Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда приучать ребенка к ложке: практические советы и небольшие хитрости

Как научить ребенка самостоятельно есть ложкой?

  • Оптимальный возраст
  • Выбор столового прибора
  • Тонкости обучения
  • Частые ошибки

Любые родители искренне радуются успехам своего малыша, ведь это не только показатель полноценного развития маленького человечка, но и растущая самостоятельность чада, постепенно развязывающая руки взрослым. Именно поэтому приобретённый навык пользования ложкой – одна из очень важных вех в развитии ребёнка, ведь теперь он как минимум сможет самостоятельно есть. Многие родители ломают голову над тем, как развить такой навык – попробуем разобраться, как это делается.

Оптимальный возраст

Безусловно, первичное обучение какому-либо сложному навыку требует наличия хорошего учителя, а для малыша, уж поверьте, самостоятельно есть ложкой – задача не из простых, ведь родился он, практически не владея своим телом. По этой причине во многом именно от желания родителей зависит, когда их чадо начнёт кушать самостоятельно. В то же время спешить с этим тоже не стоит – прийти к осознанному использованию столовых приборов можно лишь постепенно, предварительно освоив навыки того же удерживания предметов в руке.

Специалисты указывают, что конкретные сроки приобретения навыков пользования ложкой сильно зависят от индивидуальных особенностей ребёнка. Усреднённые показатели гласят, что в возрасте одного года малыш должен быть просто в состоянии удерживать ложку длительное время, не роняя её – тогда примерно к полутора годам он уже сможет применять её по прямому назначению.

Естественно, определённые отклонения от графика вполне возможны и даже не могут считаться очевидной проблемой – так, отдельные маленькие личности немного умеют орудовать прибором уже к десяти месяцам, а кто-то даже в свои два года требует кормления.

При этом детские психологи отмечают, что в процессе обучения крайне важна личная заинтересованность ребёнка в процессе. Не секрет, что дети очень любят во всём подражать взрослым, и в среднем около года малыш начинает задумываться о том, а не начать ли кушать самостоятельно. Естественно, для подобных умозаключений ему нужен постоянный наглядный пример, как взрослые едят самостоятельно, иначе мамина рука может восприниматься таким же прибором, как и сама ложка.

Если пример перед глазами есть, и ребёнок всё понял, он рано или поздно даст понять, что хотел бы попробовать орудовать столовым прибором самостоятельно. Можно со стопроцентной уверенностью сказать, что у чада не получится ни с первого раза, ни с десятого, потому маме следует заранее готовиться к перепачканному столу, одежде и лицу малыша. Тем не менее отказывать ребёнку не стоит – он ведь никогда не научится, если так и не начнёт учиться. Обратите внимание, что принципиально важно в ходе обучения проявить ангельское терпение, поскольку, однажды накричав на неаккуратного малыша, вы можете испугать его, и он вообще забросит попытки.

Помните, что пачкает всё вокруг он не со зла, а просто потому, что у него пока не получается всё сделать аккуратно.

Выбор столового прибора

Если вы целенаправленно идёте к обучению ребёнка владению ложкой, последнюю стоит купить специально для этой цели, проследив, чтобы она по всем параметрам соответствовала поставленной задаче. Практика показывает, что если сама ложка подобрана с умом, то и учёба проходит легче, и запачканных вещей оказывается меньше.

Итак, несколько советов, как выбрать первый прибор в жизни малыша.

  • Безопасность прибора – самое главное требование. Ребёнок пока неаккуратен, поэтому ни в коем случае нельзя, чтобы ложка имела острые концы или края. Классический металлический прибор тоже вряд ли подойдёт – он может оказаться тяжеловатым для малыша, а если ещё и упадёт, может больно стукнуть и сильно испугать. Выбирая изделие из альтернативных материалов, обращайте внимание только на ассортимент специализированных магазинов, предоставляющих все необходимые сертификаты – нынешний пластик бывает крайне вредным.
  • Приспособление для прикармливания и первая ложка – это не одно и то же. В первом случае используется узкий и довольно глубокий черпак, поскольку орудовать прибором будут аккуратные родители. Что же касается изделия для самостоятельного питания, то оно в первую очередь должно иметь определённую ширину – это позволяет реже ронять еду.
  • Начинающий гурман ни в коем случае не будет держать ложку правильно, так, как её держат взрослые – ему проще захватить рукоять в кулачок. При вытянутой и узкой форме ручки с таким захватом устойчивого положения прибора не добиться – он периодически будет поворачиваться вокруг своей оси, рассыпая пюре и проливая супы. По этой причине следует отыскать изделие, чья ручка была бы сравнительно широкой – это позволит стабилизировать ложку от «бортовой качки». Кроме того, рукоятка в идеале должна быть укороченной – чем ближе к черпаку ребёнок держит прибор, тем выше вероятность, что тот всё-таки доберётся до рта.
  • Многие специалисты утверждают, что малышам для обучения лучше приобретать модели с изогнутыми ручками – для детской руки они чуть удобнее. Есть ещё довольно редкий вариант со стержнем внутри – там черпак всегда сохраняет правильное положение, даже если ручка накренена. Такая ложка хороша тем, что освоить её можно намного быстрее, однако, она, по сути, так и не учит пользоваться обыкновенной ложкой.
  • Из всего многообразия детских моделей ложек часто советуют обратить внимание именно на пластмассовые, даже несмотря на всю информацию о том, что многие сорта этого материала не блещут экологической чистотой. Плюсов у такого изделия масса – оно и лёгкое, и не острое, им нельзя удариться, оно не ломается при падении, а ещё его часто разукрашивают в яркие цвета. Красивая пластмассовая ложка может восприниматься ребёнком как игрушка, она привлекает интерес, а потому обучение пойдёт быстрее.
  • Упростите задание не только ребёнку, но и себе – докупите дополнительные аксессуары. Тарелка в идеале тоже должна быть выполнена из пищевого пластика – тогда она будет иметь все те же преимущества, что уже были описаны чуть выше. Некоторые модели специально для маленьких детей выпускаются с присоской – малышу даже при целенаправленном действии будет сложно опрокинуть такую посуду. Другим полезным приспособлением станет тканевый нагрудник, позволяющий защитить одежду от пролитых капель. Ещё более эффективной альтернативой может стать пластиковый фартук – он не впитывает воду, поэтому его не нужно стирать после каждого приёма пищи.

Тонкости обучения

Научить малыша пользоваться ложкой без его добровольного желания невозможно – пока что он совершенно не знает слова «надо». По сути, никаких ухищрений, позволяющих стимулировать интерес, не существует, и единственное, что можно придумать – это регулярно садиться за стол всем составом семьи. Как уже говорилось, даже маленький ребёнок во всём стремится наследовать взрослых – вот и стимул, чтобы самому научиться правильно держать столовый прибор.

Заставлять ребёнка учиться, если он не проявляет к этому никакого интереса, недопустимо – слой знания в его голову вы не вобьёте, зато добьётесь истерики и категорического неприятия того, что ему не нравится.

Ещё хуже, если вы заставляете малыша тренироваться на блюде, которое он не стал бы есть даже с вашей помощью – тогда не стоит удивляться, почему у чада нет никакого стимула.

Приучить ребёнка к столовым приборам раньше, чем он ими заинтересуется, не получится, но как только он проявит интерес, будьте готовы удовлетворить любопытство. Первая тренировка не должна быть слишком сложной – достаточно добиться хотя бы того, чтобы малыш надёжно зафиксировал прибор в руке, пусть даже в несколько неправильном положении.

Специалисты говорят, что специально ждать «подходящего возраста» не стоит – если вдруг чадо заинтересовалось ложкой ещё на этапе начала прикармливания, можно уже знакомить его с этим предметом.

Инструкция по целенаправленному обучению выглядит следующим образом:

  • все поверхности поблизости «учебного полигона» стоит защитить клеёнчатыми материалами – в первую очередь это касается пола и стола;
  • если у посудины есть присоска, закрепите её на столешнице и проверьте надёжность крепления, после чего насыпьте еду;
  • лучше всего начинать обучение в летний период, когда ребёнок может быть раздетым почти полностью – тогда стирать не придётся практически ничего, однако, чепчик для защиты волос точно не помешает;
  • покажите наглядный пример: привлеките внимание ребёнка, отведайте ложкой еду из его миски и не забудьте похвалить как саму пищу, так и себя – за самостоятельность;
  • передайте ложку ребёнку, а если у него не получается крепко держать её, сожмите детский кулачок с ложкой в своей ладони и кормите малыша именно так;
  • когда подопечный научится регулярно доносить ложку до рта, помогать ему уже не нужно, даже если он постоянно пачкается – это трудность, которую нужно преодолеть самостоятельно.

Ребёнок быстро устаёт и может отложить прибор в сторону, не доев – похвалите его хотя бы за то, что он старался, и не забудьте докормить чадо.

Частые ошибки

Нередко взрослые сами виноваты в том, что ребёнок слишком долго не может обучиться искусству владения ложкой.

Рассмотрим несколько примеров того, как не стоит подходить к процессу обучения.

  • Если уж начали учить ребёнка самостоятельному использованию столовых приборов, пусть этого правила придерживаются и все остальные домочадцы. Дети обладают слишком короткой памятью, они легко забывают новоприобретённые навыки, если они не нужны постоянно. Потому достаточно отправить чадо на несколько дней в гости к сердобольной бабушке, которая покормит его с ложечки – и всё, учёбу можно начинать заново.
  • Регулярность упражнений важна для прочного усвоения новых умений, однако, всё-таки случаются определённые ситуации, когда в виде исключения можно ненадолго вернуться к кормлению с ложечки. Делается это, когда ребёнок заболел или чувствует себя нехорошо. Даже взрослый человек, испытывая сильный дискомфорт, может выполнять привычные задания неаккуратно, не уделяя им достаточного внимания, так что не стоит удивляться, если и у больного малыша вдруг возникнут сложности с самостоятельным приёмом пищи. Иногда будет проще немного помочь ему, чем затем отмывать всю столовую и утешать голодное чадо.
  • Даже если ребёнок вроде бы успел неплохо освоить самостоятельное питание, на первых порах недопустимо оставлять его кушать в одиночестве. В первую очередь, чадо может подавиться непрожеванным кусочком, а позвать на помощь оно пока толком не может. Устав орудовать ложкой, но так и не наевшись, оно наверняка расплачется, а вы не сможете понять, в чём дело. Наконец, при отсутствии контроля ребёнок может просто начать капризничать, и вы, понадеявшись на его ответственность, спустя отведённое время найдёте его над всё ещё полной тарелкой или посреди запачканной кухни.
  • Принято считать, что столовые приборы для ребёнка обязательно начинаются именно с ложки, но отдельным детям куда больше интересна вилка – если так произошло, подменить её ложкой не получится, малыш не выкажет заинтересованности в обучении. Специальные вилочки с затупленными зубцами тоже существуют, на их примере обучение проводить тоже можно – как минимум тому, как правильно держать прибор в руке.

Безусловно, блюда, которые подаются для обучения, уже не могут быть ни жидкими, ни пюреобразными.

О том, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно, смотрите в следующем видео.

Как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно

Умение самостоятельно кушать — один из первых навыков, которые будет осваивать ваш малыш. Вроде бы всё просто: бери ложку и ныряй в тарелку. Но нет, для маленьких детей даже такое обыденное (для нас) умение — настоящее искусство, которым нужно овладеть, под чутким контролем родителей, конечно. Как, когда и как именно приучать малыша есть ложкой — рассказываем в этой статье.

Прежде всего, наберитесь терпения, это будет непростой путь. Во-вторых, смиритесь с тем фактом, что невозможно заранее узнать срок, когда учить ребенка есть ложкой самостоятельно — всё сугубо индивидуально и зависит не только от навыков и уровня развития малыша, но и от готовности родителя.

Прежде чем всерьёз думать, как приучить ребенка есть ложкой, убедитесь, что ваш малыш:

  • Умеет брать ложку в руку и крепко её держать, не роняя (или почти не роняя);
  • Получает прикорм минимум три-четыре недели (он должен познакомиться и привыкнуть к ложке, понять её назначение);
  • Спокойно сидеть без постоянной поддержки взрослого.

Имейте в виду, что прикорм нужно вводить в рацион не раньше, чем в пять-шесть месяцев, — дети младше полугода не способны орудовать ложкой. Кроме того, крайне нежелательно использовать ложку не по назначению, играться ей, — так вы потратите гораздо больше времени на обучение.

Обращайте внимание, когда малыш начинает присматриваться к приборам, тянуться к ним, пытается (пусть и неумело) подражать вашим действиям. Заметили? — Значит, пора думать, как научить ребенка кушать самостоятельно.

Первая ложка для ребенка. Какую выбрать?

Прежде всего, хотим вас предостеречь: не каждая посуда с цветастыми рисунками — детская. Дело в том, что все детские товары проходят тщательную и дорогостоящую сертификацию. Некоторые горе-производители хотят сэкономить и выпускают посуду, не предназначенную для детей, и ярко её декорируют, выдавая за детскую. Не ведитесь на этот трюк — прямо в магазине вы в праве потребовать соответствующий сертификат от продавца.

Следом давайте выбирать материал первой детской посуды

Силикон — по сути, та же пластмасса, только мягкая — благодаря дополнительным веществам, добавляющимся в состав. Ещё недавно такая посуда считалась исключительно некачественной и вредной, но в последние несколько лет ситуация изменилась, — даже крупные и уважаемые бренды начали использовать силикон в производстве, и этот материал покорил сердца мам во всём мире. Его преимущества очевидны — ложка мягкая (не ранит зубки и дёсна), лёгкая, моется за две секунды, не бьётся и не шумит при падении. Выбирайте ложки брендов Bebe Confort, Chicco, Canpol babies и Maman. Главное, заранее узнать (или прочитать на упаковке), воздействие каких температур она выдерживает.

Стекло — неоднозначный материал, детскую посуду из него нужно выбирать с умом. Некачественное стекло (или непредназначенное для детей) может разбиться при первом падении и поранить малыша. Но если вы выбираете специальную посуду для детей (особенно, если вы выбрали известный и авторитетный бренд), то бояться нечего: такая посуда разрабатывается при соблюдении строгих стандартов и долго вам прослужит. Тем не менее, если у вас есть альтернативы — первую ложку лучше выбрать из другого материала, а стекло отложить на второй или третий день рождения.

Фаянс и фарфор. Главное преимущество такой посуды, по сути, единственное — эстетичность. Хотя ещё можно добавить прочность и стойкость к высоким температурам. Имейте в виду такой подводный камень: многие производители, дабы снизить себестоимость посуды, добавляют в состав меламин — вредное вещество, которое при нагревании выделяет канцероген формальдегид. Так что выбирайте посуду для малыша очень внимательно, требуйте сертификаты и не старайтесь слишком сэкономить, цена очень ниже средней — явный знак, что продукция некачественная, хороший фарфор дешёвым быть не может.

Металл — прочно, долговечно, не очень удобно. Зато безопасно, никто ничего не разобьёт и не поцарапается. Худший вариант — алюминий, он очень активный и взаимодействует с кислотами, содержащимися в овощах и фруктах. Лучший вариант — нержавеющая сталь (сплав никеля, хрома и железа), которая не вступает в реакцию с окружающей средой, не окисляется и не попадает внутрь организма. Ещё лучше, если найдёте посуду из нержавейки с пометкой «nikelfree».

Твёрдая пластмасса или пропилен — один из самых популярных материалов у производителей детской посуды. Недорого стоит, не царапается и не бьётся. Здесь тоже важно не стараться слишком экономить: проверяйте сертификаты, выбирайте крупные бренды и помните, что пластмассу нельзя сильно нагревать.

Один из самых непрактичных вариантов — эмалированная посуда, знакомая нам и нашим родителям ещё с советских времён. Да, она безопасная и прочная, но лишь до первого скола. Появилась первая трещина? — Смело выбрасывайте, ведь прямой контакт пищи с металлом вреден для маленького организма.

Читать еще:  Дальтонизм у детей

Керамика столетиями используется для изготовления посуды и по-прежнему не потеряла своей актуальности. Здесь единственный совет — не экономьте на хорошей керамике. Да, она может оказаться тяжёлой для малыша, зато хорошо сохраняет тепло и придаёт обеду слегка торжественный шик, ребёнок с такой ложкой превращается в героя из старинных былин и сказок 😉

Бамбук на рынке детской посуды появился совсем недавно, но уже успел завоевать неплохой спрос. Изготавливается так: берут листья и стебли бамбука, измельчают, прессуют и запекают в формах. Преимуществ такой посуды много: безопасная, экологичная, прочная, лёгкая, недорогая, легко моется. Минусы тоже есть: плохо переносит длительный контакт с горячей водой, не любит микроволновку.

Одноразовая пластиковая посуда — худший из возможных вариантов, его даже не стоит рассматривать.

Бонусом — разберёмся с тарелкой. На первое время выбирайте маленькие неглубокие тарелки и постепенно увеличивайте их вместе с увеличением аппетита у малыша. Тарелка должна быть прочной и устойчивой, — обратите внимание на материалы с присоской и прорезиненным дном, благодаря которому тарелку не так-то просто сбросить со стола.

Приучаем ребёнка к ложке

Повторим ещё раз: главное требование к вам на этом этапе — терпение. Малыш приучится к столовому прибору не сразу, вы будете раздражаться, расстраиваться и горько вздыхать, но в конце вас ждёт успех и радость — даже не сомневайтесь!

А чтобы этот путь был проще и приятнее, придерживайтесь наших советов, как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно:

  • Не играйте ложкой — предлагайте её малышу только когда он проголодался. Если ребёнок зафиксирует отношение к ложке как к игрушке, ваш обучающий процесс значительно замедлится и вам снова придется думать, как заново научить ребенка есть ложкой самостоятельно;
  • Садитесь обедать вместе, желательно, всей семьёй. Подражание — естественная реакция для любого ребёнка, и самостоятельное орудование ложкой — не исключение. Лучший способ, как научить ребенка держать ложку;
  • Не переусердствуйте с помощью. Ваша поддержка должна быть незначительной, не навязывайте её, а лишь слегка поддерживайте ложку, не прикладывая усилий;
  • Чтобы не переживать, что ваш пока что неумелый малыш останется голодный — накормите его сами, а второе блюдо (или десерт) оставьте для обучения;
  • Коварный, но эффективный трюк — предложить ребёнку его любимое лакомство и ненароком отвлечься, оставив его наедине с тарелкой и ложкой. Интенсивность обучения в таком случае возрастает в разы;
  • Не докармливайте малыша, даже если вы устали сидеть за столом. Всегда оставляйте ему возможность закончить трапезу самостоятельно. Если куда-то торопитесь и опаздываете — садитесь за стол заранее;
  • Удовлетворяйте детскую тягу к прекрасному. Красивые блюда пробуждают аппетит и приковывают внимание. Украшайте их фруктовой или овощной нарезкой, вырезайте животных, грибочки и цветочки, ограничением может быть лишь ваша фантазия. Никаких особых навыков не требуется — специальные фигурные ножи и тёрки можно найти почти в любом хозяйственном магазине.

В каком возрасте ребенок кушает самостоятельно? В среднем, малыши овладевают ложкой к полутора годам — в этом возрасте они уже могут есть самостоятельно, хоть и испытывают трудности с супами и прочими жидкими блюдами, с ними без вашей помощи и поддержки не справиться.

Типичные ошибки родителей

В ошибках нет ничего постыдного — особенно, если вы молодой родитель, и допускаете их с благими намерениями. Впрочем, если их можно не допускать — лучше их не допускать, правда? Вот список лишь самых популярных, которые допускают родители, не знающие, как научить ребенка есть ложкой:

1. Торопить события. Внимательно следите за поведением малыша, и начинайте обучение лишь в тот момент, когда он сам начнёт проявлять интерес к столовым приборам и самостоятельному приёму пищи. Начните с малого, отрабатывайте отдельные элементы этого непростого искусства и не спешите, — качество важнее скорости.

2. Перебарщивать с помощью. У многих родителей банально на хватает терпения, и при первой же неудаче они начинают кормить малыша самостоятельно. Не надо так. Если поставили цель — двигайтесь в ней, ваша помощь лишь мешает её достичь и аннулирует прогресс. Дайте малышу свободу и возможность ошибиться — это нормально.

3. Настаивать на этикете. На первом этапе у вас другая задача — научить малыша орудовать ложкой. Всё остальное (как правильно держать ложку ребенку и прочие мелочи) — сможете привить позже. Не настаивайте, какой рукой правильно держать ложку, а какой — хлеб. Вполне возможно, у вас растёт левша (а из левшей часто вырастают таланты!), и ваши советы лишь сбивают его с толку и мешают процессу обучения. Не думайте, как научить ребенка правильно держать ложку, — предоставьте ему свободу.

4. Учиться нерегулярно. Тут всё очевидно: систематичность — залог результата. Если малыша кормят несколько членов семьи — оповестите об обучении всех бабушек, дедушек, дядь и тёть. Малыш должен учиться ежедневно. Единственное исключение — болезнь, тут можно отступить от правил, здоровье важнее.

5. Ругать за неудачи. Высыпанная каша и перевёрнутые тарелки — неотъемлемая часть обучения. Вместо ругательств научите малыша убирать за собой, предложите ему салфетку и покажите, как ей пользоваться. Наказания и крики — не лучшие стимуляторы в обучении. Если же беспорядок вас особенно травмирует — позаботьтесь об этом заранее: наденьте на ребёнка нагрудник, застелите скатерть, которую легко мыть, приучитесь использовать небьющуюся и непроливающуюся тарелку с чашкой. Не менее важно следить за температурой еды — дети часто переворачивают тарелки от испуга, когда дотрагиваются до слишком горячего блюда.

6. Обедать в компании мультиков. Едят на кухне — приучайте к этому правилу малыша. Мультики, какими бы полезными они ни были — будут лишь мешать и отвлекать ребёнка от важного процесса обучения.

Полезные рекомендации как научить малыша кушать самостоятельно

В очередной раз повторим, что ваше терпение — залог успеха и эффективности обучения. Никто вас не осудит, если вы будете раздражаться и расстраиваться, но нужно уметь в нужный момент взять глубокий вдох, отпустить негативные эмоции и сконцентрироваться на самом важном — на обучении вашего малыша.

Имейте в виду, что многие детские сады не принимают детей, которые не умеют кушать сами. Значение и важность этого навыка трудно переоценить.

Никогда и не при каких условиях не пытайтесь накормить ребёнка сами, даже не пытайтесь найти себе для этого оправдание. Если взялись учить малыша самостоятельности — значит, учите. Ваша чрезмерная помощь может и сэкономит вам несколько минут, зато сведёт на нет прогресс обучения.

Не забудьте купить стульчик для кормления, к которому малыша нужно приучать сразу же, как он научиться самостоятельно сидеть. Это отличное место для обучения самостоятельному приёму пищи. Обычно к таким стульчикам крепится съёмная столешница с высокими бортиками — практично и удобно.

Как приучить ребенка самостоятельно есть ложкой. 7 советов родителям

Дать годовалому малышу ложку в руки — все равно, что самому в первый раз в жизни вооружиться кистью и попробовать нарисовать картину. С первого раза шедевра не получится. Наблюдать, как малыш пытается «приручить» ложку, будет одновременно весело и грустно. Возможно, в какой-то момент маму захлестнет настоящее отчаяние. Но миссия выполнима. Поговорим о том, как приучить ребенка самостоятельно есть ложкой. Есть ли тут какая-то стандартная схема действий?

Когда малыш уже может есть самостоятельно?

В вопросе приучения ребенку к ложке нет четких возрастных рамок. Кто-то из детей уже в 1,5 года ловко орудует столовыми приборами. А другой даже в 3 года с недовольством смотрит на ложку, ведь есть руками гораздо веселее.

Как говорят педиатры, ребенок ближе к году уже вполне способен держать ложку в руках и даже без лишних потерь донести ее до рта. Обычно дети начинают есть самостоятельно в возрасте 1,5-2 лет. На это и ориентируемся. Впрочем, без фанатизма, — не помешает принимать во внимание особенности развития ребенка. Важно убедиться, что малыш готов осваивать сложную науку самостоятельной трапезы. Считается, что есть ряд признаков, которые дадут это понять:

  1. Ребенок сам ест печенье или, например, кусочки фруктов. Его движения при этом более или менее скоординированы.
  2. Ребенок так и норовит сунуть руку в тарелку с едой, чтобы потянуть ее в рот.
  3. Ребенок старается забрать у мамы ложку или держит ее за руку во время кормления.

Столовые приборы, чтобы приучить ребенка есть самостоятельно

Тарелка, из который ребенок будет есть, может быть любой. Тут дело больше в эргономике и «профилактике» лишней грязи. Поэтому желательно приобрести специальные тарелки — они пластиковые, поэтому не разобьются, если упадут, с высокими краями, некоторые даже крепятся к столу и «работают» по принципу непроливаек.

А вот над выбором главного инструмента — ложки — придется подумать. Железную, даже если она маленькая, на первых порах лучше не использовать. Она твердая, тяжелая и холодная. Ребенок может отказаться есть такой. Детские ложки из пластика, латекса или силикона — лучший вариант. У них специальный хват под маленькие пальчики, они мягкие, яркие и даже могут гнуться – все для удобства приучения к самостоятельному обеду. Есть даже ложки с датчиком температуры — подскажет, когда еда достаточно остынет.

В этом непростом деле, возможно, окажется полезной так называемая Pre-Spoon («предварительная» ложка). На такой есть отверстия и специальные углубления с бороздками, которые позволяют «дозировать» кашу, а значит грязи вокруг будет гораздо меньше, да и сам малыш не подавится слишком большой порцией. В целом, все, что требуется от ребенка, — это окунуть ложку в пюре и донести ее до рта. Отличный вариант для раннего приучения детей к самостоятельному приему пищи — можно использовать уже с полугода.

3 этапа приучения малыша к ложке

Условно весь путь приучения ребенка к ложке можно разделить на отдельные этапы:

6-8 месяцев

В питании ребенка появляется прикорм, значит он каждый день видит и тарелку, и ложку во время кормления. Но в большинстве случаев пока рано настаивать на том, чтобы малыш осваивал технику самостоятельного обращения со столовыми приборами. Координация движений совсем не развита.

Но специалисты советуют не сильно ограничивать ребенка в том, чтобы он хватал с тарелки еду прямо руками. И стол, и одежду, и его самого придется потом мыть.

Но малыш должен понять процесс — вот еда была на тарелке, а теперь у него во рту. Ему так будет легче освоить навык обращения с ложкой в дальнейшем. Это не означает, что с этого момента можно позволить ребенку «ковыряться» руками в каше. Но небольшие кусочки еды ему можно разрешить взять прямо с тарелки.

И пора познакомить ребенка с его собственной первой ложкой. Он, конечно, уже видел столовые приборы в руках родителей. Но пусть подержит в руках свою красивую ложку — ощупает, попробует на вкус. Можно позволить ребенку держать ее, пока мама кормит.

8-10 месяцев

Самое время ввести практику семейных ужинов. Пусть ребенок видит, как едят взрослые, — совсем скоро он и сам захочет взять ложку в руку. Метод копирования во всей красе. И даже без семейных ужинов можно устраивать малышу «мастер-классы» — маме стоит чаще показывать, как обращаться с ложкой. Ребенок, конечно, еще мало что понимает, но тренировки не пройдут даром.

Если малыш уже вовсю тянется к ложке, не стоит отказывать ему. Хорошей координации движений еще не будет, но это неплохое начало — всегда можно помочь ребенку донести ложку до рта.

После 10 месяцев

Метод копирования работает и сейчас. Поэтому как можно чаще напоминаем ребенку, как правильно есть самостоятельно, показывая это на собственном примере. Даже если раньше он не проявлял особого интереса к ложке, уже совсем скоро он обязательно потребует свой личный столовый прибор, чтобы учиться есть самому.

Твердой пищи и густых каш в рационе все больше. Самое время кормить ребенка из специальной посуды, это еще сильнее подтолкнет его к «экспериментам» с самостоятельной трапезой. Теперь можно постоянно кормить малыша так — одна ложка у мамы, другая у него. Ребенок непременно потянется ею к тарелке — пусть пробует, запрещать нежелательно.

А вот ситуации, когда к году ложка для ребенка — лишь яркая игрушка, допускать нельзя. К году малыш должен понимать, что этот предмет предназначен исключительно для еды.

Если понимаете, что малыш уже готов более подробно изучать процесс «тарелка — ложка — рот», можно частично переходить к самостоятельным приемам пищи. Координируем движения ребенка, держа его за руку. Скорее всего, всю тарелку малыш не осилит — поначалу ему придется тяжело. И сам процесс еще долго будет грязным. Нужно быть готовым к тому, что даже с 50-го раза у ребенка не получится есть чисто.

7 советов, как приучить ребенка самостоятельно есть ложкой

Главное правило в приучении ребенка к ложке — терпение со стороны взрослых. Родительские крики не помогут малышу скоординировать свои движения. Наоборот — у него будет только негатив по отношению к неподдающимся столовым приборам, а значит процесс пойдет сложнее. Поэтому сразу готовимся к частым уборкам и стиркам, без этого не обойдется.

Какие советы помогут быстрее приучить малыша к ложке?

Не мешайте ребенку быть самостоятельным

Да, маме гораздо проще накормить ребенка самой — никакой заляпанной одежды и лишнего времени на мытье кухни. Но таким образом можно отбить охоту у малыша учиться новому. Конечно, рано или поздно он все равно начнет есть самостоятельно, но этого придется ждать гораздо дольше.

Поэтом не препятствуем развитию ребенку и позволяем ему «возиться» с ложкой, если он сам этого хочет.

Выбирайте правильные продукты для первых «экспериментов» с ложкой

Далеко не все продукты годятся для приучения ребенка к ложке. Желательно выбирать пюреобразную пищу — ее проще зацепить ложкой и донести до рта. Фруктовые и овощные пюре, йогурты, каши. Чтобы ребенок не перепачкал все вокруг, не наполняйте тарелку до краев. Гораздо практичнее периодически докладывать еду, когда малыш справится с предыдущей порцией.

И как говорят специалисты, лучше начать приучать ребенка к ложке с его любимой едой. Возможно, малыш с большей охотой станет есть сам, если перед ним будет фруктовый творожок, а не полезное пюре из брокколи, на котором настаивает мама.

Подождите, пока ребенок проголодается

Когда малыш проголодается, он с гораздо большим усердием станет управляться с ложкой. Поэтому не стоит усаживать ребенка за стол и учить его обращаться с ложкой, когда он недавно поел. Скорее всего, процесс для него превратиться в игру «швырни кашу в стену», а не в полноценный обед.

Докармливайте

Ребенок на первых порах приучения к самостоятельной трапезе будет затрачивать максимум сил на этот процесс. Велика вероятность, что после 4-5 ложек он буквально обессилит и потеряет интерес к еде. Пока не стоит ждать от малыша рекордов — докармливайте, если он съел мало. Через пару месяцев практики делать это уже не потребуется.

Соблюдайте режим и создайте ритуалы

Режим и ритуалы, когда дело касается обучения ребенка чему-то новому, — основа всего. Желательно, чтобы завтрак, обед и ужин проходили в одно и то же время — это закрепление позитивных установок. Ребенок будет знать, что пора есть, а значит в его руках будет ложка. А привычные ритуалы — слюнявчик, приборы на столе, — помогут малышу настроиться на то, что впереди самостоятельная «борьба» с кашей.

Будьте последовательными

Если уже точно решено, что с этого момента начинаете активно учить малыша есть самостоятельно, не нарушайте собственных правил. Не должно быть так, что на завтрак вы кормите ребенка с ложечки, а в обед настаиваете на том, чтобы он обязательно ел кашу без вашей помощи. И желательно, чтобы мама, папа и многочисленные бабушки с дедушками действовали сообща. Иначе ребенок быстро «прочувствует» ситуацию — мама настаивает на ложке, а вот с бабушкой можно и покапризничать.

Читать еще:  Преждевременные роды

Естественно, без помощи взрослых на первых порах ребенок все равно не справится. Но это должна быть именно помощь в освоении процесса, а не кормление с ложечки. Так ребенок быстрее научится есть самостоятельно.

Помните, что любой результат достоин похвалы

Без похвалы в таком сложном для ребенка деле не обойтись. Одобрение мамы — мощная мотивация даже для самых маленьких. Да, ребенок ест неаккуратно, но это не значит, что его нельзя похвалить хотя бы за одну донесенную до рта ложку.

Как научить ребенка есть ложкой? Каким еще первым навыкам самообслуживания учить малыша?

Как правило, родителям всегда хочется, чтобы их ребенок как можно раньше стал самостоятельным. Чтобы сам кушал, сам засыпал, сам играл и убирал за собой. Приучая ребенка к первичным навыкам самообслуживания, да и к самостоятельности в принципе, конечно, очень важно не упустить подходящее время, но одновременно с этим нельзя и торопиться, слишком настаивать, чтобы не вызвать обратного эффекта. Как найти эту тонкую грань? К каким навыкам самообслуживания стоит приучать малыша в самом раннем возрасте (уже начиная с 9-12 месяцев) и как это делать? Как научить ребенка есть ложкой? Обо всем этом вы прочитаете в этой статье.

Не буду долго рассуждать, сразу начну с самого главного. Прежде чем обучать малыша первичным навыкам самообслуживания, вот что обязательно нужно запомнить:

Если вы будете бояться испачканной или облитой одежды, раздражаться, видя, как долго и неуклюже малыш что-то делает сам, не будете давать ребенку возможности проявить собственные умения, делая все за него, вы не сможете научить его самостоятельно заботиться о себе. Либо сделаете это, но с большими трудовыми и эмоциональными затратами.

1. Учимся самостоятельно есть ложкой

Ближе к году, когда у крохи появится стремление к орудийным действиям (копать песок совочком, например) можно предлагать ему самостоятельно есть ложкой пюре (не суп!). Очень важно не упустить то время, когда ребенок проявляет интерес к этому процессу. Некоторые малыши сами начинают отбирать у мамы ложку. Кому-то нужно будет предложить. Но ни в коем случае нельзя заставлять ребенка или ругать его за отсутствие стремления к самостоятельности. Быть может он еще не готов к тому, чтобы кушать без помощи мамы. Действуя слишком настойчиво, вы можете отбить у крохи какое-либо желание.

Советы по обучению малыша самостоятельному приему пищи:

  • Подставляйте стул ребенка к общему столу и ешьте вместе с ним. Ребенок будет пытаться повторять за вами и есть самостоятельно.
  • Поначалу нужно будет немного подправлять ложку в руках малыша, чтобы он держал ее правильно. Если ребенок не против, можно держа его за руку, направлять ложку ко рту, регулируя момент переворота ложки (именно несвоевременный переворот ложки – одна из самых распространенных причин неудач малыша).
  • Можно использовать специальную изогнутую детскую ложку ( Ozon , My-shop ), которая сейчас имеется в продаже. Такой ложкой малышу легче попасть в рот.

  • Если малыш, съев несколько ложек каши, потерял интерес, не настаивайте на том, чтобы он закончил начатое, просто докормите его. Даже несколько ложек, съеденные самостоятельно, — уже хорошо. Постепенно их количество будет увеличиваться.
  • Можно использовать такой метод: одну ложку давать в руки ребенка для его собственных попыток, другой ложкой потихоньку кормить его.
  • И главное: не бойтесь, что своими неумелыми действиями малыш перепачкает все вокруг. Не так много времени займет протереть за малышом стол и сменить одежду. А вот пытаясь все сделать за кроху, вы рискуете подавить его интерес к самостоятельному приему пищи.

Конечно, ваш успех во многом будет зависеть от отношения ребенка к еде в принципе. Есть дети, которых с самого первого дня прикорма приходилось уговаривать на каждую ложечку. А есть такие, для которых прием пищи – настоящий праздник. С первыми, конечно, придется потяжелее. И тут вновь важно не слишком давить на малыша, если он до сих пор не проявил интерес к ложке.

2. Учимся пить из кружки

Этот навык должен быть одним из первых на пути приучения к самостоятельности. Почаще отказывайтесь от поильника/бутылочки в пользу кружки. Конечно, делать это нужно когда вы находитесь дома и имеете возможность при необходимости сменить мокрую одежду. Поначалу нужно будет придерживать чашку, слегка регулируя ее наклон, затем вы почувствуете, что малыш уже в состоянии справиться самостоятельно. И помните: нельзя ругать ребенка за то, что он пролил содержимое кружки!

3. Учимся мыть руки

Еще один навык, которому можно обучать ребенка еще до того, как ему исполнится год, – это мытье рук. Объясняйте ребенку, как нужно намыливать ручки, как споласкивать. Конечно, полноценно мыть руки без вашей помощи ребенок научится попозже. Но уже сейчас важно пробудить у ребенка интерес к этому процессу и дать понимание, что вы лишь только помогаете ему, основное он делает сам.

4. Учимся убирать за собой

Где-то с 1 года – с 1 года 3 месяцев уже можно начинать объяснять ребенку, как надо убирать за собой на место игрушки, с которыми он только что поиграл. О том, как это делать можно подробнее почитать в статье, посвященной методике Марии Монтессори. Система Монтессори, это не только рамки-вкладыши и переливание водички, как многие привыкли думать, в ней очень много внимания уделяется именно предоставлению ребенку максимальной самостоятельности во всем, в том числе и в уборке.

Итак, самое главное при обучении малыша первым навыкам самообслуживания :

1. предоставлять ребенку как можно больше свободы действий;

2. всячески подбадривать малыша, когда он делает что-то самостоятельно;

3. не настаивать на самостоятельности, если малыш против;

4. не ругать ребенка (и вообще никаким образом не показывать своего недовольства) за его неуспехи и неуклюжие действия при попытке сделать что-то самостоятельно.

Всегда помните это, и у вас все получится. Ну а напоследок хочу рассказать, о том, как мы с дочкой учились самостоятельно кушать ложкой.

В 11,5 месяцев я заметила у Таси существенный интерес к ложке, она стала смотреть на нее не как на игрушку, а именно как на орудие. Я тут же начала предлагать ей кушать самостоятельно, и она с удовольствием начала осваивать эту науку. Уже на второй день своих попыток Тая довольно достойно справлялась со своим обедом, во всяком случае, с его частью, потому что остатки, конечно, приходилось докармливать. Но стоило только мне несколько дней порадоваться, как дочь почему-то стала отвергать ложку. Стала нервничать при любом предложении помочь ей. В какой-то момент мне показалось, что лучшим решением будет сделать небольшой перерыв и не давить на ребенка. И мы вернулись к кормлению из ложечки с маминой помощью.

Чуть позже я стала прибегать к такой хитрости. Накладывала еду себе и дочке одновременно. Давала ей съесть несколько ложечек, а потом, оставив Тасину ложку в тарелке, принималась за свой обед, объясняя, что мама не успевает кушать и кормить ее одновременно. Поев немного сама, я вновь поворачивалась к дочери, чуть-чуть ее кормила и снова ела сама и т.д. Иногда Тая терпеливо ждала, иногда возмущалась, а иногда пыталась сама поковыряться ложкой в тарелке. Вскоре она, видимо, поняла, что никто ее ни к чему не принуждает, и стала даже иногда забирать у меня ложку, когда я ее кормила. В итоге в год и несколько дней дочь стала съедать сама часть еды, а в год и месяц уже съедала подчистую всю тарелку, собирая все до последней крохи. С тех пор ест сама.

Ну вот и все, до встречи! Рекомендую также почитать статью:

Как научить ребенка пользоваться ложкой

Конечно, нет взрослых, которые бы совершенно не умели пользоваться столовыми приборами. Так что, по большому счету, переживать не о чем – однажды ваш малыш непременно возьмет в руку ложку и начнет есть самостоятельно.

Однако если в ваших планах посещение ребенком детского сада, или вы хотите освободить себе немного времени, или вам просто неловко от того, что у всех знакомых дети уже едят самостоятельно, а вы пока «в отстающих» — знайте, что научить ребенка пользоваться ложкой можно быстро и легко!

Знакомься, это ложка!

Умение пользоваться ложкой состоит из двух важных составляющих: способности манипулировать ложкой (то есть крепко держать ее определенным образом и доносить из точки А в точку Б без существенной потери содержимого) и способности «снимать» губами, деснами и зубами содержимое ложки в рот.

В зависимости от того, какой тактики введения прикорма придерживаются родители, малыш осваивает один из этих навыков раньше другого. Если мама знакомит ребенка с детскими пюре и творожками месяцев в шесть (многие педиатры считают, что именно после полугода стоит разнообразить меню младенца), то сперва она кормит ребенка ложкой сама.

Ложку – в рот!

Хотя большинство мам легко справляются с задачей кормления, в этом вопросе тоже есть свои маленькие хитрости. Не надо позволять ребенку сосать ложку, словно грудь или бутылочку, а малыш непременно попробует это сделать. Поэтому действуем быстро: ложкой слегка нажимаем на нижнюю губу ребенка и, когда он приоткроет рот, «снимаем» содержимое ложки о его верхнюю губу.

Важно: Первый прикорм в этом случае должен быть полужидкий, без комочков. Набирать пюре сперва нужно на самый кончик ложки и следить, чтобы ребенок не подавился едой непривычной консистенции.

Ложку – в руку!

Если родители остановили свой выбор на педприкорме, то никакого пюре, скорее всего, ребенок не увидит, а первую не-жидкую еду будет держать в руке: сушка, печенье, корочка хлеба, кусочек яблока…

В этом перечне к году должна появиться и ложка, пусть даже к ней не будет прилагаться тарелка с содержимым, а ребенок воспримет ее как игрушку. Пусть сидя у вас на коленях за обеденным столом он поиграет ложкой – попробует взять в руку, донесет до рта.

Важно: Лучше выбрать ребенку ложку из плотного и мягкого качественного пластика или силикона – не будет риска случайно пораниться. Черенок ложки должен быть толстым, удобным для захвата как ручка погремушки, и коротким. Малыш подносит ко рту не ложку, так точно оперировать предметами он еще не умеет, а кулак – чем короче черенок, тем больше вероятность, что содержимое ложки окажется во рту. Сама ложка не должна быть глубокой.

Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку!

Важно, чтобы столовые приборы, даже любимые, не переходили в разряд игрушек, с которыми ребенок имеет дело и в других местах, кроме кухни. Если вы начали кормить малыша с ложки сами, обратите внимание, чтобы у него образовался четкий ассоциативный ряд: «вижу ложку – открываю рот – глотаю еду».

Если ребенок на педприкорме, давайте ложку только тогда, когда находится вместе с вами за обеденным столом. Пусть возьмет ее в руки, попробует обмакнуть в вашу тарелку, укусить, пососать, словом, глядя на вас, освоится с новой вещью.

Наконец, между 9 месяцами и годом наступает момент, когда к ложке может прилагаться тарелка, а в тарелке – еда. Предупреждаем сразу, чисто и аккуратно ребенок есть не будет, поэтому никаких свекольных и тыквенных пюре, если ремонт кухни и смена гардероба ребенка не входят в ваши планы. Тарелка должны быть с достаточно высокими бортиками, легкой, небьющейся и устойчивой (можете опробовать посуду на присосках). Еды в ней должно быть немного – буквально несколько ложек, но, в то же время, столько, чтобы малыш мог ее зачерпнуть, а не просто размазать по дну.

Важно: Это не трапеза, а тренировка навыка! Поэтому не ставьте тарелку перед голодным ребенком – он не сумеет полноценно поесть, раскапризничается, скорее всего, вся порция полетит на пол. Но не надо пытаться учить уже насытившегося ребенка – он воспримет это как игру, у него не будет никакой мотивации к обучению.

Нужно выбрать правильно блюдо для первой самостоятельной еды. Это должно быть что-то знакомое и любимое ребенком, так что подумайте о его пищевых предпочтениях. Блюдо не должно быть слишком жидким (еда не должна выплескиваться из ложки) и слишком густым (которое трудно зачерпнуть).

Альтернатива ложке — вилка

Аккуратно и полностью самостоятельно ребенок научится есть только в возрасте около двух лет, так что если ваш годовалый малыш никак не желает дружить с ложкой – не огорчайтесь, успеет! Попробуйте дать ему… вилку! Детские силиконовые вилки иногда продаются в комплекте с ложками. Начать в этом случае можно с нарезанного кусками банана, сложенного в тарелку. Многим детям проще освоить нанизывание на вилку, чем зачерпывание ложкой, к тому же в этом случае можно помочь себе донести кусок фрукта до рта рукой, а это, знаете ли, ободряет. Когда маршрут «тарелка – рот» будет достаточно освоен, предложите ребенку ложку еще раз.

Приятного аппетита вашим малышам!

Как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно?

Возраст 10-12 месяцев – период небывалой активности малыша. С этого момента ребенок с неподдельным увлечением интересуется всем, что его окружает: наводит «порядки» в шкафчиках, высыпает игрушки с корзины и собирает их, самостоятельно пьет из бутылочки или чашечки, пытается надевать носочки, колготки или шапку, расстегивает пуговички и молнии… Эта же тенденция прослеживается и в отношении еды: малыш может отказываться от помощи взрослых, орудуя ложкой своими силами.

Конечно, без разбросанной каши, пролитого супа и испачканной одежды не обойтись. Но это лучший опыт для ребенка, чтобы научиться кушать самостоятельно. И если родители проявляют сдержанность и терпение, уже к году малыш сам сможет кушать ложкой первое и второе блюдо. Как правило, к полуторагодовалому возрасту самостоятельность крохи в отношении еды дополняется аккуратностью. Но можно ли ускорить процесс приучения к самостоятельности? Как научить ребенка кушать ложкой?

Выбираем правильные столовые приборы

Очень важно правильно выбрать столовые приборы для ребенка, чтобы ему было удобно кушать из них. Для малышей больше подходят ложки:

  1. Серебряные – согласно традициям, такую ложку крестные родители дарят малышу в день Крещения или на первый зубик. Главное достоинство, коим обладает серебряная ложка, — обеззараживание пищи, что очень полезно для маленького неокрепшего организма.
  2. Резиновые – такая ложка не травмирует ротик крохи. Однако самостоятельно малыш кушать из этого прибора не сможет – он неудобен из-за мягкости материала.
  3. Анатомические приборы разработаны специально для маленьких детей. Они удобно удерживаются крохотной ручкой, ими легко зачерпывать еду. Но есть одно «но»: приучить ребенка к анатомической ложке легко, а вот отучить гораздо сложнее, так как ручка крохи привыкает к ее форме, которая значительно отличается от формы обычного прибора
  4. Чайная ложка – оптимальный вариант, «классика жанра». Этот прибор, по большому счету, уменьшенная копия столовой ложки. Он удобен, компактен, им легче всего приучить ребенка к самостоятельному приему пищи.

Кроме того, выбирая столовый прибор для малыша, необходимо учитывать такие нюансы:

  1. Ложка, предназначенная для ребенка, должна быть безопасной. В связи с этим осуществлять покупку детских ложек следует в специализированных магазинах, где имеются сертификаты качества продаваемой продукции.
  2. Ложка для прикорма не может быть использована для самостоятельного приема пищи ребенком. Такой прибор должен иметь удобную ручку и широкое черпало, в котором будет удерживаться еда.
  3. Рукоятка ложки должна быть широкой и укороченной – в этом случае ребенку будет легче удерживать прибор.
  4. Учить малыша кушать с ложечки проще, если рукоятка прибора немного выгнута или имеет поворотный держатель. Второй тип изделия хорош тем, что как бы ребенок не поворачивал ручку ложечки, черпало будет оставаться в одном положении, не проливая пищу. К тому же в таком приборе есть фиксатор, блокирующий стержень. Поэтому ложку можно использовать, даже когда ребенок подрастет.
Читать еще:  Пилатес для беременных

Что касается другой посуды, то выбирать следует изделия из пищевого термопластика: они безопасны и экологичны, их вес незначителен, они устойчивы к ударам. Рекомендуется отдавать предпочтение тарелкам с присоской на днище – благодаря этому они не будут скользить по столу и не перевернутся.

Типичные ошибки родителей

«Научить ребенка кушать ложкой самостоятельно можно лишь в случае, если взрослые проявляют терпение, не уступают малышу в плане подкармливания, если кроха уже в состоянии принимать пищу без посторонней помощи», – убеждает доктор Комаровский, известный педиатр. «Даже если вы слишком торопитесь, и ждать, пока малыш доест свою порцию, у вас нет ни сил, ни терпения, не стоит докармливать ребенка. Всегда давайте ему возможность закончить трапезу самостоятельно, как бы долго это не длилось. В конце концов, усаживайте кроху за стол раньше положенного времени, и тогда вы точно успеете туда, куда торопитесь. Но помните, докармливание – это табу», — делится Евгений Олегович.

Кроме того, Комаровский утверждает, что малыш вряд ли будет отказываться от блюд, которые украшены аппетитными фруктами, красивой овощной нарезкой, если они будут сделаны в виде небольших сказочных сюжетов, персонажей, предметов. Приучить кушать красивое блюдо гораздо проще. Ожидая нового яркого сюжета, ребенок всегда с радостью будет хвататься за ложку и с удовольствием уплетать цветы, грибочки, сказочные осьминожки, зайчики, улитки и т.д.

Существует несколько ошибок, которые делают родители. Эти ошибки препятствуют обучению самостоятельности:

  1. Важно не упустить момент, когда ребенок заинтересуется ложкой и самостоятельным потреблением пищи.
  2. Учить ребенка кушать ложкой нужно планомерно: начинать стоит с малого, уверенно продвигаясь к поставленной цели.
  3. Излишняя «забота» родителей: часто взрослые, как только ребенок берет ложку в руки и пытается набрать в нее еду, выхватывают ее и начинают сами кормить кроху. Это неправильно: если вы поставили задачу — научить ребенка кушать самостоятельно, предоставьте ему полную свободу действий за столом.
  4. Нерегулярность обучающего процесса. Приучать ребенка кушать ложкой должны все члены семейства, чтобы не получилось так, что мама начала учить кроху самостоятельности, а остальные домочадцы кормят его из ложечки. К тому же малыш должен учиться есть ложкой ежедневно. Однако если кроха болеет, лучше отступить от правил.
  5. Ложка, как предмет игры. Если ребенок будет считать, что ложка – это игрушка, процесс обучения самостоятельному приему пищи затянется. Ложка – это столовый прибор, которым кушают, а не играются. И это стоит помнить всегда.
  6. Наказание за неаккуратность. Если вдруг каша была просыпана на скатерть, не стоит ругать кроху. Предложите малышу салфетку, пусть он вытрет ручки и ротик, сотрет кашу со стола. Любое наказание формирует страх перед действием, а не самостоятельность.
  7. Прием пищи в «компании» игрушек и мультфильмов. Идеальное место для еды – кухня. А мультики и игрушки лишь отвлекают кроху от ответственного процесса.

Начинать приучать ребенка самостоятельному приему пищи можно с того момента, как он заинтересовался ложкой или когда вы начали вводить прикорм. Но нужно всегда придерживаться главных правил: не ставьте перед крохой непосильных задач и никогда не делайте за малыша то, что он сам может сделать.

Несколько советов, как научить кроху кушать ложкой

Уговорить или заставить ребенка покушать самостоятельно, если он не готов к таким действиям, сколько бы вы ни старались, не получится – малыш должен сам проявлять интерес к ложке и «взрослой» еде. В возрасте 10-12 месяцев можно начинать обучение, соблюдая такие правила:

  1. Ребенок должен кушать за обеденным столом вместе с другими членами семьи.
  2. Следует объяснять, что предмет для еды называют ложкой, ею нужно кушать суп, кашу, пюре.
  3. Предоставьте крохе свободу действий: сначала малыш будет стучать ложкой, облизывать, махать и т.д., но только не кушать ею. Ничего страшного – дети таким способом знакомятся с новыми предметами. Постепенно ребенок поймет, для чего нужна ложка и научится не только удерживать ее, но и зачерпывать ее пищу и даже доносить ее до рта.
  4. Всегда на первых этапах обучения помогайте крохе: зажав рукоятку ложки ручкой ребенка, помогайте удерживать предмет, зачерпывать еду и направлять ее ко рту.
  5. Будьте терпеливы, доброжелательны и ласковы, хвалите кроху за любую удачную попытку, подбадривайте, если что-то не получается.
  6. Если ребенок просит о помощи, не отказывайте ему. Придержите ручку с ложкой, помогите зачерпнуть кашу, направьте ее к ротику, покажите, как нужно держать столовый предмет.
  7. Для закрепления навыков удерживания ложки отправляйтесь в песочницу и предложите малышу небольшой лопаткой набрать в ведерко песок. Оттачивать навык держать ложку можно и дома: для этого в одну емкость положите фасоль, а вторую оставьте пустой. Задача ребенка – ложкой переместить всю фасоль в пустую емкость.
  8. Каша, пюре или суп не должны быть слишком жидкими – идеальная консистенция, когда еда легко зачерпывается ложкой, но не выливается из нее.
  9. Кормление должно осуществляться в одно и то же время.
  10. Если малышу удобней есть вилкой или руками – не препятствуйте ему.

Никогда не навязывайте ребенку пользование ложкой – малыш начнет отказываться от нее, что в итоге продлит период привыкания. Будьте последовательны, терпеливы и непоколебимы. Помните, что этот процесс может занять не один месяц, ведь кушать ложкой – достаточно сложный навык, требующий от малыша концентрации внимания, точных координаций движений и значительных усилий.

Как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно. Комаровский: советы главного педиатра

  • 28 Марта, 2019
  • Детки 1-3 года
  • Светлана Фунтова

Все мамы знают, что каждый этап развития малыша имеет свои возрастные рамки, когда малыш начинает самостоятельно сидеть, ходить, появляются первые зубки. Так, по мнению специалистов, в возрасте полутора лет ребенок должен уметь самостоятельно кушать ложкой. Однако на практике не все так просто. Молодые родители переживают, что ребенок отстает в развитии от своих сверстников и задаются вопросом, как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно. Комаровский дает некоторые рекомендации и объясняет проблемы, связанные с этим вопросом. Рассмотрим подробней.

Оптимальный возраст

Для освоения навыка самостоятельного приема пищи потребуется не один месяц, однако, несмотря на длительный процесс, не стоит начинать приучать ребенка слишком рано. Часто мамы дают ложку малышу в 6 месяцев, когда начинают вводить прикорм. В этом возрасте дети очень плохо владеют координацией движений и эта задача им не по силам. Так, когда приучать ребенка есть ложкой самостоятельно? Комаровский отвечает — в год, плюс-минус пару месяцев.

Обучение лучше всего начинать тогда, когда малыш способен воспринимать и понимать речь. Важно не упустить этот момент, поскольку, чем старше он становится, тем сложнее его будет вовлечь в процесс обучения. В двухлетнем возрасте ребенок начинает проявлять свой характер и часто упрямится, настаивая на том, чтоб его кормили взрослые.

Если ребенок резко отвергает использование ложки в период обучения, не нужно настаивать, лучше отложить процесс на некоторое время. Малыш в 8-10 месячном возрасте способен самостоятельно брать рукой и есть печенье, кусочки фруктов. При этом важно, чтобы пища легко растворялась во рту и ребенок не подавился. В это же время можно попробовать дать малышу ложку с кашей или пюре. Результат будет достигнут не сразу, на это потребуется время.

Как выбрать ложечку

Одним из главных вопросов, с которым сталкиваются родители в процессе обучения — какую ложку выбрать. Обычно используются следующие виды приборов: резиновые, серебряные, пластмассовые, анатомические или железные. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, но на практике было доказано, что лучше всего начинать приучать ребенка с помощью пластмассовой ложечки. Они легкие, яркие с них удобно есть.

Согласно советам Комаровского, научить ребенка кушать ложкой самостоятельно проще, если приобрести красочный столовый прибор. Ребенок воспринимает его как игрушку и с удовольствием использует во время еды. Когда малыш немного подрастет, пластмассовый прибор необходимо заменить на сделанный из металла.

Этапы процесса обучения

Можно отметить несколько важных этапов, которые дети проходят в процессе обучения самостоятельному умению кушать.

  1. Игра. Ложка, которую взрослые дают малышу, воспринимается им, как новая яркая игрушка. Малыш рассматривает ее, вертит в руках, не особо связывая ее с едой.
  2. Копирование. Ребенок уже осознал предназначение столового прибора, но по причине недоразвитой возрастной координации движения ему не всегда удаются. Часто он не может донести ложку до рта.
  3. Обучение. Малыш целенаправленно может зачерпывать еду ложкой и вполне неплохо кушать, иногда опрокидывая пищу на себя.
  4. Привыкание. Ребенок приобрел достаточный опыт, уверенно держит ложку и самостоятельно может есть простые блюда.

Если ребенок не жует и отказывается есть с ложки

Как говорит доктор Комаровский, научить ребенка кушать ложкой самостоятельно сложно, но нет таких детей, которые бы не научились к 5-6-летнему возрасту жевать и глотать. Жевательный рефлекс есть абсолютно у всех людей, но активируется он в разное время: у одних детей раньше, у других позже. На вопрос, почему рефлекс не развивается раньше, педиатр отвечает, что мешают этому в первую очередь родители. Излишне опекая свое чадо, они не торопятся давать ему твердую пищу, опасаясь, что ребенок подавится. В результате в двухлетнем возрасте, когда кроха уже самостоятельно должен есть пищу кусочками, он продолжает получать от родителей перетертую еду.

Нередко педиатры, в особенности старой школы, говорят мамам, что в 9 месяцев малыш должен кушать с ложки, а в 12 месяцев самостоятельно управляться ею и попадать в рот. Якобы это свидетельствует о нормальном нервно-психическом развитии крохи.

В свою очередь, Комаровский категорически не согласен с этим утверждением. Умение владеть ложкой скорее важнее для родителей ребенка и не является крайне необходимым для него самого. Проще говоря, если малыш ест с ложки, а тем более сам, родители безмерно гордятся собой. Если же наоборот или, что еще хуже, вообще ее не приемлет, для большинства мам это повод для беспокойства, означающий, что где-то она поленилась, не настояла, не нашла подход.

По факту потребность начать самостоятельно кушать, воспользовавшись ложкой, у ребенка все равно сформируется. В результате он в кратчайшие сроки научится держать и доносить ложку до рта. Поэтому если чадо предпочитает в 9-10 месяцев есть жидкую кашу из бутылки, не нужно упорствовать и принуждать делать это ложкой.

Если ребенок не хочет пищу в виде кусочков

Педиатры предупреждают, что такая проблема часто свойственна детям, находящимся длительный период на грудном вскармливании, а их родители не торопились вводить прикорм. Если же данная проблема актуальна, не стоит искать причины, нужно действовать.

В первую очередь родители должны объективно оценить возможности малыша жевать. Для этого необходимо пересчитать количество зубов ребенка и обратить внимание на их расположение.

Давать малышу бублик или сухарик, зная, что у него всего два зуба, строго запрещено, в особенности если родители не могут оказывать первую помощь. Пары зубов вполне достаточно, чтобы отгрызть кусочек, но их не хватит для пережевывания пищи. Поэтому рекомендуется придерживаться той же схемы, что и производители готового питания для детей. То есть начать с пюре, затем перейти на пюре с кусочками фруктов или овощей, потом — густая пища однородной консистенции и в завершении — густая пища с твердыми кусочками. Но и здесь невозможно обозначить строгие возрастные границы, все дети развиваются по-разному.

Если ребенок не ест без мультиков

Это еще одна проблема, с которой сталкиваются родители. Дело в том, что большинство людей привыкло есть, смотря телевизор. Не мудрено, что ребенок, копируя родителей, делает то же самое. Более того, некоторые мамы заведомо включают мультфильмы, чтобы ребенок послушно открывал рот и съел всю приготовленную для него порцию еды. Это происходит уже в том возрасте, когда родители еще и не пытались научить ребенка кушать ложкой самостоятельно.

Комаровский настоятельно рекомендует не формировать у детей такой привычки и самим избавиться от нее. Несомненно, так малыш съест больше, что и является главным минусом. Когда человек во время приема пищи смотрит в свою тарелку, а не в телевизор, у него вырабатывается желудочный сок, необходимый для пищеварения. Если же он не вырабатывается или вырабатывается в недостаточном количестве, это может привести к серьезным заболеваниям желудка.

Как вызвать интерес к еде

По мнению Комаровского, научить ребенка есть ложкой самостоятельно проще, если пища вызывает интерес. Мамы малоежек очень часто спрашивают, как вызвать заинтересовать малыша и привлечь к еде? Здесь можно пойти разными путями вот некоторые из них:

  1. Любого ребенка привлекает что-то яркое и необычное, поэтому можно попробовать оригинально оформить блюдо. Можно поступить так: сформировать пищу на тарелке в форме мордашки или украсить цветами и звездами, вырезанными из овощей. Все зависит от фантазии родителей.
  2. Приобрести яркую посуду с рисунком на дне и пообещать малышу, что по мере того, как он будет есть, перед ним откроется картинка.
  3. Исключить перекусы за 2 часа до основного приема пищи и гулять перед едой. Так ребенок успеет проголодаться и будет есть с большим удовольствием.

Советы доктора Комаровского

Научить ребенка пользоваться ложкой можно, обращая внимание на советы Доктора:

  1. Если малыш не жует, а лижет или сосет яблоко или печенье, не стоит спешить перетирать ему еду. Пусть тренируется, пока не поймет, что удобнее и вкуснее откусывать и жевать.
  2. Прикорм лучше давать специальной детской ложечкой, она имеет меньший объем и не затруднит глотание.
  3. Если ребенок категорически отказывается есть ложкой, жевать и глотать, следует пересмотреть режим питания и давать малышу по-настоящему проголодаться.
  4. Приучая ребенка кушать самостоятельно, нельзя настаивать и заставлять.
  5. Чересчур избирательный ребенок в еде — это не голодный ребенок. Не стоит потакать этому, он должен есть то, что ему приготовили. В противном случае нужно подождать, когда он действительно захочет есть.
  6. Нельзя делать за ребенка то, что он вполне может делать сам. Одно дело, кода мама кормит годовалого малыша из ложки и совсем другое, когда 3-летнее дитя просит покормить его.

Ошибки родителей

По мнению Комаровского, научить ребенка есть самому ложкой еще сложнее, если родители не обращают внимания на собственные ошибки. В период, когда ребенок только учится этому процессу, родителям нельзя делать следующее:

  • ругать малыша за неаккуратное обращение с ложкой;
  • торопить ребенка поскорее закончить свой обед;
  • оставлять кроху одного за столом с едой;
  • отказывать в помощи, если он старается, а у него не всегда получается.

Причины отсутствия навыка пережевывания

Часто дети при попытках накормить их из ложки отвечают плачем, отворачиваются или выплевывают пищу. Причинами такого поведения могут быть:

  1. Лень. Если можно получить пищу привычным путем, зачем напрягаться и жевать.
  2. Слишком быстрый переход, тогда малыш не понимает, что должен делать с кусочками пищи, попавшими ему в рот.
  3. Во время еды ребенок часто давится, поскольку пища другой консистенции ему не привычна. Однако со временем он приобретает необходимые навыки, разрабатывает жевательный рефлекс и учится делать глотательные движения.
  4. Неправильная техника кормления также может стать причиной отказа ребенка пережевывать пищу. Если мама слишком глубоко вводит ложку в полость рта, у малыша процесс приема пищи ассоциируется с неприятными ощущениями.
  5. Ребенок попусту боится глотать и жевать. Такой реакции всегда есть причина. Возможно, ранее он сильно подавился и очень испугался, взрослые давали из этой ложки невкусное лекарство и так далее. В таких случаях необходима консультация педиатра.

Доктор Комаровский всегда акцентирует внимание на том, что нужно наблюдать за ребенком и не ограничивать его самостоятельности, тогда и процесс обучения будет проходить легче.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector