Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие речи у ребенка до года: стадии формирования и примеры занятий

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЁНКА В ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ

Удивительно, как быстро младенец приобретает новые речевые навыки. Как много стадий проходит развитие речи от первого крика до первого «мама». А действительно, какие стадии проходит совершенствование речи ребёнка в первый год жизни?
Календарь развития ребёнка: речь
Развитие речи ребёнка происходит в тесной связке с формированием слуха. По этой причине с ребёнком нужно общаться с первых дней жизни – то, что закладывается вначале, дает положительные результаты несколько позже. Слышимая речь усваивается через слуховое восприятие, но большую роль играет и зрительное. У малыша до года интенсивно развивается головной мозг, а вместе с ним и закладываются основы для речевых проявлений. В календаре развития ребёнка каждый месяц или два наблюдаются определенные этапы совершенствования речи со своими характерными признаками.

В первый год жизни ребёнок только учится владеть своей речью. Норм того, какой она должна быть у ребёнка в год, не существует. Но у врачей есть такое понятие как «развитие ребёнка по месяцам», и если в 3 месяца малыш умеет реагировать лишь на интонацию, то к году он способен понимать речь взрослого: выполнять простые просьбы в конкретных ситуациях и понимать названия предметов…

Таблица развития речи ребенка: от 0 до 12
Возраст ребенка Особенности развития речи ребёнка по месяцам
1 месяц Крик, с которым ребёнок появился на свет, является основным голосовым проявлением в этом возрасте. Он же и главный показатель развития речи. Кроха кричит, когда «говорит» о своих потребностях, отсюда разнообразие интонацией.
2 месяца Звуки. Вместе с появлением первой улыбки малыш начинает издавать звуки, которые постепенно от робких становятся все более громкими и частыми. И появляется гуление – гласные звуки, которые отсутствуют в языке взрослых.
3 месяца Согласно календарю развития ребёнка, гуление малыша в этом возрасте становится более разнообразным, а вместе с гласными звуками он начинает произносить и согласные. Звучит это как «гу», «хы» и т.д. И если взрослые поощряют такой разговор с крохой (как бы отвечая на его гуление), то он ещё активнее начинает разговаривать. В этом заключается суть первых взаимоотношений с ребёнком на основе эмоционального общения, когда на речь взрослого малыш отвечает по-своему.
4-6 месяцев Появление звуковой «свирели». Происходит активное развитие навыка улыбки, постепенно переходящей в смех, от которого малыш сам получает удовольствие. Вместе с этим и голосовые реакции становятся богаче: он издает новые звуки, похожие на «в», «ф», «с», «т». Появляются даже целые цепочки звуков, похожие на «мама», «да» и т.д. Данный этап развития речи называют переходом от «гуления» к «свирели». В возрасте 4-6 месяцев ребёнок обладает хорошим слухом, способен распознавать источники звуков и различать интонации в речи взрослого. Появляются первые подражательные признаки в произнесении звуков.
7-8 месяцев В развитии ребёнка по месяцам в этот период у крохи появляется лепет. Малыши с охотой произносят одни и те же слоги «да-да», «на-на», а также воспроизводят все звуки, которые усвоили ранее. Основная функция и задача лепета – тренировка артикуляционного аппарата, физического и фонематического слуха. С помощью лепета ребёнок уже способен выражать свои эмоции, например, недовольство чем-либо.
9-10 месяцев Первые слова-понятия. Речь обрастает большей выразительностью. Ребёнок по-прежнему произносит лишь слоги, чаще всего двойные, но их можно понимать как отдельные слова («ба-ба», «па-па»).
11-12 месяцев В календаре развития ребёнка этот период отмечен появлением активных слов. Усвоенными ранее звуками кроха сопровождает определенные ситуации или обозначает предметы и людей. Часто первые слова малыш произносит не полностью, а обозначает лишь ударные слоги ( «каша» — «ка»). Произносимые слоги перестают быть бессмысленными («бу-«бу», «на-на»), а несут в себе первую смысловую нагрузку («гав-гав» — собака). Первый запас слов у детей может сильно отличаться количеством, но и отсутствие активных слов – явление частое, особенно в речи мальчиков.

Развитие речи ребенка до года

Трехлетняя Машенька спрашивает у своего плюшевого Мишки, изо рта которого торчит красный язычок: «Ты почему не говоришь, ведь у тебя есть язычок?» Многие взрослые, подобно маленькой Машеньке, представляют, что речь — это функция языка. На самом деле речь — это одна из психических функций человека, которая является результатом согласованной работы многих областей мозга, а также органов дыхания, голосообразования и артикуляционного аппарата, т. е. языка, челюстей, зубов, губ. При воспитании малыша традиционно почти все внимание родители уделяют своевременному кормлению, прогулкам, организации сна, а вот о речи забывают, считая, что она появится сама собой, и вспоминают только тогда, когда ребенок в два-три года не говорит. Оказывается, работу по развитию речи можно и нужно начинать с первых дней рождения ребенка, в так называемый доречевой период.

У человека наряду с различными системами органов есть система органов речи. В ней различают центральный и перифериический отделы. Центральный отдел находится в головном мозге в левом полушарии у правшей и в правом полушарии у левшей. Периферический отдел представлен органами дыхания, голосообразования и органами, воспроизводящими звуки, — это язык, губы, челюсти и зубы. Эти органы называются органами артикуляции. Но прежде чем изложить логопедические рекомендации по развитию речи у детей до года, необходимо коротко познакомить со стадиями развития речи.

Развитие речи до года можно разделить условно на четыре стадии:

Перваяэто стадия крика. В крике преобладают гласноподобные звуки и их сочетания: а, о, у, я, уа. Приблизительно на третьей неделе новорожденный должен начать произносить гласноподобные звуки в ответ на разговор и улыбку матери или родных. Эти звуки не такие четкие, как у взрослых, имеют носовой оттенок, и лишь похожи на гласные, отсюда и название «гласноподобные» Произнесение гласноподобных звуков совпадает с определенным уровнем развития зрительного, слухового анализаторов, голосового аппарата и органов речи. К этому времени новорожденный уже должен уметь сосредоточивать взгляд на лицах родных, особенно на лице матери, игрушках, которые демонстрируют взрослые, прислушиваться к звукам человеческого голоса, различать голос матери среди других голосов, а губы и язык, развитые во время сосания, могут принимать артикуляцию гласных звуков. Поэтому вопрос логопеда на приеме в поликлинике в один месяц, что произносит ваш ребенок, не должен вызывать недоумение у родителей. Ребенок в один месяц должен уметь произносить гласноподобные звуки. Длительность периода гласноподобных звуков составляет приблизительно три-четыре недели.

Следующая стадия в развитии речиэто стадия гуления или гуканья. Гуление должно появиться в полтора месяца. Эта стадия характеризуется произнесением отдельных звуков к, г, х и их сочетаниями с гласными звуками: агу, кы, кхы, гу и т. д. Гуление продолжается до четырех-пяти месяцев. Звуки гуления могут возникать у малыша самостоятельно, например, при рассматривании игрушек, т. е. спонтанно. Но чаще всего, и это очень важно, звуки гуления возникают на улыбку и разговор взрослых с ребенком, т. е. эхолалично. Такое эхолаличное гуление — признак перехода от рефлекторных звуков к коммуникативным т. е. Являться звуками общения ребенка со взрослыми. В три месяца гуление достигает расцвета. В период гуления интенсивно развивается интонационная система языка. Звуки гуления постепенно приближаются к речевым звукам: к, г, х.

Стадию гуления сменяет стадия лепета. Для начала лепета характерно произнесение отдельных слогов: мааа, пааа, бааа, тааа, дааа, ля. Стадия лепета самая длительная. Она длится до одиннадцати месяцев. Появление лепета совпадает с изменением положения тела ребенка. Как правило, в шесть — шесть с половиной месяцев нормально развивающиеся дети уже сидят самостоятельно. В это время многие дети кроме грудного молока получают прикорм — творог, овощные и фруктовые пюре, мясо. Объем ротовой полости увеличивается, и создаются благоприятные условия для более разнообразных движений языка. Если в начале стадии лепета ребенок произносит отдельные слоги, то позже у него появляются длинные слоговые цепочки: ма-паба- тя-дя-дя. Расцветом лепета считается так называемая каноническая вокализация, которая приходится на семь — семь с половиной месяцев. Она характеризуется повторением двух одинаковых слогов: ба-ба, дада, ма-ма, ка-ка, га-га и т. д. Это прообразы будущих слов. Дальнейшее развитие лепета также связано с совершенствованием общей моторики. Малыши начинают вставать с помощью взрослых, с опорой, а затем и самостоятельно. Активно развиваются психические процессы, особенно память, возникает общение ребенка со взрослыми с помощью предметно-действенных средств.

В одиннадцать-двенадцать месяцев у ребенка появляются первые слова, имеющие определенное значение, — это стадия первых слов. Активный словарь годовалого ребенка должен насчитывать от десяти до двадцати — двадцати пяти слов. Он содержит правильно произносимые слова, лепетные слова, частично произносимые слова, звукоподражания. Правильно произносимые слова: мама, папа, баба, дядя, ляля, но возможны и другие слова. Как правило, первые слова состоят из двух одинаковых слогов. При произнесении этих слов годовалый малыш должен произнести только два слога с соблюдением правильного ударения. Если ребенок будет произносить не два слога, а больше, то это будет слоговая цепочка, а не слово. Неправильно поставленное ударение говорит о неосознанности значения слова. Лепетные слова: кака, бах, бух, боба, ам-ам, ням-ням, кока (яйцо), кх — кошка и все мягкое и пушистое. Лепетные слова могут долго задерживаться в речи ребенка.

Слова не полностью произносимые: зя (нельзя), ди (иди, уйди), да или дада (дай), ки (киса), па (упал). Звукоподражания — это звуки, которые издают птицы, животные, предметы техники. Примеры звукоподражаний: ку-ку, ав-ав, га-га, мау (мяу), би-би (машина), бе (блеяние барана), ме (крик козы), му (мычание коровы).

Что же надо делать, чтобы словарь годовалого малыша соответствовал норме? Иначе говоря, в чем заключается работа родителей по развитию речи у ребенка до года? Работа по развитию речи тесно связана с сенсорным развитием, одно без другого невозможно. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Через органы зрения, слуха и кожу в мозг ребенка поступает различная информация о предметах, звуках и ощущениях окружающего мира. В результате усвоения этой информации мозгом ребенка в нем зарождается мотивация речи, т. е. желание сказать. И чем шире информация об окружающем мире, тем больше у ребенка будет желание говорить. Поэтому работу по развитию речи надо начинать с развития зрительного, слухового и тактильного анализатора, т. е. зрения, слуха и кожных ощущений, причем с первых дней нахождения новорожденного дома. Для развития зрения необходимо делать так, чтобы взгляд малыша всегда был устремлен не на белый потолок или коврик перед кроваткой, а на предметы ярких теплых оттенков. Такими предметами могут быть игрушки, воздушные шарики, яркая одежда мамы. Для развития слуха нужно давать слушать звуки погремушек, колокольчиков, музыкальных инструментов: бубна, губной гармошки, дудочки, а также магнитофонные записи. Для развития тактильных ощущений рекомендуется вкладывать в руки погремушки и игрушки, сделанные из разных материалов. Но особенно важно уже в этот период эмоционально-речевое общение малыша с матерью, которое заключается в проговаривании мамой тех звуков, которые умеет произносить малыш.

Вспомним, что первая стадия речевого развития — произнесение гласно-подобных звуков. Поэтому мама должна произносить гласно-подобные звуки: а, и, у и сочетания из этих звуков: ау, иа, уа. При этом маме следует соблюдать определенные правила: необходимо наклониться над лицом ребенка, чтобы он видел положение губ, движения языка, чувствовал воздушную струю изо рта мамы. Важно и выражение лица мамы, доброе, ласковое. Звуки произносят длительно, четко, с разной интонацией. И тогда малыш, подражая взрослому, будет пытаться повторять за ним. С полутора месяцев, это время появления гуления, к произнесению гласно-подобных звуков при общении с малышом взрослые должны добавить звуки гуления: гу, гы, агу, гы, кхы, не забывая о соблюдении правил общения. С трех месяцев к работе по развитию зрения, слуха, тактильных ощущений и речевого общения присоединяется массаж и гимнастика для пальчиков кистей рук, гимнастика для большого пальца, а также массаж стоп и ушей. Массаж для большого пальца кисти руки. Он проводится поочередно на обеих руках.

В три месяца происходит активное развитие хватательной функции рук. Это очень важный момент, на который следует обратить внимание. Маме следует учить ребенка брать игрушки левой и правой рукой, перекладывать из руки в руку, ощупывать игрушки, бросать их и поднимать. Именно хватательные движения подготавливают руку к освоению мелкой моторики пальцев рук. Рекомендуется давать в руки подушечки, сшитые из тканей разной структуры, деревянные, пластмассовые колесики от пирамидок, грецкие орехи, шарики. Эмоционально-речевое общение включает приветливую улыбку, ласковый разговор, сопровождаемый тормошением, обращением по имени. В разговоре с ребенком употреблять гу, кы, кхы, гы и начинать произносить слоги: ма, па, ба, дя. В возрасте с пяти до девяти месяцев продолжать показ игрушек, но начать знакомство уже с их названиями и звукоподражательными словами. При схватывании у малыша появляется попытка взять мелкие предметы: оторвать пуговицы с маминого халата, подобрать крошку с пеленки. Ребенку требуется более широкое эмоционально-речевое общение. Учите малыша прислушиваться к окружающим звукам, обозначайте эти звуки звуками речи: водичка капает: « Кап-кап», холодильник загудел: у-у-у, машинка едет: би-би. Учите малыша выполнять ваши просьбы: «Иди ко мне», «На», «Дай мне мишку», «Покажи», «Положи». Учите упражнения артикуляционной гимнастики: болтушку, цокот. Читайте стихи.

Пять месяцев — это стадия лепета, взрослым следует произносить слоги, цепочки из двух слогов: га-га, ба-ба, ка-ка, та-та, ля-ля, слова подражания голосам животных и птиц: га-га, ме, бе, ко-ко, пи-пи. С девяти-десяти месяцев предлагайте ребенку для развития мелкой моторики рисовать пальчиком на запотевшем зеркале, в пальчиковом бассейне, т. е. емкости, наполненной фасолью или горохом, доставать различные мелкие предметы. Научите ребенка надувать щеки, вытягивать губы в трубочку, широко открывать рот, показывать зубы, высовывать язык. Играйте с ребенком в «Сороку», «Ладушки», «Тю-тю», «Ку-ку», пойте песни, читайте стихи. При эмоционально речевом общении побуждайте ребенка повторять за вами звуки, слоги, слова. Таковы общие рекомендации логопеда по развитию речи у ребенка до года. Помните, что лишь многократное повторение мамой и взрослыми, окружающими ребенка, звуков, слогов, лепетных слов и побуждение к разговору приводит к желаемому результату. Выполнение этих рекомендаций правильного речевого воспитания — самая хорошая профилактика речевых расстройств. Она избавит родителей и ребенка от тревог, переживаний, связанных с недостатками речи.

Читать еще:  Чем опасны стремительные роды у первородящих и повторнородящих

Автор: Т.Е. Бабенко, главный логопед города.

Особенности развития речи ребенка до года

Юлия Вертинская
Особенности развития речи ребенка до года

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА ДО ГОДА

Довербальный (доречевой) период продолжается от 0 до 8 месяцев жизни. В это время происходит формирование психофизиологической основы речи. В определенной последовательности вступают в действие двигательный, слуховой и зрительный анализаторы. По мере их созревания происходит их взаимодействие, которое обеспечивает подготовку речевого восприятия и воспроизведения. На этом этапе ребенок чрезвычайно чуток к языку, издает короткие или певучие звуки, открывает для себя возможность вступать в общение со взрослыми через звуки и жесты. Уже в момент рождения мозг ребенка и его органы чувств подготовлены к усвоению языка. Крик здорового новорожденного, извещающий о его появлении на свет, продолжительный, характеризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом, голос звонкий. Ко 2—3-му месяцу жизни крик ребенка интонационно значительно обогащается, при крике отмечается усиление некоординированных движений рук и ног. С этого возраста ребенок начинает реагировать криком на прекращение общения с ним, удаление ярких предметов из поля зрения и т. п.

Нередко дети реагируют криком на перевозбуждение, особенно перед засыпанием. Интонационное обогащение крика свидетельствует о том, что у ребенка начала формироваться функция общения. Период интенсивного интонационного обогащения крика совпадает с определенным этапом развития моторики. Ребенок начинает держать голову вертикально, разжимать и сжимать кисти, удерживать вложенный в руку предмет. В это же время он начинает прислушиваться к звукам речи, отыскивать взглядом источник звука, поворачивать голову к говорящему, сосредоточивая свое внимание на лице, губах взрослого.

В возрасте около 2 месяцев ребенок начинает произносить звуки с участием губ и языка, а главное, становится заметно, что ребенок сам получает от них удовольствие. Эти звуковые голосовые реакции, к которым относятся также кряхтение и радостное повизгивание, называются гулением. Их с трудом можно идентифицировать со звуками родного языка, однако можно выделить звуки, которые напоминают гласные (а, о, у, э, наиболее легкие для артикулирования, губные согласные (п, м, б, обусловленные физиологическим актом сосания, и заднеязычные (г, к, х, связанные с физиологическим актом глотания.

В период гуления, помимо сигналов неудовольствия, выражаемых криком, появляется интонация, сигнализирующая о состоянии благополучия ребенка, которая время от времени начинает приобретать характер выражения радости. Ребенок пристально смотрит в лицо говорящего человека. Если в этот момент мимика и интонация взрослого радостны, то ребенок отчетливо повторяет мимические движения (эхопраксия) и подражает голосовым реакциям (эхолалия). Обычно к 3-месячному возрасту гуление достигает своего максимума. Его характер и длительность зависят от реакции на него матери.

Если она реагирует на издаваемые ребенком звуки, улыбается в ответ, повторяет их, гуление усиливается, приобретает все более эмоциональный характер. Это первые «диалоги» матери и ребенка, первый опыт общения. Одновременно происходит процесс развития понимания -речи.

Прежде всего ребенок начинает различать интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы и действия. Примерно на 4—5-м месяце жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка — лепет. Это непроизвольная физиологическая реакция, свидетельствующая о комфортном состоянии ребенка, его хорошем настроении. Сначала ребенок издает короткие звуки, напоминающие сочетания «согласный — гласный».

Постепенно лепет усложняется, и усложнение идет по нескольким линиям. Во-первых, возникают все новые и новые сочетания звуков. Во-вторых,удлиняются звуковые последовательности: если вначале ребенок произносил один слог, то вскоре возникают цепочки слогов, включающие 3, 4 и более одинаковых слога.

Постепенно слоговые цепочки становятся все белее разнообразными, в их составе оказываются не только одинаковые, но и разнотипные слоги. Этот период совпадает с формированием у ребенка функции сидения.

Первоначально ребенок пытается присаживаться. Затем у него развивается способность удерживать свое туловище в положении сидя, что окончательно формируется к полугодовалому возрасту. В лепете 6—7-месячного ребенка уже можно уловить некое подобие интонации, причем все более определенно слышатся зачатки интонационных конструкций, свойственных именно родному языку. Замечено, что ле-печут и глухие дети, но постепенно их лепет затухает и прекращается. После 8 месяцев звуки, не соответствующие фонетической системе родного языка, начинают постепенно угасать. Часть лепетных звуков, которые не соответствуют фонемам слышимой ребенком речи, утрачивается, появляются новые речевые звуки, сходные с фонемами речевого окружения.

Выделяют и третий этап в развитии лепета, когда ребенок начинает произносить слова, образованные повторением одного и того же

слога. Этот этап лепета обычно бывает коротким, и ребенок вскоре, уже к концу первого года жизни, начинает говорить первые слова. Этот период совпадает с новым этапом развития психомоторики. Ребенок начинает делать первые шаги, в короткое время обучается ходить. Развивается активная деятельность рук. В захватывании предметов кистью начинают участвовать большой палец и конечные фаланги остальных пальцев.

Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков. Первые слова обычно представляют собой сочетание открытых повторяющихся слогов («ма—ма», «па—па», «дя—дя» и т. д.). Более сложные слова могут быть фонетически искаженными при сохранении части слова -корня, начального или ударного слога.

По мере роста словаря фонетическое искажение проступает все заметней. Это свидетельствует о более быстром развитии лексико-семантической стороны речи по сравнению с фонетической, формирование которой требует созревания фонематического восприятия и речевой моторики. Произнесение ребенком слов сопровождается, как правило, жестами и мимикой.

Сроки и темп развития понимания речи окружающих расходятся со сроками и темпом формирования устной речи. Уже в 7—8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются соответствующими жестами и мимикой. Например, ребенок поворачивает голову и глаза,когда слышит: «Где баба?», «Где мама?» и т. п.

Иными словами, в это время начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом в конкретной ситуации. При многократном повторении взрослыми слов в сочетании с показом предмета в сознании ребенка постепенно запечатлевается связь между зрительным образом предмета и звучащим словом. Таким образом, понимание слышимого слова устанавливается задолго до того, как ребенок может его произнести.

Наблюдаются некоторые различия в темпах развития речи у мальчиков и девочек. Есть указания на то, что у девочек слова появляются на 8—9-м месяце жизни, а у мальчиков — на 11 —12-м месяце.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

Наиболее бурно развивается понимание речи на втором году жизни. Ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, выполняет простые поручения. Постепенно у него развивается понимание имен окружающих его людей, названий предметов. Он смотрит в направлении указывающего жеста взрослого, выбирает по его просьбе («Дай куклу», «Дай собачку») предмет из ряда других. Ребенок воспринимает целые фразы и дает ответную реакцию -например, на вопрос «Где часы?» или «Куда ушла мама?» следует указывающий жест с произнесением слова, — понимает речь, обращенную не только к нему, но и к другим. Двухгодовалый ребенок интересуется действиями других детей, общается с ними эмоционально, проявляет сочувствие, по просьбе взрослого отдает другому ребенку игрушку или выказывает протест — двигательный, словесный, эмоциональный. У ребенкапод влиянием взрослых формируется положительное отношение к другим детям: взрослый привлекает внимание детей друг к другу, дает посильные поручения, учит детей выражать положительное отношение друг к другу в действиях и в речи: «Не плачь», «Он к маме хочет».

Появляется понимание изображения отдельных предметов, действий по картинке как реакция на вопросы «Где мячик, покажи?», «Что делает девочка на картинке?» и т. д. Развивается активный интерес к окружающему. Ребенок, следуя словесной инструкции, приносит предметы, выбирает нужный среди многих предметов, берет его у одного человека и передает другому, при выполнении словесных поручений взрослого эмоционально выражает согласие и отказ. Он любит рассматривать картинки, у него развивается понимание слов-названий и слов-действий, что способствует развитию изобразительной игры.

К 2 годам ребенок уже понимает несложный сюжет картинки, любит слушать сказки, песенки, стихи, хорошо дифференцирует слова, отличающиеся друг от друга только одной фонемой, например, показывает на картинке, где усы и уши. Он способен также понять речь о событиях, уже имевших место в его личном опыте,например: «Мы сегодня пойдем к Мише, помнишь, у него есть большая машина». К концу второго года ребенок в основном овладевает умением выделять и различать фонемы родного языка, понимает рассказ без сопровождения его иллюстрациями (например, сказку) и может отвечать на вопросы, связанные с его содержанием, хорошо понимает речь окружающих.

Во втором полугодии второго года жизни происходит качественный скачок в развитии активной речи. В это время появляются попытки связывать слова во фразы, используя формы множественного числа. Ребенок не только овладевает произнесением слов, но и существенно пополняет свой словарный запас — словарь детей этого возраста насчитывает, как минимум, 50 слов.

Элементарная фразовая речь включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающих требование («Мама, дай», «Папа, иди»). Для фраз конца второго года жизни характерны особый порядок слов, при котором главное слово стоит на первом месте, и то, что они большей частью произносятся в утвердительной форме.

В этом же возрасте дети начинают говорить с игрушками, картинками, домашними животными. Речь становится основным средством общения со взрослыми, а язык жестов и мимики постепенно угасает. Во втором полугодии второго года жизни ребенка на первое место выступают разнообразная самостоятельная деятельность, направляемая родителями, и тесно связанная с этим восприимчивость малыша к речевым импульсам.

В совместных занятиях со взрослыми, которые по ходу дела дают пояснения и показывают ребенку окружающий его мир, малыш все лучше и лучше начинает понимать речь. Одновременно растет и целенаправленность его действий, развиваются мотивация, сосредоточенность и внимание.

Во второй половине второго года жизни ребенокначинает задавать вопросы: «Что это? А Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Игры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности,.

Игры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Часть 2. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Развитие речи у ребенка до года

Начинать проводить эту работу необходимо с первых дней жизни крохи еще в доречевой период.

Ежедневно, общаясь между собой, мы произносим слова, но даже не задумываемся о том, как это происходит. Вероятно, именно поэтому родители часто не уделяют должного внимания развитию речи у малыша, считая, что он заговорит сам.

Между тем, речь — это результат сложной согласованной работы центральной нервной системы, органов дыхания и голосообразования. И ее можно развивать точно так же, как и двигательные навыки у ребенка.

Начинать проводить эту работу необходимо с первых дней жизни крохи еще в доречевой период. Поскольку если приступить к занятиям позднее, то упускается драгоценное время. И это не столь сложно, как кажется на первый взгляд. Главное — обладать знаниями о развитии речи, ее периодах и способах вашей помощи ребенку на каждом этапе.

Что влияет на формирование речи у ребенка?

Развитие речи тесно связано с кожей, органами зрения, и слуха. Через них в центральную нервную систему поступает информация об окружающем мире, различных предметах, звуках и ощущениях. В результате этого в головном мозге ребенка зарождается мотивация — желание высказаться. Причем существует закономерность: чем больше информации ребенок получает, тем сильнее у него возникает желание высказаться.

Кроме того, на развитие речи оказывает огромное влияние мелкая моторика рук, поэтому ее необходимо разрабатывать.

Периоды развития речи

Пока малыш находится в утробе матери, у него нет необходимости каким-либо образом заявлять о своих потребностях, потому что они удовлетворяются мгновенно. Однако как только маленький человечек рождается, все меняется: он должен самостоятельно сообщать матери о своих нуждах. И с этого момента у него начинаются периоды развития речи.

Первый период — крик

Рождаясь, малыш заявляет о своем появлении в этом мире криком. На уровне безусловных рефлексов он кричит, когда ощущает дискомфорт (голод, боль, жажду), но как только его потребности удовлетворяются — он успокаивается. Это способствует формированию стереотипа поведения и осознанному привлечению внимания к себе.

Читать еще:  Меню для детей при панкреатите

Далее, примерно на третьей неделе жизни, за счет развития языка и губ во время сосания, маленький человечек начинает произносить звуки, отдаленно похожие на гласные буквы (гласоподобные звуки): а, у, я, ы. Разумеется, они не столь четкие, как у взрослого человека, но различить их можно. Длится этот период около трех-четырех недель.

Произношение гласоподобных звуков по времени совпадает с началом развития зрения и слуха. Малыш уже фиксирует свой взгляд на неподвижных предметах и лицах родных, прислушивается к человеческому голосу, узнает голос матери среди других.

Примерно к концу второго или началу третьего месяца жизни ребенка крик меняется, а внимательная мама четко различает его интонации: нытье, гневные восклицания, недовольство, резкий вскрик от боли, ворчание и другие.

Крик развивается параллельно с речью и присутствует довольно долго. И даже когда в лексиконе малыша появляются полноценные слова, лепет и звукоподражание, то крик продолжает играть большую роль в «общении» ребенка с взрослыми.

Как развивать речь

Создайте все необходимые условия для развития зрения и слуха: позаботьтесь о том, чтобы ребенок смотрел на яркие предметы теплых тонов и слушал звуки погремушек.

Для развития кожной чувствительности вкладывайте в ручки малыша игрушки, сделанные из разных материалов.

Обязательно говорите с крохой: проговаривайте те звуки, которые умеет произносить маленький человечек.

Второй период — гуление

Он начинается примерно в два месяца и длится до шестимесячного возраста. В этот период малыш произносит отдельные звуки: к, г, х. Или сочетает их с гласоподобными: агу, кхы, гу и другими. Любопытный факт: дети разных национальностей гулят одинаково.

Кроха гулит спонтанно, или рассматривая привлекательную игрушку. Однако наиболее часто ребенок гулит в качестве реакции на улыбку или разговор взрослого. Это признак того, что маленький человечек пытается наладить полноценный речевой диалог осознанно.

Кроме того, во время гуления малыш налаживает с вами не только речевой контакт, но и социальный, поскольку заглядывает вам в глаза, ожидая ответа на свой «разговор».

Как развивать речь

Отвечайте на языке ребенка! И вы увидите, что как только в вашей речи наступит пауза, то малыш важно, сложив губки, начнет вам достойно отвечать (эхолаличное гуление). Это говорит о том, что кроха пытается почувствовать слова и различные звуки, пробует разные интонации речи.

Начиная с трехмесячного возраста, для стимуляции развития речи добавьте массаж пальцев рук:

  • Растирайте большой палец по бокам движениями сверху вниз.
  • Массажирующими движениями растирайте подушечку большого пальца и его сустав по часовой стрелке.
  • Растирайте основание большого пальца.

Необходимо выполнять эти упражнения по 10-20 раз поочередно на обеих руках.

Учитывая, что с трех месяцев у ребенка активно развивается хватательная функция рук, разрабатывайте мелкую моторику: учите ребенка перекладывать игрушки из одной руки в другую.

Третий период — лепет

Как правило, он наступает в возрасте шести-семи и длится до одиннадцати месяцев. Однако иногда он может наступить несколько раньше — в пять месяцев.

Появление лепета совпадет с двумя факторами, которые создают благоприятные условия для его развития:

  • Изменение положения тела. Это очень важно, поскольку совершенствование общей моторики и развитие речи тесно взаимосвязано.
  • Введение прикорма (мясо, творог, фруктовые пюре). Увеличивает объем ротовой полости и благодаря этому создаются отличные условия для более разнообразных движений языка.

В периоде начала лепета ребенок произносит отдельные слоги: ма, ба, па и другие. По мере взросления лепет становится более выразительным: отдельные слоги соединяются между собой, образуя длинные слоговые цепочки: ма-ма, ба-ба, тя-дя-дя, ма-паба. Это прообразы будущих полноценных слов.

Развитие лепета тесно связанно не только с совершенствованием общей моторики, но еще с активным развитием памяти и психических процессов, общением крохи с взрослым.

Как развивать речь

Очень просто: говорите с ребенком и активизируйте дальнейшее развитие речи. Для этого возьмите малыша на руки, чтобы он видел ваши губы, и произносите четко слоги, пойте песенки нараспев, читайте несложные стишки. Это важно, поскольку кроха запоминает движения ваших губ, а затем в своем «разговоре» воспроизводит их.

Четвертый период — первые слова

Он начинается с одиннадцатого-двенадцатого месяца жизни.

Лексикон годовалого малыша, как правило, насчитывает от пяти до двадцати пяти слов.

В них входят:

  • около 3-5 правильно произносимых слов: мама, папа, ляля, баба или другие.
  • несколько частично произносимых слов: па (упал), ди (иди или уйди), зя (нельзя), ки (киса) или подобные.
  • лепет: ням-ням, бух, кх, кока и другие.
  • звукоподражание животных, птиц, звука машин: ку-ку, мяу (мяуканье кошки), ме (блеяние козы), му (мычание коровы) и похожие.

Как развивать речь

На этом этапе словотворчество малыша находится в самом разгаре, поскольку он начинает ассоциировать слова с предметами, и для него каждое слово наполняется смыслом. Поэтому, разговаривая со своим чадом, четко называйте окружающие предметы, игрушки и объекты своими именами. Не забывайте всегда комментировать свои действия. Например, «сейчас мы положим куклу в кроватку» или «поставим машинку в гараж».

Кроме того, необходимо тренировать мышцы губ и щек. Для этого научите ребенка дуть в свистульку или губную гармошку. Можно надувать мыльные пузыри, но не забывайте следить за тем, чтобы малыш не вылил жидкость на себя, или чтобы она не попала ему в глазки.

Еще один прекрасный способ тренировки мышц губ и щек — гримасничанье. Попробуйте высовывать язык, строить рожицы, изображать на лице страх, удивление или радость. Вы увидите, крохе такое развлечение безумно понравится. Это не только полезно, но и увлекательно, поскольку дети не терпят рутину и лучше усваивают что-либо в виде игры.

Разрабатывайте мелкую моторику рук, выполняя упражнения в игровой форме:

  • Предложите малышу собирать мелкие предметы (вермишель, фасоль, пуговицы) в пластиковую бутылку с узким горлышком. Разумеется, при этом вы не должны ни на минуту оставлять малыша без присмотра, поскольку он может попросту поглотить эти предметы.
  • Занимайтесь рисованием и лепкой. Конечно, у крохи не все сразу получится: пластилин будет рваться, а карандаш не слушаться пальцев. Однако цель будет достигнута.
  • Во время купания передоложите маленькому непоседе постирать одежду игрушек. Дело в том, что в воде материал имеет более выраженную структуру. Поэтому, выполняя это упражнение, малыш отлично массирует свои пальчики. Для этой цели подойдет вельвет, набивные материалы и бархат.

Что ж, пожалуй, с тем, как формируется речь у ребенка до года, вы уже ознакомились. Однако помните, что по такому «сценарию» она развивается далеко не всегда. Ведь каждый ребенок индивидуален, его созревание запланировано природой и зависит от многих факторов. Поэтому запаситесь терпением и придерживайтесь этих несложных советов. И тогда у вас все получится!

Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,

Этапы развития речи ребенка

Всё родители с нетерпением ждут момента, когда их малыш скажет заветное первое слово «мама» или «папа». Иногда процесс затягивается, и родители начинают паниковать, думая о том, что ребёнок отстаёт от нормальных темпов развития и, немедля ни секунды, ведут малыша к логопеду. Но стоит ли тревожиться? Как понять, когда ребёнок должен заговорить? Как помочь ему? Когда кроху следует вести к логопеду?
На эти и многие другие вопросы мы ответим в данной статье.

Группы факторов влияющих на развитие речи:
  • Биологические (нарушение слуха, наследственность, различные инфекции мозга и травмы);
  • Социальные (обстановка в семье, волнения общества, различные внешние условия).

Что способствует правильному развитию речи ребенка?

  • Умиротворенная обстановка в семье;
  • Отсутствие криков (как на ребёнка, так и между взрослыми);
  • Речь взрослых;
  • Чуткое и заботливое отношение к ребёнку.
Существует четыре периода развития речи:
  • Подготовительный или доречевой (от рождения до года);
  • Преддошкольный (от одного года до трех лет);
  • Дошкольный (от трех до семи лет);
  • Школьный (от семи до семнадцати лет).

Первый этап развития речи

Это самый важный и сложнейший период. Начинается он с плача и крика малыша.

Это первая рефлекторная реакция маленького человечка на окружающий мир.

Примерно к двум месяцам жизни малыш начинает «гугукать» и повизгивать. Это будет проявляется при попытке взаимодействия взрослого с малышом.

К трём месяцам своей жизни появляется «гуление». Проще говоря, это звуки: «а-а-а», «гу-гу», «а-гу» и т. п.

К восьмому месяцу малыш начинает лепетать. Он начинает соотносить слоги с предметами или действиями («ма» — мама, «ба-ба» — бабушка, «би-би»- машинка). С помощью лепета кроха начинает чувствовать ритм речи и выражать эмоции, в том числе и гнев.

Ближе к году ребенок начинает произносить первые слова, в среднем, их около 20, а понимает малыш максимум до 50 слов.

У некоторых детишек доречевой период затягивается до двух лет, они понимают просьбы взрослых, но общаются только лепетом и жестам. Это не повод бить тревогу и бежать к врачам, обычно малыши отмалчиваются, а после догоняют или перегоняют тех, кто заговорил в возрасте около года. Если ребенок не заговорил к двум годам и не понимает просьб родителей, следует сходить на консультацию к логопеду.

Преддошкольный период

От полутора до трех лет малыш осваивает интонации, лучше произносит слова, пробует составлять односложные предложения, имеет словарный запас до 1000 слов, старается подражать взрослым.

В возрасте 2-2,5 лет ребенок начинает объединять слова в короткие предложения, пока без соответствующего грамматического оформления. Но при нормальном речевом развитии в этот период дети сами начинают правильно употреблять грамматические основы.

В преддошкольном периоде активно формируется произношение гласных и согласных звуков. К двум годам в лексиконе ребенка появляются прилагательные, чаще всего в форме именительного падежа мужского или женского рода, но без согласования с существительными. Если малыш в возрасте 2,5 – 3 лет находится на уровне только лепета и не объединяет слова в предложения, это должно стать настораживающим симптомом для родителей и поводом для обращения к логопеду.

Дошкольный период

В возрасте трех — четырёх лет ребёнок знает до 2000 слов, умеет складывать распространённые предложения, использует прилагательные. В тот период обычно возникают трудности с произношением букв «л» и «р».

От четырёх до пяти лет дети находятся на пике любознательности, они задают кучу вопросов, их словарный запас составляет до 3000 слов. Малыши называют предметы и характеризуют их, умело пользуются интонацией, хорошо читают стихи, их речь становится четкой, её скорость постепенно развивается.

В возрасте от пяти до шести лет ребенок уже уверенно произносит шипящие и свистящие звуки, использует сложносочиненные и сложноподчинённые предложения, даёт определения словам, склоняет их по падежам.

В возрасте от шести до семи лет ребёнок использует все части речи, употребляет названия дней недели и месяцев, его речь связная и понятная. Т. Б. Филичева, доктор Педагогических наук и профессор кафедры Логопедии, отмечает, что если в этот период ребёнок не склоняет слова по падежам (к примеру, использует фразы, вроде «с мама ходили в магазин»), пропускает предлоги и союзы, то нужно отправить его к логопеду.

Школьный этап

В этот период жизни ребёнок совершенствует связную речь и формирует письменную. На данном этапе дети без особых усилий осваивают язык. В период до двенадцати лет ребёнок активно формирует речь и знакомится с письменной речью. В этот момент родители способны влиять на развитие речи ребенка. После 12 лет, а порой и раньше, подросток знакомится с ненормативной лексикой, обогащает речь словами-паразитами, пользуется сленгом и т. д.

Задержка речевого развития у ребенка

Задержку речевого развития ребенку обычно ставят в 2 года. Однако молодым родителям пугаться не стоит, в наше время наличие в словаре около 50-60 слов, включая лепет и звукоподражания, их активное использование, а также появление двусоставных конструкций (мяч бах, папа ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но в таком случае необходимость обратить внимание на речь ребенка есть. Задержка речи – временный диагноз, который снимают при дальнейшем отсутствии проблем. Чтобы избежать подобной задержки, родителям необходимо разговаривать с ребенком, рассказывать ему истории и читать книжки, а не просить повторять слова за ними. Уменьшите просмотры телевизора и звуковой фон вокруг – ребенок из-за этого начинает больше слушать и меньше пытаться говорить. Обычно к 4-5 годам все проблемы с речью исправляются, если вовремя начать ими заниматься.

Заключение

Помогайте своему ребёнку, проявляйте терпение, читайте стихи и пойте песни малышу, учите с ним стихи, но желательно начать с трех лет, чтобы не вызвать отторжение у ребёнка, контактируйте с ним, удовлетворяйте его любопытство, поощряйте малыша маленькими подарочками и сладостями.

Этапы развития речи ребенка

Когда начинается развитие речи ребенка? Многие родители думают, что этот важный этап начинается с появления первых слов мама, папа, на, дай. На самом деле для начала малыш должен научиться различать звуки, иметь желание общаться с близкими людьми. В статье мы рассмотрим этапы развития речи ребенка, условия роста словаря, а также проанализируем, как родителям нужно разговаривать с ребенком, чтобы усовершенствовать речь ребенка.

Этапы развития речи детей раннего возраста

Специалисты выделяют основные этапы развития речи детей:

  1. Доречевой период – от 1 до 11-12 месяцев.
  2. Период начального освоения родного языка – от года до трех лет.
  3. Период освоения грамматических закономерностей родной речи – от 3 до 7 лет.

В доречевом периоде у грудничков сначала появляются первые звуки, потом возникает гуление, которое переходит в лепет.

До 3-х лет малыш учится правильно строить предложения, наращивает активный и пассивный словарь. С 3-х лет до начала школьного возраста он овладевает сложной системой закономерностей родной речи. Это умение поможет ему в школе освоить грамматические правила родного языка.

Речевое поведение ребенка раннего возраста

Сроки появления новых достижений могут быть немного растянуты во времени, поскольку все дети развиваются по индивидуально.

Читать еще:  Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра

Основные этапы формирования речи в раннем возрасте

Хотя словарь малыша ограничен, он понимает значение большого количества слов, то есть развитие импрессивной речи (понимание) обгоняет активную речь.

Рост словаря ребенка от года

Если родители активно занимались с малышом в первый год его жизни, показывая и называя игрушки и окружающие предметы, подталкивая его к общению и к подражанию речи взрослых, то на втором году жизни речевое развитие ребенка будет активным. Очень быстро идет пополнение словаря.

Как растет словарный запас дошкольников:

  • 1-1,5 года. До 1,5 лет малыши употребляют звукоподражания, они могут произносить не целое слово, а один из его слогов: «ку» — кукла, «ба» — собака.
  • 1,5-2 года. С полутора лет происходит скачок развития детской речи – слова становятся осмысленными, появляются предложения из 2-3 слов. К 2 годам дети могут употреблять до 300 слов, чаще всего это глаголы и существительные.
  • 2-3 года. В этом возрасте ребенок активно сравнивает предметы, находит похожие, развивается его память, что помогает усвоению речи. Он может слушать сказки и рассказы, которые читает ему взрослый. Дети часто обращаются ко взрослым за помощью, задают вопросы. Словарный запас к концу года может достигать 1000 слов. Это не только существительные и глаголы, но и прилагательные, местоимения, наречия.
  • 4-5 лет. В этом возрасте ребенок может рассуждать, делать простые выводы, сравнивать предметы. Словарный запас к концу года – 2000 слов.
  • 5-7 лет. Речь старших дошкольников почти не отличается от речи взрослых. Объем словаря в этом возрасте зависит от того, в каких условиях живут дети. Если с ними занимаются, то к моменту поступления в первый класс его речь близка к совершенству, она наполнена эпитетами, образными выражениями. Ребенок может сочинять сказки и пересказывать прочитанные ему рассказы, легко запоминает стихи.

Дети должны получать достаточно знаний об окружающем мире и об окружающих их предметах, чтобы их речь была содержательной. Рассматривание предметов и игрушек, чтение художественной литературы, беседы на прогулках – все это способствует развитию яркой и образной речи.

Этапы развития связной речи у детей

Развитие фразовой речи

Фраза или предложения появляются тогда, когда возникает потребность в общении, когда нужна помощь взрослого. Малыш хочет поделиться впечатлениями об окружающих предметах, это главный стимул появления фразы.

Этапы развития связной речи детей дошкольного возраста:

  • 1-2 года. До полутора лет предложения состоят из 2 слов, во втором полугодии – из 3-4 слов. Ребенок задает вопрос: «Что это?»
  • 2-3 года. Это период множества вопросов о том, что малыш видит вокруг себя. «Почемучки» интересуются всем, что видят вокруг себя, и их вопросы нельзя игнорировать. Дети могут повторять за взрослыми сложные фразы, хотя в повседневной речи они используют простые предложения. Фразовая речь настолько развита, что ребенок легко находит общий язык с детьми и взрослыми.
  • 3-4 года. Богатый словарный запас помогает построить сложную фразу типа «Дай мне большую сладкую грушу».
  • 4-5 лет. Дети могут давать ответ на вопрос взрослого, строя его из 2-3 сложно построенных фраз. Они точно излагают свои мысли, придумывают собственные слова.
  • 5-7 лет. Ребенок этого возраста связно и последовательно излагает свои мысли, логично высказывается и отвечает на вопросы.

Сложности при развитии детской речи

Если малыш отстает от своих сверстников в речевом общении, однако он хорошо слышит, а интеллект не нарушен, возможно, у него есть речевая патология.

В чем может заключаться недоразвитие речи:

  • Моторная алалия – при нормальном слухе малыш до 3-5 лет не говорит или в его словаре всего несколько слов. Он понимает речь окружающих, но сам говорить не может.
  • Сенсорная алалия – ребенок не понимает импрессивную речь, обращенную к нему, поэтому не может научиться говорить
  • Афазия – утрата речи из-за травмы, заболеваний мозга и сосудов.
  • Ринолалия – нарушение речевого аппарата в виде расщелин неба и верхней губы. При этом возникает неправильное звукопроизношение всех звуков, гнусавый оттенок речи.
  • Дизартрия – ребенок нечетко произносит слова, речь не плавная, а резкая и обрывистая. При стертой дизартрии нарушается слаженная работа губ, языка, мягкого неба.

При всех этих нарушениях речи необходима срочная помощь невропатолога, логопеда и дефектолога. Сложности речевого развития возникают из-за перенесенных родовых травм, инфекций или недоразвития нервной системы.

Задержка речевого развития

Это нарушение иногда называют «темповой задержкой речи», потому что речь таких детей развивается в медленном темпе, в более поздние сроки. И интеллект, и нервная система ребенка не нарушены, просто структуры мозга, ответственные за речь, развиваются с опозданием.

Все этапы развития речи такие дети проходят позднее, чем их сверстники. Если нет лепета, гуления, до двух лет в речи не появляются слова и фразы, нужно обследовать ребенка у специалистов. Если коррекция речи начата не позднее 2-3 лет, к началу школьного обучения можно полностью избавиться от дефекта.

Как родителям разговаривать с ребенком

От того, как близкие люди общаются с ребенком, зависит, будет ли его речь богатой и образной. Даже с малышом грудного возраста нужно активно разговаривать, приучая его использовать слова. Детям показывают яркие предметы, игрушки, называют их.
Двухлетним детям надо показывать игрушки, яркие картинки, разговаривать об окружающих предметах. Очень хорошо пополнять знания об окружающем на прогулке, рассказывая малышам о том, что происходит вокруг. Для развития речи полезно читать малышам сказки, потешки, прибаутки и стихотворения.

На третьем году жизни взрослые могут не только называть предметы, но и рассказывать о том, для чего они нужны. Важно обращать внимание на цвет и форму вещей и предметов на картинках, называть изображенных животных и их детенышей. С трехлетними малышами уже можно обсудить прочитанную сказку. Пусть они договаривают слова в знакомых стихотворениях.

С четырехлетними детьми уже можно обсуждать книжные иллюстрации после чтения несложных сказок и рассказов. Очень ценны разговоры со взрослыми на разные темы: о новых игрушках, о путешествии в лес, о прогулке по парку.

На пятом году жизни ребенка родители обращают его внимание на правильность речи, точность употребления слов, звукопроизношение. В этом возрасте важно не уклоняться от детских вопросов, а давать на них полные содержательные ответы. Для укрепления артикуляционного аппарата можно разучить специальные упражнения. При пересказе сказок, рассказов, чтении стихов родители обращают внимание ребенка на интонацию, «веселое» или «грустное» чтение, на быстрый или медленный темп произношения.

Старших дошкольников учат составлять рассказ по картинкам, подбирать похожие или противоположные по значению слова, делить предметы по группам. Все дефекты звукопроизношения к началу школьного обучения нужно устранить. Очень полезны различные игры на выделение из слова звуков и слогов.

Зная, что включают в себя этапы речевого развития детей, можно своевременно выявить отставание речи ребенка и начать коррекционную работу. Если есть отклонения от нормы, важно заметить их как можно раньше, чтобы обратиться за помощью к специалистам. Чем раньше начата коррекция нарушения речи, тем меньше времени потребуется для компенсации отставания от нормы.

Речевое развитие в первый год жизни

На первом году жизни у ребенка идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также органов речи.

Слуху принадлежит ведущая роль в овладении речью. Слыша речь окружающих, малыш в первую очередь начинает прислушиваться к голосам и отыскивать взглядом источник звучания, а затем и поворачивать голову к говорящему, сосредоточивая свое внимание на его лице, губах, пытаясь таким образом установить контакт со взрослым.

Одновременно с развитием слуха у младенца проявляются голосовые реакции, он издает разнообразные звуки, слоги, их сочетания. В 2-3 месяца появляется гуление, в 3-4 месяца — лепет. Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить отдельные звуки, различные их сочетания, слоги, а к концу года — слова.

Время появления слов на первом году жизни у всех детей различается: одни начинают говорить в 8-9 месяцев, другие — в 1 год 2 месяца, а некоторые — еще позднее. Запас слов у годовалых детей также неодинаков и колеблется от 2-3 слов до 15-20.

В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Начиная со второго полугодия в лепете ребенка появляются четкие звуки. Среди них чаще всего встречаются гласные звуки а, у, и, из согласных — в основном звуки п, б, м, к, т, г, д и некоторые другие. На ранних этапах речевого развития ребенок, играя со звуками, упражняет свой речевой аппарат и слух, подготавливая их таким образом к правильному усвоению звуков в дальнейшем, поэтому роль лепета имеет большое значение и в последующие этапы речевого развития ребенка.

Далее подробней остановимся на этапах речевого развития в первый год жизни ребенка.

Возраст ребенка от 0 до 1 месяца

Новорожденный большую часть времени спит. В этот период сон и бодрствование мало чем отличаются друг от друга.

Уже в первые дни жизни ребенок может следить за медленно перемещающимся источником света. А к концу первого месяца — выделять взрослого из окружающей обстановки. Примерно в это же время у новорожденного возникает первая улыбка.

Когда ребенок чем-то озабочен, он издает рефлекторный крик или рефлекторные звуки. Его плач не дифференцирован: малыш одинаково реагирует плачем и на голод и на шум. Малыш вздрагивает, если сильно хлопнет дверь.

Возраст ребенка от 1 до 3 месяцев

Появление первых положительных эмоций — от первой улыбки до «комплекса оживления»: малыш останавливает взгляд на лице мамы, улыбается ей, оживленно двигает ручками и ножками, издает радостные звуки. Уже в 2–3 месяца малыш спокойно бодрствует, он прислушивается к звукам, по-разному на них реагирует: резкие и громкие пугают его, к мелодичным звукам он прислушивается, голоса людей слушает с большим вниманием, радуется им. Сам начинает «разговаривать» в те моменты, когда спокоен, чаще всего издает отрывистые и гортанные звуки аа, га, ги, кхы. Затем они становятся более протяжными: а-а, о-о, а-га, а-ги, а-бу. Это значит, что малыш вступил в так называемую стадию гуления.

Возраст ребенка от 3 до 6 месяцев

К четвертому месяцу ребенок быстро и безошибочно находит взглядом лицо говорящего человека. Он сам поворачивается к взрослым и улыбается им, когда они говорят между собой. Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить отдельные звуки, различные их сочетания. На улыбку малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого — произнесением звуков, звукосочетаний, слогов. Спустя некоторое время вы обнаружите, что ребенок, выговаривая отдельные звуковые сочетания, начинает повторять их: па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, ка-ка-ка. Это значит, что малыш вступил в новую стадию речевого развития, которая определяется как лепет.

Возраст ребенка от 6 до 9 месяцев

«Расцвет» лепета. Готовность к совместной игровой деятельности. Малыш слушает взрослого и подражает ему, понемногу усваивает правильное произнесение звуков, звукосочетаний и слов. У ребенка развивается речевой слух, совершенствуется артикуляция, произнесение звуков речи. Но ведь это только одна сторона усвоения языка. Речевое общение предполагает понимание речи. Именно в этом отношении малыш во втором полугодии первого года жизни добивается многого.

С ростом возможностей ребенка — с формированием у него восприятия предметов, движений, действий — растет и необходимость в более четком управлении его поведением. Конечно, что-то можно сообщить малышу интонацией голоса, мимикой, жестами — подозвать его, попросить приподняться, пресечь какое-то нежелательное действие. Однако без точного обозначения предметов, действий, разных свойств и качеств вещей невозможно дальше двигаться. В этот период развития ребенку необходимо передавать смысл слов.

Возраст ребенка от 9 до 12 месяцев

Слово для ребенка наконец приобретает смысл. К концу первого года жизни малыш владеет примерно 10 словами, состоящими преимущественно из одинаковых слогов (мама, папа, баба, дядя); у некоторых детей обнаруживаются слова, составленные даже из разных слогов (Ната, Таня, Катя). Среди них могут быть звукоподражательные (ав-ав, кс-кс), так называемые облегченные слова, образцы которых дает ему взрослый (би-би — машина, бо-бо — больно).

Ряд гласных и согласных звуков к этому времени произносится довольно ясно (а, о, у, м, б, п, г, к). Одно и то же слово может относиться к разным предметам, если малыш «открыл» в них что-то общее. Так, слово-звукосочетание ко может относиться и к кошке, и к одеялу, и к подушке, т. е. ко всему теплому и мягкому.

К концу года малыш понимает значительное количество слов и выражений: имена близких людей, названия игрушек, предметов, нарисованных на картинках, некоторых действий.

Отдельно заметим, что развитие речи — процесс очень индивидуальный для каждого ребенка. Не стоит паниковать, если ваш малыш не демонстрирует те или иные показатели нормы. Однако обратить внимание на этапы развития речевой активности и на очередность этих стадий следует обязательно. Занимайтесь, больше разговаривайте с ребенком — и результат не заставит себя ждать.

Рекомендуемые игры для стимулирования активной речи у ребенка от рождения до года

Развитию у младенца слухового и зрительного восприятия способствуют игры: «Интересная игрушка», «Колокольчик», «Пальчики», «Сорока-белобока».

Игра «Дразнилки» тренирует мышцы лица и учит малыша подражать мимике взрослого.

Стимулируют речевую и двигательную активность ребенка игры: «Ладушки», «Наши ручки, наши ножки».

Игра «Телефон» стимулирует активную речь и звукоподражание с разной интонацией.

С помощью игры «Первые песенки» можно стимулировать гуление малыша, а в процессе игры «Первые слова» учить его первым лепетным словам.

Развитию как слухового, так и зрительного внимания ребенка, а также его мышления способствуют игры «Прятки», «Что там?».

Игра «Где мой носик?» привлекает внимание ребенка к звучанию собственного имени, игра «Моя семья» учит малыша узнавать членов семьи на фото.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector