Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание вежливости у ребенка: с чего нужно начинать обучение и полезные советы родителям

Как воспитать вежливость у дошкольника?

С чего начинается вежливость — одно из важнейших качеств культурного человека? Первое впечатление, которое производит человек на окружающих, складывается, в основном, из того, насколько он вежливый и приветливый. С точки зрения прагматика, быть вежливым — полезно, вежливый любезный человек приятен другим, с ним охотнее и чаще общаются. Так что вежливость — это залог социальной успешности ребенка.

Ребенок должен быть активным, стремиться к чему-то и уметь требовать. Но, при этом, важно научить его сдерживать свои желания и прислушиваться к мнению других, относиться к ним с уважением.

Пример родителей – вежливость в семье

У каждого человека свое представление о вежливости. Кто-то будет рад, если его ребенок вовремя скажет слова «пожалуйста» и «спасибо», не путаясь с их применением, для кого-то вежливое поведение — это когда малыш в гостях не шумит, не бегает, а спокойно сидит рядом. Другие родители мечтают, чтобы ребенок научился просить прощения, когда обидит кого-то из детей. У каждого свой образ того, каким должен быть ребенок, чтобы считаться вежливым. А что такое вежливость для вас? Какие из волшебных слов вы считаете главными и действуете сами, согласно своих убеждений?

Потому что самый главный педагогический секрет, что вежливость воспитывается только вежливостью, исключений не бывает.

Процесс воспитания начинается с рождения, и малыш, как губка, впитывает все, что происходит вокруг. Для него дом — модель большого мира, причем, образцовая модель. Не задумываясь, не оценивая, он впитывает в себя все, даже случайные слова и поступки родителей, и принимает их на веру. Как вы общаетесь между собой, с близкими, с соседями, с незнакомыми людьми — все это воспринимается, как образец и копируется. Поэтому, первый и главный этап в воспитании вежливости ребенка — это демонстрация положительного примера взрослыми.

Воспитание вежливости начинается в детстве

После того, как ребенок начинает активно набирать словарный запас, вежливые слова вскоре появляются в языке. Но это произойдет только в том случае, если малыш их слышит от окружающих. Уже 1,5-2-летние карапузы могут произносить волшебные слова «спасибо», «пожалуйста». В первую очередь, ребенка следует научить словам приветствия, и хотя слово «привет» легче, но после 3-х лет нужно учить малыша именно слову «здравствуйте». Говоря его, мы обозначаем, что тот, кому мы его адресуем, существует для нас, мы желаем ему добра и здоровья. Также нужно научить ребенка словам «пожалуйста», «спасибо», «извини», «до свидания». Это минимум, который должен быть в лексиконе трехлетнего ребенка: он должен знать, когда применяются эти слова, и уметь правильно их использовать.

Далее лексикон вежливых слов должен расширяться. Очень хорошо, если шестилетний ребенок может назвать и правильно применить 10-15 вежливых слов и выражений.

Осваиваем правила вежливости

То, что взрослому кажется легким и простым, может быть сложным и непонятным для малыша. Поэтому, кроме личного примера, ему понадобятся ваши подсказки правильного поведения (например: «Не надо шуметь. Мама спит, ты можешь ее разбудить», то есть вы подсказываете ребенку, как себя вести и почему). Объясняя малышу правила вежливости, делайте это не в виде нотаций, а тогда, когда есть повод, например, когда ребенок совершил какую-то ошибку. Говорите на понятном ему языке и обязательно аргументируйте все свои «нельзя». Детям легче соблюдать запреты, когда они не абсолютные, поэтому каждый запрет лучше сопровождать каким-то разрешением («нельзя залезать с ногами на диван в гостях, но можно вечером дома с мамой, чтобы почитать или посмотреть мультики»).

Воспитывая вежливость, необходимо всегда делать акцент на хорошем, а именно: время от времени хвалить ребенка, когда он ведет себя правильно, вежливо (благодарит за обед, здоровается). За правильное поведение малыша лучше всего поощрять лаской и вниманием. А если малыш что-то делает не так, наиболее действенным наказанием для него будет игнорирование, а не ругань и шлепки. Ведь часто плохое поведение у детей — это всего лишь способ привлечь родительское внимание, а если внимание не появляется, ребенок понимает, что метод не эффективен, и перестает себя плохо вести.

Еще один важный момент в воспитании — единство подходов. Это сложная задача, но требования у мамы/папы и бабушек/дедушек должны быть одинаковыми. Очень важно определиться, что будет хорошо для ребенка (!), и придерживаться этой линии всем членам семьи. Малолетний сорванец, шустрый и шумный, иногда доставляет массу хлопот и требует все родительское внимание. И старшее поколение начинает выдавать желаемое за действительное, пытаясь удержать «домашний ураган» в любых удобных для себя рамках. Решив, что это хорошо для моего ребенка, ответьте себе честно: действительно ли хорошо для него или удобно для меня?

Что такое хорошо, а что такое плохо?

Сознательное закрепление норм вежливого поведения начинается в возрасте около 3-х лет. Ребенок переживает кризис 3-х лет, может временно стать совсем невежливым, вести себя капризно, а порой и агрессивно с окружающими. В это время малыш постоянно проверяет родителей: а действительно ли нельзя то, чего нельзя? «Что будет, если я скажу плохое слово или без разрешения съем конфетку? А если покажу язык и нагрублю бабушке?», — думает маленький исследователь и начинает действовать. Это происходит не из вредности или испорченного характера, а потому, что ребенку необходимо нарисовать карту местности, он обозначает для себя границы дозволенного и недозволенного. Именно этот период является благоприятным для того, чтобы научить малыша сознательно пользоваться вежливыми словами и демонстрировать вежливое обращение, потому что оно, как раз, и связано с границами допустимого.

И в этот период может закрепиться как вежливое, так и некультурное поведение, все зависит от позиции родителей. Для того, чтобы ребенок усвоил нормы вежливости, нужно неизменно и одинаково реагировать на нежелательное поведение. Например, малыш ударил бабушку. Вы возмущены. В этот момент нужно подойти к нему и четко сказать: «Ты поступил плохо. Бить бабушку нельзя». Затем нужно добиться, чтобы он извинился перед бабушкой. После этого придется пережить еще несколько провокаций, но если реагировать так, чтобы ребенок раз за разом понимал, что это поведение осуждается, оно скоро исчезнет. И нужно обязательно отмечать похвалой те случаи, когда малыш делает правильно, закрепляя в сознании желаемое поведение. Так как невежливых ситуаций бывает много, нужно запастись безграничным терпением. Если же поведение то осуждается, то отпускается на тормозах, у ребенка не формируется четкой границы, и нормы вежливости так и могут остаться неустойчивыми на долгое время.

Ребенок, перешагнув рубеж в 4 года, начинает относиться к нормам вежливости все более осознанно. Пример родителей продолжает оставаться одной из главных направляющих в этом возрасте, но малыш перестает быть пассивным участником процесса, теперь он критик, судья. Дети в старшей группе детского сада поголовно кажутся ябедами: «А Маша меня ударила и извиняться не хочет!», «Я Коле мячик дала, а он мне «спасибо» не говорит». Почему дети так охотно замечают промахи других и не видят свои? Потому что они учатся оценивать поведение других с точки зрения усвоенных ими этических норм.

Такое поведение не является истинным ябедничеством, у него совсем другая задача: ребенок желает понять, правильно ли усвоил ту или иную норму. Подходя к воспитателю или родителям с информацией о том, что кто-то сделал что-то не так, он желает знать, правильно ли осудил это поведение. И если взрослый подтверждает правоту этой нормы, она будет закрепляться в поведении самого малыша. Если же взрослый говорит: «Иди!» или «Не ябедничай!», малыш не получает ответа на свой вопрос, а значит не поймет, как стоит себя вести.

Пока ребенку 4-5 лет, родителям может казаться, что он ведет себя даже менее вежливо, чем в 2-3 года, как будто забыл все навыки вежливости. Но это не так. Просто в 2-3 года вежливость была копированием стиля общения взрослых, а теперь маленькому человеку нужно пропустить все эти нормы через себя, через свое сознание. Поэтому и наступает период временной утраты вежливости. Не волнуйтесь, дальше наступит новый этап.

Ближе к шести годам ребенок начинает применять нормы вежливости сознательно. Конечно, какие-то правила закрепляются и раньше, но самое благотворное время для этого — конец пятого года жизни — начало шестого. Ябедничество уменьшается, потому что ребенок уже усвоил, что хорошо и что плохо. Малышу важно, что подумают о нем окружающие, поэтому он старается произвести хорошее впечатление. В детях, наконец, появляются те самые черты маленьких леди и джентльменов, о которых мечтали родители. Конечно, нужно не забывать замечать и хвалить успехи ребенка, ведь ему важно знать, что он движется в правильном направлении. А если ошибся или забыл какое-то правило вежливости, нужно лишь тактично (и вежливо!) напомнить о нем. Регулярно повторяющиеся нотации в этом возрасте малоэффективны, поэтому лучше использовать игры или сказки.

Воспитываем вежливость в игре

Сюжетно-ролевая игра без лишних нравоучений поможет малышам развить навыки вежливости, освоить эффективные способы общения и разрешения хоть и детских, но таких сложных проблем. Вам помогут любые игрушки, которые есть у вас дома: это могут быть мягкие зверушки или человечки из конструктора, куклы, в общем, кто-то, способный обозначить живое существо. Сюжетов для игры может быть бесконечно много, ведь вежливость нужна во многих ситуациях. Например, при встрече со знакомым, при общении в садике, при посещении поликлиники, при походе в магазин, кино, при посещении театра, в транспорте, в гостях или при приеме гостей у себя, и просто в ежедневном общении с близкими.

Сначала взрослый играет за всех героев, но периодически спрашивает совета у ребенка: как поступить дальше главному герою? Почему ему что-то не удалось или, наоборот, получилось? Исполняя роли за героев, подчеркивайте в их репликах вежливые слова. Предложите малышу роль одного из персонажей, обращайтесь к нему за помощью, когда не знаете, как правильно поступить. Если произошел какой-то конфликт (в садике или с бабушкой), обязательно проиграйте такой же сюжет с игрушками — ребенок легко усвоит и запомнит урок.

Сказка также может заменить долгие нудные проповеди. Замечательная сказка у Шарля Перро «Волшебница». Она про двух сестер, одна из которых была вежливой, а другая грубой. Первая позволила волшебнице напиться из кувшина, когда ходила по воду, получила в дар способность выпускать изо рта цветы и драгоценные камни при каждом слове. Вторая же, нагрубила волшебнице, была наказана тем, что бросала изо рта змей и жаб. Эта сказка в символическом виде помогает ребенку понять: вежливость подобна цветам и очень ценна, а грубость похожа на лягушек, выпрыгивающих изо рта. Аналогичная русская сказка «Морозко», где вежливая и трудолюбивая девочка была вознаграждена волшебными дарами, а вторая, грубая и ленивая, — ящиком со снегом.

Читая ребенку любую сказку, глядя вместе мультики, детские фильмы, обращайте внимание на ценность вежливости, обсуждайте поступки сказочных героев. Вы и сами можете придумать сказку или историю специально, чтобы проиллюстрировать ту или другую форму вежливого обращения. Предложите малышу оценить каждый поступок главного героя, попросите его придумать самый оптимальный вариант решения конкретной ситуации. Важно, чтобы в рассказе были не только негативные проявления, но и правильные поступки, чтобы внимание ребенка сохранялось и он учился оценивать, что хорошо, а что плохо. Если история будет содержать только плохие поступки, внимание ребенка притупится и он будет автоматически осуждать героя, почти не слушая историю.

Для поддержания формы можно периодически играть в игру «кто больше назовет вежливых слов» (это можно делать во время похода в магазин, в поликлинику), иногда устраивать дома час, или дни вежливости (консультации для родителей все члены семьи в любом обращении друг к другу должны обязательно использовать волшебные слова).

Читать еще:  Как работают антибиотики: когда они эффективны и бесполезны

Если ребенок знаком со всеми формами вежливости, одной из причин неправильного поведения, опять-таки, может быть ваш непедагогичный пример. Помните, что дети слышат слова буквально, то есть, для них смысл созвучен внешней форме. Если дома вы неосторожно при ребенке выразили резкое «фе» в адрес свекрови, не удивляйтесь, что вечером в гостях малыш будет грубить бабушке, не слушать ее. Если вы критикуете в семейном кругу соседку или подругу, не удивляйтесь невежливости по отношению к ней своего чада.

Стоит ли толковать с ребенком о необходимости использования столовых приборов за столом, если папа уминает картошку ложкой прямо со сковороды, а мама перехватывает на ходу. Вы разозлились, потому что малыш опять не сказал после обеда спасибо? А вы каждый раз повторяете это волшебное слово, вставая из-за стола? А на «спасибо» малыша вы не забываете ответить «пожалуйста»? Помните, что объяснять ребенку нормы этикета и вежливости есть смысл только в том случае, если вы сами их соблюдаете. И самое важное — по отношению к малышу нужно придерживаться тех же правил вежливости, что и для взрослых!

Если вы что-то рассказываете взрослому собеседнику, а он, как вам кажется, недостаточно внимательно слушает, вы же на него не кричите, не дергаете за руку, не будете шлепать и говорить: «А ну сядь прямо!». И с ребенком так себя вести нельзя. Вернее, с ним как-то особенно нельзя, поскольку он наиболее чувствителен к вашим действиям. Когда его постоянно дергают, обращаются с ним скорее как с вещью, он привыкает не уважать себя. Здесь есть психологическая закономерность: кто не уважает себя, не способен уважать других. А как может быть вежливым тот, кто никого не уважает?

Если вы хотите, чтобы малыш вызвал всеобщее восхищение своими манерами, начните с себя. Будьте вежливы сами и не только в публичных местах, но и дома, в ежеминутном общении с ребенком и другими близкими, помните о поговорке — яблоко от яблоньки… У ребенка рано формируется способность подражать тому, что он видит и слышит. И именно на основе подражания закладываются навыки культурного поведения. Если же святое место, которое пусто не бывает, заполняется чем-то другим, то переучить ребенка будет очень сложно. Поэтому, второго шанса вырастить культурного человека может больше не быть. Старайтесь с первого раза.

«Нельзя», которые нужно объяснить малышу:

Нельзя приставать к человеку, если видишь, что ты ему мешаешь или что он не хочет с тобой разговаривать.

Нельзя перебивать старших, нужно подождать, пока они договорят.

Нельзя при посторонних ковырять в носу, чесаться и кричать.

Нельзя отбирать чужое, можно на время попросить.

Нельзя молчать, когда о чем-то спрашивают.

Нельзя много раз задавать один и тот же вопрос.

Нельзя плакать и ныть, если родители в чем-то отказали, можно спокойно попросить еще раз, через какое-то время.

Нельзя сидеть все время надутой букой, заставляя окружающих развлекать тебя. Но и не надо болтать без передышки, не давая другим слова сказать.

Дошкольник должен освоить:

Навыки, связанные с личной опрятностью;

С культурой еды — поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами;

С культурой общения со взрослыми и сверстниками дома и в общественных местах.

Консультация «Воспитание вежливости у детей».

Воспитание вежливости у детей.

“Ничто не обходится нам так дешево

и не ценится так дорого, как вежливость”

Вежливость является одним из показателей культуры человека. Она основана на чутком и внимательном отношении к людям и проявляется в уважении, приветливости, внимательности, заботливости к ним. Вежливость украшает действия человека и является одной из наиболее привлекательных черт человеческого характера.

Какие привычки и нормы поведения необходимо прививать детям, чтобы воспитать их вежливыми?

С самых ранних лет детей необходимо приучать выполнять элементарные правила вежливости:

1. Здороваться, прощаться, приветствовать родных, знакомых, товарищей и друзей не только дома, но и в детском саду, в общественных местах.

2. Извиняться за причиненную неприятность: ”Извините, пожалуйста”, ”Простите, пожалуйста”.

3. При обращении с просьбой говорить: ”Пожалуйста”, ”Будьте добры” и т.д.

4. Благодарить взрослых и товарищей за оказанную услугу, помощь словами: ”Спасибо”, ”Благодарю вас”.

5. Старательно выполнять просьбы и указания взрослых.

6. Обращаться ко всем взрослым на “вы”, называть взрослых по имени и отчеству, товарищей называть по именам.

7. Уважать труд взрослых: не портить, не пачкать одежды, вещей; вытирать ноги о коврик у входа , помогать взрослым, заботиться о младших братьях.

8. Делать всё старательно, всегда всё убирать за собой (одежду, игрушки) .

9. Не вмешиваться в разговор взрослых.

10. При обращении ко взрослым говорить: “Разрешите спросить”, ”Скажите, пожалуйста” и т.д.; охотно отвечать на вопросы взрослых, не быть назойливым, не прерывать взрослых во время разговора, слушать до конца.

11. Не шуметь, если дома или у соседей кто-либо отдыхает или болен.

12. Не бегать, не прыгать и не кричать в общественных местах.

13. Вежливо вести себя на улице: говорить не громко, ходить спокойно, ходить по тротуару, не задевая прохожих, не размахивать руками.

14. Прежде чем войти в чужую комнату, постучаться.

15. Благодарить за еду, при выходе из-за стола ставить стул на место.

16. Старший дошкольник должен оказывать внимание и услуги взрослым: уступить место, поднять упавшую вещь, оказать посильную помощь

Как надо воспитывать у детей вежливость?

Как радостно видеть вежливых и воспитанных детей!

Приятно, когда ваш ребенок здоровается с соседями, с родными, знакомыми, с воспитателями, с детьми, на ночь перед сном не забывает пожелать спокойной ночи, говорит спасибо, подаёт старшим стул.

Но все это требует очень много внимания и большой работы с ребёнком.

Дорогие родители, помните:

1. Прежде всего самим взрослым надо быть вежливыми друг с другом — это один из самых сильных и верных способов воспитания вежливости у детей.

2. Установите за ребёнком контроль, т.к. отсутствие требовательности и контроля за поведением детей приводит к распущенности.

3. Используйте все удобные случаи поупражнять ребёнка в правильном поведении: семейные праздники, дни рождения, поездки в гости и др.

4. У маленьких детей навыки проявления уважения к людям можно воспитать очень рано и легко, т.к. они ещё не стесняются учиться умению здороваться, извиняться, говорить “пожалуйста”, они воспринимают эти упражнения как игру ( уступить место взрослому, поднять уроненную вещь). В то же время к этим правилам поведения они относятся серьёзно и старательно выполняют указания.

5. Требуя от ребёнка определённых действий, нельзя сводить воспитание к простой дрессировке, иначе ребёнок привыкнет всё делать без чувств.

6. Ребёнку следует объяснить, почему надо поступать так, а не иначе (например, прежде чем войти, постучаться), чтобы он всё делал осознанно.

7. Всегда надо оценивать поступки ребёнка, похвала и осуждение — сильные воспитательные средства. Но и сильно захваливать ребёнка не стоит.

8. Хорошим средством воспитания правильного поведения является детская литература. Художественные образы сказок, рассказов действуют на маленького ребёнка сильнее, чем любые представления. Герои книг вызывают у ребёнка определённые чувства: негодования, сочувствия, восхищения. Книга помогает ребёнку разобраться , что хорошо и что плохо.

9. Не допускайте уговоров и упрашивания. С самого раннего возраста ребёнок должен знать слово “нельзя” и подчиняться ему. Спокойно, но твёрдо изо дня в день повторяйте определенные требования к ребенку, и он привыкнет им подчиняться.

10. Следите за своими поступками , не срывайте зла на детях, не злословьте при детях, приучайте сдерживать себя, своим поведением показывайте пример скромности, честности и доброжелательности.

11. Интересуйтесь поведением своих детей в детском саду.

12. Не проходите мимо ребенка, нарушающего правила поведения, остановите его, сделайте замечание.

Прочитайте эти книги детям: В.Осеева “Волшебное слово”, В.Осеева “Синие листья”, Н.Носов “Огурцы”, В.Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо”, С.Маршак “Рассказ о неизвестном герое”, Н.Артюхова “Трудный вечер”, “Бабушка и внук”, “Мяч и песочные пироги” и др.

Учим ребенка хорошим манерам и воспитываем вежливого человека

Как приятно слышать от своего крохи вежливые фразы: «Спасибо», «Пожалуйста», «Будьте добры»; видеть проявления благодарности в ответ на заботу! Чтобы ребенок с раннего детства обучался вежливым словам и выражениям, необходимо их постоянное использование в речи окружающими людьми. Тогда малыш будет впитывать все, как губку. Однако вежливость для детей заключается не только в заученных фразах, но и в тактичном поведении, которое также зависит от действий взрослых. Только своим собственным примером можно выработать у малыша хорошие манеры.

Что такое вежливость, какую роль она играет в жизни человека

Важно! Прежде чем преподносить уроки вежливости для детей, родителям самим надо хорошо понимать, что такое вежливость. Главное в воспитании крохи — не только знать, как формируются хорошие манеры, но и самому ими обладать.

Вежливость — важнейшее качество воспитанного человека, которое помогает установить нравственное равновесие, облегчить дальнейший путь в жизни. В древности словом «вежа» называли знатока, знающего правила приличия, умеющего выразить доброжелательное отношение к другим людям. И сегодня, общаясь с воспитанным человеком, ощущаешь его благорасположение, при этом беседа с ним доставляет радость и позитив. При этом каждый в жизни сталкивался с людьми, у которых масса положительных качеств, но если у них отсутствуют хорошие манеры, то начинаются неприятности. В то же время, если хорошие манеры являются лишь притворством, средством достижения собственных целей, такая тактичность не вызывает доверительных отношений. Поэтому вежливость не является необходимой мерой общения с людьми, она должна исходить из внутреннего состояния человека, из его общей доброжелательности ко всему окружающему. Известный священнослужитель Франциск Ассизский справедливо сказал: «Вежливость тесно связана с любовью. Она ее младшая сестра, всегда сопровождает ее, и раскрывает ей врата сердец».

С чего нужно начинать воспитание вежливости

У многих родителей возникает вопрос, как научить ребенка вежливости и хорошим манерам. Психологи говорят, что вежливость для детей начинается с «волшебных» слов. Уже с раннего возраста малышу необходимо объяснить, что в разных ситуациях нужно говорить: спасибо, пожалуйста, извините. Это первые слова вежливости, которые должен знать каждый ребенок. Специалисты дают такие советы:

  • Не заставляйте свое чадо заучивать эти фразы на автомате, старайтесь, чтобы он произносил их искренне.
  • Уделяйте внимание любым мелочам, за которые нужно благодарить, так как из них складывается наша повседневная жизнь.
  • Обращайте внимание ребенка, что говоря каждый раз слово «спасибо», он учится быть благодарным; желая спокойной ночи или доброго утра, он сам заряжается позитивом.
  • Стоит объяснить крохе, что нужно считаться с правами других людей, не высказывать громко свои негативные мысли, сдерживать свои эмоции, заменяя их «волшебными» словами.
  • Учите малыша отстаивать свое мнение не криками и кулаками, а вежливым отношением к окружающим.

Проблемы при обучении вежливым манерам

Не всегда мамам, папам и педагогам удается с первого раза обучить дитя этикету. Основными препятствиями, с которыми могут столкнуться взрослые при воспитании вежливости у детей, становятся следующие моменты:

  • карапуз не реагирует на замечания взрослых;
  • отмалчивается при попытке заставить его произнести «волшебные» слова;
  • использует в речи ненормативную лексику;
  • капризничает и не подчиняется просьбам взрослых проявить хорошие манеры.

С чем это связано?

  1. Часто такие проблемы с вежливостью проявляются у детей — трехлеток, так как кризис трехлетнего возраста характеризуется повышенным упрямством. Родители должны запастись терпением и исправлять погрешности в поведении малыша собственным примером. Не помешает чаще хвалить кроху за хорошие поступки.
  2. Зачастую подобное поведение проявляется и в младшем школьном возрасте, когда ребенок стоит на пороге перехода к подростковому периоду. В этот период ребята хотят доказать окружающим свою взрослость. И не находят ничего лучшего, чем нарушать этикет, вносить в свое поведение вызывающие манеры: грубый тон, нарочитое пренебрежение правилами поведения в общественных местах, нежелание выполнять застольный этикет. Задача родителей — проявить максимум понимания и показать своим поведением вежливое отношение к ребенку, к его возрастающей самостоятельности.
Читать еще:  Вегетарианство и беременность

Как поступать с детской непосредственностью

При воспитании вежливости у детей родители часто сталкиваются с детской непосредственностью, которая проявляется, казалось бы, в неумении детей вести себя правильно в обществе. Порой взрослые могут попасть в такие неудобные ситуации, связанные с нарушением правил вежливости их детьми, как:

  • показ на людей пальцем в общественных местах;
  • высмеивание других детей, попавших в неловкую ситуацию;
  • обсуждение необычной внешности постороннего во всеуслышание;
  • обсуждение домашних дел при посторонних людях;
  • нарушение застольного этикета (ковыряние в носу, чавканье, хватание еды руками и подобное).

Даже при правильном воспитании такие ситуации могут возникнуть от недостаточного самосознания малышей. Во всех этих случаях родителям необходимо поговорить со своим чадом еще дома, объяснить, какие поступки можно делать, а какие нельзя. Постарайтесь при помощи разных способов (см ниже в тексте) объяснить крохе, если бы он был на месте тех людей, в отношении которых были произведены неэтичные действия, то ему стало бы неприятно общаться с такими ребятами.

Как обучать детей вежливости дома

Известно, что первые зачатки вежливости закладываются в семье. Практически правила вежливости для детей преподносятся близкими, а потом уже социумом. Карапуз неосознанно копирует поведение своих мам и пап. Родители могут воспользоваться этим и ненавязчиво прививать первые правила этикета, например, если каждый вечер желать чаду спокойной ночи, а после пробуждения доброго утра, благодарить за добрые дела, просить прощения в неловких ситуациях, то дети уже с младенчества будут вести себя так же. Как еще можно рассказать детям про вежливость? По советам специалистов используем детскую «азбуку вежливости»:

«Вежливые» игры

Игра – метод самый доступный для понимания и формирования у крохи необходимых навыков вежливости, так как является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Наиболее эффективными в уроках вежливости для детей будут сюжетные игры: «Накормим куклу», «День рождения мишки», «Магазин», «Купание куклы», «Водитель автобуса», «Путешествие» и подобные им. Такие любимые игры дошколят учат их правилам вежливости и хорошим манерам. Даже для самых маленьких можно создавать игровые ситуации, в которых малыш будет учиться этикету.

  • Возьмите куклу или плюшевого мишку, протяните его лапку и скажите: Здравствуй! Ребенок протянет руку в ответ и ответит.
  • Передайте при помощи игрушки любой предмет и скажите: Пожалуйста, это тебе! Карапуз должен сказать: Спасибо!
  • Дети очень любят стишки, можно поиграть с игрушками, задавая вопросы про вежливость и хорошие манеры в стихотворной форме:

Кто из вас, проснувшись бодро,
“С добрым утром!” скажет твердо? (игрушки «отвечают» маминым голосом: это я, это я, это все мои друзья!)

Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться? (аналогично: это не я. )

У кого из вас в порядке,
Куклы, книжки, шоколадки? (игрушки отвечают)

Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?

Кто из вас молчит, как рыба,
Вместо доброго “спасибо”?

Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?

«Вежливые» загадки

Дошкольникам нравятся загадки в стихах, когда в конце фразы можно подставить правильное слово и закончить рифму. Подобные загадки помогают ненавязчиво закрепить правила вежливости для детей:

  1. Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть дома – не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче. (Здравствуй).
  2. Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь, разомкнуть свои уста и сказать. (Пожалуйста).
  3. Если словом или делом тебе помог кто – либо, не стесняйтесь громко, смело говорить. (Спасибо).
  4. Говорить друзьям не лень, улыбаясь. (Добрый день).
  5. Друг другу на прощание мы скажем. (До свидания).
  6. Друг друга не стоит винить, лучше скорее всего. (Извинить).
  7. Когда виноваты, сказать вы спешите. (Прошу вас, пожалуйста, извините).
  8. В чужой разговор никогда не встревай, и взрослых ты лучше. (Не перебивай).
  9. Зазеленеет старый пень, когда услышит. (Добрый день).
  10. Если друг встречает друга, жмут друзья друг другу руку. На приветствие в ответ каждый говорит. (Привет).

Просмотр мультфильмов

Существует много добрых мультиков, которые можно просмотреть совместно с крохой, например, про Винни-Пуха, Дюймовочку, Чебурашку и др. После просмотра обсудите правильные или неправильные поступки героев. Пусть малыш выскажет свое мнение по этому поводу. Слушайте, не перебивая, это тоже элемент воспитания вежливости. Если вы считаете, что его мнение не совсем правильное, мягко объясните неверные моменты.

Чтение книг

Читая старые добрые сказки или авторские рассказы, можно извлечь из них уроки вежливости. Например, произведения Н. Носова, В. Осеевой, Г. Шалаевой, В. Степанова и многие другие помогут понять, что такое вежливость для детей. Довольно актуально в отношении хороших манер произведение Носова про Незнайку в Солнечном городе. Или сказки «Два жадных медвежонка», «Морозко», «Вежливый кролик».

Многочисленные стихи о вежливости учат уважению к старшим, заботе о младших. Чтобы малыш их запомнил, они должны иметь хорошую рифму и сопровождаться красочными картинками. Например, всем известно стихотворение Самуила Маршака «Урок вежливости», где говорится о медвежонке, который учился вежливости. Интересно прочитать деткам произведение Агнии Барто «Любочка». После прочтения книг, обязательно обсудите с малышом героев, их поступки, позадавайте ему ненавязчиво вопросы. Так вы можете убедиться, что ребенок действительно слушал и понял, о чем это произведение.

Пословицы

В культуре каждого народа обязательно есть и другие фольклорные формы, кроме сказок, которые также помогут закрепить правила вежливости для детей. Вы можете почитать пословицы про доброту и вежливость, малыши быстро их запоминают:

  • Про доброе дело говори смело.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Не мудрен привет, а сердце покоряет.
  • Ласковое слово лучше мягкого пирога.
  • Как проживёшь, так и прослывёшь.

Особенности детской «азбуки вежливости»

До 3-х летнего возраста

В этом возрасте кроха знает уже много правил этикета, но, в то же время, к трем годам малыш начинает познавать мир и ищет границы дозволенного. Он все чаще дерется, отбирает игрушки у сверстников, не всегда говорит спасибо и т.д. Перед мамами и папами стоит нелегкая задача — не потеряв спокойствие духа, донести до своего дитя весь негатив его поступков. Делать это нужно серьезным тоном, объяснив малышу его плохое поведение. Не стоит после такого разговора сразу шутить и смеяться, иначе чадо ничего не поймет. За хорошие поступки поощряйте и хвалите.

Дети после 3-4 лет

В этом возрасте у дошколят появляются специфические черты характера:

  1. Дошколята нередко жалуются на своих товарищей по игре. Но нельзя обвинять их в том, что они ябеды. Это происходит потому, что ребята не всегда могут самостоятельно разобраться во взаимоотношениях с ровесниками и ищут помощи у взрослых. Стоит мягко объяснить ребенку, что его друг поступил по отношению к нему неправильно и необходимо напомнить товарищу о хороших манерах.
  2. Дети детсадовского возраста часто не хотят делиться своими игрушками. Раньше такие действия осуждались, но современные психологи говорят, что любимая игрушка — это продолжения собственного «Я» ребенка. Нельзя осуждать его за то, что он не расстается с ней. Вы можете предложить малышу поменяться на время с другим ребенком игрушкой. Или, если он не хочет этого делать, пусть любимая кукла или машинка подождут его дома.

Советы родителям

  • Бывает так, что ваше чадо начинают учить посторонние люди, что делать в этом случае? Даже если вы знаете, что он неправ и вел себя некрасиво, проявите сдержанность и постарайтесь достойно выйти из ситуации. Для ребенка такие моменты могут быть поучительными. Не стоит опускаться до склок и разбирательств. Вежливо ответьте, что вы разберетесь и поговорите со своим малышом сами.
  • Всегда будьте на стороне своего чада, поругать его нужно, но сделайте это дома за закрытыми дверями. Это относится и к малышам, и к школьникам. Другое поведение родителей будет расценено как предательство.
  • Дома в спокойной обстановке побеседуйте с сыном или дочкой, обыграйте ситуацию заново. Если он считает себя правым, объясните, что в любом случае с окружающими нельзя вести себя грубо.
  • Путем поощрения и замечания можно добиться многого в воспитании вежливости. Маленькие детки, которые только постигают азы этикета, должны часто слышать слова похвалы. Тогда они будут видеть разницу между хорошими и плохими поступками. Если дошкольник поступил нетактично, прежде чем делать замечание, выясните, по какой причине он сделал именно так. Возможно, такому поведению есть свое объяснение. Это может быть стеснение или плохое настроение, незнание правил. Если вы не научитесь понимать своего малыша, в дальнейшем будет трудно налаживать с ним контакт.
  • Откройте для себя и своих детей определенные правила, придерживаясь которых, родителям будет легче выработать у малыша вежливые манеры.

Воспитание вежливости у детей раннего возраста

В вашем доме растет маленький человек. Вы любите его, заботитесь о нем. Бережно храните его рисунки и фотографии, используя при этом фотохостинг и хостинг картинок. Но как правильно воспитать свое чадо? Как научить малыша быть сильным, смелым и. вежливым?

Вежливость – особое качество, подразумевающее следования общественным нормам и правилам приличия. Как воспитывать вежливость у детей раннего возраста?

Вежливость все родители понимают по-своему. Для одних вежливость – это тихое, спокойное поведение ребенка в общественных местах, для других – умение вовремя сказать слова «спасибо» и «пожалуйста».

Воспитывая в малыше вежливость, родители помогают ему наиболее комфортно адаптироваться в обществе и налаживают общение с другими людьми. Кроха уже на первых порах должен четко понимать свои границы дозволенности и уметь не нарушать границы других индивидов.

Бесспорно, самый легкий и действенный способ воспитать вежливого ребенка – это показывать правила поведения на своем личном примере. Малыши намного быстрее «схватывают» модель поведения их родителей, то как папа и мама ведут себя со старшими, как они здороваются, прощаются, извиняются.

В силах мамы воспитать в ребенке чувство благодарности. Напомнив малышу несколько раз, что за полученную конфету нужно сказать «спасибо», родители смогут своевременно привить малышу вежливость. Получив заветный подарок, кроха испытывает чувство радости, которое должно послужить поводом к проявлению благодарности.

Важно самим показывать крохе правильное поведение, правильное проявление благодарности. Нужно быть вежливым и учтивым не только на людях, в чужом обществе, но и уметь использовать знаки вежливости дома.

Учите малыша даже по отношению к близким говорить «волшебные слова», тогда это войдет у него в привычку и ему будет несложно сказать «спасибо» чужой тете за предложенную ему карамельку. Начните с себя, будьте вежливы в общении с мужем. Например: «Виктор, вынеси, пожалуйста, мусор». Обращаясь к маленькому человечку, тоже не пренебрегайте использовать вежливые слова: «Илюша, спасибо, что собрал свои игрушки».

Ваши усилия на начальном этапе, принесут плоды вежливости и доброжелательности в будущем.

Как научить ребенка быть вежливым

Хорошие манеры не появляются у детей сами по себе. Как же воспитать из ребенка маленького вежливого джентльмена или истинную леди?

Когда начинать воспитывать вежливость в ребенке?

Учить малыша хорошим манерам никогда не… рано. Начинать можно с самого рождения. Пока ваш сынишка или дочурка еще совсем маленькие, произносите слова вежливости за них. Крохе подарили новую игрушку – скажите «спасибо». Папа вернулся с работы – «привет, папа». Гости расходятся по домам – «пока-пока». Постепенно это отложится в памяти малютки и легко войдет в привычку, когда ребенок начнет говорить.

Читать еще:  Как выбрать няню: 30 самых важных вопросов на собеседовании

Первыми осмысленными проявлениями вежливости карапуз сможет порадовать родителей еще до того, как скажет первое слово. Этими проявлениями будут специальные жесты: вместо «до свидания» ребенок может помахать ручкой или даже послать воздушный поцелуй.

Воспитание своим примером

Дети копируют поведение взрослых. И главным образцом для подражания являются родители. Поэтому маме и папе нужно следить за своим поведением, чтобы привить крохе хорошие привычки.

Вы можете несколько раз в день повторять ребенку, что нужно здороваться со знакомыми людьми. Но если вы сами делаете вид, что не замечаете соседку по лестничной площадке, ваши слова будут напрасны. Малыш воспринимает в первую очередь поступки, а не слова.

Вот несколько важных правил для родителей.

  • В разговоре с ребенком используйте «волшебные слова». Желайте малютке приятного аппетита, всегда добавляйте к просьбе «пожалуйста» и не забывайте благодарить в ответ на действие.
  • Если вы виноваты перед сынишкой или доченькой, обязательно извинитесь. Если малыш не слышит слов извинения в свой адрес, ему будет сложно понять, почему он сам должен просить прощения.
  • Обращайте внимание ребенка на случаи, когда он был вежлив и когда забывал про «волшебные слова». Не наказывайте за забывчивость, но хвалите за культурное поведение.
  • Не обсуждайте других при ребенке. Негативные высказывания он может воспринять как норму и будет подмечать в людях только плохое.

Личный пример мамы и папы закладывает в малыше фундамент вежливого поведения. Если эта основа будет прочной, на ребенка не повлияют малокультурные сверстники и другие взрослые.

Обучать малыша вежливости никогда не рано!

Почему дети забывают о «волшебных словах»

Есть несколько причин, почему дети, хорошо зная «волшебные слова», не говорят их.

Во-первых, это можно объяснить эмоциональностью и импульсивностью крохи. Например, он может быть так рад видеть кого-то, что забудет поздороваться, или так захвачен новым подарком, что не скажет «спасибо». Будьте терпеливы и не переставайте напоминать ребенку, что он забыл сделать кое-что очень важное.

Во-вторых, дети иногда забывают о вежливости в знак протеста. Главное в этой ситуации – понять причину конфликта и решить его мирным путем. Ни в коем случае не давите на малыша и не принуждайте сказать «волшебные слова» во что бы то ни стало. Это может иметь обратный эффект.

А что делать с плохими словами?

Если вместо фраз вежливости карапуз «порадовал» вас отнюдь не самыми хорошими словами, не стоит сильно переживать и ругать ребенка. Это вовсе не означает, что он дурно воспитан. Дело в том, что слова и выражения с яркой эмоциональной окраской дети запоминают очень хорошо, а затем просто повторяют их.

Чтобы плохие слова не вошли в привычку:

  • Не акцентируйте на них внимание. Заметив вашу бурную реакцию на произнесенное слово, малыш захочет произнести его еще раз, чтобы снова спровоцировать вас. Но если вы не будете акцентировать на этом инциденте внимание, кроха, скорее всего, забудет плохие слова сам. А ребенку в возрасте 3-х лет и старше можно попробовать объяснить, почему так говорить плохо и некультурно.
  • Проанализируйте окружение. Ребенок не может сам придумать плохие слова. Если он их употребляет, значит, кто-то при нем их сказал. Понаблюдайте за малышами, с которыми играет ваш сынок или дочурка на детской площадке. Возможно, вам придется серьезно поговорить с родителями других карапузов или выбрать время для прогулки, когда «невоспитанных» мальчиков и девочек нет во дворе.
  • Не употребляйте «плохие» слова сами. Не забывайте, что вы являетесь примером для своего ребенка. Малышу будет сложно понять, почему эти слова нельзя говорить, если он слышал их от мамы или папы.

Слова и выражения с яркой эмоциональной окраской дети быстро запоминают, а потом повторяют их.

И еще несколько методов обучения вежливости

Объясните, зачем нужно быть вежливым. Познакомьте ребенка с «волшебными словами». Расскажите, что слово «пожалуйста» помогает в исполнении просьб и желаний, а слово «прости» – в примирении с теми, кого обидел. Поясните, когда и почему принято говорить «здравствуйте», «спасибо», «приятного аппетита» и т.д.

Стимулируйте хорошие манеры похвалой. Когда ребенок говорит вежливые слова, закрепляйте такое поведение, называя его «молодец» или «умница». Детям нравится, когда их хвалят, а значит, такой метод ускорит воспитание хорошей привычки, а также разовьет чувство уверенности в себе и повысит самооценку.

Читайте детские книги о правилах этикета. Вы легко найдете много интересных и запоминающихся стихов о культурном поведении у С. Маршака, А. Барто, Б. Заходера. После чтения обязательно обсудите с ребенком, хорошо или плохо вели себя герои.

Разыгрывайте различные ситуации. Если у малыша развито воображение, обыграйте с помощью игрушек стандартные ситуации, например, как один персонаж здоровается с другим, просит прощения или говорит за что-то спасибо. Для деток постарше можно предложить такие ролевые игры, как «Поход в гости», «Поездка в общественном транспорте» и т.д.

Вряд ли кому-то под силу за один день обучить ребенка хорошим манерам. Но ваше терпение и усердие в этом деле обязательно увенчаются успехом.

4 способа воспитать вежливость у ребенка

Что такое вежливость? Как воспитать ребенка вежливым?

Все мы учим своих деток говорить «доброе утро», «приятного аппетита», «спасибо», «будь здоров». И если ребенок употребляет их, то мы говорим – молодец, ты вежливый. Это очень полезные слова, но за ними не кроется определенных чувств.

Вежливый человек – это тот, кто умеет показать искреннее расположение к другому человеку, кто тактичен и приятен. Это не единичные слова, это образ жизни. Как же эти качества вложить в ребенка?

Вежливость в семье

Если ребенок воспитывается в доброжелательной и теплой атмосфере, то он начнет интуитивно использовать в своей жизни то, что видел у своих родителей. Конечно, встречаются исключения, но очень сложно стать сострадательным и добродушным в семье, где царят крики и агрессия.

Начните с себя

Если вы сами не уступаете в транспорте место пожилому человеку – вы можете сколько угодно вести с ребенком разговоры о нравственности и уважительном отношении к старикам, ваши слова так и останутся словами. Даже если вы рассержены – не говорите ребенку неуважительно о других людях. Уважайте желания посторонних, показывайте на своем примере как стоит вести себя в общении с другими людьми, будь то посторонние или родственники. Ведь ребенок будет полностью копировать то, что будут делать родители. Ведь мы для детей – это все! Самое важное, что малыш должен понять – он должен относиться к другим так же, как хочет, чтобы относились к нему.

Помощники в воспитании

Очень помогают в воспитании нравственности книги, стихи, мультики, сказки. Главное – правильно их подбирать. Герои таких произведений очень понятно и легко рассказывают, как поступать можно, как нельзя и почему нельзя. Во многих школах введены уроки этикета или уроки вежливости, что продолжает линию воспитания родителей в вопросах нравственности.

Постоянно разъясняйте

В повседневной жизни, видя ту или иную ситуацию, постоянно разъясняйте ее ребенку, не унижая участников. Видя, что в песочнице мальчик кидается песком – не говорите, что это плохой мальчик, скажите, что это не хороший поступок, и вынесите предположение, почему этот ребенок поступил нехорошо. Моя двухлетняя дочка стала утверждать, что детки плохо себя ведут… потому что голодные)) Ведь сама она начинает капризничать чаще всего от голода.

Не принуждайте ребенка говорить посторонним людям вежливые слова, но мягко направляйте, рассказывайте как поступить верно.

Воспитание вежливого человека – нелегкий труд, но своим примером, разъяснениями и, главное, терпением, эта задача будет выполнена!

Вы читаете детям сказки и стихи о вежливости? Какие?

Как воспитать вежливого ребёнка?

  • Понятие и основа вежливого воспитания
  • Правила и способы воспитания вежливости

Для успешной социализации ребёнку необходимо научиться вежливому общению и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Такое общение всегда ценилось в обществе. С такими людьми приятно общаться и у них много друзей. А необходимо ли воспитывать вежливость у детей? Если да, то с какого возраста лучше начать?

Понятие и основа вежливого воспитания

Воспитание вежливости — это процесс формирования культурного человека.

Вежливость заключает в себе набор норм и правил принятых в обществе.

Для того чтобы можно было сказать, что ребёнок вежливый, он должен:

  • Употреблять в своей речи слова приветствия и прощания.
  • Уметь извиняться и благодарить.
  • Брать во внимание чужие просьбы, указания и считаться с ними.
  • Культурно вести себя в общественных местах (в частности не показывать пальцем на окружающих или предмет).
  • Не перебивать разговоры сверстников или взрослых.
  • Знать и применять в действии элементарные правила столового этикета.
  • Следить за состоянием своего внешнего вида и соблюдать правила гигиены.

Вежливость это не врожденная способность. Она приобретается со временем. Поэтому воспитанием вежливого ребёнка необходимо начинать заниматься со младенческих лет. Так, от года ребёнок знакомится с ритуалом приветствия и прощания, при помощи махания рукой или лепета.

В возрасте двух, трёх лет дети начинают использовать слова приветствия и прощания, некоторые дети слова-извинения, копируют вежливую манеру поведения и бесед, с учетом того, что они это наблюдают в семье. Так как главным примером для подражания ребенка этого возраста являются его родители.

Правила и способы воспитания вежливости

Главным институтом формирования вежливости у детей является семья. И чтобы данный процесс проходил гармонично, следует помнить несколько правил:

Во-первых, личный положительный пример взрослых. Дети, как губка, впитывают манеру поведения, разговора у родителей. И если родители сами невежливы, то вряд ли смогут научить вежливости ребёнка.

Примеры вежливости ребёнку необходимо демонстрировать постоянно. Не только дома с членами семьям, но и на улице с соседями, знакомыми и незнакомым.

Во-вторых, в воспитании вежливости необходимо время и такт. Не стоит постоянно указывать ребёнку на его неточности или ошибки. Или напоминать ребёнку, что он забыл сказать (например, «спокойной ночи «или «с добрым утром «). Ребёнок, конечно же после напоминания скажет, но данная ситуация оставит неприятное впечатление у него.

В третьих, нет необходимости, а иногда это даже вредно, учить ребенка вежливости при людях. Ребенок в таких ситуациях чувствует себя невежей, неспособным, что отрицательно влияет на его самооценку. Да и отношение ко взрослому в дальнейшем может стать агрессивным.

В ситуациях, когда ребёнок забывает поздороваться или попрощаться, лучшим примером будет личный пример. Ребёнок, видя как мама или папа постоянно здороваются, сам через некоторое время начнёт это делать.

Также в спокойной обстановке нужно научить и рассказать ребёнку, что встревать в чужие разговоры, перебивать собеседника некрасиво и неприятно другому человеку. При этом взрослым также не должны перебивать, когда говорит ребёнок. И никогда, нельзя делать ребенку унизительных замечаний.
Наиболее действенными способами воспитания вежливости и в саду, и дома являются:

  • Правильный личный пример. Пример доброты и вежливости, правильной речи и манер.
  • Чтение художественной литературы. Занимает второе место по эффективности после личного примера. Правильно подобранная литература может подсказать и дать образец воспитанности.
  • Рассматривание, обсуждение картин и картинок. Картинки должны быть сюжетными, с определенной нравственной тематикой. Обсуждая картинку с ребёнком можно научить его не только нравственности, но и развивать речь.
  • Сюжетно-ролевые, театрализованные игры. В дошкольном возрасте игра занимает основную часть времени ребёнка. Именно игра предоставит возможность проанализировать ситуации, закрепить образцы воспитанного поведения и речи.

Нужно запомнить, что воспитание вежливого ребёнка в первую очередь начинается с воспитанного взрослого.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector