Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие ребенка с первого года жизни — что умеет ребенок и что нужно знать маме?

Первый месяц жизни: что должен уметь ребенок, а что – его родители

Многие опытные мамы уверенно скажут, что первый месяц жизни ребенка – это золотое время для мамы. Малыш спит, ест и снова спит – на бодрствование приходится всего около 4 часов. Он еще почти ничего не умеет – к концу месяца только-только освоит свой первый навык, приподнимать голову лежа на животе. Но все это время малыш активно развивается – не упустите золотой месяц!

Итак, что же умеет и чему учится малыш в эти важные 30 дней

Радоваться

Плакать малыш умеет с рождения – это наиболее простой способ привлечь внимание родителей, а вот улыбаться он научится в первые четыре недели. И это не просто новый навык, малыш учится различать близких людей и радоваться им.

Первой он, конечно, выделяет маму — некоторые специалисты полагают, что в первый месяц жизни ребенок продолжает чутко «считывать» ее настроение, как делал это во время беременности. Помните, как беспокойно он шевелился, когда вы волновались, пугались или расстраивались? Постарайтесь сохранить счастливое и спокойное настроение, и тогда вы обнаружите, что у вас самый спокойный и некапризный младенец!

Слушать

В первые дни жизни новорожденный лучше слышит, чем видит. Голос мамы успокаивает ребенка, поэтому постарайтесь чаще разговаривать с ним, пойте ему колыбельные, даже если не уверены в своих вокальных данных. Вскоре вы заметите, что ребенок начал с вами «общаться» — гукает и фыркает в ответ на ваши слова.

Постепенно вводите ребенка в мир звуков: ему сейчас интересны погремушки, колокольчики, пищалки – все, что издает не слишком громкие и резкие, но простые и понятные ему звуки.

Для развития ребенка предлагается в моменты его бодрствования включать спокойную музыку, однако не доказано, что она оказывает на младенца заметное влияние, так что рассчитывайте в основном на свои силы. Однако если вы сами не против музыкальных пауз – ребенку они точно не повредят.

Осязать

После родов малыша не зря принято выкладывать на живот маме: тепло маминого тела и запах молока – первые ощущения в самостоятельной жизни ребенка. Тактильные ощущения очень важны для ребенка в первые дни жизни, поэтому в первый месяц главная «игрушка» для ребенка и главный тренажер – лица и руки его родителей. Именно их он трогает, пытается уцепиться за палец, обязательно дайте ему такую возможность, даже если будете его пеленать.

Укачивать ли ребенка? Да, его это успокаивает, но делать это нужно правильно. Порой неопытные мамы устраивают малышу настоящие американские горки – буквально трясут новорожденного, пока он не «отключится». Благотворно же воздействуют на малыша легкие покачивания, которые схожи с ощущениями, что он испытывал в утробе матери. Когда он засыпает, можно покачивать его в колыбельке или коляске, но во время бодрствования обязательно нужно держать его на руках.

Видеть

Видеть «как взрослый» ребенок начнет еще очень нескоро: для него пока все «не в фокусе» — расплывчато, смазано, да еще вдобавок и черно-белое. Поэтому важно правильно подобрать игрушки, которые будут окружать малыша. Первый цвет, который он научится различать – красный. Позаботьтесь, чтобы у него была игрушка такого цвета. Лучше если это будет погремушка, которая привлечет ребенка еще и негромким шумом. Она должна быть легкой (чтобы ребенок не ударил себя), с удобной для малыша ручкой (он должен ее без проблем ухватить) и, желательно, с разными типами поверхности (шершавая, гладкая, скользящая).

Если ребенок не видит цвета, то зачем ему нужна яркая игрушка? Это очень важный тренажер – с ее помощью малыш учится фиксировать взгляд, обучаясь бинокулярному зрению. Таким образом он из двухмерного пространства — в первые дни жизни картинка у него «плоская» — дорастает до привычного нам трехмерного восприятия мира.

Чему должны учить ребенка родители в первые 30 дней его жизни

Переворачивайте новорожденного

Малыш еще не может изменять положение тела по своему желанию, но он уже готов этому учиться. Выкладывайте его на спинку, на бочок, на животик – так он быстрее научиться владеть своим телом.

Фиксируйте взгляд малыша

Когда ребенок бодрствует, находится в хорошем настроении, обязательно покажите ему крупную погремушку. Когда вы привлечете его внимание звуком, медленно поводите игрушкой на расстоянии вытянутой руки малыша. Пусть он следует за ней взглядом – с каждым днем у него это будет получаться все лучше.

Развивайте слух младенца

В отличие от зрения, слышит малыш уже неплохо, так что почаще используйте игрушки, издающие различные звуки – важно, чтобы ребенок реагировал и поворачивал голову в ту сторону, откуда он слышит звук (если он не реагирует на звук – обязательно скажите об этом вашему педиатру!) Пусть у вас будет несколько звучащих, пищащих, шуршащих игрушек.

Беседуйте с новорожденным

Сегодня медики и психологи советуют не сюсюскать с ребенком (от этой привычки потом будет трудно избавиться в первую очередь вам), а разговаривать с ним, как со взрослым. Говорите спокойным тоном, короткими фразами, используя простые слова. Если вы начнете зачитывать малышу отрывки из учебника по квантовой физике, это ему не повредит, но все же принесет меньше пользы, чем если бы вы повторяли фразы «мама любит тебя», «мама рядом» и называли по именам домочадцев.

Обнимайте его и поглаживайте

Делайте это почаще, особенно важен контакт «кожа к коже», чтобы малыш чувствовал тепло вашего тела. Поглаживания – самая простая, естественная и безвредная стимуляция развития малыша, в отличие от массажей на которые так уповают мамы. Их должен делать специалист и только по медицинским показаниям! Для здорового ребенка нет ничего полезнее, чем мамины руки.

Занятия не должны утомлять ребенка

Наконец, важный вопрос: как долго заниматься с ребенком? Ребенок в возрасте одного месяца может играть с вами на протяжении 5-7 минут, потом он устанет. Эти минуты игры можно устраивать в каждый период бодрствования малыша – ему это будет полезно, а вам доставит море удовольствия!

Воспитание детей от 0 до года. На что обращать внимание

К огда в доме появляется малыш, дом наполняется не только счастьем и радостью, но и некоторой тревогой — что делать с этим маленьким чудом, как не навредить, почему он плачет и что с этим делать. Данная статья как раз для того, чтобы снять это напряжение и тревогу и рассказать, что происходит с малышом, и как его воспитывать в первый год жизни.

Первые три месяца жизни — адаптация

Итак, счастливые родители держат в руках маленькое существо, которое не умеет ещё говорить, держать голову, есть, управлять своими конечностями и т. д. Что с ним делать?

Представьте, что вы попали в ситуацию, когда вы не можете управлять своим телом, находитесь в абсолютно незнакомом вам месте, яркий свет режет глаза, и если вы хотите есть, то это чувство переживается настолько ярко, что вам кажется, если этого не произойдёт, то вы умрёте. А самое главное — вы не можете об этом сказать, единственный способ донести это до окружающих — крик.

Примерно это испытывает малыш в первые дни после рождения. Его чувства полярны: либо это неописуемый ужас и страх, либо наслаждение и любовь. Что могло бы вас успокоить в подобной ситуации? Конечно, близость родного человека: стук сердца, который вы слышали 9 месяцев, дыхание и голос, который был для вас всем. В первую очередь малыш хочет снова ощутить безопасность в этом новом для него мире. Нужно помочь ему приспособиться, научиться жить здесь, не испытывая постоянный стресс. Первые три месяца жизни ещё именуют периодом донашивания, поэтому ребёнка часто успокаивает, когда он лежит на маме, только уже не в животе, а снаружи.

Почему малыш плачет

Самым сложным в первые дни является понять, почему малыш плачет. Ответ на этот вопрос приближает нас к пониманию, как ему помочь.

Итак, у плача малыша может быть ряд причин, назовём самые распространённые:

1. Он хочет есть;

2. У него болит живот;

3. Он испытывает дискомфорт (мокрые пелёнки, холодно, жарко и т. п);

4. Ему хочется внимания;

5. Примерно с четырёх месяцев появляется ещё одна причина — у него режутся зубы!

В целом все эти причины говорят о том, что ему нужно внимание и забота. В первый год жизни взрослые дают малышу ответы на вопросы: «Безопасен ли этот мир?», и, самое главное, «Рады ли мне здесь?». Согласно теории Эрика Эриксона, в первый год жизни у ребёнка развивается доверие или недоверие к миру. То, как будут о нём заботиться, и будет ответом на эти вопросы.

Если малыш плачет, значит, его что-то беспокоит, и ему обязательно нужно уделить внимание: взять его на ручки, походить с ним, постараться понять, чего он хочет. Важно не паниковать, если малыш не успокаивается, и ни в коем случае не бросать его одного в этом состоянии только от того, что вы чувствуете свою беспомощность.

Не переживайте; первым делом попробуйте накормить, в первые месяцы ребёнок плачет из-за голода. Если не хочет, значит, у него болит животик, и здесь вы можете сделать ему массаж, поприжимать ножки коленями к животику; погладить животик по часовой стрелке. Может быть ему что-то доставляет неудобство: мокрые ползунки или неудобная одежда. Ничего не помогает? Берите на руки и ходите, пойте, качайте, главное — делайте это с любовью, а не с чувством «ну когда же ты замолчишь». Дети очень хорошо считывают эмоции, и часто причиной расстройства малыша является плохое состояние мамы.

До тех пор, пока ребенок находится на грудном вскармливании, его здоровье и состояние полностью зависит от питания мамы. Питание мамы — здоровье малыша! Соблюдая диету, особенно в первый месяц жизни чада, мама уменьшает вероятность расстройства его пищеварения. В любом случае нужно понимать, что «животики» длятся около месяца, зубы тоже режутся не вечность; через пару месяцев вы и не вспомните, как это было.

Не манипулирует ли ребенок

Многих волнует вопрос: если удовлетворять потребности ребенка по первому требованию, не будет ли он всегда манипулировать взрослыми?

Если бы вы физически не могли встать и принести себе воды, испытывая жажду, вы бы попросили того, кто рядом? Дети не умеют манипулировать, они просто ищут любой способ удовлетворить свои потребности, которые в первый год жизни сведены к еде и безопасности и являются жизненно необходимыми. Странно полагать, что ребёнку просто нравится наблюдать, как вокруг него бегают взрослые. Если ребёнок не успокаивается, мы либо не угадываем его нужду, либо это за пределами наших возможностей, и нам нужно просто побыть рядом с ребёнком в этом состоянии, разделить его с ним.

Раньше бытовало мнение, что не нужно бежать к грудничку по первому зову, «поорёт и успокоится». На самом деле даже животные так не поступают со своими детёнышами, а в первые месяцы жизни человеческий детёныш ещё более уязвим и нуждается в ещё большей защите и заботе. Если из раза в раз не приходить к ребенку на его крик, у него сформируется недоверие к миру, к близким, и велика вероятность того, что и он будет транслировать к нуждам других безразличие. Помимо этого, стресс, который испытывает ребёнок, может уйти в психосоматику, тормозить умственное развитие, а недоверие перейти в агрессию к недружелюбному окружающему миру.

Развитие психики и интеллекта в первый год

В период от 0 до года основное, что развивает психику ребенка, — эмоционально-личностное, или интимно-личностное, общение со значимыми взрослыми. Точнее, тот, кто заботится в этот период о ребёнке, и становится его значимым взрослым, то есть тем, с кем он ощущает себя в безопасности и кого считает своим.

В первый год жизни ребёнку нужно давать обратную связь именно в эмоциях и тактильных ощущениях, так как слов он не понимает. Поэтому любые слова при разговоре с малышом мы интуитивно раскрашиваем более яркой интонацией и выражаем в прикосновениях к нему: поглаживаем, носим на руках, целуем, обнимаем. Также для малыша в этом возрасте важно видеть глаза взрослого.

Важно подчеркнуть, что эмоции и тактильные ощущения для малыша в этом возрасте — не прихоть, а необходимость! Без этого у ребёнка развивается умственная отсталость. Помимо многочисленных экспериментов, доказательство этому — дети из детских домов, у которых нет возможности в первые годы жизни постоянно общаться со взрослыми. Восполнить этот пробел практически невозможно.

Мама устала

Если мама находится в подавленном, измотанном, уставшем состоянии, то ей обязательно нужно отдохнуть и восстановиться. Малыш требует много внимания, но если научиться понимать его, то общение превращается в радость. Когда мама находится в хорошем настроении и состоянии, оно обязательно передаётся ребёнку, с ним становится очень просто и легко, ведь, если вдуматься, нужно его лишь кормить, целовать и держать на руках.

Часто стрессом для мамы является тот факт, что она больше не принадлежит себе, что не может заниматься своими делами в привычном режиме. Однако, с другой стороны, забота о маленьком — это колоссальный опыт, который раскрывает не только в маме, но и в обоих родителях новые важные альтруистичные качества. Кроме того, год — это очень короткий период по сравнению с целой жизнью, и уже к двум годам малыш будет более автономным, если уделить ему должное внимание в самом начале.

Итак, мы выяснили, что:

1. В первый год ребёнок ищет ответы на вопросы «Рады ли мне тут?» и «Заслуживает ли этот мир моего доверия?»

2. Первые три месяца жизни — период донашивания и адаптации к жизни вне мамы, но рядом с ней.

3. Питание мамы — здоровье малыша! Чем легче для переваривания пища у мамы, тем проще справляться ребенку.

4. От 0 до года приходим на помощь по первому зову.

5. Малыш не умеет манипулировать, он просто выживает.

6. Эмоции и близость — залог успешного развития психики и интеллекта ребенка.

7. Если мама устала, ей нужно отдохнуть.

От 0 до 3 лет ребенок стремительно развивается, и здесь важно отметить, что стратегия поведения родителей должна меняться в зависимости от его роста и развития. Что подходит для младенца, не подходит для годовалого и уж тем более для трёхлетнего. И это мы разберём в следующей статье. А пока, главное, что нам нужно для воспитания малыша в первый год жизни — это любовь, внимание и забота.

Что должен уметь ребёнок в возрасте от 1 месяца до 5 лет

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый родитель должен осознавать, что рождение малыша – это не только радость, но и большая ответственность.

Читать еще:  Дневная норма кальция при беременности

Постоянно нужно следить за его физическим и психологическим развитием, чтобы он рос здоровым и в благоприятных условиях.

Многим кажется, что в первые месяцы жизни грудничку достаточно только много спать и в промежутках просыпаться, чтобы покушать.

Но нужно следить, чтобы поочерёдно развивались навыки, которые соответствуют конкретному периоду. Поэтому давайте разбираться, что должен уметь ребёнок в 1, 2, 3, 4, 5 месяцев и вплоть до возраста 5 лет.

1 месяц

К ним относится «сосательный»: если легонько провести пальцем по губам ребёнка, он скрутит их в трубочку, пытаясь его пососать.

Если прикоснуться к стопе, то малыш её отдёрнет. Так проявляется «подошвенный» рефлекс. В самом названии «хватательного» понятно, что если положить палец или какой-то небольшой предмет в ручку, то она сожмёт объект.

Даже если дитя спит большую часть в сутки, и всего около 3 часов бодрствует, то он всё равно изучает окружающую среду и готов получать сигналы из мира, активно развиваться.

Что должен уметь ребёнок в 1 месяц:

  1. внимательно рассматривать лицо родителя или малознакомого человека, который наклонился к его кроватке;
  2. водить глазами за красочным предметом возле лица;
  3. если в глаза попал яркий свет, прищуривать их;
  4. поворачивать голову на звуки;
  5. узнавать родителей по голосу;
  6. если чувствует плохо, то плакать – звать на помощь маму или папу;
  7. хвататься за предмет, но не мочь его крепко сжать;
  8. когда лежит на животе, пытаться приподнять голову.

Что должен уметь ребенок в 2 месяца

В следующем месяце дитя спит уже меньше – до 18 часов в сутки. Снижается сильный тонус мышц, поэтому он может с ещё большей активностью и пластичностью реагировать на окружающие факторы.

В 2 месяца ребенок должен уметь следующее:

  1. точно следить глазами за предметом, которым перед ним двигают;
  2. встречать взглядом и оживляться на того, кто подходит к кроватке, и также провожать;
  3. распознавать смех и улыбаться в ответ;
  4. поворачивать голову в сторону, откуда издаётся шум;
  5. поворачивать голову вбок, когда лежит на животе;
  6. тянуть в рот свои пальцы и посасывать;
  7. отчётливо агукать и издавать звонкие отделённые звуки.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

В 3 месяца грудничок значительно отличается от того, каким его принесли с роддома. Малыш больше нуждается в компании родителей и часто просится на руки.

В этот период более ярко выражает свои эмоции (что это?), улучшается координация движений.

Итак, в 3 месяца он уже должен:

  1. привлекать внимание родственников;
  2. плакать с разной интонацией, чтобы поделится своими «чувствами», и громко смеяться;
  3. крутить головой;
  4. приподниматься на локти, когда лежит на животе;
  5. переворачиваться со спинки на бок;
  6. когда берут на руки, поджимать к телу ножки и ручки;
  7. крепко держать игрушку и тянуть в рот.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Прошла первая четверть года, и малыш адаптировался к окружающей среде, после долгого нахождения внутри матери. Любит не только изучать свои пальцы, но и может засмотреться на проезжающую машину через окно.

В 4 месяца ребенок начинает:

  1. улыбаться в ответ и агукать;
  2. узнавать родителей и других людей, которые часто подходят к малышу;
  3. проявлять интерес ко всем объектам вокруг, особенно – к своему отражению в зеркале;
  4. не только крепко держать игрушку в руке, но и трясти ею, стучать по столу или кроватке;
  5. выказывать негативные эмоции, если дали не тот предмет, который нравится и хотел;
  6. лежа на животе, поднимать плечи вместе с головой;

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Период 5 месяцев характеризуется замедлением физического роста, и на передний план выходит психическое развитие. Дитя обретает новые навыки и совершенствует те, которые уже были.

В 5 месяцев ребенку свойственно:

  1. гулить и лепетать;
  2. целеустремлённо выбрасывать игрушку на пол, если перестала быть интересной;
  3. различать маму с папой от их знакомых, которых раньше не видел, и реагировать на них негативно или настороженно;
  4. уметь занять себя на несколько минут, играясь каким-то интересным предметом;
  5. рассматривать изображения в книгах и журналах;
  6. лежа на животе, поднимать верхнюю часть туловища на вытянутых руках.

6 месяцев (полгода)

В полгода малыш впервые попробует что-то после молока или смеси. И продолжит активно познавать окружающий мир уже с новых ракурсов. Этот возраст настолько динамичный и насыщенный в новых умениях, как и 3-ий месяц.

Что должен уметь ребёнок в 6 месяцев:

  1. перекладывать предметы с одной руки в другую;
  2. дотягиваться до игрушек, которые висят перед ним;
  3. проползти 1-2 метра;
  4. пытаться сесть;
  5. пытаться встать с помощью стенки кровати или близких;
  6. увлечённо слушать, что говорят родители, и пытаться повторить за ними звуки и ритм.

7 месяцев

В этот период дитя начинает понимать простые запреты родителей, и прислушивается к ним. Разделяет предметы на любимые и нет. Больше внимания уходит на изучение движения и функций своего тела.

Что должен уметь ребёнок в 7 месяцев:

  1. переживать или плакать, когда от него уходит мама в другую комнату;
  2. понимать простую речь близких;
  3. активно ползать;
  4. вставать, держась за опору;
  5. сидеть;
  6. пить из чашки, есть ложкой;
  7. класть маленькие предметы в посуду, коробки;
  8. запоминать очередность каждодневных процедур: купания, собирания на прогулку.

8 месяцев

Большая часть движений малыша занимает ползанье. А в эмоциональном плане не только пытается понять, что ему говорят, но и сам хочет высказать своё «мнение».

Что должен уметь ребёнок в 8 месяцев:

  1. настойчиво лепетать;
  2. проползать длинные дистанции;
  3. пробовать вставать у опоры и делать неуверенный шажки;
  4. повторять за родителями: хлопать в ладоши, кивать головой;

9 месяцев

В этом возрасте малыш активно и энергично жестикулирует. Может самостоятельно передвигаться по всей территории квартиры. Чувствует очень сильную привязанность к матери.

Что должен уметь ребёнок в 9 месяцев:

  1. самостоятельно сидеть, чтобы ничто не подпирало спинку;
  2. ползти на четвереньках, а не на животе;
  3. перебирать ножками возле опоры;
  4. играть в «ладушки»;
  5. строить башню из нескольких кубиков;
  6. рвать на кусочки бумагу;
  7. говорить слоги, которыми постоянно называет один и тот же предмет;
  8. переворачивать картонные страницы в детских книгах;
  9. когда мама просит показать на свои части тела, успешно выполнять.

10 месяцев

Дитя успешно подражает взрослым, пытается повторить за ними несложные действия. Таким методом подражания учится многим важным в жизни вещам. А также предпочитает мелкие игрушки, развивая свою моторику.

Что должен уметь делать ребёнок в 10 месяцев:

  1. без негатива воспринять отучение от груди;
  2. выбирать любимую игрушку из предложенных;
  3. если родители спрашивают, то уметь показывать не только на части тела, но и предметы, которые часто используются;
  4. пытаться удивить или рассмешить близких с помощью мимики;
  5. интересоваться другими детьми;
  6. доставать предметы, которые далеко находятся, с помощью других (например, швабры);
  7. жевать еду.

1 год

В первый год своей жизни малыш сталкивается с частыми запретами и рамками поведения. Поэтому реагирует на них очень бурно, часто «не соглашаясь». Не зря период называется кризисным.

Что должен уметь ребёнок в год:

  1. говорить «мама», «папа» и пару других простых слов;
  2. ходить, держась за руку родителей, или самостоятельно;
  3. радостно реагировать на вид любимой еды;
  4. собирать большую башенку из кубиков;
  5. когда спрашивают конкретное животное, показывать его на картинке среди других;
  6. продевать руки и ноги в отверстия одежды, когда её натягивают родители;
  7. скатывать шарик и колбаски из пластилина;
  8. различать эмоции родителей, когда они довольны его поведением, или нет;

Что должен уметь ребенок в 2 года

За целый год дети активно развивают свою речь и передвижение, за которым не всегда могут углядеть родители.

Что должен уметь ребёнок в 2 года:

  1. бегать;
  2. без помощи спускаться и подниматься по лестнице;
  3. переступать через яму или лужу;
  4. пробовать рисовать;
  5. попадать по мячу ногой;
  6. уметь аккуратно кушать;
  7. играть с пластилином, крупами;
  8. называть несколько цветов и геометрических фигур;
  9. показывать на пальцах сколько лет;
  10. самостоятельно ходить на горшок;
  11. продолжить стих, который учил с родителями, если называть первые строки к рифме;
  12. слушать рассказы, которые ему читают, и запоминать некоторые фрагменты.

Что должен уметь ребенок в 3 года

Ещё один кризис случается в этот период детства. Мальчики и девочки чётко осознают себя как отдельную личность. Поэтому часто перечат родителям, пытаясь утвердиться.

Что должен уметь ребёнок в 3 года:

  1. говорить короткими предложениями;
  2. рассказать небольшой стих;
  3. знать свои имя и фамилию;
  4. искать отличия между предметами;
  5. рисовать линии и разукрашивать;
  6. спокойно оставаться несколько дней без родителей;
  7. самостоятельно кушать, одеваться, чистить зубы и мыть руки;
  8. уверенно играть мячом.

4 года

Теперь малыш будет вести себя более управляемо, и родители смогут немного расслабиться. Он будет больше прислушиваться и «идти на компромиссы».

Что должен уметь ребёнок в 4 года:

  1. балансировать на бревне или на одной ноге;
  2. залезть на вертикальную лестницу;
  3. развивать большую скорость на трёхколёсном велосипеде;
  4. иметь словарный запас до 2 000 слов;
  5. свободно разговаривать со взрослыми и детьми;
  6. петь песни и рассказывать более объёмные стихи;
  7. считать до 10, и может запомнить алфавит;
  8. играть и находить общий язык с другими детьми;
  9. задавать вопросы: «Почему?»;
  10. проявлять заботу о других: дарить цветы, кормить собаку, помогать;
  11. самостоятельно надевать носки, нижнее бельё, застёгивать большие пуговицы.

5 лет

Активно начинает общаться со своими сверстниками и пытается построить дружеские отношения, хочет стать частью общества. Поскольку это дошкольный возраст, то учится выполнять задания и развивать мышление.

Что должен уметь ребёнок до 5 лет:

  1. сосредоточиться на чем-то до 30 минут или больше;
  2. знать дни недели и время суток;
  3. использовать абстрактные понятия;
  4. удерживать в памяти несколько историй за раз;
  5. произносить правильно все звуки («р» может быть исключением);
  6. иметь словарный запас до 3 000 слов;
  7. понимать, что другим тоже может быть больно или страшно;
  8. играть в сюжетные игры с другими;
  9. складывать пазлы;
  10. выполнять указания родителей.

Все нормы являются приблизительными, и нужно учитывать, что каждый ребёнок развивается в индивидуальном темпе.

Но если слишком отличается от указанных пунктов, стоит обратиться к специалисту, который поможет родителям и ребёнку наверстать упущенное.

Воспитание и развитие ребенка от рождения до года по месяцам

Когда семья вырастает на одного человека, всё в ней меняется. Время начинает течь по-иному и подчиняться новым требованиям. Первый год жизни ребёнка его родители привыкают к новому статусу, изучают вопросы, которые раньше их не волновали, находятся в постоянном самосовершенствовании.

Развития ребенка по месяцам от 0 до года

Вопрос воспитания и развития ребенка до года выходит на первый план.

Новорожденный ребенок – новый член семьи. Пора приступать к воспитанию

Месяц первый

Заниматься ребёнком необходимо с первых же дней его жизни. До года закладывается фундамент его дальнейшего развития. Как бы ни казалось, что малыш ещё ничего не понимает и не воспринимает, это не так. Уже с первых дней кроха реагирует на звуки, различает тон разговора, мелодичность речи, отличает свет от темноты, по запаху чувствует присутствие мамы поблизости, чувствует прикосновения.

У ребёнка развиты безусловные врождённые рефлексы, например, он ищет мамину грудь и сосёт её, вздрагивает от резких звуков, шагает ножками, если держать его над поверхностью вертикально, хватается ручками, и еще около семидесяти различных рефлексов. Малыш не настолько не приспособлен, как кажется.

В данный период правильно будет развивать и воспитывать детей несложными методами. Развивать цветовое зрение, располагая яркие контрастные мобили, погремушки-гирлянды на расстоянии 30 см от глаз малыша. Учить фиксировать взгляд, двигая яркой погремушкой перед глазами малыша до расстояния около 20 см, а затем, дождавшись фиксации взгляда на ней, перемещая её в стороны, вверх и вниз. Развивать слух малыша, ласково с ним разговаривая, включая музыку, гремя мелодичными погремушками.

Необходимо носить ребёнка на руках, устраивать ему экскурсии по квартире, рассказывать обо всём вокруг.

Второй месяц

Ребёнку на протяжении всего первого года жизни важен физический контакт. Ощущение близости, защищённости. Нужно носить кроху на руках, делать ему массаж, как можно чаще улыбаться ему и стараться вызвать его улыбку.

На втором месяце жизни важно продолжать развивать у детей зрение и слух. Предметы для изучения располагают уже на расстоянии 30-50 см от глаз малыша. Звуки для изучения становятся разнообразнее.

В два месяца для ребенка самое важное – физический контакт с родителями

Важно развивать тактильную чувствительность, давая ребёнку материалы, игрушки различных фактур.

Для развития умения держать головку перед малышом, лежащим на ровной поверхности, перемещают какой-то яркий предмет, катают шарик. Малыш будет следить за ним, напрягать мышцы шеи.

Третий месяц

Ребёнок на третьем месяце умеет смеяться, гулить, проявлять эмоции. Ему важно внимание окружающих. Маме, папе, бабушкам нужно брать его на руки, разговаривать с ним, рассказывать о том, что вокруг происходит, читать книги.

В этом возрасте с ребёнком можно играть погремушками, воздушными шарами. Колокольчиками, бубенчиками… всем, до чего ребенок захочет дотянуться и ощутить неповторимость предмета. Необходимо помогать ребёнку познавать разнообразие окружающего мира.

Малыш в 3 месяца хорошо держит голову и реагирует на игрушки

В этом возрасте дети уж копируют мироощущение родителей. Если мама со страхом воспринимает что-либо, малыш тоже будет тревожен.

Чтобы воспитать малыша смелым и уверенным, необходимо проявлять больше позитивных эмоций, чаще улыбаться ребёнку.

Четвёртый месяц

В этот период малыш уже уверенно держит головку, активно жестикулирует руками и ногами, изучает их, переворачивается. Теперь ребёнок уже смотрит на предметы, а не просто видит их. Он различает голоса, звуки. Чувствует потребность в маме не только для изучения её самой, но и всего вокруг.

Нужно следить за режимом дня ребёнка, корректировать его по необходимости. В три-четыре месяца у ребёнка в среднем должно быть около 15 часов сна. 10 ночью и остальное распределено на три дневных сна.

Малыш в 4 месяца сам переворачивается и пробует двигаться

Если родители приняли решение, что малыш должен спать только в своей кровати, то уже в этом возрасте необходимо укладывать его на каждый сон только туда, воспитывать дисциплину не только у ребёнка, но и у себя.

Месяц пятый

Малыш уже не просто гулит и агукает, а произносит различимые звуки. Он может видя игрушку, дотянуться до неё. Может уверенно удерживать её. У ребёнка появляются любимые игрушки. Все вещи он пытается воспринимать тактильно и на вкус. Малыш уже хорошо окреп: приподнимается на руках, тянет ноги в рот, встаёт на четвереньки.

Малыш в 5 месяцев тянет ноги в рот и пробует вставать на четвереньки

Важно продолжать поддерживать максимальный физический контакт с малышом.

Носить на руках, разговаривать с ним, отвечать на его реплики, улыбаться ему. Воспитывать в ребёнке чувство ритма, пританцовывая под музыку с ним на руках, сопровождать счётом массаж и гимнастику.

Шестой месяц

Ребёнок в этом возрасте уже может держать игрушки в двух руках, перекладывать их, правильно выбирать требующуюся. У него получается бросать игрушки, а это для него сложнее, чем брать их. Сидит и пытается ползать.

Малыш в 6 месяцев уже хорошо сидит

Детей первого года нужно хвалить за достижения, словами и действиями. Гладить детей по голове, аплодировать им.

Ребёнку доставляет радость, что им довольны. Свои эмоции эмоции малыш проявляет, как умеет, так, чтобы выявит своё желание чего-то он может капризничать и плакать. Малыш не манипулирует родителями, а просто не умеет по-другому сообщать о своих потребностях или недовольстве. Чтобы в последствии не вырастить малыша капризным и эгоистичным, необходимо пытаться понять его потребности, и не ждать истерик и надрывного плача.

Месяц седьмой

У ребёнка формируется новый режим. Родители должны быть внимательны к крохе и помочь ему адаптироваться в этом. Малыш спит 13-14 часов в сутки. 10 часов ночью и два дневных сна по 1,5 или 2 часа. Нужно помогать ребёнку развивать речь, повторяя слова по несколько раз, показывая на предметы называть их.

Малыш в 7 месяцев уверенно ползает

Эмоциональная привязанность детей становится заметной. Малыш может расплакаться не только из чувства голода, но и от чувства тревоги, страха, незащищённости без мамы.

Ребёнок различает тон, с которым с ним разговаривают, необходимо использовать это для воспитания малыша, разговаривая с ним ласково или строго.

Восьмой месяц

Малыш уже умеет правильно сортировать игрушки по цветам или размерам. Умеет совершать с ними различные манипуляции: бросать, трясти, складывать, открывать. Кроха улыбается своему отражению. Умеет садиться и вставать у опоры.

Малыш в 8 месяцев понимает назначение предметов

Нужно продолжать помогать ребёнку развиваться. Следует описывать действия, которые происходят, предметы, которые в этом участвуют. Разговаривая, не стоит искажать слова по-детски, их нужно произносить правильно. Нужно выслушивать лепет ребёнка и отвечать ему, чтоб малыш понимал, как происходит общение.

Самое главное, стоит почаще говорить малышу о своей любви и о том, какое счастье, что он такой, какой он есть.

Девятый месяц

Малыш осознанно произносит первые слова, пытается делать первые шаги. Ему стали особенно интересны все мелочи, окружающие его. Он встаёт везде, где есть опора. Взрослым необходимо быть особенно внимательными к своему чаду и к тому, что вызывает его интерес.

Малыш в 9 месяцев понимает речь и передвигается с опорой

Нужно продолжать поддерживать в ребёнке интерес к развитию, к познанию до года и далее. Все игры и игрушки детей являются объектом познания. А вещи и предметы из обихода взрослых интересны вдвойне. Не запрещайте ребёнку их изучать, а объясняйте, как они устроены, как работают.

Десятый месяц

Ребёнок понимает многое о чём с ним говорят. С увлечённостью играет в игры «Ку-ку», «сорока-ворона», «ладушки». Радуется, когда его хвалят. У ребёнка уже довольно хорошо развита координация и он может добраться практически до всего, что его интересует, ползая, вставая, двигая какие-либо предметы. Мама для этого ребёнку уже не нужна.

Малыш в 10 месяцев самостоятельно находит себе игру

Нужно дать ему простор для движения и самореализации, воспитывая в малыше самостоятельность и уверенность в себе, при этом постоянно держа под контролем его передвижения.

Месяц одиннадцатый

Малыш понимает и выполняет простые просьбы: дай погремушку, принеси мяч, открой коробочку, сядь здесь… Нужно хвалить ребёнка за выполненные действия, всё время подбадривать его. Не стоит ругать, когда что-то не получается.

Малыш 11 месяцев начинает ходить

В этом возрасте необходимо уже создавать условия для общения ребёнка с другими детьми. Нужно учить его простейшим навыкам коммуникации, объяснять, что не стоит бояться посторонних.

Двенадцатый месяц. Ребёнку год!

Ребёнок одного года понимает «нельзя» и «можно», различает не только интонации, но и слова. Он умеет разговаривать на своём языке. Близкие умеют его понимать, посторонние нет. К посторонним дети одного года относятся настороженно. Игры ребёнка становятся совсем разнообразными и познавательными: он уже умеет собирать пирамидку, разбирать машинку, копаться в песке.

Для детей любого возраста главное – любовь родителей

С ребёнком по-прежнему необходимо много заниматься, вовлекая в его развитие и воспитание игры, например, пирамидки и кубики развивают моторику, матрёшки, сортёры и разнообразные коробочки воспитывают познавательные способности, машинки, каталки совершенствуют координацию движений.

Самое важное в воспитании и развитии малыша в возрасте до года – это постоянный физический контакт с ним.

Приучение к питанию, установление режима дня, ежедневные прогулки, игры – все небольшие шаги в воспитании детей первого года должны быть сделаны с большой любовью.

Что умеет и должен уметь ребенок в 1 год

Когда малышу исполнился годик, родители подводят первые итоги: «Чему научился ребенок за этот год? Не отстает ли он по знаниям и умениям от других детей?» Мамы очень переживают, если соседский малыш умеет то, чему не научился их кроха. Они сравнивают достижения своего ребенка со средними общепринятыми показателями. На самом деле не стоит переживать, если что-то у вашего малыша не соответствует возрастным нормам. Это всего лишь средние данные. В чем-то ваш ребенок их опережает, а в чем-то отстает, но обязательно всему научится.

Основные навыки годовалого ребенка

Двигательные навыки

  • Малыш умеет твердо и уверенно стоять, ему не требуется поддержка.
  • Начинает самостоятельно ходить или с небольшой подстраховкой взрослого.
  • Самостоятельно ползает по ровной поверхности и по лестнице.
  • Ему нравится ходить по ступенькам вверх и вниз.
  • С легкостью влезает на кровать, кресло или диван и слезает с них, перешагивает небольшие препятствия.
  • Самостоятельно встает на ноги из любого положения, может наклониться, присесть на корточки, лечь.

Познавательные навыки

  • Увлекается процессом игры. В качестве игрушек очень нравятся различные коробочки и баночки с крышками, которые можно открывать и закрывать, насыпать туда различные мелкие предметы.
  • Большой интерес вызывает собирание пирамидки и постройка сооружений из кубиков, а также игра с различными бытовыми предметами (кастрюля, ложки, кружка, обувь, одежда).
  • Неподдельный восторг выражает во время игры с машинками или любыми игрушками на колесах, в процессе игры с мячами или воздушным шариком.
  • Подражает взрослым во всем: кормит игрушку и разговаривает с ней, одевает куклу, может вытирать пыль и даже пытается мести веником. Как взрослые, пытается сам причесываться, красить губы (как мама), дует на горячий чай или суп.
  • Открывает все дверцы и выдвигает все ящики, достает все из серванта или комода, дергает за все ручки и нажимает на кнопки.
  • Играет с детками в песочнице или на детской площадке, дублирует их действия, общается.

Социальные и эмоциональные навыки

  • Активно проявляет эмоции и чувства к близким и родным людям: может крепко обнять и поцеловать. То же самое может повторить с мягкими игрушками или домашними животными.
  • С интересом, а иногда с опаской и даже испугом реагирует на незнакомых людей и новые игрушки. На приход постороннего человека может отреагировать криком или плачем.
  • На расстоянии узнает родные лица и искренне им радуется.
  • Подолгу рассматривает фотографии с изображением родителей, бабушек, дедушек и других людей, которых он знает. Может сопровождать просмотр своими комментариями, показывает пальчиком на лица.
  • Строит гримасы: кривляется, показывает язык, корчит рожицы. Может повторять за взрослыми, как они кашляют и чихают, дразнится.
  • Негативно реагирует на повышенный тон разговора взрослых, на запреты и нравоучения. Свое несогласие выражает плачем.
  • Любит смотреть книжки с яркими картинками, может показывать по просьбе родителей знакомые предметы.
  • Активные положительные эмоции проявляются под музыку: начинает вертеться, прыгать, пытается танцевать и петь.
  • Понимает предназначение бытовых предметов и пытается ними пользоваться. Например, пылесосить, разговаривать по телефону, включать пультом телевизор, стучать молотком.
  • Откажется кушать не понравившуюся ему пищу. Заставить трудно, почти невозможно, будет активно, иногда с криком, возражать и протестовать.
  • Часто очень переживает из-за отсутствия мамы или папы, очень скучает и ждет, прислушивается к звукам (например, стук входной двери).

Речевые навыки

  • Словарный запас годовалого ребенка включает до десяти – пятнадцати слов (например, мама, папа, дай, нет, иди, так). Пытается своими словами объяснить свои желания и потребности.
  • Должен понимать просьбы и уметь показать голосом или движениями то, о чем просят. Например, «Как лает собачка?», «Как позвать кошечку?», «Как тетя танцует?» и т.п.
  • Умеет найти нужную игрушку или предмет, который попросили подать. Показывает пальчиком на предмет, когда спросишь «Где он?» (мишка, машинка, телефон, мячик).
  • Понимает слова – нет, нельзя, дай, встань, сядь, ложись, положи, закрой, пока и другие.
  • Пытается повторять звуки, слова, словосочетания и передавать услышанную интонацию. Дублирует все услышанное по телевизору или на улице во время прогулки. Откликается на свое имя.
  • Активно включается в процесс игры, которую сопровождает необходимыми движениями. Может показать «Ладушки», играет в прятки, катает машину и произносит соответствующее «жужжание мотора».

Бытовые навыки

  • Может самостоятельно пить из чашки, сам держит бутылочку, пытается держать ложку и без помощи взрослых кушать (чаще это делают руками).
  • Умеет откусывать и пережевывать твердую пищу (овощи, фрукты, сухарики, печенье).
  • Сам моет под краном руки, умывается и вытирается полотенцем, пытается чистить зубы.
  • Пытаются сами одеваться, хотя не очень получается. Например, надеть штанишки и кофточку очень трудно, а вот головной убор или обувь у некоторых выходит надеть. Весь процесс сопровождается настойчивым пыхтением или недовольным криком.
  • Некоторые дети просятся на горшок. Другие, если не используется подгузник, сообщают мимикой и жестами о мокрых колготках.

Все эти данные – среднестатистические и не нужно на них равняться. Развитие каждого малыша зависит от многих элементов – условия жизни, генетика, социум. Только для любящих родителей — их ребенок самый лучший.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Первый месяц жизни ребенка, период новорожденности, – ответственный промежуток времени, который является достаточно стрессовым как для родителей, так и для малыша. Сразу после рождения сыну или дочери приходится адаптироваться к жизни вне утробы, получать первую вакцинацию (против вирусного гепатита). Все системы органов начинают перестраиваться для обеспечения самостоятельной жизни. В это время нужно быть особенно внимательным к тому, как развивается малыш, водить его к педиатру.

Ребенок в 1 месяц активно развивается

Так какие навыки должен получить сын или дочь к месячному возрасту?

Физическое развитие месячного ребенка

Физическое развитие всех детей проходит индивидуально. Поэтому незначительные отклонения от нормативов вполне допустимы. Отличаются и реакции родителей. Одни склонны преувеличивать достижения своего малыша, другие тревожатся по малейшему поводу. Обычно каждый тип родителей оказывается в определенной степени неправым.

Месячный младенец лежит

Во время первой недели жизни ребенок может потерять 10 процентов своего веса. Это нормальная реакция на изменение внешней среды. После этого малыш снова начинает набирать драгоценные граммы. К концу второй недели он весит приблизительно столько же, как и на момент рождения. К рубежу в один месяц ребенок начинает активно набирать вес. В среднем прирост может колебаться от 15 до 30 граммов в сутки. Сын или дочь может развиваться не так, как написано в учебниках. Важно регулярно посещать врача, чтобы он смог определить отклонения и вовремя их ликвидировать.

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Рост и вес девочек может быть в среднем несколько меньше, чем у мальчиков: 3,6-4,8 килограммов и 51,7-55,7 сантиметров против 3,9-5,1 килограммов и 52,7-56,7 сантиметров. Причем, чем больше рост, тем больше должен быть вес и, наоборот. Существуют специализированные калькуляторы, которые позволяют рассчитать нормы в режиме онлайн.

Милый ребенок 1 месяц

Важно! Нормы только приблизительные. Не стоит бить тревогу, если вес или рост меньше среднего. Для девочек допустим вес в 3,2 килограмма и рост 50 сантиметров, для мальчиков возможен вес 3,4 килограмма при росте в 51,1 сантиметр.

Что умеет месячный малыш

От малыша в 1 мес. не стоит ожидать чего-то особенного. Нервная система только развивается, но даже в этом возрасте у ребенка есть некоторые навыки.

Среднестатистический малыш этого возраста не многому может научиться. Так что должен уметь новорожденный в 1 месяц? Этот список навыков не всегда точно соответствует реальной картине, но приблизительный набор следующий:

  1. Автоматическая походка новорожденного. Если придерживать малыша и попытаться поставить его ступню на пол, он попробует ходить. Не стоит пытаться в этом возрасте делать какие-то попытки научить ходить ребенка. У него еще очень слабый позвоночник.
  2. Поворот головы. Если положить малыша на живот, он может поворачивать голову. Но шея еще достаточно слабая, поэтому нужно придерживать головку.
  3. Видеть на расстоянии двадцати-тридцати сантиметров. Новорожденные плохо видят, к возрасту 1 месяца у них немного начинает появляться зрение. Месячные малыши все равно остаются близорукими. Также они лучше видят высококонтрастные объекты.
  4. Определять человеческое лицо. Ученые доказали, что малыши в возрасте одного месяца больше реагируют на живые человеческие лица, чем на мордочку какой-то обезьянки.
  5. Слышать голоса родителей, а также высокочастотные звуки.
  6. Различать запах соска матери и грудного молока.
  7. Плакать. Дети в этом возрасте умеют общаться только таким способом. В течение дня ребенок может плакать до 3 часов.

Рефлексы здорового малыша 1-го месяца жизни

Малыш рождается с определенным количеством безусловных рефлексов. Со временем они угасают, если ребенок развивается правильно. В 1 месяц особенно хорошо выражены сосательный, глотательный, кашлевой и ряд других рефлексов. Такие исчезают с течением времени:

  1. Хоботковый. Если поколоть щеку ребенка около угла рта, он вытягивает губы трубочкой. Таким образом пытается найти материнскую грудь.
  2. Положительный рефлекс Бабинского. Если кожа внутренней поверхности стопы раздражается, пальцы сгибаются.
  3. Рефлекс схватывания Моро. Если хлопнуть ребенка по ягодицам или стукнуть по поверхности, на которой он лежит, малыш совершит двустороннее охватывающее движение руками.
  4. Поворот головы в сторону, если младенца положить на живот. Таким образом он защищается от удушья. Поэтому даже самые маленькие дети, если они здоровые, могут лежать на животе.
  5. Рефлекс «хождения». Необходимо взять ребенка вертикально и поставить его на твердую поверхность, при этом держа малыша за руки. Если его немного наклонить, будут заметны непроизвольные попытки идти. Но в таком раннем возрасте не стоит увлекаться этим упражнением, поскольку позвоночник крохи еще недостаточно сформированный.
  6. Ладонно-ротовой. Открытие рта с последующим легким наклоном головы вперед при нажатии на ладонь грудничка.
  7. Тонический рефлекс рук Робинсона. Если дотронуться пальцем или предметом до внутренней поверхности ладони, малыш схватит его.
  8. Симптом Кернига. Если нога согнута в тазобедренном суставе, то ребенок не может полностью разогнуть ее в колене.
  9. Феномен ползания. Если ребенка положить на животик и приставить к внутренней части стопы ладонь, малыш будет отталкиваться от нее.

Из этих рефлексов чаще всего сохраняются три последних.

Двигательная активность месячного ребенка

В целом, двигательная активность ребенка в 1 месяц слабая. Большая часть мышц еще не развита. Все движения, которые совершает малыш в этом возрасте, заложены генетически на уровне рефлексов. Большую часть времени чадо находится во сне. В этом возрасте время бодрствования составляет всего 45 минут – 1 час. Дневной сон может длиться от 15 минут до 2-3 часов. Так от 4 до 8 раз. Ночью ребенок спит так, как и взрослые – 8-10 часов, но может просыпаться среди ночи.

Уже месяц, скоро будет взрослым

Забота о здоровом сне ребенка чрезвычайно важна. Известный педиатр, Евгений Комаровский, привел несколько рекомендаций по обеспечению здорового сна, которые родителям надо знать:

  1. Высыпаться самим родителям. Ребенку нужны здоровые и отдохнувшие родители.
  2. Готовить ребенка к ночному сну заранее. Сон малыша должен быть синхронизирован с режимом дня семьи.
  3. Малыш в возрасте одного месяца должен спать в детской кроватке в спальне родителей.
  4. Дневной сон должен быть нормированным. Только тогда ребенок будет нормально высыпаться ночью.
  5. В возрасте одного месяца младенец может есть за ночь 1-2 раза. Это нормально. Уже после 6 месяцев такой необходимости не будет.
  6. Важно поддерживать правильный микроклимат в помещении. Оптимальная температура в комнате – 18-20 градусов тепла при влажности в 50-70 процентов.
  7. Обязательно нужно купать ребенка. Это полезно для его гигиены, так еще и положительно сказывается на сне.
  8. Нельзя пользоваться подушками, пока малыш не достиг двухлетнего возраста.

Важно! Поскольку особой двигательной активности в месячном возрасте еще нет, то сну нужно уделить особое внимание.

Психическое развитие грудничка в 1 месяц

В первый месяц жизни начинается активное психическое развитие мальчика или девочки. Уже через несколько недель жизни ребенок обретает небольшую способность обучаться. Например, если малыш хочет кушать, или он ощущает дискомфорт, начинает плакать.

В месячном возрасте становится возможным приучение ребенка к режиму питания или сна. Делать это нужно предельно осторожно. В месячном возрасте психика ребенка очень ранима, поэтому, если долго не реагировать на его плач, может возникнуть серьезный стресс.

Месячный ребенок смотрит на игрушку

В этом возрасте обязательно много общаться с малышом. Можно рассказывать о своих делах, что происходит у папы, бабушки, дедушки, петь песни. Тогда список того, что умеет ребенок в 1 месяц, 2, 3 и так далее будет расти очень быстро.

Насколько развиты эмоции

Невозможно искусственно отделить психическое развитие от эмоционального. Первое понятие более широкое и включает в себя развитие мышления, ощущений, восприятия, внимания и других психических процессов. Эмоции – один из них. Настроение, в котором большую часть времени пребывают взрослые, очень сильно влияет на психическое развитие ребенка.

Даже самые маленькие младенцы хорошо понимают эмоциональное состояние мамы и отзеркаливают его. Если она раздражена, взволнована или просто уставшая, ребенок чувствует дискомфорт, который выходит наружу через плач. В возрасте одного месяца по-другому выражать свои эмоции ребенок еще не умеет. Есть зачатки радости, но значительно чаще ребенок плачет.

У карапуза бывает комплекс оживления, который начинает формироваться где-то на третьей недели, к концу первого месяца раскрывает себя в полной красе. Далее он нарастает до 3-4 месяцев, после чего у малыша формируются более сложные модели поведения.

Комплекс оживления содержит четыре компонента:

  1. Долгий сосредоточенный взгляд в сторону взрослого.
  2. Радость, сопровождаемая улыбкой.
  3. Оживление двигательных реакций – ребенок может начать более активно двигать головой, ручками и ножками, прогибать спинку и так далее.
  4. Вокализация – простейшие звуки, издаваемые ребенком: гуканье, гуление и вскрики.

Если недостаточно общаться с ребенком в первые недели жизни, то комплекс оживления проявляется гораздо позднее, причем частично. Изначально считалось, что комплекс оживления является первой осознанной реакцией ребенка на действия взрослого, но через некоторое время было установлено, что это всего лишь рефлекс.

Таким образом, перечень того, что должен уметь ребенок в 1 месяц, не очень большой. В таком возрасте о каких-то навыках говорить не приходится, поскольку одномесячный грудничок еще очень маленький. Набор того, что умеет малыш в 1 месяц, можно описать несколькими словами: есть, спать, радоваться появлению взрослого и еще несколько элементарных рефлексов, которые с возрастом сами уходят.

Видео

Развитие ребенка в 1 месяц: что должен уметь, особенности и нормы

Хотите узнать как развивается ребенок в 1 месяц жизни, что должен уметь, в какие игры любит играть и как правильно ухаживать за малюткой? Тогда информация, изложенная в данной статье, станет действительно важной для каждой мамы.

Первый месяц для крохи весьма важен, так как его внутриутробная жизнь позади. Теперь он самостоятельный маленький человек и учится адаптироваться в условиях окружающей среды.Для родителей эти первые 4 недели не менее важны, как и для младенца. Им предстоит помочь ему почувствовать себя защищенно и комфортно в тех условиях, в которых он стал жить.

Физическое развитие малыша

В первые недели жизни ребенок активно прибавляет в весе. Средний вес — 500 грамм, но данный показатель носит индивидуальный характер. Некоторые малыши набирают 1 и более килограмм. Контролем веса занимается лично педиатр и только он может сказать нормальный вес у малыша или нет, но ни в коем случае ни мамочки, рядом стоящие в очереди и раздающие советы, ни подруги, ни бабушки. Что касается девочек, то их вес может составлять от 3,4 до 4,7 кг, мальчиков — 3,5 до 6 кг.

Что касается роста, то малыш в первый месяц может вырасти на 3-4 см. Опять же бывают случаи, когда гораздо больше показатели сантиметровой ленты. Девочки обычно имеют рост в первый месяц жизни до 56 см, мальчики — 59 см.

Выше приведены всего лишь усредненные показатели веса и роста малышей. О слишком маленьком или большом росте и весе (как вам может казаться) должен судить только педиатр. Только он определяет аномальные отклонения в развитии ребенка.

Зачастую мам интересуют нормы окружности головы и груди. Так, они не должны достигать в среднем более 37 см.

Если у вашего малыша значительно разнятся результаты замеров с другими малышами аналогичного возраста, то причинами могут быть: выбранный вид вскармливания, проблемы при беременности и родах, проблемы при кормлении, наследственность и заболевания у ребенка.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Новоиспеченных мамочек интересует вопрос, что умеет ребенок в 1 месяц. Давайте разбираться и наблюдать за вашим малышом.

Что ребенок умеет делать в 1 месяц:

  • Фиксировать взгляд на объекте. Кроха уже может остановить свой взор на родителе, который смотрит на него или на каком-либо объекте, если тот крупного размера.
  • Поднять голову с положения на животике. Малыш способен несколько секунд подержать голову, лежа на животике. Голова у большинства младенцев неуверенно качается вниз вверх, это нормально.
  • Узнавать близких людей. В первый месяц ребенок уже хорошо узнает маму и при виде мило улыбается. А значит у него начинает развиваться зрение.
  • Различать некоторые цвета. Специалисты утверждают, что по истечение 4-х недельного возраста малыши различают белый, черный, желтый и красный цвета.
  • Реагировать на звук. На слишком громкие звуки малыш может реагировать плачем. На остальные, размеренные, ребенок реагирует вниманием или наоборот становится спокойным, как бы прислушиваясь еще внимательнее. К концу 4-й недели жизни благодаря развивающемуся слуху, малыш учиться принимать личные базовые решения.
  • Произносить первые звуки. У малыша появляется первая речь. Обычно это “а-а”, “у-у”.
  • Улыбаться. Он может проявлять улыбку в ответ на улыбку, обратившегося к нему человеку, или самостоятельно. Хотя в первые дни и недели улыбка малыша непроизвольная.
  • Резко двигать ногами и руками в положении лежа.
  • Учиться распознавать свет и темноту. При ярком свете уже щурит свои маленькие глазки.
  • Проявлять первое недовольство. Это может выражаться в неприятном вкусе молока (если мама скушала, что-то кислое или горькое), если он мокрый или у него болит животик.
  • Опираться если взрослый его пытается поставить на ножки.
  • Крепко сжимать в кулачок руку человека, которые берет его за ручки.
  • Активно сосет бутылочку или грудь (в зависимости от выбранного вида вскармливания).
  • Делает попытки ползти. При выкладывании на животик медленно перемещает ножки как бы пытаясь ползти.
  • Много спит. Малыш может спать без перерыва около 4-х часов, далее проснуться, чтобы покушать, а затем дальше спать.

Другие особенности:

  • Белые прыщики на носике, лобике и подбородке начинают уходить.
  • Движения малыша становятся все более уверенными.
  • Родничок понемногу затягивается.
  • Происходит постепенное заживление пупочной раны.

Иногда встречаются случаи, когда у малыша появляются настораживающие для родителей и врача симптомы, которые требуют незамедлительного решения вопроса. Но также зачастую они проходят они исчезают, не оставляя след у ребенка. Но если все же выявлены некоторые отклонения в развитии ребенка, то специалист может назначить различные обследования. Среди них выделяют: УЗИ, МРТ, ЭЭГ, компьютерная томография.

Подробнее о том, что же умеет ребенок в 1 месяц жизни смотрите в познавательном видео ролике.

Как развивать малыша в 1 месяц

Ребенок в первый месяц своей жизни начинает изучать окружающие его предметы и людей. Будет отлично, если мама или папа (или вместе) ему помогут в этом.

Какими способами развивать ребенка в первый месяц жизни:

  • Много разговаривайте с грудничком. Доказано, что те дети, с которыми мама общалась в первые недели жизни, развиваются и начинают говорить гораздо быстрее, чем сверстники. Не знаете о чем говорить с крохой? Да обо всем, что видите. Расскажите, что сегодня за день, какая за окном погода, во сколько придет папа, куда вы с ним пойдете, во что оденетесь и другое, что считаете нужным.
  • Читайте сказки и стихи. И не обращайте внимания, что он якобы вас не слушает. Придет время и он в развитии докажет, что внимательно все слушал.
  • Научите фокусировать взгляд на предметах. В качестве развивающего приспособления подойдет любая игрушка — мягкая или погремушка. Возьмите в руки предмет, словите взгляд “ученика” и медленно водите в разны стороны. Кроха будет водить глазками по сторонам, куда “уходит” интересный ему предмет.
  • Слушайте с крохой музыку. Это может быть классическая спокойная или тихие колыбельные песенки. Включайте музыку ненадолго, обычно малыши издают звуки беспокойства, когда им надоедает данный процесс.
  • Включайте почаще музыкальную карусель. Это научит ребенка прислушиваться к звукам, а также фокусировать внимание на предметах, которые двигаются. Также это отличный вариант для мамы побыть минут 5 наедине с собой, к примеру, попить вкусный чай.
  • Выкладывайте чаще на животик и держите столбиком кроху. Такие действия будут способствовать самостоятельному удержанию головки.
  • Развивайтесь в ванной. Наденьте на кроху безопасный круг для плавания и опустите малыша в теплую водичку, пусть он почувствует новые ощущения, через малое время он начнет активничать в ванной. В случае, если малютка плохо реагирует, раздражается на воду, то попробуйте погрузиться вместе в ним, покажите ему игрушки для купания и не забывайте комментировать, что вы в этот момент с ним делаете.
  • Играйте в игры. Переверните кроху на животик, возьмите в свои руки погремушку и медленно отводите на небольшое расстояние вверх. Так вы будете стимулировать грудничка поднимать голову вверх. Можно поиграть с малышом в игру “ку-ку”, накройте себя его одеялком или пеленкой и резко выгляните.
  • Делайте гимнастику и массаж. Ножками крохи можно имитировать движение велосипеда, а ручки скрещивать между собой. Помассируйте нежно каждый пальчик младенца. Также можно дотрагиваться не только пальцами, но и ватой или другим мягким предметом. Как делать массаж грудничку смотрите в видео.
  • Привяжите небольшую игрушку к коляске или кроватке, пусть малыш наблюдает за ней. В скором времени он потянет ручки за ней.

Если с малышом общается не только мама, но и папа и другие родственники, это способствует успешному развитию. Ведь каждый из них делает индивидуальный вклад.

Уход за ребенком в 1 месяц

Ухаживать за ребенком в первый месяц не так страшно как кажется маме на первый взгляд. Кроме того, эти первые 4 недели позволят маме и ребенку привыкнуть к друг другу и понять, что и как правильно делать.

Итак, уход за ребенком 1-го месяца жизни включает:

  • Купание и другие гигиенические процедуры: подмывание, очищение ушек и носика, умывание глаз, расчесывание при необходимости, удаление корочек с головы. Особое внимание при купании следует уделять пупочной ранке. Она требует тщательного и правильного ухода. Обычно ранка промывается обычной теплой кипяченой водой, а в воду для купания добавляются специальные аптечные травы. Обо всех этих тонкостях спросите у вашего педиатра.
  • Прогулки на свежем воздухе в любую погоду. Если ребенок отлично спит в коляске, не плачет, гуляйте пока позволяет время. Конечно, в зимний период следует сократить время проведения на улице. Первые прогулки в теплое время составляют примерно 30 минут.
  • Массаж и гимнастика для грудничка. Как грамотно провести массаж грудничку смотрите ниже в видео.
  • Кормление. Мама должна научиться правильно прикладывать малыша к груди. В противном случае, малыш останется голодным, а у мамы образуются трещины на сосках. Если это искусственное вскармливание, то нужно терпеливо учить ребенка брать соску. Обычно на такой навык у грудничков много времени не уходит. Бывают случаи, когда после рождения малыш может совсем не кушать в первые 2-е суток, но пытаться взять грудь или потянуть соску бутылочки. Не следует переживать, он обязательно все верно сделает и не оставит себя голодным.

Желательно, чтобы во время уходовых процедур руки мамы были теплыми, так как противоположное может испортить приятные ощущения у грудничка.

Что касается разных вопросов, которые наводят страх на новоиспеченную мамочку, то не стоит волноваться. В первые 4 недели в обязательном порядке врач педиатр и медсестра навещают малыша, проводят необходимые обследования, консультируют родителей.

Гимнастика

Физические упражнения для ребенка в 1 месяц являются весьма полезными. Как правильно проводить и быстро научиться применять смотрите в видео.

Ежедневный массаж для грудничков

У месячного ребенка еще плохо развиты слух и зрение, поэтому весь мир они пока познают через прикосновения и обоняние. Вот почему массаж для малютки весьма важен. Многие мамы проводят его интуитивно, самостоятельно придумывая как ребенку будет полезно. В видео ниже рассказывается об основных полезных шагах, которые помогут провести массаж интересно, грамотно и с удовольствием.

Советы доктора Комаровского

У всех родителей возникает множество вопросов по поводу своего малыша. Особенно огромный перечень тем для обсуждений появляется непосредственно после его рождения. Ответы на большинство интересующих вопросов можно узнать от компетентного, излюбленного мамами, ведущего педиатра. Как развивать ребенка в 1 месяц расскажет доктор Комаровский.

В этот период кроха требует от родителей положительной обстановки. Не следует при малыше выяснять отношения, ругаться, скандалить, плакать и другое. Сейчас это маленькая губка, которая все активно впитывает и тонко чувствует окружающую обстановку.

Не стоит думать, что грудничок ничего не понимает и ждать пока он пойдет в школу и только тогда задумываться над своим поведением. Ему нужна теплота, любовь и забота родителей.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector