Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие зрения у детей на первом и втором году жизни: зрительные возможности новорожденного и малышей постарше

Развитие зрения у новорожденных

  • Мир глазами новорожденного – что он видит
  • Как развивается зрение поэтапно
  • Основные правила ухода за глазами новорожденного
  • Когда нужно обращаться к врачу
  • Видео по теме

Зрение – одно из самых важных чувств человека. Именно через глаза мы получаем основное количество информации из окружающего мира, познаем его и развиваемся сами. Если человек слеп, ему сложнее научиться различать прекрасное и отвратительное, он никогда не научится читать, писать и не сможет полноценно работать наравне с остальными. Вот по какой причине важно с самых первых дней жизни контролировать зрение у новорожденных. От этого зависит не только правильное формирование зрительного аппарата ребенка, но и его общее развитие.

Важно знать: зрение – это не просто наши глаза и то, что мы способны ими уловить. На самом деле это сложнейшая система, глаза в которой являются лишь небольшой наружной частью. Они воспринимают информацию, передают ее коре головного мозга через зрительные нервы, а уже там она обрабатывается и вызывает соответствующие реакции. Понимая это, легче разобраться, как, что и почему видит ребенок, когда только рождается на свет.

Мир глазами новорожденного – что он видит

Первый этап развития зрения у ребенка начинается, по сути, задолго до его рождения, еще в утробе матери, примерно на третьей неделе беременности. В этот период происходит закладывание зрачковой оболочки и зрительных нервов, дальнейшее формирование глаз происходит до самого рождения младенца.

Точных данных о том, насколько хорошо видит плод или видит ли вообще в утробе матери, не существует. На ультразвуковом исследовании несложно заметить, как еще не рожденный малыш приоткрывает глазки, щурится, закрывается и отворачивается от света, но это не подтверждение того, что он, действительно, уже способен видеть. Точно подтверждено только то, что глазки даже рожденных на 28 неделе беременности крох уже реагируют на яркий свет. Полностью выношенные и рожденные в срок дети тоже рождаются с несовершенным зрительным анализатором. Полное окончание его формирования наступает только к 10-летнему возрасту.

Сейчас получила широкое распространение теория о том, что зрение у новорожденного перевернутое. Но так ли это на самом деле? Если рассуждать здраво, опираясь только на подтвержденные факты, то ситуация выглядит так. Зрительная картинка у каждого человека, и у взрослого в том числе, не только у младенца, отображается на сетчатке, действительно, в перевернутом виде. Это объективный закон оптики. Но кора головного мозга, отвечающая за обработку полученной информации через зрительные нервы, адаптировалась к такому явлению и научилась «переворачивать» картинку.

Можно ли отнести такие особенности нервов коры головного мозга к врожденным свойствам или же они появляются уже после рождения, ученые точно не знают. Объясняется это тем, что новорожденный ребенок еще не может внятно объяснить, как именно он видит лицо мамы – в нормальном положении или перевернутом. Поэтому нельзя с уверенностью заявлять о том, что у младенцев перевернутое зрение. Точно так же нельзя утверждать, что они видят в черно-белом цвете. Доказано лишь то, что на яркие цвета детки начинают реагировать только спустя несколько месяцев.

То, что младенцы появляются на свет полуслепыми, вполне логично, закономерно и продумано самой природой. Только представьте, сколько зрительной информации обрушивается на новорожденного, как только из темной утробы матери он оказывается в огромном ярком мире. Его еще не созревший зрительный анализатор просто не в состоянии справиться с обработкой всех раздражителей. Поэтому природа ограничивается восприятием лишь самого главного зрительного стимула – маминого лица, склонившегося к малышу. Но и его он видит расплывчато и только на очень близком расстоянии – примерно 40–50 см. Интересно, что как раз на таком расстоянии личико малыша удалено от маминого при кормлении.

Как развивается зрение поэтапно

Итак, сразу же после рождения ребенок не видит практически ничего, и это даже хорошо. Но потом его зрительный аппарат начинает стремительно адаптироваться к окружающему миру.

Развитие зрения у новорожденного по месяцам выглядит следующим образом:

  • В 1 месяц взгляд грудничка не может сфокусироваться, но при этом зрачки у новорожденного уже реагируют на свет. Они становятся меньше, при этом сам ребенок начинает интенсивно моргать и пытаться откинуть головку в сторону, противоположную источнику раздражающего его яркого света. Примерно спустя две недели после рождения ребенок уже начинает задерживаться взглядом на различных предметах, но ненадолго. Большую часть времени его взгляд расфокусирован, при этом может отмечаться косоглазие. Родителей не должен пугать этот факт, хотя большинство из них сильно тревожатся, заметив, как у крохи глазки разбегаются в разные стороны, и обращаются к детскому окулисту. Истинное косоглазие тоже может быть обнаружено у месячного грудничка, но встречается подобное заболевание редко.
  • В возрасте 2 месяцев новорожденный видит уже значительно больше и лучше. Он может подолгу задерживать взгляд на одном предмете и рассматривать его, фиксируя сразу оба глаза. Малыш способен узнавать мать и тех людей, которых видит чаще всего, реагирует на свет и темноту, приближение предметов и их передвижение из стороны в сторону.
  • В 3 месяца у малышей уже не просто фокусируется взгляд. Они способны различать два самых ярких цвета – красный и желтый.
  • В 4–6 месяцев к основным двум цветам прибавляются следующие два – синий и зеленый. Развитие зрительного аппарата неразрывно связано с развитием моторики. Малыш видит яркую погремушку, она ему нравится, и он тут же пытается ее ухватить ручками. Заполучив желанный предмет, он подносит его к глазкам и может долго сосредоточенно рассматривать.
  • В 6–8 месяцев груднички способны различать простые геометрические фигуры. Если с ними заниматься, то к четырем первым цветам присоединяются и другие. Ребенок уже четко различает предметы, которые находятся далеко и вблизи, бурно реагирует на знакомых людей и знакомые игрушки.

Основные правила ухода за глазами новорожденного

Уход за глазами новорожденного в домашних условиях после выписки из роддома строится не только на промывании и закапывании глазок, хотя это тоже немаловажный момент. Насколько быстро и правильно разовьется зрение у малыша, зависит во многом, конечно же, от родителей. О чем они должны позаботиться:

  • Чтобы глазки новорожденного скорее развились, им нужна достаточная нагрузка. То есть ребенок должен находиться в хорошо освещенной комнате, стены и потолок которой тоже будут светлыми. Не стоит намеренно затемнять детскую с помощью штор и жалюзи в дневное время, как это ошибочно делают многие мамы. Чем больше яркого света, тем лучше.
  • Глаза не только у ребенка, но и у взрослых, – орган хрупкий и чувствительный. С самого начала за ними нужен корректный гигиенический уход, также они должны получать все необходимые питательные вещества, то есть следует обеспечить полноценное питание малыша, как грудное, так и прикорм.
  • При рождении природа ограничила органы зрения крохи от восприятия большого количества зрительных стимуляторов. Но потом их, наоборот, должно быть как можно больше для правильного развития. В детской следует разместить как можно больше ярких предметов разных форм, размеров и цветов. При этом важно периодически их менять, чтобы нагрузки на глаза тоже изменялись и были разнообразными.

Мама и ближайшие родственники должны как можно больше играть и разговаривать с ребенком, называть различные цвета, демонстрировать их в окружающем мире. А если вдруг обнаруживаются какие-либо отклонения или просто подозрительные явления, рекомендуется как можно раньше обратиться к врачу-окулисту.

Когда нужно обращаться к врачу

Первая проверка у офтальмолога проводится еще в роддоме в первые часы жизни новорожденного. Особенно важен этот момент для недоношенных детей, ведь их глазки сформированы намного хуже, чем полноценно выношенных детей. Играет роль также причина, по которой ребенок появился на свет раньше срока. Если это было инфекционное заболевание матери во время беременности, то врачи будут уделять особое внимание развитию его зрительного аппарата еще длительное время.

Причины и факторы, которые могут спровоцировать развитие врожденных аномалий, недоразвитости и патологий органов зрения у новорожденных:

  • туберкулез, токсоплазмоз, краснуха, прочие инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время вынашивания ребенка;
  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • генетическая предрасположенность.

С помощью несложных тестов и простого прибора врач сможет проверить функции зрительного аппарата и обнаружить нарушение, если таковое имеется. Оцениваться будут такие моменты:

  • размеры зрачков;
  • их симметричность;
  • реакция на свет;
  • двигательные возможности глазного яблока;
  • формы и размер век.

Следующий осмотр у окулиста рекомендуется в трехмесячном возрасте, затем в шесть месяцев и в один год. Острота зрения на этих осмотрах проверяется с помощью определения рефракции и исследования глазного дна. Все процедуры проводятся при расширенном зрачке, то есть врач будет использовать специальные глазные капли. В дальнейшем плановые осмотры будут проводиться раз в год для всех детей без выявленных нарушений, и по мере необходимости для тех малышей, которые будут поставлены на учет у офтальмолога.

Обратиться внепланово к врачу-окулисту следует при выявлении таких симптомов:

  • постоянное слезотечение;
  • закисание глазок;
  • покраснение век, изменение их формы;
  • неадекватная реакция на свет;
  • признаки косоглазия;
  • какие-либо пятна и образования на роговице.

Наиболее опасными врожденными офтальмологическими патологиями грудничков являются глаукома и ретинопатия.

Если правильно ухаживать за глазками грудничка с самого начала, заботиться о его полноценном питании и гармоничном развитии, скорее всего, вы сможете обойтись без внеплановых осмотров и не столкнетесь с неприятными сюрпризами. Хотя от ухода и внимания родителей зависит далеко не все, многие офтальмологические заболевания у детей носят, к сожалению, врожденный характер, все же, они очень важны и всегда помогают справиться с обнаруженными патологиями.

Формирование зрительной функции у детей

  • развитие
  • развитие ребенка

Формирование зрительной функции у детей. Внутриутробное развитие, зрение новорожденного, зрение ребенка, детей в 3 – 7, 8 – 12 месяцев. Подготовка к школе

Н.В. Казинская – детский врач-офтальмолог детской поликлиники «Маркушка»

Внутриутробное развитие

Невозможно себе представить профилактику глазной патологии у детей без выяснения наследственности, формирования плода, течения беременности и родов.

Большинство патологических процессов могут иметь наследственный характер. Наиболее часто это аметропии (близорукость, дальнозоркость, астигматизм), врожденная глаукома, врожденная катаракта, дистрофия, атрофия или аномалии сосудистой оболочки, сетчатки и зрительного нерва.

Чтобы осуществить профилактику глазной патологии будущего ребенка, необходимо провести офтальмологическую диагностику у родителей и по возможности выяснить эти данные относительно отдаленных предшествующих поколений.

Самое главное — родить здорового ребенка, поэтому будущей маме нужно следить за собой, больше гулять, не забывать о витаминах. Женщине даже с хорошим зрением необходимо получить консультацию детского офтальмолога в начале беременности и перед родами. Нередко эти обследования, в конечном счете, влияют на течение родов и на здоровье ребенка. Будущей маме надо помнить, что закладка зрительной системы начинается со второго месяца беременности. Поэтому второй этап профилактики состоит в обеспечении в период беременности наиболее благоприятных условий для развития структуры глаза у эмбриона, а также возможно полном исключении вредных факторов, влияющих на организм беременной, которые могут нарушить развитие глаз плода.

Дальнейшая забота состоит не только в обеспечении продолжения беременности, но и в создании в критическом периоде развития (до 4-5 мес.) оптимальных условий для правильного развития эмбриона. На протяжении этого периода последовательно происходят закладка и развитие различных органов, и в частности глаза. Любые вредно действующие факторы вызывают изменение в глазных структурах соответственно срокам их закладки и развития. Если, например, не наступило полное или частичное разъединение век, а это расщепление в норме происходит на 7-м месяце беременности, то значит, вредное влияние на этот процесс имело место именно в этом месяце. Или, например, у новорожденного диагностирована врожденная глаукома. Основная причина этого заболевания в недоразвитии радужно-роговичного угла, который формируется на 7-8 неделе; именно в этот период мать могла перенести тяжелый грипп (ОРВИ, ЦМВ, краснуху и т.п.), что затормозило правильное развитие данной структуры глаза. Или, другой типичный пример: развитие врожденной катаракты у новорожденного произошло вследствие того, что мать ребенка перенесла краснуху во время беременности, что привело к врожденному помутнению хрусталиков.

Если у новорожденного обнаружено воспалительное заболевание, то необходимо искать инфекционное заболевание у матери (токсоплазмоз, туберкулез и др. инфекции, токсико-аллергические заболевания).

К моменту рождения у большинства детей слезные органы (слезно-носовой канал, слезные точки) проходимы. Однако у 1/3 новорожденных нижний отдел слезно-носового канала закрыт эпителиальной пробкой, что может привести к дакриоциститу — воспалению слезного мешка. У крохи в первые недели жизни появляются слизисто-гнойные выделения, постоянно текут слезы, развивается конъюнктивит.

Зрение новорожденного

Зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение глаза, обеспечивающее зрительные функции в процессе созревания организма, претерпевает значительные изменения.

В первые две недели новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы — под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают независимо друг от друга. В этот период зрение пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека и находится в пределах до 0,015 и постепенно возрастает до 0,01-0,03. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0 — т.е. 100%) еще вообще не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное – это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь, бутылочка с соской. Поле зрения равно примерно 300, поэтому папа стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Через две — пять недель после рождения младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике (пламя свечи, свет фонарика в темноте). На 10-й день ребенок уже следит глазами за крупной яркой игрушкой (больше 15 см), которая движется в поле его зрения на расстоянии 20 — 75 см. Тем не менее, до двух — четырех месяцев зрение новорожденного все равно считается слаборазвитым. Младенцы в основном смотрят по горизонтали, а со временем — по вертикали. При этом многие родители пугаются, когда замечают, что глаза у малыша направлены в разные стороны, т.е. каждый глаз как бы блуждает сам по себе. Пока такие беспокойства излишни — это вполне нормально. Только через четыре, а иногда и восемь недель у новорожденных согласуются движения обоих глаз. Если же косоглазие сохраняется более восьми недель, малыша необходимо показать врачу.

В течение второго месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. Он уже фокусирует взгляд на игрушках и следит за их движением. При этом задействованы зрение, слух и осязание, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. У ребенка складываются первые представления об объемности предмета. Если мимо него “проплывают” красочные игрушки, он будет следить за ними взглядом и во всех направлениях: вверх, вниз, влево, вправо. Специалисты считают, что уже в этот период у ребенка формируется способность различать простейшие цвета – желтый, оранжевый. Именно поэтому дети предпочитают не черно-белые, а цветные игрушки и изображения. Игрушки необходимо размещать на уровне пупка ребенка на высоте 60 см и выше, но не над его лицом.

Зрение ребенка 3 – 7 месяцев

На третьем-четвертом месяце уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно хороший. Родителям следует помнить: при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных, движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша развивается быстрее. Этому также способствуют манипуляции, основывающиеся на хватательном рефлексе различных предметов размером с кубик. Однако когда ребенок тянется за предметом, он, как правило, неверно оценивает расстояние до него, кроме того, малыш часто ошибается и в определении объемности предметов. Он пытается схватить движущиеся тени и бестелесные солнечные пятна на одеяле, “взять” цветок с платья мамы, не понимая, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Восприятие объема у детей развивается тогда, когда они начинают передвигаться в пространстве. Специалисты считают, что это создает предпосылки к различению формы предметов.

Читать еще:  Диета после кесарева сечения

Острота зрения ребенка продолжает повышаться до 0,1-0,4. Если оба глаза видят одно и то же, то стереоскопичность зрения достигает почти взрослого уровня.

Способность дифференцировать цвет впервые появляется в возрасте 2-6 мес. Отмечают, что различие цветов начинается, прежде всего, с восприятия желтого и красного цветов, а способность распознавать зеленые и синие цвета возникает позже и обычно формирование цветового зрения заканчивается к 4-5 годам.

С шестого месяца ребенок активно рассматривает и обследует своё ближайшее окружение. Значительно совершенствуется хватание, которое становится все более точным. На основе этого формируются зрительные представления о расстоянии, что, в свою очередь, развивает у малыша трехмерное восприятие. В этот период острота зрения увеличивается ненамного, зато непрерывно совершенствуются другие зрительные навыки. Ребенку удается уже фокусировать свои глаза на предмете, находящемся на расстоянии 7-8 см от его носа.

Зрение ребенка 8 – 12 месяцев

В период от восьми до двенадцати месяцев ребенок воспринимает предмет не только в целом, но и по его частям. Он активно начинает искать предметы, которые внезапно исчезают с поля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте, т. е. малыш уже фиксирует объективные связи между предметами. В этом возрасте детей также начинают интересовать детали интерьера: малышами внимательно изучаются: окна, картины, часы на стенах и все игрушки.

В домашних условиях об остроте зрения малыша можно судить по его способности различать мелкие предметы и их детали, замечать перемещения фигурок, людей. И не оттягивайте визит к детскому офтальмологу, пусть специалист подтвердит, что все идет хорошо. От года до 2-х лет зрение закрепляется в пределах 0,3-0,6. Достигается почти полная согласованность движений глаз и рук. В возрасте от 3-4 лет зрения зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого человека. В этом возрасте точно определить остроту зрения у ребенка достаточно просто: большинство детей свободно отвечает по специальной таблице для проверки зрения.

Родители должны знать, глаза не только зеркало души, они отражают общее состояние здоровья. Многие не знают, что болезни глаз и плохое зрение — это не одно и то же. Болезни глаз (катаракта, глаукома) возникают в результате патологических изменений в различных частях глаза, нарушения деятельности как самого глаза, так и других органов. Плохое зрение (близорукость, дальнозоркость) представляет собой неспособность глаза (как целостного аппарата) приспособиться к физиологическому акту видения.

Кривизна роговицы ребенка меньше, чем у взрослого, поэтому ее преломляющая способность меньше. Это объясняет дальнозоркость различной степени у большинства детей (92 %).

Посещать офтальмолога и проверять зрение у детей до года рекомендуется в один, три, шесть и двенадцать месяцев. Особенно это касается тех детей, которые входят в “группу риска”, а именно:

  • когда один или оба родителя ребенка имеют какое-либо отклонение по зрению;
  • когда младенец родился недоношенным;
  • если среди родственников есть больные глаукомой.

Зрение ребенка, подготовка к школе

Родители не всегда могут самостоятельно обнаружить у ребенка отклонения в работе зрительных функций, поэтому необходим профилактический осмотр офтальмолога в 1 год, три, пять и семь лет. Это поможет предупредить различные нарушения рефракции — аметропию (близорукость, дальнозоркость), амблиопию (слабость зрения), косоглазие.

Развитие зрения у ребенка

Содержание:

  • Этапы развития зрения
    • Новорожденные
    • 1 месяц
    • 2-3 месяца
    • 4 месяца
    • 5-7 месяцев
    • 8-9 месяцев
  • Как развивать зрение
    • Новорожденные
    • 1-3 месяца
    • 3-6 месяцев
    • 6-9 месяцев
    • С 9 месяцев до 1 года
    • Старше 1 года
  • Возможные отклонения
  • Дефекты зрения, которые встречаются часто в детском возрасте
  • Заключение

Еще в мамином животике развивается зрительный аппарат ребенка, но самое интенсивное развитие зрения происходит на первом году жизни младенца. На протяжении первых месяцев оно будет становиться все лучше и лучше. Уже в годовалом возрасте, а часто и раньше, ваш карапуз будет смотреть на мир так же, как и все взрослые.

Этапы развития зрения у детей

У малыша развитие органов зрения происходит на протяжении почти всего первого года жизни.

Новорожденные

Появившись на свет, новорожденный может различить свет, видеть силуэты и отмечать движение, но все это он видит не четко. Развивается зрение очень стремительно, и вот уже через короткий промежуток времени (10-14 дней) малыш может сфокусировать взгляд на вашем лице, когда вы возьмете его на руки.

1 месяц

Малыш пока еще не научился смотреть двумя глазками, так что они могут разбегаться в разные стороны.

информацияПоказав малышу погремушку на расстоянии 20-30 см от лица, вы заметите, что он начинает следить за ее движением в воздухе.

2-3 месяца

Начиная с рождения детки способны различать цвета, но им легче воспринимать черный и белый. Но в возрасте двух месяцев карапуз начинает различать цвета лучше, ему нравятся яркие игрушки и картинки. Также продолжает совершенствоваться умение карапуза следить за движущимися предметами.

4 месяца

В этом возрасте происходит большой прогресс в развитии зрения у детей. Это проявится тем, что кроха начнет чувствовать и оценивать расстояние. А если прибавить к этому прекрасному умению еще и то, что малыш уже научился руководить своими ручонками, то тут-то и наступит тот самый первый раз, когда он сможет схватить маму за волосы или за халат.

5-7 месяцев

Различать предметы – нет проблем. Проследить за чем-то, что движется, – проще простого. Эти умения уже не вызовут у карапуза никаких затруднений. Теперь малыш может различать даже очень мелкие предметы и на большем расстоянии. К тому же у него начинает появляться умение узнавать предмет, увидев лишь его часть.

8-9 месяцев

Обычно, начиная с этого возраста, зрение у детей не отличается от взрослого человека. Малыш уже способен видеть на разных расстояниях, хотя ближе он видит пока лучше. Также к этому возрасту окончательно сформируется цвет глаз.

Как развивать зрение

Зрение у ребенка будет прогрессивно улучшаться только тогда, когда его будут развивать. Так давайте же рассмотрим, какие есть средства для того, чтобы задействовать зрительный аппарат малыша с самого рождения.

Новорожденные

Большое значение имеет то, как вы оформите детскую комнату и кроватку малыша. Можно на стенки кроватки прикрепить картинки, игрушки, цветные лоскутки. Желательно периодически менять эти предметы на новые, чтобы кроха знакомился с новыми цветами, формами, размерами и фактурами.

Так как малыш не различает цветов, то на помощь придут черно-белые картинки.





Вы можете распечатать и развесить их в поле зрения вашего ребенка или же проявить творческий подход и наклеить их на разные коробочки, кубики, которые можно класть в кровать к малышу. Использование картинок для развития зрения повышает концентрацию внимания деток, подстегивает их любопытство и помогает ребенку быть более спокойным во время бодрствования. Со временем их можно заменить на цветные картинки для развития зрения.

1-3 месяца

информацияКрохе нравится наблюдать за лицами, которые он видит. Постарайтесь чаще появляться в его поле зрения, наклоняться к карапузу, давайте ему возможность зафиксировать на вас взгляд, а затем начните медленно двигаться, чтобы кроха мог проследить за вами.

Еще больше вы можете разжечь интерес к себе, если будете показывать крохе разные рожицы, демонстрируя разнообразные эмоции.

Очень хорошо, если во время такой игры вы будете нараспев произносить разные звуки. Это будет стимулировать одновременное развитие и слуха карапуза.

3-6 месяцев

Когда ваш ребенок подрос, вы можете начать играть с ним, используя разные предметы. Так, например, вы можете показать малышу свое отражение в зеркале. Конечно, он и не догадается, что этот прекрасный розовощекий младенец – он сам. Каждый раз знакомьте малыша с его отражением. Покажите ему, где глазки, носик, ротик. Дайте потрогать отражение в зеркале. В этой игре есть еще один плюс – рассматривая свое отражение в зеркале, кроха забывает обо всех своих обидах и капризах.

6-9 месяцев

Всем давно известная игра «Ку-Ку», оказывается, может не только позабавить малыша, вызвав у него бурю эмоций. Эта игра стимулирует умение ребенка узнавать предмет или человека, видя его не полностью, а только небольшую часть. Вы можете прятаться сами или поиграть с любимой игрушкой вашего чада.

С 9 месяцев до 1 года

Сделайте обстановку, которая окружает вашего любимца интересной, яркой, завораживающей. Используйте картинки с самыми распространенными цветами: красным, желтым, синим, зеленым.

дополнительноСтимулируйте кроху наблюдать за вами, для этого постоянно совершайте что-то, что будет интересно крохе и развеселит его. Вы можете потанцевать перед малышом или сделать зарядку. За таким зрелищем он точно будет наблюдать с большим удовольствием, а мама как раз выделит время для зарядки.

Старше 1 года

С детками, которым уже больше года, можно использовать следующие игры для развития зрения:

  • Игра «Прищепки». Нацепив разноцветные прищепки на картонный круг, вы можете сделать цветочек или ежика, у которого иголки будут в виде прищепок. Пускай малыш снимет их все, а потом прикрепит обратно только по заданному цвету, или так, как пожелает ваше воображение.
  • Игра «Пуговки». Смешайте пуговки разных цветов и предложите малышу их разложить по цветам. Также вместо пуговиц можно использовать камушки, ракушки, горошины, бусины, все, что есть у вас. Дайте волю своей фантазии, и малыш будет непременно доволен игрой.
  • Игра «Чей домик?». Нарисуйте на листе бумаги несколько зверей, а с другой стороны – для каждого из них по домику. Соедините их между собой разноцветными запутанными дорожками. Предложите малышу найти, где чей домик, проследив пальчиком, куда ведет линия.

Возможные отклонения развития зрения у ребенка

С момента рождения зрению крохи нужно уделять не меньше внимания, чем и остальному здоровью. Чем раньше врач сможет выявить проблему со зрением у малыша, тем больше шансов, что правильное лечение поможет скорректировать дефект без следа.

Конечно, самостоятельно вы не сможете определить, что именно происходит с глазками у ребенка, но только родители первыми могут заподозрить о существовании возможной проблемы. Итак, давайте рассмотрим, на что стоит обратить внимание, чтобы не упустить тот самый момент, когда еще не поздно:

  • кроха в 3-4 месяца не фиксирует взгляд, не следит за движением предмета;
  • малыш не может двигать глазками во все стороны;
  • глазки малыша выглядят выпученными, «как у рыбы»;
  • один или оба глаза малыша косят в большинстве случаев;
  • ребенок не реагирует радостью на мамино лицо.

важноЕсли вы замечаете у ребенка после трех месяцев один или несколько признаков – обратитесь с малышом на консультацию к окулисту.

Дефекты зрения, которые встречаются часто в детском возрасте

  • Косоглазие – т.к. мышцы, регулирующие движения глаз у новорожденного, очень слабы, то в первые месяцы жизни у детей может быть постоянное или периодическое косоглазие. Если после трех месяцев глазки так и не смотрят совместно в одну сторону, то, возможно, речь идет о патологическом косоглазии.
  • Близорукость – нарушение зрения, при котором затрудняется четкость видения удаленных предметов.
  • Дальнозоркость – нарушение зрения, при котором затрудняется четкость мелких предметов, расположенных близко.
  • Астигматизм – нарушения четкости изображений.

Это наиболее частые проблемы, встречающиеся у детей. Но, к счастью, при правильном и своевременном лечении возможно восстановить зрение полностью или остановить дальнейшее его ухудшение.

Заключение

Подводя итоги, стоит отметить, что на родителях лежит ответственная роль не только вовремя обратить внимание на нарушение зрения у ребенка, но и следить за тем, чтобы малыш выполнял все мероприятия для профилактики нарушений:

  • в первую очередь ребенок должен регулярно высыпаться, т.е. иметь регулярный распорядок дня;
  • важно обратить внимание на то, чтобы малыш не перенапрягал глаза. Если он рисует или читает, проследите за тем, чтобы он правильно сидел, и было достаточное освещение;
  • научите малыша периодически расслаблять глазки – отвлечься и поморгать, переводить взгляд с близких предметов на удаленные и наоборот;
  • не забывайте о том, что время просмотра телевизора у детей дошкольного возраста не должно превышать 30 минут.

Как у новорожденных детей формируется зрение

Формирование глаз малыша начинается задолго до его рождения. 3-12 неделя — самый важный период внутриутробного развития.

Глаза ребенка начинают развиваться еще в утробе матери, на третьей неделе беременности. Активное формирование зрительного аппарата продолжается в течение нескольких лет после рождения. В этот период важно обращать внимание на зрение ребенка, знать стадии его развития, регулярно посещать окулиста для проверки. Расскажем об этом подробнее.

Правильно формирование зрительного аппарата имеет важное значение для полноценного психического развития малыша, ведь глаза связаны с другими органами чувств. При плохом зрении ребенок будет отставать в учебе, испытает трудности с активными занятиями (спорт, подвижные игры), поэтому хорошее зрение не только помогает познавать окружающий мир, но и способствует полноценному развитию ребенка.

Устранить большинство проблем со зрением можно в раннем детском возрасте: чем позже будет выявлена патология, тем трудней она поддается корректировке и лечению. Очень важно в начальный период жизни малыша держать этот аспект под контролем. Родители новорожденных детей должны знать основные этапы формирования зрительного аппарата ребенка.

Зрение у новорожденных детей в первые дни жизни

Как видит малыш в первые дни своей жизни? Конечно же, совсем не так, как взрослый. Дело в том, что глазное яблоко у него еще имеет приплюснутую форму и продолжает активный рост, сетчатка полностью не сформирована, а желтое пятно, отвечающее за остроту центрального зрения, и вовсе отсутствует. Младенец пока не способен видеть четко и объемно, сосредотачивать взгляд на предметах, оценивать зрительные образы. А какие функции ему доступны?

Сразу после рождения на малыша обрушивается огромное количество зрительных стимулов: из темноты он попадает в яркий окружающий мир. Но зрение новорожденных в первые дни жизни еще очень несовершенное. Дети в это время имеют младенческое косоглазие, которое должно пройти через определенное время (об этом мы поговорим ниже). Глаза ребенка смотрят немного в разных направлениях или сведены к носу, так как цилиарные мышцы еще слабые и их движения не согласованы.

В первые дни жизни младенцы воспринимают черно-белое изображение, а цвета для них пока еще неразличимы. Первый цвет, который ребенок начинает отличать — красный, так как он имеет самую длинную в спектре длину волны 620-780 нм. Поэтому первые игрушки и погремушки рекомендуют покупать именно красного цвета.

Не рекомендуется также полностью выключать свет в комнате, где спит малыш. Лучше оставить работающий светильник. Ребенок, проснувшись, начнет искать глазами источник света, что, во-первых, успокоит его, а во-вторых, будет способствовать развитию глазодвигательных мышц.

Как меняется зрение у детей до года?

Итак, какие этапы формирования проходит зрительный аппарат ребенка? Что способен и должен различать малыш, на что реагировать, как меняется зрение новорожденных детей по месяцам?

Читать еще:  Как справиться со смешанным астигматизмом у детей и верно его определить

• 1 месяц: куда же он смотрит?

В этом возрасте малыш способен различить свет и тень, очертания крупных предметов на расстоянии не более 30 см. Мудрая природа задумала так, что в начальные дни своей жизни ребенок более четко видит самое главное — лицо мамы, ее улыбку, именно на этом расстоянии оно находится во время кормления. Все остальное для него пока не имеет значения. На более далеком расстоянии предметы для него выглядят размытыми, так как острота зрения еще не сформирована. В этот период рекомендуется чаще брать ребенка на руки в минуты его бодрствования, разговаривать с ним. Важно проверить, как зрачок реагирует на свет. Это сделает офтальмолог во время первого посещения.

• 2-3 месяца: жизнь в ярких красках

В первые 2-3 месяца жизни световая чувствительность сетчатки возрастет почти в пять раз и зрительный аппарат активно формируется. Укрепляются глазодвигательные мышцы. Кроха уже более уверенно фиксирует взгляд на горизонтально движущемся предмете (игрушке, человеке) и поворачивает за ним голову, но вертикальное перемещение ему еще трудно уловить. Он более четко различает очертания предметов, но пока что они видны в двух измерениях: длина и ширина.

Мир при этом начинает наполняться все более разнообразными красочными оттенками. В этом возрасте новорожденные дети уже различают красный и зеленый. Холодные (синие, голубые) оттенки станут доступны позже, поскольку в сетчатке меньше фоторецепторов, улавливающих коротковолновую часть спектра. Над кроваткой повесьте мобиль на расстоянии 40-50 см — он хорошо помогает укреплять цилиарные мышцы, так как малыш следит за предметами, двигая глазам. Рекомендуется также носить ребенка по квартире, показывать предметы и называть их. Кроха также распознает лица близких людей, которые видит постоянно.

• 4-6 месяцев: хватай, а то убежит!

С трех месяцев жизни до полугода зрение у детей продолжает активно развиваться. Происходит формирование макулы — зоны сетчатки, отвечающей за центральное зрение, зрительных центров в коре головного мозга. Ребенок уже совершенно четко различает лица родителей, черты лица, мимику. Самое увлекательное занятие для него в этот период — игра с собственными руками и ножками. Кроме того, вместе со зрительной функцией развивается и хватательный рефлекс, так как малышу интересно исследовать хорошо видимый предмет.

4-6 месяцев — важный период, родителям нужно быть особо внимательными. К этому времени должно пройти младенческое косоглазие, так как глазодвигательные мышцы работают уже достаточно хорошо. Если же этого не произошло, то нужно срочно посетить офтальмолога и провести тщательное обследование. Кроме того, в этот же период врач должен исследовать состояние органов зрения и окончательно убедиться, что нет помех для их дальнейшего развития (врожденной глаукомы, ретинопатия недоношенных и других).

• 7-12 месяцев: освоение пространства

Это период развития двигательной деятельности: малыш активно ползает, перемещается в ходунках, пытается совершить первые самостоятельные шаги, держась за мебель. Он начинает понимать разницу в форме предметов (например, отличает кубик и кольца), нанизывает кольца на ось пирамидки, словом, буйно познает предметы и расстояния (аспект оценки расстояния бинокулярного зрения). В этот период следует быть особенно внимательным, так как ребенок причиняет себе много травм, хватая все подряд и пытаясь засунуть в рот, а также падая с дивана или кровати.

Бинокулярное зрение новорожденных детей

Бинокулярность — свойство зрения, при котором изображение на обоих сетчатках соединяется в одну объемную картинку. Бинокулярное зрение также помогает определять форму предметов, расстояние до них или между ними. При его отсутствии по какой-либо причине у ребенка развиваются патологии: косоглазие, амблиопия, близорукость и другие.

В период до года происходит активное освоение ближнего пространства — важный этап развития бинокулярного зрения. В два-три месяца младенец еще видит предметы в двух измерениях (ширина и высота), но осязание помогает ему дополнять их объемом (прибавляя глубину). Ребенок получает первое представление об объемности предметов.

На 4-5 месяце жизни развивается хватательный рефлекс, при этом направление движения определяется верно, а вот с оценкой расстояния до предмета еще существуют трудности. Также малыш не способен оценить объем в полной мере: он пытается схватить ручками солнечные блики или движущиеся тени.

После полугода начинается освоение дальнего пространства. Осязательный рефлекс заменяет активное ползание, а после 10 месяцев — ходьба. При этом ребенок учится оценивать расстояния до объекта, к которому он движется, наступает понимание того, что с края кровати можно упасть.

Бинокулярное зрение у новорожденных детей сразу после появления на свет еще отсутствует из-за несформированного полностью глазного аппарата. А вот в 6-8 недель он уже должен уметь фиксировать глаза на предмете, в 3-4 месяца это должно стать нормой. Родителям стоит обратить на это особое внимание.

Цветное зрение на первом году жизни

Цветное зрение формируется благодаря колбочкам — специальным цветовым рецепторам в глазах. Они воспринимают волны спектра определенной длины, а мозг интерпретирует эти сигналы. Клетки мозга младенцев начинают преобразовывать эти сигналы примерно к двум месяцам. Сначала дети способны воспринимать красный, желтый, ярко-зеленый цвета — те, что обладают более длинной волной. Лишь позже к полугоду, младенец отличает синий цвет. Расстройства, связанные с отсутствием цветного зрения, выявить можно лишь тогда, когда малыш научится понимать значения слов и сможет показать пальчиком, где красный, а где зеленый цвет. Вообще у детей до года существует четыре категории цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Такие оттенки, как розовый или фиолетовый, они начинают понимать с развитием речи.

Что нужно делать, чтобы помочь правильному формированию зрения у новорожденных?

В период активного формирования зрительного аппарата до года жизни ребенка следует правильно оформить его детскую комнатку. Не стоит клеить слишком пестрые обои. Лучше на нейтральном фоне расположить яркие предметы разных цветов и размера, из разных материалов. Это могут быть и покупные игрушки, и самодельные, либо какой-то бытовой предмет, важно, чтобы он не причинил ребенку вреда. Исследуя различные по форме и материалу объекты, малыш формирует стереоскопическое зрение, свое представление об окружающем мире.

Не следует также заваливать кроху множеством игрушек одновременно. Пусть их будет несколько, а когда он станет утрачивать к ним интерес, замените на другие. При множестве предметов ребенок будет хватать то один, то другой, не исследуя досконально и постоянно отвлекаясь.

Как определить нарушения в развитии зрения у новорожденных?

Самый первый осмотр глазок малыша проводится еще в роддоме на предмет врожденных заболеваний, затем необходимо проводить профилактические осмотры в 1 месяц, 3 месяца, полгода и год. При этом в процессе роста следует обращать внимание на определенные факторы.

• зрачки разного диаметра;

• не сужаются зрачки при ярком свете;

• ребенок не фиксирует взгляд на предмете после 2 месяцев;

• после 3 месяцев не проходит косоглазие;

• частое слезотечение или мутный зрачок.

Всё это причины для срочного внепланового посещения окулиста, они могут быть признаками опасных патологий. Если в семье имеются наследственные глазные заболевания или мама перенесла какую-либо серьезную болезнь во время беременности, то в этом случае нужно проявлять особую внимательность. Некоторые заболевания родители распознать не в силах, например, ретинобластому (опухоль сетчатки), а когда почувствуют неладное, может быть уже поздно.

Ранняя профилактика правильного развития зрительного аппарата у детей

Формирование глаз малыша начинается задолго до его рождения. 3-12 неделя — самый важный период внутриутробного развития, в это время происходит закладка самых важных жизненных органов и систем, и маленький человечек очень восприимчив к разрушающим действиям. Инфекционное заболевание матери, курение, алкоголь, прием опасных лекарственных препаратов, вредное питание могут привести к неблагоприятным последствиям. Нарушения в формировании органов зрения могут быть вызваны недостатком витамина А (слепота), избыточным введением сахароснижающих препаратов (недоразвитие зрительного нерва, врожденная катаракта). Даже прием аспирина может спровоцировать глазные патологии. Будущим мамам нужно быть особенно внимательным к своему здоровью.

Приходите на диагностику в КазНИИ глазных болезней по адресу: Алматы, улица Толе би, 95а (угол улицы Байтурсынова).
Телефон: +7 (775) 007 01 00; +7 (727) 279 54 36

Статья «Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти детей первого года жизни»

Татьяна Твердунова
Статья «Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти детей первого года жизни»

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ

И ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

СПб ГКУЗ «Психоневрологический дом ребенка № 9»

В раннем возрасте зрительное восприятие еще очень несовершенно. В норме зрительное восприятие и все его процессы формируются в дошкольном возрасте. Какова же роль взрослого в развитии и становлении зрительных функций ребёнка?

Глаз – самый активный из органов чувств. Другие рецепторы, например уши, более или менее пассивно воспринимают воздействующие на них сигналы, глаза же находятся в непрерывном движении. Они все время обследуют детали окружающего нас видимого мира одну за другой, играя важнейшую роль в зрительном восприятии.

Задолго до того, как ребенок начинает исследовать окружающий мир с помощью рук и ног, он уже активно исследует его глазами.

Эксперименты по изучению зрительного мира грудного ребенка американских ученых Т. Бауэра, Р. Фанца позволили разработать экспериментальный подход к изучению этого вопроса. [4]

У детей уже в первые дни после рождения обнаружились ориентировочные рефлексы на свет, защитные рефлексы на яркий свет, безусловный рефлекс на движущийся предмет – движение глаз в направлении перемещающегося раздражителя, зрительное сосредоточение – фиксация глаз на предмете с одновременной задержкой импульсивных движений ручек, ножек и головы. Новорожденные начинали с разглядывания очертаний вещей. На третьей неделе жизни зрительное сосредоточение длилось до 5 минут. Однако еще до появления зрительной фиксации на неподвижном предмете на первой неделе жизни у новорожденных обнаружилась реакция на контакт «глаза в глаза» — дети смотрели в глаза человека, который брал их на руки. Далее было установлено, что новорожденные предпочитают лицо или его схематичное изображение любому другому стимулу, а более естественные изображения лица зрительно фиксируются в течение большего времени.

Период от рождения до 5-6 месяцев очень важен для развития зрения ребенка, так как именно в это время наиболее быстро и интенсивно формируются глазное яблоко, пути, идущие от него к мозгу и те участки мозга, которые отвечают за прием и переработку визуальной информации. В результате улучшаются зрительные функции (светоощущение, цветоощущение, острота зрения, контрастная чувствительность, поле зрения, которые лежат в основе зрительного восприятия. Психофизиологи рассматривают этот возрастной период как критический для формирования зрительной системы. В этот период особое внимание следует обратить на детей, которые подверглись влиянию различного рода неблагоприятных факторов, как во время беременности, так и во время родов (например, асфиксии, гипоксии, внутриутробной инфекции, родились недоношенными, а также, если кто-либо из родителей, дедушек и бабушек имеет заболевания зрения. Такие дети относятся к группе риска.

Важно помнить, что самый чувствительный к внешней стимуляции и оптимальный для нее период развития зрительной системы – это первое полугодие жизни ребенка.

Для того чтобы зрение развивалось нормально, необходим разнообразный зрительный опыт. И взрослый, делая все необходимое для накопления этого опыта, сам служит наиболее предпочитаемым стимулом для малыша.

В приложении к статье приведены примеры занятий с ребёнком первого года жизни, включающие в себя упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

Примеры занятий с детьми 1-го года жизни

Новорожденный: Поскольку у грудных детей, как утверждают исследователи, существует врожденный механизм опознания человеческого лица (уже в 5-7 минут от рождения он видит лицо, то первым пособием, которое можно использовать для развития зрительного восприятия, будет черно-белое изображение человеческого лица (черно-белое, так как цвет ребенок начнет воспринимать позже – к 3-4 месяцам). Перемещать лицо тогда, когда малыш его видит. Затем начать передвигать лицо: сначала вправо, затем влево. Время предъявления: 1-2 минуты, 1-2 раза в день.

2 месяца: Пособия могут быть следующими – диск с печатным текстом; концентрические черно-белые круги; шахматная доска; книжка-раскладушка, которую можно поставить вдоль кроватки. После просматривания можно дать ребенку в ручку погремушку с подобным схематичным рисунком.

3 месяца: положить ребенка на спинку и предъявлять ему: цветные изображения человеческих лиц с различными выражениями (радость, плач).

4 месяца: изготовить из картона конус-колпачок с радиусом 20 см. Спрятали игрушку под колпачок у малыша на глазах. Хорошо использовать разнообразные игрушки (спрятался мячик – появилась пирамидка, спряталась большая матрешка – появилась маленькая). Можно выставлять перед малышом панель-картину с рисунками, повторяющими предыдущие (полосы, точки, спирали).

5 месяцев: игра в колпачок усложняется – выставляются два колпачка. На глазах малыша под один из колпачков спрятать игрушку (например, мячик) и со словами «Где мячик?» поднять пустой колпачок: «Здесь нет мячика!». Затем поднять другой колпачок: «Вот мячик!». Предлагать малышу предметы прямоугольной и треугольной формы: бруски, кирпичики, призмы. С 5-6 месяцев предлагать ребенку для занятий зеркало.

6 месяцев: значительное время должно быть посвящено развитию зрительного предвосхищения, то есть развитию ожидания того, что предмет вот-вот появится в определенном месте. Учить ребенка следить за движением падающей игрушки.

9-12 месяцев: формируем умение рассматривать игрушки и предметы, а также их плоскостные изображения. Продолжаем работу по развитию зрительного предвосхищения. Малышей обучаем ожидать появления игрушки в одном месте, а через некоторое время в другом. Развиваем умение находить спрятанную на глазах у ребенка игрушку. Значительное внимание уделяем умению различать форму двух предметов6 кирпичика и кубика. С этой целью значительное количество игр должно быть направлено на развитие действий с этими предметами.

Также вашему вниманию хотим предложить пособие Бернадской Марины Эдуардовны, в котором Вы найдете так называемые «решетки» — контрастные структурированные изображения, которые малыш может «рассматривать», лежа в кроватке. В данном пособии имеются карточки, предназначенные для определенного возраста: от рождения до 1 месяца; от 1 до 3 месяцев; от 3 до 5 месяцев. На обороте карточек дана информация, как работать с картинками-«решетками».

Подводя итог, хочется вспомнить слова Т. Бауэра «… зрительный мир младенца, вероятно, может быть подчас ошеломляюще сложным, но не бессмысленным и хаотичным, каким его долгое время считали». У новорожденных имеется потребность в сенсорном стимулировании, удовлетворение которой обеспечивает их нормальное развитие. И мы, взрослые, должны делать все необходимое для удовлетворения этой потребности.

Литература и интернет-ресурсы

1. Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. – М. : Изд-во МГУ, 1973.

2. Григорьева Л. П., Бернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребёнка. // Приложение к журналу «Дефектология»; вып. 6. – М., Школа-Пресс, 2001.

3. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М. : Адель, 1998.

Формирование зрительного восприятия и его коррекция в процессе ознакомления с окружающим детей раннего возраста. Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста целиком.

Радужная ниточка-выставка детских работи (дети с ограниченными возможностями здоровья) Радужная ниточка-выставка детских работ (дети с ограниченными возможностями здоровья) Группа «Солнышко» Воспитатель Соболева Ирина Владимировна.

Развитие зрения у детей: 20 фактов, которые нужно знать родителям

Когда дети растут, их глаза быстро меняются. Пристальное внимание к здоровью глаз ребенка помогает выявить проблемы на ранней стадии, когда зрение еще только формируется.

Американская академия офтальмологии представляет 20 важных фактов, которые нужно знать родителям о развитии детского зрения.

РАЗВИТИЕ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

Курение может навредить зрению еще неродившегося малыша. Пристрастие к сигаретам во время беременности повышает риск преждевременных родов. Недоношенные дети чаще страдают от постоянной потери зрения или даже слепоты. Курение во время беременности также в 5 раз увеличивает риск заражения ребенка бактериальным менингитом, который, среди прочего, приводит к тяжелой потере зрения.

Читать еще:  Адаптация к детскому саду — как помочь малышу

Развитие зрения у недоношенных детей отслеживается относительно не фактической дате рождения, а предполагаемой. Педиатр проверяет глаза малыша во время каждого осмотра, чтобы убедиться, что развитие в норме.

В первые месяцы жизни ребенка его центральное зрение все еще развивается. Новорожденный видит, но связи между сетчаткой глаза и мозгом все еще формируются. По мере развития центрального зрения ребенок учится фокусироваться на предметах, висящих прямо перед ним.

К 3 месяцам ребенок должен уметь фокусироваться и следить за предметами. В первые два месяца жизни глаза малыша могут казаться косыми или блуждающими по сторонам. Обычно это нормально. По мере улучшения зрительной координации глаза ребенка будут работать сообща, чтобы сосредоточиться и следить за движущимся объектом. Если в возрасте 3 месяцев этого не происходит, следует проконсультироваться с педиатром.

К 5 месяцам младенцы уже видят в трех измерениях. В этом возрасте дети лучше тянутся к предметам, потому что они могут видеть, как далеко от них находится игрушка. Они развивают восприятие глубины и могут даже вспомнить, что это за объект, если в поле зрения находится лишь его часть.

Примерно в возрасте 9 месяцев глаза младенцев приобретают окончательный цвет. Он зависит от количества и распределения коричневого пигмента, называемого меланином, в радужной оболочке. Светлые глаза при рождении могут потемнеть, если развивается меланин. Однако не так уж редко можно наблюдать незначительные изменения цвета глаз в течение первых трех лет жизни.

РАЗВИТИЕ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Следите за глазами: если один смотрит прямо вперед, а другой поворачивается внутрь, наружу, вверх или вниз — это тревожный сигнал. Это может быть признаком косоглазия — проблемы, которая возникает примерно у 4% детей в США. Способность обоих глаз одновременно фокусироваться на объекте продолжает развиваться примерно до 7 лет. Если вы дома смогли распознать у ребенка какое-либо заболевание глаз, следует обратиться незамедлительно к специалисту.

Корь является ведущей причиной детской слепоты во всем мире. Вирус может нанести вред глазам и зрению многими способами. Поскольку новые случаи заболевания появляются там, где корь считалась ранее искорененной, необходимо предусмотреть вакцинацию.

Не допускайте малышей к чистящим средствам. Маленькие дети чаще, чем взрослые, получают травмы глаз в результате химических ожогов. Они особенно опасны, поскольку могут привести к необратимому повреждению как внешних, так и внутренних структур глаза. Если ребенку попали химические вещества в глаза, следует промыть их большим количеством воды и незамедлительно обратиться к специалистам.

РАЗВИТИЕ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Многие дети школьного возраста от природы дальнозорки. В большинстве случаев они не нуждаются в очках. Дети обычно могут приспособиться, используя свои фокусирующие мышцы, чтобы ясно видеть вблизи и вдали. С возрастом глаза детей растут и удлиняются, а дальнозоркость часто улучшается сама по себе. Значительная дальнозоркость, однако, может привести к косоглазию и амблиопии («ленивый глаз»), если ее не исправить.

Соблюдение режима экранного времени помогает снизить риск развития близорукости и цифрового напряжения глаз. Исследования показали, что близость к работе — включая экранное время — может быть связана как с близорукостью, так и с цифровым напряжением глаз. Подумайте о том, как защитить глаза ребенка от компьютера. В частности, введите правило 20-20-20: смотреть вверх от экрана каждые 20 минут и фокусироваться на расстоянии не менее 20 футов (6 метров) в течение 20 секунд.

Три не столь очевидных признака детских проблем со зрением: 1) Быстрая потеря интереса к деятельности, требующей интенсивного использования глаз, 2) Потеря текста при чтении и 3) Поворот головы, чтобы посмотреть на что-то перед собой. Если вы наблюдаете один или несколько из этих симптомов у ребенка, запишите его к офтальмологу.

Плохое зрение, проблемы с фокусировкой, резкие движения глаз и косые глаза не вызывают нарушений в обучении. Неспособность к обучению вызвана проблемами с тем, как мозг обрабатывает то, что он видит или слышит, а не дефектными глазами.

У детей также может быть катаракта: врожденная или приобретенная. Без надлежащего лечения она приводит к развитию иногда необратимых аномальных связей мозгом и глазом. Хорошая новость заключается в том, что катаракта часто обнаруживается во время скрининга глаз при рождении или при последующих осмотрах у офтальмолога.

Синий свет от цифровых устройств не опасен для глаз детей. Но время, проведенное перед экраном, должно быть ограничено в конце дня, чтобы предотвратить проблемы со сном от синего света. Не покупайте очки, которые активно рекламируются как защита глаз от синего света — их эффективность не доказана.

Фотографии помогают диагностировать проблемы с детским зрением. «Красный рефлекс» или отражение вспышки камеры от сетчатки — вот те тревожные звоночки, на которые следует обратить внимание. Белое, желтое или черное отражение в одном или обоих глазах является также аномальным и может быть предупреждающим признаком наличия заболевания глаз.

Дальтонизм гораздо чаще встречается у мальчиков, и эти симптомы могут быть трудно обнаружить. Родители могут заметить проблему только тогда, когда ребенок изучает цвета. Одним из симптомов является неспособность различать оттенки одного и того же или сходного цвета. Чаще всего это происходит с красным и зеленым или с синим и желтым оттенками.

РАЗВИТИЕ ЗРЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЫХ ВЗРОСЛЫХ

Травмы глаз являются наиболее распространенной причиной слепоты у детей, а бейсбол лидирует по травмоопасности глаз среди спортсменов в возрасте 14 лет и старше. Обычные и солнцезащитные очки не обеспечивают достаточной защиты. На самом деле они могут разбиться при ударе, нанеся еще больший вред глазам.

Более 90% детских травм глаз можно предотвратить с помощью защитных очков. Дети должны носить спортивные защитные очки с поликарбонатными линзами для бейсбола, баскетбола, футбола, ракетных видов спорта, футбола, хоккея, лакросса, пейнтбола и других видов деятельности с риском получения травмы глаз.

Правильный уход за контактными линзами — сложная задача для детей и подростков. Это ставит их в более высокий риск серьезных глазных инфекций, которые могут привести к нарушению зрения или даже слепоте. Убедитесь в том, что ребенок заботится о линзах должных образом.

Хорошее зрение — это ключ к физическому развитию ребенка, успеху в школе и общему благополучию. Не пропускайте регулярные скрининги зрения. Они важны для раннего выявления и коррекции проблем со зрением.

В дополнение к скринингу для младенцев Академия рекомендует проводить дальнейшие осмотры глаз у офтальмолога:

  • в дошкольном учреждении (в возрасте от 3 до 4 лет);
  • перед поступлением в начальную школу
  • при подозрении на наличие проблем со зрением.

На платформе Vikids вы можете:

Что и как видят новорожденные – особенности зрения

Родителям младенца нет необходимости получать диплом педиатра, но им нужно знать особенности развития ребенка, чтобы вовремя заметить возможный повод для обращения к врачу. Тема статьи – зрение ребенка первого года жизни. Давайте подробно разберемся, что и как видят новорожденные.

  1. Общие сведения о зрительной системе
  2. Зрение в период развития плода и сразу после родов
  3. Анатомические особенности
  4. Когда новорожденный начинает видеть
  5. Изменение зрения у новорожденных по месяцам
  6. Наблюдение у врача
  7. Развитие зрения младенца
  8. Комната новорожденного
  9. Тренировка зрительной системы
  10. Когда обращаться к врачу
  11. Заключение

Общие сведения о зрительной системе

Чтобы понять особенности зрения новорожденного, и не волноваться из-за кажущихся проблем, нужно представлять работу зрительного аппарата. К нему относятся не только глаза. Принятая ими информация проходит сложные преобразования.

Зрительный образ передается в соответствующие участки мозга, и там интерпретируется, формируя картинку.

Особенности зрения у новорожденных зависят не только от строения глаз, но и от развития мозга.

Зрение в период развития плода и сразу после родов

Доказано, что на свет плод реагирует еще до рождения. УЗИ показывает, что еще не рожденный малыш отворачивается от источника яркого света.

Сложно сказать, когда начинают видеть новорожденные. Все зависит от того, что подразумевается под «видеть». Для младенца первых дней жизни окружающий мир – набор расплывчатых пятен. Это своеобразный защитный механизм, предусмотренный природой.

Представьте себе, какое количество новых ощущений испытывает крошечный человек при рождении. Не до конца развитое зрение предохраняет его от обилия визуальных раздражителей. На первом этапе адаптации ребенку вполне достаточно пятен.

Анатомические особенности

Что и как видят новорожденные дети до 1 месяца, определяется строением их глаз. Например, глазные яблоки малыша занимают значительно меньшую площадь глаза, чем у взрослого, и несущие картинку лучи попадают не на сетчатку, а за нее.

Слезные протоки не сформированы, и слезная жидкость отсутствует. Тонкая роговица насыщена кровеносными сосудами. Эти особенности делают глазки малыша очень уязвимыми к воспалениям и инфекциям.

Необходим тщательный гигиенический уход, так как подобные заболевания могут серьезно повлиять на качество зрения в дальнейшем.

Когда новорожденный начинает видеть

На свет младенец реагирует с рождения, причем от интенсивного света он будет защищаться – отворачиваться, жмуриться, сердито плакать. А вот острота зрения новорожденного ребенка очень низкая.

Повышенная преломляющая способность хрусталика вызывает у новорожденных физиологическую дальнозоркость. Неделю-две фокусировка взгляда отсутствует, но примерно через 10 дней грудничок способен зафиксировать взгляд на несколько секунд.

Примерно через 2-3 недели малыш начинает реагировать на предметы, на крупные черно-белые картинки. Не выяснено, как ребенок в 1 месяц видит другие цвета, реагировать на красочные предметы он начинает позже, через несколько недель.

Изменение зрения у новорожденных по месяцам

Зрительная система ребенка, как, впрочем, и весь его организм, постепенно развивается и укрепляется. Рассмотрим, что именно и как видят младенцы по мере подрастания.

Возраст (месяцы)Что видит младенец
1Взгляд становится осмысленным. Ребенок способен фокусировать взгляд, следить за крупным предметом на удалении не более 60 см.
2Может подолгу рассматривать заинтересовавший его предмет, следит за его перемещениями. Узнает маму и других членов семьи.
3Появляется реакция на цвет, его внимание привлекают яркие игрушки. Распознает красный и желтый цвета. Поворачивает глазки вслед за движением игрушки.
4Может долго рассматривать понравившуюся игрушку. Начинает различать синий, зеленый, а затем и другие оттенки. Формирование зрения идет параллельно со становлением моторики – ребенок пытается ухватить то, что его заинтересовало
5Формируется стереоскопическое зрение – малыш способен ориентироваться в пространстве, зафиксировать взгляд на игрушке, оценить расстояние до нее и дотянуться. Он видит предметы вблизи и вдали, узнает людей и предметы. В этом помогает и возросшая мобильность – ребенок переворачивается, ползает, пытается вставать. Расширяется цветовая гамма.

Первый год жизни – самая ответственная и интенсивная пора формирования зрительной системы. Чтобы удостовериться в этом, достаточно сравнить, как видит ребенок в 3 месяца, в 6 месяцев и в год. Зрение годовалого ребенка уже во многом напоминает зрение взрослого человека.

Физиологическая дальнозоркость, остающаяся после родов, окончательно исчезает в среднем к 3 годам. Но полностью формирование зрительной системы заканчивается только к 6-7 годам.

Наблюдение у врача

Первую реакцию новорожденного на свет и состояние глазок проверяет неонатолог вскоре после родов. Благодаря этому большинство проблем выявляются еще в роддоме, и ребенок сразу направляется к специалисту.

Первый осмотр у офтальмолога рекомендуют проводить в месячном возрасте. Врач внимательно осматривает глазки младенца, оценивая состояние зрачка, глазного яблока, хрусталика. Кроме того, специалист проверяет зрительные рефлексы малыша.

Если зрение ребенка развивается нормально, следующий осмотр можно проводить уже в полугодовалом возрасте (но при необходимости врач может порекомендовать повторный визит в 3 месяца).

Детский офтальмолог исследует глазное дно, проверяет, как малыш фокусирует взгляд, синхронность, двигательную активность глаз и другие параметры.

Затем следуют визиты к врачу в год и полтора года. В этом возрасте уже можно определить остроту зрения по специальной таблице с рисунками разной величины. При выявлении отклонений для лечения подросшего ребенка можно применять специальную офтальмологическую аппаратуру.

При нормальном зрении достаточно посещать офтальмолога раз в год. Если какие-то симптомы вызывают тревогу родителей, то можно приходить на осмотр каждые 6 месяцев. Профилактические осмотры помогут вовремя заметить появление патологии и вылечить ее.

Развитие зрения младенца

Забота о глазах новорожденного заключается не только в их гигиене, хотя уход, безусловно, важен. Необходимо заботиться и о развитии зрительной системы.

Комната новорожденного

Младенец должен с первых дней находиться в светлом помещении. Стены и потолок лучше оформить в светлых тонах. Не нужно закрывать окно от дневного света плотными шторами, солнечные лучи полезны малышу. Но яркие лампы и другие источники резкого света, а также отражающие свет зеркала от кроватки нужно убрать.

Желательно ставить кроватку так, чтобы малыш привыкал видеть окружающие его предметы и людей со всех сторон. Обилие визуальной информации стимулирует развитие ребенка.

Первое время привлекать внимание новорожденного игрушками бессмысленно. Но уже на 4 неделе можно прикреплять к кроватке погремушки – на расстоянии около 40-50 см от глаз.

Малыша нужно окружать яркими предметами, различными по окраске, размеру, форме. Периодически их можно менять местами, добавлять новые, чтобы привлечь внимание ребенка и изменить нагрузку на глаза.

Тренировка зрительной системы

Родным нужно общаться с младенцем в период кормления и игры, наклоняясь к нему, привлекая его внимание. Положительные эмоции стимулируют малыша фокусировать взгляд на родных лицах.

Для тренировки глаз можно использовать мобиль. На первые месяц-два его подвески лучше заменить на крупные черные и белые детали. А вот яркая или часто мерцающая подсветка мобиля будет лишней.

С первых месяцев можно показывать младенцу картинки. Для возраста 1-3 месяца подойдут крупные черно-белые изображения.

Позже, когда младенец начинает видеть цвета, его заинтересуют цветные рисунки. Сопровождающее показ общение, ласковые пояснения очень важны для психоэмоционального развития младенца.

Очень полезны прогулки, так как солнечный свет благотворно влияет на развитие зрительной системы. К тому же подросший ребенок, бодрствуя во время прогулки, получает огромное количество визуальной информации.

Когда обращаться к врачу

Особенности зрения новорожденных затрудняют выявление проблем в домашних условиях. Внеплановый визит к офтальмологу может понадобиться, если:

  • у месячного ребенка не сужается зрачок при ярком свете, направленном в лицо;
  • в три месяца ребенок не реагирует на крупные яркие предметы, интересуясь только звучащими предметами – игрушки-пищалки, погремушки, музыкальные;
  • в четыре месяца не провожает глазами движущиеся игрушки;
  • после пяти месяцев не выделяет членов семьи среди чужих людей, не тянется к игрушкам;
  • в год не замечает удаленные движущиеся объекты – кошек, птиц;
  • ярко выражено косоглазие;
  • заметно непроизвольное движение зрачков;
  • на роговице образовались пятнышки;
  • наблюдается слезотечение, гнойные выделения, покраснение век.

Дорогие родители, эти признаки – не повод для паники, но повод получить квалифицированную консультацию врача.

Заключение

Грамотное внимание родителей к младенцу поможет избежать многих проблем, в том числе и со зрением. Зная, как видят новорожденные и как формируется их зрение, даже неопытная мама сможет проследить правильность развития зрительной системы малыша.

При обнаружении какой-либо проблемы следует немедленно обратиться к врачу. Подавляющее большинство заболеваний глаз поддаются коррекции, причем тем легче, чем раньше начато лечение.

Надеемся, статья помогла вам, дорогие читатели, разобраться в том, что и как видят новорожденные. А у вас есть опыт подобных занятий с младенцами? Нам очень интересен ваш опыт, опишите его в комментариях.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector