Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Олигофрения у детей: что это такое и как проявляется, степени тяжести и методы лечения патологии

У ребенка диагноз «олигофрения»: что это значит

Дорогие читатели, сегодня поговорим о том, что собой представляет олигофрения у детей, симптомы данного состояния. Вы узнаете, что провоцирует развитие этого заболевания, какие его степени различают. Мы поговорим о методах лечения и способах профилактики.

Классификация

Различают три вида олигофрении.

  1. Дебильность. Является самой легкой степенью. Данное состояние удается диагностировать только после 10 лет. Наблюдается:
  • отсутствие восприятия сложных понятий и способа их изъяснения;
  • ребёнок не может мыслить абстрактно;
  • присутствует замкнутость, боязнь новой обстановки;
  • резкие перемены в характере;
  • малыш становится рассеянным;
  • наблюдается неадекватное поведение.
  1. Имбецильность. Является средней степенью. Характерна:
  • безынициативность;
  • мышление у ребенка примитивное;
  • малыш легко внушаем;
  • такой ребенок может понимать элементарную речь;
  • способен научиться считать, писать, а также читать;
  • ребенок воспроизводит короткие фразы;
  • они остро реагируют на похвалу и ругань.

Такие детки нуждаются в постоянном уходе и наблюдении.

  1. Идиотия. Данное состояние является тяжелой формой олигофрении:
  • ребенок не в состоянии разговаривать;
  • эмоционально ограниченный;
  • не может освоить простые навыки;
  • продуктивная деятельность отсутствуют.

Таким малышам необходим беспрерывный уход.

Олигофрению разделяют на:

  • дифференциальную — когда удается выяснить причину заболевания;
  • недифференциальную — когда этиология неясна.

В зависимости от прогрессирования недуга различают следующие виды:

  • легкая степень – от 50 до 70 баллов интеллекта;
  • умеренная степень – от 35 до 50;
  • тяжелая – от 25 до 30;
  • глубокая степень — интеллект ниже 20 баллов.

Существует классификация по Певзнеру. Выделяет следующие типы:

  • неосложненное;
  • присутствуют нарушения нейродинамики;
  • отклонения в работе анализаторов;
  • осложненное, с психопатической формой поведения;
  • умственная недостаточность.

Учитывая этиологию, различают олигофрению:

  • наследственный фактор;
  • последствия внутриутробного поражения ребенка;
  • родовые травмы;
  • отклонения в развитии.

Причины

  1. Наследственность (70% всех случаев), хромосомные нарушения, генные аномалии: синдромы Патау, Вольфа-Хиршхорна, Дауна, фрагильной хромосомы, Прадера-Вилли, кошачьего крика, Альфи.

Также сюда относят:

  • наследственные нарушения обменных процессов в организме;
  • нарушение обмена фенилаланина;
  • неонатальный тиреотоксикоз, который развивается вследствие дефицита йода;
  • гипераргининемия.
  1. Антенатальные причины:
  • токсическое отравление фенолом или свинцом;
  • гипоксия во внутриутробном развитии;
  • инфекции во время беременности;
  • плацентарная недостаточность;
  • преждевременные роды;
  • алкоголизм;
  • прием антибиотиков и некоторых медикаментов, в частности аспирина, во время беременности;
  • влияние радиации;
  • преэклампсия.
  1. Постнатальные причины:
  • асфиксия в момент родов;
  • ЧМТ при родовой деятельности вследствие наложения щипцов;
  • иммунная несовместимость ребенка с матерью (резус-фактор);
  • опухоль в мозгу;
  • менингит при рождении или энцефалит;
  • травма черепа;
  • осложнение скарлатины или кори, перенесенной до трехлетнего возраста.

Симптомы

Признаки олигофрении у детей могут различаться в разные возрастные периоды.

Самые яркие проявления наблюдаются в шестилетнем возрасте. Дело в том, что некоторые признаки можно наблюдать и в более раннем возрасте, однако родители могут их принять за особенности характера. Также стоит учитывать, что то, насколько сильно будет выражено заболевание, зависит от области поражения мозга. Поэтому признаки олигофрении могут возникать даже в первые месяцы жизни крохи.

  1. Для новорожденных характерны такие симптомы:
  • повышенная раздражительность;
  • склонность к судорогам;
  • мышечная слабость;
  • неправильные пропорции;
  • большой череп;
  • визуальные дефекты лица (например, заячья губа или приплюснутый нос).
  1. Для грудных детей характерно:
  • отсутствие любого интереса ко всему вокруг;
  • нет желания контактировать с ровесниками;
  • сложности в понимании разговора взрослых;
  • трудности с воспроизведением слов;
  • ребенок не способен повторить увиденное действие.
  1. Для малышей в дошкольном возрасте характерны:
  • сложности с выполнением простых задач, например, лепка;
  • наблюдаются однообразные действия.
  1. У школьников:
  • нарушенная способность распознавания предметов и их свойств;
  • дети имеют хаотичную активность;
  • искажается получаемая информация;
  • нарушаются речевые навыки;
  • снижается память;
  • возможно полное отсутствие образного мышления;
  • нет чувства сопереживания.

Диагностика

Чтоб с точностью установить наличие олигофрении, необходимо проведение специальных тестов (психологических). Врач оценит умственное и речевое развитие ребенка, словарный запас, отметит, как им воспринимаются окружающие, наличие абстрактного мышления. Важно, что данная методика подходит только деткам, начиная с 3 лет. Если заболевание подозревают у ребенка помладше, то используются следующие способы исследования:

  • МРТ головного мозга;
  • исследование кариотипа;
  • генетические тесты;
  • оценка памяти малыша;
  • скрининг крови на фенилкетонурию и гипотиреоз;
  • энцефалография;
  • пробы врожденных инфекций;
  • комплексное обследование.

Лечение

Большую роль играют занятия со специалистами:

  • дефектологом, логопедом;
  • психиатром;
  • невропатологом;
  • ортопедом;
  • физиотерапевтом;
  • работникам социальной службы.

Может быть назначена симптоматическая терапия:

  • транквилизаторы, седативные средства, в частности Диазепам или Феназепам;
  • нейролептики, препараты антипсихотического действия, например, Релатин или Ноотропил;
  • гормональные средства, например, Тиреоидин или Гипофизин;
  • прием препаратов для нормализации деятельности центральной нервной системы, например, Пирацетам или Фезам;
  • витаминотерапия, в частности группа В;
  • глутаминовая кислота, которую принимают курсом с целью снижения симптоматики умственной отсталости;
  • психотерапия, психокоррекция, занятия с логопедом;
  • лечебная физкультура и массаж;
  • психомоторная гимнастика.

Воспитание

Особенности детей с олигофренией таковы, что возникает острая необходимость в постоянном уходе и заботе о них.

Родители, имеющие такого ребенка должны знать ряд правил и строго их соблюдать:

  • постоянный присмотр за малышом;
  • доброжелательное отношение к крохе;
  • оказание психологической помощи;
  • обучение элементарным навыкам;
  • наличие позитивной мотивации;
  • посещение профильных учреждений;
  • занятия со специалистами;
  • соблюдением всех рекомендаций.

Прогноз

О благоприятном прогнозе можно говорить только при ранней диагностики олигофрении и своевременной терапии. Также это касается легкой степени заболевания. У таких детей можно купировать заболевание, у них появиться возможность освоить некоторые профессии.

Неблагоприятный прогноз будет при запущенном состоянии или тяжелой степени заболевания:

  • инвалидность;
  • неполноценный интеллект;
  • психические расстройства.

Профилактика

Меры предосторожности должны быть направлены на беременную женщину, когда она вынашивает своего ребенка.

  1. Своевременное постановление на учет.
  2. Регулярное посещение женской консультации.
  3. Выполнение всех необходимых анализов.
  4. Ежедневные прогулки не менее двух часов.
  5. Правильный дневной распорядок.
  6. Здоровый сон.
  7. Отказ от вредных привычек и пищи.
  8. Сбалансированное питание.
  9. Во время родов недопустимо использование щипцов.

Диагноз олигофрения действительно звучит очень страшно. Родители должны понимать, что своевременно отмеченные изменения в организме ребенка, позволят вовремя диагностировать заболевание и начать его лечение. Конечно, полностью избавиться от этого состояния вам не удастся. Однако, вы сможете значительно облегчить жизнь своему ребенку.

Медицинская учебная литература

Учебная медицинская литература, онлайн-библиотека для учащихся в ВУЗах и для медицинских работников

Умственная отсталость (олигофрения)

Олигофрении вследствие внутриутробных инфекций и интоксикаций

Многие факторы могут служить причиной нарушения развития эмбриона и плода в период беременности. Выраженность повреждений, наносимых этими факторами, во многом зависит не только от характера воздействия, но и от временного периода, в котором такое воздействие было оказано. Особенно тяжелые нарушения развития, сопровождающиеся грубыми дефектами органов, возникают при инфекциях и интоксикациях, действовавших в I триместре беременности. Практически любая инфекция матери в этот период может служить причиной поражения эмбриона. Чаще других встречаются рубеолярная олигофрения, поражения, вызванные гриппозной инфекцией. Сифилис, токсоплазмоз и листериоз встречаются значительно реже.

Поражение вирусом краснухи в I триместр беременности приводит к порокам развития в 12 % и мертворождению в 7,2 % случаев (при инфицировании во II триместре беременности эти показатели в 2—3 раза меньше). В европейских странах краснуха возникает редко (наиболее тяжелые эпидемии отмечались в Австралии). При рубеолярной эмбриопатии олигофрения нередко сочетается с пороками развития различных органов — глаз, сердечно-сосудистой системы, слухового аппарата, скелета и зубов, мочеполовых органов. Психическое недоразвитие часто очень глубокое. Единственной мерой борьбы является профилактика инфекций в период беременности.

Тяжелая олигофрения характерна и для других внутриутробных инфекций — листериоза, токсоплазмоза и сифилиса.

Лuстерия — это широко распространенный грамположительный микроб, выделяемый у многих домашних животных, которые обычно и являются источником заражения. При внутриутроб ном заражении возникают «детский септический гранулематоз» и менингоэнцефалит. В остром периоде возможно лечение антибиотиками и сульфаниламидами. Изредка встречаются и пост-натальные формы листериоза с поражением нервной системы.

Токсоплазмоз — это паразитарная инфекция. Ранний внутриутробный токсоплазмоз чаще заканчивается мертворождением. Более позднее и постнатальное заражение бывает причиной олигофрении. Клинические проявления такой олигофрении неспецифичны и во многом зависят от времени возникновения инфекции. Чаще других расстройств наблюдаются хореоретинит, микрофтальмия, катаракта, внутримозговые обызвествления, гидроцефалия, микроцефалия, часто эпилептические припадки. Диагностика основана на обнаружении паразитов в ликворе. Ориентировочный диагноз может быть подтвержден положительной кожной аллергической реакцией. При постнатальном заражении следует своевременно назначить лечение хлоридином (дараприм, малоцид, тиндурин) в сочетании с сульфаниламидными препаратами.

Характерные симптомы врожденного сифилиса — это гнойно-кровянистые выделения из носа, увеличение поверхностных лимфатических узлов, мокнущие кожные высыпания. Часто отмечаются множественные дефекты развития — деформации черепа, седловидный нос, утолщение и искривление костей (саблевидные голени), триада Гетчинсона (полулунные выемки на верхних резцах, кератит и поражение среднего уха). В неврологическом статусе обнаруживаются характерные для сифилиса зрачковые симптомы (симптом Аргайла Робертсона), параличи, парезы, тики, хореиформные гиперкинезы и судорожные припадки. Чтобы предотвратить прогрессирование заболевания, требуются своевременная серологическая диагностика (реакция Вассермана) и специфическое лечение (антибиотики, препараты йода и висмута).

Тяжелой интоксикацией обусловлена билирубиновая энцефалопатия вследствие гемолитической болезни новорожденных. Частота гемолитической болезни составляет 1 случай на 250—300 родов, причиной ее является несовместимость матери и плода по резус-системе, реже по системе АВО. Основой резус-конфликта является иммунизация резус-отрицательной матери резус-положительной кровью плода, однако только одна из 25— 30 резус-отрицательных женщин подвержена сенсибилизации (чаще если ее мать тоже была резус-отрицательной). Гемолиз крови ребенка сопровождается накоплением непрямого билирубина, что нарушает работу дыхательных ферментов. Особенно поражаются липофильные ткани (базальные ганглии, кора головного мозга, надпочечники). Олигофрения в результате гемолитической болезни нередко сопровождается экстрапирамидными двигательными расстройствами и дефектами слуха. Интеллектуальный дефект зависит от тяжести заболевания и может колебаться от дебильности до тяжелой идиотии. Нарушениям слуха сопутствуют грубые расстройства речи. Характерны возбудимость, назойливость, раздражительность, резкое снижение критики и эйфория. Единственным методом терапии является раннее обменное переливание крови в первые сутки жизни. Также назначают сульфат магния внутрь и стероидные гормоны в постепенно снижаемых дозах.

Олигофрении вследствие перинатальной патологии и вредностей постнатального периода

Одной из частых причин олигофрении являются осложнения, возникающие при родах. Это в первую очередь асфиксия в родах, кровоизлияния и травмы. Разделить эти причины не всегда возможно, поскольку нередко они возникают одновременно. Картина олигофрении при этом не отличается специфичностью, конкретные симптомы во многом зависят от локализации и тяжести поражения. Соответственно степень олигофрении может быть различной — от легкой дебильности до тяжелой идиотии. Чаще, чем при наследственных формах олигофрении, возникает нарушение таких предпосылок интеллекта, как память и внимание. Весьма вероятно возникновение неврологической симптоматики — парезов и параличей, псевдобульбарной дизартрии, алалии, судорожных припадков. Признаки олигофрении нередко сочетаются с такими проявлениями психоорганического синдрома, как истощаемость, утомляемость. Нередко обнаруживается внутричерепная гипертензия.

В постнатальном периоде важнейшей причиной олигофрении являются тяжелые мозговые инфекции (менингиты и менингоэнцефалиты). Во многом тяжесть последствий инфекции зависит от индивидуальной реактивности организма. Иногда такие инфекции, как корь, коклюш, пневмония, возникая в раннем детском возрасте, могут вызвать параэнцефалит, который становится причиной умственной отсталости. Травмы у детей первых лет жизни редко являются причиной задержки психического развития, поскольку такие дети находятся под постоянным наблюдением родителей. Клиническая картина таких олигофрений также неспецифична. Довольно часто обращает на себя внимание мозаичный, неравномерный характер психического дефекта, когда не все психические функции нарушаются в одинаковой степени, что делает такую олигофрению более сходной с органическими деменциями, возникающими в более старшем возрасте.

К олигофрении также может приводить рано возникшая эндокринопатия. Чаще других встречается задержка развития вследствие недостаточности щитовидной железы — кретинизм.

Отмечаются как редкие наследственные формы заболевания, так и варианты, вызванные экзогенными вредностями (недостатком йода, аутоиммунным или инфекционным поражением шитовидной железы и гипофиза). Заболевание значительно чаще наблюдается у девочек. Характерны малый рост, нарушение развития зубов, замедление окостенения, артериальная гипотония и брадикардия, атония кишечника. В ряде случаев своевременное назначение тиреоидина предупреждает развитие тяжелого психического дефекта.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Дети-олигофрены: их нужно понять и принять

Слабое развитие психики, вызванное врожденным или приобретенным в детстве заболеванием головного мозга, называется олигофренией. В переводе с древне-греческого это слово означает «малый ум».

Олигофрения у детей (слабоумие) проявляется отклонением в интеллекте ребенка, эмоциях, речи, моторике, цельности личности. Детям с данной патологией трудно адаптироваться во внешней среде.

Читать еще:  Кривошея у ребенка: симптомы и лечение

Причины

  • Причины
  • Классификация
  • Симптомы
  • Лечение
  • Профилактика
  • Взаимодействие с окружающим миром

Среди множественных причин возникновения олигофрении у детей существует несколько факторов, влияющих на возникновение и развитие болезни:

  1. эндогенный (внутренний) фактор;
  2. экзогенный (внешний) фактор;
  3. сочетание обоих факторов.

Эндогенные причины носят генетический характер, то есть обусловлены наследственными патологиями – нарушением строения родительских клеток и врожденным сбоем в обмене веществ.

Характерными примерами внутреннего фактора наличия олигофрении в детском возрасте являются синдром Дауна (с содержанием в каждой клетке организма 47 хромосом вместо 46) и врожденная микроцефалия, при которой наблюдается заметно уменьшенный череп головы в связи с малым объемом мозга.

Экзогенные причины олигофрении связаны с внешними воздействиями на ребенка. К ним можно отнести такие внутриутробные факторы, как инфекции, применение алкоголя во время беременности, иммуноконфликт матери и плода, родовые травмы.

Внешние факторы умственной отсталости могут оказать влияние на ребенка не только до рождения, но и в раннем детстве. Это болезни головного мозга (в том числе травмы, опухоли) и тяжелые инфекции в виде кори, скарлатины, перенесенные до 3-летнего возраста.

Смешанные причины состоят из сочетания эндогенных и экзогенных факторов проявления олигофрении. Соотношение обоих факторов в каждом случае сугубо индивидуально.

Классификация

В соответствии с действующей Международной классификацией болезней умственная отсталость подразделяется на 4 категории:

  • легкая с коэффициентом интеллекта IQ 50-69 (дебильность);
  • умеренная с IQ 35-49 (имбецильность);
  • тяжелая с IQ 20-34 (имбецильность);
  • глубокая с IQ Симптомы

Клиническая картина умственной отсталости ребенка взаимосвязана с его психическими расстройствами. В качестве симптомов детской олигофрении в медицине зафиксированы нарушения:

  • сознательной деятельности;
  • познания и обобщения;
  • речи;
  • эмоций.

Проявления олигофрении у детей с ДЦП становятся заметными в 2-3 года и выражаются в торможении интеллектуального развития, слаборазвитых побуждающих рефлексах, расстройствах моторики.

Характерными симптомами олигофрении у новорожденных детей считаются:

  1. отклонения от нормы в строении головы, лица и тела;
  2. нарушения в строении внутренних органов;
  3. признаки фенилкетонурии (генетического заболевания, связанного с нарушением обмена аминокислоты – фенилаланина):
    • кислый запах мочи и кожи,
    • очень бледные кожные покровы,
    • неестественно светлые голубые глаза,
    • вялость, отсутствие реакции,
    • судороги,
    • мышечная слабость.

У маленьких детей внешние признаки олигофрении проявляются в задержке развития таких основных функций, как держание головы, предречевой лепет, умение сидеть, вставать.

Проявление некоторых наследственных факторов олигофрении можно диагностировать в процессе беременности.

Диагностика умственной отсталости у детей первого года жизни проводится по состоянию рефлекторных функций, отклонениям в поведении и физическом развитии. На втором году жизни можно установить степень диагноза.

Лечение

При выявлении у ребенка олигофрении нужно не опускать руки, а стремиться к поддержанию детского здоровья вне зависимости от степени заболевания. Некоторая коррекция умственной отсталости возможна при болезнях наследственного характера, связанных с нарушением обмена веществ.

В большинстве случаев данного диагноза показано симптоматическое лечение – способы терапии, заглушающие признаки болезни, но не устраняющие ее причины.

Профилактика

Предупреждением заболевания олигофренией нужно заниматься до начала беременности. Для этого супругам следует сдать анализ на возможные инфекции и вылечить их. На начальной стадии беременности женщине необходимо пройти тест на генетические патологии, а в течение всего периода вынашивания плода – оберегать свой организм от вирусных заболеваний. Снижение риска возникновения олигофрении также связано с благополучным протеканием родов.

Взаимодействие с окружающим миром

Учеными доказано, что у детей-олигофренов социальный уровень несколько выше интеллектуального. Из этого следует, что степень адаптации ребенка в окружающем мире зависит от среды и в большей степени – от воспитания. При правильном подходе к малышу он начинает проявлять доступный ему интерес к игрушкам, сверстникам, осваивает простейшие навыки самообслуживания.

Родителям полезно помнить, что диагноз – не приговор и не клеймо, а сигнал к действию. Главное – не отрицать болезнь и не упустить время. Проявляя грамотную активность в борьбе за здоровье ребенка, окружая его заботой и любовью, родные помогут своему чаду раскрыть индивидуальный потенциал.

Олигофрения

Олигофрения – это врожденное либо приобретенное до трехлетнего возраста отставание в психическом развитии. Является следствием генетических факторов и перенесенных болезней. Для оценки степени задержки используются тесты на определение уровня интеллекта. Нередко олигофрения у детей сопровождается врожденными физическими пороками.

По статистике в развитых странах от патологии страдает 1% населения. Согласно некоторым исследованиям, умственное недоразвитие есть у 3% людей, но большинство из них не попадают в поле зрения врачей по причине слабо выраженной симптоматики и способности адаптироваться к жизни в социуме.

У мальчиков болезнь олигофрения развивается примерно в 2 раза чаще, чем у девочек. Большая часть случаев выявляется в шестилетнем возрасте, когда осуществляется обследование ребенка перед обучением в школе, и в восемнадцатилетнем возрасте, когда молодые люди решают, в какое образовательное учреждение поступить, проходят медицинский осмотр перед службой в армии.

Тяжелые степени олигофрении всегда диагностируются в раннем возрасте (до 3 лет). Во всех остальных случаях диагностика затруднена из-за большого количества разных методик оценки мышления.

Стадии заболевания по выраженности слабоумия:

  • Дебильность. При олигофрении в степени дебильности коэффициент интеллекта составляет от 50 до 70 баллов. Больной может успешно закончить специализированное учебное заведение, освоить программу, которая соответствует четырем классам общеобразовательной школы. Он осваивает чтение, счет, навыки письма. Может себя обслуживать – ходить в магазин, выполнять работу по хозяйству. Клинической практике известны случаи парциально одаренных детей, которые при низком уровне общего развития имели отличную память, могли выполнять сложнейшие арифметические расчеты, обладали выдающимися художественными способностями.
    Вообще олигофрению в степени умеренной дебильности иногда бывает сложно отличить от нормы. Выявить болезнь помогают специальные исследования.
  • Имбецильность. Это средняя степень тяжести заболевания (коэффициент интеллекта – от 20 до 50). Больной хорошо понимает обращенную к нему речь, может освоить элементарный счет, выучить простые фразы (словарный запас не превышает 200-300 слов). Он способен ухаживать за собой. В случае трудоустройства на специально оборудованное производство выполняет однотипные элементарные операции. Олигофрению в стадии имбецильности характеризует привязанность к близким людям, сильная реакция на похвалу и порицание. Мышлении имбецилов заторможенное. Они никогда не проявляют инициативу, любят подражать. В новой обстановке всегда теряются, не знают, как себя вести.
  • Идиотия. Наиболее тяжелая степень олигофрении (фото больных демонстрируют людей, полностью не способных к самообслуживанию и адаптации в социуме). Люди с таким диагнозом являются инвалидами. У них присутствуют лишь зачаточная речь и мышление. Их эмоциональные переживания ограничиваются удовольствием от удовлетворения физиологических нужд или неудовольствием. Часто пациенты с олигофренией на стадии идиотии озлоблены и агрессивны. Они могут не узнавать родственников, знакомых. Чаще всего не способны освоить элементарные навыки самообслуживания.

Классификация олигофрении по М.С. Певзнер

М.С. Певзнер выделила пять форм олигофрении:

  1. Неосложненная. Характеризуется диффузным поражением мозга. Нервные процессы уравновешены, значительных поражений в пределах корковых анализаторов нет. Отсутствуют психомоторная расторможенность, патологии влечений, судорожные припадки. Пациент может целенаправленно выполнять разную работу. Он спокоен, дисциплинирован, нормально адаптируется в условиях коррекционной школы. Привязан к членам семьи, учителям, одноклассникам. Дети с неосложненной формой олигофрении в стадии дебильности хорошо учатся в специализированной школе, успешно овладевают новыми понятиями, включенными в программу.
  2. Осложненная нарушениями нейродинамических процессов. Помимо интеллектуального недоразвития присутствуют нарушения процессов торможения или возбуждения. В первом случае, когда доминируют процессы торможения, ребенок инертный, медлительный. Он плохо учится, не проявляет интерес к новым вещам. Слабо запоминает учебный материал. Во втором случае (преобладают процессы возбуждения) больной неусидчив, очень часто отвлекается, импульсивен. Он может не обращать внимания на замечания взрослых, часто провоцирует конфликты. При проведении грамотной коррекционной работы может достаточно хорошо адаптироваться в обществе.
  3. С психопатоподобными формами поведения. У ребенка наблюдается ярко выраженное нарушение эмоционально-волевой сферы, снижается критическое отношение к себе и окружающим, плохо развиваются личностные качества. Данная степень олигофрении связана с нейроинфекциями. Она обычно диагностируется у лиц, перенесших постнатальные инфекционные болезни (например, энцефалит, менингит, менингоэнцефалит) либо серьезные черепно-мозговые травмы с вовлечением в воспалительный процесс подкорковых образований. Больные с психопатоподобным поведением склонны к воровству, прожорливости, повышенной сексуальности, бродяжничеству. В момент аффекта они могут быть опасными для социума. Рекомендации окружающих всегда игнорируют. Они не признают правила поведения. В тяжелых случаях пациентам назначается медикаментозное лечение.
  4. Сопровождающаяся нарушениями работы анализаторов. Интеллектуальное и физическое развитие замедлены. Общее недоразвитие мозга обычно сочетается с нарушениями зрения, слуха, речевой системы, опорно-двигательного аппарата.
  5. С выраженной лобной недостаточностью. Наблюдаются грубые нарушения познавательной деятельности. Больной может быть как вялым и пассивным, так и чрезмерно активным, импульсивным. В поведении его проявляются несоциальные наклонности. Степень интеллектуальной недостаточности достигает уровня имбецильности. При нарушениях функций лобных долей мозга всегда отсутствует чувство такта. Биологические потребности, напротив, повышены. Окружающая действительность воспринимается неадекватно. Такие пациенты ничего не стесняются, они не испытывают чувства обиды или страха.

Этиология

Понять, какие причины вызывают олигофрению, можно, изучив еще одну классификацию болезни. Сегодня врачи выделяют четыре базовые формы патологии:

  • I форма – наследственная олигофрения. Она вызвана дефектными генеративными клетками одного из родителей (что говорит о том, что олигофрения передается по наследству). В данную группу относят пациентов с болезнью Дауна, психическим недоразвитием, микроцефалией на фоне имеющихся серьезных поражений костей и кожи.
  • II форма – олигофрения, обусловленная внутриутробными факторами – вирусными, паразитарными и бактериальными инфекциями, перенесенными женщиной во время беременности. Еще одна причина олигофрении, относящаяся к этой группе, — гемолитическая болезнь плода.
  • III форма – задержка психического развития, возникшая из-за родовых травм, асфиксии/гипоксии во время родов. Также она является следствием менингита, энцефалита или черепно-мозговой травмы, перенесенных в возрасте от рождения до трех лет.
  • IV форма – возникает по причине прогрессирования основного врожденного заболевания. Имеются в виду эндокринные патологии или разные дефекты головного мозга.

Практически всегда олигофрения сопровождает заболевания:

  • Микроцефалия (череп имеет уменьшенные размеры, мозг – тоже).
  • Гидроцефалия (в желудочках мозга накапливается слишком много ликвора из-за его избыточной продукции либо затрудненного оттока).
  • Фенилкетонурия (вызывает фенилпировиноградную олигофрению). Возникает по причине нарушения метаболизма фенилаланина, что приводит к образованию большого количества токсичного продукта распада. В результате поражается центральная нервная система, проявляются признаки олигофрении.
  • Токсоплазмоз. Если беременная женщина болеет токсоплазмозом, токсоплазмы могут проникнуть в плод и вызвать разные пороки развития (и головного мозга в том числе).
  • Болезнь Дауна (лишняя 21 хромосома провоцирует развитие сердечных пороков, физического и умственного развития).

Симптомы олигофрении

Симптомами олигофрении у детей раннего возраста являются:

  • отклонения в строении внутренних органов;
  • нарушения в строении тела, лица, головы;
  • выраженные признаки фенилкетонурии;
  • слишком бледные кожные покровы;
  • судороги;
  • кислый запах кожи и мочи;
  • мышечная слабость;
  • очень светлые голубые глаза.

Также признаками олигофрении у детей являются: неумение держать голову, вставать, сидеть.

К общим симптомам заболевания, характерным и для взрослых, и для детей, относят:

  • отставание в умственном развитии;
  • отставание в физическом развитии;
  • нарушения речи;
  • проблемы, связанные с абстрактным мышлением (пациенты не могут сказать, как называются одним словом «яблоко», «груша», «банан», не могут пояснить, что такое «любовь», «дружба», «гнев» и пр.);
  • проблемы в узнавании людей и вещей (при тяжелых степенях олигофрены не могут узнать даже своих родных);
  • сложности при выполнении бытовой работы, при овладении разными видами деятельности (письмо, чтение, счет), при самообслуживание (одеться, поесть, умыться, причесаться);
  • склонность к подчиняемости другим людям, повышенная внушаемость;
  • эмоциональные нарушения в виде вспышек злости, агрессии, раздражительности.

То, насколько сильно выражены у больного те или иные симптомы, зависит от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

Диагностика

Чтобы выявить признаки олигофрении, врачом проводятся:

  • Анализ жалоб пациента. Изучение анамнеза. Выясняется:
    — с какого возраста начали появляться симптомы умственного развития;
    — как протекала беременность матери;
    — часто ли больной простывал в детстве;
    — какие болезни перенес до трехлетнего возраста;
    — как питался (не голодал ли).
  • Осмотр психиатра, в ходе которого оцениваются интеллектуальные способности больного с помощью специальных шкал, опросников, во время обычной беседы. При этом врач изучает, насколько развита речь олигофрена, может ли он адаптироваться к новым условиям, как он общается с родственниками и друзьями.
  • МРТ, КТ головы, которые дают возможность послойно изучить строение мозга и обнаружить его повреждения (если таковые имеются).

Умственная отсталость у детей

При умственной отсталости (олигофрении) у детей наблюдается общее недоразвитие психики, но больше всего страдает интеллект. Как правило, умственная отсталость у детей вызвана патологией головного мозга и начинает развиваться уже в раннем возрасте, но при медикаментозном лечении, а также постоянных занятиях с дефектологом и психологом, у детей есть большие шансы жить обычной жизнью, получить рабочее образование и найти себе профессию.

Умственная отсталость у детей может быть как врожденной, так и приобретенной, при этом не имеет значения, есть ли высшее образование и блестящий интеллект у их родителей, а также их материальный статус.

Причины умственной отсталости у детей

Умственная отсталость у детей обычно выявляется уже к трехлетнему возрасту, хотя иногда (при легкой степени) родители узнают о диагнозе своего ребенка уже в школе, когда тот начинает жаловаться, что ничего не запоминает и не понимает, что объясняет учитель.

На сегодняшний день психиатры выделяют несколько причин умственной отсталости у детей – внутренние (закладывающиеся во время внутриутробного развития), внешние (приобретенные во время родов или в младенческом возрасте).

  • различные интоксикации, неблагополучная экологическая обстановка, повышенный радиационный фон;

тяжелые инфекционные болезни, перенесенные матерью во время беременности: краснуха, скарлатина, цитомегаловирус, ВИЧ;

заражение матери во время беременности токсоплазмозом или другими паразитами;

увлечение будущей матери никотином, алкоголем или наркотиками;

недоношенность, преждевременные роды;

родовые травмы (особенно при использовании щипцов или вакуума);

генетические заболевания (синдромы Дауна, Клейнфельтера, Шерешевского-Тернера и т.д.);

заболевания мозга и мозговых оболочек у малыша (менингит, менингоэнцефалит);

  • расстройство белкового обмена (фенилкетонурия).
  • Читать еще:  Коклюш: симптомы заболевания у детей, лечение антибиотиками в домашних условиях, последствия

    – Очень важно и отношение матери к своему ребенку, если мать не будет общаться со своим ребенком, разговаривать с ним, показывать и рассказывать об окружающем мире, у малыша не только возникнут серьезные с речью и пониманием обращенной к нему речи, но и будет хромать вся познавательная деятельность в целом, это может быть чревато серьезными последствиями в дошкольном и школьном возрасте, – рассказывает олигофренопедагог, дефектолог, логопед Лариса Пристанская.

    Степени умственной отсталости у детей

    Легкая

    При легкой форме умственной отсталости у детей уровень IQ колеблется от 50 до 69 баллов. Дети с легкой степенью умственной отсталости внешне практически ничем не отличаются от своих здоровых сверстников. Проблемы, как правило, начинаются в школьном возрасте: детям тяжело воспринимать и запоминать информацию от учителя, им трудно сконцентрироваться на выполнении задания, они постоянно отвлекаются. Даже запоминание четырехстрочного стихотворения может даваться ученику очень тяжело.

    – Часто у детей с легкой степенью умственной отсталости появляются некоторые странности поведения. Они могут быть замкнутыми, нелюдимыми, тяжело идти на контакт и панически бояться всего нового, в частности новых знакомств. А бывает, что такой ребенок напротив гиперактивен, он излишне дурачится, совершает какие-то странные поступки, таким образом пытаясь проявить себя, привлечь к себе внимание. В любом случае, может возникнуть проблема социальной адаптации, – говорит олигофренопедагог.

    Ребенок с легкой степенью умственной отсталости в состоянии испытывать всю гамму эмоций, но сложные, смешанные эмоции ему уже выразить сложнее. Также такие дети могут слишком наивными и внушаемыми, поэтому могут попасть под дурное влияние.

    Как правило, дети с легкой степенью умственной отсталостью могут учиться в коррекционной школе по специальной облегченной программе. При регулярных занятиях с дефектологом и психотерапевтами они добиваются неплохих результатов в обучении. В дальнейшем они могут получить средне-специальное образование и найти себе достойную рабочую профессию, обзавестись семьей и детьми.

    Умеренная

    При умеренной (средней) форме умственной отсталости у детей уровень IQ варьируется от 35 до 49 баллов. Дети с умеренной формой умственной отсталости внешне отличаются от здоровых детей: их лицо практически лишено мимики, глаза мигают очень редко. Часто у детей с умеренной формой умственной отсталости встречаются оттопыренные уши и приросшие мочки, дефектный прикус, грубые черты лица, микро- или гидроцефалия, широко расставленные глаза. Походка у таких детей медлительная и скованная, очень плохо развита мелкая моторика. Возможны дефекты речи: заикание, шепелявость.

    У детей с умеренной формой умственной отсталости есть серьезные проблемы с восприятием и выражением информации, собственных эмоций (испытывают страх, радость, привязанность, могут отличить похвалу от порицания). Память очень ограниченная и избирательная. Детей с умеренной формой умственной отсталости возможно научить навыкам самообслуживания, а вот со школьным обучением уже возникают серьезные проблемы. Даже чтение и простейший счет могут стать невыполнимой задачей. Общий словарный запас не превышает 200 — 300 слов.

    Конечно, о получении какого-либо образовании речи уже не идет, но в дальнейшем люди с умеренной формой умственной отсталости могут выполнять какую-то простую работу, не требующую принятия решений. Жить они могут и дома, в семье, под присмотром близких. По мере взросления их определяют в специальные школы или социальные учреждения, где они могут жить и заниматься какой-то простой работой. При развитии проблем с неврологией и психикой может потребоваться госпитализация в психиатрическую клинику.

    – С ребенком, страдающим умеренной формой умственной отсталости, нужно заниматься комплексно. Невролог и психиатр назначат медикаментозную терапию, улучшающую мозговые процессы, психостимуляторы, противосудорожные препараты. Также необходимы занятия с логопедом-дефектологом, обучение возможно только на дому, – уточняет олигофренопедагог.

    Тяжелая

    Тяжелая форма умственной отсталости у детей характеризуется серьезным органическим поражением головного мозга и интеллектом, не превышающим 34 балла. При этой форме умственной отсталости практически полностью отсутствует речь и мышление – больные общаются только при помощи мычания и нечленораздельных звуков. Чаще всего, дети с идиотией не могут ходить самостоятельно, имеют множественные внутренние пороки.

    Дети с тяжелой формой умственной отсталости практически не способны испытывать осознанные эмоции, но во время неконтролируемых вспышек гнева могут быть агрессивны и опасны для окружающих. Часто причиняют вред себе – царапают лицо, вырывают волосы, в спокойном состоянии – вялые и малоподвижные.

    Как правило, идиотия выявляется еще в раннем возрасте – ребенок очень поздно начинает держать голову, переворачиваться и сидеть. У ребенка с идиотией характерное выражение лица с гримасой злобы или напротив отстраненное. Язык может быть очень большим и вываливаться изо рта. Ребенок с глубокой степенью умственной отсталости совсем необучаем, не способен даже на элементарные навыки самообслуживания, не контролирует процессы мочеиспускания и дефекации, не отличает съедобное от несъедобного, холодное от горячего, не способен чувствовать насыщение, открыто занимается онанизмом. К сожалению, дети с идиотией не могут жить и воспитываться в обычной семье, и их определяют в специализированные интернаты, где при должном уходе и медикаментозной коррекцией они вполне способны дожить до 40 лет.

    Олигофрения

    Олигофрения – общее стойкое психическое недоразвитие, вызванное органическим поражением головного мозга во внутриутробном или постнатальном периодах. Проявляется снижением интеллекта, эмоциональными, волевыми, речевыми и двигательными нарушениями. Олигофрения является полиэтиологическим заболеванием, может развиваться вследствие неблагоприятных внутриутробных воздействий, генетических аномалий, ЧМТ и некоторых заболеваний. Диагностика и оценка степени олигофрении осуществляется с учетом специальных критериев. Для выявления причины развития олигофрении проводится всестороннее обследование. Необходима терапия основного заболевания, реабилитация и социальная адаптация.

    • Причины и классификация олигофрении
    • Симптомы олигофрении
    • Олигофрения у детей
    • Диагностика олигофрении
    • Лечение и реабилитация при олигофрении
    • Цены на лечение

    Общие сведения

    Олигофрения, или умственная отсталость – форма психического дизонтогенеза, характеризующаяся преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы. Может быть врожденной или возникать в ранний постнатальный период. Является достаточно распространенной патологией. Согласно статистическим данным, в развитых странах олигофренией страдает около 1% населения, при этом у 85% пациентов наблюдается легкая степень умственной отсталости, у 10% — умеренная, у 4% — тяжелая и у 1% — очень тяжелая. Некоторые специалисты считают, что олигофрения имеется примерно у 3% населения, но часть больных не попадают в поле зрения врачей из-за слабой выраженности патологии, удовлетворительной адаптации в обществе и разнородности подходов к диагностике.

    У мальчиков олигофрения развивается в 1,5-2 раза чаще, чем у девочек. Большинство случаев диагностируют в возрасте 6-7 лет (начало обучения в школе) и 18 лет (окончание школы, выбор специальности, служба в армии). Тяжелые степени олигофрении обычно выявляют в первые годы жизни. В остальных случаях ранняя диагностика затруднена, поскольку существующие методики оценки мышления и способностей к социальной адаптации лучше подходят для достаточно «зрелой» психики. При постановке диагноза в раннем возрасте жизни речь идет, скорее, о выявлении предпосылок к диффузной задержке психического развития и определении прогноза. Лечение олигофрении осуществляют психиатры и психоневрологи в сотрудничестве с врачами других специальностей, психологами, логопедами и дефектологами.

    Причины и классификация олигофрении

    Можно выделить несколько причин развития олигофрении: генетические, обусловленные поражением плода во внутриутробном периоде, связанные со значительной недоношенностью, возникшие в процессе родов, вызванные поражениями головного мозга (травматическими, инфекционными и пр.) и спровоцированные педагогической запущенностью. В некоторых случаях причину возникновения умственной отсталости определить не удается.

    Примерно 50% случаев тяжелой олигофрении являются следствием генетических нарушений. В список таких нарушений включают хромосомные аномалии при синдроме Дауна и синдроме Вильямса, нарушения процессов импринтинга при синдроме Прадера-Вилли и синдроме Ангельмана, а также различные генетические мутации при синдроме Ретта и некоторых ферментопатиях. К поражениям плода, способным вызвать олигофрению, относят ионизирующее излучение, гипоксию плода, хронические интоксикации некоторыми химическими соединениями, алкоголизм и наркоманию матери, резус-конфликт или иммунологический конфликт между матерью и ребенком, внутриутробные инфекции (сифилис, цитомегаловирус, герпес, краснуху, токсоплазмоз).

    Олигофрения при значительной недоношенности возникает вследствие недоразвития всех систем организма и его недостаточной приспособленности к автономному существованию. Олигофрения при патологических родах может развиваться в результате асфиксии и родовых травм. К числу поражений головного мозга, провоцирующих олигофрению, относят черепно-мозговые травмы, гидроцефалию, менингит, энцефалит и менингоэнцефалит. Социально-педагогическая запущенность, как причина умственной отсталости, обычно выявляется у детей алкоголиков и наркоманов.

    Ранее традиционно различали три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотию. В настоящее время перечисленные названия исключены из Международной классификации болезней и не используются специалистами из-за стигматизирующего оттенка. Современные врачи и педагоги выделяют не три, а четыре степени олигофрении, и используют нейтральные обозначения, не имеющие негативной окраски. При легкой степени олигофрении коэффициент интеллекта составляет 50-69, при умеренной – 35-49, при тяжелой – 20-34, при глубокой – менее 20. Существуют также более сложные классификации олигофрении, учитывающие не только уровень интеллекта, но и выраженность других нарушений: расстройств эмоционально-волевой сферы, недоразвития речи, нарушений памяти, внимания и восприятия.

    Симптомы олигофрении

    Характерной особенностью олигофрении является всестороннее и всеобъемлющее поражение. Страдает не только интеллект, но и другие функции: речь, память, воля, эмоции, способность концентрировать внимание, воспринимать и перерабатывать информацию. В большинстве случаев наблюдаются двигательные нарушения различной степени выраженности. При многих заболеваниях, провоцирующих олигофрению, выявляются соматические и неврологические расстройства.

    Страдает образное мышление, способность к обобщениям и абстрагированию. Мышление больных с тяжелой олигофренией напоминает мышление детей младшего возраста. При легких формах олигофрении нарушения выражены менее ярко, однако обращает на себя внимание конкретность мыслительных процессов, неспособность выйти за рамки текущей ситуации. Способность к концентрации внимания снижена. Больные с олигофренией легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении определенного действия. Инициатива носит незрелый, эпизодический характер и обусловлена не планированием и целеполаганием, а сиюминутными эмоциональными реакциями.

    Память обычно ослаблена, в отдельных случаях при олигофрении наблюдается хорошее избирательное механическое запоминание простых данных: имен, названий, цифр. Речь скудная, упрощенная. Обращает на себя внимание ограниченный словарный запас, склонность использовать короткие фразы и простые предложения, а также ошибки при построении фраз и предложений. Нередко выявляются различные дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой умственной отсталости возможно чтение и понимание прочитанного, однако обучение занимает больше времени, чем у здоровых сверстников. При тяжелой олигофрении пациенты либо не умеют читать, либо, в случае многолетнего упорного обучения, – распознают буквы, но не могут понять смысла прочитанного.

    Читать еще:  Судороги при температуре у ребенка: первая помощь

    Наблюдается более или менее выраженное снижение способности к решению повседневных житейских вопросов. Больным олигофренией трудно подобрать одежду с учетом погодных условий, самостоятельно купить продукты, приготовить еду, сделать уборку в квартире и т. д. Пациенты легко принимают необдуманные решения и попадают под влияние других людей. Уровень критики снижен. Физическое состояние может сильно варьировать. Некоторые больные нормально развиты, иногда физическое развитие существенно превышает средний уровень, однако в большинстве случаев при олигофрении наблюдается некоторое отставание от нормы.

    Олигофрения у детей

    Выраженность клинических проявлений олигофрении зависит от возраста. Большинство признаков становятся хорошо заметными после 6-7 лет, однако некоторые симптомы можно распознать и в более раннем возрасте. У малышей часто наблюдается повышенная раздражительность. Они хуже сверстников вступают в эмоциональный контакт с взрослыми, меньше общаются с ровесниками, проявляют мало интереса к окружающему. Обучение детей с олигофренией элементарным действиям (использованию столовых приборов, одеванию, обуванию) занимает гораздо больше времени.

    При олигофрении выявляется недоразвитие нормальной возрастной деятельности. До 3-4 лет, когда другие дети активно учатся играть, пациенты с олигофренией зачастую не проявляют интереса к игрушкам, не пытаются ими манипулировать. В последующем больные предпочитают простые игры. Когда здоровые дети начинают активно подражать действиям взрослых, копируя их поведение на своем игровом пространстве, дети с олигофренией еще переставляют и вертят игрушки, осуществляя первое знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование либо не привлекают пациентов, либо осуществляются на достаточно примитивном уровне (каракули в возрасте, когда другие дети уже рисуют сюжетные картины и т. д.).

    Олигофрения негативно влияет на способность распознавать свойства предметов и взаимодействовать с внешним миром. Дети либо проявляют хаотичную активность, либо действуют по жесткому шаблону, без учета реальных обстоятельств. Способность к концентрации внимания снижена. Развитие речи отстает от возрастной нормы. Пациенты с олигофренией поздно начинают лепетать, произносить первые слова и фразы, хуже сверстников понимают обращенную к ним речь, в последующем – плохо воспринимают словесные инструкции.

    Для запоминания наглядного и словесного материала больным олигофренией требуется большое количество повторений, при этом новая информация плохо удерживается в памяти. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер – в памяти остается только яркое и необычное. Из-за слабости или отсутствия образного мышления дети с олигофренией плохо решают абстрактные задачи, воспринимают изображения на картинках, как реальные обстоятельства и т.п. Отмечается ослабление волевых качеств: импульсивность, отсутствие инициативы, недостаток самостоятельности.

    Эмоциональное развитие при олигофрении также отстает от возрастной нормы. Гамма переживаний более скудная по сравнению со здоровыми сверстниками, эмоции поверхностны и нестабильны. Нередко наблюдается неадекватность, преувеличенность эмоций, их несоответствие ситуации. Отличительной чертой олигофрении является не только общее отставание, но и своеобразие развития: неравномерность «созревания» отдельных аспектов психической деятельности и двигательной активности с учетом возрастной нормы, замедление развития, скачкообразность развития с отдельными «всплесками».

    Диагностика олигофрении

    Диагностика обычно не вызывает затруднений. Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнеза (данные о задержке психического и физического развития), беседы с пациентом и результатов специальных исследований. В процессе беседы врач оценивает уровень речи больного олигофренией, его словарный запас, способность к обобщениям и абстрактному мышлению, уровень самооценки и критичности восприятия себя и окружающего мира. Для более точной оценки психических процессов применяют различные психологические тесты.

    В процессе исследования мышления пациента с олигофренией просят объяснить смысл метафор или пословиц, определить последовательность событий, изображенных на нескольких рисунках, сравнить несколько понятий и пр. Для оценки памяти пациенту предлагают запомнить несколько слов или пересказать короткую историю. Для определения причины развития олигофрении проводят всестороннее обследование. Перечень анализов и инструментальных исследований зависит от выявленных соматических, неврологических и психических нарушений. Больным олигофренией могут быть назначены МРТ головного мозга, ЭЭГ, исследования кариотипа, пробы на врожденный сифилис и токсоплазмоз и др.

    Лечение и реабилитация при олигофрении

    Коррекция отставания психического развития возможна только при раннем выявлении ферментопатий. В остальных случаях при олигофрении показана симптоматическая терапия. При выявлении внутриутробных инфекций проводят соответствующее лечение. Больным олигофренией назначают витамины, ноотропные препараты, антигипоксанты, антиоксиданты и средства для улучшения метаболизма в головном мозге. При психомоторном возбуждении используют седативные препараты, при заторможенности – мягкие стимуляторы.

    Важнейшей задачей специалистов в области психиатрии, психологии, неврологии, дефектологии и педагогики является максимально возможная адаптация больного к самообслуживанию и жизни в социуме. Ребенок с олигофренией, находясь среди людей, зачастую живет фактически в изоляции. Он плохо понимает окружающих, окружающие плохо понимают его. Эта особенность нередко усугубляется недостаточностью эмоциональных контактов с ближайшими родственниками.

    Чувства родителей после постановки диагноза олигофрения ухудшают спонтанное понимание переживаний ребенка. Малыш, и без того недостаточно живо реагирующий на других людей, не получает достаточно поддержки и уходит в себя, что затрудняет дальнейшее обучение и социализацию. Для устранения этой проблемы проводят занятия с родителями и детьми, обучая взрослых правильно устанавливать контакт и общаться с ребенком, страдающим олигофренией, а ребенка – контактировать с родителями, другими взрослыми и сверстниками. Больного направляют к логопеду для проведения коррекционных занятий при системном недоразвитии речи.

    Большое внимание уделяют вхождению в коллектив сверстников: класс, группу в детском саду, обучающую или игровую группу. Проводят работу по улучшению навыков самообслуживания. Ребенка направляют в специальный коррекционный класс или школу, в последующем – помогают больному олигофренией выбрать подходящую специальность и получить необходимые профессиональные навыки. План лечения, мероприятий по реабилитации и адаптации составляют индивидуально, с учетом степени олигофрении, особенностей физического развития, наличия или отсутствия неврологических и соматических расстройств.

    Прогноз при олигофрении определяется степенью умственной отсталости, временем постановки диагноза и начала лечения. При своевременном лечении и реабилитации пациенты с легкой степенью олигофрении способны решать бытовые проблемы, осваивать несложные профессии и самостоятельно существовать в социуме. Иногда им требуется поддержка при решении сложных вопросов. Больных с умеренной и тяжелой олигофренией можно обучить выполнению несложных домашних обязанностей. Необходима регулярная поддержка, при наличии специально оборудованных рабочих мест возможно трудоустройство. Пациенты с глубокой олигофренией нуждаются в постоянном уходе.

    Олигофрения

    Общая характеристика заболевания

    Олигофрения – это врождённое или приобретённое в раннем возрасте слабоумие. Оно выражается в общем недоразвитии психики и в первую очередь затрагивает интеллект человека. Термин «олигофрения» происходит от двух греческих слов «oligos» (малый) и «phrēn» (разум), хотя более корректными считаются выражения «психическая задержка» или «психическая недостаточность». В обиходе олигофрению у детей нередко называют психической отсталостью, а самого ребёнка с задержкой умственного развития — отсталым.

    Олигофрения, как отдельное заболевание, была классифицирована лишь в начале прошлого века. До этого времени общий собирательный термин «слабоумие» объединял пациентов как с врождённой болезнью, так и с приобретённым психическим недоразвитием, например, старческой деменцией.

    Причины олигофрении

    Существует три группы факторов, провоцирующих развитие заболевания:

    Первый комплекс причин олигофрении имеет эндогенный (внутренний) характер. Сюда относят все виды психического недоразвития, вызванного хромосомными патологиями, различными генетическими синдромами и наследственными специфическими нарушениями обмена веществ. Причиной олигофрении данного типа могут послужить синдром Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера, Рубинстайна — Тейби, болезнь Дауна, разные типы мукополисахаридоза и другие метаболические заболевания.

    Второй комплекс причин олигофрении составляют факторы экзогенной, т.е. внешней, этиологии. В данном случае общее психическое недоразвитие у больного могут вызвать внутриутробные инфекции во время беременности, иммуноконфликт крови мамы и ребёнка, родовые и послеродовые травмы черепа малыша, алкоголизм матери, наркомания и другие пагубные привычки, спровоцировавшие серьёзные нарушения в снабжении плода питательными веществами.

    Комплекс причин олигофрении смешанной этиологии состоит из факторов как экзогенной, так и эндогенной природы. В результате совокупного воздействия на организм человека сразу нескольких неблагоприятных факторов развиваются самые тяжёлые формы олигофрении.

    Формы олигофрении

    Каждому комплексу причин олигофрении соответствует отдельная форма заболевания. Всего на сегодняшний момент принято различать 4 формы олигофрении:

    I форма олигофрении – наследственный вариант заболевания, вызванный дефектными генеративными клетками родителей больного. К I форме олигофрении относят пациентов с болезнью Дауна, микроцефалией и психическим недоразвитием на фоне серьёзных патологий кожи и костей человека.

    II форма олигофрении – различные виды эмбрио- и фетопатий. Ко II форме олигофрении причисляют виды психического недоразвития, вызванные внутриутробными факторами: вирусными, бактериальными или паразитарными инфекциями женщины во время беременности, гемолитическими болезнями плода.

    III форма олигофрении – задержка психического развития у ребёнка, спровоцированная родовой травмой, гипоксией или асфиксией во время родов, а также перенесённым в возрасте до 3 лет энцефалитом, менингитом или серьёзной черепно-мозговой травмой.

    И последняя VI форма олигофрении – тип психического недоразвития, вызванный прогрессированием основного врождённого заболевания, например, различных дефектов головного мозга или эндокринных патологий.

    Степени олигофрении

    В зависимости от выраженности умственного дефекта и коэффициента интеллекта больного различают 3 степени олигофрении:

    Лёгкую умственную отсталость принято называть дебильностью. У больных с этой степенью олигофрении коэффициент интеллекта находится в переделах 50-70 балов. Пациенты имеют довольно развитую речь, могут совершать простые арифметические операции (сложить, отнять, посчитать деньги). Их круг интересов ограничен бытовыми вопросами. К обучению больные с лёгкой степенью олигофрении интереса не проявляют и демонстрируют полную неспособность к абстрактному мышлению. Они в состоянии усвоить правила общественного поведения и навыки примитивного монотонного ручного труда.

    Имбецильность – степень олигофрении с умеренной выраженностью интеллектуального недоразвития. Коэффициент интеллекта этих людей от 20 до 49 баллов. Больные с данной степенью олигофрении косноязычны. Их словарный запас состоит из нескольких десятков слов. При этой степени олигофрении у человека сохраняется способность к самообслуживанию, но выполнять самую примитивную производственную работу больной часто оказывается не в состоянии.

    Идиотия – степень олигофрении с самой глубокой умственной отсталостью. Пациенты этой группы имеют коэффициент интеллекта менее 20 баллов. Мышление при глубокой степени олигофрении практически неразвито. Больные плохо понимают обращённую к ним речь. Их общение с окружающими ограничено проявлением эмоций удовольствия или неудовольствия. Навыки самообслуживания у пациентов отсутствуют, и они полностью зависимы от ухаживающих за ними людей.

    Диагностика олигофрении

    Некоторые формы олигофрении, вызванные генетическими факторами, сегодня можно диагностировать ещё на стадии внутриутробного развития. В таком случае решается вопрос о возможности искусственного прерывания беременности.

    Олигофрения у детей первого года жизни диагностируется на основании целого комплекса симптомов физического и психического отставания в развитии. Олигофрения у детей самого раннего возраста выражается в неспособности ребёнка до года держать голову, сидеть, фиксировать взгляд на одной точке, поворачивать голову на звук, улыбаться или гулить на обращённую к нему речь.

    Олигофрения у детей второго года жизни проявляется в отсутствии желания познавать окружающую среду, в неразвитости речи и моторики. Ребёнок не понимает обращённую к нему речь и не пытается имитировать действия взрослых. В самом раннем возрасте диагностируются, как правило, самые тяжёлые степени олигофрении.

    В дошкольном периоде лёгкая степень олигофрении у детей выражается в слабо развитой речи, преобладании примитивных эмоций, плохой обучаемости и неспособности к самообслуживанию.

    Лечение олигофрении

    Для выявления различных форм олигофрении у детей во всём мире существует патронажная система контроля физического и психического развития ребёнка от рождения и до определения его в школу. К сожалению, лечение заболевания возможно лишь у детей с олигофренией метаболической этиологии. В таком случае ребёнку назначаются препараты для коррекции обмена веществ, и дальнейшее развитие болезни зависит от восприимчивости детского организма к лечению.

    При всех других формах олигофрении у детей можно проводить лишь вспомогательную терапию витаминными комплексами, аминокислотами, ноотропами, препаратами для стимуляции мозгового кровообращения и уменьшения внутричерепного давления.

    Диагноз «олигофрения» у детей предполагает участие ребёнка в социальной программе реабилитации. При лёгкой и средней степени олигофрении больные направляются в специализированные детские сады и школы-интернаты. Там они получают образование примерно на уровне 4 классов обычной школы и одновременно обучаются какой-либо профессии. После окончания интерната большинство выпускников трудоустраивается. При всех формах олигофрении пациентам оформляется инвалидность и назначается денежное пособие.

    Видео с YouTube по теме статьи:

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector