Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

На что обратить внимание при выборе детского сада — советы специалистов и опыт мам

Консультация для родителей «Как правильно выбрать «надежный» детский сад»

Ирина Антонова
Консультация для родителей «Как правильно выбрать «надежный» детский сад»

Многих родителям порой очень трудно сделать выбор в пользу того или иного детского сада, ведь столько разных сложностей и аспектов, на которые нужно обратить внимание. Маме будущего детсадовца приходится обратить внимание и на питание детей в детском дошкольном учреждении, и на отношение воспитателей к детям в группе, одним словом, на многие аспекты жизни любимого ребенка, который отправляется в свое первое большое плавание. При этом надо ничего не забыть, ведь переводить ребенка из одного ДОУ в другое — не всегда легкий и безболезненный процесс, поэтому многие родители надеются найти «свой», самый надежный детский сад, который подойдет именно их ребенку и поможет малышу найти свой второй дом.

Семь важных рекомендаций о правильном выборе детского сада, которые помогут обратить внимание на самые важные стороны

1. Какой выбрать детский сад: частный или государственный

Прежде всего, нужно разобраться родителям: хотят ли они воспользоваться возможностью посещения государственного детского сада или их привлекают условия (хотя и более дорогих, но в каких-то аспектах более надежных) частных дошкольных учреждений. Для начала нужно разобраться, может ли семья позволить себе оплату услуг частного детского сада. Если это возможно, но вторым шагом может стать посещение государственного и частного детских садов,чтобы на деле выявить различия: сильные стороны и недостатки.

2. Определяемся с целями посещения детского сада

Следующее на что нужно обратить внимание, это собственные цели родителей относительно специфики детского сада.Задайте себе вопрос: «Что для меня самое важное в воспитательном процессе?», поскольку от этого будет зависеть ваше чувство удовлетворенности работой сотрудников ДОУ. К примеру, персонал детского сада уделяет максимум внимания развитию творческих и физических способностей ребенка, при этом не делается акцент на качественный присмотр за детьми. Для родителей, которым совершенно не важно, по какой развивающей методике работают педагоги ДОУ, будет не очень приятно узнать, что дети во время игр на детской площадке страдают от недостатка внимания со стороны воспитателей, что приводит к травмам и падениям.

Определяемся с родительскими предпочтениями:

•Качественный присмотр и забота о безопасности нахождения ребенка на территории детского сада

•Следование самым эффективным методикам развития детских способностей и характера

•Обучение детей счету, чтению, иностранному языку и другим полезным жизненным навыкам, например, основам здорового питания

Детский сад — это территория детского общения, поэтому чем интереснее дети, посещающие ДОУ, тем лучше.

Делаем выбор в пользу одного из вышеперечисленных направлений и обращаем на него внимание при первом посещении детского сада.

3. Расстояние до детского сада тоже играет роль

Обратите внимание на удаленность детского сада от дома ребенка. Продумайте, как родители могут облегчить процесс доставки малыша в ДОУ. Если детский сад находится близко к месту работы родителей, то это может стать еще одним плюсом в пользу выбора удобного детского сада.

4. Соберите всю нужную информацию в цифрах

Выбирая хороший детский сад из нескольких вариантов, можно составить таблицу с важными цифровыми данными. В таком виде собранная информация лучше структурируется и помогает сделать правильный выбор.

В таблицу сравнения можно вписать следующую информацию:

•Время открытия и закрытия детского сада;

•Количество детей в группе;

•Количество воспитателей и нянь в группе;

•Данные о питании (время завтрака, обеда, ужина);

•Данные об оплате и дополнительных взносах;

•Время, которое тратится на дорогу в детский сад;

•Количество образовательных курсов в программе детского сада;

•Сумма оплаты дополнительных образовательных курсов, предоставляемых сотрудниками ДОУ.

5. Что едят дети в детском саду

Обязательно нужно выяснить вопрос детского питания в детском саду. Отнеситесь к этому серьезно. Например,нужно узнать: готовится ли пища прямо на территории учреждения или ее доставляют. Если питание привозное, то оно может быть не таким свежим и полезным по сравнению с тем, которое готовится в самом детском саду.

6. Разведка боем

Выбрав несколько понравившихся детских садов и собрав всю нужную информацию от друзей и знакомых, постарайтесь найти время и посетить все «подходящие» детские учреждения, чтобы познакомиться с педагогическим персоналом, прочувствовать психологическую атмосферу, в которой будет проводить большую часть дня ваш дошколенок. При этом будьте немного «разведчиком» и присматривайтесь ко всем «мелочам»:

•Наблюдаем за те, что происходит с детьми на прогулке

•Обращаем внимание на стиль общения педагогов с воспитанниками

•Играют ли взрослые с детьми или дети играют сами

•Как взрослые решают возникшие конфликты

•Что делают педагоги,когда на улице холодная погода: сидят целый день в помещении или отправляются на кратковременные прогулки

•Как проходит тихий час

•Какое внимание уделяется уюту в помещении детского сада

•Испытываете ли вы естественную симпатию к будущей воспитательнице?

•Перезагружают ли детей занятиями или дают им время на игры и развлечения?

•Чем пахнет в столовой и из кухни? Вкусно или неприятно?

•Чувствуете ли вы спокойствие, мир и покой на душе?

Обязательно возьмите на «экскурсию»малыша и прислушайтесь к его ощущениям: если ребенок сразу почувствовал, что в «образцово-показательном» учреждении будет скучно и он не будет тут по-настоящему кому-то дорого и нужен, то смело идите искать другой детский сад.

7. Адаптационный период — важное время в жизни дошколенка

Выясните особенности прохождения адаптационного периода, когда Вы будете ходить вместе с ребенком в детский сад. Убедитесь, что педагоги понимают важного этого мероприятия и нацелены предоставить вам все необходимую помощь для того, чтобы помочь ребенку привыкнуть к новым условиям.

Надежность детскогосада зависит от многих факторов: профессионализма воспитателей и поваров, нянь и даже дворника; от качества игрушек и качественного ремонта помещений. Но сразу выбор сделать довольно трудно, поэтому полная уверенность в правильности выбора наступит только после одной-двух недель посещения детсадовской группы. Все усилия по поиску «своего» детского сада с лихвой оправдаются быстрой адаптацией ребенка к коллективу и жизни вне дома. Это проявится в том, что поведение малыша не претерпит резких перемен, не появятся неожиданные капризы и родители поймут, что у ребенка все в порядке. Удовольствие от посещения любимого детского сада — довольно приятная награда для ответственных родителей, решивших правильно выбрать детский сад для любимого чудо-чада.

Консультация для родителей «Как правильно выбрать лыжи ребенку?» Как правильно выбрать лыжи ребенку? Если вы решили приобрести детские лыжи, как подобрать их правильно? Вероятно, этим вопросом озадачиваются.

Консультация для родителей «Как выбрать игрушку» Во все времена взрослые выбирают и покупают детям игрушки. На первый взгляд, нынешнее изобилие снимает все проблемы с приобретением забавных.

Консультация для родителей «Как выбрать санки» Консультация для родителей Как выбрать санки? Начнем с того, что для чего бы вы ни покупали санки, они должны быть легкими, невысокими,.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку выбрать увлечение?» Не у каждой из нас есть возможность отдать ребенка в изостудию, театральный или какой-то ещё кружок. Тогда надо взять инициативу в свои.

Консультация для родителей «Как правильно выбрать обувь ребёнку» Родителям следует подбирать обувь в соответствии с формой и размером стопы ребенка, а также надо учитывать такие свойства обуви как: прочность,.

Консультация для родителей «Как выбрать автокресло» Консультация для родителей. «КАК ВЫБРАТЬ АВТОКРЕСЛО» Правилами дорожного движения предусмотрена перевозка детей младше 12 лет только в.

Консультация для родителей «Как выбрать вид спорта?» Движение детям необходимо. Но, к сожалению, реальность такова, что с каждым годом все меньше и меньше малышей приходят в спорт. С самого.

Консультация для родителей «Как выбрать вид спорта» Когда ребёнок подрастает и становится более активным, у некоторых родителей возникает желание отдать его в спортивную секцию. Перед ними.

Рекомендации для родителей «Как правильно выбрать игрушку для ребенка дошкольного возраста» Многие родители, к сожалению, не знают что нужно ребенку, какую игрушку выбрать, какую купить игру. Покупают все хаотично. Хотелось бы посоветовать,.

Советы родителям «Как правильно выбрать искусственную ёлку для дома» Трудно представить себе праздник Новый год без зелёной пушистой красавицы-ёлки. Конечно, хорошо, когда она настоящая, большая, пахнет.

— мамочка!

Сайт для беременных и мам!

Как выбрать детский сад для ребенка? На что обратить внимание при его выборе

    Автор: Юлия Невпряга | Рубрика: Детские садики ЦИПР

Как выбрать детский сад для ребенка? На что обратить внимание при его выборе Детские сады буквально переполнены. Чтобы ребенка приняли к 2-3 годам записываться в очередь необходимо чуть ли не сразу после его рождения. Тем не менее прежде чем сделать выбор в пользу какого-либо дошкольного учреждения необходимо собрать как можно больше информации. Взвесить все за и против, и расставить приоритеты.

Удаленность от дома

При выборе сада многие родители в первую очередь обращают внимание на его приближенность к дому. При отсутствии личного автомобиля ежедневные поездки в общественном транспорте становятся настоящей пыткой для ребенка, а вероятность заболеть острой респираторной инфекцией в межсезонье возрастает.

Чистота, правила и безопасность

В детском саду должно быть чисто и безопасно как на площадках, так и в группах. Обратите внимание на наличие развивающих игрушек в группе, состояние мебели, сан узла, достаточно ли кроватей в спальне, открываются ли в помещении окна, надежно ли ограждены площадки для прогулок, отвечают ли они возрастным требованиям детей и т.д.

Также важно, насколько разнообразно питание для детей. В каждой группе должен быть стенд с меню на день, чтобы родители могли с ним ознакомиться. На все государственные садики продукты питания распределяются одинаковые. Получают ли дети все, что им положено? Здесь большую роль играет добросовестность работников сада.

Персонал и педагоги

Прежде чем сделать выбор в пользу какого-либо дошкольного учреждения наведите справки о персонале, который там работает. Если сад, в который вы планируете вести ребенка находится в вашем районе, то «сарафанное радио» сделает свое дело и вы узнаете все. Речь идет не только о педагогах, но также о заведующей, завхозе, поварах.

У знакомых мам узнайте как можно больше о человеке, которому собираетесь доверить своего ребенка. Но учтите, что не всегда требования и ожидания родителей совпадают. Например, для одной мамы важно, чтобы детей водили на прогулку в любую погоду, а для другой на первом месте учебный процесс. Всем критериям соответствовать сложно, но педагог не должен отступать от правил и санитарных норм, которые для всех детских садов одинаковые.

При подаче документов познакомьтесь с воспитателем, который осенью примет малыша в группу. Возможно, удастся понаблюдать за рабочим процессом. Хороший воспитатель должен иметь индивидуальный подход к каждому ребенку, уметь разрешать конфликтные ситуации, а не закрывать на них глаза, даже если у него 30 подопечных. Безусловно, в большом коллективе детей для их же безопасности необходима дисциплина. Строгость педагога зачатую будет оправдана и уместна, но в меру. Между командным тоном и криком есть существенная разница.

Чего категорически не должен делать педагог, так это жаловаться на большую нагрузку и маленькую заработную плату. Такой воспитатель никогда не будет относиться к детям «с душой». В каждом детском саду обязательно должны быть медсестра, психолог, логопед.

Руководство

Когда идете на знакомство с заведующей обратите внимание, какие вопросы для нее первоначальные. Человек, который находится на своем месте будет говорить о достижениях и жизни сада, участии в конкурсах, о том, какую работу проделали, какую площадку или группу благоустроили. Многие государственные дошкольные учреждения находятся в плачевном состоянии, поэтому при поступлении родители не удивляются, когда им предлагают сделать благотворительный взнос в фонд сада или оказать какую-либо помощь. Это нормально, когда дело не доходит до вымогательства. Т.е. заведующая не может настаивать на финансовой помощи.

Развитие

Многие мамы вопрос об учебном процессе ставят практически на первое место. Но стоит учитывать, что для ребенка раннего возраста важно не изучение иностранных языков и алфавита, а всестороннее развитие – знакомство с окружающим миром, развитие речи, занятия физкультурой, подвижные игры, уроки лепки, рисования, музыки и т.д. При правильном педагогическом подходе малышу будут давать жизненно необходимые знания, навыки, т.е. закладывать необходимый фундамент.

Читать еще:  Развитие речи у детей от 2 до 3 лет

Частный детский сад

При выборе частного детского сада требований у родителей возникает больше. Ведь не всегда оплата за такой сад соответствует его уровню да, и от недобросовестных педагогов не застрахован никто. Поэтому здесь также будут важны рекомендации родителей, знакомство с руководителем и воспитателем. Частные детские сады не должны отступать от санитарных норм, требований и общих правил. Особенности, методики, дополнительные дисциплины, которые предлагают – это важно, но также имеет значение, то насколько ваши требования и ожидания совпадают с мнением родителей из вашей группы. Если есть возможность выбора, то в идеале вы должны быть единомышленниками с другими мамами хотя бы основных вопросах.

Найти детский сад соответствующий абсолютно всем критериям будет сложно, поэтому без лишних амбиций оцените ситуацию и расставьте приоритеты. Выберите то, что соответствует вашим возможностям и нуждам ребенка. Пусть ваш выбор будет правильным, а адаптация малыша пройдет легко и безболезненно.

На что обратить внимание при выборе детского сада — советы специалистов и опыт мам

В связи с производственной необходимостью я много хожу в детские сады. Все «обычные» муниципальные. Решила сформулировать несколько тезисов, которые, как мне кажется, могут помочь родителям дошколят принять какие-то важные решения про то, куда ходить, а куда не стоит и что теперь с этим знанием делать.

Хороший детский сад для ребенка лучше, чем его отсутствие. Плохой детский сад намного хуже, чем «дома с бабушкой».

Это про то, что вопрос: что полезнее – водить в детский сад или пусть дома посидит, – не может иметь однозначного ответа.

Есть возможность попасть к хорошему педагогу – бежим бегом. Нет – лучше не водить.

Нет хороших или плохих садов. Есть конкретные педагоги и группы, которые они ведут.

Внутри одной и той же организации, на этаже через стенку, может работать педагог, к которому нельзя «ни ногой», и воспитатель, у которого атмосфера на порядок доброжелательнее и занятия построены намного более развивающим образом.

Качество дошкольного образования, которое получит ваш ребенок, зависит от квалификации и личности конкретного воспитателя.

Его (ее) и надо выбирать.

Материальное оснащение детского сада очень важно, но его качество могут определить только специалисты. Бассейн, английский и другие модные фишки также вторичны.

Родителям лучше делать выбор, основываясь на качестве общения.

Коммуникация в саду идет по двум линиям: взрослый-ребенок; ребенок-группа сверстников. Важные характеристики: доброжелательность, заинтересованность, взаимность. Надо ответить для себя на вопросы: можете ли вы назвать отношение педагога к вашему ребенку доброжелательным и заинтересованным? Обратное тоже важно: можно ли определить тот набор чувств, который испытывает ваш ребенок к воспитателю как доброжелательный интерес? То же по отношению к группе детей. Тут, конечно, сложнее, так как одногруппников много и все разные, но важно понять в целом – доминирующее настроение.

Теперь очень конкретные индикаторы, по которым выбирать.

Сегодня у специалистов по детскому развитию есть внятный инструментарий, который позволяет на основе трехчасового наблюдения точно сказать, вредно ли для детей пребывание в данной группе, просто не плохо или очень полезно. Однако у родителей в подавляющем большинстве случаев нет возможности прийти в группу надолго.
Вот чек-лист из пяти пунктов. Любой родитель, который только приводит и забирает ребенка, может его использовать:

1. Факты унижений, обвинений, стыжения, частые окрики, пренебрежительный тон

По отношению к вам, другим родителям, вашему ребенку, другим детям. Неважно. На вашего ребенка влияет общая атмосфера.

Если в группе все время стыдят или унижают Васю, а вашего Петю пока нет, это вредно всем 25 детям, которые при этом присутствуют.

Внимательно прислушивайтесь к тому, что происходит в группе, пока вы помогаете ребенку раздеваться и одеваться. Если оттуда доносится что-то вроде: «Ну, садитесь завтракать, позорники!» или «Ну, конеееечно, мальчики опять у нас грязнули!», или «Не сходить с ковра, я Вам говорю!» – такой хоккей Вам не нужен. Не годится. И нельзя позволить убедить себя чем-то вроде: их же 25, а наша НинВасильна одна; с ними иначе нельзя; ну мы ж выросли как-то, и эти сдюжат.

Сотни исследований на стыке психологии и физиологии говорят нам о том, что хронический стресс значимо тормозит развитие, в том числе познавательное (то есть, ко всему прочему, снижает пресловутую готовность к школе).

Важно услышать все эти «перлы» с позиции ребенка. Для вас, взрослого человека, это «просто мнение одной женщины». А для ребенка воспитатель – властная фигура, в распоряжении которой он находится с 8 утра до 5 вечера каждый день. Если вам какое-то высказывание просто неприятно, то ребенку скорее всего страшно. А уж, если и вы при общении с педагогом регулярно чувствуете себя «никудышной матерью/отцом», то и подавно.

2. Обратите внимание, как происходит встреча детей утром и прощание с ними вечером

Плохо, если: ребенка как будто бы не замечают. В крайнем случае здороваются с мамой, но не с ребенком; приветствуют недоброжелательно дисциплинарной фразой типа: «давай бегом, завтрак стынет». Хорошо, когда: приветствуют лично, по имени, с улыбкой. Отлично, если будет еще какая-то реплика неформального плана, например: «ой, какой милый зайчик у тебя на футболке», или «ты вчера упала, как коленка сегодня, не болит?». С прощанием аналогично.

Плохо, если: ребенку помахала мама из раздевалки и никто не заметил, что его забрали, или «проводили» коротким «м, давай». Хорошо, когда: улыбнулись, назвали по имени, сказали какое-то личное не формальное напутствие.

Так ребенок получает очень важное послание, что он значим, важен, интересен.

3. Количество свободной игры в день

Большинство взрослых пребывают в святой убежденности, что дети в детском саду только и делают, что «играют с другими детьми». Хорошо бы, конечно, но нет. Большую часть дня занимают «режимные моменты» и «занятия». Ни то, ни другое не является игрой! Свободная игра – это когда все рассыпались по комнате или детской площадке и делают, что хотят и с кем хотят. Это не безделье, а та деятельность, где формируются главные психологические «опоры» возраста: инициатива, способность выбирать, общаться, решать конфликты, вызревают игровые сюжеты. Короче, если вы привели ребенка в сад «за социализацией», как это принято нынче в родительской среде, то вот там она и происходит.

Внимание! Если свободной игры нет или ее очень мало, то и социализации нет. А есть всякая выученная беспомощность, которая вам не нужна.

Хорошо, если свободной игры у детей – от одного часа в день внутри помещения (считается суммарно за день) и еще минут 45–60 на улице. Минимум, совместимый с жизнью, – полчаса внутри и полчаса вне.

Теперь как родителю это увидеть?

Три способа:

а) посмотреть распорядок дня, который висит в раздевалке, и посчитать интервалы свободного времени;
б) прямо спросить у воспитателя. Диктую текст: «Скажите, пожалуйста, сколько времени в день дети в группе могут свободно играть?» Очень плохо, если такой вопрос вызовет агрессию, непонимание или ответ типа: «да что вы, какие игры! У нас сначала развитие речи, потом ИЗО, потом музыка, потом второй завтрак – и в раздевалку!» Хороший вариант: воспитатель улыбается и говорит с гордостью – «О, у нас есть полчаса до завтрака, потом еще минут 40 между занятиями и прогулкой, а потом еще целый час во второй половине дня после сна». Ну и масса вариантов между двумя описанными. У вас есть возможность оценить, к какому полюсу окажется ближе ваш педагог;
в) спросить у ребенка, особенно если ему уже пять и старше.

4. Внимательно посмотрите на работы (поделки), которые дети делают в группе (могут отдаваться на руки или висеть в раздевалке, но лучше, если оформляют групповое помещение)

Они должны быть разными у разных детей. Если они у всех всегда одинаковые, это значит, что дети вынуждены копировать образец педагога, а за «отход от образца» их скорее всего ругают. То есть самая хорошая работа это та, которая самая похожая. У такой педагогической убежденности есть исторические корни, сейчас не про них. Оставим на откуп специалистам. Родителям важен факт – разные или одинаковые. Может быть такое, что раз на раз не приходится. Оцените за неделю. Вас интересует большинство случаев. У ребенка должен быть выбор: что делать, чем делать, как делать и с кем делать. Если такого выбора не наблюдается, это плохо.

5. Формат праздников

Родитель минимум 4 раза в год присутствует на утренниках (НГ, 23.02; 08.03; 09.05). Праздники могут проводится в разных формах.

Плохо, если доминирующий формат – отчетный концерт. Это когда родители сидят, как в зрительном зале, а дети поют и танцуют, как на сцене.

В моменте это может выглядеть мило. Однако для большинства детей это сплошной стресс и никакой пользы. Причем стресс не только само выступление, но и многодневные репетиции перед ним: страх ошибиться, сделать хуже других, выматывающие повторения разных там куплетов и «па», нервничающие взрослые. Не надо вам этого.

Хорошо, если праздник представляет некую совместную с родителями и педагогами деятельность – общие игры, мастер-классы по изготовлению чего угодно, может, командные викторины.

Важный индикатор для родителя – есть ли на празднике общение и как у ребенка настроение – праздничное или как перед экзаменом. Праздник не должен превращаться в тяжкий труд.

5. А теперь самое интересное. Допустим худший вариант. Вы за неделю прошлись по чек-листу и поняли, что все плохо. Что делать? Легких решений тут нет, к сожалению. Узнавать про другие сады и группы внутри этого же сада.

Принимать решение о том, чтобы все же «забрать домой».

Или попробовать изменить ситуацию на месте, так как может оказаться удивительное: педагог думает, что именно так «строго, единообразно, дисциплинированно» надо как раз-таки родителям. Тут бы поговорить и прояснить позиции. Но путь это не простой.

Советы психологов: как выбрать частный детский сад

Более 300 тысяч детей в России «стоят» в очереди в государственные детские сады, так что популярность частных детских садов постепенно растёт — несмотря на то, что это может быть довольно дорогостоящей услугой. Но как выбрать действительно хороший частный садик, в котором ребёнку будет комфортно? С этим вопросом Сравни.ру обратился к детским психологам Алине Алексанянц и Алексею Кравченко.

Присмотритесь к педагогическому коллективу

Самое важное в детском саду — люди, которые руководят воспитательным процессом. «Воспитатели, педагогический состав и, в особенности, директор должны быть ориентированы на индивидуально-психологические особенности детей и отталкиваться от индивидуальности каждого конкретного ребёнка», — говорит детский психолог Алексей Кравченко.

Детский и семейный психолог Алина Алексанянц рекомендует начать с разговора с руководством детского сада. «Перефразируя известную пословицу про рыбу, садик “цветёт” с заведующей. Этот человек — часто голова, душа и сердце организации», — рассуждает Алексанянц. Родители в разговоре с заведующей должны найти отклик и понимание, а смыслы и ценности, которые транслируются руководством сада, должны совпасть с их ожиданиями, подчёркивает психолог.

По словам Кравченко, в детском саду также должны работать узкие специалисты: детский психолог, логопед и дефектолог. «Психолог может продиагностировать ребёнка, понять особенности его развития и выявить наличие у него проблем медицинского характера, связанных с психикой — желательно, чтобы у специалиста была квалификация по клинической психологии», — объясняет эксперт. Реализовать программу, назначенную психологом, может дефектолог. А логопед сможет поставить ребёнку хорошую речь, которая необходима для развития его личности и мышления, заключает Кравченко.

Понаблюдайте за тем, как взаимодействуют воспитатели и дети

Алина Алексанянц советует посмотреть, как проводят время малыши на занятиях и прогулке, о чём разговаривают друг с другом взрослые и дети. «Шум за дверями группы означает, что дети расслаблены. Смех, разговоры, веселье — важные показатели того, что детям хорошо», — объясняет она.

Посмотрите, как организована жизнь детей в саду

Родителям следует обратить внимание, насколько строго учреждение придерживается санитарных норм: как часто проветривают группу, сколько раз в день дети выходят на прогулку, какой у них режим дня, сколько и в каких условиях они отдыхают. От этого зависит здоровье малышей и, соответственно, возможности для роста, развития и образования, говорит Алина Алексанянц.

Она также рекомендует изучить, какие занятия включены в услуги частного детского сада — насколько они разнообразны, интересны, что предлагается за дополнительную плату. «Отлично, если есть свободный выбор активностей: часто в сетку встраивается очень много занятий, не все из которых действительно нужны ребёнку. Важно не перегружать детей и оставлять свободное время для игр и прогулок», — отмечает эксперт.

Читать еще:  Все для развития ребенка

Подумайте, насколько цели детского сада совпадают с вашими ожиданиями

«Если в саду заявляют, что готовят ребёнка с самого детства к поступлению в вуз, — значит, будут делать акцент на образовательные моменты. И есть вероятность, что это будет проходить не через игру и свободную деятельность, а в форме учебных занятий», — приводит пример Алина Алексанянц. Родителям, которые хотят, чтобы ребёнок развивался в естественном ритме, психолог советует обращать внимание на те дошкольные учреждения, где больше времени уделяется именно игровой деятельности.

Алексей Кравченко рекомендует всё же не забывать про подготовку детей к школе. «Идеальный детский сад заблаговременно готовит ребёнка к школе и интеллектуально, и личностно — по критериям, которые используются при диагностике педагогами-психологами перед поступлением детей в первый класс», — говорит он. Задача детского сада, в частности, в том, чтобы родителям не приходилось за год до первого класса бегать и искать курсы быстрой подготовки детей к учебному процессу.

Обратите внимание на оборудование, которое есть в арсенале детского сада

Алина Алексанянц советует посмотреть, как оснащены детские площадки, какие игрушки есть в группах, какими материалами воспитатели пользуются на занятиях. «Для развития детей можно применять много всего интересного и полезного — это касается как игровой деятельности, так и образовательной», — рассуждает психолог. В качестве примера она приводит занятия по окружающему миру: к учебникам воспитатель может подключить глобус или интерактивные карты.

Алексей Кравченко рекомендует обратить особое внимание на спортивное оснащение детского сада. «Развитие дошкольника — это не только интеллект и личность, но и во многом мелкая и крупная моторика. Чем больше в детском саду будет возможностей для спорта, тем лучше», — объясняет он. Хорошо, если детский сад будет оборудован спортивными площадками для баскетбола или футбола, уголком, шведской стенкой, залом для занятий ритмикой. Отлично, если удастся найти садик с собственным бассейном, отмечает Кравченко.

Также в хорошем садике ребёнок будет иметь возможности для творчества, говорит он. Важно, чтобы такие занятия были современными и могли заинтересовать детей. «Увлечь, понятное дело, можно чем угодно. Но лучше, если это будут не советские виды творчества вроде бисероплетения, а современные методики развития творческой активности», — считает психолог.

Прислушайтесь к своей интуиции

«Вы идёте в сад, проходите по площадке, заходите в группу — что вы чувствуете при этом? Если вам нравится атмосфера (или, как минимум, она не вызывает у вас отвращения или отторжения), то это важный маркер того, что можно остановить свой выбор на этом садике», — рассуждает Алина Алексанянц.

Если у вас дома достаточно света и пространства, а в саду, по сравнению с вашей квартирой, тесно и темно, то лучше поискать другие варианты, советует она. «Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя в саду не как в казённом учреждении, а как дома», — согласен Алексей Кравченко. Эксперты советуют обратить внимание на обстановку в группе, мебель и освещение. «Ребёнку в саду должно быть уютно, привычно и приятно», — говорит Алексанянц.

Посмотрите на состояние своего ребёнка

Нужно иметь в виду, что мамы часто реагируют на детский сад со стороны своего опыта, — и вещи, которые вызывают у них неприятные ощущения или воспоминания, ребёнком могут восприниматься совсем иначе, замечает Алина Алексанянц.

Психолог рекомендует прогуляться вместе с ребёнком в садике или рядом с ним, зайти на площадку или в группу, познакомиться с воспитателями и, если есть возможность, с другими детьми. «Узнайте у малыша, как ему в этом месте, как он себя здесь чувствует, хотелось бы ему прийти сюда ещё», — говорит Алексанянц. По её словам, при окончательном выборе сада нужно обращать внимание и на «взрослые» вопросы, и на ощущения самого ребёнка.

Алексанянц советует рассматривать все перечисленные критерии вместе. По словам психолога, найти полностью идеальное место сложно, и следует определить свои приоритеты при выборе дошкольного учреждения. А на остальные вещи уже можно смотреть спокойнее. «Помните, что школу и сад мы не выбираем на всю жизнь. Если выяснится, что вам или ребёнку что-то не подходит, всегда можно найти новое место», — резюмирует психолог.

Как выбрать детский сад для ребенка?

Помните, чем раньше вы подумаете о том, что малыша нужно отдавать в детский сад, тем проще и лучше будет ваш выбор. Можно заняться этим вопросом сразу после рождения ребенка. Так вы не спеша определитесь, какой именно садик больше подойдет вам и вашей крохе, сможете оценить слабые и сильные стороны того или иного дошкольного учреждения. Как выбрать детский сад для ребенка расскажем в этой статье.

Какой детский сад выбрать

Для начала определитесь, в какой детский садик вы хотите отдать своего малыша.

  1. Государственный садик обычно находится недалеко от вашего дома, возможно, вы сами когда-то посещали его. В такие садики детей часто записывают сразу после рождения, потому что очередь обычно подходит не раньше, чем через три-четыре года. Государственные садики работают по стандартной программе, утвержденной министерством образования. В них принимают детей по району проживания, в группе может быть больше 25 детей. Финансирование этих учреждений минимальное, поэтому не стоит рассчитывать на слишком разнообразное меню и большое количество игрушек.
  2. Частные детские садики привлекают потенциальных клиентов новыми игрушками, качественной отделкой помещений, разнообразием методических пособий, предназначенных для развития ребенка, а также вкусной едой, маленькими группами, где воспитатель уделит внимание каждому. В такой садик берут независимо от места жительства, однако цена за услуги такого садика высокая.
  3. Ведомственные детские садики – отдельная категория. Их любят называть элитными из-за того, что попасть сюда посторонним очень сложно. Такие садики находятся в ведомстве какого-либо учреждения или предприятия и созданы специально для детей сотрудников. Они более ухожены по сравнению с государственными, в таких заведениях нередко бывают свои особенности воспитательного процесса. Своим сотрудникам садик предоставляет существенную скидку, тогда как для посторонних цена может быть такая же высокая, как у частного садика.

На что нужно обратить внимание при выборе садика

Для начала, чтобы выбрать детский сад, необходимо собрать информацию о том или ином учреждении. Для этого посетите садик и убедитесь в том, насколько он вам подойдет.

  • Обратите внимание на территорию, ее отгороженность, чистоту и ухоженность. Есть ли детская площадка для игр и закрывающаяся калитка.
  • Познакомьтесь с заведующей. Она расскажет о режиме садика, объяснит, сколько времени уделяется играм и сну, а также развивающим занятиям.
  • Понаблюдайте за персоналом. В группе должна быть помощница воспитателя и второй педагог. Отметьте, как между собой общаются воспитатели, как относятся к детям, насколько увлечены своей профессией.
  • В садике должна быть медсестра и обязательный медицинский осмотр перед тем, как ребенок отправится в группу. Обратите внимание и на оснащение медицинского кабинета.
  • Оцените внутренние помещения, а также их пригодность для пребывания ребенка. Если все обшарпано и сильно разрушено, нет игрушек или они сломаны, не стоит тратить свое время на этот садик. Если в помещениях чистота, а группы выглядят ухоженно, имеются игрушки и методические пособия, персонал заботливо относится к детям, тогда можно задуматься о том, чтобы отдать в такой садик своего ребенка.

Выбор хорошего садика для ребенка – весьма трудная задача. Однако, не следует забывать, что в садик будет ходить ваш малыш, а не вы. Постарайтесь при выборе учитывать его личностные особенности и оценить, насколько комфортно будет чувствовать себя ваш ребенок.

Как выбрать хороший детский сад

Сейчас для многих из нас становится актуальной тема выбора детского садика. Каждая хочет для своего малыша только самого лучшего. Но, садиков много, а информации о них почти нет. Как же выбрать детский сад? И вот, у активной мамы одного из наших чатов родилась идея — собрать отзывы и мнения по садикам и воспитателям.

Мамочки, которые уже водят малышей в детский садик или точно определились с выбором, поделились опытом. Опрос проводился анонимно, без указания личных данных участников опроса. В опросе приняло участие более 200 мам.

К сожалению, некоторые мамы не указали номер своего детского сада, поэтому в рейтинг детских садов их голоса мы не смогли включить. Но не переживайте, ваше мнение и рекомендации учитывались в подсчете главных критериев выбора детского сада, а также включены в разделы статьи: советы по подготовке ребенка к детскому саду и правильному выбору детского сада.

И вот что у нас получилось:

  1. Главные критерии выбора детского сада
  2. Советы по правильному выбору детского сада
  3. Рейтинг детских садов
  4. Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду

В этой статье мы расскажем о критериях выбора садика и приведем советы опытных мамочек, на что обратить внимание.

Рейтинг детских садов читайте тут. Рекомендации по подготовке ребенка к жизни в садике мы опубликуем в следующих статьях.

Главные критерии выбора

Топ-5 критериев выбора детского сада оказались следующие (мамам предложено было отметить 3 главных критерия):

1 место: Удобное расположение детского сада важно для 82,9% ответивших мам

2 место: Есть воспитатель, который нравится – отметили 66,7% мам

3 место: Хорошее впечатление от посещения учреждения указали 48,6% респондентов

4 место: В здании хороший ремонт, детские площадки оборудованы, на территории порядок – эти качества отметили как самые важные 46,7% мам

5 место: Садик советуют знакомые, которые водят туда детей: 42,9% мам

Мнения родителей — как найти хороший детский сад

1 совет: Самое главное в саду — воспитатель и его отношение к детям

Главное — это воспитатель. Если он с детками играет, занимается, внимательно относится, умеет заинтересовать, отвлечь в той или иной ситуации, то и ребенок себя будет чувствовать спокойнее и заинтересованно.»

«Главное, чтобы воспитатель нашёл подход к ребёнку и тогда все будет хорошо»

«Хорошие воспитатели С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ, которые любят детей и работу»

«Какой бы сад не выбрали, помнить, что воспитатели и родители должны быть одной командой»

«Главное это хорошие воспитатели, которые к ребёнку нашли подход и с родителяли на одной волне»

«Наладить положительные взаимоотношения с воспитателями, ведь они воспитывают ваших деток. Уважать труд воспитателя и понимать, что это нелегко. А также понимать, что для комфорта вашего ребёнка государство недостаточно даёт денег, поэтому придётся и самим на что-то скидываться.»

«Хотя бы один из воспитателей в вашей группе должен иметь высшее образование»

«В первую очередь — воспитатели к которым попадет ребенок. Все остальное – второстепенно»

«Самое главное — воспитатель, который будет проводить с вашим ребенком больше времени иногда чем вы!»

«Прыходзьце самі сваімі дзеткамі ў садок падчас прагулкі, глядзіце, як стасуюцца выхавацелі з дзецьмі.»

«Собирайте информацию о воспитателях, помощниках воспитателя»

«Лучше в сад вообще не отдавать. Есть возможность, пусть будет дома. Обеспечить его общением со сверстниками, прогулками, посещать различные интересные места и мероприятия совместно — лучшее, что могут сделать родители. Воспитывать своего ребенка нужно родителям, а не доверять столь важный вопрос чужим тетям (даже очень хорошим). Если все-таки решили отдать в дет.сад, при выборе садика, погуляйте рядом, посмотрите, что происходит на прогулках, как ведут себя дети, воспитатели.»

2 совет: Собирайте отзывы и мнения мам

«Спрашивайте у мам во дворе, как им садик»

«Поговорите с мамами, кто водит деток в сад, они расскажут все»

«Общайтесь с мамами, забирающими детей вечером»

«Размаўляйце з бацькамі, што водзяць сваіх дзетак у садок.»

«Не постесняйтесь и поговорите вечером с родителями, которые забирают своих детей из садика. Лучше всего выбирайте детей постарше, т.к. вероятность того, что воспитатель именно из старшей группы в следующем году будет набирать младшую группу. В ясельную вообще не рекомендую отдавать детей, т.к. дважды происходит адаптация, т.к. в яслях и в младшей группе работают разные воспитатели. И помнить, что адаптация у детей проходит не 2-3 недели и даже не месяц, а пол года, а то и весь год. Желательно детям делать в среду выходной и оставлять дома.»

Читать еще:  Чесотка у детей

«Считаю важным разузнать у местных мам о садике»

3 совет: Близость к дому

«Чтоб был поближе к дому, утром ребёнок не особо хочет рано вставать»

«Не выбирать садик, находящийся далеко от дома или места работы, т.к. очень жалко детей, которым приходится очень рано вставать, а ещё хуже ехать на общественном транспорте, да ещё и в темноте в зимнее время»

4 совет: Психологический настрой мамы

«Прежде всего, маме (родителям) самой надо психологически настроиться и «отпустить» ребенка в сад. Не волноваться, поскольку дети все прекрасно чувствуют и понимают, они как губки все впитывают: и наше настроение, и наше состояние, и наши эмоции»

«Умение ребенка морально подготовить к садику, ну и самой держать хвост пистолетом. Ребенок же все чувствует»

«Готовность мамы разлучиться с ребёнком»

«Принять решение и не поддаваться сомнениям. Верьте — все плохое очень быстро исчезает из памяти!»

5 совет: Важно руководство садика

«Важна адекватность заведующей и ее замов»

«На мой взгляд очень многое зависит от заведующей! Пообщайтесь для начала с ней.»

«Обязательно сходить лично, посмотреть и поговорить с заведующей»

«Грамотная заведующая у которой дети и ее сотрудники на первом месте, а не ее занимаемая должность!»

«Умение руководства выслушать родителей и помочь в нужной ситуации.»

6 совет: Подготовка ребенка

«Готовность ребёнка, отучение от памперса»

«Еще важна подготовка ребенка перед садом, нам очень помогла Мамина школа. Ребенок уже знал, видел и представлял что такое сад. Еще читали сказки про сад и играли в детский сад с ребенком»

«Чтобы лучше понять, стоит ли ребенка водить в предполагаемый садик, можно проводить его на развивашку туда же, если там такое есть. Тогда и мнение сложится и ребёнку в будущем легче будет адаптироваться.»

7 совет: Обучение и развитие

«Наличие кружков, бассейна»

«Наличие адаптационных групп (школа мам и т.п.), посильные «домашние задания», изучение белорусского языка»

«Узнавайте есть ли музруководитель и физкультура»

8 совет: Организация питания в детском саду

«Культура и режим питания»

«Так же в саду не должны заставлять есть, если ребенок не хочет и выходить на улицу в любую погоду (кроме ливня и -15)»

9 совет: Количество деток в группах

«Количество деток в группах, интегрированные группы с особыми детками»

10 совет: Денежные сборы

«Нет чрезмерных поборов денег»

11 совет: Адекватность других родителей группы

12 совет: Говорите с ребенком

«Важна обратная связь с ребенком. Общайтесь с малышом. Говорящий ребенок всегда расскажет о хорошем и плохом»

Как выбрать детский сад?

Что стоит осмотреть в садике, о чём спрашивать воспитателя и как помочь ребёнку адаптироваться.

Детских садов много – и государственных, и частных, а критериев выбора ещё больше: важны воспитатели, персонал, программа развития. Informburo.kz вместе с Наталией Закирьяновой, клиническим психологом детского центра «Моя радость», разбирается, что стоит учитывать, чтобы выбрать лучший для вашего ребёнка вариант.

Что важно родителям?

Informburo.kz провёл опрос среди родителей, чтобы выяснить, что им важно при выборе детского сада. В опросе приняли участие 97 человек. Они отметили, что в первую очередь обращают внимание на расположение детского сада (ближе к дому или работе) и только потом на компетентность воспитателя или его способность к эмпатии. Среди ответов «Другое» были такие варианты: «Безопасность и охрана здоровья», «Небольшие группы», «Невысокая цена», «Общее видение о развитии детей с воспитателем и другими родителями».

На вопрос «На что ещё вы обращаете внимание при выборе сада?» большинство отметили важность оснащения сада (помещения, игрушки, хорошая мебель, бассейн), программ развития для детей и питания. Были также и индивидуальные запросы: «Питание для аллергиков или возможность приносить своё», «Как ведут себя другие дети» и «Чтобы работали монтессори-педагоги».

Родители воспринимают детский сад как место, где остаётся и проводит время ребёнок. Поэтому важнее всего для них его безопасность и комфорт: способность воспитателя при необходимости оказать первую помощь, качественное питание, оснащение сада, окружение и отношение к ребёнку.

На что обратить внимание при осмотре детского сада

Чтобы убедиться, что сад соответствует требованиям, Наталия Закирьянова рекомендует тщательно осмотреть сад снаружи и внутри, а также побеседовать с воспитателями и персоналом. Также важно определиться, какую главную задачу вы возлагаете на сад: он должен помогать ребёнку социализироваться, развиваться и готовиться к школе или просто быть местом, где можно спокойно оставлять ребёнка. От этого зависит, на что обращать внимание.

В любом случае родителям важно, чтобы ребёнок был в безопасности. Для этого при осмотре сада обратите внимание на:

Ограждение территории. Забор должен быть достаточно высоким, чтобы ребёнок не смог через него перелезть, особенно, если рядом находится проезжая часть.

Вход на территорию детского сада должен закрываться.

Территория вокруг сада. Посмотрите, достаточно ли ухоженные веранды, чистый ли песок в песочницах, насколько безопасны и отвечают ли возрастным требованиям горки, качели и спортивные сооружения.

Площадки для прогулок и поведение воспитателей. Стоит посетить сад во время прогулки и обратить внимание, на каких площадках играют дети и как ведут себя воспитатели. За детьми младшего возраста нужно не просто следить, но и участвовать с ними в совместных играх. Детям постарше воспитатели могут давать самостоятельно выбирать занятие во время прогулки.

Помещения внутри сада. Очевидно, чистыми должны быть все помещения, в том числе лестницы и коридоры, и особенно санузлы. В комнатах должна быть комфортная температура и свежий воздух без посторонних запахов. Обратите внимание на состояние мебели в группах: хорошо ли открываются шкафчики, достаточно ли кроватей, столов и стульев. Площадь помещения должна соответствовать количеству детей: минимум 4 квадратных метра на каждого ребёнка.

Оснащение сада. Оформлены ли информационные стенды для родителей, есть ли развивающие игрушки, помещения для занятий танцами, музыкой, гимнастикой или бассейн и насколько они выглядят безопасными.

Питание. Оцените, насколько разнообразно меню на стенде, достаточно ли новая посуда. В частных садах может быть собственный пищеблок или же может заключаться договор с компаниями на поставки еды. В собственном пищеблоке можно сразу же проконтролировать качество еды.

О чём поговорить с воспитателем и персоналом?

Не стесняйтесь спрашивать у персонала, сколько раз в день делают влажную уборку, как часто меняют постельное белье и моют ли игрушки. Познакомьтесь с воспитателем и, если есть возможность, понаблюдайте за учебно-воспитательным процессом.

У хорошего воспитателя – индивидуальный подход к каждому ребёнку, он внимателен и пытается понять воспитанника, умеет разрешать конфликты. При этом воспитатель не должен быть излишне мягок, поскольку от дисциплины зависит безопасность детей. В детском коллективе важно быть достаточно строгим, но не грубым: воспитатель может говорить командным тоном, но не должен кричать и срываться.

Большинство родителей отмечает, что именно эмпатия, личный подход и умение найти общий язык с ребёнком важнее всего при выборе воспитателя.

Поговорите с воспитателем об особенностях развития и занятости: по каким программам занимаются дети, соответствуют ли они возрасту ребёнка, как проходит день в саду. Ваши взгляды по этим вопросам должны совпадать.

Наталия Закирьянова объясняет, что если вы отдаёте в сад ребёнка раннего возраста (до 3 лет), то для него нужнее всестороннее развитие. В этом возрасте ребёнку не обязательно изучать иностранные языки и алфавит, важнее физкультура, развитие речи, лепка, конструирование, рисование, музыка, знакомство с окружающим миром. О занятости детей можно поговорить не только с воспитателем, но и с методистом детского сада.

Как помочь ребёнку адаптироваться?

Детский сад становится новой и большой частью жизни ребёнка, и уровень адаптации к новым условиям может влиять на состояние психики и здоровья. Адаптируются к новому распорядку, условиям и окружению все дети по-разному, поэтому родителям стоит наблюдать за поведением ребёнка, чтобы при необходимости помочь ему.

По словам Наталии Закирьяновой, психологи выделяют 3 степени адаптации ребёнка:

Лёгкая адаптация. Малыш вливается в коллектив за 2-4 недели, без истерик остаётся в группе и первым идёт на контакт с ровесниками, легко подстраивается под режим дня, адекватно реагирует на одобрение или неодобрение воспитателя, рассказывает родителям, как прошёл день в саду и что нового он узнал. По ребёнку видно, что он ему нравится, его настроение радикально не меняется, когда его отводят в сад.

Привыкание средней тяжести. Адаптационный период – не менее 1,5 месяца. Малыш болеет, демонстрирует выраженную негативную реакцию на сад, не хочет расставаться с родителем. При этом через какое-то время включается в процесс, участвует в занятиях, играх, общается со сверстниками.

Тяжёлая адаптация. Привыкание может затянуться от нескольких месяцев до нескольких лет. Ребёнок проявляет открытую агрессию или уходит в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Дети с тяжёлой адаптацией могут весь день стоять в стороне, смотреть в окно и ждать, когда их заберут домой. Они не включаются в игры, не участвуют в занятиях, не хотят общаться с другими детьми, их не получается ничем заинтересовать. Может доходить до состояния полной дезадаптации и невозможности посещать детский сад.

«Многое зависит от возраста ребёнка. Полуторагодовалым детям редко нравится посещать детский сад, в таком возрасте они сильно привязаны к маме. Но если в саду хорошие условия и заинтересованные воспитатели, то спустя некоторое время негатив от посещения сада у детей уменьшается. Тем не менее осознанно хотеть в садик и чувствовать себя комфортно целый день без мамы дети начинают к 3-3,5 года», – объясняет Наталия Закирьянова.

Чтобы облегчить адаптацию, нужно прививать важные навыки. Научите ребёнка самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться ложкой и вилкой, проситься и ходить на горшок, есть разную пищу, общаться со сверстниками и взрослыми, играть с другими детьми. Начните с групп кратковременного пребывания и постепенно увеличивайте время ребёнка в саду. Если малыш посещал группу раннего развития до того, как пойти в детский сад, то адаптация пройдёт быстрее.

Как понять, что ребёнку плохо и нужно менять сад?

Опрошенные родители отмечают, что причиной для смены детского сада для них могут стать неприязнь ребёнка к воспитателю, плохая программа развития, плохое отношение к ребёнку, конфликт ребёнка с другими детьми или конфликт самих родителей с воспитателями.

Смена детского сада – стресс, ведь ребёнку снова придётся адаптироваться к новым условиям. Стоит убедиться, что ребёнок действительно чувствует себя в саду некомфортно и смена детского сада ему необходима, иначе можно только умножить его беспокойство.

Если привычный уклад жизни ребёнка не менялся последние 2-3 месяца, но вы замечаете симптомы стресса, то, вероятнее всего, он связан с детским садом. Это могут быть вялость, агрессия, тревога, плаксивость, капризность, изменения в речи вроде запинок и заикания, энурез.

Наталия Закирьянова рассказывает, как убедиться, что проблема именно в детском саду: «Предложите ребёнку поиграть в детский садик. Обратите внимание, с интересом ли он соглашается на игру, присутствуют ли в игре неблагополучные сюжеты. Отслеживайте, есть ли проявления негатива в рисунках, лепке и другом творчестве.

Главное, доверяйте ребёнку: дети лучше чувствуют. Это мы, взрослые, видим красивые картинки – стенды, мебель, игрушки. Ребёнок же чувствует: он безошибочно определяет хорошее к нему отношение и знает, когда его любят и понимают».

Помните, что период адаптации не отражает отношение ребёнка к садику. Многие дети не хотят утром идти в детский сад, однако в группе с удовольствием вовлекаются в игры, зарядку, занятия и общение. Если вас тревожит выбор садика, то стоит понаблюдать, как ребёнок ведет себя и как общается со сверстниками и воспитателем. Наталия Закирьянова рекомендует присмотреться к выражению лица, мимике, жестам малыша. Не предупреждайте персонал о своём визите и встаньте так, чтобы ребёнок вас не видел.

Если вы видите, что ребёнок плохо и долго привыкает к детскому саду, встревожен, ему некомфортно – это причина сменить детский сад. «Сложно найти детский сад, который соответствует всем условиям. Определите ваши приоритеты и оцените ситуацию такой, как она есть. Постарайтесь сразу выбирать из того, что соответствует вашим возможностями и нуждам ребёнка, чтобы не возникло необходимости снова менять детский сад», – рекомендует Наталия Закирьянова.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector