Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как отучить ребенка драться или ребенок драчун – простые методы решения проблемы

Как отучить ребенка драться: советы родителям

Многие родители, сталкиваясь с проблемой агрессии у ребёнка на первом году его жизни, прилагают все усилия для разрешения такой ситуации. Да, не стоит пропускать это мимо своего внимания, но и паниковать не нужно. Агрессивное поведение – обязательный этап развития каждого малыша. Необходимо просто знать, что делать в такой ситуации и как отучить ребёнка драться в 1 год.
Следует понимать, что между методами, как отучить драться годовалого кроху и ребёнка в 4 года и более, существует определённая разница. В возрасте от одного до трёх лет малыш таким образом познает мир и окружающих людей.
Под руку ребёнка могут попадаться как родители или другие взрослые, так и дети-одногодки. В такие моменты очень важно правильно реагировать на его удары. Словесное воздействие зачастую не приносит никаких результатов, потому что ребёнок воспринимает ваши действия.
Покажите ему, что агрессия – это нехорошо. Изобразите мучительную боль в том месте, куда вас ударил малыш. Скорее всего, он захочет пожалеть вас. Не спешите его успокаивать – ребёнок должен понять, что он сделал вам больно.
Постарайтесь определить причину агрессивного поведения вашего малыша. В возрасте 1-2 лет дети во многом повторяют действия своих родителей и других родственников, которые окружают его в повседневности. Возможно, кто-то из ваших близких ведет себя подобным образом, показывая плохой пример ребёнку.
В такой ситуации не будет лишним дать понять малышу ошибочность действий взрослого человека. Конечно, лучше это делать в игровой форме, чтобы он наглядно воспринимал всю информацию.
В старшем возрасте дети проявляют агрессию более осознанно. Чаще всего это происходит тогда, когда ребёнок злится или пытается защитить себя. В таком случае необходимо запомнить определённый алгоритм того, как отучить ребёнка драться в 3 года и более:

  • старайтесь объяснить ребёнку, что драться – это нехорошо, при этом не стоит говорить слишком много: достаточно чётко определить своё отношение к ситуации, чтобы малыш понял смысл вашей реакции;
  • не ругайте и не кричите: возьмите за привычку решать проблемы, разговаривая с ребёнком в спокойном, размеренном тоне, без резких фраз и оскорблений;
  • уделяйте малышу больше внимания: зачастую агрессия у детей является следствием недостающего внимания со стороны родителей и близких;
  • объясните ребёнку, что он делает больно другим людям;
  • позаботьтесь об активном образе жизни малыша: переизбыток энергии нередко становится причиной детской агрессии.

Желание драться может быть связано с попыткой ребёнка занять опредёленный статус среди сверстников. Нередко таким способом дети пытаются проявить лидерские качества. Бороться с агрессией в таком случае следует осторожно, не подавляя стремлений ребёнка быть лидером.

Зачастую проблема детской агрессии возникает в возрасте от 1 до 4 лет. В это время ребёнок старается познать окружающий мир и людей, осознать себя в обществе. При правильном подходе родителей такие проявления исчезают сами, делая проблему неактуальной.
Если же ситуация становится более навязчивой и вы чувствуете свою беспомощность в борьбе с агрессивным поведением вашего ребёнка, стоит задуматься об обращении к специалисту.
Современные детские психологи помогают родителям справиться с проблемой. Специалист расскажет вам, как отучить ребёнка драться в 2 года или в другом возрасте, учитывая все особенности развития и поведения малыша.

Почему дети дерутся? Отучаем детей драться

Дети начинают драться в возрасте 2-3-х лет и продолжают даже будучи школьниками. Они дерутся с родителями, воспитателями и другими детьми. Возрастная психология дает объяснение такому поведению: в каждом возрасте свои причины применения зубов и кулаков для выяснения отношений.

Почему дети дерутся дома и в детском саду?

  • Ребенок начал ползать и ходить, и на него обрушилось множество запретов: туда ходить нельзя, это открывать нельзя, совать пальцы в розетку нельзя, провода трогать нельзя и т.п. Ребенок протестует против такого числа запретов и может проявить агрессию по отношению к их источнику — родителям и другим взрослым. Чтобы справиться с этой агрессией, не нужно запрещать ребенку все на свете: направьте его энергию в другое русло, отвлеките, дайте те вещи, которые можно трогать и исследовать.
  • Ребенок дерется, потому что не умеет выражать свои мысли и желания словами, он не может ответить на слова взрослого, что-то попросить. В этом возрасте ребенок еще не умеет контролировать себя, и навыки общения только развиваются. Взрослым нужно учить ребенка общаться, проговаривать чувства ребенка вслух, показывать, как можно повести себя в этой ситуации по-другому, без агрессии: «Ты хочешь игрушку? Давай попросим Машу дать ее поиграть? — Маша, дай, пожалуйста, нам игрушку, мы с ней поиграем. Спасибо, Маша. — Вот видишь, Маша дала игрушку, потому что мы ее попросили и сказали волшебное слово».
  • Ребенок проверяет родителей и границы дозволенного. Это тоже способ понять, как устроен мир. А можно кусаться? А лежать на полу и биться ногами и руками? А трогать эти провода? А что мне будет, если я так сделаю? В этом случае родителям важно показать свое отношение к такому поведению и проявить свою волю: твердо сказать, что так вести себя нельзя, переключить внимание на другое дело и т.д. Родители могут умиляться такому поведению ребенка, не запрещать капризы и драки — и это сыграет злую шутку: ребенок убедится, что такое поведение нормально, родители одобряют такое поведение, а, значит, можно и дальше себя так вести. Потом начнутся «выходки» в магазинах, детском саде и даже школе. Ребенка нужно учить себя вести, а не наблюдать за его истериками и драками.

Для детей старшего возраста к этим причинам добавляются новые:

  • Ребенок привлекает к себе внимание. С рождения ребенок хочет внимания родителей к себе, он должен чувствовать себя защищенным, в безопасности. Если родители не обращают внимание на него в кроватке, то проще покричать, пореветь, побиться всем телом — глядишь, кто-то и подойдет, успокоит. В старшем возрасте за плохое поведение ругают, причем, более эмоционально, чем хвалят, и ребенок получает свою «дозу» внимания, пусть и негативного. Для избегания проявления агрессии нужно своевременно уделять внимание ребенку, его проблемам, хвалить его.
  • Ребенок самоутверждается, выплескивает свою негативную энергию. Привыкнув к постоянному насилию в семье, дети могут быть жестокими по отношению к слабым и незащищенным детям, животным и даже взрослым, это может быть признаком психического заболевания, деградации личности. Такое поведение может быть зачатком преступного поведения в будущем: расправы над животными, избиение до смерти инвалидов и стариков — современная история знает множество примеров такого поведения детей и подростков.

Как отучить маленького ребенка драться?

С раннего детства ребенка нужно учить держать свои эмоции под контролем, выражать свои мысли, общаться с другими детьми, просить их и благодарить, уметь играть и проигрывать, иначе в детском саду или школе возникнет множество проблем, исправлять которые будет поздно и трудно.

Ребенок должен понимать, что драка — это не шутка: например, если ребенок ударил маму, она может отойти в сторону, показывая, что ей больно и она обижена, а другие родственники могут подойти к ней и утешить.

Стоит ограничить просмотр жестоких мультиков и фильмов, потому что ребенок начинает копировать поведение героев: грубо разговаривает, дерется, обижает других, считая это нормой поведения.

Гиперактивные драчуны

Не нужно путать гиперактивных детей и детей-драчунов — причины у этих явлений разные: гиперактивному ребенку трудно долго заниматься одним делом, у него рассеянное внимание, он подвижен, активен, разговорчив, но не драчлив. Причину, почему дерется гиперактивный ребенок, нужно искать вне его гиперактивности.

Что делать, если ребенок дерется в школе?

Дети, привыкшие драться дома и в детском саду, невоспитанные, не наученные правильному поведению, будут драться и в школе в новом коллективе. Обычно такие дети становятся изгоями и начитают вести себя еще более агрессивно (не будем рассматривать случаи с плохим поведением, вызванным психическими расстройствами).

Что делать учителям?

  • Провести родительские собрания по темам: «Агрессивное поведение детей. Почему ребенок дерется?», «Как научить ребенка играть с другими детьми», «Ценность детской дружбы» и др.
  • Организовывать совместную деятельность детей на уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях с целью сдружить детей, научить сотрудничать, играть вместе, показать ценность каждого ребенка и ценность коллектива, а также научить вести себя в непривычной обстановке, уметь реагировать на «дразнилки», когда кто-то втягивает в драку.
  • Изучать литературные произведения о дружбе и взаимопомощи.
  • Полностью препятствовать проявлению драк у детей: направлять в другое русло, разнимать, а о случившихся драках сообщать родителям.
  • Наблюдать за чрезмерно драчливыми детьми, сообщать о них психологу и администрации школы, разговаривать с родителями. Возможно, чрезмерно агрессивный ребенок нуждается в помощи специалистов.

Драчливое поведение ребенка естественно, но с самого начала проявления агрессии родители должны знать, почему это происходит, и правильно реагировать. Мы надеемся, что эта статья поможет вам в этом!

А какие приемы против драк используете вы? Поделитесь своим опытом родителя или педагога.

Фото: Екатерина Пашкова.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Дракам – нет. Что делать с агрессивностью у детей

Ребенок дерется? Решение проблем в школе и детском саду методом освоения навыков

Бен Фурман психотерапевт, автор метода освоения навыков

  • Агрессивность: одно название, разные причины
  • История Стефана: как перестать драться

Мы уже рассказывали о методе освоения навыков, разработанном финским психиатром Беном Фурманом. Он заключается в том, чтобы определить, какого навыка или умения не хватает ребенку для того, чтобы решить какие-то проблемы с поведением. Сегодня посмотрим, как этот способ работает в случае проявления детьми агрессивности. Можно ли научить ребенка обходиться без драк и как это сделать?

Агрессивность: одно название, разные причины

Многие дети иногда ведут себя жестоко по отношение к сверстникам или даже собственным родителям. Когда такой ребенок сердится, он готов кусать, колотить и пинать любого, кто оказывается у него на пути. Когда ребенок ведет себя агрессивно, не всегда удается сразу понять, в каком навыке он нуждается. Кто-то может сказать, что всем агрессивным детям недостает самоконтроля или умения справляться со своим гневом, однако, согласно методу освоения навыков, такие умения слишком масштабны, или комплексны, и для того чтобы дети могли успешно овладеть ими, необходимо разбить их на составляющие.

У Мэта, Эшли и Хелен была одна и та же проблема: все они вели себя агрессивно по отношению к окружающим. На первый взгляд, их проблемы действительно выглядели одинаково, но при ближайшем рассмотрении становилось ясно, что каждому из этих детей не хватает какого-то своего навыка.

Жестокость Мэта проявлялась в ситуациях, когда рядом с ним оказывались другие дети, — так сказать, если они заходили на его территорию. Для преодоления своей агрессивности Мэту нужно было научиться спокойно относиться к присутствию других детей рядом.

У Эшли агрессия возникала тогда, когда ему казалось, что кто-то дразнит или раздражает его. Чтобы справиться с этой проблемой, ему нужно было научиться рассказывать в таких случаях учителю вместо того, чтобы сразу лезть в драку.

Хелен не могла вынести, если ей не удавалось получить что-то, чего ей очень хотелось. В таких случаях она начинала царапать или пинать того, кто в чем-то ей отказал. Для того чтобы справиться со своей жестокостью, Хелен нужно было научиться конструктивно переносить разочарование и ситуации, когда не все складывается так, как ей хочется.

Так, проанализировав ситуации, в которых проявляется агрессивность, вполне можно определить, в каком именно навыке нуждается ребенок. Когда вы понимаете, какого именно умения ему не хватает, вам гораздо легче помочь ему преодолеть проблему.

Можно даже сказать, что не бывает жестоких детей, бывают только дети, которые склонны к жестокому поведению в определенных ситуациях из-за того, что им недостает какого-то конкретного навыка, чтобы вести себя более конструктивно.

История Стефана: как перестать драться

Рассказывает Вивека Лильерос, школьный психолог из Швеции.

Стефану было семь лет, и он пошел в первый класс. На каждой перемене он вступал в драки с другими детьми, и все его боялись. Директор школы пригласил меня на встречу, где мы должны были обсудить проблемы Стефана.

— Будет ли там сам Стефан? — спросила я у директора.

— Нет, этого мы не планировали, — ответил директор. — Придут его родители, учительница и школьная медсестра.

Вдохновленная методикой освоения навыков, я предложила пригласить на встречу и самого Стефана. Директор согласился.

Встреча началась с того, что директор представил нас друг другу. Обстановка была напряженной, Стефан нервно болтал ногами. Учительница собралась рассказать нам о его проблемах, но я попросила слова.

— Стефан, прежде чем мы начнем говорить о твоих трудностях, мне хотелось бы узнать, а что у тебя получается делать хорошо? — спросила я.

Оказалось, что Стефану хорошо дается математика. Настолько хорошо, что он самостоятельно решал задачи из школьного учебника, которые в классе еще не проходили. Кроме того, выяснилось, что Стефан прекрасно рисует. Узнав об этом, я попросила его показать какой-нибудь рисунок. Стефан быстро нарисовал смешную картинку, которую, передавая из рук в руки, рассмотрели все присутствующие.

— А чем ты любишь заниматься с друзьями? — спросила я после этого, и он рассказал о футболе и других играх, которые ему нравятся.

Мне показалось, что директор и учительница начали нервничать. Ведь мы собрались для того, чтобы обсудить проблемы Стефана, а не его успехи и увлечения. Пора было поговорить о деле.

— Я слышала, что у тебя с товарищами не все бывает гладко. Это правда?

— Да, — ответил Стефан.

— Так что там у вас происходит на переменах? — продолжала я.

— Мы деремся, потому что если кто-то меня злит, я его бью.

— Тогда, наверное, я тебя понимаю, потому что дерутся обычно не от хорошей жизни. Но скажи мне, пожалуйста, что ты можешь научиться делать, чтобы не лезть в драку?

— Я могу научиться контролировать себя и держать руки сцепленными за спиной, — ответил Стефан.

Я не могла поверить своим ушам. Он ответил так, как будто сам изучал методику освоения навыков.

— Мне кажется, это нелегко — сдержаться и сцепить руки за спиной, когда разозлишься. Хочешь, чтобы твоя учительница и товарищи помогали тебе не забывать поступать именно так?

Читать еще:  Как поднять иммунитет часто болеющему малышу и как укрепить здоровье ребенка 2-3 лет при постоянных простудах

Стефан согласно кивнул.

— И как, на твой взгляд, они должны будут это делать? — спросила я у него.

Стефан задумался, но так ничего и не придумал.

— У меня есть предложение, — сказала я.— Начиная с завтрашнего дня ты будешь тренироваться контролировать себя и держать руки за спиной. В конце каждого дня вы будете обсуждать с учительницей все, что произошло за этот день. Если у тебя будет получаться целый день держать руки за спиной, вы обсудите, как тебе это удалось. Если же ты сорвешься, то вы обсудите с ней, как добиться того, чтобы на следующий день такого не было. Что скажешь?

Стефану понравилось то, что я предложила, учительница осторожно кивнула. Кроме того, я предложила, чтобы она как-то отмечала каждую перемену, когда Стефану удастся избежать драк.

— А если у тебя получится не драться целых три недели подряд, то что бы ты хотел за это получить? — спросила я у Стефана.

— Киндер-сюрприз! — с восторгом ответил Стефан.

— По-моему, хорошая идея, — согласилась я. — Давай я вернусь через две недели и встречусь с тобой здесь, и ты расскажешь мне, что у тебя получилось. Пожмем друг другу руки в честь нашего договора?

Стефан пожал руки всем присутствующим, и на этом встреча завершилась. Я задержалась ненадолго, чтобы поговорить с учительницей. Она сказала, что будет следовать плану, но сомневалась в том, что он сработает. Я пообещала на следующий день позвонить в школу, чтобы узнать, как идут дела у Стефана.

Когда я позвонила, учительница радостно сообщила мне, что Стефан ведет себя, как ангел! Он получил две положительные отметки в свою рабочую тетрадь, и все просто удивляются тому, насколько лучше он стал себя вести.

Спустя две недели я пришла в школу и узнала, что учительница действительно каждый день проводила личные встречи со Стефаном, и он получил плюсы за 95% всех перемен за это время. Если на какой-то перемене ему не удавалось сдержаться, Стефан с учительницей говорили не о том, что он не смог совладать с собой, а о том, что нужно сделать на следующей перемене, чтобы это не повторилось. Учительница также выяснила, что зачинщиком драк не всегда оказывался Стефан и что некоторые мальчики намеренно провоцировали его.

Я столкнулась в коридоре и с самим Стефаном. Он подбежал ко мне с радостной улыбкой.

— Привет, Стефан, — поздоровалась я. — Ну-ка, расскажи мне, как у тебя дела?

— У меня неплохо получается, — гордо ответил он.

— Это здорово! — сказала я. — И как же тебе это удается?

— Я держу себя в руках, а руки — за спиной, — объяснил он, а потом рассказал мне, как одна девочка стукнула его по руке, а он не дал ей сдачи. Он просто ушел. Еще он сказал, что ему очень помогают ежедневные разговоры с учительницей. Стоит ли говорить, что еще через неделю он получил обещанный киндер-сюрприз.

Хулиганами не рождаются: что делать, если ваш ребенок – драчун?

Малыш активен и весел, только вот сверстники почему-то обходят его стороной. Для него нет невозможного, но достигает своих целей он не упорством и смекалкой, а физической силой. Маленький агрессор ежедневно вовлекает в боксерские поединки своих более мирных сверстников, кусается, отбирает и ломает игрушки. Замечания воспитателя малыш воспринимает так, будто они звучат на другом языке. Беседы с родителями результатов не приносят. А случается и так, что сами мамы и папы поощряют агрессивное поведение своего чада.

Когда садик — поле боя

Ребенок вернулся из сада с очередным синяком. На вопрос: «Опять Вася?», малыш молча опускает глаза. Вчера – сломанная игрушка. На прошлой неделе – в мусорное ведро пришлось отправить разорванную в клочья любимую книжку. Тут вы понимаете, что и вашему терпению пришел конец и твердо решаете серьезно поговорить с воспитателем о поведении несносного Васи. В садике мама Егора и папа Леночки рассказали, что и они не понаслышке знают о проделках Васи, а у Марьи Петровны от фокусов неуправляемого воспитанника уже глаз дергается. Понятно, что персонажи этой истории выдуманы, зато правдив сценарий развития действий. Мы попросили читинских мамочек рассказать, есть ли в окружении их малышей такой «Вася» и как удается укрощать его темперамент.

Любовь Чистякова

Слава богу, драчунов у нас нет. По крайней мере, дочь не жалуется, родители других деток тоже. Да и воспитатели у нас хорошие, активные, дети у них без дела не сидят, драться некогда. А вот в прошлом саду была девочка-драчунья, вся группа от нее страдала. Но там бабушка такая же была, чуть замечание внучке — сразу ор, все родители с ней по этому поводу ругались. Но девочка так и оставалась неуправляемая. Тут уж родительское воспитание виновато.

Татьяна Коновалова

У подруги в школе была подобная ситуация, в младших классах. Они родителями написали докладную или заявление, точно не помню, описав все пункты, начиная с отрицательного поведения ребенка, негативно сказывающегося на развитии других детей, заканчивая бездействием родителей. Подписали все до единого родители и унесли директору. Вроде, ребенка должны были перевести в другую школу, там я уже не спрашивала о его судьбе. Если директор или заведующий будут бездействовать, то нужно нести такое письмо в вышестоящие над учреждением органы.

Анастасия Шапкина

У нас так было. Долгая и кропотливая работа воспитателей. В итоге за полгода где-то присмирел. Но у нас и сад был частный.

Вера Пономарева

Раз детей нельзя наказывать, значит нужно наказывать родителей. Штрафные санкции как минимум применять. Может тогда родители начнут больше внимания уделять детям.

Из драчуна – в джентльмена

Период «кулаков» так или иначе проходит каждый ребенок. Вчерашний ангелок вдруг превращается в маленького разбойника. Дети помладше воспринимают это как игру: стукнуть маму погремушкой, оказывается, очень весело. Чуть позже малыш начинает использовать силу, чтобы добиться своего или выразить эмоции.

Ульяна Шишкина

Мой сын дерётся, в группе из всех человек только он и ещё одна девочка. На днях в гостях у подруги столкнул с дивана её 4-х летнего сына, решил, что ему будет именно в этом месте удобнее мультик смотреть, как-то в «Динозаврии» ладошкой по голове девочке дал. Я считаю, что он ещё маленький и не беспокоюсь пока. С другими мамами пока тоже вроде все нормально, все с пониманием относятся.

Жанна Турина

У нас вообще драчун был, с кулака всех бил. Отучили! В садике всех, кто дерётся, садят на стул и запрещают вставать какое-то время. Посидел так пару раз и не стал больше драться. Теперь, если и ударит, то сам на стул садится, типа сам себя наказал. А вообще, все маленькие дерутся либо кусаются.

Большинство маленьких забияк быстро и без последствий проходят «драчливый» период, и лишь для некоторых это становится настоящей проблемой. Ведь от своего агрессивного поведения в итоге страдает сам ребенок – родители ругают, сверстники сторонятся, воспитатель относится настороженно. А после того, как за малышом твердо закрепился статус хулигана, крушить все на своем пути, ломать и драться становится уже привычным делом.

«Он просто вымещал агрессию на сверстниках»

«Такой ребенок есть почти в каждой группе, — рассказывает воспитатель одного из читинских детских садов Анна, — Если сразу начать работать с ним, то можно достаточно быстро добиться хороших результатов. Нужна тесная работа с родителями, а иногда и подключить психолога. К сожалению, очень часто родители воспринимают «в штыки» замечания воспитателя. У меня был такой случай. Поговорила с родителями. Оказалось, дома ребенка наказывали физически, были с ним строги. Ребенок приходил в садик и вымещал свою агрессию на сверстниках. Бывает, сами мамочки учат ребенка драться. Чтобы умел за себя постоять, не давал себя в обиду. Он приходит в сад и начинает всех мутузить. Бывает сложно достучаться до родителей».

Действительно, найти общий язык с ребенком бывает проще, чем с его родителями. Одни поощряют такое поведение, желая тем самым «воспитать характер», другие категорически не желают признавать проблему.

Возможно, они сопротивляются давлению других родителей: «Мой ребенок обычный, и ничего плохого он не делает». Возможно, сами родители не видят выхода. Здесь, конечно, на помощь придет педагог-психолог, который научит, как по-другому решить проблему драк, — объясняет методист Городского научно-методического центра Виктория Рахманина,с ребенком нужно разговаривать и разговаривать на равных, глаза в глаза, анализировать ситуацию, искать другие способы разрешения конфликта. Результат будет, и будет он скоро. Большими помощниками в этом случае будут воспитатели. Но в этой ситуации добиться чего-то в одиночку человеку сложно, будь то родитель, воспитатель, учитель. У нас в детских садах и школах есть такая форма работы, как консилиум. На нем собираются педагог-психолог, воспитатель, логопед, дефектолог, медсестра, и приглашаются родители ребенка. На консилиуме обсуждается проблема, и каждый специалист предлагает, как мы можем повлиять на ситуацию. Все вместе специалисты могут убедить родителей, что проблема есть и нужно ее решать.

Какое решение может быть принято на консилиуме?

— Педагог-психолог может предложить индивидуальные занятия с ребенком и попробовать научить его способам поведения в конфликтной ситуации. Научить отслеживать свои чувства, эмоции в какой-то ситуации, научить их контролировать. Мы можем рекомендовать воспитателю включать ребенка в активные виды деятельности, распределять роли, учить реагировать правильно на разные ситуации. Мы можем составить рекомендации для родителей. Одна из них – это обратить внимание на стиль общения в семье. Как правило, ребенок копирует чью-то модель поведения и переносит ее в детский коллектив. Важно грамотно составить рекомендации для родителей, как с ребенком общаться, как реагировать на драки. Нужно испробовать все способы. Не исключается и медицинский фактор. Тогда мы можем рекомендовать обратиться в медицинские учреждения. Решать проблему нужно конструктивно, а не агрессией. Если подключается агрессивное поведение со стороны взрослых, ребенок вновь видит такую модель поведения и продолжает решать проблему не конструктивно, а с помощью вербального конфликта.

«99% случаев – это проблемы со здоровьем»

Как успокоить разбушевавшегося драчуна, и есть ли способ вернуть гармонию в детское царство, мы спросили у детского психиатра, психолога, психотерапевта, директора центра «ЛАД» Елены Морозовой.

Елена Витальевна, с чем чаще всего связано агрессивное поведение ребенка?

Несколько причин такого поведения. Я, как детский психиатр, поставлю на первое место проблемы со здоровьем. Не секрет, что больше трети детей рождаются с родовыми травмами (родовой травмой называется любая патология в родах, часто это подвывихи шейных позвонков, нехватка кислорода, желтушка и др.). Вследствие плохого самочувствия ребенок становится раздражительным, расторможенным, агрессивным.

Редко, но встречается врожденная патология характера — психопатии. Такими вещами занимается врач-невропатолог или детский психиатр.

Вторая причина – это особенность детской психики. В три года наступает возрастной кризис, ребенок начинает воспринимать себя, как личность и начинает отстаивать свои интересы. Есть еще один нюанс. Дело в том, что у маленького ребенка очень простые потребности: ему нужно менять подгузники, кушать, играть и утешать, если что-то болит. И близкие легко угадывают все желания. А в детском саду никто ничего угадывать не собирается – дети либо учатся просить и сами справляться с трудностями, либо привлекают внимание истериками.

Ну и еще одна причина – это, конечно, воспитание. Главная потребность человека – быть услышанным и понятым. Равнодушие разрушительно для души. Нехватка любви приводит к самым разным нарушениям психики и никогда к гармонии. Также дети могут просто повторять паттерны поведения, увиденные в семье – агрессию, грубость.

— Могут ли родители сами повлиять на ребенка? Каким образом? Или здесь поможет только работа с психологом?

Конечно, родители могут влиять на ребенка, как никто другой. Но, мне кажется, раз возникла проблема – значит, что-то пошло не так. Следовательно, не лишне обратиться к специально обученному человеку (к детскому врачу или психологу), разобраться в причинах, наметить план действий, а потом уж влиять на ребенка. По опыту скажу, что иногда (если это не касается здоровья), достаточно поменяться родителям, и все становится на свои места.

— Что делать родителям, дети которых страдают от агрессивного «одногруппника»? Особенно если родители проблемного малыша «встают в позу» и отказываются идти на контакт? Как достучаться до них, если они, к примеру, считают, что ребенок просто учится себя защищать?

— Нельзя дать однозначный ответ. Надо рассматривать каждый случай. Бывает, что ребенок действительно очень агрессивный. Это всегда из ряда вон ситуация и причина в 99% случаев связана со здоровьем. Некоторые состояния могут быть очень мучительными и сильно раздражать малыша, а родители отказываются (обычно из-за глупых предрассудков) посещать врача или психолога. Это становится большой проблемой для окружающих, так как нет механизмов изоляции таких детей и по закону очень сложно заставить семью повести ребенка к врачу. Требуется большой дипломатический опыт воспитателя для этого. Посоветовать можно только не идти на открытый конфликт с родителями агрессивного малыша, а убедить их показать его врачам. В крайних случаях пишутся групповые заявления, фиксируются эпизоды агрессивного поведения, семья направляется на психолого-медико-педагогическую комиссию, от которой она может благополучно отказаться. Часто эта ситуация длится, пока ребенок не пойдет в школу и не будет проходить школьную комиссию.

Очевидно, что за внешней агрессией могут скрываться глубокие детские переживания, а потому, главный совет родителям, чьи дети столкнулись с драчуном, — отнеситесь к такому ребенку спокойно и с пониманием, как бы трудно это не было. Ведь агрессия порождает агрессию, а разговаривая на повышенных тонах, вы ведете себя не многим лучше хулигана.

Консультация «Ребёнок дерётся в детском саду»

Анна Булатова
Консультация «Ребёнок дерётся в детском саду»

Каждый родитель хоть однажды сталкивался с агрессивным поведением своего ребенка. Агрессия может быть направлена как на родителей, так и на сверстников или на игрушку. Вопрос состоит в том, насколько часто случаются такие ситуации – это банальное переутомление или же отклонение, требующее вмешательства специалиста.

Как бы родителям ни хотелось иметь ребёнка-паиньку, который бы у всех вызывал умиление, в определённый момент почти всем приходится сталкиваться с детской агрессией. Причём она может излиться на кого угодно: не только на соседских ребятишек в песочнице, одногруппников в детском саду или одноклассников в школе, но и на взрослых.

Читать еще:  Родовая травма или приобретенная патология? Откуда берется сколиоз

Возникают тревожащие вопросы: почему ребёнок дерётся и что делать в таком случае? Уж точно не реагировать на такой всплеск ответной злостью и не наказывать. Папа и мама должны поступить грамотно и помочь своему чаду преодолеть этот сложный период в его жизни. Но для начала необходимо разобраться с причинами данного явления.

Большинство родителей не понимают, почему дети дерутся, — соответственно, не могут правильно на это отреагировать. Кричат, ругаются, наказывают, подавляя всеми возможными способами проснувшуюся в ребёнке агрессию. В результате получается ещё хуже.

Мало кому известно, что такое детское поведение является, с точки зрения психологов, нормой, защитной реакцией на несправедливость. Маленький человечек показывает окружающим, что он умеет за себя постоять и не даст себя в обиду.

Но если драки и вспышки агрессии случаются всё чаще и переходят все допустимые границы, необходимо разобраться в механизмах такого поведения и предпринять соответствующие меры. Что это может быть?

Заметили, что ваш всегда такой милый годовалый ребёнок дерётся со всеми подряд, а особенно с родителями? Это неприятно осознавать, но очень часто причиной этого становится поведение его мамочки.

Она очень устала сидеть в отпуске и заниматься бесконечными домашними делами. Обычно к концу первого года жизни малыша она морально выдыхается, становится раздражительной и нервной.

Если малыш в 2 года начинает драться со всеми подряд, при этом сопровождает свои действия громкими криками, имитируя ругань (он даже может бессознательно произносить матные, обидные слова, родителям стоит задуматься и пересмотреть личностные отношения в семье. Не так ли они сами выясняют отношения друг с другом? А может, что ещё хуже, практикуют телесные наказания в отношении своих детей? В таком случае причина агрессии ребёнка становится понятной.

Да, в 3 года ребёнок — это уже личность, которая может отстаивать свои права таким образом в силу темперамента. Если он по природе нетерпеливый и вспыльчивый, родителям придётся провести колоссальную работу по укрощению строптивого и научить его справляться со своими эмоциями, иначе в детском саду и школе возникнут просто нерешаемые проблемы с поведением.

Хотите знать, почему трёхлетний ребёнок дерётся ни с того ни с сего? Возможно, таким образом он просто привлекает к себе внимание. Хочет, чтобы другие дети или взрослые поиграли с ним.

Разберемся,какие же могут быть причины:

Недостаточное внимание родителей.

Ребенок нуждается во внимании папы и мамы. Любые игрушки, мультики быстро утомляют малыша.Ему необходим контакт с родителями: совместные игры, чтение книг или дружеский разговор. Когда просьбы поиграть заканчиваются неудачей, он, для привлечения к себе внимания, начинает драться.

Заметили похожую ситуацию –ответ прост: нужно больше времени уделить общению. Не надо ругать малыша, иначе добившись того, что он не будет драться с вами –получите обратный эффект: ребенок станет драться в саду.

Возможно,установлены слишком жесткие рамки: много ограничений, строгость родителей. Это вызывает переутомление и с помощью драки выражается протест против сложившейся ситуации.

Проблему можно решить, немного ослабив давление.

Неумение ребенка проявлять любовь.

Не все родители эмоциональны, некоторые не склонны сюсюкаться, целовать и обнимать ребенка. В связи с этим, малыш, желающий проявить свои нежные чувства к родителям, не знает, как это сделать. В итоге получаем щипки и укусы в качестве проявления любви.

Здесь родителям стоит сменить тактику своего поведения. Быть нежнее, почаще его обнимать, говорить добрые слова, то есть своими действиями научить правильно проявлять свои чувства.

Запомните важное правило: «Насилие порождает насилие». Если не хотите, чтобы ваш ребенок дрался, не показывайте ему негативный пример. Так что же делать родителям,как правильно себя вести:

Зная повадки своего малыша, когда он рассержен, совсем не сложно догадаться, когда он начнет драться. Не нужно выжидать и спокойно смотреть на то, как он бьет вас. Предотвратите этот момент, придержите его руку, чтобы он не смог вас ударить.

Метод «Нельзя». Эффективен с детками от двух до шести лет. Главное правильно пользоваться этим методом. Если после каждого приступа агрессии просто повторять «нельзя» – это будет лишь пустой звук.

Психологи рекомендуют пошаговую модель поведения в данной ситуации:

Подойдите близко к ребенку и крепко возьмите его за запястье.

Серьезно и глядя в лицо скажите фразу: «Драться нельзя!».

Не переигрывайте с суровостью, голос не повышайте, а говорите нейтрально. Главное дать понять, что это не наказание, а норма поведения, которую следует соблюдать.

Не отпуская руки ребенка, молча отведите взгляд и сосчитайте до двадцати.Если он захочет заговорить с вами или вырваться: молчите и сохраняйте спокойствие.

После этого повернитесь к нему лицом и повторите: «Драться нельзя!». Затем отпустите руку.

Если малыш вас тут же ударил, повторите все с самого начала, не пропуская ни одного пункта.

Как отучить от драк в детском саду?

Первое – это ваша реакция на происходящее.Не надо самим демонстрировать агрессию: накричать, отшлепать. Постарайтесь взять себя в руки и спокойно поговорите с ребенком, выясните, почему он обижает товарищей по садику.

Возможно,действительно есть серьезные причины: не принимают в коллектив, обзывают и прочее.В таком случае надо устранить причину: поговорить с воспитателем, родителями обидчиков.

Не демонстрируйте ярость, покажите лишь, что ситуация вас расстроила.

Ни в коем случае перегибайте палку,используя фразы:«Ты меня не любишь», «Ты плохой мальчик» и прочее. Это может вызвать серьезные переживания у ребенка.

Объясните малышу его чувства

Порой ребенок и сам не понимает, почему он вступил в драку. Постарайтесь почаще разговаривать с малышом. Подсказывайте как лучше себя вести,чтобы не огорчать близких.

Очень действенный способ – обыграть ситуацию в виде сказки, где главными героями будут ваш ребенок и его сверстники. Расскажите о чувствах каждого героя, что он переживает, если его обижают. Игровые моменты всегда лучше воспринимаются малышами, нежели привычные нравоучения.

Придерживайтесь установленных правил

Для поддержания эмоционального спокойствия важен режим дня и соблюдение определенных правил.Заведите свои добрые семейные традиции: обсуждать вечером, как прошел день, добрая сказка на ночь, игры с мамой и папой.

Научите управлять эмоциями

Малышу трудно разобраться в своих эмоциях, часто реакция в виде агрессии – это призыв о помощи. Учите ребенка понимать свои чувства. Когда он плачет или капризничает,задавайте ему простые вопросы: «Тебе больно?», «Ты обижен?» и подобные по ситуации. Он должен видеть вашу заботу и готовность в любой момент прийти на помощь.

Как быть, если малыш не слушается воспитателей в садике?

Воспитатели часто стараются подвести поведение детей в группе под одну удобную для себя модель: послушные, неконфликтные. Если ваш ребенок не приспособился под эту норму, проявляет индивидуальность, он автоматически становится объектом недовольства у воспитательницы. Тут необходимо выслушать обе стороны и прийти к решению, которое устраивает всех.

Ваша задача – разобраться, почему так происходит. Возможно, это протест против определенных условий, ответ на давление педагога. Если не удается самостоятельно определить, по какой причине ваш малыш не слушает и не выполняет то, что ему говорят воспитатели детского сада, проконсультируйтесь у психолога.

Возможные ошибки родителей

Первое, конечно, поведение самих родителей. Ребенок копирует ваше поведение в той или иной ситуации. Не учите по каждому поводу «давать сдачи». Малыша с самого раннего возраста надо учить справляться со своими эмоциями.

Детей нужно воспитывать, обсуждать с ними ситуацию,анализировать: хорошо или плохо малыш поступил, можно ли поступить по-другому. Зачастую родители игнорируют такие беседы.

Советы психологов и доктора Комаровского

Психологи считают, что основная причина детской агрессии — в раздражительности родителей, в первую очередь, мамы. По статистике, четверо из десяти детей хоть раз пробовали применять силу в отношении близких, в половине случаев — проблема приобрела катастрофические масштабы, когда ребенок стал настоящим тираном в своей семье. Поэтому агрессию в любых проявлениях надо искоренять.

По мнению доктора Комаровского, одним только возрастным этапом и мелким хулиганством агрессию в 2-3 года не объяснить. Обычно это недостаточное развитие речи, которое мешает найти слова, чтобы описать свои чувства, хронический недостаток внимания со стороны взрослых, а иногда и симптомы нервного или психического нарушения.

Главное в воспитании малыша – это внимание, взаимоуважение, спокойный эмоциональный фон в семье. Поведение ребенка отражает микроклимат семьи. Наблюдайте за поведением малыша, чтобы вовремя заметить проблему.

Сталкиваться с проблемами в детском саду – нормально, главное – вовремя заняться их решением. Рекомендуем ознакомиться с материалами о том, что делать, если ребенок часто болеет, стоит ли водить заболевшего малыша в садик и как повысить его иммунитет, о том, как быть, если чадо не спит, не ест или отказывается посещать учреждение, а также о том, как научить его постоять за себя.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» «В каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад?» — не спешите лопатить.

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не участвует на утреннике в детском саду?» Каждый ребенок хочет радовать своих родителей, выступая на празднике в детском саду. Детские утренники – хороший повод для родителей.

Консультация для родителей «Конструирование в детском саду» Уважаемые родители! Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных.

Консультация для родителей «Адаптация в детском саду» Адаптация в детском саду – это сложный психологический процесс, который затрагивает абсолютно всех участников адаптации и работников детского.

Консультация для родителей «Пластилинография в детском саду» Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе все больше и больше внимания. Почему?.

Консультация для родителей «Здоровье ребенка в детском саду» ]Здоровье в детском саду Детский сад – это важный этап в жизни каждого маленького человечка. Но нужно понимать, что каждое дошкольное учреждение.

Консультация дпя родителей «Адаптация в детском саду» Вот и пришло время отдавать ребёнка в детский сад. Наступает новый период в жизни малыша, происходят следующие изменения: четкий режим дня,.

Консультация «Работа с тканью в детском саду» Консультация. «Шить или не шить? — вот в чем вопрос» Вовремя беседы с учителем начальных классов моих бывших выпускников было отмечено,.

Консультация «Работа с офтальмотренажерами в детском саду» Отчет по самообразованиюТЕМА: «Работа с офтальмотренажерами в детском саду»Щегельская О. Ю. Обоснование выбора темы Зрение играет важную.

Твой Малыш

На прогулянку, в садок і в школу – з вологим папером від Smile завжди буде комфортно

Нещодавно відбулися Дні молодих українських талантів у Чорногорії

Чёрная пятница на Дарынке: 5 причин, почему нужно посетить маркет-молл

Исполни свою детскую мечту: Panasonic дарит шанс сняться в сериале «Могучие рейнджеры»

Секреты воспитания сына от Александра Педана: без гиперопеки и с интимными разговорами

Календарь прививок

Календарь беременности

Таблица прикорма

Твой Малыш

«Твой Малыш» – уникальный украинский журнал для современных родителей.
На его страницах найдете наиболее полную качественную информацию о беременности и родах,
уходе за новорожденным и маленькими детками.

  • Главная
  • Дети
  • Психология

Ребенок-драчун: кто виноват и что делать

Малыши часто дерутся. Это нормально. Хотя в причинах частых конфликтов стоит разобраться. Что прячется за желанием ребенка доказать свою правоту кулаками?

Ваш ребенок драчун? Ну начнем с тогго, что не нужно позволять кому-либо вешать на него ярлыки. Давайте сразу разобраться: с кем дерется, в каких условиях и кто провоцирует? А затем идти вглубь проблемы: что гложет малыша, каковы глубинные причины и что можно сделать, чтобы ему помочь?

Почему ребенок дерется?

Причин драчливости много. Начнем с того, что агрессия есть у всех, и нам всем нужно учиться и учить проявлять ее допустимыми методами. Мало того, иногда важно уметь отстоять свою правоту физически. Так бывает. Но крайне важно помочь ребенку превратить драку в один из многих способов решения проблем.

Агрессию нам нужно не запрещать, не отрицать право не на нее, а признавать ее наличие и учить ее выражать. Это очень важно сразу осознать. Да, у каждого из наших ангелочков есть право на агресси. Точнее, у них она просто есть.

Причины частых драк

  • Ребенок может драться из-за отсутствия опыта: не знает, как по другому освобождаться от боли, обиды, напряжения.
  • Драчун может иметь слишком много энергии, которую ему не дают выпускать в школе, дома и на дополнительных занятиях, и она ищет выход самым простым путем — дать тумака кому-то и получить ответный тумак.
  • Ребенок может просто жить под давлением запретов и строгих правил, выполнять которые не в состоянии даже по возрастным нормам. Иногда такие дети ведут себя дома как паиньки, а в саду или школе — как сорванцы и драчуны. Иногда бывает наоборот: на людях — идеал, дома — агрессор. И то, и другое — плохо. Ведь изображая из себя что-то, чем он не является, малыш тратит много энергии, и тогда у него не хватает сил на нормальное развитие. Но все же хуже, если малыш не может выпусть пар дома. Это, вообще, очень серьезный сигнал для родителей: с вами ему небезопасно, он боится быть настоящим, а значит, от мамы и папы нет базового принятия.

Как помочь ребенку-драчуну?

  • Телесная терапия — важный способ снимать внутреннее напряжение, которое то и дело вырывается на поверхность в виде агрессивных вспышек, драк или истерик. Какие бы ни были проявления агрессии, мы должны понимать, что ребенку всегда нужен телесный контакт: от массажа и поглаживания по спинке, до шуточных драк подушками. Любые игры, предполагающие обнимашки или борьбу (особенно для мальчиков) для деток-драчунов важны и нужны.
  • Мальчикам важно еще и проявлять свою силу, бодаться со старшим мужчиной: драка с папой, борьба сумо с братом, бокс с дедушкой — действительно необходимы.
  • Девочкам тоже можно чуть подраться. Но все же, пусть это будут крепкие обнимашки (иногда до хруста костей), прохлопывание контуров тела (от головы до пяток) ладошками. Это поможет чувствовать границы тела и неагрессивно сбрасывать напряжение и энергию.
  • Очень хорошо позволять ребенку бить по подушке, которую держит мама или папа. Давайте признаем, что дети могут на нас злиться. Да, на нас — любящих, желающих добра, вкладывающих душу. Они могут злиться и капсулировать в себе эту злость. Согласитесь, запреты, правила, требования при всей важности для воспитательного процесса, не должны нравиться ребенку, приниматься им с радостью и легкостью. Они могут вызывать ряд негативных эмоций. И им эти эмоции нужно проявлять. Обзывать маму «дурой» и закатывать истерики — не лучший вариант. А вот колотить подушку, которой мама защищается, толкаться плечами с папой, с хохотом падая на кровать, — можно и нужно. Тело получит разрядку, энергия выйдет и никаких обид.
  • Подойдут любые методы арт-терапии: можно слепить свою депрессию, злость и обиду из глины, превратив в произведение искусства, нарисовать свою обидку, дорисовав ей что-то смешное, можно написать о ней сказку или сочинить стишок.
Читать еще:  Запоры после родов: что делать

В общем, на первом этапе крайне важно дать ребенку навыки преобразования негативных эмоций в что-то созидательное, помочь выпускать пар без избиения окружающих, в игре и телесной терапии.

Что нужно понимать родителям?

Ребенок считывает с вас много информации. Например, если вы не умеете проявлять свою агрессию, склонны выгорать и срываться, он тоже будет так себя вести. Так что вам тоже нужна телесная терапия, ресурс, умение преобразовывать негативную энергию.

Если вы строите отношения по принципу: «я сказал — ты делай», не оставляя ребенку право на выбор, то он будет искать способ реализации в другом месте и другими способами. И драка — не худший вариант, ведь может быть аутоагрессия, проявляемая через неврологические или физиологические проблемы (тики, энурез, частые болезни).

Пересмотрите свои воспитательные методы, перестаньте постоянно критиковать и требовать, находите за что хвалить, замечайте хорошее, почаще смотрите с теплотой на малыша. Введите практику: «Что хорошего сегодня произошло: назови три события». Умение акцентироваться на хорошем, снижает внутреннее напряжение и уменьшает агрессию в несколько раз.

Не смотрите на ребенка колючими глазами, даже когда ругаете, постарайтесь включать сердечность и во время ссоры.

Вы же рады, что у вас есть малыш? Правда ведь? Счастливы, просто потому, что он существует? Показывайте это.

И еще, поиграйте с ребенком в садик, нарисуйте группу или посмотрите групповые фото. Поговорите о самых привлекательных чертах каждого из детей и воспитателей. И конечно, о собственных сильных сторонах малыа. Скажите, что любой человек ценен, если замечать эту ценность, то проще будет принимать недостатки. Помогите понять, что если смотреть на других людей с теплом, то потребности что-то доказывать кулаками будет меньше. И тогда есть шанс на более быстрое решении поставленных задач.

Что делать, если ребенок дерется

Каждый родитель знает, что нет в жизни ничего умилительнее и желаннее, чем улыбка собственного ребенка. И для того, чтобы она появлялась чаще, мама и папа готовы прощать малышу многое, но не всё и до определённого момента.

Некоторые родители спустя время сталкиваются с достаточно серьёзной проблемой: их маленький ребенок начинает драться. И прежде, чем решать, что с этим делать, нужно понять, почему это происходит.

Причины агрессивного поведения

Причины агрессии могут быть самые разные – от особенностей развития до психиатрических и неврологических заболеваний и педагогической запущенности.

Почему дети дома дерутся между собой

В случае, когда дети дерутся между собой дома, родителям следует помнить: все, у кого есть братья и сёстры через это проходили. В этом нет ничего не обычного, если дети не переходят границ.

Есть несколько причин, по которым дети ссорятся и дерутся:

• Из-за вещей – не могут поделить, кто пойдёт в розовой футболке, а кто в голубой.

• Из-за игрушек – чаще всего старшие не разрешают младшим трогать их куклы или машинки.

• Для привлечения внимания – им хочется, чтобы родители проводили с ними больше времени.

• Для восстановления справедливости – обычно старшие ревнуют маму и папу к младшему ребёнку и начинают драться, реже наоборот.

Почему ребенок дерется с мамой и кусает её

Для годовалого малыша мать – это центр Вселенной. А значит, все эмоции, как плохие, так и хорошие, он спешит продемонстрировать именно ей.

Но когда малыш в год или в 2 года начинает с мамой драться или кусать её, родители не на шутку беспокоятся и ищут причины. Большинство матерей обижаются и не понимают, почему ребенок, которого они вынашивали 9 месяцев, так себя ведёт. Психологи выделяют некоторые из причин:

· Дефицит внимания. Чем старше становится ребенок, тем меньше времени ему уделяют родители. И вопреки их ошибочному мнению, дети быстро замечают изменения в поведении и реагируют драками. Чтобы это исправить проводите больше времени вместе и искренне интересуйтесь проблемами воспитанника. Посмотрите готовый список лучших идей, куда пойти всей семьей на выходные.

· Неуважительное отношение к ребенку или физические наказания. В таких случаях агрессия становится главной защитой.

· Избалованность – слишком много заботы и опеки также не доведёт до добра.

· Родители – чем хуже отношения в семье, тем выше вероятность того, что в поведении дочки или сына появится агрессия. Как сказываются ссоры взрослых на неокрепшей психике, читайте здесь.

· Отторжение – если хотя бы раз родители дали понять малышу, что он для них обуза, агрессивное поведение не заставит себя ждать и драки станут привычным поведением.

· Чрезмерный контроль – в таких случаях дети считают, что агрессия (драки и укусы) помогает им противостоять подавлению своей личности.

· Страх – дети многого боятся, а драка – это своего рода протест.

Зачастую агрессия направлена не конкретно на маму, а является способом выражением недовольства ребенка. При первой же попытки укусить или ударить не только сама мама, но и папа должен строго пресечь малыша, чтобы такое поведение не вошло в привычку.

Почему ребенок дерется в детском саду

Большинство родителей беспокоится больше всего о том, что их двухлетний малыш начнёт драться и кусаться с товарищами в детском саду, поскольку там они не смогут его контролировать. Но чтобы это произошло, нужны определённые причины:

• Плохие отношения с другими детьми. Если малыш замечает, что с ним не хотят дружить, он начинает вести себя агрессивно. Привлечь к себе внимания позволяют драки и укусы. Но чаще всего такое поведение даёт обратный эффект.

• Состояние здоровья – если ребенок чересчур активен, проверьте его внутричерепное давление. Существует вероятность такого заболевания, как дефицит внимания и гиперактивность.

• Копирование – если взрослые дома ведут себя агрессивно, то и ребёнок начинает им подражать.

• Конкуренция – в детском садике много детей, поэтому малыш с помощью драк пытается привлечь к себе внимание воспитателя.

• СМИ – стоит внимательно наблюдать за тем, что смотрит ребенок по телевизору. Мультфильмы и компьютерные игры с пропагандой агрессии повлияют на него не лучшим образом.

• Одиночество – для детей, особенно в 3 и 4 года не столь важна физическая забота, как моральная. Но родители часто об этом забывают.

• Плохое воспитание – ни одна мама не захочет признать, что её ребенок в 5 лет не знает основных принципов правильного поведения – что можно, а что нельзя.

Если воспитанник кусается, плюется или дерется в детском саду родственникам стоит объединиться с воспитателями и пресечь такое поведение. Узнайте, почему ребенок врет и что с этим делать.

Почему дети дерутся и ссорятся в школе

Отдавая ученика в школу, родители не знают, в какой коллектив он попадёт. В классе могут быть старые товарищи из детского сада, а могут быть и новенькие ребята. Исходя из этого, психологи приводят несколько причин агрессивного поведения в школе:

• Ребенок не ходил в детский сад, поэтому не знает, как нужно вести себя со сверстниками.

• Чрезмерный контроль со стороны родителей или их крик дома – в школе дети хотят отыграться. Как научиться не кричать на малыша, читайте здесь.

• Серьёзное потрясение – личное или семейное.

• Поощрение драк и укусов со стороны родителей – «мой сын всех во дворе побеждает», «моя дочь способна побить даже мальчика».

• Травля – иногда дело не в самом ребёнке, а в его окружении. Но чаще всего такая проблема возникает в подростковом возрасте после 11 лет.

• Неправильная компания – если ребенок дружит с теми, кто любой спор решает кулаками, он и сам перенимает их модель поведения.

• Доминирование – если малыша постоянно терроризируют дома, он решает и сам над кем-нибудь поиздеваться.

Главное, что нужно помнить родителям – это то, что только они могут помочь своему ребенку. И чем раньше они признают проблему, тем проще будет с ней справиться.

Что делать при проявлениях агрессивности у ребенка в определенном возрасте

В каждом ребенке от природы есть предрасположенность к агрессии. Главное, не упустить момент, когда она начнёт проявляться.

Год и полтора

В 1 год и полтора года малыш кусается и дерется, ещё не понимая, что он делают. Вся его агрессия – это просто неконтролируемые вспышки. С помощью такого поведения малыш пытается привлечь к себе внимание и проверить реакцию родителей. Если мама и папа сразу скажут, что так поступать нельзя, ребенок поймёт это даже в 1.5 года.

Два-три года

В 2 и 3 года дети разнообразнее и ярче начинают проявлять агрессию. В 2.5 года они бросают игрушки, истерят, плюются, кусаются и царапаются. Малыши поступают так для того, чтобы добиться желаемого. Игнорирование и оставление одного в комнате – единственный выход.

Четыре-пять лет

К 4 годам ребенок уже умеет контролировать эмоции и знает, что за плохое поведение его могут наказать. Он может кинуть игрушку, стукнуть или толкнуть. Но, понимая, что сейчас его поставят в угол или отберут игрушки, успокаивается.

В 5 лет дети уже чётко различают друг друга по половым признакам – кто девочка, а кто мальчик. Поэтому и агрессию они проявляют такую, какая свойственная их полу. Девочки манипулируют, насмехаются, истерят, обзываются и угрожают, а мальчики бьют, дерутся, кусаются и толкаются.

В школьном возрасте

У детей младшего школьного возраста агрессия носит скоротечный и спонтанный характер – так продолжается первые три года. Главное, понять, на кого она направлена, и пресечь такое поведение на корню.

Иногда школьники ведут себя агрессивно, потому что ощущают дефицит внимания со стороны родителей. В некоторых случаях ситуация совсем иная – чрезмерный контроль и отсутствие личного пространства.

К 10 годам у ребенка начинается пред подростковый период и сепарация от мамы и папы. Поэтому до этих пор психологи с родителями стараются искоренить проблему драк – с подростками работать гораздо дольше и сложнее.

Нет единой формулы успеха – поскольку ко всем детям, равно как и к взрослым людям, есть свой подход. Родители находят то, что подходит именно им.

Каждый ребенок хотя бы к 7 годам должен уметь управлять своими эмоциями и понимать, что драться, истерить и кусаться не хорошо. Так он справляется со стрессом и тревожностью, и возвращается в спокойное состояние.

Как обучать ребенка управлению эмоциями

Дети не понимают, что эмоции так же быстро исчезают, как и появляются. Поэтому каждая встряска кажется им концом света и огромной трагедией. Задача взрослых – показать, что это не так.

Некоторые психологи советуют дать ребенку время самостоятельно разобраться со своими эмоциями. Но это неверная стратегия, которая приводит к серьёзным психологическим травмам. Игнорирование проблемы не поможет ее решить.

Есть несколько распространённых приёмов, которые помогают детям справиться со своими эмоциями:

• Исписать бумажный лист или нарисовать картинку карандашами.

• Крепко схватиться за спинку стула.

• Написать на бумаге все свои эмоции.

• Ударить по боксёрской груше или подушке.

• Покидать в стенку мягкие мячики.

• Слепить фигурки из пластилина.

• Похлопать в ладоши или начать приседать.

• Изорвать лист бумаги или ненужную газету.

• Сделать 5-10 глубоких вдохов.

• Сжать в руках резиновый мяч или сжать кулак.

• Ущипнуть себя – за щеку или локоть.

Не все родители знают, что дети обращают внимание на любые мелочи. Поэтому стоит всегда следить за своими движениями, прикосновениями и речью.

Объясняйте ребенку, который истерит, как называются те чувства и эмоции, которые он испытывает. Малыш должен понимать, что такое гнев, раздражение и тревога.

Тактильные ощущения – это то, в чём нуждается каждый человек, и ребенок особенно. Поэтому родители помогают малышу с помощью твёрдых и спокойных прикосновений.

Дети не так сильно воспринимают то, что им сказано, как то, как им это было сказано. Именно поэтому, сопереживая, родители говорят спокойным голосом.

Самое главное, за чем стоит следить родители – это собственное состояние. Только когда мама и папа будут эмоционально устойчивы, они смогут помочь своему ребенку и показать правильный пример поведения.

5 советов психологов родителям агрессивных детей

Даже если ребенок ведёт себя идеально – слушает и никого не обижает, родителям всё равно не следует расслабляться. В профилактических целях им также стоит бороться с возможностью детской агрессии. Психологи в таких случаях дают несколько советов.

  1. Школьные конкурсы, музыкальные и художественные кружки – это один из лучших способов профилактики. Когда дети заняты чем-то полезным и находятся в коллективе, у них нет времени и желания оскорблять и обижать сверстников.
  2. Поведение членов семьи – это главный индикатор для ребенка. Поэтому родителям рекомендуют следить за тем, как они сами ведут себя в конфликтных ситуациях.
  3. Если ребенок всё-таки сорвался: подрался, укусил или кого-то толкнул, не стоит его бить и сразу наказывать. Лучше всего сесть и спокойно поговорить. Родители в состоянии понять мотивы и ощущения ребенка после произошедшего. Им стоит спросить малыша, понимает ли он последствия своих поступков, и объяснить ему, как нужно было поступить.
  4. Когда у ребенка не получается совладать со своими эмоциями и он истерит, взрослым стоит об этом ему сказать. Похвала мамы и папы – это хороший стимул задуматься над своим поведением.
  5. Если градус агрессии возрастает, а слова взрослых не воспринимаются, стоит умыть малыша прохладной водой. Это поможет ему переключить фокус внимания и «охладиться».

Детская агрессия – это не простая проблема, которая вредит и родителям, и окружающим, и в первую очередь ребенку. Узнайте, какие 27 советов в воспитании детей дают опытные психологи. Если запастись терпением и приступить к действиям, вы непременно справитесь с плохим поведением своего воспитанника.

Видео: школа доктора Комаровского «Детская агрессия: что делать взрослым?»

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector