Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Помощь при рвоте: алгоритм действия медсестры

Помощь пациенту при рвоте. Оснащение. Алгоритм действия.

Неотложная помощь при рвоте предотвращает аспирацию (попадание в дыхательные пути) рвотных масс.

Подготовьте: полотенце, почкообразный лоток, таз, клеенчатый фартук (или клеенку), 2 % раствор гидрокарбоната натрия, кипяченую воду, салфетки, тампоны, резиновые перчатки.

Если больной в сознании:

— усадите его и наденьте на него клеенчатый фартук;

— подставьте к слегка раздвинутым ногам больного таз или ведро;

— придерживайте при рвоте голову больного ладонью, положенной на лоб;

— после рвоты дайте больному прополоскать рот водой и вытрите ему лицо полотенцем;

— оставьте рвотные массы в тазу до прихода врача. Примечание: рвотные массы при отравлении веществом

— или продуктом неизвестного происхождения следует (по назначению врача) собрать в чистую сухую банку, плотно закрыть ее крышкой и отправить в лабораторию, заполнив направление.

Если больной ослаблен или без сознания:

— поверните голову больного в постели на бок во избежание аспирации рвотных масс;

— шею и грудь больного закройте пеленкой или полотенцем;

— подставьте ко рту больного почкообразный лоток;

— после каждого акта рвоты обрабатывайте полость рта водой или 2 % раствором натрия гидрокарбоната. Целесообразно предварительно отсосать рвотные массы из полости рта грушевидным баллоном.

Примечание: оказывая помощь при рвоте, медицинская сестра не должна оставлять больного без присмотра, внимательно следит за его состоянием, не допуская аспирации рвотных масс. Если в рвотных массах появилась алая кровь (кровотечение из пищевода) или они имеют вид «кофейной» гущи (кровотечение из желудка), следует:

— немедленно вызвать врача;

— уложить больного, приподняв ножной конец кровати;

— создать пациенту полный физический и психический покой;

— положить на эпигастральную область пузырь со льдом;

— до прихода врача подготовить 10 % раствор кальция хлорида, 1 % раствор викасола, аминокапроновую кислоту.

Дата добавления: 2015-09-04 ; просмотров: 3927 . Нарушение авторских прав

Учебно-методическое пособие практического занятия по теме»Промывание желудка и помощь при рвоте»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Балаковский медицинский колледж»

« Промывание желудка. Уход за пациентом при рвоте»

ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными.

МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг

Раздел 5: Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий. Оформление документации.

Специальность 060501 «Сестринское дело»

Подготовила преподаватель

Королева Вера Алексеевна

Методическая разработка практического занятия по теме :

« Промывание желудка. Уход при рвоте»

ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными . МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг

Раздел 5 : Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий. Оформление документации .

Автор: Королева Вера Алексеевна, Балаково, 2016 г. – количество страниц издания: 30

на заседании ЦМК ОСД

Протокол № 6 от «15» февраля

Председатель ЦМК:

Казимирова Т.А

«Согласовано»

с методическим кабинетом колледжа

методист колледжа

Каширова В.Ю.

Рецензент: Заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом ГУЗ СО «Городская поликлиника №2» Самойлова Нина Викторовна

2. Технологическая карта доклинического занятия

3. Критерии оценок различных видов работ на занятии

4. Контрольно – оценочный материал

Задание для аудиторной работы

5. Приложения

6. Теоретический материал по изучаемой теме

7. Рисунки по теме

8. Эталоны ответов на задания для самостоятельной работы

9. Список использованной литературы

В ВЕДЕНИЕ

Одной из основных задач модернизации российского здравоохранения является повышение качества и доступности медицинской помощи. Проблема качества медицинской помощи связана с работой не только врачебного, но и безусловно сестринского персонала. Одной из задач совершенствования сестринской деятельности является определение профессиональных требований и ответственности сестринского персонала, расширение профессиональной компетентности и увеличение профессиональной самостоятельности.

Изучение данной темы имеет большое, как теоретическое, так и практическое значение.

Для успешного освоения темы необходимы фундаментальные знания, прежде всего «Основы анатомии, физиологии и патологии человека» . Используются знания, полученные на других дисциплинах: «Фармакология», «Безопасная среда для персонала и пациентов», «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Основы микробиологии», «Гигиена и экология человека».

Методическая разработка практического занятия по теме «Промывание желудка. Уход за пациентом при рвоте» предусмотрена программой ПМ. 04.«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» , МДК 04.03.«Технология оказания медицинских услуг»,раздел 5: «Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий. Оформление документации» . Специальность 060501 «Сестринское дело».

На изучение темы «Промывание желудка. Уход за пациентом при рвоте» отводится 4 часа.
Методическая разработка по теме: «Промывание желудка.Уход за пациентом при рвоте» предназначена для помощи преподавателю в обучении будущих средних медицинских работников и помощь студентам для самостоятельной подготовки к занятию.

Методическая разработка «Промывание желудка. Уход за пациентом при рвоте» предусматривает подготовку медицинских сестер согласно квалифицированной характеристики способную:

цели и показания для проведения промывания желудка;

помощь при рвоте;

методики проведения манипуляций.

написать направление в лабораторию;

объяснить пациенту суть манипуляции и правила подготовки к ней.

проведение промывания желудка (на фантоме);

оказание помощи при рвоте.

Выбор темы связан с ее актуальностью. Для ухода за пациентами мы должны готовить специально обученный медицинский персонал. Поэтому, подробное изучение данной темы позволит выполнить поставленную задачу.

При проведении занятий по данной теме, преподаватель учитывает, что эта тема имеет огромное значение в будущей работе медицинской сестры, так как от знаний медсестры, особенностей общения с тяжелобольным, его семьей и близкими, зависит психологическое состояние пациента и ее собственное. Приемы работы студентов: получение задания, участие в беседе, ответы на вопросы, решение ситуационных задач, ознакомление с методическими указаниями. Выполнение тренировочных работ, фиксация и анализ результатов, составление алгоритма действия при решении ситуационных задач – позволяют преподавателю наиболее обстоятельно изучить со студентами данную тему.

Хорошее оснащение занятия помогает максимально приблизить студентов к реальным обстоятельствам. Самостоятельная работа студентов организовывается с учетом уровня подготовленности студентов к занятию и оснащения рабочих мест.

При подведении итога практического занятия используются следующие педагогические приемы: поощрение и предоставление помощи нуждающимся в ней студентам. Итоговая оценка отдельным студентам выставляется после с суммирования следующих данных: внешний вид студента, дисциплина на занятии, ведение дневника практики, учет устного ответа, тест — контроля, решения ситуационных задач, самостоятельная работа.

Итоговая общая оценка деятельности всей группы зависит от степени реализации поставленной цели в начале занятия.

Медицина. Сестринское дело.

На сайте вы узнаете все о сестринском деле, уходе, манипуляциях

Помощь при рвоте маленькому ребенку (новорожденному)

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПРИ РВОТЕ

I. ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

облегчить состояние ребенка, обеспечив надлежащий уход.

II. ПОКАЗАНИЯ:

Рвота у ребёнка.

III .СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ: нет.

IV. ОСНАЩЕНИЕ:

полотенце, пеленки, почкообразный тазик, марлевые салфетки, стакан с кипяченой водой, емкость с раствором гидрокарбоната натрия, пузырь со льдом, грушевидный баллон, емкость для сбора рвотных масс (стерильная баночка с крышкой), дезинфицирующие растворы, емкости для дезинфекции.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: не оставлять ребенка без присмотра, предупредить аспирацию рвотными массами.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: беспокойство, аспирация рвотных масс, отсутствие сознания.

V. Алгоритм выполнения простой медицинской услуги.

Подготовка к процедуре:

  1. Представиться маме, объяснить цель и ход предстоящей процедуры, получить информированное согласие на ее проведение.
  2. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их, надеть перчатки

Успокойте родителей и ребенка.

Выполнение процедуры:

  1. Ребенку раннего возраста, ослабленному, тяжелобольному, голову поверните набок, опустив ее ниже туловища. Ребенка старшего возраста усадите (если позволяет состояние). Прикройте грудь пеленкой.
  2. Ко рту ребенка поднесите чистый лоток.
  3. Придерживайте при рвоте голову, положите руку на лоб ребенка.
  4. После рвоты тщательно оботрите губы, углы рта, помогите умыть лицо и руки.
  5. Дайте прополоскать рот кипяченой водой после рвоты. Детям раннего возраста дайте попить несколько ложечек кипяченой воды.
  6. Ослабленным детям обработайте полость рта тампоном, смоченным 2% раствором гидрокарбоната натрия.
  7. Помогите ребенку удобно лечь.

Окончание процедуры:

  1. Унесите из палаты загрязненные вещи , емкость с рвотными массами на дезинфекцию.
  2. Снять перчатки, обработать руки гигиеническим способом, осушить их.
  3. Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.

ПРИМЕЧАНИЕ: оставьте рвотные массы до прихода врача (по назначению врача возьмите рвотные массы бактериологического исследования). При появлении в рвотных массах алой крови или рвоты вида «кофе» гущи» — срочно вызовите врача!

Читать еще:  Хурма при панкреатите и других заболеваниях поджелудочной железы

До прихода врача:

  • уложите ребенка на спину.
  • положите на верхнюю половину живота пузырь со льдом.
  • обеспечьте полный покой.

ПОМНИТЕ, что рвота у детей — частый симптом различных заболеваний (инфекционного и неинфекционного характера).

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НЕУКРОТИМОЙ РВОТЕ

Первая неотложная доврачебная помощь при неукротимой рвоте Алгоритм Оказание

Рвота, чаще всего, является реакцией организма на следующие факторы:

  • интоксикация на фоне употребления некачественной пищи
  • интоксикация на фоне употребления грибов
  • алкогольная интоксикация
  • приступ паники
  • тепловой или солнечный удар
  • тяжелая физическая нагрузка
  • токсикоз у беременных
  • укачивание в транспорте
  • прием лекарственных средств: побочные эффекты или передозировка
  • радиация
Также рвота является симптомом при следующих заболеваниях или патологических состояниях:
  • тиреотоксикоз
  • сахарный диабет
  • мигрень
  • менингит
  • отек мозга
  • артериальная гипертензия
  • вирусная инфекция
  • выраженный болевой синдром

Алгоритм оказания неотложной доврачебной помощи при неукротимой рвоте

  • Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, ему следует придать безопасное положение: уложить набок, с одной согнутой ногой, отклонить голову назад для обеспечения проходимости дыхательных путей, зафиксировать голову, подложив руку пострадавшего под щеку.
  • После каждого приступа рвоты, следует полоскать ротовую полость. Для полоскания можно использовать теплую (или воду комнатной температуры) воду.
  • Для восстановления электролитного баланса , пострадавшему, после каждого приступа рвоты, следует принимать солевые растворы: Регидрон или минеральную «соленую» воду. Рекомендуемая дозировка: 10 мл готового раствора или мин. воды на 1 кг массы тела. То есть, если пострадавший весит 50 кг, расчет на один прием составит: 10мл х 50 кг = 500мл готового раствора Регидрона или соленой минеральной воды.
  • Если рвота вызвана интоксикацией (отравлением), необходимо принять сорбенты: Активированный уголь – 1 таблетка на 10 кг веса или Смекта или Энтеросгель.
Лекарственная терапия при неукротимой рвоте. Купирование приступа рвоты:
  • Метоклопрамид (Церукал) 10 мг внутримышечно или внутривенно медленно – 1,5 мин., каждые 6 часов
  • Осетрон (Ондансетрон) 8 мг внутривенно или внутримышечно
  • Галоперидол 0,5 -2 мг или Дипразин перорально, внутривенно или внутримышечно каждые 6 часов
  • Дротаверин (Но-шпа) 40-80 мг внутримышечно или внутривенно медленно каждые 8-12 часов
  • Ранитидин (Рантак) 25-50мг внутривенно медленно – 5мин.
ВАЖНО ЗНАТЬ:
  • Рвота может быть признаком отравления
  • Рвота, вызванная приемом лекарств, чаще всего является результатом передозировки, а не побочного действия препарата. Если рвота вызвана передозировкой, следует немедленно начать оказывать первую помощь при передозировке лекарственными средствами, а также вызвать скорую помощь.
  • Даже в случае прекращения рвоты, следует наблюдать за пострадавшим. При ухудшении состояния следует обратиться за квалифицированной медицинской помощью.

Если рвотная масса имеет алый цвет или цвет кофейной гущи, у пострадавшего может быть желудочное кровотечение. Следует вызвать скорую помощь

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Первая неотложная доврачебная помощь при…

Первая доврачебная помощь при подозрении…

Первая доврачебная неотложная и квалифицировання…

Рвота у ребенка – первая помощь при рвоте и её возможные причины

Проведение реанимационных мероприятий (непрямой массаж сердца, искусственное дыхание)

Данный алгоритм основан на Европейских рекомендациях по сердечно-легочной реанимации (Deakin C.D., Nolan J.P., Sund K., Koster R.W. European Resuscitation Council Guidelines for Resuscitation 2010. Section 3. Electrical therapies: Automated external defibrillators, defibrillation, cardioversion and pacing // Resuscitation. — 2010. — V. 81. — P. 1293-1304.)
A (airway) — восстановление проходимости дыхательных путей;

В (breathing) — проведение искусственной вентиляции легких;

С (circulation) — поддержание кровообращения посредством проведения непрямого массажа сердца

1. Убедиться в безопасности для себя, пострадавше­го и окружающих; устранить возможные риски.

2. Проверить реакцию пострадавшего: аккуратно встряхнуть его за плечи и громко спросить “Что с Вами?”. Проверить наличие пульса на сонной артерии. Проверить наличие дыхания.

1. Остановка кровообращения (отсутствие пульсации на магистральных артериях);

2. Отсутствие самостоятельного дыхания (нет экскурсий грудной клетки);

3. Отсутствие сознания;

4. Широкие зрачки;

5. Арефлексия (нет корнеального рефлекса и реакции зрачков на свет);

6. Кожные покровы (бледность, акроцианоз).



Лекарственные препараты

В некоторых случаях, когда ребенка беспокоит сильная рвота, состояние малыша заметно ухудшено, без использования эффективных медикаментов не обойтись. Но не все препараты можно давать детям младшего возраста. Родителям рекомендуется обратить внимание на такие средства как:

НаименованиеОписаниеДозировкаЦена
Но-спазмПрепарат в форме сиропа или ампул способствует устранению боли, снижению содержания соляной кислоты в желудочном соке, а значит, подходит для лечения гастрита с повышенной кислотностью, а также язвенной болезни, рефлюкса.Суточная доза зависит от массы тела. Рекомендуется употреблять не более 1 мг. на 1 кг. веса. Длительность приема зависит от заболевания и возраста ребенка, определяется врачом.25 руб. за 1 ампулу
ЦерукалПрепарат выпущен в форме ампул. Средство повышает функциональность кишечника, стимулирует его моторику, способствует более быстрому продвижению и выведению пищи.1-2 МГ. препарата (в зависимости от возраста) 3 раза в сутки. Длительность лечения – около 2-4 недель.202 руб. за 10 шт.
АтропинПрепарат в ампулах оказывает угнетающее действие на рвотный центр, останавливает позывы. Рекомендуется использовать при выраженных приступах рвоты.200-300 МКГ. 1 раз в 4-6 часов. Длительность терапии определяется индивидуально.15-20 руб. за 1 ампулу.
МотилиумФерментное средство — суспензия для улучшения работы органов пищеварения. Препарат позволяет облегчить процесс переваривания пищи, устраняет тяжесть и боли в животе, уменьшает газообразование и колики у детей.0.25 МГ на 1 кг. массы тела. Суточная доза не должна превышать 30 МГ. Длительность терапии – около 1 недели.550 руб. за 100 мл.

Прежде чем использовать то или иное средство для лечения рвоты у детей, необходимо проконсультироваться с педиатром, так как данные препараты имеют различные противопоказания.



Принять решение:

  • если пострадавший реагирует – оставить его в том же положении, попытаться выяснить причины происходящего и позвать на помощь, регулярно оценивать состояние пострадавшего;
  • если пострадавший не реагирует – громко поз­вать на помощь, вызвать реанимационную бригаду, повернуть на спину и открыть дыхательные пути путем запрокидыва­ния головы и подтягивания подбородка – рукой нужно надавить на лоб, а другой рукой подтянуть подбородок. Альтернативный способ – запрокидывание головы путем подведения од­ной руки под шею больного, а другой – на лоб пострадавшего.
  • поддерживая дыхательные пути открытыми не­обходимо увидеть, услышать и почувствовать ды­хание, наблюдая за движениями грудной клетки, прислушиваясь к шуму дыхания и ощущая движе­ние воздуха на своей щеке. Исследование продол­жать не более 10 сек.



Сестринский процесс, уход, вмешательства при остром панкреатите

Для лечения гастрита и язвы наши читатели успешно используют Монастырский Чай. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию. Подробнее здесь…

Опубликовано: 24 ноября 2014 в 15:59


Для начала медицинской сестре следует уведомить пациента о том, что данное заболевание несет значительную угрозу для его здоровья. Так, больному необходимо объяснить, что острый панкреатит чреват серьезными осложнениями, и обозначить, какие меры профилактики следует предпринять для того, чтобы обезопасить себя от повторных обострений болезни.

При необходимости, в сестринский процесс входит обеспечение пациента комплектом соответствующей научно-популярной литературы, в которой описывается заболевание.

Сестринский уход при остром панкреатите

В сестринский процесс входит ограничение пациента в пище (особенно, если диагностируются сильные болезненные ощущения). Они объясняют, какие обезболивающие лекарственные препараты необходимо принимать, и в каком количестве это стоит делать. Персонал осуществляет регулярный уход и контроль того, чтобы пациент своевременно пил таблетки и принимал инъекции.


Как помочь пациенту: алгоритм действий медсестры

Памятка помощь медсестры в больнице пациенту, находящемуся в сознании рвотного приступа:

  • Предупреждение пациента об оказании помощи.
  • Надеть фартук из клеёнки больному.
  • Посадить в комфортное положение.
  • Подготовить стакан воды для промывания рта.
  • Поставить перед больным ёмкость.
  • Надеть стерильные перчатки и фартук.
  • Положить руку на голову, придерживать во время рвоты.
  • После окончания процесса дать воду сполоснуть рот.
  • Снять защитный фартук.
  • Помочь лечь.
  • Показать врачу рвотные массы, обеззаразить.
  • Убрать и проветрить палату.
  • Снять спецодежду.
  • Вымыть руки.
Читать еще:  Дифиллоботриоз: причины, симптомы, лечение и диагностика

Когда у больного неукротимая рвота, необходим постоянный сестринский надзор, уход, чтобы не произошла аспирация. При неправильном положении тела бессознательный пациент захлебнётся.

Часто у пациентов после хирургического вмешательства происходит рвотный рефлекс. В случае приступа рвоты, когда пациент находится в бессознательном состоянии, от действия медсестры зависит жизнь пациента. Без ПМП аспирация рвотной массой увеличивается в разы. Алгоритм действия медсестры:

  1. Повернуть голову, тело пациента на бок, чтобы рвота не попала в дыхательные пути.
  2. Убрать подушку.
  3. Достать зубные протезы.
  4. Повязать полотенце, поднести таз для рвотных масс ко рту.
  5. Придерживать голову больного во время рвоты.
  6. Обернуть палец марлей и очистить рот.
  7. Открыть рот с помощью большого и указательного пальцев.
  8. Очищать рот, пока масса не будет удалена.
  9. Промыть рот грушевидной спринцовкой.
  10. Нужно, чтобы врач ознакомился с содержимым.
  11. Обеззаразить хлором.
  12. Вылить в канализацию.
  13. Вымыть и проветрить палату.
  14. Снять фартук.
  15. Продезинфицировать руки раствором.

Больной в бессознательном состоянии должен находиться под постоянным присмотром медсестры. Положение тела горизонтальное с повёрнутой на бок головой. Показание для бессознательных больных обязательно.

Симптомы и осложнения

Симптомы болезни, которые проявляются рвотой, всегда имеют дополнительные признаки. На них ориентируется врач во время проведения диагностических исследований. Характеристика самого приступа рвоты такая:

  • Тошнота;
  • Учащенное дыхание;
  • Чрезмерное слюноотделение;
  • Обильный пот;
  • Слабость.

Рвоту нужно отличать от похожего рефлекса, который называют отрыжкой. Этот симптом не опасен. Его происхождение связано с переполнением желудка воздухом или пищей. Во время проявления отрыжки мышечная ткань диафрагмы и области живота остается расслабленной.

Особого внимания требует появление рвоты у ребенка. Малышу сложно рассказать о своих ощущениях, поэтому первые признаки остаются родителями не замеченными. Учитывая то, что у детей еще не сформировавшиеся защитные силы организма, рвотные массы могут быстро попасть в область дыхательных путей.

Состояния, при которых наблюдается неукротимая рвота, крайне опасны. Связано это со значительными потерями жидкости и электролитов. Поэтому ухудшается общее самочувствие пациента, усиливаются интоксикационные процессы.

Во время длительных рвотных приступов у взрослого и ребенка слизистая оболочка повреждается, что приводит к сильному желудочному кровоизлиянию. О наступившем осложнении просигнализирует изменившийся цвет рвотных масс: они приобретут оттенок кофейной гущи. В самых опасных случаях в рвотных массах присутствует содержимое кишечника.

Если больного рвет продуктами желчного пузыря (желчью), его язык покрыт желтым налетом, а температурные показатели тела стремительно увеличиваются, это свидетельствует о серьезных нарушениях в организме. Самостоятельно определить, что делать при рвоте желчью, нельзя: немедленно вызывайте скорую помощь. Это действие актуально при любых проявлениях осложнений.

Доврачебная помощь пострадавшему

Если неукротимая рвота застигла человека дома, существует памятка для родственников. От оказания первой доврачебной помощи зависит дальнейшая жизнь человека. Неотложный план действий при возникновении приступа у родственника:

  • При обнаружении недомогания вызвать врача на дом.
  • Успокоить.
  • Уложить на бок.
  • Поставить ёмкость перед пациентом.
  • Подготовить стакан воды для полоскания.
  • После завершения процесса дать прополоскать рот.
  • Убрать ёмкость со рвотной массой.
  • Когда врач приедет, показать содержимое.
  • Проветрить помещение.
  • Обеспечить покой.
  • Соблюдение последовательности лечения, назначенного врачом после установки диагноза.

Причины рвоты

  • Процесс начался от травмы головы.
  • Заболевания внутренних органов.
  • Переедание.
  • Самоочищение организма от вредных веществ.
  • Отравление.
  • Аллергия.
  • Укачивание.
  • Заболевания желудочно-кишечного тракта.
  • Стрессы.
  • Инфекционные заболевания.
  • Интоксикация.
  • Нарушения сердечно-сосудистой системы.

Причины рвоты

Сильная рвота у ребёнка

Если у ребёнка началась сильная рвота, нельзя его оставлять одного. Существует риск удушья. Состояние вызывает обезвоживание организма, опасное в детском возрасте. Для предупреждения обезвоживания малышу после приступов рвоты дают питье: негазированную минеральную воду, солено-сладкий водный раствор. Натуральные соки, молоко навредят ослабшему организму, вызывают вдобавок к тошноте диарею. Противорвотные препараты дают по назначению врача. Организм очищается от вредных веществ, принудительное прекращение рвоты вызовет заражение токсинами.

Снотворная гимнастика.

Тем, кто привык спать лёжа на боку:

  1. Лёжа приподнять прямую руку над туловищем на 15 – 2 0 см и держать на весу примерно 2 минуты.
  2. Приподнять ногу и удерживать её на весу до утомления — примерно 2 минуты. Затем надо расслабиться на несколько секунд – и после этого повторить оба упражнения в любой последовательности 1 – 2 раза.

Тем, кто привык спать лёжа на спине:

  1. Приподнять обе руки и удерживать их в таком положении 2 минуты.
  2. Лёжа поднять одну выпрямленную ногу на высоту 15 – 20 см и удерживать её в таком положении до 2 минут. Поменять ноги. Затем надо расслабиться на несколько секунд и после этого повторить упражнение ещё 2 раза.

Те, кто привык засыпать лицом вниз, приподнимают стопу на 15 – 20 см, при этом колено должно касаться постели, затем меняют ноги и расслабляются.

Учебное пособие Зондовые манипуляции

В данном пособии предлагается разноуровневая методика контроля овладения материала. Методическое пособие включает в себя различные виды тестовых заданий: ситуационные задачи, таблицы, кроссворды и дает возможность студентам самостоятельно составить алгоритм манипуляций, решить и проанализировать ситуационную задачу.

Данное пособие имеет цель привить студентам навыки самостоятельной работы с книгой, умение находить и пользоваться необходимой информацией для выполнения конкретного задания. Задания способствуют развитию самостоятельной познавательной активности, самоконтролю, вырабатывает умение логически рассуждать и творчески мыслить.

Просмотр содержимого документа
«учебное пособие Зондовые манипуляции»

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Байкальский базовый медицинский колледж

Министерства здравоохранения Республики Бурятия»

Т. Д. Дансарунова

Учебное пособие по самоподготовке

для студентов

Профессиональный модуль 04. ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК 04.01. Технология оказания медицинских услуг, организация безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса

340201 Сестринское дело

Зондовые манипуляции

Утверждено на заседании ЦМК Утверждено метод. советом колледжа

Протокол № 9 от «23»мая.20144 КФ ГАОУ СПО «ББМК МЗ РБ»

Председатель комиссии_______ Протокол № 14 от «23»мая 2014

Е.Л. Лысенок ____________ Е.Л. Лысенок

Пояснительная записка

Пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 340201 «Сестринское дело».

Профессиональный модуль 04. является фундаментом, необходимым для изучения клинических дисциплин, закладывает основу для всей будущей практической работы.

Учебная работа преподавателя специальных дисциплин должна носить профессионально-направленный характер. С целью повышения интереса к глубокому изучению профильных дисциплин, творческого развития личности, привития элементов исследовательской культуры наряду с традиционными формами необходимо активно применять дополнительные, самостоятельные формы обучения и воспитания студентов, поскольку в совершенствовании качества преподавания и системы подготовки высококвалифицированных медицинских специалистов они имеют большое значение.

Преподаватель, ведущий дисциплину, с первых дней обучения в учебном заведении должен научить студента рациональной последовательности в работе, его планированию.

В данном пособии предлагается разноуровневая методика контроля овладения материала. Методическое пособие включает в себя различные виды тестовых заданий: ситуационные задачи, таблицы, кроссворды и дает возможность студентам самостоятельно составить алгоритм манипуляций, решить и проанализировать ситуационную задачу.

Данное пособие имеет цель привить студентам навыки самостоятельной работы с книгой, умение находить и пользоваться необходимой информацией для выполнения конкретного задания. Задания способствуют развитию самостоятельной познавательной активности, самоконтролю, вырабатывает умение логически рассуждать и творчески мыслить.

ТЕМА: «ОКАЗАНИЕ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ И УХОДА ЗА ПАЦИЕНТАМИ ПРИ РВОТЕ. ПРОМЫВАНИЕ ЖЕЛУДКА»

Рвота, виды, причины рвоты.

Помощь пациенту при рвоте в сознании и в бессознательном состоянии.

Этико-деонтологические аспекты при оказании помощи пациентам с нарушением физиологических отправлений.

Показания и противопоказания, техника промывания желудка и сбор промывных вод на исследование.

Дезинфекция использованного материала.

1. Рвота –это непроизвольное выбрасывание содержимого желудка наружу через рот, иногда через нос.

Рвоте часто предшествует тошнота, слюнотечение.

Возможные причины рвоты желудочного происхождения:

· раздражение желудка (недоброкачественной пищей, спиртными напитками) или его перерастяжение;

· плохо приготовленная, невкусная пища;

Рвота желудочного происхождения обычно приносит пациенту облегчение.

Возможные причины рвоты центрального происхождения:

· раздражающий (дурной) запах;

· химиотерапия (при онкологических заболеваниях);

· кровоизлияния в мозг и пр.

Читать еще:  Дивертикулез толстой кишки

Рвота центрального происхождения, связанная с нарушением кровообращения в головном мозге и раздражением рвотного центра, облегчения, как правило, не приносит.

Характер рвотных масс в зависимости от заболевания:

§ рвота с примесью остатков пищи, съеденной накануне, указывает на нарушение эвакуаторной деятельности (пилоростеноз);

§ рвота типа «кофейной гущи» наблюдается при желудочно-кишечном кровотечении;

§ рвота по утрам с примесью слизи бывает при хроническом гастрите;

§ рвота с примесью желчи — при заболеваниях желчевыводящих путей;

§ рвота с примесью алой крови — при кровотечении из пищевода.

Профилактика рвоты

1. Обстановка, в которой находиться пациент. Помещение следует хорошо проветривать, устранять запахи, провоцирующие тошноту.

2. Положение тела. Пациент сам выбирает удобное для него положение. В любом случае следует избегать давления на желудок. Если пациент истощен или без сознания, следует придать ему полусидячее положение или повернуть на бок.

3. Диета. При упорной тошноте и рвоте, особенно в терминальных стадиях неизлечимых заболеваний, пищу пациентам следует предлагать небольшими порциями, не следует принуждать и торопить пациента во время еды. Следует помнить, а также сообщить родственникам пациента, что некоторые блюда и напитки (теплая пища с сильным запахом, молочные продукты, красное мясо, кофе, сливки) могут вызывать и усиливать тошноту. Хорошо переносятся прохладные напитки, мятные и кислые леденцы, подсоленные чипсы, сухарики.

4. Водно-солевой баланс. В целях предупреждения обезвоживания организма, пациентам, страдающим рвотой, следует давать так много жидкости, сколько они переносят. По мере стихания рвоты количество выпиваемой жидкости возвращается к норме. Для контроля за водно-электролитным балансом необходимо постоянное измерение потребления и потери жидкости.

5. Уход за полостью рта. Регулярной уход за полостью рта позволяет поддерживать чистоту и влажность в полости рта и глотке и уменьшает тошноту.

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПРИ РВОТЕ ПАЦИЕНТУ В СОЗНАНИИ И В БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ.

Пациент в сознанийПациента ослаблен или без сознания
1. Усадить пациента, грудь прикрыть клеенкой. 2. Дать полотенце, поставить к ногам таз. 3. Придерживать голову пациента во время акта рвоты, положив на его лоб свою ладонь. 4. Обеспечить полоскание полости рта водой или 2% раствором натрия гидрокарбоната. 5. Вытереть лицо пациента. 6. Оставить рвотные массы до прихода врача.1. Повернуть пациента на бок, если невозможно изменить положение, то повернуть голову набок во избежание аспирации (попадания) рвотных масс в дыхательные пути. 2. Убрать подушку. 3. Удалить зубные протезы, если они есть. 4. Накрыть шею и грудь пациента клеенкой или полотенцем. 5. Подставить ко рту почкообразный лоток. 6. После рвоты при необходимости грушевидным баллоном или электроотсосом удалить рвотные массы из полости рта, носа. 7. Осуществлять уход за полостью рта после каждого акта рвоты. 8. Оставить рвотные массы до прихода врача.

Примечание:

1. Оказывая помощь при рвоте, медсестра не должна оставлять пациента без присмотра.

2. Необходимо следить за его состоянием, не допуская аспирации рвотных масс.

3. Рвотные массы при отравлении веществом или продуктом неизвестного происхождения следует по назначению врача собрать в чистую сухую емкость, плотно закрыть крышкой и отправить в лабораторию, заполнив направление.

4. Если в рвотных массах появилась алая кровь (кровотечение из пищевода) или они имеют вид «кофейной гущи» (кровотечение из желудка), следует:

§ немедленно вызвать врача;

§ уложить пациента, приподняв ножной конец кровати;

§ создать пациенту полный физический и психический покой;

§ положить на эпигастральную область пузырь со льдом;

§ до прихода врача подготовить 10% раствор кальция хлорида, 1% раствор викасола, аминокапроновую кислоту, набор для определения групп крови;

ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕМЫ

Помощь пациенту при рвоте носит сугубо интимный характер. Пациенты часто испытывают чувства стеснения, неловкости, дискомфорт. Поэтому при оказании помощи пациенту медсестра должна быть спокойной, терпеливой, не выказывать раздражения и брезгливости. Тактично убедить пациента, что причин для стеснения нет. Помогая пациенту при рвоте, ободрите и успокойте его. Чувство естественной брезгливости следует преодолеть. Помните, что психологическая поддержка пациента порой не менее, а даже более важна, чем фактическая.

ПРОМЫВАНИЕ ЖЕЛУДКА

Промывание желудка часто является единственной экстренной (в течение 4-6 часов) помощью при острых отравлениях недоброкачественной пищей, алкоголем, ядовитыми грибами, большими дозами лекарственных веществ, принятых случайно или с целью суицида.

Глубину введения зонда определяют:

· рост пациента минус 100 см;

· расстоянием от переносицы до пупка;

· расстоянием от резцов до пупка плюс ширина ладони пациента.

Многие пациенты плохо переносят манипуляции, связанные с введением зонда. Во время процедуры у них появляется кашель, рвота, слюнотечение, что объясняется высокой чувствительностью слизистой оболочки глотки и пищевода. Важное значение имеет психологический настрой пациента на проведение процедуры. Поэтому задача медсестры объяснить пациенту:

· цель предстоящей процедуры;

· правила поведения во время введения зонда.

Примерное содержание беседы может быть таким:

«Сейчас мы приступим к процедуре. Ваше самочувствие будет во многом зависеть от поведения во время введения зонда. Лягте на левый бок и согните ноги в коленях. Лежите спокойно. Первое и основное правило — не делать резких движений. В противном случае может возникнуть тошнота и кашель. Постарайтесь расслабиться, дышать медленно и глубоко. Пожалуйста, откройте рот. Дышите глубоко и медленно. Сделайте глубокий вдох и глотательное движение на каждое проталкивание зонда. Во время введения зонда нельзя его пережимать зубами, необходимо дышать носом. Если Вам трудно дышать носом, дышите ртом и во время вдоха делайте глотательные движения. Если у Вас есть зубные протезы, то лучше их снять».

При проведении зондовых манипуляций, в том числе и промывания желудка, необходимо помнить о мерах предосторожности:

1. Если в процессе манипуляции в полученном материале кровь следует прекратить проведение манипуляции.

2. Если при введении зонда пациент начинает кашлять и задыхаться, лицо его становиться синюшным, следует немедленно извлечь зонд, т.к. зонд попал в дыхательные пути, и ввести его снова.

3. В случае повышенного рвотного рефлекса у пациента следует обработать корень языка аэрозольным 10% раствором лидокаина.

4. Если пациент без сознания, то промывание желудка проводят только после предварительной интубации трахеи, чтобы избежать аспирации жидкости. Интубацию трахеи осуществляет врач.

5. При отравлении кислотами, щелочами нейтрализующие растворы не применяются.

6. При отравлении веществом или продуктом неизвестного происхождения следует по назначению врача собрать первую порцию промывных вод в чистую сухую емкость, плотно закрыть крышкой и отправить в лабораторию, заполнив направление.

ТЕХНИКА ПРОМЫВАНИЕ ЖЕЛУДКА

Первой помощью при острых отравлениях большими дозами лекарственных препаратов, принятых внутрь, недоброкачественной пищей, алкоголем, грибами и т.д. является промывание желудка. Многие пациенты плохо переносят введение зонда. Причиной этого является повышенный кашлевой или рвотный рефлекс, высокая чувствительность слизистой оболочки глотки и пищевода.

Если при введении зонда пациент начинает кашлять, задыхаться, лицо его становится синюшным, следует немедленно извлечь зонд, так как он попал в гортань или трахею, а не в пищевод.

Показания:1) отравление ядами, недоброкачественной пищей, лекарствами, алкоголем; 2) хронический гастрит с усиленным слизеобразованием; 3) сужение привратника; 4) непроходимость кишечника.

Противопоказания:1) кровотечения из желудочно-кишечного тракта; 2) воспалительные заболевания с изъязвлениями в полости рта и глотки; 3) выраженная сердечно-сосудистая и дыхательная недостаточность; 4) эпилепсия; 5) беременность; 6) органические сужения пищевода; 7) нарушение мозгового кровообращения; 8) тяжелые химические ожоги слизистой глотки, пищевода, желудка крепкими кислотами и щелочами (спустя 4 часа и более).

Оснащение рабочего места:манипуляционный столик; стерильный толстый желудочный зонд; стерильная стеклянная воронка емкостью 1 л; кувшин емкостью 1л; шприц Жанэ для промывания системы; таз; ведро с 10-12 литрами воды температура 30 о -33 о С; стерильная ёмкость, закрывающаяся крышкой (для промывных вод на бактериологическое исследование); клеенка; пеленка или полотенце; средства индивидуальной защиты; ёмкости с дезинфектантами; емкость для использованного белья; ветошь.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector