Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребенок холерик – сильные стороны и возможные трудности

Холерик — его сильные и слабые стороны, черты характера и поведения

Система четырёх темпераментов является устойчивой в массовом сознании, хотя с научной точки зрения она не совсем верная. Холерик – это один из таких темпераментов, и характеризуется он вспыльчивостью, «горячим» и неуравновешенным поведением, трудностью в контроле над своими чувствами.

Кто такой холерик

Система четырёх темпераментов сложилась в античной Греции в те времена, когда в древней науке господствовало представление о четырёх «стихиях» природы, которые якобы обязательно должны отражаться в организме человека. В человеческом теле, рассуждали Гиппократ и его последователи, имеются четыре жидкости, одна из которых преобладает по сравнению с другими; эта жидкость и определяет тип поведения и личности человека. Само латинское слово «темперамент» и аналогичное ему греческое «красис» обозначает «смесь» — имеется в виду смесь жидкостей в организме.

Холерик – это такой человек, в организме которого, по представлениям древних учёных, преобладает жёлтая желчь. Современная наука доказала, что жидкости не имеют отношения к характеру и поведению, однако деление именно на четыре темперамента сохранилось.

«Чистые» холерики, как и представители других темпераментов, практически не встречаются: в разных ситуациях каждый человек проявляет различные формы поведения. Однако один тип всё равно будет преобладающим.

Сильные и слабые стороны холерика

Любой темперамент имеет свои достоинства и недостатки. В том числе и темперамент холерика.

Вот несомненные сильные стороны этого типа:

  • Выраженные лидерские качества – такой человек способен увлечь толпу и повести за собой.
  • Целеустремлённость. Такой человек чётко осознаёт свою цель и идёт к ней, не сворачивая с пути. Если у него происходит неудача, то он способен быстро исправить ситуацию и продолжать действовать дальше.
  • Острый и активный ум. Холерик схватывает информацию на лету, быстро анализирует, быстро реагирует на возникшие трудности, быстро принимает решение. Такой человек сохраняет спокойствие в сложных ситуациях и придумывает способы выходить из них.
  • Благородство. Такой человек способен самоотверженно бороться за правду и справедливость, защищать несправедливо обиженных.

Холерики имеют и свои недостатки:

  • Стремление к полному доминированию. Такие люди склонны подчинять всех своей воле, навязывать свою точку зрения и своё решение. Они принимают участие во всех спорах, делая их ещё более напряжёнными.
  • Несдержанность и раздражительность. Холерики – это вспыльчивые люди, которые склонны выплёскивать свой гнев на окружающих, включая самых близких людей. Поэтому такие люди нередко остаются в одиночестве; немногие могут терпеть их рядом с собой. Холериков раздражают неуверенные и медлительные люди.
  • Безжалостность. Даже при выраженных благородных чувствах холерик нередко не испытывает жалости к людям, в том числе к тем, которых он защищает. Он не проявляет жалости к тем, кто не может сам за себя постоять. В разговоре такой человек отличается прямолинейностью и может высказать собеседнику всё, что думает, не считаясь с его чувствами.

Присущие черты характера

Холерики обладают самыми разнообразными чертами характера. Среди них можно встретить абсолютно разных людей. Один из них может быть оптимистичным, жизнерадостным и активным человеком, способным привлечь к себе людей и повести за собой, используя свои лидерские качества. Другой холерик может быть жестоким тираном, стремящимся к полному доминированию над другими людьми, раздражительным, агрессивным и безжалостным.

Но у всех людей такого типа есть некие общие черты. Им свойственны решительность, импульсивность, самодостаточность, независимость, целеустремлённость, непоседливость, упрямство, вспыльчивость. Из-за их неустойчивой нервной системы настроение у них очень быстро меняется. Они обладают быстрой реакцией. Они не любят долго находиться в бездействии; если у них нет никаких дел, они обязательно найдут себе занятие. Решение проблем они предпочитают не откладывать на потом.

Большинство холериков – ярко выраженные экстраверты. Они очень общительны и любят быть в центре внимания. Им обязательно нужна публика, с которой он может поделиться своими мыслями и чувствами. Может ли такой человек стать замкнутым интровертом? Возможно, но лишь в крайнем случае. Такое происходит лишь тогда, когда в его жизни случается огромная трагедия, которая оказывает на него сильное негативное воздействие.

Благодаря своему целеустремлённому и активному поведению холерики легко и быстро делают карьеру в какой-либо области. Они очень «пробивные». При этом больше всего они имеют успех в таких сферах деятельности, где необходимо уметь налаживать связи, общаться, много говорить. Такой человек может быть актёром, политиком, телеведущим, журналистом, юристом.

Мужчина-холерик в семье – безусловный лидер. Супруге и прочим домочадцам следует быть готовыми к частым срывам, проявлениям гнева без последующего извинения или сочувствия; люди этого темперамента считают проявления таких чувств недостойными их. Если девушке предлагает встречаться мужчина, который является холериком, то, скорее всего, он рано или поздно своего добьётся: завалит подарками, много наобещает, вытеснит конкурентов. Впрочем, многим женщинам нравятся решительность, сила и напористость, свойственные мужчинам такого типа.

Знаменитые мужчины с таким темпераментом – это правители, полководцы, главы крупных корпораций. За примерами далеко ходить не надо: это Пётр Первый и Суворов, Билл Гейтс и Дональд Трамп.

Если холериком является женщина, то это, как принято выражаться, «генерал в юбке». Это сильная, решительная и волевая женщина, в отношении которой совершенно неприменимо выражение «слабый пол». Она любит и умеет повелевать. Такие женщины не любят платья и юбки, предпочитая им брюки; часто они делают короткие стрижки и в целом одеваются практично, не гонясь за украшениями. Для таких женщин главное не женственность, а действие. Женщина с темпераментом холерика редко бывает простой домохозяйкой: ей нравится активный образ жизни, она стремится овладеть новыми профессиями, попробовать себя в чём-то интересном.

Известно высказывание А. П. Чехова: «Женщина-холерик – чёрт в юбке, крокодил». Для такой женщины наиболее подходящий муж – терпеливый флегматик, готовый сносить все её выходки и подчиняться её воле. Подойдёт также меланхолик.

Среди известных женщин с холерическим темпераментом – Лия Ахеджакова, Яна Чурикова, Опра Уинфри.

Если в отношениях оба партнёра – холерики, то такие отношения чаще всего провальны: два сильных и вспыльчивых характера редко могут ужиться, каждый будет стремиться доминировать над другим, никто не захочет признавать правоту другого.

Дети с холерическим темпераментом становятся центром семьи. Они любят капризничать, если не получают желаемого, требуют, чтобы всё было так, как они хотят. Однако если таким детям оказывать знаки внимания, регулярно баловать их, дарить подарки, то они даже за небольшую такую мелочь проявляют искреннюю благодарность. В более старшем, подростковом возрасте ребёнок-холерик отличается необузданным характером и гиперактивным поведением; такой подросток часто становится хулиганом. При этом этот хулиган может привлечь других детей к своим шалостям, он быстро собирает команду единомышленников. Если же направить его энергию в нужное русло, то можно получить совсем другую команду – ту, которая способна на настоящие подвиги.

Особенности поведения на работе

Как правило, холерики на работе делают успешную карьеру, повышаются в звании и достигают директорского кресла. Можно сказать, что они прирождённые директора. Но директорских кресел на всех не хватит. Холерик, находящийся в подчинённом положении, тяжело это положение переживает. Он предпочитает такую работу, которая предполагает самостоятельные действия и не требует постоянной отчётности. Нередко поэтому холерики предпочитают работать фрилансерами: такой человек сам себе начальник, самостоятельно устанавливает себе рабочий режим, всецело руководит процессом и может в любой момент отказаться от дела, если оно стало ему неинтересно.

В то же время работник с таким темпераментом имеет и свои плюсы. Только такой сотрудник может выдержать высокие темпы работы, справиться с огромным количеством задач, постоянно выезжать в длительные командировки, быстро приступать к новым видам деятельности.

Если задача долго не решается, такой работник может вспыхнуть, однако быстро приходит в себя и находит правильное решение.

Как правильно общаться с холериками

Из всего сказанного понятно, что люди с холерическим темпераментом требуют особого отношения к себе. В первую очередь им хочется, чтобы на них обращали внимание, признавали их заслуги, пользовались их советами. Однако даже если соблюдать эти правила, хотя бы для видимости, общение с таким человеком может вызывать трудности. Его может раздражать медлительность собеседника, проявление уныния, печали. Полное подчинение человеку с таким темпераментом нежелательно, поскольку в этом случае исчезают некие трудности, без которых человеку с холерическим темпераментом скучно жить. Поэтому собеседник должен представлять для него некоторую загадку, быть в меру сильным и активным. Обладатель «желчного» темперамента желает побороться со своим собеседником и таки преодолеть его. Известно, что русские князья и цари, такие как Иван III и Пётр I, ценили в своих приближённых самостоятельность и даже своеволие, разрешали им до некоторой степени критиковать себя; в конечном итоге, однако, последнее слово оставалось за царём. Эти русские правители считаются эталоном холерического темперамента.

Замечено, что наиболее успешно с такими людьми могут ладить сангвиники. Это тоже сильный темперамент, характер которого не так-то просто сломить; однако его обладатели способны на разумные компромиссы, а гневные вспышки холерического собеседника могут сгладить с помощью юмора. Тяжелее всего «желчным» людям ладить с такими же, как они сами. Флегматики и меланхолики тоже могут создавать некоторые проблемы – в одних случаях собеседнику будет просто скучно, в других собеседника будут раздражать медлительность и уныние.

Ребенок холерик: 7 советов, как укротить строптивых

Ваш малыш эмоционален, экспрессивен, непоседлив и вспыльчив? Поздравляем, у вас ребенок холерик. Что делать? Не паниковать! Мы предлагаем 7 несложных способов совладать с вашим строптивым крохой, которые доступны любому родителю.

Советы по воспитанию:

Согласно словарю, темперамент — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его поведения и психических процессов. Так вот, благодаря высокой возбудимости и энергичности ребенка холерика видно сразу. Тут даже специальный тест не нужен. Ведь такие малыши — это живые энерджайзеры.

Ребенок холерик — очень активный и любит отстаивать свою позицию. Он решительный, смелый, обожает приключения и риск, легко может менять свое решение несколько раз в день. Никогда не знаешь, чего ожидать от такого малыша и что он может учудить, да он и сам не знает, его поведение диктуется импульсивностью.

Не успеют мама с папой и глазом моргнуть, а этот вечный двигатель-прыгатель залезет на дерево, упадет с горки, дернет за косу соседскую девочку, покатается на качелях, подерется с соседским мальчиком, разобьет мячом чье-то окно, ссадит коленку и слепит куличик, попутно затеяв шумную игру со всем двором и вызвав бурю эмоций у всех зрителей и участников действа. А если ему что-то не понравится, об этом тоже узнают все. Ведь дети холерики громко выражают не только радость.

В общем, не мудрено, что у родителей такого крохи-егозы забот и головной боли хватает. Но что делать, если ваш ребенок — холерик? Ответ прост: использовать наши рекомендации по укрощению строптивых!

1. Научите ребенка контролировать свои эмоции

Помните, как мудрая воспитательница придумала способ быстрого засыпания для непоседливого Пети Пяточкина? Используйте ее способ! Если вы видите, что ребенок никак не успокоится, предложите ему посчитать до 10. Для начала, чтоб ваш кроха «втянулся», используйте игровую форму. Например, тех же слоников, роль которых могут исполнить ваши или его пальцы. Или популярную детскую считалочку Finger Family Rhyme, которая поможет не только отвлечь и остудить ребенка холерика, но также — подтянет его английский. Позже можно обучить малыша несложным упражнениям дыхательной гимнастики и другим практичным способам постижения «дзена».

Обязательно проговорите важность такого занятия. Объясните ребенку, что негативные эмоции и их переизбыток могут ему навредить. И что минутка «медитации» поможет ему сберечь свое и ваше здоровье.

2. Направьте его неуемную энергию в хорошее русло

Нередко вспышки у ребенка холерика случаются из-за того, что кроха просто не справляется с огромным количеством заложенной в нем энергии. Поэтому обязанность родителей — обеспечить этой самой энергии выход. Например, записать ребенка в спортивную секцию. Интенсивные занятия и физическая активность помогут вашему чаду расходовать «лишнее». А необходимая для занятий дисциплина, руководство тренера и окружение сверстников научат быть более организованным, собранным, сдержанным и ответственным.

Также хорошим вариантом выброса излишней энергии может служить творчество. Просто дайте крохе чистый лист, карандаши и свободу самовыражения. Пусть он выплеснет свои эмоции не на окружающих, а на бумагу.

3. Найдите ребенку подходящее хобби

Вне кружков и секций у крохи тоже должны быть «отводы» энергии в виде различных хобби. Кроме упомянутого выше рисования, можно занимать «попрыгунчика» сборкой конструкторов или пазлов, созданием аппликаций и скрап-альбомов, разукрашиванием зентанглов и так далее.

Помимо явного успокаивающего эффекта, рукоделие и занятия творчеством помогает хорошо усвоить истину, которую должен знать каждый ребенок-холерик: поспешишь людей насмешишь!

Главное, что вы должны сделать — направить эту энергию, бьющую ключом, в правильное русло.

Холерикам рекомендуется:

  1. Заниматься активными видами спорта. Тренировки научат малыша контролировать свое тело, рассчитывать силы, реализуют его лидерские потребности.
  2. Часто гулять на природе, исследовать незнакомые места. Помните, что если ребенок будет один, он легко может попасть в опасность, в своем стремлении к новому.
  3. Заниматься рисованием, конструированием, рукоделием, собирать пазлы. С детства учите ребенка усидчивости и внимательности, проверяйте, чтобы он не бросал дело, а доделывал работу до конца.

Если ребенок отвлекается, старайтесь не нервничать, а поощряйте его усидчивость и вовлекайте в общую семейную работу. Учите его следовать намеченному плану. Помогите ребенку понять, что лучше сделать меньше, но качественно, чем быстро.

4. Займите его полезным делом

Еще один хороший способ дисциплинировать вашего непоседу и предоставить ему возможность «выпустить пар» — общественно полезные занятия. Или, попросту, вовлеченность в быт и работу по дому. Передайте ребенку почетную обязанность поливать цветы или выносить мусор. Главное, не забудьте четко проинструктировать его о том, когда, как и в какой последовательности он должен выполнять нужные действия.

Четкая инструкция — обязательный компонент, необходимый при воспитании ребенка холерика. Родителям важно детально проговаривать порядок выполнения порученной ему работы, цель и ожидаемый результат. Только так кроха научится доводить дела до конца и избегать неприятных конфузов.

Источник: Instagram @kateoliver

5. Читайте вместе с ребенком

Многие старые и новые сказки рассказывают о таких дефицитных у детей-холериков явленииях, как внимательность к окружающим, вежливость хорошие манеры. А совместное чтение книг дает возможность не только приятно провести досуг, но и научить кроху нужным вещам. Поэтому не ленитесь совместить приятное с полезным.

Читать еще:  Прививка АДСМ; что это, для чего и когда делают

Читая своему чаду книгу про того же Петю Пяточкина, — вот уж идеальный пример ребенка-холерика! — акцентируйте внимание своего «побегайчика» на том, какие важные уроки извлек маленький искатель приключений, пока считал слоников в далекой Африке.

6. Создайте свои ритуалы

Непоследовательность холериков приводит к тому, что они часто не могут привыкнуть к распорядку дня и обычным бытовым действиям, как то умывание утром или перед сном. Чтобы облегчить задачу крохе, а заодно и себе, придумайте определенные ритуалы, которые сделают скучные, монотонные действа интересными и даже желанными.

Сочините стишок, в котором перечислено все, что должен сделать малыш после побудки, и, читая его вместе с ним, выполняйте нужные действия. Это заметно облегчит вам жизнь и сделает утро по-настоящему добрым!

Источник: Instagram @kateoliver

7. Уделяйте ребенку-холерику время

Последний по счету, но самый главный совет, который можно дать родителям крохи-холерика — это терпение и много, много внимания для своего особенного малыша. Папам и мамам нужно иметь мудрость, выдержку и такт, которые помогут им избегать эмоциональных семейных разоборок, способных «завести» малыша, учить его давать оценку своим действиям и поведению, принимать во внимание прошлый опыт (как позитивный, так и негативный), просить, а не требовать, благодарить извиняться. И, самое важное, общаться. Ведь самые большие трудности и, соответственно, поводы для экспрессивных сцен ребенок-холерик встречает в процессе социализации и взаимодействия с окружающими его людьми.

Родителям нужно иметь силы, настойчивость и безусловный талант спокойно, тактично и мягко объяснять малышу, что он делает не так, почему он не прав, и как можно исправить ситуацию либо как поступить в будущем. Именно этот подход вместе с его методичным использованием даст самые заметные и сладкие плоды в ходе такого непростого дела, как воспитание ребенка-холерика.

Важно научить ребенка вести себя толерантно с людьми в коллективе, ведь вы не сможете быть с малышом каждую минуту.

  1. Просите ребенка анализировать свои поступки, обсуждайте с ним конфликтные ситуации, выясняйте, почему он поступил именно так.
  2. Обсуждайте с малышом книги и фильмы. Объясняйте, кто из героев повел себя недостойно и почему, чтобы ребенок понимал, как нельзя поступать и у него был живой пример.
  3. Учите ребенка выпускать негативные эмоции, не срываясь на людях. Например, сыграйте с ним в бой подушками или повесьте дома детскую спортивную грушу.
  4. Дайте маленькому холерику роль лидера, учителя для кого-то. Таким образом, сыграв на самолюбии, вы сможете воспитать в нем терпеливость и внимательность к другим.
  5. Настроение ребенка холерика часто меняется, а его чувства и эмоции — то, чем он руководствуется в общении с детьми. Именно поэтому важно учить малыша их контролировать и учитывать интересы других людей.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ «Об авторских и смежных правах — «Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.»

Твой Малыш

  • Facebook
  • Youtube
  • Twitter
  • Instagram

На прогулянку, в садок і в школу – з вологим папером від Smile завжди буде комфортно

Нещодавно відбулися Дні молодих українських талантів у Чорногорії

Чёрная пятница на Дарынке: 5 причин, почему нужно посетить маркет-молл

Исполни свою детскую мечту: Panasonic дарит шанс сняться в сериале «Могучие рейнджеры»

Секреты воспитания сына от Александра Педана: без гиперопеки и с интимными разговорами

Календарь прививок

Календарь беременности

Таблица прикорма

Твой Малыш

«Твой Малыш» – уникальный украинский журнал для современных родителей.
На его страницах найдете наиболее полную качественную информацию о беременности и родах,
уходе за новорожденным и маленькими детками.

  • Главная
  • Дети
  • Психология

Воспитываем ребенка-холерика. Советы психолога

Темперамент — это врожденное и неизменяемое с возрастом свойство человека, которое зависит от особенностей протекания в мозгу двух процессов: возбуждения и торможения.

Особенности этих процессов дают человеку один из видов темперамента: холерический, флегматический, сангвинический, меланхолический.

Так как темперамент является врожденной характеристикой человека, он дает о себе знать с рождения. Так, одни новорожденные ведут себя спокойно, хорошо спят, могут длительное время находиться в одиночестве, а не устраивая по этому поводу истерику (флегматики) другие часто плачут или хнычут, им все время дискомфортно, плохо переносят и жару, и холод, резкие звуки и свет (меланхолики).

Родители обязаны знать тип темперамента своего ребенка, чтобы, учитывая его положительные и отрицательные стороны, правильно выстраивать отношения и воспитывать его. Для диагностики типа темперамента у ребенка можно использовать методику исследования темперамента Г. Айзенка (детский вариант), а можно воспользоваться описанием проявлений типов темперамента, приведенным ниже.

  • активные, энергичные, непоседливые;
  • импульсивные, эмоционально неуравновешенные, нетерпеливые;
  • с легкостью проявляют агрессию и ссорятся с людьми, но быстро мирятся, не зацикливаясь на негативных переживаниях, а не злопамятны;
  • не любят режим, распорядок;
  • решительные, инициативные;
  • не робкие, склонны к риску;
  • достаточно коммуникабельны, открыты, резкие и прямолинейные в общении;
  • говорят быстро, прерывисто, имеют выразительную мимику и жестикуляцию;
  • способны быстро, однако недостаточно качественно, выполнять задания, а также не доводить начатое до конца;
  • могут работать при помехах (например, шуме)
  • охотнее работают, если задача периодически меняются, поскольку не любят монотонного труда.

Особенности воспитания ребенка-холерика

Подавляющее количество времени холерики находятся в возбужденном состоянии, поэтому нужно организовать для них жизнь, чтобы был постоянный выход энергии.

1. Привлекать их к выполнению различных задач, адекватных возрасту, чтобы они имели возможность использовать свою незаурядную энергию и направлять ее в конструктивное русло. Не имея, куда деть свою энергию, холерики начинают заниматься различными глупостями, вредя тем самым себе или другим людям. При этом следует позаботиться о том, чтобы задачи не были монотонными, ведь в силу возбудимости нервной системы, холерики не могут долго выполнять одну и ту же работу, особенно ту, которая требует усидчивости. Например, обрыв ягод с куста, покраска, мытье посуды не подходят холерику, а потому такого рода работу следует поручить другому. Для холериков же подойдут задачи, связанные с существенными энергетическими затратами: уборка, вынос мусора, прогулка с собакой и тому подобное.

2. Так как холерики выполняют работу быстро, то допускают ошибки. Для того чтобы научить их выполнять работу не только быстро, но и качественно, нужно обязательно их похвалить и предложить вместе проверить, насколько качественно она выполнена. Делать это нужно максимально корректно: «Как хорошо ты помыл пол! Какой он стал чистым и блестящим! А под окном тоже помыл? Давай с тобой проверим. Ведь нужно, чтобы пол был вымытым полностью, даже там, где грязи не видно». Если пол окажется вымытым качественно, следует еще раз похвалить ребенка, подчеркнув именно качество исполнения. Если же нет, нужно попросить довести эту работу до нужного качества.

3. Поскольку ребенок-холерик активный, от родителей очень часто в ее сторону звучат призывы: «Стой!», «Не лезь туда!», «Не иди туда!», «Не трогай!», «Отойди!», «Сядь», «Положи! ». Но он просто не может стоять, не лезть, не идти, не трогать и т.д. Иначе он бы не был холериком, а был бы, например, флегматиком, но это уже совсем другая история.

Поскольку темперамент нельзя изменить, родителям остается только смириться с тем, что их ребенок очень активный, и сдерживать его только в той ситуации, которая несет реальную угрозу жизни или здоровью (например, когда бежит к большому чужому псу или, находясь в воде, слишком далеко отходит от берега).

4. В связи с неуравновешенностью, холерики часто совершают импульсивные действия, поэтому детей нужно учить сдержанности. Для этого можно научить ребенка нескольким упражнениям, направленным на успокоение и отсрочку между желанием осуществить импульсивное действие и реализацией этого желания.

Если родители видят, что ребенок перевозбужден или агрессивен и хочет что-то сказать или сделать, следует всегда просить сначала выполнить одно из упражнений:

  • Упражнение «Счет»: медленно сосчитать до десяти.
  • Упражнение «Приседания»: присесть десять раз.
  • Упражнение «Прыгающие»: попрыгать десять раз на одной ноге, потом на другой.
  • Упражнение «Дыхание»: десять раз медленно вдохнуть и выдохнуть.

Если делать это регулярно, когда ребенок перевозбужден, со временем у него выработается связь между его состоянием и необходимостью успокоиться.

5. Поскольку холерикам трудно привыкнуть к распорядку дня, родителям необходимо детально объяснить ребенку, для чего в нем те или иные пункты, убедить в их необходимости, привести в пример себя как людей, тоже придерживаются распорядка дня. Скорее всего, такую ​​разъяснительную работу придется проводить неоднократно, пока ребенок не поймет, что это необходимо.

6. Дети-холерики склонны к проявлению агрессии. Поэтому необходимо учить ребенка достигать желаемого мирным путем, а также не демонстрировать агрессию при нем и, тем более, по отношению к нему. Конечно же, следует исключить из просмотра фильмы, мультфильмы, видео-игры, передачи, в которых присутствуют сцены насилия. Хотя это правило действует в отношении всех детей без исключения.

Наш автор и специалист:

Оверченко Алина, канд. психол. наук, практический психолог,

тел.: (099) 041 34 79

Мой ребенок холерик! Что делать?

Худощавый, очень подвижный, несдержанный, неуступчивый, с переменным настроением, с выразительной мимикой и жестикуляцией ребенок. Это настоящий ураган, которым сложно управлять родителям, учителям, бабушкам и дедушкам. Узнаете своего малыша? Тогда темперамент вашего ребенка холерик. Рассмотрим следующие вопросы, которые могут помочь вам в его воспитании и развитии:

  • Что такое темперамент и кто такой холерик?
  • Сильные стороны.
  • Чего он хочет и как он думает?
  • Рекомендации по предотвращению неконтролируемых ситуаций.

Для того чтобы лучше разобраться в этой теме разберём пример. Представим ситуацию в одной обычной семье, которая состоит из родителей и ребенка младшего школьного возраста.

Паша – очень активный мальчик со сложным характером. Не успела мама разбудить сына, как он уже начал носиться по дому, не смотря на то, что его было невозможно уложить спать вечером, а сон был беспокойный. Поэтому по утрам он немного капризный и раздражительный.

И вот бегает этот мальчик, то собаке на хвост наступит, то чашку разобьет, а то и целый сервиз, и все это за 5 минут. На фразы мамы быть осторожнее он не реагирует и тут у нее кончается терпение, ведь только вчера, когда пришел папа с родительского собрания, его хорошенько вычитали за драку с мальчиком, порванный пиджак, за то, что крутится на уроках, выкрикивает и перебывает учителя, дергает соседку по парте за косички.

Начинаются крики, на которые ребенок реагирует явным негодованием, пререкаясь с родителями. Затем идут слезы, надутые щеки, топанье ногой и бурчание под носом. Дитя долго не может успокоиться и с таким настроением идет в школу, а там, так как день с самого начала не задался, все начинается сначала: драка, порванные штанишки, потерянная шапка, запись в дневнике о плохом поведении. Это немного преувеличенный типичный образ ребенка-холерика.

Что такое темперамент и кто такой холерик?

Темперамент – основное свойство, наиболее стойкая характеристика личности, которая фактически не меняется на протяжении жизни и дает о себе знать во всех сферах жизнедеятельности.

Темперамент характеризует динамическую сторону психических реакций человека – их скорость, темп, силу, ритмичность, но чистых типов темперамента не бывает. Зачастую один преобладающий, а остальные присущи в меньшей мере. Поэтому дети с разными темпераментами по-разному реагируют на одно и то же происшествие, и совершенно по-разному ведут себя.

Для холериков характерна импульсивность, они часто делают что-то не обдумав, особенно во время сильного эмоционального возбуждения. Растормошить его очень просто, а вот успокоить — совсем другое дело. Будучи ребенком, ему тяжело контролировать свои чувства и эмоции, поэтому агрессия толкает его в драку, где можно «выпустить пар».

Его эмоциональные реакции очень яркие: все в округе будут знать, что малыш получил хорошую отметку, ведь он в припрыжку идет домой, а брошенный и оттолкнутый ногой рюкзак свидетельствует о какой-то неудаче. Он часто бывает прямолинейным, несдержанным и резким. Холерик тяжело соглашается с условиями и ограничениями старших, он с огромным трудом придерживается режима. За свободу он будет бороться, а свое мнение отстаивать очень громко в буквальном смысле слова во всевозможных спорах, так как неуступчив.

Сильные стороны холерика

Но, несмотря на всё, ребенок-холерик также имеет множество преимуществ. Так как он очень энергичный и инициативный, то он может стать хорошим организатором в будущем. Большинство известных и успешных руководителей, полководцев, футбольных тренеров были холериками. Их активность, харизматичность, способность быстро думать и принимать решения привлекает к себе других.

Холерик довольно самостоятелен, так как уверен в себе и в том, что делает. На это качество можно опереться, если хотите немного дисциплинировать ребенка. Например: «Ты умный и самостоятельный мальчик, позаботься о том, чтобы все твои тетрадки, учебники и другие школьные принадлежности были сложены в портфель. Я могу на тебя положиться?». Но не забывайте проверять выполнение заданий, ведь это дети и они порой бывают необязательными.

Если холерика заинтересовало какое-то дело, он сконцентрирует на нем все свое внимание, будет целеустремленным и усидчивым. Будет способен выполнять много заданий и подходить к этому со всей серьезностью. Будет отличаться своей наблюдательностью, множеством интересов.

Чего хочет и как думает ребенок-холерик?

Ребенок-холерик имеет огромную потребность чувствовать себя важным, нужным, быть в центре внимания. Если у него не получается достичь этого с помощью учебных достижений или своих талантов, он будет драться, шкодничать лишь бы привлечь к себе внимание. Холерик может упасть духом если его чувство к самоуважению не получит достаточной поддержки. Часто из-за этого дети противятся учебе, ведь зачем тратить свое время на то, что не заслуживает внимания и заставляет их почувствовать себя неполноценными.

Общие рекомендации во избежание стихийных бедствий

Теперь, когда мы разобрались с особенностями холерика, знаем что с ним происходит и что для него важно, рассмотрим правила и советы, которые стоит запомнить при общении с ним, если вы хотите быть для своего ребенка другом, а не врагом.

  1. Не кричите на ребенка. В случае с холериком такое поведение взрослых вызовет обратный эффект от ожидаемого. Крики и физические наказания зачастую только расшатывают нервную систему холерика, а после его сложно успокоить. Постарайтесь быть сдержанными и уверенным тоном сделать замечание или предупреждение.
  2. Если холерик недобросовестно выполнил задание, не ругайте его. Объясните что именно не так, что нужно переделать и почему так делать нельзя. Потребуйте повторного добросовестного исполнения работы. А также учите доделывать начатое до конца.
  3. Если ребенок кого-то обидел, без наказаний и нотаций научите его извиняться, подскажите чаду что необходимо сделать для этого человека что-то хорошее и обговорите, как нужно поступить в следующий раз.
  4. Дайте ему возможность нести ответственность за свои поступки: нашкодничал – убери после себя.
  5. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок был постоянно занят полезными делами.
  6. Так как ребенок-холерик очень энергичен, направляйте энергию в мирное русло: запишите его на танцы или спортивную секцию.
  7. Развивайте произвольное внимание ребенка. В этом вам помогут: настольные игры, шашки, шахматы, лото, домино, и, безусловно, всевозможные виды художественного творчества, которые развивают фантазию, мелкую моторику рук.
  8. Подкрепляйте его веру в себя, а в случае неудачи – поддержите. Холерику это очень важно, ведь следствием разочарования в своих возможностях может быть безразличное поведение. Если у него что-то не выходит, найдите то, за что можно похвалить. Например, ребенок учится писать, у него размашистые и жирные каракули. Такой результат его не вдохновляет, он бросает ручку и говорит, что больше не хочет учиться, ведь ничего не получается. И тут ваш выход: «Посмотри, а мне кажется, что вот эта палочка получилась просто замечательно. А вот еще одна ровненькая. Знаешь, я думаю, что ручка начинает тебя слушаться и ты сможешь написать еще несколько палочек».
  9. Ставьте перед холериком конкретные задачи, сопровождая их своими инструкциями, если в этом есть необходимость.
  10. Избегайте резких реакций, проявляйте заинтересованное понимание к его душевному состоянию и обязательно учитывайте мотивы ребенка, ведь если из самых светлых и добрых побуждений он что-либо предпринимал, но не вышло так как хотелось, да его еще и отругали, желание проявлять инициативу в хороших делах исчезнет надолго.
  11. Будьте для ребенка авторитетом, человеком с которого можно брать пример в разговорах, поступках, поведении. Иногда холерик ведет себя агрессивно, провоцирует взрослых, дабы испробовать этот авторитет и убедится, что им можно доверять. Другими словами, мы проходит проверку на прочность.
  12. И самое главное: примите и любите своего малыша таким, какой он есть. Уверенность в том, что тебя любят и принимают, способна сподвигнуть на великие дела.
Читать еще:  Лечебный массаж для недоношенных детей

Вы еще не забыли о нашем герое Павлике? Так вот, поставим не перемотку и посмотрим на эту ситуацию с другой стороны. Как только Паша проснулся, то он тут же начал бегать по дому. Он очень спешил на кухню, чтобы сделать маме чаю и извиниться за свое безобразное поведение в школе, но наступил Шарику на хвост, споткнулся и разбил графин. Мама могла говорить ребенку вслед, но он её не слышал, думал о своем. Потом она подошла, спокойным тоном спросила что произошло.

После объяснений сына, одобрила его благие намерения и помогла убрать следы «разрухи». Далее они вмести сели и пришили пуговицы, которые оторвались от пиджака после драки. Для регулярно страдающей девочки-соседки по парте Паша взял конфетку, чтобы извиниться. Мама записала мальчика на баскетбольную секцию, где он мог научиться работать в команде, проявить свои способности. Теперь сон у него крепкий и засыпает он быстро. Бывает Павлик, как и все дети, не очень послушный, однако, мама и папа, помогают ему справиться с недостатками.

«Ах, какая мука – воспитывать!», но этот тяжелый и упорный труд принесет свои плоды.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Психологические проблемы холерика

Одна из древнейших классификаций человеческих характеров дана еще Гиппократом, и мы все ее знаем с детства. Четыре типа темперамента. Сангвиник. Холерик. Флегматик. Меланхолик.

В чистом виде найти типичного представителя вышеперечисленных категорий практически невозможно, но, тем не менее, как ни крути, а один какой-то темперамент всегда является в человеке доминантным. С годами он как бы сглаживается или, наоборот, обостряется, но все равно остается главенствующим.

Чудно то, что, проходя тесты на определение типа темперамента в гневливом настроении, вы можете получить один результат, а в благодушном – другой. При депрессии – третий. Но будут меняться лишь проценты соотношения (например: 58% – флегматик, холерик 26%, сангвиник 14%, меланхолик 2%).

Темперамент дан с детства. В статье возьмем за пример ребенка, у которого 58% холерика (холерик нас сейчас интересует!) и рассмотрим, какие проблемы психологического свойства характерны для него с младых ногтей и далее по жизни.

1. Высокая тревожность

У моего знакомого дочке 12 лет. Зовут Анютой. Замечательные глазки у нее – настоящие «Анютины глазки»! По темпераменту – типичный холерик. В этом нет ничего плохого. Это очень многочисленный тип людей. Так вот, Анюта в свои только что разменянные двенадцать лет проявляет чрезвычайный интерес к криминальной хронике и, самое главное, к пророчествам и мрачным прогнозам будущего. Она постоянно спрашивает знакомых, что произойдет после конца света в 2012 году, предсказанного майя, о котором трубят повсюду.

Ее интересует, куда исчезнут мама, папа, люди, страна, ну и я, скромный дядя Миша. Я педагогически слепо посмеялся над ее предрассудками и постарался выдать остроумную фразу. Ни тени улыбки на лице девочки я не увидел. Ребенок в ответ выглядел откровенно озабоченным. По меньшей мере, архисерьезным.

Другие взрослые также предпринимали попытки объяснить юному холерику Анюте, что все это лишь гипотезы, и не надо к ним относиться так доверчиво. Мы логично пытались донести до ее сознания мысль, что конец света 2012 – далеко не первый и, уж точно, не последний из предсказанных ранее. «История человечества, – заявил я глубокомысленно, – это история концов этого самого человечества!»

После чего предположил, что, «авось, и на сей раз проскочим как-нибудь. Чай, не лыком шиты». Но холерика Анюту подобными речами не проймешь. Она реально страшится будущего, чрезмерно беспокоится о нем. Это чувство тревоги частенько отравляет холерикам всю жизнь. Но что тут поделаешь! Таковы особенности психотипа.

2. Проблемы со сном

Я поинтересовался у своего приятеля – отца девочки – нет ли у Анюты проблем со сном. Тот ответил, что «да, есть такое». Школьница подолгу лежит в кровати, ворочается, а сон, зараза, все не приходит и не приходит. Здесь тоже имеется закономерность: я знавал несколько типичных холериков, и уж у половины из них точно имелись проблемы с засыпанием.

Нервная система холерика необычайно подвижна. Посмотрим на детишек из числа сангвиников, меланхоликов, флегматиков, холериков. Наш – последний из списка – более агрессивен по отношению к сверстникам. Данному типу более, чем иным, свойственны вспышки ярости. Создается впечатление, что в холериках, внутри, есть некая конфорка, что горит постоянно. На ней кастрюлька шипит с едва булькающим варевом – гневом. И как только внешняя среда провоцирует некое раздражение мира холерика, то подача топлива (гормона гнева под названием адреналин) к горелке резко увеличивается.

В результате жидкость в кастрюле вскипает моментально! В сей промежуток времени холерик способен натворить реальных бед. Часто – жутких. В лучшем случае наговорит такого, о чем потом сам будет жалеть, в худшем полезет с кулаками, а то и того хуже – схватится за нож. А когда «выпустит пар», внутренняя конфорка поутихнет, то снова сделается приятным ребенком. Посему холерику чрезвычайно важно научиться «убавлять огонь под кастрюлей» с гневом внутри себя.

У холериков особенно велика возбудимость нервной системы. Поэтому не надо доводить их «до точки кипения». Они и сами на то мастера.

Медицинские исследования показывают, что тем или иным видом невроза страдает подавляющее большинство жителей современных мегаполисов. Таких, как Москва, например. Это нынешние реалии. И холерики наиболее склонны получить в свою медкарту запись с диагнозом «невроз». Мы уже говорили, что холерики – есть суть «горячие» создания. У них не достает терпения добиваться методично веса в обществе.

А тут еще повсюду в большом городе соблазны-раздражители: сотни тысяч разнообразных завлекательных товаров, услуг, развлечений. Хочется всего-всего, хотя бы попробовать. Но для достижения сих благ, экая незадача, требуется потрудиться. Денег заработать. И при этом терпеть и ждать! У холериков с этим плохо. Отсюда и невроз: желается всего, много и сразу, а финансов на все то покамест не имеется.

Посему холерик склонен нахватать кредитов, далеко не всегда обоснованных, чтобы деньги имелись в наличии здесь и сейчас. А банкноты вскоре закончатся, и придется платить по счетам, как и всем остальным типам темперамента. Банкиры, видите ли, черствые ребята: холерикам никаких спецпоблажек не дают, даже жалкий процентик по кредиту не скостят! Бессердечные толстосумы! Банкирам все равно, что холерик многого хочет, а возможности его удовлетворять свои чаяния ограничены. Холерик обижается на жизнь и на ее барьеры. Отсюда и растут корни невроза.

Конечно, указанные виды болезненных состояний проявляются далеко не у всех холериков. Но любому из них в той или оной степени свойственны: и относительно повышенная тревожность, и склонность к гневливости, и трудности в засыпании, и невротические (пусть даже стертые) тенденции.

Что здесь сказать? Если вы – холерик, то не отчаивайтесь! В американском киношедевре «В джазе только девушки» есть великолепная реплика: «У каждого свои недостатки!» И помните, что у других типов характера – флегматиков, меланхоликов, сангвиников – тоже полно своих психологических и психиатрических проблем, «скелетов в шкафу».

И если уж Небеса распорядились так, что вы рождены холериком, то используйте свои сильные стороны, коих великое множество! И вы их знаете лучше, чем кто-либо другой.

Характеристика разных видов темперамента у детей

Юлия Андронова
Характеристика разных видов темперамента у детей

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Особенности темперамента не у всех детей проявляются в одинаковой степени. Равно как и специфические свойства каждого типа, наиболее ярко обнаруживаются у уравновешенного, инертного и слабого типа, поскольку контрастируют с возрастными особенностями поведения. Охарактеризуем детей разных типов темперамента.

Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные — не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. В то же время для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. Но так же быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Сангвиника легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.

У детей-холериков часто меняется настроение.Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они не сдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что, прежде всего,заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.

Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой.Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы.Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь

Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.

Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у сангвиника — распыленности, разбросанности интересов; у холерика — несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; у флегматика — безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; у меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников.

У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.

Читать еще:  Развитие памяти детей дошкольного возраста

Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий и требований взрослого. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их самолюбие.

Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, развивать активность и смелость.

В воспитании детей всех типов темперамента важное значение имеет следование постоянному четкому режиму дня. Оно облегчает выполнение действий и заданий, способствует выработке положительных привычек поведения.

При работе с дошкольниками необходимо учитывать свойства их темперамента и возрастные особенности. Рассмотрим ее варианты, выделенные Т. Чирковой.

Следует обеспечить условия, необходимые для нормального развития ребенка. Если он болезненно реагирует на шум, создается фон тишины. Если не переносит смены обстановки, то ее избегают. Такую тактику целесообразно использовать на ранних этапах онтогенеза, особенно в младенческом возрасте. Заметим, что подобная тактика может привести к снижению приспособляемости психики, организма к условиям среды, поэтому она требует дополнения другими вариантами.

Второй вариант тактики взрослого предполагает формирование у ребенка черт характера, нивелирующих негативные особенности свойств темперамента. Черты характера проявляются тогда, когда варьируются условия жизни и деятельности ребенка в результате выработки у него навыков и привычек. Основное требование при использовании этого варианта — постепенность, последовательность, дозировка в ускорении или замедлении темпа деятельности. Например, меланхолик в ответ на постоянные требования выполнить действие быстрее начинает делать его еще медленнее или вообще прекращает его. Детям следует показать, что медлительность или, наоборот, ускоренность действий не является недостатком, главное в работе — это качество результатов. Стремление педагога к быстрому успеху своих воспитательных действий может привести к укреплению отрицательных особенностей темперамента, нарушению доверительности в отношениях с ребенком. Описанная тактика «маскирует» свойства темперамента в привычных ситуациях. В иных условиях его свойства проявляются в «чистом виде».

Третий вариант в работе воспитателя предполагает усиление положительных и ослабление отрицательных сторон в поведении ребенка. Воспитателю следует помнить, что нет плохих или хороших свойств темперамента. Например, для меланхолика характерен повышенный уровень тревожности, который связан с высокой чувствительностью к разным раздражителям. Последняя обусловливает излишнюю впечатлительность и ранимость. Такие дети долго и серьезно переживают неудачи, что может приводить к неуверенности. Но в то же время уровень тревожности значим в жизни. Особое место он занимает в структуре эмоциональности. Тревожность может стимулировать активность и саморегуляцию деятельности, а ее отсутствие занижает эффективность работы. От тревожности нельзя избавиться. Робость, неуверенность, эмоциональная скованность успешно преодолеваются при формировании навыков деятельности и стимулировании переживаний успеха.

В работе с детьми разного темперамента воспитатель может использовать своеобразный способ учета темперамента, когда воздействие на какое-либо свойство осуществляется в знакомых и привлекательных для ребенка видах деятельности. Например, влияние на свойства темперамента в учебной деятельности у детей в период адаптации к школе не приносит успеха. Наиболее эффективно оно в общении ребенка со сверстниками.

В ряде случаев эффективной бывает тактика построения воспитательно-образовательного процесса на основе своеобразия индивидуального стиля деятельности. Рассмотрим эту тактику на примере познания. Здесь индивидуальный стиль деятельности выражается в отношении ориентировочной и исполнительской ее частей. Одни дети сразу приступают к выполнению задания, а другие долго его обдумывают. У одних действия стереотипны, у других разнообразны. Для одних характерна аритмия, для других — размеренность. Такой ребенок затрудняется сразу воспроизвести усвоенный материал, а делает это успешно спустя 20-60 минут. Поэтому педагог может ошибочно предположить, что материал не усвоен. Но если не дать ребенку возможность восстановить материал спустя некоторое время, то он забывается.

Таким образом, главный принцип учета индивидуально-типологических особенностей состоит в переходе от «приспособления» к ним к тактике формирования саморегуляции, самоуправления динамикой поведения и деятельности.

Интеграция разных видов детской деятельности на занятиях Известно, что дошкольный возраст – это сензитивный период для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи,.

Консультация для родителей «Значение разных видов художественного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста» Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом.

Консультация «Игры для детей раннего возраста (по типу темперамента)» Консультация «Игры для детей раннего возраста (по типу темперамента)». Тип темперамента Название игр Меланхолик Игра с лентами под медленную.

Консультация «Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик» Особенности образовательной деятельности разных видов Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно.

Методическая разработка театрализованных постановок для детей раннего возраста с использованием разных видов театра Пояснительная записка. Театрализованные постановки прочно входят в мир ребенка уже с 2-х летнего возраста. Маленьких детей привлекают яркие.

Конспект НОД с интеграцией разных видов деятельности с детьми 3–4 лет «Поможем другу Хрюше». Фрукты и овощи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеек» Разработка непосредственно.

Сценарий сказки «Сказка о типах темперамента» Сказка о темпераментах. Действующие лица: Ведущий, психолог, 4 рыцаря (Флегматик, Холерик, Меланхолик, Сангвиник) Великан Дракон Король.

Статья на тему: «Использование разных видов музыкальной деятельности на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ». Музыкальные занятия с ребёнком, имеющим множественные нарушения в интеллекте и психики, предполагает разнообразные виды совместной музыкальной.

Творческая работа «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школе Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школеОдна из ярких тенденций нашего времени – это признание важности личности.

Ваш ребёнок сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик?

Именно особенностями нервной системы объясняется и сила эмоций ребенка, и то, как он переходит от сна к бодрствованию, каков он в общение с другими детьми, устойчив ли в играх (часто ли меняет игрушки, играющих) и т. д.

Чем младше ребенок, тем ярче проявляются его индивидуальные особенности. В зависимости от типа нервной деятельности одни черты характера легче формировать, другие – труднее. Требования взрослого для одного могут быть посильными, а для другого – непосильными. А непосильные требования вызывают упрямство, ведут к конфликту. Рассмотрим четыре типа высшей нервной деятельности или темперамента и рекомендации по взаимодействию с детьми.

1.Возбудимый ребенок (холерик)
Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке — реакция может быть самой разной. Ребенок-холерик — это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до «наоборот», любит риск, приключения.

Бурно реагирует на все и бурно проявляет свои чувства. Легко переходит от состояния веселья к грусти. Засыпает беспокойно, долго ворочается, быстро просыпается. Вспыльчив, шумлив, говорит громко. Подвижен. Активен. Быстро сходится с детьми, но скоро, из-за неумения сдерживать свои желания, становится виновником конфликтов. Поскольку у таких детей возбуждение сильнее торможения, рекомендуется:

исключить из обстановки все, что возбуждает (громкую музыку, громкие разговоры, игры с шумными детьми, большие компании);
соблюдать установленный режим;
укреплять процессы торможения спокойными играми и занятиями

Для этого хороши:
игры с внезапной остановкой «стоп»;
занятия с конструктором, крупный и мелкий строительный материал, когда вы советуете построить что-то конкретное и занимаетесь своим делом, все таки поглядывайте, как ребенок строит, подсказывайте, советуйте;
занятия с картинками, лото;
рисование, лепка, аппликация.

Ошибки родителей:
Жесткий контроль, ограничение активности, гневные требования следить за собой приводят только к нервозности и потере контакта с ребенком.

Рекомендации:
Разговаривать с таким ребенком (да и между собой) надо тихо, спокойно.Тон взрослого при этом должен быть требовательным, без лишних уговоров. Не злоупотребляйте просмотром телевизора. Очень важно замечать и поощрять всякое проявление сдержанности «Как хорошо ты сегодня играл – тихо, спокойно.» Замечания же по поводу плохого поведения рекомендуется делать тогда, когда спадет возбуждение, спокойно и твердо: «Некрасиво», «Ты огорчил нас» и т. д. Самое главное, чтобы вы, родители, всегда помнили: он не виноват в том, что родился «нервным ребенком».

2. Ребенок со слабой нервной системой (меланхолик)
О нем обычно говорят – впечатлителен. В отличие от легко возбудимых — у этих детей слабы не только тормозные, но и возбудимые процессы. Это вполне полноценный ребенок, но мало активен, даже пассивен. Он нерешителен, не уверен в себе, в своих делах, даже в том, что хорошо знает. Такой ребенок тих, редко смеется, шумные дети его утомляют. Внешне не проявляет своих чувств, но они у него устойчивы, глубоки его привязанности, привычки. Долго помнит обиды, глубоко их переживает. Замкнут и медлителен, но очень отзывчив, чуток. Он остро реагирует на все новое, на незнакомых взрослых и детей, чувствителен к ласке, к тону, с которым к нему обращаются.

Ошибки родителей:
Успокоенные тихим видом замкнутого меланхолика, взрослые часто не замечают его переживаний и проблем.

Важно! Постоянно упрекая в лени, пассивности и неспособности, воспитатели только больше усугубляют его неуверенность в себе и развивают комплекс неполноценности.

Рекомендации:
В общении с такими детьми рекомендуется постепенно приучать их к играм вдвоем (впоследствие увеличивать количество играющих), приглашая спокойного, нешумливого товарища, самим участвовать в игре. Надо стараться, чтобы такой ребенок поменьше оставался один и не сосредотачивался бы на своих переживаниях.

Важно приобщать его к самостоятельности. Слишком большая опека сделает его еще более неуверенным в себе, ему, наоборот, надо помочь преодолеть робость. Такой ребенок очень внушаем, и нетрудно вселить в него уверенность, что он все может, что у него все хорошо получится. Говорить с ним необходимо мягко, но уверенно, организуя его общительность со взрослыми, а затем и с детьми.

3. Медлительный ребенок (флегматик)
Медлительный, усидчивый и внешне спокойный ребенок. Он последователен и обстоятелен в своих занятиях. В дошкольном возрасте играет с несколькими любимыми игрушками, не любит беготню и шум, зато любит покушать и поспать, в еде непривередлив. Его нельзя назвать фантазером и выдумщиком. Обычно с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Именно малыш-флегматик способен тщательно и добросовестно часами отдирать кусочки обоев в гостиной, не мешая взрослым заниматься своими делами. Но он способен устроить и скандал, если ему дали не его чашку или ложку, и вообще он недоволен, если что-то нарушает привычный распорядок дня.

Важно! Если вы постоянно раздражаетесь и наказываете его за медлительность и неуверенность, у ребенка может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности.

Рекомендации:
Воспитание такого ребенка требует терпеливости. Рекомендуется не торопить его, лишний раз не упрекать: «Опять последним одевался» и т. д. Он от этого еще больше затормаживается. Окрики рождают неуверенность. Так как ребенок малоподвижен, надо побуждать его к движениям: полезна гимнастика, спорт. Очень важно сделать все, чтобы не развилась лень. Постарайтесь сдружить его с активными детьми и понаблюдать при этом, чтобы они не подавляли его инициативу. Замечая проявления активности и инициативы, важно похвалить за это. Полезно для развития активности в деятельность ребенка вносить элементы соревнования: «Кто скорее?», заинтересовать, ускорить темп привлекательной для него перспективой. Например: «быстрее оденешься – не опоздаем в цирк и т. д.»

4. Спокойный ребенок (сангвиник)
Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек. В детстве это ребенок-солнце. Обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Вырастая, производит впечатление решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым.

Сангвиники — эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в компании. Дети-сангвиники на вопрос: «С кем ты дружишь?» — обычно отвечают: «Со всеми».

Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее.

С таким ребенком родителям легко. Быстро засыпает и легко просыпается. Умеет в играх и подчиняться, и руководить. Дружелюбен. Любознателен. Задает много вопросов, но интересы его неустойчивы так же, как и навыки. Такого типа ребенок быстро переключается с одних занятий на другие, но не доводит начатое до конца. Одинаково переходит от спокойных игр к подвижным. Помните, что он легко попадает под влияние, как положительное, так и отрицательное. Быстро устает от однообразных действий.

Ошибки родителей:
Сангвиник легко общается, жизнерадостен и быстро схватывает учебный материал, и родители часто не обращают внимания на то, что ребенок поверхностен, перестают его контролировать и присматриваться к его внутреннему миру. Привычный дружелюбный и веселый тон подростка может скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей. Небрежность в учебе, неумение доводить дело до конца, невнимательность к мелочам сильно сказываются на успеваемости, а в будущем — и на успехах в работе.

Рекомендации:
Надо помочь такому ребенку научиться делать все аккуратно, например: сложить одежду, игрушки. Если задание сделано плохо, предложить тут же переделать. Контроль за его поступками, действиями должен быть систематический, требования – строгие и постоянные.

Психологи утверждают, что индивидуальный подход на основе учета особенностей ребенка помогает раскрыть положительные стороны его натуры и сформировать положительные качества личности ребенка. Тип темперамента – основа будущего характера, а характер – это устойчивые особенности личности, которые проявляются в поступках.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector