Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социальная адаптация в детском саду: как помочь ребенку снизить напряжение и привыкнуть к новому коллективу

Адаптация ребенка в детскому саду: советы психолога

Время, когда ребенок идет в детский сад очень сложное и для него самого, и для его родителей. Первые дни, а то и недели в дошкольном учреждении – непростое испытание для всех членов семьи. Слезы и капризы по утрам, тревожное состояние, которое передается от детей ко взрослым, постоянное пребывание в стрессе, повышенная возбудимость или наоборот – вялость и апатия. И это далеко не полный список внешних проявлений, которые некоторые родители склонны считать за пустые капризы. Между тем проблема лежит гораздо глубже, и нужно помочь ребенку преодолеть этот действительно сложный для него период. Как помочь адаптироваться малышу в коллективе и сделать походы в детский сад настоящим праздником, подскажут психологи.

Трудности адаптационного периода

Полная детская дезадаптация наблюдается достаточно редко, по статистике, лишь в одном случае из ста. Тем не менее, в той или иной степени, адаптационным трудностям подвержены все дети, как дошкольного возраста, так и более взрослые. Даже у взрослого человека с устоявшейся психикой внезапная смена привычного ритма жизни может вызвать серьезный стресс, не говоря уже о слабом и беззащитном ребенке. В первую очередь, трудности в адаптации связаны с отрывом от родителей. Порой ребенку кажется, что его больше никто не любит, все от него отказались.

Замечено, что особенно остро в период от трех до пяти лет разлуку с матерью переживают мальчики, чем девочки.

Нарушение устоявшегося ритма жизни, привычных моделей поведения. Если же ребенок до этого еще ни разу не испытывал самостоятельности или взаимодействия со сверстниками, то новой модели поведения у него попросту нет, и он не знает, как себя вести в новых для него обстоятельствах. Отсюда возможны конфликты как с воспитателями, так и другими детьми.

Самыми распространенными причинами, по которым дети отказываются посещать дошкольное учреждение, это страхи и повышенная эмоциональность. Рассмотрим их.

  • Избыток впечатлений или повышенная эмоциональность ребенка. Еще не до конца сформировавшаяся детская психика бывает неспособна справиться со шквалом новых эмоций и ощущений, которые обрушиваются на малыша с самых первых дней пребывания на новом месте. Часто это пугает ребенка и не дает ему адекватно оценить действительность.
  • Страх перед неизвестностью. Маленький человек растерян, он не знает, что его ожидает в дальнейшем. Новый распорядок дня, новые люди, к которым он не привык.
  • Особенно тяжело адаптация происходит у тех детей, которые до детского сада практически постоянно воспитывались в семье. Дома гораздо снижен порог запретов, а в детском саду новые и новые «нельзя» окружают его со всех сторон.
  • Строгость воспитателей часто резко контрастирует с доброжелательностью родителей, что нарушает прежние поведенческие модели ребенка.

К тому же теперь многие вещи ему приходится выполнять самостоятельно, поэтому очень важно приучать к выполнению хотя бы элементарных действий по самообслуживанию с самого раннего возраста.

Как облегчить привыкание ребенка к детскому саду

Период адаптации большинство психологов разделяет на три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Во время подготовительного этапа расскажите ребенку, что такое детский сад, чем в нем занимаются. Вспомните несколько забавных историй из собственной жизни, связанных с пребыванием в садике. Лучше даже сходить с ним «на экскурсию», познакомиться с детьми и воспитателями, обратить внимание на красоту вокруг детского сада и уют внутри.

Еще до начала посещения дошкольного учреждения нужно приучить ребенка к некоторым элементарным действиям по самообслуживанию: самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться туалетом, вилкой и ложкой, зубной щеткой. Примерно за два-три месяца до начала посещения детского сада надо установить режим дня, близкий к режиму в учреждении, и стараться неукоснительно соблюдать его, даже по выходным. Нелишне будет также приучить малыша к новым блюдам, если до этого его рацион был иным, чем в детском саду.

Основной этап включает непосредственно пребывание в группе, но на непродолжительное время: от одного до трех часов в первые две недели. Важно сформировать положительные эмоции как от садика и постепенно подготавливать к более длительному отрыву от дома. Первые несколько дней можно даже побыть вместе с ребенком, постепенно увеличивая время самостоятельного пребывания.

На заключительном этапе ребенок должен проводить в детском саду четыре часа и более, можно оставлять его на дневной сон. Когда настроение, сон и аппетит малыша приходят в норму, можно считать, что адаптационный период завершился.

Но, как бы легко и, казалось, незаметно ни проходило время привыкания, для ребенка, как и для любого человека, подобная смена обстановки – это стресс, и задача родителей свести его к минимуму.

Типичные ошибки родителей, советы психолога

Самая распространенная ошибка – неготовность к негативной реакции со стороны ребенка или просто нежелание разобраться в проблеме. Родителям может показаться, что он просто капризничает, пытается обратить на себя излишнее внимание. «Мы ходили – и ничего», — так часто говорят они, забывая, что и сами в первое время испытывали сильный стресс. Родители могут оказаться не готовы к излишней плаксивости, не зная, что плач – это основная детская реакция на стресс. В связи с этим частой ошибкой является наказание или брань, что только усугубляет ситуацию.

Часто родители перестают уделять внимание малышу, интересоваться его делами, надеясь на то, что в дошкольном учреждении и так все хорошо, воспитатели со всем прекрасно справятся. В этом случае ребенок может особенно остро почувствовать разлуку с родителями, почувствовать себя брошенным и никому не нужным. Кроме того, со всеми стрессовыми ситуациями ему придется справляться самостоятельно, что может привести как к неоправданной агрессии в попытках защитить себя, так и напротив – замкнутости, отрешенности, нервозности.

Противоположной же ошибкой является излишняя опека, затянутое и даже слезное расставание по утрам и немедленное возвращение, чтобы забрать домой.

Выше уже говорилось о том, что сам момент расставания должен пройти на позитивной волне. Некоторые же родители, видя, что ребенок чем-то занялся, стараются незаметно исчезнуть. Ребенок, отвлекшись от своих занятий, вдруг осознает, что мамы нет, не известно, когда она вернется и вернется ли вообще. Он будет страшно напуган, у него может сложиться впечатление, что его могут в любой момент внезапно бросить и оставить одного, а это может привести к куда более глубоким психологическим травмам.

Ни в коем случае нельзя пугать ребенка детским садом и особенно грозить тем, что никогда его не возьмете назад. В этом случае у малыша неизбежно сложится представление о садике как о страшном месте, откуда можно не вернуться.

Нельзя сулить награды только за один факт посещения детского сада. В дальнейшем для ребенка это может стать орудием шантажа родителей: не пойду в садик, если не купите игрушку. Но за хорошее поведение в садике или за какие-нибудь конкретные успехи можно и нужно поощрять.

Также одной из распространенных ошибок со стороны родителей является негативное высказывание в адрес воспитателей в присутствии ребенка. Пусть даже малыш и не поймет, о чем речь, но интуитивно почувствует, что мама чем-то недовольна, и у него сложится представление, будто детский сад – это место, где не все так хорошо, а воспитатели тоже могут быть плохими людьми, которые могут причинить вред.

Недопустимо резкое вхождение в новую для малыша среду. Некоторые родители сводят к минимуму адаптационный период или не обращают на него внимание вовсе. Ребенок вынужден быстро менять режим дня, привычки, рано утром в второпях его с криком волокут куда-то, оставляют там одного, с незнакомыми людьми на неопределенное время… Все это необязательно, но вполне может привести к тем или иным нарушениям психики.

Выявление детских страхов

Для обнаружения детских страхов в психологии применяют несколько наиболее часто употребляемых диагностических методов: методическое руководство по выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективную систему А. И. Захарова «Мои страхи», вопросник на уровень тревоги Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко, тесты П. Бейкер и М. Алворд, проективное пособие – методичку по эмоциональным отношениям в семьях «Рисунок семьи» В. К. Лосевой и Г. Т. Хоментаускаса и методика выявления эмоционального самочувствия (состояния) Л. Лебедевой.

  1. Диагностика по М. А. Панфиловой «Страхи в домиках».
    Используя руководство можно сделать заключение о всей гамме страхов у ребенка старше трех лет. Тестирование протекает в режиме игры и рисования. Малыш отвечает на вопросы и в случае подтверждающих ответов (3 из 5, или 6) в страхи классифицируется. Провести такое тестирование не сложно, специальные навыки для этого не требуются.
  2. Диагностика по проекционной системе А. И. Захарова.
    Ребенок, по ходу общения о актуальных воспоминаниях страшных эпизодов его жизни, рисует разноцветными карандашами и объясняет изображенное. Предполагается, что в результате сеанса у ребенка наступит «переориентация» внутренних психологических «настроек» с защитных на конструктивно – положительные.
  3. Диагностика по системе «Силуэт человека» Л. Лебедевой.
    Принцип основан на исследовании Макса Люшера: используя разные цвета карандашей ребенок «прорисовывает» в палитре проекцию видов самоощущения (синий – удовлетворенность происходящим – тяга к взаимопониманию, единству; красный – жизненная активность, оптимизм – жажда успеха, лидерства; зеленый – вдумчивость и глубокий подход – желание постоянства, власти, тяга к познаниям; светло – желтый — мажорная игривость, общительность – любят перемены, ценят свободу, надеются на хорошее; выбор серого, коричневого и черного цветов констатирует наличие сильного стресса).

Этот тест является невербальным рассказом сокровенного, внутреннего «я» малыша для опытного психолога.

Поясняя рисунок и отвечая на вопросы теста ребенок «проговаривает» свое внутреннее видение мира и семьи.

Психологи, работающие в дошкольных заведениях, помогут выявить страхи у ребенка по вышеперечисленным методикам и смогут дать рекомендации родителям по адаптации малыша в саду. По этим методикам и сами родители могут определить, чего так боится их ребенок в саду.

Способы, позволяющие уменьшить стресс ребенка

Для начала необходимо понять, что именно затрудняет адаптацию вашего ребенка в детском саду. Если проблема лежит на поверхности, то ее достаточно легко локализовать и решить. Но бывает так, что родители сталкиваются с целым комплексом скрытых трудностей, которые не в силах решить самостоятельно. В этом случае за помощью лучше обратиться к профессиональному психологу.

Необходимо знать, какие эмоции могут возникнуть у ребенка в адаптационный период, чтобы нейтрализовать негативные и усилить позитивные. Как правило, из негативных ярче всего выражены страх, гнев, обида. Положительные – радость от познания нового, удовольствие от общения, удовлетворение чувством самостоятельности.

В первое время лучше, если ребенок будет находиться в детском саду не более трех часов в день, постепенно пребывание в группе увеличивают. Обязательно говорите малышу, когда вернетесь, чтобы он не чувствовал себя покинутым и одиноким. Придумайте вместе занятие до вашего возвращения. Смех – лучшее лекарство от стресса. Пошутите перед уходом, чтобы расставание, пусть и всего на несколько часов, произошло на позитивной волне. Не позволяйте «расчувствоваться» себе: смех заразителен, а плач заразителен вдвойне.

Разрешайте ребенку взять с собой любимые игрушки: так он будет чувствовать связь с домом. Иногда помогает такая маленькая хитрость: пусть ребенка в сад отводит не кто-нибудь из родителей, а кто-то из других членов семьи. Тогда сам момент оставления в группе пройдет не так остро.

Обязательно переживайте вместе этот новый для вас период. Интересуйтесь, каким был у него день, что интересного случилось в группе, что он узнал нового, во что играл, с кем познакомился. Хвалите за успехи и помогите советом, если у малыша возникли трудности. Можете рассказать, как прошел день у вас в его отсутствие. Ребенок будет чувствовать поддержку и знать, что он не предоставлен самому себе и от него не отказались. Не забывайте подчеркивать, что теперь он стал взрослым и самостоятельным, каждый день ходит в сад так же, как мама с папой ходят на работу.

Перед сном можно еще раз поговорить с ребенком о завтрашнем походе в детский сад, рассмотреть положительные моменты. Спать же малыша надо укладывать несколько раньше обычного: ведь даже взрослый человек, если чувствует себя не выспавшимся, больше подвержен отрицательным эмоциям и стрессу.

Вместо заключения

Адаптационный период у разных детей проходит по-разному – для кого-то он практически незаметен, а кто-то сталкивается с очень серьезными проблемами. В среднем это два-три месяца, в течение которых совершенно необходимо помогать ребенку освоиться и привыкнуть к новому для него образу жизни, проявить терпение и доброжелательность.


Как помочь ребенку адаптироваться к детскому садику

Смена обстановки, привычной среды – сильнейший стресс, в особенности для ребенка. Привыкший к постоянной помощи, поддержке, любви, нежности со стороны мамы, ребенок неохотно идет в детский сад. Ведь там абсолютно чужие люди, другая атмосфера. Мама не придет по первому требованию, капризничать бессмысленно. В мгновение ока меняется абсолютно все, и свыкнуться малышу с этим не так-то просто. Как помочь крохе адаптироваться в детском садике, избежав неприятных последствий?

Предварительна подготовка

Ставить малыша перед фактом просто жестоко. Мысленно вы ведь намечаете примерный срок сдачи чада в детский сад, поэтому важно сразу говорить с ребенком об этом. Скорее всего, в первый разговор ребятенок может начать капризничать, закатить скандал, особенно если близок с вами. Но в дальнейших обсуждениях малыш свыкнется с мыслью об обязательном нахождении в детском саду.

Объясните, что дитя становится взрослым, что пойти в детский сад – возможность помочь вам, обзавестись друзьями и научиться много чему новому. Первый, важнейший шаг – подготовка ребенка к смене привычной обстановки, без него адаптация может затянуться, не пройти успешно.

Сформируйте у отпрыска минимальные навыки самостоятельности. Научите одеваться, обуваться, завязывать неудобные шнурки, держать ложку, кушать, пить, ходить на горшок. Для лучшего отложения подобных навыков можно воспользоваться разнообразными ролевыми играми.

Немаловажная функция детского садика – возможность общения с ровесниками. Понаблюдайте за малышом в песочнице, на прогулке. Это поможет предсказать примерное протекание адаптации. Если малыш разговорчив, с радостью находит общий язык – скорее всего, в саду ситуация будет аналогичной. При обратной модели поведения стоит немного поработать с ребенком над этим. Учите запоминать имена, называть собственное. Старайтесь чаще гулять и знакомить малыша с детками близкого возраста.

Забирайте пораньше

На него обрушился чуть ли не целый новый мир к которому еще только предстоит адаптироваться. Выдержать подобный напор на протяжении всего дня очень сложно. Отдайте ребенка на полдня, но постепенно увеличивайте время нахождения в садике. И снова – говорите, обсуждайте, объясняйте, что так будет не всегда, и малышу придется привыкать к полно суточному пребыванию в саду.

Если новый воспитанник детского сада начнет ходить в него с радостью, тогда можно оставить его на целый день.

Нет колебания и жалости

Очень трудно уходить, оставляя кровинку, когда он виснет на рукаве, ревет, кричит, плачет. Поцелуйте малыша на прощание и старайтесь уходить как можно быстрее. Чем дольше вы находитесь рядом, тем большая надежда у ребенка на перемену вашего решения.

Будьте тверды и позитивны. Ребенка обязательно успокоят профессионалы, помогут влиться в коллектив, познакомят, объяснят, научат. Ваши слезы и жалость добра не принесут, напротив – добавят работы воспитателям.

Всем своим видом покажите малышу, что не происходит ничего страшного. Будьте позитивны и уверенны в том, что ему понравится новый коллектив.

Обсуждайте прошедший день

Это очень важно на пути к адаптации. В любом коллективе находятся неприятные, вредные дети, готовые пинаться, драться т.п. Если воспитанник оказался в роли жертвы, непременно сообщите воспитателю или поговорите с родителями виновника. Как научить ребенка постоять за себя, здесь.

Выводите своего малыша на разговор стандартными вопросами: «Как прошел твой день? Как твои дела? С кем подружился? Что тебя беспокоит?».

Обсуждайте с вечера, что завтра можно взять в садик. Какие игрушки будут полезны для игры со сверстниками или подымут настроение вдали от дома.

Не вините себя

Некоторые родители страдают нехорошей вещью. Забрав обиженного ребенка с сада, они стараются «загладить вину» — покупают игрушки, сладости. Запомните: ВАШЕЙ ВИНЫ НЕТ. Обстоятельства рано или поздно заставляют родителей отдавать детей в детский садик. Заглаживая несуществующую вину, вы затрудняете период адаптации ребенка, а также позволяете ему манипулировать. Так вы рискуете вырастить капризного, избалованного «обижулю».

Любая проблема решается разговором. Не уставайте объяснять крохе: «Да, милый, это неприятно, но только на первый взгляд. Тебе обязательно понравятся новые друзья, занятия и воспитатели. Такой разговор гораздо лучше исполнения капризов.

Нет агрессии

Некрасивые выходки воспитанника, капризы всего лишь естественная реакция на стресс и этап в адаптации к новой обстановке. Ни в коем случае не кричите, не ругайте сына/дочь. Объясняйте, почему нельзя кататься по полу в общественном месте, почему нельзя ломать игрушки, рвать вещи. И уж тем более не применяйте физического насилия. От этого малышу становится еще труднее принять новую обстановку.

Создайте спокойную атмосферу дома

Малыш, адаптируясь в коллективе, подвергается каждодневному стрессу. Если дома будут бушевать скандалы – ни о какой быстрой адаптации речи быть не может. Не срывайтесь на детях из-за рабочих проблем, не устраивайте скандалы со второй половинкой. Как сказываются ссоры родителей на неокрепшей детской психике, читайте здесь.

Если муж вспыльчив – поговорите об этом и с ним. Создайте совместно максимально спокойную атмосферу, дабы помочь воспитаннику шагнуть в новый, почти взрослый мир.

Для лучшей адаптации общайтесь с воспитателями

Это одно из важнейших условий. Во-первых, поговорите об индивидуальных особенностях своей крохи. Чем раньше воспитатель узнает из первых уст о характере малыша, тем быстрее он подберет индивидуальный подход к ребенку.

Во-вторых, спрашивайте о поведении отпрыска в группе, общении с другими детками. Прислушайтесь к замечаниям воспитателя, по мере сил, возможностей проводите самостоятельную воспитательную работу дома.

Приготовьтесь к периоду заболеваний

На фоне стресса иммунная система дает сбои. Обостряются хронические заболевания, накатывает волна различных простуд, ОРВИ. Это совершенно нередкое событие, поэтому нужно быть готовой к этому.

Не паникуйте, не вините администрацию садика в халатном отношении. Частые болезни это неотъемлемый этап адаптации в коллективе. Если предпосылок для этого никаких нет, просто отлежитесь дома несколько дней, предварительно посетив поликлинику.

Если адаптация не произошла течение 6-8 месяцев, это серьезный повод задуматься над уходом из детского сада.

Уменьшайте нагрузку на нервную систему малыша

Нагрузка – это не только занятия в кружках/секциях. К нагрузке на нервную систему относятся просмотр телевизора, компьютерные игры, любое взаимодействие с гаджетами. Уменьшайте время нахождения ребенка за телевизором. Сколько времени стоит тратить на гаджеты, здесь.

Старайтесь заменять их чтением книжек, разговорами, играми, пением колыбельных на ночь. За два часа до сна ребенка лучше вообще не подпускать к гаджетам. Сон будет крепче, спокойнее, а пробуждение – приятнее.

Соблюдать режим дня

Этому правилу нужно следовать неукоснительно. Даже в выходные дни желательно придерживаться такого же распорядка дня, как и в саду. Привыкнуть к нему в садике ребенку будет уже значительно легче.

Благодаря режиму ребенок будет чувствовать себя спокойнее и станет уравновешенным.

Сколько длится адаптация к садику

Для деток ясельного возраста – не более двух недель, в старшем дошкольном возрасте – месяц-полтора. Эти показатели индивидуальны. Зависят они исключительно от характера малыша, темперамента, умения идти на контакт, принимать условия окружающей среды.

Стоит отметить, что если на фоне адаптации к новому коллективу у ребенка возникают проблемы в виде тиков, заикания и т.п. – необходимо обратиться к психологу. Узнайте еще 3 признака, что ребенка пора показать психологу.

Как проходит адаптация ребенка

Каждый ребенок проходит этот этап ознакомления и привыкания к новым условиям, но у каждого, с учетом личностных особенностей, адаптация проходит по-разному. Прежде всего, новая среда воздействует на эмоциональное состояние ребенка. Одни дети могут становиться более беспокойными, другие – зажатыми и тихими, и это сказывается на всем: сне, аппетите, взаимоотношениях с родственниками и т.д. Также меняется и активность ребенка в отношении предметного мира: снижается уровень речевой активности, падает интерес к окружающему, ребенок может стать раздражительным и подавленным, в общем, становится очень восприимчивым ко всем видам раздражителей.

Новый коллектив для ребенка – это всегда страх и потеря безопасности, а также если у ребенка наблюдается высокая степень привязанности к маме, то это, обязательно, и страх потери мамы.
Вот почему так важно уделить большое внимание адаптационному периоду, и помочь ребенку пройти его как можно легче и без особых негативных последствий.

Вклад родителей и родственников в период адаптации

  1. Начинайте обсуждать с ребенком внедрение новшеств в его жизнь заблаговременно, при этом мотивируя и заинтересовывая его предстоящим событием. Хотя и не рисуйте перед ним слишком радужные картины, которые могут в последствии его расстроить, не оправдать надежды и подорвать доверие к вам. Объясняйте все возможные варианты трудностей, с которыми может столкнуться ребенок, подчеркивая свою поддержку в любую минуту. Это позволит малышу снизить уровень тревожности перед неизвестностью.
  2. Обязательно посетите заведение с ребенком, прежде чем он пойдет в него самостоятельно. Особенно обратите его внимание на то, что по окончании рабочего дня, все родители возвращаются за своими детьми и забирают их домой. Ребенку очень важно понимать, что его не оставят и не забудут.
  3. Будет лучше, если созданные традиции расставаний в семье, на первых порах будут иметь свое место и в новых условиях. К примеру, если ребенок идет в сад, можно попросить воспитателя перед сном погладить ребенка по спинке или подержать за ручку перед сном, как это делается в семье. Таким образом, у ребенка снизится уровень тревожности, и позволит ему ощущать себя в привычном состоянии безопасности.
  4. Часто дети не хотят расставаться со своими любимыми игрушками, даже переступив порог школы. Не отказывайте ребенку в этом, но обговорите с ним возможность других детей позаимствовать игрушку, поэтому ребенок должен быть готовым поделиться ею. Вечером обязательно поинтересуйтесь, как прошел его день, не обижал ли кто его игрушечного друга и т.д. Подобная беседа поможет вам четче определить для себя чувства и переживания ребенка за день.
  5. Заранее стоит подготавливать ребенка и к предполагаемому режиму дня в новом заведении. То есть подстроить расписание дома к требованиям режима в детском саду или школе. Все это позволит быстрее пройти этап адаптации.
  6. На первых порах, когда ребенок только начинает свое ознакомление с новой средой, не стоит его отдавать на дополнительные кружки и секции, перегружать его нервную систему шумными компаниями и чрезмерными эмоциональными напряжениями. Отложите все мероприятия на позже.

Если же вы заметили в ребенке кардинальные изменения, которые тревожат вас, выясните сначала причину, т.е. что именно повлекло за собой подобное состояние малыша. Ведь это может быть связано как с детским коллективом, так и взрослыми, которые могли чем-то обидеть ребенка. И лучшим способом разузнать причины — поговорить с ребенком, поделившись с ним собственными проблемами и переживаниями в аналогичных условиях. Подобный подход может расположить ребенка к вам, и помочь ему выразить свою готовность поделиться проблемами. Но если же ребенок все больше замыкается в себе и не желает разговаривать, а ваши попытки выяснить причины, как у него самого, так и в школе, были недостаточно удовлетворяющими, обратитесь к детскому психологу. И не откладывайте это, так как своевременная помощь специалиста очень много значит для психологического и физического здоровья ребенка, которое обязательно скажется на становлении его личности.

  • Екатерина Пандели: «Говоря о ВИЧ с ребенком, важно, в первую очередь, поддердать родителей, поскольку принять такое решение очень сложно»

В каком возрасте лучше с ребенком говорить о том, что у него или его родителей ВИЧ? Что делать, если он болезненно на это отреагирует? Об этом рассказала психолог по работе с детьми и взрослыми проекта Глобального фонда БО «Сеть» Екатерина Пандели.

Психологическое насилие к ребенку – нет ли его в вашей семье?

Психологическое насилие к ребенку по многим научным определениям характеризует неоднократные либо систематические повторяющиеся действия со стороны родителей или других взрослых по отношению к детям, в результате которых ребенок начинает ощущать себя никчёмным, нелюбимым, порочным, нежеланным и создающим угрозу для.

5 важных навыков, которые помогут стать вашему ребёнку успешным человеком

Наши общеобразовательные школы со своими школьными системами уже давно перестали быть идеальными. Зачастую по окончании данного заведения во «взрослый мир» выходят молодые люди с абсолютным неумением интересоваться чем-либо, а также задавать правильные вопросы. Какие же навыки необходимо привить своим детям, чтобы.

Ребенок и правила здоровой трапезы

Совместная семейная трапеза – один из лучших поводов пообщаться в кругу семьи. Но многие согласятся с тем, что именно в ходе совместных завтраков, обедов и ужинов, родители часто прибегают к воспитательным беседам и поучениям. Так ли хорошо воспитывать свое чадо во время приема пищи?

Адаптация ребенка в новом коллективе

Адаптация ребенка в новом коллективе – один из основных процессов взаимодействия с социумом, который оказывает огромное влияние на становление личности в обществе. И именно с проблемами адаптации могут быть связаны: смена образовательных учреждений, низкая степень обучаемости и даже нарушение физического и психического здоровья.

Робкие и замкнутые дети: заметка для родителей

Нарушением личностного развития ребенка является замкнутость. Такой малыш отказывается идти на контакт, теряет с окружением эмоциональную связь. Особенности его поведения – это отрешенность, мнительность, депрессия, капризность, робость. Робкие дети знают, как общаться с остальными, только вот не.

Дополнительная информация

УКРАИНА 65014,
г. Одесса,
ул. Канатная, 28
тел: +380960269305
e-mail: solnechnii.krug2007@gmail.com

Группы взаимопомощи для ЛЖВ

Каждую субботу
с 16:00 до 18:00

в ОО «Солнечный круг»
ул. Канатная, 28

проходят группы взаимопомощи для ЛЖВ.

Ты не одинок! Приходи и ощути поддержку!
тел. для справок:
+380960269305


Связаться с нами

Вакансии

  • Вакансия социального работника
  • Вакансия менеджера по административной деятельности проекта

Объявления

Прохання до всіх небайдужих долучитись до благодійної допомоги засудженим жінкам у ЧВК-74

Вопрос к опытным педагогам. Как помочь ребенку «влиться» в коллектив.

думаю что поздновато это для общения со сверстниками.
Что могут сделать родители для того чтобы помочь ребёнку привыкнуть к детском саду.
1). Морально подготовить ребёнка к тому что его ожидает в садике (распорядок дня, общение с детьми, тихий час и так далее), рассказать ему для чего нужен садик (для развития самостоятельности, для того чтобы научитьсячему-то новому, для подготовки к школе и тому подобное).
2). За несколько дней до того как ребёнка поведут в садик можно погулять рядом с садиком, понаблюдать за тем что делают дети на прогулке.
3). Рассказать о своём дошкольном детстве, если сами когда-нибудь ходили в детский сад и показать свои детские фотографии. Ребёнку будет интересно узнать о том, как мама была маленькой или как папа был маленьким и он не будет бояться садика, зная что его мама и папа тоже когда-то ходили в садик и всё у них было нормально.
4). Важно установить контакт с воспитателями. Желательно рассказать об особенностях своего ребёнка. Что он любит кушать, что не кушает категорически, приучен ли к горшку, во что любит играть и так далее.
5). Первое время нельзя оставлять на долго. Ребёнок не должен думать.что его бросили и ушли. Первую неделю желательно оставлять ребёнка на 2-3 часа, а потом уже можно будет оставлять на более долгое время.
6). Если родитель уходит, то ребёнок должен иметь предстваление о том, куда он уходит чтобы быть уверенным что за ним придут. Можно сказать «я схожу в магазин и вернусь» или «я буду убираться дома пока ты в садике, сделаю уборку и приду».
Надо иметь в виду, что не только, вы, родители, можете думать о том где ребёнок и как он там. но и ребёнок может думать о том, где мама (папа) и как она (он) там.
7). Можно дать ребёнку с собой любимую игрушку, но не большую и чистую (пусть она ждёт маму или папу вместе с ним).
8). Можно дома поиграть с ребёнком и с его игрушками в игру «Детский сад».
9). Желательно спрашивать ребёнка о том. как он провёл день в садике и не только о том, кушал ли он, но и о том, с кем он подружился, во что играл и так далее.

Что могут сделать воспитатели для того чтобы помочь ребёнку привыкнуть к детскому саду.
1). Можно показать новому ребёнку игрушки и книжки в группе, предложить самому походить и осмотреть всё или походить с ним по группе за руку.
2). Посоветовать родителям оставлять первое время ребёнка только на два-три часа, рассказать, что процесс адаптации проходит постепенно.
3). Познакомить нового ребёнка с другими детьми в группе или представить новеньких детей друг-другу.
4). Если ребёнок плачет, скучает по маме (папе), то надо дать понять ему, что его переживания не оставят в садике без внимания. Можно сказать так: «Я понимаю, что тебе грустно, ты скучаешь по маме (папе)», «Я заметила, что ты хочешь к маме, наверняка, она тоже хочет к тебе и уже идёт».
5). Если ребёнок плачет и скучает по маме (папе), то можно предложить ребёнку сделать что-нибудь для того по кому он скучает: «Я вижу, ты соскучился по маме и загрустил. Давай нарисуем для неё рисунок».
6). Если дети играют, а новенький ребёнок стесняется и стоит в стороне, то можно позвать его к остальным. Можно сказать так: «Дети стоят большой дом из кубиков, им надо помочь. Пойдём поможем».
7). Ребёнку важна моральная поддержка, важно чтобы воспитатель верил в то, что у него может получиться то, что не получается. Это касается и навыков самообслуживания и занятий.
8). Если ребёнок начинает плакать и говорит, что хочет к маме(папе), то можно сказать ему о том, что его мама (папа) тоже к нему хочет. Ребёнок не должен сомневаться в том, что за ним придут и о нём помнят.
9). Можно занять ребёнка игрушками или книжкой с картинками. При этом надо наблюдать за ребёнком со стороны, присмотреться к тому что ему нравится, что его увлекает чтобы сделать для себя вывод о том, как к нему лучше подойти и с каких фраз начинать с ним общение.

Happymomsplace — #местовстречимам

Блог полезных советов!

Правила адаптации ребенка к детскому коллективу. Рекомендации для часто болеющих детей

Рассказывает Гнилоскуренко Анна Валерьевна, врач-педиатр первой категории, кандидат медицинских наук, врач медицинских центров «Медісвіт».

Для каждого родителя наступает момент, когда его любимый малыш впервые идет в детский коллектив. Чаще всего это происходит в возрасте трех лет, когда у мамы заканчивается декретный отпуск, и она принимает решение вернуться к работе. В этой статье мы рассмотрим основные правила адаптации ребенка в детском обществе, а также разберемся, какую помощь могут оказать родители своему малышу в этот нелегкий период.

Адаптация детей в новом коллективе напрямую зависит от поведения взрослых. Наберитесь терпения и помните, что каждый ребенок индивидуален. Даже если сын вашей подруги привык к детскому садику быстро, для вашего малыша сроки привыкания могут быть другими. Самое главное – это правильная психологическая подготовка ребенка. Рассмотрим несколько важных моментов.

ВРЕМЯ

Если мама планирует отдавать ребенка в детский коллектив и выходить на работу, побеспокойтесь заранее (за 2-3 месяца) о том, чтобы у малыша было время привыкнуть к коллективу, посещая детский сад только полдня или 2-3 часа в день. Начинать можно с прогулок около садика и совместных игр на площадке с детками из будущей группы. Это поможет вашему малышу познакомиться с детьми и с воспитателем.

МЕСТО

Выбирая детский сад для своего ребенка, будьте очень внимательны. Если садик далеко от дома, малышу нужно будет раньше вставать. Поэтому важно это учесть и заблаговременно позаботится об изменении режима дня ребенка. Желательно, чтобы здание, в котором расположен детский сад, находилось в зеленой зоне, и было отремонтировано. Стены, которые продолжительное время не ремонтировались, склонны покрываться плесенью, что повышает риск развития аллергии у детей.

Проверьте, чтобы окна в помещении группы открывались, а в закрытом состоянии не имели щелей, из которых будет сквозить. Уточните, как часто дети гуляют, и где расположены детские площадки. Адекватная вентиляция помещения и регулярные прогулки на свежем воздухе помогают существенно снизить риск вирусных инфекций у детей.

Выясните, достаточное ли количество персонала в учреждении для поддержания правильного санитарно-гигиенического режима.

КОЛЛЕКТИВ

В жизни малыша появляются сразу несколько новых людей. Это воспитатель и детки из группы. Постарайтесь познакомиться с воспитателем заранее. Во время пробных прогулок на площадке понаблюдайте за общением воспитателя с детьми. Человек, который любит детей и свою работу, всегда найдет занятие для каждого малыша, не занимаясь непрерывно «воспитательными» лекциями. Выбирайте коллектив, где вашему ребенку по-настоящему рады, ведь малыш, оставшись без родителей, требует внимательного и индивидуального подхода.

Постарайтесь объяснить воспитателю, что важно для вашего ребенка, возможно, это любимая мягкая игрушка или книжка со сказками под подушкой на дневной сон. Ваше умение доброжелательно общаться с воспитателями, детьми и их родителями – наглядный пример для ребенка.

Все детки разные, поэтому в группе наверняка будут спокойные и агрессивные дети. Вашему ребенку нужно научиться строить отношения, поэтому приучайте малыша делиться игрушками и придумывать игры.

Создание психологического климата, в котором находится ребенок, во многом зависит от позитивного настроения родителей, их умения «подружиться» с детьми и взрослыми и соответственно настроить своего малыша.

Если ваш ребенок уже достиг 6-7 лет, его ждет поступление в школу. В детском саду все внимание родителей, воспитателей и самих детей сконцентрировано на построении взаимоотношений в коллективе. В школьные годы акцент перемещается на учебу. Поэтому, если ваш ребенок не посещал детский сад, психологическая нагрузка у него двойная (учеба и адаптация к детскому коллективу). Родителям «домашних детей» нужно быть очень внимательными при выборе школы. Идеально подходит школа-садик, поскольку дети имеют возможность отдохнуть днем, переодеться в сменную одежду и поиграть.

Попадая в общество ровесников, ребенок начинает сравнивать себя с одноклассниками. Дети, посещавшие детский сад, проходят через этот этап раньше и не пытаются во всем равняться на окружающих. Задача родителей – объяснить чаду, что все дети разные, с разными способностями и талантами. Например, кто-то красиво рисует, а ты хорошо читаешь. Также важно не сравнивать результаты достижений своего ребенка с нормами (требованиями школьной программы) и достижениями других учеников. Сравнивать можно только с ним самим и хвалить только за улучшение его собственных результатов. Правильное поведение родителей значительно предотвращает развитие «школьных» неврозов.

Быстрой адаптации ребенка в коллективе поможет умение кушать самостоятельно, одеваться и раздеваться, пользоваться унитазом и туалетной бумагой. Быстрая смена занятий (уроки физкультуры, хореографии), а также переходы между зданиями требуют от ребенка умения собрать свои вещи, одеться и все это сделать быстро. Часто родители, проделывая все это дома за малыша, не осознают какую «медвежью» услугу ему оказывают. Неумение самостоятельно пользоваться туалетной бумагой и «неудобным» туалетом приводит к нарушениям мочеиспускания и функциональным запорам, а также болям в животе и плохому общему самочувствию. Важно понимать, что ребенок, подверженный психоэмоциональному стрессу, является «легкой добычей» для бактерий и вирусов, которые обновляются в детском коллективе каждые 2-3 недели. Для того чтобы ваш ребенок меньше болел, постарайтесь выполнять несложные профилактические меры.

Проще одевать ребенка.

При выборе одежды для ребенка, помните, что в помещении может быть жарко, и ребенку нужно переодеться. При выборе сменной одежды отдайте предпочтение футболке с шортами. Дополнительно оставьте в шкафчике штанишки и легкий свитер. Выбирайте одежду, которую малышу будет удобно одевать и снимать. Оценить соответствие одежды ребенка погоде помогает простое правило: количество слоев одежды на ребенке должно быть таким же, как и на вас.

Научить ребенка одеваться самостоятельно.

Во время прогулки ваш ребенок должен уметь надеть верхнюю одежду и обуться. Поэтому выбирайте вещи и обувь с удобными для малыша молниями и «липучками». Чем дольше ребенок одевается, тем больше у него риск перегрева, и, соответственно, риск заболевания.

Обучить ребенка правилам гигиены.

Приучайте ребенка мыть руки после туалета, улицы и перед едой. Постарайтесь отучить ребенка от «перекусов» печеньем или конфетами. Это поможет привыкнуть к режиму и уменьшит риск заражения глистными инвазиями и кишечными инфекциями.

Уход за полостью носа.

Регулярно промывайте носик малышу подсоленными растворами и смазывайте ноздри детским кремом перед выходом в садик, так как это позволяет уменьшить прикрепление вирусов и бактерий на слизистых оболочках.

Закаливание.

Помните, если у вас мерз нут ноги, это не значит что нужно закутывать ребенка. С раннего возраста приучайте ходить босиком и надевать носки самостоятельно, если ребенок чувствует холод.

Прогулки.

Независимо от времени года ваш ребенок должен ежедневно гулять на улице. Используйте сезонные виды отдыха (велосипед, ролики, санки, лыжи). Даже, если ваш ребенок талантливый художник или шахматист, у него должна быть регулярная физическая нагрузка в любой секции (плавание, танцы, аэробика и т.п.). Правильное соотношение умственной и физической активности – залог хорошего здоровья и развития. Не забывайте, чтобы ребенок не болел, у него должны быть активные, бодрые родите ли, которые ведут здоровый образ жизни и не жалеют времени и средств на собственное здоровье и здоровье своих детей.

Мы с вами рассмотрели правила адаптации ребенка к детскому саду и услышали рекомендации для часто болеющих детей.

Поделитесь вашим опытом адаптации ребенка к детскому саду в комментариях: как готовили ребенка к детскому саду, было легко или сложно привыкнуть ребенку к детскому саду, как справлялись с капризами ребенка, нравиться ли вашему ребенку детский сад и в каком возрасте вы его туда отдали, как часто ваш ребенок болеет в детском саду и как вы с этим справляетесь?

Будьте счастливы!

Материалы подготовила: Акопджанян Алена (Мама Алена:))

Медицинские центры «Медісвіт»: http://www.medisvit.com

Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!

Адаптация ребенка в детском саду: как помочь и подготовить

Адаптация – это процесс, когда весь организм приспосабливается к новым условиям, происходит постепенное привыкание. Когда малыш приходит в детский сад – переменяется все: образа жизни, распорядок дня, появляются новые люди вокруг, нет рядом родных. Ребенок вовлекается в непривычные формы взаимодействия с окружающими, надо подчиняться требованиям незнакомых людей. Кроха должен приложить определенные усилия, чтобы свыкнуться с новыми реалиями.

Нервная система малыша пребывает в постоянном напряжении. Из-за этого часто бывают сильные всплески отрицательных эмоций: хныканье, плач, а, возможно, и истерика.

Часто родителей пугает то, как ведет себя малыш в это время настолько, что они готовы тут же отказаться от реализации планов о визитах в детский сад. Они не уверены, сможет ли ребенок когда-либо привыкнуть и ходить в учреждение с удовольствием.

Какой возраст выбрать для поступления в ДОУ

Самый главный вопрос, который задают себе все родители – в каком возрасте лучше всего начать посещать детское образовательное учреждение. Однозначного ответа дать невозможно. Здесь все очень индивидуально. Один ребенок в возрасте 1,5 – 2 года спокойно остается на короткое время без мамы, с радостью взаимодействует с чужими людьми. А иной и в 4 года не способен идти на сближение с незнакомыми и не соглашается отпустить маму ни на минуту.

Психологи в этом вопросе единодушно сходятся к мнению, что 3 – 3,5 года – самый подходящий возраст для первого посещения детского сада. Подойдя к этому возрастному этапу, дети уже довольно хорошо говорят, могут высказать свои пожелания, объясниться с ровесниками, воспитателем. Появляется желание оживленно общаться с детками, играть.

Подготовка – это важно

К этому событию нужно начинать готовиться задолго до самого похода в сад.
Трудно приспособиться к новому коллективу некоммуникабельным детям, которые мало общаются, не желают контактировать с неизвестными старшими и детьми. Для них остаться в саду – настоящая трагедия. С этим ребенком нужно чаще бывать там, где много людей. Ходите на детские площадки, учите малыша общаться с детьми. Научите, как можно познакомиться – сначала вы сами спросите у детей их имя и представите своего кроху. А затем он станет подражать вам и научится сам заводить знакомства.

Организуйте на площадке активные игры, например, поиграйте в мяч. И малыш поймет, что играть с кем-то намного интереснее, чем самому. Рассмотрите возможность посещения детских развивающих центров. Там малыш научится выстраивать отношения с детьми и с педагогом, выполнять простые поручения.
Организуйте дома такой же режим дня, как в садике. Кушайте, гуляйте, ложитесь спать в то же время.

Трудно приходится малышам, у которых не было дневного сна дома. До поступления в детсад нужно приучить малыша спать днем. Если малыш отказывается спать, постарайтесь чтобы он сначала хотя бы спокойно лежал в кровати – почитайте ему сказку, спойте колыбельную. Учите ребенка слушать – читайте ему стихи, сказки, задавайте вопросы по содержанию. Вовлекайте его в ролевые игры (детский сад, больница, магазин).

Ненавязчиво прививайте навыки самообслуживания. Уверенности придаст умение самостоятельно одеться и раздеться, сходить на горшок, кушать.

Займитесь укреплением иммунитета. Побольше гуляйте на свежем воздухе, одежду подбирайте соответственно погоде, дома пусть ходит босиком. Бывайте в людных местах (кукольный театр, цирк, детская площадка, игровая комната). Пусть иммунная система учится бороться с различными вирусами и бактериями.

Какие проблемы возникают при адаптации

Детский сад – это незнакомая, совершенно новая жизненная ситуация. Для многих ребятишек это становится настоящей проблемой. Подавляющее большинство малышей плачут, придя в сад, не хотят там оставаться. Некоторые остаются спокойно, но дома устраивают истерики.

Каковы же причины детских слез?

  1. Страх перед чем-то новым, неизвестным. Ребенок привык быть дома рядом с мамой, а теперь он попадает в непривычную для него обстановку с чужими людьми, четкими правилами, строгим режимом дня. Это пугает малыша.
  2. Неумение обслужить себя самостоятельно.
  3. Избыток эмоций. В коллективе дети получают много новых впечатлений, и не всегда с ними справляются. Отсюда и слезы вечером.
  4. Отрицательное первое впечатление. Оно способно заметно осложнить привыкание, затянуть его во времени.
  5. Психологическая неготовность. Психологически малыш совершенно не готов к тому, что он останется на определенное время без мамы, имеет тесную эмоциональную связь с ней.

Разновидности и степени адаптации

Процесс привыкания у каждого отдельного ребенка идет по-своему. Отдельные дети быстро вливаются в садовскую жизнь, а другие долгий период времени тревожат родных нежеланием и отрицанием такого шага.

Специалисты в области психологии выделяют 3 стадии адаптации:

  1. Легкая адаптация. Ребенок с легкостью включается в жизнь коллектива. Это занимает приблизительно 2 – 3 недели. Спокойно входит в группу, общается с детьми и воспитателями, может озвучить свою просьбу. Легко принимает садовский режим дня, умеет найти себе занятие на непродолжительное время. Вечером рассказывает родителям о прошедшем дне.
  2. Привыкание средней тяжести. Адаптационный период растягивается до 1,5 месяца. Ребенок часто болеет, не желает идти в детский сад. Расставаясь с мамой плачет, но после ее ухода вовлекается в игру, успокаивается. Контактирует с работниками сада, ровесниками. Реакция на замечания взрослого нормальная.
  3. Тяжелая адаптация. Дети, у которых адаптация проходит сложно, встречаются нечасто, но их очень просто идентифицировать в массе детей. Это или открытая агрессия, враждебность, или уход в себя, абсолютная отстраненность от всего, что происходит. Длительность привыкания – от пары месяцев до нескольких лет.
    Ребенок с тяжелой формой привыкания кричит, вырывается, не желает зайти в группу, отказывается играть с ребятами, кушать, ложиться в постель. Наблюдаются неадекватные реакции на обращение взрослого (воспитателя) – слезы, испуг, агрессия.

Что оказывает влияние на адаптацию ребенка

Адаптационный период у всех проходит индивидуально. Что же является залогом его успешности? Психологи говорят, что это возраст малыша, состояние его здоровья, развитие психологических качеств, социализация.

Возраст ребенка

Очень часто мамы, стремясь поскорее пойти на работу, ведут малыша в детсад раньше трех лет – в 1,5 – 2 года. Но редко такой шаг становится успешным. Маленький ребенок еще очень привязан к маме, он не хочет оставаться с чужими людьми. Это очень часто приводит к нервным срывам крохи, подрывает его доверие к миру.

Трехлетки уже имеют высокую степень самостоятельности, навыки общения с окружающими. Все это способствует более легкому привыканию по сравнению с детьми младшего возраста.

Состояние здоровья

Более сложно проходит адаптация у детей с хроническими заболеваниями, а также у часто болеющих детей. У них еще больше снижается иммунитет, повышается восприимчивость к разным инфекциям. Перед поступлением в дошкольное учреждение нужно обязательно пройти медосмотр, посоветоваться со специалистами.

Степень психологического развития

Еще один показатель, который влияет на привыкание – это степень развития познавательных способностей. Трудности могут испытывать как дети с задержкой психологического развития, так и дети одаренные, степень развития психологических процессов выше, чем у сверстников.

Для деток с ЗПР есть специальные коррекционные программы, которые помогают выровнять ситуацию к школьному возрасту. При систематических занятиях такие детки к уходу в школу ничем не отличаются от своих одноклассников.Одаренный ребенок может испытывать проблемы в общении с ровесниками в силу своих высоких познавательных способностей. Ему бывает скучно, неинтересно.

Степень социализации

Когда ребенок пошел в сад, у него резко возрастает количество личностных контактов. Особых трудностей не испытывают те ребята, круг общения которых и прежде был широким, не ограничивался только членами семьи.

У тех малышей, которые редко контактировали с чужими людьми, наблюдаются сложности в социализации, налаживании взаимодействия с окружающими. Неумение общаться, решать конфликты внутри группы вызывает тревогу и стойкое отрицание.

Как ускорить адаптацию

Спланировать время визитов в сад на начальном этапе. Сначала бросайте малыша на пару часов, позже попробуйте остаться на обед и так далее.

Не нужно затягивать время прощания утром, это вызовет лишь лишние слезы или настоящую истерику. Попрощайтесь, объясните, когда придете и уходите. Если ребенок очень сложно расстается с мамой, попробуйте поручить утренний поход в сад кому-то другому.

Пусть возьмет какую-то игрушку, мамин платочек, «ключ» от дома, согласовав предварительно с воспитателем.

Придумайте причину, по которой малышу непременно нужно явиться в детский сад. Поздороваться с хомячком, покормить рыбок, угостить Петю конфетой.Постарайтесь не прерывать посещение детского сада без веской причины (болезнь).

Причины трудного привыкания

  • Нет режима дня, похожего на садовский.
  • Несформированность основных гигиенических навыков.
  • Вредные привычки (укачивание при засыпании, использование соски).
  • Слишком маленький возраст.
  • Неумение самостоятельно организовать игру.
  • Проблемы со здоровьем и степень сформированности психики.
  • Малый опыт общения, взаимодействия с людьми.

Что делать, когда у ребенка нет желания идти в детский сад?

Малыш уже какой-то промежуток времени ходит в сад, и тут он заявляет, что больше не пойдет. Крики, истерики, категорическое нежелание оставаться без мамы. Можно решить, что он «не садовский» и сидеть с ним дома, или нанять няню. А можно попытаться выяснить причины такого поведения, и найти пути решения проблемы.

Пообщайтесь с воспитателем, спросите о поведении ребенка с детьми, на занятиях. Спрашивайте и у крохи, как прошел его день. Попросите нарисовать садик, проанализируйте рисунок вместе с воспитателем.
Сохраняйте спокойствие. Уравновешенные родители – спокойный ребенок.
Если ситуацию не удастся изменить самостоятельно – воспользуйтесь помощью опытного психолога.

Консультация для родителей: адаптация в новом коллективе

Пятницына Тамара Ивановна

Консультация для родителей:

Адаптация ребёнка в новом коллективе.

Независимо от того, откуда пришёл ребёнок в группу, для него это всегда смена режима, коллектива, обстановки и пр. Любому малышу непросто перестроится, привыкнуть к систематическим занятиям, общаться с незнакомыми взрослыми и детьми. Особенно велик этот контраст для детей, ранее не посещавших детский сад.

Во многом облегчает адаптационный период ребёнку психологическая подготовка, соответствующий настрой, который создают родители, в особенности мама малыша. Здесь можно не жалеть красок и рассказывать сыну или дочери: какая прекрасная группа, какие добрые педагоги, как понравилась маме спальня, физкультурный зал и т.д. Важно успокоить малыша, снять тревогу, опасения, связанные с ожиданием неизвестного. Иногда у части ребятишек, как следствие нервной перегрузки, связанной с адаптацией, возникают болезненные реакции, например, ежедневный продолжительный плач по утрам, невротические рвоты, энурез, потеря аппетита, агрессивность по отношению к сверстникам и пр.

Важно различать затянувшееся привыкание и болезненное состояние. Первое длится в среднем месяц и при спокойной обстановке в новой группе, доброжелательном, мягком отношении к ребёнку со стороны педагогов и других детей проходит без дополнительных мер воздействия. Другое дело, когда и по истечении двух месяцев с начала пребывания в новой группе утренние капризы или многочасовой плач после расставания с мамой продолжаются и никакими воспитательными мерами не удаётся успокоить ребёнка. Естественно, в таких случаях посещение группы превращается для ребёнка и его родных в мучение, да и остальные дети страдают: испорчено настроение, сорваны занятия, воспитатель расстроен.

В подобных случаях недовольство ребёнка (капризы, регулярные конфликты, аффективные вспышки, отказ от занятий, сниженный фон настроения) может быть следствием функционального расстройства или резидуально-органического поражения центральной нервной системы; такому малышу необходима помощь врача-психоневролога.

Однако не все родственники ребёнка спокойно и адекватно относятся к рекомендации посетить именно этого врача. Как показывает опыт, останавливают их «вредные» лекарства и стыд обращаться к ПСИХОневрологу. Но давайте разберёмся.

Во-первых, вред от нелеченных состояний депрессии, аффективного возбуждения, деформации психологической атмосферы в представлении ребёнка чрезвычайно опасен, а подчас и разрушителен для его личности и здоровья. А та польза, которую принесёт нормализация психологического состояния, несравнима с кратковременной заинтересованностью организма в период лечения.

Во-вторых, ПСИХОневролог корректирует внимание и память ребёнка, его упражняемость и обучаемость, отношение к себе и его взаимоотношения в коллективе. Что же здесь стыдного?

Итак, ребёнка направляют на лечение тогда, когда меры педагогического воздействия исчерпаны и не принесли результата. Родственники ребёнка, естественно, имеют юридическое право отказаться от лечения. Но как быть с моральным грузом, который на всю жизнь останется на совести родителей? Могли помочь и не помогли…

Читать еще:  Ферментная недостаточность у детей
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector