Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как определить темперамент ребенка дошкольного возраста: варианты тестов, характеристики разных типов

Как определить темперамент ребёнка

Темперамент – постоянная характеристика, которая даётся человеку с рождения. Она практически не изменяется на протяжении жизни. Чтобы правильно выбрать занятия для малыша и найти верный подход к детской личности, нужно знать, как определить темперамент ребёнка.

  1. Типы темперамента
  2. Как узнать темперамент малыша
  3. Общие черты каждого темпераментного типа
  4. Дети-сангвиники
  5. Дети-холерики
  6. Дети-флегматики
  7. Дети-меланхолики
  8. Индивидуальный подход в методике воспитания
  9. Заключение

Типы темперамента

Темперамент представляет собой набор определённых психофизиологических особенностей, которыми наделила человека природа. Каждый индивид обладает конкретным типом темперамента, который зависит от вида высшей нервной деятельности.

Темперамент у ребёнка определяет его поведение и поступки на протяжении всей будущей жизни, поскольку характер малыша формируется на основе темперамента.

Темпераментные типы дифференцируют на 4 группы: меланхолик, сангвиник, холерик, флегматик. Древнегреческий философ Гиппократ дал названия этим типам ещё до нашей эры. Он утверждал, что человеческий организм содержит 4 жидкости, от преобладания которой и зависит тип темперамента.

Детям, относящимся к той или иной категории, свойственна активность либо медлительность, замкнутость либо общительность. Для того, чтобы научиться понимать своего малыша, и правильно реагировать на его поведение, нужно разобраться, как узнать темперамент ребёнка.

В детском возрасте естественные особенности проявляются ярко и интенсивно, происходит формирование основных черт характера, зарождение личности. Поэтому определить темперамент дошкольников гораздо легче, чем у взрослых. Взрослые люди контролируют свои эмоции, желания и поведение.

Как узнать темперамент малыша

Родителям не нужно выполнять какой-либо тест на темперамент, чтобы выявить его у крохи. Подобные исследования проводят воспитатели и школьные психологи для выявления психологических особенностей ребят, и определения методики воспитания и общения с ними.

В дошкольном периоде достаточно просто понаблюдать за поведением ребёнка в течение некоторого времени.

Влияние темперамента на детские поведенческие особенности можно проследить уже с самого рождения. Некоторые младенцы плаксивые, капризные, требуют постоянного внимания, другие же, наоборот, спокойные и умиротворённые, просто наблюдают за происходящим.

Для выявления темпераментного типа у дошкольника задайте себе несколько вопросов, ответы на которые определят характер малыша:

  • в какие игры и как играет ребёнок – активно с друзьями, тихо в одиночестве;
  • как воспринимает критику – со злобой, пониманием, обидой;
  • какая у малыша манера общения со сверстниками – разговаривает как лидер, молчит, слушает;
  • как реагирует на новые впечатления – сковывается, проявляет интерес, пассивен;
  • как принимает решения – молниеносно, долго и нудно.

Каждый темпераментный тип характеризуется определёнными преимуществами и недостатками. Родителям важно знать природные особенности малыша, чтобы способствовать развитию его сильных качеств и компенсировать недостатки, заложенные высшей нервной системой.

Общие черты каждого темпераментного типа

Определение типа темперамента иногда проходит сложно, поскольку практически невозможно встретить тип темперамента, который бы не включал в себя черты, присущие другим типам. Обычно наблюдается смешение различных особенностей.

Это объясняется тем, что малыши начинают осваивать интересные им виды деятельности, практикуют коммуникативные навыки. Также накладывается воспитание родителей и влияние социума.

Детская деятельность контролируется родителями, которые корректируют некоторые поведенческие акты:

  • побуждают флегматиков к активным действиям;
  • стимулируют социальные умения меланхоликов;
  • настраивают холериков на дружелюбное отношение к другим членам общества.

В такие моменты каждый ребёнок может проявлять черты сангвиника. Но при более длительном наблюдении становятся очевидны преобладающие качества малыша.

Дети-сангвиники

Они ловкие и активные, часто и с удовольствием едят. Их отличительная черта – непосредственность, они с лёгкостью находят новых друзей, и любят общаться. Одиночество для них неприемлемо, для них обязателен партнёр для игр. Такие ребята часто улыбаются и смеются.

Из отрицательных черт характера выделяют поверхностность.

Дети сангвинистического типа не способны долго удерживать внимание на одном предмете. Им быстро надоедают старые игрушки, мультфильмы, книги. Они требуют новых эмоций и впечатлений.

Дети-холерики

Энергичные малыши, постоянно чего-то желающие. Для воплощения желаний они сами стараются и требуют того же от других. Холерики капризны, крикливы, эмоциональны. У них часто и резко меняется настроение.

Приём пищи у таких детей обязательно должен сопровождаться любым увлекательным занятием, например, просмотром мультфильмов.

Холерик ненавидит проигрывать и быть на вторых ролях, в любой ситуации он должен быть победителем. Этот перфекционизм мешает крохе нормально общаться со сверстниками, регулярно возникают конфликтные ситуации.

Иногда им тяжело понять, как себя вести: им необходимо общение, но неуравновешенные действия не позволяют наладить продолжительные дружественные отношения.

Малыши ежедневно устраивают истерики, топают ногами, показывают агрессию. Поводом для подобного раздражения является любая незначительная мелочь: просьба идти спать либо заняться чем-то другим.

Дети-флегматики

Флегматичность сопровождается инертностью, спокойностью, медлительностью. При таком типе ребёнку важно постоянство распорядка дня, ему тяжело резко менять планы.

При нарушении привычного порядка малыш впадает в истерику, становясь похожим на холерика. Такие детки хорошо спят, быстро засыпая.

Флегматик ест все блюда с удовольствием, доедая каждую порцию до конца. Он начинает разговаривать немного позже своих сверстников, но очень рано проявляет любовь к музыке. Услышав мелодичные ритмы, дети танцуют им в такт. Любят слушать сказки, быстро запоминают.

К отрицательной черте характера относится чрезмерная медлительность, которая многих раздражает.

Будучи погружённым в свои мысли, ребёнок может не слышать обращений к себе. Флегматикам тяжело подстроиться под другой ритм жизни.

Дети-меланхолики

Нервная деятельность таких деток протекает не спеша, торможение доминирует над реактивностью.

Для того, чтобы сменить вид деятельности, им нужен некоторый период времени. Они долго засыпают (ближе к полуночи) и не могут быстро встать с постели.

Такие малыши нуждаются в мягкости, в постоянной заботе и опеке.

Меланхолики не нуждаются во множестве друзей, им достаточного и одного. Если компаньона для игры не нашлось, ребёнок с удовольствием поиграет один. Они любят складывать пазлы, читать, разгадывать головоломки, рисовать.

Дети меланхолического типа имеют таланты в сфере творческой деятельности, любят музыку, пение. При необходимости они самостоятельно разберутся в интересуемой теме. Меланхолики высоконравственны и обязательны.

Индивидуальный подход в методике воспитания

Темпераментный тип особым образом влияет на формирование детской личности, каждая из которых нуждается в индивидуальном подходе.

Родители, воспитатели и учителя должны понимать, что их реакция на поведение ребёнка влияет на его душевную организацию. В воспитании нужно учитывать пассивность и активность детей.

Особенно тяжело приходится родителям, воспитывающим холериков. Таких детей нужно постоянно чем-то занимать, развлекать.

Чтобы не допускать агрессии и истерик, важно не срываться самим. Мягко реагируйте на их требования, оставайтесь спокойными, сохраняйте самообладание.

Активность сангвиников требует корректировки, временами притормаживайте малыша, помогите ему сосредоточиться. Только любимые занятия могут заставить таких детей затихнуть на непродолжительное время.

Поскольку флегматики медлительны, то нужно тренировать быстроту их реакции. Поиграйте с ребёнком в игры на время, если он долго занимается чем-то одним, предложите сменить вид деятельности, заинтересуйте кроху.

Меланхолики требуют гиперопеки, но, чтобы не вырастить эгоиста, иногда нужно отстраняться. Запишите ребёнка на танцы, там он займётся любимым делом, и попрактикует навыки общения.

Заключение

Для того, чтобы определить темперамент ребёнка, нужно понаблюдать за крохой, оценить его отношения со сверстниками.

Эта информация необходима родителям для осознания личности малыша, знакомства с его интересами и страхами. Зная темпераментный тип, можно легко наладить контакт с ребёнком, быстро корректируя возникающее недопонимание.

Диагностика типов темперамента детей

Анкета для родителей

Анкета для родителей по определению типа темперамента ребенка дошкольного возраста.

Цель: выявить темперамент ребенка дошкольника.

1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать?

а). Легко включается в работу.

б). Активно действует.

в). Действует спокойно без лишних слов.

г). Действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует ребенок на замечания взрослого?

а). Говорит, что дальше так делать не будет, но через некоторое время делает то же самое.

б). Не выслушивает и поступает по-своему, бурно реагируя на замечания.

в). Выслушивает молча.

г). Молчит, обижен, переживает.

3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях?

а). Быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других.

б). Быстро, со страстью, других не слушает.

в). Медленно, спокойно, но уверенно.

г). С большой неуверенностью.

4. Как ведет себя в непривычной обстановке?

а). Легко ориентируется, проявляет активность.

б). Активен, проявляет повышенную возбудимость.

в). Спокойно рассматривает окружающих.

г). Робок, растерян.

5. Какая речь у ребёнка?

а). Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жестами.

б). Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная. Кричит, как в рупор. Не говорит, а тараторит, глотая слоги и слова.

в). Речь медленная, невыразительная, без жестов, мимики и выплеск эмоций.

г). Речь часто интонационно выразительна, но очень тихая и не уверенная. Не любит пользоваться крайними оценками, предпочитая выражения: «так себе», «по-разному».

6. Как спит и засыпает ребёнок?

а). Обычно засыпает быстро, спит хорошо и просыпается с улыбкой.

б). Засыпает долго и с трудом. Спит беспокойно под впечатление событий дня. Просыпается с разным настроением.

в). Засыпает сразу и спит спокойно, но после сна довольно долго ходит вялый, сонный, как будто не доспал.

г). Обычно долго укладывается спать, но быстро засыпает и просыпается с улыбкой.

7. Как ребёнок привыкал впервые к условиям детского сада?

а). Адоптировался легко и быстро.

б). Очень легко приспособился к новой обстановке детского сада и с трудом к его требованиям.

в). Боялся нового, не хотел перемен, адаптировался очень долго.

г). Пока не мог адоптироваться. Адоптировался с трудом.

Если больше ответов:

Диагностика типа темперамента дошкольника

Предложите ребёнку ответить на 12 вопросов. Отвечать нужно либо «да», либо «нет».

Сначала анализируются ответы на вопросы № 1-6, затем — № 7-12. Если ребёнок затрудняется ответить на вопрос, или его ответ не соответствует действительности, взрослые могут отвечать на вопросы вместо ребёнка, основываясь на своих наблюдениях за его поведением.

1. Ты больше любишь ходить в гости, чем сидеть дома?
2. Тебе больше нравится играть с ребятами, чем одному?
3. Тебе больше нравится играть на улице, чем дома?
4. Тебе нравится ходить в садик?
5. Ты можешь заговорить первым с незнакомыми тебе детьми?
6. Тебе больше нравятся игры, где можно побегать, чем спокойные?

После того как ребёнок ответил на эти вопросы, посчитайте количество положительных ответов. За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребёнка, тем более этот ребёнок открыт окружающему миру, новой информации, тем больше его интересуют внешние обстоятельства, тем он общительнее (экстраверсия). Чем меньше положительных ответов, тем в большей степени ребёнок сконцентрирован на себе, своих чувствах, ощущениях, переживаниях. Он не испытывает особой потребности в частом и активном общении (интроверсия).

Итак, наименьшее количество положительных ответов говорит о том, что человек ближе к интроверсии, наибольшее — к экстраверсии.

Интерпретация результатов

1 балл — интроверсия выражена ярко.

Ребёнок имеет очень узкий круг общения, не стремится обзаводиться новыми приятелями. В свой внутренний мир впускает только близких людей. Он малоэнергичен, медлителен в своих действиях.

2-3 балла — умеренная интроверсия.

Этот ребёнок тоже не испытывает особой потребности в общении (круг друзей ограничен), но может пообщаться, если в какой-то ситуации это необходимо. Он не участвует в коллективных мероприятиях. Отличается ровным настроением, эмоции проявляет сдержанно.

4-5 баллов — умеренная экстраверсия.

Ребёнок не испытывает затруднений в общении, легко устанавливает контакты с незнакомыми людьми. Охотно участвует в коллективных мероприятиях. Слишком сильные эмоциональные реакции может сдерживать, тормозить.

6 баллов — экстраверсия значительная.

Ребёнок общителен, имеет большой круг друзей. Сам стремится к контактам, в том числе и с новыми людьми. Любит играть, гулять со сверстниками. Ребёнок активен, стремится к новым впечатлениям, может дать волю чувствам.

Приступаем к следующим вопросам.

7. Когда ты рисуешь, а на тебя кто-то смотрит, тебе это мешает?
8. Когда тебя дразнят, ты сильно обижаешься?
9. Ты часто просыпаешься по ночам?
10. Ты часто болеешь?
11. Ты боишься оставаться один дома?
12. Когда тебя толкают, ты тоже толкаешься?

За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребёнка, тем он чувствительнее, тем более склонен к переживаниям (эмоциональная неустойчивость). Чем меньше положительных ответов, тем его нервная система устойчивее к нагрузкам (эмоциональная устойчивость). Эмоциональная нестабильность может сопровождаться еще и плохим самочувствием.

Итак, наименьшее количество положительных ответов говорит о том, что человек ближе к эмоциональной стабильности, наибольшее — к эмоциональной нестабильности.

Интерпретация результатов

1 балл — высокая эмоциональная устойчивость.

Ребёнок отличается невозмутимостью, из-за пустяков не расстраивается. Он сдержан в общении, в поведении, контролирует свои поступки.

2-3 балла — средняя эмоциональная устойчивость.

Ребёнок эмоционально устойчив, поведение спокойное, непринужденное. Он хорошо понимает действительность, охотно подчиняется правилам, групповым нормам.

4-5 баллов — эмоциональная неустойчивость.

Поведение ребёнка в значительной степени зависит от текущего состояния: в спокойном состоянии он уравновешен, в возбужденном может реагировать бурно. Возможны импульсивность, вспыльчивость, агрессия.

6 баллов — очень высокая эмоциональная неустойчивость.

Ребёнок тревожен, эмоционально возбудим. В поведении и поступках часто руководствуется импульсами. Реакции на события могут быть неадекватными: сила реагирования часто не соответствует силе раздражителя. В состоянии утомления, обиды реагирует бурно, гневно. Для определения типа темперамента ребёнка можно воспользоваться «кругом Айзенка».

На горизонтальной оси отметьте сумму баллов по шкале «интроверсия — экстраверсия» (вопросы 1-6), а на вертикальной — сумму баллов по шкале «стабильность — нестабильность» (вопросы 7-12). Отметив на осях обе точки, проведите от каждой перпендикуляр до точки пересечения. В том секторе, где пересеклись линии, обозначен темперамент ребёнка. Чем дальше точка от центра, тем ярче у него выражены черты одного из четырех видов темперамента. Если точка оказалась близко к одной из двух осей, значит, ребёнку свойственны черты двух видов темперамента.

Анкеты для определения типа темперамента у ребенка.

Прочитайте следующие утверждения и отметьте плюсами те из них, которые особенно подходят к характеристики данного ребенка.

Каждому утверждению соответствует 1 балл. Если ребенок по оценке взрослого набрал 4 – 5 балла, свойства данного темперамента выражен довольно ярко. Если баллов 1- 3, говорить о свойствах определенного темперамента рано, желательно организовать специальное наблюдение и подключить к анкетированию нескольких взрослых, чтобы можно было вывести средний балл.

Утверждения, характеризующие сангвиника – 1, 6, 12, 16, 20.

Холерика – 3, 5, 7, 13, 17.

Меланхолика – 2, 9, 10, 14, 19.

Флегматика – 4, 8, 11, 15, 18 .

Рекомендации по воспитанию детей с разными типами темперамента:

-стремитесь выработать у ребёнка устойчивые интересы;
— учите терпению, упорству, тому, что надо доводить любое дело до конца;
— как можно больше поощряйте за нравственные поступки;
— искореняйте небрежность при выполнении разных занятий;
— учитывайте, что жизнерадостность, общительность и оптимизм могут иметь оборотную сторону и стать источником легкомыслия и непостоянства.

— попытайтесь выработать у ребёнка самостоятельность и инициативность;
— учите, как правильно переключать внимание при выполнении различных поручений и распределять рационально время;
— не ругайте ребёнка за медлительность, применяйте игровую деятельность, где требуется быстрота реакции, например, игры наперегонки, но всё это делайте в разумных пределах, поощряйте ребёнка за правильное выполнение правил игры;
— учите полнее выражать эмоции и чувства;
— постарайтесь, привить навыки общения, и развивайте коммуникабельность;
— пробудите у ребёнка сообразительность и воображение;
— следите за тем что – бы ребёнок меньше был инертным, вялым, чаще «тормошите» его , иначе вялость может переродиться в леность.

Читать еще:  Причины, симптомы и лечение дизентерии у детей

— замедляйте темп действий вашего ребёнка разными «препятствиями»;
— направляйте энергию вашего ребёнка на нужные дела;
— учите ребёнка обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил;
— воспитывайте настойчивость и сдержанность, собственным примером;
— гасите любую агрессивность;
— подберите своему ребёнку (с помощью педагога) игры спокойные, укрепляющие процессы торможения, предполагающие максимум внимания и минимум эмоций;
— учите вежливости с помощью требований, а не уговоров.

— не требуйте от ребёнка того, что он не может выполнить, приказы с вашей стороны замедляют его действия;
— старайтесь поддерживать, одобрять, быть с ребёнком мягким и ласковым;
— нацеливайте лишь на посильные задания и помогите их выполнить полностью и вовремя;
— учите преодолевать робость и застенчивость, искореняйте в нём неуверенность в себе;
— воспитывайте инициативность, общительность, доверчивость и смелость;
— помогите избавить от постоянного чувства страха;
— старайтесь вызывать больше положительных эмоций, гася отрицательные.

Как определить темперамент ребёнка

Темперамент дошкольника. Как определить?

Различают четыре вида темперамента: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик. Мы не только дадим характеристику каждому виду темперамента, но дадим подсказки и советы для родителей по развитию детей разного типа темперамента.

Зачем нужно определять темперамент?

Если мы хотим правильно развивать (особенно развивать мышление и мыслительные процессы) и воспитывать своёго ребёнка мы должны знать тип его темперамента. Так сангвиник и флегматик требуют совершенно разного к себе подхода. Каждый темперамент имеет свои сильные и слабые стороны. Одни дети действуют активно и импульсивно, а другие выглядят более пассивными только потому, что с детства склонны сначала подумать, а потом уже переходить к действиям.

Темперамент обусловливает индивидуальные различия в интенсивности эмоций, двигательной

Считается, что переделать темперамент невозможно. Однако очень редки люди, относящиеся на 100 % к какому-то одному типу темперамента. Как правило, наш темперамент представляет собой смесь из характеристик двух темпераментов, а то и из трех.

В течение жизни баланс составляющих нашего темперамента может изменяться как бы сам собой, под влиянием жизненных событий, проб и ошибок. Поскольку от темперамента зависят сила и скорость наших реакций на события жизни, степень эмоциональной и нервной возбудимости, то очень хорошо, если мы уже в раннем детстве сумеем распознать темперамент нашего ребенка, и поможем малышу «приручить» его.

Дети флегматики. Характеристика

Дети с преобладанием флегматического темперамента — самые спокойные дети на свете. Они уравновешенны и невозмутимы. Они изучают и исследуют мир постепенно, медленно и размеренно. Флегматики хорошо справляются с трудностями.

Им очень нравятся задания, где надо посидеть, подумать, порассуждать, помудрить. Уже в четыре года ваш малыш — флегматик может с удовольствием играть в шахматы и читать свои первые книжки. Картинки он будет рассматривать часами. И слушать ваши рассказы — тоже. Ему очень нравится разговаривать, хотя любой разговор с ребенком-флегматиком — в большей степени монолог взрослого. Не пугайтесь, если вам покажется, что ребенок позже начинает говорить. Это никак не связано с проблемой интеллекта. Просто он не спешит с высказываниями.

Единственное, что способно повергнуть флегматика в шок, это задания на скорость. Для успеха им нужны время и покой. Учитывайте это в занятиях с ребенком, никогда не пытайтесь «ускорять» или «подгонять» его. Как только вы потребуете от маленького флегматика сделать что-то быстро, тем более — немедленно, вы получите несчастного плачущего ребенка, совершенно неспособного заниматься чем бы то ни было.

Дети сангвиники. Характеристика

Детям с преобладанием сангвинического темперамента отличаются живостью и оптимизмом. Они обожают общаться. Так что не удивляйтесь, когда ваш младенец тихо хнычет, оставшись в одиночестве. Подойдите к нему, возьмите на руки, поговорите, спойте песенку.

Нет для вашего ребенка большего удовольствия, чем прогулка, и врага страшнее, чем скука. Сангвиники нуждаются в переменах, в новых лицах, новых местах и новых знаниях не меньше, чем в воде, пище и воздухе. Сангвиники склонны к продуманным действиям, но способны мыслить быстро. Если ребенок во время занятия начинает отвлекаться, не может сконцентрироваться — возможно, ему просто скучно. В таком случае стоит пересмотреть подход к занятиям.

Дети холерики. Характеристика

Дети с преобладанием холерического темперамента напоминают ураган и смерч в одном лице. Обладая крайней нервной и эмоциональной неуравновешенностью, холерики «заигрываются», то есть не могут вовремя остановиться. Они нуждаются в смене впечатлений, однако сильные впечатления быстро утомляют их.

Отсюда их невероятная способность раздражаться по пустякам, вспыльчивость и почти полное отсутствие терпения. Если ваш малыш-холерик нарисовал какой-то красивый рисунок, он потребует, чтобы вы бросили все свои дела и НЕМЕДЛЕННО взглянули на рисунок. Если вы не посмотрите на рисунок сразу же, ребенок моментально выйдет из себя.

Холерики вообще напоминают по своей нервной организации мину: стоит только шагнуть в опасную зону, как сразу же последует взрыв. Деятельность холериков неровная, пульсирующая. Увлекшись чем-то, они действуют очень энергично и интенсивно, но так продолжается недолго. Холерики быстро утомляются и не могут продолжать интересующее их занятие. Нервный спад и упадок сил вполне естественно «выливаются» в раздражение, которое по мере нарастания находит выход либо в конфликте, либо в нервном срыве. Если у малыша не получается построить из конструктора то, что он задумал, он вскоре с возмущением разбросает этот конструктор по комнате. И нарычит на всякого, кто подвернется ему «под горячую руку». И заплачет слезами злобы и бессилия. Вернее, слезами злобы на собственное бессилие. И на непонимание окружающих. Для холериков очень сложен период раннего детства, когда их умения и возможности еще слишком далеко отстоят от способностей и желаний. Так что перед родителями холерика стоит непростая задача — дозировать занятия так, чтобы малыш мог постоянно узнавать что-то новое, но не переутомлялся при этом.

Дети меланхолики. Характеристика

Эмоциональный стресс для ребенка-меланхолика — почти что норма жизни, поскольку их способна расстроить и вывести из равновесия любая мелочь.

Меланхолики чрезвычайно ранимы и обидчивы, они обладают повышенной чувствительностью и страдают от неуверенности в себе.

Малыш-меланхолик будет плакать по любой самой ничтожной причине и даже тогда, когда мы вовсе не видим никакой причины для слез. Мы не видим, а он-то найдет. Поскольку мы не видим причин его страданий, мы не разделяем эмоций малыша, что только усугубляет ситуацию, поскольку меланхолики чрезвычайно ранимы и обидчивы, они обладают повышенной чувствительностью, и страдают от неуверенности в себе. Меланхолики быстро утомляются, а для восстановления нервной и физической энергии им требуется довольно длительное время. А потому участие в протяженных по времени играх, тем более сложных, доводит их до стресса. Вообще для них является стрессовой любая ситуация, несущая неожиданные новшества или включающая элементы соревнования. Типичная для меланхоликов реакция на стресс — избегание общения и стремление к уединению, уход в себя и в свои переживания.

Для родителей маленького явно выраженного меланхолика ключами к ребенку могут послужить терпение и понимание. Малыша-меланхолика нежелательно отдавать в детский сад раньше, чем ему исполнится три года. Заниматься с ним нужно очень дозированно, тщательно подбирая задания так, чтобы трудности нарастали постепенно и он мог бы со всем справиться. Такой подход повышает самооценку ребенка и усиливает его интерес к занятиям.

Родители, которые осознают проблемы темперамента своего ребенка, помогают ему справляться с собой и таким образом облегчают задачу его внутреннего роста и становления как личности.

Как определить темперамент ребёнка

Как определить темперамент ребёнка

При рождении каждому человеку дается определенный набор черт, которые определяют его поведение и характер. Нельзя увидеть абсолютно одинаковых детей, похожих полностью. Даже у близнецов, как правило, отличается мировоззрение, характер и поведение. Все это определяется природными, врожденными характеристиками, и так встречаются люди позитивные и наоборот пессимистичные, очень активные и наоборот медлительные. Родителям обязательно надо знать, какие бывают типы темперамента ребенка,чтобы правильно его воспитывать и с ним взаимодействовать.

Темперамент малыша определяется свойствами нервной системы, которая формирует его психику, эмоции, отношение к деятельности. И проявляется он уже в первые годы жизни. Как правило, ребенок унаследует какой-то определенный темперамент от своих родителей, или от кого-то из них двоих.

Как определить темперамент ребёнка

На сегодняшний день есть несколько вариантов, как определить темперамент ребёнка, но самый верный это обычное наблюдение за ним в повседневной жизни. Необходимо проследить, как малыш играет с другими детьми, как относиться к своим вещам, как долго по времени он может заниматься одним делом и т.д. Зная определенные характеристики каждого из типов темперамента, родители без проблем определят тип своего малыша.

  • Дети-сангвиники

Эти малыши чересчур жизнерадостные и очень коммуникабельные, легко идут на контакт даже с незнакомыми людьми. Для них нет понятия усидчивости, и они легко и быстро меняют вид деятельности. Могут быть обидчивы, но быстро все забывают и идут снова в свою компанию. Малышам-сангвиникам легко привлечь к себе внимание восторженной и эмоциональной речью, которой сопутствуют энергичные жесты. Таких детей следует приучать быть терпеливыми, доводить до конца начатое дело. Просмотр очень эмоциональных мультфильмов для них должен быть ограничен, в противном случае ребенка будет очень тяжело успокоить и привести в равновесие.

  • Дети-холерики

Они почти никогда не сидят на одном месте, всегда первые в переделках и драках. Их привлекают массовые, подвижные игры. А вот со сном могут возникать проблемы, и уложить таких детишек бывает тяжело. Разговор их, как правило, громкий, не четкий, могут пропускать некоторые слоги из-за желания сказать все и как можно быстрее. Практически постоянно в споре такой ребенок будет доказывать, что он прав, даже если и сам уже так не думает. Главной задачей родителей ребенка-холерика является снижение его бурной активности. С ним стоит поиграть в спокойные игры, позаниматься тихими делами.

  • Дети-флегматики

Малыш-флегматик предпочтет спокойную и малоподвижную игру. Понятно, что характеристика темперамента ребенка ярко отличается от холерика или сангвиника. Флегматик выберет для себя с большим удовольствием роль исполнителя, чем командира. Если он нашел новое увлечение, то оно поглощает его на долго, хотя и усваивается все медленно. Что-то очень быстро поменять, принять важное решение – практически непосильная задача. Чтобы ребенок-флегматик заинтересовался чем-нибудь, стоит приложить много усилий, ему надо показать, что жизнь разнообразна и удивительна. Засыпают флегматики быстро, а вот просыпаются бывает очень тяжело. Взрослым людям стоит играть с таким ребенком в подвижные, активные игры, учить его раскрепощаться и выражать свои эмоции.

  • Дети-меланхолики

Они обычно замкнутые и необщительные, сентиментальные и чувствительные. Такой малыш быстро утомляется и медленно вникает в окружающую обстановку. Разговор у них тихий и неспешный. Меланхолики тяжело привыкают к новой, незнакомой среде и людям, поэтому им нелегко ходить в детский сад, школу. Ребенку обязательно необходима помощь в адаптации, его надо учить принимать самостоятельно решения и нести за него ответственность. Следует помочь ему смотреть на мир позитивно, находить положительное даже в негативных моментах.

Кроме этого, как определить темперамент ребенка тест Айзенка, проведенный профессиональным психологом, точно ответит на этот вопрос. Родителям, заинтересованным в правильном воспитании своего малыша,стоит наблюдать за ним, знать особенности его темперамента. Это поможет не принять активность холерика за баловство, а сентиментальность меланхолика за простую плаксивость.

«Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента»

У каждого ребенка есть качества и свойства, помогающие ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость. Так, темперамент определяет активность дошкольника, темп и интенсивность его деятельности – способность переключаться на новый вид деятельности, реакцию на окружающую жизнь. Зная эти особенности, родители и педагоги смогут лучше понять ребенка, найти к нему индивидуальный подход.

Говоря о темпераменте, как правило, подразумевают взрослого человека, сформировавшуюся личность. Однако, проявления характерные для того или иного темперамента, можно наблюдать и у дошкольников. С рождения дети отличаются друг от друга своим поведением. И все потому что у каждого малыша свой темперамент – врожденные свойства нервной системы, которые достаточно четко проявляются в возрасте 5-6лет.

Темперамент – базовая психологическая характеристика индивидуальности, основа, на которой строится человеческая личность. Тип темперамента, согласно И. П. Павлову, обусловлен свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, их различными сочетаниями. Ученый полагал, что таких свойств три:

· Сила, т.е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители; она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток;

· Уравновешенность, которая определяется соотношением процессов возбуждения и торможения;

· Подвижность как показатель быстрой смены процессов возбуждения и торможения.

Комбинация этих свойств и определяет различные типы темперамента.

· Холерик – обладает сильной нервной системой, уравновешенный, подвижный;

· Сангвиник- характеризуется сильной нервной системой, уравновешенный, подвижный;

· Флегматик – имеет сильную нервную систему, уравновешенный, инертный;

· Меланхолик – отличается слабой нервной системой, неуравновешенный, инертный.

Дети с чистыми типами темпераментами встречаются редко, чаще всего мы имеем дело со смешанными типами, для которых характерно преобладание черт одного из перечисленных темпераментов. Остановимся подробнее на основных свойствах темпераментов детей.

Если в поведении ребенка наблюдаются неугомонность, бесстрашие, рискованность, настойчивость, склонность к упрямству, шаловливость, задиристость, нетерпеливость, конфликтность, горячность, значит перед нами холерик.

Такой ребенок бурно проявляет эмоции, любит шумные азартные игры. В общении ему всегда нужны сподвижники и зрители. Особенности познавательной деятельности ребенка-холерика – все схватывает на лету и так же быстро забывает. Предпочитает делать только то, что ему интересно. Его движения порывистые, резкие, речь быстрая, отрывистая, эмоциональная. Кричит, как в рупор. Уровень тревожности – средний. Очень легко приспосабливается к новой обстановке детского сада, но с трудом – к требованиям, установленным в учреждении.

Для сангвиника характерны жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску, компромиссам, гибкость, деловитость, общительность. Уровень тревожности – средний. Такой ребенок чувствует себя везде как дома, любит общество детей и взрослых. Является душой компании, лидер по выбору. Легко и быстро усваивает новое, имеет, как правило, хорошую долговременную и кратковременную память. Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жестами. Особенность адаптации ребенка-сангвиника к дошкольному учреждению – легкая и быстрая.

Основными чертами флегматика являются спокойствие, медлительность, неторопливость, нерасторопность, обстоятельность, солидность, малая эмоциональность, сдержанность, несклонность к риску, миролюбие. Такой ребенок не проявляет бурных реакций на окружающее, малоэмоционален. При этом тяготеет к положительным эмоциям. Уровень тревожности – низкий. Любит спокойные и тихие игры. Предпочитает одиночество. Неавторитетен среди сверстников, изгой в обществе детей. Медленно запоминает, но схватывает целое. У ребенка-флегматика хорошо развита долговременная память, движение нерасторопны, неторопливые, солидные. Речь медленная, невыразительная, без жестов и мимики. К дошкольному учреждению такие дети адаптируются очень долго.

Если ребенок – меланхолик, то его основные черты – робость, застенчивость, замкнутость, нерешительность, мнительность, тревожность, обидчивость, ранимость, чувствительность и впечатлительность. Для таких детей характерен высокий уровень тревожности. Они предпочитают тихие, уединенные игры. Общительны лишь с близкими людьми. Их движения неуверенные, неточные, суетливые. Речь зачастую интонационно выразительна, но очень тихая и неуверенная. К дошкольному учреждению адаптируются с трудом.

Учеными доказано, что от темперамента зависят:

· Скорость возникновения психических процессов (например, восприятие, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т.п.);

· Пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения;

Читать еще:  Дисбактериоз у детей: лечим правильно

· Темп и ритм деятельности;

· Интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);

· Направленность психической деятельности на определенные объекты.

Выявить черты определенного типа темперамента у ребенка с помощью наблюдения, специальных тестов призван педагог- психолог. Специалист может дать профессиональные рекомендации родителям и педагогам ДОУ, как вести себя с детьми разных темпераментов.

Таким образом, знание основных свойств, присущих дошкольникам разных типов темперамента, поможет родителям и педагогам грамотно организовать занятие или самостоятельную деятельность. Особенно полезной эта информация будет на этапе адаптации ребенка к ДОУ, новому режиму, коллективу.

Так как же надо вести себя родителям и воспитателям с детьми с различными типами темперамента? Главное – принимать ребенка таким, какой он есть. Но помня о том, что темперамент сравним лишь с гранитом, нужно пытаться отшлифовать его своими методами воспитания, используя их в качестве резца, которым пользуется скульптор. Важно учитывать все минусы и плюсы темперамента дошкольника, пытаться свести минусы к нулю, не подавлять, а управлять любым из типов темперамента ребенка.

Не следует стараться изменить врожденный темперамент дошкольника на более угодный взрослым и превратить, например. Холерика в сангвиника, сангвиника – в флегматика и меланхолика или наоборот. Нельзя говорить о минусах ребенка, особенно при посторонних людях, ругать его, постоянно раздражаясь оттого, что он не такой, каким его хотели бы видеть. Не следует переделывать ребенка, ломать его. Тем самым можно вызвать активное сопротивление или психологический кризис.

В процессе воспитания детей в зависимости от особенностей их темперамента важно учитывать то, что нервная система у дошкольников пластична и можно отшлифовать, завуалировать все недостатки.

Так при воспитании ребенка-холерика следует замедлить темп «его кружения по жизни», расставив на пути различные шлагбаумы и непредвиденные остановки. Направить бьющую ключом энергию дошкольника на нужные, полезные дела, учить обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил. Воспитывать настойчивость и сдержанность, как надо владеть собой, чтобы не вспылить, погашать любую агрессивность.

Необходимо подбирать игры, которые укрепляют процессы торможения и не приводят к перевозбуждению нервной системы: спокойные, в которых все зависит от внимания и требуется минимум эмоций. Родителям и воспитателям важно помнить, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность и задевает самолюбие людей. Такого ребенка необходимо учить вежливости. Требовать, чтобы он стал таким, поскольку холерик обычно реагирует лишь на требования родителей.

В процессе воспитания сангвиника следует стремиться вырабатывать устойчивые интересы. Учить терпению, упорству, тому, что любое дело надо доводить до конца. Как можно больше поощрять ребенка за проявления нравственности в его поступках. Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий. При этом родителям необходимо учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм ребенка- сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали, стать источником как легкомыслия, так и непостоянства.

Если в семье растет маленький флегматик, родителям нужно пытаться сформировать у него любознательность и сделать его инициативным. Учить, как правильно переключать внимание при выполнении различных поручений и как рационально распределить время, чтобы не попасть в цейтнот. При этом важно не раздражаться черепашьими темпами ребенка-флегматика, а ускорять их, применяя игровую деятельность, например, игры наперегонки. Играть с ними в игры, где требуются быстрота движений, точность, ловкость, и поощрять, когда он выполняет правила. Нужно учить дошкольника полнее выражать эмоции и чувства: радоваться, грустить, жалеть кого-то и быть добрым. Любыми способами пробуждать сообразительность и воображение. Следить за тем, чтобы он не оставался инертным, вялым, иначе эти качества могут превратиться в леность.

От меланхолика не надо требовать того, что для него невыполнимо. Приказы замедляют его деятельность. Родителям следует поддерживать его, одобрять, быть с ним ласковее и мягче. Необходимо нацеливать ребенка на выполнение лишь посильных заданий и помогать вовремя справляться с ними. Учить преодолевать застенчивость и робость, искореняя неуверенность в себе. Поддерживать его самостоятельность. Важно воспитывать в ребенке-меланхолике инициативность, общительность, доверчивость и смелость. Учить бесстрашию и помогать избавиться от страха. Ни в коем случае, даже из благих побуждений, нельзя запугивать его. Родители должны стараться в разных ситуациях вызывать у ребенка больше положительных эмоций. Важно учитывать, что впечатлительность, ранимость, высокая чувствительность дошкольника – кривое зеркало всех педагогических воздействий и может исказить конечный результат, поэтому, воспитывая меланхолика, надо применять тактику жонглера.

Ознакомившись с окружающие ребенка, взрослые могут разобраться в природных качествах его личности. А это, в свою очередь, многое объяснит в поведении дошкольника, даст им возможность правильно его направить, рассчитать учебную нагрузку, заинтересовать, развить его лучшие качества, т.е. найти к нему индивидуальный подход.

Как определить темперамент ребенка дошкольного возраста: варианты тестов, характеристики разных типов

Дефектология Проф

  • ВходРегистрация

Аннотация: Многие ошибки в воспитании дошкольников происходят из-за того, что родители ожидают от ребенка несвойственных ему достижений.

Статья:

Многие ошибки в воспитании дошкольников происходят из-за того, что родители ожидают от ребенка несвойственных ему достижений. Развитие ребенка во многом зависит от его темперамента, данного ему природой. Как определить темперамент ребенка, и какие подходы применять в его воспитании подскажет данная статья.

Какой бывает темперамент у ребенка

Темперамент – определенный набор психических и физиологических особенностей, заложенных в человеке природой. Это непременная составляющая каждого индивидуума, будь то несмышленый малыш или умудренный опытом старик.

Какая именно совокупность свойств «подарена» человеку от рождения, зависит от типа высшей нервной системы. Эта совокупность устойчива и определяет характер поведения и деятельности человека на протяжении всей его жизни.

Поэтому типы темперамента детей дошкольного возраста подразделяют точно так, как и у взрослых: сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик.

В соответствии со своими природными особенностями дети характеризуются подвижностью или медлительностью, общительностью или замкнутостью, активностью или пассивностью, веселостью или плаксивостью…

В детстве эти естественные реакции и особенности гораздо заметнее, чем у взрослого человека. Взрослые умеют контролировать проявление эмоций, высказывания и свое поведение. У них уже сложившийся характер, поэтому темперамент не так очевиден, как у детей. Пока у дошкольника только формируется характер и происходит становление личности, его темперамент просматривается невооруженным глазом.

Определение типа темперамента ребенка

Нет необходимости применять какой-либо специализированный психологический тест на определение темперамента ребенка. В дошкольном возрасте достаточно внимательно понаблюдать за малышом некоторое время, чтобы выявить характерные особенности.

Смысл выявления состоит не в том, чтобы узнать, к какому типу темперамента отнести ребенка. Эти знания нужны для практического применения. Влияние темперамента на поведение детей прослеживается уже в 3 года и даже раньше.

В каждом темпераменте есть сильные и слабые стороны. Родителям и воспитателям важно знать природные возможности ребенка, чтобы помочь ему развивать сильные качества и компенсировать ограничения, заложенные особенностями высшей нервной деятельности.

Характеристика детей с разными типами темперамента

Прежде всего, нужно заметить, что чистый тип темперамента встречается редко. В большинстве случаев наблюдается смешение особенностей, характеризующих разные типы. В дошкольном возрасте наблюдается влияние сангвинических черт.

Дети осваивают различные виды деятельности, развивают коммуникативные способности. Вся эта деятельность проходит в сопровождении взрослого, который побуждает к активности флегматика, поддерживает в общении меланхолика, пробуждает дружелюбие холерика. Поэтому в некоторые минуты любой ребенок может проявлять себя как сангвиник.

Однако при продолжительном наблюдении становится заметным, какой темперамент проявляется у ребенка чаще и ярче. Приведем краткую психологическую характеристику детей с разными типами темперамента.

Ребенок – сангвиник

Выраженный сангвиник активный и ловкий в движениях. Ест немного, но часто и охотно. Правда, не любую предложенную пищу, а кусочек того, что понравилось. О детках-сангвиниках говорят, что они клюют, как птички.

Легко просыпается и встает утром. Редки проблемы и с засыпанием. Пока мама споет песенку или расскажет сказочку, ребенок уже уснет. Может успеть задать ряд вопросов, не особо интересуясь ответом.

Отличается непосредственностью в общении, легко идет на контакт. Такие дети часто задорно смеются, заражая веселостью других. Для игры обязательно ищет партнера – играть в одиночку для сангвиника немыслимо. Если некому составить малышу компанию, то он будет вести диалоги с игрушками, высказываясь и за себя, и за них.

Любит всевозможные качели. Причем получает тем большее удовольствие, чем выше и быстрее взлетает-движется аттракцион. Рано или поздно дошкольник сангвинического типа вскарабкается на каждое второе дерево в округе дома.

Слабая сторона сангвиника. По описанию складывается представление о чрезвычайной легкости характера такого ребенка. Но уязвимое место у них есть, и проявляется оно уже в дошкольном возрасте. Такие дети склонны проявлять поверхностность. Они могут схватить игрушку, тут же бросить и уже тянуться за другой. При просмотре книги перелистывают страницы одну за другой, не задерживая внимания на картинках. Вопросы из них сыплются, не дожидаясь ответа на предыдущий.

Дети холерического темперамента

Энергичный активный ребенок имеет темперамент холерика. У таких детей много желаний, они не ждут пассивно их осуществления, а требуют и прикладывают усилия, чтобы добиться своего. В этом прослеживается сходство с сангвиником. Но холерик более эмоционален, настырен, капризен. От смеха до крика у такого ребенка один шаг.

Еду ребенок холерического темперамента воспринимает как процесс, сопровождающий более увлекательное занятие. Погрызть яблочко, пока идет мультик, съесть кусочек колбасы, забежав на кухню…

Ребенок-холерик любит проигрывать роли, но только главные и привлекательные. Быть на вторых ролях – это точно не про него! Поэтому в общении со сверстниками много конфликтов. С одной стороны, холерики нуждаются в общении как в воздухе, с другой стороны – капризное неуравновешенное поведение мешает им поддерживать дружеские отношения.

Проблемная сторона холерика. Кажется, что ребенок-холерик лишен этапа обдумывания своих действий и поступков. Вспышки гнева и топанья ногами у таких детей происходят с удивительным постоянством. Поводом детского раздражения может стать что угодно: родители отправляют в постель, отрывают от интересного занятия, другой ребенок не дает свою игрушку, кто-то случайно разрушил построенную им башню…

Дети флегматического темперамента

Дети с преобладанием флегматичности отличаются медлительностью и инертностью. Для них очень важен четкий распорядок, когда все происходит в принятом спокойном ритме.

Такого ребенка не стоит подвергать испытаниям, оставаясь всей семьей ночевать у друзей. Нарушенный порядок может вызвать у ребенка такую истерику, как будто он на время превратился в холерика. Зато в свою постель он идет без напоминаний, долго и крепко спит.

Флегматичный малыш непривередлив в еде и кушает с удовольствием. Родителям даже не будет лишним контролировать порции — ребенку-флегматику добавки ни к чему, потому что при низкой активности могут привести к лишнему весу.

Дети флегматического темперамента поздно начинают говорить, но рано проявляют интерес к музыке. Услышав мелодию, они могут раскачиваться в такт. Еще они любят слушать (а позднее читать) одни и те же сказки, могут дословно пересказывать большие отрывки из них.

Проблемная сторона флегматика. Медлительность, с которой выполняет все действия флегматичный ребенок, вызывает раздражение многих. Он может быть настолько погружен в свои мысли или занятие, что попросту не слышит обращений к себе. Поэтому ему часто приходится повторять по нескольку раз одно и то же. Флегматичный ребенок не может подстроиться под ритм других. Это окружающие должны сбавить темп.

Ребенок – меланхолик

У детей меланхолического темперамента нервные процессы также характеризуются преобладанием торможения над реактивностью. По этой причине ребенок нуждается в более длительном периоде при смене деятельности. Позвала мама есть – малыш не торопится откликнуться на приглашение. Сидит над тарелкой дольше других, при этом может только поковыряться в каше, съев ничтожно малую часть порции.

Дети меланхоличного типа не состоянии встать с постели на раз-два. У них недостаточно сил для подобной живости. Точно таким же сложным испытанием станет умывание холодной водой. Этим детям нужна мягкость во всем. Засыпают детки данного типа темперамента долго и предпочитают поздно ложиться в постель.

Общаться предпочитают с теми сверстниками, которых они уже знают. И не с группой детей. Им достаточно одного приятеля. Если некому составить малышу компанию, то он будет играть самостоятельно. Такой формат игры может показаться меланхолику еще увлекательней, чем со сверстником.

Забиться в укромный уголок и рассматривать картинки, или складывать пазлы, или рисовать – вообще одно из лучших занятий меланхолика. Если такого ребенка, не подготовив, подталкивать к общению с другими, он может спрятаться, расплакаться.

Сильная сторона меланхолика. У данного темперамента, без сомнения, есть достоинства. Дети такого типа часто имеют способности к творческой и художественной деятельности. Они музыкальны, любят петь и танцевать. Они могут скрупулезно разобраться в вопросе, который их заинтересовал (как устроена машинка, почему сейчас нет динозавров). Также обладают рядом нравственных качеств и отличаются высокой чувствительностью к социальным нормам.

Важность индивидуального подхода в воспитании дошкольников

Как видим из описаний, виды темперамента сильно влияют на формирование личности ребенка. Вряд ли могут быть сомнения, что дети различных типов нуждаются в индивидуальном подходе. Разительно дети отличаются своей активностью или пассивностью. Однако и внутри этих характеристик они могут быть разными по своим темпераментальным особенностям.

Подход в воспитании активных детей – сангвиников и холериков

Сангвиников нужно время от времени притормаживать, чтобы их активность не переросла в патологическую гиперактивность. Нежелание и неумение сосредоточиться на чем-то конкретном может привести к действиям ради самих действий. Только взрослый может поначалу удерживать ребенка-сангвиника определенным занятием.

Рассматривая книжку или картинки, нужно обращать внимание ребенка на детали. Отвечая на вопрос ребенка, важно подкреплять подходящими стимулами (посмотри сюда, прислушайся, прикоснись…), чтобы внимание малыша удержалось и не перепрыгнуло к другому объекту прежде, чем прозвучит пояснение.

Для сангвиника крайне важна симпатия к тому человеку, который занимается с ним. Чем больше малыш расположен к своему наставнику, тем лучше он сможет сосредоточиться на процессе, будь то обучение чтению, или изготовление аппликации, или любое другое занятие.

Никакой другой тип темперамента не требует от окружающих столько терпения и самообладания как холерический.

Когда ребенок буйствует на ровном месте, взрослому трудно не выйти из себя. Тот случай, когда сдерживать себя крайне необходимо. Важно противопоставить гневу ребенка спокойствие и обдуманность действий.

Родители обязаны найти дошкольнику такое занятие, где бы он мог выплескивать свою энергию. Пусть прыгает на батуте в саду, месит тесто вместе с бабушкой, крутит педали велосипеда. Маленькому холерику необходимо предоставить безопасное пространство для его двигательных потребностей. Спортивные игры – отличное применение природной активности и эмоциональности холерика.

Ребенка-холерика привлекают рассказы и сказки, где герои совершают героические поступки. Они приковывают внимание ребенка. Увлекшись содержанием, ребенок способен удерживать себя на месте и восхищаться поступками других людей.

Методы воспитания инертных детей – флегматиков и меланхоликов

Из-за несдержанности взрослых (!) часто встречается предубеждение против флегматического типа темперамента. Сонливость и медлительность флегматика могут перевешивать такие его достоинства как выносливость, сосредоточенность, ответственность.

Многие достижения удаются флегматику благодаря методу повторения. У ребенка с флегматическим темпераментом необходимо тренировать умение справляться с действиями за ограниченный промежуток времени. Например, одеться на прогулку за 5 минут, разложить столовые приборы за одну минуту, нарисовать рисунок за 15 минут и пр.

Полезно вовремя будить ребенка-флегматика, чтобы он не спал «лишнее» время. Приучайте умываться прохладной водой.

В игре флегматичный ребенок не должен быть предоставлен самому себе. Временами нужно вмешиваться, чтобы ускорить темп игры, внести искорку в развитие действий. Даже, если ребенок увлечен своими любимыми занятиями – рисованием, чтением, конструированием. Ко всем этим видам деятельности склонны дети-флегматики.

Читать еще:  Лечение насморка у детей соком алоэ; как правильно капать столетник в нос ребенку

Меланхолики нуждаются в заботливом и внимательном отношении. Но тут родителям тоже важно не переборщить. Потому что чрезмерной опекой такого ребенка можно превратить в маленького эгоиста, которому приятно находиться в центре внимания семьи и не комфортно, если родители заняты своими делами.

Ребенку меланхолического типа очень полезны движения. Лучше, если это будет приобщение не к спорту, а к танцам. Ритмичные движения под музыку в кругу сверстников – идеальное занятие для таких малышей. Тут и общение (которое так непросто дается ребенку), и самораскрытие в танце.

Еще меланхоличные дети нуждаются в духовной пище. Для них нужно подбирать такие истории и сказки, которые волнуют и заставляют забыть о своих проблемных ситуациях. Но завершаться подобные истории должны успешно, чтобы дать позитивный ориентир ребенку.

Получив информацию, как определить тип темперамента у ребенка, родители и воспитатели начинают пристальней наблюдать, чтобы выяснить природную основу своих детей. А определившись и с этим вопросом, легче выстроить индивидуальный стиль воспитания, который будет удобен как ребенку, так и взрослым.

Как определить темперамент ребенка дошкольного возраста: варианты тестов, характеристики разных типов

Предлагаемая ниже методика будет полезной воспитателям старших и подготовительных групп, учителям первых классов, а также родителям, которые и первые учителя, и первые диагносты своего ребенка. Она проста в исполнении и обработке.

Диагностика темперамента ребенка проводится в форме наблюдения.

Инструкция. Наблюдение за каждым ребенком ведите 1-2 месяца в удобной для вас форме.

Цель наблюдения — выяснить, как будет вести себя ребенок в различных ситуациях, объединенных в 4 группы (представлены в табличке ниже).

Отмечайте ежедневно характер этих проявлений цифрами в табличке так:

М черты меланхолика 0

Ф черты флегматика 1

С черты сангвиника 2

Х черты холерика 3

Обратите внимание, каких проявлений будет больше в процентном соотношении. Это и будет доминирующий темперамент.

Отметки каждый день

I. Поведение в ситуациях, когда НЕОБХОДИМО ДЕЙСТВОВАТЬ

Действует робко, неуверенно

Действует спокойно, без слов

Легко включается в действие

II. Как реагирует НА ЗАМЕЧАНИЕ

Молчит, обижается, переживает

Обещает клятвенно, что больше не будет, и через небольшое время все повторяется

Не слушает, бурно реагирует, возмущается

III. Как разговаривает с другими ребятами в ЗНАЧИМЫХ СИТУАЦИЯХ

С большой неуверенностью

Медленно, спокойно, но при этом — уверенно

Быстро, с жаром, но прислушивается к мнению других

Быстро, со страстью, других мнений не слушает

IV. Поведение в НЕЗНАКОМОЙ обстановке

Спокоен, рассматривает окружающее

Довольно легко находит выход из положения, проявляет активность

Активен, повышенно возбудим

Знание темперамента нужны даже для того, чтобы правильно рассадить детей на занятие или урок. Например, из опыта американских педагогов: для групповых занятий (в детском саду) и уроков (в школе) детей лучше рассаживать так :

  1. меланхолики – под стеночкой,
  2. сангвиники и флегматики (это большинство детей) – по всей группе,
  3. холерики – на приличном расстоянии друг от друга.

Это будет выглядеть примерно таким образом, как показано на рисунке 1. Так дети разного темперамента будут чувствовать себя комфортно.

Конечно, определенное понятие о темпераменте есть у каждого взрослого. Но не лишне будет еще раз напомнить следующее.

Темперамент — комплекс индивидуальных особенностей человека. Он биологически обусловлен. Что это значит? Мы не можем его изменить. Если мы воспитываем и обучаем ребенка в соответствии с его темпераментом, то сохраняем его здоровье.

Иметь представление о темпераменте своего воспитанника полезно любому педагогу и родителю. Но особенно это важно, чтобы правильно понять ребенка и помочь ему во время, например, кризисных периодов.

Диагностика типа темперамента дошкольника

Предложите ребёнку ответить на 12 вопросов. Отвечать нужно либо «да», либо «нет».

Сначала анализируются ответы на вопросы № 1-6, затем — № 7-12. Если ребёнок затрудняется ответить на вопрос, или его ответ не соответствует действительности, взрослые могут отвечать на вопросы вместо ребёнка, основываясь на своих наблюдениях за его поведением.

1. Ты больше любишь ходить в гости, чем сидеть дома?
2. Тебе больше нравится играть с ребятами, чем одному?
3. Тебе больше нравится играть на улице, чем дома?
4. Тебе нравится ходить в садик?
5. Ты можешь заговорить первым с незнакомыми тебе детьми?
6. Тебе больше нравятся игры, где можно побегать, чем спокойные?

После того как ребёнок ответил на эти вопросы, посчитайте количество положительных ответов. За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребёнка, тем более этот ребёнок открыт окружающему миру, новой информации, тем больше его интересуют внешние обстоятельства, тем он общительнее (экстраверсия). Чем меньше положительных ответов, тем в большей степени ребёнок сконцентрирован на себе, своих чувствах, ощущениях, переживаниях. Он не испытывает особой потребности в частом и активном общении (интроверсия).

Итак, наименьшее количество положительных ответов говорит о том, что человек ближе к интроверсии, наибольшее — к экстраверсии.

Интерпретация результатов

1 балл — интроверсия выражена ярко.

Ребёнок имеет очень узкий круг общения, не стремится обзаводиться новыми приятелями. В свой внутренний мир впускает только близких людей. Он малоэнергичен, медлителен в своих действиях.

2-3 балла — умеренная интроверсия.

Этот ребёнок тоже не испытывает особой потребности в общении (круг друзей ограничен), но может пообщаться, если в какой-то ситуации это необходимо. Он не участвует в коллективных мероприятиях. Отличается ровным настроением, эмоции проявляет сдержанно.

4-5 баллов — умеренная экстраверсия.

Ребёнок не испытывает затруднений в общении, легко устанавливает контакты с незнакомыми людьми. Охотно участвует в коллективных мероприятиях. Слишком сильные эмоциональные реакции может сдерживать, тормозить.

6 баллов — экстраверсия значительная.

Ребёнок общителен, имеет большой круг друзей. Сам стремится к контактам, в том числе и с новыми людьми. Любит играть, гулять со сверстниками. Ребёнок активен, стремится к новым впечатлениям, может дать волю чувствам.

Приступаем к следующим вопросам.

7. Когда ты рисуешь, а на тебя кто-то смотрит, тебе это мешает?
8. Когда тебя дразнят, ты сильно обижаешься?
9. Ты часто просыпаешься по ночам?
10. Ты часто болеешь?
11. Ты боишься оставаться один дома?
12. Когда тебя толкают, ты тоже толкаешься?

За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребёнка, тем он чувствительнее, тем более склонен к переживаниям (эмоциональная неустойчивость). Чем меньше положительных ответов, тем его нервная система устойчивее к нагрузкам (эмоциональная устойчивость). Эмоциональная нестабильность может сопровождаться еще и плохим самочувствием.

Итак, наименьшее количество положительных ответов говорит о том, что человек ближе к эмоциональной стабильности, наибольшее — к эмоциональной нестабильности.

Интерпретация результатов

1 балл — высокая эмоциональная устойчивость.

Ребёнок отличается невозмутимостью, из-за пустяков не расстраивается. Он сдержан в общении, в поведении, контролирует свои поступки.

2-3 балла — средняя эмоциональная устойчивость.

Ребёнок эмоционально устойчив, поведение спокойное, непринужденное. Он хорошо понимает действительность, охотно подчиняется правилам, групповым нормам.

4-5 баллов — эмоциональная неустойчивость.

Поведение ребёнка в значительной степени зависит от текущего состояния: в спокойном состоянии он уравновешен, в возбужденном может реагировать бурно. Возможны импульсивность, вспыльчивость, агрессия.

6 баллов — очень высокая эмоциональная неустойчивость.

Ребёнок тревожен, эмоционально возбудим. В поведении и поступках часто руководствуется импульсами. Реакции на события могут быть неадекватными: сила реагирования часто не соответствует силе раздражителя. В состоянии утомления, обиды реагирует бурно, гневно. Для определения типа темперамента ребёнка можно воспользоваться «кругом Айзенка».

На горизонтальной оси отметьте сумму баллов по шкале «интроверсия — экстраверсия» (вопросы 1-6), а на вертикальной — сумму баллов по шкале «стабильность — нестабильность» (вопросы 7-12). Отметив на осях обе точки, проведите от каждой перпендикуляр до точки пересечения. В том секторе, где пересеклись линии, обозначен темперамент ребёнка. Чем дальше точка от центра, тем ярче у него выражены черты одного из четырех видов темперамента. Если точка оказалась близко к одной из двух осей, значит, ребёнку свойственны черты двух видов темперамента.

Как определить темперамент ребенка?

Темперамент является одной из главных особенностей личности. По нему можно судить о характере и поведении ребенка. Принято выделять 4 основных типа темперамента. Однако крайне редко их можно встретить в чистом виде.

В одном человеке может соединиться сразу два темперамента, при этом один тип будет преобладать над другим. Изучая темперамент своего ребенка вовремя удастся понять причину конфликтов и в будущем их не допускать.

Что такое темперамент?

Каждый человек представляет собой особенный и индивидуальный организм. В нем бушуют определенные типы личности, которые влияют на настроение и психоэмоциональное восприятие.

Темпераментом принято считать индивидуальные психические особенности личности. Если обратить внимание на сразу нескольких людей, то можно заметить, что все они будут реагировать по-разному на одни и те же события в действительности.

Даже если посмотреть на детей, то все они разные, их реакции не похожи друг на друга. Дело здесь не только в положении в семье, но и в психоэмоциональном восприятии.

Ещё в Древней Греции известный врач Гиппократ смог синтезировать 4 типа личности, дав каждому характеристику. Он был уверен, что каждый человек соответствует тому или иному типу. Поняв к какой группе принадлежит личность, уже заранее можно прогнозировать реакцию на те или иные действия, поступки окружающих людей.

Тип темперамента

Для того, чтобы понять, к какому типу темперамента принадлежит ваш ребенок, стоит внимательно наблюдать за ним и его поведением. Постарайтесь подметить особенности характера чада. Уже исходя из них, можно сделать вывод о том, кем же является ваш сын или дочь.

Не переживайте, если не найдете точное описание. Возможно, в нем имеется смешение сразу нескольких типов.

Флегматик

Ребенок спокойный и осмотрительный. Растет малыш всем на радость и удивление, ведь он причиняет минимум беспокойства своим родителям. Все, что он делает, проходит изначально тщательный анализ и осознание.

За флегматиком редко можно заметить бурное проявление эмоций. Как правило, по нему непонятно радуется он или переживает. Из всех игрушек флегматик остановит свой выбор на спокойном варианте. Например, конструктор или настольная игра. Он будет долго играть в неё, не тревожа своих родителей.

Не стоит думать, что в это время малыш одинок или забыт. На самом деле, ему доставляет большое удовольствие такая спокойная и размеренная игра.

Флегматик не любит менять обстановку, друзей, обзаводиться новой компанией. Он привыкает к окружающей его обстановке и резко переживает потерю привычных для него вещей.

A post shared by Анастасия Прядко (@psychologist_anastasiia) on Feb 22, 2019 at 12:15am PST

Сангвиник

Таких детей сразу можно заметить в толпе. У них множество друзей, их любят окружающие. Это лидеры по своей натуре. Они легко заводят новые знакомства и очаровывают людей. С одной стороны, может показаться, что такое чадо – настоящий клад для родителей.

На самом деле, у них есть большой минус – не умеют доводить начатое до конца. Например, сангвиник никогда не сможет самостоятельно собрать конструктор. Он бросит дело, даже не дойдя до половины пути.

Сангвиники в школе могут хорошо учиться из-за природного дара схватывать все на лету и нравится окружающим, однако серьезных результатов им не удается добиться из-за природной лени и отсутствия усидчивости.

Сангвиники не держат обид ни на кого, поэтому в их окружении всегда много людей. Каждый день для них солнечный, именно из-за этого всем так нравится общаться с вечно радостным и лучезарным ребенком.

Меланхолик

Сдержанный и закрытый ребенок, который требует особых методов воспитания. Про меланхоликов можно сказать, что с детства они выглядят как взрослые люди со своими взглядами и позицией.

Меланхолики не любят что-то новое. Для них намного лучше забытое старое, чем новые вещи и предметы. Меланхолики не любят находиться в компании своих сверстников. Куда увереннее они чувствуют себя, если находятся в компании людей постарше, особенно взрослых.

Нередко можно встретить ситуацию, когда ко взрослым приходят гости, а ребенок-меланхолик не отходит от стола, слушая внимательно разговоры взрослых людей.

Холерик

Активные, темпераментные и шумные дети. Нередко именно таким приписывают диагноз гиперактивность. Это дети, которых легко завести с пол оборота. Достаточно показать новую игрушку или увлечь новой компанией.

Холерики быстро входят в новый коллектив, поэтому без труда ходят в садики и школы. Для них общение с людьми – это главная жизненная ценность. Дети холерики легко перевозбуждаются в связи с этим их очень сложно уложить на дневной сон, а ночью для того, чтобы уснуть, потребуется немало времени.

Холерики не сидят на месте. В них словно бы запущен заводной механизм, который никак не выключается. Эти дети становятся отличными спортсменами, ведь именно такой вид отдыха позволяет выбросить ненужную энергию и наконец-то расслабиться.

Как воспитывать ребенка по типу темперамента?

Нередко конфликты в семье случаются из-за непонимания двух поколений. Безусловно, родители хотят безоговорочного подчинения со стороны детей, а совсем маленькие крохи мечтают быть услышанными и понятыми.

Разрешить конфликт поколений могут лишь грамотные и мудрые взрослые, которые будут воспитывать каждого ребенка особенным образом, отталкиваясь от типа его темперамента и понимая, что любой кроха требует своего подхода.

Если ваш кроха флегматик

Флегматик обладает достаточно скудным количеством эмоций. Он зачастую серьезен и сдержан в своих проявлениях. Родители должны постараться зарядить своим зарядом сил и бодрости своего ребенка. Для этого почаще ему улыбайтесь и окружите его положительными событиями.

Например, отправляйтесь вместе на снежную горку или гуляйте почаще в парке. Окружайте малыша самыми простыми вещами, которые уже делают жизнь счастливой.

С таким ребенком не стоит забывать и про занятия физическим спортом. Возможно, ваша затея на первый взгляд ему не понравится. Но начните с самого просто. Не надо отдавать на бои или каратэ, достаточно будет обойтись плаванием или акробатикой. Эти виды спорта смогут развить в ребенке подвижность, которую он так не любит.

Ваш малыш сангвиник

Большой минус общительных и открытых сангвиников в том, что им не хватает упорства. Они никогда не доделывают дело до конца. Это может в будущем сыграть с ними злую шутку. Родители должны бросить все силы на воспитание подобных черт у своего ребенка. Для этого обязательны ежедневные занятия с малышом.

Ребенок сангвиник никогда не будет играть в настольную игру один. В этом случае должны позаботиться взрослые о воспитании усидчивости. Для этого введите за правило каждый день перед сном всей семьей собирать пазл или читать книгу.

Долгое время вам придется делать это вместе, но позже малыш наконец-то сможет посидеть и один. Для этого придется постепенно увеличивать время, которое ребенок сможет провести в одиночестве.

Ваш ребенок меланхолик

Самый обидчивый темперамент у ребенка. Он легко впадает в уныние и грусть. Родители должны как можно больше говорить с крохой о его чувствах. Меланхолик – человек с тонким душевным состоянием, поэтому его нельзя ругать и порицать при всех.

Делайте это в более мягкой форме. Поверьте, даже её он воспримет близко к сердцу. Постарайтесь научить ребенка отпускать свои эмоции и обиды, объяснив, что находясь в душе они приносят лишь расстройство и разрушение самой личности. Ребенок меланхолик требует аккуратного и терпеливого подхода со стороны родителей.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector