Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эйдетика для детей: обзор лучших упражнений, методики для дошкольников и школьников

Эйдетика для самых маленьких

Сегодня я хочу поделиться с вами своим сокровищем в области педагогики – эйдетикой. Несмотря на то, что за последнее десятилетие это слово уже многим стало знакомо, я по-прежнему очень часто сталкиваюсь с удивленными глазами в ответ на
мое сообщение о том, что я преподаю эйдетику. Особенно в Америке. В англоязычных источниках я вообще не смогла найти аналог этому, но и русскоязычное население крайне редко оказывается в курсе того, что это слово означает. Итак, что
такое эйдетика?

Если загуглить, то одна из первых ссылок скажет вам, что «Эйдетика – это комплекс упражнений, направленный на тренировку памяти: запоминание информации с максимальной точностью используя образ, звук, запах, вкус, тактильное ощущение. Методика по очередности развивает полушария мозга, а именно центры, отвечающие за мышление, речь, память, внимание, воображение, творчество. Это стимулирует мозг к созданию свободных ассоциаций, образов и запоминанию их. Комплекс упражнений способствует эффективной и успешной тренировке памяти.» Мне кажется, что это вполне емкое определение. От себя добавлю, что влияние этой методики на мышление, память и абстрактное мышление сложно переоценить.

Самое главное даже не то, что благодаря эйдетике дети и взрослые учатся легко запоминать самую разную информацию в любом виде (стихотворения, тексты, образы, числа, звуки, картинки), а то, что занятия эйдетикой формируют позитивное отношение
к учебе и запоминанию, повышают самооценку и веру в себя, учат получать радость и удовольствие от процесса обучения.

Это инструментарий для работы с любой информацией в любом возрасте. Эйдетика тренирует мозг, связь между полушариями и готовит нас к усвоению больших объемов информации. Особенно это может облегчить жизнь тех, кому нужно сдавать экзамены
и всевозможные тесты.

На занятиях с детьми можно учить их запоминать стихи, тексты, последовательности чисел, большое количество слов, не связанных между собой. На уроках эйдетики мы сочиняем истории, фантазируем и… играем, играем, играем.

Дети на занятии много смеются, и поэтому выходят из класса в хорошем настроении. У них уходит зажатость и страх ошибки, появляется чувство свободного полета.

Со взрослыми эйдетика вообще не имеет никаких границ. Можно делать все то же самое, что и с детьми (с не меньшей пользой), а также существуют десятки эйдетических способов научиться запоминать имена и лица незнакомых людей, даты, названия
– все, что может вызывать у человека сложности в повседневной жизни.
И, если упражнения и многочисленные курсы по развитию памяти для взрослых можно найти практически в каждом большом городе Украины (думаю, и в соседних странах
та же ситуация), то вот об эйдетике для самых маленьких (начиная от детей 2 лет) я лично никогда не слышала до тех пор, пока… не решила создать такую группу, находясь уже в Америке. До этого я вела этот предмет в Киеве с детьми 6-10
лет. Мы учили стихи, запоминали многозначные числа и номера телефонов, сочиняли длинные истории – в общем, использовали большинство техник эйдетики. Но что делать с теми, кто еще даже не научился говорить? Я постаралась адаптировать
известные мне упражнения для малышей. Кое-что удалось выудить из Интернета, но большинство упражнений я придумываю просто на ходу, пока веду урок.

Вот сейчас хочу поделиться некоторыми из них. Остальные вы сможете увидеть в моем видео на Youtube канале «Мама нового времени», которое я сделала в сопровождение этой статье, чтоб было больше наглядности. Вы сможете играть в эти игры
(я предпочитаю называть их именно играми, а не упражнениями – потому что именно этим они и являются) со своим ребенком, с группой детей в садике, в школе раннего развития, на Дне рождения – да где угодно, где есть хотя бы один ребенок
и взрослый, желающий провести с ним время полезно и весело. Кстати, эти игры отлично могут поместиться в копилку занятий для «напитывания» ребенка, о котором я писала в своей прошлой статье для этого сайта.

Мастер-класс «Использование приёмов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 130»

МАСТЕР-КЛАСС

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ЭЙДЕТИКИ

В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Ковалева Е.А.

г. КУРСК

Слайд 1,2.

Познакомить с приемами эйдетики и их использованием в работе, а также с играми, которые способствуют развитию воображения, памяти и образного мышления.

Расширить и обогатить знания педагогов о развитии ассоциативно-образного мышления у детей дошкольного возраста.

Слайд 3.

Дети воспринимают и запоминают информацию через мир образов.

В первом случае основой для запоминания стал яркий образ, а во втором — навязанная взрослым информация. Первые 5-7 лет правое полушарие, ответственное за воображение, развивается у человека быстрее, чем левое, ответственное за логическое и аналитическое мышление. Вот почему яркие образы такие важные в жизни детей.

Как помочь ребенку запоминать необходимую информацию и вовремя вспоминать ее? Как пробуждать познавательный интерес, побуждать дошкольников к речевой активности, дарить ощущение успеха? На эти вопросы отвечает эйдетика. Что же это значит?

ЭЙДОС (греч.) – ОБРАЗ.

СИСТЕМА ЭЙДЕТИКИ память без границ.

ЭЙДЕТИКА это не только развитие внимания, воображения, памяти,различных видов мышления, но и способ подачи нового материала .

Она привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы.

Слайд 4.

В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались отечественные ученые-психологи — Павел Петрович Блонский, Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия. Из-за полемики в научной среде по поводу некоторых положений, исследования были заморожены вплоть до современности.

Слайд 5.

Но уже с конца 1990-х годов интерес к методике вновь возвращается – в 1989 г. в России открывается первая школа эйдетики для детей и взрослых . Ее основатель – Матюгин Игорь Юрьевич — доктор педагогических наук, автор многих научных трудов, публикаций и серий книг, которые раскрывают основные принципы эйдетики и ее методы. Школа эйдетики актуальна как в России, так и далеко за ее границами.

Для ребёнка эйдетическое восприятие – это ключ, открывающий 3 великие сокровищницы: память, творчество, знания. На занятиях с применением эйдетических приёмов дети развивают воображение, память, внимание, а отсюда и интеллект в целом.

Слайд 6.

Метод эйдетики построен на простом принципе:
воображение + положительные эмоции = усвоенная информация.

Важное преимущество эйдетического обучения — ребенок учится радостно. Радость обучения, так же, как и радость труда, делает ребенка более здоровым.Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.

Слайд 7.

Использование эйдетических форм с детьми позволяет решить следующие задачи:

активизировать умственные процессы;

развитие скорости и гибкости мышления, наблюдательности;

развитие познавательных способностей.

Слайд 8.

Эйдетика предлагает строить работу с детьми на основе:

ассоциаций, связанных с геометрическими формами;

свободных ассоциаций, связанных с предметными образами;

Слайд 9.

ЦВЕТОВЫЕ АССОЦИАЦИИ.

Детям предоставляются карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но не цветные изображения предметов или явлений.

Воспитатель дает ребенку или же показывает всей группе картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого – выбрать среди картинок разных предметов именно то, изображение которой у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок должен постараться обосновать ответ.

Например: Вот красный цвет. О чем вы подумали?

Можно изменить ход игры: наоборот, предлагайте ряд предметных изображений и записывайте: «О каком цвете вы подумали? Почему?»

Слайд 10.

АССОЦИАЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ.

Для этого вида работы вам понадобятся картинки с изображениями геометрических фигур и различных предметов.

Вопросы задавайте аналогично: «У меня есть круг. О каких предметах вы подумали?»

Слайд 11.

Для этого вида работы нужно иметь набор тактильных картинок, которые предложил профессор, доктор педагогических наук Игорь Матюгин. Основная идея этих карт заключается в том, что каждая из них имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка, палочки, капельки воска, велюр и мн. др.

К коллекции можно добавить карточку с пуговицами, гречкой, кусками проволоки, с дерматиновым покрытием.

Принципы работы остаются такими же, как и в предыдущих видах работы: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой картинка?» (я подумал про зайчика, потому что он пушистый).

Слайд 12.

ИГРЫ ПО МЕТОДУ ЧАСТИЧНОГО ПОКАЗА .

Для этой игры изготовлен домик с окошком (размер окошка соответствует размеру картинки). В окошке есть ставни.

Слайд 13.

Этот вид ассоциации предусматривает установление связей предметов или между собой, или с их признаками. Для использования этого приема, вам нужно иметь набор разных предметов: ниточку, палочку, трубочку, бумажку, кусок ткани, шишку, каштан, камушек, ракушку, монетку, пуговицу.

Воспитатель берет нитку: говорит: «Длинное и гибкое». О чем вы подумали? Или вы держите монетку и говорите: «Круглое и железное». О чем вы подумали? (банка, ее закрывают крышкой) .

В эйдетике применяются аудио записи различных звуков и шумов. Можно создать целую коллекцию звуков, распределив по разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное. Еще есть второй способ использования звуков.

Нужно сделать мешочки и положить в них различные предметы, порождающих звуки. Например: в один мешочек положите бумагу, в другой-монеты, в другие – коробочку с пластмассовыми шариками, камешками, фасолью и тому подобное. Ставим перед ребенком на наборном полотне ряд предметных картинок (книга, лук, еж, листок) и с помощью звукового мешочка с целлофановой бумагой предлагаем выбранный звук, после чего спрашиваем: «О чем ты подумал, услышав этот звук?»(я подумал о книге, потому что когда ее листают, страницы шуршат). Не стоит отгадывать, что находится в мешочках, важно создавать ассоциативные образы звуков. Кроме того, нужно подготовить стакан с водой, трубочку, дудочку, свисток, музыкальный молоток. Предлагайте звук, например, звон монеток спросите: «О чем вы подумали, услышав этот звук?» Старайтесь прятать за ладонью эти источники звуков, которые не можно положить в мешочек: ножницы, дудочку, стакан с водой .

Слайд 15.

Стихи, скороговорки, да и просто адрес детям быстро запомнить удается не всегда.

Как запомнить с первого прочтения 10 слов?

Слова: шкаф, конь, шляпа, люк, облако, гнездо, футболист, чайник, карандаши, крылья?

Нужно представить и сочинить смешную историю вместе с детьми.

Шкаф — лучше представить хорошо знакомый шкафчик из детской комнаты.

Облако — вот шкафчик раскрылся, а из него выплыло белое облачко.

Гнездо — на том облаке лежало большое гнездо аиста.

Конь — в этом гнезде уютно лежат – отдыхал розовый конь.

Шляпа — конь, конечно же, любит примерять шляпы; синяя ему понравилась, и он оставил ее на голове.

Люк — и вдруг в этой шляпе открылся люк.

Футболист — из люка выпрыгнул футболист.

Чайник — он играет в футбол большим красным чайником.

Крылья — ну, а у чайника выросли крылья, как у быстрого самолёта.

Слайды 16-26.

С эйдетикой каждый из нас сталкивался, когда рассказывал сказку по картинкам в книге. Для развития ассоциативной памяти у детей я применяю схемы для запоминания стихотворений — создания пиктограмм. Пиктограмма — это знаки и рисунки, которые изображаются на бумаге, во время чтения стихотворения. Быть специально художником для этого не нужно. Главное, чтобы эти схемы были понятны детям.

Таким образом, для эффективного обучения своих воспитанников, я внедряю эйдетические схемы, алгоритмы. В процессе занятий мы с детьми используем схемы для заучивания стихов, составления рассказов и пересказов сказок и рассказов. Совместно с детьми мы составляем различные схемы, которыми в дальнейшем пользуемся в образовательной и самостоятельной деятельности, ведь эйдетика позволяет расширить не только грани памяти воспитанников, но и их возможности видеть мир по-другому, использовать для себя его полезные секреты.

С помощью пиктограммы мы сейчас выучим стихотворение Александра Прокофьева «Снегири».

Посмотреть на снегирей!

Стайку встретили метели,

А Мороз Красный нос

Им рябинки принёс.

Слайд 27.

Игры со свободными ассоциациями связаны с предметными образами. Из самого названия свободные ассоциации следует, что во время занятий нельзя использовать никаких предметных изображений.

Слайд 28.

Использование этих и других приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти, речи, креативности у дошкольников.

Русский полководец А.Суворов заметил:

«ПАМЯТЬ ЕСТЬ КЛАДОВАЯ УМА, В КОТОРОЙ МНОГО ПЕРЕГОРОДОК, А ПОЭТОМУ НАДО СКОРЕЕ ВСЁ УКЛАДЫВАТЬ, КУДА И КАК СЛЕДУЕТ».

Система эйдетики

Термины «эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 году. Дальнейшее развитие и оформление в качестве методики эйдетика получила в 1920-х годах как результат исследований немецкого ученого Эрика Йенша и его единомышленников.

В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались отечественные ученые-психологи —
П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, но затем в силу ряда обстоятельств эйдетические исследования в нашей стране были заморожены вплоть до современности.

На сегодняшний день эйдетика снова стала объектом для глубокого исследования, и приобрела практическую значимость. Система эйдетики позволяет не только активно запоминать и воспроизводить увиденные образы, но и является одним из ведущих условий для развития неординарного мышления и познавательной активности человека.

Читать еще:  Как быстро вылечить простуду у ребенка

Основателем школы эйдетики в России является Игорь Матюгин – доктор педагогических наук, автор многих научных трудов, публикаций и серий книг, которые раскрывают основные принципы эйдетики и ее методы, которых насчитывается около 20. Школа эйдетики актуальна в России и далеко за ее границами.

Итак, эйдетика…

Эйдетика (от греч. слова “эйдос” — образ) — это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.

Экспериментально доказано, что способностью к активному образному запоминанию обладают все люди. При этом эйдетизм является, по мнению многих психологов, логической стадией развития ребенка. Наилучший период для эйдетизма – возраст от 11 до 16 лет. Следует отметить, что с наступлением переходного периода яркие наглядные образы у большинства детей начинают постепенно исчезать. Считается, что лишь минимальный процент людей сохраняет данную способность на протяжении всей жизни.

Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.

Методы эйдетики

Рассмотрим детально некоторые инструменты методики «Эйдетика». Этими методами желательно пользоваться не только педагогам и воспитателям, но и родителям в ходе ежедневных совместных игр и общения. На их основе можно придумать хорошие и интересные задания, направленные на развитие у детей памяти, образного мышления, речи, фантазии, зрительной памяти.

Метод зрительной прорисовки. Хорошо работает при изучении цифр и букв. Он заключается в том, что контур знака дополняется деталями и, таким образом, он превращается в какой-то предмет. Например, из цифры 6 можно нарисовать навесной замок, из 7 — кочергу, а из 8 — очки. Рисуя, ребенок развивает память и прочно запоминает написание цифр или букв, а когда он встречает в своем окружении предмет, вспоминает «зашифрованный» в нем знак.

Метод мысленной прорисовки. С его помощью детям легче запоминать тексты и стихотворения. Перед тем как заучивать строки, детей нужно «погрузить» в атмосферу, описанную в них. Возьмем, например, известный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина о лукоморье. Попросите детей представить морской берег, почувствовать запах морской воды, услышать шум прибоя. Затем дети представляют, что у берега растет огромный многолетний дуб, опоясанный тяжелой золотой цепью, а по цепи неспешно ходит кот.

Метод запоминания точной информации. Эта техника включает в себя мнемонику, цепной метод и акровербальную технику.

Мнемоника — это приемы запоминания сложной информации путем смены ее вида. Хорошим примером приема мнемоники может быть всем известная фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В этом предложении первая буква каждого слова обозначает цвет спектра в порядке их расположения в радуге.

Цепной метод — заключается в построении цепных ассоциативных связей, то есть таких, когда одна ассоциация вытекает из другой и тем самым помогает воспроизводить информацию в правильной последовательности. Подбор ассоциаций можно сделать занимательной игрой.

Акровербальная техника («акро» в переводе с греческого — «край», «вербо» — слово) основана на преобразовании материала, который нужно запомнить, в интересные тексты, стихи, песни и пр.

Кроме того, система эйдетики предлагает для малышей интересные и веселые методики, позволяющие активнее запоминать необходимую информацию в процессе игры.

Эйдетика для детей — упражнения

Заниматься с ребенком, используя эйдетические упражнения можно с 3-4х лет. Важно, чтобы ребенок сам проявлял интерес к занятиям – тогда и наука пойдет впрок. Важнейшее условие – это желание ребенка и его радостное настроение во время обучения.

1. Задания с карточками

Сочини свою сказку

Дайте ребенку 3 картинки и попросите составить сказку (рассказ), чтобы в ней встречались изображенные предметы. Для детей постарше можно использовать 5-7 карточек. Усложнить задание можно тем, что сказка должна быть на определенную тему, например, Новый год, лето, приключения на море и т.п.

Что исчезло

Разложите на столе перед ребенком карточки, внимательно рассмотрите с ним рисунки. Затем попросите малыша отвернуться, а Вы тем временем уберите одну карточку со стола и измените расположение остальных. Когда ребенок повернется, ему предстоит узнать, какая карточка исчезла.

2. Игры на развитие зрительного восприятия

Исследователи

Рассмотрите с ребенком какой-нибудь предмет, например, чашку. Но смотреть нужно как исследователи, то есть, проговаривая как можно больше внешних характеристик: цвет, форму, материал, рисунок, надписи, повреждения и так далее.

Сыщик

Загадайте какой-нибудь предмет, который находится в вашем с малышом поле зрения. Пусть ребенок попробует отгадать, задавая наводящие вопросы. Чтобы ребенок лучше понял правила игры, можно поменяться с ним ролями: пусть сначала он сам загадает предмет, а Вы будете задавать вопросы.

3. Игры на развитие слухового восприятия

Что так звучит

Покажите крохе по очереди предметы и музыкальные инструменты, которые могут издавать звуки и спрячьте их в коробку. Потом издайте звук одним из предметов и попросите малыша назвать, какой предмет так звучит.

Звуки вокруг нас

Сядьте удобнее, закройте глаза и 10-15 минут слушайте с малышом все звуки вокруг вас.

Кто в домике живет

Возьмите коробку – это будет домик. Положите в нее карточки с изображениями животных. Попросите малыша сказать, кто в домике живет. При этом Вам нужно издавать звукоподражательные звуки животных: мяу, гав, му-му и так далее.

4. Игры, развивающие восприятие запахов

Угадай аромат

Разложите по спичечным коробочкам пахнущие специи, травы, кофе, продукты. Попросите малыша по запаху угадать, что в коробочке. Можно разнообразить задание – сделать по 2 коробочки с одинаковым содержимым и дать задание по запаху найти коробочки с одинаковым наполнением, не открывая их.

В дополнение можно попросить ребенка описать запах или, если задание окажется сложным, расскажите ему сами. Например, запах чеснока – резкий и острый, а запах лимона – свежий и бодрящий.

5. Упражнение на все виды восприятия

Выложите перед малышом три карточки с предметами. Назовите их вместе с ним и опишите их характеристики относительно всех анализаторов: зрительного (как выглядит), слухового (какие звуки издает), тактильного (какой на ощупь), вкусового (какой на вкус), кинестетического (как двигается).

Таким образом, малыш запоминает образ предмета. Переверните карточки картинками вниз и попросите кроху вспомнить, что, где нарисовано.

6. Упражнения на развитие памяти

Запомни слова

Выберите ряд слов для запоминания и попросите ребенка сочинить из них рассказ так, чтобы слова в нем стояли в предложенном порядке. Рассказ может быть нелогичным и фантастическим: здесь важно дать полную свободу фантазии.

Запомни движение

Дети обычно очень любят танцевать, поэтому они с радостью будут разучивать с Вами новые движения и связки. Для лучшего запоминания к ним можно придумать ассоциации или связать с какими-нибудь историями.

Эйдетика для детей, может стать отличной основой и прекрасной подготовкой к школе и взрослой жизни.

Эйдетика: книги

Чтобы правильно подобрать методику, можно прибегнуть к книгам Игоря Матюгина, которые помогут развить память, мышление и фантазию.

«Как развить хорошую память?» Главная изюминка книги – это запоминание сказок, стихов с помощью пиктограммы. В издании присутствуют веселые истории про животных и мультипликационных героев. Родителям эта книга подскажет, как правильно развивать детское воображение и память. Учителя смогут найти план приведения занятий в соответствие с учебным планом. Психологические игры позволят разгрузить напряженную обстановку.

«Как развивать внимание?» Достоинством книги являются простые советы и доступность. Она написана в игровой манере и представляет собой систему упражнений, направленных на развитие памяти и внимания. Советы из этой книги помогут не только детям, но и взрослым. Вы научитесь запоминать только необходимое.

«Как запоминать слова?» В книге представлены советы, которые помогут запоминать правильность написания слов. Авторы издания предлагают интересные приемы, основанные на фантазии и воображении, которые позволяют быстро запоминать слова. Способы позволят усвоить более 120 словарных слов и быстро научиться грамотному письму. В конце книги есть кроссворд.

«Как запоминать английские слова?» В книге даются простые советы по запоминанию английских слов. С ее помощью дети смогут без труда выучить иностранный язык. Кроме оригинальных методов запоминания, книга содержит множество английских слов с подобранными к ним ассоциациями.

По материалам открытых источников

Эйдетика — методика, позволяющая хранить в памяти тонны информации: правда или миф?

Чтобы быть успешным, современный человек должен уметь удерживать в памяти огромное количество информации. Никакие записные книжки, заметки и «напоминалки» в смартфонах не способны охватить всё. Особенно, если дело касается некоторых мелочей. Они могут быть не только визуальными (например, какой режим работы указан на входе в новый магазин), но и вкусовыми (какой вкус был в прошлый раз у ликёра), слуховыми (кому принадлежит этот голос, доносящийся из телевизора в другой комнате), а также обонятельными, двигательными и тактильными.

Думаете, все эти мелочи невозможно удерживать и воспроизводить при необходимости? На самом деле современные техники и приёмы развития памяти позволяют это делать. При регулярных тренировках человек способен надолго запоминать самые незаметные детали в больших объёмах. Имя методики, которая помогает всё это реализовать на практике, — эйдетика.

Общая информация

Что это такое

Эйдетика — это методика для развития памяти, мышления и воображения посредством ярких образов. Она позволяет активно запоминать и быстро воспроизводить любые детали. Но самое главное — она признана одним из ведущих направлений, способствующих формированию неординарного мышления. К ней можно обратиться в любом возрасте. Конечно, больших результатов добьются те, кто регулярно занимается с малых лет. Но, как показывает практика, для взрослых она тоже полезна.

Из истории

Повышенный интерес к эйдетике возник в последнее десятилетие. Многие думают, что это инновационная методика, разработанная учёными XXI века. На самом деле это ошибочное мнение.

Ещё в Древней Греции человек-эйдетик, обладающий идеальной зрительной (эйдетической) памятью, привлекал внимание учёных, философов и мыслителей того времени. Уже тогда они задумывались над тем, как её можно максимально развить. В античных манускриптах есть даже простейшие упражнения — они и положили начало эйдетике.

Всплеск интереса к данному учению наблюдался в начале ХХ века в Западной Европе. Первые подробные описания содержатся в работах сербского учёного Виктора Урбанчича (1907 год). Его идеи подхватил немецкий психолог и философ Эрик Йенш (20-е гг.). Большой вклад в развитие эйдетики внесла марбургская школа психологии, основателем которой был Йенш. В России её теорией и практикой занимались П. П. Блонский, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский. Однако после Второй мировой волна пошла на спад.

На сегодняшний день в России она неразрывно связана с именем И. Ю. Матюгина — доктора педагогических наук. В своих трудах он обосновал основные принципы метода, подробно описал её инструментарий и применяемые техники. Благодаря ему, по всей стране открываются Школы эйдетики, предлагающие заниматься людям все возрастов.

Основные понятия

Следует понимать разницу между понятиями «эйдетика» и «эйдетизм».

Эйдетизм — способность запоминать мельчайшие детали увиденного, нередко сопровождаемые при этом дополнительными образами — визуальными, вкусовыми, слуховыми, обонятельными, двигательными, тактильными. Например, известный русский композитор Николай Рахманинов мог лишь один раз взглянуть на ноты и отыграть записанное в них музыкальное произведение от начала до конца. Подобным даром обладали многие знаменитости.

Эйдетическая память по-другому называется зрительной или фотографической. Она может быть врождённой или приобретённой, т. е. сознательно развитой в течение жизни. В первом случае люди, обладающие такой способностью, воспринимаются окружающими как феномены. Но в психологии это обычный вид памяти — наряду с сенсорной, пространственной и социальной. А психотерапевты утверждают, что это и вовсе патология, так как люди, обладающие такой сверхъестественной способностью, часто страдают галлюцинациями, эпилепсией и прочими тяжёлыми психическими расстройствами.

Эйдетический образ (ЭО) — субъективное представление предмета спустя некоторое время после непосредственного контакта с ним. Отличается отчетливостью, деталями, стабильностью (сохраняется в памяти на продолжительный срок). Чаще всего бывает зрительным или акустическим. Именно его формирование происходит во время занятий эйдетикой.

Эйдетическое мышление (ЭМ) — способность при обработке информации любого рода (синтезе, анализе, обобщении, сравнении) обращать внимание на мельчайшие детали и сохранять их в памяти для дальнейшего активного использования. Выдающиеся математики, для которых важна каждая цифра, стараются развивать ЭМ на протяжении всей жизни. И помогает им в этом эйдетика.

Эйдетическое воображение (ЭВ) — яркая фантазия, позволяющая человеку в деталях представить всё у себя в сознании, хотя на самом деле такого никогда не происходило. Причём эти образы настолько чёткие, что возникает некое дежавю. Ощущаются запахи, дуновение ветра, слышатся голоса, произносящие что-то с разной интонацией, кожа чувствует прохладу или прикосновения, словно это было наяву.

Развитию всех этих психических категорий успешно способствует эйдетика. Если ею заниматься долго и всерьёз, итогом станет эйдетическое восприятие, которое полностью преображает жизнь человека. Он начинает осознавать окружающий мир в виде ярких, запоминающихся образов. Это упрощает повседневные задачи, способствует быстрому реагированию даже на самые неожиданные ситуации, помогает быть успешным в разных сферах.

Происхождение. Термин «эйдетика» восходит к древнегреческому слову «εἶδος», которое переводится как «образ, вид, облик».

Польза

Основная задача эйдетики — развитие памяти и внимания. Однако этим её польза для личностного совершенствования не ограничивается. Она способна оказать гораздо более многогранное воздействие:

  • развивает образную память;
  • обостряет концентрацию внимания;
  • усиливает способность воображения;
  • позволяет запоминать гораздо быстрее и больше информации, чем при механической «зубрёжке»;
  • облегчает изучение иностранных языков;
  • упрощает запоминание нелогичных формул, труднопроизносимых терминов, многозначных чисел;
  • развивает образно-ассоциативное мышление;
  • снимает психологические стереотипы при запоминании информации;
  • повышает работоспособность.
Читать еще:  Диатез у ребенка и способы его лечения

Эйдетика добивается всего этого тем, что при запоминании материала активно используются яркие, часто неожиданные образы и эмоциональные компоненты. Тем самым процесс становится интересным, мотивированным и существенно упрощается.

Поэтому эйдетический метод развития памяти сейчас так активно внедряется в детские сады и школы. Воспитатели, учителя и родители прекрасно знают, как трудно заинтересовать маленького непоседу учёбой и выучить с ним что-то. Игровой деятельности надолго не хватает. Если в сочетании с ней использовать наглядные образы, дело пойдёт проще и гораздо быстрее.

Ещё более полезным метод эйдетики становится в старших классах и в студенчестве, когда приходится учить огромное количество материала. Если умело использовать наглядно-эмоциональные образы, это перестанет быть проблемой и существенно облегчит подготовку к экзаменам.

Методы

Главные инструменты эйдетики — ассоциации и акровербальная техника.

Работа с ассоциациями

Ведётся по двум направлениям: цепной метод и метод зрительных ассоциаций.

Цепной метод

Суть: связать между собой логическими цепочками можно даже самые отдалённые друг от друга предметы.

Упражнение: подбираются 10-15 совершенно разных слов (абсолютно любых: пуговица, фастфуд, правительство, закон, кактус, дедушка, палец, удовольствие, грамота, скотч). Задание: составить из них связный рассказ или просто логическую цепочку. Примерный текст: Правительство издало закон получать от фастфуда максимум удовольствия, за что будут выдавать грамоты с кактусами. Дедушка этому так обрадовался, что порезал палец — пришлось перематывать скотчем.

Согласно эйдетике, чем несуразнее получится логическая цепочка, тем ярче будут эйдетические образы. Забыть серого зайчика и жёлтое солнышко легко, потому что они типичны и будничны. А вот грамота с кактусом, закон о фастфуде, дедушка с пальцем, перемотанным скотчем, — это свежо и необычно. Результат — все 10 слов останутся в памяти.

Зрительные ассоциации

Суть: привязка той информации, которую необходимо запомнить, к конкретному месту, человеку, ситуации. Своеобразное «якорение» из НЛП.

Применение на практике. Например, при объяснении тем по русскому языку «Этимология» или «Однокоренные слова». Учитель демонстрирует классу веретено и часы и просит найти между ними что-то общее. Естественно, это два совершенно разных предмета, никак не связанных между собой. Но оказывается, что веретено вертится, как стрелки на часах. Поэтому исторически слова веретено, вертеться и время — близкородственные и однокоренные. В дальнейшем ученику достаточно будет вспомнить эти две вещи, чтобы воспроизвести данную информацию.

Акровербальный метод

Без него редко обходится тренировка памяти с помощью эйдетики, хотя его активно используют мнемотехника, нейробика, НЛП и другие направления.

Суть: чтобы облегчить запоминание учебного материала, он «зашифровывается» в стихотворения, различные аббревиатуры, коды, песни и даже анекдоты. Во-первых, получается наглядно. Во-вторых, увлекательно и познавательно. В-третьих, легко запоминается. Ученик легко выучивает две строчки весёлого стишка, который в нужный момент вызывает в его подсознании необходимые образы и ассоциации. И вместо рифмы он рассказывает правило по русскому языку.

  • рифма («кое, либо, то, нибудь — дефис поставить не забудь»);
  • фразы из первых букв материала (цвета радуги в известной присказке про охотника с фазаном);
  • связка (при изучении теоремы Пифагора во всех красках представить, как он бегал вокруг своего треугольника и делал открытие);
  • зацепка (например, замена цифр предметами);
  • метод Цицерона.

Акростих для запоминания цветов радуги

Эйдетика имеет в своём арсенале множество и других методик для развития идеальной зрительной памяти, образно-ассоциативного мышления и повышения концентрации внимания:

  • непринуждённое наблюдение;
  • текстология;
  • палиндромы;
  • гимнастика для мозга (нейробика).

Регулярно занимаясь эйдетикой, можно неплохо развить способность быстро и без принуждения запоминать максимальное количество самой разной информации.

Эйдетика для детей

Особую значимость эйдетика приобретает на занятиях с детьми. Их психика и когнитивные способности подобны пластилину. Если работать над развитием зрительной памяти и образно-ассоциативного мышления, начиная с раннего возраста (например, регулярно организовывать такие занятия для дошкольников), это принесёт отличные результаты.

Такие дети быстро сменяют игровую ведущую деятельность на учебную, активно втягиваются в процесс школьного обучения. У них редко возникают проблемы с заучиванием материала. Это позволяет им быть успешными в учёбе и реализовывать своё творческое начало (под воздействием хорошо сформированного эйдетического воображения).

Программа занятий (в качестве примера)

Примерная образовательная программа для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и преподавателей начальной школы и «Развитие памяти детей методами эйдетики».

Упражнения

Упражнения по эйдетике могут включать в свои занятия воспитатели детского сада, учителя начальных классов и психологи, работающие с маленькими детьми. Также их обязательно должны взять на вооружение родители, желающие всесторонне развить своего малыша.

Основные упражнения по эйдетике для детей дошкольного возраста позволят понять, как правильно организовать занятие и вести дальнейшую работу в данном направлении.

Зрительная прорисовка

Техника используется при изучении цифр. Детям раздаются листы бумаги с объёмными контурами изучаемой цифры. Они должны увидеть в ней фигуру какого-либо животного, человека, вещи и дорисовать. Например, ноль — зеркало, восьмёрка — кукла-неваляшка, тройка — змейка и т. д. В дальнейшем при воспроизведении цифры они будут вспоминать именно этот образ и быстро называть то, что требует учитель.

Мысленная прорисовка

При заучивании какого-либо стихотворения нужно, чтобы ребёнок максимально представил то, что в нём описывается. Можно воссоздать звуки леса или шум прибоя, брызнуть на кожу капельки воды, включить слайды на проекторе с нужными иллюстрациями. Дайте задание подробно описать, что он чувствует, ощущает, думает. Такое проговаривание закрепит эйдетические образы в памяти.

Эйдетика — уникальная современная методика для развития внимания, памяти и особого типа мышления. Она показывает отличные результаты и позволяет работать не только с детками. Это прекрасная возможность самосовершенствоваться, чтобы не стоять на месте и постоянно добиваться всё новых высот.

«Эйдетика — методика обучения современных школьников»

В переводе с греческого «эйдос» означает «образ». Эйдетика — это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.

Учебные программы изменились. Современные ученики за время обучения в школе должны усвоить объем знаний в несколько раз больший, чем ученики, допустим, еще 30 лет назад. Чтобы успешно справляться с такой нагрузкой уровень когнитивных (познавательных) и творческих способностей должен быть достаточно высоким.

Существуют современные методики, помогающие детям развивать мышление, речь, память, воображение. В этой статье мы поговорим об одной из них — эйдетике.

Просмотр содержимого документа
««Эйдетика — методика обучения современных школьников»»

«Эйдетика — методика обучения современных школьников»

Подготовила: учитель-логопед

МОУ «Завет-Ленинская школа»

Урбаневич Анастасия Александровна

В переводе с греческого «эйдос» означает «образ». Эйдетика — это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.

Учебные программы изменились. Современные ученики за время обучения в школе должны усвоить объем знаний в несколько раз больший, чем ученики, допустим, еще 30 лет назад. Чтобы успешно справляться с такой нагрузкой уровень когнитивных (познавательных) и творческих способностей должен быть достаточно высоким.

Существуют современные методики, помогающие детям развивать мышление, речь, память, воображение. В этой статье мы поговорим об одной из них — эйдетике.

Термины «эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 г . Дальнейшее развитие и оформление в качестве методики эйдетика получила в 1920-х как результат исследований немецкого ученого Эрика Йенша и его единомышленников.

В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались отечественные ученые-психологи — Павел Петрович Блонский, Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия. Но, из-за полемики в научной среде по поводу некоторых положений, исследования были заморожены вплоть до современности.

В 1989 г. в России открывается первая школа эйдетики для детей и взрослых. Ее основатель – Матюгин Игорь Юрьевич. Здесь учатся работать с информацией, запоминать по специальной методике большие объемы текста, развивают память, образное мышление и воображение.

И, наконец, на сегодняшний день эйдетика получила вполне официальное признание — в мире успешно работают около 5000 инструкторов-преподавателей.

Наиболее эффективных методы для занятий с детьми.

Метод зрительной прорисовки. Хорошо работает при изучении цифр и букв. Он заключается в том, что контур знака дополняется деталями и, таким образом, он превращается в какой-то предмет. Например, из цифры 6 можно нарисовать навесной замок, из 7 — кочергу, а из 8 — очки. Рисуя, ребенок развивает память и прочно запоминает написание цифр или букв, а когда он встречает в своем окружении предмет, вспоминает «зашифрованный» в нем знак.

Метод мысленной прорисовки. С его помощью детям легче запоминать тексты и стихотворения. Перед тем как заучивать строки, детей нужно «погрузить» в атмосферу, описанную в них. Возьмем, например, известный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина о лукоморье. Попросите детей представить морской берег, почувствовать запах морской воды, услышать шум прибоя. Затем дети представляют, что у берега растет огромный многолетний дуб, опоясанный тяжелой золотой цепью, а по цепи неспешно ходит кот.

Метод запоминания точной информации. Он включает в себя мнемонику, запоминание с опорой на ассоциации, цепной метод и акровербальную технику.

Мнемоника — это приемы запоминания сложной информации путем смены ее вида. Хорошим примером приема мнемоники может быть всем известная фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В это предложении первая буква каждого слова обозначает цвет спектра в порядке их расположения в радуге.

Цепной метод — заключается в построении цепных ассоциативных связей, то есть таких, когда одна ассоциация вытекает из другой и тем самым помогает воспроизводить информацию в правильной последовательности. Подбор ассоциаций можно сделать занимательной игрой.

Акровербальная техника («акро» в переводе с греческого — «край», «вербо» — слово) основана на преобразовании материала, который нужно запомнить, в интересные тексты, стихи, песни и пр. Например, неправильные глаголы английского языка легче усвоить в стихотворной форме.

Эйдетика для младших школьников — упражнения.

Задания с карточками.

Сочини свою сказку

Дайте ребенку 5-7 картинок и попросите составить сказку (рассказ), чтобы в ней встречались изображенные предметы. Усложнить задание можно тем, что сказка должна быть на определенную тему, например, Новый год, лето, приключения на море и т.п.

Что исчезло

Разложите на столе перед ребенком карточки, внимательно рассмотрите с ним рисунки. Затем попросите малыша отвернуться, а Вы тем временем уберите одну карточку со стола и измените расположение остальных. Когда ребенок повернется, ему предстоит узнать, какая карточка исчезла.

Игры на развитие зрительного восприятия

Исследователи

Рассмотрите с ребенком какой-нибудь предмет, например чашку. Но смотреть нужно как исследователи, то есть, проговаривая как можно больше внешних характеристик: цвет, форму, материал, рисунок, надписи, повреждения и так далее.

Сыщик

Загадайте какой-нибудь предмет, который находится в вашем с малышом поле зрения. Пусть ребенок попробует отгадать, задавая наводящие вопросы. Чтобы ребенок лучше понял правила игры, можно поменяться с ним ролями: пусть сначала он сам загадает предмет, а Вы будете задавать вопросы.

Игры на развитие слухового восприятия

Что так звучит

Покажите крохе по очереди предметы и музыкальные инструменты, которые могут издавать звуки и спрячьте их в коробку. Потом издайте звук одним из предметов и попросите малыша назвать, какой предмет так звучит.

Звуки вокруг нас

Сядьте удобнее, закройте глаза и 10-15 минут слушайте с малышом все звуки вокруг вас.

Кто в домике живет

Возьмите коробку – это будет домик. Положите в нее животных или карточки с их изображениями. Попросите малыша сказать, кто в домике живет. При этом Вам нужно издавать звукоподражательные звуки животных: мяу, гав, му-му и так далее.

Задания с карточками.

Сочини свою сказку

Дайте ребенку 5-7 картинок и попросите составить сказку (рассказ), чтобы в ней встречались изображенные предметы. Усложнить задание можно тем, что сказка должна быть на определенную тему, например, Новый год, лето, приключения на море и т.п.

Что исчезло

Разложите на столе перед ребенком карточки, внимательно рассмотрите с ним рисунки. Затем попросите малыша отвернуться, а Вы тем временем уберите одну карточку со стола и измените расположение остальных. Когда ребенок повернется, ему предстоит узнать, какая карточка исчезла.

Мы живем в информационном обществе, — ежедневно каждый из нас окунается в поток информации. Этот поток льется на каждого из нас отовсюду: из телевизора, интернета, книг, электронной почты, газет, журналов, рекламных щитов и пр.

Он настолько велик, что несколько лет назад в психологии появились термины «информационный стресс» и «информационная перегрузка». Усвоить всю «входящую» информацию невозможно, да и ненужно. А вот научиться грамотно с ней работать может стать весьма полезным умением в современных реалиях, а именно, — быстро анализировать, отфильтровывать ненужное, прочно усваивать важное. В этом нам прекрасно помогает одна из лучших современных методик обучения – эйдетика.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • ! — KНИЖНЫЕ СЕРИИ 1 (очень важное) (50)
  • ЗДОРОВЬЕ детей (1)
  • ! — KНИЖНЫЕ СЕРИИ 2 (очень важное) (10)
  • ! — БИБЛИОТЕКА (подборки книг по темам) (454)
  • —— Игротека речевых игр (16)
  • —— Папка дошкольника + Я учусь (50)
  • —— Т Ткаченко+О Жукова Упражнения для подготовк (5)
  • —— Школа для дошколят + Вся дошкольная программ (39)
  • ——Грамматика в картинках, Грамматическая тетра (43)
  • ——30 занятий для развития ребёнка + Умный малыш (31)
  • ——КАНИКУЛЫ С ПОЛЬЗОЙ (36)
  • ——Лото — все выпуски + Готов ли ребёнок к школе (13)
  • ——Мастерилка +Играем и учимся (40)
  • ——Новогодние поделки (34)
  • ——Самые нужные игры + (27)
  • ——Солнечные ступеньки (35)
  • ——Шевелёв Математика все сборники+Умникам и умн (46)
  • ——Экспресс-курсы + Развивающие занятия (39)
  • ! ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ (40)
  • . ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ (230)
  • дидактические игры 1 (49)
  • игры-ходилки (1)
  • карточки по лексическим темам (32)
  • кроссворды, ребусы (21)
  • лото 1 (49)
  • лото 2 (50)
  • лото 3 (1)
  • настольные игры (18)
  • плакаты (5)
  • . ИГРЫ РАЗВИВАЮЩИЕ и ОБУЧАЮЩИЕ (258)
  • развитие памяти (32)
  • внимание (38)
  • воображения (2)
  • игры на праздники (1)
  • коммуникативность (1)
  • логического мышления 1 (45)
  • логического мышления 2 (22)
  • на развитие дыхания (5)
  • обучающие игры (10)
  • ориентировка в пространстве (12)
  • пальчиковые (11)
  • подвижные игры (14)
  • развивающие (38)
  • речевые игры по дороге в школу и детсад (38)
  • сезонные игры (зима, весна, лето, осень) (4)
  • сюжетно-ролевые игры (6)
  • . ПЛАНИРОВАНИЕ и МЕТОДИКИ занятий (11)
  • + — ПОДГОТОВКА_ К_ШКОЛЕ + энциклопедии, словари (45)
  • + — _Д_О_Ш_К_О_Л_Ь_Н_А_Я___П_Р_О_Г_Р_А_М_М_А (6)
  • +дошкпрог АППЛИКАЦИЯ (4)
  • +дошкпрог ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (4)
  • +дошкпрог ЛЕПКА (2)
  • +дошкпрог МАТЕМАТИКА (49)
  • дискалькулия (1)
  • +дошкпрог МАТЕМАТИКА 2 (50)
  • +дошкпрог ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (25)
  • +дошкпрог ПИСЬМО (67)
  • графомоторика (31)
  • разное (3)
  • прописи детские (34)
  • +дошкпрог РЕЧЬ (134)
  • игры со словами 1 (42)
  • развитие речи (19)
  • словарный запас 1 (сущ, прил, глагол (48)
  • словарный запас 2 (сущ, прил, глагол (20)
  • +дошкпрог РЕЧЬ 2 (11)
  • +дошкпрог РИСОВАНИЕ (51)
  • +дошкпрог ЧТЕНИЕ (46)
  • разное ДЛЯ ЧТЕНИЯ (7)
  • +дошкпрог ЧТЕНИЕ 2 (62)
  • разное (25)
  • грамматический строй речи (14)
  • слоговой, звуковой анализ слова (24)
  • +ФОНЕМАТИКА (31)
  • .-развитие фонематического слуха (22)
  • .-развитие слухового внимания (3)
  • .-развитие слуховой памяти (2)
  • .-фонематическое восприятие (9)
  • +Н_А_Ч_А_Л_Ь_Н_А_Я_____Ш_К_О_Л_А_ (239)
  • все предметы (матем, русск, иняз, окрмир) (25)
  • развитие речи (19)
  • разное (3)
  • скорочтение (29)
  • иностранный язык (19)
  • дисграфия, письмо (17)
  • математика (50)
  • математика 2 (24)
  • окружающий мир (3)
  • русский язык (39)
  • учебники (15)
  • чтение (6)
  • —ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ и РАЗВЛЕЧЕНИЯ (11)
  • . ——ПОДЕЛКИ (145)
  • аппликация (2)
  • из бумаги (15)
  • из пластилина, солёного теста (12)
  • из природного материала (18)
  • к Новому году (49)
  • к Новому году 2 (35)
  • к празднику (1)
  • конфетные букеты (4)
  • рукоделие разное (2)
  • . ——ПОСОБИЯ своими руками (20)
  • . УСКОРЕННОЕ РАЗВИТИЕ ребёнка (242)
  • .. закрытое (Д.Д.Д0 (19)
  • .развитие речи (40)
  • .развитие речилексические темы (43)
  • .развитие речиматериалы к ЛЕКСИЧЕСКИМ темам (12)
  • артикуляционная гимнастика (24)
  • биоэнергопластика (8)
  • дыхательная гимнастика (7)
  • звуковые таблицы (2)
  • кинезиология (37)
  • логопедический массаж (10)
  • постановка и автоматизация звуков 1 (49)
  • постановка и автоматизация звуков 2 (5)
  • эйдетика (3)
  • ..ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ (58)
  • тесты для 1 — 3 лет (8)
  • тесты для 4 лет (13)
  • тесты для 5 лет (10)
  • тесты для 6 лет (14)
  • тесты для 7 лет (15)
  • ..ЧТО ДОЛЖЕН У МЕТЬ РЕБЁЁНОК (по возрастам) (25)
  • .ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ (32)
  • ==========другие (1)
  • МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (16)
  • НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА (дисграфия) (10)
  • .МНЕМОТЕХНИКА, МНЕМОТАБЛИЦЫ (27)
  • . РАЗВИВАЮЩИЕ КАРТОЧКИ (КАРТИНКИ) (10)
  • карточки Домана (7)
  • ВАЖНОЕ 1 (49)
  • ВАЖНОЕ 2 (50)
  • ВАЖНОЕ 3 (51)
  • ВРЕМЕННЫЕ ПОНЯТИЯ (ил-ции, стихи, игры и т.д.) (72)
  • весна (2)
  • время определяем (8)
  • время суток (11)
  • все времена года (37)
  • дни недели (12)
  • зима (7)
  • лето (3)
  • осень (1)
  • распорядок дня (14)
  • ГЛЕБУ (30)
  • КНИЖНЫЕ СЕРИИ 2 (9)
  • КНИЖНЫЕ СЕРИИ 4 (10)
  • КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР (21)
  • настольный театр (15)
  • пальчиковый театр (1)
  • театр теней (2)
  • тканевый, лепка (4)
  • фланелеграфовый (4)
  • КУЛИНАРНОЕ (21)
  • МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ (5)
  • МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (28)
  • логоритмика (22)
  • музыкальные игры (2)
  • обучение музыкальной грамоте (2)
  • ОДЕЖДА, ПРИЧЁСКИ для детей (31)
  • вяжем детям (7)
  • для кукол (8)
  • карнавальные костюмы (6)
  • причёски для внуков (3)
  • шьём детям (9)
  • ПОЗДРАВЛЕНИЯ (1)
  • ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, этикет (5)
  • ПСИХОЛОГИЯ детская (60)
  • нейропсихология (10)
  • часть 1 (35)
  • часть 2 (15)
  • РАСКРАСКИ (21)
  • азбука, алфавит (2)
  • обучающие, тематические раскраски (14)
  • раскраски тематические (дикие,домаш. живот, птицы (2)
  • раскраски-прописи (графомоторика) (4)
  • САЙТЫ ДЕТСКОЙ ТЕМАТИКИ (61)
  • онлайн обучение (9)
  • СКАЗКИ, РАССКАЗЫ, ЗАГАДКИ (11)
  • аудио, видео, флеш (2)
  • мультики, диафильмы (2)
  • печатные (7)
  • СТИХИ, ЗАГАДКИ (30)
  • приёмы для запоминания (11)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ (48)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 2 (26)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 3 (8)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 4 (19)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 5 (0)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 6 (0)
  • ФИЗМИНУТКА (5)
  • физминутки (3)
  • ю- КОМП (25)
  • Любаша Каргина (11)
  • разное (4)
  • Ю-РАЗНОЕ (17)
  • Я — (закрытое) для с-ний (13)
  • Я — рамочки (40)
  • Я-ДНЕВНИКИ О ДЕТЯХ (30)
  • Я-ДРУГИЕ ЗАКЛАДКИ (41)
  • я-пппппппппп (3)
  • Я-хлам (31)
  • ЯЯЯ-GGG (6)
  • ___НАЙТИ ПОЛЕЗлитературу (5)
  • ___РАСПЕЧАТАТЬ (69)
  • Pаспечатать из вКОНТАКТЕ (37)
  • ___РАСПЕЧАТАТЬ НЕМЕДЛЕННО. (36)
  • ___РАССМОТРЕТЬ (28)
  • ___СЕРИЯ СООБЩЕНИЙ (20)
  • ___СКАЧАТЬ (13)
  • ___ССЫЛКИ с ПАНЕЛИ (48)
Читать еще:  Диета при диарее у ребёнка: чем кормить и поить малыша

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Упражнения эйдетики для детей: игры и занятия на развитие образной памяти

Эйдетика — новое направление в современной детской психологии, специальная методика, ориентированная на развитие образного мышления у ребёнка. Она активно применяется для обучения малышей младшего школьного возраста, даже нравится им, так как использует в качестве основы простые игры. Получается, что вместо скучной зубрёжки информация усваивается через ассоциации.

Все родители могут использовать полезные, развивающие упражнения эйдетики для детей от 4 до 10 лет. Это поможет подготовить их к школе, облегчить привыкание к учебному процессу и усвоение предметов самой различной направленности.

Самое простое упражнение

Очень полезна эйдетика для детей дошкольного возраста: упражнения для них лёгкие, не сложные, но очень эффективно развивают ассоциативную память. Предлагаем вам одно из самых простых, которое подойдёт даже для трёхлетнего малыша.

Перед прогулкой попросите его перечислить ту одежду, которая ему понадобится для этого мероприятия. Причём называть её он должен в той последовательности, в которой будет надевать. Ещё один нюанс для данного упражнения: всё это нужно сказать, не видя этих вещей, т. е. малыш их должен будет воспроизвести самостоятельно. Это и есть развивающий момент в занятии для укрепления памяти.

Эйдетика для детей хороша ещё и тем, что помогает развить фантазию, направить её в нужное русло. Если вовремя не заострить на этом внимание, ребёнок может сначала — сочинять нелепые и зачастую очень глупые истории, а там и до самого настоящего вранья недалеко. Чтобы избежать такого неприятного момента, можно использовать следующее творческое упражнение эйдетики.

Самостоятельно придумываете 10–12 слов (любых), проговариваете их малышу. Он должен их не только запомнить, но ещё и сочинить с ними рассказ. Во-первых, это развивает его речь. Во-вторых, тренирует память (слова в его вымышленном рассказе должны идти строго в той последовательности, в какой вы их назвали). В-третьих, такое упражнение поможет найти буйной фантазии полезное направление. Вы сами удивитесь, какой талант может проявить ваше чадо, выполняя это задание.

Упражнения эйдетики для детей

Существует очень интересная игра с карточками для развития визуальной памяти, которая просто необходима в процессе обучения в школе. Отберите яркие картинки птиц, людей, животных, домов, игрушек. Ребёнок должен вытащить из целой пачки 10 карточек и составить рассказ с предметами и живыми существами, которые на них изображены. Задание похоже на предыдущее, но тем не менее существенно отличается от него с точки зрения эйдетики. Предыдущее развивает образную, а данное — визуальную память.

Как запомнить цифры

Упражнения эйдетики помогают малышам быстро и легко выучить цифры. Строятся они на основе образов и ассоциаций, которые числа вызывают в их сознании. Он мысленно должен связать каждую цифру с каким-то определённым образом, придумать, на что она может быть похожа, с каким цветом и звуком она у него ассоциируется. В дальнейшем, когда малыш будет вспоминать ту или иную цифру, у него в голове будут возникать образы, которые он сам же и придумал, что поможет воспроизводить их очень быстро и легко.

Как учить стихи

Очень часто детям бывает трудно запоминать стихи. Чтобы этот процесс не превратился в настоящее мучение и для родителей, и для самого ребёнка, некоторые упражнения эйдетики помогают преодолеть и эту трудность.

Они предлагают запоминать не сами слова, а те образы, с которыми они ассоциируются у ребёнка. Это называется у психологов «визуальная составляющая стиха». Строфы совместно с ребёнком родители должны превратить в маленький фильм. В нём каждое совершаемое действие будет в мыслях ассоциироваться с конкретным словом из стихотворения. В данном деле очень важно запомнить последовательность «кадров», т. е. слов.

Игра в ассоциации

В эту игру любят играть многие взрослые, даже не подозревая, что для детей она может стать прекрасным упражнением эйдетики. Ведь она очень хорошо развивает память. Вы называете любое слово и просите ребёнка назвать другое, с которыми оно у него ассоциируется. Дети очень любят подобные развивающие игры.

Во время подобных упражнений родители должны устраивать малышу так называемые отвлекающие манёвры. Они позволяют ему не только отдохнуть, но и попутно продолжить тренировку памяти. Причём сделать это можно с помощью элементарной смены положения тела. Мало кто знает, что такой простой приём способствует большей концентрации внимания. Ребёнок может пересесть на другое место, походить по комнате, потянуться, сделать пару несложных физических упражнений. Кроме этого, можно быстро переключить внимание малыша на что-то другое, отвлечь его. Это позволит ему сосредоточиться, а также тренирует внимательность.

Эйдетика упражнения для детей

Успеваемость детей в школе может зависеть не только от интеллекта, но и от желания ребенка получать новые знания. Малейшие неудачи в плане учебы, даже для самого любознательного малыша, могут стать огромным препятствием, могут убить в нем желание учиться и пробудить в нем страх перед сложностями.

Плохие оценки могут быть причиной лени. Но очень часто корни проблемы лежат в сложности восприятия большого количества информации современными детьми. Учебные программы подверглись серьезным изменениям и дополнениям, соответственно и нагрузка на мозг ребенка увеличилась в разы. Заставлять ребенка работать сверх своих возможностей как минимум глупо и безрассудно. Но справиться с данной проблемой можно и другим способом. Для тех родителей кто задается вопросом, как развить ребенку память, существует ответ в виде уникальной методики под названием эйдетика. Данная методика способствует развитию образного мышления. Ее активно применяют для обучения детей младшего и среднего школьного возраста, так как она подразумевает под собой возможность обучения посредством игры, что очень нравится детям. Суть ее состоит в том, что в противовес обычной скучной зубрежке, ребенок запоминает информацию на основе ее ассоциаций с различными образами.

Существует эйдетика для детей дошкольного возраста. Начало работы в таком возрасте может дать отличные результаты. Малыши склонны фантазировать, но современные технологические новшества в виде интернета и телевизора мешают полностью раскрыться детской фантазии.

Эйдетика. Упражнения для детей

Специальные упражнения помогут развить память, воображение и образное мышление. Элементарное бытовое занятие можно превратить в полезное упражнение. К примеру, во время очередных сборов на улицу можно предложить малышу заранее перечислить вещи для прогулки в том порядке, в котором он их будет одевать.

Более творческое задание: придумайте несколько слов, предложите ребенку запомнить их и с ними же составить рассказ. При этом изначальную последовательность слов нарушать нельзя. Такой прием поможет развить у малыша фантазию.

Развить визуальную память поможет игра с карточками. Для игры можно использовать карточки с изображениями домов, животных, птиц. Попросите ребенка к каждым 10ти карточкам составить рассказ.

Упражнения эйдетики помогут выучить цифры. Упражнение также строится на основе ассоциаций и образов, которые вызывают числа. Ребенок должен мысленно связать цифру с образом, подумать на что она похожа, какой звук может издавать, какой цвет ее символизирует.

Для запоминания стихов и иностранных слов, эйдетика советует запоминать визуальную составляющую стиха. Каждый стих можно превратить в короткий фильм или мультик, где каждое действие будет ассоциироваться с определенным словом. Тут главное запомнить последовательность слов.

Игра в ассоциации — еще один хороший способ развить память. взрослый называет слово — ребенок называет слово или словосочетание, с которым оно ассоциируется.

На самом первом этапе знакомства с внешним миром дети изучают не буквы, а фигуры. Объемные кубики и различные геометрические фигурки будут запоминаться быстрее и веселее в ходе игры.

Эйдетика упражнения для детей должны строится на игровой форме. При правильной организации обучения, подобный способ запоминания будет перенесен ребенком в сферу учебы. Посредством таких вот ассоциативно-игровых запоминаний он будет с удовольствие делать домашнее задание, будет стремиться к освоению новой информации.

Полезные мелочи и советы родителям

Небольшие отступления от хода занятия помогут ребенку не только отдохнуть, но и натренировать память. К примеру, способствует лучшей концентрации внимания элементарная смена положения. Так, во время занятия или выполнения домашнего задания, можно предложить ребенку пересесть на противоположную сторону стола, встать или даже походить по комнате.

Второй прием — быстрое переключения внимания. Для упражнения готовятся несколько вопросов из разных областей знаний. При этом проговаривать ответы на вопросы нужно полностью.

Примеры вопросов:

  • Сколько дней в декабре?
  • Столица США?
  • Какие цвета присутствуют на флаге Франции? и т. д.

Суть эйдетики заключается в предоставлении возможности ребенку пофантазировать. Специальная литература по данной методике и преподаватели специализированных школ знают, как развить ребенку память.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector