Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие самостоятельности у детей от года до двух лет: мнение психологов и ошибки родителей

Как научить ребенка самостоятельности?

Воспитание любого ребенка – сложный процесс, в котором родители нередко допускают ошибки, в том числе при попытках научить ребенка быть независимым.

Это интересно

  • «Нашему малышу слишком рано что-то делать самому». Боязнь родителей, что отпрыск не справится с элементарными вещами, приводит к формированию капризного, беспомощного, избалованного маленького человека. Такое воспитание ребенка даст плачевный результат во взрослой жизни: неумение общаться с людьми, низкая приспособленность к жизни, неспособность принять самостоятельное решение. В такой ситуации не просто не будет самостоятельности в детях, но и родители станут жертвами, поскольку отпрыски будут требовать от них внимания и помощи из-за своей несостоятельности.
  • «Наш малыш должен всему научиться сам, и наша помощь ему не нужна». В детях самостоятельность не развивается без посторонней поддержки. И это ошибка, поскольку каждый вновь приобретенный навык является большим достижением для малыша, и он нуждается в похвале и внимании со стороны родителей. Модель воспитания ребенка, где на него не обращают внимания, порождает робость, страх перед людьми и неуверенность.
  • «Наш ребенок неумеха и учится слишком медленно, лучше мы сами сделаем все быстро». Результатом подобного заблуждения является абсолютная неприспособленность к жизни и возникающим препятствиям на пути к достижению целей. Хотя воспитание ребенка подобным образом вряд ли будет способствовать формированию каких-то конкретных целей.

Безжалостное пресечение в детях зачатков самостоятельности, как и небрежное отношение к отпрыску нивелируют шансы последнего на независимый успех.

Воспитание самостоятельности у детей: практические советы

Развитие у детей самостоятельности предполагает систематические и регулярные занятия с ними, а также терпение и мудрость.

Практические советы, которые помогут научить ребенка быть независимым и решительным:

  • Вдохновляйте малыша на новые свершения: не мешайте проявлять себя в попытках самостоятельности, поощряйте, хвалите, даже если у него пока не получается. Воспитывайте в ребенке уверенность и в следующий раз, приободренный вашими похвалами, он все сделает гораздо лучше.
  • Уделяйте больше времени малышу для оттачивания новых навыков, например, завязывать шнурки. Воспитание самостоятельности у крохи предполагает выполнение задачи не за него, а вместе с ним.
  • Ребенка научить чему-либо всегда легче с помощью игры. Монотонность дети не любят, а вот к занятиям с игровыми элементами всегда стремятся.
  • Самостоятельность в детях формируется и при помощи определения круга обязанностей, например, по дому. Это может быть уход за домашним питомцем, уборка игрушек или всей комнаты. Важно не поддаваться на капризы и отказы, иначе ребенок поймет, что вами легко манипулировать.
  • Воспитание у детей самостоятельности подразумевает объяснение, что такое ответственность и важность выполнения обещанного.
  • Научите ребенка делать выбор, предоставляйте ему возможность принимать решения: что надеть, что обуть, какую прическу сделать.
  • Просьбы родителей в чем-то помочь им развивают стойкую самостоятельность в детях. Попросите малыша помочь убрать вам на кухне, например. Обязательно хвалите за старания и поощряйте.
  • Научите ребенка жить по распорядку дня. Соблюдайте баланс между свободным времяпрепровождением и четкими режимными задачами. Контролируйте выполнение распорядка, самостоятельность в выполнении задач, но не навязчиво.

Помните, что ваш малыш – личность, а потому снисходительность при попытках научить ребенка быть инициативным неуместна. Покажите ему, как вы дорожите его мнением и самостоятельностью, и положительных результатов станет в разы больше.

Табу при воспитании самостоятельности у ребенка

Воспитание самостоятельности у детей подразумевает соблюдение родителями баланса процесса. Существуют запретные приемы, которые способны разрушить воспитательную концепцию, и родителям их лучше избегать:

  • Воспитание ребенка не предполагает постоянное его одергивание и демонстрацию ошибок. Не нужно оценивать и комментировать все действия вашего ребенка без крайней надобности – у него появится стойкое чувство неуверенности в себе и потребность в одобрении всех и каждого. Развитие у детей самостоятельности зависит, в том числе от того, позволите ли вы ему найти свой способ решения проблемы.
  • Не делайте все сами вместо своего отпрыска. Воспитание ребенка и формирование у него самостоятельности происходит с помощью проявления малышом инициативы. Пусть эта инициатива будет неумелой и на первом этапе ни к чему не приведет, но она должна быть.
  • Не ругайте малыша за медлительность – в воспитании ребенка важна неторопливость. Давление взрослых и постоянное поторапливание приведет к полному отказу что-либо делать.
  • Не «душите» отпрыска своей опекой и догматами воспитания, даже если вы боитесь за него. Научите ребенка смело смотреть в глаза препятствиям и преодолевать их. В воспитании ребенка важно быть увереннее, иначе чадо почувствует ваш страх и проникнется этим чувством.
  • Не вмешивайтесь в попытки вашего отпрыска решить проблему. Помогите советом, но не решением.

Хотите развить в детях самостоятельность? Наберитесь терпения, мудрости, чуткости и уверенности в своих силах, и возможностях вашего отпрыска.

Как мотивировать ребенка быть самостоятельным?

В детях самостоятельность воспитывать гораздо легче, если правильно их мотивировать. Несколько рекомендаций, как мотивировать ребенка и научить его быть самостоятельным:

  • Продемонстрируйте малышу последствия его лени. Воспитанию в детях самостоятельности поспособствует, например, ситуация с фломастерами: если они засохнут из-за того, что малыш забыл их упаковать, не торопитесь покупать новые. Пусть рисует карандашами, а при намеке на покупку новых фломастеров говорите, что не уверены в рациональности покупки, ведь новые тоже могут засохнуть. Воспоминания об отсутствии фломастеров впоследствии будут мотивировать его следить за своими вещами, даже если не хочется.
  • При воспитании ребенка будьте рациональны. Предположим, не заставляйте малыша раскладывать игрушки по местам после каждой игры. Дети дошкольного возраста возвращаются к прерванному виду деятельности через каждые 15-20 минут, потому уборка после игры будет занимать у него больше времени, чем все остальное. Попросите разложить игрушки по местам перед сном – один раз в день – это целесообразно, потому что они мешают комфортному передвижению в темноте. Такое объяснение будет понятно, а значит, ребенок научится полезной и разумной деятельности.
  • Воспитание предполагает конкретизацию обязанностей. Объясняйте малышу, зачем ему их выполнять. Например: «После ужина убери свою тарелку и помой ее, чтоб в следующий раз ты ел из чистой посуды».
  • Воспитывая в детях самостоятельность, четко формулируйте цель и смысл всего, что они делают. При воспитании ребенка не играйте на его самолюбии, откажитесь от выражений вроде «все дети сами обуваются» или «над тобой будут потешаться, когда увидят, что родители одевают тебя». Маленький человек не мотивируется негативом, лучше рассказать ему, сколько положительного принесет ему самостоятельность. Например: он успеет посмотреть начало мультфильма, нарисовать 5 картин, дольше покататься с горки.
  • Развить в детях самостоятельность помогает периодические просьбы рассказать, каковы дальнейшие планы у малыша. В близлежащей перспективе, конечно. Он обязательно задумается, чем бы ему заняться, тем самым принимая решение и делая выбор.

Научить ребенка самостоятельности возможно при помощи настойчивости, даже при отсутствии ожидаемых результатов на первом этапе. Неудачи не должны становиться поводом для отказа от поставленных целей воспитания. Для детей самостоятельность – это возможность продемонстрировать свои умения и навыки и шанс стать цельной личностью в будущем.

Влияние самостоятельности в раннем возрасте на развитие ребёнка

Какие бонусы для развития получает ребёнок, если мы поддерживаем его самостоятельность с ранних лет. И чего ребёнок лишается, если мы всё делаем за него. Разбираемся с психологом и Монтессори-педагогом Анной Федосовой

You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience and security.

Самостоятельность детей — ключевое понятие Монтессори-педагогики. Мы всё время говорим о ней как о достижении ребёнка и взрослого, который стремится быть ребёнку полезен. И при беглом взгляде может создаваться ощущение, что метод Монтессори сосредоточен на ранней самостоятельности. Но это не совсем так.

Освоение новых навыков происходит по мере готовности ребёнка

Фактически речь идёт не о раннем, а о своевременном развитии, о том, чтобы как можно больше достижений происходило по мере готовности ребёнка.

В некоторых племенах матери первые два года носят детей подвешенными в слинге и не ставят на землю в принципе. В такой ситуации дети начинают ходить не около года, как они могли бы по внутренним причинам, а в два года — по возможности, навязанной извне.

Там, где бытует этот обычай, в нём есть смысл: на земле много ядовитых змей и насекомых. Подросших детей можно научить избегать их, а вот девятимесячному крохе наверняка не объяснишь, что вот эта яркая штука потому яркая, что ядовитая, и от неё нужно держаться подальше. Если не давать детям учиться ходить ещё дольше, то они и вовсе не научатся делать это, потому что окно возможности освоить этот навык со временем закрывается. Так сложился компромиссный вариант, при котором детей опускают на землю в два года.

Подобное стеснение можно найти в любой культуре. Например, упомянутые дети аборигенов в 7–8 лет уже самостоятельно перемещаются по большой территории, охотятся или пасут скот наравне со взрослыми, и как-то не теряются ни в лесу, ни в саванне. Приобретение этой компетенции приходит по мере внутренней готовности. В мегаполисе же мы сопровождаем ребёнка даже на короткие расстояния до 12–14 лет, оберегая его от опасности быть похищенным или сбитым машиной. И в этом мы тормозим детей нашей культуры внешним препятствием.

Но если речь не идёт о безопасности, то полезно не замедлять процесс снаружи, а, наоборот, помогать тому, чтобы скорость детского развития регулировалась возможностями ребёнка, а не рамками, поставленными извне.

Если мы для всего создаём такую ситуацию, при которой каждый новый шаг упирается в самого ребёнка, то он будет учиться всему не раньше и не позже, чем будет готов. Почему эта своевременность ценна? Потому, что с ней качество всякого нового приобретения напрямую связано. Чем более не вовремя мы учим, тем хуже ребёнок учится. И опоздать в этом деле так же вредно, как и начать слишком рано.

Ребёнок легко перенимает умения, подражая взрослым

Ну, хорошо, соглашаются родители. Мы поняли эту идею о своевременности. Мы образованные люди, нас даже словами «сензитивный период» не испугаешь. У детей должно быть детство, пусть играют, а не трудятся, мы можем себе это позволить. Дадим малышам развивающие игрушки, красочные, разработанные психологами, а скучную домашнюю работу оставим себе.

Но вот в чём фокус: малышу наши дела в новинку, он совсем не видит в них обременительную рутину. Наоборот, он жаждет в меру своего разумения повторять за нами. Как стать взрослым? Притворяйся, копируй, вливайся в то, что делает тот, кто уже умеет, пока не станешь таким же.

Включённость, коммуникация и подражание — основа развития. А в какой роли ребёнок видит взрослого раньше всего? Конечно, в роли родителя, который заботится о беспомощном младенце, ухаживает за ним, переодевает и моет. Да, ещё кормит, но кормление грудью младенцу воспроизвести сложно. А вот когда к этому способу добавляется прикорм — то и самостоятельная еда на манер взрослого становится желанным занятием.

Чтобы в будущем избежать капризов за столом, достаточно позволить ребёнку есть самостоятельно с начала прикорма

Если бы вы целыми днями играли развивающими игрушками, малыш тянулся бы более всего к этому. Но вы заняты иным — и малыш хочет быть там, где вы. Возможность повторить за взрослым его, взрослого, способ быть, и даже проделать это таинство вместе создаёт более зрелую эмоциональную связь со взрослым.

Развивается крупная и мелкая моторика

Крупную моторику можно развивать в специальном спортивном уголке. Но если делать это только в нём, когда-нибудь учиться тому, что помогает справляться с обычными бытовыми задачами, всё-таки придётся. Мало того, что вовремя лучше, чем с задержкой. В целом работы у малыша прибавится: не все умения, вынесенные из игры в спорткомплексе, без доработки годятся для натягивания штанов или ловкого ношения предметов. Так что всё равно придётся потратить время на освоение навыков самообслуживания.

Аналогично и мелкую моторику можно оттачивать, играя в замечательные игрушки. Но это не заменит необходимости пробовать самому держать ложку, вилку, нож. Наливать себе питьё, застёгивать липучки и пуговицы, управляться с гибкой и тонкой тканью, и прочее, и прочее.

При наливании воды у ребёнка тренируется зрительно-моторная координация, он учится точности движений и аккуратности

Развивается речь

Можно выучить слова, называющие предметы, действия и качества по карточкам и книгам. Но пополнение словарного запаса через работу с картинкой возможно позже, чем через работу с предметом — и таким образом мы опять тормозим человека извне.

Но главное даже не в этом. Вы сами предпочтёте учить новый иностранный язык по карточкам в виде отдельных слов, или результативнее будет поговорить по теме, составить собственный рассказ с новой лексикой, сопровождать слова движениями и реальными действиями? Детям, пусть они и вооружены ресурсом впитывающего разума, тоже гораздо проще запомнить слово из опыта реальной коммуникации и во время реального дела. С их ещё очень наглядно-действенным мышлением так и должно происходить узнавание языка.

Ребёнок быстрее выучит названия посуды, помогая готовить, накрывать на стол, загружать и разгружать посудомойку, чем если будет изучать предметы по карточкам и книгам

Ребёнок учится учиться

Во время практики самообслуживания и бытовых навыков ребёнок включается в сложную деятельность, состоящую из алгоритмов разной степени длины и сложности. Это становится практико-ориентрированной тренировкой держать в голове план действий и следовать ему. Малыш начинает с коротких алгоритмов: взять с подноса кувшин, налить в чашку воду, поставить кувшин, взять чашку, поднести к губам, наклонить, выпить, ополоснуть, поставить на место к кувшину.

Постепенно он с лёгкостью начинает справляться с более длинными процессами. Например, открыть контейнер с кусочками фруктов, положить по очереди на разделочную доску, разрезать ножом, придерживая вилкой, взять шпажку для канапе, нанизать аккуратно кусочки фруктов в произвольном (надо выбрать ещё, каком) порядке. Положить в контейнер готовый продукт и поставить на стол, вымыть за собой нож, вилку, доску. Положить новую порцию фруктов и шпажку, убрать на место или продолжить работу.

Всё дольше получается удерживать внимание, всё чаще требуется волевое усилие, чтобы довести дело до конца.

Сначала ребёнок помогает только сложить бельё в стиральную машину и закрыть дверцу. А позже он легко проходит весь процесс самостоятельно — засыпает порошок, загружает бельё и включает нужную программу

Для успеха важны собственные ошибки. Разумеется, те ошибки, которые мы имеем возможность не только совершить, но и осмыслить и исправить. В бытовых делах, если они правильно организованы взрослым, это совершенно очевидно. Ты или налил себе попить в стакан аккуратно, или разлил воду и можешь её вытереть. Ты или попал каждой ногой в свою штанину, или нет. Ты или сыт после всех усилий, или нет, и так заинтересован продолжать действовать, как ничто извне тебя не замотивирует.

Совершение, контроль и исправление ошибок — фундаментальный механизм, по которому люди учатся.

Ранняя самостоятельность влияет на становление личности малыша

Но всё это — дело техники. Гуманистическая педагогика же ориентирована прежде всего на личность, а не одну только тренировку и развитие знаний, умений, навыков. И с этой точки зрения нельзя не сказать о парадоксе раннего детства.

Ребёнок в первые три года жизни закладывает основы собственной личности. Составляет мнение о том, имеют ли значение его усилия, приведут ли они к результату – хотя ещё не так много умеет. Создаёт представление о себе, как об успешном или не очень, деятельном или пассивном, ловком или неуклюжем — тогда, когда ещё едва учится сложным движениям, достигает успехов в том, что взрослый давно и намного лучше умеет.

Читать еще:  Как выбрать хороший детский велосипед, и другие советы родителям

Позитивное самоотношение и адекватная самооценка появляются у человека на основе самоанализа того, что он делает. И даже в год-два ребёнок прекрасно видит разницу между «взрослыми делами» и «детскими игрушками», и гордится своим вкладом в общее дело. Он рад быть полезным, доволен, если сумел исправить ошибку или сделать лучше, чем раньше.

Удовольствие от того, что ты разбираешься в жизни, не сравнимо по насыщенности и глубине с удовлетворением от того, что ты славно ориентируешься в своих игрушках.

Ребёнок получает больше радости от того, что сам обулся, чем от очередной развивашки

Жизненный опыт малыша пока очень конкретен и содержательно состоит из того быта, который окружает его. Так что в раннем возрасте тот тёртый калач, кто умеет сам высморкаться и знает, где лежат его запасные штаны. Да, на наш взрослый взгляд это пустяковая мудрость. Но малышу она ценна.

Принцы британской короны, которые по долгу традиции обязаны принимать помощь других людей в бытовых мелочах, уже во втором поколении растут в Монтессори-школах. Осваивают бытовую независимость, заботятся о других и среде сообщества класса. Их родители правы — даже принцам это очень помогает развивать чувство собственного достоинства, уверенности в себе и своих силах.

Что будет, если лишить ребёнка возможности проявлять самостоятельность в раннем возрасте

Я перечислила плюсы бытовой самостоятельности, но верно и обратное: когда её нет в жизни ребёнка до трёх лет, возникают проблемы.

Не научился ребёнок самостоятельно есть, когда так хотел этого в год, не начал помогать вам одевать его, не смог помогать вам на кухне, попротестовал, да и привык, что так и должно быть. То бы вы ему радостно позволяли делать то, что он хочет (хоть и получается у него долго и не сразу, но вагон упорства у него, только бы вы выдержали и не начали помогать). А теперь — уговариваете, ругаете, сами устали от бесконечных препирательств.

Ведь если я кукла, которую кормят, одевают, то мне скучно. Я выбрасываю ложки, переворачиваю тарелки, бегу из-за стола и уже без мультиков или семейного Дю Солей терпеть эту нудятину не согласен. Я вою и прячусь, саботирую одевание, если у меня сильный тип нервной системы. Я ною и ухожу в себя – если чувствительный.

Там, где могла быть гордость за себя, опыт решения задач – привычка капризничать, ныть, драться, отстраняться. Там, где у меня могла быть мама, с которой я говорю об общем, интересном для нас, — у меня мама, занятая работой сиделки. Там, где я мог бы слышать благодарность, видеть радость, чувствовать удовлетворение — я слышу «не мешай», вижу недовольство, чувствую себя лишним рядом с близкими людьми. И это очень разный опыт, который становится моей реальностью.

Разумеется, речь не идёт о том, чтобы заставлять делать всё самому против того, чтобы делать за ребёнка подольше. Эти две позиции ближе друг к другу, чем противоположны. Говоря о функциональной независимости, Монтессори-педагогика говорит именно о том, что вы даёте ребёнку посильный для него способ для его желания делать то, что вы делаете.

Детская самостоятельность не делает жизнь взрослых проще, во всяком случае, не сразу. Родителям нужно вложить много усилий, чтобы помочь детям стать независимыми в повседневной жизни — провести подготовительную работу по обустройству среды, приспособиться к ритму ребёнка, много раз показать и проговорить одни и те же действия. Поддерживая самостоятельность в раннем возрасте, мы помогаем не себе, а нашим детям.

Анна Федосова — психолог и Монтессори-педагог АМИ, эксперт нашего онлайн-курса для родителей «Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет»
Фотографии из нашего Монтессори-центра «Отрада»

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Воспитание ребенка от года до двух лет

Особое внимание в воспитании детей, родителям стоит уделить именно в возрасте от 1 до 2 лет. К трем годам, ребенок становится достаточно самостоятельным, он хочет по возможности все делать сам. Родителям в этом вопросе нужно не мешать, а наоборот помогать ребенку и поощрять его желание к самостоятельности.
Воспитание детей от года и до двух лет можно разделить на 2 этапа:
Воспитание малыша от года до полутора лет;
Воспитание от полутора до двух лет.

На протяжении второго года жизни поведение малыша еще совсем нестойкое и требует усиленного контроля взрослого, для нормализации его поведения. В этом возрасте взрослый должен уделять достаточное количество времени ребенку, чтоб у него сохранялось хорошее настроение. На втором году жизни, игры с взрослыми приобретают, в первую очередь, познавательный характер. Игра должна быть построена таким образом, чтоб ребенку было весело, и, чтоб малыш в каждой игре узнавал что-то новое и закреплял знание, которые были получены ранее.

Разделить воспитание ребенка второго года жизни можно на следующие разделы:
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
Умывание;
Одевание;
Внешний вид;
Еда;
Сон.
Воспитание культуры деятельности:
Режим;
Навыки игры с игрушками и приобретение начальных навыков трудовой деятельности;
Соблюдение порядка, бережное отношение к вещам и игрушкам;
Учим ребенка понимать требования взрослого.
Воспитание культуры общения:
Общение с взрослыми;
Общение со сверстниками.
Умываемся

На протяжении второго года жизни ребенок должен научиться умываться самостоятельно. Малышу нужно напоминать, что после улицы и перед едой, нужно помыть ручки. Кроха должен знать, что после сна нужно умыть личико и помыть ручки. Мама должна показывать ребенку, как открыть кран, нужно показать и объяснить, какая именно должна быть струя, чтоб ребенок не открыл очень сильно кран и в итоге не оказался весь мокрый. Показывайте ребенку, как регулировать воду, чтоб она не оказалась сильно горячая или сильно холодная. Поначалу у малыша не будет получаться, но со временем он всему научится. Скажите малышу о необходимости закатывать рукава для умывания и покажите, как это делается. Нужно показать, как намылить ручки, чтоб получилось много пены. Объясните крохе, что мыло нужно тщательно смыть. После того, как умывание закончено, малыш закрывает воду сам (примерно с полутора лет), мама проверяет, тщательно ли закрыта вода или закрывает ее сама, если ребенок еще не умеет.
Одеваемся

Начиная с года, ребенок проявляет интерес к своей одежде и процессу одевания. Ребенок старается сам натянуть колготки, носочки, шапочку. Не мешайте этим попыткам ребенка. Наоборот, хвалите его за то, что он стремится одеваться сам. Учите малыша одеваться в правильном порядке. Одеваемся снизу вверх, раздеваемся наоборот, сверху вниз. После того, как малыш разделся, покажите, куда нужно сложить вещи. На своем примере демонстрируйте бережное отношение к вещам. Если Вы будете разбрасывать свои вещи, то не стоит ждать от ребенка порядка в вещах, и даже не думайте ругать малыша за беспорядок, если и Ваши вещи в не лучшем состоянии.

Главное в воспитании помнить:

ДЕТИ БЕРУТ ПРИМЕР СО СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ!

Если в семье, в разговоре употребляется нецензурная лексика, если ребенок не слышит «волшебных слов» в общении родителей и в общении с собой, если вещи разбросаны по квартире. В таком случае не требуйте от ребенка порядка, и не удивляйтесь, когда в один прекрасный день ребенок скажет место: «Мамочка, купи мне, пожалуйста, вот эту игрушку», Вы услышите: «Я хочу эту игрушку, быстро купи мне ее» – и после этих слов впадет в истерику.

Внешний вид

Деткам, нужно постоянно напоминать о том, чтоб они следили за своим внешним видом. Обращайте внимание ребенка, когда одевайте на него красивую чистую, отутюженную одежду. Также, нужно обращать внимание на то, когда одежда загрязнилась, объясняйте, что грязную одежду нужно сразу же переодеть. Так формируется у ребенка любовь к чистоте и опрятности.
Кушаем

На втором году жизни, ребенок постепенно будет проявлять желание кушать из ложки самостоятельно, самостоятельно пить из чашки. Поощряйте это желание и хвалите малыша за такое стремление. Начиная с полутора лет, учите ребенка пользоваться салфеткой и следить за чистотой лица во время еды.

Если Вы уже отлучили ребенка от груди, то малышу нужно будет учиться засыпать самостоятельно. Помогайте ребенку. В этом возрасте детки уже начинают с интересом слушать сказки. Прочитайте сказку на ночь. Не оставляйте малыша одного в комнате, если ему страшно и он не может заснуть, посидите с ним рядом до тех пор, пока он уснет. Всегда перед сном говорите малышу «спокойной ночи». Со временем у него выработается порядок, после прочтения сказки и пожелания спокойной ночи, нужно отдыхать. Если малыш еще кушает грудь, то ему нужно будет позже научиться засыпать самому. Главное, не давайте ребенку пустышку, для того, чтоб он заснул – это вредная привычка.
Режим дня

Режим формируется у ребенка постепенно, не требуйте от малыша, чтоб он сразу же следовал отведенному режиму. Для того, чтоб у крохи сформировалось чувство времени, поднимайте его утром в одно и то же время, дневной сон, тоже должен быть примерно в одинаковое время. Прогулки, игры, занятия с мамой или папой, завтрак, ужин и обед – все это должно иметь свое место и время в дневном режиме малыша. Постоянно следуя режиму, уже через некоторое время, малыш будет сам к Вам подходить, и говорить: «Мама, пошли гулять».
Навыки игры с игрушками и приобретение начальных навыков трудовой деятельности

В то время, которое отведено у Вас для игр и занятий, родители должны показывать малышу какие действия можно делать с той или иной игрушкой. Уже самое время учить малыша заботе об игрушках, покажите, как можно качать зайчика, куклу или мишку. Через некоторое время, зайдя в комнату, Вы увидите, как Ваш кроха бережно качает свою любимую игрушку. Учите малыша кормить игрушек. Рассказывайте, что сначала мы будем кушать суп, потом кашу, а потом пить чай. Так, во время игры, малыш и сам будет знать, что во время еды, он сначала должен скушать, первое, потом второе, а потом уже придет время десерта.

Кроме того, во время игры, малыш может стараться подражать маме и папе. После того, как игрушки «поели», ребенок может проявить желание помыть посуду, конечно, все это делается понарошку. Таким образом, ребенок приобретает начальные навыки трудовой деятельности.
Соблюдение порядка, бережное отношение к вещам и игрушкам

Эти навыки, малыш начинает приобретать с полутора лет. Ребеночек уже может самостоятельно садиться на стул, уже в состоянии собирать свои игрушки и складывать их на место. Объясняйте, и покажите на своем примере, как и куда нужно складывать игрушки после игр. Для игрушек должно быть отведено определенное место. Это может быть коробка или ящик.

Учим ребенка понимать требования взрослого

Еще до года, нужно начинать говорить ребенку слово «нельзя». Малыш, еще не достигший года, с помощью интонации и изменения голоса мамы или папы, может понять, что он сделал что-то неправильно. Начиная с года, ребенка нужно продолжать учить действовать, соответственно Вашим указаниям, ребенка учат, что такое «можно», что такое «нельзя», что такое «нужно».
Воспитание культуры общения с взрослыми

Второй год жизни – это становление речи ребенка. Примером подражания, конечно же, являются взрослые. Поэтому, взрослые должны подавать ребенку правильный пример. Не нужно сюсюкать с ребенком, шепелявить и искривлять слова. Такой пример не только не даст ребенку правильного понятия о речи, но и может привести к необходимости обращаться к логопеду. Разговаривайте с ребенком, как с взрослым. Это не значит, что Ваше общение будет лишено положительных эмоций и будет сухое. Ведь общаться с ребенком можно с улыбкой и хорошим настроением, и при этом не сюсюкая.

Кроме того, самое время учить ребенка культурно вести себя в общественном месте. Ребенку тяжело запретить бегать и прыгать. Но нужно объяснять малышу, что в некоторых местах, если кроха будет кричать и бегать, он может помешать кому-то. Не вводите слишком много запретов. Например, ребенок должен знать, что заходя в поликлинику и магазин, нужно вести себя тихо. А вот после того, как Вы покинете помещение, можно опять бегать, прыгать, веселиться и пищать.

Нужно закреплять умение малыша здороваться, прощаться, благодарить за что-либо.

Воспитание культуры общения со сверстниками

Обязательно учите своего малыша делиться с игрушками. Если ребенок все время норовит забрать у кого-то игрушку, расскажите ему сказку, придуманную Вами, про то, как мальчик (девочка), все время забирали игрушки и друзей, не хотели ими делиться и играть вместе, и, в итоге, он (она) потеряли всех своих друзей и товарищей, и остался совсем один. Лучше финал сказки сделать хорошим, как мальчик (девочка), осознал свою ошибку, понял, что нужно делиться и играть вместе, и к нему вернулись все его друзья. Включайте фантазию, и чаще рассказывайте ребенку сказки, где он является главным героем. Такие сказки ребенок больше любит слушать, и делает правильные выводы. Если кто-то из малышей ударился, учите своего ребенка пожалеть друга. Так Вы воспитаете очень чуткого человека, который способен на сострадание и помощь ближнему.

После первого дня рождения, можно учить малыша играться совместно с друзьями, пусть малыши хоть какие-то действия делают вместе. С полутора лет, детки уже дольше смогут быть увлечены совместными играми. Хотя до трех лет, самые любимые игры деток только с родителями, так как мама и папа, могут придумать интересные и новые игры, а игрушки в игре всегда оживают и начинают «говорить».

«Я Сам» первая серия 🙂

Возраст от года до двух — очень интересный и важный в развитии малыша. Именно в этот период взросления кроха обучается первым самостоятельным навыкам и пробует проявлять независимость от родителей. Что ждать взрослым от ребенка в это время и как правильно реагировать на все чаще звучащее «я сам!»? Разберем подробно.

Базовые потребности ребенка в возрасте от 1 до 2 лет

Дабы лучше понимать границы возможностей самостоятельных действий малыша, важно вспомнить те базовые потребности, которые необходимы крохе в рассматриваемом нами возрастном промежутке.

Итак, в плане физиологических потребностей — все ясно, они с рождения неизменны: крохе необходимо есть, пить, высыпаться — в общем, физически ощущать комфорт. А вот психологические потребности несколько изменились, точнее их стало больше: теперь помимо ощущений безопасности и эмоционально-близкого общения со значимыми взрослыми у ребенка выражено проявляется потребность в изучении окружающего мира. Что характерно — самостоятельного изучения.

Этап, когда вы стремились показать и рассказать малышу все самое интересное («Смотри, какой красивый цветочек, называется — ро-за», «А давай ножкой толкнем этот зеленый мячик!» и т.д.) практически остался позади, теперь ребенок сам активно включается в изучение окружающего. Нет, конечно, вы по-прежнему остаетесь для крохи главным проводником в мир новых знаний, но теперь инициативу познать что-то необычное ребенок будет стремиться взять на себя. То есть отныне все чаще наследник будет бить по мячу без вашего приглашения к действию и сам притащит вам на ознакомление роскошный цветок с ближайшей клумбы.

Напомним, потребность в безопасности и общении с вами никуда не делись, так что поддерживайте кроху в его исследованиях, поощряйте инициативу, будьте рядом и ограничивайте независимость лишь в случае острой необходимости («Молодец, что ты шагаешь по дороге сам, но выходить на проезжую часть без мамы нельзя»). Важно понимать, что самостоятельность — неизбежный этап развития малыша. И насколько легко ребенок его пройдет, не в последнюю очередь зависит именно от взрослых. Продолжайте учиться говорить правильно слово «нельзя!»крохе.

Читать еще:  Симптомы и лечение ЗПР у детей

Что самостоятельно умеет делать ребенок 1-2 лет?

Безусловно, все детки разные, развиваются индивидуально, так что безапелляционно требовать выполнения всех ниже перечисленных пунктов от вашего крохи не стоит. Давайте сразу оговорим: приведенный список относится к «среднестатистическому ребенку» (а не конкретным Ванечке, Никите, Сонечке), который, согласно наблюдениям педиатров, психологов и неврологов в возрасте от 1 года до 2 лет может делать следующее:

  • Самостоятельно передвигаться по квартире и определять интересные объекты для исследования. О, это чудное время многократного складывания мамой самых разных вещей, которые кроха вынимает из шкафов, ящиков, комодов, снимает с доступных его росту полок!
  • Проявлять первые навыки самоорганизации. Ребеночек уже понимает значение фразы «немного подождать» и может ненадолго занять себя сам.
  • Проявлять волю посредством «хочу» — «не хочу». И это тоже свидетельствует о развивающейся в нем самостоятельности. Да, не всегда в удобной для других членов семьи форме: «Все хотят спать, а я не хочу, я хочу играть». Как нивелировать подобные демарши — тема отдельной статьи, но сам факт того, что кроха заявляет о собственных интересах — это хорошо.
  • Приобретать опыт первых видов самостоятельной деятельности «как взрослый». Под вашим руководством ребенок может собрать игрушки, принести ту или иную вещь по просьбе мамы.

А еще малыш вовсю подражает старшим: стремится помочь разобрать пакеты из магазина, хватает веник и изображает подметание, берется за шланг пылесоса и пытается «убрать комнату». Что крайне важно сделать родителям в этот момент, так это не обрубить инициативу на корню. Понятно, что маленький человек еще весьма неловок — купленный пакет муки может быть развеян по кухне, а веник превращается в палку, сбивающей дорогие сердцу мамы вазы. Но не спешите ругать помощника! В конце концов, муку вы могли предусмотрительно вынуть из пакета сами, а ребенку следовало бы доверить нести хлеб. Да и вазы в доме, где растет малыш, логичнее убирать в труднодоступные места. Лучше терпеливо объясните и покажите, как правильно выполнять то или иное действие, похвалите кроху за стремление облегчить ваши хозяйственные хлопоты.

Отличным дополнением к развитию самостоятельности для крохи будут новые развивающие игрушки. Купите в Мамином Магазине:

Самостоятельные навыки, которым может начать обучаться ребенок в возрасте 1-2 года

А теперь несколько слов о навыках, которые в возрасте от 1 года до 2 лет стремятся привить ребенку многие родители — освоение горшка, сон в своей комнате, самостоятельная игра с игрушками, владение столовыми приборами. Безусловно, все это нужные и важные навыки, предмет гордости любящих родителей («А наш-то уже сам ложкой ест!»). Однако подчеркнем, что все они относятся к категории «ребенок может начать им обучаться». А ведь может и не начать! Расстраиваться по этому поводу не стоит, равно как и поглядывать на сверстников крохи, которые этими навыками уже овладели. Поверьте, у вас все впереди, оглянуться не успеете, как малыш не то, что на горшок сам пойдет — побежит подавать заявление в ЗАГС (шутим, конечно, до женитьбы еще далеко). В общем, вы поняли: не паникуйте, не сравнивайте вашего ребенка с кем-либо и радуйтесь пока другим его достижениям.

Тем более, если хорошенечко проанализировать, ваш малыш уже, наверняка, делает маленькие, возможно не очевидные на первый взгляд, успехи и в столь ожидаемых вами навыках. Например:

  • Освоение горшка.

Да, ребенок может и ходит в подгузниках, но промежутки между мочеиспусканиями становятся все реже, а свои «большие дела» малыш совершает примерно в одно и то же время. Все это свидетельствует о том, что нервная система ребенка взрослеет, подготавливает тело к самоконтролю. А еще, если, конечно, вы купили горшок и держите его на видном месте, малыш уже хорошо знает этот предмет и даже пробует иногда присаживаться на него прямо в трусиках.

  • Сон в своей комнате.

Если вы с самого рождения крохи укладывали его спать вместе с вами, то, конечно, одномоментного и спокойного переезда в отдельную комнату не ждите. Начните с укладывания малыша спать отдельно на время дневного сна. Ну и следите за тем, как малыш спит ночью. Если крепко и без пробуждений, то и на ночь он скоро сможет ложиться без вас. Конечно, «переезд» не означает отмены привычных ритуалов: теплой вечерней ванны, доброй сказки перед сном, маминой колыбельной. Продолжайте делать все, что и раньше, возможно, добавьте новую стимулирующую традицию — вместе расстилайте постельку малыша, говорите о том, насколько она удобная, как уютно в его комнате, включайте красивый ночник.

  • Самостоятельная игра с игрушками.

Даже если вам кажется, что малыш без вас совсем-совсем не играет, это не так. Вспомните, стоит вам отлучиться буквально на мгновение, в комнате обязательно что-то происходит: теряется пульт, рвется газета, открываются ящики, разбирается на мелкие запчасти все, что можно разобрать. Вы полагаете, ребенок шалит? Нет! Он играет! Причем, согласно его возрасту, то есть исследуя окружающий мир. А как иначе его познавать, если не щупать, не заглядывать внутрь, не испытывать на прочность?

Важно понять, что ребеночек еще мал для игр в традиционном представлении взрослых, но вы можете его научить играть, учитывая его потребность к самостоятельности и стремление подражать старшим. Научите его кормить плюшевого мишку или укладывать спать куколку. В этих процессах малыш ежедневно участвует лично, так что возможность самому, «как взрослый» кого-то накормить или убаюкать воспримет с радостью!

  • Владение ложкой.

Заметить, что ребенок совсем скоро начнет есть самостоятельно, несложно. Во-первых, кухня после кормления остается все более чистой. Значительно аккуратнее выглядит и сам кроха. А во-вторых, малыш тянется взять ложку, зажимает ее в кулачке, плюхает ее в суп, ковыряет ею кашу. Так ребенок осваивает новый для себя предмет и его назначение. Следующий этап — попытка донести ложку ко рту. Потом с ложкой во рту нужно немного посидеть, так сказать, попривыкнуть к ощущению. Затем попробовать донести в ложке ко рту еды. Наберитесь терпения: однажды из 10 ложек за обедом 6 сделает сам малыш, а в один прекрасный день он опустошит тарелочку и вовсе без вашей помощи.

  • подгузники обычные и многоразовые;
  • тренировочные трусики для приучения к горшку и различные варианты ярких горшков;
  • ночники и постельное белье для детской комнаты;
  • удобная детская посуда;
  • детская обувь для самых первых самостоятельных шагов;
  • красивые гипоаллергенные куклы, мягкие игрушки и игрушки для сна;
  • игрушки и аксессуары для ванной.

Как реагировать родителям на проявление ребенком самостоятельности?

Конечно, радоваться! Чадо взрослеет, этот процесс неизбежен, и замечательно, что развитие ребенка происходит правильно — проявление самостоятельности тому свидетельство.

Если же говорить о ежедневных реакциях взрослых на поступки малыша, крайне важно постараться избежать двух крайностей: гиперопеки и отстраненности.

Чрезмерная опека или гиперопека в будущем может аукнуться подросшему ребенку не самыми лучшими вещами — инфантилизмом, страхом перед трудностями. Да, опекайте малыша, ограждайте его от очевидно опасных для здоровья и жизни ситуаций, но не запрещайте знакомство с миром в целом. То есть, исследовать мамину заколку для волос или папину газету вполне можно самому — садись и разбирайся. А вот о розетке и ее устройстве лучше узнать на словах — совать в нее пальчики нельзя. Позволяйте крохе самостоятельно решать посильные для его возраста задачи, хвалите за успехи, подбадривайте в случае неудачи и помогайте ставить новые цели.

Что такое отстраненность родителей? Для начала, она вовсе не означает, что ребенок не любим. Однако либо под воздействием обстоятельств (взрослые много и тяжело работают), либо, исходя из личных убеждений («Меня растили так, и смотрите — вырос благополучно, добился кое-чего в жизни»), родители уделяют малышу минимальное количество времени. С одной стороны, отстраненность старших, действительно, быстро учит ребенка самостоятельности: условно, сам ложку не возьмешь — никто с тобой возиться-кормить не будет. Но, увы, такое взросление вряд ли можно назвать счастливым…

Нужна золотая середина: поддерживайте ребенка, но не ограничивайте без нужды, поощряйте самостоятельность, но не превращайте ее в условие выживания. В общем, действуйте без перегибов, цените новый этап в жизни малыша, любите кроху, и, уверены, у вас все получится!

Мы гарантируем приятное обслуживание и радость от покупок.

Благодарим за подготовку материала Антонину Гриценко.

Воспитание до двух лет: развиваем, наблюдаем, направляем

Детство – самый ответственный период в становлении личности каждого из нас. Конечно, в первые месяцы после рождения взрослые должны обеспечить малышу правильный уход, полноценно кормить, дарить любовь, тепло и заботу, стимулировать развитие. А вот настоящее воспитание ребёнка начинается после 1 года, когда можно влиять на его поведение и прививать нужные принципы и нормы. Редко кто из родителей не задаётся вопросом: как воспитывать годовалого малыша или ребёнка постарше. Особенно трудно, если это первенец. Маме и папе важно научиться соблюдать баланс между строгостью и приобщением к порядку, с одной стороны, и лояльностью, опорой на индивидуальные особенности своего чада, с другой. Приведём основные аспекты того, как следует воспитывать ребёнка с года до двух лет.

На что должно быть направлено воспитание малыша 1-2 лет?

  • Формирование доверия к миру и окружающим людям.
  • Развитие психических процессов (мышления, речи, памяти, восприятия цветов, форм и др.)
  • Внимательное отношение к здоровью и питанию малыша.
  • Развитие самостоятельности и уверенности в себе.
  • Обучение навыкам самообслуживания.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Привитие «первых» правил и норм поведения (что такое «хорошо» и что такое «плохо»).
  • Раскрытие творческого потенциала ребёнка.

Фундамент успешного воспитания

Речь идёт о том, что определённые условия («если») взаимодействия с младенцем от рождения до года влияют в дальнейшем на его развитие, послушание и усвоение новых навыков. Итак, воспитание ребёнка от 1 года и старше будет проходить более благоприятно, если с первых дней его жизни:

  • между вами и ребёнком сформировалась здоровая привязанность;
  • вы относились к малышу с любовью и нежностью, проявляли заботу;
  • откликались на его потребности;
  • не оставляли его плакать в одиночестве, а были рядом и старались успокоить, помочь;
  • дарили позитивные эмоции, улыбались ребёнку;
  • постоянно поддерживали физический контакт (брали на руки, обнимали, целовали, делали массаж и т. д.)

Если у родителей искренне получалось проявлять такое поведение, то они смогли наладить с ребёнком положительный эмоциональный контакт и доверительные отношения. Значит, и направить его поведение в нужное русло в дальнейшем будет легче.

Если же что-то было упущено, и во взаимодействии с крохой выявились «пробелы», то и в воспитании могут возникнуть трудности. И чем раньше вы их заметите и захотите скорректировать, тем исправить ситуацию будет легче.

Особенности детей 1-2 лет

  1. Двигательная активность ребёнка повышается, поскольку он начинает самостоятельно ходить, становится более ловким и способным управлять своим телом.
  2. Ребёнок постепенно начинает овладевать речью, развивается его мышление, он лучше распознаёт цвета и формы.
  3. Он учится манипулировать предметами. Хватает их, пытается вслед за взрослыми применять их по назначению. Игра в этом возрасте становится важным способом познания окружающего мира.
  4. Появляется желание самостоятельно кушать, малыш учится правильно обращаться со столовыми приборами, пить из кружки.
  5. Большинство детей в этом возрасте начинают ходить на горшок.
  6. В период от года до двух лет чаще всего происходит отлучение ребёнка от груди, полный переход на «взрослую» пищу.
  7. Ребёнок начинает понимать ваши простые просьбы («принеси», «давай уберём» и пр.), различает указания «можно» и «нельзя».
  8. У малыша в 1-2 года ещё сохраняется сильная зависимость от родителей, поэтому общения с ними (и близкими родственниками) ему пока вполне достаточно. К сверстникам он в этом возрасте обычно не тянется, поскольку воспринимает их не как других детей, а как некие двигающиеся объекты, которые можно рассматривать, трогать, толкать. Играть и общаться друг с другом малыши пока не стремятся.
  9. Ребёнок по-прежнему очень импульсивен, нуждается в постоянной смене деятельности, быстро утомляется от занятий.
  10. Зарождающееся стремление к самостоятельности у него часто выражается в отказах: говорит «нет», «не хочу», вырывается из рук, убегает, если взрослые его о чём-то просят или приказывают что-то сделать. У многих детей такой негативизм начинает проявляться с 1,5 лет. Это сопротивление и слово «нет», произносимое ребёнком, надо понимать в большинстве случаев не как «дурной характер» и капризность, а как желание выражать собственное мнение и демонстрировать волевые качества.
  11. Обычно после года малыш начинает проявлять интерес к определённым творческим занятиям: рисование, лепка из пластилина, собирание пазлов, мозаики, создание каких-либо конструкций, музыка, танцы и т. д. Важно наблюдать за своим чадом, чтобы выявить склонность к той или иной деятельности.

Ошибки родителей при воспитании детей после 1 года

Важно помнить о том, как нельзя воспитывать ребёнка в 1-2 года, и как можно раньше исключить из своего поведения приведённые ниже способы взаимодействия с ним.

Итак, ошибки в воспитании, которые мешают гармоничному развитию личности малыша:

  • Воспринимать своё чадо как уменьшенную копию взрослого, раздражаться, когда он не реагирует на ваши серьёзные увещевания и доводы. Ребёнок в любом возрасте – это личность, но со своим внутренним миром и пониманием всего, что окружает. Для общения с ним должен быть свой особый «язык», которым и необходимо овладеть родителям, а не пытаться заставить кроху понимать сухие «взрослые» мысли и слова.
  • Не оказывать должного внимания.
  • Пресекать инициативу и самостоятельность ребёнка. Лучше лишний раз пресекайте себя, когда хотите сказать ему: «Ты это не умеешь. Давай лучше я сделаю».
  • Пускать развитие малыша на самотёк. Чем больше полезных занятий с ним вы будете проводить, тем лучше для воспитательного процесса в целом и установления прочной эмоциональной связи с ребёнком.

Воспитание ребёнка в 1-2 года

И, наконец, о позитивном. Ниже приведены рекомендации относительно того, как правильно воспитывать ребёнка в 1-2 года.

  1. Проявляйте как можно больше внимания. В этом возрасте малыш в нём точно нуждается. Он хочет делиться с вами своими эмоциями, показывать, чему он научился, получать ваше одобрение, вместе радоваться, много общаться, играть и т. д. Никакие гаджеты, мультфильмы и суперигрушки не могут вас заменить. Ребёнку необходимо именно ваше присутствие и внимание. Подарите ему себя, ведь этот период очень ценен для вас обоих.
  2. Стимулируйте малыша к научению основным навыкам самообслуживания: ходить на горшок, мыть руки, кушать и одеваться самостоятельно. Важно, чтобы к началу посещения садика он умел всё это делать.
  3. Стимулируйте развитие речи. Проводите специальные занятия, разговаривайте с малышом эмоционально, используйте разные интонации, чётко проговаривайте слова, которым учите его. Больше общайтесь с ребёнком, комментируйте всё вокруг: когда гуляете, показываете книгу или журнал, смотрите мультфильм или просто играете.
  4. Помогайте малышу научиться самостоятельно засыпать. Способствуют этому некие ритуалы: спеть песенку, прочитать сказку, рассказать какую-то историю, «уложить спать» игрушки и т. д. Важно добиться того, чтобы ребёнок засыпал без вашей груди, без укачиваний и находился в своей кроватке.
  5. Стимулируйте развитие самостоятельности. Правильная позиция взрослых при этом – наблюдать, направлять, помогать, поддерживать, придавать уверенности (если действия ребёнка не опасны для его здоровья и не противоречат воспитанию). Но обязательно будьте рядом, ваш контроль здесь всё же необходим.
  6. Давать мини-задачи, которые понятны для малыша: «Принеси, пожалуйста…», «Давай собирать игрушки», «Сложи карандаши в коробку», «Надень…» Старайтесь при этом приобщать его к порядку и аккуратности. Хвалите за качественно выполненные задания.
  7. Чередуйте спокойные занятия с подвижными играми. Почаще переключайте внимание ребёнка с одной деятельности на другую. Не забывайте о зарядке и физических упражнениях. Малышу нужно много двигаться.
  8. Поощряйте проявление чувств. Так вы поможете малышу справляться с нахлынувшими эмоциями, научите его лучше понимать себя и других людей. Описывайте словами его поведение, например: «Ты сердишься» или «Ты так задорно смеёшься!»
  9. Не кричите и не применяйте физические наказания. Проявляйте терпение. Лучше 10 раз спокойно объяснить, что «это нельзя», чем один раз накричать. Следите за своими словами. Малыш всё чувствует, его легко обидеть.
  10. Способствуйте взаимодействию своего чада с другими детьми. Наблюдайте за тем, как он ведёт себя в присутствии сверстников. Объясняйте, как следует общаться с товарищами, что нужно помогать и дружить. Приводите примеры из книг, мультфильмов.
  11. Больше бывайте в людных местах, в гостях, способствуйте тому, чтобы ребёнок привыкал к окружающим, не боялся ваших родственников и знакомых. Постепенно нужно готовить его к посещению детского сада.
  12. Вы и ваше поведение – это пример для ребёнка. Ваши действия должны соответствовать словам. В таком случае воспитание будет понятным и эффективным. Малыш считывает ваши эмоции, заражается вашим настроением и часто копирует действия. Старайтесь не быть противоречивыми. Демонстрируйте оптимизм, уверенность, доброту и отзывчивость.
Читать еще:  Гипоксия плода

Всё в наших руках. Чем более зрелые методы воспитания мы выбираем, тем более зрелой становится личность ребёнка.

Как научить ребенка самостоятельности: 7 важных правил

Родителям хочется, чтобы дети многое делали сами: готовили еду, одевались, играли, находили ответы на свои вопросы. С чем-то дети не справятся в силу возраста, но точно могут становиться самостоятельнее с каждым месяцем. Разбираемся, как им в этом помочь.

Источник фото: Unsplash.com

Ребенок зависим от родителей, и эта зависимость определяет детско-родительские отношения. Но постепенно ребенок все больше отделяется от мамы и папы: он понимает, что мир не такой уж страшный и в присутствии родителей начинает изучать его самостоятельно. Дальше — больше: он проверяет все шкафчики, залезает на самые высокие горки и идет знакомиться с ребятами выше его на несколько голов.

Почему не все дети хотят быть самостоятельными

Во-первых, все дети хотят быть самостоятельными, но не всем это разрешают. Иногда родители слишком сильно опекают детей, поэтому дети опасаются делать что-то новое самостоятельно. Иногда родители слишком сильно пугают детей. Дети хотят знакомиться со сверстниками, но им мешает мамин страх, что тот другой обязательно ударит.

Также взрослые могут шантажировать ребенка: если ты сделаешь что-то сам, я не буду любить тебя. Это может касаться опасных вещей, но опасных с точки зрения взрослых, например, они запрещают ребенку залезть на горку. Такое родительское поведение парализует ребенка, мешает ему принимать самостоятельные решения.

Источник фото: Unsplash.com

Во-вторых, многие дети хотят самостоятельно решать интересные задачи, но не берутся за скучные и рутинные. Например, разобрать старые вещи на дедушкином чердаке — это интересная задача, а просто прибрать игрушки в свой комнате — кажется им скукотищей. В эту задачу можно добавлять игровые элементы или превратить в работу и дать ответственность за ее выполнение.

В-третьих, некоторые задачи сложны для детей. Им нужна помощь. Если взрослый слишком много требует от ребенка и при этом не помогает ему, это также мешает быть самостоятельным. Например, ребенку нужно завязать шнурки на ботинках — это часто не удается дошкольникам. Им нужно помочь или обучать постепенно, а пока найти обувь с другой застежкой.

Как развить самостоятельность

Давать посильные задачи. В каждом возрасте ребенок может выполнять те или иные задачи: в два года прибирает игрушки, в три может накрыть на стол, в семь — приготовить суп, если научить заранее. Но двухлетка не сможет помыть посуду, а семилетке будет неинтересно просто порезать огурцы. Если задача непосильна, ребенок может сдаться.

Учить нести ответственность. Если задача дана, то ребенок должен отвечать за результат. Пусть он сделает как сможет, но сделает. Важно, чтобы ребенок понимал, что без него игрушки останутся лежать на полу. Если он забыл или поленился, не нужно его ругать, просто оставьте игрушки до завтра. А завтра снова поставьте ему задачу. Если не получается второй раз, нужно разговаривать и обсуждать причины.

Заинтересовывать. Дети, особенно дошкольники, многое делают через игру. Превратите уборку квартиры в поиск сокровищ, а мытье посуды в купание дракона. Если ребенку интересно, если он получает удовольствие в процессе, то сделает задачу до конца. Конечно, если она посильна.

Учитывать мнение. Не так важно, как ребенок завязал шнурки. Важно, что он вообще это сделал. Пусть действует тем способом, который ему нравится. Если способ не устраивает вас, постарайтесь научить своему, но учитывайте опыт ребенка. Если его научили в детском саду решать задачу именно таким образом, ему будет тяжело переучиться.

Источник фото: Pexels.com

Давать право на ошибку. Даже взрослых не увольняют за каждую ошибку, а ребенок тем более будет ошибаться, ведь у него меньше опыта. Если ребенок может ошибаться без осуждения взрослых, он будет пробовать еще и еще. Если его ругают за каждую попытку, то он опустит руки.

Хвалить. Не так важно, хвалите вы за попытки или за результат. Главное — не забывать это делать. Необязательно давать оценку, можно просто благодарить за помощь. А если оцениваете, то не просто говорите «молодец», а уточняйте: «Молодец, мне понравилось, как быстро ты убрал комнату».

Помогать и обсуждать ошибки. Если у ребенка не получается, помогайте ему. Но только с его разрешения — ребенок может устроить скандал, если вы вмешиваетесь, когда он считает, что все идет по плану. Если он не просит помощи, но не справляется, постарайтесь после задания обсудить, что пошло не так. Но ребенок должен быть согласен на обсуждение. А он будет согласен, если будет знать, что его не забросают упреками, а выслушают и дадут совет.

Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов

Статья опубликована в православном журнале для родителей «Виноград» (№37, сентябрь-октябрь 2010).

Можно ли воспитать в ребенке самостоятельность и как это сделать? Какие ошибки допускают родители и как их избежать? В этих сложных вопросах поможет разобраться психолог.

Что такое самостоятельность?

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.

Обычно самостоятельность понимают примерно так: «это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью»; «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия»; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».

Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

  • умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
  • умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
  • умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
  • умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
  • умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
  • умение переносить известные способы действий в новые условия.

Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Давайте отметим наиболее важные этапы и возрастные периоды для становления этого важнейшего человеческого качества.

Этапы становления

Прежде всего, это ранний возраст. Уже в 1—2 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в 3 года. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: «Я сам!». В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. Но на этом этапе самостоятельность является лишь эпизодической характеристикой детского поведения.

К концу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка.

Подростковый возраст — когда ребенок отделяется от родителей, стремится к независимости, самостоятельности, «хочет, чтобы взрослые не лезли в его жизнь».
Как видим, предпосылки развития самостоятельности складываются в раннем возрасте, однако лишь начиная с дошкольного возраста, она приобретает системность и может рассматриваться как особое личностное качество, а не просто как эпизодическая характеристика детского поведения.

К концу подросткового возраста при правильном развитии самостоятельность формируется окончательно: ребенок не просто умеет что-то делать без посторонней помощи, но и брать ответственность за свои поступки, планировать свои действия, а также себя контролировать и давать оценку результатам своих действий. Подросток начинает осознавать, что самостоятельность не означает полной свободы действий: она всегда удерживается в рамках принятых в обществе норм и законов, и что самостоятельность — это не любое действие без посторонней помощи, но действие осмысленное и социально приемлемое.

Наши рекомендации

Если говорить о воспитании самостоятельности, то, исходя из разных возрастных этапов, можно дать следующие рекомендации родителям.

Ранний возраст

1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.

2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.

3. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: «Не мешай!», «Отойди», «Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю» и т.д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, — дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия — ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.

Дошкольный возраст

1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

2. Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.

3. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

5. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Подростковый возраст

Родителям детей-подростков приходится учиться «отпускать» своих детей, избавляться от привычки руководить их жизнью. Известные зарубежные специалисты по работе с родителями подростков, супруги Байярд рекомендуют использовать программу из трех шагов, которая помогает ребенку стать более самостоятельным и ответственным.

1. Первый шаг: необходимо составить полный список того, что задевает, беспокоит Вас в поведении Вашего ребенка. Нужно написать то, что беспокоит и задевает именно вас, а не семью в целом или других людей.

2. Второй шаг: когда список будет готов, необходимо выделить то, что имеет определенные последствия для ребенка, но никак не влияет на Вас. Допустим, Вас беспокоит то, что подросток не хочет учиться дальше в школе, а после 9-го класса планирует уйти в колледж, а Вам очень хочется, чтобы он стал дипломированным специалистом и имел высшее образование. Но это влияет, прежде всего, на жизнь Вашего ребенка. Исключайте эти пункты из своего списка и включайте их в перечень того, что должно заботить теперь вашего ребенка. Но вы можете оставить в списке те пункты, которые имеют отношение непосредственно к Вам. Например, Ваш ребенок стал хуже учиться, скатился на тройки, хотя раньше был хорошистом. Это, прежде всего, его дело, за которое ему придется нести ответственность. Но если из-за этого Вас вызывают в школу, и вам приходится выслушивать разные неприятные вещи о его учебе и поведении, то это касается и Вас тоже.

3. Третий шаг. Теперь у вас есть перечень тех поступков ребенка, которые влияют на Вашу жизнь. Вот с ними и нужно работать. Для этого, во-первых, откажитесь от собственной ответственности за эти пункты. Во-вторых, выработайте в себе доверие к тому, что ваш ребенок может сам принимать правильные решения во всех этих случаях. Дайте ребенку понять и почувствовать это ваше доверие.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector