Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение моделированию и конструированию детей: преимущества и недостатки, возможные варианты, этапы процесса

Метод моделирования в конструктивной деятельности дошкольников
статья на тему

Метод моделирования в конструктивной деятельности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
pedsovet._metod_modelirovaniya_v_konstruktivnoy_deyatelnosti_doshkolnikov.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Брагина Людмила Николаевна

Тема: «Метод моделирования в конструктивной деятельности дошкольников».

Конструирование в общеобразовательных программах дошкольного образования было всегда обязательным компонентом. Данный вид деятельности, способствующий развитию творческой активности детей и экспериментированию, нашёл своё увлекательное и современное продолжение в игровом наборе «Стройкайе».

Проблемой моделирования занимаются многие известные педагоги. В современной дидактической литературе распространено представление о моделировании как об одном из методов обучения, хотя, как научный метод моделирование известно, очень давно.

В. А. Штофф определяет модель как «средство отображения, воспроизведения той или иной части действительности с целью ее более глубокого познания от наблюдений и эксперимента к различным формам теоретических обобщений».

В своих исследованиях Л. А. Венгер указывал, что сама конструктивная деятельность носит моделирующий характер и непосредственно включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира. Создавая постройки, дети учатся понимать признаки предметов реального мира.

Для детей младшего дошкольного возраста этапы конструирования выглядят так:

1) знакомство детей с реальным объектом (целиком, потом показывает, из каких частей он состоит, объясняет их практическое назначение. Например, «Домик» — стены, окна, дверь, крыша и т. п., объясняет, какова их форма и пространственное расположение по отношению друг к другу. Далее педагог останавливается на деталях, из которых состоят эти части, и их пространственном расположении. Порядок обследования должен соответствовать последовательности возведения постройки.

2) воспитатель показывает ребенку образец постройки, а затем учит приемам создания простых конструкций из ограниченного количества деталей. Это конструирование включает действия на основе подражания, действиям воспитателя, собственные усилия ребенка в сочетании с действиями самоконтроля, а также прямую помощь со стороны воспитателя.

3) воспитатель с самого начала мотивирует постройку и необходимость ее сооружения событиями несложного и понятного детям сюжета. Постройка приобретает для ребенка определенный смысл в контексте решения игровой задачи. Внимание его переключается с конструирования как такового на постройку как средство воплощения понятного ему сюжета, содержание которого исходит от воспитателя.

4) педагог должен вовремя помочь ребенку, если тот после демонстрации необходимых конструктивных действий затрудняется их реализовать. Эта помощь может быть выражена в повторном показе постройки образца, в том, что воспитатель поправляет постройку, достраивает ее сам в случае, если ребенок затрудняется в ее завершении или огорчен неудачей.

5) немаловажно наблюдение педагога за точностью выполнения по образцу, дети должны научиться правильно отбирали материал и правильно его использовать. Если же педагог замечает ошибки, общие для многих детей, то прибегает к повторному объяснению и показу тех или иных способов и приемов.

6) педагог показывает малышам, как использовать данную постройку для обыгрывания, и предусмотреть для этого специальное время (2-3 мин) — это является «сюжетным конструированием»

Совместное моделирование по карте-схеме объектов из 2-5 элементов. В данном возрасте можно попробовать применять карты-схемы, для постройки объектов из небольшого количества элементов (домик, машину, гараж, скамейку, стол и др.)

У детей старшего дошкольного возраста можно выделить формы конструирования: по схеме, по условиям, по замыслу. Они уже научены работать по образцу в более младшем возрасте, способны к более сложной конструктивной деятельности.

В процессе конструирования по схемам у детей формируются обобщенные способы анализа объектов и обобщенные представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов.

В процессе конструирования по условиям формируются обобщенные способы анализа конструируемых объектов с точки зрения этих условий, что существенно обогащает представления детей об этих объектах: раскрываются не только их структурные (как это было раньше), но и функциональные свойства.

Все это обеспечивает возможность детей конструировать по собственному замыслу — они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы ее создания.

Немаловажно, что дети, более старшего возраста способны самостоятельно обыгрывать сконструированные предметы.

Таким образом, использование наглядного моделирования в конструктивной деятельности влияет на развитие дошкольников памяти, воображения, логического мышления, речи, моторики, а так же развивает у детей способности к моделированию пространственных отношений, социальных, научных и математических навыков. Развивает представление о социальном окружении. Использование схем дает возможность сформировать у детей умение строить чертежи, а это в свою очередь формирует более полноценные модельные способности.

  1. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию. / Л. А. Венгер. // Дошкольное воспитание. – 1982. — № 9.
  2. Краевский В. В. Общие основы педагогики. / В. В. Краевский. – М.: Академия, 2003.
  3. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию. / Л. А. Венгер. // Дошкольное воспитание. – 1982. — № 9.
  4. Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. / З. А. Михайлова. – М.: Просвещение, 1985.

Конструирование в детском саду

Содержимое публикации

Конструирование в детском саду

Конструирование является обязательным компонентом развития базовых творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического и нравственного воспитания.

Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп, потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в целом, и стимулирует логическое мышление.

Конструктивная деятельность – практическая работа, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Созданные постройки, поделки дети используют в игре, в театрализованной деятельности, а также в качестве подарка, украшения помещений, участка и т. п., что приносит им большое удовлетворение. Обеспечивая в процессе конструктивной деятельности всестороннее развитие детей, педагог формирует у них жизненно необходимые навыки и умения, раскрывает и развивает потенциальные возможности, организует работу так, чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое.

На занятиях конструктивной деятельностью у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования.

из строительных материалов;

из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;

из природного материала.

Техническое

Художественное

Дети в основном отображают реально существующие объекты

Создавая образы, дети выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием, как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму

К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы, пластмассовые); из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления

К художественному типу конструирования относится конструирование из бумаги и из природного материала. Сюда входят задания на построение композиций, предметов. Начиная со средней группы, для конструирования используют семена, шишки. Художественное конструирование похоже на аппликацию, рисование, но не приравнивается к ним

Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п., и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества. Необходимо помочь овладевать элементарными конструкторскими навыками: приставлять, прикладывать, делать простые перекрытия, обстраивать плоскостные модели, огораживать небольшие пространства деталями, чередуя их, устанавливая на разные грани, плотно друг к другу и на определенном расстоянии

В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети так же легко и прочно усваивают зависимость структуры конструкции от ее практического назначения и в дальнейшем могут сами – на основе установления такой зависимости – определять конкретные условия, которым будет соответствовать их постройка, создавать интересные замыслы и воплощать их

Создание замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности. Необходимо развить желание строить по собственному замыслу, объединять постройки по сюжету, обыгрывать их, побуждать к совместным играм

Детям предлагают общую тематику конструкций («Птицы», «Город» и т. п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения

Задачи в обучении и руководстве конструктивной деятельностью детей:

Воспитать у детей необходимые умения и навыки конструирования.

Дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с которыми они работают.

Дети должны уметь группировать предметы по их общим признакам, понимать зависимость между особенностями их формы и теми функциями, которые они выполняют.

Определять фактуру бумаги (ватман, глянцевая цветная, писчая), знать тонкий картон, проволоку в изоляционной обмотке и т. д. Знать их свойства и возможности использования. Дети должны уметь пользоваться клейстером, канцелярским и столярным клеем при склеивании различных материалов.

Научить детей работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач.

Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу.

Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять ее на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем. Научить понимать, что целью занятий по конструированию является не столько практический результат, сколько усвоение новых знаний и навыков, т. е. формировать у детей умение учиться, готовность к обучению в школе.

Необходимо также использовать богатые возможности конструктивной деятельности для воспитания у детей чувства коллективизма в работе.

Основные приемы обучения конструированию

Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы. Прежде чем приступить к практическому выполнению задания, необходимо рассмотреть предмет или образец, выделить основную и дополнительные части, затем продумать процесс изготовления, отобрать нужный материал, подготовить его (например, сделать выкройку из бумаги, подобрать и наклеить отдельные элементы оформления и т. д.) и только затем сложить и склеить игрушку. При этом определяют, из какого материала нужно выполнить конструкцию, в какой последовательности.

Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.

Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. Например, в постройке – как сделать перекрытие на высоких устоях, как добиться устойчивой конструкции; в бумажном конструировании – как склеивать стороны закрытого куба или бруска.

Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.

Развитие конструктивных способностей у детей делится на 4 этапа:

Ознакомление с материалом (сначала экспериментируют).

Переход от конструирования предметных образов к воссозданию сюжетных композиций.

Использование метода моделирования в обучении детей дошкольного возраста

Ольга Олейник
Использование метода моделирования в обучении детей дошкольного возраста

Слайд 1 В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей, интенсивно развивающим детское познание, может стать моделирование.

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Доступность этого метода для дошкольников определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения — реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.

Слайд2 Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том,что:

использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес;

— облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

— применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Слайд3 Моделирование — наглядно-практический метод обучения. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например метод обучения дошкольников грамоте (Д. Б. Эльконин, Л. Е Журова) предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова. Разработаны вопросы применения наглядного моделирования для формирования представлений о труде взрослых (В. И. Логинова, Н. М. Крылова). Большое значение придается использованию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей (Л. И. Цеханская, Ю. Ф. Гаркушина, в конструировании (Л. А. Парамонова). Модели можно использовать при выполнении детьми физических упражнений (для этого движения зашифровываются в рисунке, воспитателю достаточно показать карточку, и дети начинают выполнять упражнение, изображённое на модели). В общем, метод моделирования, при достаточном его изучении, можно с успехом применять во всех образовательных областях дошкольного воспитания.

Слайд 4 Модели условно делятся на три группы

1. Предметные. Они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это разные предметы и конструкции.

Слайд5 (макет аквариума, Земли, природных зон «Север», «Лес»)

Слайд6 Макет «Чудо-дерево»— это своеобразный «сборник» дидактических игр и игровых упражнений, который можно включить практически в любой вид деятельности в качестве его составной части, позволяя повысить интерес

детей, активизировать их деятельность, а может использоваться и как самостоятельная форма.

Слайд7 2. Предметно-схематические модели.

Слайд8 Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Примером простой предметно-схематической модели может служить модель для раскрытия понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определенной расцветки и фигура животного: если их цвета совпадают, то животное не видно).Например: схема роста растения. По ней дети могут рассказать этапы роста. Схемы «Состояния воды» — делать выводы о свойствах воды. Наблюдая за природой на прогулке сравнивать явления и предметы природы. Задания на сравнение положительно влияют на развитие речи детей, и прежде всего на расширение их лексики за счёт введения сравнительных прилагательных: «Летом день длинный, а осенью короткий», «Весной ночь поменьше, а зимой подлиннее».

Слайд 9 3. Графические модели. Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.

Слайд10 Одним из видов графических моделей является мнемотехника. Мнемотехнику в дошкольнойпедагогике называют по-разному: сенсорно-графическими схемами, предметно-схематическими моделями, схемой составления рассказа, мнемотехнику называют также символической аналогией, графической аналогией, пиктограммами

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти детей путём образования дополнительных ассоциаций, организация образовательного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в стихах. Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

Модели многофункциональны. Они могут использоваться в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.

Коротко коснусь методики обучения детей графическим моделям или графической аналогии. СЛАЙД 12

Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть самое главное (как бы используя прием свертывания). С чего начинать?

Начните с самого простого, поиграйте с детьми в игру «Что в круге?» В этой игре дети знакомятся с условным обозначением любых предметов, учатся классифицировать, развивают коммуникативную активность. (практически с педагогами)

Нарисуйте на листе, например кружочки, это могут быть и треугольники, и квадраты –любая геометрическая фигура и при этом перечисляете: «Это яблоко, это груша, это слива» и т. д. Обычно дети понимают, какие предметы вы перечисляете, и помогают назвать недостающие.Потом обводите это большим кругом и спрашиваете: «Что вы перечислили? (Фрукты? Тогда круг – это что?Далее дайте детям возможность перечислить все варианты: круг – это сад, корзина, ваза, тарелка, магазин, рынок, блюдо, натюрморт… Когда иссякнут детские ответы,говорите: «Нет, это не фрукты, это…», — можете перечислить несколько вариантов названий предметов мебели. Тогда большим кругом будет квартира, склад, магазин, детский сад и прочее. Или – в круге овощи, птицы, цветы, деревья, игрушки, даже сами дети – здесь большой простор для работы. Главная цель игры – показать детям, что предмет можно обозначить геометрической фигурой.

Потом можно пойти дальше – предложить обозначить предметы не любой формой, а той, которая по внешнему виду напоминает перечисленное. Например, овощи, фрукты – кружочком; мебель, дома – прямоугольником; человека – треугольником. Этим вы закрепите у детей умение видеть абстрактный образ объекта.

Когда дети научатся изображать окружающие предметы, героев произведений символами, можно предложить составить модель сказки. Составлять карточки-символы необходимо совместно с детьми. Удобнее всего это делать в режимных моментах. Надо помнить, что количество линий в символической аналогии должно быть минимальным. В младших группах, когда детей только знакомят с символизацией, педагог может предложить им карточки на выбор. Обговорите, обыграйте с малышами эти изображения, чтобы дети убедились сами и убедили нас, какая карточка, что означает. (практика с педагогами)Показываю карточку с изображением круга и спрашиваю: «На что похоже?»Ответы будут разные: мяч, круг, колесо, солнышко. «А давайте сделаем так, чтобы солнышко светило». Малыши обязательно скажут, что не хватает лучиков. Вот и родился новый символ.

Начиная со средней группы, когда у ребят уже имеются более широкие понятия об окружающем мире, их самих привлекают к составлению карточек-символов. Каждый ребенок самостоятельно придумывает свой символ, объясняет, почему нарисовал так, а не иначе, затем при обсуждении выбирается наиболее подходящий.

Очень удобно использовать прием эмпатии. Например, при помощи наводящих вопросов педагога ребенок входит в роль собаки, которая яростно лает, припадая на передние лапы, или роль взъерошенного котенка, у которого шерсть приподнята кверху.

При составлении карточек-символов, обозначающих действия, признаки предметов, состояния (весело, жалобно, испуганно и т. д) для более полного понимания необходимо с детьми поиграть, воспроизвести действие на эмоционально-жестовом уровне. (практика с педагогами на эти две загадки)

• Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

• Круглая, но не мяч, желтая, но не тыква, с хвостом, но не мышь

Загадывая загадки, вы приучаете ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Для разучивания каждого стихотворения необходимо разрабатывать свою мнемотаблицу, подобрать рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица. (предложить педагогам стихотворение. Работа.)

Практика показывает, что постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. СЛАЙД 13

И так, давайте подведем итог нашей встречи и вместе составим этапы обучения моделированию дошкольников:

1. Детям предлагается описать новые объекты с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.

2. Организуется сравнение двух объектов между собой, в процессе которого выделяются признаки и сходства.

3. Постепенное увеличение количества сравниваемых объектов

4. Обучение детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков.

5. Создание элементарных моделей воспитателем и детьми (рыбы, птицы. Звери, растения и т. д.)

Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей: СЛАЙД 14

добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов,но и неречевых: внимания, памяти, мышления.

Таким образом, моделирование – это метод, использование которого позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка.

Какова последовательность обучения детей моделированию?

1. Воспитатель предлагает детям описать новые объекты природыс помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.

2. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно выкладывать модели, замещающие эти признаки.

3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектовдо 3–4.

4. Обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаковрастений, определяющих способ удаления пыли с растений уголкаприроды).

5. Руководит созданием понятийных моделей («рыбы», «птицы»,«звери», «домашние, дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.)

Модель — совместный результат познавательной деятельности.

Самостоятельное создание каждым ребенком или группой детей моделикак инструмента познания проблемно-игровой ситуации. Очень важно перед организацией такого варианта моделирования создать условия для обогащения детского опыта по проблеме исследования: чтение литературы, рассматривание картин, наблюдения, беседы, экспериментирование и т.д. Сам процесс моделирования в этом случае —обобщение, систематизация, углубление представлений ребенка, а в некоторых случаях выход на более высокий (понятийный) уровень освоения материала.

Эффективным приемом организации познавательных занятий являются игровые проблемные ситуации и задачи.

Проблема —вопрос или комплекс вопросов, возникающих в ходе познания-

Игровая проблемная ситуация —теоретическая или практическая ситуация, в которой нет готового, соответствующего игровым обстоятельствам решения. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано сданной проблемной ситуации

Игровые логические задачи и задания включаются в познавательные занятия в старших группах для формирования у детей компонентов логического мышления. В ходе них ребенок учится выстраивать логические цепочки. Существуют несколько видов логических задач и заданий» которым можно придать соответствующий игровой характер (дидактическая игра, игровое упражнения

Организация совместной познавательной деятельности воспитателя и детей.

Основными формами организации познавательной деятельности детей в данном блоке являются дидактические и сюжетно-дидактические игры. Работа с детьми в рамках этого блока исключает специально организованные занятия

Существуют два варианта организации совместной познавательной деятельности в условиях современного ДОУ.

Вариант I Совместная деятельность организуется как система игр для закрепления полученных на занятии знаний и умений, а также для формирования умений детей применять полученные представления в разнообразных игровых ситуации

Вариант 2.

Совместная деятельность организуется как самостоятельная система косвенного обучения детей, исключающая занятия.

Система игр берет на себя всю обучающую нагрузку. Именно в совместной деятельности

должна быть сформирована система знаний и умений детей по разным разделам программы.В данном варианте совместной деятельности А.А. Столяр предлагает использовать систему обучающих игр. Игра, увлекающая детей, их не перегружает ни умственно» ни физически. Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к знаниям, но и к тому, что изучается. Для ребенка 5—7 лет специальная система обучающих игр —наиболее приемлемый вариант организации совместной познавательной деятельности воспитателя и детей.

Обучающие игрыспециально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только представления детей по основным разделам программы, но и определенные структуры мышления, и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем знаний и их применения к решению разного рода задач. Названием «обучающая игра» подчеркивается использование игры как формы обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.

Организация самостоятельной познавательной деятельности детей

В рамках этого блока развивается творческая активность детей в познавательно-игровой деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребенок получает возможность самореализации

Функция воспитателя в этом блоке —создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активности, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. Среда должна также представлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Проэктный метод как вариант интеграции трех блоков

Образовательного процесса ДОО

В основу метода проекто вположена идея, составляющая суть понятия «проект»,- его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышления

Интеграция—взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий.

Основа интеграции—единая проблема или тема занятия; серии занятий; занятий, совместной и самостоятельной деятельности; разделов программы.

Варианты интеграции:

♦Полная интеграция (все разделы программы интегрируются в приоритетный раздел программы).

♦Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое).

♦Интеграция дополнительного образования и воспитательно-образовательного процесса (работа кружков интегрируется в основной процесс).

Интеграция разделов программы дополнительного образования, видов деятельности, технологий в едином проекте, в основе которого лежит проблема.

Рассмотрим особенности организации проектного методакак варианта познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста:

—в основе метода —активная познавательная деятельность ребенка;

—исходный пункт познавательной деятельности ребенка внутри проекта —детские интересы;

—содержание проекта отражает различные стороны жизни pебѐнка и включает основные виды деятельности детей;

—дети сами определяют и реализуют познавательные задачи;

—познавательная деятельность детей носит ярко выраженный продуктивный характер

Типы проектов в ДОО.

Исследовательские и информационные. Их отличает четкая структура, обозначенность целей, наличие гипотезы, актуальность и социальная значимость содержания для всех участников, комплекс методов получения и обработки информации.

Творческие.Нет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в соответствии с интересами у**а» сгнико0( подчиняясь конечному результату (продуманную структуруимеет только оформление результата; программа концерта, сценарий постановки и т.д.).

Игровые. Структура только намечается, а участники берут на себя определенные роли (литературных персонажей, выдуманных герое» в придуманных ситуациях).

Практико-ориентированныес четко обозначенным» ориентированным на

социальные интересы результатом и продуманной структурой и организацией работы.

В любом из вышеназванных типов проектов обязательно присутствуют

компоненты игры: сюжетно-ролевой, театрализованной» дидактической, сюжетно-дидактичсской, подвижной, режиссерской.

Наиболее эффективным в плане организации познавательного развития старших дошкольников является информационно-исследовательскийпроект. Остановимся подробнее на его структуре и содержании

Обучение элементам конструирования

Конструирование и моделирование эффективно развивают конструкторские умения учащихся.

Под конструированием следует понимать процесс создания учащимися технических объектов с частичным или полным выполнением посильных для них проектов и расчетов. В начальных классах обычно осуществляется два вида конструирования: идеальное (мысленное) и предметное (практическое). Наибольшую педагогическую ценность имеет конструирование, включающее в себя оба вида, т.е. когда мысленный образ предмета реализуется в законченное изделие.

Опыт работы в начальных классах убеждает в том, что учащиеся могут выполнять разнообразные задания по конструированию. Переходным этапом от работы с бумагой к работе с конструктором можно считать изготовление моделей зданий. Учащимся дается задание — изготовить модели домика и башни из разверток картона, используя опыт, полученный при выполнении объемных картонажных работ. Опираясь на готовые технологические карты, учащиеся вычерчивают развертки, сгибают, режут, монтируют детали. Детям предлагается внести дополнения и изменения в конструкции, украсить модели по своему замыслу. Далее при постановке конструкторских задач учитель указывает на общие требования к изделию: любая конструкция должна быть простой, прочной, недорогой, экономной и красивой. В конструкции следует по возможности использовать стандартные детали из наборов конструкторов и полуфабрикатов, т.е. стремиться к тому, чтобы обработка деталей была минимальной. Обычно учащиеся начальных классов стремятся к тому, чтобы как можно скорее изготовить задуманную конструкцию, не уделяя достаточного внимания ее изучению по описаниям и чертежам. Это часто приводит к серьезным ошибкам. Учителю необходимо добиваться такого положения, чтобы каждый ученик приступал к практическому изготовлению модели лишь тогда, когда он четко в деталях представит свою конструкцию и последователь­ность ее изготовления.

Конструированию необходимо обучать. Условно процесс конструирования и обучение ему можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе учитель, демонстрируя модель, детально объясняет ее конструкцию, показывает части модели и рассказывает об их назначении. Учащиеся должны убедиться в том, что в конструкции нет ничего лишнего, что каждый ее элемент логически обоснован. При этом полезно перед учащимися поставить вопросы: почему задние колеса у трактора делают большими? Почему стрелу подъемного крана делают длинной? и т.д. Такие вопросы помогают детям глубже освоить конструкцию машины.

На втором этапе учитель предлагает детям конструировать модели по технологическим картам с частично пропущенными данными. Например, при конструировании модели автомобиля учитель не указывает размеры лобового и боковых стекол кабины, длину осей колес, способы соединения деталей и т.д. В конце этого этапа можно давать детям задания по конструированию из картона на готовой раме шасси новой марки автомобиля.

На третьем этапе учащимся можно давать задания по образцам, описаниям, схемам самостоятельно сконструировать отдельные части моделей. Например, при изготовлении модели экскаватора учащимся можно дать задание сконструировать подъемное устройство, которое удовлетворяло бы следующим требованиям: стрела на оси должна фиксироваться в разных положениях; при повороте ручки должен перемещаться рычаг с ковшом; экскаватор должен передвигаться во всех направлениях на колесах; кабина со стрелой должна вращаться по кругу.

Так, постепенно в процессе конструирования по образцу, чертежу, собственному замыслу ученик переходит от репродуктивной (воспроизводящей) к продуктивной творческой деятельности.

Поскольку учащиеся начальных классов обычно доводят конструкторские замыслы до реализации в законченное изделие, то решаемые ими задачи можно разделить на два вида: конструкторские и технологические. Первые включают в себя в основном разработку технологической документации и осмысление плана работы; вторые — подбор материалов и инструментов, организацию рабочего места, обработку, монтаж, регулировку и испытание. Так как первые задачи органически связаны со вторыми, то их можно объединить в одно понятие — технологические задачи. Решаемые учащимися начальных классов на уроках моделирования технические задачи должны удовлетворять следующим требованиям: 1) иметь политехническую направленность; 2) соответствовать программе трудового обучения; 3) иметь элементы проблемности и занимательности, быть посильными; 4) допускать несколько вариантов решения.

Для уроков технического моделирования характерны изделия, состоящие из нескольких деталей, поэтому, для того чтобы понять весь технологический процесс, надо уметь планировать работу. Здесь необходимо знание правил культуры труда— аккуратность в выполнении каждой операции, порядок на рабочем месте, экономное расходование материалов, умение ценить и рационально расходовать учебное время. Культура труда проявляется и в правильном использовании инструментов. При изготовлении технических макетов и моделей особо заметны неточность и неряшливость, проявляемые в работе.

Работа по чертежам, эскизам, технологическим картам (таблицам), техническим рисункам требует соблюдения особой точности, внимательности, активного мышления. Говоря о закреплении и совершенствовании чертежно-графической грамотности, надо отметить, что трудовая деятельность в этом направлении идет в соответствии с программными требованиями, но на более высоком уровне, так как при этом исключаются разметка на глазок, небрежность, неточность.

Нельзя не остановиться на соблюдении правил техники безопасности. При изготовлении технических моделей бывает необходим более широкий ассортимент инструментов. С особой осторожностью следует обращаться с колющими и режущими инструментами, надо давать детям предварительно необходимые инструкции.

Одна из существенных задач, решаемая на уроках технологии, — это развитие творческих и конструкторских умений учащихся. Более успешно младшие школьники справляются с заданиями, где присутствуют элементы конструирования при изготовлении изделий из бумаги и разных материалов. Задания же конструкторского характера при моделировании технических объектов вызывают больше затруднений, но и они разрешимы. Например, при моделировании простейшего домика необходимо изготовить деталь, из которой получилось бы крыльцо; изменить форму крыльев у планера; соорудить из полых бумажных трубок плот или использовать их как опоры для беседки и другого сооружения.

Конструирование на уроках технического моделирования — это более высокая ступень трудового обучения, для которой характерны повышенная интеллектуальная и конструкторская мыслительная деятельность. Формирование конструкторских знаний и умений — сложный и многогранный процесс. Основные направления его реализации таковы:

а) усвоение детьми понятий «конструкция», «конструирование» и правил конструирования;

б) систематическое формирование умений анализировать конструкции изделий, точно определять количество деталей, способы их соединения;

в) решение задач на изменение конструкций отдельных деталей, узлов и способов их соединения;

г) упражнения в создании эскизов конструируемых изделий и выбор лучшего из них.

На первых этапах положительные результаты дает коллективное обсуждение возможных вариантов конструкций, выбор лучших предложений. Опыт показывает, что дети успешно решают конструкторские задачи, когда делают задания парами.

Когда навыки закрепятся, можно переходить и к выполнению индивидуальных заданий. Чтобы работа шла интереснее, целесообразно заранее определить задания для конструкторского изменения деталей модели или макета. Это позволяет показывать широкие возможности конструирования. Надо помнить, что учащиеся начальных классов нередко переоценивают свои возможности; что они порой стремятся к преждевременному усложнению своих макетов и моделей.

Разумеется, учитывая возраст и недостаточную подготовленность младших школьников, можно говорить лишь об элементах конструирования.

Задание студентам:

1. Проанализируйте программы и учебники по технологии для начальной школы: особенности конструирования и моделирования, виды объектов, предлагаемых учащимся для конструирования и моделирования.

Основные приемы обучения конструированию

Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами.

Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании.

При определении программного содержания занятия следует опираться на имеющийся опыт детей, постоянно усложняя учеб­ные задания, развивая способность самостоятельно решать по­сильные конструктивные задачи. Основными приемами обучения являются следующие:

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.

Прежде чем приступить к практическому выполнению зада­ния, необходимо рассмотреть предмет или образец, выделить основную и дополнительные части, затем продумать процесс из­готовления, отобрать нужный материал, подготовить его (на­пример, сделать выкройку из бумаги, подобрать и наклеить от­дельные элементы оформления и т. д.) и только затем сложить и склеить игрушку. При этом определяют, из какого мате­риала нужно выполнить конструкцию, в какой последователь­ности.

Образец или картинка с изображением предмета могут быть использованы на занятиях, на которых дается лишь объяснение или когда возникает необходимость помочь детям проконтроли­ровать свою работу, уточнить представление о предмете, или в конце занятия в качестве модели наиболее удачного и правильного решения конструктивной задачи для сравнения с работами детей.

2. Объяснение задачи с определением условий, ко­торые дети должны выполнить без показа приемов работы.

3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, кон­струкций, поделок.

Например, в постройке — как сделать пере­крытие на высоких устоях, как добиться устойчивой конструкции в бумажном конструировании — как склеивать стороны закрыто­го куба или бруска; в работе с конструктором — как крепить ко­леса на осях с помощью гайки; в работе с природным материа­лом — из какого материала лучше сделать отдельные части, в каких случаях лучше применить для скрепления пластилин, клей как пользоваться шилом и т.д.

4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструи­рованию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.

Элементы анализа и контроля могут иметь место в ходе вы­полнения детьми работы или по окончании той или иной опера­ции. Например, при изготовлении коробки, корзинки они учатся складывать большой квадратный лист бумаги на 16 маленьких квадратиков. После выполнения этой операции надо проверить, все ли выполнили ее правильно, почему допущена та или иная ошибка, как ее исправить. При подготовке выкройки коробки проверить, правильно ли она выполнена, в нужных ли местах на­мечены линии для надрезов. А уж затем переходить к следующе­му этапу работы.

При этом необходимо, чтобы на занятиях воспитатель общал­ся со всей группой и с каждым ребенком отдельно, чтобы про­верить, усвоил ли он новый материал. Так, в постройке моста ре­бята должны сами определить, правильно ли (крупные и устой­чивые) подобраны детали для основания, устойчивы ли опоры у моста, правильно ли сделано перекрытие, чтобы мост не разва­лился. При оценке коллективной работы отдельных групп детей воспитатель должен учитывать не только качество готовой про­дукции, но и сам процесс совместной деятельности, поощряя про­явление уважения к работе товарищей, инициативу в придумы­вании оригинальной конструкции, умении мотивировать свои предложения, договариваться друг с другом, кто, что будет делать.

Вопрос 3.

Обучение конструированию в разных возрастных группа детского сада

Младшая группа

Виды конструирования: конструирование из строительного материала.

Конструируют из кубиков, кирпичиков, пластин, призм (трехгранных). Учатся различать их по форме и величине, узнавать эти формы независимо от положения на плоскости стола, понимать, что устойчивость зависит от положения. Дети учатся правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик), понимать и правильно употреблять слова (большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий); правильно выполнять словесные указания (положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси, уложи и т.д.).

Усваивают следующие технические приемы работы со строительным материалом:

· размещение по горизонтали кирпичиков, пластин (дорожка, поезд),

· наложение 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка),

· замыкание пространства (загородка, забор, домик),

· выполнение несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).

Младшая группа

Виды конструирования: конструирование из строительного материала.

Знакомятся с бруском (отличие от кубика, кирпичика, пластины; устойчивое положение; название).

Усваивают следующие технические приемы работы со строительным материалом:

· расположение кирпичиков, пластины на плоскости в 1-2 ряда (дорога для машин и т.д.),

· расположение кирпичиков вертикально, в ряд, на некотором расстоянии друг к другу (заборчики).

Закрепляются умения делать несложные перекрытия – одно- и двухярусные.

Учатся различать постройки по величине, форме; видеть, из каких деталей и в каком цвете они выполнены.

Осваивают последовательность выполнения построек.

Методы и приемы обучения в младших группах

Основное место занимают информационно-рецептивный и репродуктивный методы.

Приемы: демонстрация образца, показ и подробное объяснение процесса возведения постройки, игровые приемы, художественное слово, советы, вопросы («А проедет ли твоя машина в эти ворота?»), анализ процесса и результата деятельности и др.

Средняя группа

Виды конструирования: конструирование из строительного материала, конструирование из бумаги, природного и подсобного материалов.

Конструирование из строительного материала. Знакомятся с цилиндром (сравнение с другими деталями, устойчивое положение; название). Усваивают следующие технические приемы работы со строительным материалом: замыкать пространство, сооружать несложные постройки разных размеров, используя соответствующие игрушки, соразмерять постройки между собой (стул и стол и т.д.), отбирать детали по величине, форме, цвету, при этом учитывать их устойчивость в соответствии с особенностями постройки, запоминать последовательность ее выполнения. Учатся самостоятельно анализировать постройки, строить вместе (у каждого ребенка – самостоятельный объект постройки). Учить употреблять слова, обозначающие пространственные отношения: справа-слева, ближе-дальше, впереди-сзади.

Конструирование из бумаги (со 2 полугодия). Знакомятся с ее особенностями, учатся операциям из бумаги: сгибать лист пополам, совмещая стороны и углы, проглаживая линию сгиба; приклеивать мелкие части (окна, дверь, трубу и т.д.) к основной форме.

Конструирование из природного материала. Знакомятся с клеевым и пластилиновым способами крепления деталей.

Конструирование из подсобного материала (со 2 полугодия). Учить склеивать игрушки из готовых деталей, подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу.

Обучаются действиям по образцу, по условиям, предложенным педагогом, и по собственному замыслу в игре.

Методы и приемы обучения в средней группе

Основное место занимают информационно-рецептивный метод.

Анализ образца (образец с показом и объяснением), обследование (общий вид, основные части, детали, их пространственное расположение от крупных к мелким), рассматривание иллюстраций, опора на опыт детей. Игровые приемы, художественное слово, советы, вопросы, анализ процесса и результата деятельности и др.

Старшая группа

Виды конструирования: конструирование из строительного материала; конструирование из бумаги, природного и бросового материалов.

Конструирование из строительного материала. Продолжать формировать умение рассматривать готовые постройки и игрушки; выделять в разных конструкциях существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия признаков по форме, размеру зависят от назначения предметов; развивать творчество и изобретательность в работе; учить планировать этапы создания постройки. Продолжать обучение детей умению коллективно выполнять задания. Учить заменять одни детали другими. Обучают строить по словесному описанию, на предложенную тему, по условиям, по рисункам, фотографиям, по собственному замыслу.

Конструирование из бумаги. Учатся сгибать бумагу пополам (закрепление), вчетверо, в разных направлениях (по диагонали, по средней линии, по диаметру в круге), сглаживая сгибы. Выполнение поделок на конусной и цилиндрической основах.

Конструирование из подсобного материала. Учить детей создавать поделки из спичечных коробков, катушек и др., подбирать для этого материал, подходящий для реализации замысла; приучать детей работать внимательно, старательно, аккуратно. Знакомятся со способами скрепления спичечных коробков: склеивание в ряд, один над другим; вкладывание одной коробки в другую.

Конструирование из природного материала. Закрепляют способами крепления деталей (клеевой, пластилиновый), знакомятся с креплением при помощи палочек, проволоки.

Методы и приемы обучения в старшей группе

Основное место занимают информационно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский и эвристический методы.

Приемы: поэтапный показ изготовления поделок, конструкций, объяснение последовательности их выполнения; показ способов изготовления; обследование готового образца; вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта; индивидуальный показ нового приема и др.

56. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

56. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Проектирование педагогических систем основывается на сложном процессе, поэтому является сложной многоуровневой деятельностью. Все виды деятельности независимо от того, кому они принадлежат, каким бы объектом они ни осуществлялись, имеют много общего. Данная деятельность совершает ряд последовательных шагов, идущих от идеи к точному описанию конкретных действий. Выделяют три ступени (этапа) проектирования:

I этап – моделирование;

II этап – проектирование;

III этап – конструирование.

Рассмотрим каждый этап отдельно.

Педагогическое моделирование,т. е. создание модели, – это разработка цели создания педагогического проектирования – педагогической системы, ситуации или процесса, а также основные пути их достижения.

Педагогическое проектирование, другими словами, создание проекта – это вторая ступень создания модели, доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование, т. е. создание конструкции, – это последний этап педагогического проектирования, который заключается в дальнейшей детализации созданного проекта, которая приведет его к использованию данной модели в конкретной ситуации, реальных условиях, с реальными участниками воспитательных отношений.

Кратко рассмотрим этапы педагогического проектирования.

Любая педагогическая деятельность начинается с постановки цели. В качестве цели может быть какой-либо взгляд, идея, убеждение, в соответствии с которыми дальше строится педагогическая система, затем процесс и ситуация.

Поставленная цель должна заставить задуматься о том, где и когда полученные качества учащегося могут быть востребованы. Например, мастер производственного обучения у будущих операторов ЭВМ ставит перед собой цель развить логическое мышление. Эта цель рождает у него пути ее достижения, которыми мастер воспользуется на определенном уроке производственного обучения. Мастер производственного обучения определяет те теоретические знания, которыми должен обладать учащийся перед овладением данным качеством, отсюда он берет идеи, которые соответствуют поставленной цели, и «рисует» целевой идеал, т. е. модель своей деятельности с учащимися. На создание данной мысли, конечно, влияет личный опыт мастера, его понимание учащихся. Данная модель помогает прогнозировать педагогический процесс.

Следующий этап проектирования – создание проекта. На этом этапе производится практическая работа с моделью, она приводится к виду, который приемлем для использования в педагогической деятельности. Так как модель в педагогике создается только мысленно, то проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.

Заключительным, третьим, этапом является конструирование. Конструирование в большой степени разбивает проект на части, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности является методической задачей.

Итак, педагогическое проектирование делится на три этапа: моделирование, проектирование и конструирование, которые имеют свои характеристики и цели.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Карандашев В. Н. Стиль педагогического общения [32]

Карандашев В. Н. Стиль педагогического общения [32] Стиль педагогического общения представляет собой синтетическую характеристику взаимодействия учителя и учащихся, обобщенное описание типичных коммуникативных приемов, способов, тактик, применяемых учителем в общении

17.1. Характеристики педагогического общения

17.1. Характеристики педагогического общения Читатель знает таких учителей и директоров школ, которые, даже беседуя с вами наедине, ведут себя так, будто находятся на трибуне. Особенно легко усваивают такую псевдоораторскую манеру «начальники» всех рангов — от

17.8. Стили педагогического общения

17.8. Стили педагогического общения Имеется несколько подходов к выделению стилей общения. Один из них основывается на привязке стиля общения к стилю руководства: авторитарному стилю руководства соответствует авторитарный (императивный) стиль общения, демократическому

36. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

36. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Согласно Н.В. Кузьминой, педагогический процесс состоит из пяти элементов: цель обучения, содержание учебной информации, методы, приемы, средства обучения, преподаватель, учащийся.Все эти методы связаны между собой.В.Я. Свирский

47. СРЕДСТВА И ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

47. СРЕДСТВА И ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Педагогические средства не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Продолжительное время традиционные методы обучения основывались на слове, но с ростом информации, с развитием информационных

57. ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

57. ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать результаты этой деятельности.Формы педагогического проектирования – это документы,

58. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА

58. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА Дадим характеристику каждого действия по проектированию педагогического объекта.1. Анализ объекта проектирования. Данный этап требует определения того, что именно мы хотим проектировать – систему, процесс или ситуацию.

59. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

59. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В данном вопросе мы рассмотрим виды педагогического творчества. К ним относятся дидактическое творчество, технологическое творчество, организаторское творчество.Рассмотрим каждый вид педагогического творчества более

4.2. Целевая направленность и основные этапы проектирования и организации работы ЦПР

4.2. Целевая направленность и основные этапы проектирования и организации работы ЦПР Направленность функционирования ЦПР может быть определена как проведение психологических тренингов по обучению навыкам ПСР текущего ФС и стресс-менеджмента с целью повышения

Основные функции и структура педагогического общения

Основные функции и структура педагогического общения Социально-педагогический смысл труда учителя заключается в содействии психическому развитию ученика, а главным «инструментом» в этом плане выступает его психологическое взаимодействие с ребенком, педагогическое

Основные психологические особенности педагогического общения

Основные психологические особенности педагогического общения В системе учитель – ученик межличностные отношения и общение играют основную роль в решении задач обучения, воспитания и развития. Общение – профессиональный «инструмент» деятельности педагога, от

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТАКТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТАКТА Педагогический такт – это поведение учителя, строящееся на основе адекватно воспринимаемых им социальных ожиданий по отношению к нему как наставнику молодежи. Это проявляется в наличии у педагога чувства меры и умения

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Выделяют следующие стили педагогического общения.1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношен и е к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ними дети (студенты) буквально по пятам ходят!»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Процесс общения преподавателя со студентами может складываться в двух крайних вариантах:1) взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга;2) разлад,

Читать еще:  Понос (диарея) у грудничка при ГВ: причины и лечение, когда к врачу
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector