Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Насколько вы позволяете ребенку быть самостоятельным?

Насколько вы позволяете ребенку быть самостоятельным: тест для родителей

Так волнуетесь за ребенка, что сами считаете себя наседкой? Тест, который представлен ниже, поможет вам определить, насколько вы позволяете ребенку быть самостоятельным, а насколько мешаете ему.

1. Вы с трехлетним карапузом играете на детской площадке, к вашему малышу подходит ровесник и зовет его пойти поиграть в песочнице, которая расположена достаточно далеко. Как вы отреагируете:

а) скажете ребенку, что общаться с другими детьми и находить новых друзей – это хорошо, и он непременно должен пойти;

б) запретите ему далеко отходить от вас;

в) дадите возможность малышу самостоятельно сделать выбор.

2. Трехлетний малыш увидел, как вы шьете и ему тоже захотелось научиться. Что вы сделаете:

а) не разрешите ему попробовать, ведь это довольно опасно;

б) дадите крохе попробовать сделать хотя бы один стежок;

в) в ближайшие дни купите иголку и ножницы с тупыми кончиками и будете его учить.

3. Двухлетний ребенок хочет сам ходить в туалет. Ваши действия:

а) поддержите его решение;

б) согласитесь, но предложите немного помочь вначале;

в) скажете, что он еще маленький и пока будет пользоваться горшком.

4. Малыш вернулся с прогулки, и показывает грязные руки. Ваша реакция:

а) помоете и вытрете ему руки;

б) включите воду и объясните, как это сделать самостоятельно;

в) просто отведете его ванную и предоставите полную свободу действий.

5. Вы с трехлетним ребенком переходите дорогу с интенсивным движением. Как вы поступите:

а) возьмете его на руки, несмотря на то, что он уже достаточно большой;

б) разрешаете ему перейти улицу, даже не держа его за руку;

в) держите его за руку и вместе переходите дорогу.

Подсчитайте количество баллов:

количество баллов 5-9 баллов. Вы предоставляете малышу много свободы, при этом недостаточно его контролируете, полагая, что ничего страшного не случится. Конечно, вам хочется быстрее научить кроху самостоятельности, но постарайтесь немного больше контролировать его. Ведь он еще совсем маленький и некоторые задачи ему решить достаточно сложно. А частые неудачи могут привести к тому, что ребенок разочаруется в своих силах.

10-12 баллов. Вы прекрасно понимаете, что для того, чтобы воспитать малыша независимым человеком, ему нужна самостоятельность. Вы всегда оцениваете возможности крохи, перед тем как дать ему задание. Старайтесь разрешать многое, но в разумных пределах. И ваш ребенок вырастет уверенным в себе человеком.

13-15 баллов. Вы слишком заботливая мама. Приходите крохе на помощь в любой ситуации и не учитываете, что он – самостоятельная личность. Конечно, вы боитесь, что с малышом что-то случится, но этот страх ограничивает любую инициативу. Дайте ребенку немного свободы и он докажет, что многие действия способен выполнить сам.

Подпишись на наш Telegram. Присылаем лишь «горящие» новости!

Читайте все новости по теме «Методики воспитания» на OBOZREVATEL.

Помогаем ребенку стать самостоятельным

Казалось бы, что может быть желаннее и удобнее для родителя, чем самостоятельный ребенок? Часто можно услышать: «мне бы хотелось, чтобы мой ребенок был более самостоятельным — сам одевался, сам ел, сам себя занимал». Но на практике все не так просто. Мамы и папы сталкиваются с тем, что самостоятельность влечет за собой независимость и свободу принятия решений, а далеко не всегда взгляды детей и взрослых на необходимость или правильность каких-либо действий совпадают. Важно понимать, что, чем чаще ребенок получает право проявлять самостоятельность, тем меньше он готов следовать ограничивающим его рамкам. С точки зрения гармоничного развития личности в этом нет ничего плохо, просто родители не всегда оказываются готовыми принять данный факт.
Проблема заключается в том, что традиционная система воспитания рассматривает ребенка не как полноправного члена семьи или общества, а как зависимое, неразумное существо, из которого только предстоит воспитать человека. Соответственно нет и речи о том, чтобы предоставить ему право самому решать, выбирать или выражать свое желание или нежелание делать что-либо. Возникает некоторое противоречие, когда родители желают, чтобы ребенок уже повзрослел и взял на себя выполнение каких-либо функций, но в то же время они не готовы предоставить малышу нужную ему независимость в большинстве вопросов. Получается что-то вроде «делай это сам, но вот так и так, а то, как ты хочешь это делать – неправильно». Это противоречие не приводит ни к чему иному, кроме как к развитию в ребенке еще большей инфантильности и неуверенности в своих силах. Желая воспитать свободную, самостоятельную и уверенную в себе личность, родителям следует отказаться от стратегии вырастить удобного для себя ребенка и с радостью принять все его попытки проявлять себя.
Создавая детям тепличные условия, отбирая у них право выбора и лишая их ответственности за собственные решения и поступки, мы оказываем медвежью услугу – мы не готовим их к самостоятельной жизни, не даем возможности прожить свой личный опыт, совершить собственные ошибки. Когда ребенок включен в повседневную деятельность, он начинает осознавать свою роль в семье, чувствует, что ему доверяют. Когда ребенку предоставляют выбор, он учится думать самостоятельно, анализировать, принимать решения. Если родители часто говорят ребенку: «Я верю, что ты сам сможешь это сделать», вместо того, чтобы бросаться к нему с помощью по первой просьбе, то он почувствует уверенность в своих силах и это отношение к себе сохранит на протяжении всей жизни.

Чтобы помочь малышу стать самостоятельнее родители должны выполнять несколько условий:
1. Создать соответствующую его потребностям развивающую среду.
Важно, чтобы в своем доме ребенок чувствовал себя уверено, чтобы не слышал многочисленные «нельзя». Даже у самого маленького малыша в доме должно быть свое место, и свои вещи, которыми он сможет распоряжаться по собственному уразумению. На кухне, в ванной, в комнате должны быть предметы доступные ребенку, особенно в те моменты, когда он проявит желание принять участие в домашних делах.

2. Демонстрировать ребенку, как выполнять те или иные действия и постоянно мягко вовлекать его в процесс.
Только взрослый может научить малыша делать или не делать что-либо. Позволяйте ребенку участвовать в уборке дома, приготовлении пищи, дачных делах, постоянно просите ребенка помочь вам, и делите с ним работу.

3. Запастись терпением и давать ребенку столько времени, сколько ему требуется.
Конечно, дети в силу возраста и физического развития могут потратить на самое простое дело намного больше времени, чем взрослый. И вы не раз, наверное, поймаете себя на мысли, что было бы проще и быстрее все сделать самому. Но ведь ваша цель – вырастить самостоятельную личность, а для этого следует запастись терпением.

4. Признавать право ребенка на ошибку и ни в коем случае не осуждать за нее.
Когда человек берется за новое для себя дело и ошибается – это нормально. И ребенок будет часто проливать и просыпать, но если вы не будете осаждать его критикой за ошибки, то он довольно быстро сам осознает их и постарается исправить. Лучшим методом против ошибок является только ваш пример.
Так это звучит в теории, а теперь рассмотрим, что можно сделать на практике, чтобы предоставить ребенку больше независимости.
Лучше всего самостоятельность ребенка проявляется в быту. Простые действия, которые мы совершаем изо дня в день и порой даже не задумываемся о них, для ребенка являются важным делом, которое он с готовностью осваивает и гордится своими успехами. И все что нужно – это предоставить ребенку независимость в ряде домашних занятий, и в скором времени вы увидите, как ребенок изменится. Он станет увереннее, спокойнее и …. счастливее. Именно, счастливее, потому что он получит возможность удовлетворить свои внутренние потребности.

Независимость в самостоятельном одевании и выборе одежды:

  • организуйте удобное ребенку пространство для хранения одежды низкие полки или шкафчики, низкие вешалки и перекладины для плечиков. Чем доступнее будут вещи для ребенка, тем быстрее он проявит интерес к процессу выбора одежды, а уже это повлечет за собой стремление одеваться самостоятельно;
  • подбирайте одежду и обувь с простыми застежками кнопками, липучками; футболки с достаточно широкой горловиной; широкие штаны на резинке – все это будет способствовать тому, что ребенок быстро научится надевать и снимать вещи без вашей помощи;
  • храните в гардеробе ребенка одежду, соответствующую сезону. Так, если вы будете предоставлять малышу возможность самому выбрать одежду для прогулки, он не выберет футболку зимой, а теплый свитер летом;
  • организуйте в ванной или гардеробной корзину для грязного белья, объясните и покажите малышу, куда нужно бросать вещи для стирки;
  • повесьте в доступном ребенку месте безопасное зеркало, довольно большое, чтобы можно было видеть себя в полный рост. Рядом с зеркалом можно сделать полку, где будет лежать расческа, ну а если у вас девочка, то еще и различные аксессуары.

Независимость в гигиенических процедурах:

  • в ванной комнате вам понадобятся маленький стул или подставка для того, чтобы малыш мог становиться повыше и доставать до крана. Рядом с краном должно быть детское мыло с удобным дозатором, зубная паста и щетка в отдельном стаканчике. Позаботьтесь о том, чтобы низко висело полотенце;
  • горшок или насадка для унитаза тоже должны быть удобны и всегда доступны.

Независимость в еде:

  • организуйте на кухне небольшую полку или шкафчик, где будет храниться посуда для ребенка, стоять кувшин с питьевой водой, а также салфетки и тряпочки для уборки;
  • откажитесь от использования пластиковой посуды, используйте стекло и керамику. Так ребенок быстро научится понимать, что тарелки и стаканы – это хрупкие вещи и обращаться с ними следует осторожно. Просто покажите малышу, как аккуратно переносить предметы и ставить их на стол;
  • готовьте для ребенка еду, которую он сможет есть без особенных затруднений – не спагетти, а макароны, не пюре, а кусочки овощей и картофеля. Если ваш малыш уже орудует ложкой, то тогда готовьте вязкие каши, пюре, густые супы;
  • дети любят участвовать в приготовлении пищи. По мере взросления ребенка предлагайте ему помочь вам – чистить бананы, резать безопасным ножом хлеб или овощи, замешивать тесто, формочками вырезать печенье и многое другое.

Независимость во время сна:

  • низкая открытая кровать поможет вашему малышу сформировать правильное отношение ко сну – ведь детская кроватка – это не клетка, куда сажают ребенка родители, решив, что ему пора спать. Открытую постель ребенок может покидать самостоятельно, также он сможет и укладываться в нее по собственному желанию;
  • придумайте ежедневный вечерний ритуал, который будет подсказывать ребенку о том, что пришло время сна – вечерний чай, чтение книг при свете лампы, водные процедуры, прослушивание колыбельных. В таком случае вам не придется лишний раз напоминать ребенку о том, что пришло время ложиться спать, а процесс подготовки ко сну станет приятным времяпрепровождением для всей семьи.

Независимость в игре и занятиях:

  • в детской организуйте для малыша низкие полки или ящики для хранения игрушек. Старайтесь выработать простую схему расстановки игрушек, где у каждого предмета будет свое место, не загромождайте полки, убирайте те предметы, которыми ребенок давно не играет — тогда малышу будет легче наводить порядок;
  • подберите детскую мебель – низкие стол, стул, кресло;
  • книги, развивающие пособия, материалы для творчества должны быть в свободном доступе, тогда малыш сможет в любой момент заняться любимым делом;
  • если ваш ребенок любит слушать аудиосказки или музыку, то поставьте в детской простой в использовании CD-проигрыватель, а на полочку положите несколько дисков. Ребенок быстро освоит процесс и сам сможет прослушивать любимые диски;
  • пусть в доступе всегда будут щетка и совок, чтобы ребенок мог самостоятельно убрать мусор со стола или пола.

Итак, мы рассмотрели основные принципы организации домашней среды с целью помочь ребенку стать более самостоятельным. Конечно, не всем семьям доступно и приемлемо соблюсти весь список, но это не главное. Важнее всего принять тот факт, что ребенок – это отдельная личность, имеющая право на уважение и стремление быть независимым. А осознав это, родители без труда найдут способы помочь ребенку стать более самостоятельным.

Как научить ребенка самостоятельности: 7 важных правил

Родителям хочется, чтобы дети многое делали сами: готовили еду, одевались, играли, находили ответы на свои вопросы. С чем-то дети не справятся в силу возраста, но точно могут становиться самостоятельнее с каждым месяцем. Разбираемся, как им в этом помочь.

Читать еще:  Как успокоить детские нервы

Источник фото: Unsplash.com

Ребенок зависим от родителей, и эта зависимость определяет детско-родительские отношения. Но постепенно ребенок все больше отделяется от мамы и папы: он понимает, что мир не такой уж страшный и в присутствии родителей начинает изучать его самостоятельно. Дальше — больше: он проверяет все шкафчики, залезает на самые высокие горки и идет знакомиться с ребятами выше его на несколько голов.

Почему не все дети хотят быть самостоятельными

Во-первых, все дети хотят быть самостоятельными, но не всем это разрешают. Иногда родители слишком сильно опекают детей, поэтому дети опасаются делать что-то новое самостоятельно. Иногда родители слишком сильно пугают детей. Дети хотят знакомиться со сверстниками, но им мешает мамин страх, что тот другой обязательно ударит.

Также взрослые могут шантажировать ребенка: если ты сделаешь что-то сам, я не буду любить тебя. Это может касаться опасных вещей, но опасных с точки зрения взрослых, например, они запрещают ребенку залезть на горку. Такое родительское поведение парализует ребенка, мешает ему принимать самостоятельные решения.

Источник фото: Unsplash.com

Во-вторых, многие дети хотят самостоятельно решать интересные задачи, но не берутся за скучные и рутинные. Например, разобрать старые вещи на дедушкином чердаке — это интересная задача, а просто прибрать игрушки в свой комнате — кажется им скукотищей. В эту задачу можно добавлять игровые элементы или превратить в работу и дать ответственность за ее выполнение.

В-третьих, некоторые задачи сложны для детей. Им нужна помощь. Если взрослый слишком много требует от ребенка и при этом не помогает ему, это также мешает быть самостоятельным. Например, ребенку нужно завязать шнурки на ботинках — это часто не удается дошкольникам. Им нужно помочь или обучать постепенно, а пока найти обувь с другой застежкой.

Как развить самостоятельность

Давать посильные задачи. В каждом возрасте ребенок может выполнять те или иные задачи: в два года прибирает игрушки, в три может накрыть на стол, в семь — приготовить суп, если научить заранее. Но двухлетка не сможет помыть посуду, а семилетке будет неинтересно просто порезать огурцы. Если задача непосильна, ребенок может сдаться.

Учить нести ответственность. Если задача дана, то ребенок должен отвечать за результат. Пусть он сделает как сможет, но сделает. Важно, чтобы ребенок понимал, что без него игрушки останутся лежать на полу. Если он забыл или поленился, не нужно его ругать, просто оставьте игрушки до завтра. А завтра снова поставьте ему задачу. Если не получается второй раз, нужно разговаривать и обсуждать причины.

Заинтересовывать. Дети, особенно дошкольники, многое делают через игру. Превратите уборку квартиры в поиск сокровищ, а мытье посуды в купание дракона. Если ребенку интересно, если он получает удовольствие в процессе, то сделает задачу до конца. Конечно, если она посильна.

Учитывать мнение. Не так важно, как ребенок завязал шнурки. Важно, что он вообще это сделал. Пусть действует тем способом, который ему нравится. Если способ не устраивает вас, постарайтесь научить своему, но учитывайте опыт ребенка. Если его научили в детском саду решать задачу именно таким образом, ему будет тяжело переучиться.

Источник фото: Pexels.com

Давать право на ошибку. Даже взрослых не увольняют за каждую ошибку, а ребенок тем более будет ошибаться, ведь у него меньше опыта. Если ребенок может ошибаться без осуждения взрослых, он будет пробовать еще и еще. Если его ругают за каждую попытку, то он опустит руки.

Хвалить. Не так важно, хвалите вы за попытки или за результат. Главное — не забывать это делать. Необязательно давать оценку, можно просто благодарить за помощь. А если оцениваете, то не просто говорите «молодец», а уточняйте: «Молодец, мне понравилось, как быстро ты убрал комнату».

Помогать и обсуждать ошибки. Если у ребенка не получается, помогайте ему. Но только с его разрешения — ребенок может устроить скандал, если вы вмешиваетесь, когда он считает, что все идет по плану. Если он не просит помощи, но не справляется, постарайтесь после задания обсудить, что пошло не так. Но ребенок должен быть согласен на обсуждение. А он будет согласен, если будет знать, что его не забросают упреками, а выслушают и дадут совет.

8 советов, как научить ребенка самостоятельности

Если вы хотите, чтобы ребенок рос уверенным в себе и мог самостоятельно принимать решения, вы должны дать ему свободу, чтобы стать таким. Секрет, как научить ребенка самостоятельности заключается в балансе. Вы должны быть терпеливы, но не слишком снисходительны, если хотите, чтобы он был самостоятельным.

Проблема некоторых родителей заключается в том, что они пытаются контролировать своих детей на каждом этапе пути. Так не рекомендуется делать, потому что вы не даете ребенку научиться делать выбор. Если все, в конечном счете, зависит от вас, ребенок может возмущаться и бунтовать.

1. Создайте распорядок дня

Детям необходим хороший баланс между четким распорядком и свободой, который будет способствовать развитию у них самостоятельности. Чем больше вы позволяете ребенку думать за себя, тем более самостоятельным, он станет.

  • Попросите ребенка складывать в стирку свою одежду и дайте ему возможность самостоятельно одеваться утром.
  • Пусть сам выбирает себе перекус и убирает тарелку после еды.
  • Переложите столовые приборы и одежду ребенка на более низких уровнях, чтобы он мог сам их доставать, когда это нужно.

2. Научите самостоятельно решать проблемы

Если у вашего ребенка возникла какая-то проблема, вместо того, чтобы тут же бросаться спасать его, дайте ему возможность решить ее самостоятельно.

  • Соперничество с братом или сестрой – это распространенная проблема в таком возрасте.
  • Ролевые игры – один из самых эффективных способов развития навыков самостоятельного решения проблем.

3. Ошибка – это не конец света

Нет ничего плохого в ошибках! Возможно, вам может быть сложно позволить ребенку совершать ошибки. Однако именно они позволяют ему чему-то научиться.

  • Например, он может забыть сделать домашнее задание и столкнуться с последствиями в школе.
  • Ошибки – это часть процесса обучения, ошибившись однажды, в следующий раз ребенок вспомнит и завершит свою задачу.
  • Не ругайте, если он пролил молоко, когда наливал его в стакан. Просто подскажите, как вытереть его и напомните, что нужно быть осторожным.

4. Будьте чуткими

Ребенок должен знать, насколько вы беспокоитесь о нем, однако вы хотите, чтобы он решал свои проблемы самостоятельно.

  • Пусть знает, что вы всегда рядом, что бы ни случилось.
  • Аккуратно объясните ребенку, что вы хотите, чтобы он разрешал конфликты самостоятельно, а не постоянно искал помощи.
  • Хотя вы должны поощрять его быть самостоятельным, следите за тем, чтобы он не причинил себе ущерба!

5. Научите ребенка быть настойчивым

Позвольте ребенку иметь собственное мнение. Вот то, что вы можете сделать:

  • Если вы заказываете еду в ресторане, дайте ему возможность самостоятельно заказать еду для себя.
  • Если вы наряжаетесь, позвольте ему самому выбрать себе одежду.
  • Спросите его, что он хотел бы на полдник.
  • Когда он предпочитает сесть за уроки.

6. Предлагайте разумный выбор

Чтобы помочь вашему ребенку думать самостоятельно, предлагайте ему разумный выбор.

  • К примеру, позвольте ему выбрать между пиццей и пастой.
  • Пусть решает, займется ли он вначале садоводством или домашним заданием.
  • Установите ограничения. Он должен быть хорошо осведомлен о его границах и знать, что именно от него ожидают.

7. Давайте совет, но не вмешивайтесь

Если ребенок пытается решить проблему, не спешите ему на выручку. Вот что вы можете сделать вместо этого:

  • Дайте совет, а не решение.
  • Позвольте вашему ребенку подумать над тем, как найти выход из этой проблемы.
  • Вы можете быть приятно удивлены, увидев, как он нашел решение.

8. Пусть у него будут свои обязанности

Если вы упаковываете чемоданы перед поездкой, позвольте ребенку самому собрать свои вещи. Вы всегда можете научить его, как это сделать, первые несколько раз.

  • Включите его в процессе планирования поездки, чтобы ребенок понимал все о приключении и самостоятельности.
  • Попросите его самостоятельно нести свой багаж (или везти в тележке) в аэропорту и доставить его домой после поездки.

Весь процесс становления самостоятельным может быть медленным, но важно, что вы будете направлять ребенка в каждом его движении.

Насколько ребенок должен быть самостоятельным?

Когда до беременности я читала Никитиных, находила в их рассуждениях много мудрого. Например, что в детях необходимо развивать осторожность: обжечь, чтобы остерегался горячего, позволить облиться водой из кружки, чтобы эту же кружку снимал осторожно, и т. д. Но вот мой сын обжегся, а осторожности ему это не прибавило. Правы ли Никитины?
Miria

Есть у них моменты, с которыми я не согласна, но с развитием осторожности у детей, я думаю, они правы. Моя личная точка зрения такова: как ребенок узнает, что это опасно, если не попробует на своей «шкуре». О угрожающих жизни ситуациях я речь не веду.
zhulka

Когда читаешь, все так просто и понятно, а на деле, когда касается твоего СОБСТВЕННОГО малыша — все меняется. Например, недавно он неожиданно схватился за горячую дрель — никто даже среагировать не успел. И толку? Хоть на ручке и волдырь, он снова к ней тянется!
Miria

на то и родители, чтоб следить и предупреждать. родили — извольте. профилактичексие беседы нужны. «помнишь, как тебе было больно? горячо, опасно! не надо трогать» а не просто нельзяйки в эфир выдавать. вы-тотрогаете — с чего ему нельзя, так примерно малыш рассуждает.
Snupy

Конечно ребенок доолжен получить жизненный опыт, но в разумных пределах. Мои знакомые мн еговорят, типа я трясусь над дочкой типа пусть падает с кровати и ударяется головой это полезно для нее. А мн еаж жутко представить что дочка с кровати кувыркнется. ей 8 месяцев
Валерия

Ваши знакомые неправы. В падении и ударах, тем более головой, ничего «полезного» для ребёнка нет. Напротив, это порой чревато травмами, иногда и тяжёлыми. Абсурдно стремиться к получению ребёнком такого опыта, опасного для здоровья. Но с другой стороны, и гиперопека не приветствуется, т.к. лишает ребёнка возможности самостоятельно исследовать этот мир. Кроме того, дети впадают в панику, когда в неё впадают родители. Таким образом, если ребёнок всё же упал и ударился, нужно спокойно его поднять, пожалеть, но не нужно охать-ахать и делать из этого трагедию. Как и во всём — золотая середина, не запрещать ребёнку получать свой опыт, но и не провоцировать опасные ситуации. Одна моя знакомая специально водила ребёнка в карантинную группу по ветрянке в садике, чтоб та переболела в детском возрасте, т.к. во взрослом возрасте детские болезни переносятся тяжелее. Но ведь есть люди, которые вообще не болели ветрянкой — ни в детском возрасте, ни во взрослом…
Арника

Я по одному из образований педагог. Все методики изучала и хорошо в них ориентируюсь, и могу вам точно сказать, что не существует ни одной из них, которая бы была на 100% правильной. То есть из одной можно взять что-то одно, из другой — другое. Из третьей просто какой-то принцип в воспитании. Вы — мама, а значит лучше, чем кто-либо можете понять, что нужно вашему малышу. Вот и выбирайте, что на ваш взгляд самое оптимальное. не придерживайтесь строго чего-то одного
Влада Карташова

Поступайте так, как чувствуете. Не опекайте чрезмерно, но и всегда будьте начеку. У меня старший сын самостоятельно наливал чай и облил ноги кипятком. В результате — сильнейший ожог. И то ладно, что вовремя сняли одежду и оказали первую помощь. Так что не всегда самостоятельность — хорошо, и не все надо на своей шкуре испробовывать. Вы же не хотели бы, чтобы ребенок наркотики попробовал? или с крыши прыгнул? А что, тоже же опыт… так что тут золотая середина должна быть.
Anna S

Я позволяю своему ребенку учиться на своих ошибках в разумных пределах, подношу его ручку к чашке с кофе, говорю горячо, льдинка — холодно, упал — больно. все равно нельзя ребенка держать в оранжерейных условиях.
NomiMalone

Самостоятелен ребенок тот, кто способен сам ставить свои цели и сам их достигать, способный решать свои проблемы за свой счет:Чтобы воспитать ребёнка самостоятельным, следует придерживаться всего лишь Порядок должен быть во всём – и в первую очередь в семье! . как ему удобнее в данный момент и насколько позволяет его мировоззрение.
mimimi

Задача каждого ребенка — стать взрослым, самостоятельным человеком, ребенком, Отношение в семье к тому, насколько можно опоздать на урок или встречу, Чтобы научиться быть самостоятельным, ребенок должен иметьПомочь ребенку стать самостоятельным непросто, но при желании процесс этот (папой)» вмешивайтесь настолько, насколько вас об этом просит ребенок. Маршрут, по которому вы отпускаете ребенка, должен быть всегда
1c2b

Родители обязательно должны знать как приучить ребенка 3 лет к Ведь от уровня самостоятельности ребенка будет зависеть то, насколько полноценно он Приучать ребенка быть самостоятельным желательно как можноПсихологические изменения в подростковом периоде; Насколько важен Поэтому самостоятельности родители должны учиться вместе со своими детьми. . Самостоятельным ребенок начинает быть с самого младенчества.
nalexxx

Узнайте, как научить младшего школьника самостоятельности. маленькому шкоднику о том, что он должен сделать, возможно, не только «Очень многие факторы влияют на то, насколько легко ребенок будетЧтобы быть по-настоящему ответственным, ребенок должен уметь . Обязательно обращайте внимание на то, насколько аккуратен ребенок на улице, Очень важно, чтобы у ребенка накапливался опыт самостоятельного
faraon

С 4–5 лет у малыша уже должны быть простейшие обязанности: помимо уборки игрушек это, Как вырастить самостоятельного ребенка 4 1 5 4.насколько вы позволяете ребенку быть самостоятельным, а насколько и находить новых друзей – это хорошо, и он непременно должен пойти
1c2b

Поэтому проявления самостоятельности не должны выходить за Объем и содержание обязанностей должны быть сформулированыДолжен ли ребёнок в 4 года сам одеваться и почему он этого не делает, даже если умеет? Можно ли научить ребёнка быть самостоятельным? . когда я прочувствовала, насколько мудрее люди жили раньше.
Blak_cat

С какого возраста можно отпускать ребенка одного в школу, насколько либеральны или авторитарны родители, что принято или не принято в . А ребенок любой ребенок должен быть уверен, что родителине нужно было напоминать ребенку о его обязанностях; Сначала определяем, какие качества должны быть сформированы у ребенка для того , этим видом деятельности ребенка, можно понять.
kair33

Ребенок должен быть готов к самостоятельности. .. Не понимаю насколько важными должны быть дела чтобы оставить ребенка одного дома. В моемКак научить ребенка отвечать за свои поступки, зарабатывать — не зависеть от родителей. проект, свою мечту в жизнь, у него должны быть инструменты для этого. И от того, насколько точно ребенок исполнит это задание, будет то у него просто нет никаких стимулов становиться самостоятельным.
kair33

«Хорошо воспитанный» ребенок должен быть самостоятельным. Сразу после выписки из роддома на мать обрушивается шквал рекомендаций неА ребенок должен быть достаточно самостоятельным, чтобы его в случае Если он один гуляет во дворе, у него должны быть часы и он должен четко соблюдать Насколько подорожают сигареты в 2017 году?
1c2b

Как научить ребенка быть свободным и самостоятельным Ответьте, пожалуйста, насколько разумно такое отношение к ребенку, случаях, как поступать, считая, что ребёнок должен учиться на своём опыте…». Кажется, что связь между самостоятельностью в быту и учебной насколько важно для ребенка быть успешным учеником, и даже с тем, каковы особенности Мама решила, что ребенок вырос и должен быть самостоятельным.
1c2b

Это зависит от родителей, ребенок глядя на своих родителей сам будет решать на сколько он будет самостоятельным. Я прочитала это здесь. Тут есть еще куча полезных советов на счет воспитания своего чада.
1233

Сможет ли ребёнок быть самостоятельным?

Читать еще:  Пилатес для беременных

Как мне лучше рожать: кесарево или самостоятельно?

Зачем ребенку быть самостоятельным

Зачем ребенку быть самостоятельным?

Я работаю с детьми уже восьмой год, из них три я проработала в школе. Казалось бы, какой-никакой, но уже опыт, но до сих пор есть не мало вещей, которые я не могу для себя объяснить.

Например, ребенок, который идеально знает все правила русского языка и отлично работает с этими правилами устно, выполняет письменные работы на отрицательную оценку. Почему ребенок устно работает идеально, а письменно те же самые задания выполнить не может?

Или мальчик, с поведением которого очень часто возникают проблемы, натворив очередную пакость, бросается в слезы, стоит только взять дневник или применить другие меры наказания. Почему у ребенка не формируется чувство ответственности за собственные поступки?

Но вопрос, который я пытаюсь решить для себя с самого первого момента, как я начала работать с детьми – это вопрос о самостоятельности. Насколько ребенок младшего школьного возраста может быть самостоятельным? Что можно ему доверить, а что пока доверять не стоит?

В сети интернет очень много статей на эту тему. Большая их часть направлена на родителей и рассказывает, насколько самостоятельным должен быть один ребенок в одной семье. Поэтому мне приходится делать выводы самостоятельно, глядя на то, как растут мои ученики.

Психологи пишут, что формировать самостоятельность нужно практически с самого момента рождения. Как только ребенок начинает себя осознавать, стоит начинать формировать чувство ответственности за себя и свою жизнь. Например, позволить ему дотронуться до горячей сковородки, чтобы он понял, что означает слово горячо или уронить на себя стакан с водой и прочее. Пережив подобные происшествия один или несколько раз, ребенок должен осознать, как делать можно, а как не стоит. Позже нужно учить ребенка самостоятельно одеваться, кушать, убирать за собой со стола.

Для меня, как для учителя начальных классов, моментом «рождения» является первый класс. Причем, не одного ребенка, как для мамы и папы, а сразу нескольких. И если у родителей есть возможность формировать самостоятельность с нуля, то ко мне дети приходят уже с набором определенных понятий. То есть учить самостоятельности каждого отдельного ребенка приходится начинать с разных позиций. А надо ли?

Для чего ребенку быть самостоятельным – вот главный вопрос, на который я пытаюсь ответить не только себе, но и родителям. Конечно, на первом месте для меня стоит способность ребенка к обучению. Но ведь жизнь – это не только школа. После школы ребенок выйдет в самостоятельную жизнь и как он будет существовать – зависит от его детства.

Сейчас моим ученикам по 10 лет. Они заканчивают начальную школу. То есть я практически прошла все этапы взросления детей первой ступени образования и уже могу сделать определенные выводы.

Попробую рассказать о некоторых своих учениках с позиции этого вопроса (имена, естественно, изменены).

Саша. Саша самый яркий пример, который можно сюда привести. Буквально несколько дней назад Саша стоял в столовой и ревел, что ему не хватило места. Он стоял и ревел ровно до тех пор, пока не понял, что я не планирую ему помогать. И чудесным образом место нашлось за соседним столом.

Саша постоянно теряет свои вещи. У него несколько дней может лежать выполненная работа, которую он забывает сдать. Неделю, которую Саша был вынужден жить без мамы (с папой и младшим братом), ребенок приходил на половину не готовым к урокам.

А теперь посмотрим, что происходит с мальчиком на уроке. Он очень хорошо усваивает школьную программу. Его показатели одни из первых, среди всех, но какую колоссальную работу проделывает мама дома, и насколько внимательной к нему нужно быть мне, чтобы уровень его знаний оставался на этом уровне. За три с половиной года обучения Саша не сидел дальше второй парты. Саша будет работать ровно до тех пор, пока на него смотрю я (или мама дома). Мама, имея кроме Саши еще двух маленьких мальчиков, вынуждена несколько часов тратить на Сашины уроки, так как без маминого контроля Саша не сделает ничего. Так же и в школе. Он может во время контрольных работ играть, а потом возмущаться, что не успел. Будучи учителем молодым, поэтому очень жалостливым, я давала Саше время дописать работу. Но так не могло продолжаться всегда, и мальчик-отличник стал приносить домой тройки за безошибочную, но наполовину сделанную, работу. Как только Саша чувствует, что в нем не заинтересованы, он прекращает заниматься уроками и делает все, что приходит ему в голову. Чтобы хоть как-то справиться с этим, я перестала контролировать ребенка, а в конце урока беру тетрадь или другим способом оцениваю его работу на уроке. Сначала после звонка Саша судорожно пытался восстановить все то, что не сделал за сорок минут, теперь он пытается распределить свое время так, чтобы успеть и поиграть, и выполнить работу. Контрольные работы, кстати, он теперь сдает один из первых, возможно для того, чтобы осталось время для игр.

Абсолютная противоположность Саше – Максим. Ребенок растет практически один. Мама воспитывает сына одна, целый день на работе, мальчик предоставлен сам себе. Конечно, он не болтается по улицам. Он посещает футбольную секцию. Мама выбирала секцию, основываясь на двух позициях – чтобы ребенок ходил туда не через силу, а с желанием и чтобы секция была каждый день. Таким образом, Максим после уроков идет домой, обедает, собирает вещи на тренировку, сам уходит и сам приходит. В таком режиме он живет уже с первого класса. Он ни разу не опоздал на тренировку, он ни разу ничего не забыл. Но в школе это совсем другой ребенок.

В отличие от Саши, Максим делает уроки сам. Делает, конечно, из рук вон плохо, больше тройки он не получал. Во втором и третьем классах я часто зачеркивала его работы – настолько они были безобразно сделаны. Но мама не разу не видела его домашних задний, потому что Максим говорит, что он все знает и все сделал.

Так как практически целый день все делает сам, Максим научился контролировать не только свои действия, но и действия окружающих, в том числе и мои. Я восхищаюсь, да, именно восхищаюсь, тем, как он чувствует, что я нахожусь где-то рядом. За все время обучения я не разу не поймала Максима за какой-либо шалостью, но точно знаю, что он всегда главный в любом плохом деле. Он всегда умеет расставить все так, что виноваты все, кроме него. Максим научился чувствовать грань можно-нельзя. Он понял, чего достаточно знать, чтобы получать тройки и не стремится делать больше. С одной стороны, очень жалко его ресурсы, которых достаточно для того, чтобы учиться на 4-5, да и я, как учитель, должна повышать качество успеваемости в классе, но с другой стороны, ребенок абсолютно готов ко взрослой жизни. Конечно, я требую с Максима по мере его возможностей (то есть больше, чем он пытается выдать), но как только Максим выйдет из-под моего контроля и контроля других учителей, добиться от него чего-то, что он делать не хочет, будет невозможно.

Примерно такой же образ жизни ведет и Даша. Точно так же Дарья после школы идет домой, собирает вещи на тренировку, обедает, уходит, приходит – все делает сама. Но Даша и Максим – две противоположных личности. Дарья – типичная девочка-отличница. Такая, как показывают в кино – в юбочке, с косичками, в которую влюблены все мальчики класса. Мама ничего не требует от ребенка. Учится – молодец, перестанет учиться – ее выбор. Но, несмотря на это, Даша идеально готовится ко всем урокам, выполняет все задания, на отлично пишет контрольные и проверочные работы. Причем, это не зубрежка, она всегда пытается понять, откуда взялось то или иное правило, почему произошло так, а не иначе. Больше, пожалуй, про Дашу мне сказать нечего. Сложно представить, как Дарья адаптируется во взрослой жизни

Следующий пример – Соня. Соня – милое создание, принцесса. В семье, кроме Сони, детей нет. Как и положено единственному ребенку в семье, Соня концентрирует на себе все внимание мамы, папы, двух бабушек и дедушки.

Но, несмотря на это, жизнь у Сони не сахар.

Три года назад вместе с Соней в первый класс пошла учиться бабушка. Бабушка контролирует каждое Сонино действие. Первые два года бабушка ходила ко мне и просила объяснить, как решать ту или иную задачу. Они могут часами сидеть за уроками, пока все не будет сделано идеально. Софья всегда знает все правила, все стихотворения, всегда безошибочно выполняет все домашние задания. Казалось бы, что плохого?

Читать еще:  Неонатальный скрининг

Софья прекрасно занимается на уроках математики, русского языка, если тема урока – закрепление пройденного материала. Если в настоящее время изучается новая тема – Сони на уроке нет. Все дело в том, что ей без бабушкиного контроля очень сложно концентрировать свое внимание. Вот тут и встает вопрос – а как Соня будет учиться, когда бабушка отпустит ее в свободное плавание?

И проблема даже не в Соне. Ей не дают свободы родители. Ее не отпускают в школу одну, несмотря на то, что не нужно переходить ни одной дороги, мама часто звонит и спрашивает про оценки, хотя ребенок сам все знает. Соня просто поняла, что за нее все сделают и не прилагает собственных усилий. А зачем?

Таким образом получается, что родители научили ребенка учиться, что, безусловно, положительно сказывается на уровне знаний, но в то же время, научили ребенка надеяться на кого-то при решении любого вопроса.

Хотя, может это и хорошо. Ведь Соня девочка. А девочки не должны ничего решать.

Исходя из этого, мы видим, что все дети абсолютно разные. А разные они за счет того, что живут в разных условиях. Кто-то воспитывается только мамой и уже является единственным мужчиной в семье, а кто-то наоборот. Кто-то сам контролирует свои действия, потому что знает, что за них нужно нести ответственность, а кто-то требует этого от других.

Но во всех случаях, главным действующим лицом являются родители. Если они готовы отпустить ребенка, позволить ему самому принимать решения, то рано или поздно он научится думать сам. Как он узнает в раннем возрасте, что такое сковородка, так и в школе он узнает, что такое не делать домашние задания. Ребенок сам должен понять, хочет он учиться или нет. Что он хочет получить на выходе из школы – аттестат или знания.

Как отражается самостоятельность ребенка на обучении в школе? Ответ прост – если родители не позволяют ребенку принимать решения и хотят, чтобы он учился хорошо, то им придется учиться вместе с ним. Если они готовы предоставить этот выбор ребенку, то результат может быть не предсказуем.

Так чего я, как учитель смогла добиться в этом направлении. Могу ли я назвать свой класс самостоятельным? На этот вопрос я не могу дать себе точного ответа.

С одной стороны, большинство моих детей могут выполнить любое мое поручение, найти любой кабинет в школе, поговорить с любым учителем. Я никогда не делаю за них то, что они могут сделать сами. Но в то же время, я боюсь оставлять их одних в кабинете. Не потому, что боюсь за их жизнь и здоровье, а потому что я точно знаю, что тишины в классе не будет.

С другой стороны, я хотела, чтобы к концу четвертого класса дети сами добывали себе знания, а не ждали моих наводящих вопросов. Не могу сказать, что мне удалось этого добиться. Если я задам вопрос и скажу, что ответ на него нужно найти в тексте учебника, то, конечно, дети справятся с этим. Но если я не скажу, что поможет в ответе на вопрос, большинство не смогут выполнить задание.

К сожалению, ребенок оказывается в такой ситуации, что в школе с него требует учитель, дома с него требует мама. И если этот ребенок не готов учится, он постоянно слышит упреки и претензии в свой адрес. Так как же тогда быть? Позволить ребенку быть самостоятельным и не требовать хороших оценок, но видеть его счастливым или заставить его на ближайшие одиннадцать лет забыть про свои желания и посвятить себя учебе? Как найти золотую середину?

Вот еще один вопрос, на который я хочу найти ответ…

Мой ребенок должен быть самостоятельным. Как этого добиться?

Детская самостоятельность – это необходимость.

Об этом знают практически все родители, при этом частенько пренебрегают этим правилом. Почему? Мы взрослые часто спешим, не хватает времени, а иногда и терпения: «Ну что ты копошишься?! Давай я быстро тебя одену, обую, а то опаздываем!» Знакомо? И вот ребенок растет, возможно, он уже одевается сам, но за него решают родители задачку по математике, потому что давно пора уже ложиться спать. Готовят портфель на завтра и одежду, потому что обязательно он что-то забудет.

В результате такой «помощи» ребенок трудно адаптируется к школе, а еще трудней к изменяющимся ситуациям. Можно застраховаться заранее от таких нежелательных последствий? Конечно, если с раннего детства (1,5 – 3 года) следовать определенным правилам:

Даже если ребенок трудно справляется сам в какой-то ситуации, но имеет уже определенные навыки, спокойно даем ему время для решения своей задачи. Споткнулся и упал, реакция родителей, не — о, ужас! Какой плохой ковер, давай его побьем, а мудрая.

— Давай, поднимайся малыш. Ты уже можешь сам.

Если вам не нравится, что делает ребенок, вместо поучительного «ну что ты натворил!» стоит вовлекаться в процесс и сменить деятельность ребенка незаметно, играючи.

Самостоятельность развивается, когда пробуждается интерес к окружающему миру методом «посмотри», «потрогай», «пощупай», «погладь».

И самый главный момент, научитесь доверять своему ребенку. С ранних лет даем установку: «Ты у меня молодец!», «Хорошо справляешься!», «Классно, оригинально у тебя получилось!»

Самостоятелен ребенок тот, кто способен сам ставить свои цели и сам их достигать, способный решать свои проблемы за свой счет: понятно, в соответствии со своим возрастом.

Две главные стороны самостоятельности — это свобода собственного выбора и способность оплачивать эту свою свободу.

В 3 года самостоятельный ребенок сам завязывает себе шнурки, в 7 лет может сам сделать себе завтрак и постирать свои вещи, в 8 лет самостоятельно может качественно делать свои уроки.

Первое и самое простое в воспитании самостоятельности — это не воспитывать несамостоятельность. Да, к сожалению, многие родители, и чаще мамы, делают это весьма настойчиво. Несамостоятельность воспитывается так же, как и любое другое умение и черта характера: в первую очередь с помощью внушений и подкрепления несамостоятельного поведения.

«Не ходи! Не бегай! Да кто тебя спрашивает, бестолочь! Тебе ничего нельзя доверить» — ну и что ждать после такого?

Если мама всего боится, ее ребенок самостоятельным не вырастет. И что делать? Признать, что мужское воспитание более продуктивно, перестать ему препятствовать и, напротив, поддерживать воспитательную активность мужа.

Рассказ участницы летних тренингов в Синтоне. Рядом с нами в палатке живет мальчик Данила, ему 6 лет, всегда живой, энергичный и самостоятельный. Я его спрашиваю: «- Слушай, Данила, а ты можешь дров нарубить? — Конечно, могу. — А сестру Настю накормить? — Я и так ее кормлю. — А палатку поставить? — И палатку поставить могу, мне папа уже доверял. — Данила, почему же ты все можешь? — Ну, я же мужчина!

Данила уверен в себе и самодостаточен. Спрашиваю маму, как она этого добилась? Она говорит: «Я отношусь уже не к проблемным родителям, но еще и не к продвинутым. Данилу воспитывает в первую очередь мой муж, за что ему большое уважение с моей стороны. Моя задача – не саботировать, просто идти за ним, не мешать». А что такого делает с ребенком муж? «Он делает две вещи, которые трудно делать мне: он не боится давать ребенку большую свободу и одновременно учит его беспрекословному послушанию. Я боюсь разрешать Даниле играть большим острым ножом или рубить дрова для костра, а Костя ему разрешает. С другой стороны, Данила меня слушает не всегда, а команды Кости он выполняет сразу, и это меня успокаивает».

Важный момент самостоятельности — привычка и способность принимать самостоятельные решения. Да, но вместе с этим родителям нужно, чтобы ребенок принимал нужные решения. Как это совместить?

Я росла самостоятельной. Сейчас понимаю, что самостоятельность, конечно, была подконтрольной. И тем не менее, меня с детства приучали все делать самой. А еще всегда давали выбор, создавая иллюзию того, что я сама принимаю решение. Да, выбор часто был безальтернативным и я, освоив это на уровне подсознания, сейчас пользуюсь таким выбором со своими детьми: «Катя, ты будешь рисовую кашу или гречневую?», «Катя, мы идем гулять в парк или в лес?», «Катя, ты пойдешь кататься на коньках или на лыжах?».

«Учить плавать, бросая ребенка в воду» — тактика ошибочная. Этапы становление навыка самостоятельности: 1. Ребенок участвует в деле, которое делают старшие, помогая им и под полным контролем старших. 2. Ребенок делает новое дело совместно с родителями. 3. Ребенок делает дело, родители ему помогают. 4. Ребенок делает все самостоятельно!

Важнейший вопрос — разделение ответственности: в каких ситуациях родители должны помогать ребенку, а в каких — ставить его перед фактом необходимости самому решать свои проблемы?

Чтобы ребенок привыкал действовать самостоятельно, нужно позаботиться о трех условиях: 1. Собственное желание ребенка. 2. Препятствие на пути к предмету желания, которое ребенок может преодолеть. 3. Длящееся вознаграждение! Эта идея гениальна, но как ее осуществить в жизни, не всегда понятно сразу.

Чтобы наши дети (а иногда уже и совсем взрослые) переставали быть детьми и становились самостоятельными, важно:

  • Приучить детей к послушанию. Это звучит парадоксально, но это именно так: надежнее всего вы вырастите своего ребенка самостоятельным, если вначале приучите его вас слушаться. См.→
  • Увлекать самостоятельностью. Если перед глазами ребенка будут красивые и яркие примеры самостоятельных, успешных детей, ребенок захочет быть на них похожим.
  • Создавать ситуации, когда самостоятельность возможна и им по силам. Отдайте ребенку на откуп какие-то области, в которых он может осваивать незнакомые непривычные для него действия. Как будем эти области намечать, например, для ребенка пяти лет? Записываете, что ваш ребенок должен уметь делать самостоятельно и хорошо в шесть лет. Например, накрывать на стол, содержать в порядке игрушки и так далее… Тем самым вы создаете ему возможность самостоятельно это делать изо дня в день и оттачивать умение до состояния, когда эту область новых для него действий ребенок сможет контролировать полностью сам.
  • Создавать ситуации, когда самостоятельность и взрослость престижна и становится привлекательной,
  • Создавать ситуации, когда самостоятельность обязательна и просто вынуждена. Детей нужно просто приучать ко взрослой жизни, ответственности и самостоятельности, включая во взрослую жизнь, дела и заботы. В Африке дети пасут скот с 3 лет, как только научаются хорошо ходить. В деревне дети имеют взрослые обязанности лет с 5-7. «Какой тебе годик? — Седьмой миновал. » (Некрасов, Мужичок с ноготок).

Основные меры коррекции — лишение психологического инфантила привычных для него уютных удобств, помещение его в ситуацию реальных трудностей, выставление к нему все нарастающих требований. Прекратить (или последовательно уменьшать) денежное содержание, потребовать (обязать) учиться и работать, обслуживать себя (сходить в магазин, приготовить себе еду, прибирать за собой вещи). Заботиться о близких и родных. — Все это вещи предельно простые, житейские, но именно из этого и состоит взрослая жизнь и именно выполнение этих дел начинает превращать инфантила во взрослого человека.

Как помочь ребенку стать самостоятельным

Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий? См. →

Свободное воспитание и воспитание самостоятельности

Вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность — это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут?

Армейский стиль воспитания и воспитание самостоятельности

Одним из отработанных в культуре путей воспитания самостоятельности является армейский стиль воспитания. См.→

Освоение дома: план дел самостоятельному мужчине

Письмо молодому человеку, решившему начать учиться самостоятельной жизни: «Я шлю тебе план того, что тебе, по моему мнению, нужно выполнять каждый день. Ты можешь скорректировать его с учетом других своих обстоятельств. После этого твоя задача – каждый день выполнять все пункты. И каждый день в письменном виде подводить итоги: что сделал, что не сделал. » См.→

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector