Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребенок меланхолик – особенности развития и воспитания

Если ваш ребенок – меланхолик, то вам надо ходить на цыпочках или тонкости воспитания грустного и чувствительного малыша

При рождении, у человека появляются черты характера, влияющие на всю его жизнь. Одной из самых важных черт, считается темперамент, от которого зависит то, насколько легко будут даваться достижения целей или как сложно человеку будет найти свое место в жизни. Задача родителей – выявить особенности характера ребенка и скорректировать модель воспитания, так как от этого зависит гармоничная адаптация в современном обществе.

Особенно сложно воспитывать ребенка-меланхолика, так как малейшее нарушение в построении его личности, может негативно сказаться на его внутреннем состоянии.

Основные отличия меланхолика

Ребенок-меланхолик, обладает повышенно чувствительностью к словам и интонациям. Эта категория детей очень ранима и подолгу не может вернуться в русло гармоничной жизни, после резких заявлений в его сторону. Меланхолики имеют утонченную натуру и с особой нежностью сострадают ближнему окружению.

Дети меланхолики пребывают в спокойном состоянии, и малейшее нарушение привычного уклада вещей, может ввести их в паническое состояние. Основная черта меланхолика – нерешительность, которая отчетливо прослеживается не только в поведении, но и в тихой и замедленной речи.

И несмотря на то, что такие детки с трудом привыкают к смене обстановки и к новым знакомствам, они довольно мягки в общении и отличаются покладистостью и послушанием.

Ребенок – меланхолик испытывает трудности в усваивании школьной программы, так как невнимательны и не сосредоточены. Меланхолики очень быстро устают, подолгу сидят на одном месте и с удовольствием проводят время, уставившись в одну точку.

Меланхолики не отличаются инициативностью и редко самостоятельно заводят дружбу, зато, если отвечают взаимностью, то становятся верными друзьями.

Пониженный жизненный тонус легко компенсируется бурной фантазией и впечатлительностью.

Проблемы, с которыми могут столкнуться родители

Любые задания меланхоликом воспринимаются с трудом, так что в процессе обучения необходимо набраться терпения и быть готовым повторять задачу раз за разом. Такая реакция, никак не является следствием «отсталости», а указывает лишь на особенности восприятия новой информации.

Ребенок-меланхолик редко делится своими проблемами и переживаниями, а это значит, что родители обязаны подмечать малейшие изменения в настроении, чтобы вовремя принимать соответствующие меры и прийти на помощь.

Не стоит насильно заставлять меланхолика идти в детский садик, если он того не хочет. У вас уникальный ребенок, а значит и подход должен быть индивидуальным. В идеале подобрать домашнее обучение с индивидуальным репетитором.

Не стоит наказывать ребенка как всех. Меланхолики очень впечатлительны, а это значит, что там где энергичному ребенку нужно суровое наказание, меланхолику будет достаточно спокойного выговора голосом. В противном случае, если перегнуть палку, то у него может произойти сильнейший стресс.

Как воспитывать меланхолика

  1. Обеспечьте любовь, взаимопонимание и поддержку. Эти основные качества необходимы ребенку от родителей и на протяжении всей жизни. Проявляйте такт и понимание, а также запаситесь терпением. Помните о темпераменте своего малыша и подстраивайтесь под его темп жизни.
  2. По возможности защищайте ребенка от внешних раздражителей. Окружающие ничего не знают о темпераменте вашего ребенка, а значит, могут пошатнуть его душевное равновесие одним неосторожным словом или действием.
  3. Не торопите ребенка, и не требуйте больше, чем он может усвоить или сделать.
  4. Меланхоличные дети с трудом идут на контакт с незнакомыми людьми и сверстниками, так что ваша задача помочь им в этом.
  5. Постарайтесь не использовать в общении грубые слова, повышенный тон и избегайте наказаний. Если наказать необходимо, то выбирайте более смягченную форму порицания, чем хотелось бы на первый взгляд.
  6. Старайтесь чаще обнимать ребенка-меланхолика, целовать его, говорить ободряющие слова. Одним словом, поддерживайте его.
  7. Уважайте его чувства и обязательно считайтесь с ними.
  8. Делитесь с ребенком своими переживаниями и чувствами. Это поможет налаживанию контакта и поспособствует тому, что он сам захочет быть более раскрытым с вами.

Меланхолики – творческие натуры. Позаботьтесь о том, чтобы у них было хобби, запишите на всевозможные мастер-классы и творческие занятия.

Сконцентрируйтесь на том, что такому ребенку нужна поддержка и понимание того, что вы всегда придете на выручку и поможете преодолеть любые трудности. И тогда ваш ребенок получит гармоничное воспитание и вырастит полноценной личностью.

Темперамент ребенка и особенности воспитания. Дети — меланхолики

Дети-меланхолики – самые нежные и ранимые. Что таится за их внешним спокойствием? Как правильно воспитывать таких детей, не нарушив их природу?

«Как черные очки, так и меланхолия
гасят краски окружающего мира…»
Жан Кокто

Дети-меланхолики – самые нежные и ранимые из всех четырех типов темперамента. Тихие, спокойные, замкнутые. Часто их путают с флегматиками. В чем же разница? Что таится за их внешним спокойствием? Какие сильные и слабые стороны преобладают в их характере? Как правильно воспитывать таких детей, не нарушив их природу? Об этом в нашей статье.

Как узнать меланхоличного ребенка

В детском коллективе ребенка-меланхолика увидеть нетрудно. Обычно такой малыш очень плаксив, причем причины его слез многим непонятны. Он сторонится больших компаний детей, если и играет, то с одним-двумя ребятами. Движения его медленны, речь неторопливая, голос тихий. Он очень робок, стеснителен. Ему трудно оставить маму и самостоятельно взаимодействовать со сверстниками.

Ребенок-меланхолик послушен и взрослым создает только одну проблему: он несамостоятелен и боязлив. Меланхоличного малыша вы вряд ли оставите под присмотром соседки, если нужно на минутку отлучиться в магазин.

В детском саду такие детки испытывают настоящий стресс и часто так и не привыкают к нему. Оторванные от мамы и дома, они чувствуют себя как на острове среди чужеземцев. Они не решаются сказать, что не будут есть суп, что не могут выполнить задание, что им нужно в туалет и т.д.

Если ребенок-холерик выразит свое недовольство громкой истерикой, то меланхолик будет страдать и изо всех сил сдерживать свои эмоции, а потом не выдержит и разразится горькими слезами. Воспитатели разводят руками, им непонятно, почему при всей их внимательности к ребенку, он замкнут и так раним.

Хотя тот же плачущий в детском саду малыш будет спокоен и счастлив среди детей на детской площадке или в развивающем центре, потому что там сумеет с кем-то подружиться, ведь от близости с мамой будет чувствовать себя уверенным и защищенным

С флегматиком такой малыш похож своей медлительностью и спокойствием. Но если ребенок-флегматик уравновешен и внешне и внутренне, то у меланхолика чаще только маска спокойствия, за которой столько страхов, обид и страданий.

Конечно, есть у меланхоликов и свои сильные стороны. Такие дети склонны все начатое доводить до конца, аккуратны и дисциплинированы. Очень трудолюбивы. Во взрослой жизни они часто становятся профессионалами своего дела, потому что очень скрупулезны, дотошны.

Дети-меланхолики очень верны дружбе, но требуют такого же отношения и к себе. Они ревностно переживают, если их друг начинает общаться с кем-то еще. Они склонны сопереживать друзьям и даже жертвовать собой ради их интересов.

Еще одна отличительная особенность меланхоличных детей. Несмотря на свою неуверенность в себе, они очень самолюбивы и ждут постоянного внимания к своей особе. К примеру, позовут ребята малыша-меланхолика играть на детской площадке, а он через несколько минут возвращается к маме и жалуется: «Мальчики позвали меня, а сами со мной не играют!» Другими словами, такой ребенок безынициативен, его нужно учить взаимодействовать с товарищами.

В учебную деятельность меланхолики включаются медленнее, чем сангвиники и холерики. Им нелегко переключаться с одного вида деятельности на другой. Зато они любят четко следовать инструкциям или алгоритму действий.

Как правило, у таких деток аналитический склад ума. Они – маленькие эстеты, с удовольствием занимаются музыкой и рисованием. Творческие натуры.

Секреты воспитания

Так как дети-меланхолики очень ранимы и не отличаются коммуникабельностью, поддержка родителей им просто необходима. Именно от родителей зависит, смогут ли их детки адаптироваться к сложностям окружающего мира, реализовать себя как личность.

Воспринимаем меланхоличного ребенка как нежный, хрупкий цветок. Ни в коем случае не используем авторитарный стиль воспитания. Чтобы сохранить доверие ребенка, становимся для него старшими друзьями.

Итак, чем же могут помочь родители?

Бороться со страхами

Маленькие меланхолики впечатлительны, они сами придумывают себе страхи. Врожденный пессимизм только усугубляет их тревожность.

Чтобы избавиться от страха перед чем-либо, используем сильную сторону меланхоликов – склонность рассуждать, анализировать. Строим вместе с ним логическую цепочку и выясняем причину страха.

Приведу пример. У моей знакомой пятилетняя дочь боялась ходить на танцевальный кружок. С занятий она возвращалась довольной, танцевать нравилось, но как только наступало время идти на факультатив снова, дочь тревожилась, уговаривала маму остаться дома. После вопросов мамы девочка призналась, что не умеет самостоятельно расстелить или убрать покрывало для упражнений. Состоялся примерно такой диалог: «А что ты чувствуешь, когда нужно расстелить коврик? Ты боишься? Стесняешься? Переживаешь, что все умеют, а ты нет?» Дочь ответила: «Я боюсь, что не успею, а все уже начнут заниматься». Мама: «Почему ты думаешь, что учитель тебя не подождет? Так уже было?» Девочка: «Нет, потому что мне всегда помогала с ковриком Марина, и я успевала». Мама: «Но Марина поможет тебе и на этот раз» Дочь: «А вдруг ее не будет?» Мама: «Можно не ждать Марину, а научиться это делать самой. Давай сейчас и начнем. А учитель тебя все равно подождет, это я точно знаю. Если хочешь, я ее об этом попрошу».

Учить общаться

Так как дети-меланхолики очень застенчивы, с ними нужно репетировать сцены знакомства, беседы со сверстниками на примере мягких игрушек. Научите сына (дочь) нескольким интересным играм, которые он потом сможет предложить сверстникам. Затем, выйдя на детскую площадку, помогите малышу завязать знакомство. Меланхолику недостаточно сказать: «Иди, познакомься с тем мальчиком». Нужно вместе подойти к малышам, выделить среди них самого улыбчивого и контактного и организовать беседу, выявить общие интересы, возможно, пригласить гости.

Развитию коммуникативных навыков способствуют спортивные секции, айкидо, к примеру. Этот вид спорта учит ребят защищаться, а не нападать. Ребята работают группой и парами, их уверенность и общительность растет с каждым занятием.

Чтобы другие дети интересовались вашим тихим и часто грустным малышом, нужно помочь сделать его популярным среди остальных. Это, кстати, не так трудно, потому что во взаимоотношениях дошкольников нет еще той крепкой дружбы, о которой мы думаем. Чаще детскими отношениями двигает интерес, любопытство и даже маленькая корысть.

Читать еще:  Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра

Если провести опрос «Почему я дружу с…», ответы будут примерно такие:

  • у него много игрушек, которых нет у меня;
  • с ним интересно, потому что он знает много игр;
  • он добрый, помогает мне в…;
  • он меня не обидит;
  • он приглашает меня в гости и на день рождения.

Думаю, ребенку-меланхолику легко соответствовать всем этим пунктам. Правда, большой компании друзей у него не будет, лишь потому, что ему они не нужны. Один общительный друг спасет вашего малыша от робости.

Проявлять самостоятельность

Меланхоличный ребенок не может легко, не задумываясь, как сангвиник, попросить о помощи другого человека. Он испытывает такую нерешительность, какую нам трудно понять. Поэтому, если малыш не умеет что-то делать сам, а вас не окажется рядом в нужный момент, он испытает настоящий стресс. Воспитывайте его самостоятельность как можно раньше: учите его обслуживать себя (одеваться, обуваться, заправлять кровать, складывать вещи и др.), развивайте учебные навыки согласно его возрасту (вырезание, лепка, рисование, письмо и т.д.). Такие малыши очень медлительны, поэтому часто родители уступают соблазну все сделать за сына (дочь) и лишают его независимости.

Хорошо, если ребенок будет чувствовать себя необходимым вам. Просите его о помощи, давайте посильные задания и хвалите в благодарность.

Быть легкомысленными

Меланхолики по природе своей очень консервативные, сжатые в рамках своих правил и принципов. Небольшая порция беспечности и легкомыслия поможет им быть более устойчивыми перед стрессами. Смейтесь вместе над пролитым стаканом сока, гуляйте под дождем без зонта, прыгайте по лужам и совершайте другие чудачества в пределах разумного.

Научить постоять за себя

Дети-меланхолики могут быть объектами нападок со стороны сверстников. Если вы замечаете такие ситуации часто по отношению к вашему ребенку, то нужно их строго пресекать. К сожалению, психика меланхоликов настолько тонкая, что они склонны к суицидам.

А что делать самому ребенку в случае, если его обидели? Психологи рекомендуют обсудить это с самим ребенком, учить его принимать решения самостоятельно, не ждать помощи родителей. Спросите малыша: «Что ты сейчас чувствуешь? Злость? Обиду? Страх?» Ребенок попросит совета, а вы предложите ему несколько вариантов: закричать, убежать, ударить, спокойно сказать свое пожелание, пойти и рассказать воспитателю. Прогнозируйте вместе, что будет, если выбрать тот или иной вариант. Уверенность ребенку придаст понимание того, что он любим вами и не одинок в своей беде.

В дошкольном возрасте можно предлагать ребенку игры, которые учат переживать и бороться с агрессией. К примеру, известные нам бои подушками. Можно в ролевых играх дать малышу сыграть одновременно две роли: злой и доброй игрушки и поинтересоваться, кем ему понравилось быть больше.

Мне кажется, детям с меланхолическим типом темперамента чуть сложнее, чем другим. Но не стоит забывать, что темперамент – это лишь материал, из которого под воздействием семьи, школы, окружающей среды вырастает характер ребенка. При нашей поддержке, своем терпении и упорстве ребенок-меланхолик научится преодолевать слабые черты своего темперамента и станет уверенной самодостаточной личностью.

Консультация «Как воспитывать меланхолика»

Наталия Жекова
Консультация «Как воспитывать меланхолика»

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ РЕБЁНКА МЕЛАНХОЛИКА

Самое главное в воспитании ребёнка меланхолика — это создать для него комфортные условия в семье. Уважаемые родители помните Вашему ребенку очень нужна родительская любовь и внимание.

Вы должны знать, что любое замечание, плохая оценка приводят ребенка в отчаяние. Поэтому вам придется постоянно поддерживать самооценку ребенка, контролировать свои слова и эмоции. Приучайте своего ребёнка к критике постепенно, будьте тактичны и терпеливы, ни в коем случае не кричите, говорите спокойным голосом, приводите доводы, и тут же похвалите малыша за другие достижения или просто за старание. Не бойтесь перехвалить меланхолика, хвалите его как можно чаще.

Воспитывая сына или дочь, обращайте внимание на следующие аспекты воспитания:

1) Ребёнка необходимо ограждать от негативной информации, и предупреждать появление внутренних страхов; Имея способность к мнительности, ребенок с таким темпераментом часто застревает в состоянии стресса, негативные мысли и страхи циркулируют в его голове, приобретая причудливые формы. Не давайте ребёнку возможности застревать на отрицательных эмоциях. Вселяйте оптимизм, приводите примеры из собственной жизни, рассказывая не только об удачах, но и промахах, но с положительным подтекстом.

2) Ребенок должен знать, что ошибаться не страшно, во — первых никто не идеален, во — вторых ошибки всегда можно исправить;

Девиз в общении с меланхоликом — «Людям свойственно ошибаться».

3) Всегда нужно помнить, что у детей этого темперамента обострено чувство вины, поэтому ругать и критиковать их нужно очень осторожно. Тем более не стоит этого делать прилюдно. Лучше спокойно объяснить, что было сделано не правильно, отведя малыша в сторону.

4) Всегда ставьте перед ребёнком простые и понятные ему задачи. Объясняйте ему, что от него конкретно требуется сделать, и не ждите мгновенного выполнения, дайте ему время на обдумывание и планирование своих действий.

5) Старайтесь, как можно меньше подшучивать над ребенком. Лучше похвалите за то, как он хорошо рисует,скажите ободряюще: «Ой, какой ты у меня умница, нарисовал такой красивый домик!».

Меланхолики хорошо поддаются внушению, поэтому необходимо акцентировать внимание на их достижениях и достоинствах, и помните! подчеркивание недостатков закрепляет неуверенность, похвала, напротив формирует чувство уверенности и подавляет комплексы.

Самое важное – никогда не ругайте малыша за стеснительность

6) Приучайте ребенка не бояться небольшого шума и новых знакомств. Дети такого типа с трудом включаются в коллективные игры, но, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселятся вместе со всеми. Помогите своему ребёнку включиться в игру, научите знакомиться, прорепетируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам. Убедите ребёнка, что неудача не делает его хуже остальных.

7) Также таким детям полезно заниматься спортом. Спорт научит ребёнка регулировать свои движения, преодолевать трудности;

8) Поддерживайте положительные эмоции ребенка;

9) Необходимо давать ориентиры и образцы для подражания;

10) Каждая победа ребенка должна сопровождаться благодарностью, похвалой, совместной радостью;

11) Переключайте внимание на результат деятельности, а не на оценку, которую ему дали в детском саду, далее в школе. Просите его продемонстрировать вам свои достижения, восхищайтесь и радуйтесь вместе с малышом. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с поставленной целью, задачей. Как можно чаще говорите ему об этом, напоминайте о прошлых успехах.

12) Будьте для своего ребёнка примером в общении с окружающими. Сдерживайте свои бурные порывы в присутствии малыша. Помните поведение вашего ребёнка, общение с окружающими, особенно близкими для него, всегда будет Вашим отражением!

13) Помните, что накопление проблем, грубое обращение с меланхоликом неприемлемы. У Вашего ребёнка в семье должен быть человек (мама, папа, бабушка и т. д., которому он мог бы полностью довериться, постоянно получать от них тепло и внимание и поддержку!

УСПЕХОВ В ВОСПИТАНИИ!

Консультация для родителей «Искусство воспитывать» Выступление на общем родительском собрании Тема: «Искусство воспитывать». Воспитатель: Иващенко Галина Николаевна «Сегодня уже говорили.

Консультация «Как правильно воспитывать ребенка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №43 ПОСЁЛКА ДРУЖНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН Протокол.

Консультация для родителей «Мультфильмы, которые помогают воспитывать» Десяток «волшебных» мультиков 1. Ребенок не хочет умываться или чистить зубы – «Королева Зубная щетка» (1962 г.) 2. Ребенок отказывается.

Консультация для родителей «Воспитывать сложнее, чем учить» «Воспитывать сложнее, чем учить», так ли это? Давайте разберёмся вместе. В 2004 году, министр образования В. М. Филиппов сказал, что: «Одной.

Консультация для родителей «Одинаково ли нужно воспитывать сыновей и дочерей?» Одинаково ли нужно воспитывать сыновей и дочерей? Воспитатель 1квалификационной категории Веснина Светлана Петровна Чем женщина очаровывает.

Консультация для родителей «Как воспитывать детей с разными группами крови» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ГРУППАМИ КРОВИ» ВОСПИТАТЕЛЬ: бЕЛОПЛОТСКАЯ Т. А. Группа крови, как и прочие наследственные.

Консультация для родителей «Воспитывать нравственного человека» Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие — кто из родителей не хотел бы воспитать у своего ребёнка эти прекрасные человеческие.

Консультация «Знать ребёнка, чтобы воспитывать» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» Консультация «Знать ребёнка, чтобы воспитывать» Подготовила:.

Круглый стол для педагогов в детском саду «Как воспитывать мальчиков? Как воспитывать девочек?» Круглый стол для педагогов на тему: «Как воспитывать мальчика? Как воспитывать девочку?» «Нельзя считать один пол совершеннее другого,.

Консультация для родителей «Ребенок-меланхолик: как распознать меланхолика в своем ребенке» Кто-то из детей постоянно бегает, кто-то затевает драки, кто-то спокойно складывает пазл, кто-то сидит на руках у родителей… Дети такие.

Ч.4 Детский темперамент-Меланхолик

МЕЛАНХОЛИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ
(в его основе лежит слабый тип высшей нервной деятельности)

Положительные: высокая чувствительность, сердечность, способность к сочувствию, тонкая восприимчивость, в привычной обстановке — исполнительный работник, мягкость, доброжелательность.

Отрицательные: легко раним и застенчив, неуверен в себе, мнительность, замкнутость, пониженная активность, низкая работоспособность (в неблагоприятных условиях).

Меланхолик — это мягкий и послушный кроха. Меланхолики застенчивы, робки, а нерешительность — одно из основных свойств их характера. Нерешительность проявляется во всех движениях, жестах и речи малыша-меланхолика. Его расстраивает и выводит из равновесия любая мелочь, и эта эмоциональная неустойчивость отнюдь НЕ КАПРИЗ. Он ранимо реагирует даже на человеческий голос: попробуй его чуть повысить — и такой ребенок сразу заплачет. Слезы у меланхоликов неистощимы, ведь они боятся всего, особенно незнакомых людей и новой обстановки.
Дети-меланхолики часто замыкаются в себе, очень плохо привыкают к новому коллективу, стремятся быть в «тени». Часто «зацикливаются» на неудачах, очень болезненно реагируют на отрицательные оценки, а наказание воспринимают как настоящую трагедию. Обидчивости меланхолика нет конца и края. Меланхоличные дети очень мнительны, часто волнуются по пустякам. Большое значение придают мелочам.
Такой малыш опасается перемены мест и изменения уклада жизни. В новых, особенно конфликтных, ситуациях теряется, работает значительно ниже своих возможностей.
Знания меланхолику даются с трудом, из-за недостаточной активности внимания малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном.
Любая деятельность для меланхолика — работа, от которой он мгновенно устает. Такой малыш, даже играя, утомляется. У этих детей часто меняется настроение, они малоинициативны, нелегко вступают в контакт со сверстниками. Движения их неуверенны, бедны и часто суетливы. Речь тихая, но интонация выразительная.
Такой ребенок очень долго готовится ко сну, плохо засыпает, с трудом просыпается, трудно переходит от одного вида деятельности к другому.

Читать еще:  Дисплазия тазобедренных суставов у детей

КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА-МЕЛАНХОЛИКА
1) Основным подходом в воспитании ребёнка-меланхолика является принцип, который условно можно назвать «НЕ НАВРЕДИ».
2) В общении с таким ребёнком и в воспитательных воздействиях считайтесь с ранимостью его психики — не кричите и не давите на него, своё недовольство выражайте ровным уверенным голосом, не обзывайте его.
3)Помните о том, что ребёнок-меланхолик нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи. Будьте с ним поласковее и помягче.
4)Чаще хвалите его и не скупитесь на проявление искренних слов. У Вашего ребёнка особая интуиция, и ему жизненно необходимо ощущать, что его любят.
5)Поощряйте его даже за незначительные успехи и достижения.
6)Не упускайте случая показать своему ранимому чаду, что вы очень цените малейшее проявление его заботы.
7)Никогда не делайте своему ребёнку замечания на людях — это провоцирует развитие серьёзных комплексов.
8)В общении со своим ребёнком чаще прибегайте к тактильному контакту: прикасайтесь к нему, гладьте по голове и пр.
9) Не забывайте о быстрой утомляемости, обусловленной слабостью нервных процессов — не перегружайте его развивающими заданиями, в процессе выполнения домашней работы делайте паузы. Помните о том, что даже игры утомляют его и могут довести до стресса.
10)Стрессовой для ребёнка-меланхолика является любая ситуация соревнования, старайтесь их избегать.
11)Не требуйте от меланхолика того, что для него невыполнимо. Нацеливайте его на посильные занятия и помогайте их вовремя исполнить, своевременно избегая переутомления.
12)Избегайте в общении с ребёнком приказов, т.к. они только замедляют его деятельность.
13)Развивайте самостоятельность, давая ребёнку посильные поручения. При каждом проявлении самостоятельности поощряйте своего малыша, ободряйте тёплым словом.
14) Проявляйте терпение в развитии активности, смелости.
15)Стимулируйте малыша к проявлению инициативы.
16)Развивайте общительность своего ребёнка.
17)Не пугайте и не запугивайте своего ребёнка. Ребёнку-меланхолику противопоказаны страшные истории, тревожные фильмы и передачи.
18) Помогайте избавиться от страха, для этого обсуждайте с ребёнком его чувства. За страхи не высмеивайте.
19)При выборе учебного заведения помните о том, что для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивости и терпения деятельность (работа). Его не тяготит даже монотонная работа.
20) В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело, учится.

Помните о том, что если не принимать мер по смягчению крайностей в поведении меланхолика, то может возникнуть опасность развития замкнутости, отчужденности, чрезвычайно выраженной ранимости, склонности необычайно остро переживать все, даже самые обычные явления.

Ребенок меланхолик: 10 советов по воспитанию

Дети меланхолики особенно нуждаются в поддержке и одобрении близких. Они очень чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолик неуверенный в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор. К такому ребенку особенно важно найти подход!

Меланхолики теряются в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоять за себя. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия. Говорят они негромко, редко спорят, чаще подчиняются мнению более сильных людей. Люди с таким типом темперамента быстро устают, теряются, если встречают трудности, быстро опускают руки.

Это вовсе не говорит о том, что меланхолики несчастные неудачники. Многие из них сильны в литературе, искусстве, в профессиях, требующих большого внимания и душевной тонкости.

Занятия и хобби

Внутренний мир меланхолика невероятно богат, ему свойственна глубина и устойчивость чувств. Он склонен к самокопанию и постоянно не уверен в себе. В детстве ведет себя не по годам: очень рассудителен, любит находить всему обьяснение, любит уединение. В постели долго мечтает и размышляет.

Рекомендации по воспитанию:

  1. Меланхолик с трудом включается к коллективные игры, но,сумев преодолеть себя, с удовольствием веселиться со всеми. Помогите ему включиться в игру, научите его знакомиться, порепетируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам.
  2. Убедите его, что неудача не делает его хуже остальных и что людям свойственно ошибаться.
  3. Для меланхолика важно постоянно получать поддержку близких людей. Хвалите его, ищите даже в неудачах позитивные моменты. Например, если что-то не удалось, хвалите его за то, что он вообще решил заняться этим делом.
  4. Подчеркивайте,что вы уверенны в его силах и знаете,что он может справиться с задачей. Напоминайте о прошлых успехах.

Общение

Малыш производит впечатление замкнутого человека, обычно среди близких выбирает одного, с кем полностью откровенен и делиться с ним своими переживаниями.

Для других у него всегда в запасе фраза » у меня все нормально». Разглашение его тайн может стать большой травмой и заставит еще больше замкнуться в себе.

Особенности общения и воспитания:

  1. Такой ребенок почти всегда чувствует себя белой вороной в коллективе и страдает от этого, несмотря на то, что не испытывают сильной потребности в общении.
  2. Неуверенному в себе меланхолику трудно войти в новый класс, участвовать в коллективных делах и играх
  3. Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он сможет довериться. Не разглашайте его тайн, не критикуйте слишком сильно.
  4. Философствуйте вместе с ним, обсуждайте ситуации, которые происходили в вашей жизни, покажите ребнку, что вам интересно слушать его рассказы и мысли об окружающем мире.
  5. Учите малыша находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение, но ни к коем случае не давите на него.
  6. Заинтересуйте ребенка музыкой, литературой или другими видами искусства. В будущем он может даже связать жизнь с одним из этих направлений.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ «Об авторских и смежных правах — «Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.»

Ребенок-меланхолик: особенности поведения и воспитания

Ребенок-меланхолик обладает «слабым типом» нервной системы, имеется виду, что все мыслительные процессы могут легко включаться, но трудно тормозятся. Обычно, меланхолик не склонен к полноте и имеет астеническое телосложение. Речь у него — не быстрая, со слабовыраженной интонацией, мимика так же не выразительная, а движения не отличаются стремительностью и быстротой. В целом, у ребенка-меланхолика спокойное и неторопливое поведение, но внутренне он чрезвычайно впечатлителен и эмоционален. Он может принимать близко к сердцу все события и хорошо чувствовать состояние окружающих. Кроме этого, ребенок имеет богатую фантазию, восприимчив к искусству и литературе. Трудности обычно могут возникать при необходимости быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Особенности поведения

Ребенок-меланхолик избегает конфликтных ситуаций, так как сильно их боится. К примеру, если его обидит кто-либо из ровесников, то он не даст отпор обидчику. Скорее всего, он просто отойдет в сторону, сильно разнервничается и даже расплачется. Как показывает практика, меланхолики не могут за себя постоять в детстве. Иногда он может повести себя достаточно смело и дат отпор обескураженному обидчику, но только в критический момент, когда чувствует, что его загнали в угол. Стоит отметить, что в таких ситуациях противодействие является более сильным, чем действие обидчика. В большинстве случаев сам меланхолик будет удивлен собственной реакции и даже испытает из-за этого сильный стресс, более того, он будет переживать сильнее, чем «поверженный» противник.

Новое и непривычное

Характерная особенность ребенка-меланхолика в том, что он имеет определенные трудности с приспособлением ко всему новому. Ребенок будет весьма настороженно относиться к любой непривычной ситуации, чужому дому, незнакомому или малознакомому человеку. В любом случае он будет ощущать неловкость и неуверенность. Чувствовать себя уверенно, уютно и спокойно малыш может только в привычной обстановке.

Страхи меланхолика

Меланхолик в силу своей тонкой душевной организации подвержен многим фобиям в более сильной форме, чем другие дети. Он может испытывать страх перед посещением поликлиники, уколом врача, походом в детский сад, употреблением незнакомой еды, ездой на лифте и общением с малознакомыми людьми. В особо сложных случаях такая подверженность страхам, ранимость и впечатлительность по мере взросления ребенка перерастает в болезненную мнительность.

Отношение с другими людьми

Меланхолик в детстве отличается послушанием, пониманием и чуткостью. Он интуитивно разбирается в таких понятиях, как что такое хорошо, а что такое плохо, что значительно облегчает жизнь его родителей. В целом, он вызывает проблем в плане поведения даже в кризисные периоды — в 3 года, 7 лет и 12-13 лет. Можно отметить, что меланхолик в силу своего темперамента сильно привязан к маме и папе, чутко реагирует на перемену в их настроении и поэтому тяжело переносит разлуку с ними. Проблемы могут возникать только из-за его излишней стеснительности, застенчивости и робости, так как ему сложно заводить новые знакомства и адаптироваться в детском саду, школе и даже в институте. Его дружеские привязанности отличаются постоянством и глубиной.

Особенности воспитания

1. Беречь от тяжелых впечатлений и выяснять страхи. С ребенком-меланхоликом необходимо проявлять внимательность и предупреждать его страхи. Строго запрещается пугать его, и желательно контролировать, чтобы никто из окружающих также этого не делал. Не рекомендуется демонстрировать ему страшные фильмы, рассказывать истории с плохим концом и более внимательно относиться к выбору книг для чтения перед сном. В силу того, что меланхолик даже с родителями не может делиться некоторыми своими мыслями и переживаниями, его близким необходимо стараться замечать все изменения в его поведении и аккуратно задавать наводящие вопросы, чтобы выяснить причину его беспокойства.

2. Сохранять душевное равновесие, оберегая от отрицательных переживаний. Чрезвычайно развитая фантазия делает меланхолика предрасположенным к различным переживаниям и страхам. Ко всему прочему, у него сильно развито самовнушение, поэтому его родителям очень сложно угадать, как чадо может отреагировать в какой-либо ситуации, либо что может стать источником его страхов. Родителям в таком случае рекомендуется поддерживать у ребенка оптимистический настрой и помогать ему сохранять душевное равновесие, когда он сильно взволнован.

3. Помогать бороться со страхами и отрицательными эмоциями. Ребенок-меланхолик имеет привычку «застревать» на своих проблемах и переживаниях, что способствует развитие пессимизма, подавляет творческую энергию в ребенке и мешает учиться в школе. Задача родителей — помочь ему справиться со своими страхами и переживаниями, постепенно прививая ему определенные навыки:

Читать еще:  Лекарство от дисбактериоза – как выбрать лучший препарат

• учить ребенка прощать других людей, объясняя мотив их поступков;

• прививать привычку радоваться по любому поводу, развивая оптимизм;

• создавать условия для получения новых позитивных эмоций и интересных впечатлений;

• организовывать для ребенка возможность заниматься интересными и разнообразными делами;

• стараться чаще приглашать в дом его друзей и знакомых семьи, чтобы расширить границы его внутреннего мира;

• приучать малыша заботиться об окружающих и получать удовольствие от этого;

• развивать у него чувство уверенности в собственных силах и доверие к окружающим;

• учить радовать успехам других людей;

• спокойно проявлять в его присутствии легкую легкомысленность и беспечность;

• выстраивать логическую цепочку событий с позитивным концом, когда ребенок чего-либо сильно страшится;

• не упрекать меланхолика в трусости и заставлять его выполнять особенно не приятные и страшные действия;

• всегда стараться помогать ребенку преодолевать собственные страхи;

• избегать разговоров о физических недостатках ребенка, особенно если он отличается слабым здоровьем.

Темперамент ребенка и особенности воспитания. Дети — меланхолики

«Как черные очки, так и меланхолия
гасят краски окружающего мира…»
Жан Кокто

Дети-меланхолики – самые нежные и ранимые из всех четырех типов темперамента. Тихие, спокойные, замкнутые. Часто их путают с флегматиками. В чем же разница? Что таится за их внешним спокойствием? Какие сильные и слабые стороны преобладают в их характере? Как правильно воспитывать таких детей, не нарушив их природу? Об этом в нашей статье.

Как узнать меланхоличного ребенка

В детском коллективе ребенка-меланхолика увидеть нетрудно. Обычно такой малыш очень плаксив, причем причины его слез многим непонятны. Он сторонится больших компаний детей, если и играет, то с одним-двумя ребятами. Движения его медленны, речь неторопливая, голос тихий. Он очень робок, стеснителен. Ему трудно оставить маму и самостоятельно взаимодействовать со сверстниками.

Ребенок-меланхолик послушен и взрослым создает только одну проблему: он несамостоятелен и боязлив. Меланхоличного малыша вы вряд ли оставите под присмотром соседки, если нужно на минутку отлучиться в магазин.

В детском саду такие детки испытывают настоящий стресс и часто так и не привыкают к нему. Оторванные от мамы и дома, они чувствуют себя как на острове среди чужеземцев. Они не решаются сказать, что не будут есть суп, что не могут выполнить задание, что им нужно в туалет и т.д.

Если ребенок-холерик выразит свое недовольство громкой истерикой, то меланхолик будет страдать и изо всех сил сдерживать свои эмоции, а потом не выдержит и разразится горькими слезами. Воспитатели разводят руками, им непонятно, почему при всей их внимательности к ребенку, он замкнут и так раним.

Хотя тот же плачущий в детском саду малыш будет спокоен и счастлив среди детей на детской площадке или в развивающем центре, потому что там сумеет с кем-то подружиться, ведь от близости с мамой будет чувствовать себя уверенным и защищенным

С флегматиком такой малыш похож своей медлительностью и спокойствием. Но если ребенок-флегматик уравновешен и внешне и внутренне, то у меланхолика чаще только маска спокойствия, за которой столько страхов, обид и страданий.

Конечно, есть у меланхоликов и свои сильные стороны. Такие дети склонны все начатое доводить до конца, аккуратны и дисциплинированы. Очень трудолюбивы. Во взрослой жизни они часто становятся профессионалами своего дела, потому что очень скрупулезны, дотошны.

Дети-меланхолики очень верны дружбе, но требуют такого же отношения и к себе. Они ревностно переживают, если их друг начинает общаться с кем-то еще. Они склонны сопереживать друзьям и даже жертвовать собой ради их интересов.

Еще одна отличительная особенность меланхоличных детей. Несмотря на свою неуверенность в себе, они очень самолюбивы и ждут постоянного внимания к своей особе. К примеру, позовут ребята малыша-меланхолика играть на детской площадке, а он через несколько минут возвращается к маме и жалуется: «Мальчики позвали меня, а сами со мной не играют!» Другими словами, такой ребенок безынициативен, его нужно учить взаимодействовать с товарищами.

В учебную деятельность меланхолики включаются медленнее, чем сангвиники и холерики. Им нелегко переключаться с одного вида деятельности на другой. Зато они любят четко следовать инструкциям или алгоритму действий.

Как правило, у таких деток аналитический склад ума. Они – маленькие эстеты, с удовольствием занимаются музыкой и рисованием. Творческие натуры.

Секреты воспитания

Так как дети-меланхолики очень ранимы и не отличаются коммуникабельностью, поддержка родителей им просто необходима. Именно от родителей зависит, смогут ли их детки адаптироваться к сложностям окружающего мира, реализовать себя как личность.

Воспринимаем меланхоличного ребенка как нежный, хрупкий цветок. Ни в коем случае не используем авторитарный стиль воспитания. Чтобы сохранить доверие ребенка, становимся для него старшими друзьями.

Итак, чем же могут помочь родители?

Бороться со страхами

Маленькие меланхолики впечатлительны, они сами придумывают себе страхи. Врожденный пессимизм только усугубляет их тревожность.

Чтобы избавиться от страха перед чем-либо, используем сильную сторону меланхоликов – склонность рассуждать, анализировать. Строим вместе с ним логическую цепочку и выясняем причину страха.

Приведу пример. У моей знакомой пятилетняя дочь боялась ходить на танцевальный кружок. С занятий она возвращалась довольной, танцевать нравилось, но как только наступало время идти на факультатив снова, дочь тревожилась, уговаривала маму остаться дома. После вопросов мамы девочка призналась, что не умеет самостоятельно расстелить или убрать покрывало для упражнений. Состоялся примерно такой диалог: «А что ты чувствуешь, когда нужно расстелить коврик? Ты боишься? Стесняешься? Переживаешь, что все умеют, а ты нет?» Дочь ответила: «Я боюсь, что не успею, а все уже начнут заниматься». Мама: «Почему ты думаешь, что учитель тебя не подождет? Так уже было?» Девочка: «Нет, потому что мне всегда помогала с ковриком Марина, и я успевала». Мама: «Но Марина поможет тебе и на этот раз» Дочь: «А вдруг ее не будет?» Мама: «Можно не ждать Марину, а научиться это делать самой. Давай сейчас и начнем. А учитель тебя все равно подождет, это я точно знаю. Если хочешь, я ее об этом попрошу».

Учить общаться

Так как дети-меланхолики очень застенчивы, с ними нужно репетировать сцены знакомства, беседы со сверстниками на примере мягких игрушек. Научите сына (дочь) нескольким интересным играм, которые он потом сможет предложить сверстникам. Затем, выйдя на детскую площадку, помогите малышу завязать знакомство. Меланхолику недостаточно сказать: «Иди, познакомься с тем мальчиком». Нужно вместе подойти к малышам, выделить среди них самого улыбчивого и контактного и организовать беседу, выявить общие интересы, возможно, пригласить гости.

Развитию коммуникативных навыков способствуют спортивные секции, айкидо, к примеру. Этот вид спорта учит ребят защищаться, а не нападать. Ребята работают группой и парами, их уверенность и общительность растет с каждым занятием.

Чтобы другие дети интересовались вашим тихим и часто грустным малышом, нужно помочь сделать его популярным среди остальных. Это, кстати, не так трудно, потому что во взаимоотношениях дошкольников нет еще той крепкой дружбы, о которой мы думаем. Чаще детскими отношениями двигает интерес, любопытство и даже маленькая корысть.

Если провести опрос «Почему я дружу с…», ответы будут примерно такие:

  • у него много игрушек, которых нет у меня;
  • с ним интересно, потому что он знает много игр;
  • он добрый, помогает мне в…;
  • он меня не обидит;
  • он приглашает меня в гости и на день рождения.

Думаю, ребенку-меланхолику легко соответствовать всем этим пунктам. Правда, большой компании друзей у него не будет, лишь потому, что ему они не нужны. Один общительный друг спасет вашего малыша от робости.

Проявлять самостоятельность

Меланхоличный ребенок не может легко, не задумываясь, как сангвиник, попросить о помощи другого человека. Он испытывает такую нерешительность, какую нам трудно понять. Поэтому, если малыш не умеет что-то делать сам, а вас не окажется рядом в нужный момент, он испытает настоящий стресс. Воспитывайте его самостоятельность как можно раньше: учите его обслуживать себя (одеваться, обуваться, заправлять кровать, складывать вещи и др.), развивайте учебные навыки согласно его возрасту (вырезание, лепка, рисование, письмо и т.д.). Такие малыши очень медлительны, поэтому часто родители уступают соблазну все сделать за сына (дочь) и лишают его независимости.

Хорошо, если ребенок будет чувствовать себя необходимым вам. Просите его о помощи, давайте посильные задания и хвалите в благодарность.

Быть легкомысленными

Меланхолики по природе своей очень консервативные, сжатые в рамках своих правил и принципов. Небольшая порция беспечности и легкомыслия поможет им быть более устойчивыми перед стрессами. Смейтесь вместе над пролитым стаканом сока, гуляйте под дождем без зонта, прыгайте по лужам и совершайте другие чудачества в пределах разумного.

Научить постоять за себя

Дети-меланхолики могут быть объектами нападок со стороны сверстников. Если вы замечаете такие ситуации часто по отношению к вашему ребенку, то нужно их строго пресекать. К сожалению, психика меланхоликов настолько тонкая, что они склонны к суицидам.

А что делать самому ребенку в случае, если его обидели? Психологи рекомендуют обсудить это с самим ребенком, учить его принимать решения самостоятельно, не ждать помощи родителей. Спросите малыша: «Что ты сейчас чувствуешь? Злость? Обиду? Страх?» Ребенок попросит совета, а вы предложите ему несколько вариантов: закричать, убежать, ударить, спокойно сказать свое пожелание, пойти и рассказать воспитателю. Прогнозируйте вместе, что будет, если выбрать тот или иной вариант. Уверенность ребенку придаст понимание того, что он любим вами и не одинок в своей беде.

В дошкольном возрасте можно предлагать ребенку игры, которые учат переживать и бороться с агрессией. К примеру, известные нам бои подушками. Можно в ролевых играх дать малышу сыграть одновременно две роли: злой и доброй игрушки и поинтересоваться, кем ему понравилось быть больше.

Мне кажется, детям с меланхолическим типом темперамента чуть сложнее, чем другим. Но не стоит забывать, что темперамент – это лишь материал, из которого под воздействием семьи, школы, окружающей среды вырастает характер ребенка. При нашей поддержке, своем терпении и упорстве ребенок-меланхолик научится преодолевать слабые черты своего темперамента и станет уверенной самодостаточной личностью.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector