Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие ребенка 1 месяц: рефлексы малыша и его способности

Календарь развития ребенка: 1 месяц

Впереди у маленького человечка целая жизнь, но этот месяц — первый месяц жизни — самый важный. Эти четыре недели — время особой ответственности родителей. Вы все, в том числе и малыш, привыкаете к мысли о том, что теперь его жизнь протекает уже не в утробе матери, а в реальном мире.

Наконец свершилось то, чего вы ждали и к чему готовились последние девять месяцев — вы стали родителями. В ваш дом вошла новая жизнь — в прямом и переносном смысле. И с этого момента все будет не так, как раньше. Теперь ваша личная вселенная вращается вокруг маленького человечка, который только что появился на свет и еще целый месяц будет гордо носить титул новорожденного. Впереди у маленького человечка целая жизнь, но этот месяц — первый месяц жизни — самый важный. Эти четыре недели — время особой ответственности родителей. Вы все, в том числе и малыш, привыкаете к мысли о том, что теперь его жизнь протекает уже не в утробе матери, а в реальном мире.

Физиология ребенка первого месяца жизни

В тот момент, когда малыш рождается, делает свой первый вдох и совершает первый крик (родовой катарсис), его маленький организм начинает активно перестраиваться, приспосабливаясь к внеутробной жизни. Изменяется система кровообращения, разрушаются более неактуальные красные кровяные тельца с плодовым типом гемоглобина, по-другому начинают работать пищеварительная и эндокринная системы, кожа, кишечник и дыхательные пути сталкиваются с ранее неизвестными им бактериями, и для их защиты активизируется иммунная система. Возможно, ваш малыш потеряет около 10% веса в первую неделю жизни. Это нормально: первые семь дней его организм работает с колоссальным напряжением. Ситуация стабилизируется примерно через десять дней после рождения и вес начнет увеличиваться. В течение 1 месяца ребенок прибавит до 600 граммов.

Сон новорожденного

Первый месяц жизни малыш практически целиком проводит во сне. Приблизительно 20 часов в сутки он спит, а его хрупкий организм между тем проделывает в это время огромную работу по адаптации к внеутробной жизни. Спят новорожденные, как правило, на спинке, с согнутыми в локтях ручками и согнутыми в коленных суставах раздвинутыми в сторону ножками. У новорожденных выделяют три фазы сна и две фазы бодрствования. Сон может быть глубоким (ребенок дышит ровно и спокойно) и неглубоким (дыхание может быть сбивчивым, возможны подергивания ручками и ножками). Иногда малыш не спит, но дремлет (в процессе кормления, например). Время бодрствования характеризуется активными движениями ручками и ножками. Ребенок может лежать тихо, и это означает, что его все устраивает. Если же плачет, значит ему по какой-то причине некомфортно, о чем он и пытается вам сказать.

Еда ребенка первого месяца жизни

Дискомфорт могут вызывать спазмы кишечника, вздутие животика и колики — спутники практически всех детей в первый месяц жизни. Пищеварительная система приспосабливается к новым условиям работы. Кормление — исключительно важный вопрос в жизни новорожденного (собственно говоря, вся его жизнь и состоит из приема пищи и сна с короткими фазами активности). Важно помнить, что лучшей пищи, чем материнское молоко, для младенца нет и быть не может. Женское молоко — кладезь полезных веществ и микроэлементов и гарант здоровья ребенка. До шести месяцев грудное молоко может быть для ребенка и едой и питьем, и в докармливании искусственным питанием никакой необходимости нет. Врачи рекомендуют кормить ребенка каждые 3-3.5 часа, то есть 6-7 раз в сутки. Лучше, если вы будете делать ночной перерыв 5-6 часов. Таким образом, с первых дней жизни начнет формироваться режим — важное условие дальнейшего правильного физического и психологического развития. Возможен и другой вариант: прикладывать малыша к груди при проявлении беспокойства. В этом случае у вас получится 10-12 кормлений за сутки. По мере того, как ребенок будет расти, интервал между кормлениями будет увеличиваться.

Не забывайте, что во время кормления вместе с молоком ребенок заглатывает еще и воздух, поэтому прежде чем снова уложить его в кроватку необходимо дать ему возможность воздух срыгнуть. Для этого его нужно подержать столбиком. Если этого не сделать, ребенок может захлебнуться.

Психология ребенка первого месяца жизни

Психологическое развитие человека, который только что появился на свет, обуславливается прежде всего рефлексами, которые так и называются — рефлексы новорожденного. Некоторые из них исчезнут по мере взросления, другие останутся на всю жизнь. Эти рефлексы обязательно нужно проверять. Их наличие — признак психологической полноценности малыша. В первый месяц жизни выделяют несколько основных рефлексов:

Сосательный рефлекс. Как только вы даете ребенку грудь (или соску-пустышку), он начинает совершать ритмичные сосательные движения. Этот рефлекс — важнейший для жизнеобеспечения младенца в первые месяцы жизни. Для недоношенных детей именно возникновение сосательного рефлекса считается показателем зрелости.

Хватательный рефлекс и рефлекс Робинсона. Ребенок рефлекторно хватается за все, что касается его ладошки, сжимая ее. Этот рефлекс исчезает примерно на пятом месяце жизни, и на смену ему приходит осознанное хватательное движение.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Если поставить малыша в вертикальное положение таким образом, чтобы стопы касались ровной твердой поверхности, он тут же выпрямляет ножки и «стоит» (с вашей помощью, разумеется, так как самостоятельно встать он сможет только на 8-12 месяце жизни). Если же его намного наклонить вперед, сместив центр тяжести, он начнет передвигать ножками, имитируя ходьбу.

Рефлекс ползания Бауэра. Если ребенка положить на живот и легонько надавить на стопы, он начинает совершать движения, имитирующие ползание.

Хоботковый рефлекс. Если легонько и отрывисто дотронуться до губ младенца, он тут же выпячивает их в виде своеобразного «хоботка». Так же, как и сосательный рефлекс, хоботковый связан с важнейшим для полноценного развития процессом — питанием. Обычно хоботковый рефлекс угасает на 2-3 месяце жизни.

Защитный рефлекс новорожденного. Если ребенка положить на животик, он тут же повернет голову в сторону. Биологически этот рефлекс объясняется просто: поворот головы позволяет дышать даже в столь неудобной для новорожденного позе.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Если легонько надавить подушечками пальцев на ладони малыша, он открывает ротик и поворачивает головку в сторону раздражителя.

Существуют и другие рефлексы (рефлекс Моро, рефлекс Переза, рефлекс Галанта), которые также проверяются в обязательном порядке. Большинство из них угасают или трансформируются к концу первого года, когда жизнь малыша становится более осознанной и на смену рефлексам приходят контролируемые движения.

И еще немного о психологическом развитии: к концу первого месяца жизни ребенок начинает проявлять положительные эмоциональные реакции. На четвертой неделе он уже будет вас узнавать не только на инстинктивном уровне, и, возможно, даже улыбнется вам — своей трогательной беззубой улыбкой! Вообще, чем больше и чаще вы будете ему улыбаться, тем скорее он ответит вам тем же.

Воспитание малыша

Период новорожденности закончился, начинается период грудного возраста, который будет длиться до года. В это время ребенок набирает вес, быстро растет, и у него почти каждый день появляются все новые и новые движения и умения. Что нужно знать об особенностях развития малышей в это время и чем родители могут им помочь?

Как организовать жизнь ребенка в 1 месяц

Теперь ребенок спит 17-19 часов в сутки, постепенно привыкая к своей новой жизни вне материнского живота. Некоторые родители в этот период пробуют соблюдать с ребенком примерный режим дня: в одно и то же время начинают и завершают прогулку, в один и тот же час приступают к купанию и так далее.

Двигательное развитие ребенка в 1 месяц

В это время ребенок перестает принимать позу с согнутыми ручками и ножками, характерную для эмбриона, и начинает с удовольствием двигаться. Для того чтобы помочь мышцам малыша развиваться, можно менять его положение, когда он не спит: класть то на бочок, то на животик.

Лежа на животе, месячные малыши уже поворачивают голову, а некоторым даже удается поднять ее и посмотреть вокруг. Побольше гладьте ребенка – ему сейчас очень нужен тактильный контакт с мамой, в том числе и для ощущения собственного тела. Помните о том, что сковывающие пеленки мешают ребенку развиваться: дети, которых туго пеленают, хуже едят и позже начинают говорить.

Как играть с ребенком в 1 месяц

Малыш в это время внимательно смотрит на лица, постепенно начинает различать интонацию голоса и интересуется разными звуками. Поэтому разные погремушки и колокольчики придутся очень кстати.

Можно надевать ребенку на ручки и ножки звенящие браслеты, тогда он станет больше двигаться и обращать внимание на то, что разные штучки звенят по-разному. Также хорошо ненадолго дать ему в ручку маленькие игрушки, чтобы малыш чувствовал их разную форму и фактуру.

Дети в один месяц, кстати, могут играть самостоятельно, внимательно прислушиваясь к окружающим их звукам, рассматривая свои ручки (и иногда пугаясь их), чувствуя новые запахи. Конечно, мама в этот момент должна находиться неподалеку.

Чему можно научить ребенка в 1 месяц

Заниматься с месячным ребенком нужно не больше двух минут. Для того чтобы малыш учился следить за предметами и находил их взглядом, ему можно показать большую игрушку, дождаться, пока он сфокусирует на ней взгляд, а потом медленно отвести ее в сторону, чтобы взгляд ребенка от нее не отрывался. То же самое можно проделать с погремушкой, издающей негромкий звук.

Что чувствует ребенок в 1 месяц

Ребенок может откликаться на ваше настроение – если улыбнуться ему, то он улыбнется в ответ, если нахмуриться – может заплакать. Малыш проявляет большой интерес ко всему, что происходит вокруг него, – у него уже есть потребность в новых впечатлениях.

К концу первого – началу второго месяца жизни у ребенка начинает формироваться комплекс оживления – реакция на приближение взрослого. Это улыбка, учащение дыхания, лепет, сгибание и выпрямление ручек и ножек. У месячного малыша можно заметить некоторые составляющие этого комплекса.

Что слышит и понимает ребенок в 1 месяц

Малыш с интересом прислушивается к голосам взрослых, хотя пока не связывает друг с другом голоса и лица. К 3 месяцам он начнет различать интонацию и тембры, поэтому важно говорить с ним, меняя и то, и другое: в ответ на высокий голос, быструю речь ребенок может начать шевелить ручками и ножками. А ласковый, нежный голос матери может успокоить его.

Многие специалисты советуют включать детям классическую музыку – примерно на 10 минут в день, но ее любят не все малыши, некоторые устают. Можно включать ребенку и записи разных музыкальных инструментов или самим играть на них возле его кроватки – тоже недолго. Постоянные разговоры с ребенком приводят к тому, что он активно вступает в общение со взрослым – фыркает, попискивает, пробует лепетать.

Задача родителей

В 1 месяц продолжается период симбиоза матери и ребенка – малыш чувствует себя слитым с мамой, мама может жаловаться на то, что она «поглупела»: но этот регресс необходим для того, чтобы лучше чувствовать то, что сейчас необходимо ребенку, чего он хочет. Надо знать, что кризис новорожденности длится примерно два месяца – малыш уже освоился в новом для него мире, но еще не до конца привык к нему, поэтому ему необходимо внимание, общение и готовность мамы взять его на руки, чтобы он почувствовал себя в безопасности.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц: рефлексы и достижения малыша

Что должен уметь ребенок в 1 месяц: врожденные рефлексы и первые достижения

Помните первый день жизни вашего малыша? Тот час и минута, когда ребенку исполнились ровно сутки! Казалось, что так много времени прошло!

Затем первая неделя.

И вот уже первый месяц…

Новорожденный человек совсем крохотный и беспомощный. К году, это уже более менее соображающий человек, который шустро ползает, хорошо сидит и, возможно, уже ходит.

Сегодня расскажу вам, что должен уметь ребенок в 1 месяц. А статья про развитие ребенка в 1 месяц живет здесь:

Рефлексы

Важным критерием на этапе новорожденности являются безусловные рефлексы. Действуют они по принципу Н-Н (непосредственный раздражитель — непосредственная реакция) — обозначение предложено советским психиатром, д.м.н. А. Г. Ивановым—Смоленским.

Со временем эти рефлексы угасают — в среднем, к 2-4-м месяцам.

Для врачей их наличие и своевременное угасание говорит о нормальной работе нервной системы.

За рефлексы, связанные с ротовой полостью, отвечают сегменты мозгового ствола (это в голове), а за остальные — спинной мозг (это в области шеи и дальше по позвоночнику).

Поисковый рефлекс

Если коснуться щечки младенца, то он повернет головку в сторону раздражителя. Проверяют с обеих сторон. А если коснуться нижней губки — опустит головку вниз.

Этот рефлекс по сути составная часть сосательного.

Когда мама берет свое дитя на руки, как раз та сторона, где мамина грудь и будет соприкасаться с щекой, пока мама подготавливается к процессу.

Получается, что ребенок на безусловном физиологическом уровне поворачивается в сторону груди. Потому что природой заложено, что младенец будет вскормлен материнским молоком.

Сосательный рефлекс

Врачи проверяют его при помощи пустышки или пальца в стерильном напальчнике. Смотрите пример на видео .

На самом деле, для новорожденного нет потребности придумывать приспособления для проверки данного рефлекса — достаточно просто приложить человека к материнской груди. Это именно то, что ему нужно.

Кстати, перед кормлением сосательный рефлекс у ребенка ярко выражен, а после кормления, становится более вялым.

К году ребенка он ослабевает, а исчезает полностью только к 3-4 годам — это время естественного завершения прикладываний к груди. Улавливаете мудрый замысел природы относительно долготы грудного вскармливания?

Защитный рефлекс

Если новорожденного положить на живот, то он автоматически повернет голову.

Только ни в коем случае не оставляйте его одного лежать на животе.

Во-первых, когда ему станет дискомфортно, он не сумеет перевернуться.

Во-вторых, если будет что-то мешать ребенку для дыхания, он даже не сообразит, как этого избежать. Малыш ведь еще не знает, что у него есть нос/рот, где он находится, и что ему вообще нужен воздух.

Хватательный рефлекс

Если вы надавите ребенку на ладони (без фанатизма только), малыш крепко обхватит ваши пальцы. Иногда детки хватаются настолько крепко, что их возможно даже приподнять — рефлекс Робинзона.

Хватательный рефлекс будет заметен и на ножках — при надавливании на стопы, детки сжимают пальчики ног, как-будто пытаясь ими обхватить ваши пальцы.

Рефлекс ползания

Ребенка кладут на живот, сгибают ножки, приводя стопы одна к другой и дают им рукой опору. Он начнет отталкиваться и ползти.

По сути эти основные рефлексы направлены на выживание ребенка. Чтобы он смог добраться до мамы, присосаться к ней и поесть.

Есть и другие. Но, на мой взгляд, самостоятельно их проверять не стоит — предоставьте это дело врачу. Если есть такая необходимость.

Рефлекс опоры и автоматической походки

Малыша берут под ручками и вертикально держат. При этом ему дают опору в виде ровной поверхности стола.,например. По мере продвижения ребенка вперед, он будет изображать ходьбу.

Рефлекс Галанта

Малыша держат на руке, животом вниз и проводят пальцем по позвоночнику. Тогда спина младенца изгибается в дугу, открытую в сторону раздражителя, а также разгибаются ножки в тазобедренных и коленных суставах. Вы можете увидеть проверку данного рефлекса на видео .

Рефлекс Переса

Младенец лежит животом на ладони врача. Когда врач, надавливая на позвоночник, ведет от копчика вверх, малыш начинает кричать, разгибать конечности и поднимать голову и таз. Это мероприятие вызывает у новорожденного негативные эмоции.

Читать еще:  Перепады настроения во время беременности

Рефлекс Моро

Если ударить в 15 см от ребенка по поверхности, на которой он лежит, малыш резко раскинет ручки и ножки звездой, а потом как будто попытается что-то обнять. Получается, что происходит стрессовая ситуация, и человек пытается за что-то ухватиться.

Все эти безусловные рефлексы будут ярко выражены для месячного ребенка, но постепенно угаснут. В два — три месяца, большинство из них будут практически незаметны. В будущем рефлекторная реакция сменится на осознанные действия и поведение.

Умения месячного ребенка

Человек рождается с недостаточно развитой центральной нервной системой (ЦНС) Основные функции в организме младенца регулируются подкоркой. В этом причина своеобразных и неуверенных движений новорожденного. По мере развития ЦНС, ребенок все лучше овладевает своим телом, обретает новые навыки, приходит все бОльшая осознанность.

Физические

  • В этом возрасте человек уже может хорошо держать голову лежа на животе, держится более уверенно в позе столбиком, но еще с поддержкой грудного пояса.
  • Малыш учится справляться со своим телом и меньше вскидывает ручки.

В этом возрасте ребенок уже умеет показывать свое настроение мимикой и звуками.

Общение

  • К 10-14 дню уже пытается общаться. В месяц у деток появляются первые звуки — а-гых, а-кы, а-а-а.
  • Пытается повторить слова взрослого, но пока в ответ только покашливает. Этот кашель отличается от болезненного. Так что, если малыш 25-40 дней от роду вдруг начал покашливать, то он скорей всего пытается с вами говорить. Не торопитесь бить тревогу и звонить врачам.
  • В этом возрасте младенец может уже продемонстрировать свое желание общаться. Когда он видит взрослого, начинает учащенно сопеть и двигаться, как бы приглашая к разговору.
  • Подает маме разные сигналы. Зовет, когда проснулся, сообщает, когда хочет приложиться к груди, пописать, чтобы взяли на ручки. Также сообщит, если недоволен чем-то. Сигналы выражаются в покряхтываниях, различных звуках. Замечали, что перед тем как покакать, например, малыш подает совершенно конкретные сигналы, ни на что другое не похожие? Поделитесь в комментариях, какие сигналы подает ваш ребенок.

Мимика

В своей книге “Ребенок от зачатия до года” Ж. В. Цареградская пишет, что на 4 — 7 день от рождения у малыша может появиться первая сознательная улыбка на бодрствование.

С 14 дня человек уже проявляет эмоции.

Месячный ребенок внимательно следит за мимикой взрослого, который с ним общается, учится ее повторять.

Когда видит или слышит маму — улыбается, радуется ей.

А еще

  • Малыш может фокусировать взгляд на предмете. Покажите ему на расстоянии 20 см игрушку, и медленно проведите ей влево и вправо. Он будет следить за ней.
  • Рассматривает яркие предметы. Различает цвета — черный, белый, красный и желтый.
  • Если вы включите яркий свет, или создадите резкий звук, ребенок отреагирует на него — мимикой, звуком или криком.

Только учтите, что детки все равно развиваются по-разному. Кто-то быстрее, кто-то медленнее. И это нормально.

Слушайте свое сердце и не сравнивайте своего ребенка с другими. Позвольте ему быть таким какой он есть, единственным в своем роде.

Первый месяц жизни — прекрасное время первых гулений, очаровательных сопений и сладких движений. Малыш меняется с каждым днем!

Желаю вам насладиться этими моментами.

Эта статья подготовлена при поддержке консультанта по материнскому искусству Евгении Старковой. Вы можете задать ей вопрос по теме статьи в комментариях, или воспользовавшись формой обратной связи .

Развитие ребенка в 1 месяц

Период новорожденности позади и кроха уже освоился в новом для него мире. Чему научился ребенок за первый месяц жизни, какими умениями начал обладать и как родители могут способствовать дальнейшему развитию малыша 1 месяца?

Физическое развитие в 1 месяц

Средней прибавкой веса месячного ребенка по сравнению с весом при рождении считают 600 грамм. Рост малыша за первый месяц увеличивается в среднем на три сантиметра.

Это усредненные показатели и развитие каждого малыша индивидуально, однако есть границы нормы, при выходе за которые ребенок должен быть осмотрен врачом.

Физические показатели развития месячного ребенка представлены в следующей таблице.

Показатель

Мальчики в 1-2 месяца

Девочки в 1-2 месяца

Среднее значение в 1 месяц

Окружность грудной клетки

Что малыш умеет?

Вот навыки, которые осваивает младенец к 1-месячному возрасту:

  • Удержание головы. Малютка, пребывая в позиции на животике, может приподнять голову и держать ее до 5 секунд.
  • Фиксация взгляда. Ребенок всматривается не только в неподвижные предметы и лицо взрослого, но и в движущиеся объекты, если они крупного размера и яркие.
  • Развитие зрения. Малыш уже может различать красный, черный, желтый и белый цвет, а также клетки и линии. Кроме того, младенец в 1 месяц уже узнает маму.
  • Реакция на звук. Когда младенец слышит громкий или резкий звук, он вздрагивает либо замирает. Иногда звук настолько пугает кроху, что вызывает плач малыша.
  • Гуление. Вы услышите от месячного карапуза звуки, похожие на «гу» или «га», поэтому эта первая речь младенца также называется агуканьем.

О том, что малыш должен уметь в 1 месяц, смотрите в следующем видео Николая Никонова – ведущего врача и массажиста России.

Может ли кроха улыбаться?

Осознанная улыбка является одним из самых приятных умений, которые осваивает ребенок за первый месяц жизни. Чем чаще мама улыбается младенцу, тем быстрее увидит очаровательную улыбку в ответ. Кроме того, улыбку будут сопровождать другие проявления оживления младенца – ребенок будет двигать ногами и ручками, а также гулить.

Отметим, что увидеть, как новорожденный улыбается, можно уже с первых дней жизни, однако первые улыбки младенца являются непроизвольными. Сначала мама заметит, что кроха улыбается во сне, чуть позже – при купании или после кормления. Это все варианты физиологической улыбки. Но ближе к 1 месяцу у улыбки младенца появляется социальное содержание. Она становится ответом на контакт с мамой или другим близким человеком.

Маме нужно всегда находиться рядом с младенцем и сразу же реагировать на потребности малютки.

Чаще берите кроху на руки, не забывая поддерживать голову, разговаривайте с карапузом и не переживайте, что приучите таким образом малютку к рукам и вырастите эгоиста. Напротив, исследования показали, что младенцы, которых мамы берут на руки реже, плачут чаще и дольше, пытаясь привлечь внимание мамы. Если же малютка знает, что мама всегда рядом, то он не станет кричать лишний раз.

Уход за крохой в 1 месяц включает такие действия:

  • Гигиенические процедуры – умывание, уход за ушками и глазами, подмывание, стрижка ногтей, расчесывание.
  • Купание.
  • Прогулки на свежем воздухе.
  • Массаж.
  • Воздушные ванны.

Когда переодеваете малыша, проследите, чтобы ваши руки не были холодными или мокрыми, так как младенцы 1 месяца очень чувствительно реагируют на тактильные ощущения.

Как способствовать развитию?

Так как периоды бодрствования у малыша 1 месяца еще очень малы, маме следует грамотно распределить время так, чтобы успеть и пообщаться с малышом, и провести гигиенические процедуры, и сделать массаж, и поплавать в ванне, и уделить минутку развитию малютки. Немаловажным является самочувствие мамы, поэтому необходимо отвести время и на полноценный отдых во время сна малютки.

Ребенок 1 месяца изучает окружающие предметы, как недвижимые, так и перемещающиеся, так и звуки окружающего мира. Какие же развивающие занятия доступны в этом возрасте? Во-первых, общение с малышом для развития его эмоционально-психической сферы. Во-вторых, стимуляция зрения, тактильных рецепторов и слуха ребенка. И, в-третьих, способствование удержанию головки, для чего малыша часто выкладывают на животик и держат столбиком.

Вот какие действия помогут в развитии месячного малыша:

  • Чтобы помочь крохе фокусировать взгляд, покажите младенцу крупную игрушку, дождитесь, чтобы малыш посмотрел на нее, а затем медленно отведите в сторону, добившись, чтобы взгляд малютки оставался сфокусированным на игрушке.
  • Повторите такие же действия с погремушкой, которая издает негромкие звуки. Занимайтесь таким образом с крохой 1-2 раза в день до 2 минут за одно занятие.
  • Также можете включать малютке классическую музыку или записи различных музыкальных инструментов. Пусть кроха слушает музыку до 10 минут ежедневно.
  • Повесьте в кроватке мобиль с крупными игрушками (3-4 штуки) и приятной мелодией. Также можете выкладывать кроху на развивающий коврик.
  • Постоянно разговаривайте с крохой. Причем делайте это так, чтобы малыш видел вашу мимику. Так вы будете стимулировать и слух ребенка, и развитие речи малыша. В ответ на мамину ласковую речь младенец быстрее начнет отвечать комплексом оживления и осознанной улыбкой.

Пусть с малышом играет не только мама, но и папа, ведь общение с младенцем у них разное, что позволяет крохе впитывать лучшее от каждого из них.

Игры в 1 месяц

Для физического развития:

  • Уложив кроху на спинку, возьмите ребенка за ручки, поднимите их вверх за голову, потом опустите вниз, после чего скрестите на груди и разведите в стороны. С ножками крохи можно имитировать движение на велосипеде. Во время такой гимнастики напевайте приятную песенку.
  • Положив младенца на животик, покажите ему игрушку и поднимайте ее вверх, стимулируя малыша поднять голову. Также можете уложить кроху на свой живот и называть малыша по имени, чтобы ребенок поднял голову и начал смотреть на ваше лицо. Такие занятия улучшат развитие его мышц.
  • Нежно прикасайтесь к малышу во время купания, сопровождая такой легкий массаж тихой песенкой. Искупав кроху, заверните младенца в полотенце, спрятав свое лицо за его краешек, затем выгляните из-за полотенца и скажите «ку-ку».

Для развития зрения:

  • Сделайте из бумажной тарелки своеобразную «куклу». Для этого нарисуйте лицо и прикрепите к тарелке ручку, чтобы ее можно было держать и перемещать. Покажите «куклу» малышу с расстояния 25 см и дождитесь, чтобы кроха начал следить за тарелкой.
  • Наклонитесь над малышом, чтобы его взгляд зафиксировался над вашим лицом, а затем медленно двигайтесь в сторону. Младенец будет следить за вами, поворачивая головку.
  • К небольшой игрушке нужно пришить резинку и подвесьте игрушку над ребенком. Затем заставьте игрушку на резинке «прыгать» перед малышом вверх и вниз. Вскоре ребенок будет не только смотреть на прыгающую игрушку, но и стараться ухватить ее ручками.
  • Покажите малышу яркую игрушку на расстоянии 30 см от его лица, затем медленно ведите предмет по горизонтали. Заметив, что ребенок смотрит на игрушку, далее двигайте ее по вертикали, а в заключение перемещайте предмет по кругу.
  • Во время кормления положите на свое плечо яркий шарфик или полотенце. Малыш будет переводить взгляд с вашего лица на этот яркий предмет.

Для развития других органов чувств:

  • Читайте малышу детские стихи, чтобы развивать слух крохи и чувство ритма. Вы можете познакомить младенца с вашими любимыми стишками или же придумать собственные. Можно взять за основу любую песню и поменять в ней слова на свой вкус.
  • Привяжите к пинеткам крохи по колокольчику. Во время шевелений ножками кроха будет слышать звон и прислушиваться к нему.
  • Когда ребенок лежит в кроватке, разговаривайте с крохой, пока вы перемещаетесь по комнате. Это будет одновременно стимулировать и слух младенца, и его зрение.
  • Мягко помассируйте на ножках и ручках младенца каждый пальчик. Притрагивайтесь к крохе не только руками, но и кусочком ваты, мягкой кисточкой, рукавичкой из махровой, шерстяной или другой ткани.
  • Обмакните шарики из ваты в нерезкие пахнущие жидкости, например, мятную или ванильную туалетную воду. Давая нюхать такой шарик малышу, вы будете стимулировать обоняние младенца.

Развитию ребенка способствует и массаж. О том, как правильно его делать, смотрте в следующем видео Николая Никонова.

Занятия в воде

Среди занятий, стимулирующих развитие грудничка 1 месяца, можно назвать и плавание. Оно может проводиться как в бассейне (под контролем инструктора), так и в ванне в домашних условиях. Благодаря упражнениям в воде у малыша будет стимулироваться вестибулярный аппарат. Для плавания приобретите малышу специальный надувной круг, поддерживающий малютку под шеей.

Набрав полную ванну теплой воды, опустите ребенка с кругом в воду и подождите, пока малыш освоится. Буквально одно-два плавания, и младенец начнет получать удовольствие от таких занятий, а мама сможет просто наблюдать за крохой и ловить самые яркие моменты для фото.

Опускайте в водичку малыша осторожно, начиная с пяток, учитывая чувствительность младенцев к изменению температуры окружающего мира. Если малютка негативно реагирует на первые купания, попробуйте погрузиться в ванну вместе с крохой. Уложите малыша на свою грудь, осторожно поливайте тело младенца водичкой и показывайте игрушки.

Покажите карапузу, что он может оттолкнуться ножками от стенок ванны. Разверните плавающего младенца так, чтобы его согнутые ножки уперлись в бортик и дождитесь, когда кроха оттолкнется и немного проплывет назад. У противоположного края ванны разверните малыша и повторите упражнение.

Интересным упражнением для младенцев первого месяца во время плавания будет ходьба по дну ванны. Придерживайте кроху под мышки и слегка наклоняйте вперед, стимулируя рефлекс ходьбы несколько секунд. Дальше дайте малютке немного поплавать на спинке.

Частые проблемы

Отклонения от нормы, которые могут выявить родители в 1 месяц:

  • Повышенный либо пониженный тонус мышц ребенка. Также возможна ассиметрия мышечного тонуса.
  • Желтуха. У некоторых детей она не проходит к месяцу, что требует консультации педиатра.
  • Колики. Они появляются к третьей неделе жизни у многих малышей и вызывают большой дискомфорт у крохи.
  • Недостаточный набор массы, который может быть связан как с проблемами организации грудного вскармливания, так и с болезнями малыша.

При любой из этих проблем ребенка нужно показать врачу, рассказав о настораживающих симптомах.

Врожденные рефлексы у новорожденного ребенка — Моро, хватательный и другие: видео, таблица норм и причины отсутствия

Процесс рождения – огромный стресс для малыша, так как организм начинает приспосабливаться к новой среде и агрессивным внешним факторам. Самый важный период – неонатальный – длится 28 дней с момента появления на свет. Критериями здорового развития ребенка служат определенные рефлексы, ослабление которых может сигнализировать о проблемах нервно-мышечной системы.

Безусловные рефлексы у новорожденного ребенка и их значение для дальнейшего развития

Рефлекс – ответная реакция живого организма на воздействие сторонних раздражителей. Все рефлексы у человека подразделяются на условные и безусловные. Первая группа – индивидуальные навыки, которые появляются в процессе жизни по мере созревания коры головного мозга. Это своеобразный жизненный опыт, который человек получает на протяжении длительного времени. Вторая группа рефлексов, безусловных, — это то, с чем рождается человек.

Безусловные рефлексы являются врожденными, сложившимися в процессе эволюции человека. Это относительно постоянные ответные реакции, которые спустя некоторое время после появления ребенка на свет ослабевают и вскоре безвозвратно исчезают. Врожденные рефлексы крайне важны — они помогают беззащитному ребеночку выжить в сложный период родов и адаптироваться к новой среде. При ослаблении или отсутствии каких-либо из них (например, глотания или сосания) малыш не сможет существовать вне материнского организма.

Всего неонатологи выделяют у здорового младенца более 15 безусловных ответных реакций. Основные функции, которые они выполняют:

  • поддержание нормальной жизнедеятельности (например, реакция сосания);
  • защита организма от негативных воздействий раздражителей (от мороза, яркого солнца);
  • обеспечение безопасного процесса рождения (задержка дыхания при продвижении малыша по родовым путям).

Список рефлексов новорожденных детей

Оральные рефлексы

Оральные врожденные рефлексы помогают малышу сосать мамину грудь и не умереть от голода в первые часы жизни. Выделяют пять оральных реакций:

  • Сосательная. Возникает при нахождении у новорожденных во рту предмета, например, соски, на расстоянии 1,5-3 см от десен. Развивается сразу при прикладывании новорожденного к материнской груди. Сосание играет важную роль для питания: при отсутствии сосательного рефлекса малыш не способен выжить.
  • Глотательная. При поступлении пищи любой консистенции в ротовую полость ребенок автоматически ее глотает. С возрастом этот рефлекс не исчезает.
  • Хоботковая. Если младенцу по верхней губке поводить пальцем, то губы вытягиваются в «бантик» из-за сокращения мышц рта. К трем месяцам рефлекс ослабевает.
  • Реакция Бабкина. Нажимая на детскую ладошку, можно наблюдать поворот головки в сторону раздражителя. Через мгновение малыш открывает рот.
  • Поисковая (реакция Куссмауля). Направлена на поиск пищи. Поглаживание щеки возле уголка рта влечет за собой автоматический поворот головки на раздражитель. Малыш начинает искать мамину грудь, открывая при этом ротик. Реакция постепенно ослабевает через четыре месяца. К этому возрасту малыш учится находить грудь визуально, с помощью зрения.
Читать еще:  Ложные схватки при беременности

Спинальные рефлексы

Спинальные рефлексы новорожденных — это двигательные автоматизмы, заключающиеся в спонтанных движениях туловищем и конечностями. Главные спинальные автоматизмы:

Хватательные рефлексы

Что представляет собой хватательный рефлекс (реакция Робинсона)? Если дотронуться пальцем или любым предметом до ладошки младенца, он моментально захватывает предмет и пытается на нем удержаться максимально долго. Ручка новорожденного сжимается в кулак и так сильно цепляется за мамин палец, что иногда даже можно чуть приподнять малыша.

Особенно сильно проявляется хватательный рефлекс в момент голода. Ярко выражен до 3-4 месяцев. Сохранение реакции Робинсона более длительное время может сигнализировать о неврологических нарушениях и проблемах с мозговым кровообращением. Важно оценивать симметричность хватательной реакции: обе руки должны быть одинаково развиты и захватывать предметы с идентичной силой и частотой.

Двигательные рефлексы

Физиологические рефлексы движения стремятся изменить положение тела малыша:

  • Автоматизм ходьбы. Грудничка ставят на стол, он опирается на стопы и при принудительном наклоне туловища вперед должен рефлекторно сделать пару шагов. Ребенок должен перебирать ножками, будто шагает.
  • Ползанье (ответ Бауэра). Если положить младенца на животик и подставить ему ладонь под стопы, то он начинает упираться ножками в ладонь и активизирует хаотичные движения туловищем. Это попытка тронуться с места.
  • Лабиринтная тоническая реакция. Когда ребенка кладут на животик, вначале срабатывает вышеописанный рефлекс ползания, а через 30 секунд происходит усиление тонуса сгибающих мышц: головка и руки прижимаются к груди, ножки сгибаются в коленях и притягиваются к животику. Спустя 20-30 секунд мышцы снова расслабляются и включается реакция ползания.

Это далеко не полный перечень всех рефлексов, которые проверяют неонатологи в роддоме и невропатологи в поликлиниках. Некоторые рефлексии могут быть выражены слабее нормы, проявляться в более стертом виде. Психология многих родителей такова, что они считают своего малыша идеальным. Однако только грамотный специалист может определить, достаточно ли развита та или иная рефлексия у малыша. Главные рефлексы, в том числе реакцию Моро и Бабкина, можно посмотреть на видео ниже.

Позотонические рефлексы (Магнуса-Клейна)

Позотонические реакции – это умение перераспределять мышечную нагрузку в зависимости от изменения положения тела. Младенец рефлекторно поднимает голову, сгибает или разгибает конечности при нахождении туловища в определенном состоянии. Основная позотоническая реакция заключается в ответе мышц-сгибателей на поворот головы – ответ Магнуса-Клейна.

При повороте головы, например, вправо правая рука малыша рефлекторно разгибается, а левая – сгибается. При этом задействуются сгибающая и разгибающая мускулатуры конечности. Ножки малыша ведут себя аналогично — разгибается ножка со стороны поворота головы. Подобным образом срабатывает симметричный тонический шейный рефлекс: сгибающие мышцы конечностей срабатывают при наклоне головы или ее запрокидывании назад. Запрокидывание головки приводит к выпрямлению рук и сгибанию ножек.

Таблица появления и угасания

Если какие-либо рефлексы долго не появляются или, наоборот, не угасают в положенные сроки, то такие малыши берутся под особый контроль невропатологами, так как высока вероятность наличия патологий в нервной системе. Время появления и угасания безусловных рефлексов, а также патологии, которые могут приводить к отсутствию врожденных ответных реакций, представлены в таблице.

Вид рефлексаВозраст появленияВозраст угасанияПороки развития, приводящие к отсутствию рефлекса
СосательныйС рождения4-5 мес., во сне — до годаПреждевременные роды, недоношенность плода, кислородное голодание
Поисковый4-5 мес., во сне — до годаУгнетение ЦНС
Хватательный5-6 мес.Парез, паралич рук, нарушение мозгового кровообращения
Рефлекс Мора4 мес.Внутричерепная травма. При травмах шейного отдела рефлекс обеих конечностей несимметричен.
Реакция Бабинского18-24 мес.Угнетение нервной системы
Автоматизм ходьбы3-4 мес.Паралич нижних конечностей, ДЦП
Ползание (Бауэра)3-4 мес.Асфиксия во время родов, проблемы со спинным мозгом
Реакция фехтовальщика (Магнуса-Клейна)6 мес.Длительно сохраняется после 6 месяцев при поражении верхних моторных нейронов.
Шейный тонический3-4 мес.Длительно сохраняется и не исчезает у детей с ДЦП.

Причины и опасность слабого развития рефлексов

Опасность слабого развития рефлексов в том, что малыш оказывается неприспособленным к существованию в новой для него среде. Он ослаблен, медленнее развивается, плохо кушает, не наращивает мышечный корсет. Самое страшное – это патологии нервной системы, которые требуют медицинского наблюдения и лечения. Часто за вялостью рефлексов кроются параличи и детский церебральный паралич (ДЦП).

Дети в 1 месяц

Для оценки развития необходимо знать основные навыки, которые имеются у новорожденного. Дети в 1 месяц должны уметь улыбаться, фиксировать взгляд на ярком предмете, реагировать плачем на боль, дискомфорт, голод и другие раздражители.

Оглавление
Физическое развитие ребенка в 1 месяц

Физическое развитие оценивают по весу, росту, массе тела, окружности груди. Средняя прибавка веса составляет за месяц 600 г. Рост грудничка увеличивается за 30 суток на 3 см.

Рост, окружность головы, груди, вес ребенка в 1 месяц

ПоказателиМальчикиДевочки
Рост (см)50.8-58.549.8-57.6
Вес (г)3400-58003200-5500
Окружность груди (см)34.1-38.934-38.1
Окружность головы (см)34.9-39.634.2-38.9

Эти показатели необходимо знать для оценки состояния младенца.

При наличии отклонений в росте и весе врачи ставят диагноз задержки внутриутробного развития или опережение развития. По большой окружности головы можно выявить гидроцефалию.

Что умеет новорожденный ребенок 1 месяц

Навыков у новорожденного не много, но они имеют большое значение.

Что умеет делает малыш в 1 месяц:

  • задерживать взгляд на матери, ярком предмете;
  • удерживать головку лежа на животике на протяжении 5 секунд;
  • отличать цвета: красный, черный, желтый, белый;
  • узнавать маму;
  • вздрагивать, замирать, плакать при резком или громком звуке;
  • гулить.

Гуление является начальным этапом развития речи. Младенец может произносить звуки: «агу», «ау» и другие.

Новорожденный способен улыбаться. В первые 2 недели улыбка осуществляется чаще во сне. Она не осознанная.

К концу месяца малыш начинает улыбаться осознанно при виде матери или других членов семьи.

Рефлексы

Рефлексы новорожденного являются защитными.

К физиологическим рефлексам относят:

Сосательный – появляются сосательные движения, если провести пальцем у рта или по губам, ввести палец в рот.

Защитный – лежа на животе, грудничок приподнимает голову, а затем поворачивает ее в сторону, чтобы не задохнуться.

Хватательный – малыш хватает палец или предмет при надавливании на ладонь.

Опоры – в вертикальном положении младенец будет стоять на ножках на полной стопе.

Шаговый – если поставить малыша вертикально, а затем наклонить вперед, он будет совершать автоматические шаги.

Поисковый – при поглаживании щеки ребенок поворачивает голову к раздражителю, открывает рот.

Задержки дыхания – при сбрызгивании на лицо водой младенец задержит дыхание, закроет глаза.

Помимо этих рефлексов есть и другие:

Хоботковый – вытягивание губ после прикосновения к ним пальцем;

Галанта – при проведении рукой по спине малыш выгибается, нога на стороне раздражения разгибается.

Бабинского – при проведении пальцем по подошве происходит разгибание, веерообразное расхождение пальчиков стопы.

Спонтанного ползания – в положении малыша на животе приставляют руку к стопам, после этого малыш будет отталкиваться от руки, пытаться ползти.

Моро – младенец лежит на спине, рядом с ним необходимо ударить по поверхности стола, после этого он разводит руки в стороны, а затем снова сводит их.

Робинсона – если вложить большие пальцы грудничку в руки, он схватится за пальцы, будет держаться.

По этим рефлексам врач оценивает состояние ребенка. Если все рефлекторные реакции присутствуют, малыш здоров.

У ослабленных детей рефлексы часто слабо выражены.

Как ухаживать за грудничком, кормить

Кормить грудничка необходимо грудью по требованию. Частота вскармливаний составляет не реже 2-3 часов.

Адекватный режим питания позволяет быстрее восстановиться после родов, справиться с желтушным синдромом, набирать вес.

Ночные кормления очень важны, так как лактация основана на секреции гормона пролактина.

Пролактин синтезируется гипофизом в 4-5 часов утра. При регулярных ночных кормлениях лактация поддерживается на необходимом уровне.

Если грудничок питается не молоком матери, а смесью, необходимо кормить его каждые 4 часа.

Кормление по часам позволяет сохранить аппетит младенца. Чаще кормить не желательно.

Смесь усваивается хуже, дольше переваривается. Избыточное кормление приводит к срыгиваниям, коликам.

Существуют и другие мероприятия по уходу:

  • купание;
  • подмывание;
  • гигиенические манипуляции: очищение носа, глаз, стрижка ногтей, умывание;
  • гимнастика, массаж;
  • воздушные манны;
  • прогулки;
  • сон.

Гигиенические манипуляции и подмывание осуществляются ежедневно утром и при необходимости.

Гигиенические мероприятия

После выписки из роддома, чтобы младенец не царапал себе лицо, нужно подстричь ногти. Это можно сделать при помощи детских ножниц, которые имеют круглые концы.

Ножницы у грудничка должны быть свои. Взрослыми ножницами подстригать ногти нельзя. На них может находиться инфекция.

Умывание ребенка

Для того чтобы малыш мог нормально сосать грудь или соску, необходимо обеспечить свободное носовое дыхание.

Нос забивается слизью, так как грудничок часто срыгивает. Во время обратного заброса молока небольшое количество срыгиваний попадает в носовую полость.

Носовые ходы нужно по мере загрязнения чистить ватными жгутиками. Ватные жгутики предварительно смачивают маслом.

Если не получается пользоваться ватными жгутиками, можно применять носовые аспираторы.

Приборы продаются в аптечных пунктах в виде груши или трубки с емкостью для сбора слизи.

Перед тем как использовать аспиратор, в каждый носовой ход рекомендуется закапать 1 каплю физиологического раствора. Это облегчит выведение слизи из носовых ходов.

Уши грудничку чистить ватными палочками не нужно. Сера самостоятельно вымывается во время купания.

К гигиеническим процедурам относят протирание глаз в утреннее время. Для этого используют ватный диск, который смачивают кипяченой водой, желательно теплой.

Глазки необходимо протирать от наружного угла к внутреннему. Манипуляция позволяет снизить риск развития инфекций глаз.

Лицо умывают не под проточной водой, а при помощи ватного диска, который также смачивают кипяченой водичкой. Начинают протирать лоб, затем переходят к щекам и подбородку.

Обязательно нужно протирать кипяченой водой кожу за ушами, складки на шее, подмышки.

Это предупредит возникновение опрелостей. Все складки (шейные, паховые, подмышечные, область за ушами) желательно смазывать кремом.

Подмывание мальчиков и девочек

Подмывать грудничка рекомендуется под проточной водой. Девочек подмывают спереди назад, мальчиков – сзади наперед.

Чтобы подмыть девочку, ее необходимо положить на правую руку лицом вверх. Голова малыша находится в области локтевого сгиба, ягодицы на кисти.

Придерживать девочку нужно за правую ногу пальцами кисти, чтобы она не упала. В этом положении струя воды течет спереди назад.

Мальчика во время подмывания держать легче. Для этого младенца кладут на левую руку лицом вниз.

Если удобно, то можно уложить малыша на правую руку. Голова находится на локтевом сгибе, паховая область на кисти. Ноги свешены вниз.

Подмывать рекомендуется после каждой дефекации. В противном случае возникнут опрелости.

Подмывать младенца рекомендуется без мыла. Если каловые массы не отмываются просто водой, можно помыть детским мылом.

Смена подгузника осуществляется каждые 3 часа. Перед использованием нового памперса желательно снова подмыть грудничка.

После ночного сна подмывание обязательно.

Воздушные ванны, купание

Воздушные ванны грудному ребенку 1 месяц проводятся ежедневно после каждого переодевания. Длительность процедуры составляет 10-15 минут. Температура в помещении должна быть не ниже 22 ᵒ С.

Купание грудничка осуществляется ежедневно по 10-15 минут. Мыть малыша нужно без мыла.

С мылом моют только 1 раз за 7 суток. Первое купание после рождения также осуществляется с мылом.

Нельзя добавлять в воду пенки, гели для душа с отдушками, детские косметические средства, травы. Они могут вызвать аллергическую сыпь.

Частое использование мыла приводит к сухости, дерматитам, грибку кожи.

Вода для купания должна иметь температуру 37 ᵒ С. Для ее измерения можно применять термометр. Допустимо проверять температуру локтем.

Эта область кожного покрова более чувствительно, чем ладонь. После купания младенца обливают водой, которая на 1-2 ᵒ С ниже, чем в ванночке.

После купания кожу необходимо промокнуть полотенцем, но не тереть. Все складки хорошо просушивают, обрабатывают детским кремом.

После купания нужно накормить ребенка, уложить спать.

Ежедневная процедура купания позволяет настроить ребенка на здоровый сон. Также манипуляция помогает снять колики.

Сон и прогулки

Спать дети в 1 месяц должны до 16-20 часов за сутки. Днем младенец спит 3-4 раза. Сон необходим для нормального роста и развития.

У новорожденных сон состоит из быстрых и медленных фаз. Быстрые фазы преобладают над медленными, поэтому младенец пробуждается при любом внешнем воздействии.

Прогулки осуществляются ежедневно 2 раза за сутки.

Гулять разрешается при следующей температуре:

  • лето – 25-30 ᵒ С;
  • зима – не ниже -15 ᵒ С.

Первая прогулка не должна превышать 15 минут. Затем постепенно увеличивают время до 1-2 часов.

Один или два дневных сна можно совместить с прогулкой.

Массаж и гимнастика

Массаж и гимнастика проводится за 1 час до еды или через 60 минут после вскармливания. Нельзя делать процедуру сразу после приема пищи.

Это приведет к срыгиванию. Не следует проводить гимнастические упражнения, если грудничок очень голодный.

Уложить на спину, погладить руки, ноги, живот.

Положить на живот, погладить спину, ноги, руки, ягодицы.

Уложить на спину, положить большие пальцы в ладони малыша, малыш схватиться за них, после чего попробует подтянуться.

Выложить на живот, подставить ладонь к стопам; младенец будет отталкиваться, пробовать ползти.

Сгибать, разгибать ноги, руки малыша в положении на спине.

Эти упражнения проводят ежедневно. Гимнастика способствует укреплению мышц, устраняет гипертонус и гипотонус, ускоряет кровоток.

Обследование и прививки

В первый месяц после рождения грудничка не следует вести в поликлинику. Его будет навещать медсестра педиатрического участка 1 раз в неделю.

Дважды за месяц придет врач. Доктор заберет выписку из роддома, осмотрит грудничка.

Когда ребенку исполнится 1 месяц, необходимо прийти в поликлинику на прием. В это время проведут осмотр, назначат общий анализ крови.

После этого необходимо пройти обследование у специалистов:

  • невролог;
  • офтальмолог;
  • ортопед;
  • хирург.

Помимо осмотра узких специалистов показано ультразвуковое обследование брюшной полости, исследование слуха – аудиотест, нейросонография головного мозга.

При необходимости проводят УЗИ тазобедренных суставов.

Прививки

Прививки необходимы для защиты от инфекций. В роддоме младенцу делают первую прививку от гепатита В (в первые 12 часов жизни), а также ВЦЖ (от туберкулеза на 3-7 сутки).

После выписки, когда ребенку 1 месяц, проводится вторая вакцинация от гепатита В.

Режим ребенка в 1 месяц должен включать кормление, гигиенические процедуры, прогулки, массаж.

Лучшим питанием для грудничка является грудное молоко, которое защищает его от возможных инфекций, дает необходимые микроэлементы.

При выполнении всех рекомендаций по уходу и вскармливанию малыш будет расти здоровым.

Развитие ребёнка в 1 месяц

В первые месяцы жизни малышу еще предстоит приспособиться к своей новой среде. Особенно между сном и бодрствованием, он должен найти свой ритм. Развитие ребенка в первый месяц характеризуется появлением рефлекторных способностей.

Что умеет ребёнок в 1 месяц

Физическое развитие в 1 месяц жизни проявляется рефлекторными особенностями, которые помогают адаптироваться новорожденному в окружающем мире. Некоторые рефлексы являются врожденными, могут исчезать или трансформироваться, выходя на новый уровень сознания.

В первый месяц жизни у новорожденного выделяют следующие рефлекторные способности:

  • Хватательные. Относятся к примитивным рефлексам: ребенок пытается ухватить и удержать любые предметы, касающиеся его ладони. Рефлекс проявляется уже в утробе матери на 16 неделе беременности и сохраняется до пяти или шести месяцев после рождения.
  • Поисковые или рефлекс Куссмауля. Ребенок поворачивает голову в случае прикосновения к его щеке, открывает рот при легком надавливании на середину нижней губы. Данный рефлекс рассматривается как инстинктивный поиск пищи.
  • Стопный рефлекс (подошвенный). При прикосновении или проведении пальцем (карандашом) по стопе малыша, его пальчики расходятся в стороны, также отмечается отведение стопы.
  • Рефлекс Моро. Важный показатель нормальной и развивающейся нервной системы у вашего малыша. Это рефлекторная реакция младенцев на испуг, которая характеризуется вытягиванием рук в стороны, а затем их сближения. Проверить реакцию можно следующим образом: внезапно разогнуть ножки лежащего на спине малыша или приподнять разогнутые ножки крохи вверх вместе с тазом. Резко хлопнуть в ладоши рядом с лежащим ребенком.
  • Рефлекс Бабкина. Проявляется раскрытием рта и сгибанием рук в ответ на стимуляцию ладоней. Это нормальная реакция в первые 10 недель жизни и проявляется она достаточно ярко. Если рефлекс вялый или отсутствует, следует рассматривать возможные проблемы с центрально-нервной системой.
  • Плавательный рефлекс. Если малыша уложить на живот, он начнет совершать движения, имитирующие плавание.
  • Рефлекторная ходьба. Если новорождённого слегка наклонить вперед, он должен уметь делать шаговые движения (автоматическая походка).

Навыки новорожденного в первый месяц жизни

Первый месяц и начало второго, новорожденный проявляет способности к концентрации внимания на определенных объектах. В первый месяц жизни активно развивается нервная система, запускается процесс синтезирования и дифференциации внешних сигналов.

Двигательная активность

В 1 месяц двигательная активность ребенка не имеет четкой координации, но уже достаточно хорошо проявляется. Мускулатура пребывает в физиологическом гипертонусе — пальчики в кулачках, ножки согнуты в коленях. Для родителей важно научиться распознавать язык тела малыша. Клиническими исследованиями в педиатрии было доказано, что загибание пальцев ног часто свидетельствует о болевом синдроме. При развитии колик и вздутии, часто новорожденный активно машет ножками, создавая выбивательные движения.

Зрительная система

Глаза малыша, как орган зрительной системы, уже полностью сформированы, но зрение не достаточно четкое. Младенец испытывает затруднения при фокусировке на объектах и едва различает изображения своими глазами. Однако яркие, световые предметы побуждают ребенка пристально на них смотреть. К концу четвертой недели жизни появляется рефлекторное движение глаз, постепенно формируется возможность различать форму, размеры предметов.

Слуховая сенсорная система

В первый месяц новорожденный вырабатывает условные рефлекторные реакции на звуки и уже умеет узнавать голос мамы. Можно видеть, как при разговоре ребенок улыбается или перестает плакать, услышав знакомый голос. Наружный слуховой канал у младенцев, в отличие от взрослого человека, расположен вертикально и довольно узкий, состоит из хрящевой ткани, которая постепенно окостеневает.

Для первого месяца жизни ребенок имеет следующие навыки:

  • пытается сфокусировать взгляд на человеке/предмете;
  • замечает яркие объекты, реагирует на свет;
  • если в ладошку положить игрушку, малыш быстро ее схватит и моментально отпустит;
  • умеет различать мать по тембру голоса и запаху;
  • выражает дискомфорт, голод или жажду посредством плача;
  • реагирует на теплый, чувствительный, физический контакт и заботу.

Рост ребенка в 1 месяц

Согласно данным отечественных педиатров, в первом месяце рост мальчиков варьируется от 51 см до 56 см, у девочек показатели меньше — 50-55,6 см.

По данным ВОЗ мальчики 1 месяца имеют рост 50-58 см, девочки 49-57 см.

Первые месяцы ребенка — подготовка к самостоятельной жизни, изменяется не только рост и вес. Наблюдаются изменения на физиологическом уровне: запускается работа иммунной системы, уплотняется кожный покров.

Сколько ребенок должен весить в 1 месяц — норма веса для мальчик и девочек

Вес ребенка рассчитывается исходя из срока, на котором он родился. При преждевременных родах (32 неделя) масса тела не превышает 2100 г. Новорожденные с весом более 4000 г. рассматриваются как крупные младенцы. Нередко такой вес свидетельствует о наличии у матери углеводного нарушения.

При рождении ребенка на нормальных сроках, вес у мальчиков составляет от 3,5 до 5,5 кг, у девочек — 3,1-5,2 кг. При нормальном физическом развитии младенец прибавляет 100–200 г в неделю. В среднем за 1 месяц жизни идет прибавка в весе 600 г, в дальнейшем ежемесячно примерно 800 г.

Психическое развитие ребенка в 1 месяц

  • Начиная с третьей недели, новорожденный начинает понимать, как добиться своего. Если необходимо внимание мамы начинаются громкие, продолжительные крики. В 1 месяц у ребенка возрастает потребность социального общения, малыш уже ориентирован на родителей. Любит смотреть на новые лица, начинает улыбаться в ответ. Удивляется, поражается новым звукам.
  • На данном периоде психологическое развитие зависит от физического состояния. Многие педиатры рекомендуют ежедневно проводить легкий массаж в виде поглаживаний. Здоровому малышу предпочтительны именно руки мамы или папы: это позволяет установить более тесный контакт с родителями и положительно влияет на психоэмоциональный фон новорожденного.[1]
  • Пока у ребенка только два варианта выражения эмоций — улыбка и плач. Способность отвечать улыбкой в ответ развивается к концу четвертой недели. Правильному развитию ребенка способствует здоровая атмосфера в доме, нужно избегать конфликтных ситуаций и не выяснять отношения на повышенных тонах при младенце.
  • Исследования показали, положительный контакт в ходе общения с родителями, несет больше пользы для эмоционального и психологического развития ребенка. Были проведены эксперименты с младенцами в возрасте до четырех месяцев с использованием как положительного прикосновения (поглаживание или объятия), так и отрицательного (толкание, пощипывание или щекотка).
  • Дети, которые получали положительные прикосновения, плакали реже, а улыбались намного чаще, чем младенцы с отрицательными касаниями. Было выявлено, что новорожденные с негативным опытом общения в младенчестве, чаще испытывали проблемы эмоционального и поведенческого характера в дальнейшей жизни.

Уход за ребенком в первый месяц

  • Купать новорожденного рекомендуется ежедневно, а использовать детские моющие средства не чаще двух раз в неделю. Простая вода лучше всего подходит для кожи малыша в первый месяц.
  • После ванны кожу ребенка следует тщательно высушить чистым полотенцем, не пропуская складочки. После купания допускается нанесение кремов или масел, предназначенные для новорожденных. Лучше не купать младенца сразу после кормления, когда он голоден или устал.
  • Важным моментом в уходе является смена подгузника. Сразу после опорожнения или мочеиспускания нужно заменить памперс, это позволит избежать развития бактериальной инфекции и воспалительных процессов. Зачастую процесс дефекации у детей происходит сразу после кормления. Некоторые младенцы не реагируют на полный подгузник, поэтому стоит каждые несколько часов проверять его. Каждый раз перед сменой чистого памперса проводится гигиена половых органов новорожденного. После кожные покровы просушиваются, и наносится крем или присыпка для профилактики раздражения.
  • Для родителей-новичков приобретение подходящего размера подгузника может быть сложным, поскольку разные бренды имеют разные стандарты размеров. Размеры детских подгузников основаны на весе ребенка, что следует учитывать при выборе изделия.
  • Уход за ребенком подразумевает стрижку ногтей. Процедуру следует делать регулярно по мере отрастания ногтевой пластины. Для этой цели используют специальные ножницы, предназначенные для детей раннего возраста. Такой инструмент обладает повышенной безопасностью и снижает к минимуму возможность травматизации.
  • При необходимости обработки пупочной ранки используют раствор Хлорофиллипта в концентрации 1%, но чаще прибегают к использованию обычной зеленки. Средство обладает противобактериальным эффектом, ускоряет процесс заживления без побочных эффектов.
  • При уходе за ребенком важно придерживаться правильного температурного режима, нужно исключить перегревание и переохлаждение.
  • Обязательно необходима ежедневная прогулка на свежем воздухе, не менее 30 минут в осенне-зимний период и час-два в летнее время.
  • Психологическое и физическое развитие ребенка во многом зависит от родителей. Кормить и укладывать спать — недостаточно. Общайтесь с малышом, разговаривайте, включайте музыку. Это способствует развитию слухового аппарата, положительно влияет на психоэмоциональный фон.

Важно продумать все мелочи, которые относятся к уходу за новорожденным. При малейших сомнениях следует обращаться к акушеру-гинекологу или советоваться с педиатром. Грамотный уход — залог счастливого и здорового ребенка[2].

Узнайте о развитии ребенка в два месяца по ссылке.

2. «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года». Евгений Олегович Комаровский. Здесь же: «Уход за новорожденным. Полная энциклопедия для родителей». Богомолов Б. Н.

Рефлексы новорожденных — подробная таблица по месяцам

Казалось бы, ребенок рождается абсолютно беспомощным. Он не может самостоятельно передвигаться, обслуживать себя, поэтому ему требуется помощь и поддержка взрослых. Но природа очень мудра, поскольку наделила даже новорожденных особыми реакциями, позволяющими ему выжить в первые месяцы. Такие врожденные реакции организма на внешние раздражители только что родившегося ребенка называют рефлексами. Их спектр меняется и расширяется по мере роста малыша.

Оценивая рефлексы новорожденного, врачи определяют, насколько малыш здоров, а в помощь мамам даже разработана специальная таблица по месяцам. С ее помощью родители могут сами оценить состояние своего ребенка и сразу заметить отклонения от нормы, чтобы вовремя обратиться за квалифицированной помощью.

Виды и функции рефлексов

Врожденные рефлексы (первый вдох и плач младенца, сосание груди, хватание руками предметов) также принято называть безусловными. С их помощью кроха способен выжить в новых для него условиях – главная функция рефлекторной деятельности. Со временем они угасают, а некоторые из них исчезают к 3-6 месяцам. Основные виды врожденных реакций в зависимости от их направленности:

    Обеспечивающие жизнедеятельность. Это реакции, без которых малыш не смог бы выжить. Сюда относят дыхательный, сосательный, глотательный рефлексы. А также спинальные, которые обеспечивают нормальное функционирование мышечного аппарата.

Перечень рефлексов

  • Защитные. Такие реакции помогают ребенку защититься от раздражителей внешнего мира — яркого света, холода или жары.
  • Кратковременные. Они возникают лишь на короткое время при необходимости. Например, задержка дыхания во время прохождения по родовым путям. Сюда же относят рвотный или рефлекс выталкивания, необходимый для предотвращения попадания твердой пищи в пищевод (кроха может подавиться).
  • Большинство их них угасает по мере взросления ребенка. Но некоторые остаются на всю жизнь — это глотательный, рвотный, роговичный и другие.

    Таблица основных рефлексов новорожденного по месяцам

    Их у младенца очень много. В таблице представлены основные из них, их описание и время проявления (по месяцам).

    НазваниеОписаниеДлительность по возрасту младенца
    Ладонно-ротовойЕсли надавить на ладошку, кроха открывает рот0 — 3 мес.
    РотовойПри надавливании на верхнюю губу малыш выпячивает губы в виде хоботка0 — 1 месяц
    СосательныйКогда ротик малыша погладить, он начинает ритмично двигать губами и языкомот 0 до 2 мес.
    ПоисковыйЕсли погладить щеки или уголок рта, младенец поворачивает голову и вытягивает губы.2 — 4 мес.
    НазваниеОписаниеДлительность по возрасту младенца
    ЗащитныйПри выкладывании младенца на живот, он поворачивает голову вбок.0 — 2 мес.
    Опорный и шаговыйКогда кроху поставить вертикально, он будет пытаться упереться в опору. При наклоне вперед он будет пытаться делать шаги.до 3 месяцев
    ХватательныйЕсли вложить в ладонь крохи какой-либо предмет, он рефлекторно сожмет его в руке.0 — 3 мес.
    Спонтанное ползаниеЕсли в положении лежа на животе надавить на стопу, малыш попытается оттолкнуться от опоры.с 1 недели до 4 месяцев
    Рефлекс ГалантаЕсли провести рукой вдоль позвоночника, ребенок выгибает спинку, а его нога вытягивается.с 5 дня до 4 мес.
    Рефлекс БабинскогоКогда проводят рукой по стопе, она рефлекторно сгибается, при этом пальцы на руках расходятся в виде веера.0 — 2 года

    Подробное описание

    Ученые обнаружили огромное количество безусловных рефлексов, которые появляются у малыша после рождения и помогают ему приспособиться к новому миру. Из них только около 15 являются действительно важными для жизнедеятельности. Их разделяют на несколько групп.

    Оральные рефлекторные реакции

    1. Сосательный. Это один из основных рефлексов, необходимых крохе для поддержания жизнедеятельности. Он появляется в первые часы после рождения и сохраняется до 1-2 лет. Его суть — при прикладывании к груди ребенок плотно обхватывает губками сосок и начинает ритмично двигать губами и языком, высасывая ее содержимое. Если предложить крохе бутылочку, он также сможет поесть.
    2. Глотательный. Он очень важен, поскольку позволяет еде попасть в пищевод. Сохраняется на протяжении всей жизни человека.
    3. Хоботковый. Он проявляется выпячиванием губ в виде хоботка при надавливании на верхнюю губу малыша. Такая реакция исчезает к 3 месяцам.

    Рефлекс ротовой Эшериха

  • Ладонно-ротовой. Считается смешанным (орально-двигательным). Он проявляется открыванием рта при одновременном надавливании на центр ладоней младенца. Уже после 2 месяца он исчезает.
  • Поисковый (реакция Киссмауля). Необходим для поиска еды. При малейшем прикосновении к щекам или уголку рта, младенец поворачивает голову и открывает рот. Исчезает, когда малыш начинает видеть еду.
  • Хватательные рефлекторные движения

    1. Рефлекс Робинсона-Янишевского. Проявляется крепким сжиманием пальцев взрослого. При этом ребенка можно даже приподнять. Сохраняется несколько месяцев, а потом исчезает. Если он присутствует у детей старше 5 — 6 месяцев, то у него скорей всего имеются неврологические нарушения.

    Верхний хватательный рефлекс

  • Рефлекс Бабинского (или подошвенный). Если погладить или легонько нажать на подошву стопы, то ребенок рефлекторно ее сожмет, а его пальцы на руках при этом разгибаются в виде веера. При оценивании учитывают симметричность и энергичность движений. Может сохраняться достаточно долгое время — до 1 или даже 2 лет.
  • Двигательные реакции

      Рефлекс Кернига. Проверяют его так — у лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в бедренном и коленном суставах, а затем пытаются выпрямить ногу в колене. При положительном рефлексе это сделать не получится.

    Рефлекс Моро. Эта реакция наблюдается при резком звуке (например, удар по поверхности, где лежит малыш). Проходит в 2 фазах:

    • кроха выпрямляет ножки и раскидывает руки в стороны;
    • возвращение в обратное положение (при этом ребенок как бы обнимает себя).

    Рефлекс Моро

    Он сохраняется до 5-месячного возраста, а после исчезает.

    Защитные реакции

    Если младенца положить на живот, он инстинктивно приподнимает голову и поворачивает ее набок. Так он обеспечивает доступ воздуха, чтобы не задохнуться. Еще один пример — задержка дыхания на несколько секунд в случае, когда на лицо попадает вода или струя воздуха.

    Как определить нарушения в развитии?

    Бывают дети, у которых та или иная реакция ослаблена или вовсе отсутствует. Это связывают с несколькими причинами:

    • недоношенность;
    • родовые травмы;
    • неврологические патологии;
    • кислородное голодание вследствие асфиксии;
    • неправильное развитие позвоночника.

    При определении нормального или нарушенного развития реакций у младенца обращают внимание на следующие характеристики:

    1. Выраженность реакции. Если рефлексы (особенно спинальные) полностью отсутствуют, то это плохой признак. Часто их отсутствие свидетельствует о неврологических патологиях — церебральном параличе (ДЦП), сниженном мышечном тонусе.
    2. Симметричность и равномерность проявления движения. При оценке реакции важна симметричность движений малыша. Например, если при хватании работает только 1 рука, то это может быть симптомом ДЦП, парезов или мозгового кровоизлияния. Когда проверяют рефлекс Моро, также обращают на симметрию.

    Развитие рефлексов по Комаровскому

    Известный доктор Евгений Комаровский советует родителям развивать рефлексы новорожденного. Для этого ежедневно следует выполнять простые рекомендации:

    1. В первые недели жизни малышу необходим сон и еда. Частое прикладывание к груди развивает у крохи сосательный и глотательный рефлексы. Чтобы проверить поисковую реакцию, мама может не сразу дать грудь, а легонько притронуться нею к ротику крохи, чтобы он попытался дотянуться к желаемому объекту.
    2. Следует периодически давать в руку разные предметы.

    Также хорошим упражнением, которое еще и укрепляет мышцы спины, станет поднятие крохи, который крепко ухватился за мамины пальцы.

  • Очень важно говорить с малышом, издавать разные звуки. Так он будет поворачивать голову в сторону звука, прислушиваться к нему.
  • Ежедневное купание. Некоторые мамы также практикуют ныряние. При этом ребенок пытается задерживать дыхание.
  • Рекомендуется каждый день по несколько минут выкладывать кроху на животик. Таким образом еще и укрепляются спинные мышцы, и улучшается пищеварение.
  • Наиболее популярные вопросы

    Врожденные рефлексы предназначены для поддержания жизнедеятельности новорожденного. Их наличие — важный показатель здоровья малыша.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector