Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребёнок очень нервный и возбудимый: где искать причины и как успокоить малыша?

Как успокоить детские нервы. Советует психиатр

«Да перестань паясничать!» – кричишь ты. А потом приглядываешься – какие-то движения странные, навязчивые, и вроде совершает их ребенок не по своей воле. Что это?

Что, где, когда?

– Это тики, или по-другому – навязчивые состояния, – объясняет детский психиатр, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ Владислав Брагинский.

Они бывают у детей 5-11 лет. Мальчики страдают ими в 4 раза чаще, чем девочки. И подвержен тикам чуть ли не каждый десятый ребенок, в общем, нередкая напасть.

Тики никогда не тревожат ребенка во время сна. Зато усиливаются от волнения, возбуждения. В привычной обстановке они менее заметны, носят сглаженный характер. На интеллектуальные способности тики никак не влияют, человек может в детстве ими страдать, но прекрасно мыслить и во взрослой жизни дорасти хоть до академика.

Вызывают это расстройство разные причины, поэтому и прогноз, и лечение при тиках – тоже разные.

Психиатры их делят на два основных типа:

● невротические (по новой международной классификации – транзиторные, преходящие);

● и неврозоподобные (хронические).

Тик от испуга

Допустим, ваш совершенно здоровый, спокойный ребенок испугался чужой собаки, которая бросилась на него во дворе, или строгой учительницы, устроившей ему разнос перед всем классом, и теперь у него дергается глаз, или мышца щеки, или он делает такие движения шеей, как будто освобождается от тесного воротничка. Это тик невротический. Несмотря на устрашающее название, невротический тик – простой вариант. Он возникает от внешней травмы – испуга, стресса, напряжения – и лечится врачом за пару недель, от силы за пару месяцев. После лечения исчезает бесследно.

Что требуется в этом случае от родителей?

● Показать ребенка врачу.

● Создать дома спокойную обстановку.

● Не загружать несчастного усиленными занятиями по математике, иностранным языкам, информатике.

● Если тики вызваны школьными конфликтами, поговорить с учителем, чтобы не относился слишком строго.

Но навязчивые состояния этого типа встречаются не так уж часто, они составляют только 10% от всех тиков.

Причина и повод

Иное дело странное покашливание, которое возникло как-то у моего сына. Тут можно и не догадаться, что это тик. Таких неврозоподобных, хронических навязчивых состояний большинство, по словам Владислава Брагинского, среди тиков они занимают 85-90%. Причина их – слабость нервной системы ребенка. Она возникает, когда у мамы сложно протекает беременность, или из-за проблем во время родов (например, у младенца была асфиксия – кислородное голодание, или роды были затяжные, со стимуляцией, или пришлось делать кесарево сечение, или накладывать щипцы. ), или из-за болезней самого малыша в первые месяцы жизни – болезни тоже изменяют реактивность нервной системы.

Вот на такой «подготовленной» почве любой повод: будь то простуда или утомление от непосильной учебной нагрузки – может вызвать неврозоподобный тик.

Часто он начинается с реального события: у ребенка, например, ячмень, который все время ощущается, мешает, от этого ребенок часто моргает. Потом ячмень проходит, а моргание превращается в навязчивое, неконтролируемое действие. Или у моего сына, например, был бронхит. Два месяца со времени болезни прошло, все анализы крови хорошие, а кашель тянется и тянется.

Ребенок понимает, что тики – движения необычные, болезненные. Он часто стесняется их, на людях пытается сдерживаться, но от этого испытывает огромное внутреннее напряжение, которое его страшно утомляет. Попытки контролировать тики кончаются тем, что они только усиливаются.

Неврозоподобные тики лечатся трудно, долго. Могут то возникать, то на месяц или на полгода пропадать, потом возвращаться вновь даже без видимого толчка, например повинуясь сезонным колебаниям. Время обострения тиков – весна и осень.

«Неужели эти подергивания, помаргивания, покашливания будут преследовать нас всю жизнь?» – обычно спрашивают родители врача. Нет, не будут. У подростков тики встречаются крайне редко. А те взрослые с насильственными движениями, которых мы видим на улицах или в метро, страдают последствиями других болезней или травм головы.

Как лечить

Хотя медицина и утверждает, что тики – это не на всю жизнь, ребенка надо лечить, а значит, обязательно показать врачу: психиатру или психоневрологу, психотерапевту.

Во-первых, для того, чтобы убедиться, что ваш случай – всего лишь слабость нервной системы, а не симптомы серьезных душевных болезней. Врач может об этом судить, изучив, в обрамлении каких других расстройств наблюдается тик. Например, неврозоподобные тики сочетаются с быстрой утомляемостью, раздражительностью, слезливостью, изменчивостью настроения, плохим сном.

Надо исключить редкий тип таких навязчивых состояний, при которых тики с годами усложняются.

Во-вторых, когда диагноз станет ясен, врач назначит лечение.

Для начала это могут быть физиопроцедуры: хвойные ванны (они очень хорошо действуют на 5-6-летних детей), успокоительный чай, электросон, электрофорез с бромом. Все это расслабляет нервную систему. Полезен массаж воротниковой зоны – он улучшает кровоснабжение мозга. Хорошо на ночь попить теплое молоко с медом – оно тоже успокаивает. Одними такими простыми средствами можно достичь многого.

При тиках полезна психотерапия или психокоррекция. Это и гипноз, для ребят постарше – аутотренинг – умение самовнушением помочь себе расслабиться, и специальные дыхательные упражнения для релаксации – всему этому ребенка научит врач.

И кроме лечения словом нужны лекарства: витамины, препараты, улучшающие питание мозга, его обмен веществ, седативные средства.

А родителям можно посоветовать:

● Создайте дома спокойную обстановку.

● Следите, чтобы ребенок со слабой нервной системой обязательно высыпался.

● Ему нужен щадящий режим и полноценный отдых в выходные дни.

● Особенно берегите его нервную систему после болезни: даже пустячная простуда делает ее уязвимой еще на две недели.

● И не обсуждайте его тики. Чем больше вы о них говорите, тем ребенку становится хуже. Он и так понимает, что с ним что-то неладно, и ждет от вас помощи.

Кстати

Виды навязчивых движений:

  • Моргание
  • Подергивание щеки, плеча, ноги
  • Заведение глаз вверх
  • Навязчивый кашель
  • Навязчивые глотательные движения
  • Нахмуривание лба
  • Шумное дыхание
  • Втягивание живота
  • Выбрасывание руки в сторону

Личное мнение

Иосиф Пригожин:

– Психологическое состояние ребенка во многом зависит от атмосферы в семье. Если атмосфера добрая, любящая, то и особых проблем с нервными перевозбуждениями у детей не будет.

Повышенная нервная возбудимость у детей до 1 года.

Дети – это наша радость, цветы жизни и продолжение человеческого рода. Мы с нетерпением ожидаем их появления, радуемся каждому моменту их жизни, первому слову, шагу и первым маленьким достижениям. Но одним из многих вопросов, которые приходится решать счастливым родителям, является повышенная нервная возбудимость у детей до 1 года.

Ее не совсем правильно относить к болезням, но, тем не менее, иногда не помешает, чтобы ребенка внимательно осмотрел врач. Повышенная нервная возбудимость встречается у многих грудных малышей, она проявляется в виде дрожания рук и подбородка, частых вздрагиваний в ответ на внешние раздражители (яркий свет или резкий звук), поверхностного сна с частыми пробуждениями.

Как правило, такие дети очень часто плачут, или кричат без явной на то причины. Однако надо заметить, что впервые 3 месяца после рождения ребенка такие явления – не редкость, даже, скорее, закономерность. Обычно у детей до 1 года они проходят, причем не самостоятельно – лучше, если за ребенком будет время от времени наблюдать невролог. Не помешает и проведение медикаментозной коррекции, ее объем определяет врач на приеме. В случае если тремор не прекращается после достижения ребенком 3 месяцев, понадобится ультразвуковая диагностика головного мозга.

Если ребенок ночью плохо спит, плачет, вздрагивает, то это еще совсем не значит, что ему нужно немедленно обращаться к неврологу. Намного чаще причина в банальных вещах: или зубки режутся, или голод замучил, животик болит. При отите или рахите малыш тоже может становиться нервным.
Естественно, причины детских слез или «капризов» нужно находить и устранять. Согласитесь, ваш ребенок ни с того, ни с чего не будет плакать. Но необходимо. В первую очередь, исключить всю соматику, способную вызвать нервозность малыша. Это значит, что нужно проконсультироваться с педиатром, а уже потом с другими врачами, к которым он обязан вас направить, в их числе и с неврологом.

Что обычно интересует невролога, который осматривает ребенка?Акушерский анамнез: специалист анализирует беременность мамы, роды. Потом оценивает развитие ребенка: нормально ли растет головка, закрыт ли родничок, в достаточной ли степени соответствует возрасту психомоторное и физическое развитие?

В том случае, если врач убедится, что у вашего ребенка повышенная нервная возбудимость, он может назначить курс лечения, но в этом не всегда есть необходимость. Доктор в каждом отдельно взятом случае должен ориентироваться на то состояние, в котором находится маленький пациент. Но любой врач в обязательном порядке порекомендует наладить правильный режим дня ребенка. Ведь именно такая простая, казалось бы, вещь, как режим, в который входит легкая физкультура, регулярный массаж, прогулки по свежему воздуху, может изменить поведение малыша. Понятно, что говорить легко, но на деле отрегулировать время кормлений, сна и бодрствования намного сложнее, чем, к примеру, уговорить ребенка скушать ложечку лекарства. Разного рода успокоительные сборы – вторичное дело, невозможное без первого.

Если у детей до 1 года, все-таки, такое состояние, которое необходимо корректировать медикаментозно, можно начать с купания в теплой хвойно-валериановой ванне. Также для этих целей сгодятся препаратывалерианы, магния, витамин В6.

Обычно предрасположенность к повышенной нервной возбудимости достается ребенку в наследство. Это значит, что если хотя бы один из родителей – холерик по темпераменту, то очень большая вероятность того, что у их ребенка будет тоже «взрывной» темперамент. При этом нужно помнить, что тип нервной деятельности невозможно поменять, но его нужно учитывать при воспитании ребенка.

В целом, если у детей до 1 года наблюдается повышенная нервозность, то можно обратиться в больницу (желательно), а можно и попробовать некоторые проверенные народные средства, которые описаны ниже. Это, в основном, успокаивающие травы и растения, которые не причинят никакого вреда вашему малышу.

Препараты, основанные навалериане (настойки, изолированные настои, растворы, комбинированные с другими средствами) уменьшают возбудимость нервной системы, помогают при нарушениях сна, нервном возбуждении и тому подобных состояниях. Давно доказали, что препараты с валерианой уменьшают рефлекторную возбудимость в отделах нервной системы, усиливают тормозные процессы, происходящие в нейронах головного мозга. Для лечения детей лучше всего использовать настойку корня валерианы.

В педиатрии часто используются настойки, настои и (иногда) экстракты пустырника. Это растение имеет настолько сложный состав, что его еще до конца не изучили. Считается, все же, что седативный эффект у настойки пустырника в два-три раза больше, чем у настойки валерианы. Но, все таки, именно по этой причине использовать его для малышей нужно осторожно, лучше употреблять настой пустырника, если ребенку исполнился хотя бы год. Отечественная медицина, кроме пустырника и валерианы, широко использует ромашку.

Это лечебное растение используют в виде отвара, чая или настойки, поскольку оно является мягким успокаивающим средством, хорошо лечащим нарушения сна и дисфункции желудочно-кишечного тракта. Например, успокаивающий чай из ромашки можно порекомендовать для комплексного лечения поражений нервной системы, а здоровым детям – просто для улучшения сна. Кроме приема внутрь, отвар из ромашки можно использовать, как наружное средство (ванна).

Повышенная нервная возбудимость хорошо лечится и таким лекарственным растением, какмята перечная. Ведь вытяжки из этого целебного растения, наряду с антисептическим, желчегонным и болеутоляющим эффектом, имеют успокаивающие и спазмолитические свойства, к тому же оказывают рефлекторное коронарорасширяющее действие. Подобный эффект имеет также мелисса (мята лимонная), которая тоже относится к классу эфиромасличных растений. Из мяты и мелиссы тоже можно делать чай для детей, он является отличным общеукрепляющим средством.

Синдром повышенной нервной возбудимости у грудничка

Все груднички разные, кто-то спокоен и спит всю ночь, не пробуждаясь даже в мокрых пеленках, а кто-то бурно и чутко реагирует абсолютно на все. Последним все чаще в наше время ставят диагноз синдром повышенной нервной возбудимости. Что вызывает данное отклонение, и так ли нужно его лечить медикаментозно?

Признаки

  1. Двигательное беспокойство, возникающее при прикосновении или перемене положения тела.
  2. Услышав резкий звук, кроха вздрагивает.
  3. Выраженный тремор конечностей.
  4. Во время плача у младенца подрагивает подбородок.
  5. Плач ребенка звучит в высоких тонах, он словно не кричит, а визжит.
  6. Врожденный рефлекс Моро (ребенок раскрывает кулачки, если его ручки развести в стороны) возникает спонтанно в любом положении конечностей.
  7. Повышенный мышечный тонус.
  8. При перевозбуждении во время плача ребенок запрокидывает голову.
  9. При некоторых нарушениях ЦНС, в том числе и синдроме повышенной нервной возбудимости, у новорожденных не срабатывает подошвенный рефлекс. Пальчики вместо того, чтобы сжаться в ответ на манипуляцию, раскрываются веером.
  10. Груднички мало и беспокойно спят, часто лежат с открытыми глазами.
  11. У детей с СПНВ отмечаются частые срыгивания в сочетании с медленным набором веса.
Читать еще:  Запор при беременности; 8 способов как избавиться от запора

Нервную возбудимость обязательно нужно лечить, нельзя объяснять подобное поведение младенца темпераментом или возрастными особенностями. Если вовремя не провести необходимую терапию и не скорректировать развитие крохи, данный синдром негативно скажется на его речи, мышлении и поведении.

  • Патологические процессы в нервной системе могут усилиться, и ребенок будет страдать от судорог;
  • нарушение рефлексов приводит к явному замедлению темпов освоения грудничком необходимых двигательных навыков;
  • ребенок может стать чрезмерно агрессивным или, наоборот, чересчур пассивным;
  • у детей, которые не получали необходимую терапию, отмечается задержка речевого развития, ребенок медленней будет нарабатывать активный словарный запас и употреблять слова в неправильных формах и сочетаниях;
  • во временем СПНВ перерастает в гиперактивность и дефицит внимания; дети неусидчивы, забывчивы, импульсивны, неаккуратны.

Важно вовремя диагностировать СПНВ и предпринять меры для того, чтобы помочь грудничку. Прием седативных средств только усугубит ситуацию в дальнейшем. Лечение повышенной возбудимости у младенца требует серьезного подхода и долговременной терапии под контролем невролога.

Причины

Повышенная нервная возбудимость возникает у тех детей, у которых в период внутриутробного развития, во время родов или во младенчестве произошло поражение ЦНС. Из-за нарушения связей коры и отделов головного мозга, начинаются патологические изменения.

Причины возникновения СПНВ:

  • Генетическая предрасположенность;
  • тяжелые роды;
  • вредные привычки в период беременности;
  • стрессы во время беременности;
  • прием во время вынашивания медикаментов, не рекомендуемых при беременности;
  • раннее отлучение от груди.

При осмотре крохи, у которого подозревается повышенная нервная возбудимость, невролог обязательно расспросит вас о ходе беременности, процессе родов, проверит, соответствует ли развитие младенца его возрасту. Оценив степень отклонения, специалист назначит соответствующую терапию и назначит курс лечения.

Лечение

Чтобы нервная система грудничка восстанавливалась, невролог в первую очередь рекомендует вам наладить распорядок дня крохи. Режимность сна, кормлений и прогулок — это залог нормального развития младенца.

Организм ребенка требует регулярного отдыха, а чтобы малыш мог крепко уснуть, он должен сильно потрудиться в период бодрствования.

Этому будут способствовать ежедневная гимнастика и расслабляющий массаж.

  1. Лечебный массаж призван снизить тонус мышц и снять общую возбудимость крохи. Лучше, если сеансы будет проводить специалист, знающий, какие манипуляции следует производить с детьми, имеющими повышенную возбудимость.
  2. Невролог рекомендует вам при вечерних купаниях вливать в воду успокаивающие отвары и настои.
  3. Плавание хорошо снимает тонус, кроме того, это занятие прекрасно укрепляет мускулатуру младенца и делает его сон крепче. Начиная с месяца можете купать грудничка во «взрослой» ванной, надев на его шею специальный детский круг и позволяя вволю плескаться в воде.
  4. Если предпринятые меры не помогают или же степень поражения ЦНС велика, невролог назначит вашему малышу курс медикаментозного лечения.

Рекомендации

  • В вашем доме должна быть благожелательная атмосфера;
  • при общении с крохой избегайте повышенных тонов, разговаривайте со всеми ласково и спокойно;
  • больше времени проводите с крохой на прогулках;
  • будет очень полезно, если вы сможете съездить на месяц с крохой на море или к горам;
  • если ребенок спит беспокойно, можете временно класть его с собой или, если у его кроватки снимается боковая стенка, приставить его спальное место вплотную к своей постели, создав единое пространство с малышом.

«Казнить нельзя помиловать», или что делать, если ребёнок нервный и непослушный

Что делать, если ребёнок нервный и непослушный? Сегодня этим вопросом задается все больше молодых родителей. Уповая на помощь врачей, знакомых, разнообразных интернет-ресурсов, они стремятся найти решение проблемы, не уделяя должного внимая мотивам её появления.

А ведь эти два фактора неотрывно связаны, и, соответственно, не должны рассматриваться в отрыве друг от друга. Поэтому давайте постараемся исправить это упущение и выяснить, каковы причины повышенной возбудимости, можно ли помочь в этой ситуации, и как это сделать.

Признаки беды

А что вообще представляет собой нервный ребенок? Для успеха дальнейшего развития темы необходимо понять, что к таким детям относятся не только непослушные и постоянно капризничающие малыши, но и вполне милые по отношению к окружающим карапузы.

Поэтому «красной лампочкой» для родителей, боящихся пропустить момент, когда ещё можно помочь, должны стать следующие признаки:

  1. Интерес ребёнка становится поверхностным, а внимание рассеянным. Он начинает заниматься каким-то делом и переключается на совершенно другое буквально через мгновение.
  2. Он начинает много и быстро говорить, перебивает собеседника, даже не дослушав того. Речь малыша приобретает повышенную эмоциональную окраску, становится скомканной и невнятной.
  3. Если ребенок нервный и агрессивный, сказывается это и на его здоровье. Психологическая нестабильность может привести к появлению нервного тика, энурезу, потере аппетита, бессоннице и другим малоприятным последствиям.
  4. Усталость сопровождается всплесками агрессии и раздражительности. Например, после садика/прогулки или при подготовке ко сну, ребенок без видимых причин начинает громко плакать и капризничать.

Если причины того, что карапуз стал нервным, не связаны с его здоровьем, то, как правило, процесс можно полностью обратить. Главное вовремя заметить проблему и быть готовыми менять образ жизни не только ребенка, но и самих себя.

Первопричины и источники раздражительности

Если ребёнок нервный и непослушный буквально с первых минут жизни, то здесь можно с уверенностью говорить о генетической предрасположенности. Однако если преображение «паиньки» в «егозу» происходит постепенно, значит, вызван этот процесс совершенно иными основаниями, например:

Желанием ребёнка привлечь к себе внимание

Здесь важно не только количество часов/минут, что вы проводите с ним, но и их качество. Если в те моменты, когда он ищет в вас друга, партнера для игр (особенно в первые годы жизни), «жилетку» для слез (после неудач или сильных стрессов) и т. д., вы занимаете позицию стороннего наблюдателя, проявляющего ласку лишь когда ваша с ребенком потребность в ней совпадает, то ни о каком эмоциональном благополучии малыша говорить не приходится.

Формированием у малыша собственного «Я»

Как правило, возрастные изменения детской психики происходят в 4 этапа:

  1. С 0 до 2 лет, когда карапуз получает свои первые и главные навыки (учится сидеть, ходить, переворачиваться, есть).
  2. С 2 до 4 лет, когда большинство действий он учится делать самостоятельно (одеваться, есть, ходить в туалет и т. п.).
  3. С 4 до 8-10 лет, когда он начинает осознавать себя, как личность, у которой помимо обязанностей имеются ещё и права.
  4. С 9-11 лет, когда он вступает в пубертатный период и сталкивается с кризисом переходного возраста.

И если на первом этапе ребенок слишком нервный и раздражительный, как правило, только из-за недостатка внимания, то в последующем сюда также можно приплести чрезмерную опеку. Подавление попыток проявить самостоятельность вечными «сюсюканиями» или жёстким контролем вызывает у уже переросшего потребность в них ребенка лишь раздражение и агрессию.

Отсутствием единой модели воспитания в семье

Представьте ситуацию: папа разрешает брать сладости до обеда, а мама за это же отчитывает, малыша ругают за бранные слова, однако сами взрослые вставляют их чуть ли не через слово в своей речи, родители накладывают запрет на какое-либо действие, однако не могут донести малышу с чем именно связан запрет, и каковы последствия его нарушения.

В подобном информационном вакууме дети часто становятся безвольными и раздражительными. При выборе модели поведения они руководствуются не собственными желаниями, а тем, что хотят от них получить другие. Постоянное подавление личностных мотивов не приводит ни к чему хорошему, и в скором времени пред нами предстает крайне нервный и вспыльчивый ребёнок.

Низким уровнем социализации

Когда ребёнок в семье один, на него нередко буквально обрушивается все внимание остальных членов семьи. С ним играют, его развлекают, балуют. И когда такой малыш резко попадает в диаметрально противоположную среду (идет в детский сад) и осознает, что теперь он не «пуп земли», а лишь один из многих «милых и красивых деток», его психическое состояние может покачнуться. Аналогичную параллель можно провести с появлением братика или сестрички.

Семейными конфликтами

Не секрет, что ребёнок впитывает эмоции окружающих, как губка. Те дети, что растут в атмосфере любви, взаимного уважения и заботы, как правило, вырастают в счастливых и самодостаточных людей. Те же малыши, что постоянно вынуждены наблюдать ссоры родителей, живут в обстановке непрекращающихся скандалов или становятся объектом раздела при далеко не всегда простом и мирном разводе, вынуждены переживать не только за себя, но и за родителей.

Подобный стресс довольно сильно сказывается на неокрепшей психике, и со временем ребенок начинает повторять поведенческую модель взрослых, а затем и вовсе проявляет агрессию и неповиновение по отношению к ним.

Полезно знать! Неврозы далеко не всегда выступают причиной раздражительности. В некоторых случаях они становятся прямым следствием постоянных истерик, капризов стрессов. Поэтому, чем раньше вы зададитесь вопросом «как успокоить нервного ребенка», тем меньше давления будет оказано на его нервную систему, и меньше шансов у него будет заработать психическое расстройство.

Медицина и народные средства или как вылечить, не покалечив

Если ваш ребёнок очень нервный и возбудимый, можете не сомневаться, с возрастом эта проблема сама не пройдёт, а лишь усугубится. Вот только если в три года для её решения вам достаточно будет лишь стать более чутким по отношению к эмоциональным потребностям своего малыша, то в 5 или 7 лет может потребоваться полная перезагрузка отношений и вмешательство специалистов.

Если самостоятельно совладать с малолетним «бунтарём» вам не удаётся, отличным подспорьем станут советы невролога (разумеется, опытного и квалифицированного). В отличие от большинства родителей специалист умет работать с детьми в форме игры и быстрее выясняет, что могло повлиять на такое изменение состояния.

Он же может предложить и нестандартные пути решения проблемы. Действительно, зачем покупать дорогие и малоэффективные витамины для нервных детей (если только нарушение психики – не заболевание), когда есть и другие рычаги воздействия, такие как:

  • арт-терапия;
  • телесное ориентирование;
  • лечение сказками;
  • и ряд других процедур, в которых родители будут принимать непосредственное участие.

Что до народной медицины, то и здесь брать на вооружение какие-то методы можно лишь с разрешения лечащего врача.

В противном случае вы рискуете усугубить проблему. Ведь совершенно не факт, что вашему малышу так же, как и вам, помогает успокоиться отвар ромашки, а от расслабляющей ванны на основе травяных сборов он не покроется сыпью или, что хуже, получит анафилактический шок.

Профилактика

Но зачем задаваться вопросом «что делать, если ребёнок стал нервный и раздражительный?», когда куда проще не доводить его до подобного состояния? Ведь усилий для этого требуется немного, просто прикладывать их придётся постоянно.

Как именно необходимо себя вести с начинающим «бунтарем» напрашивается из причин его деструктивного поведения.

  • Станьте друзьями

Если ребёнку нужны внимание и забота, дайте их ему. Станьте для него не только родителем, но и верным товарищем с которым и невзгоды можно разделить, и последней конфетой поделиться не жалко.

  • Ослабьте контроль

Если нервозность вызвана формированием собственного «я», ослабьте контроль. Позвольте ребенку делать какие-то дела самостоятельно. Раз он так жаждет этого, значит, уже дорос. И пусть первые попытки буду неудачными (кто из нас не ошибался), ваша задача здесь заключается лишь в том, чтобы оказать моральную поддержку, мягко указать на ошибки и направить в нужном направлении, однако не более того.

  • Найдите компромисс

Если капризы малыша – следствие ваших внутрисемейных противоречий относительно воспитания и поведения, то найдите, наконец, компромисс по этим вопросам. В том, что ребёнок будет метаться, не зная, кто прав, мама или папа, ничего хорошего нет.

  • Перестаньте ссориться

Если корень всех бед – разлад в семье, найдите в себе силы прийти к финальному решению: либо исправляться обоим (тем самым понизив градус напряжённости), либо окончательно расстаться, если ужиться вам возможности не представляется.

Однако не забывайте, у вас и без того очень нервный ребёнок. И чтобы он не взвалил вину за ваши проблемы на себя, в этот период необходимо окружить его ещё большим теплом, чаще выводить на откровенный разговор и демонстрировать свою заботу (но не материальными подарками, а вниманием и лаской).

Да, возможно, для этого придётся поменять свою модель поведения, но разве (если вы уже читаете эту статью) психологическое здоровье и эмоциональное равновесие малыша не стоит того?

Нервные дети: возможные причины, симптомы, способы лечения и советы психологов

Дети в той или иной степени являются непредсказуемыми даже для своих родителей. Иногда кажется, что малыш просто неуправляем и истеричен. Однако что послужило толчком для этого — заболевание центральной нервной системы ребенка, расстройства психоэмоционального характера или же просто желание манипулировать?

Читать еще:  Пульсирует и подергивается родничок у грудничка: какие причины и нормально ли это, что делать и как лечить

Болезнь или особенности характера?

Если ребенок очень нервный, то это может отражаться на качестве жизни как его самого, так и окружающих людей. Под этим термином обычно подразумевают плаксивость, возбудимость, проблемы со сном, непослушание, раздражительность, истеричность. С нервными детьми очень сложно идти на контакт, так как на любое замечание или предложение такой малыш реагирует бурными истериками и протестами. Психологическая практика показывает, что большинство проблем кроется в неправильном воспитании еще в раннем детстве.

Непослушные и нервные дети — это настолько переплетенные понятия, что иногда без помощи квалифицированных специалистов бывает сложно понять суть проблемы. Среди наиболее распространенных причин непослушания детей можно выделить следующие:

  1. Желание привлечь к себе внимание. Этим страдают дети, которые в какой-либо степени обделены родительским теплом и лаской. Ребенок замечает, что во время совершения им каких-либо негативных действий он получает недостающие родительские эмоции, чем и пользуется в дальнейшем.
  2. Желание освободиться от множества ограничений, установленных родителями. Это касается тех детей, которые ежедневно подвержены строгому контролю.

Лишь на последнем месте находятся расстройства нервной системы ребенка.

Детские неврозы

Психика маленького ребенка весьма хрупкая и подвержена влиянию извне. На фоне многочисленных запретов, стрессовых ситуаций и недостатка внимания могут сформироваться неврозы. Это нервно-психическое расстройство, которое характеризуется появлением необычных психосоматических и поведенческих симптомов. Часто нервными дети бывают именно по причине возникновения неврозов.

Пиком развития патологического состояния считается возраст 5-6 лет, когда ребенок начинает вести себя неадекватно. В некоторых случаях неврозы проявляются уже в 2-3-летнем возрасте.

Причин неврозов

Психологи выделяют такие предпосылки для развития патологического состояния:

  • травмирующие психику ситуации (алкогольная или наркотическая зависимость кого-то из родителей, развод, применение к ребенку телесных наказаний, конфликтные ситуации со сверстниками, адаптация к детскому саду или школе);
  • сильный испуг;
  • негативная атмосфера между родителями;

Также нервным ребенок 2 или более лет может стать из-за смерти кого-либо из родственников, попадания в автомобильную аварию.

Симптомы психического расстройства

Первыми признаками нарушений в работе нервной системы ребенка можно считать следующие проявления:

  • возникновение страхов и тревожных состояний;

Внимательные родители обязательно заметят в поведении малыша какие-то изменения. Это может быть чрезмерная агрессивность как по отношению к другим детям, так и ко взрослым, раздражительность, гипервозбудимость. Все эти проявления дают повод для обращения к медикам, так как пускание ситуации на самотек может обернуться негативными последствиями в будущем как для родителей, так и для ребенка.

Лечение неврозов

Терапия при патологическом состоянии нервной системы подбирается комплексно. Важно пройти полное обследование с психологом, неврологом и другими смежными специалистами. На сегодняшний день существуют такие методики лечения неврозов:

  1. Психотерапия направлена на решение социальных проблем, из-за которых мог возникнуть невроз. Сеансы могут проходить как с родителями, так и с ребенком наедине. Психотерапевт для лечения использует следующие приемы: индивидуальное лечение, семейный сеанс, арт-терапия, применение гипноза, групповые занятия с детьми для улучшения их социализации.
  2. Медикаментозная терапия включает в себя фитопрепараты с успокаивающим действием, витаминные комплексы, антидепрессанты, транквилизаторы, ноотропные медикаменты. Лечение подбирается на основе установленной тяжести течения патологического процесса.
  3. Народные средства, которые призваны успокоить нервную систему ребенка — настои валерианы, мелиссы, пустырника.

В качестве дополнительной терапии может быть использовано общение с животными — дельфинами, лошадьми, собаками.

Нервные тики

К сожалению, психологические проблемы не заканчиваются на неврозах. Доктора отмечают, что каждый нервный ребенок от 3-х до 18 лет может быть таковым из-за тиков. Есть данные, что практически каждый пятый ребенок испытывал подобные явления. Для удобства специалисты разделили разновидности нервных тиков на 3 группы:

    Моторные — прикусывание губ, гримасничанье, непроизвольные подергивания головой или конечностями.

По степени выраженности встречаются локальные (задействована одна группа мышц) и смешанные (нервные тики нескольких типов сразу).

Причины возникновения нервных тиков

Специалисты различают первичные и вторичные патологические состояния. Первая группа связана с такими факторами:

  • недостаток в организме таких важных микроэлементов, как магний и кальций;
  • эмоциональные потрясения — стрессовые ситуации, строгие наказания от родителей, испуг, недостаток любви и ласки;
  • нагрузки на центральную нервную систему, которые возникают из-за употребления большого количества чая, кофе, энергетических напитков. Чаще всего этим страдают подростки от 12 до 18 лет;
  • переутомление на фоне больших учебных нагрузок, длительное пользование компьютером, просмотр телевизора;
  • неблагоприятная наследственность.

Вторичные нервные тики могут развиваться на фоне серьезных заболеваний, таких как:

  • синдром Туретта;
  • энцефалит;
  • черепно-мозговые травмы как закрытого (сотрясения мозга), так и открытого типа;
  • опухоль головного мозга;
  • врожденные заболевания нервной системы.

Чаще всего нервные тики проявляются в период бодрствования ребенка, в то время как сон можно назвать относительно спокойным.

Терапия при нервном тике

Состояние требует медицинской помощи в следующих случаях:

  • нервный тик не прошел самостоятельно в течение месяца;
  • патология причиняет малышу какие-либо неудобства;
  • сильная выраженность симптомов или совокупность нескольких разновидностей тиков.

В большинстве случаев лечение нервных тиков у детей легко поддается лечению, если их причины были связаны с психосоматикой. В более тяжелых случаях проблема может остаться навсегда.

Терапия при нервном тике психологического типа назначается аналогичная лечению неврозов. Необходимо подобрать комплекс успокаивающих медикаментов, а также провести несколько сеансов с квалифицированным психотерапевтом. В некоторых случаях достаточно народного лечения в виде успокоительных настоек валерианы, мелиссы, пустырника или ароматерапии посредством ванн с эфирными маслами лаванды, мяты.

Лечение вторичных тиков, к которым привели травмы или заболевания, необходимо начинать только под присмотром врача, который выявит истинный диагноз и назначит грамотную терапию.

Правила поведения для родителей

Нервными дети чаще всего бывают именно по вине собственных матерей и отцов. Психологи советуют, чтобы избавиться от проблем необходимо не только показать малыша специалисту, но и пересмотреть собственную модель поведения:

  1. Важно сглаживать образующиеся в ходе воспитания конфликты.

Кроме того, важно не показывать при детях собственные негативные эмоции, так как малыши могут перенять эту модель поведения.

Режим дня и питания

Нервный ребенок 3 и более лет должен иметь особенный суточный ритм. Психологи дают по этому поводу несколько важных рекомендаций:

  • при занятиях, которые требуют умственной активности, необходимо делать перерывы на 15 минут каждые 20 минут;
  • питание должно быть максимально сбалансированным для восполнения нехватки в витаминах и микроэлементах;
  • следует исключить из рациона такие напитки, как какао, кофе, крепкий чай — они возбуждают нервную систему.

Необходимо много времени уделять физиопроцедурам, таким как закаливание. Однако делать это стоит под присмотром детского врача-педиатра.

Возрастные особенности

Лечение нервного ребенка не всегда необходимо, так как это могут быть особенности развития:

    До 3-летнего возраста нервозность обуславливается врожденными особенностями поведения. Усугублять ситуацию может рождение последующего ребенка, если старшему еще не исполнилось 3 лет.

Родители должны «расти» вместе с собственным ребенком, учитывать его особенности и общаться с ним на равных с самого детства. Только таким образом можно сохранить доверительные отношения и спокойствие в семье.

Полезные советы

Нервный ребенок в год и позже может принести немало хлопот, поэтому иногда проще предотвратить развитие психических расстройств, нежели лечить их. Психологи дают несколько рекомендаций по этому поводу:

  • независимо от ситуации, необходимо соблюдать спокойствие, так как нервозность матери передается и ребенку, особенно это касается детей младшего возраста;
  • важно научить сына или дочь извиняться за проступки, однако так же важно просить прощения и у малыша;
  • для воспитания спокойного потомства необходимо запастись терпением;
  • нужно показывать положительный пример собственными действиями;
  • не следует ставить интересы ребенка превыше всего;
  • важно давать малышу право выбора.

Кроме того, дети любого возраста остро нуждаются в опеке и любви своих родителей.

Заключение

Нервозность детей чаще всего связана с ошибками в их воспитании или внешними факторами. Такие ситуации легко исправить лишь подкорректировав свое собственное поведение по отношению к малышу. Однако при выявлении серьезных психических патологий не нужно игнорировать их лечение, так как это может обернуться серьезными проблемами в будущем.

Возбудимые дети. Или все же родители?

От чего зависит темперамент ребенка?

  • Меняется ли хоть что-то от того, что вы кричите на ребенка?
  • Любого самого спокойного ребенка можно превратить в неврастеника
  • Слишком темпераментный ребенок

Ни для кого не секрет, что дети, так же, как и взрослые, обладают различным темпераментом, характером. Один невозмутим и спокоен, другой капризен и криклив. Причин тут множество: от генетической предрасположенности до гипоксии плода и гестоза второй половины беременности.

С капризными детками, вне всякого сомнения, родителям приходится нелегко. Бесконечное нытье и истерики выдержать способен не каждый. Да еще если у мамы нервы «ни к черту», груз семейных забот задавил совсем, муж не помогает и т.д., и т.п. Поэтому я не осуждаю тех, кто срывается на своих детей, мотивируя тем, что их малыш неуправляем. Не осуждаю, потому что сама когда-то себя этим оправдывала. И все же в этой ситуации мне всегда приходит в голову один и тот же вопрос: «Что же здесь первично? Мама кричит на дитя потому, что он такой? Или он ТАКОЙ, потому что на него все время кричат?»

Я не собираюсь никого осуждать и поучать. Мне хочется просто, чтобы родители задумались, что же они делают. Лично я считаю своего малыша очень уравновешенным ребенком. Считаю, что он совсем не капризный. Кстати и посторонние это замечают. Конечно, как и все дети, он может и покапризничать и повредничать, но в целом мне с ним очень легко.

Так, кстати, было далеко не всегда и не сразу. Маленький он был крикливый, беспокойный младенец. Но сейчас все изменилось. Когда я думаю об этом, то до сих пор не знаю: то ли у НЕГО изменился характер, то ли у МЕНЯ, в силу чего ему со мной стало легче :-). Однажды моя свекровь сказала про Макса: «Да, малыш, конечно, возбудимый». Я страшно удивилась: «Да что вы, он самый уравновешенный ребенок на площадке». «Просто ты сразу гасишь все его эмоции», — ответила она.

«Ну как на него не кричать?» — такой вопрос я часто слышу от многих родителей. При этом приводятся примеры неуправляемости ребенка. Отвечаю всем, кто до сих пор так думает: очень просто! Нужно только перестать переделывать своего малыша, а начать меняться самим. И в первую очередь задуматься, что вам дает такое поведение.

Меняется ли хоть что-то от того, что вы кричите на ребенка?

Чаще всего ответ отрицательный. «Он ничего не понимает: хоть кричи, хоть не кричи». Если это действительно так, то зачем же трепать нервы и себе, и малышу? Правда, иногда я слышу и такой ответ: «Он по-хорошему не понимает. Зато накричишь, отлупишь — шелковый ребенок». Вот это меня, кстати, пугает гораздо больше.

Дети, которые выстраивают защитный барьер от агрессии родителей, не реагируя на их срывы, мне больше импонируют: они хоть как-то могут за себя постоять. А вот, если ребенок понимает позицию силы, подчиняется агрессии — это уже страшно. Подумайте, ведь не только вы умеете кричать. На улице достаточно негатива. Стоит учить ребенка противостоять ему, а не подчиняться том, кто сильнее.

Любого самого спокойного ребенка можно превратить в неврастеника

И любого возбудимого малыша можно «уравновесить». Это тоже истина, не требующая доказательств. Очень часто причина нашего негатива кроется не в ребенке, а в нас же самих, в нашем отношении к малышу. Понятное дело, все мы безоглядно любим своих чад, холим их и лелеем. Просто некоторых родителей малыш раздражает уже тем, что он ребенок.

Даже сверхспокойное меланхоличное чадо требует от родителей массу усилий: он не просится на горшок, не умеет аккуратно кушать, не играет одной выделенной игрушкой, пристает с просьбами почитать, поиграть и т.д. И некоторых мам это страшно раздражает. Причем я заметила, чем спокойнее ребенок, тем больше маму напрягают его шалости. Ну, как же, вот он лежал себе спокойно в коляске, в кроватке, играл погремушкой, не доставляя особых хлопот. И вдруг бац — начал ходить, всем интересуется, везде лезет, все достает. И, если мама неопытна или не очень умна, она всеми правдами и неправдами пытается запихать своего малыша опять в кроватку — коляску — манеж, ограничить свободу передвижения. Отсюда и раздражительность, капризность ее ребенка.

Мне иногда даже смешно становится: сидят такие спокойные детишки в песочке, мамы рядом на лавочке, как водится. Вдруг, о Боже, один решил проявить активность — побежал куда-то. Караул, катастрофа! Бунт! Ребенка отлавливают, отчитывают, сажают обратно, и еще полдня обсуждается тема его сверхактивности и того, что «у других дети, как дети, а мой же…» А и всего-то дел, что малыш решил посмотреть, что же за мир такой интересный за пределами песочницы. Так вот, если вы узнали себя в этой истории, хочу вам сказать, поднимайте свои попы, отрывайте их от лавочки — и вперед, к новым просторам :-).

В общем, дайте ребенку узнать все многообразие окружающего мира. Ведь это для вас двор — это всего лишь двор, а для вашего малыша — это сказочная страна, где все-все, от пыльной машины до мусорного контейнера, ново и интересно. Если позволять малышу удовлетворять свое любопытство, проявлять самостоятельность — поверьте, на раздражение у него просто не останется время. Задумайтесь, были бы вы уравновешенными, если бы вашу свободу постоянно ограничивали? У животных в клетке вид тоже не очень счастливый.

Слишком темпераментный ребенок

Нужно ли возбуждать еще больше? Ответ, по-моему, очевиден. Но именно так и поступают многие родители. «Как не кричать, когда он ТАКУЮ истерику закатил?»

Опять же возвращаюсь к моей профессиональной теме. По криминологии мы проходили различные типы личностей: холерики, сангвиники и т.д. И вот какое дело: по статистике холерики более склонны к совершению преступления, чем остальные. Это вовсе не означает, что все вспыльчивые люди — потенциальные преступники. Просто, если их поместить в определенные условия, они прибегают к насилию чаще, чем соответственно спокойные.

Так что если у вас возбудимый малыш, вокруг него должны быть тишина и покой, чтобы не раздражать его нервную систему. Его вспыльчивость необходимо всячески гасить, а ни в коем случае не разжигать, что, несомненно, происходит, если идти на конфликт. «Что же, потакать ему теперь во всем?» — спросите вы. Да нет, конечно. Просто соблюдать ряд незамысловатых правил, и все получится, уж вы мне поверьте…

Правило первое. Что бы ни случилось, сохраняйте спокойствие

На самом деле это очень легко, если не ставить себя на одну доску с малышом. «Ему, значит, можно, а мне нельзя?» Да, вам нельзя. Потому что вы старше, опытнее, мудрее, наконец. Вам гораздо легче контролировать свое поведение, чем ребенку. Не идите на поводу у своих эмоций. Ведь если вы их не можете контролировать, что тогда ждать от малыша?

Правило второе. Всегда ищите компромисс. Поменьше авторитаризма

Во-первых, запрет всегда должен быть мотивирован и разумен. Не просто потому, что вам так хочется и вам так удобнее, а потому что… Ведь безумное количество запретов тоже служит хорошим раздражителем для малыша. В то же время, если их немного, ему их легче выполнять: «Хорошо, нельзя в лужу без резиновых сапог, зато можно скатиться с горки». А если ему нельзя ни того, ни другого, ни третьего — поневоле взвоешь :-).

Во-вторых, запрещая что-то, предложите ребенку альтернативу. Он быстрее забудет про свое навязчивое желание, и конфликт будет погашен.

Правило третье. Последнее слово должно оставаться за вами.

Это правило вовсе не противоречит второму, как может показаться. Просто отстаивать свою точку зрения тоже нужно с умом. Очень часто родители, сказав «нет», выдержав получасовую истерику, говорят в итоге «да». Лучше бы уж разрешили сразу, хоть нервы были бы целее. Да и у ребенка создается впечатление, что криком можно добиться чего угодно, главное быть настойчивым. Нет, конечно, целеустремленность нужно поощрять, но не так же :-).

Так каков же выход? Пусть кричит, пока не поймет, что так он все равно ничего не добьется? Нет, это тоже не дело. А выход смотри в правиле втором. То есть, вы, к примеру, сказали, что не возьмете малыша на ручки, так как у вас тяжелые сумки, а он канючит и настаивает. И вы уже жалеете, что были столь категоричны: ребенок и впрямь устал и не дойдет сам до дома. Что делать? Брать на руки! Но не говорите при этом: «Ну ладно, только помолчи». Скажите: «Хорошо, я возьму тебя. Только через десять шагов, чтобы и маме было тоже поменьше тебя тащить». Иногда процесс считания шагов ребенка так «затягивает», что он считает их до самого дома :-). Если нет — утешайтесь тем, что вы прете его на ваших условиях :-).

Итак, компромисс, компромисс и еще раз компромисс. Главное, всегда выполняйте свое обещание, даже, если пообещали вчера или позавчера. При этом обязательно акцентируйте внимание малыша на том, что вы делаете то-то или то-то, потому что вчера обещали. Помните, обманывать детей нельзя! Одна моя подруга сказала как-то: «Тебе хорошо — ты спокойная» (это я-то!). И дальше шел непрерывный список претензий к своему ребенку, который никого не слушает, капризен, неуправляем и активен.

Я в таких случаях всегда отвечаю: «Это — МОЙ ребенок, какой бы он ни был. Если он в очередной раз залез в лужу, поколотил чужого малыша, спрыгнул с лавочки — это МОИ проблемы. Это я недоглядела, недообъяснила. Он ни в чем не виноват». Рассуждая так, кричать надо на себя, на ребенка как-то и мысли не возникает.

И еще: я научилась превращать недостатки Максима в достоинства: очень активный — шустрый, драчливый — боевой, может постоять за себя, капризный — настойчивый, отстаивает свою точку зрения. Это вовсе не означает, что я не обращаю на его шалости внимания. Конечно, воспитываю и объясняю. Но зато теперь все его проделки меня так не выводят, а некоторыми я даже горжусь :-).

Ну и, подводя итог, хочу сказать, что «возбудимые» дети — явление природное, а вот «возбужденные» — на совести родителей.

Ребёнок очень нервный и возбудимый: где искать причины и как успокоить малыша?

  • О центре
  • Врачи
  • Цены
  • Новости
  • Учебный центр
  • Лечение
  • Контакты

Часы работы: с 10:00 до 21:00
Выходной — воскресенье

  • О центре
  • Врачи
  • Цены
  • Новости
  • Учебный центр
  • Лечение
  • Контакты

В настоящее время, возбудимость (гиперактивность) у детей рассматривается как болезнь, а не как дурное воспитание.

Причинами гиперактивности у детей могут быть различные факторы, которые причиняют вред центральной нервной системе, как во время ее формирования (во время внутриутробного развития), так и позже. К таким факторам относятся: повреждающие нервные клетки агенты (алкоголь, наркотики и другие токсины), перенесенные во время беременности инфекционные заболевания, плохое питание, механическая травма или асфиксия при рождении, серьезная болезнь или механическое повреждение черепа в детском возрасте.

Очень многое зависит от того, в какой среде растет ребенок, а именно семейная атмосфера, стиль воспитания, качество удовлетворения основных психологических потребностей ребенка.

Развитию гиперактивности ребенка способствуют такие способы проведения свободного времени, как просмотр телевизора и компьютерные игры, большинство из которых содержат элементы насилия. Быстрый темп жизни также сказывается на нервной системе детей. Часто родители очень заняты и не могут уделить много времени своим детям, поэтому придерживаются агрессивной модели межличностных контактов и досуга, предложенного средствами массовой информации. Все это особенно вредно для детей.

Повышенная возбудимость у детей включает одну или все сферы жизни ребенка: физическую, познавательную, эмоциональную. Дети не в состоянии оставаться неподвижным, постоянно должны двигаться, бегать, размахивая руками, подпрыгивать и даже во время сидения, качать ногами, раскачиваться на стуле, кивать или перебирать пальцы рук.

Что касается умственной сферы, ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания, не может сосредоточиться. Наименьший звук отвлекает его от деятельности. Иногда, кажется, что ребенок делает десять вещей сразу. Часто допускает неточности из-за невнимательности, поспешно, поверхностно решает задачи.

Повышенная возбудимость у детей в эмоциональной сфере выражается главным образом в перепадах настроения, иногда очень сильными эмоциональными реакциями, повышенной экспрессией чувств, большую чувствительность к происходящему в окружающей среде. Ребенок не может управлять эмоциями. Он бурно реагирует на малейшие провокации.

У детей постарше повышенная нервная возбудимость может проявляться неусидчивостью, вспыльчивостью, иногда им трудно сосредоточиться, длительно концентрировать внимание. Зачастую творческие дети проявляют все симптомы повышенной возбудимости.

Часто, родители в такой ситуации, не могут помочь ребенку самостоятельно, в таком случае следует обратиться к специалисту.

Повышенная нервно-рефлекторная возбудимость ребенка требует коррекции и лечения. Несмотря на все трудности, такой ребенок должен быть окружен спокойной, теплой, дружественной атмосфере в семье. Любые проблемы следует решать, когда ребенок успокоится и сможет адекватно понять и оценить произошедшую ситуацию. Необходимо воздержаться от применения физического наказания, которое только усугубит проблему. У такого ребенка особо обострено чувства собственного достоинства.

Гиперактивный ребенок должен иметь четкую и последовательную систему правил, регулирующих повседневную жизнь. Среди прочего, просто необходимо наладить режим дня ребенка. Это очень важно. Каждый день вашего ребенка должен проходить более или менее однообразно. Кроме того, все члены семьи должны принимать и применять существующую систему правил и обязанностей.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок сделал что-то, то давайте подробное последовательное описание того, что он должен сделать. Помните, что наилучшего результата можно достичь хорошим примером для подражания.

Важно изолировать гиперактивных детей от различных раздражителей, так как даже тихий посторонний звук может отвлечь их от работы. Например, детская должна быть окрашена в белый цвет, без картин, плакатов на стенах. Интерьер комнаты должен быть простым. Даже самые обычные школьные принадлежности должны быть удалены с рабочего стола и находиться вне поля зрения ребенка.

Проблема в том, что такие дети могут легко стать возбуждаться в различных ситуациях. Им быстро надоедает однообразие, скука и они начинают драку. Они не терпят насмешек и поэтому часто не любят своих сверстников. Гиперактивные дети имеют ярко выраженное чувство справедливости, как правило, бурно реагируют на несправедливость.

Повышенная возбудимость у детей растет с каждым годом, такое состояние без использования соответствующей терапии может привести к необратимым изменениям в их психике и поведении. Впоследствии, будет трудно что-либо исправить или ликвидации, поэтому, когда родители понимают, что есть некоторые трудности в поведении ребенка, они должны обратиться за помощью к специалисту.

Амбивалентность поведения ребенка [лат. ambi — вокруг, около, с обеих сторон + valens (valentis) — крепкий, прочный, влиятельный] — индивидуальный и возрастной вариант конфликтного поведения ребенка по отношению ко взрослому, характеризуемый борьбой положительных и отрицательных тенденций. Возникает в раннем возрасте и проявляется в процессе коммуникативной деятельности.

Амбивалентность поведения ребенка представляет собой целостный синдром, который проявляется в локомоциях детей, их эмоциональном состоянии, практических и аффективных связях с окружающими людьми, а также в характере ответа детей на воздействия взрослых: одновременном стремлении к взрослому и движении от него — робости, неуверенности, тревоге, плаче, в сочетании с интересом и положительном отношении к взрослым- отсутствии ситуативно-делового общения, характерного для этого возраста, низком уровне развития предметной деятельности- яркой избирательности во взаимоотношениях со взрослыми с преобладанием эмоционального общения в ущерб предметному взаимодействию. Этот синдром наблюдается примерно у трети детей. В его основе лежит конфликт между потребностью ребенка в общении со взрослым и отсутствием у него средств для установления контактов с окружающими людьми. Одной из причин его возникновения являются особенности семейного воспитания ребенка на первом году жизни, которое отличается гипертрофией эмоциональных связей между ребенком и взрослым и препятствует формированию практических контактов.

В современной психологии есть два понимания амбивалентности:

  1. психоанализе под амбивалентностью обычно понимается сложная гамма чувств, которую человек испытывает к кому-либо. Предполагается, что амбивалентность нормальна по отношению к тем, чья роль в жизни индивида также неоднозначна. Однополярность же чувств (только положительные или только отрицательные) интерпретируется скорее как проявление идеализации или обесценивания, то есть предполагается, что чувства на самом деле скорее всего амбивалентны, но индивид этого не осознаёт.
  2. В клинической психологии и психиатрии под амбивалентностью понимается периодическая глобальная смена отношения индивида к кому-либо: ещё вчера вечером пациент испытывал к некоему человеку только положительные чувства, сегодня утром — только отрицательные, а сейчас — снова только положительные. В психоанализе такое изменение отношения обычно называется «расщепление Эго».

Что касается психоинверсии у детей, то это характеризуется тем, что ребенку хорошо, когда кому-то плохо.

Процесс развития и воспитания ребенка предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка и создние взрослым условия, в которых ребёнок мог бы развиваться, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную, трудовую), имеющую свои цели, направленность, мотивы.
Развитие ребенка представляет собой сложное, целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения.
При решении практических задач ребенок часто подражает взрослому. Наблюдая за его деятельностью, он постепенно присваивает человеческие формы практической предметной деятельности. Накопление впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, служит основой для развития ребенка.
Гармоничное развитие детей школьного возраста предполагает также обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

Будем рады видеть Вас на семинаре.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×