Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Переходный возраст у девочек: первые признаки, особенности контакта с подростком, рекомендации для родителей

Переходный возраст. Особенности контакта с подростками.
статья по психологии на тему

Уважаемые родители и педагоги! Данная статья затрагивает проблемы подросткового возраста, особенности развития детей и рекомендации, — как поддержать подростка в этот непростой для него период.

Как и когда ребенок становится подростком, подросток — юношей, юноша — взрослым? Это происходит не в один день, и часто возрастные перемены незаметны для нас: еще вчера наши дети были маленькими, нуждались в нашей заботе и опеке, а сегодня они заявляют о своей взрослости, требуют самостоятельности и независимости. Этот возраст называют по-разному: «трудным», «переходным», «кризисным». Он действительно резко отличается от прочих этапов жизни ребенка. Говоря о подростках, можно рассматривать самые разные проблемы: общение со сверстниками, осознание себя и своего жизненного пути, интересы и увлечения подростков. Сегодня мы поговорим о психологических особенностях этого возраста и о том, как на эти особенности можно опираться при построении контакта с подростками.

Скачать:

ВложениеРазмер
perehodnyy_vozrast_osobennosti_kontakta_s_podrostkami.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Переходный возраст: особенности контакта с подростками.

Подростковый возраст — это время интенсивного, но неравномерного развития . Различные системы организма развиваются с разной скоростью. Так, зачастую кровеносная система не успевает за ростом костной и мышечной. Различны темпы физического и психического развития. Один мальчик в 14—15 лет выглядит уже почти взрослым, другой только-только еще начинает расставаться с детством. Такие же значительные различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности детей, причем различия эти не исключение, а правило . Подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других — еще совершенно ребенком. Пласты детства в нем причудливо уживаются с пластами взрослости. Социальное взросление по времени отличается от физического. Физическое созревание подростка происходит сегодня значительно быстрее и заканчивается раньше, чем в прошлом столетии. С социальным же созреванием дело обстоит гораздо сложнее. Сроки обучения за последние годы существенно удлинились. Современная молодежь учится значительно дольше, чем ее сверстники в прошлом. Позже начинается и трудовая деятельность.
Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Подросток часто уже ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом осознают, что следовало бы поступить наоборот.

Подросток, как уже отмечалось, стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его контролируют, наказывают, требуют послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами, что приводит к конфликтам в семье и школе.

Какие психологические особенности подростков делают этот возраст особенно опасным?

Неравномерность физического развития сказывается на общей деятельности. Часто дети жалуются на быструю утомляемость, головные боли, головокружение, сердцебиение. Это, как правило, не симуляция, а проявления особенностей развития. В этот период организм особенно раним и чувствителен к внешним воздействиям. Поэтому очень важно создавать для подростков щадящий режим, следить, чтобы они достаточно спали, отдыхали, гуляли.

Психическая организация подростка очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм; и неадекватное представление о собственной компетентности, социальной компетентности в частности; и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. Подростки часто бывают ранимыми и в то же время грубыми, тонко переживающими и одновременно несдержанными.

Часто нам приходится слышать от наших детей обидные или несправедливые высказывания. Но, как правило, эти высказывания вызваны не столько их действительным отношением к нам, сколько ситуативным эмоциональным состоянием . Взрослым важно понимать, что подростки не всегда способны себя контролировать. Несмотря на все свое стремление к взрослости, они еще недостаточно зрелы для этого и нуждаются в руководстве со стороны.

В подростковом возрасте с особой остротой встает проблема баланса поддержки и контроля. Часто подростки активно восстают против контроля и руководства со стороны взрослых, отстаивая право на самостоятельность. И мы обнаруживаем массу несоответствий в их словах: с одной стороны, они хотят приходить домой так поздно, как им этого захочется, с другой — не могут сами вспомнить про заданные на дом уроки и несобранный портфель.

На самом деле в этом нет противоречий. Взрослыми не становятся в один момент, этому еще нашим подросткам только нужно научиться. Отрочество — это еще не то время, когда дети могут совершенно обходиться без родительского контроля, просто может поменяться соотношение этого контроля . Кстати, сами дети, что бы они ни заявляли в момент конфликта, тоже активно нуждаются в помощи взрослых. Отсутствие внимания к своей жизни они считают проявлением безразличия и равнодушия. Поэтому очень важно, чтоб мы, взрослые, помогли подросткам справиться с внутренними конфликтами. Именно от нас требуется гибкость поведения и реагирования на потребности ребенка. Каким образом можно искать баланс контроля и самостоятельности?

Когда ребенок достигает подросткового возраста, можно разделить все предъявляемые к нему требования на три условные группы. К первой группе относятся требования, выполнение которых не обсуждается. Например, это те требования, которые имеют непосредственное отношение к обеспечению безопасности: возвращаться домой к определенному времени, звонить, если задерживаешься и т.д., а также некоторые требования, касающиеся обязанностей ребенка по дому и в школе. Ко второй группе относятся требования, варианты выполнения которых мы как родители готовы обсуждать с подростком. Например, сколько времени проводить за компьютером или как планировать свободное время. И наконец, к третьей группе относится то, что ребенок решает самостоятельно, но вы готовы оказать ему помощь поддержкой или советом, если потребуется. Эти группы требований необходимо обсудить с ребенком. Сделать это можно примерно в такой форме: «Теперь ты уже взрослый и многие вещи можешь решать сам. Например, мне кажется, что ты способен сам решать, какие кружки тебе посещать. В некоторых случаях я готова обсуждать с тобой варианты. Например, как ты считаешь, сколько времени ты можешь проводить за компьютером? Но есть некоторые правила жизни в доме, которые тебе придется соблюдать, пока ты живешь с нами. Например, это касается времени возвращения домой».

Постепенно некоторые требования могут переходить из одной группы в другую: скажем, когда вы уверены в том, что ваш ребенок способен самостоятельно планировать выполнение уроков, контроль за данной деятельностью можно передать ему.

Немалую трудность доставляют нам частые перепады настроения и эмоциональные срывы у подростков. Вспомним то время, когда наши дети были совсем маленькими, когда они только научились ходить и пытались исследовать окружающий их мир. Нам приходилось прятать от них острые предметы, убирать повыше вазы, запирать ящики. Мы относились к этому с пониманием, осознавая, что эти трудности временные и дети научатся вести себя сдержанно. Мы понимали, что ребенок не нарочно хватает приглянувшийся ему предмет, он просто пока не может удержаться. А когда дети достигают подросткового возраста, нам все труднее снисходительно относиться к тем или иным капризам или выпадам. Нам кажется, что они уже достаточно взрослые, а их поступки — вполне осмысленные. На самом деле очень часто подростки, подобно маленьким детям, поступают под влиянием не осмысленных мотивов, а сиюминутных эмоциональных состояний. Поэтому очень важно не обсуждать с ними их поведение или их высказывания в тех ситуациях, когда подростки возбуждены, расстроены, раздражены. Лучше перенести разговор на то время, когда дети успокоятся. Кроме того, в некоторых ситуациях необходимо учитывать их нестабильное состояние и делать на это скидку, реагируя на те или иные слова и поступки.

Возникающее у подростков чувство взрослости тоже требует к себе особого отношения. С одной стороны, очень важно поддерживать у них ощущение компетентности, независимости, значимости. Это можно сделать различными способами. Например, спрашивать их мнение по тому или иному вопросу жизни семьи или обращаться к подростку как к эксперту: «Как ты считаешь, как лучше поступить в этой ситуации?». Если решение было принято на основании мнения подростка и оказалось удачным, необходимо во всеуслышание подчеркнуть этот факт: «Как хорошо, что ты нам посоветовал сходить на этот фильм, он действительно очень интересный». Если подросток видит, что с ним считаются, его мнение имеет значение для взрослых, это, с одной стороны, помогает поддерживать его самооценку, а с другой — облегчает контакт с ним.

Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для нас — тех взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникать те или иные трудности во взаимодействии с ним. Мы с вами рассмотрели только некоторые пути установления контакта с подростками. В зависимости от индивидуальных особенностей у детей могут возникать специфические трудности при прохождении подросткового возраста. И здесь важно помнить о том, что особенности поведения и изменений ребенка в подростковом периоде – это явление временное, которое связано с закономерностями возрастного развития.

Как проявляется переходный возраст у девочек: признаки и причины, как вести себя родителям

Быть подростком нелегко. Согласно данным детского фонда ООН, 45% девочек из России задумывалось о самоубийстве. Детям необходимо чувствовать поддержку родителей. Однако взрослым сложно договориться со своими подросшими дочерьми.

Эта статья поможет лучше понять своего ребенка и вовремя ему помочь.

  1. Что такое переходный возраст
  2. Физиология
  3. Психология
  4. Этапы переходного периода
  5. Признаки переходного возраста у девочек
  6. Переживания и комплексы у девочек при переходном возрасте
  7. Причины изменения поведения подростка
  8. Подросток-девочка 13 лет: возможные проблемы
  9. Переходный возраст у девочек: как вести себя родителям
  10. Переходный возраст у девочек: советы психолога
  11. Заключение

Что такое переходный возраст

Переходный возраст – период гормональных и физиологических изменений. Тело юного человека перестраивается и принимает взрослые очертания. Это сложная пора, когда каждое событие наделено особенной значимостью.

Физиология

Изменения в физиологии доставляют подростку массу неприятностей:

  • Неуклюжесть. Ребенок не успевает привыкнуть к переменам в теле. Дети часто натыкаются на посторонние предметы, спотыкаются и падают.
  • Болезненность. Перестраивающееся тело работает на износ. Подросток постоянно чувствует усталость, сонливость, апатию. Обостряются хронические заболевания. Из-за сниженного иммунитета девушки могут пожизненно приобрести новые неприятные недуги.
  • Гормональный дисбаланс. Выброс большого количества эстрогена и прогестерона влияет на состояние кожи и эмоциональный фон. Ребенок становится раздражительным, слезливым, покрывается прыщами.
  • Первая менструация. Часто сопровождается неприятными впечатлениями и болезненными ощущениями.

Психология

Нервная система юной девушки проходит через интенсивные перемены.

Подростку и родителям приходится постоянно иметь дело с массой проблем:

  • Ухудшение умственных способностей. Гормональный дисбаланс нарушает работу мозга. Снижается концентрация и память. Девочке становится сложнее выражать свои мысли.
  • Утомляемость. Организм не способен справиться с происходящими изменениями. В результате этого девушка постоянно чувствует усталость и внутреннюю слабость. Недостаточно компетентные люди принимают это за лень и отсутствие интересов.
  • Комплексы. Девочка обостренно воспринимает собственную внешность и события жизни, сильно из-за них страдает.
  • Нестабильное настроение. Гормональная перестройка вызывает частые смены поведения и образа мыслей. Девушка то апатична, то расстроена, то агрессивна.
  • Негативизм. В попытках защититься в уязвимый период жизни, ребенок выстраивает личные границы и отталкивает окружающих. Растет уровень конфликтности.
  • Самоидентификация. Подростки ищут себя, интересуются сомнительными вещами и пробуют мир на прочность. Усиленно развивается критическое мышление.

Этапы переходного периода

Юная леди поэтапно проходит основные периоды взросления:

  1. Переходный возраст у девочек начинается в возрасте 8-13 лет. На груди постепенно набухают молочные железы. В паховой области и подмышечных впадинах вырастают первые волосы. Предпубертатные процессы чаще развиваются с 8 до 11 лет, но в ряде случаев задерживается.
  2. В промежутке между 11 и 14 годами у большинства девочек начинается менструация. Ее называют «менархе». С ее появления отсчитывается пубертат. Девочку можно считать подростком. В это время тело ребенка начинает стремительно меняться. Оно вытягивается, кости и мышцы девочки быстро растут. Активная работа половых гормонов приводит в действие секрецию сальных желез. Многие девочки начинают страдать от прыщей. Тело выделяет пот с непривычным и часто неприятным запахом. Сложный период длится до 16-17 лет.
  3. Менструальный цикл выравнивается к 18 годам. Кожа очищается.
  4. Кости продолжают расти и после 20-22 лет. Скелет юной девушки продолжает формироваться.

Замедлять или ускорять процессы созревания нельзя.

Их протекание определяется:

  • влиянием среды;
  • генетикой;
  • индивидуальными особенностями организма.

Признаки переходного возраста у девочек

Внешние признаки, указывающие на гормональную перестройку организма:

  • Угри. Это самый явный признак, свидетельствующий об активной работе сальных желез.
  • Жирные волосы. Девочки начинают мыть голову чаще, что усугубляет проблему. В ответ волосы еще быстрее начинают покрываться сальным слоем.
  • Потливость с выраженным неприятным запахом.
  • Резкие перепады настроения, частые периоды уныния или депрессия. Девочке сложно объяснить происходящее, легкая степень психической нестабильности сильно осложняет обычное течение жизни.
  • Непропорциональный рост. Некоторые части тела вытягиваются быстрее остальных, другие отстают. Подкожная жировая клетчатка неравномерно распределяется, за ростом скелета не поспевают другие проходящие в теле процессы. Фигура производит угловатое впечатление. Тело двигается неуклюже.

Расширяются кости таза, на ягодицах начинает интенсивнее откладываться жировая прослойка. В результате увеличиваются бедра.

Переживания и комплексы у девочек при переходном возрасте

Основная беда девочек в пубертате – невозможность быстро примириться со своим телом. Девочки не узнают себя в зеркалах, пытаются выгодно компенсировать кажущиеся недостатки при помощи странных нарядов. Неприязнь к особенностям собственной внешности рождается из несоответствия между желаемым и действительностью.

Сильнее становится страх перед отвержением. Девочка в пубертате остро воспринимает свою внешность, хочет принятия от окружающих. Ее страшит одиночество и влечет возможность проводить время в компании сверстников. Поэтому она хочет нравиться девочкам и мальчикам своего возраста.

Она наверняка слышала, как других детей жестоко критиковали за недостатки внешности. Подобный опыт рождает опасение, что ее саму подвергнут остракизму за грязные волосы, уродливую одежду или вскочивший в неудачном месте прыщ.

Причины изменения поведения подростка

Дети и подростки склонны к проявлениям экстраординарной жестокости. Они дразнят сверстников за недостатки и провалы, критикуют, сплетничают, дерутся.

Наивно полагать, будто все девочки с восторгом приветствуют приходящие перемены. В угрях или жирных волосах нет ничего приятного.

Превращение в женщину, рост груди и увеличение бедер многие девочки встречают настороженно, а то и со страхом:

  • Из-за новообретенной внешности к ним начинают иначе относиться мальчики, подруги и учителя. В некоторых случаях это может приводить к социальной изоляции или буллингу, особенно если половое созревание началось у девушки раньше, чем у сверстников.
  • Месячные протекают болезненно, а к обилию неприятных физиологических проблем добавляются ежемесячные скверно пахнущие выделения. Все это накладывается на чувствительный гормональный фон подростка и сильно сбивает его с толку.

Девочки часто начинают переживать из-за странных и нелепых вещей. Им кажется, что они некрасивы, глупы и ничего хорошего в жизни их не ждет.

Неудивительно, ведь ребенок совсем недавно был совершенно чист и беззаботен. Он не сталкивался ни с прыщами, ни с месячными, ни с неприятным запахом пота.

Подросток-девочка 13 лет: возможные проблемы

Чаще всего взрослые жалуются на такие черты подростков как:

  • Грубость. Резкость в суждениях появляется, так как девочка познает мир под новым углом. К его несовершенству она еще не успела привыкнуть, а гормональный фон скачет. Потому девочка обостренно реагирует на любую проблему.
  • Апатичность. Взрослые утверждают, что многие дети ничего не хотят, ни к чему не стремятся. Чаще всего проблема вызвана давлением стресса, который отнимает у подростков все силы. Возможно, что вашему ребенку нужно больше внимания.
  • Недальновидность. Вместо того, чтобы готовиться к поступлению в лучший ВУЗ, дочь хочет гулять с друзьями, играть в видеоигры и смотреть сериалы. Попробуйте усовершенствовать расписание ребенка и найти виды активности, которые ему действительно понравятся.
  • Максимализм. От этого никуда не денешься, поэтому лучше дать ребенку наслаждаться особенностями подросткового периода.

Переходный возраст у девочек: как вести себя родителям

Практические советы:

  1. Слушайте ребенка. Если вы любите закатить длинный монолог, наступите на горло дурной привычке. Задавайте больше вопросов и старайтесь понять ответы, а не навесить моментально первый пришедший в голову ярлык.
  2. Не пугайтесь резкости подростка. Ребенок сам до конца не понимает, что происходит. Попытайтесь найти причины дискомфорта дочери и устранить их.
  3. Разговаривайте спокойно, воздерживаясь от чрезмерной эмоциональности. Ребенок перегружен собственными чувствами. Лучше подайте ему пример адекватного поведения.
  4. Постарайтесь по возможности поддержать увлечения дочери. Это поможет вырастить благодарного ребенка.
  5. Не забывайте заботиться о ее здоровье и внешнем виде, ведь сама она еще этого не умеет. Покупайте дочери средства по уходу за кожей, витамины и достойную одежду. При этом относитесь с уважением к ее вкусам.

Переходный возраст у девочек: советы психолога

Желательно понимать, что проблемы ребенка не надуманы. Подросток сталкивается с серьезными сложностями, сражается с собственным телом, учится жить в обществе. Именно в это время маленький человек осваивает модели поведения, которые будет с успехом использовать в более зрелом возрасте.

Задача родителей – помочь ребенку научиться проявлять себя в обществе здоровым образом. Следует воздержаться от всякой критики личности ребенка и судить только его поступки. Разбирайте поведение подростка, не давая оценочных суждений.

Что работает всегда:

  • Рассказы о личном опыте. Девочке полезно узнать, что близкие люди сталкивались с похожими проблемами.
  • Чувство юмора. Оно помогает пережить любые сложности.
  • Личный пример. Успешный родитель вызывает больше уважения.
  • Проявление спокойного интереса к жизни дочери. Важно воздерживаться от лишней критики.
  • Доверие. Помогите дочери стать хорошим человеком, рассказывая о ее положительных качествах и выражая одобрение за них.
  • Отсутствие требований. Подростку тяжело справиться со всеми новыми обязанностями.
  • Забота. Ребенок нуждается в родителях, даже если ведет себя воинственно.
  • Тактичность и снисходительность. Несмотря на внешнюю отстраненность, девочка болезненно переживает конфликты с близкими людьми.
  • Помощь в сложных ситуациях. Если окружающие жалуются на девочку, выслушайте и ее точку зрения.

Сложный подростковый возраст спокойнее протекает, если у родителей нет завышенных требований к своему ребенку. Чем больше давления оказывают на подростка дома, тем сильнее он сорвется. Лучше постараться сформировать доверительные отношения, в которых дочь сама захочет делиться своими проблемами с родителями.

Заключение

Прощаться с детством непросто. Вспомните о собственных проблемах, сопровождавших половое созревание. Всегда ли вы себя хорошо чувствовали и как справлялись со сложностями?

Не ищите разницу между поведением дочери и своими подростковыми годами – обратите внимание на сходства. Расскажите, что у вас общего с собственным ребенком?

Переходный возраст у девочек

Вспомните, с чего все началось? Ведь было так чудесно!

На вашу дочку нарадоваться не могли все ваши знакомые – как было приятно слышать: умница, красавица, мамина помощница и т.д.! Все выходные вы вместе – то в парк пойдете, то фильмы семейные, комедии, мультики смотрите! А праздники!? Как было здорово собираться всей семьей, с бабушкой и дедушкой на Новый Год, 8 Марта. И вот вы стали замечать, что ваша принцесса все больше закрывается в своей комнате, когда звонит мобильный – начинает что-то шептать в трубку и уединяется. На ваши предложения пойти в кино, посмотреть фильм всей семьей – слышите отказ. На вопросы о том, что было сегодня в школе – сухое: «Все нормально» или грубое: «Какая разница? Отстань». Такое впечатление, что ваша дочка отдаляется, становится чужой. Что-то узнать о ее жизни вы можете только шпионским образом – подслушать, проследить, проверить «журнал» в компьютере. Вам самим стыдно от этих методов, но что же остается? Ведь нервы не железные! Вы просто сходите сума от нехватки информации, от тревоги и переживаний за свою доченьку. Может что-то вы сделали не так? Неправильно воспитали, что-то упустили?

Вот вроде и знаем, что переходный возраст — трудное время, понимаем — но, все равно, подростковые изменения застают нас врасплох!

Поверьте, вашей дочке ничуть не легче сейчас: в душе – полное смятение. С одной стороны, понимаешь, что нужно учиться, но с другой – мысли где-то витают…Любовь, дружба – все, что интересно сейчас вашей девочке (и от того, что вы очередной раз напомните, что главное – учеба, этот интерес не измениться и не станет меньше). Причем, сами объекты привязанности, как в любви, так и в дружбе меняются просто с поразительной быстротой. И каждый раз, кажется, что это чувство настоящее, на всю жизнь – подруга самая искренняя, которой можно доверить все свои тайны, она не подведет; мальчик — это тот принц из сказки, о котором мама читала перед сном в детстве. И как же больно, когда подруга предает (вы же так долго дружили – почти месяц)! Мальчик, через неделю «встречаний», пишет смс другой девочке и признается ей в своих симпатиях.

Мама, ты спрашиваешь, почему я перестала тебе рассказывать о своей жизни. Помнишь, я тебе перед Новым годом сказала, что мне нравится Даня из старших классов – ты бы видела свое лицо: «Тебе об учебе надо думать, а не о мальчиках! Еще из старшего класса! Петя, ты слышал (это папе)»? А потом все стало еще хуже -эти слежки, проверки, звонки через каждый час. Вы думаете, я не знаю, что вы проверяете мой компьютер и роетесь в моем столе? Я специально спрятала свои рисунки, свой девичий дневник. Но самое обидное, что посмотрев мои рисунки, вы решили, что из надо подправить, сделать лучше Мне некуда деться, я хочу побыть сама, помечтать подумать, разобраться в том, что происходит со мной. Каждый раз, в ваших глазах, я вижу настороженность и критику: « Сними эту кофточку! Куда ты вырядилась! Одень синюю – она тебе лучше подойдет!». Как же ты, мама, не видишь, что ее невозможно носить – меня же засмеют в школе подружки. Лучше вообще не пойду никуда. Прикинусь больной, чем идти в такой одежде!

Для девочки подростка крайне важно выглядеть «своей» в компании сверстников.
Девочки, усиленно обращающие внимание на свою внешность, хотят быть такими, «как все»: одеты так, как одеваются друзья из ее круга, иметь те же аксессуары и безделушки. Все это позволит ей заполучить свой статус в кругу сверстников. В противном случае ребенок рискует стать объектом насмешек или издевательств. Как следствие – появление в характере замкнутости и равнодушия.

Чем же могут закончиться такие конфликты отцов и детей? Все зависит от внутренней силы вашей дочери. Итак:

— ваша дочь осталась несломленным бойцом;

— она обозлилась и стала агрессивной на всю жизнь (во взрослой жизни это называется быть стервой, что влечет проблемы в личной жизни);

— она сдалась и превратилась в покорную и инфантильную девушку (об которую во взрослой жизни будут вытирать ноги даже собственные дети).

Как вы видите, самый здоровый в психологическом плане вариант – это первый. Ваша дочь выдержала натиск педагогов, родителей, отстояла свое мнение и нашла в себе тот стержень, который будет поддерживать ее всю жизнь.

Мама, мне так хочется тебе рассказать о своих чувствах, о том, как не хочется мне делать алгебру, как сложно мне вникнуть в смысл романа «Война и мир». Я всеми силами пытаюсь удержать свое внимание на уроке – до головной боли – я же понимаю, как важно мне иметь хорошие оценки, как важно мне после школы поступить в институт, а потом найти хорошую работу. Я все понимаю! Как мне хочется, чтобы и вы меня поняли, мои, еще недавно любимые, родители. А теперь я иногда просто ненавижу вас, и от этого мне еще хуже.

Чаще всего, именно в подростковом возрасте мы критикуем своих детей. Как раз тогда, когда это может сыграть роковую роль, ведь они так ранимы. Слишком яркий макияж, неестественный синий лак на ногтях, слишком громкая музыка, слишком много чувств и эмоций, всего слишком…

Критика воспринимается только негативно, мы получаем обратный результат. Нам кажется, что подросток делает все назло. Обратите внимание на форму своих высказываний, она не должна быть директивной – представьте, что перед вами взрослый, всеми уважаемый человек, ваш друг.

Так что же все-таки происходит с ней?

Физиологические изменения

Правильный подход и понимание родителями сложных физиологических изменений, происходящих в организме девочки, помогут решить или сгладить большинство проблем. В организме подростка начинают происходить интенсивные изменения. Щитовидная железа вместе с гипофизом вырабатывают большое количество гормонов, вызывающих быстрый и непропорциональный рост тела. Это изменение внешнего вида вызывает у подростка тревогу и интерес. Любое замечание по поводу одежды или внешности может вызвать у нее непредвиденную бурную реакцию. Девочке трудно самой понять, что с ней творится. Повышенная раздражительность и резкие перепады настроения вызваны выбросом гормонов в кровь. Эти же гормоны провоцируют избыточную сексуальную энергию, которая остается нереализованной.
Все эти факторы ведут к тому, что девочка-подросток становится непослушной, агрессивной и дерзкой. Родители должны понимать, что из-за резкого повышения функции коры надпочечников ребенок находится в постоянном стрессе.

В личностном развитии

У девочки появляется чувство собственной уникальности – я такая одна, я — единственная, я хочу, чтобы меня заметили и оценили. Я хочу занять достойное место в обществе. Я – это чудо! И, к сожалению, понимание подростки находят в основном среди сверстников – куда они и тянутся. Подростничество – самый трудный и ответственный период становления личности. Поскольку здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии поведения это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Подростки, начиная с 12-13 лет, мальчики позже, девочки раньше начинают подражать, некритично копировать значимых для них взрослых людей. Сюда входит — мода в одежде, прически, украшения, косметика, способы отдыха, особенный лексикон. Стремление выработать у себя желаемые качества, которые есть у авторитетной для подростка личности – мамы, старшей подруги, героини романа или кинофильма у девочки идет по иному пути, чем у мальчиков. Девочки больше подражают, занимаясь определенными видами искусств, домоводством, женскими видами спорта. Девочку-подростка необходимо готовить к будущей взрослой жизни, ведь она станет хозяйкой дома. Элементарные навыки приготовления пищи, уборка в доме, мытье посуды – для девочки в переходном возрасте должны входить уже в обязанность. А умение шить, вязать и вышивать повысит ее самооценку, и пригодятся во взрослой жизни.

Половое воспитание

Тема отношений с молодыми людьми в переходном возрасте у девочек постепенно выходит на первое место. Именно поэтому доверительные отношения между подростком и родителями имеют очень большое значение. Если у вашей дочери появился молодой человек, родители должны держать ситуацию под контролем, но в разумных пределах. Мама обязана объяснить дочери обо всех возможных последствиях ранних сексуальных контактов (венерические болезни, нежелательная беременность, СПИД). Чтобы избежать возможности появления этих проблем, необходимо рассказать девушке о методах контрацепции. Многие мамы не знают с чего начать подобный разговор. Если вам сложно – купите специальную книгу. Сейчас много литературы для подростков, в которой в интересной и доступной форме излагаются все основные моменты полового взросления. Дайте дочке книгу и скажите, что если будут вопросы, неясности — вы подскажите, поможете разобраться. Обсудите потом прочитанное. Если у вас нет доверительных отношений, попросите побеседовать с вашей дочерью тех, кому она доверяет: сестру, учительницу, психолога и обязательно постарайтесь наладить отношения.

Уход за собой

В подростковом возрасте девочку необходимо приучать к ежедневному уходу за собой.
Угревая сыпь, запах пота, жирная кожа лица и сальные волосы становятся главными проблемами и бедами девочек-подростков. Эти появления связаны с «гормональной бурей» в организме. Главными правилами такого ухода должны стать: лица можно касаться только чистыми руками, смывать всю косметику перед сном, для очищения кожи пользоваться специальными для данного молодого возраста косметическими средствами, следить за питанием (побольше овощей и фруктов, поменьше сладостей и белого хлеба) и пищеварением. Особенное внимание необходимо уделять интимной гигиене. Ведь переходной возраст у девочек вносит еще одну кардинальную перемену в ее жизнь – месячные. К их началу девочку необходимо подготовить заранее, объяснить причину появления менструации, рассказать об интимной гигиене, прокладках и тампонах. Часто нам кажется, что они и так все знают, ведь это прописные истины. Но довольно много случаев когда девочка пугается вида крови, думает, что она умирает от неведанной болезни. Впадает или в панику, или в депрессию. Врачи-гинекологи считают, что лучшим средством гигиены для девочек-подростков являются прокладки, так как с тампонами, при неумелом пользовании, можно занести во влагалище большое количество болезнетворных микроорганизмов или нарушить девственную плеву. Иногда тампоны девочки просто забывают достать – это тоже надо контролировать первое время. Ежедневно девочка должна подмывать внешние половые органы. Лучшим вариантом буде, если один день она использует мыло или гель, а на второй – чистую воду. Врачи считают, что частое применение антибактериальных средств может привести к нарушению естественной микрофлоры влагалища и стать причиной раздражений кожи. В «критические дни» подмываться необходимо чаще, по несколько раз в день.

Чем родители могут помочь своим детям-подросткам?

Для родителей в этот сложный период главное – выбрать правильный способ общения, сохранить свой авторитет, а для ребенка выстроить правильную модель поведения в обществе.

Зачастую дети перенимают стиль поведения и общения своих родителей. У агрессивных родителей, как правило, вырастают и агрессивные дети. Даже если ваше назидание будет повторено сто раз, а действие будет противоположное, никакого положительного результата вы не сможете достичь.

Не пытайтесь воплотить свои мечты в ребенке. Уважайте круг интересов и личность дочери. Пусть сама выбирает спортивные секции и занятия по душе.

Сохраните доверительные отношения. Ведь девочке так много нужно еще узнать, многим поделиться с вами! Если она не будет доверять вам, она спросит у более старших подруг… А они-то научат!

Верьте своей дочери и в свою дочь – верьте авансом, наперед. Верьте и внушайте ей веру в то, что она добьется своей цели (важно чтобы цель была), что у нее все получится.

Отпускайте понемногу ее в открытое плавание, из теплого уютного дома. Конечно, ошибок не избежать, но без этого нет полноценной жизни.

Переходный возраст у девочек: первые признаки, особенности контакта с подростком, рекомендации для родителей

В 10-11 лет впервые можно сказать, что ваш ребенок уже взрослый. В этом возрасте начинается перестройка всего организма: физиологическая — идет половое созревание под воздействием гормонов, и психологическая — для ребенка становится важнее интимно-личностное общение со сверстниками, чем задушевные беседы с родителями.

В возрасте 10-11 лет ребенок вступает в подростковый период. Этот этап жизни один из самых важных, так как он влияет на всю дальнейшую жизнь. Именно в этом возрасте у ребенка возникают трудности и проблемы, поэтому он как никогда нуждается в понимании и поддержки взрослых. Однако многие родители возрастных особенностей детей этого возраста не понимают и руганью еще больше усугубляют и без того непростую ситуацию.

10-11 лет — достаточно непредсказуемый возраст. Этот возраст можно назвать концом детства. Ребенок уже посещает школу, многое понимает и замечает, но все же он еще больше играет, а не ведет себя как взрослый. Именно в этом возрасте начинается пора первых влюбленностей, которая проявляется в высоком уровне их тревожности и неуверенности в себе. Мальчики переживают из-за того, что медленно растут, а девочки начинают уделять много внимания своему внешнему виду. Их расстраивает все — лишний вес, прыщи на лице, некрасивое лицо, перхоть на голове, кривые зубы, не модная одежда и так далее. В этом возрасте начинается гормональная активность, детей начинают заботить темы сексуальности и любви.

Основная цель подростков в этом возрасте — привлечь к себе внимание и самоутвердиться. В 10-11 лет дети начинают вести себя не совсем так, как хотели бы родители. Это вызывает массу недовольства и возмущения со стороны взрослых. Будьте готовы к тому, что ребенок начнет бунтовать против вашего контроля. Он может огрызаться, хамить и разражаться без всякого повода. Утратить родительский авторитет в этом возрасте проще всего. Стоит вам перегнуть палку или дать слабину где-то, так сразу та тонкая психологическая ниточка, которая до этого связывала вас с ребенком, порвется.

Парадокс переходного возраста заключается в том, что дети в этот период легче поддаются влиянию чужих людей, чем своих родителей. В 10-11 лет ребенку становится интереснее проводить время со сверстниками, чем дома. С этого возраста подросток становится как бы неуправляемым, он протестует против всего, на чем настаивают родители, в том числе и против учебы.

Если класс не стал для подростка тем коллективом, где ему комфортно и приятно общаться со сверстниками, он не желает ходить в школу и начинает убегать с уроков. Некоторые дети в этом возрасте, не сумевшие найти друзей среди сверстников, с головой уходят в виртуальный мир и часами сидят за компьютером, чем вызывают массу недовольства у заботливых родителей. У других появляются друзья в дворовых или уличных компаниях, которые становятся для них авторитетом и кумиром.

Главная ошибка родителей при воспитании подростков заключается в том, что они пытаются запретить ребенку общаться с теми детьми, которые им не нравятся. Они критикуют его друзей и негативно отзываются в отношении тех, кто окружает их отпрыска. В ответ на такое поведение родителей подросток делает все с точностью до наоборот — из чувства противостояния.

Поэтому, если даже вас сильно беспокоит то, что ваш ребенок дружит с каким-то хулиганом, постарайтесь сказать ему об этом спокойно. Фраза: «Я тебе запрещаю дружить с ним!» в этой ситуации категорически не подходит. Родители обязаны уважать выбор ребенка и пытаться заставить его приказным тоном выполнить ваши требования, с этого возраста уже недопустимы. Просто поговорите с ребенком, расскажите ему о своем детстве и приведите пример человека, который не очень соответствуют статусу друга или подруги.

Если родители к 10-летнему возрасту сумели выстроить доверительные отношения с ребёнком, то он обязательно прислушается к их советам. Ругать или смеяться, называть проблемы подростка глупостями не стоит. Не пытайтесь заставить его поступать так, как вы хотите силой. Постарайтесь смириться с тем, что сын или дочь постепенно отдаляется от вас и проявляет самостоятельность. Конечно, определенная степень контроля нужна. Но наказывать и ругать за то, что подросток перестал слушаться и стал агрессивным не стоит. Будьте терпеливы и настойчивы, помните, как трудно сейчас приходится вашему сыну или дочери. Ведь им предстоит влиться в коллектив, завоевать авторитет среди сверстников и стать взрослым человеком.

Ребенок в 10-11 лет уже личность. Об этом надо помнить, когда вам захочется на него крикнуть. Повышать голос и угрожать наказанием в этом возрасте уже нельзя, так как подростки не любят подчиняться. Несмотря на все поблажки у ребенка 10-11 лет должны быть свои обязанности, которые он должен выполнять каждый день. Например, это уход за попугаем, мытье посуды, наведение порядка в своей комнате, сходить в магазин за хлебом и молоком.

Если ребенок хорошо выполнил порученную ему работу, обязательно похвалите его. Подчеркните, что он уже стал вашим помощником и совсем взрослым. Осознав важность выполненной работы и свою значимость, ребенок будет с большой радостью помогать вам и дальше. Старайтесь проводить больше времени вместе с ребенком, занимайтесь вместе каким-то делом и гуляйте. Хорошо, если родители и подросток имеют совместные развлечения. Например, играют вместе в футбол или посещают бассейн. Найдите общий язык с друзьями вашего ребенка и тогда вам не будет грозить опасность, что ваш сын или дочь может попасть в плохую компанию.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология по гороскопу»

Переходный возраст у девочек: как вести себя родителям

Переходный возраст – довольно сложный период. У подростка появляются изменения как в физическом, так и эмоциональном плане, а вместе с этим появляются и новые проблемы.

О том, что может беспокоить девочку-подростка в ее переходном возрасте и как правильно вести себя родителям девочки, поговорим в этой статье.

Период переходного возраста у девочек

Четкого возрастного обозначения наступления переходного периода у девочек нет. В сущности же, переходным периодом можно считать любые изменения в жизнедеятельности ребенка: момент рождения, 1, 3 года, 7 лет, период полового созревания (11-13 лет) и наступление юности (16-17 лет). Но наиболее серьезным и опасным из них является пубертатный период или период полового созревания.

Считается, что в возрастном диапазоне он припадает в среднем на 11-13 лет, но бывают и исключения, когда изменения происходят с девочкой и в 9-10 лет, и даже в 15-16.

Значение переходного периода у девочек, связанного с половым созреванием, огромно. В это время организм готовится к новым физиологическим и психологическим изменениям, девочка учится самостоятельности, приобретает индивидуальность, пытается обучиться умению выстраивать психо-личностные отношения со сверстниками, учителями, старшими людьми.

У нее появляются свои взгляды на какие-то вещи, становится более развитым мышление, логика. Девочка становится взрослой.

Для родителей переходный возраст их ребенка тоже очень важный и по-своему тяжелый этап. Для них важно подобрать такие ключи к своему ребенку, чтобы не нарушить психоэмоциональное состояние дочери, не показаться навязчивым, но в то же время постараться остаться лучшим другом. В переходном возрасте дети становятся очень чувствительными, легко отличают фальш, чувствуют, когда с ним не откровенны.

Признаки переходного возраста

Начало переходного периода связано с наступлением изменений во всем организме и прежде всего с изменением гормонального фона девочки. Начинают усиленно работать и продуцировать гормоны гипофиз и щитовидная железа, что влечет за собой ряд изменений в физиологическом и эмоциональном плане. К физиологическим изменениям относят следующие признаки.

  • Фигура становится более округлой за счет появления в области бедер жировой ткани.
  • Начинают формироваться молочные железы.
  • В области подмышечных впадин и на лобке появляются волоски.
  • Отмечаются изменения кожи, появляются прыщи и акне.
  • Волосы становятся более жирными.
  • Появляются менструации.

В эмоциональном плане девочка также испытает ряд изменений, связанных с гормональным дисбалансом. У нее часто меняется настроение, отношение к самой себе, появляется желание выделиться из общей массы сверстников любой ценой. Девочки становятся грубыми, дерзкими, порой даже хамовитыми и агрессивными.

Упрямство и максимализм также относятся к признакам переходного возраста. Часто, терзаясь от депрессивных настроений, девочка начинает отдаляться от родных, испытывать желание примкнуть к какой-нибудь странной компании, секте или субкультуре.

Бывает наоборот, девочка начинает активно интересоваться модой, косметическими новинками и как строить отношения с противоположным полом. Все эти изменения ошарашивают родителей.

Психологические проблемы девочек в переходном возрасте

Очень многие психологические проблемы таковыми не являются, а рождаются вследствие наличия физиологических проблем.

Если девочка не довольна своей внешностью, то она будет испытывать дискомфорт в общении со сверстниками, с противоположным полом, у нее будут формироваться комплексы и прочее. Но если физиологическую проблемы попытаться устранить (подобрать прическу, имидж и прочее), то и с психикой проблемы постепенно устранятся.

Психологи рекомендуют 4 основных пути для решения психологических проблем у девочек в переходном периоде. Рассмотрим каждый из них более подробно.

  1. Сон. Неполноценный отдых, бессонницы и малое количество времени для сна часто становятся причиной усталого вида, несвежего цвета кожи у девушки. Если ребенок не высыпается, он становится подавленным, раздраженным, или напротив, апатичным. Все это не только негативно сказывается на внешности, но и ухудшает отношения с одноклассниками, преподавателями, родными, а отсюда и психологические проблемы.
  2. Движение. Если девочке после школы нечем себя занять, она будет углубляться в свои проблемы и заниматься самоедством. Кроме того, при малоактивном образе жизни, девочки, достигшие переходного возраста, начинают отдаляться от социума и больше времени проводить за запертой дверью своей комнаты. Родители должны побеспокоиться, чтобы у ребенка были хобби, интересы, чтобы дочь посещала кружки или секции помимо школьного обучения. Хорошо, если девочка с этого возраста приучится к активному образу жизни: можно бегать, прыгать, делать зарядку по утрам.
  3. Многие психологические проблемы связаны с перегрузкой организма. Если ребенок потребляет большое количество информации, ежедневно взаимодействует с многочисленными внешними раздражителями. Поэтому важно регламентировать время на просмотр телевизора, занятия за компьютером, просиживание в социальных сетях.
  4. При затяжных психологических проблемах специалисты рекомендуют посетитьэндокринолога – врача, который занимается проблемами гормонального фона, железами внутренней секреции. Многие психологические проблемы связаны с разбалансировкой гормонального фона. Если родители замечают, что дочь пребывает в тяжелом психоэмоциональном состоянии, ее необходимо показать специалисту.

Особенности воспитания девочки в переходном возрасте

Очень важно, чтобы в мир женственности девочку вводила мама, но не менее важна в этот период поддержка отца. Поддержка должна быть адекватной, не критика, не отстранение (как часто у нас бывает, когда отцы пугаются взрослеющих дочерей) или чрезмерная опека и забота, возникающая из-за страха, что дочь выберет не тот путь, к которому готовили ее родные, а именно понимание и терпение со стороны отца.

Папа – это первый любящий мужчина в жизни девочки. От того, как складываются отношения отца и дочери, зависит и то, как будут складываться у девочки отношения с противоположным полом в будущем.

Изменения во внешности

Наиболее ярким признаком переходного возраста являются изменения во внешности девочки. Ей самой очень сложно привыкнуть к тому, что ее тело становится другим.

Мозг ребенка еще не осознает, что тело изменилось, отсюда появляется некоторая угловатость, что очень смущает девочку. Очень важно, чтобы родители могли относиться к дочери в этот период снисходительно, спокойно наблюдать за теми изменениями, которые происходят в ней.

Постарайтесь объяснить дочери, что происходит с ней в данный момент. Очень хорошо будет, если объяснения будут подкреплены примерами из собственной жизни, про то, как сама мама или папа переживали этот период.

Сексуальность и готовность к сексуальной жизни

Вместе с изменившимися пропорциями тела, девочка может обнаружить какие-то сексуальные импульсы, интерес к себе и противоположному полу. Часто тема о сексуальности с подрастающим ребенком является очень сложной для родителей. Не зная, как поговорить об «этом», родители начинают острее контролировать дочь, ограничивать в общении с мальчиками, чтобы не допустить с ее стороны какого-либо необдуманного шага.

Ребенок не понимает, почему родители начинают ужесточать рамки, считая, что таким образом родители показывают свой авторитет, свою власть над дочкой и прочее. Зачастую родителям действительно очень трудно подобрать нужные слова, чтобы открыто разговаривать на тему сексуальности.

Объясните ребенку, что сексуальные отношения – это не пропуск во взрослый мир. Очень важно, чтобы они строились на взаимном уважении, согласии, доверии. Нужно объяснить девочке, что торопиться скорее войти с этот мир не стоит. Она должны понимать, что если она не готова для такого рода отношений, то всегда может отказаться от них, и это не будет признаком «не взрослости», скорее, напротив.

Изменения в мышлении девочки

Мышление девочки в переходном возрасте устроено таким образом, что она не может видеть того, что одно и то же событие происходит амбивалентно.

На самом деле подросток мыслит абсолютами: то что происходит либо однозначно плохо, либо однозначно хорошо. Понятия «золотой середины» для нее в этом возрасте отсутствует. Из-за этого у девочки могут случаться резкие перепады настроения, она может чересчур рьяно отстаивать свои права.

Задача родителей – мягко указывать на этот оттенок серого между белым и черным. Очень важно помогать дочери справляться с ее категоричностью, объяснять, что любое событие может иметь как негативные стороны, так и позитивные. Это помогает ребенку взрослеть.

Изменения в отношениях с родителями

Подростковый возраст часто называют трудным. Так как в этот период отношения ребенка и родителей становятся мягко говоря сложными. Ребенок начинает понимать, что он уже не тот малыш, но и то, что он еще не до конца взрослый – он тоже пока не понимает. Иными словами, подросток требует больше прав, но как это реализовать от не знает. И сами родители не всегда понимают, как признать взрослость дочери, но при этом не превратит эти отношения во вседозволенность.

Важно показывать своему ребенку, что взрослость – это не только безграничные возможности или увеличение прав. За каждым толики свободы следует и увеличение ответственности. Подрастающая девочка требует автономности, хочет изучать этот мир самостоятельно, но в тоже время ей страшно делать выбор самостоятельно.

Важно суметь выдерживать баланс: если мы даем ребенку в чем-то больше свободы, то и требовать должны большей ответственности с него. Если разрешать в чем-то принимать решение или делать выбор, то и вся ответственность за этот выбор должна быть на ребенке. Только так ребенок учится взрослеть, понимая, что свобода и ответственность являются взаимодополняющими составляющими.

Переходный возраст: советы родителям

Прежде всего родителям следует запастись терпением и спокойствием. Чтобы не утратить с дочерью эмоциональной связи, которая в переходном возрасте становится слишком хрупкой, ни при каких обстоятельствах нельзя решать проблемы криком и скандалами. Любую проблему, какой бы неразрешимой она не казалась на первый взгляд, следует решать только диалогом с ребенком.

Старайтесь быть в курсе всего того, чем «дышит» дочь, что происходит в ее жизни. Если девочка перестала доверять маме свои секреты, можно выуживать нужную информацию методом ненавязчивого наблюдения. Это предостережет девочку от дурных компаний и поступков.

Не зависимо от того, насколько загружен день взрослого, важно находит время на общение с дочерью, на совместные прогулки, поездки.

Не критикуйте девочку, постарайтесь вернуться назад в свой такой же возраст и понять, как она мыслит, чего ждет от вас. Ну а если и критикуете в чем-то, то делайте это ненавязчиво, но обоснованно, приводите примеры, словом, не будьте нравоучителем.

В случае, если девочка не следит за внешним видом, или носит вызывающую или нелепую одежду, купите несколько модных журналов, оставьте их на видном месте. Дочь обязательно заинтересуется ими и пересмотрит свой гардероб.

Часто в переходном возрасте подростки ставятся грубыми, хамят родителям. Конечно, такое поведение своего ребенка крайне неприятно для родителей, но постарайтесь не отвечать грубостью на грубость.

Промолчите, дайте понять девочке, что своими словами она обидела вас, так она скорее осознает, что была не права и раскается.

За плохие поступки и поведение наказывайте не физически, а морально, например, запретите смотреть телевизор, играть на компьютере и прочее.

В любом случае, не забывайте показывать взрослеющей дочери, что вы ее любите, понимаете ее переживания и всегда готовы подставить плечо.

Подростковый возраст

Психологическое состояние человека в разные периоды онтогенеза может иметь свои особенности. Внешние и внутренние факторы влияют на эмоциональное состояние и когнитивные способности. Особенно важны периоды гормональных перестроек, влияющие на развитие личности и психологические реакции. Именно в эти периоды часто возникает манифестация различных заболеваний. Подростковый возраст может быть показанием для работы с психологом в случае появления определенных симптомов, таких как: снижение самооценки или суицидальные мысли.

Общая информация

Возрастные психологические особенности можно описать как постепенное развитие личности. Совокупность внешних влияний и внутренних перестроек определяет эмоциональное состояние человека в определенные периоды жизни. Одним из наиболее важных факторов влияния является эндокринная регуляция организма. Гормоны оказывают воздействие на головной мозг путем изменения концентрации нейромедиаторов. Эти изменения могут иметь физиологическую функцию (пубертатный период) или быть признаками патологии.

Подростковый период является трудным возрастом, когда ребенок начинает подражать поведению взрослых людей и критически относиться к своим родителям. Физические изменения и гормональные перестройки становятся причиной эмоциональной нестабильности, раздражительности и снижения самооценки. Именно в этот период могут появиться первые симптомы психических расстройств, способных негативно повлиять на всю последующую жизнь человека.

Факты о пубертатном периоде

Половым созреванием называют период физиологических изменений, характеризующихся подготовкой организма к выполнению репродуктивной функции. В более широком понимании пубертатом можно назвать взросление, поскольку именно на этот период приходится закладывание фундамента личности человека. Процессы физиологических и психологических изменений происходят параллельно из-за влияния гормонов и реакции подростка на собственное состояние. В среднем пубертат может начинаться в 11-13 лет и заканчиваться в 18-19 лет. У девочек половое созревание обычно начинается раньше.

Главными регуляторами физиологических перестроек являются половые железы – яичники у женщин и семенники у мужчин. Эти органы выделяют в кровь гормоны, контролирующие развитие опорно-двигательного аппарата, половых органов и других анатомических структур. Влияние гормонов на центральную нервную систему обусловлено изменением баланса нейромедиаторов. У мужчин пубертат является единственным в жизни периодом психологической нестабильности, обусловленной эндокринными перестройками, в то время как у женщин похожие явления возникают во время беременности.

Аспекты психологических особенностей пубертата могут зависеть от следующих факторов

  1. Наследственность. Признаки, передающиеся от родителей, влияют на развитие нервной системы.
  2. Питание. Во время пубертатного периода организму требуется большое количество белков, углеводов, витаминов и минеральных веществ для развития органов, включая головной мозг.
  3. Влияние общества, включая взаимоотношение со сверстниками и родителями.

Во время пубертата возникают резкие изменения телосложения. Мальчики и девочки обращают внимание на непропорциональное развитие тела, вроде длинных конечностей, сутулости и большой головы. Все эти временные особенности влияют на самооценку человека. При этом гормональный фон лишь усиливает влияние рефлексии на психику. У некоторых подростков эти факторы приводят к формированию стойких черт личности, вроде тревожности и избегающего поведения. В связи с этим важно начать работу с психологом как можно раньше.

Психология личности

Для подростков в период пубертата характерны определенные черты личности. Учет этих особенностей важен для профилактики психических расстройств и правильного воспитания. При этом следует иметь в виду, что выраженность тех или иных черт личностей варьируется в зависимости от половой принадлежности, возраста и индивидуальных качеств человека.

Основные черты личности

  1. Неадекватная самооценка. Стремление к самовыражению, показной взрослости, признанию собственного авторитета и интеллектуальное развитие способствуют формированию у подростка взгляда на собственное положение в обществе. Для людей в этом возрасте характерна сниженная или неадекватно завышенная самооценка. В старшем возрасте эта проблема обычно исчезает, однако возможно формирование комплексов, постоянно влияющих на самооценку.
  2. Импульсивное поведение. Прагматизм не является популярным взглядом на вещи среди подростков из-за отсутствия личного опыта и эмоциональной нестабильности.
  3. Отсутствие опыта, «горячий рассудок», отсутствие самостоятельности и желание узнавать новое – это факторы, определяющие доверчивость и наивность подростка.
  4. Эмоциональная лабильность – нестабильное состояние психики, характерное для многих подростков. Эта черта личности проявляется постоянными перепадами настроения, раздражительностью и агрессивностью. Настроение ребенка в течение дня может сменяться периодами плаксивости и эмоционального возбуждения.
  5. Неразвитый эмоционально-волевой контроль. Такую особенность также можно связать с эмоциональной нестабильностью и внушаемостью. Процессы торможения, связанные с функциями коры головного мозга, все еще развиваются во время пубертата, поэтому молодые люди с трудом контролируют собственные импульсы. Взрослый человек почти всегда может вовремя остановиться благодаря инстинкту самосохранения или жизненному опыту, однако детям может быть попросту недоступен такой психологический механизм.

Все перечисленные особенности отличают подростка от взрослого человека. Сохранение подобных черт личности у взрослых психологи называют инфантилизмом.

Переходной возраст у девочек: как вести себя с подростком, зная его особенности и проблемы

Возраст детей от 10 до 15 лет считается трудным не только для их мам и пап, но и для них самих. Связано это со многими серьезными физиологическими изменениями, которые сказываются и на состоянии нервной системы. Задача родителей — помочь повзрослеть ребенку максимально комфортно, поддерживать в тяжелые минуты и не потерять доверительную связь. Это становится возможным, когда мать и отец понимают причины нехарактерного ранее поведения своего ребенка.

Перемены, которые происходят с подростком с 11 до 15 лет, очень стремительны. Психологи и врачи единогласны во мнении, в этот период происходит самый большой и серьезный скачок в развитии человека, результаты которого особенно заметны в сравнении с более размеренными изменениями ранних лет.

Все процессы, которые происходят в подростковый период, тяжело переносятся самим ребенком. У девочек они начинаются раньше, чем у мальчиков, примерно в 10 лет уже видны первые признаки. Изменения касаются как физиологии, так и психологии. Поэтому появляются проблемы с поведением и общением, зачастую становится сложно повлиять на дочку и в чем-то убедить ее.

Психологи утверждают, что этот период очень похож на кризис 3 лет: ребенку также хочется протестовать против всего, быть независимым, всем доказать свою самодостаточность и способность принимать важные решения.

Но переходной возраст более опасен, потому что дети действительно становятся самостоятельнее и в случае неправильного поведения родителей могут принимать ошибочные решения и совершать судьбоносные поступки. Если в 3 года малыш отделяется от мамы, то подросток — от семьи, ведь уже спустя несколько лет он с большой вероятностью покинет родительский дом и будет строить свои отношения.

Трудность этого кризиса еще в том, что подросток в отличие от 3-летнего малыша не может забраться на руки маме или папе, уткнуться в плечо, позволить себя успокоить и пережить с ними трудный момент — он уже «взрослый» и должен справляться с переживаниями сам или объяснятся с родными словесно. Но к этому возрасту часто отношения со старшими ближайшими родственниками портятся, дочери кажется, что все против нее и никто ее не понимает и искреннее доверительное общение с родителями — редкость.

Физиологические изменения переходного возраста у девочек связаны с половым созреванием:

ПеременаОписание
Изменения фигурыПодросток растет стремительно — становится значительно выше, руки вытягиваются и их длина становится непропорциональна размерам других частей тела. Из-за этого он чувствует себя неуклюжим, может часто спотыкаться и задевать предметы на своем пути. Многие девочки в этот период набирают в весе — из-за гормональных процессов увеличивается аппетит, а все тело начинает круглеть, приобретая женственные очертания
БолезненностьОрганизм не всегда успевает быстро адаптироваться под увеличивающиеся размеры тела, поэтому работает напряженно и на износ. С этим связана постоянная усталость, апатия и желание спать. В этот период из-за большой нагрузки на все органы обостряются существующие хронические заболевания и появляются новые, которые могут остаться с девушкой на всю жизнь
Гормональные перестройкиВ процессе полового созревания в большем количестве продуцируются гормоны прогестерон и эстроген. Это может влиять на эмоциональное состояние ребенка, состояние кожи: обильные акне, прыщи и воспаления беспокоят большую часть подростков 13 лет и старше
Первые месячныеПервые менструации сопровождаются слабостью и болезненными ощущениями.

Все процессы, происходящие с подростком, неизбежно сказываются на нервной системе. Самые яркие психологические и другие особенности девочек 10-14 лет, которые часто становятся причиной проблем во взаимоотношениях с окружающими:

  • апатия;
  • возбуждение без конкретных причин;
  • раздражительность — от девочки можно часто услышать, что «все достало», «все бесит», «все не так»;

Правильное поведение родителей помогает избежать:

  1. 1. Попадания ребенка в алкогольную или наркотическую зависимость, секту, неблагоприятную среду, плохую компанию.
  2. 2. Последствий ранней половой жизни: беременности или заражения венерическими заболеваниями.
  3. 3. Суицида.
  4. 4. Отдаления друг от друга: морального, когда полностью теряется доверие и падает авторитет старших, или физического, когда ребенок сбегает из дома.

Психология подростка устроена так, что несмотря на его поведение «ежика», ему так же, как и во все остальные возрастные этапы, необходима любовь, ласка и поддержка самых родных людей. Специалисты утверждают, что дети, которые не получают достаточное количество внимания, часто становятся жертвами насилия педофилов или обзаводятся вредными привычками.

Прежде чем выработать стратегию поведения, родителям важно понять несколько моментов, которые иллюстрируют смену мышления подростка:

  1. 1. Восхищение и идеализация родителей сменяется разочарованием: отец видится не таким уж сильным, успешным и всемогущим, а мать не самой красивой и доброй. Ребенок видит, что и взрослые могут быть неправы и совершать ошибки. Дочка может даже стыдится своих ближайших родственников.
  2. 2. Взгляды и мнения мамы и папы касательно разных ситуаций кажутся девочке 12-15 лет устаревшими и скучными. Это связано с особенностями возрастной психологии: к 35-40 годам людям хочется покоя, размеренности и стабильности. У них есть свой личный опыт, не всегда позитивный, они хотят уберечь от ошибок своего ребенка. Природа подростка требует авантюризма, риска, новизны и отрицания общепринятых правил. Личные взгляды кажутся единственно верными, их критика вызывает раздражение. Яркими примерами этого противостояния являются конфликты, возникающие на фоне расхождения музыкальных вкусов или стиля одежды.
  3. 3. Подросток очень остро ощущает себя одиноким. Он жаждет любви и понимания. Вместо этого большинство родителей, столкнувшись с первыми протестами и капризами, начинают жестко «воспитывать» и устанавливать новые правила. Это только отдаляет самых родных людей друг от друга, окончательно портит мнение дочери о взрослых, с которыми «бесполезно говорить, все равно ничего не понимают».

Особенно важно знать об этих сменах в мышлении ребенка нескольким типам родителей: тем, кто всегда «жили ради ребенка», тем, кто не доволен качеством своей жизни и достижениями на текущий момент, а также тем, кто всегда старались быть идеальными и «правильно» выстраивать взаимоотношения. Важно уметь объяснять конфликтные ситуации особенностями периода, а не принимать все слова дочки на личный счет — она еще ребенок и расценивать ее высказывания как оскорбления неразумно.

Советы специалистов, как вести себя родителям, в зависимости от ситуации:

  • регулярно озвучивать признания в любви;
  • делать комплименты касательно внешности;
  • покупать девочке ту одежду и аксессуары, которые ей нравятся;
  • позаботиться, чтобы у нее была необходимая для ее возраста косметика высокого качества: средства интимной гигиены, антиперспирант, туалетная вода, все, что нужно для ухода за кожей лица, волосами и ногтями, первая тушь для ресниц, блеск для губ и другое;
  • учить ее ухаживать за собой в домашних условиях, ходить с ней в салоны красоты, к парикмахеру и т. д.

Если девочка начала полнеть, всей семье необходимо:

  • перейти на правильное питание;
  • стать физически активными.

Такая поддержка личным примером и улучшением качества жизни поможет избежать последствий: чрезмерного веса, непривлекательности, проблем со здоровьем.

Многие проблемы возникают потому, что об «этом» не говорят в семьях и в школах. Чтобы поднять тему сексуальных отношений, между родителями и дочкой должно быть доверие. Стеснение мамы и папы как предлог избежать разговора специалисты считают безответственным уходом от прямой обязанности научить ребенка общаться с противоположным полом.

Родителям нужно спокойно и так искренне, будто они общаются друг с другом, рассказать все, что они знают о половой связи:

  • почему это естественно;
  • когда и чем это опасно;
  • насколько важно нужно быть уверенной в партнере;
  • какие методы контрацепции целесообразно использовать.

Необходимость таких разговоров у многих взрослых вызывает дискомфорт или страх по нескольким причинам:

  • с ними никто на подобные темы не беседовал и они просто не умеют этого делать;
  • им трудно осознать, что их дочь больше не ребенок и готова к получению информации о половых отношениях;
  • они считают, что подобное общение девочка воспримет как одобрение к началу сексуальной жизни;
  • в силу своих предрассудков и заблуждений они убеждены, что обсуждение темы секса с собственными детьми считается неприличным.

Но этот страх нужно преодолеть, подготовиться к разговору морально и информационно (если нужно — проконсультироваться со специалистами) и обязательно все расспросить и рассказать.

Психологи говорят, что наиболее частыми ситуациями, в которых возникает ранняя половая связь у девочек, считаются:

  • дефицит любви отца;
  • желание доказать партнеру «любовь»;
  • стремление быть «как все»;
  • случайная связь в состоянии алкогольного опьянения.

Опасность заключается в том, что участники этого сообщества имеют большой авторитет у девочки, иногда он больше, чем родительский. Проявляется в таких ситуациях:

  • отказе учиться, если это не приветствуется в кругу друзей;
  • стремлении выглядеть так же, как другие участники группы;
  • желании доказать свою силу и независимость путем непослушания, курения, половой связи.

Родителям доказывать (особенно на повышенных тонах), что лидер компании плохо влияет на дочь — бесполезно. Специалисты рекомендуют просто переждать этот период, ведь потребность примыкать к толпе сменяется индивидуализмом к 16-17 годам. Но необходимо на протяжении всего времени быть готовыми выслушать, поддержать без грубых высказываний, помочь советом.

  • советами;
  • деньгами;
  • обращением к специалистам: педагогам, людям, достигшим высот в этой сфере для обучения у них;
  • одобрением и высокими оценками успехов, изучением деятельности.

Универсальные советы, которые помогут пережить время переходного возраста:

  1. 1. Много общаться, делиться личным опытом и воспоминаниями. Пусть дочь знает, что мама на самом деле ее понимает, потому что переживала подобное.
  2. 2. Контролировать подростка, но без фанатизма. Родителям целесообразнее заниматься собой: саморазвитием, расширением интересов и круга общения, самосовершенствованием. Личный пример куда эффективнее длительных нудных нотаций от тех, кто не являются авторитетом для подростка.
  3. 3. Относиться ко всему с долей юмора.
  4. 4. Интересоваться вкусами, увлечениями, друзьями девочки и не критиковать их.
  5. 5. Доверять ребенку — фразы «ты еще бестолковая», «ты ничего не понимаешь, чтобы это решать» и подобные следует заменить на «Зная тебя, мою умную и рассудительную девочку, я верю, что ты не совершишь ничего такого, что тебе навредит, иначе я буду очень переживать за тебя. Но я бы поступила иначе, а ты решай сама, я тебе доверяю».
  6. 6. Не требовать от дочери невозможного: быть умнее, сообразительнее, успешнее. Формулировки типа «ты должна, потому что тебе уже. лет» тоже лучше не использовать.
  7. 7. Осознать, что ребенок нуждается в своих родителях и никто другой о нем больше не позаботится.

Специалисты рекомендуют не пренебрегать наказаниями за серьезные проступки. Но прежде чем их реализовать, нужно согласовать с ребенком, что за определенные действия будут такие санкции (четко аргументировать почему) и получить его согласие на них. Самыми эффективными наказаниями считаются лишения: интернета, карманных средств, свободного времени. От физического и психологического насилия необходимо отказаться.

Важно со всей серьезностью подойти к воспитанию и преодолению тяжелого периода, чтобы неосторожные действия и слова не испортили взаимоотношения ребенка с родителями или жизнь дочери.

ПОНРАВИЛОСЬ ТО, ЧТО ПРОЧИТАЛИ? ПОДЕЛИТЕСЬ!

Читать еще:  Уровень гомоцистеина при беременности и планировании: норма и отклонения
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×