Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: комплексы упражнений и обзор методик

Развитие памяти детей дошкольного возраста. Методики исследования и развития

Виктория Прядкина
Развитие памяти детей дошкольного возраста. Методики исследования и развития

Памятью — называется познавательный процесс, в ходе которого происходит запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом его опыта, ранее приобретенных знаний. Память — это интегральная следовая форма отражения. Память лежит в основе любого психического процесса. Память является одной из основных форм организации психической жизни.

«Память — это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. «

Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Физиологические основы памяти.

В основе памяти лежат физиологические процессы, которые у человека протекают в полушариях головного мозга. Всякое поражение коры в той или иной мере нарушает возможность выработки новых навыков. Амнезии (расстройства памяти) вызываются обычно нарушениями нормального функционирования коры.

Согласно теории Геринга, всякий раздражитель оставляет физиологический след, или отпечаток, который и лежит в основе последующего воспроизведения.

Для понимания физиологических основ памяти существенное значение имеет учение И. П. Павлова об условных рефлексах . В нервных механизмах условного рефлекса, в принципе нервного замыкания как основы образования временных связей Павлов вскрыл физиологический механизм ассоциаций по смежности, которые являются существенной основой элементарных форм памяти. При этом исследования Павлова вскрыли процессы, составляющие физиологическую основу образования условно временных – ассоциативных – связей во всей их реальной сложности, обусловленной открытыми Павловым закономерностями возбуждения и торможения, концентрации, иррадиации и индукции в деятельности коры.

Основные процессы памяти

Воспроизведение– это запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.

Запоминание– это активизация закреплённого ранее содержания психики.

Забывание— активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено.

Сохранение– удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени.

Формы воспроизведения

Узнавание — проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;

Воспоминание — которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

Припоминание — представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;

Реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;

Интерференция — усвоение нового материала влияет на припоминание ранее усвоенного материала.

Эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Виды памяти

Непроизвольная

Информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией. Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

Произвольная

Информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приёмов.

Имплицитная память

память без осознания предмета запоминания, или бессознательная память.

Эксплицитная память

Виды памяти

1. Наглядно-образная память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет, форму предмета и т. д.

2. Словесно-логическая память, при которой запоминается информация на слух.

3. Эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события.

Критерии памяти

1. Объект запоминания, т. е. то, что запоминается, Это предметы и явления, мысли, движения, чувства. Соответственно этому различают такие виды памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная и эмоциональная;

2. Степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память;

3. Длительность сохранения в памяти. В данном случае имеют в виду кратковременную, долговременную и оперативную память.

Развитие памяти от 0 до 1 года

Появляется узнавание. В возрасте четырех месяцев ребенок может отличить знакомое лицо от незнакомого. К году ребенок может уже что-то вспомнить даже если перед ним нет сходного объекта.

Развитие памяти ребёнка от 1 до 2 лет

Годовалый ребенок живет сегодняшним днем. Он не помнит того, что было вчера, и не способен нарисовать в воображении «завтра». Все его внимание сконцентрировано на том, что его окружает в данный момент. Малыш способен различать знакомые предметы, звуки, запахи, вкусы, поверхности. Опираясь на знания, полученные от органов чувств, он учится быстрее распознавать предметы вокруг себя.

Развитие памяти ребёнка от 2 до 3 лет. Упорные исследователи

В этот период развитие памяти у детей идет очень активно: ребенок осваивает связи между предметами, их свойствами, признаками и действиями. Например, если малыш заинтересовался предметом, теперь мало его назвать – нужно сказать, что он делает (плавает, летает, ездит, лает, чирикает и т. д.) С 2 лет малыш хорошо запоминает небольшие стишки; знает некоторые цифры, буквы, геометрические фигуры, животных, фрукты, овощи, ягоды. По пути на детскую площадку вы можете описывать все, что видите.

Развитие памяти ребёнка от 3 до 4 лет. Начинающие аналитики.

В этом возрасте ребенок учится четко различать основные цвета, знает основные геометрические формы, начинает сравнивать предметы по разным признакам: величине, форме, цвету, количеству. И учится подбирать пару по заданному признаку. Овладевает такими понятиями, как «мало-много», «большой-маленький», «высоко-низко». Может соотнести цифры до 3 (иногда до 5) с количеством пальцев на руке.

Развитие памяти ребёнка от 4 до 5 лет. Младшие дошкольники.

В этом возрасте уже ясно, какими «талантами» обладает ребенок, что ему легче дается. Также видны слабые места – то, чего не знает или не может понять ребенок и что нужно постараться ему объяснить. У младших дошкольников непроизвольное воспроизведение и запоминание — единственная форма работы памяти, даже к концу дошкольного возраста непроизвольная память остается господствующей.

Развитие памяти ребёнка от 5 до 6 лет

В этом возрасте ребенок бьет все рекорды запоминания. Ничего, абсолютно ничего не способно пройти мимо него без того, чтобы он запомнил хотя бы малую часть данного события. Интересной особенностью психического развития ребенка 5 лет является непроизвольность процесса «запечатления» в памяти. Это значит, что механизмы запоминания работают «сами по себе», без приложения усилий.

Главным видом памяти является образная память. Именно конкретные, наглядные, детальные образы предметов, их свойств, действий, т. е. представления, составляют основное содержание детской памяти. Они являются тем строительным материалом, которым пользуется ребенок в своих играх, рисунках, рассказах.

Развитие памяти ребёнка от 6 до 7 лет

могут запоминать достаточно большое количество информации. Однако, как и на другие процессы нервной деятельности, на память огромное влияние оказывает отношение (эмоциональное восприятие) к материалу.

дети помнят очень многое, они с удовольствием читают стихотворения, пересказывают любимые сказки, сюжеты мультфильмов. Однако сохранение учебной информации происходит намного сложнее и во многом зависит от запоминания.

Методики исследования памяти

Методика «Образная память».

Цель: Изучение кратковременной памяти.

В качестве единицы объёма памяти принимается образ (изображение предмет, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается, за 20 сек. Запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы Затем, в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся.

Методика «Узнавание фигур».

Цель: Исследование процессов восприятия и узнавания.

Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры из первой таблицы.

Методика «Опосредованное запоминание».

(Методика предложена Л. С. Выготским и А. Р. Лурия, разработана А. Н. Леонтьевым).

Цель: Исследование уровня опосредованного запоминания, особенностей мышления.

Методика «Заучивание 10 слов».

(Методика предложена А. Р. Лурия)

Цель: Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Методика «Запомни цифры».

Цель: Определение объёма кратковременной слуховой памяти ребёнка.

«Фигуры» (тренировка зрительной памяти).

Дети разбиваются на пары. Сначала один в паре раскладывает спички на столе и накрывает их листом бумаги, затем, подняв его на 10 секунд, показывает своему товарищу полученную фигуру. Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается усчитать количество использованных спичек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих спичек «сфотографированную» фигуру. После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. Затем играющие меняются ролями. По мере тренированности к количеству и месту расположения добавляется для упоминания еще и цвет. Переходить к следующему упражнению можно в случае, если ребенок свободно удерживает в воображении не менее 10 спичек.

«Осознание словесного материала» (используется как для тренировки зрительной памяти, так и слуховой).

Цель этого упражнения — заставить детей поразмышлять о словах. Ведущий говорит: «Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т. п. Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно».

Бумага Гнездо Кот Колесо Палка Шерсть Телега Волосы Роза Платок Сапог Палец Лимонад Слон Поцелуй Фильм Блин Счастье Слеза Ботинок Птица Автобус Доктор Мороженое

В качестве предварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы и лишь после этого переходить к работе «только в уме».

упражнение на узнавание

Ребенку предлагают запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти. Затем ребенок должен отыскивать их изображение на 5-10 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать. Описанные выше упражнения помогут детям научиться упорядочивать запоминаемую информацию. Для извлечения же информации необходимо «ушко» или «ниточка», за которую ее можно было бы вытаскивать. Таким инструментом являются ассоциации. Ассоциация — это психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление в уме других. Обычно ассоциации устанавливаются скорее интуитивно, чем логично, хотя сама подобная работа невозможна без умения находить сходства или различия.

«Двойная стимуляция памяти».

Перед ребенком раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т. д.). Ребенку говорят: «Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону. Затем читается первое слово. После того, как ребенок отложит картинку, читается второе слово и т. д. Далее он должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы. 37 Примерный набор слов: «пожар», «завод», «корова», «стул», «вода», «отец», «кисель», «сидеть», «ошибка», «доброта» и т. д.

Игра «Кто больше запомнит?»

Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество.

Все материалы собраны на просторах интернета и скомпонованы в презентацию.

Упражнения для развития памяти у младших школьников

Какие бывают виды памяти

Чтобы выбрать подходящие упражнения для развития памяти, стоит разобраться, как происходит процесс запоминания. Для этого обратимся к общепринятой классификации памяти.

  1. По длительности:
  • кратковременная (информация запоминается легко, но также легко и забывается);
  • долговременная (данные хранятся в памяти долго);
  • оперативная (информация удерживается некоторое время).
  1. По типу:
  • слуховая (лучше запоминается услышанное);
  • зрительная (легче запоминаются зрительные образы);
  • двигательная (все, что связано с движением – запоминает тело);
  • образная (эмоциональная, ассоциативная);
  1. По степени приложения усилий:
  • непроизвольная (не требуется усилий для запоминания чего бы то ни было);
  • произвольная (нужно постараться, чтобы запомнить событие или объект);
  • непосредственная (запоминается механически, мышление не «включается»);
  • опосредованная (требует построения логической цепочки, осмысления данных).

Кстати, у малышей хорошо развита именно механическая память, поэтому специалисты рекомендуют начинать изучение иностранных языков еще до школы.

Как «работает» человеческая память? Тут можно выделить три этапа:

  • запоминание;
  • хранение информации;
  • извлечение (воспроизведение) данных.

Три «кита» хорошей памяти

Приступая к занятиям с ребенком, обратите внимание на три «кита» или три «закона», на которых строится запоминание:

  • Первый – постараться получить яркое впечатление о том, что запоминается (для этого – сосредоточиться и быть внимательным).
  • Второй – повторение.
  • Третий – ассоциация.

Как развить долговременную память?

Память человека достаточно субъективна, поскольку после каждого последующего воспроизведения информации, воспоминания искажаются.

Задача родителей – развивать и тренировать долговременную память ребенка. Для этого нужно:

  • Научить свое чадо умению сравнивать объекты запоминания, находить в них сходства и отличия (для тренировок подойдут детские журналы с красочными картинками, таблицами, в которых предлагается найти либо одинаковые предметы, либо отыскать в них едва заметные отличия);
  • Практиковать пересказ ребенком любой полученной им информации – просмотренного мультфильма, прочитанного рассказа, пережитого впечатления (тренирует память, развивает речь, позволяет правильно составлять предложения);
  • Заучивать стихотворения, скороговорки, разгадывать кроссворды;
  • Постепенно переходить на запоминание прозы (здесь можно предложить одно интересное упражнение). Например, в журнале прочитать небольшой отрывок текста, вырезать этот фрагмент. Затем разрезать его на кусочки, дать ребенку одну часть и предложить по ней восстановить весь сюжет.

Тренируем слуховую память

Чем больше мы тренируем память, тем больше можем запомнить. Итак, приступаем к упражнениям по развитию слуховой памяти у младших школьников. Занятия могут проводиться как группой, так и индивидуально.

  • Добавь свое

Это упражнение хорошо отрабатывать группой. Здесь принцип такой. Взрослый предлагает нехитрый сюжет, например, поездка в путешествие или поход в магазин. Начинает так: «Я положил в чемодан (сумку) книгу». Ребенок должен повторить это предложение сначала и добавить что-то от себя. Например: «Я положил в чемодан (сумку) книгу и карандаши». Второй участник занятий снова повторяет все сначала (фраза уже длиннее) и добавляет свое.

  • Запомни ритм

Карандашом или палочкой вы постукиваете по столу в определенном ритме и предлагаете ребенку его повторить. Начинать нужно с простых звуков, по мере того, как школьник справляется, ритм можно усложнять.

  • Поем песенки

Для развития слуховой памяти эффективно помогает такой простой прием, как пение песенок голосами знакомых персонажей мультфильмов, например. Для того чтобы изобразить чужой голос, ребенку придется вспомнить его тембр, громкость, интонацию и ритм.

  • Ищем пару

Тренировка состоит из двух этапов. На первом этапе вы читаете пары слов. Например: цветок – ваза, школа – ученик, заяц – лес, река – берег. На втором этапе вы называете одно слово из зачитанной пары и предлагаете малышу назвать второе. Если ваш ученик справляется, значит у него все в порядке и с памятью, и с логикой.

  • Играем в ассоциации

Это более сложное упражнение, хотя вашему ребенку точно понравится. Подготовьте несколько карточек, на которых изобразите предметы, животных. Например, лиса, свитер, солнце, автобус. Разложите карточки перед ребенком. Поставьте задачу: вы называете слова, а ребенок подбирает к ним картинку. Слова могут быть такими: лес, одежда, погода, гараж.

Читать еще:  26 неделя беременности

Зрительная память

Для развития этого вида памяти можно применить такие упражнения:

  • Цветные картинки

Понадобится от трех до пяти картинок разного цвета. Покажите их ребенку в определенной последовательности и попросите повторить. Проверьте правильность.

  • Геометрические фигуры

Это упражнение хорошо тренирует фотографическую память. Нарисуйте на листке мультяшный персонаж в виде геометрических фигур. Как привило, это либо робот, либо космонавт/инопланетянин. Геометрических фигур должно быть не больше четырех. Покажите ребенку рисунок на 30 секунд, чтобы он изучил его во всех деталях. Затем попросите изобразить то, что запомнилось. Можно заранее подготовить три рисунка. На каждом последующем немного изменять какую-то деталь. При проверке задания обратите внимание, насколько точно оно выполнено.

  • Опиши картинку

Нужно подготовить до пяти вариантов рисунков, на которых изображено несколько предметов. Форма и цвет – разные. Дайте ребенку изучить изображенное секунд 10, потом пусть закроет глаза и подробно опишет то, что запомнил. Постепенно задание можно усложнять, увеличивая количество предметов на рисунке.

Развиваем ассоциативную память

Развитие ассоциативной памяти у учеников младших классов является очень действенным методом. Для тренировки формирования ассоциаций есть целая наука – мнемотехника. Упражнения на развитие ассоциаций включают в себя схемы, таблицы, пары слов, не связанные по смыслу. По поводу последнего – назовите пару слов, разных по смыслу и дайте задание ребенку придумать историю с использованием данных слов. А схемы, таблицы с картинками научат детей составлять рассказы; выполнять какие-то манипуляции в определенной последовательности, например, одеваться. Мнемосхемы помогают увеличить словарный запас, быстро запоминать текст. Говорят, что стихотворение лучше запомнить, если его «увидеть».

Как улучшить память школьника?

Если вы видите, что ваш школьник невнимателен, плохо запоминает то, что ему говорят в школе и дома, не может сосредоточиться, конечно же, не стоит мириться с таким положением вещей. Нужно приложить усилия, и ваш ребенок будет лучше учиться, станет более собранным и в целом успешнее. А для этого существует несколько простых способов.

  • Читайте хорошую литературу

Конечно, современного ребенка трудно оторвать от переписки в социальных сетях, просмотра мультфильмов, компьютерных игр. Но для любящих родителей нет ничего невозможного. Убедите ваше чадо, причем, на личном примере, что читать – это не только полезно, но и модно. Подарите ему электронную книгу, чтобы он мог читать при любом удобном случае. Подберите для него хорошую литературу.

  • Осваивайте новое

Освоение новых умений очень хорошо тренирует память. Если ваш малыш не занимается спортом и не посещает кружки «по интересам», расскажите ему о том, что все это существует и доступно. Если он уже занимается чем-то, предложите освоить новый вид спорта или посещать музыкальную школу, заодно выясните, к чему у вашего чада лежит душа.

  • Развивайте словарный запас

Здесь поможет не только чтение книг. Можно организовать дома такую игру: каждый день – новое слово. Знакомьте ребенка со сложными словами, толковать их поможет Интернет. Это будет интересно и полезно и родителям.

  • Учите на память

Учите вместе с ребенком заданные в школе стихотворения. Расскажите ему о своих поэтических предпочтениях, о том, как вы в детстве запоминали стихи.

  • Запоминайте числа

Прекрасно влияет на развитие памяти запоминание чисел. Это могут быть даты рождения родственников и друзей, номера мобильных телефонов. Подскажите ребенку, как лучше их запоминать. Если в вашей семье есть еще дети, организуйте между ними соревнования «Кто больше запомнит».

  • Правильно отдыхайте

Здоровый сон, достаточный по времени для ребенка младшего школьного возраста (не менее 10 часов в хорошо проветренном помещении), а также прогулки на свежем воздухе (до двух часов ежедневно) великолепно стимулируют работу головного мозга и, соответственно, позитивно влияют на память. Не пренебрегайте этими простыми правилами.

10 продуктов для вундеркинда

Чтобы улучшить память, нужно правильно питаться. В рационе вашего школьника обязательно должны быть продукты, содержащие необходимые витамины и минералы. Вот те десять продуктов, которые помогут вашему ребенку усваивать школьный материал на «отлично»:

  1. Рыба (желательно морская, содержит йод, фосфор, Омега-3 жирные кислоты, что благотворно влияет на мозг).
  2. Яйца (содержат белок и холин, который помогает сосредотачиваться).
  3. Чеснок (ускорит кровообращение, добавляйте к мясным блюдам).
  4. Красный виноград (антиоксидант, защищает клетки организма от старения и повреждения).
  5. Брокколи (просто кладезь витамина К, который улучшает работу мозга).
  6. Бобовые (содержат витамины В6, В12, фолиевую кислоту. Улучшают краткосрочную и долговременную память).
  7. Томаты (тоже мощный антиоксидант).
  8. Лимон (витамин С улучшает память).
  9. Грецкие орехи (содержат Омега-3 жирные кислоты, белок, лецитин. 5 орешков в сутки – и память ребенка будет в отличном состоянии).
  10. Мед (глюкоза позитивно влияет на работу мозга и памяти).

Не забывайте давать ребенку пить достаточное количество воды, только не газировку!

Развивающие игры для улучшения памяти – на сайте IQКлуб

Для развития памяти используются не только упражнения, но также и игры. IQКлуб – интернет-сервис, который предлагает развивающие игры для тренировки памяти, внимания, навыков чтения, мышления ребенка. Чтобы воспользоваться услугами этого интернет-портала, нужно:

  • пройти регистрацию в системе;
  • ребенку – сдать тест, который его заинтересует.

После этого специалисты IQКлуб подберут для вашего малыша индивидуальную программу обучения, исходя из анализа его сильных и слабых сторон.

Разработкой игр занимается команда профессионалов – лучшие психологи, педагоги, дизайнеры.

Родители могут отслеживать результаты обучения в режиме online. Полезные игры на сайте IQКлуб – это прекрасный тренажер для развития интеллекта ребенка.

Это интересно

Рекомендации по развитию памяти младших школьников

Память дается каждому из нас при рождении, но не каждый может правильно ею пользоваться. Задача родителей и учителей обучить школьника приемам запоминания, чтобы он впоследствии использовал их бессознательно. Ребенок должен сам понять, как ему легче запоминать информацию. Однако любая наука не пойдет впрок, если у школьника отсутствует мотивация к учебе. В такой ситуации святая обязанность родителей заинтересовать ребенка, а для хорошего результата – занятия проводить систематически. Во время этих занятий педагоги-психологи рекомендуют родителям обращать внимание на следующее:

  • следите за тем, чтобы ребенку был понятен материал, который он запоминает;
  • пусть ребенок повторит выученный текст на следующий день;
  • при работе над запоминанием текста разбивайте его на небольшие отрывки, но не очень маленькие, чтобы ваш школьник не забыл, что было в самом начале;
  • во время заучивания текста просите малыша проговаривать его вслух;
  • мотивируйте ребенка к занятиям по запоминанию, проявите фантазию: предлагайте для изучения только те тексты, которые ему действительно интересны;
  • занимайтесь с ребенком не более получаса, а в первое время по 15 минут. Если видите, что малыш устал – сделайте перерыв;
  • всегда хвалите ребенка за даже самые маленькие успехи, поощряйте его к занятиям.

Занимаясь с ребенком, помогайте ему выполнять задания, подскажите, какую тактику по запоминанию лучше применить. Таким образом, ваш малыш не просто научится запоминать, он будет воспринимать информацию осознанно и тогда она надолго сохранится в его памяти.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Память является одним из необходимых психических процессов, без которых невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Ее развитию в дошкольном возрасте обязательно должно уделяться достаточно времени. Именно с ее помощью малыш сможет получать новые знания, познавая мир или обучаясь в школе, приобрести необходимые ему знания, умения и навыки. На занятиях по развитию памяти вы научите детей запоминать, сохранять и воспроизводить информацию с помощью несложных упражнений и игр.

Особенности

Для детей дошкольного возраста характерно механическое запоминание информации, без осмысливания. Задача взрослых – научить ребенка делать это сознательно, логически осмысливая новые знания. Непроизвольное запоминание и воспроизведение информации должно постепенно перейти к осознанному.

В первый год жизни малыша развивается моторная память, которая выражена в условных рефлексах.

Кроха способен запоминать движения и действия. Особенно хорошо это получается, если они сопровождены эмоциями (или если он понимает результат этих действий). Малыш учится сидеть, стоять, ползать, брать какие-либо предметы руками и многое другое.

Образная память развивается до двух лет. Карапуз узнает родственников и знакомых, запахи, вкусы, голоса. В этом возрасте идет активное развитие нервной системы малыша, увеличиваются объемы информации. В возрасте до 3 лет активно развивается логическое мышление, расширяется словарный запас. Уже можно говорить о появлении словесно-логической памяти.

Приблизительно до 4 лет идет развитие механической памяти. Она характеризуется запоминанием того, с чем ребенок осуществляет какие-либо действия. Если родители хотят, чтобы ребенок в этом возрасте лучше запомнил какую-то информацию, нужно его увлечь, заинтересовать. Результат в этом случае будет намного лучше.

С 5 лет уже можно говорить о развитии произвольной памяти. Именно в этот возрастной период ребенок уже может использовать специальные приемы для лучшего запоминания информации.

Виды памяти

В зависимости от того, на какой срок запоминается информация, от объекта запоминания, от степени волевой регуляции память классифицируется по-разному.

По срокам запоминания выделяют следующие виды:

  • Кратковременная – в этом случае информация запоминается с легкостью, однако потом забывается.
  • Долговременная – материал может быть воспроизведен даже через продолжительное время.

По объекту запоминания выделяют:

  • Зрительную – когда запоминается картинка (лица, обстановка вокруг и прочее).

  • Слуховую – происходит запоминание услышанного.

  • Двигательная (моторная). Она характеризуется запоминанием различных движений – в зависимости от обстоятельств: танец, ползание грудничка, работа рук со столовыми приборами.

  • Эмоциональная. Если ребенок обжег руку утюгом, то он больше не будет к нему подходить, эти эмоции намного лучше всяких запретов родителей помогут усвоить правило.

  • Вкусовая – запоминание вкусов.

  • Обонятельная – память на различные запахи.

  • Осязательная (тактильная) – кроха запоминает ощущения при прикосновениях к различным предметам.

Все эти виды памяти можно объединить в один – образная память.

Словесно-логическая – способность запоминать слова, появляется параллельно с развитием речи.

По приемам заучивания различают:

  • Механическую – при этом виде смысл запоминаемого материала теряется, заучивается только что-то конкретное. Если это слова – то в такой последовательности, в которой они были предложены. Если это действия – то именно в такой последовательности, в которой они повторялись. Такой вид памяти очень востребован при заучивании иностранных слов, их записи и произношении, разучивании танца.
  • Логическую – отличается запоминанием смысла заучиваемого. Тот материал, который необходимо запомнить, подвергается тщательному анализу, делится на смысловые части. Определяется главная мысль каждой из них и взаимосвязь между ними. С помощью всех этих приемов выделяется и запоминается самое важное в тексте, его суть.

По степени волевой регуляции выделяют:

  • произвольную память – для запоминания необходимого материала нужно приложить усилия;
  • непроизвольную – никаких усилий не требуется, все запоминается само по себе.

Рекомендуемые игры и упражнения

Можно выделить несколько особенно эффективных, но простых упражнений.

«Что не так?»

На столе перед малышом раскладывают 5-6 предметов, и ему предлагается время для их запоминания. После этого кроха должен отвернуться от стола, а ведущий в это время меняет местами пару игрушек или убирает 1-2. Задача ребенка в игре – восстановить правильную последовательность или рассказать о том, что исчезло со стола. Точно такую же игру можно провести с предметными картинками.

«Вспомни, что было»

Упражнение прекрасно справляется с тренировкой долговременной памяти. Попросите ребенка вспомнить и рассказать о том, что было вчера. Пусть он постарается рассказать вам все максимально подробно.

Игра «Имена»

В эту игру можно поиграть, когда вы находитесь в очереди, по дороге в магазин, в любой момент – если есть необходимость чем-то занять ребенка, чтобы он вел себя тихо. Попросите его назвать 5 имен мальчиков, затем пять имен девочек, далее игра продолжается в этом же порядке. Поначалу малыш будет называть имена самых близких ему людей, потом друзей и знакомых, а вот после уже начнет вспоминать те имена, которые он когда-либо слышал.

Скороговорки

Их разучивание помогает не только развивать речь дошкольника, но и тренировать память. Обратите внимание на то, что это должно быть «между прочим» – в игре, при свободных минутках. Можно предложить ребенку устроить соревнование, кто лучше справится с заданием. При этом победителю обязательно должна достаться похвала или какой-нибудь незначительный приз. Попросите кроху повторить скороговорку за вами, а на следующий день пусть он ее вспомнит.

Игра «Слова»

Вариантов игры два.

  1. Пусть ребенок назовет вам какую-либо букву алфавита. А теперь начинайте по очереди называть слова на эту букву.
  2. Попросите малыша назвать какое-либо слово. Затем вам нужно назвать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего. Игра очень похожа на известную многим игру «Города».

«Дорога к дому»

Когда во время прогулки с крохой вы ушли достаточно далеко от вашего дома, можно предложить ему это упражнение – пусть он покажет вам дорогу домой. Естественно, вы строго контролируете этот процесс. Во время пути обращайте внимание малыша на мелочи, которые могут быть очень полезными при поиске дороги: вывески магазинов, необычные деревья, заметные дома. Тогда в следующий раз он уже будет стараться делать все самостоятельно.

Гербарий

Выйдя на улицу с малышом, можно насобирать разные листья и цветы, проговаривая при этом название каждого растения. Дома сложите эти листья в альбом и засушите. Через некоторое время вы можете рассмотреть их и попросить ребенка вспомнить, как назывались эти растения. Позже вы сможете использовать их в поделках.

«Назови пару»

Это упражнение помогает в тренировке ассоциативной (смысловой) памяти. Называйте ребенку пары слов, которые связаны между собой по смыслу: жара и лето, суп и обед. Начинайте с 5-6 пар. Проговаривайте их четко. Затем попросите кроху повторить второе слово в паре, называя ему первое. Постепенно задание можно усложнять, предлагая большее количество пар.

«Повтори за мной»

Назовите дошкольнику 10 слов, которые не связаны по смыслу. А теперь пусть он попробует вспомнить те слова, которые вы говорили. Это упражнение отлично тренирует слуховую память.

Пересказы

Учите малыша пересказывать прочитанное произведение, просмотренный мультфильм, услышанную историю. Перед сном попросите рассказать вам об интересных событиях сегодняшнего дня. Это упражнение является хорошей тренировкой для развития памяти.

«Вспомни и нарисуй»

Дайте малышу 1 минуту для того, чтобы рассмотреть картинку. Он должен постараться ее запомнить. После этого картинка закрывается, и ребенку предлагается нарисовать ее, максимально точно воспроизведя все детали.

Советы

На то, как будет развиваться память вашего крохи, влияет множество факторов. Среди них – питание, режим дня, образ жизни вашего чада, физическая активность, время, проведенное с родителями. Полезные рекомендации:

  • Постарайтесь ограничить употребление сладкого и мучного. Замените это на полезные продукты: различные виды орехов, злаковые, твердый сыр, разнообразную зелень, семечки. Очень полезно употреблять в пищу жирные сорта рыбы, овощи, фрукты и ягоды, печень, белое мясо.
  • Соблюдайте режим дня.
Читать еще:  Что делать, если ребенка укачивает при поездках в машине, каковы причины и симптомы укачивания

  • Ребенок должен проводить не менее 2-3 часов на свежем воздухе, это необходимо для обогащения клеток головного мозга кислородом.
  • Обязательно укладывайте малыша спать вовремя, даже если он не хочет. Делая это каждый день в одно и то же время, вы приучите дитя, и постепенно все проблемы с укладыванием исчезнут. Желателен также дневной сон.
  • Следите за тем, чтобы ребенок был физически активен. Это могут быть подвижные игры с друзьями, занятия спортом, танцами, катание на велосипеде, коньках или лыжах. Постарайтесь ограничить время, проведенное им за компьютерными играми или просмотром телевизора.

Умение малыша запоминать очень зависит от того, сколько времени ему уделяют родители. Играйте с ним в развивающие игры, читайте книги, учите стихи, рассказывайте ему как можно больше нового и интересного, рисуйте и пойте песни. Все это будет способствовать развитию памяти.

Игровые методы для развития памяти ребенка можно посмотреть в этом видео.

Как развить память у ребенка: 5 игр и 2 методики для развития памяти

Мозг человека интенсивно формируется до 7 лет. И на этот процесс можно воздействовать! Конечно, у раннего развития есть как сторонники, так и противники, утверждающие, что интеллектуальный уровень детей к подростковому возрасту неизбежно сравняется, но мы возразим: мнемонические техники, направленные на быстрое запоминание больших объемов информации, все равно останутся преимуществом ребенка.

Какие игры и упражнения принесут пользу малышу, и в каких развивающих методиках их можно подсмотреть?

Мы рассмотрим пять игр для развития памяти и две развивающие методики.

Игры для развития памяти

Мы выбрали игры, которые помогут развить все виды памяти малыша – зрительную, слуховую и даже моторную.

«Мемори» или «Парные картинки»

Мы будем удивлены, если вы не знаете эту игру – существует бесчисленное количество готовых наборов карточек, и есть они, наверное, в каждой семье. Наконец, для «Мемори» можно использовать обычные игральные карты.

Суть игры проста: нужно открыть сразу две карточки с одинаковыми изображениями. Одновременно могут быть открыты только две карточки – если изображения на них различаются, то их снова переворачиваем рубашкой вверх.

Игра хороша как для одного игрока, когда счет ведется по времени или числу ходов (на это рассчитаны компьютерные версии), так и для двух игроков и даже целой компании – пары карточек вскрываются по очереди.

Примечание: не торопитесь выкладывать перед малышом весь набор карточек, начните с трех пар!

«Робот»

Ребенок играет роль робота, а вы – конструктора. Ваша задача – провести «робота» по определенному маршруту, проделывая при этом разные движения: прыжки, приседания, хлопки. Например: «Три шага вперед. Шаг влево. Три приседания! Два приставных шага вправо», – и т.д. Затем участник должен повторить этот маршрут самостоятельно, в той же или обратной последовательности.

Примечание: если хотите сделать игру не только полезной, но еще и веселой, то периодически устраивайте на пути «запрограммированного робота» препятствия. Развитие памяти хорошо сочетать с импровизационной игрой!

«Ассоциации»

Ваша задача – назвать какой-либо предмет, а ребенок должен назвать как можно больше слов по этой теме. Например: «Кошка!» – «Мышка, лапы, усы, миска. » Это не только развивает память, но и учит ребенка искать логические взаимосвязи и систематизировать информацию.

Примечание: есть и другая версия игры, когда вы называете два предмета, никак не связанных между собой. Например, «фонарь-снег», «лекарство-кружка». Ребенку необходимо придумать, как эти предметы могут быть связаны, можно даже сочинить историю их «взаимоотношений». Скажем, лекарство можно налить в кружку, или оно стоит на тумбочке рядом с кружкой чая. Кажется, что эта игра никак не связана с развитием памяти, но на самом деле малышу придется удерживать внимание сразу на двух «сюжетных концах»: рассказывая о снеге, постоянно помнить о фонаре.

«Цепочки»

Хорошая игра для большой группы детей, ее часто используют воспитатели детских садов. Ведущий называет какое-либо слово, например, название животного. Первые ребенок повторяет его и добавляет нового зверя, второй наращивает цепочку, и так далее. «Кошка. Мышка. Собака. Заяц. Лось. »Кажется, что такая цепочка не может быть длинной из-за сложности в запоминании, но поскольку слова цепочки многократно проговариваются, то эта цепочка часто достигает длины в полтора десятка слов.

Примечание: можно играть с ребенком и вдвоем, добавляя слова по очереди. Если они относятся к одной группе (животные, цветы, посуда), то это плюс к общему развитию, ну а хаотический набор слов развивает память.

«Портрет»

Еще одна игра для большой компании дошкольников, которая не раз выручит вас на детском празднике. Выбирается ведущий и один участник. Ведущему дается время, чтобы запомнить облик участника. Затем он отходит от участника на несколько шагов и отворачивается. Задача ведущего – назвать все цвета, присутствующие в одежде участника. Если он называет неверный цвет, то участник делает шаг навстречу ведущему. Если участник находится перед ведущим на расстоянии вытянутой руки, то просто касается плеча, что означает его победу.

Примечание: можно придумать множество вариаций такой игры для пары мама-ребенок. Например, запомнить предметы, находящиеся на столе. Называя правильный предмет, ребенок делает один шаг по направлению к маме. Задача – встретиться с мамой!

Авторские методики развития

Упражнения для развития памяти есть почти во всех методиках раннего развития (по крайней мере, во всех известных нам). Причем заниматься предлагают едва ли не с первых недель малыша! Попробуйте, вдруг вашему ребенку понравится!

Методика Гленна Домана

В этой знаменитой методике раннего развития есть и такое упражнение: ребенку показывают карточку с крупной надписью и изображением (либо без него). Мама или папа громко произносят написанное слово вслух. Сначала возьмите десять карточек, которые вы будете показывать три раза в день, не более двух секунд каждую. Каждые десять дней меняйте карточки, и так… целый год.

Родители нередко отмечают, что благодаря данной методике их дети начинают читать сказки уже с четырех лет и примерно в этом же возрасте пробуют писать.

Примечание: у методики есть и противники, чьи дети «не зачитали», несмотря на демонстрацию карточек. Кстати, и сами наборы с карточками тоже недешевые, комплект на год стоит около 13 тысяч рублей. Впрочем, никто не мешает вам поискать такие карточки б/у или даже нарисовать самим.

Методика Сесиль Лупан

Последовательница Гленна Домана развила и переосмыслила его приемы в работе с карточками. В частности, она заметила, что абстрактные надписи мало интересуют малышей. Поэтому она предлагает развесить по всему дому карточки с названиями знакомых ребенку предметов обихода – на кровати должна висеть табличка с надписью «кровать», на столе – «стол», на стуле «стул». В отличие от Гленна Домана, который рекомендует делать надписи красными, Сесиль советует делать гласные буквы – красными, а согласные – черными. Ну и, разумеется, периодически обращать внимание ребенка на табличку, зачитывая написанное слово.

Примечание: на первый взгляд, методики раннего обучения чтению кажутся не связанными с развитием памяти, на деле именно приемы Домана направлены на чистое запоминание графического образа слова и предмета – ведь ребенок при этом не читает ни по слогам, ни даже по буквам. Попробуйте выучить таким образом десяток слов, к примеру, на грузинском или японском – и вы поймете, какого напряжения памяти это стоит!

Виды памяти у детей дошкольного возраста

  • Основные виды памяти
  • Какая память преобладает у дошкольном возрасте
  • Механическая память
  • Зачем необходимо развивать память дошкольников
  • Методики развития разных видов памяти у дошкольников
  • Методики развития произвольной памяти у дошкольников
  • Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем
  • Развитие образной памяти у детей
  • Как облегчить заучивание новой информации

Дошкольный возраст важный этап в жизни каждого ребенка. В этот период происходит развитие памяти. Чем старше ребенок становится, тем больше информации он усваивает. Тренировать память дошкольника можно при помощи простых методик, которые включают различные упражнения и игры.

Основные виды памяти

В психологии под памятью имеют виду ряд способностей, которые фиксируют полученный опыт, удерживают его в активном состоянии, для воспроизведения в будущем. В процессе задействованы механизмы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Развитие памяти влияет на становления личности ребенка.

Информация поступает к дошкольнику через органы чувств:

  • зрительные — запоминание видимых образов;
  • слуховые — все, что дошкольник воспринял через органы слуха;
  • вкусовые — воспоминания о вкусовых качествах съеденных продуктов;
  • обонятельные — запоминание различных ароматов;
  • тактильные — ощущения, которые были полученные вовремя контакта с предметом.

Важно! Каждый из вышеперечисленных видов необходимо развивать отдельно, путем задействования соответствующих органов чувств.

По продолжительности детскую память разделяют на 2 типа:

  1. Кратковременная. Информация задерживается в мозге на короткий период, через некоторое время исчезает. Может длиться всего 20-30 секунд.
  2. Долговременная. Полученный опыт сохраняются на протяжении длительного срока. Бывает механическим или смысловым.

Память дошкольника может быть, как непроизвольной (информация сохраняется сама по себе), так и произвольной (чтобы что-то запомнить, необходимо приложить усилия).

Какая память преобладает у дошкольном возрасте

Каждый этап развития памяти в дошкольном возрасте, имеет свои особенности:

  • У детей от 0 до года быстро развивается моторная память. Проявляется в виде условных рефлексов. В этот период малыш наблюдает за действиями своих родителей, и пытается повторить их. Запоминание будет эффективным, если обучение сопровождается яркими эмоциями.
  • От года до двух лет развивается Центральная Неравная Система. В этом возрасте преобладает образное запоминание. Малыш узнает лицо мамы и папы, делает первые шаги.
  • В 2-4 года припадает на быстрое развитие механической памяти у детей. Ребенок начинает запоминать слова и логически мыслить.
  • У дошкольников 4-6 лет лидирует непроизвольное запоминание. Они обычно усваивают ту информацию, которая кажется им интересной.

Со временем у малышей укрепляются механизмы запоминания, и улучшается качество мышления. Дети становятся более способными к обучению.

Специфика особенностей запоминания в дошкольном возрасте

Механическая память

У дошкольников хорошо развита механическая память. Они без особого усилия запоминают, а затем воспроизводят то, что увидели или услышали. Главное чтобы информация вызывала интерес. Иногда ее называют «зубрежкой», смысловая часть материала отходит на второй план. Словесный запас быстро усовершенствуется и увеличивается.

Зачем необходимо развивать память дошкольников

Крохе совсем не обязательно все знать и помнить. Но, все же благодаря хорошей памяти, ему будет легче учиться, и жить. Развитие памяти у детей дошкольного возраста улучшает работу таких процессов как: внимание, мышление, воображение. Чем старше ребенок становиться, тем процессы запоминания работают лучше. Все это и за того, что ребенок совершенствует технику усвоения новой информации.

Важно! Тренировать память нужно самого раннего возраста, это даст возможность в будущем применять полученные навыки и умения.

Методики развития разных видов памяти у дошкольников

Память один из главных психических процессов, без которых невозможно развитие интеллекта малыша. Этой теме посвящено много дипломных работ,курсовых, а также рефератов. Специалисты разрабатывают новые приемы и методики, которые улучшают когнитивные способности ребенка.

Тренировать и улучшать зрительную процессы запоминания нужно с раннего возраста. Суть применяемых методик в запоминании и в дальнейшем узнавании изображений животных, птиц, растений, цветов. Для детей постарше могут выбирать карточки с изображением букв и цифр. Тренировать память дошкольника можно при помощи простых методик, которые включают различные упражнения и игры.

Упражнение «что здесь не так». На столе лежит от 4 до 7 картинок, ребенку необходимо запомнить, что изображено на ней. Затем кроха оборачивается, воспитатель или родитель убирает одну картинку. Малышу необходимо понять, что изменилось.

Упражнение «что здесь не так»

Развитие слуховой памяти можно начать с изучения, звучания музыкальных инструментов. Хорошо усваивается информация во время прочтения стихов, поговорок. Новые слова со временем войдут в активный словарь ребёнка.

Для тренировки долговременной памяти можно поиграть в «вспомнить все». Пусть малыш припомнит и расскажет о событиях вчерашнего дня. Рассказ должен быть максимально подробным.

Методики развития произвольной памяти у дошкольников

Произвольная память направлена на запоминание определенной информации, ребенок ставит перед собой задачу сначала запомнить, а затем вспомнить.

Важно! Развитие произвольной памяти, одна из предпосылок готовности ребенка к усвоению и обучению в школе.

Развитие произвольной памяти включает такие этапы:

  • выделение цели;
  • внимательно выслушать задание;
  • активное запоминание нужной информации.

Для тренировки можно зачитать дошкольнику десять не связанных по смыслу слов. Затем после прочтения ребенок должен воспроизвести их. Засчитываются только правильные ответы. Данная методика позволяет наблюдать затем, как развиваются умственные способности ребенка за определенный период времени.

Для занятия понадобится пять разноцветных карточек. В течение пятнадцати минут малыш должен запомнить, где и как лежат карточки. После чего они закрываются листом бумаги. Малыш должен самостоятельно разместить, цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходником.

Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем

Память дошкольников характеризуется развитием наглядно-образного запоминания.Маленьким детям свойственная фотографичность, что видят то и помнят. Это значит, что наглядный материал воспринимается лучше вербального. Чтобы запомнить стих, ребенку необходимо несколько раз его повторять. Чтобы дети не потеряли интерес к стихотворению, можно использовать картинки по смыслу. После завершения прослушивания, малыш легко воспроизведет то что увидел. Такой метод ускоряет изучение стихотворения.

Картинно-графическая схемы к потешке «Наша Маша» Н.Бурачевской

Успех методики заучивания стихов на основе картинно-графических схем зависит от формирования смысловой связи между строками стиха и картинкой. Изображение помогает малышу, осмыслит и повторить услышанное. Две или четыре строчки сопровождаются определенным рисунком.

Важно! Заучивание стихов при помощи картинок подходит для занятия с детьми с нарушениями речи и задержкой психического развития (ЗПР). Особенностью методики, является усовершенствования долговременного запоминания и развития речи.

Развитие образной памяти у детей

Образная память тесно связана с запоминание и воспроизведением прошлого опыта. Детям трех — шести лет легче запомнить именно образы, они могут быть как единичными, так и множественными.

К методам развития образной памяти относят:

  • самоконтроль;
  • упражнения;
  • игры;
  • наклонности;
  • интересов.

Успех данных методик зависит способность вызывать интерес у малышей. Для игр стоит выбирать объекты сложных форм, ярких цветов, различных оттенков.

Тренировка образной памяти

Читать еще:  Мази и другие средства для заживления ран и ссадин у детей: лучшие производители, народные рецепты

Эффективнее всего будут групповые занятия. Создать группу можно из членов семьи или привлечь детей со двора.

Существует несколько вариантов тренировок:

  1. «Бросай-лови». Дошкольники делятся напары. Каждому игроку дают мяч. После того как прозвучит слово стоп или цифра, дети бросают другу мяч, цель поймать его.
  2. «Назови слово». Взрослый называет букву, ребенок должен придумать слово на нее. Если малыш не знает или ищет кратчайший путь, может воспользоваться подсказкой других участников.

Полезны также индивидуальные занятия. Собираясь на прогулку, кроха может перечислять одежду, прежде чем надеть ее. Малыш, не видит вещей, должен назвать цвета и наименования.

Важно! Можно продемонстрировать рисунки с различными ситуациями. На одном рисунке изображена реальная ситуация, на второй вымышленная. Дошкольник должен назвать вымышленную ситуацию. Ребенку зачитываются 10 или 12 слов, из которых необходимо составить осмысленный рассказ.

Как облегчить заучивание новой информации

Ребенку без хорошей памяти трудно добиться успехов. Приемы легкого запоминания облегчат заучивания новой информации:

  1. Совместное чтение книг с родителями. Затем идет предсказывания текста, обсуждение героев. Такой прием развивает любознательность и улучшает процесс заучивания в краткие сроки.
  2. Пусть ребенок учит стих по паре строчек, но каждый день, пока не выучит весь.
  3. Яркие презентации облегчают процесс заучивания.
  4. Организация режима сна и отдыха помогает усвоению информации. Это значит, чем больше надо запомнить, тем качественней должен быть сон. Ребенок должен проводить не менее 2-3 часов на свежем воздухе.
  5. Некоторые продукты улучшают память. В рационе ребенка должны присутствовать, яблоки, виноград, авокадо и молочные продукты.

Процесс усвоение новой информации во многом зависит от того, сколько времени родители уделяют своему чаду. Наиболее ранние воспоминания включаются процесс становления личности, именно в этом периоде у дошкольников преобладает внимание и память. Развивающие игры, чтение книг, рисование и пение все это способствуют развития запоминания.

Упражнения для развития памяти у дошкольников

Память слабеет, если ее не упражняешь.
— Марк Туллий Цицерон

Память играет важную роль в жизни каждого человека. Ежедневно нам необходимо запоминать, сохранять, а позже узнавать то, что запомнили и воспроизводить то, что было в прошлом нашем опыте. Индивидуальные особенности памяти одним помогают лучше запоминать цифры и сложные формулы, другим — стихи и поэмы, третьим – все дается с трудом, а кто-то обладает феноменальной памятью.

Ни одна психическая функция не может осуществляться без участия памяти. Память – это своеобразный мостик, который связывает прошлое с настоящим и будущим. Помимо этого память является важной познавательной функцией, которая помогает осуществлять процессы обучения и развития.

Особенности развития памяти у дошкольников

Период дошкольного детства сопровождается окончательным формированием большинства психических функций, среди которых находится и память. Изучением особенностей, процессов и развития памяти нашли свое отражение в трудах Г. Эббингауза, Э.Крепелина, Г. Мюллера. Проблемой особенностей развития памяти у детей занимался известный психолог Л.С. Выготский.

В дошкольном возрасте непроизвольные психические процессы преобладают над произвольными. Несмотря на то, что память носит еще непроизвольный характер, дети способны запоминать большие объемы информации. В первую очередь они запоминают то, что им интересно и вызывает сильный эмоциональный отклик. Так же у детей дошкольного возраста мышление и память находятся в тесной и неразрывной связи. Поэтому, развивая память у детей, необходимо задействовать процессы мышления.

По мере взросления механическая память постепенно замещается логической, непосредственное запоминание замещается опосредованным, непроизвольное превращается в произвольное. Все это происходит постепенно, по мере освоения детьми различными техниками и приемами запоминания во время игр и получения новой информации.

Упражнения для развития памяти

Предлагаем вашему вниманию игры, направленные на развитие видов памяти согласно классификации П.П. Блонского.

Двигательная память

Повтори движение. Предложите ребенку сыграть в игру. Вы показываете движение (или последовательность движений) — ребенку необходимо воспроизвести. По мере усвоения, усложняйте движения, добавляйте новые, можете разучить танец.

Нарисуй и запомни. Приготовьте листок бумаги, простой карандаш и набор из десяти не сложных, знакомых ребенку слов. Например: дом, картина, собака, праздник, прогулка, обед, очки, дружба, площадка, радость. Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты их быстро зарисовывать на листочке так, чтобы смог (смогла) потом их вспомнить. Твой рисунок должен тебе помочь в конце. Ты посмотришь на него и сможешь назвать все слова, что я произнесу. Старайся работать быстро, не трать много времени на качество рисунка. Главное – он должен тебе помочь вспомнить. Готов (а)? Начинаем». Произносите слова четко, громко, чтобы ребенок услышал. Дайте время сделать небольшой рисунок и переходите к следующему слову.

Чем младше ребенок, тем меньше слов следует использовать. Попробуйте начать с количества слов равного возрасту ребенка. Если ребенок с легкостью справляется, добавляйте смело еще слова.

Эмоциональная память

Благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать информацию. Поэтому очень важно в общении с ребенком: подбадривать, разделять вместе с ним эти эмоции, проживать ситуацию, быть рядом и быть готовым принять то, что ребенок тоже испытывает эмоции. Для развития эмоциональной памяти отличными вариантами упражнений станут:

  • Проигрывание сценок с помощью перчаточного театра
  • Разучивание песенок с инсценировкой
  • Чтение и запоминание стихов
  • Психогимнастика
  • Мимическая гимнастика и пантомимика

Словесно-логическая память

Для развития словесно — логической памяти в первую очередь следует уделить внимание правильному произношению слов родителями. Несмотря на возраст ребенка, не стоит разговаривать, упрощая и искажая произношение слова. Так же отличными помощниками для развития этого вида памяти являются:

— составление рассказов с опорой на картинку

— составление рассказов, предварительно разложив в правильном порядке перемешенные картинки, отражающие логическую цепочку рассказа.

— описание ребенком окружающей действительности во время прогулки

— обсуждение прочитанной книги или просмотренного мультфильма

— упражнение «Запомни пару слов». Приготовьте 10 пар слов. Например: мяч — играть, вилка – кушать, карандаш – рисовать, краски – кисточка, комар — муха, снег — санки, лето – солнце, кошка – мышка, кровать – спать, песок – лопатка. Инструкция: «Я произнесу тебе несколько пар слов. Постарайся запомнить каждую пару, какое слово с каким вместе. Когда ты запомнишь все пары слов, я буду говорить первое слово, а ты называть второе слово из пары». Уточните, все ли верно понял ребенок. Интервал между каждой парой слов 5 секунд.

Образная память

Многие исследователи в свою очередь делят образную память на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую.

«Вспомни, как звучит». Предложите ребенку вспомнить, как журчит ручей, как капает вода в кране, как стучит дождь по крыше, как жужжит комарик, как лает собака. Вариантов может быть неограниченное количество. Играйте до тех пор, пока не устанете. Можете поменять с ребенком местами и предложить ему самому давать вам задание.

«Вспомни, как пахнет». Это упражнение похоже на предыдущее. Только теперь мы предлагаем ребенку сконцентрироваться на запахах, которые ему знакомы. «Вспомни, как пахнет роза, вспомни запах дождя, как пахнет суп и так далее». Все зависит от вашей готовности. Лучше заранее приготовить список, чтобы не возникало заминок во время упражнения.

«Угадай, что в мешочке». Сложите в мешочек разнообразные игрушки и предложите ребенку не подглядывая, определить, что же он нащупал. В мешочек можно положить геометрические фигуры, игрушечные фрукты и овощи. При усложненном варианте игры и более старшем возрасте ребенка можно смешивать тематические наборы, добавляя предметы на свое усмотрение.

«Вспомни, какое на вкус». Предложите ребенку вспомнить, какого вкуса: мороженое, груша, яблоко, творог и так далее. Не ограничивайтесь только тем, что нравится ребенку. Используйте и те продукты, которые не совсем по вкусу вашему ребенку. Обязательно заканчивайте упражнения на положительной ноте. Например, на том, что больше всего любит кушать ваш малыш. Можете его угостить.

Заключение и обратная связь

Таким образом, для гармоничного развития ребенка необходимо не только развивать его физически и интеллектуально, но и уделить внимание развитию психических функций на разных возрастных этапах.

Если у вас остались вопросы, вы можете их задать в комментариях, мы обязательно ответим.

Способы развить память и внимание к ребенка

Развивать память и внимание у ребенка лучше с дошкольного возраста. Здесь важно руководствоваться простыми принципами. Занятия должны быть регулярными, систематическими, в тренировки памяти надо включать повторяющиеся и новые упражнения. Рекомендуемая продолжительность непрерывных занятий – 10-15 минут. Тренировка памяти у детей не должна занимать больше времени, иначе занятия станут скучными. Избегайте принуждения! Процесс обучения направлен на формирование навыков наиболее естественным для ребенка путем – через развлечение, игру.

О рационе и спорте

Перед тем, как развивать память и внимание у ребенка, надо уделить время двум важным составляющим:

  • рациону питания;
  • спортивным занятиям.

В рацион обязательно стоит включить магний, жирные Омега кислоты, витамины группы В. Положительно влияет на умственное развитие йод. Недостаток йода приводит к утомляемости, отсутствию активности, снижению успеваемости. Среди полезных для мозга продуктов – рыба, морепродукты, цельнозерновые, авокадо, тропические фрукты, брокколи, оливковое масло, зеленый чай, темный шоколад.
Когда рацион оптимизирован, стоит обратить внимание на физическую активность. Как ребенку укрепить память, если он мало двигается? Если интенсивные занятия спортом противопоказаны врачом, то стоит хотя бы устраивать вечерние прогулки на свежем воздухе.

Развиваем память, внимание, мышление ребенка

Существует немало способов развития памяти – некоторые упражнения используются десятки лет, успешно помогая детям в достижении поставленных задач. Но о том, как развивать память и внимание у школьника или дошкольника, родители порой не знают. Вот несколько полезных методик.

Метод 1. Чтение и пересказ

Этот способ работает с самых ранних лет. Родители постоянно разговаривают с малышом, обсуждают происходящее на улице, в детском саду. Просят рассказать происходившее в подробностях. Подробности нужны для того, чтобы малыш активно использовал память. Также детям читают, после чтения обсуждая запомнившееся. В 5-6 лет уже можно заучивать с дошкольником стихи и отрывки из любимых книг. Такой метод развития нагружает все виды памяти:

  • зрительную память;
  • слуховую память (запоминание наизусть стихов, прочитанных родителем);
  • двигательную;
  • тактильную.

Двигательная память может развиваться во время физических занятий, при рисовании, записывании. Однако она же тренируется, когда ребенок рассказывает, что он делал, как двигался, куда ходил.


Метод 2. Найди отличие

Зрительная память отлично развивается на этапе, когда ребенок еще не читает, но уже активно интересуется картинками. Предложите ему две картинки с отличиями. Поиск отличий увлекает и вызывает азарт. При этом ребенок запоминает обе картинки, уделяет много времени деталям, отчего его способность к концентрации внимания выходит на новый уровень развития. Также стоит собирать пазлы, сначала простые, постепенно переходя к более сложным.
Младших школьников тренируют с помощью списков. Игра в продавца и покупателя – яркий пример такой тренировки. Родитель записывает покупки в два разных списка, а ребенок должен найти отличия. Вариант игры: ребенок запоминает пункты из первого списка, потом ему дают второй список, и нужно найти отличия без первой бумажки. Игру можно модифицировать как угодно, главное – чтобы не было скучно.

Метод 3. Придуманные истории

Ребенку рассказывают истории про героя, который попадает в разнообразные приключения. Потом слушатель должен рассказать, в каких ключевых местах побывал герой, что с ним происходило, кого он встретил. Этот метод развивает слуховую память и внимание. Без внимательности невозможно запомнить детали. Возможно, сначала у ребенка все получится не очень хорошо, но со временем результаты будут улучшаться.
Аналог этого метода – рисование по памяти. Тренировка также развивает внимательность, но упор сделан на зрительной памяти. Покажите ребенку рисунок и попросите по памяти нарисовать, что на нем было изображено. Даже если сам рисунок получится не очень хорошо, ничего страшного. Главное – насколько хорошо запомнились детали.

Метод 4. Что изменилось?

На столе стоят различные предметы. Ребенок осматривает стол и запоминает их, после чего на минутку выходит. За это время на столе происходят небольшие перемены. Ребенку надо заметить, что изменилось. Чтобы родителю самому не запутаться, можно сделать фото стола на смартфон. Самые сложные перестановки – когда похожие фигуры меняются местами. Со временем ребенок научится быть предельно внимательным к таким мелочам. В школе развитое внимание и память станут гарантией хорошей успеваемости.

Метод 5. Угадай предмет

Игра подходит для детей до 12 лет, хотя больше она будет интересна дошкольникам. Ребенку завязывают глаза и дают в руки предмет. Он должен на ощупь угадать, что это за предмет. Дети играют в похожие игры друг с другом (например, в жмурки). Во время занятий развивается тактильная память.

Метод 6. Ментальная арифметика

Этот метод больше известен под названием “устный счет”. Занятия можно начинать в дошкольном возрасте. Устный счет помогает развивать память и внимание, способствует повышению успеваемости в точных науках. Тренировка заставляет напрягать память и создавать ассоциации. Начинать стоит с запоминания различных чисел.
В классической ментальной арифметике на первом этапе используется абакус – специальные счеты. Можно купить такие для домашних занятий и получать удовольствие. Со временем числа станут сложнее, а потребность в счетах отпадет. Ментальная арифметика – это то, чем можно заниматься где угодно: дома, в гостях, в поезде, в очереди, в машине. Даже в школе на переменах найдется время для устного счета.

Метод 7. Изучение языков

В школьном возрасте можно добавить изучение иностранного языка для укрепления памяти ребенка. Опыт показывает, что владеющие иностранными языками дети (и взрослые) не страдают расстройствами памяти, они более общительные и успешные. Не обязательно использовать именно английский, хотя знание международного языка – это большой плюс. Некоторые языки стимулируют слух, способствуют развитию нестандартного мышления. Изучение китайского, например, требует освоения системы тонов и запоминания иероглифов. При выборе иностранного языка стоит учитывать пожелания ребенка.


Метод 8. Прохождение IQ-тестов

Этот способ подойдет для школьников 5-6 классов. Для некоторых тестов требуется глубокое знание математики – они созданы для взрослых. Стоит подбирать задачи специально с учетом возраста и индивидуальных особенностей. Регулярное решение тестов и головоломок поможет вашему ребенку стать интеллектуалом.

Метод 9. Световые песочницы

Световые песочницы Smartik – комплексное решение для развития памяти и внимания. Они помогают развиваться, играя. В процессе игры ребенок развивает все виды памяти, осваивает буквы и цифры, учится рисовать песком, создавать анимацию. Песочницы подходят для дошкольников и школьников. Можно сочетать игры в песочнице с другими видами занятий. Одно из преимуществ тренажера – красочность, образность. Дети лучше запоминают яркие детали, чем скучные цифры.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector