Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие двигательной активности у детей 1-2 лет: особенности и диагностика патологии

Особенности психомоторного и речевого развития ребенка

Психомоторное развитие ребёнка включает в понятие становление ряда навыков в двигательной и эмоциональной сфере, формирование основ поведенческих реакций. Пик такого развития приходится на младший возраст, а начинается от самого рождения. Несмотря на существование определённых возрастных сроков для формирования каждого из таких навыков, стоит воспринимать эти «нормы» как ориентир и оставлять место индивидуальности. Нередки переживания родителей о своевременности темпов психомоторного развития ребёнка, и любые сомнения в этом – достаточная причина для обращения к специалистам многопрофильной клиники ЦЭЛТ. Оценка комплекса навыков ребёнка, а также, дополнительное обследование помогут установить наличие или отсутствие задержки психомоторного развития у ребенка, выявить причину её появления. Такой подход позволит найти решение проблемы и направить все усилия на её устранение.

Как и когда проводится оценка психомоторного развития?

Определение уровня психомоторного развития включает в себя оценку социальной адаптации ребёнка, развитие его эмоций, речи, оценку общей моторной деятельности, активности мелкой моторики.

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста оценивается с различной частотой в каждом из возрастных периодов. Это напрямую связано со скоростью физического и психоэмоционального развития в раннем возрасте и замедлением темпов развития в старшем возрасте. Так, оценка психомоторного развития предполагается

  • на 1-ом году жизни — ежемесячно;
  • с 1 до 2-х лет — каждые 3 месяца;
  • с 2 до 6-ти лет — ежегодно.

Оценка психомотороного развития подразумевает определение соответствия уровня развития ребёнка его возрасту, либо же констатацию факта опережения или отставания развития.

Симптомы задержки психомоторного развития

Симптомы задержки психомоторного развития у детей раннего возраста выражаются в следующем:

  • вялая подвижность;
  • вялое сосание или отказ от груди;
  • неадекватная (сниженная) реакция на свето-звуковые раздражители;
  • отсутствие интереса к игрушкам, нарушение игровой деятельности;
  • отсутствие или бедность эмоций;
  • отсутствие реакции на родителей;
  • отсутствие дифференциации членов семьи и чужих людей;
  • отсутствие предметно-манипуляционной деятельности;
  • задержка формирования речи;
  • отсутствие координации движений.

Степени задержки

Степени задержки выделяют в зависимости от числа возрастных интервалов, на которые психомоторное развитие малыша запаздывает.

  • Лёгкая степень задержки (или, как её ещё называют, темповая задержка) диагностируется в случае, если отклонения в развитии не превышают трёх месяцев. Нарушения в развитии некоторых моторных навыков характерны для детей, которые болеют рахитом. При отсутствии симптомов повреждения мозга наблюдается полное восстановление всех психомоторных функций.
  • Средняя степень задержки диагностируется в случае, если отставание в развитии составляет от 3-х до 6-ти месяцев. Она встречается у детей, которые перенесли менингит, страдают от эпилепсии, а также при различных формах энцефалопатии. Средняя степень задержки требует проведения комплексного обследования для диагностики причин отставания в развитии;
  • Тяжёлая степень задержки диагностируется, если отставание в развитии составляет более 6-ти месяцев. Она сочетается с такими патологическими состояниями, как: пороки развития головного мозга, нарушения обменных процессов, генетические синдромальные состояния, гипотиреоз, энцефалит.

Лечебно-диагностические мероприятия при любой степени задержки психомоторного развития строго индивидуальны и определяются лечащим врачом после осмотра и сбора анамнеза.

Синдром двигательных нарушений у детей

Лечение в нашей клинике:

  • Бесплатная консультация врача
  • Быстрое устранение болевого синдрома;
  • Наша цель: полное восстановление и улучшение нарушенных функций;
  • Видимые улучшения после 1-2 сеанса; Безопасные безоперационные методы.
    Прием ведут врачи
  • Методы лечения
  • О клинике
  • Услуги и цены
  • Отзывы

Центральная и вегетативная нервная системы закладываются на раннем внутритрубном этапе развития плода. Они продолжают развиваться на протяжении всего срока беременности. Эволюция и адаптация нервной деятельности младенца проходит до 3-4 лет. Поэтому синдром двигательных нарушений может быть следствием патологий, возникших на разных стадиях формирования плода или родившегося малыша.

Синдром двигательных нарушений у детей может проявляться в раннем новорожденном периоде в виде отсутствия важных рефлексов. Также патология может начать проявляться ближе к возрасту в 5-6 месяцев. Родители могут замечать вялость и апатичность младенца, изначально принимая её за особенность характера ребенка. На самом деле любая апатичность со стороны малыша и отсутствие у него живого интереса к окружающей среде говорит о дисфункции высшей нервной деятельности.

Нарушение двигательных функций подразделяется на спинальные и церебральные виды. В первом случае повреждение нервного волокна, отвечающего за организацию двигательной моторики, происходит на уровне позвоночного столба. Это может быть осложнение родовой деятельности, неправильное предлежание плода, гемангиома, неправильное положение тел позвонков и т.д.

Церебральный тип патологии может быть связан с гипертонусом на фоне неправильной работы коры головного мозга. Эта структура при неправильном развитии не может качественно обрабатывать поступающие от периферической нервной системы сигналы. В результате наблюдается невозможность совершения движений в полном объеме. Могут возникать слабые парезы и параличи, самым опасным осложнением является детский церебральный паралич (ДЦП).

Очень важно распознавать синдром двигательных дисфункций у ребенка на ранних стадиях. Исключается всегда патология, связанная с иннервацией той мышечной ткани, которая не развивается и не работает в должной мере.

В раннем младенческом возрасте клиническими признаками могут быть повышение или снижение мышечного тонуса (вплоть до полного паралича или вялого пареза), отсутствие рефлексов или их чрезмерное проявление, появление патологической подвижности или скованности. При умеренной выраженности их симптомов может помочь курс лечебного массажа и гимнастики. Если своевременно обратиться за медицинской помощью, то можно избежать формирования ДЦП в развернутой форме.

В этой статье рассказано про механизм развития патологии, отличительные клинические признаки, виды нарушений и способы их коррекции без применения сильнодействующих фармакологических препаратов.

Если у вашего малыша есть признаки нарушения двигательных функций, не стоит терять время в ожидании того, что все это пройдет самостоятельно. До тех пор, пока не будет обнаружена и устранена причина развивающихся нарушений, болезнь будет прогрессировать. Даже через месяц уже может быть поздно.

В Москве можно записаться на бесплатный прием к врачу неврологу в нашей клинике мануальной терапии. Для всех пациентов предоставляется бесплатная консультация. Доктор проводит осмотр, устанавливает предварительный диагноз и дает индивидуальные рекомендации по проведению дополнительного обследования и лечения.

Причины синдрома двигательных нарушений

Синдром двигательных нарушений у детей до года может быть спровоцирован неправильным развитием плода на внутриутробном этапе. Это может быть гипоксия, обвитие пуповиной, неправильное предлежание и т.д. Установить истинную причину синдрома нарушения двигательной активности может только врач невролог. Не стоит пытаться в домашних условиях самостоятельно проводить диагностику и тем более лечение.

При проведении дифференциальной диагностики доктор в первую очередь определяет тип нарушения: гипотония или гипертонус миоцитов наблюдается. Затем устанавливается участок поражения нервного волокна и предполагаемая причина данного нарушения. И только после этого может быть начато эффективное и безопасное лечение.

Гипотония мышц отличается отсутствие сопротивления при принудительном движении рук и ног. Если малыша уложить на спину и попытаться сгибать ручки и ножки, разводить их в стороны и обратно сводить, то можно почувствовать сопротивление. Это действует периферическая нервная система, которая не успевает обрабатывать сигнал, поступающий от миоцитов. При серьезных поражениях спинного мозга и центральной нервной системы ребенок может становиться похожим на «тряпичную куклу».

Синдром двигательных нарушений может развиться у детей по следующим причинам:

  • гипоксия, перенесённая на внутриутробном периоде развития;
  • гипоксия головного мозга, развивающаяся в ходе родовой деятельности, напрмиер, при обвитии пуповиной;
  • асфиксия ребенка околоплодными водами при нарушении техники оказания акушерской родовспомогательной помощи;
  • поражение миоцитов и их недостаточное развитие на фоне неполноценности капиллярного кровеносного русла;
  • нарушение нервных связей при патологии развития структуры центральной и периферической нервной системы;
  • травматическое воздействие в области позвоночника, головы;
  • неправильное положение первого шейного позвонка и его смещение;
  • ассимиляция первого шейного позвонка затылочной костью;
  • компрессия отдельных крупных ветвей периферической нервной системы (бедренного, седалищного, локтевого, плечевого, лучевого);
  • наследственные генетические отклонения в развитии;
  • неправильный обмен веществ и многое другое.

Не редко синдром двигательных нарушений присутствует у детей, которым не проводится профилактика рахита. При дефиците витамина D начинаются патологические деформации в структурах костной, сухожильной и мышечной ткани. Что может впоследствии привести к появлению пониженного или повышенного мышечного тонуса.

Виды синдромов двигательных нарушений

Подразделение на виды синдрома двигательных нарушений проводится по тому, понижен или повышен мышечный тонус. Встречается гипотонус, гипертонус и смешанный тип, при котором одни мышцы могут находиться в напряженном состоянии, а другие в это время вообще не быть способными к совершению движений. Последняя – самая тяжелая форма заболевания.

Также патология подразделяется по стадиям развития:

  1. начальный симптомокомплекс отличается незначительным повышением или снижением мышечного тонуса. Характерные признаки может распознать только врач (у детей возникают часто судороги, они не проявляют интереса к окружающим их ярким вещам);
  2. вторая стадия – это развитый симптомокомплекс, который становится очевиден даже родителям, не имеющим специального медицинского образования (ребенок в возрасте 1-го года не может самостоятельно держать голову, при попытках сидеть, стоять или ползать, падают в неестественных позах);
  3. поздний период возникает в возрасте 2,5 – 3 лет (ребенок не может самостоятельно сидеть, ходить, возникает вторичная задержка психомоторного развития).

На первой стадии можно полностью вылечить ребенка без сохранения остаточных признаков нарушений. На второй стадии лечение может дать заметное улучшение состояния, но могут сохраняться отдельные вялые парезы и параличи. Третья (поздняя) стадия развития болезни отличается тем, что деформация скелета и задержка психоэмоционального развития являются необратимыми явлениями. Такого ребенка можно лишь частично адаптировать к социальной среде. Полностью устранить последствия двигательных нарушений в этом случае уже нельзя.

Симптомы двигательных нарушений у грудничка

При внимательном отношении к ребенку синдром двигательных нарушений у грудничка можно заметить примерно в возрасте 4 – 5 месяцев. Дети в этом возрасте уже начинают крепко удерживать головку, тянутся за игрушками и яркими предметами. Если младенец не проявляет подобных навыков, то нужно как можно быстрее обратиться к неврологу.

Нужно обратить внимание на следующие симптомы синдрома двигательных нарушений:

  • движения становятся замедленными, как бы «ватными», не резкими;
  • происходит постоянное снижение мышечной силы в ручках и ножках;
  • появляются признаки истощения мышечной массы (ножки и ручки становятся более тонкими);
  • сухожильные рефлексы могут как усиливаться, так и снижаться;
  • в тяжелых случаях развиваются парезы и параличи;
  • при малейшем психоэмоциональном или мышечном напряжении может развиваться судорожный синдром;
  • если наблюдать за ребенком, то можно заметить присутствие разнообразных движений, которые могут быть неестественными, хаотичными, бессмысленными;
  • нарушаются рефлексы хватания и сосания;
  • ребенок не в состоянии подгибать коленки, удерживать головку, поднимать ручки;
  • нарушен процесс переворачивания с живот ан спину и обратно;
  • плач становится монотонным и неэмоциональным;
  • ребенок редко улыбается, практически не выражает эмоций;
  • кожные покровы могут быть бледными с синюшным оттенком.

Клинически синдром двигательных нарушений у грудничка может давать разнообразные симптомы, но самые основные те, что описаны выше.

Последствия синдрома двигательных нарушений

Синдром нарушения двигательных функций на ранних стадиях поддается коррекции и у малыша не остаётся никаких патологических признаков неблагополучия. При запущенных случаях последствия синдрома двигательных нарушений более серьезные. Может развиваться олигофрения и другие нарушения психоэмоционального развития. Возникают разнообразные деформации скелетной части опорно-двигательного аппарата. При поражении крупных мышц нарушается способность обслуживать себя, сидеть, ходить. Речевая функция у таких детей не развита.

Родителям необходимо начинать лечение синдрома двигательных нарушений как можно раньше.

Лечение синдрома двигательных нарушений

Своевременное лечение синдрома двигательных нарушений позволяет полностью восстановить здоровье малыша. Для эффективного лечения важен комплексный подход. Применение сильнодействующих фармакологических средств не всегда приносит желаемый результат и часто дает осложнения.

Применение рефлексотерапии позволяет координировать работу всей нейронной сети и восстанавливать пропускную способность периферической нервной системы.

Остеопатия и массаж направлены на восстановление тонуса мышечного волокна, усиление микроциркуляции крови и лимфатической жидкости.

Лечебная гимнастика позволяет полностью приводить в норму состояние опорно-двигательного аппарата, устранять последствия вялых парезов и параличей. В случае необходимости в курс терапии может быть включена электромиостимуляция

Восстановительный период при синдроме двигательных нарушений может продолжаться от 3-х до 10-ти месяцев, в зависимости от тяжести структурных нарушений. В это время необходимо строго придерживаться всех рекомендаций лечащего врача. В нашей клинике мануальной терапии курс лечения включает в себя на только сеансы остеопатии, кинезиотерапии, рефлексотерапии, массажа и т.д. Опытный врач невролог дает исчерпывающие рекомендации по проведению ЛФК в домашних условиях, организации питания, распорядка дня малыша, прогулкам, разработке мышц и сухожилий.

Если вам требуется полноценное лечение синдрома двигательных нарушений, то рекомендуем записаться на первичный бесплатный прием к неврологу в нашей клинике мануальной терапии. В ходе консультации доктор проведет осмотр, поставит диагноз и расскажет о том, как будет проводиться терапия.

Читать еще:  5 эффективных методов лечения энуреза

Помните! Самолечение может быть опасно! Обратитесь ко врачу

Развитие двигательной активности детей от 1-2 лет

Рисование и аппликация

На втором году жизни ребенок пробует рисовать . Навыки рисования,

которое предшествуют письму, незаменимы -даже конструктор не так эффективен. Лучше всегда рисовать карандашом он в отличие от фломастера и ручки , формирует силу нажима и требует больше моторной работы пальцев, кисти и руки. Ребенку будет интересно, если родители порисуют вместе с ним, например, мама нарисует голову слона, папа — туловище, а ребенок — ноги, хвост, хобот и уши.

Родители должны не только познакомить малыша с инструментами для рисования, но и научить его правильно держать кисть и карандаш. Сначала можно порисовать мелками — их держать намного проще. Пальчиковые краски также помогут сделать жизнь ярче (правда, разукрашена будет не только бумага , но и одежда, поэтому наденьте фартук и переоденьте ребенка во что-нибудь попроще). Потом вложите пишущий прибор в детскую руку и покажите, как нужно зажимать его пальцами. Еще для рисования подходят доски, восковые и пастельные мелки , набор для рисования на стенах, краски-тюбики . С детьми постарше можно освоить рисунок по ткани или раскрасить гипсовые фигурки . Только смотрите в оба: юные художники раскрашивают стены и мебель не хуже альбомов для рисования.

Работа с бумагой не ограничивается только рисованием.

Делайте аппликации из кусочков цветной бумаги , фантиков от конфет, наклеек и блестящей фольги. Придумать сюжет игры помогут развивающие книжки и альбомы со стикерами , раскраски , сборники с карандашными заданиями (соединить точки, пройти лабиринт). Обычно такие пособия снабжены возрастной маркировкой, поэтому сделать выбор будет достаточно просто.

Меры предосторожности

Не перегружайте ребенка заданиями и всегда ориентируйтесь на вещи, которые вызывают больший интерес. Но и не забывайте все время показывать ему что-нибудь новое.

Развитие двигательной активности детей от 1-2 лет

Выполнила: Виноградова М.А.

Дети очень активны и любознательны, поэтому развитие мелкой моторики у них идет естественным образом. Задача родителей — помочь им в этом, придумывая ситуации, которые заинтересуют и увлекут ребенка.

Детям нравится подражать взрослым, поэтому не бойтесь привлекать их к участию в домашних делах. Достаньте из кухонных ящиков поварешки, толкушки, крышки, гибкие формы для выпечки, прихватки и полотенца и предложите ребенку рассмотреть их, потрогать и подержать.

Не запрещайте ребенку пробовать все это на вкус, следите только, чтобы среди этих предметов не было мелких или острых вещей.

С девочками можно вместе наполнить тазик мыльной водой и помыть игрушечную посуду .

Мальчикам будет интересно поиграть с игрушечным набором столярных инструментов , порыбачить с магнитными удочками или залезть под капот машинки . Такие игры приучают детей помогать по домуи воспитывают самостоятельность

Позвольте ребенку самому одеться и раздеться, справиться с молнией, липучками и пуговицами — это самая доступная и эффективная тренировка моторики рук.

Крупные движения также способствуют развитию речи, внимания и усидчивости, поэтому играйте в подвижные игры, танцуйте, выполняйте гимнастические упражнения. Хорошее владение своим телом, будет способствовать развитию координации движения, глаз и рук. Предметы, развивающие мелкую моторику

Детям нравится управлять и наблюдать за чем-то движущимся.

Мячики , игрушечный транспорт и любые игрушки на колесах , движущиеся в лабиринте шарики или нанизанные на веревочки бусины — отличные предметы для развития мелкой моторики.

Пальчиковые игры:

Поставьте все пальцы одной руки на стол.

Вышли зайки на лужок, Встали в маленький кружок. Раз зайка, два зайка, три зайка, Четыре зайка, пять.

Будем лапками стучать.

(Стучите всеми пальцами по столу

вместе или вразнобой.)

Постучали, постучали И устали. Сели отдыхать.

(Согните пальцы в кулак.)

2. «Здравствуй, пальчик»

Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.

Здравствуй, пальчик дорогой, Вот и встретились с тобой.

3. «Сильные пальчики»

Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое. Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону.

Синдром двигательных нарушений: причины, симптомы, диагноз, лечение, прогноз

Синдром двигательных нарушений (СДН) – расстройство двигательной сферы человека, обусловленное поражением головного мозга и нарушением работы ЦНС. Обычно поражает один или несколько отделов мозга: кора больших полушарий, подкорковые ядра, ствол. Форма мышечной патологии определяется объемом и областью поражения мозга. Недуг проявляется патологическим изменением тонуса мышц и разнообразными двигательными нарушениями.

Болезнь развивается у грудных детей 2-4 месяцев, перенесших травму или гипоксию мозга. Причинами синдрома двигательных нарушений у детей могут быть негативные факторы, оказывающие внутриутробное воздействие на плод и вызывающие перинатальное поражение центральной нервной системы. Судорожная активность мышц, их гипотония и слабость требуют срочного лечения.

СДН клинически проявляется уже в первые дни и недели жизни ребенка. У больных детей возникает гипо- или гипертонус мышц, снижается или повышается спонтанная двигательная активность, ослабляется двигательная функция конечностей, нарушается рефлекторная деятельность. Они отстают в физическом развитии от сверстников, не справляются с целенаправленными движениями и их координацией, имеют трудности со слухом, зрением и речью. Развитие мышечной ткани на разных конечностях происходит с разной интенсивностью.

Эти проблемы постепенно провоцируют нарушение психического развития и неполноценность интеллекта. Замедляется речевое и психоэмоциональное развитие. Дети с СДН начинают сидеть, ползать и ходить несколько позже своих ровесников. Некоторые из них даже в год не держат голову. Полное отсутствие произвольных движений гортанных мышц у детей приводит к нарушению глотательного рефлекса. Этот признак указывает на серьезную стадию патологии, которая требует срочного проведения терапевтических мероприятия, способных устранить столь опасную симптоматику.

Поскольку синдром не прогрессирует, его своевременное и правильное лечение дает впечатляющие результаты. Согласно МКБ-10 он имеет код G25 и относится к «Другим экстрапирамидным и двигательным нарушениям».

Этиология

Этиопатогенетические факторы, вызывающие перинатальное поражение ЦНС — ППЦНС и провоцирующие синдром:

  • Родовая травма, полученная ребенком при появлении на свет в результате применения акушером-гинекологом физической силы с целью ускорения родоразрешения.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода приводит к поражению клеток головного мозга, отвечающих за различные мышечные процессы.
  • Тяжелые и длительные роды с задержкой изгнания плода.
  • Внутриутробные нейроинфекции, проникающие в плод через плаценту от больной матери.
  • Скрытые инфекции матери – краснуха, токсоплазмоз.
  • Заболевания, передающиеся половым путем у беременной женщины.
  • Врожденные аномалии костей и суставов.
  • Большая масса плода, тазовое предлежание, неправильное вставление головки.
  • Отравления беременной женщины химическими веществами или пищевыми продуктами.
  • Генетические причины – хромосомные нарушения.
  • Физические причины — влияние электромагнитного поля или рентгеновского облучения на плод.
  • Наркомания, алкоголизм и табакокурение у беременной женщины.
  • Обвитие петель пуповины вокруг шеи и тела плода.
  • Фетоплацентарная недостаточность.
  • Гидроцефалия, обусловленная оттоком ликвора в мозге.

Точная причина в каждом конкретном случае не всегда ясна. Обычно синдром развивается при одновременном воздействии нескольких негативных факторов, причем один из них является ведущим, а остальные лишь усиливают эффект.

Симптоматика

Изменение нормальной структуры головного мозга проявляется различными расстройствами двигательной сферы. Это связано с нарушением передачи нервного импульса от структур головного мозга к скелетной мускулатуре и развитием патологического состояния в этих мышечных группах.

Клинические признаки синдрома двигательных нарушений у грудничка:

  1. Снижение мышечной силы, замедленные движения малыша.
  2. Гипотония мышц ведет к дистрофическим процессам и истончению конечностей.
  3. Ослабление или усиление сухожильных рефлексов.
  4. Параличи и парезы.
  5. Перенапряжение мышц, их спазм, судороги.
  6. Непроизвольные движения.
  7. Нарушение базовых рефлексов – хватания и сосания.
  8. Неспособность самостоятельно держать головку, поднимать и сгибать конечности, переворачиваться, сгибать пальчики.
  9. Монотонный крик и плач.
  10. Нарушение артикуляции.
  11. Бедная мимика больного, отсутствие улыбок.
  12. Запаздывание зрительных и слуховых реакций.
  13. Трудности при кормлении грудью.
  14. Судорожный синдром, синюшность кожи.

Грудные дети с СДН плохо спят, подолгу смотрят в одну точку, периодически судорожно вздрагивают. Повернуть головку и раздвинуть ножки им удается только с посторонней помощью. Одну руку больные плотно прижимают к телу. Второй рукой они двигают и берут погремушку. Полная расслабленность часто сменяется напряженностью тела. При наличии зрительных дисфункций малыш не дотягивается до нужной вещи с первой попытки.

  • тело малыша дугообразно изгибается,
  • грудничок рано начинает держать головку, брать игрушки,
  • больной ребенок прижимает к туловищу сжатые кулачки,
  • голова повернута в одну сторону,
  • малыш становится на носочки, а не на всю стопу.
  • больной младенец вялый,
  • он мало двигает конечностями,
  • не может удержать игрушку в руке,
  • кричит слабо,
  • ребенок запрокидывает голову назад и долго не может ее держать,
  • не начинает вовремя ползать, сидеть и вставать,
  • не держит равновесие в положении сидя, шатается из стороны в сторону.

Выделяют несколько форм патологии:

  1. с преимущественным поражением ножек — ребенок двигает ручками, «приволакивает» ножки, поздно начинает ходить;
  2. одностороннее поражение мышц всего туловища с нарушением функции глотания и речи, умственное отставание;
  3. расстройство двигательных функций из-за поражения обеих конечностей — невозможность ползать, стоять и ходить;
  4. полная неподвижность ребенка, олигофрения, нестабильность психики.

Если ребенку поставили диагноз «СДН», необходимо действовать, а не отчаиваться. Детский организм при оказании квалифицированной медицинской помощи может противостоять болезни. Бывает так, что неврологи ошибаются или ставят подобный диагноз, подстраховываясь, особенно, если симптомы малозаметны. В результате тщательного наблюдения за такими детьми диагноз снимается. Ребенок растет совершенно здоровым.

Стадии развития синдрома двигательных расстройств:

  • Ранняя стадия проявляется нарушением мышечного тонуса. Груднички 3-4 месяцев с СДН часто не поворачивают головку, а малыши 5-6 месяцев не тянутся за игрушками или страдают от судорог.
  • Вторая стадия проявляется более заметными признаками: больные 10 месяцев не держат головку, зато пытаются садиться, поворачиваться, ходить или стоять в неестественной позе. В это время происходит неравномерное развитие ребенка.
  • Поздняя стадия синдрома возникает после 3 лет. Это необратимая стадия, характеризующаяся деформацией скелета, формированием контрактур суставов, проблемами со слухом, зрением и глотанием, нарушением речи и психофизического развития, судорогами.

этапы развития ребенка в норме

В патологический процесс вовлекаются внутренние органы, что проявляется нарушением выделения мочи и кала, дизартикуляцией, дискоординацией движений. Часто синдром сочетается с эпилепсией, нарушением умственного и психического развития. Больные дети плохо воспринимают информацию, испытывают трудности в процессе еды и дыхания. В дальнейшем больные дети имеют проблемы с обучением. Это связано с расстройством памяти и способности к концентрации внимания. Гиперактивные малыши страдают от неусидчивости, у них отсутствует интерес к занятиям.

Своевременное обращение к специалистам помогает избежать серьезных последствий. Позднее выявление синдрома усложняет ситуацию. Нормальные дети на первом-втором году жизни произносят отдельные звуки, целые слоги и простые слова, а малыши с СДН — лишь непонятное нытье. Тяжелое дыхание сопровождается неконтролируемым открытием рта, носовым оттенком голоса, произношением нечленораздельных звуков. Нарушение нормальной структуры нервной ткани ограничивает самостоятельность ребенка к свободному движению и лишь частично сохраняет способность к самообслуживанию.

Диагностика

Диагностикой и лечением синдрома занимаются специалисты в области неврологии и педиатрии, которые ставят свой диагноз на основании данных, полученных из истории беременности и родов мамы. Большое значение имеют результаты лабораторных анализов, УЗИ, томографии и энцефалографии.

  1. Перинатальный анамнез — внутриутробное инфицирование, тяжелые интоксикации организма, кислородное голодание мозга.
  2. Оценка новорожденного по шкале Апгар позволяет охарактеризовать жизнестойкость младенца при появлении на свет.
  3. Нейросонография – обследование новорожденного, предполагающее сканирование мозга ультразвуком.
  4. УЗИ с допплером — исследование мозгового кровотока через родничок.
  5. Электроэнцефалография – метод исследования электрической активности мозга, отводимой с поверхности кожи головы, с записью таких потенциалов.
  6. Электронейромиография проводится для оценки тонуса мышц.
  7. КТ или МРТ головного мозга позволяет обнаружить очаги поражения.
  8. Обследование у офтальмолога, ЛОРа, психиатра, травматолога-ортопеда.
Читать еще:  Минздрав одобрил первую безинтерфероновую схему терапии гепатита С, которая может применяться у детей с 12 лет

Лечение

Ребенок с СДН должен наблюдаться у невролога и пройти комплексное лечение. В настоящее время существуют эффективные методики, позволяющие быстро устранить заболевание. Чем раньше синдром обнаружен, тем легче с ним бороться.

Комплекс лечебных мер, применяемых при СДН:

  • Массаж – эффективное средство, позволяющее добиться отличных результатов. Перед сеансом ребенка согревают, а после него — закутывают в шерстяное одеяло. Массажист должен специализироваться именно на работе с новорожденными и грудными детьми. Через 10-15 сеансов состояние больного значительно улучшается.
  • Лечебная физкультура восстанавливает двигательные функции и координацию движений.
  • Остеопатия — воздействие на определенные точки тела.
  • Рефлексотерапия показана детям с задержкой в созревании нервной системы и развитии.
  • Гомеопатия активизирует мозговые процессы.
  • Физиотерапия — миостимуляция при гипотонии мышц, парафинотерапия, гидромассаж, ванны, электрофорез, магнитотерапия.
  • Диетотерапия — питание продуктами, содержащими витамин B.
  • Бальнеотерапия, грязелечение, анималотерапия – общение с дельфинами и лошадьми.
  • Педагогическая коррекция, специальный режим и логопедические методики.
  • Использование вспомогательных устройств – ходунков, кресла, вертикализатора, велосипеда, тренажеров, пневмокостюмов.
  • Санаторно – курортное лечение в Крыму и на черноморском побережье Краснодарского края.

Медикаментозное лечение заключается в применении антиконвульсантов и миорелаксантов; диуретиков; препаратов, снижающих внутричерепное давление; витаминов группы В; лекарств, улучшающих микроциркуляцию в мозговой ткани; антигипоксантов; препаратов, тонизирующих сосуды. Больным назначают «Церебролизин», «Кортексин», «Цераксон», «Актовегин», «Пирацетам», «Глицин», «Нейровитан», «Мидокалм», «АТФ», «Прозерин».

Оперативное вмешательство при гидроцефалии позволяет восстановить отток ликвора. Хирурги выполняют пластику сухожилий и мышц, удаляют контрактуры. С целью исправления нарушений в нервной ткани проводят нейрохирургические вмешательства.

СДН хорошо поддается лечению, если начать его правильно и вовремя. Прогноз патологии во многом зависит от наблюдательности родителей и профессионализма врачей. Если синдром не лечить, могут развиться серьезные последствия функциональной недостаточности ЦНС – церебральный паралич и эпилепсия, которые требуют более долгой и тяжелой терапии.

Видео: пример массажа для лечения СДН

Профилактика и прогноз

Профилактические мероприятия, позволяющие избежать развития синдрома:

  1. охрана материнства и детства;
  2. исключении вредных привычек у беременных женщин;
  3. заинтересованность ребенка познаванием окружающего мира с помощью красочных картинок и ярких игрушек;
  4. ходьба босиком, ЛФК, лечебный массаж, занятия на фитболе,
  5. частые пальчиковые игры, ходьба по рельефным поверхностям.

СДР — излечимая болезнь, с которой нужно бороться. Легкая форма патологии хорошо поддается адекватной терапии. Более тяжелые случаи требуют особого подхода. Если родители не заметят опасных симптомов и не обратятся вовремя к врачу, у ребенка возникнут сложности с ходьбой и обучением. Запущенные формы осложняются умственной отсталостью и эпилепсией. Любое промедление в лечении может превратить легкий случай в сложный процесс.

Двигательная активность ребенка: закономерности формирования

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Развитие двигательной сферы ребенка является одним из ярчайших и удивительных по богатству превращений феноменов возрастного развития — от кажущейся двигательной ограниченности и беспомощности плода и новорожденного до самых высоких уровней спортивной техники, музыкального и художественного творчества. Именно с помощью моторных актов человек осуществляет свое трансформирующее влияние на природу, технику и культуру, но одновременно и сама моторная деятельность является мощнейшим стимулом индивидуального развития.

Уже во внутриутробном периоде, когда двигательная активность, казалось бы, не имеет особого значения, происходит исключительно быстрое формирование двигательных рефлексов. В настоящее время известно, что моторная деятельность плода составляет одну из фундаментальных его физиологических особенностей, обеспечивающих нормальное внутриутробное развитие и роды. Так, раздражение проприоцепторов и рецепторов кожи обеспечивает своевременное возникновение специфической внутриутробной позы, которая является позой наименьшего объема с минимальным внутренним давлением на стенки матки. Благодаря этому происходит донашивание беременности уже при довольно больших размерах плода. Лабиринтные двигательные рефлексы плода способствуют строгому удержанию положения, оптимального для будущих родов, т. е. головного предлежания. Внутриутробные дыхательные и глотательные движения помогают заглатывать околоплодные воды, что является важным компонентом питания плода, фактором формирования ферментообразующей способности слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта и обеспечения обмена амниотической жидкости. Наконец, целый ряд двигательных рефлексов, формирующихся внутриутробно, оказывает большую помощь и самому плоду, и его матери в критический для них период — в родах. Рефлекторные повороты головы, туловища, отталкивание ножками от дна матки — все это, безусловно, способствует благополучному течению родов. Непосредственно после родов гипертонус сгибателей конечностей оказывается очень значимым для поддержания достаточной теплопродукции, активации деятельности дыхательного и сосудодвигательного центров. Во все последующие возрастные периоды моторная деятельность ребенка, наряду с его органами чувств, всей суммой внешних впечатлений и эмоций, составляет тот общий стимуляционный комплекс, под влиянием которого происходит дальнейшее развитие и самой центральной нервной системы, и, прежде всего, головного мозга. Наконец, двигательная нагрузка является непосредственным активатором роста скелета и созревания, она осуществляет интеграцию метаболизма в клетках с функцией дыхательной и сердечно-сосудистой систем, обеспечивая формирование высокой физической работоспособности ребенка и максимальной экономизации всех его физиологических функций. Именно это является, по мнению виднейшего отечественного специалиста по возрастной физиологии проф. И. А. Аршавского, залогом здоровья и долголетия человека.

Для врача исключительно важно то обстоятельство, что формирование различных двигательных рефлексов и возможностей в раннем возрасте осуществляется в строгой корреляции с созреванием определенных нервных структур и связей. Поэтому спектр движений ребенка очень наглядно говорит о степени его неврологического развития. В первые годы моторика ребенка может служить одним из надежных критериев его биологического возраста. Задержка моторного, а значит, и неврологического развития и, тем более, обратная его динамика всегда свидетельствуют о наличии у ребенка тяжелых нарушений питания, обмена веществ или хронических заболеваний. Поэтому каждая запись педиатра о результатах осмотра здорового или больного ребенка должна содержать сведения о моторных функциях.

Важность моторной активности для формирования здоровья и физической работоспособности объясняет и все то огромное внимание, которое уделяют органы здравоохранения и правительство развитию детской физической культуры и спорта.

Наиболее примитивной формой двигательной реакции является сокращение мышцы при ее механическом раздражении. У плода такое сокращение можно получить начиная с 5-6-й недели внутриутробного развития. Очень скоро, с 7-й недели, начинается формирование рефлекторных дуг спинного мозга. В эти сроки уже можно получить сокращения мышц в ответ на раздражение кожи. Раньше всего такой рефлексогенной зоной становится кожа периоральной области, а к 11-12-й неделе внутриутробного развитая двигательные рефлексы вызываются практически со всей поверхности кожи. Дальнейшее усложнение регуляции моторной деятельности включает в себя уже формирование элементов, расположенных выше спинного мозга, т. е. различных подкорковых образований и коры головного мозга. Следующий за спинномозговым уровень организации движений Н. А. Бернштейн назвал руброспиналъным уровнем. Развитие и включение функции красного ядра обеспечивает регуляцию мышечного тонуса и моторики туловища. Уже во второй половине беременности происходит образование целого ряда подкорковых структур двигательного анализатора, интегрирующих деятельность экстрапирамидной системы. Этот уровень, по Н. А. Бернштейну, называется таламопаллидарным. Весь двигательный арсенал плода и ребенка первых 3

5 мес жизни может быть отнесен к моторике этого уровня. Он включает все рудиментарные рефлексы, формирующиеся позотонические рефлексы и хаотические или спонтанные движения новорожденного ребенка.

Следующим этапом развития является включение в регуляцию полосато-го тела с его разнообразными связями, в том числе и с корой головного мозга. На этом этапе начинается и формирование пирамидной системы. Данный уровень организации движений назван пирамидно-стриарным. Движения этого уровня включают в себя все основные крупные произвольные движения, формирующиеся на 1-2-м годах жизни. Это и хватание, и переворачивание, и ползание, и бег. Совершенствование этих движений продолжается многие годы.

Наиболее высокий уровень организации движений, и притом присущий почти исключительно человеку, назван Н. А. Бернштейном уровнем предметного действия — это чисто корковый уровень. По локализации в коре его можно назвать теменно-премоторным. Развитие этого уровня организации движений у ребенка можно проследить, наблюдая совершенствование движений пальцев от первого пальцевого хватания в возрасте 10-11 мес до совершенствования ребенка, а потом уже и взрослого человека в письме, рисовании, вязании, игре на скрипке, хирургической технике и прочих больших человеческих искусствах.

Совершенствование моторной деятельности связано не только с формированием соответствующих регулирующих звеньев, но и в значительной степени зависит от повторяемости действий, т. е. от двигательного воспитания или тренировки. Самообучение ребенка движению также является мощным стимулом развития нервной регуляции движений. От чего же зависит уровень подвижности ребенка? Можно назвать несколько причин.

Для новорожденного ребенка и ребенка первых недель жизни движения являются закономерным компонентом эмоционального возбуждения. Как правило, это отражение отрицательной настроенности и сигнал для родителей о необходимости удовлетворить его волю, ликвидировав голод, жажду, мокрые или неудачно положенные пеленки, а может быть, и боль. Дальнейшее распределение двигательной активности в значительной степени отражает формирование сна и бодрствования. Если у новорожденного двигательная активность относительно низка, то и распределение ее в течение суток и в связи с бодрствованием и сном фактически равномерное. Начиная со 2-3-го месяца жизни происходит и общий рост двигательной активности, и гораздо более контрастное ее распределение с максимальной концентрацией на часы активного бодрствования. Некоторые физиологи даже считают, что имеется какой-то суточный минимум активности движений, и если ребенок не смог набрать его во время бодрствования, то его сон будет неспокойным и богатым движениями. Если количественно характеризовать соотношения подвижности ребенка при бодрствовании и засыпании, то в первые 4 мес соотношения будут равны 1:1, во вторые 4 мес первого года — это уже 1,7:1, а в последние месяцы первого года — 3,3:1. При этом общая двигательная активность существенно возрастает.

В течение первого года жизни отмечено несколько пиков двигательной активности. Они приходятся на 3-4-й месяц, 7-8-й месяц и 11-12-й месяц первого года. Возникновение этих пиков объясняется формированием новых возможностей сенсорной или двигательной сферы. Первый пик — комплекс оживления и радости на первый опыт общения с взрослыми, второй пик — формирование бинокулярного зрения и активация ползания (овладение пространством), третий — начало ходьбы. Этот принцип сенсомоторных связей сохраняется и в последующем.

Общая подвижность ребенка в значительной мере определяется и его конституциональными особенностями, степенью живости или темпераментом. Приходится наблюдать детей ленивых и малоподвижных с первых дней жизни, также очень многочисленна и группа сверхподвижных детей с повышенной нервной возбудимостью (гипермоторные, гиперкинетичные дети). Крайние формы могут быть обусловлены различными заболеваниями. Многие острые и хронические болезни детей отражаются на двигательной активности, причем часто двухфазно — вначале увеличивают беспокойство и подвижность, позднее их уменьшают.

Заболевания опорно-двигательного аппарата у детей

Содержание:

  • Распространенные болезни
    • Дисплазия тазобедренных суставов
    • Сколиоз
    • Рахит
    • Плоскостопие
    • Кривошея
    • ДЦП
  • Основные причины
  • Профилактика

Опорно-двигательный аппарат — это единый костно-мышечный комплекс, который представляет собой кости, связки, мышцы, суставы и нервные окончания, он обеспечивает человеку опору и передвижение тела в пространстве, а также двигательную активность всех частей тела и органов.

Нарушение функций этой системы влечет за собой ухудшение качества жизни маленького пациента или даже его инвалидность.

Эта система имеет две составляющие.

  • Пассивная (скелет) — это каркас тела, с помощью которого осуществляется защита внутренних органов человека от механических повреждений.
  • Активная (мышечная ткань) — это эластичные волокна, которые крепятся к скелету человека и способны сокращаться под воздействием нервных импульсов.
Читать еще:  Кожные заболевания у детей: виды и описание инфекционных и неинфекционных болезней кожи

Наиболее часто встречающиеся заболевания

Далее описаны самые распространенные болезни опорно-двигательного аппарата у детей.

Дисплазия тазобедренных суставов

Такая патология встречается у 10-20% новорожденных. Она представляет собой нарушение формирования тазобедренного сустава, которое характеризуется недоразвитостью костной ткани. При этом определяют следующие состояния:

  • нормы;
  • пограничное состояние;
  • дисплазию;
  • подвывих;
  • вывих.

информацияЭто заболевание в основном выявляют врачи-неонатологи еще в роддоме или педиатры на первом году жизни ребенка.

Основными симптомами дисплазии являются:

  • неполное разведение ножек в тазобедренном суставе;
  • щелчок при таких манипуляциях;
  • асимметричность складок на внутренней поверхности бедра.

Диагноз дисплазия или вывих тазобедренных суставов ставит врач-ортопед. Сначала он проводит вытяжение нижней конечности, ее исправление со следующей фиксацией шиной, лонгетом или гипсовой повязкой. В исключительных случаях может понадобиться оперативное вмешательство.

Сколиоз

Представляет собой боковое искривление позвоночника, которое может быть врожденным или приобретенным. Этой болезнью страдают в основном дети раннего школьного возраста (6-8 лет), а также подростки, которые отличаются неправильной осанкой при сидении на уроках в комплексе с неразвитой костной тканью. Выделяют четыре степени деформации позвоночника.

Все дети с диагнозом сколиоз должны находиться на диспансерном учете у врача-ортопеда. Им необходимо получать умеренные физические нагрузки, лечебный массаж, физио- и мануальную терапию. Запущенные стадии сколиоза лечатся только с помощью хирургического вмешательства.

Рахит

Это заболевание детей грудного и раннего возраста, которое характеризуется нарушением обмена веществ и недостатком в организме ребенка витамина D. Для этого заболевания характерны:

  • деформация конечностей;
  • изменение формы черепа;
  • проблемы с ростом зубов.

важноВ наше время рахитом страдают около 50% детей возрастом до 5 лет.

Лечение этого заболевания должны проводить комплексно педиатр, эндокринолог и невропатолог. Оно включает в себя прием витаминных комплексов, особенно витамина D, лечебный массаж, длительное пребывание на свежем воздухе и ультрафиолетовые ванны.

Плоскостопие

Это заболевание, которое представляет собой нарушение формирования свода стопы. Оно развивается вследствие большой нагрузки на позвоночник и ноги ребенка, также имеет место при рахите. Может быть следствием ношения неправильной обуви или донашивания ее после старших деток. По данным ортопедов, плоскостопием страдают около 40% детей дошкольного возраста. Такое заболевание лечится специальными упражнениями для стоп, ношением правильной ортопедической обуви с высоким задником, жестким супинатором и ортопедической стелькой.

Кривошея

Представляет собой очень распространенное заболевание у детей грудного возраста и проявляется изменением скелета, мышц и нервов шейного отдела позвоночника, при котором голова ребенка наклонена в одну сторону, затылок скошен и приподнята одна лопатка.

Как правило, своевременная диагностика и вовремя начатое консервативное лечение кривошеи гарантируют скорое выздоровление. Следует включить правильный уход, общеукрепляющие процедуры, массаж, занятия в бассейне.

ДЦП (детский церебральный паралич)

Это серьезное заболевание опорно-двигательного аппарата, причинами которого являются нарушения внутриутробного развития плода, травмы при родах, а также травмы головного мозга на первом году жизни ребенка. У таких детей имеют место двигательные расстройства, которые сочетаются с нарушением психики, речи, слуха и восприятия окружающего мира.

важноДЦП очень трудно поддается лечению, и родители должны быть готовыми к такому развитию событий.
Для лечения этого заболевания применяются сильные медикаменты, снижающие тонус мышц, нейрохирургические вмешательства, лечебный массаж, занятия с логопедом и психологом.

Основные причины заболеваний опорно-двигательного аппарата

  • Плохая экологическая обстановка.
  • Ранняя либо поздняя беременность.
  • Нехватка витаминов, минералов во время беременности, плохое питание.
  • Токсикоз, как на ранних стадиях, так и на поздних сроках.
  • Угроза прерывания беременности.
  • Внутриутробная гипоксия плода или гипоксия во время родов.
  • Инфекционные или эндокринные заболевания будущей матери.
  • Узость полости матки.
  • Прием беременной сильнодействующих лекарств.
  • Маловодие или многоводие при беременности.
  • Несовместимость группы крови или резус-фактора матери и будущего ребенка.
  • Родовые травмы.

Профилактика

С раннего детства нужно прививать основы здоровья, здоровый образ жизни, как можно раньше начать закаливание, массаж, оздоровительную гимнастику. Эти действия помогут предотвратить развитие заболеваний опорно-двигательного аппарата, закалят организм ребенка. А ортопедическая обувь или ортопедические стельки будут залогом правильного формирования свода детской стопы.

Немаловажную роль в формировании костной и мышечной ткани у ребенка играет состояние мамы в период беременности. Так, будущим мамочкам стоит заботиться о своем здоровье и здоровье будущего малыша еще до момента зачатия, хорошо питаться, принимать витаминно-минеральные комплексы, заниматься оздоровительной гимнастикой, вести здоровый образ жизни.

Задержка темпов моторного развития у ребенка

Моторное развитие ребенка – один из важнейших факторов, свидетельствующих о правильном формировании двигательных навыков и нормальном функционировании опорно-двигательной и нервной системы. Это понятие включает в себя возможность воспринимать, усваивать и использовать различные движения и развивать тем самым двигательную активность. Задержка моторики или моторного развития (ЗМР) может проявиться в любом возрасте, поэтому родителям и педиатрам следует внимательно наблюдать за формированием активной двигательной деятельности малыша.

Что обозначает диагноз ЗМР

Темповая задержка моторного развития характеризуется более поздним появлением двигательных навыков, то есть нарушаются темпы их формирования. Существуют определенные возрастные этапы, когда малыш начинает самостоятельно держать головку, лежа на животе, сидеть, ходить. Оценивая характер двигательной активности малыша, специалисты обращают внимание не только на наличие определенных навыков, но и на степень готовности к ним костно-мышечных структур.

При слаборазвитом мышечном каркасе спины и неподготовленном позвоночнике ранние попытки малыша сидеть самостоятельно могут навредить неокрепшему организму. Поэтому педиатры и невропатологи в первую очередь проверяют мышечный тонус, рефлекторную деятельность, общее физическое развитие и затем уже дифференцируют задержку моторного развития от незрелости организма.

Моторное развитие в первый год жизни:

Важно! Задержка моторного развития у детей до года может свидетельствовать о наличии отклонений в здоровье малыша. Это распространенный симптом повреждений ЦНС, анемии, пороков сердца. Поэтому при подозрении на ЗМР необходимо проконсультироваться со специалистом.

Особенности, последствия и риски ЗМР

Задержка статико-моторного и моторно-речевого развития – такой диагноз ставят в случае значительного отставания формирования двигательных и речевых навыков от сроков, указанных ВОЗ (Всероссийской Организацией Здравоохранения). Незначительное отставание при формировании некоторых навыков еще не говорит о ЗМР, однако если ребенок находится в группе риска, формирование моторных функций следует держать под контролем.

К факторам риска относят:

  • крупный плод;
  • сложные роды с наложением щипцов или вакуумного экстрактора;
  • недоношенность до 35 недель;
  • гипоксия 2 или 3 степени;
  • оценка по шкале Апгар до 5 баллов;
  • судороги в анамнезе.

Особенности патологии

При определении диагноза ЗМР необходимо установить причину отставания развития тех или иных навыков. Детям до года и старше не свойственно проявлять лень, поэтому если малыш не лежит на животе, не желает сидеть и ползать, но при этом встал и пошел до года – это может свидетельствовать о слабых мышцах спины, нарушении координации.

Задержка темпов моторного развития у детей часто компенсируется вовлечением других групп мышц. Эта патология характеризуется легким течением и обычно связана с нарушениями правил ухода за ребенком, недостаточной физической нагрузкой.

В отличие от темповой, психомоторная задержка связана с перинатальной патологией плода и проявляется нарушением замены безусловных врожденных рефлексов тоническими. В этом случае специалист оценивает психическое и физическое состояние малыша и определяет задержку формирования моторных функций на основании изучения различных факторов.

Последствия и риски ЗМР

Если диагноз ЗМР не был выявлен и устранен в раннем возрасте, возникает задержка формирования более сложных моторных навыков.

Задержка моторного развития у детей после года сопровождается развитием статико-моторной недостаточности и мозговой дисфункции. Это проявляется нарушением координации, памяти, страдает мелкая моторика, ребенок отстает от сверстников в беге, прыжках, при ходьбе часто падает.

Такие дети часто испытывают неуверенность, плохо владеют своим телом, возникает двигательное беспокойство. Им сложно изменить направление движения тела, возникают затруднения при занятиях физкультурой. Отставание в формировании моторной активности оказывает влияние на социальную адаптацию, ребенок чувствует себя неуютно среди сверстников.

Причины, которые привели к ЗМР, в дальнейшем способны вызвать ряд серьезных отклонений и заболеваний. Выраженная задержка психомоторного развития может быть следствием ДЦП, в этом случае раннее обращение к невропатологу благоприятно скажется на прогнозе и течении основного заболевания.

Темповая задержка речевого и моторного развития, последствия которой проявляются в психофизическом развитии ребенка, эффективно корректируется на ранних сроках. Поэтому при отставании, вызванном перенесенными инфекционными заболеваниями, травмами, нарушением режима питания и активности, необходимо проконсультироваться у педиатра и соблюдать рекомендации по устранению патологического состояния.

Диагностика заболевания

Выявить задержку моторного развития возможно на ранних этапах развития, специалисты оценивают совокупность различных факторов и выделяют характерные для этого заболевания признаки. В процессе дифференциальной диагностики важным является сбор анамнеза. В ходе опроса врач выясняет возможные причины развития ЗМР:

  • вредные привычки и инфекционные заболевания мамы во время беременности;
  • наследственный фактор;
  • профессиональные вредности у мамы;
  • травмы, полученные во время беременности или в процессе родов;
  • нарушение формирования коры головного мозга у плода.

При наличии располагающих факторов врач обращает внимание на темпы развития двигательных навыков. О возможной ЗМР свидетельствует:

  • Если ребенок к концу второго месяца не в состоянии поднимать и удерживать головку.
  • Не проявляет интереса к игрушкам, не тянется к ним ручками в конце третьего месяца.
  • Не может перевернуться с живота на спину в конце пятого месяца.
  • В полгода не может сесть при поддержке мамы.
  • К концу восьмого месяца не ползает в обратном направлении.
  • В десять месяцев не сидит, не может стоять у опоры.
  • В год не может ходить, даже при поддержке взрослых, не может сделать самостоятельно несколько шагов.

Если в два года ребенок не начал говорить отдельные слова, а к трем годам не интересуется играми, апатичен, плохо говорит, часто падает – все это так же свидетельствует о возможной ЗМР.

Важно! Для ранней диагностики патологии специалисты используют лабораторные и инструментальные методы обследования. При рождении у ребенка производят забор крови на выявление генетических отклонений. Возможные нарушения развития коры головного мозга и других его отделов проводят ультразвуковое обследование.

Регулярные профилактические осмотры педиатра и невропатолога, которые проводят в возрасте 1, 3, 6 месяцев и в год, способствуют выявлению задержки развития моторики в раннем возрасте. Такая диагностика повышает результативность последующего лечения и влияет на прогноз заболевания.

Коррекция и лечение задержки моторного развития

Темповая ЗМР при раннем ее выявлении проходит бесследно, при условии своевременных коррекционных мероприятий. Лечение патологии проводят с использованием лекарственных препаратов и с помощью немедикаментозных средств.

Медикаментозное лечение

Основное направление терапии задержки моторного развития – устранение причины ее возникновения. В качестве медикаментозных средств применяют сосудистые препараты (Винпоцетин, Циннаризин) – они способствуют улучшению трофики коры головного мозга. Популярны в настоящее время ноотропы (Актовегин, Церебролизин), которые повышают устойчивость тканей к гипоксии, стимулируют развитие деятельности нервной системы.

В обязательном порядке назначают витаминные препараты, витамино-минеральные комплексы, общетонизирующие средства (Элькар).

Медикаментозное лечение направлено на стимуляцию развития опорно-двигательной и нервной системы, снятие излишнего напряжения, укрепление организма в целом.

Немедикаментозное лечение

Большое значение в лечении ЗМР играет лечебная физкультура, массаж, развивающие игры. Для профилактики и лечения задержки развития мелкой моторики рекомендованы игры с мелкими предметами, использование специальных устройств и тренажеров.

Общеукрепляющий медицинский массаж направлен на снятие гипертонуса и укрепление скелетных мышц, повышение трофики тканей, снижение напряжения, улучшение кровообращения в различных отделах опорно-двигательной системы.

Комплекс физкультурных мероприятий способствует правильному развитию и формированию моторных навыков, тренирует координацию, исправляет осанку, укрепляет мышцы и приучает их к физиологической нагрузке.

Задержка моторного развития по МКБ 10 относится к классу F82 и имеет благоприятный прогноз. Своевременная диагностика, выявление причин отставания и грамотное лечение приводят к полному выздоровлению ребенка.

Видео

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector