Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как бороться с детской агрессией: причины и методы коррекции конфликтного поведения, рекомендации родителям

Агрессивный ребенок: рекомендации родителям

Родителей начало настораживать поведение их ребенка: злость, драчливость, всплески агрессии, постоянные замечания взрослых, дети которых контактируют с их сыном или дочерью, и ситуация с каждым днем усложняется.

Родители в недоумении: непонятна причина формирования такого характера, где взялась необузданность и агрессия, что в этих случаях нужно делать?

Проявление детской агрессии: основные причины

Проблема детской агрессии, к сожалению, имеет все тенденции развития и сегодня это проблема уже не отдельных семей, а всего общества. Беспричинные всплески ярости, желание поломать, разорвать, ущипнуть и даже укусить заставляют взрослых изолировать ребенка от других детей, чтобы предотвратить предполагаемый конфликт.

Это мера предосторожности, но никак не решение проблемы – скорее наоборот: ребенок может еще больше замкнуться в себе, а проявления агрессии никуда не денутся, мало того, ситуация может выйти из-под контроля полностью.

Первое что нужно сделать – выяснить причину, это поможет не только контролировать ситуацию, но и изменить всю проблему в корне. Детские психологи бьют тревогу: родители поздно пытаются разрешить проблему, когда в ребенке агрессия прочно пустила корни, а не тогда где все еще можно было решить родительской лаской, специальными играми, занятиями.

Специалисты выделяют основные причины, которые проявляются в детской агрессии:

  • Особенности врожденного темперамента и нервной системы.
  • Неполное или неправильное воспитание.
  • Неуверенность в себе вызванная постоянным страхом или стрессами.
  • Проявление агрессии в окружающей ребенка среде (семья, детский коллектив).
  • Достижение лидерства в группе путем унижения достоинства других.

Специалисты отмечают проявление агрессивности в поведении ребенка, если у него имеются какие-либо физические, или психологического рода изъяны.

Чувство неполноценности перед другими детьми, насмешки с их стороны первоначально вызывают агрессию на уровне защитной реакции, но со временем изменения в психологии ребенка могут перейти в другую форму – месть.

Нельзя забывать и о категории детей, которые большей частью предоставлены в играх самим себе. Попадая в коллектив, они часто примеряют на себя новые образы, часто подсмотренные в телевизоре или на улице, а это далеко не всегда положительные прообразы.

Виды агрессии у детей

Психологи советуют родителям, у которых дети проявляют излишнюю раздражительность и агрессивность научится предупреждать своим вмешательством эти всплески. Зная к какому из видов относится данное проявление, проще проанализировать и взять ситуацию под контроль.

Специалисты определили пять основных вида проявлений агрессии у детей, начиная с раннего возраста:

  • Физическая агрессия. Прямая (когда нападение производится на другого ребенка с целью унизить, сделать больно); косвенная (используется разрушение каких-либо материальных, или духовных ценностей); символическая (неприличные жесты, мимика, словесные угрозы).
  • Вербальная агрессия. Реакция в виде проявления отрицательных эмоций: громкая ругань, угрозы. Причиной могут послужить боль, унижение, перенесенный страх.
  • Направленная форма агрессии. Выражается в виде злобного отношения к другим детям и взрослым, распространение сплетен, издевательские насмешки, злые шутки. Этот мотив агрессии может сформироваться намного раньше самого проявления, так называемый костяк своеобразной мести.
  • Ненаправленная форма агрессии. Дети часто остаются недовольны отсутствием чего-то или ранее им обещанного, или каким-либо одним из раздражающих факторов, это возможно неправильное на их взгляд поведение взрослых.

Психологи отмечают развитие еще одного вида деткой агрессии – аутоагрессии. Этот вид отличителен тем, что ребенок проявляет недовольство не чужим, а своим поведением. Нередко этот вид имеет развитие в подростковом возрасте, где форма самобичевания может переходить всякие рамки.

Выявление агрессивности у ребенка на ранней стадии

Начиная с младенческого возраста родители, наблюдая, как их ребенок улыбается, хмурит бровки, сосредоточено что-то рассматривает, со вздохом облегчения успокаиваются: их малыш, познавая мир, развивается. Это очень правильное определение: ребенок реагирует, пусть своеобразно, но это и хорошо, что родители это примечают, еще лучше, если они зафиксируют в своей памяти: какие именно эмоции испытывает их малыш и когда.

Ошибка, причем весьма распространенная в другом: родители заостряют внимание на ключевых моментах, не обращая на мелочи, но именно они составляют основу психологии ребенка.

Невнимание родителей и неполное вникание в развитие ребенка может привести к закреплению в психике первые проявления недовольства. Ребенку в самом начале своей жизни сложно обмануть взрослых: он сам еще учится жить и для специалиста определить и классифицировать развитие агрессии на ранней стадии не составит труда.

Есть специальные тесты, игры, упражнения, которые помогают определить наличие и фазу развития раздражительности у ребенка. Важно определить какой из факторов заставляет ребенка нервничать, переживать, боятся. Следует понаблюдать, как ребенок выполняет средней сложности упражнения на терпеливость, эрудированность и другие факторы.

Анализируя поведение ребенка, специалист даже на самой ранней стадии сможет выявить нестандартность поведения и отклонение в психике.

Агрессивный ребенок: помогаем преодолеть гнев

Родители, решившие серьезно заняться проблемой контроля раннего проявления агрессии в психике их ребенка нужно всегда помнить – глядя на поведение ребенка, они видят, как в зеркале отражение своего образа жизни. То, что придется исключить при ребенке «разборы полетов»: не использовать в разговоре сарказм, крики, исключить семейные скандалы очень существенно, но далеко не все.

Телевидение часто демонстрируют всяческие ужастики в фильмах и мультфильмах, нужно как можно быстрее исключить их просмотр ребенком. Даже доброкачественная агрессия: как защитить себя, друзей, является призывом уничтожить или ударить.

Ребенок должен чувствовать себя нужным: внимание, которое для него уделяется, должно проявляться не от случая к случаю. Малыш не должен чувствовать себя обузой, когда мама или папа чем-то заняты своим, даже разговаривая с ним, родители участвуют в воспитании.

Делая замечания, нужно следить в какой форме общения ребенку пытаются объяснить его ошибки: непростительны агрессия и унижение. Если ребенок что-то не понимает, или у него не получается, нужно помочь ему в этом и возможно даже несколько раз.

Если ребенку правильно объяснить на примере других детей что драться, кусаться, ругаться, это плохо, и делать это неоднократно, в мировоззрении ребенка закрепиться агрессивное поведение как что-то нехорошее. Личный пример родителей: ласка, теплота отношений, дружеское поведение с другими родителями довершит обучение.

Вовремя пресеченная агрессия, как своего ребенка, так и со стороны чужих детей, должна быть постоянной.

Нужно освоить несколько игровых комплексов, помогающих укротить ярость: детские психотерапевты предлагают целую систему таких занятий. Родители должны отказаться от телесных наказаний. Нужно исключить разговоры об агрессивном поведении ребенка в его присутствии.

Ошибки родителей: советы психолога

Лучшими родителями могут быть только подготовленные родители: специальные курсы, литература, видеоуроки, можно и нужно использовать все, чтобы исключить ошибки в общении с ребенком.

Главной из ошибок родителей, которые вызывают гнев, и раздражение ребенка является, конечно же, агрессия самих взрослых, направленных на малыша. Гневные замечания, крики, телесные наказания никоим образом не имеют положительного результата.

От ребенка нельзя в раннем возрасте требовать выполнять все беспрекословно и том порядке, который нравится родителям, это подавляет инициативу. Хуже всего, если за неповиновение малыша неправильно наказывают: запрещают играть, не разговаривают с ним.

Ребенок будет исполнителен, но это может вызывать в его психике бунт и развивать агрессию. Доверие родителей, любовь и спокойный микроклимат в семье, вот основные факторы, которые служат основой развития нормальной психики у детей.

Занятия с родителями, дети которых отличаются агрессивностью поведения

Родителям, которые знают, что их ребенку тяжело приходиться из-за агрессивного характера, но самостоятельно проблема не разрешается, нужно не указывать на этот недостаток, а помочь устранить его.

Основная задача обучения: указать на недостатки воспитания, если они имеются, помочь устранить их. Возможно, потребуется пройти обучение у специалистов, которые методом уроков на специальных занятиях укажут на недостатки в поведении родителей, помогут избавиться от ошибок.

Что советуют психологи

Ребенок является продолжением нас и очень важно, чтоб он прошел свой путь без повторов ошибок родителей. Родители не должны искать легких путей для воспитания своих детей: терпение, усидчивость, правильные действие в конечном результате сторицей вознаградятся.

  • Должны исключаться из поведения агрессивность, наказание должны быть в такой форме, чтобы ребенок чувствовал не боль, а желание исправится.
  • Наказывая ребенка, не нужно стремиться унизить его.
  • Приучать его сдерживать агрессивность, контролировать его, демонстрируя на личном примере.
  • Дать возможность ребенку «спустить пар», после конфликтной ситуации в процессе игры или другим способом.

Вместо заключения

Если семья столкнулась с детской агрессией, то следует набраться терпения и пробовать что-то менять, причем не только в самом ребенке, сколько в себе. Изменив свое отношение к малышу, можно изменить и его реакцию.

Как бороться с детской агрессией: причины и методы коррекции конфликтного поведения, рекомендации родителям

И.А. Галкина (канд. психол. наук)

Одной из серьезных проблем, с которой часто сталкиваются родители детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет), является детская агрессивность.

В психологическом словаре приводится следующее определение агрессии:

«Агрессия — деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт». Под агрессивностью понимаются свойства личности, выражающиеся в готовности к агрессии, а под агрессией — действия, направленные на причинение ущерба кому-либо или чему-либо.

К агрессивному поведению относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия — от жалоб и агрессивных фантазий, до прямых оскорблений. У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии — как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т.п.). Такое агрессивное поведение иногда опасно для окружающих и самого ребенка, и потому требует грамотной коррекции специалистов (психологов, социальных педагогов).

В нашем развивающем центре «Летиция» проблеме агрессии специалисты уделяют особое внимание, как в процессе диагностики, так и во время самих занятий. Ведется специальная как профилактическая, так и коррекционная работа с детьми, у которых выявлены признаки агрессивного поведения.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

— стремление привлечь к себе внимание сверстников;

— стремление получить желанный результат;

— стремление быть главным;

— желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность.

Первая форма – недеструктивная агрессивность – проявляется в механизме удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая форма – враждебная деструктивность – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.

Среди психологических особенностей, провоцирующих деструктивную агрессию детей, обычно выделяют:

— недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

— сниженный уровень саморегуляции;

— неразвитость игровой деятельности;

— нарушения в отношениях со сверстниками и взрослыми, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;

— нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства, низкая ответственность.

Причинами агрессивного поведения детей могут быть:

эмоциональное отвержение ребенка родителями (отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие);

чрезмерная терпимость членов семьи к проявлению агрессивного поведения ребенка по отношению к другим детям и взрослым;

суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);

авторитарное поведение родителей со стремлением к полному контролю;

агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях – крики, ругань, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления;

влияние группы сверстников (подражание моделям агрессивного поведения);

эмоциональное состояние и самочувствие педагогов, уровень их агрессивности, недостаток педагогической культуры;

влияние средств массовой информации (сюжеты сказок, мультфильмов): ребенок идентифицирует себя с агрессивными героями.

Работа с детьми (коррекция), ведущими себя агрессивно, может осуществляться по четырем направлениям:

Первое направление – обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Например, совершенно нормальным в раннем возрасте является амбивалентное отношение к матери, т.е. сочетание агрессии (так как мать не дает всего, что хочется ребенку) с привязанностью. Кроме того, агрессия ребенка обычно усиливается в периоды возрастных кризисов (первого, второго и третьего года жизни). Агрессия – показатель того, что ребенок пытается отстоять свое «Я», поэтому абсолютный запрет на агрессию может стать фактором риска, а следствием – неспособность ребенка проявлять инициативу. Выходом из такой ситуации может стать обучение малышей прямому проговариванию своих чувств источнику гнева или перенос агрессии на другие неопасные объекты.

Второе направление – обучение детей приемам саморегуляции и самообладания. Применительно к раннему возрасту это заключается в выборе занятий и игр, в которых дети могли бы расслабиться и тем самым снять ведущее к агрессии напряжение. Снятию напряжения у агрессивных детей способствуют также рисование, лепка, музыка, массаж, игры с водой, песком, глиной, использование цвета и другие.

Третье направление – развивать у детей навыки общения с другими ребятами, учить их конструктивным способам общения друг с другом, правилам выхода из конфликтной ситуации. Взрослый может непосредственно показывать ребенку, как конструктивно общаться с другими детьми. Кроме того, помочь в формировании навыков общения может инсценировка взрослым различных конфликтных ситуаций между игрушками, в ходе чего детям не только показываются разные способы решения этих ситуаций, но при помощи вопросов и мягких указаний малыши сами обсуждают поступки героев, эмоционально переживают за них.

Четвертое направление – развитие позитивных качеств личности – осуществляется через совместное чтение детской литературы, обсуждение поступков литературных и мультипликационных персонажей, сопереживание им. В повседневной жизни взрослый обращает внимание ребенка на переживания других людей, стремится вызвать сочувствие к ним. Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства детей раннего возраста. Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев агрессивные действия детей дошкольного имеют недеструктивный инструментальный или реактивный характер. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата, после чего агрессивные действия прекращаются. В том случае, если ребенок проявляет агрессию достаточно часто, и она носит деструктивный характер, стоит с большим вниманием отнестись к ребенку, постараться как можно скорее выявить причины такого поведения и как можно раньше устранить их.

Агрессия у детей школьного возраста: причины, способы коррекции, правила для взрослых

Агрессивны бывают все без исключения: и взрослые, и дети. Разница лишь в том, что ребёнок в силу своего возраста может не понимать, что с ним происходит и как помочь самому себе. В этой статье мы разберём причины агрессии у детей младшего школьного и подросткового возраста, а также расскажем о способах её диагностики и коррекции.

Что такое агрессия?

Сложно дать однозначное определение агрессии. В целом можно считать, что агрессия — это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям или взывающее у них психологический дискомфорт.

Читать еще:  Правила приема боровой матки для зачатия

Причины возникновения агрессии у детей школьного возраста

Почему же дети ведут себя агрессивно? Причин несколько, и к агрессивному поведению чаще всего приводит какая-либо их комбинация.

  • Особенности организма.

Возникновению агрессии могут способствовать некоторые соматические заболевания. Также ни для кого не секрет, что врождённые особенности темперамента оказывают определённое влияние на наше поведение: это и скорость проведения нервных импульсов, и возбудимость, и особенности гормонального фона. Но это лишь физиологическое подспорье, всё же главную роль играют социальные факторы, в частности, семья.

  • Неблагоприятная ситуация в семье, школе, воспитание.

При недостатке внимания и заботы со стороны родителей ребёнок может становиться жестоким и озлобленным. В детстве большое влияние на идентификацию детей оказывают родители, и если в семье агрессия — нормальное явление, то с большой вероятностью возникают соответствующие паттерны поведения. Нередко взрослый или сверстник на детскую агрессию отвечает агрессией, что ведёт к замкнутому кругу: стороны отвечают злом на зло.

  • Наказания (подавление всяческих проявлений агрессии).

Очень распространённая ошибка многих родителей — запрет каких-либо агрессивных действий. Взрослые часто считают, что агрессия равна насилию, и запрещают игры даже с малейшими враждебными проявлениями. В такой повторяющейся ситуации ребёнок не учится понимать и контролировать себя, а сдерживает в себе гнев, что приводит к различным отрицательным последствиям вплоть до психосоматических заболеваний.

У подростков к вышеперечисленным причинам может добавляться фактор возрастного кризиса. Хотя значимость подросткового кризиса часто переоценивают, он может оказывать влияние на настроение и поведение ребёнка.

Диагностика агрессии у детей школьного возраста

За проведением квалифицированной диагностики агрессивности следует обратиться к специалисту-психологу. Он сможет оценить степень выраженности и закрепления агрессивного поведения, используя различные методы: опросники, анкеты для родителей, беседу с ребёнком, наблюдение, проективные методики, тесты и т.д. Самим родителям не стоит искать методики в Сети и самостоятельно пытаться поставить психологический диагноз.

  • Во-первых, найденный материал может быть некачественным или потерять актуальность.
  • Во-вторых, слишком велика субъективность и родителей, и ребёнка, они уже связаны отношениями, что непременно отразится на чистоте исследования.
  • В-третьих, диагностика обычно включает в себя целую батарею методик, и недостаточно заполнить одну анкету, чтобы оценить агрессивность ребёнка.

Не стоит тянуть с походом к специалисту: чем раньше будет проведена диагностика и даны рекомендации, тем легче будет коррекция.

Способы коррекции агрессии у детей школьного возраста

Как же помочь агрессивному ребёнку? Прежде всего нужно понять для себя, что он ведёт себя так не потому, что он плохой или неправильный, а потому, что не знает, как иначе разрешить ситуацию или привлечь к себе внимание. И задача взрослого — помочь маленькому человеку, а не обвинить и унизить его.

Правила для взрослых

Взрослым следует придерживаться следующих правил:

  1. Давать обратную связь о конкретных поступках, а не о личности. Вместо того, чтобы говорить ребёнку, что он плохой, невоспитанный и т.д., следует обращаться к фактам (что сказал/сделал, как при этом себя вёл. При этом обращаться только к ситуации «здесь и сейчас», не стремясь припомнить все похожие случаи в прошлом).
  2. Использовать «Я-сообщения». Следует говорить не «Почему ты до сих пор не убрал игрушки?», а «Мне неприятно, что вокруг такой беспорядок».
  3. Контролировать собственные негативные эмоции, снимать напряжение ситуации. Ответная агрессия в виде криков, запретов и недоверия вызовет в ответ только большее сопротивление. А вот демонстрация модели конструктивного неагрессивного поведения поможет сгладить конфликт и даст ребёнку пример.
  4. Обсуждать проступок наедине. Обсуждать инцидент с агрессивным поведением нужно как можно скорее, спокойно и адекватно, без свидетелей и осуждения на публике.
  5. Спокойно относиться в случае незначительной агрессии. При неопасной и объяснимой агрессии можно прибегнуть к: полному игнорированию реакций, выражению понимания чувств ребёнка, переключению внимания.
  6. Поощрять даже минимальные позитивные изменения. Так ребёнок почувствует, что его любят, принимают и ценят.

Соблюдение этих правил поможет выстроить контакт с агрессивным ребёнком, создаст атмосферу доверия, в которой взрослый — это друг и помощник.

Работа с агрессивным ребёнком

Работа с агрессивным ребёнком должна вестись в трёх направлениях.

Работа с гневом

Необходимо научить ребёнка приемлемым способам выражения физической и вербальной агрессии. Ими могут быть:

  • спортивные игры (бег, прыжки, метание мячей),
  • подручные средства (лёгкие мячики, мягкие подушки, резиновые молотки, газеты — всё, что можно безопасно бить, кидать, мять, комкать),
  • игры с песком, водой, пластилином, глиной (игры с песком и водой успокаивают, кроме того, в песке можно закопать фигурку, символизирующую врага.Из глины или пластилина можно слепить фигурку обидчика, смять и восстановить её при желании),
  • различные упражнения на снятие мышечного напряжения,
  • игра «Обзывалки». Заранее договариваемся с детьми, какими необидными словами можно называть друг друга (это могут быть названия фруктов, овощей, мебели, деревьев и т.д.). Затем по кругу в быстром темпе передаются обзывалки, сформулированные так: «А ты, . морковка!». Следует оговорить, что это игра, поэтому друг на друга мы не обижаемся. В заключительном круге обязательно нужно сказать соседу что-нибудь приятное: «А ты, . солнышко!»,
  • ·«Мешочек для криков». Перед началом урока/занятия или в момент закипания гнева каждый может подойти и как можно громче крикнуть в него. После занятия дети могут «забрать» свой крик обратно, если захотят.

Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

Агрессивным детям сложно распознавать свои и чужие эмоции. Помочь им научиться это делать можно следующими способами.

  • Использование в классе плакатов с изображениями различных эмоциональных состояний (с названиями эмоций или без, в последнем случае можно попросить ребёнка назвать эмоцию изображённого на картинке).
  • Изображение своих эмоциональных переживаний. Детей можно попросить сделать рисунки на темы: «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь» и т.д. Разместите на большом листе на стене заранее нарисованные фигурки людей, изображённых в различных ситуациях, но без прорисованных лиц. Тогда ребёнок сможет при желании подойти и завершить рисунок, прокомментировать его.
  • Развитие ощущения своего тела. Очень часто эмоциональной реакции предшествует телесное ощущение. Вовремя реагируя на сигналы тела, можно оценивать своё эмоциональное состояние. Поначалу можно ставить ребёнка перед зеркалом и просить его описать своё настроение и чувства в данный момент. Затем можно обходиться без зеркала, просто задавая вопросы.
  • Игра «Камушек в ботинке».Суть игры: наши негативные переживания очень похожи на маленький камушек в ботинке: поначалу он не очень мешает, но постепенно причиняет всё больший дискомфорт. И если его не вытряхнуть, то на следующий день, надевая ботинки, мы вновь почувствуем боль. Если же при малейшем неудобстве мы избавимся от камушка, то нога останется невредимой. Поэтому полезно говорить о своих проблемах сразу, как только их заметишь.

Более подробное описание этой игры можно найти в книге К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать?».

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию

Не умея распознавать эмоции окружающих, агрессивный ребёнок испытывает сложности с эмпатией, он не способен поставить себя на чьё-то место. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому работа по развитию сопереживания так важна.

  • Ролевые игры. Можно разобрать произошедшую ссору в классе, пригласив известных героев и разыграв ими похожую ситуацию, а затем попросить детей их помирить. Так же можно разыгрывать другие ситуации, которые часто приводят к конфликтам в коллективе, и находить пути решения. Можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определённые ситуации, например: «Как Мальвина поссорилась с Буратино». Однако прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?», «Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» и др. Такие игры помогут ребёнку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.
  • Различные игры на сплочение коллектива, доверие, сотрудничество в парах/тройках, группах, развитие вербального и невербального общения.

Рекомендуем также:

Об авторе: Постылякова Екатерина Евгеньевна, психолог, преподаватель русского языка, г. Нижний Новгород, центр подготовки «Study Place».

Как бороться с детской агрессией: причины и методы коррекции конфликтного поведения, рекомендации родителям

В практике работы с агрессивными детьми выделяют несколько форм проявления агрессии. К таким формам относятся следующие:

1) физическая агрессия;

2) раздражение (вспыльчивость, грубость);

3) вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань).

4) косвенная агрессия:

— направленная (сплетни, злобные шутки);

— ненаправленная (крики в толпе, топание и пр.).

5) негативизм (оппозиционная манера поведения).

Известный исследователь агрессивного поведения детей и подростков И.А.Фурманов (1996) предлагает осуществлять коррекцию агрессивного поведения на диагностической основе, выделяя четыре категории детей.

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии (социализированная форма нарушения поведения).

Установлено, что физическая агрессия преобладает у активных, деятельных, целеустремленных детей, которые отличаются смелостью, решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью, авантюризмом. Их экстравертированность подкрепляется лидерскими качествами, но при этом развиты садистские наклонности, плохой самоконтроль, отсутствие социализации влечений, потребность в острых переживаниях, импульсивность поведения.

2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии (не социализированная форма нарушения поведения).

Дети, проявляющие вербальную агрессию (угрозы, крики, ругань) отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью, повышенной чувствительностью к оценкам и действиям по отношению к себе, неумением и нежеланием скрывать свои чувства и мысли, постоянным внутренним конфликтом.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии (социализированная форма нарушения поведения).

Такие дети (сплетни, злобные шутки, выкрикивания в толпе и т.д.) характеризуются чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью собственных действий, негативизмом.

4. Дети, склонные к проявлению негативизма (не социализированная форма нарушения поведения).

Эти дети отличаются «мимозоподобностью», ранимы, впечатлительны. Основными их чертами являются эгоизм, завышенная самооценка, оппозиционные установки.

К каждой категории агрессивных детей нужно подходить дифференцированно, но существуют общие методические подходы к агрессивным проявлениям у детей и подростков. Одним из таких подходов является технология комплексной коррекции агрессивного поведения у подростков (И.А.Фурманов). Ниже дано краткое описание этой технологии.

Технология комплексной коррекции агрессивного поведения.

1-й блок «Тренинг модификации поведения».

Коррекционный блок для агрессивных подростков представляет собой психологический тренинг интегративного типа с элементами различных психотерапевтических техник. Его целью является поиск альтернативных (социально-приемлемых) способов удовлетворения потребностей и взаимодействия с окружающими. В ходе тренинга решаются следующие задачи:

— осознание собственных потребностей;

— отреагирование негативных эмоций;

— обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния;

— формирование адекватной самооценки;

— обучение способам целенаправленного поведения;

— обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;

— формирование позитивной жизненной позиции;

— формирование жизненных перспектив и планирование будущего.

В процессе коррекционной работы с агрессивными детьми и подростками следует учитывать закономерности процесса изменения поведения : стадии предобдумывания – обдумывания своего поведения – подготовку к его изменению – дейтвие и поддержание нового стиля поведения. Психотерапевтические воздействия должны быть направлены :

— на изменения в познавательной сфере личности ребенка через убеждение, внушение, конфронтацию, прояснение и интерпретацию малоосознаваемых переживаний;

— в эмоциональной сфере – через катарсис, эмоциональную поддержку;

— в поведенческой сфере – через мотивацию, новый эмоциональный социальный опыт, подкрепление.

Модель пошагового изменения поведения (И.А.Фурманов):

1-й шаг: расширение, осмысление и осознание информации о собственной личности и проблеме агрессивного поведения.

2-й шаг: «переоценка собственной личности» — оценка того, что ребенок чувствует и думает о своем поведении и самом себе.

3-й шаг: «переоценка окружения» — оценка того, как агрессивное поведение влияет на окружающих.

4-й шаг: «внутригрупповая поддержка»: открытость, доверие и сочувствие группы при обсуждении проблемы агрессивного поведения.

5-й шаг: «катарсис» — ощущение и выражение собственного отношения к проблеме агрессивности.

6-й шаг: «укрепление» — поиск, выбор и принятие решения действовать, формирование уверенности в способности изменить поведение.

7-й шаг: «поиск альтернативы» — обсуждение возможных замен агрессивному поведению.

8-й шаг: «контроль за стимулами» — избегание или противостояние стимулам, провоцирующим агрессивное поведение.

9-й шаг: «подкрепление» — самопоощрение или поощрение со стороны окружающих за изменением поведения.

10-й шаг: «социализация» — расширение возможностей в социальной жизни в связи с отходом от агрессивного поведения.

В работе с агрессивными детьми дошкольного и младшего школьного возраста показаны психогимнастика, изотерапия, игровая коррекция поведения. Они направлены на снижение эмоционального напряжения, формирование у детей моральных представлений, развитие способности понимать и адекватно выражать свое эмоциональное состояние; обучение саморелаксации.

Диагностика агрессивного поведения у детей и подростков проводится с помощью наблюдения, проективных и опросных методов. Наиболее распространенными являются :

тест фрустрационной толерантности С.Розенцвейга (выявляет типы поведенческих реакций в ситуации фрустрации);

— тест «Руки» Э.Вагнера (определяет уровень агрессивности и некоторые особенности личности испытуемого);

— тест «Дом-Дерево-Человек» Дж.Бука, Л.Кауфман ( дает информацию о враждебности, конфликтности, агрессивности, негативизме ребенка);

— тест «Кинематический рисунок семьи» Р.Бернса (исследует семейные причины агрессивности и других видов нарушения поведения);

— опросник Баса-Дарки (показывает формы агрессивных и враждебных реакций);

— карта наблюдений Д.Стотта ( регистрирует формы и синдромы дезадаптивного поведения).

2-й блок «Тренинг родительской эффективности».

Программа для родителей подростков с нарушениями поведения направлена на создание психологических условий для преодоления родительских ограничений и приобретения нового опыта взаимодействия с собственными детьми (формирование коммуникативных навыков). Решаются следующие задачи:

— переосмысление роли и позиции родителя;

— развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;

— снижение тревожности и приобретение уверенности в себе;

— формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье;

— выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми.

Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях:

* информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих): лекции, сообщения на родительских собраниях, наглядная информация;

* обучение эффективным способам общения со своим ребенком : лекции, тренинги детско-родительских отношений, индивидуальные беседы, семинары и диспуты, наглядная информация.

Способы контроля поведения ребенка, суть которых родителям нужно знать:

— негативные способы: наказания, приказы (применяются в крайних случаях, так как частое подавление гнева может перерасти у ребенка в пассивно-агрессивные формы поведения);

— нейтральные способы: модификация поведения (за хорошее поведение – поощрение, за плохое – наказание или лишение привилегий);

— позитивные способы: просьбы, мягкое физическое манипулирование (если то, что делает ребенок опасно для жизни – нужно увести из опасной ситуации, обещая что-нибудь привлекательное для ребенка, либо припугнув чем-либо неприятным).

Как родителю управлять собой, если ребенок вызывает гневные реакции?

Шесть рецептов избавления от гнева.

Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.

— слушайте своего ребенка;

— проводите вместе с ним как можно больше времени;

-делитесь с ним своим опытом;

— рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах;

— если в семье несколько детей, общайтесь не только все вместе, но и с каждым в отдельности.

Читать еще:  Кесарево сечение: абсолютные и относительные показания, мнение специалиста

Следите за собой, особенно в те минуты, когда Вы находитесь под действием стресса и Вас легко вывести из равновесия.

— отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком (поручите кому-нибудь);

— старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

Если Вы расстроены, то дети должны знать о Вашем состоянии.

— говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях:

«Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате», или «Дела на работе вывели меня из себя, через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».

В те минуты, когда Вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы Вас успокоить.

— примите теплую ванну, душ;

— сделайте «успокаивающую» маску для лица;

— просто расслабьтесь, лежа на диване;

— послушайте любимую музыку.

Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать Ваш гнев.

— не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми Вы очень дорожите;

— не позволяйте выводить себя из равновесия; умейте предчувствовать свои эмоциональные срывы и не допускайте этого, научитесь управлять собой и ситуацией.

К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям.

— изучайте силы и возможности Вашего ребенка;

— если Вам предстоит визит, неприятный для ребенка, отрепетируйте все заранее;

— подумайте заранее от комфорте для Вашего ребенка, если Вы собрались в дальнюю дорогу.

3-й блок «Тренинг психологической компетентности учителя».

Эта программа имеет целью информирование педагогов об индивидуально- психологических особенностях личности подростка с агрессивным поведением, а также – обучение эффективным способам взаимодействия с ними. В ходе тренинга решаются следующие задачи:

— осознание собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми;

— обучение способам отреагирования отрицательных эмоций;

— обучение приемам регуляции психического равновесия;

— обучение приемам снятия личностных и профессиональных стереотипов и ограничений;

— освоения методики контакта с неблагополучными детьми и выработка стиля конструктивного взаимодействия.

Практика работы психологов с агрессивными детьми разного возраста определила несколько направлений коррекционной работы (Лютова Е.К., Монина Г.Б.).

Направления коррекционной работы.

1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

По мнению Вирджинии Н.Квинн (2000) существует 4 основных способа выражения гнева:

1). Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.

2). Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев из себя. Но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гнева получило название переноса.

3). Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса (выражается в психосоматических расстройствах, например, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и т.д. /К.Изард/).

4). Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

Конструктивные способы выражения гнева.

1. Прямо заявлять о своих чувствах: прямо, словесно и в вежливой форме (Р.Кемпбелл)- «Лестница гнева».

На нижней ступеньке этой лестницы расположена одна из самых незрелых форм агрессивного поведения – пассивная агрессия, которая представляет собой скрытый, утонченный способ манипулирования людьми с целью добиться своего (у детей – капризы в самом неподходящем месте, исподтишка ломает игрушки, подросток – вызывающе одевается, забывает записывать задание изо дня в день и т.д). «…Чем больше гнева выплеснется в словах, тем меньше его останется, чтобы проявиться потом через ложь, воровство, секс, наркотики и все другие образцы столь распространенного сегодня пассивно-агрессивного поведения» (Р.Кемпбелл, 1997).

Ребенок, который начинает открыто заявлять о своих чувствах, уже сделал шаг вперед в умении выражать свой гнев, уже шагнул на ступеньку выше по «лестнице гнева». В таком случае следует установить с ним зрительный контакт, спокойно посмотреть на него и дать возможность выговориться. После этого надо рассказать ему, как можно выразить гнев по-другому – в позитивной форме. Позитивные способы: умение направить гнев на объект (основная жалоба выражается словесно); вежливость в обращении; стремление найти конструктивное решение. Чем выше ребенок поднимается по ступенькам, тем ярче в его поведении выражаются позитивные способы управления гневом.

Агрессивный ребёнок — Лучшие рекомендации родителям

«Ваш ребёнок грубый, агрессивный, ему не место среди нормальных детей», — вот что могут услышать про своего ребёнка родители. Слова эти больно ранят и огорчают, ведь как правило, нам не хочется слышать подобное о своих детях. Какие рекомендации дают психологи родителям агрессивного ребёнка, мы подробно рассмотрим в этой статье.

Оглавление:

А так ли страшна детская агрессия?

Как правило, детской агрессивности однозначно приписывалась деструктивная окраска. Это связано с тем, что социально опасные последствия агрессивного поведения, привлекая к себе особое внимание, наполнили этот термин лишь отрицательным смыслом.

Как правило, детская агрессия воспринимается социумом, как деструктивное поведение. И вызывает у людей лишь отрицательные эмоции.

Однако, это не совсем верно. Во-первых, агрессия– является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека. Во-вторых, в социальном плане– личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности. В «норме» она может оказаться качеством социально приемлемым и даже необходимым. В противном случае, это приводит к податливости, ведомости, комфортности, пассивности поведения.

Но, что делать, если агрессия ребёнка имеет деструктивный характер и несет в себе потенциал враждебности, злобности, жестокости.

Причины появления агрессии могут быть самыми разными. Огромную роль в этом играет семья, в которой воспитываются дети.

Есть родители, которые очень пекутся за то, как выглядит и ведёт себя ребёнок. И за любой «неправильный», с их точки зрения, поступок, его наказывают, а иногда и бьют, тогда, что ждать от такого воспитания. Всем известна истина «Агрессия порождает агрессию». Или можно наблюдать другую крайность. Когда родители мало времени уделяют общению со своим сыном или дочерью. Тогда, ребёнок, любыми способами пытается его привлечь. Ведь они обращают внимание на него только тогда, когда обсуждают его поведение. И пусть его ругают, в данном случае, но негативное внимание, это тоже внимание, а одинокий ребёнок очень ждёт любое, даже такое.

Лучшие рекомендации психологов родителям агрессивного ребёнка

Психологи рекомендуют начинать коррекцию агрессивного поведения с простых и доступных методов и приемов, которые любой родитель может применить дома. Эти методы бывают, как физическими, так и творческими. Необходимо применять оба направления, для полноценной работы над проблемой.

1. Побить подушки. Подушками можно выбить любую злость, при этом действии даже можно обзываться так, как предлагается в упражнение №3.

2. Боксёрская груша, также является отличным средством для выхода своих отрицательных эмоций и естественного выброса адреналина. Лучше если эмоциональный ребёнок побьёт грушу, чем своего соседа по-парте.

3. Если у ребёнка прослеживается агрессия в виде словесной брани. То есть, во время злости он говорит обидные слова. Предложите маленькому злюки игру в «обзывалки», только обзываться можно овощами, фруктами или предметами быта.

— Ах, ты кабачок, ах ты сковородка и т. д.

И не обидно никому и эмоциональная разрядка.

4. На большом плакате написать или нарисовать самые гадкие слова, которые можно сказать в адрес обидчика, плакат нужно потом сжечь.

5. Если ребёнок ругается плохими словами, кричит, мы можем ему предложить «Мешок криков». Это может быть любой мешочек, но его использовать для других целей нельзя. Можно договорить с ребёнком, что пока в руках у него этот мешочек, то он может ругаться в него сколько хочет. Но если мешочек уже завязан, то все бранные слова остались в мешочке. Он их больше не употребляет, а говорит спокойно о том, что ему не нравится.

6. Обратиться к специалисту, если вы видите, что злость ребёнка изливается не на предметы, а на себя, так называемая самоагрессия. Когда ребёнок бьётся головой о стену или рвёт на себе волосы. Это пограничное состояние и при таком поведении необходима помощь специалиста.

Родители маленького агрессора должны обратить пристальное внимание на следующие моменты в развитии ребёнка: насколько у него развита речь, принимают ли его сверстники, что он умеет делать. Таким детям можно и нужно помогать входить в сообщество, находить интересные дела.

Когда о ребёнке говорят, что он злой, не воспитанный, агрессивный, часто здесь можно найти психологические проблемы, которые и лежат в основе такого поведения. Ребёнок становится «неудобным». Это могут быть дети с синдромом гиперактивности, дефицита внимания. Дети, у которых слабая конституция нервной системы. Этим детям нужна особенная помощь, с помощью которой ребёнок сможет взглянуть на мир другими глазами.

7. Родителям нужно очень осторожно давать советы своим детям. Порой, они сами подталкивают детей на агрессивные действия, говоря им: «Тебя бьют, ты должен дать сдачи».

Как ни странно, но причина, возможно, в том, что сам родитель испытывает большой страх, что его ребёнок вырастит слюнтяем, которого все бьют. Такими советами, они успокаивают себя, что с их ребёнком все будет хорошо. Однако, часто бывает всё совсем наоборот и такими советами родители лишь подкрепляют в ребёнке чувства злости и агрессии. И в другой раз ему лишь только может показаться, что на него кто-то нападает, а он уже пойдёт в оборону.

Ребёнок злиться на себя. Часто это может быть перенос некоторых родительских утверждений, неоправданных ожиданий. Смотря, по какому поводу он злится. Необходимо с ребёнком проговорить, о причине по которой он злится. Ведь причины могут быть разные. Не купили, что-то в магазине, друг пообещал и не выполнил обещанного и т.д.

8. Не применять физические наказания. Наказания вызывают цепную реакцию. Если с ребёнком обходятся агрессивным образом. Шлёпают, ставят в угол, то он будет вести себя ещё хуже. Ведь мы хотим, чтобы ребёнок вел себя дружелюбно, контактно. Сами же прибегаем к таким способам воспитания, которые никак не вяжутся с задачей этого воспитания.

Иногда родителям всё же необходимо проявить твёрдость и остановить агрессивные действия ребёнка, но сделать это нужно не криком и битьём, а уверенным и твёрдым голосом. Взять его за руку и поговорить. Только делать это нужно с позиции — давай решим это вместе, а не с позиции давай тебя научу, я большой и умный, а ты маленький и глупый. Такое общение обычно воспринимается детьми как нравоучения. И такой разговор может вызвать у него новую вспышку агрессии.

Злиться можно и нужно, ведь это обычная составляющая нашей эмоциональной сферы. Вот только как вовремя справится с этой эмоцией, не дать ей выйти из берегов. Этот вопрос и есть самый сложный.

9. Ввести правила. Многие ситуации, в которых ребёнок ведёт себя агрессивно, можно уменьшить или избежать вовсе. Для этого, как не странно, необходимо ввести правила в семье. На самом деле, детям, с их хрупкой нервной системой, очень нужны правила. Так легче организовать ребёнка, выстроить с ним доброжелательные отношения. Можно придумать правила вместе с детьми. Записать их на листе бумаги и повесить на видное место. А за нарушения правил, нарушителю грозит какое-то шутливое наказание. Это может быть танец тумба-юмба, или прокукарекать 10 раз из окна. Тут всё будет зависеть от вашей фантазии.

10. Необходимо переключать физическую агрессию ребёнка на что-то мирное. Например, это может быть езда на велосипеде, игра с мячом. Любой физический труд, который по душе.

11. Контролируйте, что смотрит ваш ребёнок по телевизору. Или, какие передачи вы включаете в присутствии ребёнка.

Если родители постоянно смотрят по телевизору криминальные фильмы, новости со страшными сюжетами насилия и позволяют ребёнку тоже это видеть и слышать. На эмоциональном плане ребёнок считывает такую информации, как социально приемлемую. Заряжается энергетикой негатива и затем это нужно куда-то выплёскивать. В детском саду и школе, на детских площадках.

12. Проговаривайте с ребёнком возможные неприятные моменты для него, еще до их наступления.

Походы, в поликлинику, детский сад, школу, могут восприниматься ребёнком как некое насилие. Он не хочет идти в поликлинику, толкаться в душном транспорте, слушать чужую тётю в детском саду, долго сидеть на уроке в школе. А взрослые его заставляют всё это делать. Вспышки гнева со стороны детей в таких случаях не редкость.

Постарайтесь проговорить с ребёнком, еще до похода в поликлинику, зачем вы туда идёте. Для того, чтобы не болеть. Чтобы быть весёлыми и здоровыми, нам иногда приходится посещать врача. Расскажите ребёнку о своих чувствах. Что вам, возможно тоже не хочется идти в поликлинику. Примите его желания и нежелания одинаково положительно.

Поиграйте с ним в детский сад дома. Возможно, вам станет ясно, почему именно не хочет ребёнок идти в детский сад, чего или кого он боится. Если его кто-то обижает, он может встать в роль обижающего его человека. Проговорив и проиграв дома какие-то эмоционально тяжёлые для ребёнка моменты. Он вытесняет, выплёскивает эти эмоции и негатив не остаётся внутри ребёнка.

13. Не заставляйте ребёнка просить прощения, если ему не хочется. Но если вы чувствуйте, что он готов попросить прощение, у человека которого он обидел, то нужно это сделать обязательно. Ведь когда мы, просим прощение искренни сожалея о содеянном, то нами движут только светлые и добрые чувства.

Если попросить прощение ребёнку тяжело, то вы можете ему помочь, написать открытку для того человека, которого он обидел. Если ребёнок еще не умеет сам писать, то это можете сделать вы. Что именно написать, в такой открытке, пусть решает сам ребёнок.

Чтобы ребёнок просил прощения у других людей, родители должны научиться просить прощение у своего ребёнка, друг у друга в семье, если это необходимо. Ведь если, дома эта модель поведения не принята, то и от детей этого не стоит ждать.

Задача родителей научить ребёнка справляться со злостью и агрессией самостоятельно, без кулаков, с помощью слов и самоконтроля.

14. Развивайте в ваших детях чувство самоконтроля.

Задания по развитию самоконтроля могут быть такие:

  1. «Сержусь, но улыбаюсь». В течении 1 минуты нужно топать ногами, сохраняя при этом улыбку на лице.
  2. «А зелёным не рисовать». На листе бумаги рисуем ель, огурец, крокодила. Условие только одно. Рисовать зелёным цветом нельзя.
  3. «Тихо, очень тихо, ещё тише». По сигналу «Тихо!» ребёнок начинает мять лист бумаги. По сигналу «Очень тихо!» нужно сжать лист бумаги в кулаке. По сигналу «Еще тише!» ребёнок закрывает глаза и ложится.
  4. Не выхожу за рамки. Нужно заштриховать любой рисунок, не выходя за рамки. Делать это нужно левой рукой, стараясь не выходить за границы рисунка.
Читать еще:  Плановое кесарево сечение: особенности операции и реабилитационно-восстановительный период

15. Коррекция агрессивного поведения с помощью цвета и музыки

Давно известно, что цвета влияют на нашу психику, как, и музыка. Так, при коррекции тревожности, агрессивности, повышенной возбудимости психологи рекомендуют использовать голубой и синие цвета. Музыкальные произведения: Ф. Шопен «Вальс» (любой); Л. Бетховен « К Эльзе»; «Звуки природы»: «Шум океана», «Пение птиц»; И.С. Бах «Искусство фуги».

Задания могут быть самые разные: в течение 3 минут рассматривать картин с преобладанием голубого и синего цвета под музыку, рисовать этими цветами под музыку левой рукой. Выбрать творческую идею вы можете любую. Главное условие, это использование двух этих цветов и классической музыки в коррекционной работе.

Заключение

В этой статье я постаралась изложить основные и лучшие рекомендации для родителей, которые столкнулись с детской агрессией. Возможно, у вас есть свои секретные методы взаимодействия с такими детками. Поделитесь ими с другими и, возможно, ваш опыт станет кому-то очень полезен.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Если вам понравилась статья, поделитесь ею в своих соц. сетях и напишите комментарий.

Агрессивный ребенок – современные рекомендации родителям и методы решения проблемы

Случается, так, что ваш ребенок часто себя ведет агрессивно, и при этом нет явных причин данным проявлениям. Многие родители приходят в ужас и совершенно не знают, как себя вести и что с этим делать.

Агрессивные дети стремятся разозлить окружающих

Для начала надо выяснить причины, понять, чем может быть вызванная агрессия и далее искать решения. Но, ни в коем случае нельзя отвечать агрессией на агрессию и влиять с позиции силы. Потребуется детально изучить все варианты и возможности для восстановления полноценного функционирования системы общения со своим ребёнком – это стает прекрасным основанием для дальнейшего развития отношений.

Что такое агрессия

Причины и возможные симптомы агрессивности

Сегодня мир не стоит на одном месте и воспитание ребенка проходит с учетом большого количества факторов, на которые родители не имеют особого влияния, но они качественно влияют на его становление как личности. К тому же, часто ребенок не осознает свои поступки в полной мере – чаще всего по причине упущений в воспитании и образовании. А помощь со стороны взрослого поколения, независимо – это родители, бабушки/дедушки, учителя или наставники/тренеры, позволит более детально разобраться в сложившейся ситуации. Важно найти взаимопонимание и пути обмена информацией ребенка со своими родителями и другими взрослыми.

  • недопонимания между самыми родными – в таком ракурсе родителям стоит начинать менять ситуацию с себя;
  • манера воспитания и отдельные ограничения ваш ребенок может воспринимать как запрет в развитии;
  • недопонимание детей взрослыми;
  • отсутствие друзей и тех, с кем можно будет обсудить проблемы – тогда ребёнок погружается в свой собственный мир;
  • именно самим родителям стоит больше уделять времени для неформального общения, с возможностью становится советчиком, но не переводить все к настоятельным рекомендациям.

Определение агрессивности у детей

Перечисленные причины могут вызывать у детей поведение агрессивного характера, не давать создать собственное понимание сложившейся ситуации и сердиться на всех, кто его окружает. При этом, очень много конфликтных ситуаций возникает на этапе подросткового возраста, когда у детей развивается максимализм в решениях и рассуждениях.

Ссоры родителей часто приводят к агрессивности детей

Используя также агрессивный тон в ответ, родители не смогут ничего добиться, а только усугубят неприятное положение дел.

Рекомендации по устранению излишней агрессивности детей

Хорошим решением будет провести простую и отвлеченную беседу, но не стоит настаивать на собственных, принятых ранее, постулатах и основаниях. Советы должны быть в виде рекомендации. В таком случае ваш ребенок сможет, для начала, снизить агрессию, убрать первые эмоциональные порывы и сфокусироваться на беседе, отвлечённом разговоре.

Первые признаки агрессивности проявляются уже в раннем возрасте

Важно всегда выслушать детей, независимо от их возраста и уровня понимания окружающего мира. Ведь, мы все были детьми. В таком случае ваш ребёнок, сможет вынести для себя урок и сделать минимальные начальные выводы.

Так как максимализм, которым руководствуется в подростковом возрасте ребёнок, порой непонятен родителям, то стоит более с четкой позицией подойти к обсуждению проблемы. Ведь, от нее зависит, как максимально быстро можно будет решить появившуюся проблему. Следует просто объяснить, что взрослых не устраивает в поведении подростка и чем нагнетание ситуации может для него закончиться.

Детская агрессия направлена не только на взрослых, но и на детей

Понимание агрессивного ребенка даст повод убрать существующие причины и возможности понять его позицию. Так часто бывает, что нехватка общения и простого совета может вызывать неадекватную реакцию, а агрессивный ответ или резкие противоречия только усилят причины и приведут к еще большему недопониманию. Это всего стоит избегать. Важно давать решительные и только конструктивные рекомендации, но с учетом понимания последствий в каждом отдельно взятом случае.

Подростковая агрессия может проявляться непослушанием

Пути решение сложных ситуаций для предотвращения агрессии

Принципиальные позиции ребенка могут привести к агрессии по отношению к взрослым, но при этом нельзя обвинять только его нельзя. Стоит помочь понять суть проблемы и начать работать поэтапно – над каждой отдельно. Для детей очень важно получать советы и рекомендации от своих родителей, закрепляя каждый совет на практике. Ведь, каждый ребёнок желает на подсознательном уровне получить ответы и не быть отторгнутым своими родными.

Иногда агрессия у детей может быть направлена на себя

В первую очередь, от родителей зависит, останется агрессия у ребенка и дальше, или будет искоренена из их отношений.

Пути искоренения агрессивности психологи предлагают следующие:

  • развитие у ребенка способности к сопереживанию, сочувствию;
  • научить его доверять родителям;
  • обучение контролировать свой гнев и негативные эмоции.

Доверительная беседа может поменять ситуацию

Для родителей можно посоветовать такие методы:

  • переключение на другую тему;
  • увлечь ребенка занятиями спортом – это очень полезно для агрессивных детей;
  • использовать специальную дыхательную гимнастику для расслабления;
  • попросить нарисовать свой гнев, а потом порвать рисунок или сжечь;
  • во время гнева бить подушку ровно 10 раз – доказано, что это снимает приступ;

Как остановить приступ агрессии – советы

И еще, врачи утверждают, что к агрессии склонны дети, которые имеют однообразное питание, с недостатком некоторых витамином и минералов. В частности, дефицит магния провоцирует неконтролируемые вспышки гнева. Поэтому, надо изменить рацион малыша.

Что делать, если ребёнок агрессивный, нервный и непослушный

Когда дети демонстрируют агрессию, это заставляет родителей беспокоиться. Как вести себя с агрессивным ребёнком? Разбираемся, что делать родителям и в каких случаях целесообразно обратиться к психологу.

Рекомендации родителям, что делать, если ребёнок агрессивный

Агрессия — совершенно естественная реакция человека. Но важно понимать, что у агрессивного поведения дошкольника есть причины:

  • внутренние переживания: тревога, напряжение, стресс;
  • негативные эмоции: гнев, страх, обида;
  • неблагоприятные факторы внешней среды: ссоры в семье, проблемы в учёбе, конфликты с учителями или друзьями.

Получается, агрессия — это симптом, который указывает, что проблема не столько в поведении малыша, сколько в том, что с ним происходит. Поэтому главное, что нужно усвоить родителям — нет смысла её подавлять. Это не решит проблемы. Ребёнок обязательно найдёт, как выразить гнев и враждебность тогда, когда родители не видят, и, возможно, в ещё более деструктивной форме.

Причины агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Назовём некоторые причины детской агрессии. Уточним: в формате одной статьи рассмотреть все причины невозможно. Каждый случай индивидуален, разобраться поможет психолог. Эта статья — только экскурс для родителей.

Фрустрация

Фрустрация — негативное эмоциональное состояние, возникающее вследствие наличия у человека мотивации достижения какой-либо цели и невозможности её достижения из-за возникших преград. Например, фрустрация может возникнуть у малыша, который хотел мороженое, но не получил его, поскольку мама решила не покупать лакомство. Или хотел покататься на каруселях, а аттракцион закрылся. Или попросил на улице у друга игрушку, а друг не дал. В этих случаях ребёнок начнёт кричать и плакать, называть маму плохой или может даже ударить того, кто не дал ему поиграть игрушкой.

Для малыша раннего и младшего дошкольного возраста нормально реагировать агрессивно, так как дети реагируют естественно, выражая эмоции, и не думают, насколько социально приемлемо их поведение, нарушает ли оно социальные нормы, опасно ли для окружающих или нет.

Это не значит, что взрослые должны разрешать так реагировать. Но опасно и просто подавлять агрессию. Слова взрослых «Нельзя плакать» или «Нельзя драться» лишь запрещают ту форму эмоциональной реакции, которая помогает малышу справиться с негативом. Но родители не помогают маленькому человеку справиться с эмоциями и не показывают социально приемлемых форм поведения.

Если ребёнок плачет, потому что ему не купили мороженое, скажите: «Ты злишься (расстроен), потому что я не купила тебе мороженое. Да, это неприятно. Но не всегда получается то, что хочется. Может быть, мы пойдём качаться на качелях?». Если ребёнок ударил другого: «Ты рассердился, что Антон не дал тебе игрушку. Ты так зол, что хочешь сильно его ударить. Как ты думаешь, если ты будешь драться, это поможет тебе получить игрушку? А как будет лучше поступить? Предложить Антону поиграть вместе или дать ему какие-то твои игрушки?».

Подавление агрессивных стремлений не является способом решения проблемы. Важно учить ребёнка перенаправлять гнев в социально приемлемое русло: нельзя бить людей, но, если очень зол, можно пинать мяч, лупить грушу или подушки, стучать пустыми пластиковыми бутылками.

Агрессия взрослых

Эта проблема подробно описана педагогами ещё в начале ХХ века. К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и другие педагоги обращали внимание, что родители нередко удивляются тому, что дети ругаются и дерутся, грубят старшим, а при этом сами ведут себя точно так же. Казалось бы, прописные истины, но и в современных семьях мы видим, что мамы и папы грубо разговаривают с детьми, ругаются между собой, иногда используя нецензурную лексику, сгоряча бьют посуду. То есть родители демонстрируют разные формы агрессии. Что в этом случае усваивает малыш? Что такая реакция нормальна и допустима. Он учится вести себя именно так.

Что дошкольник не замечает? Что взрослые ведут себя агрессивно не во всех местах и не со всеми людьми. Бабушка отлупит веником кота, но не будет кричать на папу. Папа ударит сына, а с начальником будет вести себя иначе. Мама дома ругается, а на улице — сама любезность. Здесь агрессия мам и пап преимущественно направлена на более слабых, на тех, кто не может дать отпор. И сами родители порой не замечают, что делают что-то неприемлемое. Дети ещё не очень понимают социальную ситуацию, поэтому говорят те слова, которые слышали от папы во дворе, бьют веником бабушку, так как видели, что она била кошку. Ребёнок видит формы реагирования взрослых и использует их как пример.

Обычно в таких случаях мамы и папы возмущены поступками дочки или сына, а своё поведение воспринимают как норму: «Одно дело на кота замахнуться, другое — на бабушку!», «Я ругаюсь, но я взрослый, а он — пятилетний мальчишка!».

В этом случае нельзя говорить о невоспитанности детей. Нужно говорить о невоспитанности взрослых и решать проблему, изменяя поведение старших членов семьи.

Научение агрессивному поведению как форме решения конфликта

Примерно до двух, иногда до трёх лет малыш не умеет защитить себя. И некоторые родители специально начинают учить ребёнка агрессивным формам поведения. Вот сына толкнул другой мальчик, и папа говорит: «Не будь мямлей, пойди и дай сдачи!».

Нужно ли потом удивляться, что в дальнейшем дети не будут пытаться договориться, а сразу прибегнут к силе? Такой исход вероятен.

Постоять за себя — это не только уметь драться. Это и умения обсудить проблему, договориться, решить вопрос конструктивно без применения силы и взаимных оскорблений.

Сила как способ повышения статуса

Ребёнок растёт не только в семье. Он ходит в детский сад, гуляет во дворе, занимается в секциях и кружках. Он является членом детских коллективов, где существуют свои правила, нередко отличающиеся от правил семьи.

Атмосфера детского коллектива полностью зависит от педагога. Если неожиданно, попав в новую группу, малыш стал проявлять агрессию, познакомьтесь поближе с педагогом, другими детьми, присмотритесь к их форме взаимодействия. В некоторых спортивных командах доминирует стиль общения, который с виду кажется грубым. Ребята при встрече толкают друг друга, бьют по плечу, обращаются друг к другу по кличкам. Такое внешнее грубоватое поведение не всегда признак агрессии. Если в реальности в команде имеют место взаимовыручка, уважение друг к другу, то такая форма контакта — не более, чем игра.

Если ребёнок начинает так общаться в школе или с вами, обратите его внимание, что не везде это принято и допустимо. Если в команде так общаться нравится всем, то в школе это может стать причиной конфликта.

Но возможно и иное проявление агрессии в группе. Если в классе лидером является самый сильный и сила — основной способ улаживания конфликта, обратите внимание на эту проблему. Здесь агрессивность используется для повышения статуса в коллективе. Тогда ребёнок сознательно ругается, дерётся, грубит старшим.

Что может сделать родитель? Полностью изменить отношения в детской группе мама и папам вряд ли удастся. Лучше не решать проблему самостоятельно, а обратиться к учителю, социальному педагогу, школьному психологу.

ТВ и гаджеты как источники агрессии

Мультфильмы, фильмы, компьютерные игры порой демонстрируют примеры агрессивного поведения, которые дети повторяют. Здесь важно понимать, что воспроизведение агрессивных действий у дошкольников связано с тем, что мышление ребёнка ещё не так развито, как мышление взрослого. Малыш может не до конца осознавать опасные следствия своих действий. Увидев, как в фильме герой раскидал гвозди на дороге, он может сделать то же самое, не задумываясь о вреде другим людям. Чтобы телевизор и гаджеты не стали основными источниками научения, важно обсуждать с детьми увиденное — действия героев и следствия, в том числе косвенные, этих действий. Особенно это касается комедий, поскольку понимание юмора — определённый уровень интеллекта, которого ребёнок ещё не достиг. Объясните сыну или дочке, что некоторые действия, которые герой совершает в фильме, — художественный вымысел, и такие трюки нельзя воспроизводить в жизни.

Вряд ли имеет смысл полностью ограничивать ребёнку доступ к ТВ и гаджетам. Современные дети смотрят мультфильмы и фильмы, пользуются интернетом, играют в компьютерные игры. Но взрослым нужно фильтровать то, что смотрит дошкольник. Не разрешайте ребёнку смотреть фильмы, которые не подходят ему по возрасту и демонстрируют слишком высокий уровень агрессии.

Если причина агрессивного поведения вашего ребёнка описана выше, вы можете исправить ситуацию, а следствием будет изменение поведения малыша. Возможно, проблема глубже, и тогда не полагайтесь на принцип «время лечит», не рассчитывайте на то, что агрессия пройдёт сама. Обратитесь к специалистам.

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector