Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие ребенка в 5 месяцев — что умеет малыш и какой режим дня соблюдать?

Режим дня ребенка в 5 месяцев

Особенности возраста

Дети в 4 и 5-месячном возрасте начинают постепенно осваивать перекатывания со спины на бок. Возможно, на краю дивана малыш приметил яркую игрушку и решил к ней подобраться, тем более он уже может взять ее в ручку. Тут важно обеспечить безопасность! Можно положить вокруг малыша подушки, чтобы смягчить возможное падение.

В этом возрасте уже можно легко рассмешить кроху. Он узнает в лицо своих близких, искренне радуясь приходу мамы. Гуление становится разнообразнее, ребенок активно осваивает звуки «б» и «м». Около 5 месяцев ребенок уже пытается связать несколько слогов между собой в логическую цепочку.

Если взять на руки ребенка 5 месяцев и дать ему возможность опереться ножками о твердую поверхность – он будет стараться стоять. Ребенок становится с каждой неделей сильнее и увереннее в себе. Весь мир переворачивается с ног на голову. Раньше малыш больше времени проводил лежа, не замечая, сколько всего вокруг интересного! Но на спине детям больше не лежится, они все время стараются перевернуться на живот, что им и удается сделать к концу 5 месяца жизни.

К этому времени у многих малышей появляются первые признаки прорезывания зубов, чем обусловлено непреодолимое желание крохи тянуть все в рот – игрушки, свои кулачки, мамины пальчики.

Нормы сна и бодрствования

Всего дети в этом возрасте спят около 15 часов в сутки, из них около 10 ч ночью и около 4 ч днем.

До 5 месяцев сложно говорить о режиме дня, его нет. Первые месяцы ребенок живет в ритме поел-поспал-пободрствовал. А вот к 5 месяцам уже обычно начинает устанавливаться ночной сон, и время засыпания на ночь становится более-менее стабильным (около 10-11 часов). А с ним стабилизируется время пробуждения утром. Поэтому можно зафиксировать примерное время для засыпания на ночь и время утреннего подъема.

И в этом возрасте уже можно попробовать установить время первого утреннего сна, который обычно случается через 1,5-2 часа после пробуждения. Идеальное время для него с точки зрения биоритмов 8.30-9.30. Но не 10 и не 11 часов, так как по своей структуре утренний сон является продолжением ночного сна.

В зависимости от времени и длительности утреннего сна у малышей 5 месяцев, как правило, есть еще 2-3 дневных сна, которые происходят «по усталости», но закончить их желательно не менее, чем за 2 часа до ночного сна. То есть в этом возрасте лучше организовывать режим дня с 3-4 дневными снами.

Общее время бодрствования за день около 9 часов. Но ребенок еще настолько мал, что не может выдержать больше 2,5-3 ч подряд. Потому основная задача взрослого – не перегуливать возрастную норму по времени бодрствования, чтобы не переутомить ребенка, и вовремя уложить его на сон. Важно учитывать, что время бодрствования в течение дня растет от 1,50 до 3 часов: утром оно самое короткое, днем – среднее, перед ночным сном – самое длительное.

Особенности сна в этом возрасте:

— На четвертом месяце многие дети переживают «регресс сна». А кто-то и в 5 месячном возрасте.

— Уже формируются первые сильные ассоциации действий мамы с процессом засыпания, т.е. могут формироваться привычки на сон. Потому стоит разнообразить свою помощь в момент засыпания ребенка.

— Некоторые дети могут проспать до 8 часов без кормлений. Особенно детки на искусственном вскармливании. Но важно ориентироваться на своего чадо, потому как не все готовы отказаться от ночных кормлений.

— У ребенка в 5 месяцев появляется первый «мягкий» режим, как правило, с 3 дневными снами. Если 1 и 2 сны короткие, и их не удается продлить, тогда может быть и 4ый сон, чтобы избежать недосыпа ребенка.

Питание

С 4 до 7 месяцев начинается введение первого прикорма (по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения: для детей на грудном вскармливании с 6, на искусственном – с 4 или 5 месяцев). Он дополняет смесь или грудное вскармливание, ведь с возрастом малыш становится активнее, и ему уже важно добавить калорий и новых питательных веществ. Для 4-месячного крохи еще рано для новой пищи, пищеварительная система еще не совсем готова. После 7-8 месяцев достаточно позднее время для начала прикорма, т.к. твердая пища (по сравнению со смесью и грудным молоком) требует иных усилий со стороны артикуляционного аппарата и новых навыков (малыш учится владеть язычком, осваивает жевательные и глотательные функции, привыкает в новой пище, стимулируется выработка ферментов), что благотворно потом сказывается и на развитии речи и пищевого интереса.

Обычно специалисты советуют начинать с 1 гипоаллергенного продукта (правило монопродукта) и с самого утра. Важно наблюдать в течение дня за состоянием ребенка, его стулом и кожей. Если все идет хорошо, и малыш привык к одному продукту, то можно начать вводить следующий (через 3-5 дней). Обычно начинают введение прикорма с овощных пюре (кабачок, цветная капуста, тыква, морковь), но в некоторых случаях (например, при недовесе крохи) – допустимы каши. Вначале лучше дать попробовать прикорм, потом можно докормить смесью или грудью. Педиатры советуют объем прикорма увеличивать постепенно (можно начать с 0,5-1 чайной ложки 3 раза в день). Следует учитывать некоторые особенности развития ребенка и его готовность при введении прикорма. Рекомендуем обсудить со своим педиатром начало введения прикорма.

Некоторые детки могут спать ночью до 8 часов без кормления. Но не все. Большинство еще нуждается в привычном для них способе успокоения и засыпания, потому могут просыпаться на кормление около 3 раз. К тому же в этот период начинают прорезываться зубки, и детской нервной системе нужна помощь и поддержка мамы или папы в этот момент. Когда проходит острый период (через 3-5 дней) пробуем помогать малышу выдерживать 4-часовую паузу в еде ночью. Ребенку уже важен хотя бы 1 раз в день опыт засыпания без груди или бутылочки.

Пример режима

А теперь разберемся с примерным режимом. Важно в течение дня равномерно распределить сны и время бодрствования малыша.

Итак, подъем может быть с 6 до 7.30. Постепенно вводите ритуалы на пробуждение, чтобы ребенок учился понимать начало дня и различать день и ночь. Они не менее важны, чем ритуалы на засыпание вечером. Тут могут быть: раскрытие штор, включение света, веселая потешка или песенка на пробуждение, приветствие любимой игрушки и т.д. Далее можно после кормления организовать массаж или гимнастику. Тут не нужно профессиональных навыков массажиста, главное – теплые мамины руки, поглаживания и легкие упражнения. После этого малыш сможет 10-15 минут погулить самостоятельно, когда мама где-то рядом готовит себе завтрак.

И уже через 1,5 часа после пробуждения можно организовать 1ый дневной сон. По своей структуре он самый глубокий и качественный, потому лучше его продлить до 1-2 часов. Можно покормить на пробуждение. Далее запланируйте совместные активные игры с малышом или прогулку на улице (в режиме желательно найти время на 1-2 прогулки).

С 12.00 до 13.00 можно организовать начало 2ого дневного сна, ориентируясь в режиме на среднее время бодрствования по возрасту и признаки усталости малыша. Наблюдение за состоянием и признаками усталости ребенка в течение нескольких дней поможет вам определить комфортное время бодрствование, подходящее именно вашему карапузу. Это облегчит задачу, когда выстраивается режим подрастающего ребенка. Второй сон также рекомендуется длительностью до 1-2 часов. На пробуждение снова покормите малыша. И немного поиграйте с ним.

Около 16.00 можно организовать третий сон. Этот дневной сон может быть коротким – длительностью до 1 часа. Если же не удалось продлить 1ый или 2ой сон, тогда 3ий лучше сделать подольше, чтобы добрать дневную норму сна для этого возраста (около 3,5-4 часов). К 5-6 месяцам допустимо также делать и 4ый сон, если малыш переутомился, предыдущие сны были короткие и их не удалось никак продлить. Но все дневные сны должны закончиться до 17.30, чтобы не привести к позднему укладыванию на ночь.

За 2 часа до сна лучше исключить повышенную активность и просмотр телевизора (в том числе фоном) и перейти к спокойным играм. За час до ночного сна можно организовать купание. Если эта водная процедура возбуждает малыша, попробуйте сделать потеплее воду или перенести ее на более раннее время. Не забудьте про ритуалы на засыпание, чтобы помочь малышу переключиться из активности в спокойное состояние и настроиться на сон. Перед таким длительным ночным сном малышу важно получить общение с мамой, её тепло, заботу и прикосновения.

Около 19.30 в этом возрасте можно организовать ночной сон. Если малыш спал 4ый сон днем, то время ухода на ночь может быть чуть позже (речь идет еще о «мягком» режиме).

Помните, что приведенные выше нормы и режим дня ребенка являются усредненными, с допустимыми отклонения в ту или иную сторону. Следует учитывать, что каждый ребенок индивидуален!

Чем занять Время Бодрствования

Время бодрствования – это период времени, когда непоседа не спит: кормление, смена подгузника, игры, прогулка, ритуалы перед сном. Сон малыша непосредственно связан с количеством и качеством его бодрствования в течение дня. Общение с ребенком, занятия, игры необходимы всем деткам для их хорошего развития и спокойного засыпания. Ребенок, который не получает необходимых эмоций и активности днем, особенно долго засыпает или болезненно реагирует на разлуку с мамой ночью.

Чем старше дети, тем больше им нужно тратить энергии в течение дня. Ребенок должен насыщаться необходимыми эмоциями и впечатлениями от мамы и от окружающего мира. С полугода необходимо увеличивать физическую и психическую активность днем, стимулировать работу мозга и нервной системы малыша. В физическую активность входит все, что развивает двигательную сферу: прогулки, зарядка, гимнастика, массаж, бассейн и т.д.

Помните про важную роль эмоционального развития в этом возрасте: комментирующая речь во время купания, кормления или одевания, потешки, ласковые слова, проговаривание эмоций малыша, развивающие занятия, совместные и самостоятельные игры и т.д. Все это развивает эмоциональную сферу.

Помните, что малыш готов к самостоятельному спокойному лежанию или ползанию без мамы только после того, как немного «насытиться» общением с ней.

Ребенок в 5 месяцев: развитие, что должен уметь

Ура, вам уже целых пять месяцев! Каждый день карапуз делает маленькие шажки к развитию и взрослой самостоятельной жизни, не переставая удивлять маму новыми «умелками». Каждый день что-то интересное и неожиданное.

Каждый ребенок растет и развивается исключительно по своей собственной программе. У всех свои темпы роста и психоэмоционального «прогресса». То, что умеет ваш малыш, не умеет соседский, и наоборот. Но, тем не менее, есть общепринятые стандарты, по которым можно более-менее точно определить, успевает крошка «идти в ногу» со своим возрастом, или нет. Именно по таким критериям врачи оценивают успехи малыша и полноценность его развития.

Мы приведем эти общепринятые нормы и точно узнаем, что умеет ребенок в 5 месяцев, различается ли развитие мальчиков и девочек в этом возрасте. Также ознакомимся с развивающими играми для пятимесячных малышей, чем они полезны, и как в них играть.

Физическое развитие

Больше всего любая бабушка переживает о том, хорошо ли внуки покушали. И даже пятимесячный возраст не исключение для таких вопросов. Щечки ведь должны быть пухленькими и розовенькими, ножки и ручки в складочку, аппетит – звериным. Бабушек (то есть, ваших мам) можно понять – в свое время им задавали те же вопросы, и давали примерно те же советы. Ведь «размер» карапуза для них был и остается основным показателем, что у деточки все хорошо и ей всего хватает.

А какими должны быть параметры развития крохи на этом этапе жизни? Сколько должен весить полноценный ребенок в 5 месяцев? Что насчет параметров роста? Мы приведем список общепринятых норм из двух источников. На какой ориентироваться – решайте сами.

Итак, согласно данным, которые предоставляет нам отечественная педиатрия, у младенца должны быть следующие параметры:

  • вес от 5,9 до 8,3 килограммов;
  • рост от 60,8 до 67,7 сантиметров;
  • окружность головки от 40,3 до 44,6 сантиметров;
  • окружность груди от 40,3 до 45,7 сантиметров.

Согласно информации, которую предоставляет всемирная организация здравоохранения, эти границы несколько шире:

  • вес составляет 5,4-9,3 килограмма;
  • рост – 59,5-70,1 сантиметров;
  • окружность головы составляет 38,9-45 сантиметров.

Ориентируясь на такие замеры у грудничка, доктор может выявить наличие и отсутствие патологий, понять, чего не хватает малышу. Именно поэтому вас «меряют» каждый раз – в случае с детками лучше «перебдеть».

Двигательные навыки

Движение – это жизнь. Пятимесячный малыш понимает это как никто – ему уже очень хочется двигаться, притом совершенно самостоятельно. Ребятня активно двигает ручками и ножками, развитие молодых мышц в самом разгаре.

Особенно резвые карапузы к этому возрасту хоть и понемногу, но уже вовсю ползают на животике, в основном, полагаясь на руки и помогая себе ножками. Главное достижение в развитие этого возраста – ребенок способен сам перевернуться с живота на спинку, а некоторые детки – еще и обратно.

Важно! Ни в коем случае, ни на одну секунду и ни при каких обстоятельствах не оставляйте непоседу одного на возвышении. Неважно, что это – диван, кровать, пеленальный столик. Карапуз может перевернуться и упасть, а в пятимесячном возрасте даже высота в 30 сантиметров может стать критичной.

Кроме этого, малыши в этом возрасте прекрасно чувствуют себя в положении сидя, естественно, с вашей помощью, и только облокотившись на твердую поверхность под углом в 45-60°. Для таких целей хорошо подходят детские шезлонги и специальные стульчики, мамины руки, и совершенно не подходят подушки. Мягкая поверхность не поддерживает спину, потому не перегружайте слабый позвоночник крохи.

Пятимесячные дети довольно крепкие, и они точно хотят стоять, пусть и рано еще. Если взять непоседу под мышки, он даже упрется ножками в пол, и будет стоять так пару секунд с вашей помощью. Это отличное упражнение, только не переусердствуйте – стоять ребенку еще очень рано. Его мышцы только начинают готовится к этому ответственному процессу.

Еще одно наблюдение: вам может показаться, что пятимесячник хочет сесть – он будет отрывать голову и плечи от поверхности, приподнимаясь и падая назад. Это только тренировка, садятся ребята чуть позже, и только из положения «на четвереньках».

Зрение

Зрительное восприятие – одно из самых важных в нашей жизни. Большую часть информации об окружающем мире мы получаем именно так. В 5 месяцев зрение ребенка продолжает свое развитие, становится еще более совершенным. Теперь он различает не только формы и очертания предметов. На этом этапе кроха не просто видит и различает цвета, его глаза могут распознать даже несколько оттенков одного цвета.

Очертания предметов перестают быть размытыми, окружающий мир приобретает четкость и резкость. Зрачки охватывают уже больше пространства, для того, чтобы удержать предмет в поле зрения, карапузу уже не нужно скашивать глаза.

Боковое зрение все еще слабовато, но вот четко перед собой человечек видит более, чем просто хорошо. Это позволяет разнообразить занятия с ним – теперь он видит, что объект перед ним круглый, красный, на нем есть выпуклости. Малыш еще не осознает, но вполне различает рисунки в детской книжке.

Слуховая система к этому времени делает неслабый скачек в развитии. Если раньше звуки были только приятными или раздражающими, теперь каждому колебанию воздуха отводится совершено отдельное внимание. Белый шум, который используют для новорожденных, чтобы уложить их спать, уже не будет иметь такого волшебного эффекта. Лай собаки и гул автомобильной сирены во дворе – это уже не единый шумовой раздражитель. Это отдельные интересные звуки.

Придется привыкнуть к тому, что малыш начнет активно реагировать на малейшие шорохи. Сейчас он различает и запоминает каждый звук. Карапуз будет отвлекаться на шаги в другой комнате даже во время кормления. Уединение в тихом месте не поможет – теперь он и там найдет, что «послушать».

Вы можете активно пользоваться такой потребностью ребенка познавать мир через звуки. Включайте ему музыку, от популярной до классической, разнообразие в этом случае – это просто замечательно. Читайте ему книги, рассказывайте стишки и потешки – он будет воспринимать вашу речь на слух. Да, он еще ничегошеньки не поймет, но воспринимая вашу речь, его мозг начнет потихонечку готовиться к формированию и развитию своей. Что уж говорить о том, что ваш голос остается для детки самым приятным и родным звуком на свете.

Мимика и речь

О речи пока говорить рано. Пятимесячные дети не говорят, даже если вы четко услышали заветное «мама». Ребенок просто гулит. Он никак не связывает «ма-ма» с вами, для него это набор звуков. Но именно так он развивает свой речевой аппарат для произношения уже настоящих слов в будущем.

Вот мимика у крошки претерпевает более серьёзные изменения в развитии. В таком возрасте детишки уже не только хнычут, они умеют улыбаться, и даже строить маме глазки. Это приятно, и это удобно. Малыш уже тянется к тому, чего хочет – вот вам первые жесты. Да и когда плачет, по выражению лица, изгибу бровок и губок мама легко поймет: это капризы, или правда что-то не так. Хитрить малыш пока еще не умеет, мимика выдает его с потрохами. Но это и хорошо.

Читать еще:  ДИСТРОФИЯ у детей

Психическое развитие и рефлексы

Хватательный рефлекс к 5 месяцам все еще выражен, малец с радостью схватит вас за пальцы и будет держатся, пытаясь привстать. Пользуйтесь этим моментом. Таким образом можно выполнять упражнения для спины, приподнимая и опуская малыша так, чтобы он прикладывал толику усилий, это полезно для развития мускулатуры.

Рефлексы на ножках есть, их нужно поощрять. Нажмите под пальчики – ребенок подожмет ножку. Нажмите на пяточку – распрямит. Это важно, это готовит его ступню к ходьбе, которая, кстати, уже совсем не за горами.

Рефлекс задержки дыхания уже в прошлом, малыш не перестает дышать, если на личико попадет вода. Поэтому при купаниях стоит быть внимательнее – крошка вполне может «хлебнуть лишнего».

В психоэмоциональном плане ребенок все еще сильно зависим от мамы. А вот чужих людей некоторые детки в 5 месяцев уже отличают от своих. Если раньше крошка шел к кому угодно, лишь бы на руки, сейчас он вполне может высказать ноту протеста и снова прижаться к любимой маме.

Кроме этого, ребенок уже умеет радоваться, смеется, когда мама развлекает его рожицами или играет в «ку-ку». Умеет он и капризничать, начинаются первые проявления характера. Появляются первые желания (помимо мамы, еды и сна) – ребенок может хотеть именно вот ту красную штуку.

И как только вы ему ее дадите, тут же отправит в рот – сейчас все новинки будут проходить через него, так малыш с ними знакомится. А затем игрушка полетит на пол – это теперь такой способ малыша познавать мир – куда она упадет, когда и с каким звуком. И что при этом сделает мама.

Кормление ребенка

Хотя классические учебники и говорят, что первый прикорм при грудном вскармливании положено начинать с полугода, некоторые детки активно проявляют интерес к взрослой пище уже сейчас. Разумеется, основным источником еды все еще является мама, потому пренебрегать диетой при грудном вскармливании не стоит. Но педагогический прикорм уже вполне можно начинать.

В любом случае, малыш кушает все больше и больше. Но вопроса о том, как увеличить лактацию, у вас возникнуть не должно – ваша грудь пока еще будет производить столько молока, сколько нужно грудничку. А вот интервалы между кормлениями постепенно будут увеличиваться. Может, даже поспать ночью нормально выйдет.

Это самая наболевшая тема многих мам. Потому что сон, особенно ночной, у них в дефиците. Днем ребенок в возрасте 5 месяцев будет спать два или три раза, по часу-два. В основном, эти моменты будут привязаны к кормлениям – во время сосания груди малыш засыпает, после сна тоже хочет есть.

Вот ночной сон меняется не в лучшую сторону. С возрастанием и развитием двигательной активности организм приспосабливается к такому образу жизни. Мускулатура малыша развивается, но устает. Появляется такое явление, как падение во сне, малыш весь вздрагивает и резко просыпается. Это временно, позже мускулатура привыкнет к нагрузкам и будет расслабляться перед отходом ко сну значительно быстрее. В остальном ночной сон постепенно становится чуть дольше, давая маме возможность и самой отдохнуть.

Режим для ребенка в 5 месяцев

График малыша до сих пор регулируется кормлениями. Но к 5 месяцам он уже более-менее стабильный. Малец кушает, в среднем, по 8-10 раз в сутки, дневной сон бывает два-три раза, длится пару часов. Ночью кроха встает пару раз, да и то только, чтобы поесть.

Уже сейчас постарайтесь максимально придерживаться временного графика. Кормите ребенка примерно в одно и то же время, так же ложите спать. Отдельно займитесь вечерним отходом ко сну – и сейчас, и в будущем будет удобно использовать определенный ритуал.

Например, малышку купают, затем кормят, поют песенку и укладывают спать. Карапуз быстро привыкнет к такому порядку вещей. Он точно будет знать, что если его выкупали и накормили, то дальше будет песенка и спать. Так маленький быстро научится легко засыпать. Главное – выработать четкий режим с прогулками, занятиями, кормлениями, сном и всем прочим, и следовать ему изо дня в день.

Как развивать ребенка в 5 месяцев – видео

В этом видеоролике молодая мама (и по совместительству психолог) рассказывает, что должен уметь малыш в возрасте пяти месяцев, и как развивать кроху. Она подробно рассказывает и показывает, какие игрушки станут полезными в развивающих играх, притом не только сейчас – такие игрушки пригодятся и в будущем.

Многие родители задаются вопросом того, что должен делать ребенок в 5 месяцев. Это показатель его полноценности, здоровья и нормального развития. А еще это показатель «качества» родителей. Помните: малыш никому и ничего не должен, он развивается собственным темпом. Что-то получится у него раньше, что-то позже, не стоит судить о своем карапузе по чужим детям.

Ребенок в возрасте 5 месяцев переживает многие изменения в его жизни. У него появляется более четкое зрение, совершенствуется слух, появляется подвижность. А вокруг так много интересного, столько всего нужно узнать! Ловите момент, играйте с крохой, говорите, читайте. Малышу как никогда нужны вы и ваше внимание. Только так он быстро научится чему-то новому, не переставая удивлять вас на своем пути во взрослую жизнь

Развитие ребенка в 5 месяцев — что умеет малыш и какой режим дня соблюдать?

Получите 14 критически важных рекомендаций по уходу за малышом до года!

Для того, чтобы грудной ребенок хорошо спал, ел и мог полноценно развиваться, нужно четко структурировать его день. В пример приведу режим дня ребенка в 1 год с двумя дневными снами. Думаю, что по аналогии мамы без труда сделают режим для малышей, которые днем спят больше снов.

Режим дня годовалого ребенка с двумя дневными снами:

  • подъем утром в 6-8 утра. Позже просыпаться не рекомендуется, иначе в ночь уйдете поздно. После завтрак и прогулка.

Для этого ставьте будильник, и не игнорируете его, даже если ночь была с частыми пробуждениями. Приучайте и себя, и ребенка начинать день в заданный час. Тяжело? Значит не так уж и сильно хотите наладить сон малыша.

  • первый сон организуйте, примерно, через 150-180 минут после ночного. Уложите малыша на балконе или в затемненной детской комнате с открытыми окнами. Прохлада, темнота и свежий воздух — отличные условия для здорового сна;
  • после пробуждения создайте условия для активного бодрствования. Откройте шторы, включите свет и громко разговаривайте. Дайте малышу поактивничать на полу 30-40 минут. В это время как раз хорошо проводить гимнастику и занятия на фитболе из моего онлайн-курса «9-12 месяцев». А после покормите. Когда приблизилось время второго сна, заменяйте активность на спокойные игры. Так вы настроите грудничка на предстоящий сон;
  • через 3,5 — 4,5 часа после пробуждения укладывайте ребенка на второй дневной сон. Второй сон нужен качественный, длинный и сладкий. Идеальное для него место — кроватка;
  • после сна игры, физическая и эмоциональная активность, прогулка, ужин и подготовка к ночному сну;
  • в 18:30 — 20:30 уход на ночной сон. В это время начинает вырабатываться мелатонин, гормон отвечающий за качество и продолжительность сна. А дети буквально растут во сне. Поэтому он нужен долгий и крепкий.

Связаны ли массаж и сон? Моя практика показывает, что да. На основе результатов опроса в Инстаграм можно выделить детей, на которых массаж:

  • влияет положительно, и сон после массажа становится крепче. Это отметили около 50% родителей;
  • никак не влияет. Сон таких малышей не зависит от физической активности;
  • влияет негативно, и ребенок начинает спать хуже. В этом случае нужно делать массаж до 12 часов дня или не делать совсем, так как сон в грудном возрасте важнее.

Если массаж мама ходит делать в поликлинику или приглашает специалиста на дом, то время сеанса может оказаться неудачным. В результате грудничок вялый или сонный из-за сбившегося режима.

Когда же мама сама занимается с ребенком по онлайн-курсу «Малышовый фитнес», она пробует разные отрезки времени, пока не найдет подходящий. В это время малыш бодр и хорошо реагирует на физическую активность.

В онлайн-курс входит массаж, гимнастика и упражнения на фитболе. Весь комплекс можно делать за один раз или разбить на части и заниматься в течение всего дня. Во время всего курса мама может задавать вопросы по развитию ребенка неврологу, ортопеду и педиатру. Если она сомневается в том, что правильно выполняет упражнения, может прислать видео с занятием. В течение 48 часов мама получает подробный комментарий по технике упражнений.

Для здоровой атмосферы в доме с грудничком важно, чтобы малыш крепко спал и давал родителям высыпаться. Для того, чтобы ребенок хорошо спал нужно:

  • отслеживать время бодрствования ребенка. Если грудничок перегуливает и укладывается спать позже, то вырабатывается гормон стресса — кортизол. Из-за него сон становится коротким или требует помощи в продлении;
  • наблюдать за ребенком и вовремя замечать признаки усталости. Когда малыш устает, он зевает, меньше двигается, смотрит в одну точку, просится на руки, сосет палец, трет глаза или уши. После их появления укладывайте его спать;
  • организовывать спокойное бодрствование перед сном. За 20-60 минут до приглушить свет и разговаривать тихим спокойным голосом. В это время можно почитать книгу, порисовать, послушать спокойную музыку или сделать расслабляющий массаж перед сном;

Что должен уметь каждый ребенок в 5 месяцев: особенности развития, навыки мальчика и девочки

В 5 месяцев любимая поза ребенка – лежа на животе. Он хорошо держит головку и в таком положении прекрасно обозревает окружающий мир. В десять раз радостней малышу, когда взрослые берут его на руки, он обожает «ходить» по дому с папой или мамой, ведь так можно заглянуть в самые дальние уголки и разглядеть все предметы обстановки. К этому возрасту малыш вполне самостоятельно справляется с различными игрушками: бросает их, переворачивает, обязательно «пробует на вкус», внимательно рассматривает, перекладывает из руки в руку.

В 5 месяцев активность ребенка возрастает в разы, он чувствует себя настоящим первооткрывателем. Задача родителей – помочь крохе увидеть и почувствовать окружающий мир, адаптироваться к нему

Расширение двигательных навыков

К 5 месяцам значительно расширяются двигательные способности ребенка. Кроха уже не лежит спокойно на спинке или животике, не пытается просто приподнять голову, он начинает познавать свое тело и его возможности. Рассмотрим основные позиции в положении лежа:

  • Балансировка на животике. Великолепно освоив «лежку» на животе, ребенок идет дальше. Младенец расширяет амплитуду движений рук и ног, а не просто опирается на предплечья, в его арсенале появляется фигура «лодочка»: ребенок приподнимает вверх согнутые ножки и ручки, балансируя на животике. Новое упражнение помогает развитию мышечного аппарата.
  • Малыш начинает делать толкательно-разгибательные движения, готовясь к ползанию. Если к 5 месяцам малыш еще не может балансировать на животе, это не означает отставании в развитии моторики рук и ног. Ребенок еще не умеет самостоятельно переворачиваться со спины на живот, но в моменты повышенной активности он может сделать это случайно. Такие случайные перевороты могут привести к падению с высоты – в этом возрасте не оставляйте кроху без присмотра ни на минуту. Начните обучать малыша пассивному переворачиванию: покажите ребенку игрушку, отведя ее вверх над головой, постепенно отводите руку с игрушкой за спину крохи. Следя за вашим движением и за игрушкой, малыш повернет голову и корпус, совершив переход со спины на живот.

  • Голова в вертикальном положении. В 5 месяцев вертикальное положение головы полностью закреплено. Ребенок ровно держит голову и лежа на животе, и сидя на руках мамы (рекомендуем прочитать: видео-пояснения о том, как ребенок должен держать голову). При подъеме со спины за ручки голова не запрокидывается, она сохраняет прямое положение в одну линию с шеей и позвоночником.
  • Положение сидя. 5 месячный ребенок не умеет садиться самостоятельно (см. также: нормальные рост и вес ребенка в 5,5 месяцев). Родителям не стоит опережать время и учить его это делать. Вы можете усадить малыша для того чтобы понаблюдать за некоторыми движениями. Посадите кроху на коврик, поддерживая за плечи, и слегка разведите плечи в сторону. Удерживая ребенка в такой позиции, наклоните его влево и вправо, обратите внимание на положение головы. Если голова держится ровно, не движется в сторону наклона, – это огромное достижение. Не отпускайте руку ребенка при наклоне, кроха еще не сможет использовать ее в качестве опоры и упадет. Этот прием ребенок освоит позже. О том, как и когда высаживать ребенка, можно узнать на видео, где доктор Комаровский красочно об этом рассказывает (см. также: что говорит Комаровский о развитии ребенка в 7 месяцев?).

Дополняющие навыки

  • Совершенствуем координацию «глаза-руки». Научившись к концу 4 месяцев захватывать игрушки или какие-нибудь предметы, в 5 месяцев ребенок должен закрепить навык. Возьмите небольшую, около 3 см, игрушку в ярком цвете, покажите ее ребенку, держа в 30 см от его лица. Теперь посмотрите на реакцию малыша: он должен ненадолго сконцентрировать внимание на показанном предмете, затем потянуться за ним одной или двумя ручками. Все эти действия говорят об осмысленном поведении крохи. Не всегда младенец станет хватать предмет, он может просто дотронуться до него, но это важно.
  • Подготовка к ползанию. В положение «лежа на животе» малыш уже пробует ползковые движения. Опирается грудничок на предплечья, потому что еще не готов стать на четвереньки. Положите перед крохой любимую игрушку, она сыграет роль привлекательного стимула чтобы двинуться вперед и взять игрушку.
  • Выпрямляем ноги при опоре на них. Очень полезное упражнение: приподнимите малыша за подмышки, поставьте его вертикально, чтобы он опирался на стопы. Кроха не сможет стать на всю стопу, но будет опираться на кончики пальцев.

Окружающий мир и его восприятие ребенком

Эмоции ребенка – это его реакция на окружающий мир. Они показывают его отношение ко всему, что происходит вокруг маленького человечка. Грудничок воспринимает мир с помощью зрения, слуха и тактильных ощущений. Выглядит это так:

  • Развитие эмоциональной сферы. Как и моторика, эмоции проявляются у ребенка постепенно. В первый месяц малыш морщится, плачет, строит рожицы неосознанно, реагируя на органические процессы внутри него. В пять месяцев малыш готов к проявлению эмоций как правильной реакции на социальные факторы – он реагирует на ситуации вокруг него. Особенно эмоционально малыш воспринимает общение с близкими людьми. Эмоции и движения в этот период очень тесно связаны между собой.
  • Тестируем слух. Всех грудничков можно отнести к аудиалам. Они живут в мире звуков и через шум, звон, голос, музыку, тембр, интонацию оценивают его, однако в грудном возрасте закладывается основной канал, по которому человек в дальнейшем будет воспринимать этот мир. Для проверки слуховой реакции ребенка можно провести простой тест. Выложите малыша на спину, встаньте за его головой и пошуршите листом бумаги сначала возле правого уха, потом возле левого. Кроха должен поворачивать голову, следуя за источником шума. К пяти месяцам он уже хорошо реагирует на музыку, звонки в дверь, шум пылесоса и других бытовых приборов.
  • Тактильные ощущения. Подросший малыш уже умеет сравнивать игрушки, он отличает их поверхность, ощущая, твердая она или мягкая, пушистая или гладкая. Для тренировки тактильных ощущений в игрушечном арсенале ребенка соберите игрушки разной формы из различных материалов. Кроме того, кроха распознает температуру предметов и отвечает смехом на щекотание.

Новые звуки в речевом запасе

Пятимесячный малыш еще не лепечет, но уже освоил артикуляцию звуков, неуклонно ее расширяет. Появление новых звуков ведет к развитию речевых навыков. Что может произносить ребенок к пяти месяцам:

  • Ребенок активно воспроизводит гласные звуки: «и», «а», «э», «у», «ы», «о».
  • Уже появляются и согласные: «г/к/х», «д/т», «с/з», «м», «б/п», «в/ф».
  • В голосе проявляется интонационная окраска. Ребенок голосом выказывает свои эмоции, выражает радость и тревогу, восторг и беспокойство.
  • Формируются слоговые цепочки, состоящие из таких слогов: «ма-ма», «ба-ба», «дай-дай», «ме-ме», «да-да», «мем-мем».

Малыш активно растет и развивается, улучшаются его двигательные навыки и другие умения. Хорошо координирует свои движения, ручки ловко захватывают предметы, тянут и толкают их, увеличивается амплитуда движений ножками. Больше всего малыш любит все хватать.

Режим дня ребенка в 5 месяцев – сон, кормление, прогулки, игры и развитие

Режим дня ребенка в 5 месяцев практически идентичен тому, которому были подчинены все режимные моменты его жизни в предыдущем месяце. Продолжительность периодов сна и бодрствования, количество кормлений остаются такими же, меняется лишь сам малыш: день ото дня он становится все подвижнее, крепче и любознательнее.

  1. Таблица с примерным распорядком дня
  2. Сон
  3. Кормим
  4. Гуляем
  5. Развиваемся
  6. Игры и занятия
  7. Каким должно быть содержание развивающих занятий?
  8. Гимнастика и физическое развитие
  9. Причины нарушения распорядка дня и способы их преодоления
  10. Видео гид: ребенку 5 месяцев
Читать еще:  Диета при диарее у ребёнка: чем кормить и поить малыша

Таблица с примерным распорядком дня

  • 6:00-8:00 Пробуждение малыша, утреннее кормление с последующим выполнением обязательных гигиенических процедур, воздушные ванны, легкий массаж, общение с мамой;
  • 8:00-10:00 Первый сон, совмещенный с прогулкой на свежем воздухе;
  • 10:00-12:30 Второе кормление, выполнение гимнастики, массаж, активное бодрствование.
  • 12:30-14:30 Дневной сон.
  • 14:30-17:00 Третий прием пищи, активный досуг, заполненный развивающими играми и физическими упражнениями.
  • 17:00-19:00 Сон на свежем воздухе.
  • 19:00-21:30 Четвертое кормление, развивающий досуг, общение с членами семьи, купание крохи.
  • 22:30 Последний прием пищи.
  • 23:00-6:00 Сон до утра.

Другой вариант:

Ознакомившись с данным распорядком, каждая мама может подстроить его под индивидуальные потребности своего пятимесячного ребенка.

Родителям крохи следует подготовиться к тому, что в пять месяцев у него могут появиться первые зубки. Это знаменательное событие может проявляться по-разному: одним малышам оно не доставляет особых мучений, другие же реагируют на него повышением температуры, постоянными капризами, расстройством стула и нарушением режима сна. Это на какое-то время может стать причиной непредсказуемого поведения недомогающего крохи, чреватого несоблюдением привычного распорядка дня.

К счастью, такие периоды достаточно кратковременны. После прорезывания зубов маме следует позаботиться о возвращении крохи к прежнему режиму.

Ночной сон пятимесячного ребенка обычно бывает крепким: плотно подкрепившийся малыш способен проспать около десяти часов, не требуя кормления и не тревожа спящих родителей. Чтобы добиться такого результата, мама должна правильно организовать дневной отдых своего малыша, разбив его на три двухчасовых периода:

  1. Первый сон необходим малышу после двухчасового утреннего бодрствования. Если погодные условия тому благоприятствуют, мама может отправиться с ним на прогулку, поскольку именно в утренние часы сон на свежем воздухе будет наиболее благоприятен для него.
  2. Второй сон крохи приходится на послеобеденное время. В теплое время года и его можно совместить с прогулкой.
  3. Третий раз ребенка следует уложить уже в вечерние часы. В этот момент на прогулку с малышом может отправиться папа, вернувшийся с работы.

Именно такой режим дневного сна педиатры считают оптимальным для ребенка. Если малыш разоспался, превысив отведенный двухчасовой лимит, следует осторожно его разбудить, чтобы не выбиться из привычного распорядка дня.

  • Как уложить ребенка спать без слез и капризов – https://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/kak-ulozhit-rebenka-spat-bez-slez-i-kaprizov.html;
  • Приучаем ребенка спать в своей кроватке отдельно от мамы (видео, реальные истории) – https://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/kak-priuchit-rebenka-spat-otdelno.html;
  • Укачивать ли ребенка перед сном: до какого возраста можно укачивать – https://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/kak-ukachat-rebenka-spat.html;
  • Ребенок спит только на руках, а положишь просыпается — проблема или нет – https://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/rebenok-spit-na-rukah.html;
  • С какого возраста ребенку можно спать на подушке – https://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/s-kakogo-vozrasta-rebenku-mozhno-spat-na-podushke.html.

Кормим

В 5 месяцев ребенок за день должен съедать не менее литра грудного молока. Во время кормления он уже не дремлет, а очень активно сосет грудь. Именно в этом возрасте следует постепенно отучать малыша от привычки засыпать исключительно у маминой груди. Каждый период дневного сна теперь следует начинать не с кормления, а с укачивания.

Исключение следует сделать перед укладыванием крохи на ночь: в этот момент мамина грудь будет для него не только источником питания. Быстро успокоившись, малыш будет спать особенно крепко.

Пятимесячные младенцы, находящиеся на грудном вскармливании, по-прежнему не нуждаются в прикорме: им вполне достаточно тех питательных веществ, которые содержатся в материнском молоке. Бывают случаи, когда маминым молочком малыш не наедается и потому часто капризничает и почти не набирает вес. Такая ситуация является основанием для его перевода на смешанное вскармливание с использованием безмолочных каш. Через некоторое время каши можно сделать молочными.

Если в рацион ребенка искусственника прикорм был введен уже в четырехмесячном возрасте, график его питания будет выглядеть следующим образом:

  • 6:00 Кормление кефиром или молочной смесью (200 мл).
  • 10:00 Кормление прикормом: безмолочная каша (150 мл), творожок (40 г), овощной сок (100 мл). Кашка может быть рисовой, гречневой или кукурузной.
  • 14:00 Кормление овощным супом или пюре из картофеля, кабачка или цветной капусты, заправленным капелькой растительного масла (150 мл).
  • 19:00 Кормление молочной смесью (200 мл).
  • 22:30 Кормление кефиром или смесью (200 мл).

Вводя новые продукты в рацион крохи, следует следить за его стулом и состоянием кожных покровов: при появлении высыпаний и изменении характера испражнений от них необходимо немедленно отказаться.

Гуляем

Частота и продолжительность прогулок в основном зависят от погодных условий. В холодные дни можно погулять с малышом не более сорока минут, в теплые дни – до нескольких часов.

При идеальном стечении обстоятельств все периоды дневного отдыха можно совместить с прогулками, поскольку активное поступление кислорода улучшает качество сна: он становится более продолжительным и глубоким.

Персональное видеопоздравление от Деда Мороза:

Во время прогулок необходимо знакомить кроху с предметами и явлениями окружающего мира, сопровождая все увиденное простыми комментариями, доступными его пониманию.

Развиваемся

В возрасте пяти месяцев ребенок овладевает целым комплексом навыков. Он умеет:

  • Узнавать близких людей и собственное отражение в зеркале;
  • Радостно реагировать на материнский голос;
  • Тянуться к понравившемуся предмету, хватать и отнимать его;
  • Нажимать на клавиши и кнопки музыкальных инструментов;
  • Играть с погремушкой и пищалкой;
  • Обследовать форму и фактуру предметов, ощупывая их ручками;
  • Тянуть в рот свои ручки/ножки и все, что попадется ему под руку;
  • Следить глазами за предметом, поворачивая голову в любом направлении;
  • Самостоятельно переворачиваться со спинки на бочок, а потом – на животик. Перевернуться в обратном направлении тоже не составляет для него большого труда;
  • Подолгу лежать на животике, разглядывая окружающую обстановку;
  • Опираясь на головку и коленочки, приподнимать таз и туловище;
  • Совершать первые попытки к самостоятельному сидению (когда малыш начинает самостоятельно присаживаться?);
  • Крепко ухватившись за пальцы взрослого, приподниматься и занимать вертикальное положение.

Не стоит форсировать развитие малыша, заставляя его выполнять действия, которые уже освоил ребенок близкой подруги. Пятимесячные ребятишки развиваются совершенно индивидуально: сегодня он мало что умеет, а неделю спустя может освоить сразу несколько навыков, оставив «соперника» далеко позади. Залогом успешного развития малыша служат ежедневные занятия с мамой.

Игры и занятия

Для успешного развития крохи в пять месяцев можно приобрести несколько ярких игрушек, оснащенных комплексом звуковых эффектов. Наиболее полезными для него будут:

  • Мягкие игрушки с вшитыми пищалками, твердыми шариками, вставками из фольги;
  • Детские барабанчики и многоцветные погремушки;
  • Яркие матрешки;
  • Куколки для пальчикового театра;
  • Озвученные мягкие зверюшки, исполняющие песенки и сказки;
  • Детские музыкальные инструменты (пианино, металлофон). Полноценной заменой таких инструментов могут стать ложки, кастрюля с крышкой и т. п.
Каким должно быть содержание развивающих занятий?

Пятимесячный ребенок очень смышлен и любознателен. Он уже понимает, что означает «нельзя», правильно реагирует на слова: «дай», «на», «иди к маме». Пониманию малыша доступны разные интонации: при ласковом обращении он будет улыбаться, а в ответ на ворчливое замечание может заплакать.

  • Следует продолжать чтение книжек, рассматривание картинок. Крохе можно показывать фотографии членов семьи и рассказывать о них;
  • Рассказывая малышу стихи и потешки, очень полезно поглаживать, разминать и растирать его крохотные пальчики: такой массаж будет способствовать улучшению кровообращения, активизации речевых центров и стимуляции функционирования внутренних органов. Для выполнения массажа мама может использовать грецкий орешек, мячик или карандаш, перекатывая их между детских ладошек или по внешней поверхности кистей рук;
  • Желая позабавить кроху, можно, подхватив на руки, дать ему полетать «самолетиком». Не меньший восторг вызовет возможность попрыгать на коленях у кого-нибудь из домашних;
  • Обходя квартиру с крохой на руках, необходимо продолжать знакомить его с названиями находящихся в ней предметов;
  • Можно знакомить кроху не только с разной фактурой материала, но и с разностью физических свойств, дав ему прикоснуться к кусочку льда или к кружке с теплым чаем;
  • С ребенком необходимо разговаривать как можно больше, стараясь четко и правильно произносить слова, помня о том, что они откладываются в его памяти, создавая пассивный лексический запас.

Гимнастика и физическое развитие

Досуг ребенка должен быть активным, поэтому необходимо заранее позаботиться о том, чтобы предоставить ему свободное и безопасное пространство для выполнения физических упражнений (читаем статью о том, как обезопасить для ребенка дом).

  • Очень важно учить кроху ползать. Выложив ребенка на пол и подставляя ладони под маленькие пяточки, необходимо давать ему возможность отталкиваться и совершать первые попытки к продвижению вперед (когда малыш начинает ползать);
  • Невероятно полезны для младенца гимнастические упражнения с большим мячом, улучшающие растяжку и укрепляющие мышечно-связочный аппарат (читаем о правильных упражнениях на фитболе);
  • Малыша, еще не научившегося самостоятельно переворачиваться со спинки на животик, следует постоянно поощрять к этому, подкладывая под бочок ладонь или выкладывая неподалеку от него любимую игрушку;
  • Можно только приветствовать желание многих родителей научить своих малышей плавать. Регулярные занятия в бассейне способствуют расширению легких и улучшению координации движений. Ребятишки, умеющие плавать, быстрее начинают ходить. Длительность плавательных нагрузок должна составлять не более десяти минут. Чтобы малыш занимался с удовольствием, необходимо превратить процесс в увлекательную игру, используя яркие озвученные игрушки. После плавания необходимо сделать крохе расслабляющий массаж.

Причины нарушения распорядка дня и способы их преодоления

Чаще всего сбои в режиме сна и питания пятимесячного младенца происходят по вине:

  1. прорезывания первых зубов.
  2. чересчур активного введения нового прикорма в рацион.

Облегчить состояние крохи, капризничающего в период прорезывания зубов, можно при помощи специальных игрушек-прорезывателей, предназначенных для массажа разбухших и зудящих десен.

Если причиной детских капризов стало нарушение правил введения прикорма, следует на время полностью исключить проблемный продукт из рациона малыша. По прошествии нескольких дней можно попробовать ввести его снова, но уже очень маленькими порциями, внимательно присматриваясь к реакции детского организма.

Поскольку кроха, еще не умеющий говорить, сообщает о неудовлетворенных потребностях исключительно громким плачем (читаем статью о том, как понять причины плача детей), заботливой маме следует как можно быстрее установить и устранить его причину (плач может быть обусловлен недостатком внимания, чувством голода, сильным переутомлением).

Грамотно выстроенный распорядок дня для малыша в 5 месяцев является гарантом отличного самочувствия ребенка, дисциплинирующим его поведение и стимулирующим успешность физического и интеллектуального развития.

Развитие ребенка в 5 месяцев

Развитие ребенка в 5 месяцев — малыш на пятом месяце продолжает стремительно развиваться и осваивать новые методы общения с окружающим миром, используя гуление, улыбку и смех, которые с каждым днем становятся более выраженными и осмысленными, чего не отмечалась на первых трех месяцах после появления на свет.

Дети в этом возрасте становятся более активными, а их движения приобретают уверенность и мобильность. Они уже хорошо умеют переворачиваться и постепенно учатся садиться начиная с самых простых поз. Пятый месяц развития крохи это тот период, когда закрепляются и усовершенствуются уже полученные навыки и осуществляется переход, к новому этапу жизни, когда ребенок уже начинает самостоятельно сидеть.

Содержание

  • Физические показатели ребенка в 5 месяцев
  • Что должен уметь пятимесячный малыш
  • Психоэмоциональное развитие ребенка в 5 месяцев
  • Необходимые упражнения
  • Развивающие игры в 5 месяцев ребенка
  • Сон и питание
  • Заключение

Физические показатели ребенка в 5 месяцев

С наступлением пятого месяца, весовые и ростовые показатели малыша увеличиваются уже не так заметно как раньше. Но зато его психическое развитие с каждым днем становится более совершенным. Малыш осваивает новые навыки и уже пытается садиться, что не может не радовать родителей.

Практически все безусловные рефлексы у крохи угасают, а рефлекс Моро остается до конца пятого месяца и только потом начинает идти на спад. В физическом развитии наблюдаются заметные изменения.

Весовые и ростовые показатели

Чтобы получить примерный вес пятимесячного крохи, необходимо умножить на его показатели, определенные при рождении на два.

В конце пятого месяца, вес карапуза должен составлять от 6,5 до 7,5 килограммов при росте от 63 до 65 сантиметров. За месяц ребенок наберет примерно 700 грамм и прибавит около двух сантиметров в росте.

Что должен уметь пятимесячный малыш

В пять месяцев ребенок может уверенно сидеть, если его поддерживать под спину. Также малыш может сидеть и самостоятельное, если будет держаться руками за какой-либо предмет для равновесия. Самостоятельно, без поддержки, сидеть он еще не может.

  • Если поставить кроху вертикально и поддерживать его при этом подмышки, то он будет стоять прямо, не сгибая ног.
  • Держа ребенка в воздухе параллельно поверхности лицом вниз, он начинает приподнимать корпус и голову, удерживая их в таком положении.
  • Если подтянуть его за руки, когда он будет лежать на спине, то малыш сам подтянется и будет удерживать голову, не давая ей запрокидываться назад.
  • В позе на спине, малыш будет приподнимать ноги руки, рассматривать их и тянуть в рот. Таким образом, ребенок познает себя и развивается.
  • В позе на животе, кроха уже уверенно поднимется на предплечьях и удерживает голову приподнятой.
  • Малыш протягивает руки за движущимися предметами и хватает их.
  • Ребенок самостоятельно переворачивает с бока на бок и с живота на спину.

Мышечная система спины у пятимесячного карапуза настолько хорошо развита, что он может лежа на животе приподнимать голову и двигать верхними и нижними конечностями, принимая позу «самолетика».

Психоэмоциональное развитие ребенка в 5 месяцев

Ребенок с каждым днем начинает лепетать все разборчивее, выдавая уже не примитивные звуки как раньше, а их сложные сочетания. Малыш может произносить их сочетание, повторять по нескольку раз, менять местами, в результате получая что-то вроде звуков свирели.

В этом возрасте карапуз часто разговаривает сам с собой, четко разделяя при этом слоги. Он уже умеет отличать нежную и строгую интонацию своих родителей и обижается, когда на него кричат или ругают. Ребенок перестает гулить, когда с ним разговаривают и внимательно прислушивается к речи.

Он все время старается обратить на себя внимание. Малыш уже без труда узнаете близких родственников и настораживается при виде лиц незнакомых людей. Он уже начинает улавливать связь между голосом, чертами лица и внешним видом человека, складывая все это в единый образ, который ребенок запоминает и использует, когда необходимо отличить одного человека от другого. Кроха любит рассматривать яркие картинки с изображением людей, выделяя на них, улыбающиеся лица.

Пятимесячный малыш очень общительный в присутствии своих родителей, но при появлении посторонних людей, он становится замкнутым, пугливым и осторожным. В этом возрасте у ребенка совершенствуется функция управления своим телом и улучшается зрение, становясь более зорким, поэтому кроха без труда может выбрать понравившуюся игрушку и взять ее.

Пока он еще не может находить спрятанные под чем-то предметы, но если скрывать их не полностью, то малыш без проблем обнаружит где они.

Большинство малышей в этом возрасте, могут запоминать характеристики различных предметов начиная от их цвета и размера и заканчивая тем, какие они на ощупь, предпочитая понравившиеся вещи другим.

К шестому месяцу, дети могут не только хватать и держать игрушку, но и тянуть ее на себя или даже отнимать. Самостоятельные игры в этом возрасте становятся дольше и составляют от 10 до 15 минут.

Если некоторые из вышеперечисленных навыков у ребенка отсутствуют, его нужно показать педиатру и обследовать, чтобы понять, чем вызваны подобные нарушения.

Необходимые упражнения

С наступлением пяти месяцев, родители должны сконцентрировать свое внимание на развитии опорно-двигательной системы. Особое внимание следует уделять гимнастике, разработанной для развития мышечного корсета спины, так как ребенку нужно учится сидеть, а также закрепить умение переворачиваться со спины на живот и обратно.

Чтобы упражнения давали результат, ими с крохой нужно заниматься минимум полчаса в день, сочетая с расслабляющим массажем, который поможет снять усталость с мышц после гимнастики. Выполняя упражнения необходимо постоянно считать их количество вслух, чтобы помочь малышу сформировать чувство ритма, которое у него сейчас закладывается. Также их можно делать под ритмичную музыку.

Такие развивающие упражнения представлены:

  • Приседаниями с прогибом в позвоночнике — для выполнения упражнения необходимо положить малыша на спину, положить крохе в ладони свои большие пальцы так, чтобы он их сжал. Остальными пальцами нужно аккуратно взять его за запястья. Затем необходимо развести руки крохи в стороны и подтягивать его к себе до тех пор, пока он не сядет. Далее, нужно поднять верхние конечности малыша в верх и зафиксировать их в таком положении, обхватив одной рукой. Пальцами свободной руки нужно провести вдоль позвоночного столба малыша в направлении снизу вверх. Во время этой процедуры ребенок на рефлекторном уровне разогнет спину. После этого, аккуратно поддерживая его голову, следует положить ребенка в ту позу, с которой было начато упражнение, то есть на спину.

Подползанием

Для выполнения упражнения, малыша нужно положить на живот и разложить на расстоянии от него несколько любимых игрушек. Когда ребенок их увидит, он будет пытаться дотянуться до них. Хотя такие движения еще далеки от полноценного ползания, они все равно являются первым шагом к тому, чтобы кроха начал самостоятельно ползать.

Читать еще:  Основные методы закаливания детей: повышаем иммунитет грамотно

Тренировать малыша таким образом, нужно ежедневно, раскладывая вокруг него яркие и интересные игрушки на небольшом расстоянии. Чтобы ребенок пытался ползти, необходимо положить ладонь под его ступни для создания своеобразной опоры. Таким образом, можно спровоцировать ползки и хватание ребенком предметов. Подобная гимнастика позволит проработать все группы мышц малыша и быстрее научить его полноценно ползать.

  • Все упражнения необходимо сопровождать массажем — однако в пять месяцев его следует немного усложнить. Кроме привычных поглаживаний, растираний и вибраций, необходимо подключить поколачивание, валяние, разминание и пощипывание.
  • Также нужно продолжать носить кроху на руках — с ним необходимо разговаривать и показывать ему окружающие предметы. Ребенку нужно позволять заниматься исследованием окружающего мира, давая ему как можно больше различных предметов. Однако здесь следует быть осторожным, так как малыш все тянет в рот. Чтобы обезопасить его от различного рода проблем, нужно следить за тем, чтобы они были чистыми и безопасными для здоровья.

Примерно на полчаса в день, ребенка необходимо помещать в манеж, но оставлять его на большее количество времени, не нужно, так как длительное нахождение в кроватке или манеже вызывает у малыша чувство замкнутого и ограниченного пространства, что приводит к нежеланию исследовать многогранный окружающий мир.

Развивающие игры в 5 месяцев ребенка

Выбор игр, интересных для пятимесячного крохи невелик. С ним можно поиграть в «Ладушки», «Ку-ку» и «Сороку ворону». Также детки этой возрастной категории любят играть в игры со звуковым сопровождением.

Можно рассказывать малышу о том, какие звуки издают животные, пародируя их. Чтоб ребенок лучше усвоил информацию, при озвучивании животного, его нужно показывать на картинке. Также будет необходимо читать крохе книжки с различными развивающими стишками и потешками. Они помогут карапузу развивать память и внимательность.

Чтобы малышу было интереснее познавать свое тело, родителям нужно прикасаться к каждой его части и озвучивать их ребенку, применяя уменьшительно-ласкательные названия.

Чтобы развлечь и заинтересовать малыша, к его ползункам, можно пришить маленькие колокольчики, чтобы они звенели, когда ребенок шевелил ногами. Для рук можно сделать браслеты с колокольчиками и яркими нашивками, карапуз будет их с интересом разглядывать при подъеме рук кверху.

Для ускорения развития речевых навыков, в лексикон ребенка нужно постепенно вводить новые слоги. Прислушивайтесь к тому, что вам рассказывает кроха и отвечайте ему, используя его слоги, добавляя к ним новые. Спустя некоторое время малыш начнет использовать и их. Во время общения с карапузом, нужно чтобы он видел лицо родителя, дабы иметь возможность следить за жестами и мимикой.

Играть с ребенком перед зеркалом

Для этого необходимо взять малыша на руки и помахать его ручкой отражению в зеркале. Скорее всего, ребенок удивится, так как не поймет, откуда там взялась его мама с неизвестным ребенком на руках. Пока еще малыш не воспринимает отражение в зеркале как взрослый, он думает, что перед ним такой же живой человек, как и он сам. Если взять при этом игрушку в руки, то ребенок будет пытаться ее схватить в отражении, не замечая, что мама или папа держать ее в руке. Только в полтора года кроха начнет понимать, что в зеркале находится не человек или объект, а просто отражение.

Чтобы развить тактильную чувствительность, следует пошить набор различных маленьких подушечек из разных тканей типа шелка, фетра, велюра, мешковины и прочих. Когда ребенок будет лежать на животе, их необходимо разложить перед ним, чтобы он смог их изучать, трогать и разглядывать. Когда кроха подрастет, эти подушечки можно будет выкладывать парами по размеру, рисунку или цветовой гамме.

Если мама или бабушка любят шить, они могут сделать специальную текстильную книжку для ребенка, куда они поместят аппликации, выполненные из различных тканей со шнуровкой, пуговицами, липучками и прочим декором. Тематика может быть разной, в зависимости от того, какого пола малыш.

Сон и питание

Режим бодрствования и сна у пятимесячного крохи остается таким же, как и месяц назад, не претерпевая существенных изменений. Для каждого ребенка он будет индивидуальным. На него воздействуют биоритмы организма карапуза и его темперамент. Некоторые детки рано ложатся и рано просыпаются, а остальных не уложить до глубокой ночи и не поднять утром, так как они предпочитают поспать подольше. Дети в этом возрасте еще путают день и ночь, но все же в темное время суток они спят гораздо дольше, чем днем, просыпаясь по нескольку раз для того, чтобы поесть и поиграть.

Режим приема пищи пока тоже остается неизменным. Грудное вскармливание и кормление детской смесью должно все также осуществляться по требованию. Прикорм в пятимесячном возрасте можно вводить в том случае, если у женщины мало молока, малыш плохо набирает массу, капризничает либо не наедается. Причиной для введения прикорма могут стать также колики, запоры, скудный или редкий стул и частое срыгивание после каждого приема пищи.

Но прежде чем вводить первый прикорм, мамочка должна посоветоваться с педиатром, чтобы он определил причины вышеописанных проблем и уже на их основе правильно подобрал тип прикорма.

Заключение

Пятимесячный карапуз продолжает осваивать все новые и новые навыки общения. Он гулит, смеется и улыбается, делая этого гораздо выразительнее и осмысленнее, чем ранее. Он двигается более точно и активно. Кроха переворачивается, сидит при поддержке спины, вертит головой, удерживая ее, рассматривает, щупает и тянет в рот, те предметы, которые ему интересны. Также он узнает всех близких ему людей.

Пять месяцев является тем периодом, который дает возможность малышу закрепить и усовершенствовать полученные навыки, постепенно переходя на новую стадию развития, позволяющую ему освоить самостоятельное сидение и ползание, доставив родителям много радости и позитива своими действиями.

Режим дня ребенка в 5 месяцев — сон, кормление, прогулки, игры и развитие

Распорядок дня пятимесячного малыша не имеет существенных отличий от режима дня четырехмесячного крохи. Изменения касаются лишь физических особенностей ребенка: он становится еще более активным и любопытным, его тело развивается, растет и крепнет день ото дня.

Таблица с примерным распорядком дня

  • 6:00-8:00 – пробуждение и общение с мамой, необходимые сеансы гигиены, первый утренний прием пищи, пребывание без одежды для приема воздушных ванн и немного легкого тонизирующего массажа.
  • 8:00-10:00 — первая утренняя прогулка в коляске и легкий непродолжительный сон на свежем воздухе.
  • 10:00-12:30 — возвращение с прогулки, переодевание, развивающая гимнастика с массажем, второй прием пищи и несколько успокаивающих игр перед дневным сном.
  • 12:30-14:30 – время дневного отдыха, тихий час.
  • 14:30-17:00 – гигиенические процедуры после тихого часа, трете кормление, развивающие игры для моторики и внимания малыша, активное бодрствование и воздушные ванны.
  • 17:00-19:00 – вечерняя прогулка в коляске на природе, легкий сон
  • 19:00-21:30 – вечерний прием пищи, активное развивающее времяпрепровождение с близкими, тихие игры, чтение сказок, водные процедуры и последующий успокаивающий и расслабляющий массаж.
  • 22:30 – последнее кормление и подготовка ко сну, укачивания и колыбельные.
  • 23:30-6:00 – ночной сон.

Предложенный распорядок дня носит лишь усредненный и рекомендательный характер. Его можно корректировать, например, если кроха привык просыпаться среди ночи в 2-3 часа для приема пищи, можно положить его на ночной сон пораньше в 21:30 или 22:00. Проснувшись глубокой ночью, малыш обычно находится в полудремотном состоянии и, покушав, сразу же быстро засыпает, если только его не беспокоят какие либо недомогания. А некоторые малыши особенно любят спать в коляске на свежем воздухе, тогда можно и послеобеденный сон совместить с прогулкой на улице, если позволяет погода.

У многих пятимесячных деток уже начинают резаться первые зубки. Признаками данного процесса является повышенное слюноотделение и желание малыша почесать свои зудящие десна с помощью различных предметов, будь то игрушки, собственные пальчики или мамина грудь, если кроха еще находится на грудном вскармливании. Если первые зубки уже на подходе, у крохи может повыситься температура, испортиться аппетит и даже расстроиться пищеварение, а привычный распорядок дня нарушится из-за беспокойного сна и частых просыпаний. Но переживать из-за этого не стоит, этот период быстро пройдет, как только появятся первые твердые кончики зубов, а привычный режим сна и бодрствования быстро вернется в нормальное русло.

Кормления: нормы, число приемов пищи в день и первый прикорм

Хорошей новость для родителей пятимесячного малыша является тот факт, что пищеварительная система крохи полностью адаптировалась, и кишечные колики больше не беспокоят его сильными болями.

Самое оптимальное число кормлений малыша за весь день составляет около пяти раз. Последний раз может приходиться на глубокую ночь, если малыш привык просыпаться ночью, чтобы покушать, или на время непосредственно перед сном.

Начиная с этого месяца, ребенок уже не должен засыпать, кушая мамину грудь, а должен не лениться, и хорошо сосать, чтобы получить требуемую порцию грудного молока, суточная норма которой уже составляет около одного литра в сутки. Для того чтобы постепенно отучить кроху засыпать под сосание груди, нужно постараться кормить его сразу после ночного и дневного сна, пока он бодр и не сильно устал, а укладывать спать под легкие укачивания, которые должны стать для него сигналом к засыпанию.

За каждое кормление в среднем, чтобы насытиться, малышу требуется по 200 мл грудного молока или детской молочной смеси, соответствующей возрасту малыша. Если маме успешно удается накормить малыша своим собственным молоком, то сытый и довольный ребенок не капризничает и хорошо набирает вес, как и положено ему по норме. В таких случаях малыш все еще не нуждается во введении первого прикорма, ему вполне хватает тех питательных веществ, которые содержатся в молоке матери.

Когда ребенок находится на искусственном или на смешанном вскармливании, педиатры назначают введение первого прикорма уже с четвертого месяца жизни малыша по капельке, постепенно доводя норму различных продуктов до средних показателей. Вот приблизительный дневной рацион малыша-искусственника, при условии, что первый прикорм был введен с четвертого месяца:

  • 6:00 — молочная смесь в объеме 200 мл или кефир в том же объеме
  • 10:00 – прикорм, состоящий из рисовой, манной или гречневой каши без молока в объеме 150 мл, специальный детский творог около 40 г и сок морковный или тыквенный около 100 мл
  • 14:00 – пропущенный через блендер крем-суп из овощей или пюре из брокколи, цветной капусты или картофеля в объеме 150 мл, подогретые до теплого состояния с добавлением капли подсолнечного масла.
  • 19:00 – детская смесь в объеме 200 мл
  • Ночное кормление в 22:30 или в 2-3 часа ночи теплой свежеприготовленной молочной смесью или кефиром.

При каждом введением нового вида продукта в дневной рацион малыша, необходимо внимательно наблюдать реакцию его организма на этот продукт. Она проявится на состоянии кожи ребенка в виде покраснений или высыпаний, а также по резкому изменению детского стула. Если мама заметит у малыша какие либо признаки негативной реакции на новый продукт, следует тут же его отменить. Особенно это касается покупного готового прикорма, изготовленного производителями детского питания. Иногда пищеварение малышей реагирует на одни и те же продукты от различных фирм по-разному.

Если пятимесячный малыш, находящийся на грудном вскармливании, капризничает и плохо набирает вес, врач-педиатр может назначить для него смешанное питание. Оно будет совмещать привычное грудное вскармливание с введением безмолочных первых каш, которые можно попытаться давать крохе с ложечки, чтобы не приучать к сосанию из бутылочки, иначе малыш может бросить мамину грудь окончательно.

Ночной и дневной сон

Когда малыш дорос уже до пяти месяцев, для его родителей наступает долгожданное облегчение в плане сна. Наконец-то они могут спокойно поспать всю ночь, так как пятимесячные крохи уже способны на длительный ночной сон. Если ребенок и просыпается, то только на короткий период приема пищи, а потом тут же засыпает обратно.

Однако ребенок должен соблюдать режим дневного сна, чтобы хорошо спать ночью. Если малыш будет слишком долго спать днем, он может просыпаться слишком рано утром или долго не засыпать вечером. Поэтому педиатры считают самым оптимальным вариантом распорядка дневного сна это кратковременный отдых во время дневной и вечерней прогулки, а между ними послеобеденный тихий час.

Прогулки

Для малыша нет ничего полезнее сна на открытом воздухе. Во время таких прогулок дыхание у ребенка очень глубокое, легкие хорошо насыщаются кислородом, поэтому сон становится более глубоким и сладким.

Педиатры рекомендуют устраивать для малыша двух- или трехразовый сеанс прогулок на свежем воздухе в теплую погоду, а зимой можно ограничиться одним получасовым выходом на улицу.

Во время таких прогулок, пока малыш еще не спит, очень важно показывать ему разные предметы на улице, рассказывать, объяснять ему простым языком все интересные вещи, происходящие вокруг. В пятимесячном возрасте малыш уже может находиться в коляске в полу сидячей позе, и ему уже становится интересно смотреть по сторонам, разглядывать людей, машины, птиц, животных.

Развитие ребенка

Пятимесячные детки развиваются каждый по-своему, мамам не стоит расстраиваться, если такой же малыш у соседей умеет делать что-то, что пока не делает ее ребенок. Вот приблизительный перечень умений, которыми в той или иной степени должны владеть детки в пять месяцев:

  • Ребенок узнает родных людей, особенно он хорошо знает свою маму, что даже реагирует на ее голос, доносящийся издали. Также малышу очень нравится свое отражение в зеркале, и он понимает, что это он
  • Кроха уже хорошо удерживает разные предметы в своих ручках, тянется за ними и берет понравившиеся. Способен трясти погремушку, при этом понимает, откуда берется звук. Особенно привлекают малыша игрушки, издающие различные звуки при нажатии на них или, например, игрушечные клавишные инструменты
  • Малыш пробует на вкус все, что ему попадется. Это связано не только с любознательностью, но и с желанием почесать зудящие десны при прореживании первых зубок.
  • Активно переворачивается на бочок, на животик и на спину, при этом предпринимает первые попытки присесть; способен, повиснув на пальцах взрослых, привстать, опираясь на ножки.

Развивающие занятия и игры

Секрет здорового развития ребенка заключается во времени, которое родители посвящают занятиям с ним и развивающим играм. Нужно стараться разговаривать с малышом как можно больше, рассказывать и показывать ему всякие предметы, давать потрогать ручками, чтобы малыш сполна ощутил их свойства и различия. При этом важно говорить четко и правильно все слова, не коверкая их, так как они сразу откладываются в памяти ребенка. Пятимесячный малыш уже настолько развит эмоционально, что способен отличить ласковую интонацию маминого голоса от недовольного замечания, поэтому он уже имеет представление о слове «нельзя».

Чтение детских книжек с рифмованными потешками, песенками и частушками очень понравится пятимесячным деткам. Особенно заинтересует малыша наличие музыкальных клавиш и кнопочек в книжках и возможность издавать разные звуки нажатием пальчиков.

Для развития мелкой моторики очень хорошо подойдут мягкие игрушки со вшитыми мелкими горошинками или пищалками.

Гимнастика и физическое развитие

Так как малыш уже умеет активно переворачиваться в разные стороны, для занятий с ним развивающей гимнастикой лучше всего выбрать место на полу, застелив его мягкой подстилкой.

  • Упражнения для ползания. Многие малыши активно пытаются научиться передвигаться самостоятельно уже в этом возрасте. Родителям следует ему помочь, сначала научив его стоять на коленках и ручках, а затем упирать его ножки об свои ладони
  • Очень полезными для общего укрепления тела ребенка и улучшения координации его движений станут упражнения по плаванию. Однако нужно приучать ребенка к воде очень осторожно и постепенно, чтобы не напугать его и не переутомить. Отлично для этих целей подойдет использование ярких наборов для купания и детский плавательный нашейный круг.
  • Очень популярной в последнее время стала гимнастика для малышей с использованием фитбола (огромного мяча).

Из-за чего часто нарушается режим дня ребенка?

Причины нарушения распорядка дня и способы их преодоления

Причины нарушения привычного режима обычно связаны с:

  • Прорезанием зубов
  • Введением неподходящего продукта в прикорме
  • Недомоганиями и плохим самочувствием малыша

Если у пятимесячного крохи поднялась температура, он стал сонливым и капризным, немедленно нужно обратиться к участковому педиатру, только врач сможет поставить верный диагноз. Тем более повышение температуры при прорезании первых зубок считается нормальным и кратковременным явлением. Врач может посоветовать для облегчения зуда в деснах малыша применение специальных замерзающих прорезывателей или использование охлаждающего геля для десен.

Очень важно вводить новый продукт прикорма постепенно, маленькими порциями и наблюдать за самочувствием малыша. Слишком резкое изменение рациона может негативно сказаться на пищеварении ребенка, вызвав его расстройство.

Оптимальный, повторяющийся изо дня в день режим дня является залогом правильного и здорового развития малыша, прививает ему первые навыки дисциплины, и дарит ему чувство спокойствия и защищенности.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector