Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда и как начинать знакомство детей со звуками: методики ознакомления дошкольников со звуковым составом слова

Ознакомление детей дошкольного возраста со звуковым составом слова (младший и средний дошкольный возраст)

ЯРМАК ОЛЕСЯ СЕРГЕЕВНА
Ознакомление детей дошкольного возраста со звуковым составом слова (младший и средний дошкольный возраст)

Младший дошкольный возраст.

Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается еще в младших группах, когда в процессе воспитания звуковой культуры речи в упражнениях и речевых играх они учатся внятно и четко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся слова, произносить их с разной силой голоса и в разном темпе.

Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки, Постепенно они осваивают значение слова звук.

Все это позволяет обратить внимание детей на звуковую форму слова.

Ознакомление со звуковой и смысловой стороной слова помогает формированию представлений о слове как единицы языка и является основной для последующего обучения обучения анализу его звуковой структуры.

Средний дошкольный возраст.

Подводить детей к звуковому анализу начинают в средний группе.

Этот этап рассматривается как (подготовительный) в последующим обучении звуковому анализу, а затем и чтению.

Для решения подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а как некое структурное образование, состоящие из отдельных звуков, т. е. научить слышать в слове отдельные звуки.

Способом выделения звука в слове является особое произношение слова-с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука.

Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с » песенками ветра-,» шшш, насоса -ссс их произношения, обнаружения звука «песенки» в произносимых взрослым с интонационным выделением звука.

Постепенно вместо слово песенка начинает употребляться слово звук.

Умение произносить слова с интонированием звука закрепляется в игровых заданиях «Скажи как я», скажи я. чтобы все услышали в слове масло звук «С» «Назови слова«.

Следующий этап работы-формирование умения называть изолированный звук и выделять в слове первый звук.

Для демонстрации следования звуков рекомендуются специальные пособия, моделирующих последовательное появление и (исчезновение). звуков при произнесении слова.

Одно из пособий -табло -линейка большого размера (4на 10 см)

с рядом окошек-квадратов и с передвигающейся планкой того же цветного тона, на конце которой нарисован синий квадрат -«звук«.

При протяженном произношении педагогом первого звука в слове планка передвигается так, чтобы в первом окошке появился нарисованный на конце синий квадрат (звук) .

Квадрат находится там до тех пор, пока звучит первый звук.

При начале произношения второго звука синий квадрат исчезает в первом окошке и появляется во втором и т. д.

Когда звучание слова прекращается, квадрат (звук) исчезает совсем.

Таким образом, дети одновременно слышат протяженное произнесение и следят за последовательным появлением и исчезновением (звуков) в окошках линейки.

Наш прогулочный участок (средний дошкольный возраст) В нашем детском саду, как и во многих других садах, ежегодно проводится смотр участков на предмет подготовки в летнему оздоровительному.

Развлечение «В гости к Шарику» (младший дошкольный возраст) Развлечение-младший дошкольный возраст. Демонстрационный материал: Игрушка собачка. Оборудование: Погремушки, бубны, колокольчики. Содержание:.

Картотека подвижных игр (младший, средний, старший дошкольный возраст) 1. Картотека подвижных игр (младшая группа) КОТ И МЫШИ Задачи: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге.

Методы ознакомления дошкольников с природой. Игра (Младший, средний, старший дошкольный возраст). 1. Картотека дидактический игр (младшая группа) «Наши друзья» Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут.

Перспективное планирование (младший дошкольный возраст) МЕСЯЦ НЕДЕЛЯ Непосредственная образовательная деятельность Общеобразовательная деятельность в ходе режимных моментов Работа с родителями.

Проект «Мой родной город» (средний дошкольный возраст) Тема проекта: «Мой любимый город» Тип проекта: среднесрочный, групповой, информационный практико-ориентированный Возраст детей: средняя.

Проект «Моя малая Родина» (средний дошкольный возраст) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 71 «Дельфин» Проект «Моя малая Родина» Средний дошкольный.

Проект «Моя семья» (младший дошкольный возраст) Актуальность проекта: В современном мире на фоне переплетения культур все более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе.

Сюжетно — ролевая игра «Строители» (средний дошкольный возраст) Сюжетно – ролевая игра «СТРОИТЕЛИ» (средний дошкольный возраст). Автор: Боева Валентина Владимировна Цель: 1. Учить детей разнообразным.

Конспект занятия «Насекомые» (средний дошкольный возраст) Тема: «Насекомые» Средний дошкольный возраст Цель: расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках. Задачи:.

В. 2.(11) Методика ознакомления дошкольников со словом, предложением, звуковым и слоговым составом слова.

При формировании представлений о слове можно выделить 2 . момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как 1-ой смысловой единицы. С термином «слово» дети начинают знакомиться в средней группе в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звукопроизношению. В старшей и подгот. группахпроводиться специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово». С целью выделения его из потока речи, используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их качества. С понятием «слово» можно знакомить детей средствами литературы при помощи тех произведений, в которых слову надлежит большая роль. Представления о слове закрепляется в разнообразных словарных упражнениях, упражнениях на словообразование. Одновременно они помогают обратить внимание ребенка на смысловую сторону слова. Т.о. воспитывается внимание к слову; они практическим путем усваивают значение слова «слова», воспринимают его как самостоятельную единицу речи, начинают правильно использовать в своей речи. И в предложениях. Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогично последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине. Рассказ произноситься четко, с интонационным выделением каждого предложения. Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает, что наша речь состоит из предложений, ни говорим предложениями, в каждом предложении про что-то говориться. Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как: придумывание предложений с заданным словом: придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова: составление предложения по двум картинкам: придумывание названия с картинки: придумывание «веселого» предложения; сочинение. Все приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смысловою содержания

Со звуковым строением слова: (Ф.А. Сохина, Журова) Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается в младшей и средней группах, когда в процессе воспитания звуковой культуры в упражнениях и речевых играх они учатся внятно произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся слова, произносить их силой голоса и в разном темпе. Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них повторяющиеся звуки. Подводить детей к звуковому анализу начинают в средней группе. Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово, т.е слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения в слове является особое произнесение слова -с интонацией -особо подчеркнутым выделением в нем одного звука. Исследователи подчеркивают, что необходимо добиваться усвоение обобщенного способа выделения любых звуков в словах, а не выделения какого-либо определенного звука. Когда дети научились способу интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится . нужный звук — в начале, середине, конце слова. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук. В старшей группе ставиться задача формирования у детей умения производить звуковой анализ. На первом этапе детей учат определять порядок, последовательность фонем. Картинка и схема позволяю наглядно показать слово в предметном плане. Схема показывает ребенку количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действие по выделению звуков. После того, как дети хорошо познакомятся со схемой воспитатель переходит к формированию действиям звукового анализа. На последующих занятиях их учат замещать звуки фишками. Звуки поочередно выделяют интонацией, произносят изолировано, обозначают фишками. Сначала для анализа предлагается слово из трех звуков (дом), после рекомендуется вводить в обучение различение гласных и согласных звуков. Гласный звук можно выкрикнуть пропеть. В дальнейшем детей знакомят с согласными звуками, их нельзя не выкрикнуть, ни пропеть. После ознакомления с согласными и гласными звуками переходят к анализу слов из четырех звуков. Следующий этап обучения вычленению ударного звука, дети выделяют ударный слог. В подготовительной группе на основе звукового анализа детей учат чтению. Само действие звукового анализа также совершенствуется. Дети выполняют разнообразные задания в играх: «Назови слова заданным звуком». «Кто внимателен». Со слоговым строением слова: первоначальное обучение чтению предполагает формирования умение читать слогами. Задачей работы в детском саду является формированию у детей умений слышать и называть количество слогов в слове определять их последовательность, соединять слова из заданных слогов. Умение слышать и выделять ударный слог необходимо не только для подготовки к обучению чтения и письму, но и для повышения обшей речевой культуры, для последующей изучения родного языка в школе. В методике обучения грамоте детально разработана последовательность работы по членении: слов на слоги. В первую очередь необходимо познакомить детей с термином «слог». На начальном папе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов. Ознакомление со слоговым делением слова можно строить на основе аналогии с членением предложения на слова, предлагая детям произносить слова с остановками, по частям. На протяжении всего обучения используются следующие приемы: количественный и порядковый счет слогов в слове; подсчет прикасаний тыльной стороной ладони к подбородку при произнесении слова; схематическое изображение слогового состава слова; произнесение слова по слогам, установление их последовательности, соотнесение со схемой; подбор слов с заданным количеством слогов. В процессе анализа слогового состава слова детей знакомят с ударением. Обнаруживается, что один слог произноситься с большей силой голоса, протяжно, что он лучше слышаться. Умение определять ударение в слове закрепляют в разнообразных упражнениях: граф. изображение ударного слога в разных словах; классификация картинок, в названиях которых ударение стоит на 1-ом, 2-ом, 3-им слоге.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СО ЗВУКОВОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ

Звуковая сторона речи рано становится предметом вни­мания ребенка. Он замечает особенности произношения других людей, приводит конкретные примеры неправиль­ного произношения, замечает разницу в отдельных звуках. Однако самостоятельно разложить слова на звуки не умеет. Это объясняется тем, что в повседневном общении задача анализа звуковой стороны слова перед детьми не встает. Ее необходимо решать только в связи с обучением грамоте. Где ребенок специально учится вслушиваться в звуки, из которых состоят слова, различать их, вычленять из слова, анализировать звуковой и слоговой состав, слышать ударение.

В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется особое, лингвистическое отношение к речи, к языковой действительности. Сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической) и форм речи (диалогической и монологической).

Ребенок начинает чувствовать выразительные (интонационные и лексические) средства языка, оттенки значений слов, их грамматическую форму. Он активно использует эти средства в связной речи и в повседневной жизни. Обучение разным сторонам родного языка взаимосвязано и оказывает взаимное влияние. Ребенок знакомится не просто со звуками слова, но с «работой» звука в лексике, морфологии, словообразовании. При такой организации обучения возникает эффект саморазвития, когда ребенок начинает самостоятельно, помимо взрослого, экспериментировать, ориентироваться в сфере языка и речи, играть со словом, со звуками. В результате он постигает больше того, что получил непосредственно на занятии. Это своеобразный эффект последствия, к которому и должно стремиться развивающее обучение.

МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СО ЗВУКОВЫМ СТРОЕНИЕМ СЛОВА.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик. Работа по развитию звуковой стороны речи и овладению основами грамоты способствует развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.

Читать еще:  Как накормить ребенка: 10 правил

Фонематический анализ и синтез — это способность расчленять слово на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а так же составлять слово из отдельных звуков. Дошкольники «погружаются» в звуковую действительность языка: учатся выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов).

Сначала детей знакомят со звучащим словом, стараясь идентифицировать его с определенным образом предмета, явления, признака и т. п. Например, дошкольники устанавливают, что слово стол соответствует только предмету с этим названием, а слово кукла- кукле, зайчик- зайчику. Другими словами эти предметы и игрушки назвать нельзя.

Дети узнают, что одно и то же слово можно произнести громко и тихо, подобрать слова-«друзья» (мишка – шишка, свечка – печка, ком – бом, тук – лук, лисичка-сестричка, лягушка-квакушка и т. п.), что слова могут звучать похоже и различно.

В дошкольном возрасте дети получают представление о протяженности слов (короткие и длинные), знакомятся со слоговым делением слов на основе выделения гласных звуков. Термин «слог» (так же как и «звук») не употребляется. Для решения данной задачи детям предлагают специальные дидактические игры, в которых дошкольники делят слова на части, прохлопывая, отстукивая или прошагивая ритмико-слоговую структуру одно-, двух– и трехсложных слов. В подобных упражнениях в качестве вспомогательного средства используются заместители – мелкие фишки, игрушки, наглядно изображающие отдельные части слов. Эти заместители являются прообразом графической записи слогов.

На следующем этапе дети голосом выделяют некоторые согласные звуки: свистящие, шипящие, сонорные и другие (ьи, ж, ч, щ, ц, с – сь, з – зь, р – рь, м – мь), то есть такие звуки, которые можно произнести протяжно. Затем для интонационного выделения голосом дошкольникам предлагают звуки, которые нельзя тянуть голосом: взрывные, губные и другие (к – кь, д – дь, т – ть). Таким образом, дети осваивают обобщенный способ интонационного выделения звуков в словах, позволяющий вычленить звук любой качественной характеристики.

Затем, выявляется еще одна особенность развития детей – образное восприятие. Как же научить детей делить слова на слога?

Взрослый просит детей хлопать в ладоши по мере произнесения каждого слога: мы-шо-нок. И тут же спрашивает: «Сколько раз вы хлопнули в ладоши?» (Много раз, три.) Это действие воспитатель проделывает неоднократно. Потом взрослый вместе с детьми пробует измерить хлопками другие слова: ля-гу-шо-нок, ли-се-нок, же-ре-бе-нок, зай-чо-нок, а также слова с одним слогом: лев, лес, кот, мак, рак и т. п. Когда дети научатся без труда выполнять эти действия, воспитатель просит их произнести короткие слова, а сам беспорядочно хлопает, затем спрашивает, верно ли он (или мишка-топтыжка, кукла Катя) выполнил задание. При этом следует предлагать только контрастные примеры (короткие слова – много хлопков, длинные слова – один хлопок), чтобы ошибка была очевидной и дети могли ее исправить. Цель упражнения – научить малышей «протягивать» гласные звуки и делить слово на «кусочки» (слоги).

На этом этапе хорошо провести игру «Телеграф». Для того чтобы принять телеграмму, ее нужно «записать»: взять мел, фломастер, карандаш или мелкие игрушки и, соответственно, на доске или листочке бумаги написать знаки по количеству частей слова или положить соответствующее количество игрушек перед собой. Сначала для игры лучше использовать мелкие игрушки. Воспитатель говорит детям: «Послушайте и примите телеграмму: ма-ши-на: ма- (малыши откладывают грибочек, елочку или пуговку), – ши- (откладывают еще одну), – не/ (кладут третью игрушку). Сколько у нас частей в слове?»

Таким образом, постепенно воспитатель подходит к значкам, обозначающим слоги. Наглядные средства позволят детям образно представить протяженность слов, научиться измерять и сравнивать их. Это очень важно, и успех наступит тогда, когда малыши поймут, например, что слово муравей больше, чем слово кит.

Итак, дети научились «измерять» слова, то есть обследовать их звуковую оболочку.

Теперь предстоит научить детей выделять отдельные согласные звуки (терминология не используется). Согласные отличаются от гласных тем, что их можно разделить на две большие группы с точки зрения их произнесения. Одни можно произнести длительно, другие произносятся отрывисто. Звуки ш, ж, с, з, в, ф, л, р, м, н можно потянуть, звуки б, п, г, к, т, д, й, ч, ц можно только подчеркнуть голосом. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте. Умение анализировать звуковой состав слова предупреждает пропуски букв при письме.

Выделение согласных звуков также начинается с образного восприятия. Этому способствует, например, игра «Жуки прилетели». Подобные игры можно придумывать и с другими звуками, например, ш — «песенка» ветра, з – зь — комара, с – сь — насоса, р – рь — мотора и т. д.

Для разнообразия можно прочитать детям стихотворение, выделяя звук ж:

ЛеЖебока рыЖий кот

ОтлеЖал себе Живот.

Да лень ворочаться,

Вот и Ждет рыЖий кот —

МоЖет, миска подползет?

Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, какой звук чаще других повторялся в этом стихотворении?» (Ж, жук.)

Педагог предлагает малышам вместе прочитать стихотворение, выделяя звук ж. Очень важно, чтобы дети попробовали потянуть звук ж в каждом слове. Если они испытывают затруднения при произнесении звука ж, можно предложить им для разучивания другое стихотворение или потешку со звуками р, ш или с (то есть из первой группы согласных). Если кто-то из детей все же не может справиться с произнесением отдельных звуков, стоит обратиться к логопеду.

Можно немного усложнить упражнение, предложив детям отыскать в стихотворении или придумать слова с определенным звуком. Лучше это делать в форме игры-соревнования «Кто больше?». Каждый правильный ответ ребенка нужно поощрить игрушкой или фантиком, а в конце игры определить победителя.

Очень важно дать ребенку почувствовать уверенность в себе. С этой целью можно использовать «загадки-подсказки». Например, если ребенок испытывает затруднение, подбирая слова со звуками р и ръ , следует указать на какой-нибудь предмет, в названии которого есть один из этих звуков (картина, кровать, кресло, дверь и т. д.) и спросить: «Что это такое?» И в этом варианте игры нужно поощрять каждый правильный ответ. Воспитатель не должен напоминать ребенку, что он помог ему. Почувствовав себя уверенно, он в дальнейшем обязательно назовет много разных слов.

Сначала детей нужно знакомить со звуками: ж, ш, щ , й, ч, щ. Эти фонемы в русском языке не изменяются по звучанию. Все остальные согласные парные: р – рь, с – сь, з – зь, д – дь, к – кь, ф – фь и т. д. Это и есть основная трудность так называемого слияния звуков при чтении, которая, как правило, не учитывается и приводит подчас к по-буквенному чтению.

Отсюда главное правило: звуки нужно называть так, как они звучат в словах. Это значит, что в слове рак первый звук р, а в слове рис– рь , в слове лак – л, а в слове лес – ль и т. д.

Согласные звуки, которые не поддаются протяжному произнесению, труднее выделить голосом (например, кот, дом и т. п.). В этом случае нужные звуки следует выделять на фоне слитного проговаривания всего слова. Иначе говоря, стараясь подчеркнуто произнести звук, не нужно отрывать его от всего слова. Образ слова нельзя разрушать, он целостен для ребенка. И здесь на помощь опять приходят стихи, потешки, поговорки.

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж

Вот сколько на К я сумею назвать:

Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,

Корова, квартира, картина, ковер,

Кладовка, калитка, комод, коридор…

Можно предложить детям поиграть в игру «Кто больше назовет «вкусных» слов со звуками к и кь». ( Колбаса, кефир, кекс, рыбка, конфета, шоколад, морковь, свекла, капуста, картошка и т. д.) При этом нужный звук лучше подчеркивать голосом.

А вот другой вариант игры – «Кто больше назовет слов со звуками р и рь!». Сначала воспитатель предлагает детям назвать предметы, которые находятся в комнате: дверь, ручка, рама, кровать, картина и т. д. Схематично (мелом на доске или карандашом на листе бумаги) педагог изображает эти предметы. Затем просит малышей назвать слова, обозначающие животных и предметы, которые находятся на улице: речка, деревья, огород, забор, пруд, рыбки, корова, дрова, трава и т. д. Игра будет интереснее, если провести ее в виде соревнования: кто больше наберет фантиков, кто последним назовет слово и т. д. Существует множество вариантов этой игры: можно предложить детям выбрать игрушки в «Детском мире», назвать зверей в лесу, зоопарке, описать, что окружает нас на необитаемом острове и т. п.

Если ребенок ошибся, лучше поправить его в шутливой форме: «Ты назвал слово сабля , а там нет звука ш. Если бы он был, то получилось бы шабля». Очень помогают развитию фонематического слуха чтение небылиц:

Жучка будку (булку) не доела:

Прочитав стишок-небылицу, воспитатель спрашивает у детей: «Какой звук заблудился? А как надо сказать?» Подобные упражнения помогают малышам понять, что один-единственный звук может полностью изменить смысл сказанного.

Если дети справляются с перечисленными заданиями, можно перейти к более сложным, объяснив дошкольникам, что есть звуки-братцы: старший и младший. При этом термины «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук» не употребляются. Дети различают звуки (братцев) акустически (на слух). Воспитатель предлагает им сначала завести самолет с большим мотором (р-р-р), потом маленькую машинку с маленьким мотором (рь-рь-рь); надуть шину большим насосом (с-с-с), а воздушный шар – маленьким насосом (сь-сь-сь); показать, как шипят большая змея (ф-ф-ф) и маленькая (фь-фь-фь),звенит большой комарик (з-з-з) и маленький (зь-зь-зь).

Воспитатель подбирает предметные картинки на пары звуков: л – ль, р – рь, н – нь, м – мь , г – гь, д – дь, т – ть и т. д. Предлагает детям сначала собрать картинки со звуком с, потом со звуком съ (сначала со звуком в , потом со звуком вь и т. д.).

Когда дети научатся различать пары согласных звуков, можно поиграть в слова. Сначала воспитатель просит дошкольников назвать слова со звуком д , потом со звуком дь (сначала со звуком кь , потом со звуком к и т. д.). Дети с удовольствием займутся подбором слов к нужному звуку. Мы советуем ограничиться только этим вариантом игры. Пока детям непонятно, что такое звук в середине и в конце слова. При необходимости лучше употреблять термин «последний звук». Напомним, что на данном этапе мы говорим так, как слышим, то есть на конце слова нож произносим звук ш , а в слове арбуз– звук с. Придет время, и дети узнают все премудрости орфографии.

Покажите последовательность работы при ознакомлении детей со звуковым строением слова

В процессе ознакомления со звуковым строением слова необходимо сделать звучащее слово объектом специального наблюдения и анализа.

Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается еще в младших и средней группах, когда в процессе воспитания звуковой культуры речи в упражнениях и речевых играх они учатся внятно и четко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся слова, произносить их с разной силой голоса и в разном темпе. Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки. Постепенно они осваивают значение слова звук. Все это позволяет обратить внимание детей на звуковую форму слова. Данная работа продолжается затем и в старших группах. Ознакомление со звуковой и смысловой стороной слова помогает формированию представлений о слове как единице языка и является основой для последующего обучения анализу его звуковой структуры.

Подводить детей к звуковому анализу начинают в средней группе. Этот этап рассматривается как пропедевтический (подготовительный) в последующем обучении звуковому анализу, а затем и чтению. Методика работы с детьми пятого года жизни исследовалась Н. В. Дуровой.

Читать еще:  Детские пособия в 2020-2021 годах (размер, требуемые документы)

Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звук — в начале, середине или конце слова. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук. Сначала специально подбираются картинки и игрушки, в названии которых есть данный звук, что облегчает выбор слова. В процессе восприятия наглядного материала и произнесения слов дети продолжают осваивать способ интонационного выделения звука. Постепенно они овладевают умением самостоятельно, без опоры на наглядный материал, называть слова с определенным звуком. Это умение закрепляется в разнообразных играх (методика организации игр описана в указанной выше методической литературе).

Следующий этап работы — формирование умения называть изолированный звук и выделять в слове первый звук.

В старшей группе ставится задача формирования у детей умения производить звуковой (фонемный) анализ. Дети должны уметь не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий). Звуковой анализ помогает раскрыть перед ребенком «основной принцип построения звуковой формы слова, по которому звуки в слове расположены в определенной последовательности».

Следующий этап работы — обучение вычленению ударного звука. Сначала дети выделяют ударный слог (методика раскрыта в предыдущем параграфе). В процессе звукового анализа слов ребенок точно фиксирует на схеме место ударения.

Звуковой анализ проходит в своем формировании следующие стадии: интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова с опорой на картинку-схему и фишки; дифференциация гласных и согласных фонем; установление места ударения в слове; дифференциация согласных фонем по твердости и мягкости (в дальнейшем — по глухости и звонкости) и моделирование основных фонематических отношений в слове; проведение звукового анализа без опоры на наглядность — графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. Полный звуковой анализ осуществляется в уме (во внутреннем плане).

На протяжении всего периода обучения дети выполняют различные задания, закрепляющие их представления о звуковом строении слова и умение производить звуковой анализ: определить место звука в слове; подобрать слова с заданным звуком: определить первый и последний звук в слове; определить последовательность звуков в слове; сравнить звуковое строение слов, состоящих из одних и тех же звуков (сон — нос, кот — ток); сравнить звуковое строение слов, различающихся одним звуком (мак — рак, дым — дом).

Учим звуки и буквы

Обучение звукам и буквам – важнейшая часть дошкольной образовательной программы. Для успешного обучения в школе дети должны научиться читать по слогам. Для этого необходимо знать все буквы. Важно различать понятия «буква» и «звук». Чтобы в чтении не возникало трудностей, на начальном этапе обучения грамоте обязательно надо объяснить малышу разницу. Основы звуко-буквенного анализа в подготовительной группе помогут ребёнку избежать ошибок при письме, связанных с пропуском букв.

Понятие звуков и букв для дошкольников

Изучение звуков и букв идёт параллельно. Нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок понимал разницу между буквами и звуками. Иногда названия букв не совпадают со звуками, которые они обозначают.

Буква А обозначает звук А, но буква ЭЛ обозначает звук Л. С первого раза ребёнок может не понять. Это нормально, поскольку для дошкольников такой материал достаточно труден. При знакомстве с каждой буквой нужно пояснять разницу.

Дети должны понимать, что буква – это лишь обозначение конкретного звука. Букву можно увидеть и прочитать. Звук можно произнести и услышать.

Изучение звуков и букв должно идти параллельно с обучением чтению. Взрослым нужно сразу исправлять ошибки в чтении, когда дошкольник называет не звук, а букву. В этом случае чтение звучит так: ка-от (кот).

Ознакомление со звуковым строением слова дошкольников

Детей учат воспринимать слово не как отдельную единицу, а как набор определённых звуков. Важно, чтобы они умели выделять отдельные звуки в словах. Это нужно для формирования грамотной устной и письменной речи в дальнейшем.

Этапы работы со звуковым строением слова:

1. На начальном этапе звукового анализа отдельные звуки выделяют интонацией, произнося их более чётко или протяжно (ко-о-о-т, ка-а-аша, мир-р-р и т. д.). Детям в игровой форме предлагается сортировать карточки, игрушки, картинки с определённым звуком.

2. Местонахождение звука. Сначала дети учатся выделять первый звук, затем – последний. После этого можно переходить к выделению звуков в середине слова.

Детей необходимо обучать слышать звуки, из которых состоит каждое отдельное слово.

Гласные и согласные звуки

В русском языке 10 гласных букв и 21 согласная, им соответствуют 6 гласных звуков и 36 согласных. Обучение чтению начинается с гласных. Потом к ним присоединяются согласные, с которыми дети учатся составлять слоги. Разницу между ними дошкольники обычно усваивают быстро. Им объясняют, что гласные звуки можно пропеть. Рот при этом приоткрыт – и воздух свободно выходит. Согласные пропеть нельзя. Язычок спотыкается и не даёт свободно выйти воздуху.

Твёрдые и мягкие звуки

Тема твёрдости и мягкости подробно рассматривается в школе. Дошкольникам даётся общая ознакомительная информация. Если малыш хорошо усваивает, можно дать больше материала. Если обучение даётся трудновато, лучше потратить это время на обучение более необходимым навыкам.

Чтобы объяснить дошкольнику понятие твёрдости и мягкости звуков, начать нужно со сравнения твёрдых и мягких предметов. Нужно сравнить стол и подушку, вату и камень и т. д. Потом взрослый сообщает, что согласные звуки тоже бывают твёрдыми и мягкими.

Предлагается изолированно произнести согласный К.

— А теперь произнеси звук К, прижав язычок к нёбу. Смотри, как изменился звук! Он стал мягким – КЬ.

Так нужно потренироваться произносить все согласные кроме Ж, Щ, Ц, Ч, Ш, Й.

Для закрепления можно сыграть в игру с мячиком. Взрослый кидает ребёнку мяч, называя твёрдый звук. Он должен сделать его мягким и вернуть мяч. Потом роли меняются.

На следующем занятии происходит знакомство с Ь и Ъ. Эти знаки нужны, чтобы обозначать мягкость и твёрдость согласных в словах. Ребёнок учится на занятии читать слова с мягким и твёрдым знаками.

Перед следующим занятием нужно рассказать дошкольнику, что Ж, Щ, Ц всегда твёрдые, а Ч, Ш, Й – всегда мягкие. Преподносить материал лучше в виде сказки.

Дифференциация схожих по артикуляции звуков

Многие звуки в русском языке имеют очень похожую артикуляцию. Осваивая речь, а потом чтение, дети могут путать эти звуки.

Постановка и автоматизация звуков – это работа логопеда. Однако родители также могут выполнять с детьми несложные задания на дифференциацию звуков. Перед этим следует убедиться, что у ребёнка нет логопедических проблем. В этом случае заниматься надо после консультации с логопедом.

Примеры заданий:

1. Чередующиеся повторы слогов со схожими звуками: за-за-за-за, са-са-са-са.

2. Хлопки в ладони при заданном звуке. Более сложный вариант – слоги и слова.

3. Фонетические сказки.

Звуко-буквенный анализ слов

Анализ включает в себя определение количества звуков и букв, а также характеристики каждого звука. Принято графически обозначать согласные твёрдые синим цветом, мягкие – зелёным, а гласные – красным.

Этапы работы

1. Определение количества букв.

2. Определение количества звуков. В детском саду редко рассматриваются слова с гласными Е, Ё, Ю, Я. Они обозначают два звука: йе, йо, йу, йа. Единственный случай, когда количество звуков и букв не совпадает, – мягкий и твёрдый знаки.

3. Под словом цветными карандашами ставят точки или раскрашивают клеточки соответствующим цветом.

Звуковая линейка

Это несложное приспособление нужно для звуко-буквенного анализа слов в детском саду.

Звуковую линейку можно сделать своими руками. Потребуется лист А4 и цветная бумага синего, зелёного и красного цветов. Край листа отгибают к середине и приклеивают по бокам. Должен получиться кармашек. На нём нужно нарисовать квадраты с числами (не больше 5-6). Из цветной бумаги вырезают прямоугольники, меньшая сторона которых совпадает со стороной квадрата. Цифры – это количество звуков. Прямоугольники разных цветов – условные обозначения согласных и гласных.

Подготовка детей к школе

Цель дошкольного образования – не только объём определённых знаний, но и формирование у ребёнка умения усваивать и искать информацию. Если дошкольник пропустил или не усвоил какую-либо отдельную тему, не стоит переживать. Можно позаниматься в домашних условиях, а уже в школе эти же темы будут изучаться более глубоко и подробно.

— разницу между звуками и буквами;

— понятие гласных и согласных звуков;

— понятие твёрдых и мягких согласных;

— чтение по слогам;

— выделение ударения в слове;

— определение места звука в слове;

— выделение изолированных звуков в слове;

— выполнение простого звуко-буквенного анализа.

Обучение грамоте – последовательный не быстрый процесс. Дети овладевают знаниями в своём, индивидуальном темпе.

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» ® (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

Следите за обновлениями в социальных сетях:

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • ! — KНИЖНЫЕ СЕРИИ 1 (очень важное) (50)
  • ЗДОРОВЬЕ детей (1)
  • ! — KНИЖНЫЕ СЕРИИ 2 (очень важное) (10)
  • ! — БИБЛИОТЕКА (подборки книг по темам) (454)
  • —— Игротека речевых игр (16)
  • —— Папка дошкольника + Я учусь (50)
  • —— Т Ткаченко+О Жукова Упражнения для подготовк (5)
  • —— Школа для дошколят + Вся дошкольная программ (39)
  • ——Грамматика в картинках, Грамматическая тетра (43)
  • ——30 занятий для развития ребёнка + Умный малыш (31)
  • ——КАНИКУЛЫ С ПОЛЬЗОЙ (36)
  • ——Лото — все выпуски + Готов ли ребёнок к школе (13)
  • ——Мастерилка +Играем и учимся (40)
  • ——Новогодние поделки (34)
  • ——Самые нужные игры + (27)
  • ——Солнечные ступеньки (35)
  • ——Шевелёв Математика все сборники+Умникам и умн (46)
  • ——Экспресс-курсы + Развивающие занятия (39)
  • ! ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ (40)
  • . ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ (230)
  • дидактические игры 1 (49)
  • игры-ходилки (1)
  • карточки по лексическим темам (32)
  • кроссворды, ребусы (21)
  • лото 1 (49)
  • лото 2 (50)
  • лото 3 (1)
  • настольные игры (18)
  • плакаты (5)
  • . ИГРЫ РАЗВИВАЮЩИЕ и ОБУЧАЮЩИЕ (258)
  • развитие памяти (32)
  • внимание (38)
  • воображения (2)
  • игры на праздники (1)
  • коммуникативность (1)
  • логического мышления 1 (45)
  • логического мышления 2 (22)
  • на развитие дыхания (5)
  • обучающие игры (10)
  • ориентировка в пространстве (12)
  • пальчиковые (11)
  • подвижные игры (14)
  • развивающие (38)
  • речевые игры по дороге в школу и детсад (38)
  • сезонные игры (зима, весна, лето, осень) (4)
  • сюжетно-ролевые игры (6)
  • . ПЛАНИРОВАНИЕ и МЕТОДИКИ занятий (11)
  • + — ПОДГОТОВКА_ К_ШКОЛЕ + энциклопедии, словари (45)
  • + — _Д_О_Ш_К_О_Л_Ь_Н_А_Я___П_Р_О_Г_Р_А_М_М_А (6)
  • +дошкпрог АППЛИКАЦИЯ (4)
  • +дошкпрог ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (4)
  • +дошкпрог ЛЕПКА (2)
  • +дошкпрог МАТЕМАТИКА (49)
  • дискалькулия (1)
  • +дошкпрог МАТЕМАТИКА 2 (50)
  • +дошкпрог ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (25)
  • +дошкпрог ПИСЬМО (67)
  • графомоторика (31)
  • разное (3)
  • прописи детские (34)
  • +дошкпрог РЕЧЬ (134)
  • игры со словами 1 (42)
  • развитие речи (19)
  • словарный запас 1 (сущ, прил, глагол (48)
  • словарный запас 2 (сущ, прил, глагол (20)
  • +дошкпрог РЕЧЬ 2 (11)
  • +дошкпрог РИСОВАНИЕ (51)
  • +дошкпрог ЧТЕНИЕ (46)
  • разное ДЛЯ ЧТЕНИЯ (7)
  • +дошкпрог ЧТЕНИЕ 2 (62)
  • разное (25)
  • грамматический строй речи (14)
  • слоговой, звуковой анализ слова (24)
  • +ФОНЕМАТИКА (31)
  • .-развитие фонематического слуха (22)
  • .-развитие слухового внимания (3)
  • .-развитие слуховой памяти (2)
  • .-фонематическое восприятие (9)
  • +Н_А_Ч_А_Л_Ь_Н_А_Я_____Ш_К_О_Л_А_ (239)
  • все предметы (матем, русск, иняз, окрмир) (25)
  • развитие речи (19)
  • разное (3)
  • скорочтение (29)
  • иностранный язык (19)
  • дисграфия, письмо (17)
  • математика (50)
  • математика 2 (24)
  • окружающий мир (3)
  • русский язык (39)
  • учебники (15)
  • чтение (6)
  • —ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ и РАЗВЛЕЧЕНИЯ (11)
  • . ——ПОДЕЛКИ (145)
  • аппликация (2)
  • из бумаги (15)
  • из пластилина, солёного теста (12)
  • из природного материала (18)
  • к Новому году (49)
  • к Новому году 2 (35)
  • к празднику (1)
  • конфетные букеты (4)
  • рукоделие разное (2)
  • . ——ПОСОБИЯ своими руками (20)
  • . УСКОРЕННОЕ РАЗВИТИЕ ребёнка (242)
  • .. закрытое (Д.Д.Д0 (19)
  • .развитие речи (40)
  • .развитие речилексические темы (43)
  • .развитие речиматериалы к ЛЕКСИЧЕСКИМ темам (12)
  • артикуляционная гимнастика (24)
  • биоэнергопластика (8)
  • дыхательная гимнастика (7)
  • звуковые таблицы (2)
  • кинезиология (37)
  • логопедический массаж (10)
  • постановка и автоматизация звуков 1 (49)
  • постановка и автоматизация звуков 2 (5)
  • эйдетика (3)
  • ..ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ (58)
  • тесты для 1 — 3 лет (8)
  • тесты для 4 лет (13)
  • тесты для 5 лет (10)
  • тесты для 6 лет (14)
  • тесты для 7 лет (15)
  • ..ЧТО ДОЛЖЕН У МЕТЬ РЕБЁЁНОК (по возрастам) (25)
  • .ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ (32)
  • ==========другие (1)
  • МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (16)
  • НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА (дисграфия) (10)
  • .МНЕМОТЕХНИКА, МНЕМОТАБЛИЦЫ (27)
  • . РАЗВИВАЮЩИЕ КАРТОЧКИ (КАРТИНКИ) (10)
  • карточки Домана (7)
  • ВАЖНОЕ 1 (49)
  • ВАЖНОЕ 2 (50)
  • ВАЖНОЕ 3 (51)
  • ВРЕМЕННЫЕ ПОНЯТИЯ (ил-ции, стихи, игры и т.д.) (72)
  • весна (2)
  • время определяем (8)
  • время суток (11)
  • все времена года (37)
  • дни недели (12)
  • зима (7)
  • лето (3)
  • осень (1)
  • распорядок дня (14)
  • ГЛЕБУ (30)
  • КНИЖНЫЕ СЕРИИ 2 (9)
  • КНИЖНЫЕ СЕРИИ 4 (10)
  • КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР (21)
  • настольный театр (15)
  • пальчиковый театр (1)
  • театр теней (2)
  • тканевый, лепка (4)
  • фланелеграфовый (4)
  • КУЛИНАРНОЕ (21)
  • МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ (5)
  • МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (28)
  • логоритмика (22)
  • музыкальные игры (2)
  • обучение музыкальной грамоте (2)
  • ОДЕЖДА, ПРИЧЁСКИ для детей (31)
  • вяжем детям (7)
  • для кукол (8)
  • карнавальные костюмы (6)
  • причёски для внуков (3)
  • шьём детям (9)
  • ПОЗДРАВЛЕНИЯ (1)
  • ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, этикет (5)
  • ПСИХОЛОГИЯ детская (60)
  • нейропсихология (10)
  • часть 1 (35)
  • часть 2 (15)
  • РАСКРАСКИ (21)
  • азбука, алфавит (2)
  • обучающие, тематические раскраски (14)
  • раскраски тематические (дикие,домаш. живот, птицы (2)
  • раскраски-прописи (графомоторика) (4)
  • САЙТЫ ДЕТСКОЙ ТЕМАТИКИ (61)
  • онлайн обучение (9)
  • СКАЗКИ, РАССКАЗЫ, ЗАГАДКИ (11)
  • аудио, видео, флеш (2)
  • мультики, диафильмы (2)
  • печатные (7)
  • СТИХИ, ЗАГАДКИ (30)
  • приёмы для запоминания (11)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ (48)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 2 (26)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 3 (8)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 4 (19)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 5 (0)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 6 (0)
  • ФИЗМИНУТКА (5)
  • физминутки (3)
  • ю- КОМП (25)
  • Любаша Каргина (11)
  • разное (4)
  • Ю-РАЗНОЕ (17)
  • Я — (закрытое) для с-ний (13)
  • Я — рамочки (40)
  • Я-ДНЕВНИКИ О ДЕТЯХ (30)
  • Я-ДРУГИЕ ЗАКЛАДКИ (41)
  • я-пппппппппп (3)
  • Я-хлам (31)
  • ЯЯЯ-GGG (6)
  • ___НАЙТИ ПОЛЕЗлитературу (5)
  • ___РАСПЕЧАТАТЬ (69)
  • Pаспечатать из вКОНТАКТЕ (37)
  • ___РАСПЕЧАТАТЬ НЕМЕДЛЕННО. (36)
  • ___РАССМОТРЕТЬ (28)
  • ___СЕРИЯ СООБЩЕНИЙ (20)
  • ___СКАЧАТЬ (13)
  • ___ССЫЛКИ с ПАНЕЛИ (48)
Читать еще:  Доктор Комаровский о том, что делать, если у ребенка болит ухо

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Обучение грамоте дошколят — звуковой анализ слова

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Памятка-буклет для родителей «Звуковой анализ и синтез»

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

Наша речь состоит из предложений.

Предложение — это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Звук — это то, что мы слышим и произносим.

Буква — это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв — десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

Шесть гласных букв — «а» «у» «о» «и» «э» «ы» — соответствуют звукам.

Четыре гласные буквы — «я» «ю» «е» «ё» — йотированные, то есть обозначают два звука: («я» — [йа], «ю» — [йу], «е» — [йэ], «ё» — [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» — [а], «ю» — [у], «е» — [э], «ё» — [о] (береза, мяч).

Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).

Процитировано 7 раз
Понравилось: 4 пользователям

Когда и как начинать знакомство детей со звуками: методики ознакомления дошкольников со звуковым составом слова

Автор: Фруль Татьяна Леонидовна

Организация: МБДОУ д/с №33

Населенный пункт: Кемеровская область, г.о. Анжеро — Судженский

Введение

Дети с нарушениями речи имеют трудности в звукопроизношении, фонематическом восприятии, выраженное отставание в формировании словарного запаса, грамматического строя и связной речи. Наличие пробелов в развитии фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи служит серьёзным препятствием в усвоении программы детского сада. Необходимой ступенью в овладении грамотой является формирование звуко-слогового анализа.
Как указывает Спирова Л.Ф., в сложном комплексе психических процессов, на который опирается обучение грамоте аналитико-синтетическим методом, решающая роль принадлежит способности ребёнка производить анализ звукового состава слова.
Когда ребёнок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется: непосредственное восприятие смысла слова уступает место анализу его звуко — слогового состава. Дети:

осознают, что речь состоит из слов, слова из слогов, слоги из звуков речи,

обучаются выделению звуков из речи, из состава слова,

понимают, что звуки располагаются в слове в определённой последовательности,

овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов в слова, слов — в предложения, а также рядом понятий: «предложение», «слово», «слог», » звук», «буква».

Естественно, что у детей с нарушениями речи усвоение такого материала вызывает значительные трудности. В силу объективных причин к 6 годам у них оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению внимания ребёнка со смысла речи на её звуковой состав имеет важное значение.
Таким образом, процесс обучения звуко-слоговому анализу осуществляется в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры.
Различная степень нарушения речевой функции делает необходимым использование разнообразных приёмов и методов при обучении детей звуко-слоговому анализу. Материал для занятий по формированию звуко-слогового анализа подбирается так, чтобы не было неправильно произносимых звуков, а изучаемый звук встречался как можно чаще.

Актуальность проблемы

Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня актуальна, и современной методической литературе процесс формирования навыков звукового анализа освещен недостаточно. Первые попытки сознательного выделения звука из слова а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. По данным В.К. Орфинской, выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально. А.Н.Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится». И действительно, самостоятельно выделить последний согласный звук в слове, несколько гласных одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно дошкольнику. И очень важно, чтоб эта помощь была квалифицированной, целостной, поэтапной.

  • звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой анализ может привести к дислексии: затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешиванием акустически сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.
    Обучить детей звуковому анализу с помощью занимательных и результативных игр поможет данный дидактический материал.

Игры и упражнения на развитие и усвоение навыков полного звукового анализа

Цель: овладение детьми старшего возраста навыками выполнения звукового анализа слов.

Задачи:

  1. Развивать фонематический слух. 2. Обучить детей умению подбирать слова с заданными звуками, делению слов на слоги.
    3. Формировать навыки восприятия и различения звуков речи.
    4. Развивать у детей умения характеризовать изученные звуки (гласный — согласный, твёрдый — мягкий, звонкий — глухой), определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).
    5. Обучить построению графической небуквенной модели слова, отражающей количество, последовательность звуков в слове, а также характеристику звуков. 6. Подготовить детей к усвоению навыками чтения.

Этапы овладения звуковым анализом

1. Первый этап посвящается изучению гласных и согласных звуков.
При этом хорошо использовать систему символов, разработанную Ткаченко Т.А. Пример:

А — большой круг красного цвета
О — овал красного цвета
Ш — шарик лопнул, выходит воздух.

Игры и упражнения:

  • Выделение звука из слова (есть такой звук или нет?)

Разговор двух пчёлок:

— Где ты жжживёшь?

Встреча двух машин:

— Я вожу овввощи, а ты?

Аналогично — на любой звук.

  • «Утки и окуни».
    Цель игры: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.
    Ход игры:
    Дети делятся на 2 команды — окуни и утки. Они двигаются произвольно по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У, то с ударным О. Дети-«окуни» должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а «утки» — когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.
    Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.
  • » Дружные звуки «
    Цель: научить узнавать звуки, произносимые с утрированной интонацией.
    Ход игры:
    Логопед создаёт игровую ситуацию следующим рассказом: «Жили-были разные звуки в одном Звуковом государстве. Когда стали создаваться слова, пришлось им разойтись по своим домам — словам. И вместо одного звука А появилось много таких же звуков А. Хотят они собраться вместе, потому что скучают друг без друга. Помогите звукам собраться вместе. Я буду произносить по 2 слова, а вы хлопайте в ладоши в том случае, если

звуки будут одинаковые. Чтобы легче вам было искать друзей, я буду их произносить протяжно, громко. Сначала нужно сказать, какой звук я называю громко в первом слове, а потом — во втором слове. После этого мы сравним звуки и обрадуемся, если они одинаковые, хлопнем в ладоши. Примерный речевой материал: ААА-ня — ААА-лла, УУУ-ля — ИИ-ра.

  • » Куклы заблудились «
    Цель: научить выделять в слове звук, произносимый с утрированной интонацией.
    Ход игры:
    У детей несколько кукол. Их имена: Аня, Оля, Уля, Эля. Куклы пошли в лес и заблудились. Какой звук попросим пойти искать Аню? Каждый ребёнок должен найти свою куклу, то есть назвать тот звук, который произносил ведущий с большей силой (выделяются голосом ударные гласные).
  • » Сколько слов со звуком Ш? «

Цель: научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.
Ход игры:
Ведущий читает стихотворение, в тексте которого много слов со звуком Ш. Дети получают задание слушать текст, находить слова с данным звуком и запоминать их. После прочтения ведущий спрашивает детей, какие слова они запомнили. Выигрывает тот, кто запомнил больше слов.
Речевой материал к игре:

В тишине лесной глуши,

Шёпот к шороху спешит,

Шёпот к шороху спешит, Шёпот по лесу шуршит.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector