образе гиперопекаемого, сверхлюбимого, «смыслежизненного» ребенка.

Родители желали, ждали и любят своего ребенка. Однако она опасаются за его благополучие, жизнь, будущее. И вот сверхзаботливые родители завязывают своему чаду глазки:

«Не надо смотреть на все это, это опасно, вдруг что-то увидишь, испугаешься.

И ушки завяжем, чтобы ты не смог услышать грубости, несправедливости окружающего.

А ротик завяжем – не дай Бог, что-то не то скажешь, тебя обидят.

Чтобы что-либо ты не натворил, не сделал, мы тебе и ручки свяжем, зачем – мы за тебя все сделаем, а чтобы ты не пошел, куда не стоит ходить, туда, где опасно и страшно, мы тебе и ножки свяжем, мы тебя сами отведем куда надо.

А самое главное – это твои чувства, мы не хотим, чтобы тебя обидели люди, мальчики или девочки, нам не нужно, чтобы ты, наш любимый ребеночек, переживал, страдал, огорчался, мы завяжем тебе и сердце.

Вот теперь ты в полной безопасности, ты не ошибешься в жизни!»

Ну и каково этому ребенку, как ему жить, как его воспринимают окружающие, что у него в душе? Кроме умного лобика да еще небольшой части тела, свободного у ребенка нет ничего!

Жуткий, утрированный, преувеличенный до крайности пример. Но задумайтесь над ним, любящие родители! Ребенок должен многое видеть, слышать, чувствовать, проходить свой путь, сражаться со своими страхами, учиться преодолевать проблемы, понимать себя и других. Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку возможность действовать самому – это лучший способ избавления от страхов.

Ежедневно находить время для общения с ребенком тет-а-тет, тем самым давая возможность малышу поделиться с Вами своими секретами, тревогами, попросить помощи, совета.

Слушайте ребенка внимательно. Не пытается ли он рассказать Вам о том, что кто-то запугал его, или Вы своим поведением внушили ему страх? Воспринимайте рассказы малыша серьезно.

Первым делом выяснить причину страха.

При выборе воспитательных мероприятий учитывать, что страхи имеют непроизвольный и неосознанный характер.

Помнить, что малыш не может управлять своим поведением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения неэффективны.

Ни в коем случае не наказывать ребенка. Если бы каждая мать, ругая его, могла представить, что ночью она превратится в Бабу Ягу, а каждый жестокий отец – в Бармалея, они бы гораздо лояльнее выбрали бы методы воспитания.

Ни в коем случае не запугивать малыша и даже тогда, когда родители сами опасаются за его безопасность.

Не манипулируйте детскими страхами. Успокаивайте, но не создавайте для детей особых условий.

Воспитание страхом – жестокое воспитание. Последствия его – тревожная мнительность, чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала.

Не напоминать ребенку о страхе. Не злоупотреблять чтением сказок и просмотром кинофильмов.

Обучать терпимости к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источникам страха (например, драчуна, которого ребенок боится, можно запугать ему самому, а не просто отступить перед ним).

Страх перед засыпанием свидетельствует о том, что сфера подсознательного у ребенка нуждается в более тесном контакте с мамой. Поэтому не стоит стараться во чтобы-то ни стало приучать малыша засыпать в одиночестве. Если ребенок стремится почувствовать рядом с собой близкого взрослого человека, его желание необходимо удовлетворить.

Если малыш боится темноты, купите ему веселый ночничок в виде, например, волшебного гномика, который не допустит и близко всяких монстров (постепенно увеличивая время отключения светильника).

Красочное постельное белье с различными сказочными персонажами, обнимающими со всех сторон малыша, никогда не дадут его в обиду.

Когда малыш боится замкнутого пространства, оставьте открытой дверь в его комнату, побудьте рядом с ним.

Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть и любимая игрушка заснет в его кроватке.

Если малыш боится оставаться в комнате один, возьмите его за руку, поцелуйте ладошку сожмите кулак. Скажите, что это его защита, которая останется с ним на все ночь.

Если ребенок боится, что в туалете или под кроватью притаились чудовища, проверяйте вместе с ним перед сном эти места и положите рядом с малышом фонарик.

Когда ребенок боится темноты, поиграйте с ним в темной комнате в разведчика, когда боится врача – в больницу. Главное – игра должна быть интересной, и конечным результатом ее должно быть убеждение ребенка в том, что страх его напрасный.

Дайте ребенку карандаши, пусть он рисует свои страхи до тех пор, пока не освободится от них.

У более старших детей, в некоторых ситуациях, попытайтесь уменьшить страх с помощью стыда, хотя бы такой фразой: «Тебе должно быть стыдно, ты ведешь себя как маленький, испуганный котенок».

Положительным примером борьбы с детскими страхами может стать рассказ родителей о своих детских страхах. Расскажите малышу, как Вы с ними боролись и победили.

Никогда не стыдите своего ребенка за испытываемый страх. Стыд и страх взаимосвязаны. Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх, но он не исчезает, а усиливается. Стремясь избавится от него ребенок прибегнет к действиям, которые закрепятся как вредные привычки: начнет сосать язык, палец и т.д.

Родители должны умерить свои требования к детям, реже наказывать их и меньше обращать внимания на враждебность, которую они время от времени проявляют к нам.

Чаще говорите ребенку, что в жизни нет ничего страшного, что мама и папа сильные, и в случае опасности всегда смогут защитить.

Реакцию страха можно предвидеть и предупредить ее. Так, например, перед посещением зоопарка рекомендуется рассказать ребенку, что не все звери хорошие и добрые, есть дикие и страшные.

Есть много детских книжек, где герои побеждают страх. Читайте их вместе с детьми, чтобы они знали, что они не одиноки и страх присущ многим, но можно его победить.

При обучении ребенка письму, лучше использовать простой карандаш с резинкой, чтобы малыш в любой момент мог вытереть то, что плохо получилось (профилактика страх неуспешности).

Читать еще:  Развитие речи у детей от 2 до 3 лет

Женщины лучше переносят боль и нередко мужественнее, чем мужчины, преодолевают страх, потому что над их страхами, над их болью в детстве никто не смеялся, их страхи понимали, им их прощали и старались объяснить природу страха.

Спрашивайте, не хотят ли они попробовать два-три раза испытать то, чего они боятся, прежде чем отказаться от этого навсегда.

Не заставляйте детей силой преодолевать страх. Некоторые дети могут сразу прыгнуть в бассейн и поплыть, а другие все лето будут наблюдать со стороны, прежде чем осмелятся войти в воду. Уважайте своего ребенка и имейте терпение и веру.

От страхов ограждают мудростью и предусмотрительностью. Склонность к страху преодолевают добротой.

Как не надо вести себя родителям с детьми,

которые испытывают страх

Использовать методы запугивания и наказания в целях воспитания.

Не обращать на страх ребенка никакого внимания и не пытаться помочь преодолеть его ему.

Перегружать фантазию и воображение малыша пугающими его сказками и историями.

Передавать свой страх ребенку.

Не подшучивайте над детскими страхами, не углубляйте их, загоняя в глубину детской души.

Никогда не стыдите своего ребенка за испытываемый страх. Стыд и страх взаимосвязаны. Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх, но он не исчезает, а усиливается. Стремясь избавится от него ребенок прибегнет к действиям, которые закрепятся как вредные привычки: начнет сосать язык, палец и т.д.

Никогда не оставляйте ребенка одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление неожиданного, пугающего. Ребенок исследует неизвестное только рядом со взрослым.

Рекомендации воспитателям детей, которые испытывают страх

Уже в начале учебного года необходимо установить тесный контакт с родителями своих воспитанников, запишите их пожелания. Зафиксируйте и собственные представления проблемы каждого конкретного ребенка.

Когда в группу приходят новенькие дети, дайте возможность другим воспитанникам самостоятельно объяснить вновь поступившим правила поведения в дошкольном учреждении. (Профилактика страха быть непринятым в коллективе).

Знакомя детей с правилами поведения в группе, проведите занятие-игру, на которой можно использовать эти правила. В этом случае ребенок сможет четко понять, чего от него хотят. (Профилактика страха сделать что-либо не так, быть наказанным).

Следите, чтобы установленные правила не приводили к эмоциональному или физическому унижению какого-нибудь ребенка его сверстниками. (Профилактика быть непринятым в коллективе).

Придумайте для некоторых детей условный «секретный сигнал», который напоминал бы им о том, что они сделали что-то не так и нужно немедленно принять правила игры. (Профилактика и коррекция страха неуспеха, страха быть осмеянным).

Используйте условные знаки из цветной бумаги, чтобы сигнализировать не словом, а знаком о необходимости изменения поведения детей в группе в данный момент, например, «разговаривать нельзя – красный прямоугольник; разговаривать разрешается – синий прямоугольник; можно свободно играть любыми игрушками – зеленый прямоугольник». (Профилактика страха словесного наказания).

На занятиях используйте приемы гуманной личностно-ориентированной педагогики сотрудничества – «ответ на ушко». (Профилактика страха неуспеха, неправильного ответа).

Стимулируйте желание детей использовать уже полученные знания для самостоятельного решения незнакомых заданий, давая условный сигнал: «время рискнуть – кружок, разделенный пополам: одна половина красного цвета, а вторая — черного». (Профилактика страха неуспеха, неправильного ответа).

Обсуждайте вместе с детьми различные способы выхода из ситуаций, которые могли бы произойти в жизни группы. Помогите оценить детям, насколько конструктивным окажется выбор каждого из них.

Дайте возможность ребенку определиться со своими страхами. Обсудите с ним различные случаи, которые бы демонстрировали: то, чего они боятся, на самом деле не страшно.

Создавайте условия, которые способствуют установлению и развитию дружеских отношений между детьми. (Профилактика страха одиночества, страха конфликта).

Придумайте вместе с детьми различные способы похвалы (аплодисменты, поднятие кулачков, большого пальца вверх, скандирование и т.п.).

Проводите один раз в неделю «День хорошего настроения», «День улыбок» и т.п.

Сразу выделите малышей, которые склонны уединяться, и следите, чтобы другие дети не забывали приглашать их в совместные игры.

ПОМНИТЕ: воспитательное влияние игры сильнее любой нотации. Для дошкольников даже самые детальные словесные поучения мало что значат, т.к. у них еще недостаточно зрелая и физиологически развита вторая сигнальная система. Использование же игры, как дидактического приема, дает возможность наиболее быстрого достижения психопрофилактического и лечебного эффекта, ведь игра основана прежде всего на личностном интересе каждого ее участника и вызывает у детей лишь положительные эмоции.

Детские страхи: типология и рекомендации родителям

Детские страхи – это нормальное явление, главное – соответствие страха своему возрасту. Они преодолимы: родители и дети вместе могут справиться со страхами. Правильное поведение родителей поможет ребенку вырасти психологически сильным и вступить во взрослую жизнь сформировавшейся личностью без лишних комплексов.

Детские страхи имеют свою специфику в зависимости от возраста ребенка, а также уровня его психического развития. Иногда они могут наблюдаться при неврозах и других заболеваниях, но если родители будут знать, какие страхи типичны для ребенка соответствующего возраста, преодолевать их вместе будет проще.

Ниже описаны типичные, часто встречающие страхи, разделенные по этапам взросления ребенка.

Типичные страхи до года

У большинства новорожденных имеются инстинктивные формы защиты при громких звуках или внезапном приближении большого предмета. Младенец при этом проявляет общее беспокойство: напрягается, вскидывает ручки.

В 7 месяцев ребенок уже проявляет сильное беспокойство при продолжительном отсутствии мамы. Это указывает на наличие чувства привязанности. Лежащее в основе данного страха чувство беспокойства — это прообраз чувства тревоги в ситуации одиночества или прекращения эмоционально значимых связей с близкими людьми. Подобная форма беспокойства максимально выражена до двух с половиной лет у девочек и до трех лет у мальчиков.

В 8 месяцев возникает страх перед незнакомыми, чужими взрослыми, особенно женщинами, не похожими на мать. Это указывает на появление психологических категорий «свой» и «чужой», а в более широком смысле – это страх перед незнакомым, новым и неожиданным воздействием или всем тем, что отличается от привычного образа матери. Обычно, если ребенок не испытывает каких-либо пугающих воздействий, падений, болезненных процедур, помещения в больницу, этот страх проходит к середине второго года жизни.

Родителям нужно особенно внимательно и чутко относиться к ребенку первого года жизни, не перепоручать уход за ним родственникам, не совершать длительных поездок, не отдавать малыша без особой необходимости в ясли и находиться с ним, если он попал в больницу. Это особенно важно при ослабленном здоровье ребенка, когда у него неспокойный сон, плохой аппетит, ярко выражены беспокойство и возбудимость, неустойчивость настроения и капризность.

Типичные страхи от года до трех лет

На втором году жизни 50% детей испытывают страх при неожиданном появлении постороннего, нахождении на высоте, боли, резком звуке и пребывании в одиночестве. В два года может появиться страх перед животными, чаще собаками, и перед движущимся транспортом. На третьем году возникает страх перед наказанием, который отражает возрастающую активность детей и их понимание последствий своих поступков.

Если в этот период отец принимает активное участие в воспитании, то страхи у детей этого возраста выражены значительно меньше. Важно, чтобы воспитание не превращалось в войну с формирующимся чувством «Я» у ребенка. Ни в коем случае нельзя запрещать ребенку говорить о том, что он боится. Малышу должна быть предоставлена возможность выражения своих переживаний, в том числе и отрицательных. А задача родителей – помогать ему преодолевать реальные и в том числе воображаемые опасности.

Типичные страхи от трех лет и до подросткового периода

В возрасте от трех да пяти лет многие дети боятся боли, неожиданных, особенно громких звуков, сказочных персонажей; каждый третий – темноты, транспорта, воды, одиночества и замкнутого пространства. Чаще такие страхи встречаются у детей, чьи родители сами излишне беспокойны и в то же время принципиальны в попытках не преодолеть, а избавить ребенка от страхов.

В возрасте шести лет иногда появляется страх смерти, обусловленный осознанием необратимости происходящих возрастных перемен, а также постижением категорий времени и пространства. Обычно он выражается не прямо, а в типичных для этого возраста страхах нападения стихии, например, возникновения пожара, землетрясения. Подобные страхи встречаются почти у каждого второго ребенка.

В младшем школьном возрасте прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются типичные новые — боязнь получить плохую отметку или опоздать в школу. Старшие дошкольники очень чувствительно реагируют на конфликтные отношения в семье, и это усиливает их страхи.

Приобретенные страхи – угрозы родителей

Одной из распространённых ошибок родителей, порождающей лишнее беспокойство – привычка говорить ребенку, что, если он будет себя плохо вести, придет серый волк, чудовище, «злой дядя» и заберет его? Почти все взрослые помнят, что в советском детстве их иногда пугали милиционером, который придет и заберет с собой, если они будут плохо себя вести. Например, подростки, все подобные угрозы воспринимают как пустые слова и не принимают их всерьез. Совсем иначе к ним относятся дети дошкольного возраста, особенно если такие угрозы исходят от родителей – самых близких людей. Малыши на самом деле верят подобным угрозам, и для многих они приобретают большую реалистичность, а благодаря яркой фантазии усиливаются и, нередко, в конце концов, трансформируются в страх.

Родители — это самые близкие и дорогие люди, именно от них ребенок всегда ожидает участия и поддержки, полагается на их защиту в сложных ситуациях. Угроза с чудовищем в первую очередь пугает, и если самые близкие люди пугают ребенка, то у малыша возникает очень сложная ситуация: с одной стороны, он любит родителей и доверяет им, a с другой стороны, они в такой ситуации для него становятся злыми, пугающими и им сложно доверять. В словах «придет злое чудище и заберет» скрывается ложь — мы же прекрасно знаем, что никто не появится. У ребенка может возникнуть желание проверить – а появится ли чудовище? И когда никакого чудища они не увидят, то у них сразу возникнет несколько новых идей. Мысль первая: «Родители меня обманули». Мысль вторая: «Я могу озорничать, а наказания не последует». Мысль третья: «Что случилось с моей мамой? Она всегда такая добрая, а сейчас вдруг меня пугает». Все эти мысли и идеи никаким образом не способствуют установлению доверительных и теплых отношений в семье, напротив, могут спровоцировать отдаление ребенка от родителей, появление различных детских страхов. Становится очевидным, что любые угрозы носят манипулятивный характер, и использовать их в процессе воспитания ребенка не стоит.

В определенные периоды жизни ребенка страхи являются нормальной естественной реакцией на многое непонятное, непознанное, неизвестное. Для каждого возраста даже существуют свои «типичные» страхи. «Ребенок любого возраста, как правило, не осознает свой страх, особенно дети доподросткового возраста. – Говорит Елена Кречко, эксперт в области организационного и семейного консультирования центра «Элитора». – Родителям важно «запастись» терпением, так как ребенок может защищаться и в том числе нападать и вести себя агрессивно по отношению к родителю, не принимать его помощь. В такие моменты помогут просто заботливое отношение и сказка » по теме» на ночь, приятная и любимая музыка детства, а также возможность совместного рисования, лепки, приготовления еды и т п, что способствовало бы креативному преодолению трудной ситуации!»

Главное, не стоит паниковать и излишне тревожиться за психическое здоровье ребенка, просто нужно вместе с ним пережить нелегкий момент его развития. Преодоленный страх – залог будущей веры в свои силы и возможности.

Детские страхи — как помочь ребенку не бояться

«Мама, я боюсь, что паук заползет ко мне в кровать», «не выключай свет, я боюсь темноты»… Детские страхи появляются внезапно и часто развиваются в возрасте около двух-трех лет. Именно тогда, когда ребенок учится самостоятельности и начинает понимать, что мир не всегда безопасен.

Психологи успокаивают: детские страхи естественны, не несут угрозы для психики и проходят обычно в течение трех-четырех недель. Попробуем разобраться в причинах и методах преодоления детских страхов.

Возраст детских страхов

Страх — это друг человека, его дар. Чувство страха было дано нам, чтобы мы могли оценивать опасность и избегать ее, но вместе с очевидными плюсами, страхи приносят в нашу жизнь много досадных минусов. Детский страх, как и взрослый, может быть необоснованным, стать навязчивым, а ребенку иногда требуется помощь, чтобы научиться справляться с пугающей информацией.

В каждой возрастной группе встречаются свои страхи, но рассматривают и список самых распространенных:

  • Страх остаться без родителей (одиночества);
  • Страх плохих снов;
  • Страх темноты (неизвестности);
  • Страх злодеев из сказок;
  • Страх войны;
  • Страх природных катаклизмов;
  • Страх наказания;
  • Страх боли (уколов, врачей);
  • Страх смерти.

Возрастные страхи могут задерживаться у человека дольше «положенного», именно поэтому многие взрослые продолжают с детства бояться высоты или громких звуков.

страх разлуки с близкими;

страх громких звуков.

  • страх одиночества;
  • страх незнакомых взрослых.
  • страх наказания;
  • боязнь животных;
  • страх высоты;
  • боязнь громких звуков.
  • страх темноты;
  • страх сказочных персонажей;
  • страх ночных кошмаров.
  • страх смерти (своей или близких);
  • страх животных;
  • страх сказочных персонажей;
  • страх ночных кошмаров;
  • страх бедствия: пожара, наводнения.
  • страхи, связанные со школой, стыдом (страх не ответить у доски, отпроситься в туалет);
  • страх смерти.
  • страх смерти;
  • боязнь войны или нападения;
  • ипохондрия;
  • страх проявить себя;
  • страх принятия возрастных изменений.

Причины детских страхов

Распространенность тех или иных страхов в каждой возрастной группе связана с этапами жизненного пути, которые проходит ребенок. Тело подростка стремительно меняется, перед ним стоят взрослые задачи — выбрать свой путь, ответственность, но к нему продолжают относиться как к ребенку, а вот у младенца главная забота — не выпускать источник безопасности, тепла и любви из виду. Поэтому у маленьких детей самый актуальный страх — остаться без мамы или другого близкого взрослого, который проводит с ними больше времени.

Существуют различные причины детских страхов. Многие из них естественны и пытаться их устранять намеренно — не стоит. У ребенка недаром появляется чувство высоты, однажды упав с горки, он начинает осознавать опасность. Патологические детских страхи часто рождаются из отношения взрослых к опасностям.

Читать еще:  Доклад на тему «Проблема классификации нарушений речи»

Гиперопека

Ребенок, которому все время говорят «давай, лучше — я, ты не сможешь» боится проявить самостоятельность, а одна фраза «не ешь немытую грушу, а то заболеешь и умрешь» способна породить настоящую фобию у ребенка, который привык верить взрослым на слово.

Высмеивание страха

Закрепляет детский страх и неуважительное отношение к потребностям ребенка. «Описался, как маленький» — говорить это ребенку опасно. Унижение способно закрепить «туалетные» страхи, сделать их хроническими.

Замкнутость

Скрытность родителей, нежелание обсуждать проблемы, может породить множество страхов. Ребенок зачастую понимает, что его канарейка не просто легла спать лапками к верху, но смерть, о которой не принято говорить, пугает ребенка гораздо больше утешения и честного разговора о жизненном цикле.

Постоянное присутствие невротизирующего фактора

Ребенок, который боится животных, не избавиться от страха, если его постоянно силой водить в зоопарк. Так страхи только усугубляются в сознании малышей.

Наказание за проявление чувств

Если ребенку запрещено плакать, громко смеяться или проявлять эмоции, любой страх может превратиться в хроническую проблему.

Психотравмы

Смерть близкого, резкий и громкий звук, который сильно напугал, присутствие при какой-либо трагедии: все это может стать причиной рождения страхов у детей.

Типы детских страхов

  • Сверхценные / воображаемые

Такими страхами часто страдают дети с развитым воображением. Им может казаться, что из темноты вылезают чудовища, что они видят нечто, невидимое другим (в этом случае обязательно стоит показать ребенка и квалифицированному психиатру, родители не всегда могут отличить фантазию от галлюцинации). Впечатлительные дети начинают «достраивать» ситуации: «мама опаздывает с работы, потому что ее захватил в плен людоед».

  • Навязчивые / реальные

Такие страхи часто появляются после психотравмы. Если ребенок стал свидетелем ДТП, он будет бояться сесть в машину. С этим страхом обязательно должен работать детский психолог.

  • Бредовые

Это страхи, которые не имеют даже предполагаемого основания. Например, ребенок внезапно начинает боятся собственную кошку, с которой жил несколько лет, папу или любимый мультик.

Чего нельзя делать, если ребенок боится?

Прежде, чем рассказать, как можно помочь ребенку справится со страхами, стоит отметить, чего нельзя делать, чтобы не навредить:

Не высмеивайте страхи ребенка, так вы только усугубите проблему и подорвете доверие в семье. Даже, если страх иррационален отнеситесь к нему серьезно, мягче говорите о том, почему бояться не стоит.

  • Не называйте ребенка «трусом».
  • Не ставьте в пример других детей, которые «ничего не боятся».
  • Избегайте внутрисемейных конфликтов и психотравмирующих ситуаций.
  • Не запугивайте ребенка несуществующими угрозами: «будешь кричать — тебя заберет Баба-Яга».

Как помочь пережить детские страхи?

  • Сказкотерапия: расскажите ребенку историю о сказочном герое, который боялся, но смог победить предмет своего страха и сам страх. Не проводите параллелей с ребенком, вам нужно «попасть в точку» случайно.
  • Метод «хорошее в плохом» отлично работает против страха смерти. Поищите хорошее в неприятностях вместе с ребенком: «помнишь, как мы опоздали в кино? Но зато мы тогда здорово погуляли в парке, собирали осенние листья». Ребенок научится видеть не только «черные полосы».
  • Нарисуйте страх и вместе «победите» рисунок. Если ребенок боится «монстров» или «чудищ», визуализируйте этот страх и вместе порвите рисунок.
  • Открывайте ребенку мир с положительной стороны. Если он стал свидетелем кражи, скажите, что такое, увы, случается, но есть и доблестные полицейские, которые задержат грабителя и вернут пострадавшему сумку и т.д.
  • Хорошим методом борьбы с детскими страхами считается арт-терапия.
  • Дайте ребенку самостоятельность, но будьте рядом, чтобы помочь ему и поговорить по душам. Избыток опеки, как и нехватка внимания негативно сказываются на способности ребенка бороться со страхами.

Если преодолеть страхи самостоятельно не получается, а активная фаза боязни темноты или болезней длится дольше трех или четырех недель, на помощь может придти детский психолог, который поможет вместе проработать страх, победить его и не «унести» с собой во взрослую жизнь.

Читайте также:

Рекомендации родителям по профилактике детских страхов.

Помощь родителям по преодалению детских страхов.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации родителям по профилактике детских страхов.»

Рекомендации родителям по профилактике детских страхов:

1.Отнеситесь к страху ребенка серьезно и адекватно. Избегайте преуменьшения значимости страха и наоборот – преувеличения его значимости. Родители никогда не должны смеяться над признанием ребенка в том, что он чего-то боится, а уж тем более стыдить ребенка за испытываемый им страх. В первом случае ребенок будет испытывать обиду и разочарование в вас, как в родителях, во втором случае из чувства стыда ребенок начинает скрывать свой страх, и страх усиливается.

2.Недооценивайте влияние страха на психику ребенка. Помните, что страх подчиняет себе такие психические процессы, как мышление, воображение, память и речь.

3.Пугающий объект перестает вызывать страх, если с ним поближе познакомиться. Малыши иной раз боятся незнакомых звуков, но, увидев источник этих звуков, тут же перестают обращать на них внимание.

4.Если страх выражен слабо или только что проявил себя, не надо фиксировать внимание ребенка на таком страхе. Займите ребенка интересной для него деятельностью, игрой, отвлеките его. В зависимости от возраста ребенка, через некоторое время можно завести с ребенком разговор о том, что люди испытывают разные чувства: радость, грусть, удивление, страх.

Обсудите с ребенком, все ли чувства приносят пользу человеку.

Сделайте совместный вывод о том, что и страх полезен, он помогает ребенку быть осторожным в некоторых ситуациях, мобилизовать организм на борьбу с неприятелем.

Приведите в пример страх высоты, который помогает держать равновесие, придает удивительную устойчивость ногам, цепкость рукам, заставляет мозг по нескольку раз оценивать расстояние между высотой бревна,

5.Первым шагом на пути преодоления страха является рассказ ребенка о страхе. Когда ребенок проговаривает вслух свои переживания, его тревога уменьшается. Задача взрослого – «правильно» послушать малыша, то есть применить навыки активного слушания и эмоционально поддержать его.

6.Рисование страха. Ребенок не всегда может рассказать о своем страхе в силу недостаточного речевого развития (особенно при задержке речевого развития), к тому же страх может вызвать блокировку спонтанной речи ребенка. Рисовать ребенок зачастую начинает раньше, чем хорошо говорить и для него это естественный способ общения с миром. Попросите ребенка нарисовать то, что его напугало. Посредством рисунка ребенок может безболезненно соприкоснуться с пугающими образами и ситуациями, как-то повлиять на них, что значительно снижает детскую тревогу (например, нарисованный страх можно разорвать, сжечь, можно сделать его смешным или жалким). Для вас как для родителя рисунок будет нести информацию о том, с какой сферой жизни ребенка связан страх, с каким объектом он связан и т. д.

7.Проигрывайте страхи. Игра для ребенка является наиболее адекватным способом выражения чувств, познания мира, отношений между людьми. Игра является самой привычной деятельностью для ребенка и несет много информации для наблюдательного взрослого. Игра терапевтична сама по себе, в игре ребенок может стать хозяином положения, устанавливать свои правила, он властелин в этом мире, а значит сильнейший. Играя, ребенок в условном, символическом смысле переживает травмирующие жизненные обстоятельства, происходит их эмоциональное отреагирование и снижается напряжение. Если у ребенка есть возможность поиграть, он становится сам себе психотерапевтом.

8.Используйте сказки в борьбе со страхами. Язык метафор, встречающийся в сказках, — мощный инструмент воздействия на психику с целью помочь ребенку наладить отношения с окружающим миром. Используйте как готовые сказки, так и сочинять сказки сами. Каждая сказка содержит в себе главную проблему и пути ее решения. Сочиняя сказку, родители должны сделать так, что бы ребенок отожествил себя с героем сказки, который побеждает свои страхи тем или иным способом. Предложите ребенку несколько сюжетов, что бы он мог выбрать для себя близкий по духу.

9.Всегда старайтесь найти истинную причину детского страха. Причины могут крыться как в возрастных особенностях ребенка, так и в событиях, происходящих внутри семьи или ближайшем окружении ребенка. Отсутствие должного внимания к причине страха может свести на нет все попытки избавить ребенка от него. Причины страхов могут быть самыми разнообразными: излишняя строгость по отношению к ребенку в семье, внушение страхов взрослыми или сверстниками, испуг, ранняя интеллектуализация ребенка, психотравма (развод родителей, смерть близкого человека, насилие).

Что же могут сделать родители для профилактики детских страхов? Общаясь с ребенком необходимо соблюдать несколько важных правил:

Детей никогда не следует пугать ради послушания. По мере развития ребенка ему указывают на реальные опасности, но никогда не запугивают мнимыми коллизиями.

Не следует оставлять маленького ребенка одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление чего-то неожиданного для ребенка. Ребенок должен оказаться в неизвестной еще ему ситуации только рядом с взрослым.

Не берите с собой ребенка на «взрослые» мероприятия –на стадионы, многочасовые шоу, эмоционально окрашенные зрелища, в гости, где будет большое скопление людей: чужие эмоции возбуждают и не дают возможности успокоиться.

Следите за своим эмоциональным состоянием. Дети с самого рождения очень чувствительны к эмоциональному состоянию мамы и других близких. Ваше раздражение, напряжение, беспокойство легко передается малышу. Даже если причины вашего беспокойства связаны, например, с работой, ребенок просто «считает» эту эмоцию и тоже начнет беспокоиться.

Следите за своей речью, за тем, что вы говорите в присутствии ребенка. Многие слова взрослых дети понимают буквально, это связано с особенностями детской психики. Например, девочка четырех лет услышала слова бабушки, которая разговаривала по телефону: «В этом году муравьи на даче просто с ума сошли, пожирают все, что попадается на их пути». У девочки появился панический страх муравьев.

Избегайте переноса на ребенка своих страхов и переживаний.

Много детских страхов возникает по вине взрослых. Страхами, как и вирусами, можно заразиться от людей, с которыми общаешься очень близко. Как показывает практика психологического консультирования, у детей часто бывают страхи их родителей (страхи, которые у родителей были в детстве и те, которые существуют в настоящий момент). Чаще всего это страхи животных, одиночества, детского сада. Будьте критичны к собственному состоянию и собственным страхам, чтобы оградить детей от переноса на них своих переживаний. Если вы сможете отделять свои чувства от чувств ребенка, этим вы облегчите жизнь и себе и ему.

Ребенок должен достаточно (по возрасту) ориентироваться в окружающем его мире. Неведение, низкий уровень ориентации ребенка в окружающем его мире провоцируют многие страхи. С другой стороны, излишняя информация (фильмы, художественные произведения), которую ребенок еще не в силах понять также может стимулировать возникновение страхов.

Не стремитесь к ранней интеллектуальной нагрузке ребенка, игнорирующей возрастные нормы восприятия и переработки информации (раннее чтение, письмо, математика): перегрузка, ситуация неуспеха ослабляет психологическую устойчивость и добавляет новые страхи.

Обратите особое внимание на развитие самостоятельности ребенка, она впрямую связана с уверенностью ребенка в себе и помогает бороться с робостью и тревожностью.

Не допускайте слишком большого напряжения внутрисемейных событий, не увлекайтесь порицаниями на повышенных тонах – это усиливает тревожность ребенка.

Детские страхи и как с ними бороться

Основные причины детских страхов:
1. Самая первая причина – произошедший конкретный случай, с которым ребенок самостоятельно не смог справиться.
2. Особенности характера ребенка: мнительность, тревожность, неуверенность.
3. Чрезмерная детская фантазия, у которой нет границ.
4. Тревожные родители – «благодатная почва» для навязывания и развития разного рода страхов.
5. Запугивающее воспитание – одна из самых страшных причин, при которой с одной стороны взрослые облегчают себе жизнь (напугал – ребенок сделал), с другой стороны получают детский невроз, который рано или поздно приведет к еще более серьезным проблемам.

В проблеме детских страхов есть несколько моментов, на которые родителям и педагогам нужно обратить особое внимание:
1. Детей не следует пугать чужими дядями, страшными сказочными героями, злыми животными ради того, чтобы они стали послушнее и быстрее выполняли просьбы взрослых.
Воспитание страхом – это тяжелое и жестокое воспитание, вследствие которого ребенок может стать чрезмерно мнительным, пугливым, осторожным, нерешительным. Ребенку трудно сделать первый шаг, снижается самостоятельность, ему часто снятся страшные сны, как результат — тревожно – мнительное развитие личности.
2. Никогда не стыдите ребенка за возникший страх, особенно публично. Это двойное переживание. Стыд и страх очень плотно связаны друг с другом. От испытываемого стыда ребенок начинает скрывать свой страх, как следствие возникают вредные привычки, на которые взрослые могут ориентироваться: ребенок грызет ногти, сосет пальцы, кусает губы, учащенно моргает, потеет и так далее.
3. Ребенок исследует то, что ему непонятно или неизвестно только рядом со взрослым. Неизвестность пугает. Спокойные пояснения присутствующего рядом взрослого, дают уверенность и понимание происходящего.
Важно не оставлять ребенка в незнакомой обстановке, с незнакомыми людьми.

Рекомендации по взаимодействию с ребенком, который боится:
1. Предложите ребенку в подробностях рассказать о своем страхе, когда это происходит, с чем это связано, как или чем Вы можете ему помочь и так далее. Для ребенка очень важно иметь возможность выражать свои чувства.

2. Предложите ребенку нарисовать свой страх в подробностях, исходя из возможностей ребенка. Обычно дети это делают темным цветом или простым карандашом. А дальше посоветуйте дорисовать ему разного цвета смешные детали так, чтобы ему стало весело, а чувство страха заметно уменьшилось.

3. В продолжение темы рисования: пусть он нарисует свой страх и себя рядом с ним, но только сильного, мужественного и может быть даже вооруженного. Дайте ребенку провести на бумаге этот бой и пожелайте победы.

4. Если ребенок боится выезжать на природу, боится леса – предложите ему сделать рисунок или аппликацию леса, при этом, выстригая и приклеивая добрых животных на лист бумаги, можно дать им имена и называть друзьями.

Читать еще:  Как понять своего ребенка: советы родителям восьмилетки

5. Когда мой сын боялся спать в своей комнате зимой, мы поступили с ним так: взяли небольшую коробочку, каждый страх проговорили вслух и мысленно сложили их всех в эту коробочку. Затем, когда пошли на прогулку взяли коробочку с собой и прихватили лопату. Раскопали в снегу ямку, положили туда коробочку, попрощались с ней и закопали. После этой процедуры сон стал спокойнее.

6. Есть еще масса интересных способов устранения страхов, например при помощи метлы. Возьмите метлу, ходите с ребенком по квартире, заглядывая во все углы, даже можно в шкафах посмотреть и громко, весело покрикивать на страх: «Ах ты, негодник, а ну вылезай, сейчас мы тебе зададим жару, кыш из нашего дома» и, как бы подгоняя страх метлой, выгоняете за входную дверь. По окончании действия громко и весело скажите: «Мы с ними покончили. Пойдем пить чай с вкусненьким».

7. Этот способ из серии «работа с агрессией, тревожностью». Вам понадобятся плотные диванные подушки. Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции – вдоволь поколотить подушку, представляя борьбу со страхом. Закончить битву желательно «верхом на коне» с победным криком «Я победил».

8. Случай из практики. Девочка боялась спать на своей кровати, несмотря на то, что рядом спала сестричка. В процессе рисования у нас обнаружилась одна деталь: оказывается, мама весила в их комнату на гвоздик халат, и девочке казалось, что кто-то присутствует в комнате. После беседы, мама убрала из комнаты девочек гвоздик с одеждой, и все постепенно нормализовалось.

9. Скажите ребенку по секрету, что его страх ужасно боится детского смеха, как только услышит детский смех, так сразу лопает, как воздушный шарик.

10. Если ребенок боится хулиганов, предложите ему заняться спортом.

11. Если ребенок боится темноты, предложите поиграть в прятки, только прятаться надо не включая свет. Первое время не заставляйте его долго Вас ждать, находите ребенка быстро; затем время на поиски постепенно отодвигайте .

12. Как только представится такая ситуация, в которой Вы сможете сказать ему «ты храбрый, ты смелый», обязательно сделайте это. Таким образом, Вы повысите ребенку самооценку.
13. Читайте книги, сказки о смелых людях, животных.

14. Смотрите мультфильмы о том, как дети или животные преодолевали свой страх, например «Ничуть не страшно», «О бегемоте, который боялся прививок» и другие. Советские мультфильмы в этом смысле самые лучшие.

15. Почти никогда не видят кошмарных снов и не страдают от навязчивых страхов дети, уверенные в себе и своих силах.

Иногда в своей работе я использую рассказ «Скульптор и страх», автора я, к сожалению, не знаю, взяла из Интернета. Я его немного изменила: скульптор превратился в художника, так как тема рисования детям ближе и иногда чуть смягчаю первую часть. В процессе чтения рассказа важна интонация, голосовые акценты, особенно в диалоге героев.

«Жил в одном городе художник Денни. Он был настоящим мастером и стремился увековечить в своих картинах все, что только видел вокруг. В его коллекции были совершенно разные образы — и самые прекрасные девушки города, и немощные старики, и злые тролли, которые, по преданию, населяли лес за городом. Как только он встречал новый образ, то тут же старался запомнить его и нарисовать на холсте или бумаге. Но таких образов становилось все меньше.
И вот однажды он сидел, задумавшись, в своей мастерской. За окном темнело. Небо становилось хмурым и грозным. На душе у Денни становилось тревожно. И вдруг он почувствовал, что сердцем его завладел страх. Он был таким сильным, что грозил перерасти в ужас. Денни поднялся и хотел, было, убежать, но понял, что на улице ему будет еще страшнее.
Говорят, у страха глаза велики. Так и Денни стало казаться, что в темном углу мастерской он видит блестящие глаза. «Кто ты?» — едва выдохнул испуганный Денни. «Я твой страх, великий и непобедимый!» Художник онемел от ужаса.
Но вдруг ему в голову пришла интересная мысль — может быть, нарисовать этот страх? Ведь такого жуткого образа еще не было в его коллекции! Тогда он набрался смелости и спросил: «Мистер Страх, вы когда-нибудь позировали художнику?» Страх совершенно растерялся. «Чего?»- переспросил он. «Позвольте, я нарисую вас, чтобы вас боялись и узнавали», — предложил мастер. Страх не ожидал такого поворота событий и промямлил: «Ну ладно, валяй, только быстро!» Началась работа. Денни взял кисти, краски и принялся за дело. Теперь он снова был собран и сосредоточен.
Так как стало совсем темнеть, то пришлось включить свет. Каково же было удивление Денни, когда он смог получше разглядеть свой страх. Это был даже не страх, а, скорее, маленький страшилка, щупленький, как будто не ел неделю. Страх от этого слегка поежился, наверное, он догадался о мыслях Денни. А мастер прикрикнул на него: «Не дергайся, а то на картине ты выйдешь криво». Страх ему подчинился.
Наконец картина была готова. И Денни вдруг понял, что он совершенно не боится этого страшилку, его страх вдруг стал не страшным. Посмотрел он на жмущегося в угол страшилку и спросил: «Ну, чего делать-то будем?» Страшилка тоже понял, что его тут больше не боятся. Он шмыгнул носом и сказал: «Да пойду я, наверное». «А чего приходил-то?» — поинтересовался Денни. «Да скучно одному стало!» — отвечал страшилка. Так они и расстались. А коллекция Денни пополнилась новой необычной картиной. Все окружающие удивлялись ее своеобразию, а Денни смотрел на свое творение и думал, что умелые руки да умная голова справятся и не с таким страхом».

Помимо всего вышесказанного предлагаю Вам использовать в работе со страхами пословицы и поговорки о храбрости.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.
Смелость города берет.
Где смелость, там и победа.
Где нет знаний, там нет и смелости.
Не думай о страхе, так его и не будет.
На смелого собака только лает, а труса кусает.
Будь храбрым — и ты будешь сильным.
Кто храбр, того любое испытание только красит.
Умелого, смелого страх не возьмёт и враг не побьёт.

Страх
Мы везде искали СТРАХ.
Может, СТРАХ
Сидит в кустах?
Очень страшные кусты!
Но кусты,
Они пусты.

Может, СТРАХ
Залез в овраг?
Мы обшарили овраг!
Мы обшарили весь лес!
Нету СТРАХА!
СТРАХ исчез.
(из Интернета)

Как правило, страхи приходят и уходят с возрастом. Они не усиливаются и не задерживаются только в тех случаях, когда взрослые, рядом с которыми живет ребенок, уверены в себе, а в семье спокойная и стабильная обстановка. Ребенок, ощущающий любовь взрослых, слышащий похвалу в свой адрес и уверенный в том, что получит поддержку в нужный момент, быстро «перерастает» свои страхи. Любите, цените и понимайте Ваших детей, и тогда детство у них будет ярким, счастливым и безмятежным.

Консультация психолога для родителей: «Детские страхи: причины и последствия»

Нелегко найти человека, который никогда бы не испытывал страха. Обеспокоенность, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психологической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Ранее тему детских страхов мы раскрывали в этой статье.

Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего характера и подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

Несмотря на общую негативную окраску, страх выполняет в психической жизни ребенка важные функции:

— Страх – это своеобразное средство познания окружающей действительности, что приводит к более критическому и избирательному отношению к ней и, таким образом, может выполнять определенную обучающую роль в процессе формирования личности;

— Как реакция на угрозу страх позволяет предупредить встречу с ней, играя защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции.

Причинами страха могут быть события, условия и ситуации, являющиеся началом опасности. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект, которые иногда с ним не связаны и расцениваются как беспредметные. Может вызываться страданием, если в детстве сформировались связи между этими чувствами.

Возрастные страхи , то есть страхи, характерные для определенного возрастного периода, отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребенок боится остаться один, без поддержки близких, боится посторонних, неизвестных человек. В период с 2 до 3 лет ребенок боится боли, высоты, гигантских животных. После 3 лет он боится темноты, воображаемых существ. Страх темноты совпадает по времени с развитием воображения ребенка. Иногда ребенок не может отделить реальность от вымысла, переполненная страхом перед Бабой Ягой и Кощеем как символами зла и жестокости. С 6-7 лет дети могут бояться огня, пожара, катастроф. Самым распространенным страхом после 7 лет исследователи считают страх смерти: дети сами боятся умереть или потерять родителей.

Такие детские страхи довольно распространены. Их источник – взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно «заражают» ребенка страхом, тем, что слишком настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги и переживает страх.

В проблеме профилактики детских страхов важны следующие моменты:

— Детей ни в коем случае нельзя пугать – ни дядей, ни волком, ни лесом – стремясь воспитать его послушными. Ребенку согласно его психического развития следует указывать на реальную опасность, но никогда не запугивать придуманными коллизиями.

— Взрослые никогда не должны стыдить ребенка за страх, который он испытывает. Насмешки над боязливостью ребенка можно расценивать как жестокость.

— Ребенка никогда не следует оставлять одного в незнакомом для него окружении, в ситуации, когда возможны различные неожиданности.

Эффективные методы и приемы предупреждения и преодоления детских страхов:

1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка (достижения комфортности в общении, в ожидании новой игры, максимальное развертывание критериев оценки и похвалы). При этом большое внимание уделяется в детском коллективе атмосфере принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят несмотря на успехи.

2. Метод последовательной десенсибилизации, суть которого заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с моментами, которые вызывают у него тревогу и страх.

3. Метод «реагирования» страха, тревоги, напряжения, которая осуществляется с помощью игры-драматизации, где дети с помощью кукол изображают ситуацию, связанную со страхом.

4. Манипулирование предметом страха (приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах») в ходе этой работы ситуации и предметы страха изображаются карикатурно.

5. Эмоциональное переключение, «эмоциональные качели» (ребенку предлагают изобразить смелого и труса, доброго и злого и тому подобное.

6. Сказкотерапия (в игре ребенок становится смелым героем сказки или мультфильма, предоставляет любимому герою роль защитника).

Чего боятся наши дети

Это зависит от возраста ребенка.

В год малыши боятся окружающей среды, посторонних людей, отдаление от матери.

От 1 до 3 лет – темноты, ребенку страшно оставаться одному, бывают также другие страхи.

От 3 до 5 лет у детей встречается страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми).

От 5 до 7 лет преобладают страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т. п., боязнь родительского наказания, животных, боязнь страшных снов, потери родителей, боязнь заразиться какой-либо болезнью.

Советы родителям по снижению уровня страхов или тревоги у детей:

Помните, что детские страхи – это серьезная проблема и не надо воспринимать их только как «возрастные» трудности.

Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется.

Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.

Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей.

Не запугивайте ребенка: «Не будешь спать – позову волка» и тому подобное.

Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребенка.

Рисуйте с ребенком страх и все то, чего он боится. Тему смерти лучше исключить.

Можно предложить уничтожить рисунок: порвать или сжечь.

Не ждите быстрого результата, страх не исчезнет сразу.

Посмейтесь вместе с ребенком. Этот способ предполагает наличие бурной фантазии у родителей. Если ваш ребенок боится, например, грозы, постарайтесь придумать какую-нибудь историю (обязательно страшную) из собственного детства о том, что вы и сами точно так же боялись грозы, а потом перестали. Пусть сын или дочь посмеется с вас. Ведь одновременно они смеются и над своим страхом, а значит, уже почти победили его. Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня».

Играйте по ролям. Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре, формируя таким образом в сознании ребенка опыт преодоления своего страха.

Несколько игр и упражнений на преодоление страха и повышение уверенности в себе:

Участвуют как ребенок, так и взрослый. Ребенок садится в позу «зародыша», поднимает колени и наклоняет к ним голову. Ступни прижать к полу, руками обхватить колени, глаза закрыть. Взрослый становится позади ребенка, кладет руки на плечи сидящему и медленно покачивает его. Выполняется 2-3 минуты.

Большой лист белой бумаги, старые обои, положить на газету. Перед участниками тарелочки с красками. Позвольте себе и ребенку рисовать пальчиками, кулачками, ладошками, локтями, ногами, носками. Сюжет рисунка может быть разный: «Падают листочки», «Следы невиданных зверей», «Сказочная страна» и т.д.

Тюбики губной помады (старые). Каждому участнику разрешается подойти к любому участнику и «раскрасить» его лицо, руки, ноги.

Водящему завязываются глаза – остальные произносят звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я». Поймав участника ведущий отгадывает кто это, не снимая повязку.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector