Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика Глена Домана – необходимые материалы и основы раннего развития детей

Методика Глена Домана: описание

Методика Глена Домана предназначена для обучения детей раннего возраста и их развития. Сейчас стало модно учить детей счету, чтению чуть ли не с пеленок, расширять их кругозор. Иногда родители делают это даже в ущерб себе и своим малышам. Трехлетние крохи уже участвуют в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, порой даже не осознавая, зачем это им нужно. С одной стороны, это не плохо. Родители проводят с ребенком много времени, ребенок активно развивается, у него формируется мышление, память, логика. С другой стороны обучение «наукам» в столь раннем возрасте больше похоже дрессировке цирковых собачек. Во всяком случае, методика Домана существует и это повод узнать о ней подробнее. Об этом и пойдет речь.

Правила обучения по методике Домана

Прежде всего, нужно объяснить, чем хороша методика Глена Домана и на каких принципах она базируется. Тогда будет понятно, кому она подходит, чего ожидать от нее и какие результаты можно получить, если заниматься с ребенком по данной методике.

Итак, основные правила методики Глена Домана:

  • обучение следует начинать с раннего возраста ребенка. Чем младше ребенок, тем легче и с большим удовольствием он будет учиться;
  • ребенка обязательно необходимо поощрять похвалой и проявлять искреннюю радость за его достижения;
  • родителям самим очень важно чувствоватьдоверие и уважение к ребенку;
  • развивающие занятия должны быть приятны для ребенка и обучающего;
  • чтобы информация лучше усваивалась детским сознанием, занятия должны проводиться в подходящей для этого атмосфере;
  • процесс обучения необходимо прерывать до того момента, как ребенку станет скучно;
  • необходимо максимально часто привлекать новые материалы;
  • родителям очень важно быть собранными и последовательными, проводить систематические занятия с ребенком, а не только тогда, когда на это есть время и желание;
  • ребенка нужно освободить от проверки знаний;
  • учебные материалы должны быть подготовлены скрупулезно и заблаговременно;
  • в случае потери интереса к изучению материала у ребенка или обучающего следует закончить занятие.

Физическое развитие ребенка согласно методу

Глен Доман определяет семь стадий созревания мозга ребенка от рождения до шести лет и считает, что этот процесс можно ускорить. По его мнению, успешное умственное и физическое развитие взаимосвязаны. Чем раньше родители позволят малышу беспрепятственно двигаться, тем быстрее будет развиваться его мозг.

Важно не упустить возможность изначально, поскольку в самый ранний период жизни мозг развивается наиболее активно, и все стадии его развития проходят последовательно. Уже само положение тела ребенка после рождения влияет на то, насколько быстро он начнет самостоятельно двигаться и интеллектуально совершенствоваться.

Малыша необходимо класть на живот, чтобы он мог свободно шевелить руками и ногами. Важно, чтобы на ребенке было минимальное количество одежды, не стесняющей движения. В комнате нужно поддерживать достаточно высокую температуру, комфортную для легко одетого младенца. Чтобы ребенок мог свободно ползти, его необходимо класть в специальный трек, который можно сделать с небольшим уклоном для облегчения передвижений. Когда малыш будет уверенно ползать, можно отпускать его на ровный пол, предварительно подготовив поверхность и соблюдая все меры предосторожности. Для развития у ребенка хватательного рефлекса нужно класть его на спину, чтобы он ухватился на пальцы взрослого и осторожно приподнимать.

Тренировка вестибулярного аппарата заключается в покачивании, перекатывании и вращении младенца. На протяжении прохождения ребенком семи стадий развития необходимо создавать подходящие условия для последовательно расширяющихся двигательных навыков: от ползания на четвереньках до выполнения гимнастических программ.

Как заниматься с ребенком при дефиците времени

Глен Доман утверждает, что работа интеллекта основывается на фактах. Чем больше точных и полезных фактов поместить в мозг ребенка, тем больше правильных выводов он сможет сделать. В качестве примера автор приводит следующую ситуацию: ребенок смотрит в окно и, увидев во дворе собаку, спрашивает маму «что это?». За 30 секунд взрослый может отреагировать одним из вариантов:

  • «Извини, я занята»
  • «Это гав-гав»
  • «Это собака»
  • «Это собака породы сенбернар»
  • Продемонстрировать ребенку десять рисунков с собаками различных пород
  • Показать ребенку те же карточки с собаками, но попутно объясняя: «на всех картинках изображены собаки: овчарка, спаниель, болонка, колли, чау-чау…»

Доман считает, что последняя стратегия ответа самая правильная. Так ребенок научится устанавливать связи между фактами. При просмотре картинок его мозг сам сделает выводы, что собаки бывают разного окраса и размера. Впоследствии, увидев на улице любую из показанных пород, малыш без труда сможет определить, что это собака.

Автор методики утверждает, что на любой из ответов ребенку тратится около 30 секунд, но результаты развития его интеллекта, будут существенно различаться.

Как научить ребенка читать по методике Домана

Глен Доман считает чтение одним из наиболее важных новыков. Автор, утверждает, что ребенка можно учить чтению с момента рождения. Из белого картона необходимо изготовить полоски 10х50 см и написать на них слова красным фломастером. Все буквы должны быть печатными, высотой 7,5 см и толщиной 1,5 см. Слово должно быть окаймлено полями по 1,5 см. Необходимо демонстрировать ребенку карточки по 5-10 секунд, четко проговаривая написанные на них слова.

В первый день малышу дается на изучение пять слов. Занятие повторяется три раза, не чаще, чем с получасовыми перерывами. На второй день младенцу следует повторить трижды показ вчерашних слов и добавить к ним еще пять карточек с новыми словами, так же показав их три раза. Второй день должен состоять из шести занятий. В конце каждого занятия важно хвалить и обнимать ребенка.

Первые 15 слов, которые малыш увидит, должны быть ему приятны и хорошо знакомы. Например, это могут быть имена членов семьи или домашних животных. Обучаясь, ребенок поэтапно будет осваивать словосочетания, предложения и книги.

Как обучить ребенка счету по методике Домана

Глен Доман задается вопросом, почему дети могут мгновенно считать. Ответ заключается в том, что ребенок мыслит фактами и, увидев определенное количество точек на бумаге, он в отличие от взрослого представляет предметы не в виде написанной цифры, а воспринимает их действительное количество.

Для обучения нужно изготовить из белого картона минимум 100 карточек размером 27х27 см. На каждую карточку необходимо хаотично наклеить красные точки от 1 до 100, диаметром около 2 см. В первое занятие следует показать ребенку пять карточек, на которых расположено от одной до пяти точек и отчетливо называя их количество. Нужно повторить этот процесс трижды за день, по меньшей мере, с получасовым перерывом. Занятие должно занимать в общей сложности не более трех минут.

Завершив обучение, важно поощрить ребенка похвалой и объятием. Во второй день необходимо добавить к ранее пройденным карточкам еще пять штук с количеством точек от 6 до 10, увеличив время занятий до 6 минут. Нужно продолжать занятие, пока не будут показаны все 100 карточек. Этого достаточно, чтобы ребенок усвоил идею количества. Основываясь на этой базе, ребенок в дальнейшем сможет поэтапно освоить цифры, уравнения и решение задач.

Получение энциклопедических знаний

Программу получения энциклопедических знаний можно начинать при условии успеха в обучении чтению. Она позволяет ребенку приобрести многогранные знания о мире в виде фактов. Каждый факт эквивалентен одному биту информации, который следует разместить на карточке «бит интеллекта». Карточка должна содержать отчетливый рисунок или фотографию, изображающие только один предмет, то есть иллюстрирующие один факт. Предмет должен быть незнаком ребенку и иметь недвусмысленное информативное название. Карточки следует разделить по категориям. Например: «птицы», «писатели», «животные». В каждой категории должно быть не менее десяти карточек. По мере обучения можно разделять карточки на более мелки подкатегории. Категоризация важна и помогает ребенку систематизировать полученные знания с помощью проведения закономерностей. Демонстрация карточек из одной категории должна длиться 10-15 секунд.

Начинать можно с трех разных категорий, в каждой из которых по 10 карточек. Постепенно, когда ребенок усвоит около 1000 карточек, можно будет переходить к составлению «интеллектуальной программы».

Спорные моменты в направлении

Вопреки наглядности и убедительности педагогической системы, изложенной в трудах Домана, при ее изучении возникает достаточно дискуссионных точек.

  1. Автор методики утверждает, что мозг человека подобен компьютеру, обладающему большим объемом и совершенным инструментарием для обработки информации. Но люди и, особенно, дети мало схожи с серийными заводскими механизмами. Если ребенок не сумеет проанализировать огромный поток полученной информации и воспользоваться ею, то она не будет способствовать его образованию и развитию.
  2. Информационный переизбыток может привести к утомлению и истощению ребенка. Есть риск появления психологических и физических проблем, таких как: замкнутость, проблемы с концентрацией и общением, ранимость, внезапная смена настроения, мигрени, отсутствие аппетита.
  3. Развивающее воспитание должно производиться соответственно возрасту ребенка. На первых порах у малышей развивается наглядное мышление, что помогает им, увидев на улице собаку, узнать ее и правильно назвать. В процессе разглядывания карточек ребенок может соотнести слово лишь с определенной нарисованной ни них картинкой. Поэтому, посещая цирк, он не сможет узнать льва или тигра, если не видел их на карточке.
  4. Каждый ребенок от природы стремится к творчеству, поиску и самостоятельному обретению знаний. Метод Глена Домана предполагает, что малыш инертен, поскольку процесс обучения состоит лишь из демонстрации картинок и констатации безликих единиц информации.
  5. Делая упор на интеллектуальном прогрессе, система Домана обделяет вниманием этическое, эстетическое и эмоциональное развитие ребенка. У него остается меньше возможностей для творчества и общения с окружающими.
  6. Занятия предполагают включение только органов слуха и зрения, в то время как для всестороннего развития не менее важны запах, вкус и тактильные ощущения.
  7. Изучая подписанные карточки с картинками, ребенок запоминает слова автоматически и может понимать только то, что выучил. Увидев в книге незнакомые слова, он не сможет их воспринять.
  8. Информация, воспринимаемая на слух или через текст, не всегда должна быть подкреплена изображениями. Иначе ребенку будет сложно самостоятельно выстраивать в голове образы и читать книги без картинок.
  9. Дети любят игры и хорошо усваивают информацию через интерактивное взаимодействие. Обучение только посредством карточек исключает активное участие ребенка и вряд ли является достаточным для его активного развития.
  10. Изготовление карточек требует от родителей времени и усилий, что постепенно может снизить их мотивацию к занятиям.

Вместо заключения

Мода на раннее развитие детей растет в геометрической прогрессии. Как сторонник идеи, что все в жизни должно быть своевременным, пожалуй, не соглашусь со всем вышесказанным. Учить чтению ребенка, который еще не выговаривает все буквы достаточно хорошо или дрессурой учить его устному счету, пусть даже в пределах 10, мягко говоря, не совсем умно. Но у каждого родителя на этот счет свое мнение, и если кто-то считает, что развивать ребенка по всем новомодным методикам нужно, значит, так тому и быть. Самое главное в этом процессе, не забывать, что обучение должно приносить удовольствие всем участникам.

Консультация для педагогов «Методика Глена Домана»

Марина Гавриленко
Консультация для педагогов «Методика Глена Домана»

Консультация для педагогов Методика Глена Домана

Среди педагогов всего мира, не найдётся ни одного, кому был бы не знаком метод воспитания Глена Домана. Это уникальная система развивающихся занятий для дошкольника, основанная на свойствах человеческого мозга воспринимать и удерживать информацию.

Создатель этого революционного метода – талантливый нейрохирург Глен Доман – пришел к нему не сразу. Работая с детишками, у которых были зафиксированы нарушения центральной нервной системы, врач решил найти способы стимуляции «резервных» клеток головного мозга, которые могли бы начать работать и сгладить дисфункцию. Для этого он использовал карточки с изображенными на них в хаотичном порядке красными точками.

Сначала целью Домана было научить детей фиксировать взгляд. Достигнув успеха, он пошел дальше и стал показывать им карточки с картинками, словами.Результат превзошел ожидания: малыши, ранее считавшиеся безнадежными, стали развиваться. Их мозг «заработал»!

Эти первоначальные эксперименты, затем положенные в основу широко известного сегодня метода воспитания Глена Домана, со временем стали применяться и в отношении здоровых ребят. Основанием для этого стали успехи детей с пороками развития, которые часто обгоняли своих ровесников, не обремененных тяжелыми заболеваниями.

Читать еще:  У ребенка пневмония

Не важно, болен ребенок или абсолютно здоров, но для развития физического интеллекта детёнышу нужно двигаться. Осмысленное движение – это основа жизни. Именно так твердил Глен Доман. Методика развития практически базируется на том, чтобы обеспечить ребенку жизнь в движении. Согласно концепции Домана, лучшее место для новорожденного первых месяцев жизни – это пол. А лучшее положение – на животике. Самый важный навык для каждого человека – ползание на животе, затем — на четвереньках. Доман настаивает на том, что ребенка не нужно принудительно вертикализировать, водить, ставить в ходунки или другие приспособления. Дети не должны пропускать период ползания, который способствует укреплению мышц спины, ног, рук, развивает дыхание, зрение и речь.

Развивать интеллект Доман советует, практикуя занятия с карточками — «битами интеллекта».Начинать нужно с примитивной информации: цвета, формы, предметов в квартире, животных и т. д. Например, подготовить несколько карточек с изображением геометрических фигур. Показать их по очереди,называя: «Это ромб, треугольник, круг и т. д.». Похвалить ребенка за внимание и закончить этот маленький урок. Согласно исследованиям Домана, ребенку достаточно просмотреть одну карточку 5 дней по пять раз ежедневно, чтобы навсегда запомнить изображение на ней и его обозначение. Многих интересует прогрессивная методика чтения Глена Домана. В основе ее лежит тот факт, что ребенку сложно воспринимать символы, буквы. Они по сути ничего не обозначают, а вот слова, которые состоят из символов, имеют реальные обозначения. Доман рекомендует учить ребенка читать по словам.Написать на карточке большими буквами самые понятные ребенку слова: «мама», «папа», «баба». Показывать ребенку слова следует довольно быстро, четко озвучивая каждое. Писать их нужно большим шрифтом, каждая буква примерной высотой в 7-10 см. Методика обучения Глена Домана математике также базируется на том, что цифры по сути ничего не значат для ребенка. Это просто символы. Но они могут означать некоторое количество предметов. Стартовать обучение математики нужно из пересчета предметов, а потом уже подключать изучение цифр, которые это количество обозначают.

Плюсы методики Глена Домана

1. Плюс и в том, что автор воспитывает родителей, т. е. объясняет им, что с детьми надо много заниматься. Безусловно, правильно и то утверждение, что чем меньше малыш, тем легче он впитывает любые новые для него знания. Нужно успеть воспользоваться этим. Тесный контакт ребенка и родителя. Регулярные занятия как физическим, так и интеллектуальным развитием ребенка укрепляют связь между поколениями, ребенок не предоставлен сам себе, и с раннего возраста учится впитывать знания.

2. Можно научить читать даже очень маленького ребенка

3. Все обучение для малыша будет выглядеть как приятная игра, в процессе которой ребенок получает большую порцию внимания взрослого и положительные эмоции.

4. У малыша будет развиваться память, он будет получать и запоминать огромное количество разнообразной информации, сможет получить энциклопедические знания, если вы будете не просто учить ребенка читать, а заниматься по методике Глена Домана полноценно.

5. Методика Глена Домана проверена временем: в настоящее время существует множество ученых и даже нобелевских лауреатов, воспитанных по этой методике.

6. Занятия по Глену Доману стимулируют также и физическое развитие ребенка.

Минусы методики Глена Домана

1. Необходимость в изготовлении большого количества карточек, это довольно трудоемко, если делать их полностью самостоятельно, и несколько проще, если купить уже готовые наборы (или распечатать их из интернета)

2. Карточки нужно показывать ребенку ежедневно, по нескольку раз в день, следить за правильной заменой уже продемонстрированных карточек. Если родители загружены на работе, делами по дому, а также другими мероприятиями с детьми (прогулками, детским садом, простыми играми и т. п., то соблюдать распорядок занятий очень тяжело. Если в семье не один, а больше детей, то время для показывания и подготовку карточек найти еще сложнее.

3. Ребенок может не реагировать на карточки, может забыть пройденное, может требовать показываемые карточки — чтобы их потрогать или пожевать, что делать в таких случаях — Глен Доман не уточняет. Также бывают очень активные дети, которым тяжело усидеть на месте, а уж тем более куда-то сосредоточенно смотреть.

4. Возможно возникновение проблем в начальной школе, как и у всех детей, учившихся читать сразу по слогам, складам или словами, а не составлять их из звуков. Школьная программа на это не рассчитана. Детей учат наоборот — идти от звуков к слогам, что может вызвать некоторое непонимание у таких детишек.

5. Обучение проводится с малышами до пяти лет, лучше с рождения. С шестилетками и более старшими детьми методика не работает. 6. Не предусматривает развитие мелкой моторики (занятия по лепке, рисованию, сенсорике (познание ручками) Ученый не уделяет внимание в своей методике тактильному восприятию (мягкий, твердый, колючий). 7. Карточки Домана не учат логически мыслить, анализировать явления, делать выводы, значит, у ребенка не развиваются творческие и исследовательские способности. Карточки Домана не знакомят малыша с фактами, с которыми карапуз соприкасается в жизни или встречается в сказках, стишках, песенках, играх. Впрочем, если добавить к процессу обучения по Доману занимательные развивающие игры, творчество и фантазию, ваш малыш воспримет обучение при помощи банальных карточек на «Ура». 8. Заставить ребенка заниматься физическими упражнениями по секундомеру, практически невозможно. Дети так непоседливы и самостоятельны, что объяснить им, как нужно правильно подтягиваться или бегать по методике Домана весьма проблематично, скорее всего, подобные мероприятия будут приниматься в штыки, а насилие по отношению к ребенку редко способствует его развитию.

Основная идея, нашедшая отражение в разработках Глена Домана, — это то, что главными воспитателями ребёнка являются его родители. Именно они должны дать понять своему чаду, что принимают его таким, какой он есть, и делают всё, чтобы он стал лучше. Не нужно навязать дошкольнику занятия, если он не хочет этого или же быстро устаёт от них. Всему своё время. Возможно, он позже сам проявит интерес к процессу обучения.

Важным моментом является и то, что нет необходимости проверять, как малыш усвоил материал (естественно, речь идёт о детях 2-4 лет). Если ребёнок выразит желание поделиться своими успехами, он непременно сделает это!

Консультация для педагогов «Методика организации и проведения экскурсий для воспитанников ДОУ» Экскурсия – важная форма организации обучения в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид деятельности, которые дают возможность.

Консультация для воспитателей «Методика проведения ОВД» «Методика проведения ОВД» К основным видам относятся: ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание, метание и ловля, упражнения в сохранении.

Консультация для «Методика проведения режимных процессов в группах раннего возраста» Консультация для воспитателей «Методика проведения режимных процессов в группах раннего возраста»УМЫВАНИЕ. При проведение умывания детей.

Консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагогов с детьми, имеющими нарушения аутического спектра» Аутичесие растройства относятся к искажённому психическому развитию. Ранний детский аутизм (РДА) — это неравномерное развитие психики с.

Консультация для воспитателей Методика заучивания стихотворения Заучивание стихотворения — одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В дошкольном возрасте важно учить.

Мастер-класс для педагогов «Мой весёлый язычок». Методика проведения артикуляционной гимнастики с дошкольниками Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической.

Методика мышечной релаксации по Джекобсону (для детей дошкольного возраста и педагогов) Методика мышечной релаксации по Джекобсону (для детей дошкольного возраста и педагогов) Активный образ жизни, частые стрессы в семье и на.

Консультация для педагогов «Методика обучения детей рисованию предметов» Методика обучения детей рисованию предметов. В дошкольном детстве предметное рисование направлено на освоение основных способов изображения.

Мастер-класс для педагогов «Волшебные колечки» как метод развития связной речи». Методика запоминания текстов Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белочка» №62, п. Октябрьский, Красноярского края, Богучанского.

НОД с использованием методик Глена Домана, Л. Р. Лизуновой «Путешествие послушного Язычка» НОД с использованием методик Глена Домана, Л. Р. Лизуновой «Путешествие послушного Язычка» (старшая группа компенсирующей направленности.

Методика раннего развития от Глена Домана

Эта педагогическая система, как и любая другая, имеет большое количество «плюсов» и «минусов»

Методика Домана — это способ раннего развития и обучения детей, основанный на мнении, что мозг любого малыша, как мощный компьютер, способен впитывать неограниченное количество информации. Этот метод возник в США в середине сороковых годов прошлого века в результате исследований врача-нейрофизиолога Глена Домана.

Доман изучал возможность помочь детям с серьезными поражениями мозга. Он был уверен, что процесс развития мозга, замедленный или даже вовсе остановленный в результате травм и болезней, можно запустить снова, нужно лишь целенаправленно воздействовать на один из доступных каналов поступления информации — слух, зрение, или осязание.

Уже в середине двадцатого века методика Глена Домана дала просто поразительные результаты! Развитие детей с нарушениями интеллекта -детей, которые, казалось бы, были обречены всю жизнь отставать от сверстников — шло такими быстрыми темпами, что «дети Домана» частенько начинали обгонять своих «нормальных» ровесников и в учебе, и в спорте.

От коррекции — к опережающему развитию

Метод Домана ориентирован, в основном, на детей в возрасте до 6–7 лет. Однако, по мнению разработчика, самые лучшие результаты можно получить, если заниматься с малышами от года до трех. Ученый уверен, что именно в этом возрасте мозг наиболее восприимчив и способен запоминать большие объемы информации. Доман верил, что любой малыш от рождения наделен огромным умственным потенциалом. И развить этот потенциал — всего лишь дело техники.

Методика раннего развития Глена Домана сводится, по сути, к запоминанию ребенком больших объемов информации. Это запоминание является своеобразной «разминкой» для мозга — оно тренирует интеллект, подобно тому, как регулярные занятия гимнастикой тренируют мышцы.

Доман в своей системе развития не зря уделяет большое внимание физическому воспитанию. По мнению ученого, физическое развитие ребенка стимулирует и умственное развитие. И занятия, направленные на обучение чтению и счету в обязательном порядке нужно сочетать со спортивной нагрузкой.

Знания — по карточкам

Сам метод Глена Домана можно описать следующим образом. Занятия нужно начинать как можно раньше, в идеале — уже в возрасте полугода.

Ребенку ежедневно, в спокойной обстановке, нужно показывать карточки с информацией -Доман называет их ” битами знаний». Оптимальный размер карточки — 28 на 28 сантиметров. Карточку не нужно давать малышу в руки, её следует держать на расстоянии около 45 сантиметров от лица приблизительно 1–2 секунды.

Одновременно с демонстрацией, следует громко и четко проговаривать информацию, изображенную на карточке. Обучение детей, как с нарушениями интеллекта, так и вполне здоровых, Доман рекомендует проводить сразу в трех направлениях — чтение, математика, общие знания, при этом, в одном занятии доктор советует совмещать карточки из всех трёх разделов.

  • Чтение. Методика ГленаДомана для обучения чтению — это демонстрация целых слов, написанных на карточках крупными красными буквами, и одновременное их полное проговаривание. Таким образом, дети минуют стадию изучения слогов и учатся читать сразу слова целиком.
  • Математика. Вместо цифр, Доктор Доман советует изображать на карточках красные точки, в различных количествах, при этом следует проговаривать цифру, обозначающую количество точек. И если в самом начале малыш научится понимать, что пять точек на карточке — это число «пять», то уже в скором времени он легко научится отличать 56 точек от 57, причём, для этого ему не нужно будет их пересчитывать!
  • Общие знания. Энциклопедические знания Доман советует также давать детям посредством карточек, а формулировать их нужно при помощи четких фактов, изложенных в очень сжатой форме. Это значит, что показывая ребенку карточку с изображением зайца, следует сказать «Это животное — заяц». Эмоциональные оценочные формы — например, «Какой красивый зайчик!» — по Доману недопустимы.
  • Физкультура. Ребёнок не должен утомляться, поэтому в день следует проводить от трёх до семи занятий. Каждое занятие не дольше 10 минут. И, конечно же, не нужно забывать о физической активности, гимнастика в системе Домана занимает одну из ключевых ролей!
Читать еще:  Как быстро вылечить горло ребенку

Конечно же, эта педагогическая система, как и любая другая, имеет большое количество «плюсов» и «минусов». К бесспорным недостаткам обучения по Доману можно отнести тот факт, что между ребёнком и тем, кто его обучает, во время занятий полностью отсутствует эмоциональный контакт. А ведь, зачастую, эту роль берут на себя родители!

Получается, что мама просто бесстрастно закладывает в мозг малыша знания, как данные в память компьютера. Бесспорный же аргумент в пользу этой системы — рекордное количество нобелевских лауреатов, которые в детстве обучались именно по методике Глена Домана, применять или нет этот метод к своему собственному ребёнку — решать только вам!

Новое видео:

Новое видео:

Методика раннего развития Глена Домана

Детские студии создают развивающую среду для малышей – это ярко оформленные комнаты с игрушками и пособиями, где дети могут двигаться, играть и развивать сенсорику. А есть методика, которую можно применять в домашних условиях, ходить на занятия не надо, разве только родителям ознакомиться с программой. В нашем блоге мы уже рассматривали методику Марии Монтессори, пришло время поговорить о другой, не менее интересной методики раннего развития детей — системе Глена Домана.

Кто такой Глен Доман?

Это американский ученый, врач-физиотерапевт, изучал развитие мозга ребенка, написал методики по работе с детьми с поражением нервной системы. Глен Доман участник Второй мировой войны, воевал в пехоте США, умер в 2013 году. Он основал институт в Америке, который занимается развитием человеческого потенциала. Там создаются различные методики: по реабилитации детей с задержками в развитии, по развитию и обучению здоровых детей. Доман – автор популярных книг о детском развитии, а также создатель собственной методики раннего развития малышей.

Методика Глена Домана

Ученый изучал возможность развития потенциала новорожденных. Организовать познавательный процесс можно начинать уже с 3-х месяцев или с полугода. Доман считает очень важным физическое развитие, он рекомендует младенцам активное движение с самого рождения, а со временем и несложные упражнения. Обучать чтению можно начинать с 2-х лет. Для этого понадобится набор карточек (карточки Домана). Идея метода в том, что ребёнок запоминает целые слова, а не складывает их из слогов и букв.

Прием прост — малышу показывают карточки, одновременно произносят слова. На карточках изображены предметы, математические действия, фото, красные точки, а под ними написано, что это. Карточек много, родители показывают их ребенку в любое свободное время. Интересно, как действуют карточки с красными точками. По мнению Домана, это раздражители, которые стимулируют здоровые резервные клетки мозга. Занятия нужно проводить систематически.

Физические упражнения дают здоровье, хорошо развивается зрительная память, ребенок получает много информации, формируются навыки общения. Раннее обучение чтению, счету. Если родители хотят развивать своего ребенка с пеленок, то система Глена Домана прекрасно подходит. Если следовать и дальше этой системе, то родители заметят, что их ребенок опережает своих сверстников в развитии.

Основные принципы методики раннего развития Домана-Маниченко

Век революций – двадцатый – дал возможность переосмыслить многое, в том числе процесс воспитания и обучения ребенка. Именно революцией назвал свою методику раннего развития американский нейрохирург Гленн Доман.

Доман создал свою систему в 40-х годах для обучения детей с проблемами здоровья (мозговыми травмами, поражениями центральной нервной системы). Разработанные им методы воздействия на головной мозг помогали этим детям достичь больших результатов, чем принято было ожидать. Впоследствии в его институте эту же методику взяли на вооружение и при обучении обычных детей. По мнению Домана, проблема обучения в раннем возрасте (до 3 лет) состоит лишь в том, что дети, воспринимая информацию моментально, не способны дать родителям это понять. Ведь заниматься нужно с рождения, а малыш еще не умеет говорить. В таком случае, задача взрослых – предоставить как можно больше фактов, образов, впечатлений, чтобы ребенок развивался гармонично и активно.

В основе методики Домана – восприятие информации одновременно через визуальный и аудиальный каналы. Иными словами, все занятия проводятся по определенной схеме: информация многократно демонстрируется ребенку на специальных карточках и сразу же озвучивается.

В обучении по методике Домана можно выделить несколько основных направлений: чтение, математика, знакомство с окружающим миром.

Обучение чтению

Основываясь на том, что изучение слов по буквам и слогам имеет достаточно высокий уровень абстрактности, Гленн Доман пришел к выводу: запомнить слово целиком ребенку намного проще. Тем более, если начать занятия как можно раньше. В самом раннем возрасте мышление ребенка направлено на обучение. У него гибкая память, которую нужно усердно тренировать, способность легко переключаться, обращать внимание на все и сразу. И ориентируется в мире маленький ребенок, рассматривая окружающие предметы, явления, людей.

Доман предлагает обучать чтению путем показа карточек со словами. Чтобы малыш мог сфокусировать на них свое внимание, слова должны быть крупными и яркого (красного) цвета на контрастном белом фоне. Показывать такие карточки необходимо быстро и в определенном порядке. На группу из 5 карточек уйдет 5 секунд. На все занятие (3 раза в день) – 15 секунд. Достаточно ли этого для запоминания? Как утверждают ориентированные на эту методику специалисты, вполне. Ребенок словно фотографирует словесный образ и постепенно учится соотносить его со звуковым. Позже количество карточек увеличивается, а шрифт на них уменьшается и становится черным – с возрастом ребенок развивает способность распознавать мелкие детали.

Обучение математике

Оно построено также по принципу карточек, на которых изображены крупные красные точки. Предполагается, что таким образом малыш научится считать до ста, воспринимая каждой число именно как количество, а не как абстрактный образ (цифры). Доман доказал, что ребенок способен воспринимать количественные множества целиком и различать их визуально.

Большое внимание Доман уделяет и физическому развитию. Мы знаем, что мелкая моторика связана с беглой речью, но любая физическая активность также стимулирует работу мозга. Доман утверждает, что залог здоровья – это движение, а интеллект развивается, лишь когда перед ним ставят все новые и новые задачи. Успехи детей особенно в этой сфере убедили многие семьи перейти на обучение по методике Домана. В 90-е годы она пришла и в Россию.

Методика Домана-Маниченко

Преобразовать методику Гленна Домана взялся педагог Андрей Маниченко. Он разработал дополнительные обучающие задания и по-новому взглянул на сам процесс занятий с ребенком. Если Доман рассматривал обучение в отрыве от детских развлечений, то Маниченко предложил игру как основной способ общения.

Методика Домана-Маниченко теперь широко известна и применяется не только для развития навыков чтения и счета – с ее помощью родители обучают детей иностранным языкам, географии, истории, развивают его творческие способности. В созданной Андреем Маниченко компании «Умница» разрабатываются все новые и новые комплекты для раннего развития малыша. Занятия по ним делают ребенка более эрудированным, а самое главное, помогают ему сохранить способность запоминать большой объем информации. Это свойство является, пожалуй, самым важным во время бурного интеллектуального развития малыша.

В этом плане интересна программа развития мышления и кругозора «Мир на ладошке». Она рассказывает ребенку о вещах, с которыми он сталкивается каждый день, и о тех предметах и явлениях, знание которых является базовым. Эти занятия проходят с карточками – с крупными яркими картинками. Помимо названий и зрительных образов изображенных предметов ребенок усваивает и всевозможные интересные факты о них. Также создатели комплектов предлагают множество игр и творческих заданий. Малыш будет изучать окружающий мир не только по карточкам, но и непосредственно наблюдая за ним и ставя эксперименты. Для ребенка это не только полезно, но и чрезвычайно интересно.

Однако основополагающими для методики Домана-Маниченко по-прежнему являются занятия по чтению и математике. В чем же их отличия от методики-источника?

Маниченко создал целую систему развития интеллекта с пеленок, где объединил лучшие находки Домана и собственные разработки.

Так, комплект «Чтение с пеленок» в основном следует первоначальной схеме занятий: ребенок изучает карточки со словами, после переходит к словосочетаниям, далее – к предложениям. Но Маниченко разработал и продолжение комплекта – первые книжки для малыша. Переход к чтению непосредственно книг – процесс важный, но трудоемкий. Книги должны отвечать всем требованиям методики, и Доман утверждал, что найти их очень проблематично. Книги Маниченко разработаны специально для органичного продолжения занятий с карточками.

Для продолжения обучения и закрепления результатов, полученных при работе с карточками, был создан целый комплект – «Говорим с пеленок» (Умница) – обновленная версия 2015 г. Кроме карточек со словами (а также с отдельными буквами), в его состав входят книги-листалки. Они устроены таким образом, чтобы основной принцип – демонстрирование информации в быстром темпе – сохранился. При этом каждая книга содержит увлекательную игру-манипуляцию с пройденными словами (это может быть пальчиковая игра, считалка, мирилка, умывалка и так далее). В свою очередь, на карточках этого комплекта повторяются слова, употребленные в книгах.

Итак, ребенок умеет читать, еще не научившись хорошо говорить. На это нацелены занятия – и они дают результат. Однако не стоит ждать феноменального интеллектуального скачка от каждого ребенка. Родителям нужно усердно заниматься с ребенком, поддерживать его, направлять. Только тогда он потянется к знаниям.

Кроме чтения, методика предполагает обучение счету. Комплект «Математика с пеленок» (Умница) рассчитан на изучение чисел и простейшей арифметики. По методике в нем нет никаких серьезных изменений в сравнении с Доманом, кроме самого общего принципа компании «Умница»: заниматься с ребенком нужно играя.

Полностью игровое воспитание представлено в методике Сказкотерапия, также от компании «Умница». Это серия комплектов персонализированных сказок, в которых ребенок – главный герой. Поведение этого героя, соответственно, становится примером для подражания или назидательным уроком. В комплектах есть и маленький игрушечный рассказчик – кукла-перчатка. Надевая ее на руку и озвучивая, родители могут сделать игру более легкой для восприятия, а также обратить внимание малыша на важные моменты сказки.

Эмоциональное и психологическое развитие столь же важно, как и интеллектуальное, поэтому все комплекты и методические пособия желательно использовать в связке.

Ребенок с первых дней жизни знакомится с миром и активно формирует не только характер и бытовые пристрастия, но и собственную информационную базу. Задача родителей помочь ему в этом, предоставить малышу как можно больше возможностей. Заложить фундамент будущей личности в возрасте до 3-х лет необходимо, и методика Домана-Маниченко может в этом помочь.

Глен Доман и его методика

Про Глена Домана известно совсем немного – нейрофизиолог, начинавший военным врачом, и автор весьма популярной методики раннего развития детей. Однако, за этими тремя определениями – не только целый «Институт ускоренного развития ребенка», но и множество безнадежно больных и затем выздоровевших детей, а также огромное число здоровых ребятишек, которые, занимаясь с родителями по этой методике, достигают ошеломляющих результатов в развитии.

Основа разработанной Гленом Доманом методики – дать ребенку с самого первого дня жизни возможность всестороннего развития. Для этого можно применить довольно эффективный способ стимуляции одного органа чувств, а именно, зрения.

Такой «обходной» путь оказался единственно возможным для успешной реабилитации и последующего возвращения к нормальной жизни детей с тяжелыми мозговыми травмами. Он же был испробован на здоровых детях и дал ошеломляющие результаты. Нам, «обычным» людям, получившим типовое образование в рамках средней школы, такие знания, да еще и у шестилетнего ребенка, действительно, кажутся сверхъестественными.

Из того, что повергает в восторг, умение читать, считать, писать, владение энциклопедическими знаниями и, вдобавок к этому, управлять в совершенстве своим телом, выполняя сложные гимнастические трюки. Любого родителя перспектива сделать и из своего малыша такое чудо, конечно воодушевит. Стоит разобраться, а есть ли чудо? Или это, как утверждает Глен Доман, лишь результаты вовремя предоставленной ребенку возможности неограниченного развития?

Читать еще:  Ежедневная гигиена новорожденного ребенка

Какой мы себе представляем жизнь новорожденного? Обязательные атрибуты – кроватка, коляска, пеленки. Понятно, что в этом случае ребенок лежит в заботливо защищенной от сквозняков и лишних глаз кроватке со специальными защитными бортиками, да еще и завернутый в пеленки.

Наиболее продвинутые родители отважно вступают в борьбу со старшим поколением и отвоевывают своему малышу нормальную одежду и с ней хотя бы возможность двигать руками и ногами. Уже это – большая победа и шаг вперед, но Доман предлагает не только предоставить свободу движения, но и информацию для запоминания и интеллектуального развития, причем в довольно большом объеме.

Как, интересно, могут отреагировать родители, если им предложат с первых дней жизни укладывать ребенка в трек для ползания и демонстрировать младенцу карточки с картинками? Уж точно, большинство выразительно покрутит пальцем у виска! Но если задуматься, за первый год жизни маленький человек осваивает с разным, конечно, успехом, огромное количество навыков и запоминает, перерабатывая, массу информации. Это даже в случае классического периода новорожденности «в пеленках, пока не поползет».

В недолгие периоды бодрствования первых дней жизни малыш видит маму расплывчато – как темный овал, и всего по нескольку секунд, так как взгляд еще не фиксирует, но уже через неделю-две ребенок узнает ее. Но почему-то демонстрация изображений даже в более старшем, например, месячном, возрасте с такими же временными интервалами многими взрослыми воспринимается в штыки: «Он же еще ничего не понимает

Если сравнить способность обучаться в первый год жизни, и, например, в десятый (школьное обучение), то она, а, главное, желание получать новые знания и навыки, снижается многократно. Действительно, имеет смысл предоставить ребенку возможность «учиться» тогда, когда ему этого хочется и когда для этого имеются возможности, то есть в период активного роста – до шести-семи лет.

Именно это время предусмотрено природой для развития головного мозга – несросшиеся кости черепа с родничком между ними дают возможность увеличиться объему мозговой ткани. После трех лет темпы роста и развития значительно снижаются и чем большему ребенок за это время успеет научиться, тем лучше. На этом основана методика обучения Глена Домана: отбросив все стереотипы о первых годах жизни ребенка, он предложил свой вариант раннего развития и, применив его, добился потрясающих результатов.

Демонстрация карточек с изображениями – основной способ донести до маленького ребенка информацию. Пользуясь тем, что малыш не знает еще вообще ничего, можно с равным успехом показывать изображение цыпленка или солнечной систему – запомнится и то, и другое. Требований к таким занятиям немного.

Начинать от простого, двигаясь к сложному (сначала покажите точку, потом три точки, а потом уже квадрат и картинку с кошкой). Время демонстрации должно зависеть от сложности изображения и способности ребенка к восприятию, то есть точку показываем секунду-две, квадрат – три, а сложную картинку – пока ребенок ее рассматривает. Обучение счету начинать нужно с демонстрации не цифр, а количества – показываем не цифру два, а два точки, не цифру восемь, а восемь точек.

Вскоре ребенок визуально научится различать количество объектов, тогда уже можно знакомит с цифрами. Для чтения Доман предлагает называть не буквы, а сразу слова, то есть, показываем картинку со словом, называя его. Взрослеющий малыш требует чего-то большего, чем карточки, поэтому останавливаться только на них в мало, необходимы книги, игры, а также настоящие, реальные образы, а не их изображения.

Прогулки, походы в театры, музеи, на выставки, поездки в лес или на озеро – это необходимое продолжение, без которого ребенок, обучающийся по методике Глена Домана, рискует остаться пассивным «получателем» знаний. Согласитесь, ведь ребенок, которому все время только предоставляют информацию, сможет ее лишь усвоить, но важно научиться ею пользоваться, а не только воспроизводить.

Чтобы иметь возможность воспользоваться полученными знаниями, необходима успешная социализация ребенка. Сочетание всех элементов методики раннего развития Глена Домана требуют для своей реализации огромные временные затраты, которые целиком ложатся на плечи родителей.

Но даже если вы не сможете полностью и во всех отношениях успешно применить методику Домана к своему ребенку, затраченные вами усилия не пройдут напрасно – каждая минута, проведенная с малышом, важна, а чему его научить за это время – узнавать цифру пятнадцать или запомнить, как поет соловей – задача родителей.

Методика Глена Домана – необходимые материалы и основы раннего развития детей

Составитель Е. А. Страубе

Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет

Дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов.

Итак, не станем напрасно терять времени, тем более что для начала всех наук нужна одна память, которою дети одарены в самой высокой степени.

У вас родился ребенок! Конечно же, как и все родители, вы мечтаете о том, чтобы он вырос умным и любознательным, способным и всесторонне развитым, чтобы у него не было проблем в обучении и усваивании знаний, ведь от этого зависит его успешность в будущем. И вы намерены приложить все усилия, чтобы предоставить ему все для этого необходимое.

Сегодня родители могут серьезно подойти к развитию ребенка. Возможности, которые открывают для них книги, пособия, игры и игрушки, безграничны. Практически все мамы и папы знакомы с термином «раннее развитие», но не все имеют точное представление о его значении. Надеемся, что наша книга поможет вам в этом разобраться.

Что такое раннее развитие

Термин «раннее развитие» означает интенсивное развитие способностей малыша, начиная с его рождения. Современные психологи и педагоги считают, что 7 лет – это очень поздно для того, чтобы начинать обучение ребенка, ведь его мозг готов к восприятию новой информации с первых секунд после рождения. Поэтому родителям настоятельно рекомендуют начинать заниматься с ребенком с первых же дней его жизни.

В соответствии с модными тенденциями по явилось очень много развивающих детских центров, кружков и целых школ, которые готовы принять ребенка и уже с 6 месяцев обучать его азам чтения, математики, рисования и прочим полезным вещам. Вот тут-то родители разделились на 2 лагеря: одни утверждают, что новомодные тенденции лишают ребенка детства, что он должен как следует наиграться игрушками, а уж потом приступать к занятиям – ведь именно так воспитывали их самих и их родителей, и все выросли успешными и полноценно развитыми людьми.

Сторонники второй точки зрения с энтузиазмом восприняли новый взгляд и активно принялись за развитие и обучение младенцев, порой в запале лишая их того самого «детства». Кто же прав? Мы предлагаем вам самим найти «золотую середину», разобравшись в сути предлагаемых методик развития и самостоятельно ответив на вопросы, для чего они предназначены и как работают. В этом случае вы сами сможете развивать вашего малыша, не превращая процесс в скучные уроки и повинность, а, напротив, получая удовольствие от общения друг с другом.

• Каждый ребенок индивидуален и развивается индивидуальными темпами. Нельзя сравнивать его с другими детьми.

• Цель любой методики раннего развития не «впихнуть» в ребенка как можно больше знаний и фактов, а научить его получать эти знания – развивая его умственные и физические способности.

• Обучение должно приносить обоюдное удовольствие и малышу, и маме, только в этом случае оно будет успешным.

Глава 1 Раннее развитие по методике Домана

Кто такой Глен Доман

Не будет преувеличением, если сказать, что ни одна методика раннего развития не вызывала столько споров и противоречивых суждений, как система Глена Домана. Среди мнений о его методе развития можно услышать как восторженные отзывы, так и суровую критику со стороны педагогов и родителей.

Многие люди брались за этот труд, получали сомнительные результаты или вовсе их не получали, видели нежелание, сопротивление детей против такого способа подачи информации, в результате, заразившись от Домана идеями раннего развития, меняли методику до неузнаваемости и получали свою, как, например, известная многим Сесиль Лупан.

Так кто же он, Глен Доман – величайший Учитель, открывший универсальный рецепт воспитания гениев, или просто автор сомнительной методики, вокруг которой развернулась бурная рекламная кампания? Полезно или вредно заниматься с ребенком по системе Домана?

Возможно, многим покажется странным, что такая известная методика «по воспитанию гениев» первоначально была реабилитационной. В конце сороковых годов XX века американский военный врач-нейрохирург Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названном Институтом ускоренного развития ребенка (Better Baby Institute (BBI)), начал заниматься лечением детей с травмами мозга.

C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом – слова, картинки. Весь урок занимал 5–10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. Метод сработал.

Выводы, к которым пришли Доман и его коллеги, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.

Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман сделал уникальное открытие: мозг развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Чем больше с самого рождения малыша поощряют двигаться, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект. Это значит, что малыш гораздо раньше общепринятых сроков начнет самостоятельно ползать, сидеть, ходить. А как только ребенок осваивает тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий, отдел мозга. Ну а чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.

Творческие возможности детей, обучающихся по системе Института ускоренного развития ребенка, настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения.

Что дает методика Домана родителям и детям

В дальнейшем систему, разработанную для больных, Доман попробовал применить в работе со здоровыми детьми. Своими трудами он показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинают читать, превосходно осваивают математику, становятся настоящими эрудитами и вместе с тем прекрасно развиты физически: они хорошо плавают, бегают, лазают.

Не менее важно и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и, пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения.

• Человеческий потенциал огромен; в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить.

• Стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.

• Мозг развивается лишь в том случае, если он работает.

• Чем больше с самого рождения малыша поощряют двигаться, тем быстрее идет формирование мозга.

Главным принципом методики Домана является гармоничное развитие ребенка. Это означает, что развитие интеллекта происходит в неразрывной связи с физическим развитием. Доман стремится «дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей». Но, чтобы он мог выбрать, ему необходимо эти возможности предоставить. Это и призваны сделать занятия: необходимо развивать слух, способность к языкам, пластику и силу мышц – все, что может стать потом любимым делом, источником вдохновения.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector