Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья детей

«Роль релаксации в профилактике психического здоровья детей дошкольного возраста».

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Повышенная интеллектуальная, эмоциональная и физическая нагрузка отрицательно сказывается на психическом здоровье ребенка.

Просмотр содержимого документа
««Роль релаксации в профилактике психического здоровья детей дошкольного возраста».»

Выступление на педсовете

Тема: «Роль релаксации в профилактике психического здоровья детей дошкольного возраста».

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Повышенная интеллектуальная, эмоциональная и физическая нагрузка отрицательно сказывается на психическом здоровье ребенка.

Под психическим здоровьем понимается такая динамическая совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные эффективные модели поведения.

Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.

Особенность нервной системы ребёнка дошкольного возраста заключается в том, что детям сложно контролировать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Ребенок быстро возбуждается и очень трудно успокаивается. Возбуждающим фактором может выступать как положительные эмоции, так и отрицательные переживания. Этим и объясняется не спокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Становится понятно, почему так сложно успокоить «разбушевавшегося» ребенка. Естественные механизмы регуляции эмоционального состояния, свойственные взрослым, у ребенка дошкольного возраста еще не сформированы. Потому так важно в работе с дошкольниками уделять должное количество внимания формированию у ребенка навыков регуляции своего эмоционального состояния и поведения.

Для этого можно использовать различные техники релаксации.

Релаксация (от лат. relaxation — ослабление, расслабление) — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. Это могут быть дыхательные техники, техники работы с телом или визуализации-медитации. Все они в равной или большей степени способствуют формированию эмоциональной стабильности у ребенка.

В дошкольном возрасте наиболее эффективной способом формирования эмоциональной стабильности являются техники, направленные на умение управлять своим телом.

В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

С этой целью в своей работе можно использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Их можно использовать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему.

Так же эффективным методом релаксации могут выступать дыхательные техники. Глубокое спокойное дыхание приводит к расслаблению, насыщает мозг кислородом, способствует снятию мышечного, эмоционального и интеллектуального напряжения.

Медитации-визуализации можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста. Свойственная данному возрасту буйная фантазия и интерес ко всему необычному помогает ребенку в медитации отреагировать негативные переживания, зарядится положительными эмоциями на весь день.

Занятия по релаксации и релаксационные упражнения можно проводить не только педагогу-психологу, но и воспитателям детского сада, родителям детей. Для этого нужно выбрать технику, которая будет доступна детям, обучить ей детей и ввести в систему работы. Чтобы эффект от релаксационных техник был заметен, нужно проводить упражнения каждый день в определенное время. После завтрака перед началом занятий, после занятий, чтобы снять излишнюю интеллектуальную напряженность, перед или после сна. Все зависит от тех целей, которые педагог ставит перед собой.

Важно при использовании релаксационных упражнений учитывать особенности в их проведении:

Время выполнения одного упражнения не более 4-5 минут

В процессе одного занятия можно использовать упражнения из разных блоков, в зависимости от направленности НОД

Релаксация включает в себя комплекс из 3-4 упражнений на разные группы мышц

Сеанс полной релаксации проводится с музыкальным сопровождением и текстом, направленным на спокойствие и восстановление сил

Основной задачей выполнения упражнений является обучение детей восстановительным техникам для дальнейшего самостоятельного применения

Завершение релаксации только на позитиве

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

«Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях введения ФГОС»

Анализ, перспективный план работы по самообразованию 2018-2019 год

Просмотр содержимого документа
««Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях введения ФГОС»»

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

городской округ город Ханты-Мансийск

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Школа-сад № 7»

(МБОУ ЦО «Школа-сад № 7»)

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Пачгановой Татьяны Анатольевны

воспитатель

«Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях введения ФГОС»

(Начало изучения темы)

май 2019 г (Окончание изучения темы)

АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

2018 -2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

С февраля 2018 учебном году мною была выбрана тема «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях внедрения ФГОС». Важным направлением физического воспитания детей в условиях современного детского сада является развитие моторной (двигательной) деятельности дошкольников. Дошкольный возраст является ключевым в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.
В младшем дошкольном возрасте происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в подвижных играх. Именно поэтому я считаю, что данная тема является актуальной. С помощью подвижных игр решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные — и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

Целю моей работы по данной теме, является исследование влияния подвижных игр на формирование физических качеств у детей младшего дошкольного возраста.
В своей работе я ставила и решала следующие задачи:
1. Развитие игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста;
— изучение методической литературы по данной теме;
— приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
— разработать консультации для родителей и педагогов.
2. Представить теоретическое обоснование проблемы развития физических качеств детей дошкольного возраста.
3. Раскрыть теоретические аспекты влияния подвижных игр на формирование физических качеств у детей младшего дошкольного возраста.


Изучив методическую литературу, я пришла к выводу, что подвижные игры являются важным элементом в жизни ребенка и его здорового развития, так как влияние подвижных игр велико:

— они совершенствуют физические способности ребенка;
— укрепляют здоровье и повышают защитные силы организма;
— укрепляют нервную систему ребенка;
— способствуют созданию условий для положительного психоэмоционального состояния детей;
— помогают развитию психических качеств: внимания, памяти, воображения, самостоятельности и инициативы, а так же помогают в воспитании и формировании личностных качеств.

На подготовительном этапе я составила картотеку подвижных игр для детей своей возрастной группы. Далее я провела работу совместно с родителями по обогащению предметно развивающей среды группы.

В основном этапе, своей работы по реализации выбранной мною темы, я проводила подвижные игры с детьми во все режимные моменты. А именно: вовремя образовательной деятельности (в качестве физ. минутки), во время физкультурных занятий; прогулок, и т.д.

Хотелось бы обратить внимание на особенность проведения подвижных игр на улице.
Не следует включать игры с движениями, требующие большой нагрузки;
Не желательно давать игры с продолжительном бегом;
В холодную сырую погоду не следует планировать игры с речитативом и пением;
Необходимо учитывать наличие оборудования, стоящее на площадках и свободного пространства;
Рекомендуется проводить игры, сюжет которых соответствует сезону;
При выборе игры нужно учитывать кол-во детей, принимающих участие.

Планируя игры, на каждый день недели, следует планировать игры разного содержания и характера.
Подбирая игры, воспитатель должен учитывать предыдущую деятельность детей и по следующую.
Во время прогулки проводятся 2 игры. Одна более подвижная, вторая — спокойная.

Общая длительность игры в младшем дошкольном возрасте составляет 5-6 минут. Игра повторяется 4-5 раз в течении месяца.

Работа с родителями
Привлечение родителей к организации ПРС;
Консультации, наглядный материал в приемной группы;
Памятки по теме.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Актуальность темы:

Дошкольный возраст является ключевым в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.

Физическое развитие по ФГОС включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

1) двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),

2) формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

3) становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей, я считаю, должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста

Цель работы по самообразованию: повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях внедрения ФГОС на основе использования подвижных и дидактических игр.

— повысить собственный уровень знаний путём изучения методической

— реализация общих образовательных задач по физическому воспитанию;

— развитие интереса к игре;

— воспитание самооценки и самоконтроля;

— формирование представлений о здоровом образе жизни.

— повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья детей

Автор: Ивашкина Светлана Юрьевна

Организация: МБДОУ Детский сад №3 г. Каменки Каменского района

Населенный пункт: Пензенская область, г. Каменка

“До тех пор, пока позвоночник гибкий – человек молод,

но как только исчезнет гибкость – человек стареет”

В современном обществе особое место отводится охране и укреплению физического и психического здоровья граждан, в том числе их социального благополучия. Здоровый образ жизни в наше время становится необходимым условием культурного развития человека.

Поэтому крайне важно правильно организовывать физическое развитие именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

В настоящее время появилось много новых методик, направленных на обновление содержания деятельности по физической культуре. Одна из методик, которую я использую — игровой стретчинг. Автором методики является Елена Владимировна Сулим.

Что такое стретчинг? Стретчинг возник в пятидесятые годы в Швеции, но только спустя двадцать лет стал активно применяться в спорте и оздоровительной физической культуре. Эта методика заслужила широкое признание во всем мире, так как она построена с учетом всех знаний анатомии и физиологии. Она максимально использует скрытые возможности организма и поэтому наиболее эффективна.

Стретчинг в переводе с английского растяжка, стретчинг (гимнастика поз) – это комплекс упражнений, основанный на растягивании мышц.

Игровой стретчинг – это методика комплексного физического развития и оздоровления дошкольников. Это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Занятия, построенные по методике стретчинг (растягивание), включают в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определённых групп мышц. Предшественником современного стретчинга являются позы Йоги и другие восточные системы.

Занятия стретчингом это хорошая осанка, снижение травматизма, подвижность и гибкость тела, бодрый дух и отличное настроение. Программа занятий игровым стретчингом включает в себя элементы лечебной физкультуры, упражнения корректирующей гимнастики, релаксацию, музыкальное сопровождение.

Баллистический – это маховые движения руками и ногами, а также сгибание и разгибание туловища, которые выполняются с большой амплитудой и значительной скоростью. Травмоопасен. Не используется при групповых занятиях.

Медленный – растяжение мышцы на максимальную длину. Выполняется в очень медленном темпе. Этот вид стретчинга хорошо использовать в разминке, его также называют ритмической гибкостью.

Статический – выполняется от 10 секунд до нескольких минут с задержкой каждой позиции. Самый безопасный метод.

Пассивный – упражнения на растяжку тех или иных частей тела помогает выполнить партнер, а сам выполняющий находится в покое.

Динамический – плавный переход от одного упражнения к другому.

Эффективность занятий стретчингом весьма индивидуальна, однако результаты у большинства становятся заметны уже через пару недель.

Основные правила стретчинга:

  1. Все упражнения должны выполняться в состоянии расслабленности мышц
  2. Упражнения требуют концентрации внимания на той части тела, которая в данный момент растягивается.
  3. Дыхание должно быть ровным, задерживать дыхание не надо.
  4. Занятия – регулярными (не менее 2 раз в неделю).

Технология игровой стретчинга:

  • вовлекает в работу все мышцы и суставы организма и успешно развивает их;
  • гарантирует детям правильное развитие систем организма;
  • является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия;
  • прививает коммуникативные навыки;
  • формирует привычку здорового образа жизни.

Благодаря использованию таких упражнений увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность, формируется правильная осанка, воспитывается выносливость, старательность и уверенность в себе.

Читать еще:  Кривошея у ребенка: симптомы и лечение

Заниматься игровым стретчингом можно уже с 3-4 лет. Главное в этом плане не объём выполненных упражнений, а их постоянство – это даёт более высокие результаты.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Упражнения игрового стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач.

Целью игрового стрейчинга является «Сохранение и укрепление физического, психического здоровья и гармоничное развитие ребёнка».

Задачи игрового стретчинга:

  • Развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно — сосудистую и нервную системы организма;
  • создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей;
  • оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата;
  • совершенствовать физические способности;
  • воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении;
  • создавать условия для благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка.

Основные принципы игрового стретчинга:

  • Наглядность – показ физических упражнений, образный показ.
  • Доступность – от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитываем подготовленность детей.
  • Систематичность – регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.
  • Закрепление навыков – многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно.
  • Индивидуально – дифференциальный подход – учёт возрастных особенностей и состояния здоровья ребёнка.
  • Сознательность – понимание пользы выполнения упражнений.

Структура игрового стретчинга включает в себя несколько естественно переходящих одна в другую частей: вводную, основную и заключительную.

В вводной части дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания. Это могут быть упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения.

Основная часть – обучение и закрепление упражнений на различные группы мышц. С детьми проводится новая сюжетно-ролевая игра в виде:

  • сказочных путешествий (в зоопарк, в лес, в джунгли, на необитаемый остров, в морское царство, на Луну и т. д.)
  • фантазий, когда дети сами придумывают встречи с животными, насекомыми, людьми и т. д.
  • по заранее подготовленному на основе сказки сценарию

(дети изображают сказочных персонажей, помогают героям сказок)

Заключительная часть расслабление и релаксация. Подготавливаем организм ребенка к плавному переходу к другим видам деятельности.

Использование игрового стретчинга в работе с детьми:

Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.). С помощью включения в физкультминутку движений по методике игрового стретчинга снимается утомление, восстанавливается эмоционально-положительное состояние ребенка.

Совместная деятельность в отличие от занятий, не имеет четкой структуры, конкретного программного содержания и не ограничена по времени. Организуется в утренние и вечерние часы и проводится в свободной форме. В вечернее время игровой стретчинг как совместная деятельность может быть организован как кружковая работа.

Самостоятельная двигательная деятельность. Знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности, успешно переносятся в повседневную жизнь, в самостоятельную двигательную деятельность в течение дня. Благодаря тому, что упражнения игрового стретчинга проводятся в игровой форме и тем самым становятся очень интересны и привлекательны для детей, вполне понятно, что дошкольники переносят их в свою повседневную жизнь. Эти упражнения должны лишь целенаправленно организовываться педагогом, который продумывает формы и виды деятельности и осуществляет ее корректировку.

Упражнения по методике игрового стретчинга могут быть включены в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в физкультурные досуги, праздники.

Работа с родителями.

Для родителей целесообразно донести необходимую информацию о методике (игрового стретчинга) на родительских собраниях, в виде консультаций в информационном уголке, в форме индивидуальных бесед. Особенно ценны задания на дом, где прописаны упражнения игрового стретчинга отдельно и в сюжетной связи, доступные для выполнения их с детьми в домашних условиях.

Работа с педагогами.

Для того чтобы педагоги дошкольного учреждения могли включать упражнения игрового стретчинга в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в совместную двигательную деятельность с детьми, в двигательную деятельность на прогулке, могли корректировать самостоятельное выполнение детьми стретчинговых упражнений провожу индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия, семинары, практикумы.

Я полностью согласна с тем, что педагоги, занимающиеся физическим развитием детей дошкольного возраста, обязаны:

  • иметь чёткие позиции в отношении к собственному здоровью, искать действенные способы своего оздоровления;
  • быть убеждёнными в значимости физической культуры как одной из задач и важнейшего средства разностороннего развития личности;
  • систематически заниматься оздоровительными видами физических упражнений, вести здоровый образ жизни.

Поэтому я призываю вас, коллеги: «Начтите с себя!»

Использована методическая литература:

  1. Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду.
  2. Игровой стретчинг.- Изд.- Сфера- 2012.
  3. Программа физического развития детей «Здоровый дошкольник» в 2-х частях под редакцией Е.Ф Купецковой, Ф.Н.Бикинеевой и др., Пенза, 2016 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ НА РЕЛАКСАЦИЮ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

автор: Дубровина Анастасия Сергеевна

инструктор по физическому воспитанию МБДОУ детский сад №14 «Сказка», г. Пятигорск Ставропольского края

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ НА РЕЛАКСАЦИЮ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ НА РЕЛАКСАЦИЮ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! П оэтому важным моментом в своей работе с дошкольниками я считаю использование упражнений на релаксацию.

Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Необходимо научиться расслабляться и пользоваться средствами релаксации и медитации для борьбы с «перегрузками». Но что делать, если совсем маленький ребёнок перенапряжён, перевозбуждён и сложно успокаивается после активных игр и общения? Как победить детскую гипервозбудимость?

Почему-то принято считать, что методы релаксации и медитации показаны только взрослым. На самом же деле, это не совсем так. Да, откровенно говоря, сложно объяснить трёхлетнему ребёнку, что такое медитация. Поэтому, релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – правильно и умело этим пользоваться.

Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток. Но, несмотря на это, существует множество способов, благодаря которым можно успокоить «разгулявшегося» ребёнка.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Моя задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью я использую в своей работе упражнения на расслабление определенных частей тела или всего тела.

В работе представлены специально подобранные упражнения на релаксацию, наиболее часто используемые в процессе образовательной деятельности.

Упражнения на релаксацию

Упражнения можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему.

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:

«Задуй свечу»

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «у».

«Ленивая кошечка»

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело, затем резко опустить руки вниз, произнося звук «а».

Упражнения на расслабление мышц лица:

«Озорные щечки»

Набрать воздух сильно, надувая щечки. Задержать дыхание, медленно выпустить воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются, потом расслабить щеки и губы.

«Рот на замочке»

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на «замочек», сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).

Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав (4-5 сек.).

Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю!

«Злюка успокоилась»

Напрячь челюсти, растягивая губы и обнажая зубы, рычать, что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

Может, даже и зевнуть!

Упражнения на расслабление мышц шеи:

«Любопытная Варвара»

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по два раза в каждую сторону. Затем вернуться в и.п., расслабить мышцы.

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в и.п., расслабить мышцы.

А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!

Возвращается обратно – расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в и.п., расслабить мышцы.

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращается обратно – расслабление приятно!

Упражнения на расслабление мышц рук:

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить лимон и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон,

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить тоже движение левой рукой.

(попеременное движение с напряжением и расслаблением рук)

Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется и наоборот.

Какой сегодня чудный день! Руками потрясли.

Прогоним мы тоску и лень! Вот мы здоровы и бодры!

Упражнения на расслабление мышц ног:

Представьте себя на корабле. Качает, чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-Выдох!

Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

Замелькали наши ножки,

Мы поскачем по дорожке.

Но внимательнее будьте,

Что вам делать не забудьте!

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с «грохотом» опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе «Ух!»

Упражнение на расслабление всего организма:

«Снежная баба»

Дети представляют, что каждый из них снежная баба, огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две, торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утр, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, затем другая. Постепенно начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой прохладной водицы. Поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

Дети ложатся на спину, закрывают глаза, отдыхают под звучание мелодичной спокойной музыки. «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика.

«Летний денек»

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, закрывая глаза. Происходит релаксация под звучание спокойной музыки:

Я на солнышке лежу,

Но на солнце не гляжу,

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Солнце гладит наши лица,

Пусть нам сон хороший снится.

Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!

Прогуляться вышел гром.

Гремит гром как барабан (дети «пробуждаются»).

«Замедленное движение»

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную негромкую музыку:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют расслабляться отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно – расслабление приятно!

Тише, тише, тишина!

Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать

И тихонько будем спать.

Таким образом, в процессе расслабления организм наилучшим способом перераспледеляет энергию. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети становятся более уравновешенными и внимательными. И, наоборот, заторможенные или скованные ребята приобретают бодрость и уверенность.

Поэтому именно системное использование упражнений на релаксацию позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

  1. Гринберг Дж. С. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2002
  2. Казакова Г. Н. Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья детей дошкольного возраста // Молодой учёный. — 2016. — №24.
  3. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006.
Читать еще:  4 причины дефицита веса у ребенка: разбираемся вместе с доктором

Укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного возраста через систему физкультурно-оздоровительной работы

Святченко Елена Васильевна
Жерновая Наталья Вячеславовна

Воспитатель, МДОУ «Центр развития ребёнка -детский сад №6», п. Пролетарский, Белгородская область
Воспитатель, МДОУ «Центр развития ребёнка -детский сад №6», п. Пролетарский, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Святченко Е.В., Жерновая Н.В. Укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного возраста через систему физкультурно-оздоровительной работы // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 06.12.2020).

В дошкольном учреждении физическое воспитание ориентировано на укрепление здоровья ребят, развитие психофизических качеств (сила, гибкость, выносливость, быстрота), своевременное формирование у малышей двигательных навыков и умений, овладение подвижными играми и физическими упражнениями, воспитание жизнестойкой, жизнерадостной, волевой, творческой, целеустремлённой личности.

Основная задача педагогов дошкольных учреждений и родителей научить вести здоровый образ жизни с раннего возраста, воспитывать необходимые, элементарные санитарно-гигиенические навыки, сформировать у дошкольников разумное, бережное отношение к своему организму.

Ухудшение здоровья дошкольников последние годы приобрело очень большую актуальность. Данные министерства здравоохранения говорят о всего 13% детей 6–7-летнего возраста, которые могут считаться относительно здоровыми. Основная существенная причина складывающейся ситуации – отсутствие у дошкольников ценностного, бережного отношения к своему здоровью. В решении этой задачи важная роль отводится системе дошкольного образования, организации активного взаимодействия межведомственных учреждениями, вовлечение родителей в организацию оздоровительной работы.

Большое внимание в современных дошкольных организациях уделяется комплексному подходу, системе физкультурно-оздоровительной работы, которая включает в себя разнообразные компоненты здорового образа жизни. Непосредственно в дошкольный период жизни, впервые годы жизни ребенка, физическое воспитание очень тесно связано с общим воспитанием. От жизнерадостности, крепкого здоровья детей зависит их духовное развитие, мировоззрение, прочность знаний, умственное развитие, вера в собственные силы. Следовательно, крайне важно организовать в правильном направлении развитие и формирование ребенка с самого раннего возраста.

Задача укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста касается всех взрослых окружающих подростков. Обучение детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье возможно, если мы сами будем личным примером. Родителям, педагогам необходимо демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут развиты не только духовно, интеллектуально, личностно, но и физически, а следовательно, будут здоровы.

Сформированная привычка к здоровому образу жизни должна стать тем условием, которое позволит расти и правильно развиваться подрастающему поколению. Меняются времена, претерпевают изменения программы и методики, но формирование у детей привычки к здоровому образу жизни остается незыблемой, лучшей традицией и главным условием воспитания гармонично развитых детей.

Педагоги нашего учреждения расширяют кругозор ребят, формируют у них устойчивый интерес к спорту постоянно организуют возможность испытать себя в спортивных упражнениях, играх. Создаются условия формирования их двигательного статуса, для укрепления психического и физического здоровья малышей, через двигательно-игровую деятельность, желание, интерес формирования морально – этических качеств личности.

Очень большую роль в укреплении и сохранении физического здоровья играет прогулка на свежем воздухе. Во время данного режимного момента ребёнок получает в полном, необходимом объёме запас свежего воздуха. На прогулке дети являются активными участниками разнообразных по содержанию спортивных эстафет, подвижных игр которые проводятся со всеми детьми одновременно.

Организуются в течение всего дня в самостоятельной деятельности спортивные игры с физкультурными игрушками и пособиями, побуждающими детей к движениям (с мячом, кольцеброс, с обручем, классы и др.).

В зимний период времени необходимо использовать во время прогулки такие атрибуты спортивных игр как: клюшки, лыжи, санки. Организовывать эстафеты, скольжение по ледяной дорожке.

Организуемые экскурсий за пределы территории детского учреждения формируют у ребят целеустремлённость, укрепляется мышцы плечевого пояса, спины, ног, выносливость.

В сохранении и укреплении физического здоровья важную роль оказывает постепенный подъём и дыхательная гимнастика после сна, солевое закаливание, точечный массаж.

Правильное дыхание дошкольников является важнейшим физиологическим процессом, происходящим у детей рефлекторно, автоматически. Сам процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы ребёнка, состоит непосредственно из трёх фаз: выдоха, паузы и вдоха, они непрерывно, стабильно, ритмично следуют одной за другой.

При выполнении детьми дыхательных упражнений необходимо следить за тем, чтобы вдох ребёнка и выдох были всегда равны по длительности и силе и плавно переходили друг в друга, а воздух из лёгких входил и выходил единой непрерывной струёй.

Применение точечного массажа, способствует повышению защитных свойств глотки, трахеи, гортани, бронхов слизистых оболочек носа, и других органов. Под действием такого массажа организм ребёнка начинает самостоятельно вырабатывать необходимые «лекарства», и они значительно эффективнее и безопаснее таблеток.

В нашем учреждении есть система закаливающих процедур, которая включает в себя солнечнее и воздушные ванны, солевое закаливание.

Воздушные ванны по вызываемому теплоощущению из всех естественных природных процедур считается как наиболее безопасные и «мягкие». Приём дошкольниками воздушных ванн происходит в хорошо проветренном помещении с постепенным увеличением времени.

Во время приёма солнечных ванн, необходимо учитывать постепенную нагрузку. Солнечные ванны утром, проходят, когда воздух и земля слабее нагреты, жара в такой период времени переносится ребёнком значительно легче.

Для укрепления и сохранения физического здоровья детей в дошкольном учреждении практикуется хождение босиком. Данная закаливающее мероприятие охлаждает ноги, даёт рефлекторную реакцию носоглотки, спазма сосудов кожи, является профилактикой плоскостопия. При работе по профилактике плоскостопия используется специальное физкультурное оборудование такое как: «мягкие ёжики», канат, коврики, «тапочки великаны».

Двигательные умения и навыки, сформированные у дошкольников в раннем возрасте, создают фундамент для дальнейшего развития их в школе, способствует овладению детьми более сложными движениями, достижению высоких результатов в спортивной деятельности.

Активный интерес к физической культуре формируется организованными педагогами и самостоятельным занятиям физической культурой. Развитие интереса играет решающую роль в воспитании личной физической культуры детей.

Для коррекции у дошкольников нарушений опорно-двигательного аппарата используются элементы специальной лечебной гимнастики. Сочетание благоприятным эмоциональным настроем детей с достаточно высокой физической нагрузкой также приносит положительные результаты.

Вакцино-профилактика проводится для снижения заболеваемости в период межсезонья. В дошкольном учреждении проводится: ароматерапия, разрабатываются мероприятия по медикаментозному воздействию и рекомендации для семей воспитанников по профилактике гриппа и ОРЗ. Проводится оздоровительный массаж, физио-процедуры.

Распространенность, рост хронических и острых заболеваний органов дыхания, часто возникающих респираторных вирусных инфекций привело к совершенствованию методов реабилитации и лечения таких как кислородных коктейлей. Они изготавливаются с использованием сиропа корня солодки, кислородного концентратора 7F– 3L«АРМЕД» и коктейлера, при лечении и профилактике бронхолёгочных заболеваний детей. При использовании кислородного коктейля снимается утомление, повышается сопротивляемость организма к инфекциям, активизируется работа головного мозга.

Кислородные коктейли с настоями трав подорожники, зверобоя, ромашки используются для часто болеющих ребят.

Для проведения индивидуальной работы в каждой группе создан физкультурные мини – уголки, где находятся материалы для различных физических действий: мячи, коррекционные дорожки, раскладывающиеся классики, скакалки, , гимнастические палки, предметы для коррекционной работы, колцеброс. Уголки оборудованы материалами для игр – бадминтон, городки, теннис, баскетбол.

Для укрепления и сохранения детского здоровья в профилактических целях большое значение имеет фито чай из душицы, ромашки, чабреца, липы, шиповника. Данные травы оказывают положительное лечебное воздействие на организм дошкольников.

В профилактических целях хорошо использовать для укрепления здоровья малышей аэроионизатор воздуха ИОН – 25 (люстра Чижевского), он предназначен для создания в воздухе группового помещения оптимальной для нормальной жизнедеятельности дошкольников концентрации отрицательных аэронов (АИ) кислорода. Данный аппарат предназначен для лечения и профилактики целого ряда заболеваний. Таких как: Болезней сердечно – сосудистой системы, болезни обмена веществ, болезни дыхательной системы, заболевания глаз, болезни нервной системы.

Работая в данном направлении важно сознавать, что ни одна физкультурно-оздоровительная программа образования, даже самая лучшая, не сможет дать хороший результат, если она решается отдельно от семьи, если в учреждении не создана связь «дети – родители – педагогика». Необходимо добиваться, чтобы с первых минут пробуждения ребёнка семья активно включалась в программу оздоровления.

Литература:

1. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания дошкольного возраста. М. Владос, 2001. 176 с.

2. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. М.: Просвещение, 2002. 110 с.

3. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура». М.: Академия, 2006. 272 с.

Охрана и укрепление здоровья дошкольников через внедрение здоровье сберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДО

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. И поэтому в дошкольном образовательном учреждении обязательной и первоочередной задачей работы с детьми должна стоять задача на укрепление здоровья ребенка и повышение сопротивляемости его организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Отсюда вытекает огромная значимость оздоровительной работы с детьми, которая определяется как система гигиенических, собственно оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, а также и на их развитие. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Здоровье детей – будущее нашей страны, ее национальной безопасности. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно построить здание потребности в здоровом образе жизни.

Основная цель работы:

  • обеспечение высокого уровня здоровья детей;
  • воспитание культуры осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека.

В связи с этим были поставлены задачи:

  • обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья;
  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • воспитывать желание самим заботиться о своем здоровье;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В группе созданы необходимые педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса дошкольников; оснащение группы разнообразным физкультурным оборудованием. В уголке здоровья собраны: мячи, скакалки, обручи, флажки, ленточки, палочки, мешочки, кегли, разнообразное оборудование для массажа рук, массажные дорожки для ходьбы, для профилактики плоскостопия, веревки, канат, картотеки игр и гимнастик, нетрадиционное оборудование, сделанное своими руками. В группе много игрушек, игр на спортивную тематику: «Футбол», «Хоккей», «Бадминтон», «Рыбалка», «Попади в цель», «Перетяжки», «Перемотки» и др.

В совместной деятельности, сюжетно-ролевых играх дети знакомятся с профессиями, которые помогают им быть здоровыми. Так например, во время сюжетно-ролевых игр «Больница», «Скорая помощь», у детей расширяются знания о работе врача. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение дня. Игровой подход в работе с детьми позволяет ненавязчиво формировать у них осознанное отношение к своему здоровью без лишних наставлений, длительных и утомительных тренировок.

Осуществляется непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, самомассаж, точечный массаж, сказкотерапия, релаксации, игротерапия и другие оздоровительные технологии).

1. Утренняя гимнастика

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации является утренняя гимнастика. Комплекс утренней гимнастики подбираю с учетом двигательных умений и навыков детей. Использую музыкальное сопровождение, чтобы детям помочь эмоционально и физически раскрепоститься.

Особое внимание уделяю обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни; применяю на практике внедрение различных методов и приемов для создания здоровьесберегающего процесса в своей группе.

Оздоровительные минутки или как мы традиционно называем их физкультминутки, могут включать дыхательную гимнастику в игровой форме, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, самомассаж.

Динамические паузы применяю во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей.

2. Гимнастика для глаз

Ежедневно, во время динамической паузы, я провожу с детьми гимнастику для глаз.

Целью проведения зрительной гимнастики — является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Такие упражнения необходимы для того, чтобы сохранить зрение малышам. Ведь 90% информации поступает как раз через глаза. Они работают на протяжении всего времени бодрствования ребенка, испытывая подчас колоссальную нагрузку. Упражнения для глаз, которые можно делать с малышами, достаточно просты. Необходимо с ними поморгать, попросить зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Также детям интересно следить за пальчиком, который то приближается к носу, то отдаляется от него Зрительные тренажеры. Это могут быть картинки, предметы, которые позволяют тренировать зрение. С их помощью проводятся занятия в детском саду. Особенно в старших группах. Такие здоровьесберегающие технологии в детском саду должны использоваться постоянно.

Дело в том, что нельзя использовать упражнения для детей старшего возраста при работе с детьми младшего возраста. Во-первых, малыши до 3-х лет хуже реагируют на так называемые быстрые движения, во-вторых, совсем маленькие ребята не могут слишком много времени уделить упражнениям. Поэтому комплекс должен ограничиваться не слишком продолжительными короткими упражнениями (время до 5-ти минут). Чем старше ребенок, тем можно больше времени уделить.

По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить следующие виды упражнений.

1. С предметам, например работа с расположенными на стенах карточками.

С использованием специальных полей (изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т. д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене). По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер упражнениям.

2. Без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются)

Моргание. Завуалировать упражнение как игру. Например, разыграть определенную ситуацию. Полет на луну, допустим, представить себя в ракете, а затем, чтобы ее завести, необходимо моргать. И детки с удовольствием будут повторять. Достаточно 10-12 морганий. Сначала частых, потом более медленных.

Читать еще:  Отит у детей

Следующее – зажмуривание. Буквально 3-5 раз.

Рисунок носиком. Для этого попросить малышей нарисовать простую фигуру так, как будто на носике прикреплен карандаш.

Таким образом, в игровой форме с дошкольниками можно проводить разминку для глаз. Как итог, здоровое зрение, меньше усталости и больше возможностей для обучения.

3. Дыхательная гимнастика

Очень важно уделять внимание и правильному дыханию. Во время вдоха грудная клетка должна расширяться, при этом входящий в легкие воздух попадает в альвеолы, где кровь насыщается кислородом. Важно, чтобы малыши дышали не поверхностно, а полной грудью. Стимулирующие упражнения необходимы не только детям, страдающим от частых простудных заболеваний, бронхитов, пневмоний, астмы, но и относительно здоровым малышам. Гимнастика для дыхания особо эффективна при заболеваниях, она способна отлично дополнить медикаментозное, физиотерапевтическое и даже гомеопатическое лечение. Для этих целей хорошо подходит упражнение «паровозик». При ходьбе необходимо делать движения руками, изображающие езду поезда и говорить «чух-чух». Также хорошо делать наклоны – вначале вдох, потом туловище сгибается в сторону и выдох. Популярно в ДО и упражнение «часики»: детки становятся прямо и начинают махать руками вперед и назад, произнося при этом «тик-так».

4. Пальчиковая гимнастика

Для развития мелкой моторики и развлечения детей важно проводить с ними регулярную разминку рук. Учеными было доказано, что именно стимуляция пальцев рук крох способствует развитию речи. Кроме того, она необходима для того, чтобы малыш лучше справлялся с рисованием и письмом и меньше уставал при проведении занятий. Дети 4-5 лет вполне самостоятельно могут делать многие упражнения. Из пальчиков можно предложить сложить очки, сделать зайчика, собачку или маску. Это достаточно простые здоровьесберегающие педагогические технологии, но их пользу сложно переоценить. Регулярное их использование в саду и дома поможет ребенку развить мелкую моторику и, соответственно, стимулировать речь.

5. Гимнастика пробуждения

Еще одним элементом, относящимся к комплексу мер, направленных на сохранение и стимулирование здоровья, являются упражнения, которые выполняются после дневного сна. Они могут различаться в зависимости от условий ДОУ. Часто делают упражнения на кроватках, самомассаж, проводят обширные умывания, прогулки по ребристым дощечкам, пробежки из спальни в игровую комнату, в которых поддерживается небольшая разница температур. В комплекс бодрящей гимнастики могут быть включены упражнения для профилактики нарушений осанки, предупреждения плоскостопия, элементы пальчиковых и дыхательных упражнений и другие виды. Здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья и активности малышей, также включают в себя ходьбу по кругу на носках, пятках, медленный бег. После таких упражнений эффективным считается закаливание. Такие бодрящие процедуры позволяют быстро включиться организму малыша в рабочий ритм и укрепить состояние его здоровья.

6. Массаж и самомассаж

Во многих ДО важная роль отводится развитию навыков самомассажа. Он помогает не только расслабить мышцы, снять напряжение, но и улучшить координацию. Специально разработанные упражнения способны помочь научиться переключать движения – тормозить лишние и активизировать необходимые. Деток учат массировать ладони, предплечья, кисти рук. Для этого используются такие движения, как поглаживания, вдавливание, растирание, похлопывание, пощипывание, разгибание/сгибание пальчиков. Для такого массажа могут использовать и подручные предметы: карандаши, мячи, шарики. При этом важно, чтобы движения выполнялись в сторону лимфоузлов: от пальцев – к запястьям, от кистей – к локтям. Очень полезным является самомассаж лица. Он повышает интеллектуальную деятельность детей на 75%.

7. Подвижные игры

Подвижные и спортивные игры развивают у детей настойчивость, смелость, решительность, инициативу, сообразительность и мышление. В комплекс мероприятий, которые в официальных документах называются «здоровьесберегающие технологии в детском саду», в обязательном порядке должны быть включены подвижные игры. Это может быть бег парами, преодоление несложных препятствий. Популярные игры, в которых дети, разбитые на 2 команды, должны собирать определенные предметы на скорость. Также приветствуются любые другие виды подвижных игр.

Особая роль отводится отдыху и расслаблению. Для этих целей малышам включаю звуки природы или спокойную классическую музыку.

Релаксационные паузы помогают снять умственное, нервное и эмоциональное напряжение. Своевременное расслабление способно помочь восполнить силы, дать отдых мышцам и не позволить эмоциям выплеснуть через край. Это очень важные здоровьесберегающие технологии по ФГОС.

9. Занятия по физкультуре

Особое внимание отводится занятиям физической культурой. Физкультурно-оздоровительные технологии состоят из установленной программы, по которой должны заниматься дети со специальным инструктором под контролем воспитателей.

Здоровьесберегающие технологии физической культуры являются более востребованными у старших ребят. Для самых маленьких вполне достаточно 10 минут физкультуры. Для детей младшего возраста занятие должно длиться до 20 минут, среднего – до 25, старшего – на протяжении 25-30 минут. Перед физкультурой помещение проветривается, лишь после этого в него можно заводить детей.

Главной задачей этих занятий является формирование необходимых двигательных навыков и умений у малышей, развитие физических качеств. Также важно создать условия для реализации детьми своей потребности в двигательной активности. Все это является основой для их физического и психического благополучия.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге помогает сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.

Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДО.

В работе с родителями мы стремимся к формированию у них представлений о влиянии здоровья ребёнка на успешность его обучения, повышение их активности в планировании и организации мероприятий, направленных на оздоровление детей в процессе образовательной деятельности (тематические родительские собрания, консультации педагогов). Проводятся различные спортивные праздники и досуговые мероприятия («День здоровья», «Мама, папа и я — спортивная семья», «Мы – мужчины!») во время которых педагоги, родители и дети сотрудничают на благо здоровья.

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья детей дошкольного возраста

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 21.11.2016 2016-11-21

Статья просмотрена: 1537 раз

Библиографическое описание:

Казакова, Г. Н. Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья детей дошкольного возраста / Г. Н. Казакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 454-456. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35565/ (дата обращения: 06.12.2020).

«Здоровье ребёнка превыше всего,

Богатство земли не заменит его.

Здоровье не купишь, никто не продаст.

Его берегите, как сердце, как глаз».

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.

Релаксация — специальный метод, появившийся за рубежом в 30–40-х гг. ХХ века. Метод мышечной релаксации Э. Джекобсона основан на том принципе, что после сильного мышечного напряжения наступает их сильное расслабление. То есть, чтобы расслабить какую-то мышцу, нужно ее предварительно сильно напрячь [1, c.23].

Напрягая попеременно разные группы мышц можно добиться максимального расслабления всего тела. Этот вид мышечной релаксации самый доступный, в игровой форме мы применяем его с детьми. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая воспитателю, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей заинтересованы «новой игрой», они хорошо расслабляются, что заметно по их внешнему виду: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание. В результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными. Релаксационные упражнения полезны всем, но особенно — часто болеющим детям, возбудимым, тревожным. Они благотворно действуют на детский организм [2, c.36].

В использовании приемов релаксации мы придерживаемся техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Сначала проводим релаксационный настрой, затем упражнения. Каждое занятие по релаксации начинается с позы покоя. Дети учатся расслаблять мышцы рук ног, шеи и живота. Выходим из этого состояния медленно и спокойно: сначала потянуться, словно после пробуждения ото сна, затем открыть глаза и потихоньку сесть.

При использовании упражнений на релаксацию отдельных частей тела учитываем предыдущий вид деятельности детей (так, если было рисование или аппликация, то выполняем упражнения на расслабление мышц рук, спины, шеи) [3, c.147].

Если подобное упражнение выполняется в конце занятия, то детям предлагаем лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища, ноги выпрямить и слегка раздвинуть. Затем включаем музыку и проговариваем текст, способствующий более глубокому и активному расслаблению детей. В тексте даём различные позитивные установки: «Вам хорошо, спокойно, тепло, приятно. Когда вы встанете, вы будете здоровы, веселы, полны сил и т. д.». Для детей с повышенным мышечным тонусом необходим тактильный контакт (прикосновения, поглаживания). Например, говорим, что Колобок посмотрит, как они будут отдыхать, подойдет и погладит тех, кто будет это правильно делать. По окончании упражнений дети медленно садятся, затем встают и выполняют 3–4 упражнения с соблюдением ритма дыхания. Например: руки поднимают ладонями вверх — вдох, наклоняют туловище вперед, опускают руки — выдох. Продолжительность релаксации — от 2 до 7 минут.

С помощью релаксационных упражнений на занятиях создаётся положительный эмоциональный настрой, устраняется замкнутость, снимается усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Упражнения сопровождаем различными текстами, помогающими детям лучше представлять тот или иной образ, войти в него.

Детям предлагаем вспомнить, как они загорали на берегу реки, лежали на травке, ощущали тепло лучей солнышка. Чтобы усилить состояние релаксации, в сеансе внушения вводим сравнение типа: «будто мы лежим на травке, на зелёной, мягкой травке…». Релаксация по представлению подводит ребёнка к тому, что со временем он сам может расслабиться, успокоиться, то есть к возможности саморегуляции [4, c.42].

С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.

“Птички”.

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Обучение релаксации через рассказ — метод особенно приятный, как для ребенка, так и для самого рассказчика. Некоторые дети любят активную фантастику с массой всевозможных приключений.

Упражнение «Сосулька».

Ребятам предлагается представить, что они — сосулька. Исходное положение: стоя, с закрытыми глазами, руки подняты вверх. Следует зафиксироваться в этой позе на 1–2 минуты. Затем Р. предлагается представить, что под действием солнечного тепла, изображаемая им сосулька начинает медленно таять. Расслабляются постепенно сначала кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног.

Чем больше ребенок вживается в историю, тем больше пользы он из этого извлечет. Подсказываем ребенку, что если он будет слушать рассказ с закрытыми глазами, он понравится ему еще больше.

Помогая детям расслабиться, включаем в процесс их воображение. Можно прибегнуть к фантазии, когда ребенок предпринимает воображаемое путешествие в Страну игр. В этой стране постоянно отмечается День вашего рождения, вам всегда рады, и все играют в игры, в которые хотите играть вы. Там показывают фильмы, где вы можете попасть на экран и стать участником приключения. Там есть деревья, на которых растут спагетти вместе с соусом. Там можно встретить шоколадные растения, леденцовые цветы, и кусты, на которых можно вырастить все что угодно. В этой стране есть огромная площадка для игр, где вы можете поиграть в любую игру, какая только может прийти вам в голову. Там есть магазин, где продают именинные пирожные и подарочные машины. А после всех игр и прочих развлечений можно лечь в “Постель сновидений” и отдохнуть. Очень полезно к релаксации прибегнуть в конце занятия или, например, перед сном.

«Тишина»

Тише, тише, тишина!

Мы устали — надо спать.

Ляжем тихо на кровать,

И тихонько будем спать.

Проводя с детьми релаксационные этюды, мы используем специально подобранные серии музыкальных композиций, что позволяет комплексно воздействовать на ребенка, снимает психоэмоциональное напряжение, помогает в преодолении негативных переживаний и снижает тревожность [5, c.97]. Во время проведения релаксационных этюдов мы рассаживаем детей на удобные мягкие коврики. Для облегчения взаимодействия и ощущения целостности используем форму круга как возможность открытого общения.

Применение нами в работе релаксационных упражнений оказало влияние на развитие двигательных навыков воспитанников и на развитие нервной системы. Дети стали более организованными и дисциплинированными. Кроме того, дополнительными эффектами мышечной релаксации являются улучшение сна, эмоциональная «разрядка» и повышение работоспособности.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя здоровье.

  1. Алямовская В. Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду. — //Управление ДОУ, N3, 2002г., с. 21–27.
  2. Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. –М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  3. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка-дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС, 2003. 304 с
  4. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002–64 с.
  5. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003- 143с.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector