Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развиваем самостоятельность у ребенка: простые правила и советы родителям

Как развить в ребенке самостоятельность

Самостоятельность – бесценное качество, важное для успешной и эффективной учебы и работы. Какой родитель не хотел бы, чтобы его ребенок по собственной инициативе садился за выполнение домашнего задания, читал внеклассную литературу, помогал по дому? И самое главное то, что закладывается это качество именно взрослыми в процессе воспитания. Как же развить в ребенке самостоятельность? Об этом и пойдет речь в статье.

Когда начинать

Прививать умение и желание делать что-либо самостоятельно нужно уже с раннего возраста. В этот период малыши испытывают так называемый кризис трех лет. Он вызван изменениями в восприятии ребенка, его осознанием собственного Я. Дети начинают отстраняться от значимого взрослого (в первую очередь, мамы), стремятся заявить о себе как о самостоятельной личности, противоречат и проявляют негативизм, часто произносят фразу «Я сам/сама!».

Первые признаки этого кризиса и можно считать стартом для воспитания самостоятельности. Для этого от родителей потребуется:

Предоставлять ребенка самому себе

Давайте малышу личное пространство, в котором он сможет поступать согласно собственным желаниям. Можно выделить уголок в комнате, организовать мини-домик (шалаш, палатку). Важно, чтобы у детей обязательно были личные вещи (игрушки, книжки), которыми они распоряжаются.

Разрешать самостоятельно выполнять задачи

Если ребенок хочет подмести пол, достать кружку или построить замок из конструктора, не препятствуйте этому. Да, это будут его первые самостоятельные поступки. Взрослому рекомендуется только предложить, но не навязывать свою помощь, а по окончании действия конструктивно оценить результат.

Давать первые поручения

Не бойтесь просить ребенка что-то принести или сделать: полить цветы из лейки, вынести мусор, поставить книгу на полку и т.д.

Это не значит, что в три года нужно ребенка отпустить в свободное плавание, заставлять все делать самостоятельно и лишить присмотра. Взрослый всегда должен быть рядом, чтобы при необходимости помочь.

Упустили момент…

Но что делать, если кризис трех лет давно миновал, а навыки самостоятельности так и не развились? Начать воспитывать это качество не поздно даже в подростковом возрасте, только рекомендации будут уже иными.

Предоставление свободы действий

В первую очередь нужно убедиться, что у ребенка есть возможность проявлять самостоятельность. Это должно выражаться в:

  • разрешении выбирать для себя одежду, книги, игрушки, фильмы и пр.;
  • самостоятельном планировании свободного времени без навязывания занятий неинтересных ребенку, но предпочтительных для взрослого;
  • наличии постоянных закрепленных обязанностей (вынос мусора, уборка своей комнаты и пр.);
  • свободе выбора способа действия, например, ездить в школу на трамвае, а не на автобусе; мыть сначала тарелки, а потом кружки;
  • возможности организовать личное пространство по своему желанию (вещи в комнате ребенка расставлены так, как ему больше нравится; на кровати сидят мягкие игрушки; на стенах висят плакаты и т.п.);
  • распоряжении карманными деньгами.

То есть контроль со стороны родителей должен быть разумным и оставлять детям свободу действий.

Планирование времени и распорядок дня

Для развития самостоятельности важны навыки планирования и рационального распределения времени. Если школьник точно знает, что только после полного выполнения домашнего задания ему будет позволено погулять или поиграть, то он охотнее будет приниматься за это без дополнительных напоминаний.

В противном случае он потеряет свое время, а желаемого так и не получит.

Мотивация

Вряд ли ребенок захочет делать что-то самостоятельно и проявлять инициативу, если он не заинтересован в действии. Поэтому важно стимулировать любознательность, заинтересовывать его. В этом помогут:

  • личная увлеченность, наличие у родителей хобби, которое они готовы разделить с детьми;
  • познавательная литература в доме: энциклопедии, брошюры, коллекции, специализированные книги по разным тематикам и др.;
  • доступ к другим полезным ресурсам: документальные фильмы, список полезных сайтов, абонемент в библиотеку и др.

Кроме того, важно отмечать значимость каждого действия. Согласитесь, никому не нравится выполнять работу, которую он считает бесполезной. Если не получается вызвать естественный интерес, объясняйте ребенку, зачем нужно делать ежедневную уборку, изучать теорию вероятностей и правила русского языка, помогать бабушке в деревне. Акцентировать внимание стоит на важности, полезности, практическом применении.

Поощрения

Как минимум, инициатива не должна быть наказуемой. Как максимум, она должна поощряться.

В качестве «премирования» можно использовать систему бонусов или баллов, которые обмениваются на какие-то вещи или вкусности; постепенное увеличение карманных денег (например, на 20 рублей за прочтение школьной книги по своей инициативе); разрешение подольше погулять или поиграть в видеоигру; поход в интересное место; временное освобождение от домашней обязанности.

Упражнения

Развивать самостоятельность также помогают следующие очень простые упражнения:

Поиск нового маршрута

Правила игры: каждый день нужно добираться до школы новым способом. Ребенок должен сам придумывать этот маршрут без подсказок со стороны родителей. Вечером это обсуждается, подводятся итоги. Можно упражняться таким образом всей семьей (например, для взрослых поиск нового маршрута до работы), чтобы дети чувствовали увлеченность родителей.

“Расскажи, чем ты планируешь заниматься завтра”

Несколько вечеров подряд задавайте школьнику этот вопрос и внимательно выслушивайте ответ. Особенно отмечайте проявления самостоятельности и одобряйте их.

“Где ты будешь это использовать?”

Для этого упражнения понадобится предмет, с которым ребенок еще не знаком. Например, специализированный инструмент, деталь автомобиля. Задача: найти применение и рассказать о нём. Если в семье несколько детей, то можно устроить соревнование, кто найдет больше правильных вариантов использования. Такая игра подталкивает ребенка к самостоятельному поиску информации и решению задач.

Самостоятельность – чудесное качество, которое каждый родитель хочет видеть в своем малыше. Безусловно, нужно приложить большие усилия для того, чтобы развивать в ребенке самостоятельность, способность осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий. Да, возможно, процесс формирования новых или развития уже имеющихся качеств займёт не один день. Однако, помните, что в долгосрочной перспективе это принесет свои плоды и реальный результат.

Автор статьи: Ксения Михеева — психолог, преподаватель Юниум по биологии.

Советы родителям «Развиваем самостоятельность малыша»

Советы родителям «Развиваем самостоятельность малыша».

В раннем возрасте развитие самостоятельности более эффективно.

Сверхопека и сверхконтроль лишают ребенка возможности приобрести личный опыт, формируют безучастие, равнодушие к жизни.

Детям нужны простые четкие правила поведения: что можно делать, а что — нельзя.

Запретов и ограничений для малыша не должно быть много. Если маме и папе присуща педагогическая мудрость, развитие ребенка будет больше акцентировано на том, что родитель позволяет, а не на запрещениях.

Помогайте малышу осваивать навыки самообслуживания (одевание, кормление, уборка игрушек).

Предлагайте в игровой форме оказывать помощь маме и папе в домашнем хозяйстве (например, помыть небьющуюся посуду, подать молоток или другой инструмент папе, вытереть стол, помочь разгрузить сумку с продуктами, почистить отварную картофелину для салата и другие поручения).

Не ограничивайте ребенка в творческом поиске, экспериментировании (например, в рисовании, лепке или другой деятельности).

Поощряйте познавательный интерес малыша, а также сами будьте активны в познании всего нового и интересного, ведь дети берут пример с родителей.

Помогайте ребенку приобретать навыки общения со сверстниками и взрослыми, играть в совместные игры.

Вашему малышу нужно много любви и внимания в этот сложный для него период. Будьте рядом, когда ему нужна ваша помощь, верьте в его силы и способности, и все получится!

Педагог – психолог: Гомозова Т.О.

Влияние сенсорной интеграции на ребенка с ОВЗ в дошкольный период

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

Успейте записаться до 17 декабря!

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Гомозова Татьяна ОлеговнаНаписать 423 04.06.2016

Номер материала: ДБ-110006

  • Дошкольное образование
  • Дошкольники
  • Конспекты
    04.06.2016 1556
    04.06.2016 269
    04.06.2016 739
    04.06.2016 520
    04.06.2016 618
    04.06.2016 1281

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Самостоятельность ребенка — способы воспитания и этапы развития самостоятельного ребенка (90 фото)

Практически каждый родитель в современном обществе задается вопросом, почему ребенок не самостоятельный? В чем причины? Как научить ребенка самостоятельности?

Прежде всего следует разобраться в том, что представляет из себя детская самостоятельность, когда она проявляется, каковы причины отсутствия самостоятельности у детей. Возможно, что уже на этом этапе многие из родителей смогут увидеть свои ошибки и найти способ их исправить.

Читать еще:  Как правильно кормить новорожденного из бутылочки

Виды детской самостоятельности

Выделяют следующие виды самостоятельности у ребенка:

  • Игровая и коммуникативная;
  • Познавательно-исследовательская;
  • Восприятие и понимание художественной литературы;
  • Продуктивная и двигательная;
  • Музыкальная;
  • Элементарная трудовая.

Поэтапное развитие детской самостоятельности

Этап первый: когда ребенок находится в стандартных условиях, имея уже комплект наработанных привычек, способен совершать действия сам, без напоминаний. Например, сам моет руки после улицы, выбирает для себя занятия, знает, когда пришло время обеда, ужина.

Этап второй: ребенок пробует использовать все свои навыки и знания в непривычных для него условиях.

Этап третий: ребенок начинает действовать сам в совершенно незнакомых для себя обстоятельствах, даже с теми, с которыми совершенно не знаком.

Причины отсутствия самостоятельности

Проявление инициативы и самостоятельности у ребенка всегда зависит от родительского воспитания. И, если ребенок по мнению мамы и папы несамостоятелен, а по мнению школьной учительницы – безынициативный, не стоит все сразу списывать на плохие гены, плохого и ребенка и т.д. Стоит разобраться, а все ли правильно сделали сами родители, воспитывая своего ребенка.

Возможно, что ребенок просто привык, что абсолютно все делают за него. Принимают решения, что одеть, куда сходить, что посмотреть по телевизору. Даже за грудничков пытаются решить, где им следует ползать и во что играть.

Стоит понимать, что самостоятельность очень важна для будущего формирования личности чада. Поэтому необходимо прививать самостоятельность с самого рождения. Возможно, многих это удивит. Но к проявлению детской самостоятельности надо мотивировать.

Насмотревшись многочисленных передач по телевизору, начитавшись умных статей от медийных личностей в инстаграме, современные мамочки и папочки стремятся проявлять чрезмерную любовь к своему ребенку, опекать и оберегать его буквально от всех опасностей внешнего мира, чересчур заботиться о здоровье своего ненаглядного малыша, принимают все решения за него.

Авторитарное воспитание со стороны взрослых также негативно сказывается на проявление самостоятельности ребенка в будущем. Родители стараются контролировать действия ребенка, ограничивают его от всего, что может по той или иной причине негативно отразиться на ребенке по мнению родителей.

Руководить действиями ребенка кажется самым необходимым для правильного воспитания, ведь несмышленый малыш сам просто не в состоянии разобраться со всеми сложностями в своей жизни.

Непоследовательное воспитание в семье лишь запутывает ребенка, дезориентирует его. Присутствие вседозволенности со стороны бабушек, безразличие – со стороны отца, мамина строгость – все это мешает малышу осознавать, в каком направлении стоит действовать. И стоит ли действовать вообще. А во проявление постоянных истерик, тревоги у ребенка в этом случае гарантировано.

К сожалению, очень часто встречаются семьи, где родители предпочитают существовать отдельно от своих детей. Кормят, одевают, меняют подгузники. Выполняют необходимый минимум, чтобы ребенок мог существовать вполне комфортно.

Но вот только это всего лишь физический минимум. Родители совершенно не заинтересованы в своем ребенке, в развитии его как личности.

В наши дни все чаще можно услышать от родителей: «Ну это же ребенок!». Причем подобные фразы говорят и в случаях, когда ребенок прыгает в грязной луже, вымазавшись словно поросенок, и в случаях, когда ребенок обижает животных, кидается камнями в прохожих.

Попустительство со стороны родителей, вседозволенность для ребенка могут нанести непоправимый вред при формировании детской личности. И, если из такого чуда позже вырастет простой эгоист, это будет самым меньшим возможным для него плохим исходом.

Чем же так хороша демократическая позиция каждого члена семьи в узком кругу? Здесь сложно найти хоть один минус. Взаимоуважение родителей и детей, позитивное мышление, с которым растет ребенок, позволяет ему больше доверять взрослым и себе прежде всего.

Как воспитать самостоятельного и ответственного ребенка? 10 советов

Быть ответственным — значит уметь самостоятельно принимать решения и осознанно их выполнять. Самостоятельность — это не тяжкое бремя, а система полезных и важных для дальнейшей жизни навыков и ценностей. С ними будет легче и комфортнее жить, заводить друзей и добиваться целей.

Именно к такому понимаю должен прийти ребенок. Он должен осознать, что ответственность дает человеку уважение со стороны окружающих, уверенность в себе и своих силах, возможность самоконтроля и контроля над разнообразными жизненными ситуациями, а также вносит смысл в саму жизнь. Детям, как и нам всем, нужно чувствовать, что они важны для этого мира и могут внести в него свой значимый вклад.

Мы не рождаемся с умением нести ответственность за свои поступки, а приобретаем эти качества на протяжении всей жизни. И насколько верно родители, педагоги и воспитатели смогут подойти к вопросу развития ответственности у малыша, настолько ответственным и самостоятельным он вырастет.

Обратите внимание на важный нюанс: дети будут нести ответственность в той степени, в какой мы их поддерживаем и направляем.

10 способов воспитания ответственного ребенка

1. Учим убирать за собой самостоятельно

Если ваш ребенок нечаянно пролил стакан молока, разбил чашку, разбросал обувь по коридору так, что шнурки спадают лианами на нос, не спешите:

а) ругать его;
б) самостоятельно наводить порядок.

– В том, что пролилось молоко, нет ничего страшного. Мы сейчас все уберем вместе. Помоги мне, пожалуйста!

Тогда ребенок не будет чувствовать страх и пытаться врать, что это не его вина.

Он гораздо быстрее научится самостоятельно убирать любой беспорядок, если вы будете относиться к ситуации с пониманием. Попросите ребенка о помощи, даже если считаете, что проще будет сделать все своими силами.

Ситуация: пятилетняя Оля оставила свои туфельки посреди коридора. Поднимите их, позовите девочку и вежливо попросите убрать обувь в шкафчик:

– Мы всегда убираем свои вещи на место.

2. Учим заботиться о семье

Найдите полезные привычки ребенка, которые вносят позитивный вклад в семейное благополучие. Это может быть дружелюбное общение с братом или сестрой, рисование или пение, еженедельная уборка с папой под музыку, телефонные разговоры с родственниками и т.д. Отметьте это, похвалив ребенка, скажите, что такие действия приносит пользу всей семье. Тогда подобное поведение станет для него приятной привычкой, а совсем не обязанностью.

По мере того, как ваши дети становятся старше, их «взносы» могут соответствующим образом увеличиваться как в семье, так и за ее пределами. Дети должны разделять два вида обязанностей: самообслуживание и содействие благополучию семьи. Исследования показывают: дети, которые помогают по дому, более склонны предлагать помощь окружающим в других жизненных ситуациях.

3. Главное — это желание

Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал свой вклад в «семейные обязанности» как тяжелый труд, а относился к этому занятию с удовольствием, не заставляйте его выполнять домашние дела. Пусть у него появится желание.

Ваша цель заключается не в том, чтобы заставить ребенка выполнить какую-то работу, а в том, чтобы мотивировать ребенка и взрастить в нем желание быть полезным и ответственным. Сделай работу веселой. Дайте столько поддержки и помощи, сколько того требуют обстоятельства. Крики и принуждение — никогда не выход. Вы добьетесь разовой победы, а Сеня, Ваня, Саша и Алина просто возненавидят мыть посуду, убирать за собой игрушки, складывать одежду на полочке и самостоятельно собирать рюкзак.

Некоторые дети становятся ответственными очень легко, другим для формирования этого качества требуется много времени и родительского терпения. Но цель явно стоит вложенных усилий!

Программа «Предшкольная пора»
4. Учим проявлять самостоятельность и помогать по дому

У ребенка могут появиться собственные обязанности по дому. Такие обязанности не обязательно должны быть важными и могут иметь игровую форму.

Важно понять: при помощи даже мелких поручений ребенок понимает, что такое обязанности и чего от него ждут. Дело может быть совсем простым: каждое утро заправлять свою кровать или после завтрака положить посуду в раковину, но ребенок должен каждый день следовать этой привычке.

Важно: если вы не поддерживаете дисциплину и нарушаете собственные правила игры, например, разрешая «именно сегодня идти поиграть, не помогать с посудой», у маленького человека не сложится логическая цепочка. Вернее, она сложится явно не такой, как того бы хотелось: «сегодня можно не делать – значит, и всегда необязательно».

Когда ребенок пойдет в школу, задачу можно усложнить: не просто убрать свою посуду со стола, но и помыть ее. Это помогает выработать необходимые навыки бытовой ответственности.

5. Перестаём критиковать

Очень сложный пункт, правда? Особенно, если вы считаете, что ребенок должен убирать в своей комнате, так же, как это делали когда-то давно вы сами. Но ваш ребенок — не вы. А вы — не ваши родители.

Старайтесь быть терпеливыми, когда ребенок забывает что-то сделать или выполняет задачу не так, как вам бы того хотелось. Когда что-то идет не так, относитесь к этому с юмором.

Утром вместо крика: «Почисти зубы! Собери рюкзак!» Вы можете спросить: «Что еще нужно сделать, чтобы подготовиться к завтраку? Кажется, мы что-то забыли! И портфель какой-то подозрительно легкий. Наверное, у нас завелась мышка-воришка!»

6. Создаем необходимые условия

Для того чтобы ребенок стал самостоятельным и ответственным, необходимо создать ему комфортные условия не только в психологическом плане, но и в бытовом. Предоставьте ему «снаряжение», необходимое для самодисциплины. Если вы хотите, чтобы малыш вовремя просыпался, обеспечьте его будильником. Если вы хотите видеть порядок на его рабочем столе, убедитесь, что у ребенка есть вещи для хранения канцелярских принадлежностей. Предоставьте ребенку инструменты, и пусть он сам организовывает свою работу.

Читать еще:  Доклад на тему «Проблема классификации нарушений речи»

Дополнительно: ребенка очень мотивирует, если вы разрешите ему самостоятельно выбирать вещи для хранения, канцелярские принадлежности, календари и планеры, декор в комнату. Зайдите с ним вместе на сайт (поехать в Ikea или другой мебельный пока не получится) и займитесь выбором предметов. Если у ребенка будет возможность сделать пространство «своим», он с большим удовольствием будет следить за чистотой.

7. Даём возможность разобраться ребёнку самому

Родители стараются оградить ребенка ото всех проблем и невзгод. Очень часто это носит гипертрофированный характер, и дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными. Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства.

Как родители, вы должны быть всегда готовы выслушать ребенка и прийти к нему на помощь, если он обратиться за ней. Но не стоит забывать о том, что иногда детям самим надо проанализировать свои поступки, поведение и вытекающие последствия.

8. Поощряем

Иногда детям полезен опыт работы за определенную плату. Не обязательно начинать с крупных сумм. Попробуйте договориться со своим ребенком о тех заданиях, которые не входят в его обычный распорядок дня: мытье машины, прополку в огороде, полив цветов и т.д. Постепенно можно предложить ему заняться чем-то более существенным, например, подработкой на каникулах. Таким образом вы подготовите ребенка ко взрослой и ответственной жизни, где все имеет свою цену.

Пример: шестикласснице Кате очень хотелось получить новую книгу о любимом волшебнике, но день рождения уже прошел. Мама и папа предложили Кате составить список дел, с которыми она могла бы помогать по дому, и сыграть в «рабочий день» с настоящей зарплатой и мотивирующими надбавками. Две недели Катя помогала маме с обедом, младшему брату с уроками, а папе — во дворе, исправно убиралась в комнате и выгуливала собаку Динку.

9. Учим составлять график

Кому-то это может показаться излишним, но в современной жизни составление графиков и расписаний считается крайне полезным навыком.

Сядьте вместе, возьмите лист бумаги, нанесите на него день недели и время. После спросите ребенка, что ему нужно сделать в эти дни, какие у него планы. Что-то он скажет сам, что-то поможете вспомнить ему вы. Это могут быть самые незначительные дела, но их лучше тоже внести в расписание.

Большинство детей считают, что подобное планирование уменьшает уровень стресса, так как они знают, что и когда нужно сделать. Но самое главное — это помогает правильно распоряжаться своим временем и ответственно относиться к своим обязательствам.

10. Стремимся стать хорошим примером

Дети познают и узнают мир через собственные наблюдения и родителей. Они тонко подмечают, как именно вы общаетесь, ведете себя в повседневной жизни, какая у вас манера разговора, и как вы сами выполняете обещания и относитесь к своим обязанностям.

Если вы сами несете ответственность за свои поступки, то и ребенок начнет подражать вашему поведению.

Пример 1. Отрицательный

— Ой, чашка разбилась! Вот же я криворукая, а!

Пример 2. Отрицательный

— Чашка разбилась. Наверное, опять папа ее на краю оставил! Ну говорила же сотню раз, чтобы убирал в шкаф, растяпа!

Пример 3. Положительный

— Упс, чашка разбилась. Ничего страшного! В следующий раз буду осторожнее. Правильно, Саш? Нам всем нужно быть чуть-чуть аккуратнее. Давай-ка организуем операцию по спасению пола от осколков. Неси веник, я буду исправлять ошибки, а ты мне поможешь.

7 правил, выполнение которых поможет родителям развивать самостоятельность ребенка

Несколько правил, которые помогут родителям развивать самостоятельность ребенка

Мы нашли 7 правил, выполнение которых поможет родителям развивать самостоятельность ребенка, давайте рассмотрим их подробнее:

  1. Включать ребенка в такую деятельность, где он может добиться успеха, и не требовать выполнения пока еще трудного для него или неопределенного задания.
  2. Постепенно расширять круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в трудные моменты и одновременно обучая необходимым “правилам игры” (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку понятны).
  3. Помогая преодолевать трудности, не делать за ребенка то, что он уже может делать сам. (“Вместе” с ребенком, а “не вместо” него).
  4. Позволить ребенку принимать самостоятельные решения и отвечать за себя, стимулируя возникновение у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.
  5. Подсказать ребенку, когда он может помочь кому-либо, защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями и т.п., чтобы он получал опыт самоутверждения в роли дающего (умение отдавать – признак позитивной силы).
  6. Поддерживать в ребенке чувство самоценности и уверенности в себе всегда, даже в ситуациях критики или запрещения его нежелательных действий (плохой поступок, а не сам ребенок).
  7. В любой ситуации оставаться прежде всего любящими родителями, в чутком отношении которых – главный источник душевных сил ребенка, его успешного психического развития.

Вместо заключения

Человек как личность формируется в основном уже к 5-6-ти годам. А в отношении развития некоторых способностей “после трех уже поздно” (Именно так, например, назвал свою книгу Масару Ибука – создатель известной фирмы “Sony” , который в силу личных обстоятельств посвятил много времени и сил изучению и практическому преодолению проблем патологии раннего развития. Вместе с тем, человек может развиваться и совершенствоваться всю свою жизнь до глубокой старости. Главное, чтобы у него было желание изменять себя, творческое отношение к жизни и уверенность в своих силах. Фундамент такого позитивного, созидательного отношения личности (как основа её будущей успешности) закладывается в раннем детстве, когда все еще только начинается.

Поэтому лучшее, что могут дать родители своим детям – это возможность с раннего детства поверить в свои силы (!) и постоянно расширять (!) область своей реальной, практической самостоятельности. Подтверждая тем самым, что они способны быть ответственными и успешными, что они действительно могут “строить” свою жизнь, а не влачить в ней жалкое – пассивное и зависимое – существование.

Новое видео:

Новое видео:

Сделай сам! Как развить самостоятельность у ребёнка

Наш эксперт – психолог Екатерина Сафонова.

Инфантильность во взрослых людях, которая встречается всё чаще, крайне неприятная вещь. Ведь на великовозрастного «ребёнка» ни в чём нельзя положиться, ему ничего нельзя доверить. Но как вырастить самостоятельную личность?

Ах какая мука – воспитывать!

Инфантильные дети чаще вырастают в тех семьях, где родители либо чрезмерно опекают, либо морально подавляют своих отпрысков, не оставляя им не то что простора, а даже лазейки для самостоятельных действий и решений.

Гиперопекой чаще отличаются поздние мамы и папы, а также те, кому наследники достались очень тяжело. Например, если ребёнок в раннем детстве тяжело болел, то его родители и в более позднем возрасте пытаются оградить чадо от любых трудностей. Из таких детей, выросших в оранжерейных условиях, в будущем могут вырасти лентяи, маменькины сынки и социофобы, испытывающие панический страх перед необходимостью принимать самостоятельные решения.

Авторитарные родители, которые стремятся контролировать жизнь своих наследников даже в мелочах, ведут себя с детьми, как военачальники перед строем. Они диктуют им, как надо поступать в том или ином случае, в каком кружке заниматься, с кем дружить. Конечно, всё это делается ради ребёнка – ведь взрослому с высоты опыта виднее. Но, увы, благодаря такой медвежьей услуге дети либо привыкают действовать исключительно по указке, либо начинают бунтовать против родительской тирании.

Третий тип мам и пап, у которых получаются несамостоятельные отпрыски, – безучастные или вечно занятые родители, для которых самое главное, чтобы ребёнок был одет-обут, а заниматься его развитием им или неохота, или некогда.

Принимать помощь – большой труд

Чтобы малыш почувствовал вкус к самостоятельности:

  • Не препятствуйте любым проявлениям активности с его стороны (контролируя только безопасность). Если чадо хочет помочь вам делать пирожки, то всем ясно, что от такой «помощи» больше проблем, чем выгоды (потом придётся оттирать от теста не только ребёнка, но и полкухни). Поэтому многие родители отказываются от такого предложения, и ребёнок привыкает к этому и больше не изъявляет желания помогать. Так что лучше так не делать. Ну да, сил и времени придётся затратить больше, но зато это даст в будущем хорошие всходы. Дети, которым предоставлено много свободы (но не вседозволенности!), более ответственны и инициативны. Только не нужно переделывать выполненную ребёнком работу на его глазах – иначе он потеряет мотивацию помогать.
  • Обучайте ребёнка максимальному количеству полезных навыков. Всему, что в жизни пригодится. Это сделает его увереннее в себе, а заодно разовьёт мелкую и крупную моторику, что полезно и для работы головного мозга.
  • Превратите помощь по хозяйству в совместную игру. Застилать постель или убирать игрушки не очень-то интересно. Но если делать это наперегонки или на время, то уже совсем другое дело. На следующем этапе уже можно доверить малышу сделать что-то почти самостоятельно, с небольшим участием взрослого. Ну а дальше всё то, что ему по силам, пусть уже делает сам.
  • Не делайте за ребёнка того, что он уже в силах сделать сам. Кстати, важно, чтобы у ребёнка, даже маленького, был список обязанностей, которые он ежедневно должен выполнять. Так формируется не только самостоятельность, но и аккуратность и организованность.
  • Не предлагайте свою помощь, пока ребёнок сам не попросит. Но если маленький хитрец постоянно канючит, что без вас не справится, постарайтесь его перехитрить. Например, сошлитесь, что вас отвлекли срочные дела. Скорее всего, когда вы минут через 10 вернётесь, ребёнок справится и без вашего участия.
Читать еще:  ПЛОСКОСТОПИЕ У ДЕТЕЙ: КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ОБУВЬ

Малыш, ты справишься!

Ребёнок вырастет более ответственным и уверенным в себе, если вы будете:

С ранних лет предоставлять ему право выбора. Умение выбирать – основа для формирования способности к самостоятельным решениям. Но, чтобы как-то контролировать ситуацию и не допустить, чтобы ребёнок выбрал что-то вредное или даже опасное, ставьте перед ним альтернативу: пойдём гулять в парк или на стадион? Будем читать сказку или рисовать?

Чаще его хвалить. Удержитесь от критики, если что-то у ребёнка не получается. От этого опускаются руки даже у взрослых. Поэтому хвалите чадо за любые попытки, за старание, отмечайте даже небольшой прогресс.

Больше общаться. Интересуйтесь у чада, как прошёл его день в саду или школе, какие радости или проблемы его волнуют. Не подсказывайте выводов, не подсовывайте готовых решений, а, используя наводящие вопросы, сделайте так, чтобы ребёнок нашёл их сам.

20 советов от воспитателей детсада, как развить самостоятельность у ребенка

Многие родители замечают, что их дети дома ведут себя совсем не так, как в детском саду. Воспитатели говорят, что ребенок сам одевается, ложится спать, кушает, не капризничает, но дома он почему-то становится неуправляемым. С 2 до 5 лет детки требуют особого подхода, и родителям нужно знать, как вести себя с малышами, чтобы впоследствии их дети выросли самостоятельными личностями.

С мамой и папой ребенок ведет себя естественно и может быть самими собой, ведь родители любят его не за поведение, а просто потому, что он есть.

Воспитатели с большим педагогическим опытом делятся советами, которые могут быть полезными для родителей.

Советы родителям

Чаще хвалите сына или дочь, при этом давайте им такие задания, с которыми они смогут справиться. Похвала нужна за какой-то результат, иначе малыш быстро догадается, что родители просто льстят ему. Например, предложите дочке убрать игрушки в комнате, после чего обязательно скажите: «Какая ты молодец, я горжусь тобой, ты красиво расставила все игрушки по полочкам!».

Не пытайтесь все сделать за ребенка. Малыш никогда не вырастет самостоятельным, если мама бросается на помощь и не дает ему выполнить задание самому. Задайте вопрос: «Хочешь одеться сам?», «Помочь тебе?». Конечно, ребенок выберет первый вариант, ведь он хочет показать маме, какой уже взрослый и самостоятельный. Не торопите его, пускай с первого раза не получится натянуть штанишки или куртку, зато ребенок почувствует свою значимость. Поручайте сыну или дочке несложные домашние дела: протереть пыль, полить цветы, сложить книжки.

Детям дошкольного возраста нравится что-то делать по дому, поэтому всегда давайте возможность вам помочь.
Не переделывайте за сыном или дочкой то, что вам не понравилось. Если он застелил постель, не поправляйте покрывало, иначе в следующий раз ребенок не захочет это делать.

Придумайте для малыша несложные поручения, за которые он будет всегда нести ответственность. Пускай сын или дочь отвечают, например, за кормление рыбок. Ребенок будет знать, что каждый день он должен покормить рыбок, и будет делать это с удовольствием. Обязательно поощряйте его, говорите, как гордитесь им.

Ребенок должен научиться сам решать несложные задачи. Например, в раковине стоят чашки, которые нужно помыть. Мамам не нужно сразу после обеда бежать мыть посуду, пускай это сделает ребенок. Возможно, вокруг останутся лужи, а тарелки малыш вымоет не так тщательно, как мама, но он сделал шажок к поставленной цели, и за это его нужно обязательно похвалить.

Говорите побольше приятных слов, а вот от критических замечаний лучше воздержаться.

Установите дома простые правила: после прогулки все моют руки, вещи складывают в одно место, и т.д. Любое действие должно происходить в форме игры. Например, дочка категорически отказывается ехать в магазин за новой обувью. Предложите ей поиграть в Золушку: наденьте корону, красивое платье, и она с удовольствием будет примерять туфельки для принцессы.

Установите определенное время для просмотра телевизора или планшета. Заранее определите, что перед сном можно посмотреть только один мультик, и не идите на поводу, если ребенок устроит истерику, потому что хочет продолжать просмотр.

Не вознаграждайте за каждый поступок, иначе ребенок будет ждать материального поощрения за самые простые действия, например, за то, что он почистил зубы или умылся.

Давайте сыну или дочери право выбора. Ни в коем случае не заставляйте и не давите авторитетом: я взрослый, я лучше знаю, что тебе надо. Правильно спросить: «Что ты хочешь: салат или просто порезанные овощи?», «Ты сегодня оденешь розовую юбку или белое платье?». Ребенок сам несет ответственность за свой выбор, и это поможет становлению его самостоятельности.

Уберите из лексикона слово «если», заменив его словом «когда». «Если ты умоешься и оденешься, мы поедем в аквапарк» – так лучше не говорить, а вот «Когда ты умоешься и оденешься, мы поедем в аквапарк» звучит намного лучше и понятнее для ребенка.

У маленьких детей должно быть достаточно времени для игр. Не нужно постоянно занимать малыша, придумывать ему задания, он и сам обладает прекрасной фантазией, чтобы провести свободное время с удовольствием.

Ребенку должно быть весело. Чем скучнее и монотоннее занятие, тем быстрее оно надоест маленькому человеку. Например, можно включить музыку или почитать его любимую книжку, пока малыш убирается в комнате.

Учите ребенка играть вместе с другими детьми. Если у вас только один малыш, почаще приглашайте в гости родителей с детками примерно такого же возраста. Понаблюдайте, как они вместе играют, решают конфликты, учите их общению и совместным играм.

В конфликтной ситуации дайте возможность ребенку самому решить проблему. Если договориться с обидчиком у него не получилось, только в этом случае подключаются взрослые. Если решать все вопросы за ребенка, во взрослой жизни он будет по-прежнему рассчитывать на родителей, при этом сам будет не способен урегулировать даже самые простые вопросы.

Если ребенок теряет контроль (начинает бегать, разбрасывать игрушки, бросается предметами, капризничает), отвлеките его каким-нибудь интересным занятием. Например, на улице сын лежит в луже и кричит, что не пойдет домой. Предложите ему наперегонки добежать до дома: кто первый это сделает, тот победитель.

Объясняйте, что с мамой и папой невозможно находиться 24 часа в сутки. Родители должны работать, чтобы зарабатывать деньги на еду, одежду и игрушки. Это очень важно донести до ребенка в период адаптации к детскому саду.

Говорите ребенку, что за свои поступки он должен нести ответственность. Если дочка разукрасила стены карандашами, она берет губку и помогает маме стереть свои картины.

За проступки отчитывать нужно сразу, иначе через непродолжительное время ребенок забудет, что он натворил, и искренне не будет понимать, почему родители его ругают. Но разговор должен быть наедине, при этом не стоит повышать голос. Спокойно отведите малыша в сторону и объясните, почему он поступил неправильно, и как исправить ситуацию. Обязательно скажите, что любите, но его поступок вас сильно расстроил.

Воспитание – сложный процесс, и многие родители теряются, когда их ребенок начинает вести себя агрессивно, капризничает, перестает слушаться. С раннего детства приучайте малыша к самостоятельности, старайтесь не срываться, а вести спокойный диалог, и тогда сын или дочь вырастут воспитанными, самостоятельными людьми, которые всегда будут готовы прийти на помощь.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector