Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие ребенка 11 месяцев: особенности и рекомендации педиатра

Ребенок в 11 месяцев (календарь развития)

11 месяцев – это возраст подведения итогов, достижений в развитии ребенка и в освоении умений и навыков. Малыш становится более эмоциональным, его многие действия осознанные и планомерные, он проявляет личностные черты характера и радует родителей успехами в речевом, физическом и психологическом развитии.

Физическое развитие в 11 месяцев

Физические показатели малыша за этот месяц могут увеличиться на 1-1,5 сантиметра в росте и на 300-400 граммов в весе и составлять к концу одиннадцатого месяца в среднем от 8,5 до 10,5 килограммов и от 70 до 80 сантиметров.

Что умеет ребенок в 11 месяцев

  • Окрепшие ножки малыша позволяют ему уверенно стоять, ходить, придерживаясь за опору и даже делать первые самостоятельные шаги без поддержки.
  • Малыш может подолгу сидеть, уверенно держа спинку и подолгу ползать на четвереньках.
  • Из положения стоя ребенок может сесть и наоборот.
  • Малыш показывает указательным пальчиком на интересующую его игрушку, предмет или человека.
  • Кроха проявляет интерес к сбору пирамидки или построению башни из кубиков, может с легкостью брать мелкие предметы двумя пальчиками.
  • Во время принятия пищи малыш пытается кушать самостоятельно ложкой и пить из чашки, придерживая ее двумя руками.
  • К этому возрасту дети имеют в основном 4 передних зуба – 2 верхних и 2 нижних, но все происходит у каждого ребенка индивидуально. У некоторых возможно и большее количество зубов, а у других, наоборот, их пока нет. Консультация с детским стоматологом необходима при отсутствии зубов у малыша при достижении ним возраста одного года.

Психическое развитие 11-месячного крохи

Продолжается формирование речевых навыков пополняется словарный запас, появляются в лексиконе короткие слова. Малыш все активнее пытается повторять услышанные звуки и слова взрослых. Ребенок умеет попросить еду или питье (например, «ам-ам»), озвучить голоса животных (например, «ав-ав).

Малыш понимает просьбы взрослых, может подать или взять нужный предмет, бросить игрушку. Слушая разговор взрослых, может повторять отдельные слоги или слова (например, «дай», «нет»), понимает и показывает покачиванием головы «да» и «нет».

Умеет хитрить, понимает, как привлечь внимание взрослых. Может начать хныкать, чтобы на него обратили внимание или взяли его на руки.

Во время игры проявляет настойчивость в достижении цели. Например, долго и упорно складывает кубики один на другой или кладет мелкие предметы в большую емкость. Любит похвалу и реагирует на нее улыбкой.

Ребенок проявляет сообразительность при манипуляциях с предметами. Он может высыпать из большой коробки все предметы, чтобы найти нужную игрушку или мячом сбить другую игрушку.

Проявляется интерес к сюжетно-ролевым играм. Ребенок кормит или качает куклу или мягкую игрушку, прижимает ее к себе, чтобы пожалеть, причесывает ее, катает на машинке или в игрушечной коляске.

Тест на развитие детей в 11 месяцев

  • Основные навыки ребенка – ползание на четвереньках, уверенное и самостоятельное сидение и твердое стояние у опоры.
  • Проверка внимания ребенка проводится методом игры. Попробуйте несколько раз класть и вынимать игрушку в коробку и из коробки и закрывать ее крышкой. Сможет ли ребенок сообразить, что игрушка находится в закрытой коробке.
  • Малыш должен знать назначение обычных бытовых предметов таких, как ложка, чашка, расческа, мочалка и уметь показать движениями, как ними нужно пользоваться.
  • Ребенок должен уметь нанизывать колечки на стержень пирамидки, и ставить кубики один на другой (хотя бы 2-3 кубика).
  • Малыш должен уметь выбрать по просьбе взрослых одну игрушку из большого количества предметов. Например, попросите его подать вам машинку или мячик. Хорошо даже если ребенок просто указывает пальчиком на нужный предмет.

Питание детей в возрасте 11 месяцев

Режим питания в этом возрасте остается пятиразовый. К этому времени в рацион детского меню введено большее количество продуктов из общего стола. Исключение пока составляют некоторые напитки (кофе, черный чай, коровье молоко) и такие продукты, как грибы, шоколад, все виды орехов и пчелиный мед. Некоторые овощи и фрукты (манго, мандарины, апельсины и томаты) могут вызывать у ребенка аллергическую реакцию. Поэтому с ними нужно быть очень осторожными. Все блюда должны готовиться способом варки, тушения или запекания с минимальным количеством сахара, соли и без приправ.

Теперь нет необходимости готовить детские блюда отдельно от взрослых. Единственное, что необходимо делать обязательно, это измельчать на блендере приготовленную пищу для ребенка. Средний объем потребляемой малышом в сутки пищи составляет от одного литра до литра двухсот граммов плюс к этому жидкости в виде соков, воды и молока. Кстати, молоко может быть грудное и давать его ребенку можно не только в утреннее и в вечернее время, но и по требованию, если вы не планируете отказываться от грудного вскармливания в ближайшее время.

В детское меню должны входить овощные блюда в сыром виде, а также в тушеном, вареном, в виде рагу и в составе супов и запеканок. Большое значение для питания малыша имеют каши и разнообразные супы, кисломолочные продукты (особенно творог и кефир), а также вареное мясо и отварная рыба.

Режим дня

Наиболее приемлемый распорядок дня для ребенка, а конкретно сон и бодрствование, напрямую зависит от биоритмов крохи. Если мама будет их учитывать в режиме дня, то у малыша не будет проблем с настроением или аппетитом. У каждого ребенка может быть свой индивидуальный график дневного и ночного сна. Одни дети любят ложиться спать попозже и бесполезно их укачивать и петь колыбельные до этого времени. Другие, наоборот, рано начинают капризничать и засыпают. Важно, чтобы в этом возрасте дневной сон по-прежнему оставался дважды в день по 1,5-2 часа, а ночной – не менее 10 часов с 1-2 пробуждениями для кормлений. Так постепенно малыш приучится к распорядку дня, который очень пригодится при посещении детского сада в будущем.

Советы родителям по развитию ребенка

Психологическая близость матери и ребенка во многом зависит от количества времени, проведенного в непосредственной близости друг с другом. Берите как можно чаще своего кроху на руки, обнимайте его, разговаривайте с ним, хвалите его. Ребенок очень в этом нуждается даже тогда, когда он умеет самостоятельно ходить и ползать.

Продолжайте помогать ребенку развивать речь. Ловите его каждое слово, повторяйте с ним звуки и слоги, пытайтесь понять, что хочет сказать ваш кроха. Обязательно используйте различные речевые игры.

Развитие речи малыша напрямую связано с развитием мелкой моторики. Чтобы ребенок мог говорить четко, понятно и вовремя, необходимо ежедневно проводить занятия и игры, которые будут развивать активность пальчиков.

Продолжайте уделять внимание физическому развитию малыша, делайте ему массаж и проводите гимнастические упражнения, соответствующие этому возрасту. Если ребенок вместо ходьбы предпочитает ползать, не стоит заставлять его насильно ставить на ножки. Все придет в свое время.

Постарайтесь продумать заранее, как сделать незабываемым знаменательное событие в семье – день рождения вашего крохи. Один год – это важный этап в жизни малыша и его родителей. Подумайте, как украсить комнату, какой торт приготовить, составьте меню и пригласите маленьких гостей. Для ребенка этот день должен быть интересным, веселым и запоминающимся.

Уход за новорожденным: советы педиатра

В статье представлены основные анатомо-физиологические особенности детей в периоде новорожденности, охарактеризованы основные мероприятия по уходу за новорожденным.

The article covers main anatomic and physiological features of children in newborn period, describes main measures of taking care of a newborn.

Период новорожденности, как ранний период вне­утробного существования, исчисляется от момента рождения до 28-го дня жизни. Это важный этап приспосабливания ребенка к новым условиям: устанавливается внеутробный тип кровообращения, начинают функционировать бронхолегочная система, пищеварительный тракт, изменяется кровоснабжение печени, усложняются функции кожи и слизистых оболочек, активизируется иммунная система, устанавливается самостоятельная терморегуляция. Однако, в связи с функциональной незрелостью органов и систем, характерных для этого периода развития, именно в возрасте новорожденности проявляется ряд пограничных состояний, которые необходимо учитывать в организации ухода за ребенком.

В связи с незрелостью большинства органов и систем, включая центральную нервную систему, у ребенка с рождения проявляются только безусловные рефлексы (глотательный, сосательный, хоботковый, поисковый, хватательный и пр.), и именно наличие и выраженность физиологических рефлексов, их сохранение на определенный период времени и последующее угасание, наряду с динамикой массы тела, являются одними из главных критериев нормального развития младенца и его физического здоровья [1].

Пропорции тела новорожденного имеют свои особенности. Голова имеет большие размеры, конечности относительно короткие. Средняя точка по длине тела расположена в области пупка, тогда как в более старшем возрасте она смещается на уровень лобкового сочленения. К моменту рождения кожа полностью гистологически структурирована, развиты все придатки (волосы, ногти, сальные и потовые железы), однако отмечается относительная несостоятельность ряда важных функций и прежде всего барьерной и терморегуляционной. Существуют интертригинозные области — подмышечные, шейные, подколенные и паховые складки, которые являются основными зонами естественной окклюзии, а зона под подгузником является областью, где может возникнуть окклюзия искусственная. Слой дермы у новорожденного ребенка структурно недостаточно развит и является более тонким по сравнению с дермой взрослого человека. Отмечается более выраженная сухость кожи, потовые железы у доношенных новорожденных к моменту рождения сформированы, однако только через несколько недель жизни они полностью вовлекаются в процесс потоотделения. У детей, находящихся на грудном вскармливании, сальные железы более активно подвергаются андрогенной стимуляции, что нередко приводит к развитию акне новорожденных. Доношенные новорожденные имеют нейтральную или слабощелочную реакцию поверхности кожи (рH > 6,0), которая в течение первых суток жизни может снижаться до 5,0, тогда как у недоношенных рH кожи имеет значение > 6,0 и только к окончанию первого месяца жизни приближается к 5,0. Именно в оптимальных условиях кислой среды непатогенные сапрофиты на поверхности кожи контролируют рост условно-патогенных и патогенных микроорганизмов. Продолжительная щелочная реакция может стать причиной роста чужеродных бактерий и грибов с развитием воспалительного процесса [2].

Имеются характерные особенности анатомического строения и функциональной активности органов пищеварения. Слизистая оболочка ротовой полости и желудочно-кишечного тракта тонкая, сухая и легкоранимая. Секреторная функция пищеварительных желез снижена, что проявляется малым количеством пищеварительных соков и низкой активностью ферментов. Это в значительной мере затрудняет продвижение и переваривание пищи, если последняя не соответствует возрасту ребенка. Желудок у новорожденного расположен горизонтально, пищевод относительно короткий, а клапан Губарева (складка слизистой оболочки, препятствующая обратному забросу пищи из желудка) почти не выражен. Отмечается физиологическая слабость кардиального сфинктера, тогда как мышечный слой привратника развит хорошо, что предрасполагает к срыгиванию и рвоте. Кроме того, это может являться причиной регургитации содержимого желудка, аспирации и развития аспирационной пневмонии.

Моторика кишечника у новорожденных более активная, что способствует частому опорожнению кишечника. В первые три дня отходит меконий (первородный кал) — густая, вязкая масса оливкового или темно-зеленого цвета. Следующие 2–4 дня стул характеризуется как переходный: он более частый, неравномерно окрашенный (темно-зеленый, желто-коричневый), негомогенный с включениями в виде комочков, слизи. В дальнейшем стул становится гомогенным, кашицеобразным, окрашенным в желтый цвет. Частота дефекации зависит от характера вскармливания и, как правило, соответствует частоте кормлений. Важно помнить, что высокая моторная активность кишечника в сочетании с недостаточной фиксацией его петель, морфофункциональной незрелостью периферической иннервации и центральной регуляции, низкой ферментативной активностью, способствующей повышенному газообразованию, периодом становления микробиоценоза определяет склонность к частым проявлениям функциональных нарушений (младенческие колики, дисхезия), а также высокому риску инвагинации.

В период новорожденности наблюдаются ряд особенностей ребенка, обусловленных механизмами адаптации к новым условиям существования, которые являются пограничными (транзиторными). К ним относятся физиологическая желтуха, мелена, половой криз, физиологическая убыль массы тела, мочекислый инфаркт, физиологический эритроцитоз, транзиторный дефицит витамина К и К-зависимых факторов свертывания крови и др. Однако необходимо оценивать выраженность и длительность проявления данных состояний, так как это может являться важным критерием наличия и прогрессирования различных отклонений в состоянии здоровья ребенка. Решать вопрос о проведении соответствующих лечебно-профилактических мероприятий нужно только индивидуально.

Адекватный и регулярный уход за новорожденным с учетом анатомо-физиологических особенностей детского организма в данном отрезке постнатального периода — важное условие поддержания здорового состояния ребенка и профилактики различных заболеваний, это элемент закаливания и гигиенического воспитания, а также формирования адекватного психоэмоционального контакта в семье. К основным компонентам повседневного ухода относятся купание, ежедневные умывание лица, туалет глаз, носа, ушей, уход за промежностью и перианальной областью. Важными составляющими нормального развития младенца являются прогулки на свежем воздухе, соблюдение температурного режима, влажности в помещении, контроль кормлений и дефекации.

Оптимальной температурой в комнате является 22 °С при влажности 50–70%, необходимо регулярно проветривать помещение, так как потребность в кислороде в этом возрасте в 2,5 раза выше, чем у взрослых. Желательно убрать из комнаты ребенка ковры и покрывала, диванные подушки, мягкие игрушки и другие предметы, на которых может накапливаться пыль. Купать детей до 6 месяцев следует ежедневно, после полугода можно и через день. Температура воды должна быть 37–37,5 °C, продолжительность процедуры 5–7 мин.

При организации ухода за новорожденным необходимо соблюдать ряд правил:

  • ребенка не следует одевать в плотно прилегающую одежду, имеющую большое количество оборок, застежек, складок и пр.; не кутать — новорожденный очень чувствителен к перегреванию, одежда и пеленки должны состоять из натуральных хлопковых или смесовых тканей, мягких, с хорошей воздухопроницаемостью;
  • использовать подгузники с высокими абсорбирующими свойствами, что помогает поддерживать необходимый рН кожи и препятствует микробной колонизации, сократить время контакта кожи с мокрым подгузником, своевременно менять их (в среднем через каждые 2–3 часа в течение дня и 1–2 раза во время ночного сна), необходима немедленная смена подгузника после дефекации;
  • сушить кожу лучше промокательными движениями с помощью бумажных полотенец или пеленок из мягкой хлопчатобумажной ткани, исключить использование спиртсодержащих средств: одноразовые детские салфетки, содержащие спирт, ароматизаторы или консерванты, могут вызвать раздражение кожи и повысить риск аллергического контактного дерматита.
Читать еще:  Плоскостопие у детей: причины, лечение, профилактика

Утренний туалет новорожденного заключается в обтирании лица и промывании глаз смоченным кипяченой водой ватным тампоном. Каждый глаз промывается отдельным тампоном в направлении от наружного угла к переносице. Носовые ходы ребенка приходится очищать довольно часто. Для этого могут использоваться ватные жгутики, приготовленные из стерильной ваты, который смазывают стерильным вазелиновым или растительным маслом и осторожно вращательными движениями продвигают на 1,0–1,5 см вглубь носовых ходов. Каждый носовой ход очищается отдельными жгутиками. Туалет наружных слуховых проходов проводят аналогично по мере необходимости. Полость рта обрабатывается только в случае молочницы. Категорически запрещается использовать плотные предметы (ватные палочки, спички с накрученной ватой и пр.).

В качестве наружных средств при уходе за кожей малыша используются кремы, мази, лосьоны и спреи, однако при их применении необходимо учитывать ряд важных признаков: безопасность и эффективность; отсутствие побочных эффектов; возможность нанесения на большие поверхности пораженной кожи без системного воздействия; удобство в использовании; возможность длительного использования; доступная стоимость. Важно соблюдать ряд правил: не изменять лекарственную форму официнального препарата, так как при этом меняются его физико-химические и фармакодинамические свойства; не смешивать различные по составу мази и кремы; помнить, что эффект от использования наружных средств проявляется спустя некоторое время и закрепляется при регулярном использовании [3, 4].

Достаточно часто приходится сталкиваться с таким проявлением моторной дисфункции пищеварительного тракта, как икота, которая характеризуется судорожными сокращениями диафрагмы и чаще всего обусловлена переполнением желудка газами. Если икота возникла сразу после еды, необходимо придать малышу вертикальное положение для более удобного отхождения газов. Если она появилась в промежутке между кормлениями, следует аккуратно повернуть ребенка то на левый, то на правый бок. У ряда младенцев воздух из желудка хорошо отходит в положении лежа на животе.

Часто для того чтобы вывести газы из кишечника ребенка, родители прибегают к газоотводным трубочкам или клизмам, что бывает небезопасным, особенно у новорожденных детей с легкоранимой слизистой оболочкой. При этом некоторые малыши самостоятельно довольно легко избавляются от газов, в то время как у других избыточное газообразование способствует развитию колик.

В настоящее время для обеспечения здорового роста и развития ребенка в арсенале родителей имеются современные предметы детской гигиены, электронные весы, детские ушные термометры, «умные» игрушки, детские зубные щетки с ограничителем, бутылочки с индикатором нагрева, соски с антивакуумным эффектом, назальные аспираторы, детские ножницы с закругленным концом, памперсы, трусики-подгузники, радионяни и т. д. К современным средствам ухода за младенцем относятся одноразовые газоотводные трубочки Windi® (ректальные катетеры) и назальный аспиратор NoseFrida®.

Газоотводная трубочка Windi® предназначена для однократного использования с целью избавления малышей от избыточных газов. Этот ректальный катетер не имеет отдельных незакрепленных частей и деталей. Специально рассчитанная длина катетера позволяет ввести его на нужную глубину до сфинктера, спазм которого препятствует самостоятельному выведению газов из кишечника, а его специальная конфигурация с ограничителем помогает избежать слишком глубокого введения. Катетер Windi® достаточно мягкий и гибкий, имеет гладкий закругленный конец, что обеспечивает максимальную безопасность и исключает травматизацию слизистой оболочки прямой кишки.

Перед использованием газоотводной трубочки Windi® следует помассировать животик малыша, нежно проведя рукой от правого бока к центру животика, а затем сверху вниз, чтобы направить газы к анальному отверстию. Затем сделать аналогичный массаж с левой стороны. Рекомендуется повторение массажа по 3 раза с каждой стороны. Необходимо смазывать катетер детским кремом, маслом или вазелином перед введением. Следует поднять ножки ребенка, лежащего на спине, и аккуратно вставить катетер в анальное отверстие аналогично термометру. Отхождение газов сопровождается характерным звуком. Вместе с газами может выделяться небольшое количество фекалий. Иногда требуется повторить процедуру несколько раз, чтобы достичь желаемого результата. Во время проведения одной манипуляции возможно использование одного и того же катетера несколько раз, но после ее успешного проведения катетер не следует хранить и применять повторно: его повторное использование через какое-то время может быть небезопасным. Использовать катетер рекомендуется не более трех раз в день, что не влияет на развитие привыкания и не снижает естественные рефлексы малыша.

Достаточно часто для обеспечения адекватного дыхания и гигиены полости носа новорожденного ребенка, особенно в период респираторных инфекций, рекомендуется использование назального аспиратора. В связи с тем, что отверстия ноздрей, носовые ходы в этом возрасте относительно узки, а слизистая оболочка обильно снабжена кровеносными капиллярами, при насморке возникает выраженный отек, усиливается слизеотделение, что способствует затруднению носового дыхания. Кроме того, евстахиевы трубы, соединяющие носовую и ушную полости, относительно короткие, широкие и расположены горизонтально, что часто приводит к транслокации инфекции с развитием отита.

Существует большое количество аспираторов: механические, электрические, аспиратор-груша и др., однако неоспоримым преимуществом обладают именно механические аспираторы, так они эффективны, просты и удобны в использовании и в отличие от электрических не создают лишнего шума, который может пугать ребенка.

Назальный аспиратор NoseFrida® имеет длинный отсасывающий катетер. Трубка, в которую будет поступать слизь, достаточно объемная, это позволяет обработать ребенку последовательно два носовых хода. Кончик аспиратора имеет специальную зауженную атравматичную форму. Он плотно прилегает к ноздре, что предотвращает травматизацию и раздражение чувствительной слизистой оболочки. Гигиеничность процедуры обеспечивается наличием у аспиратора NoseFrida® сменного фильтра, что полностью предотвращает возможность попадания аспирата в ротовую полость человеку, проводящего процедуру.

Литература

  1. Профилактическая педиатрия / Под ред. А. А. Баранова. М: Союз педиатров России, 2012. 692 с.
  2. Gregory K. Microbiome aspects of perinatal and neonatal health // J Perinat Neonatal Nurs. 2011, 25: 158–162.
  3. Blume-Peytavi U., Lavender T., Jenerowicz D., Ryumina I., Stalder J. F., Torrelo A., Cork M. J. Recommendations from a European Roundtable Meeting on Best Practice Healthy Infant Skin Care // Pediatric Dermatology. 2016, 33 (3): 311–321.
  4. Уход за кожей новорожденного ребенка. Научно-обоснованные методические рекомендации. 2016. Доступен http://www.pediatr-russia.ru/sites/default/files/file/uhod_za_kojey.pdf.

Т. А. Бокова, доктор медицинских наук, профессор

ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского, Москва

Уход за новорожденным: советы педиатра Т. А. Бокова
Для цитирования: Лечащий врач № 6/2018; Номера страниц в выпуске: 40-43
Теги: дети, младенцы, гигиена, выведение газов

Чему научился малыш за 11 месяцев: нормы физиологического и психологического развития ребенка

До первого дня рождения малыша остался всего месяц. Посмотрите на фотографии новорожденного, и вы увидите, как много изменилось за это время.

Теперь за крохой нужен «глаз да глаз», он освоил первые шаги и пытается исследовать всё, что его окружает. Это время подведения итогов. И родители хотят знать, гармонично ли идёт развитие ребёнка в 11 месяцев.

Не огорчайтесь, если ваш малыш в точности не соответствует приведённым в статье ориентирам. Все детки растут с разной скоростью: одни навыки могут быть освоены ими раньше на несколько недель, а на другие потребуется чуть больший срок. Не сомневайтесь, со временем ребёнок справится со всеми задачами.

Нормы веса и роста для мальчиков и девочек

В отечественной педиатрии нормальными показателями развития малышей в 11 мес. считаются следующие данные:

  • вес: для девочек – 8,3-10,5 кг, для мальчиков – 8,6-11,2 кг;
  • рост: для девочек – 70,1-76,4 см, для мальчиков – 71,3-76,5 см.

А вот стандарты развития согласно исследованиям, проведенным ВОЗ:

  • вес (кг): для девочек – 7,7-9,9. Низкий показатель – 7,0-7,7. Высокий показатель – 10,0-11,2. Для мальчиков – 8,4-10,5. Ниже нормы – 7,5-8,4. Выше нормы – 10,5 -11,7;
  • рост (см): норма для мальчиков – 72,2-76,9. Низкий параметр – 70,0-72,2. Высокий параметр – 76,9-79,2. Норма для девочек – 70,3-75,3. Низкий параметр – 67,7-70,3. Высокий показатель – 75,3-78,0.

Ещё одним важным критерием нормального развития крохи является окружность головы. Этот показатель с 6 до 12 мес. должен увеличиваться на 0,5 см/мес. Приведённые значения носят условно-рекомендательный характер.

Что должен уметь малыш в 11 месяцев?

За 11 месяцев младенец прибавил в весе почти в 3 раза, а в росте — целых 25 см! Совсем большой!

Самый главный навык, который малыш активно пытается освоить в 11 месяцев, — самостоятельно встать на ноги и сделать первые шаги. Задача родителей — поощрять полезное начинание: поддерживать кроху за ручки, подзывать к себе, чтобы малыш двигался навстречу.

Падения и ушибы неизбежны. Но останавливать занятия нельзя. Страх пройдет, и уже к годику малыш будет уверенно стоять на ножках сам. Навык хождения обычно осваивается детками к 16 мес.

Умение говорить — ещё одно важное достижение ребёнка. Первые его слова просты и состоят из повторений: ав-ав, ко-ко, ма-ма, да-да. Речь пока малопонятна, и малыш подкрепляет её интонацией, указывая на интересующий предмет, например, на кошку или еду на столе.

Психическое развитие 11-месячного малыша идёт стремительно, практически ежедневно, он уже умеет:

  • радоваться, когда его хвалят, и огорчаться, если ругают;
  • понимать, что ему говорят, и утвердительно кивать в ответ;
  • выражать личностное «Я» через симпатии и антипатии. Малыш узнаёт себя в зеркале;
  • выполнять несложные запросы: приносить и отдавать предметы, ставить их на место;
  • махать ручкой, приветствуя или прощаясь;
  • держать ложку;
  • хватать предметы двумя пальчиками: может поставить кубики друг на друга;
  • подражать взрослым и деткам постарше;
  • проявлять любопытство: рвать бумагу, рассматривать содержимое маминой сумки, совать свои крохотные пальчики в отверстия. Так происходит обучение и понимание окружающего мира;
  • садиться из положения стоя;
  • понимать, когда о нём говорят: малыш поворачивается в сторону, реагируя на своё имя;
  • повторять речь взрослых, имитирует звуки животных.

К первому году жизни почти половина младенцев может произносить хотя бы несколько слов. Уверенно говорить детки, особенно мальчики, начинают позднее – к 1,5-2 годам. Важно понимать, что речь напрямую связана с темпераментом ребёнка.

Осторожные малыши, как правило, говорят медленнее, а активные дети любят ходить и тратят на это всю энергию, поэтому практиковаться в разговоре им может не хватить сил. Не огорчайтесь, продолжайте общаться с малышом, и наступит момент, когда он заговорит.

Занятия для развития

Малыш становится всё более активным, мобильным и очень любопытным. Но он по-прежнему нуждается в близости родных, особенно мамы. Хороший диалог и контакт с ребёнком налаживается в процессе чтения. Дайте ему поиграть с картонными книжками, рассмотреть картинки, рассказать, что малыш на них видит. Читайте, меняя интонацию, или пойте, если в книге есть песенки.

Для развития речи полезно читать грудничку книжки

Но не делайте процесс утомительным: малыш пока не может подолгу сосредотачиваться на одном занятии. Прочитайте короткий стих, посмотрите фото на странице и дайте крохе отвлечься, а затем продолжайте чтение со следующей страницы.

Особенно дети любят книжки с выступающими иллюстрациями, или те, которые издают звуки. Помогайте ребёнку формировать произношение. Если малыш невнятно произнёс слово, попытайтесь вместе с ним отыскать названный предмет.

Примеры речевых игр:

  • сценки со словами: «на» – дайте ребёнку предмет, «здравствуй» — пожмите ему ручку, «дай» – протягиваете к нему ладонь;
  • показывайте малышу знакомые игрушки, произнося их название. Для игры подойдут и предметы, которые ребёнок видит часто: ложка, коляска, книжка, стул и др. Лучше выбирать объекты-существительные, их малыш лучше запоминает;
  • расширяйте словарный запас. Не уставайте называть всё, что заинтересовало малыша: имена родственников и друзей, детей на игровой площадке. Повторяйте звуки животных, показывая крохе изображения на картинке, и очень скоро малыш расскажет вам, как кошка говорит «мяу», а корова мычит.

Ребёнка в 11 мес. очень интересуют предметы, которыми пользуются взрослыми. Используйте его желание, когда готовите еду. Называйте всё, что делаете на кухне: наименование продуктов, используемой посуды, свои действия, например, каша, варить, сладкое, солёное, резать, чистить и др.

Дайте малышу поучаствовать в процессе: пусть он вымоет ложку в миске с водой, бросит кусочек морковки на тарелку. Играя, малыш научится и полюбит работать. В этом возрасте ребёнок не просто забавляется с мишкой или куклой. Игра превращается в целое представление: накормить, уложить спать.

Для этого у малыша должно быть всё необходимое: игрушечная посуда, кроватка, обеденный столик или даже кукольный дом. Периодически меняйте игрушки, чтобы они не наскучили, и не предлагайте все сразу – малыш быстро потеряет к ним интерес.

Для развития мелкой моторики подойдут следующие игры:

  • рисование пальчиком по мелкой крупе: манке или муке. Для этого насыпьте её на поднос, возьмите пальчик ребёнка и помогите нарисовать что-нибудь простое: солнышко, рыбку, смешную рожицу. В дальнейшем позволяйте ребёнку «творить» самостоятельно;
  • рисование тонким карандашом или фломастером;
  • лепка из пластилина. Малыш должен научиться раскатывать из пластилина колбаску, разрезать её на кусочки и лепить шарики;
  • пересыпание крупы или песка из одной формочки в другую. Эту процедуру можно повторить при купании: малыши обожают переливать воду и наполнять ею различные ёмкости.

Полноценному развитию способствует общение с другими ребятишками. Лучше всего это делать на специальных площадках, где гуляют сверстники или дети постарше. Не вмешивайтесь в игры, пусть ребёнок учится контактировать самостоятельно.

Питание 11-месячного ребенка

К году жизни у малыша уже есть целых 8 зубиков, и он может пробовать более плотную пищу, активно развивая при этом жевательные движения.

Питание крохи в 11 месяцев напоминает диетический рацион для взрослых: каши и овощи, йогурты и сыры, нежирное мясо, фрукты, булочки, печенье. Большая часть меню: измельчённые крупы, пюре, любая паровая или варёная еда.

Но есть продукты, с которыми стоит повременить: цитрусовые, поскольку могут вызвать аллергию, молоко высокой жирности, любая рыба из-за трудной усвояемости. Нельзя давать ребёнку острую, жареную и копчёную пищу. Поощряйте малыша регулярно пробовать новую еду с незнакомыми вкусами.

Даже если пища не понравится ребёнку в первые несколько раз, со временем он к ней привыкнет. Твёрдая еда становится приоритетной в общем рационе, но малышу по-прежнему необходимо 500 мл молока в сутки (лучше – грудного): утром, в обед и перед сном. Если малыш выпивает за день больше этой нормы, он будет сыт и откажется кушать днём.

Читать еще:  Аскаридоз у детей: лечение и профилактика

Будет трудно, но если вы справитесь, то утром ребёнок будет голоден, и схема кормления из 3-х приёмов твёрдой еды и дневного молока восстановится. Если малыш пьёт молоко из бутылочки, самое время переходить к чашке-поильнику с носиком-трубочкой. Такая конструкция поможет крохе освоить навык глотания.

От бутылочки нужно отказаться к 18 месяцам, иначе ребёнок привыкнет брать её с собой в кровать и потягивать всю ночь, что опасно развитием кариеса. Если у малыша зубки растут плохо, не увлекайтесь твёрдой пищей.

Видео по теме

О развитии 11-месячного ребенка в видео:

11-месяцев – замечательный, но короткий период, когда малыши осваивают навыки коммуникации. Рекомендации по развитию показывают, с чем малыш должен справиться, пусть не сейчас, но уже скоро.

Если ребёнок родился недоношенным, следует учитывать тот факт, что ему потребуется немного больше времени для освоения необходимых навыков. Когда малыш уверенно стоит, но боится ходить самостоятельно и держится за вашу руку, не беспокойтесь. К ортопеду стоит обратиться только в случае, если кроха не встаёт на ноги.

Что должен уметь ребенок в возрасте 11 месяцев?

Содержание статьи:

До первого дня рождения вашего малыша осталось совсем немного. Чего достиг ребенок к 11 месячному возрасту, а чему он еще должен научиться? Рассмотрим, что должен знать и уметь маленький человечек, вплотную приблизившийся к годовалому возрасту.

Физиологические показатели ребенка в 11 месяцев — вес и рост малыша в одиннадцать месяцев

В таблице приведены основные физиологические параметры 11 месячного малыша. Однако не все детки должны обязательно укладываться в эти рамки, поскольку развитие каждого ребенка индивидуально, кроме того, играют роль и наследственные факторы.

МАЛЬЧИКИДЕВОЧКИ
Рост, см70,0 — 79,067,5 — 78,0
Вес, кг7,6 — 11,77,0 — 11,2
Окружность головы, см43,0 – 48,341,9 — 47,3

Сенсорное развитие и моторика малыша в 11 месяцев

Сенсорика ребенка на первом году жизни играет важную роль в познании окружающего мира и общем развитии, поэтому ей уделяется особое внимание.

В возрасте 11 месяцев малыш продолжает изучение окружающих предметов, пробуя их на ощупь и вкус. Он с удовольствием играет с коробочками, ведерками и другими емкостями различной величины, вкладывает одни предметы в другие. Дети охотно играют с сумками, имеющих много кармашков. Методом проб и ошибок они складывают туда подходящие по размеру предметы. При этом происходит развитие сенсорной памяти – малыш запоминает, какие предметы он положил в то или иное место .

В 11 месяцев кроха с удовольствием «читает» книжки с яркими картинками, самостоятельно перелистывая страницы. Не меньше удовольствия малышам доставляет вытягивание шнурков из обуви.

Изучение свойств, размеров и формы предметов происходит при активном движении рук и развитии мелкой моторики. Малыш сжимает резиновые игрушки, катает мячик, берет двумя пальчиками мелкие игрушки, осваивая пинцетный захват, вкладывает маленькие предметы в крупные, успешно пользуется ложкой и самостоятельно пьет из чашки.

  • Cтоя в манеже или кроватки малыш поднимается на носочки.
  • Cамостоятельно садится из положения стоя.
  • Умеет приседать, сидеть на корточках и самостоятельно наклоняться.
  • Многие дети начинают делать первые самостоятельные шаги, сохраняя равновесие путем балансировки рук.

Развитие речи ребенка в возрасте 11 месяцев

В 11 месяцев ребенок успешно пополняет свой как пассивный, так и активный словарный запас.

Пополняем пассивный словарный запасДля общего гармоничного развития малыша, в том числе и его речи, нужно проводить с ребенком как можно больше времени. Пока кроха не умеет разговаривать, он, слушая обращенную к нему речь близких людей, пополняет свой пассивный словарный запас. Чтобы расширить набор знакомых малышу слов, нужно постоянно знакомить его с новыми предметами, явлениями или действиями . Для этого больше разговаривайте с малышом, комментируя как свои, так и его действия, читайте ему новые сказки, знакомьте с новыми героями.
Общение с папойВ 11 месяцев ребенок уже хорошо понимает интонации разговаривающего с ним человека. У мужчин звуки речи моделируются на более низких частотах и имеют особый тембр звучания. В речи папы звучит больше деловых и побуждающих ноток, чем в эмоциональном разговоре мамы. Тембр голоса и интонация, с которой папа общается с малышом, также важен для развития речи и интеллекта малыша, как и общение с мамой .
Речевое подражаниеРодители должны поощрять лепетание ребенка и побуждать его произносить новые звуки. Это поможет быстрее пополнять активный словарь малыша. Сначала малыш учится произносить слова, состоящие из одинаковых слогов. Конечно же, первые слова малыша – это «мама» и «папа». Но в 11 месяцев кроха осваивает и другие звуки и слова, к примеру, кукла «ля-ля», курочка «ко-ко», собачка «ав-ав». Чем больше вы общаетесь с ребенком, тем быстрее и лучше он заговорит в дальнейшем .

Первые самостоятельные шаги малыша в 11 месяцев

К 11 месяцам мышцы малыша уже достаточно развиты, поэтому большинство малышей делают попытки ходить без посторонней помощи именно в этом возрасте. Если передвигаться по кроватке или в манеже, стоя на ножках, малыш начинает с 8-9 месяцев, то сделать самостоятельно первые шаги по полу ему достаточно сложно. Это связано с тем, что у детей нет врожденного чувства равновесия и недостаточно развита координация движения.

Чтобы удержаться в вертикальном положении без поддержки, малыш многократно повторяет одни и те же движения, пытаясь найти точку равновесия. При этом происходит развитие вестибулярного аппарата и координации движений. Кроха на практике познает законы гравитации, неоднократно поднимаясь, делая пару робких шажков, и шлепаясь на мягкое место.

Игры с ребенком 11 месяцев для развития равновесия

Чтобы малыш почувствовал себя увереннее, можно использовать несколько простых упражнений на развитие равновесия:

Двигаемся по «бревну»В качестве бревна используют обычную гладильную доску, находящуюся на уровне пола. Малыша усаживают или ставят на ножки с одного ее край, а на другой кладут игрушку. Задача малыша по доске добраться до второго края.
Позвеним, постучимЛюбой звучащий предмет (бубен, колокольчик или барабан) нужно подвесить на доступной для ребенка высоте. За ручку подведите кроху к игрушке и покажите, как можно постучать по предмету или позвонить в колокольчик. Страхуя ребенка, встаньте у него за спиной и отпустите его ручку. Увлекшись игрушкой, малыш сможет простоять без поддержки несколько секунд или же сделать первый самостоятельный шажок .
Побуждение к ходьбеВозьмите ребенка за ручку и толкните перед ним надувной мячик, побуждая малыша пойти вслед за ним. Как только малыш доберется до цели, перекатите мяч в другую сторону.

Социально-эмоциональное развитие малыша в одиннадцать месяцев

К 11 месяцам дети осваивают новые социальные навыки. Малыш постепенно перестает бояться малознакомых людей, активнее идет на контакт. Ребенок с любопытством наблюдает за теми, кто ему симпатичен, старательно копирует их мимику и жесты.

К 11 месяцам малыш становится более развитым эмоционально. Теперь он выражает свои чувства не только плачем или улыбкой, а целой гаммой различных чувств. У малыша проявляются свои предпочтения к тем или иным людям, игрушкам, продуктам. Малыш уже умеет ревновать или злиться, проявлять любовь к близким людям. Кроха становится целеустремленным, старается любым путем добиться намеченной цели . Малыш очень любит, когда его хвалят. О своих чувствах и переживаниях он сообщает мимикой, жестами, разнообразными эмоциями и интонацией.

Рацион питания ребенка в 11 месяцев

В целом рацион ребенка мало чем отличается от меню 10-ти месячного человечка. Чтобы развивать челюстной аппарат и давать работу зубкам, нужно уменьшать количество протертой пищи . Такие продукты, как тушеные овощи и свежие фрукты нужно давать ребенку в виде кусочков. Малыш должен научиться откусывать и пережевывать пищу.

Распорядок дня малыша в возрасте 11 месяцев

Режим малыша в 11 месяцев мало отличается от распорядка дня ребенка 9-10 месяцев. Днем дети все еще спят по 2 раза, а кушают 4 или 5 раз в день. Если ночью ребенок спит спокойно, то от ночного кормления пора отказаться.

У каждого малыша имеются свои биологические часики, поэтому распорядок дня индивидуален для каждого маленького человечка. Наблюдая за ребенком, мама может составить для него идеальное чередование сна и бодрствования.

Большое значение для здоровья и развития малыша имеют прогулки на свежем воздухе. Собираясь гулять, позаботьтесь о правильной одежде для крохи.

Гулять с ребенком нужно не менее 2 раз в сутки по полтора-два часа. На улице кроха не только дышит свежим воздухом, но и знакомится с окружающим миром, получая при этом массу новых впечатлений, которые необходимы для гармоничного развития.

  • 3 месяца
  • 4 месяца
  • 5 месяцев
  • 6 месяцев
  • 7 месяцев
  • 8 месяцев
  • 9 месяцев
  • 10 месяцев
  • 11 месяцев
  • 12 месяцев — 1 год

Календарь развития ребёнка в 11 месяцев

Время идёт быстро. Ещё совсем недавно вы привезли из роддома маленький свёрточек, а ему уже почти год. За это время малыш значительно вырос, приобрёл большое количество навыков. Ребёнок 11 месяцев превратился из беспомощного крохи в осознанного человечка.

Развитие ребёнка в 11 месяцев

  1. Младенец отлично сидит без поддержки. Может сесть из положения стоя и пытается или уже встаёт из положения сидя.
  2. Ребёнок в 11 месяцев отлично ползает. Часто бывает так, что малышу проще передвигаться на четвереньках и он не хочет учиться ходить. В таком случае торопить кроху нельзя. Ведь ползая, малыш чётче ощущает своё тело в пространстве, учится ориентировать. Этап ползания крайне важен для дальнейшего развития опорно-двигательного аппарата и мускулатуры.
  3. Одиннадцать месяцев – тот возраст, когда ребёнок начинает самостоятельно стоять без опоры. Кто-то из детей стоит буквально секунд десять, кто-то делает это уже намного уверенней, дополняя самостоятельными шагами.
  4. Малыш в 11 месяцев хорошо освоил движения мелкой моторики и без проблем манипулирует пальцами рук. Особенно нравится крохе перебирать мелкие предметы, вкладывать их в более крупные, ставить друг на друга кубики и нанизывать кольца пирамидки. Знакомые действия ребёнок выполняет по памяти, слушая просьбу взрослых.

Если игрушка крохе не знакома, можно сразу не показывать, какие конкретные действия с ней можно совершать, а понаблюдать, что придумает младенец. Так у ребёнка будет развиваться фантазия и важный навык — самостоятельно играть и придумывать новые игры со знакомыми игрушками. Если ребёнок не знает, что делать, как играть, обязательно покажите несколько вариантов.

  • Малыш проявляет интерес к другим детям, живо реагирует на их появление. В общении может чётко показать, кто ему по нраву, а кто нет, тем самым дифференцируя своё отношение.
  • По инструкции взрослых малыш с удовольствием выполняет порученные действия с игрушками – кормит куклу, укладывает её спать, выгуливает собачку.

    Эти игровые элементы в определённой ситуации станут для родителей хорошим подспорьем. Если малыш отказывается кушать по причине проявления характера, предложите ему сначала покормить собачку (или целый зоопарк, если игрушек много) и поесть за компанию. Очень редко в таких ситуациях дети отказываются от приёма пищи. Если кроха не хочет спать, создайте ритуал на основе игры. Расскажите малышу, что его звери (куклы) хотят спать и их надо уложить. Когда ребёнок всех уложит, почитайте малышу сказку, дайте вечернюю порцию смеси или покормите грудью, если кроха ещё грудничок, приглушите свет. Младенец вскоре заснёт.

  • Малыш с большей долей вероятности уже говорит слова «мама», «папа», «баба» или активно пытается их произнести. Дети 11 месяцев также очень любят рассматривать картинки животных, слушать, кто как говорит, и повторять. Пусть не совсем точно, но слога «гав-гав», «мяу», «ква-ква» прекрасно дополнят словарь активных слов, внеся разнообразие в речь.
  • Ребёнка на 11 месяце можно учить самостоятельно кушать и пить. К этому времени малыш должен крепко держать поильничек и осваивать ложку.
  • Конечно, для того чтобы привить навык кушать и пить без посторонней помощи, родителям надо постараться, запастись терпением, детскими фартучками и передниками. Но поверьте, в последствии вы избавите себя от колоссального объёма работы и облегчите малышу жизнь.

    Что должен делать ребёнок на 11 месяце жизни в обязательном порядке?

    Если у 11 месячного младенца отсутствуют определённые навыки, необходимо обратиться к специалисту для выяснения причины:

    • ребёнок ещё не сидит, или сидит с опорой;
    • малыш не пытает вставать у опоры;
    • младенец не может хоть какое-то время стоять у опоры;
    • ребёнок не ползает или делает это по-пластунски;
    • малыш не пытается делать первые шаги;
    • ребёнок не узнает близких, не отличает их от других людей;
    • младенец не реагирует на своё имя;
    • ребёнок не различает интонаций, не проявляет эмоций, не радуется, не смеётся.

    Физическое развитие

    Масса тела ребёнка в 11 месяцев варьируется в пределах 8 — 10 килограммов. Всё зависит от исходной массы тела при рождении, пола и питания малыша. За текущий месяц ребёнок набирает около 350 — 400 граммов.

    Рост ребёнка в 11 месяцев за одиннадцатый месяц увеличивается на 1 — 1.5 сантиметра.

    У подавляющего большинства детей к этому времени появляются зубы. В среднем в 11 месяцев их уже четыре. Но всё индивидуально.

    Питание и уход

    Кушает ребёнок уже практически за общим столом. Разница заключается в том, что пища будет более измельчённая, исключены жареные, приправленные блюда и полуфабрикаты.

    Смесь и грудное молоко остаются важной частью младенческого рациона. Малыш употребляет их перед сном, ночью, часто после пробуждения. Грудничок, скорее всего, к груди будет прикладываться чаще. Особенно это будет ему необходимо во время болезней и прорезывания зубов.

    Ребёнку будет полезно и познавательно сидеть за общим столом и трапезничать в компании родных. Таким образом будет прививаться культура питания и правильные пищевые привычки.

    Уход за ребёнком включает в себя ежедневные утренние и вечерние процедуры (умывание, чистка зубов), купание, стрижку ногтей и волос. После сна и еды высаживайте малыша на горшок.

    Как развивать 11 месячного ребёнка

    • стимулируйте развитие малыша методом игры. Не навязывайте ему занятия, которые ещё неинтересны или непонятны. Всегда наблюдайте за ребёнком, отмечайте для себя его любимые занятия;
    • развивайте ребёнка физически. Делайте с ним зарядку, упражняйтесь в плаванье, занимайтесь на фитболе;
    • не увлекайтесь ходунками и прыгунками. Для развития навыка ходьбы лучше использовать игрушки-каталки и собственную коляску. Кроха будет держаться за них ручками, что придаст дополнительную уверенность в собственных силах;
    • при посещении детской площадки не упускайте возможность пообщаться с другими детками;
    • читайте вместе с малышом. Разрешите ему переворачивать странички, рассказывайте, что нарисовано, изобразите, какие звуки издают различные животные;
    • танцуйте с ребёнком;
    • на формирование мелкой моторики большое влияние окажет рисование, лепка, игры с кубиками и пирамидкой.

    Для рисования лучше всего подойдут пальчиковые краски. Также крохе будет интересно рисовать на поверхности, припылённой мукой или манкой.

    Начинать лепить лучше из мягкого воскового пластилина. Покажите ребёнку простейшие приёмы – как сделать жгутик, шарик, как можно «слепить» целую картину.

    Возможно, некоторые занятия покажутся сложными. Но дети, как известно, не перестают развиваться ни на минуту. И то, что покажется неосуществимым сегодня, легко сделается завтра.

    Окончила Витебский государственный медицинский университет, факультет лечебное дело. Работаю в Детском отделении ГБ №1, г. Орши врачом-педиатром.

    11-месячный ребенок

    В возрасте до 1 года ребенок активно растет и развивается. В 11 месяцев он уже уверенно сидит, ползает, учится разговаривать и ходить. Произносимые окружающими людьми слова для него являются уже не просто набором звуков, он уже вполне может различать некоторые из них. 11-месячный ребенок хорошо понимает значение таких слов, как «да», «можно», «дай», «нет» и «нельзя». Словарный запас крохи пополняется с каждым днем, он пытается произносить некоторые слова вполне осознанно. Родителям следует чаще разговаривать с ребенком, объяснять ему свои действия и поступки, ведь именно в этот период он учится воспринимать и оценивать окружающую его действительность.

    Развивающие игры являются неотъемлемой частью жизни подрастающей личности, дошедшие до наших дней «ладушки» и «сорока-ворона» вызывают у практически годовалого ребенка неописуемый восторг, он пытается повторять за взрослыми знакомые ему речевые обороты и двигает пальчиками и ручками в такт словам.

    Многие родители сталкиваются с тем, что 11-месячный ребенок плохо спит по ночам. В таком случае причина может скрываться либо в эмоциональной сфере, либо малыша беспокоят какие-то физические факторы. Активная деятельность ребенка перед сном является наиболее частой причиной, по которой 11-месячный ребенок плохо спит ночью, устранить ее довольно легко. Все активные игры должны приходиться на дневное время, также желательно исключить кормление малыша непосредственно перед укладыванием.

    Успокаивающий массаж перед сном может помочь ребенку расслабиться, также как и водные процедуры. Если же малыша беспокоит какой-то физический фактор, к примеру, растущие зубки, с таким ночным бдением временно придется смириться. Также причиной плохого сна 11-месячного ребенка может выступать нехватка витаминов и макроэлементов, поэтому консультация у педиатра в таком случае будет не лишней.

    Физическое развитие 11-месячного ребенка

    Зачастую в возрасте до 1 года большинство детей уже осуществляют свои первые шаги, а некоторые даже уверенно шагают. 11-месячный ребенок активно стремится самостоятельно ходить, однако далеко не каждому это удается. Не стоит расстраиваться, если у крохи не получается подолгу стоять и ходить, пройдет совсем немного времени и он сполна овладеет этим умением.

    Ползать и ходить на четвереньках ребенок в 11 месяцев уже точно умеет, порой за ним даже взрослому сложно угнаться. Малыша можно учить осуществлять кувырки вперед и назад, перекатам с живота на спинку и обратно. Отлично развивает вестибулярный аппарат и координацию движений ребенка хождение по бревну или по любой другой узкой поверхности. Родители, держа за ручки кроху, должны помогать осуществлять ему такой променад, который, несомненно, придется ему по душе.

    Не стоит забывать о гимнастике для детей, регулярно выполняемые упражнения помогут малышу лучше чувствовать свое тело, управлять ручками и ножками, будут развивать его общую моторику.

    Развивающие игры для 11-месячного ребенка

    Познавать окружающий мир, развивать мелкую моторику и при этом каждый раз открывать для себя что-нибудь новое и интересное помогают различные развивающие игры, главное выбирать их в соответствии с возрастом ребенка. 11-месячный ребенок может прекрасно манипулировать кубиками и пирамидками, выстраивать из них различные конструкции. Такие, на первый взгляд, несложные игры развивают пространственное мышление малыша. Он осознает, что из предметов различного размера можно сложить одну большую или несколько маленьких конструкций.

    Детям в этом возрасте очень нравится играть с сыпучими продуктами – фасоль, горох и кукурузу они с интересом пересыпают из одного сосуда в другой, перемешивают между собой и сортируют в отдельную тару по видам. Пальчиковые игры, совместное чтение сказок и стихотворений также помогают развиваться подрастающему малышу.

    11-месячного ребенка можно учить играть с мячиком, подбрасывать его вверх, ловить и бросать. Также малышу понравиться играть на развивающем коврике, который снабжен множеством различных предметов, как крупных, так и мелких, а также игрушками со звуковым сопровождением.

    Питание 11-месячного ребенка

    В возрасте 11 месяцев малыш уже хорошо знаком с прикормом, употребляет в пищу овощные и фруктовые пюре, соки и кисломолочную продукцию. Его отношение к еде в этом возрасте меняется, он различает вкус и знает, какие продукты ему нравятся. Он активно изучает все, что лежит на тарелке у родителей, поэтому можно не бояться предложить крохе попробовать что-нибудь новое. К тому же, 11 месяцев является тем самым возрастом, когда ребенка можно начинать отучать от грудного вскармливания.

    Меню 11-месячного ребенка могут разнообразить отварные яйца или омлет, приготовленный на пару, отварные целые овощи, свежие фрукты, супы, куриная грудка и хлеб. Взрослая еда еще не совсем подходит малышу, ведь в рационе питания 11-месячного ребенка в ограниченном количестве должны содержаться соль и сахар, жирная и жареная еда и вовсе должна быть исключена. Так как у малыша в этом возрасте активно растут зубки, пища может быть не слишком мелко перетертая. Однако мясо в меню 11-месячного ребенка должно быть разобрано на волокна, малышу еще не под силу справиться с ним самостоятельно.

    С пятиразового режима питания малыш в 11 месяцев переходит на четырехразовый. Этот момент может оказаться стрессовым для крохи, поэтому отказ от вечернего перекуса должен быть плавным, перед укладыванием некоторое время ему можно давать стакан молока с детским печеньем.

    11 месяцев – возраст открытий, новых возможностей и умений для ребенка. Окружающий мир постепенно становится ему понятным, он учится говорить и ходить, проявляет самостоятельность и интерес к новым предметам. Родителям стоит уделять своим малышам как можно больше внимания, ведь совместное времяпрепровождение является залогом доверительных отношений в будущем. Не стоит недооценивать возможности 11-месячного ребенка, чрезмерная опека может сыграть отрицательную роль в воспитании, ведь ребенку будет сложно учиться самостоятельности в старшем возрасте. Не менее важно для малыша общение со сверстниками и посторонними взрослыми, ведь не за горами поход в детский сад, где начнется его социальная адаптация.

    Видео с YouTube по теме статьи:

    Развитие ребенка на первом году жизни

    Наиболее стремительно человек растет на первом году жизни.

    Только за первый месяц малыш прибавляет в весе 600-1000 грамм, а в росте – 2-3 сантиметра. Далее каждый месяц ребенок в среднем будет прибавлять 500-900 грамм, а вырастать на 2-3 сантиметра.

    Во втором полугодии ребенок растет уже не так быстро, в среднем он прибавляет 400-500 грамм, а рост увеличивается на 1-2 сантиметра в месяц. Считается, что к полугоду вес ребенка должен удвоиться, а к году — утроиться .

    Конечно, эти показатели усредненные. Многое зависит от исходного веса, наследственности, способа вскармливания и т.д. Если ребенок весел и здоров, но немного отстает в весе, то поводов для беспокойства нет – у каждого свои темпы роста.

    1 месяц

    Младенец уже не кажется таким беспомощным и несмышленым, как выглядел в первые дни после рождения. К этому времени он уже пытается следить за яркой погремушкой, если ей плавно поводить у него перед глазами. Когда к малышу обращаются с ласковыми словами, он начинает прислушиваться, издавать первые звуки, улыбаться. Если ребенка положить на живот, он попытается удержать голову.

    2 месяца

    В этом возрасте малыш легко следит за движущимся предметом, поворачивает голову к источнику звука, много улыбается. Издает достаточно много звуков – гулит. Хорошо держит голову лежа на животе.

    3 месяца

    В три месяца ребенок может сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете. Если подвесить над ним игрушки, то он будет пытаться достать их рукой. А если вложить ему в ладонь погремушку, то он сможет какое-то время удерживать ее. При ласковом обращении к малышу, он начинает оживленно двигать руками и ногами, улыбаться, гулить – это называется комплекс оживления. В положении лежа на животе он долго удерживает голову в вертикальном положении, опираясь на предплечья. Пытается переворачиваться со спины на живот.

    4 месяца

    Младенец уже может узнавать мать, отца, смеяться при общении с ними. Легко находит глазами источник звука, поворачивает голову в его сторону. Может самостоятельно взять погремушку в руки и долго ее удерживать, разглядывать. Все его движения становятся более осознанными. Малыш часто изучает свои руки – долго рассматривает их, то приближая, то отдаляя их от глаз.

    5 месяцев

    В этом возрасте ребенок начинает различать своих и чужих, строгий и ласковый тон, откликаться на свое имя. Может подолгу разговаривать сам с собой. Способен брать игрушку из рук взрослого и долго с ней играть. Пытается переворачиваться с живота на спину и ползать. Если малыша поддерживать под мышки, он опирается на ножки и ровно стоит.

    6 месяцев

    Поскольку этот возраст совпадает с возрастом введения прикорма, ребенок учится есть из ложки, пить из чашки и сидеть в детском стуле. Большинство полугодовалых детей уже четко знают свое имя и реагируют на него. Они начинает лепетать, при этом слышны отдельные слоги «ба», «ма». В этом возрасте обычно прорезываются первые зубы, поэтому по ночам малыш может плохо спать и капризничать. Днем периоды бодрствования достигают 5-8 часов в сутки.

    7 месяцев

    В семь месяцев ребенок способен свободно манипулировать игрушкой – бросать, стучать, размахивать, перекладывать. Если игрушку отложить на небольшое расстояние, малыш может самостоятельно доползти до нее. Во время бодрствования он подолгу лепечет, произнося одни и те же слоги, а на вопрос «где» пытается разыскать знакомый предмет. На протяжении этого месяца жизни ребенок продолжает оттачивать те навыки и умения, которые уже были освоены им ранее. Так, например, он уже пытается самостоятельно садиться, быстро ползать в разных направлениях. Некоторые малыши даже пытаются вставать, держась за решетку кровати или диван.

    8 месяцев

    Восьмимесячный ребенок способен самостоятельно садиться, ложиться, ползать, вставать и переступать у опоры. Сам может держать в руке сухарик, кусочек яблока, морковку и грызть их. Вообще в этом возрасте ребенок все тянет в рот – так он познает мир. В игре начинает подражать простым действиям – вынимает, стучит, катает машинку, мячик. Может выполнять по просьбе «ладушки», «сороку-ворону» и т.д. Громко, четко произносит отдельные слоги. Разброс навыков в этом возрасте достаточно большой – одни дети уже быстро ползают, а другие только-только начали сидеть. Вообще, чем сложнее навык, тем больший разброс по времени требуется для овладения им.

    9 месяцев

    В этом возрасте ребенок тянется к общению с себе подобными. Он будет с удовольствием играть с другим ребенком, подражать ему, «разговаривать» с ним. Некоторые малыши ходят, держась за ручку или за любую другую опору. Однако основным способом передвижения остается ползание. И иногда ребенок ползает быстрее, чем мама бегает. Поэтому самое время позаботиться о безопасности дома, в котором живет малыш. Убрать повыше все бьющиеся предметы, горшки с цветами, компьютерный системный блок, обезопасить электрические розетки и т.д.

    10 месяцев

    Совершенствование полученных навыков идет полным ходом – ребенок по просьбе выполняет ранее заученные действия, на вопрос «где», «дай» отыскивает искомый предмет. Если, родители учили ребенка есть ложкой и пить из чашки, то в этом возрасте он способен делать это самостоятельно. Подражает взрослым – повторяет новые слоги, действия с игрушками.

    11 месяцев

    Время первых шагов, первых сложенных пирамидок, первых слов – «ма-ма», «дай», «бай-бай». Лепет ребенка становится более разнообразным и сложным. В этом возрасте малыш начинает различать «своих» и «чужих». Совершенствуются моторные навыки — движения становятся более координированными и уверенными. Некоторые дети начинают ходить именно в этот период времени.

    12 месяцев

    В играх начинает прослеживаться сюжетная линия – кормит, укладывает куклу, катает ее в машинке. Знает много названий предметов, игрушек, имена близких людей. Понимает слово «нельзя», исполняет поручения «принеси», «дай». Способен различать геометрические предметы – кубик, шарик. Словарный запас расширяется практически с каждым днем, и у особо продвинутых личностей может составлять 10-15 слов. Самостоятельно ходит, активно передвигается по всему дому, много и разнообразно взаимодействует с различными предметами.

    К этому возрасту у ребенка должно быть восемь зубов. Обычно к году закрывается родничок, но четких сроков закрытия родничка нет – это событие может произойти в промежутке между 8 месяцами и полутора годами.

    Не стоит расстраиваться, если ребенок не укладывается в вышеприведенный график, ведь это усредненные данные. Многое зависит от его индивидуальных особенностей. Обычно если в чем-то ребенок отстает, то в другом опережает. А даже если ни в чем не опережает, то все равно сядет (встанет, пойдет, заговорит) рано или поздно. Главное, любить ребенка таким, какой он есть.

    Выпускающий редактор — Филиппова Галина

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector