Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проверяем позотонические рефлексы у ребенка: норма и отклонения от нее

Рефлексы новорожденного

Чтобы новорожденный младенец выжил после родов и быстрее адаптировался к новым условиям жизни, природа дала крохам рефлексы. Так называют реакции на какие-либо раздражители, как действующие на малыша извне, так и внутренние. При этом у только что родившегося малютки есть множество рефлексов, которые нужны ему лишь в первые месяцы жизни. Их проверка и оценка помогает определить, здоров ли младенец.

Основные рефлексы и их виды

Для выживания новорожденного необычайно важны врожденные рефлексы, которые также называют безусловными. Благодаря им ребенок может совершить первый вдох, найти мамину грудь, сосать молоко или ухватиться за маму, если ощутит падение. Это физиологические рефлексы, которые должны присутствовать у всех здоровых малюток. Многие из них угасают и полностью исчезают к 3-4 месячному возрасту.

Если они остаются в возрасте, когда давно уже должны были отсутствовать, это будут патологические рефлексы. Однако есть немало безусловных рефлексов, которые не исчезают. К примеру, важные физиологические рефлексы, которые остаются у ребенка и после периода новорожденности, представлены рвотным, роговичным, глотательным и другими рефлексами.

Далее, по мере роста карапуза, в его жизни появляются новые рефлексы, основанные на опыте малютки. Их называют условными, поскольку для их выработки нужны определенные условия, например, если мама будет кормить грудью карапуза в определенной позе, то, когда она уложит малютку в это положение, младенец сразу же начнет делать сосательные движения. К важным для крохи первого года жизни условным рефлексам можно отнести захватывание предметов руками, жевание и самостоятельную ходьбу.

Все врожденные рефлексы педиатры делят на группы в зависимости от их направленности. Они выделяют рефлексы, которые:

  • Обеспечивают жизнедеятельность. Младенец не сможет жить без сосательного, глотательного и дыхательного рефлексов, а также без спинальных рефлексов (так называют реакции, связанные с состоянием мышечного аппарата ребенка).
  • Защищают кроху от внешних раздражителей. Такими раздражителями могут быть жара, холод, яркий свет и другие факторы.
  • Нужны младенцу временно. Примером таких рефлексов можно назвать задержку дыхания, когда кроха продвигается по родовым путям, а также рефлекс выталкивания, благодаря которому малютка защищен от попадания в пищеварительный тракт твердой пищи до определенного возраста (чтобы ребенок не подавился).

Безусловные рефлексы новорожденного, которые вызываются воздействием на рот или рядом с ним, называют оральными. В эту группу рефлексов относят сосательный, хоботковый, глотательный, поисковый (его также называют рефлексом Куссмауля), рефлекс Бабкина и другие. Рефлексы, за проявление которых ответственен спинной мозг, называют спинальными. К ним относят рефлексы Моро, Галанта, Бауэра, опоры, хватательный, защитный и другие рефлексы.

Таблица основных врожденных рефлексов

Название рефлекса, возраст проявления

Как вызвать и какая реакция нормальна

Сосательный

(с первых часов после родов до 3-4 месяцев)

Провести по щеке ребенка, ввести указательный палец в рот крохи или дать малышу грудь либо бутылочку – ребенок начнет совершать сосательные движения.

Защитный

(с первых часов после родов до 1,5 месяцев)

Уложить кроху на живот – младенец рефлекторно развернет голову в сторону.

Хватательный

(с рождения до 3-6 месяцев)

Надавить чем-то малышу на ладошки – ребенок обхватит ладошками предмет или ваши пальцы.

Опоры

(с рождения до 1-2 месяцев)

Поставить кроху вертикально, чтобы малыш касался ножками твердой опоры – малыш выпрямит туловище и будет стоять на полной стопе.

Шаговый

(с рождения до 1-2 месяцев)

Поставить младенца вертикально и немного наклонить ребенка вперед – малютка при наклоне сделает несколько автоматических шаговых движений.

Поисковый

(с рождения до 3-4 месяцев)

Погладить щечку или уголок рта малыша – ребенок повернет голову в сторону раздражения, опустит губу и подвигает языком. Если надавить на верхнюю губу младенца, кроха будет разгибать голову и открывать ротик, а при нажатии на нижнюю губу вызывают сгибание головы и опускание нижней челюсти.

Задержки дыхания

(с рождения до 4-5 месяцев)

Опустить малыша в воду, брызнуть водой на личико карапуза или направить в лицо младенца струю воздуха – малютка задержит дыхание на несколько секунд и закроет глазки.

Галанта

(с 5-6 дня жизни до 3-4 месяцев)

Провести рукой по спине ребенка вдоль позвоночника – малыш выгнет спинку, а нога на стороне вызова рефлекса разогнется в суставах.

Хоботковый

(с рождения до 2-3 месяцев)

Быстро притронуться пальцем к губам малютки – кроха вытянет губки вперед.

Бабинского

(с рождения до 1-2 лет)

Провести штрих по подошве ребенка – стопа согнется с тыльной стороны, а пальчики веерообразно разойдутся.

Робинсона

(с рождения до 3-6 месяцев)

Дать малышу большие пальцы рук и приподнять кроху – младенец сильно обхватит пальцы ладошками и будет держаться.

Переса

(с рождения до 3-4 месяцев)

Провести пальцами вдоль позвоночника младенца (по его остистым отросткам), двигаясь вверх от копчиковой кости к шейному отделу – малыш начнет кричать (вызов рефлекса воспринимается крохой отрицательно), приподнимет голову, разогнется и будет сгибать ножки и ручки.

Бабкина

(с рождения до 2-3 месяцев)

Надавить большими пальцами на обе ладошки крохи – малыш будет открывать рот и сгибать голову.

Моро

(с первого дня после родов до 4 месяцев)

Положить малыша на спинку и ударить с обеих сторон его головы по поверхности, приподнять ноги крохи вместе с тазом, резко опустить находящегося на руках младенца на 20-30 см вниз, а затем поднять обратно – малыш будет отводить ручки в стороны и открывать кулачки, после чего вернет руки обратно так, будто кого-то обнимает.

Бауэра

(с 3-4 дня жизни до 4 месяцев)

Уложить ребенка на живот, а затем приложить к его стопам ладонь – кроха начнет спонтанно ползать, отталкиваясь от руки ногами, но без координации своих движений (это обуславливает второе название данного рефлекса – «спонтанного ползания»).

Как проверить многие важные рефлексы, вы можете увидеть, посмотрев следующее видео.

Причины аномальной реакции на вызов рефлекса

Рефлексы могут быть ослабленными или отсутствовать при:

  • Гипоксическом поражении ЦНС во время родов.
  • ДЦП.
  • Внутричерепной родовой травме.
  • Гипотонии мышц.
  • Травмах спинного мозга.
  • Угнетении нервной системы медикаментами.
  • Парезах.

Как выработать рефлексы?

Для успешного развития условных рефлексов у ребенка раннего возраста важно действовать планомерно и регулярно. К примеру, для стимуляции хватательного рефлекса малышу нужно постоянно вкладывать в ручки разные предметы, подвесить над кроваткой игрушки, к которым крохе захочется дотронуться, предлагать захватить вещи, которые ему понравились.

Регулярными упражнениями родители могут развить рефлексы ползания, ходьбы, жевания и многие другие, которые кроха осваивает в первый год жизни.

Что делать, если рефлексы снижены или отсутствуют?

У некоторых младенцев рефлексы проявляются не сразу или их включение запаздывает, что нередко связано с родовыми травмами или заболеваниями ЦНС. Сразу после родов педиатр должен проверить основные рефлексы и оказать малышу помощь при их отсутствии.

Особенно важен сосательный рефлекс, ведь с помощью него малютка получает пищу. Если он отсутствует, кроху приходится кормить через бутылочку или зонд, а в некоторых случаях – вводить питательные вещества внутривенно.

После выписки из роддома всех деток ежемесячно осматривает педиатр и в ситуации, когда какой-либо рефлекс выражен плохо или сохраняется после того срока, в котором он должен угасать, врач направит младенца на более детальное обследование к неврологу. Специалист оценит все рефлексы и при необходимости назначит требуемое малютке лечение.

В следующем видео популярный доктор Комаровский расскажет еще больше о безусловных рефлексах новорожденного ребенка.

Проверка и значение рефлексов новорождённого

Рефлексы делятся на безусловные (врождённые) и условные. Рефлексы первой группы – в целом одинаковые для всех новорождённых и грудных детей, рефлексы второй группы зависят от личного опыта каждого малыша.

Экспертное мнение

Кирилл Грабовский, детский невролог, клиника для детей и подростков «СМ-Доктор»: Проверка безусловных рефлексов новорождённого является важной частью оценки психомоторного развития ребёнка в первые месяцы его жизни, а также его соответствия возрастным нормам. Кроме того, проверка рефлексов имеет особое значение для своевременного выявления возможных отклонений и позволяет прогнозировать дальнейшую динамику развития малыша. Вот почему во время каждого приёма педиатры и детские неврологи уделяют особое внимание этому вопросу. К безусловным (врождённым) рефлексам новорожденного относят поисковый и сосательные рефлексы, рефлекс Моро, рефлексы ползания, опоры и автоматической ходьбы и другие. В норме каждый ребенок уже к моменту появления на свет имеет стандартный набор автоматических реакций на внешние раздражители – рефлексов, часть из которых перестает функционировать к определенному возрасту.

В роддоме врачи обязательно осмотрят новорождённого на предмет безусловных рефлексов. И уже после педиатры и неврологи при каждом осмотре будут проверять наличие рефлексов.

Проверять рефлексы нужно, когда ребенок бодрствует, не голодный, сухой.

Таблица значений рефлексов новорождённого

Формируется внутриутробно, проявляется в первые минуты жизни, один из самых наглядных и жизненно важных рефлексов.

Погладить щечку ребёнка, если сосательный рефлекс выражен у новорожденного, ребёнок откроет ротик и начнет двигать языком.

К году жизни малыша рефлекс ослабевает, исчезает окончательно к 3-4 годам.

Возникает в первые часы жизни, хоботковый рефлекс – это компонент сосательного рефлекса новорожденного.

Если слегка стукнуть по губам малыша пальцем, он вытянет их в трубочку, напоминающую хобот слонёнка.

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

Возникает в первые часы жизни, нацелен на поиск еды.

Погладить уголок рта, при этом ребёнок должен открыть рот, опустить язык и повернуть голову в сторону раздражителя.

В 3-4 месяца.

Если поисковый рефлекс ассиметричный, это может говорить о парезе лицевого нерва. Если рефлекс полностью отсутствует – о поражении ЦНС.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

Смешанная разновидность реакции ребёнка.

Надавить большими пальцами на обе ладони новорождённого в районе большого пальца, при этом малыш должен открыть рот, а голову и плечи приподнять.

Угасает к 2 месяцам, пропадает к 3 месяцам.

Плохо выраженный рефлекс Бабкина может говорить о поражении ЦНС.

Верхний защитный рефлекс

Рефлекс опоры проверяют так: нужно приподнять малыша, держа за подмышки. Малыш сначала должен согнуть ноги в суставах, а затем выпрямить их и встать на полусогнутых ножках на полную стопу. Если ребёнка из этого положения наклонить вперед, он сделает шаговые движения.

Рефлекс опоры угасает к 3 месяцам. Рефлекс автоматической походки сохраняется до 1,5 месяцев.

Если при вызове рефлекса опоры малыш опирается не на полную стопу, а только на пальчики, это может говорить о проблемах с ЦНС.

Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра)

Становится выраженным на 3-4 день жизни.

Если новорождённого положить на живот, он начнёт совершать ползающие движения. Если к подошвам малыша подставить руку или ладонь, он оттолкнётся от неё.

Рефлекс объятий (рефлекс Моро)

Сущность рефлекса в реагировании на громкий резкий раздражитель.

Вызвать можно разными способами, например, стукнуть по пеленальному столику в 15 см от головы лежащего на нём ребёнка, или приподнять ноги и таз малыша над постелью, или внезапно разогнуть ребенку ноги. При этих действиях малыш разводит руки в сторону и разжимает кулачки, выпрямляет ноги, несколько секунд спустя малыш возвращается в исходное положение и даже может обнять себя.

Это основные, но далеко не все рефлексы, которые проверяют неврологи и педиатры у новорождённого. При слабовыраженном, отсутствующем рефлексе или при неадекватной реакции на вызов рефлекса следует провести дальнейшие обследования, чтобы выявить причины.

Проверяем позотонические рефлексы у ребенка

Те родители, которые уже сталкивались с проблемами мышечного тонуса у ребенка, уже наверняка знают, что такое позотонические рефлексы и как их проверять. Но такие проблемы бывают не всех, а знать, как их диагностировать нужно, поэтому читаем статью и пробуем все на практике.

Асимметричный рефлекс

Первый позотонический рефлекс, который будем проверять, называется асимметричный. Проверить его можно следующим образом: положите ребенка на кровати на спину, а затем аккуратно и без нажима поверните его голову к левому плечу. При отсутствии каких-либо проблем малыш должен принять «позу фехтовальщика», который делает выпад.

То есть, вытянет вперед левую руку (ту, в сторону которой повернута голова) и выпрямит левую ногу. При этом ручку и ножку с правой стороны обязательно согнет.

Затем нужно также аккуратно повернуть голову малыша в другую сторону. Соответственно реакция должна быть абсолютно идентичной, но только в зеркальном отражении. В противном случае можно говорить об асимметрии мышечного тонуса.

Симметричный рефлекс

Для проверки второго позотонического рефлекса нужно положить ребенка на спину, а под затылок подложить свою ладонь. Затем очень плавно и осторожно наклоните его голову к груди. В результате такого движения малыш должен согнуть ручки и выпрямить ножки.

Тонический лабиринтный рефлекс

И последний, третий позотонический рефлекс под название тонический лабиринтный. Проверить его достаточно просто, если знать следующие особенности: когда ребенок лежит на спине, у него повышается тонус мышц разгибателей, и он как будто раскрывается, а в положении на животе, наблюдается обратная реакция – повышается тонус мышц сгибателей и малыш сгибает и подтягивает под себя ручки и ножки.

Если подобные реакции усилены или сохраняются слишком долго, скорее всего у ребёнка гипертонус. А вот, если ослаблены или вовсе отсутствуют, можно говорить о пониженном тонусе мышц. И в том и другом случае нужно убедиться в правильности диагноза, и без задержек провести соответствующее лечение и коррекцию, поэтому не стоит затягивать с посещением врача.

Первый экзамен. Рефлексы новорожденного

Что такое рефлекс?

Любой рефлекс представляет собой ответную реакцию на воздействие раздражителя из внешней или внутрен­ней среды организма. Звучит, казалось бы, несколько сложно, но попробуем разобраться. Любая перифериче­ская клеточка любого органа и любой ткани организма ребенка содержит рецептор, способный воспринимать раздражение. Рецептор передает полученную инфор­мацию далее — по чувствительным волокнам (отрост­кам) нервных клеток. Следующие звенья рефлектор­ной дуги — центральная часть — нервный центр, т.е. нервные клетки, воспринимающие возбуждение и пе­редающие его дальше. Здесь импульс встречают двига­тельные нервные клетки и они в ответ на этот импульс приводят мышцу в движение. Таким образом, по реф­лекторной дуге запускается и выполняется своего рода команда, определенное действие. Сама рефлекторная дуга — это совокупность образований нервной системы, участвующих в возникновении рефлекса.

По этому принципу рефлексы определяют жизне­деятельность организма любого человека, в том чис­ле и ребенка. Но в случае с безусловными, врожден­ными рефлексами их рефлекторная дуга заложена еще до рождения в конструкции нервной системы. Формирование же условных рефлексов происходит в течение всей жизни, на основе приобретаемого жиз­ненного опыта.

Читать еще:  Насколько вы позволяете ребенку быть самостоятельным: тест для родителей

Приведем простой пример. Любопытный малыш заинтересовался еще не остывшей маминой чашкой. Прикосновение к горячему — и вот уже рефлекторно одергивается рука. Как это происходит? Информа­ция «горячо! опасно!» от рецептора, расположенного в коже, передается чувствительному нейрону, и далее по цепочке — двигательному нейрону, который «бу­дит» ту или иную мышцу. Рука ребенка одергивается. Такая простейшая цепочка называется рефлекторной дугой, и только при ее сохранности (т. е. при нормаль­ной работе всех ее компонентов) может реализоваться рефлекс. В качестве примера безусловного рефлекса можно привести реакцию ребенка первых месяцев жизни на легкое штриховое раздражение угла рта, в ответ малыш поворачивает голову к ис­точнику раздражения и открывает рот — так реализу­ется поисковый рефлекс.

Большинство рефлексов новорожденных отражает эволюционную и индивидуальную возрастную зре­лость ребенка, что позволяет доктору судить о функ­циональном состоянии организма малыша в целом и, в частности, состояние его нервной системы. Лишь некоторые из них имеют определенное значении для обеспечения жизнедеятельности, например, соса­тельный и верхний защитный рефлексы.

Что увидит доктор

Проводя осмотр новорожденного ребенка, педиатру необходимо удостовериться в сохранности некото­рых основных безусловных рефлексов – сосания, глотания, поискового рефлекса, верхнего защитного рефлекса, верхнего хватательного рефлекса. А детский невролог в 1 месяц проведет полный последовательный неврологический осмотр, чтобы убедиться в отсутствии поражений еще незрелой, но уже структурно сформировавшейся нервной системы новорож­денного.

Для начала доктор оценит внешний вид ребенка. Здоровый новорожденный имеет позу полуфлексии (ножки и ручки полусо­гнуты в коленях и локтях), что связано с физиологическим, то есть свойственным данному возрасту повышением тонуса мышц — сги­бателей рук и ног. При бодрствовании малыш совершает спонтан­ные движения — периодически сгибает и разгибает ножки, хао­тично машет ручками, реагирует на громкие звуки, яркий свет.

У недоношенных детишек снижены спонтанная двигательная активность (хаотичные движения рук и ног, реакция на свет, зву­ки) и мышечный тонус, а безусловные рефлексы (это все рефлек­сы новорожденного, о которых мы расскажем ниже), как правило, угнетены.

О каких же рефлексах идет речь и как они оцениваются? Основ­ные физиологические рефлексы делятся на оральные и спинальные. Рефлекторная дуга первых замыкается на уровне головного мозга, вторых — на уровне спинного мозга.

К оральным рефлексам относятся:

Сосательный — вложенную в рот соску или грудь матери малыш начинает активно сосать. Сохраняется в течение первого года жиз­ни, затем угасает.

Поисковый (рефлекс Куссмауля) — в ответ на легкое штриховое раздражение угла рта ребенок поворачивает голову к источнику раздражения и открывает рот. Угасает к 6-7-й неделе жизни.

Хоботковый — при легком и быстром ударе пальцем по губам ребенка губы выпячиваются в виде хоботка (происходит сокраще­ние круговой мышцы рта). Угасает к 2-3 месяцам.

Ладонно-ротовой (рефлекс Бабкина) — относится к смешанным, орально-спинальным рефлексам. При надавливании на обе ладо­ни, ближе к возвышению большого пальца, ребенок открывает рот, наклоняет голову, сгибает плечи и предплечья, как бы подтя­гиваясь к кулачкам. Ослабевает к 2 месяцам, угасает к 3 месяцам жизни.

Отсутствие или угнетение этих рефлексов говорит о поражении центральной нервной системы различного происхождения.

Необходимо отметить, что на выраженность этих рефлексов значительно влияет то, голоден или сыт малыш. Здоровый го­лодный ребенок будет реагировать активно, сначала в поисках источника раздражения области вокруг рта, а затем жадно схва­тывая соску или грудь матери. Сытый же малыш будет реагировать менее активно. Поэтому обязательно проинформируйте доктора о времени кормления крохи, а также о количестве принятой пищи.

Создаем условия

Чтобы визит прошел максимально информативно для специалиста и комфортно для ребенка, маме луч­ше заранее позаботиться о том, чтобы комната была прогрета не менее чем до 22-24°С, осмотр желательно проводить не раньше чем через полчаса после кормле­ния и при естественном освещении.

Спинальные рефлексы

Далее доктор станет исследовать рефлексы, за реализа­цию которых отвечают уже «другие этажи» нервной системы. Это спинальные рефлексы.

Верхний защитный рефлекс — при выкладывании на живот ребенок поворачивает голову в сторону, де­лает несколько качательных движений и пытается приподнять голову, восстанавливая таким образом свободный доступ воздуха в носовые пути. Сущность рефлекса заключается в предотвращении нарушения внешнего дыхания, для чего и происходит подъем го­ловки и изменение ее положения у новорожденного, лежащего на животе. Это один из важнейших реф­лексов, который, наравне с сосательным, поисковым и глотательным, обеспечивает крошечному человечку способ­ность к выживанию в новой для него среде. В норме защитный рефлекс выражен с первых часов жизни, у детей с поражением нервной системы сни­жен или отсутствует. Угасает к 1,5 месяцам жизни.

Рефлекс опоры, выпрямления и автоматической ходьбы — если малыша, держа за подмышки, припод­нять, то сначала ребенок сгибает ноги во всех суста­вах; при соприкосновении ног ребенка с опорой он выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых но­гах на полной стопе. Рефлекс опоры угасает к 3 ме­сяцам. Если при этом ребенка слегка наклонить впе­ред, то он делает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движениями рук (автоматическая походка новорожденного). Рефлекс автоматической походки физиологичен (нормален) до 1,5-месяцев. К 3 месяцам жизни эти реакции угасают, и только к концу первого года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить. У детей с поражени­ем нервной системы автоматическая походка задер­живается (остается) надолго.

Рефлекс ползания (Бауэра) — если новорожденного положить на живот, то он начинает совершать ползаю­щие движения (спонтанное ползание), если при этом приставить ладонь к подошвам ребенка — он рефлекторно отталкивается от нее и ползает более активно. В норме данный рефлекс вызывается с 3-4-го дня до 3-4 месяцев жизни, затем — угасает.

Верхний хватательный рефлекс (Янишевского) и рефлекс подвешивания (Робинзона) — вложенные в руку малыша пальцы мамы или доктора ребенок захватывает, прочно удерживает и сжимает. Иногда схватывание вложенных в ладонь ребенка пальцев взрослого настолько сильное, что малыша можно при­поднять на вытянутых руках. Рефлекс физиологичен до 3-4 месяцев.

Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского) — аналог верхнего хватательного рефлекса. Вызывается при надавливании большим пальцем на подошву у основания П-Ш пальцев стопы. Ребенок производит подошвенное сгибание пальцев ноги (прижимает пальчики к стопе); если же пальцем произвести штриховое раздражение подошвы по на­ружному краю стопы в направлении от пятки к паль­цам, то происходит тыльное разгибание большого пальца стопы и веерообразное расхождение II—V паль­цев. Угасает к 12 месяцам.

Рефлекс объятия (обхватывания, рефлекс Моро) -вызывается различными приемами. В частности, ударом рукой по пеленальному столу на расстоянии 15 см от головы ребенка или внезапным шумом. В от­вет на это сначала малыш разводит руки, разжимает пальцы кистей, выпрямляет согнутые ноги (1 фаза рефлекса). Через несколько секунд руки возвращают­ся в исходное положение, ребенок может обхватывать себя руками (2 фаза). В норме 1 и 2 фаза рефлекса в за­висимости от времени осмотра и состояния ребенка могут быть выраженными неодинаково. Вызывается с первых дней жизни, физиологичен до 4-5 месяцев.

Рефлекс Таланта — при проведении большим и ука­зательным пальцами вдоль позвоночника ребенка с двух сторон в направлении от шеи к копчику он ду­гообразно изгибает спину и голову в сторону раздра­жителя. Рефлекс вызывается с 5-6-го дня жизни и оста­ется в норме до 3-4 месяцев.

Рефлекс Переса — лежащему на животе ребенку проводят паль­цем от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков. Ребенок поднимает голову, у него проявляется пояс­ничный лордоз (изгиб позвоночного столба вперед), он поднима­ет таз, сгибает руки и ноги. Иногда ребенок начинает кричать, наблюдаются мочеиспускание и дефекация. В норме отмечается до 3-4 месяцев. При поражении центральной нервной системы на­блюдается угнетение рефлекса. Обязательно проверяется невроло­гом наряду с другими спинальными автоматизмами.

Угнетение или отсутствие вышеописанных спинальных авто­матизмов является тревожным признаком, говорящим о возмож­ном поражении центральной нервной системы на уровне спин­ного мозга.

Позотонические рефлексы

Эти рефлексы характеризуют способность новорожденного ребенка адекватно перераспределять мышечный тонус в зависимости от из­менения положения тела. В норме они угасают по мере того, как ма­лыш самостоятельно овладевает основными двигательными навы­ками — способностью поднимать голову, сидеть, стоять, ходить.

Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса — Клей­на) — вызывается при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой обра­щено лицо, выпрямляется, повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти — поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.

Симметричные тонические шейные рефлексы — при пассивном сгибании головы новорожденного повышается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. При разгибании голо­вы наблюдается обратный эффект — разгибаются руки и сгибаются ноги. Асимметричные и симметричные шейные рефлексы наблю­даются у новорожденных постоянно. У недоношенных детей они слабо выражены.

Лабиринтный тонический рефлекс — в положении ребенка на животе нарастает тонус в сгибательных мышцах: голова приводит­ся к груди либо запрокидывается назад, спина выгибается, руки сгибаются и также приводятся к груди, кисти сжимаются в кулач­ки, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу. Через несколько минут эта поза сменяется плавательными движениями, переходящими в рефлекс спонтанного ползания.

Проверка рефлексов окончена. Ваш малыш выдержал один из своих первых маленьких экзаменов, и надеемся, что на «отлич­но». Однако, если выявлены настораживающие признаки (отсут­ствие, ослабление одного или нескольких рефлексов или, наобо­рот, их наличие в сроки, когда тот или иной рефлекс должен уже угаснуть), то врач предложит вам дополнительное обследование. Чаще всего — это ультразвуковое исследование головного мозга -эхоэнцефалография. Если изменения выявлены педиатром, то он назначает консультацию невролога, а тот, в свою очередь, дополни­ тельные исследования. Если вас или доктора насторожили какие-то отклонения от нормы, то при следующем осмотре обратите особое внимание именно на эти нюансы. Помните, что ребенок в этом воз­расте меняется каждый день, и, как мы уже упоминали, проявле­ния рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других), повторный осмотр обязательно должен состоять­ся спустя назначенное время — оно может быть различным в зави­симости от предполагаемого характера патологии — от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или, при необходимости, провести своевременное лечение.

Внимательность и осторожность

Родителям самим не стоит проверять у малыша рефлексы — дей­ствия, предпринимаемые для этого (в частности для проверки рефлексов Таланта и Переса) могут вызывать резкий диском­форт и беспокойство малыша. И все же, если вы считаете ту или иную реакцию малыша настораживающей, обязательно ска­жите об этом доктору.

Правильно провести обследование и сделать соответствующие выводы может только врач, который при оценке ситуации и со­стояния малыша учитывает не только конкретные проявления, но и условия, в которых проводилось исследование, другие пока­затели состояния здоровья малыша, а также историю беременно­сти, родов и еще такого недолгого, но все же развития крохи.

статья про тонус у детей до года

Первые движения крохи происходят благодаря мышечно-суставному чувству, при помощи которого ребенок еще задолго до появления на свет определяет свое место в пространстве. На первом году жизни мышечно-суставное чувство дает ребенку мощный стимул для развития. Именно благодаря ему кроха учится совершать сознательные движения (поднимать голову, тянуться за игрушкой, переворачиваться, садиться, вставать и т.д.). И основной характеристикой мышечного скелета новорожденных является тонус.

Тонус бывает разный

Прежде всего необходимо разобраться, что же такое мышечный тонус и что считать нормой. Даже во сне наши мышцы не расслабляются полностью и сохраняют напряжение. Это минимальное напряжение, которое сохраняется в состоянии расслабленности и покоя, и называют мышечным тонусом. Чем ребенок младше, тем выше тонус — это связано с тем, что сначала окружающее пространство ограничивается маткой, и ребенку нет необходимости совершать целенаправленные действия. В позе эмбриона (с плотно прижатыми к туловищу конечностями и подбородком) мускулатура плода находится в сильном напряжении, иначе ребенок просто не поместился бы в матке. После рождения (в течение первых шести-восьми месяцев) мышечный тонус постепенно ослабевает. В идеале тонус мышц у двухгодовалого малыша должен быть приблизительно таким же, как у взрослого человека. Но практически у всех современных младенцев наблюдаются проблемы с тонусом. Плохая экология, осложнения в период беременности, стрессы и ряд других неблагоприятных факторов провоцируют нарушение тонуса у новорожденных. Существует несколько наиболее распространенных нарушений мышечного тонуса.

    Повышенный тонус (гипертонус).

Ребенок кажется напряженным и зажатым. Даже во сне малыш не расслабляется: его ножки согнуты в коленях и подтянуты к животу, ручки скрещены на груди, а кулачки стиснуты (часто в форме «фиги»). При гипертонусе ребенок с рождения хорошо держит голову из-за сильного тонуса затылочных мышц (но это не есть хорошо).

Пониженный тонус (гипотонус).

При пониженном тонусе ребенок обычно вялый, мало двигает ножками и ручками и долго не может держать голову. Иногда ножки и ручки ребенка разгибаются в коленных и локтевых суставах более чем на 180 градусов. Если вы выложите ребенка на живот, то он не сгибает руки под грудью, а разводит их в стороны. Ребенок выглядит обмякшим и распластанным.

Асимметрия мышечного тонуса.

При асимметрии на одной половине тела тонус выше, чем на другой. В этом случае голова и таз ребенка повернуты в сторону напряженных мышц, а туловище изгибается дугой. Когда ребенка выкладывают на живот, он заваливается всегда в один бок (где усилен тонус). Кроме того, асимметрию легко обнаружить по неравномерному распределению ягодичных и бедренных складок.

Неравномерный тонус (дистония).

При дистонии сочетаются признаки гипер- и гипотонуса. В этом случае у ребенка одни мышцы чересчур расслабленны, а другие чересчур напряжены.

Диагностика тонуса

Обычно сразу после родов врач на основании визуальных диагностических тестов выявляет нарушения тонуса и двигательной активности новорожденного. Кроме того, у всех грудничков присутствуют так называемые «остаточные» (позотонические) рефлексы, по которым также можно определить нарушения мышечного тонуса. В принципе вы и сами можете проверить, как у ребенка обстоят дела с тонусом. Вот несколько основных тестов, которые позволяют определить отклонения в развитии мышечного тонуса и позотонических рефлексов новорожденного.

Читать еще:  Прививка АДСМ; что это, для чего и когда делают

    Разведение бедер.

Положите ребенка на спину и осторожно попробуйте разогнуть ножки и раздвинуть их в разные стороны. Но не применяйте силу и следите, чтобы ребенку не было больно. В норме вы должны ощущать умеренное сопротивление. Если ноги у новорожденного без сопротивления полностью разгибаются и легко разводятся в разные стороны — это свидетельство пониженного тонуса. Если сопротивление слишком сильно и при этом ноги ребенка перекрещиваются — это признак гипертонуса.

Присаживание за руки.

Положите ребенка на спину на твердую ровную поверхность (например, на пеленальный столик), возьмите за запястья и плавно потяните на себя, как бы усаживая его. В норме вы должны ощущать умеренное сопротивление к разгибанию рук в локтях. Если ручки ребенка разогнулись без сопротивления, а в положении сидя живот сильно выпячен вперед, спина округлена, а голова отклонена назад или опущена вниз — это признаки пониженного тонуса. Если вам не удается отвести руки ребенка от груди и разогнуть их — это, наоборот, свидетельствует о гипертонусе.

Шаговый рефлекс и рефлекс опоры.

Возьмите малыша вертикально под мышки, поставьте его на пеленальный столик и слегка наклоните вперед, вынуждая его сделать шаг. В норме ребенок должен стоять, опираясь на полную стопу с расправленными пальцами на ногах. А при наклоне вперед ребенок имитирует ходьбу и не перекрещивает ноги. Этот рефлекс постепенно угасает и к 1,5 месяцам практически исчезает. Если у ребенка старше 1,5 месяцев этот рефлекс сохраняется — это свидетельство гипертонуса. Также на повышенный тонус указывают поджатые пальцы на ногах, перекрещивание ног при ходьбе или опора лишь на передние отделы стопы. Если вместо того, чтобы стоять, новорожденный приседает, делает шаг на сильно согнутых ногах или вообще отказывается ходить — это признаки пониженного тонуса.

Симметричный рефлекс.

Положите ребенка на спину, просуньте ладонь ему под затылок и осторожно наклоните голову малыша к груди. Он должен согнуть руки и разогнуть ноги.

Асимметричный рефлекс.

Положите ребенка на спину и медленно без усилия поверните его голову к левому плечу. Ребенок примет так называемую позу фехтовальщика: вытянет вперед руку, разогнет ногу слева и согнет правую ногу. Затем поверните лицо ребенка в правую сторону, и он должен повторить эту позу только в противоположную сторону: вытянет вперед правую руку, разогнет правую ногу и согнет левую.

Тонический рефлекс.

Положите ребенка на спину на твердую поверхность — в таком положении у новорожденного повышается тонус разгибателей, он старается распрямить конечности и как будто раскрывается. Потом переверните ребенка на живот и он «закроется», подтянет под себя согнутые ручки и ножки (на животе усиливается тонус сгибателей).
В норме симметричный, асимметричный и тонический рефлексы выражены умерено и постепенно исчезают к 2-2,5 месяцам. Если у новорожденного отсутствуют эти рефлексы или слишком слабо выражены — это свидетельствует о пониженном тонусе, а если к трем месяцам эти рефлексы сохраняются — это признак гипертонуса.

Рефлексы Моро и Бабинского.

Внимательно понаблюдайте за ребенком. При перевозбуждении он должен разбрасывать ручки в стороны (рефлекс Моро), а при раздражении (щекотании) подошв ребенок рефлекторно начинает разгибать пальцы на ногах. В норме рефлексы Моро и Бабинского должны проходить к концу 4-ого месяца.

Если мышечный тонус и связанные с ним рефлексы не претерпевают соответствующих возрасту малыша изменений — это весьма опасный сигнал. Не стоит надеяться на пресловутое «авось» и ждать, что проблемы с мышечным тонусом пройдут сами по себе. Нарушение тонуса и развития рефлексов часто приводит к задержке двигательного развития. А при сильном отклонении от нормы речь идет о возможном формировании заболеваний нервной системы, начиная от судорог и заканчивая детским церебральным параличом (ДЦП). К счастью, если врач диагностирует нарушение тонуса при рождении (или в первые три месяца), угрозу развития тяжелых заболеваний можно предотвратить при помощи массажа, ведь на первом году жизни нервная система обладает огромным восстановительным потенциалом.

Исцеляющий массаж

Лучше всего начинать массаж, когда малышу исполнилось два месяца. Но прежде необходимо показать ребенка трем специалистам: педиатру, ортопеду и невропатологу, которые ставят диагноз и дают рекомендации. Если ребенку требуется медикаментозное лечение, то оно обычно «подгоняется» под массаж. Правильно и своевременно сделанный курс массажа помогает скорректировать многие ортопедические нарушения (косолапость, неправильно вывернутые стопы, и т.д.), нормализовать мышечный тонус и устранить «остаточные» рефлексы. При серьезных отклонениях от нормы массаж должен делать профессионал. А вот слегка подкорректировать тонус можно и в домашних условиях.

Делать массаж лучше днем, не менее чем через час после кормления. Предварительно следует проветрить комнату и позаботиться, чтобы температура была не ниже 22 градусов, ребенку должно быть не жарко не холодно. Руки необходимо вымыть теплой водой, насухо вытереть (чтобы они были теплые). Не стоит обмазывать все тело ребенка массажным маслом или кремом, достаточно нанести небольшое количество крема себе на руки. Для массажа можно использовать специальное масло или обычный детский крем. Делая массаж, ласково разговаривайте с ребенком и следите за его реакцией. При появлении первых признаков утомления (плач, хныканье, недовольные гримасы) следует прекратить занятия.

При массаже все движения делаются от периферии к центру, начиная с конечностей: от кисти к плечу, от стопы к паху. На первых занятиях каждое упражнение повторяется только по одному разу. Первое время весь комплекс массажа будет занимать не более 5 минут. Постепенно увеличивайте число повторений и время до 15-20 минут.

Для устранения гипертонуса и остаточных рефлексов, проявляющихся в чрезмерной активности ребенка, проводится так называемый щадящий массаж — он расслабляет и успокаивает. Начинайте массаж с поглаживания рук, ног, спины тыльной и ладонной поверхностью нескольких сомкнутых пальцев. Можно чередовать плоскостное (поверхностью пальцев) и обхватывающее (всей кистью) поглаживание. После поглаживания делается растирание кожи круговыми движениями. Положите ребенка на живот, а свою ладонь положите вдоль спины малыша. Не отрывая руки от спины малыша, штриховыми движениями нежно перемещайте его кожу вверх, вниз, вправо и влево, как будто вы рукой просеиваете песок через сито. Затем положите ребенка на спину, возьмите его за кисть и легко потрясите ее, придерживая ребенка за предплечье. Таким образом, несколько раз помассируйте обе руки и ноги. Теперь можно переходить к покачиванию. Обхватите ребенка за мышцы руки (чуть повыше запястья) и нежно, но быстро покачивайте и потряхивайте руки из стороны в сторону. Ваши движения должны быть быстрыми и ритмичными, но не резкими. Проделайте то же самое с ногами, ухватив ребенка за мышцы голени. Заканчивать массаж нужно так же, как и начинали — плавным поглаживанием.

При пониженном тонусе, наоборот, проводится стимулирующий массаж, который активизирует ребенка. Стимулирующий массаж включает в себя большое количество «рубящих» движений. После традиционных поглаживаний ребром ладони легонько пройдитесь по ножкам, ручкам и спине малыша. Потом положите ребенка на живот и перекатывайте костяшки пальцев по его спине, попке, ногам и рукам. Затем переверните ребенка на спину и покатайте костяшками по его животу, рукам и ногам.

Помимо массажа для нормализации мышечного тонуса помогает лечебная физкультура, например, упражнения на большом надувном мяче. Положите ребенка животом на мяч, ноги должны быть согнуты (как у лягушки) и прижаты к поверхности мяча. Пусть папа, например, удерживает ножки ребенка в таком положении, а вы возьмите малыша за ручки и тяните его на себя. Потом возвращаете малыша в исходное положение. Теперь возьмите малыша за голени и тяните их на себя, до тех пор, пока лицо ребенка не окажется в верхней точке мяча или ноги не коснутся пола. Плавно возвратите малыша в первоначальное положение. Затем наклоняйте ребенка вперед (от себя), чтобы он ладошками достал до пола (только следите, чтобы кроха не стукнулся лбом о пол). Повторите это упражнение по несколько раз вперед и назад.

При асимметричном тонусе следует делать расслабляющий массаж с усилием на ту сторону, в которой тонус ниже. Кроме того, хорошим эффектом обладает следующее упражнение на надувном мяче: положите ребенка на надувной мяч тем боком, в который он выгибается. Плавно покачивайте мяч вдоль оси детского тела. Ежедневно повторяйте это упражнение по 10-15 раз.

Даже если у ребенка мышечный тонус в норме — это не повод отказываться от профилактического массажа. Профилактический массаж включает в себя как расслабляющие, так и активизирующие движения. Используются такие приемы массажа, как поглаживание (ими начинается и заканчивается массаж), растирание, разминание с более сильным нажимом. Круговыми движениями (по часовой стрелке) помассируйте живот для профилактики колик и запоров. Погладьте большим пальцем подошвы малыша и легко похлопайте по ним. Затем всей ладонью, лучше обеими руками, погладьте грудь ребенка от середины к бокам, и далее — по межреберным промежуткам. С трех месяцев массаж полезно сочетать с гимнастикой. Основная цель профилактического массажа — подготовить ребенка к ходьбе. С двух месяцев до года здоровый ребенок должен пройти не менее 4 курсов массажа (по 15-20 сеансов каждый). Когда ребенок начинает ходить, интенсивность массажа снижается до двух раз в год. Желательно проходить курсы массажа весной и осенью, чтобы улучшить состояние иммунной системы, обычно ослабленной в это время года.

Наталья Алешина
Консультант — детский врач-невропатолог Князева Инна Викторовна.

Рефлексы новорожденных — подробная таблица по месяцам

Казалось бы, ребенок рождается абсолютно беспомощным. Он не может самостоятельно передвигаться, обслуживать себя, поэтому ему требуется помощь и поддержка взрослых. Но природа очень мудра, поскольку наделила даже новорожденных особыми реакциями, позволяющими ему выжить в первые месяцы. Такие врожденные реакции организма на внешние раздражители только что родившегося ребенка называют рефлексами. Их спектр меняется и расширяется по мере роста малыша.

Оценивая рефлексы новорожденного, врачи определяют, насколько малыш здоров, а в помощь мамам даже разработана специальная таблица по месяцам. С ее помощью родители могут сами оценить состояние своего ребенка и сразу заметить отклонения от нормы, чтобы вовремя обратиться за квалифицированной помощью.

Виды и функции рефлексов

Врожденные рефлексы (первый вдох и плач младенца, сосание груди, хватание руками предметов) также принято называть безусловными. С их помощью кроха способен выжить в новых для него условиях – главная функция рефлекторной деятельности. Со временем они угасают, а некоторые из них исчезают к 3-6 месяцам. Основные виды врожденных реакций в зависимости от их направленности:

    Обеспечивающие жизнедеятельность. Это реакции, без которых малыш не смог бы выжить. Сюда относят дыхательный, сосательный, глотательный рефлексы. А также спинальные, которые обеспечивают нормальное функционирование мышечного аппарата.

Перечень рефлексов

  • Защитные. Такие реакции помогают ребенку защититься от раздражителей внешнего мира — яркого света, холода или жары.
  • Кратковременные. Они возникают лишь на короткое время при необходимости. Например, задержка дыхания во время прохождения по родовым путям. Сюда же относят рвотный или рефлекс выталкивания, необходимый для предотвращения попадания твердой пищи в пищевод (кроха может подавиться).
  • Большинство их них угасает по мере взросления ребенка. Но некоторые остаются на всю жизнь — это глотательный, рвотный, роговичный и другие.

    Таблица основных рефлексов новорожденного по месяцам

    Их у младенца очень много. В таблице представлены основные из них, их описание и время проявления (по месяцам).

    НазваниеОписаниеДлительность по возрасту младенца
    Ладонно-ротовойЕсли надавить на ладошку, кроха открывает рот0 — 3 мес.
    РотовойПри надавливании на верхнюю губу малыш выпячивает губы в виде хоботка0 — 1 месяц
    СосательныйКогда ротик малыша погладить, он начинает ритмично двигать губами и языкомот 0 до 2 мес.
    ПоисковыйЕсли погладить щеки или уголок рта, младенец поворачивает голову и вытягивает губы.2 — 4 мес.
    НазваниеОписаниеДлительность по возрасту младенца
    ЗащитныйПри выкладывании младенца на живот, он поворачивает голову вбок.0 — 2 мес.
    Опорный и шаговыйКогда кроху поставить вертикально, он будет пытаться упереться в опору. При наклоне вперед он будет пытаться делать шаги.до 3 месяцев
    ХватательныйЕсли вложить в ладонь крохи какой-либо предмет, он рефлекторно сожмет его в руке.0 — 3 мес.
    Спонтанное ползаниеЕсли в положении лежа на животе надавить на стопу, малыш попытается оттолкнуться от опоры.с 1 недели до 4 месяцев
    Рефлекс ГалантаЕсли провести рукой вдоль позвоночника, ребенок выгибает спинку, а его нога вытягивается.с 5 дня до 4 мес.
    Рефлекс БабинскогоКогда проводят рукой по стопе, она рефлекторно сгибается, при этом пальцы на руках расходятся в виде веера.0 — 2 года

    Подробное описание

    Ученые обнаружили огромное количество безусловных рефлексов, которые появляются у малыша после рождения и помогают ему приспособиться к новому миру. Из них только около 15 являются действительно важными для жизнедеятельности. Их разделяют на несколько групп.

    Оральные рефлекторные реакции

    1. Сосательный. Это один из основных рефлексов, необходимых крохе для поддержания жизнедеятельности. Он появляется в первые часы после рождения и сохраняется до 1-2 лет. Его суть — при прикладывании к груди ребенок плотно обхватывает губками сосок и начинает ритмично двигать губами и языком, высасывая ее содержимое. Если предложить крохе бутылочку, он также сможет поесть.
    2. Глотательный. Он очень важен, поскольку позволяет еде попасть в пищевод. Сохраняется на протяжении всей жизни человека.
    3. Хоботковый. Он проявляется выпячиванием губ в виде хоботка при надавливании на верхнюю губу малыша. Такая реакция исчезает к 3 месяцам.

    Рефлекс ротовой Эшериха

  • Ладонно-ротовой. Считается смешанным (орально-двигательным). Он проявляется открыванием рта при одновременном надавливании на центр ладоней младенца. Уже после 2 месяца он исчезает.
  • Поисковый (реакция Киссмауля). Необходим для поиска еды. При малейшем прикосновении к щекам или уголку рта, младенец поворачивает голову и открывает рот. Исчезает, когда малыш начинает видеть еду.
  • Хватательные рефлекторные движения

    1. Рефлекс Робинсона-Янишевского. Проявляется крепким сжиманием пальцев взрослого. При этом ребенка можно даже приподнять. Сохраняется несколько месяцев, а потом исчезает. Если он присутствует у детей старше 5 — 6 месяцев, то у него скорей всего имеются неврологические нарушения.

    Верхний хватательный рефлекс

  • Рефлекс Бабинского (или подошвенный). Если погладить или легонько нажать на подошву стопы, то ребенок рефлекторно ее сожмет, а его пальцы на руках при этом разгибаются в виде веера. При оценивании учитывают симметричность и энергичность движений. Может сохраняться достаточно долгое время — до 1 или даже 2 лет.
  • Читать еще:  Фолиевая кислота, чтобы забеременеть

    Двигательные реакции

      Рефлекс Кернига. Проверяют его так — у лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в бедренном и коленном суставах, а затем пытаются выпрямить ногу в колене. При положительном рефлексе это сделать не получится.

    Рефлекс Моро. Эта реакция наблюдается при резком звуке (например, удар по поверхности, где лежит малыш). Проходит в 2 фазах:

    • кроха выпрямляет ножки и раскидывает руки в стороны;
    • возвращение в обратное положение (при этом ребенок как бы обнимает себя).

    Рефлекс Моро

    Он сохраняется до 5-месячного возраста, а после исчезает.

    Защитные реакции

    Если младенца положить на живот, он инстинктивно приподнимает голову и поворачивает ее набок. Так он обеспечивает доступ воздуха, чтобы не задохнуться. Еще один пример — задержка дыхания на несколько секунд в случае, когда на лицо попадает вода или струя воздуха.

    Как определить нарушения в развитии?

    Бывают дети, у которых та или иная реакция ослаблена или вовсе отсутствует. Это связывают с несколькими причинами:

    • недоношенность;
    • родовые травмы;
    • неврологические патологии;
    • кислородное голодание вследствие асфиксии;
    • неправильное развитие позвоночника.

    При определении нормального или нарушенного развития реакций у младенца обращают внимание на следующие характеристики:

    1. Выраженность реакции. Если рефлексы (особенно спинальные) полностью отсутствуют, то это плохой признак. Часто их отсутствие свидетельствует о неврологических патологиях — церебральном параличе (ДЦП), сниженном мышечном тонусе.
    2. Симметричность и равномерность проявления движения. При оценке реакции важна симметричность движений малыша. Например, если при хватании работает только 1 рука, то это может быть симптомом ДЦП, парезов или мозгового кровоизлияния. Когда проверяют рефлекс Моро, также обращают на симметрию.

    Развитие рефлексов по Комаровскому

    Известный доктор Евгений Комаровский советует родителям развивать рефлексы новорожденного. Для этого ежедневно следует выполнять простые рекомендации:

    1. В первые недели жизни малышу необходим сон и еда. Частое прикладывание к груди развивает у крохи сосательный и глотательный рефлексы. Чтобы проверить поисковую реакцию, мама может не сразу дать грудь, а легонько притронуться нею к ротику крохи, чтобы он попытался дотянуться к желаемому объекту.
    2. Следует периодически давать в руку разные предметы.

    Также хорошим упражнением, которое еще и укрепляет мышцы спины, станет поднятие крохи, который крепко ухватился за мамины пальцы.

  • Очень важно говорить с малышом, издавать разные звуки. Так он будет поворачивать голову в сторону звука, прислушиваться к нему.
  • Ежедневное купание. Некоторые мамы также практикуют ныряние. При этом ребенок пытается задерживать дыхание.
  • Рекомендуется каждый день по несколько минут выкладывать кроху на животик. Таким образом еще и укрепляются спинные мышцы, и улучшается пищеварение.
  • Наиболее популярные вопросы

    Врожденные рефлексы предназначены для поддержания жизнедеятельности новорожденного. Их наличие — важный показатель здоровья малыша.

    Рефлексы новорожденных и детей первого года жизни, их динамика, норма и патология

    Патологические рефлексы — это группа рефлексов, которые возникают по причине поражения главного нейрона, находящегося в центре головного мозга, нейронных путей, ведущих к спинному мозгу, или к отделам ядер черепных нервов, отвечающих за движение. В результате нарушений, возникших при поражении, появляются новые связи между физическими ощущениями и ответными реакциями организма, не соответствующих норме. То есть реакция тела на физический контакт является неадекватной по сравнению с реакцией нормального человека.

    Рефлексы, возникающие при поражении центрального нейрона, могут свидетельствовать о наличии различных психических и неврологических заболеваний.

    У детей в возрасте до 2 лет некоторые рефлексы, считаемых патологическими в более зрелом возрасте, считаются нормой, например:

    • разгибательно-подошвенный;
    • сосательный (ладонно-ротовой);
    • хватательный;
    • другие.

    Родителям следует помнить, что все рефлексы новорожденных и детей до 2 лет считаются нормальными, характеризуют незрелость нервной системы и формируют развитие мозга ребенка.

    Отсутствие некоторых рефлексов новорожденных может свидетельствовать о каких-либо отклонениях. И наоборот, если эти же рефлексы постепенно не угасают, то стоит показать ребенка врачу как можно раньше.

    Чем раньше начать лечение, тем больше шансов у ребенка стать в будущем здоровым и полноценным.

    Причины возникновения у человека патологических рефлексов в неврологии

    Причинами возникновения патологических рефлексов в неврологии могут быть различные поражения головного мозга и центральной нервной системы. А именно:

    • Детский церебральный паралич — врожденное заболевание, при котором рефлексы новорожденных не угасают, а продолжают развиваться.
    • Инсульт, поражение сосудов и головного мозга.
    • Гипоксия — не поступление кислорода в головной мозг, вследствие чего он перестает выполнять свои функции.
    • Инфекционные заболевания коры головного мозга, спинного мозга, опухоли.
    • Состояние комы.
    • Паралич.
    • Последствия травм.
    • Гипертония.

    Патологические, нездоровые рефлексы могут вызывать любые поражения нервной системы, нейронных связей, головного мозга или его отделов. Они бывают врожденные и приобретенные

    Классификация патологических рефлексов по группам, принятая в современной медицине:

    • рефлексы верхних конечностей,
    • нижних конечностей;
    • ротовой мускулатуры.

    Кистевые патологические рефлексы — это неадекватные реакции верхних конечностей на внешние раздражители, например постукивание молоточком.

    Они могут сопровождаться следующими действиями:

    • Захватывание, а также удержание какого-либо предмета непроизвольно (хватательный рефлекс, рефлекс Янишевского-Бехтерева или просто Янишевский).
    • Могут возникать при раздражении внутренне стороны ладони у самого основания пальцев.


    Патологические стопные рефлексы характеризуются такими ответными действиями стоп на постукивание молотком:

    • Удар по фалангам пальцев ноги со стороны подошвы приводит к разгибанию основных фаланг пальцев, а концевых фаланг к сгибанию (рефлекс Россолимо). В норме должен отсутствовать у здоровых детей от трех лет и старше;
    • Удар по подошве приводит к пригибанию всех фаланг (рефлекс Жуковского-Корнилого);
    • Постукивание основания с боку вызывает сгибание подошвы ноги.

    Динамическая гимнастика для детей

    • заборчик — дудочка (лягушка — слон)
    • открывать и закрывать рот, шлепать губами, издавая негромкий звук
    • «воздушный поцелуй», вытягиваем губы вперед (как для поцелуя) — затем втягиваем щеки так, чтоб уголки рта соприкоснулись, как у рыбки
    • покусывать то верхнюю губу, то нижнюю, “причешем губки”
    • улыбка — трубочка
    • дом открыт — закрыт, смыкать губы, напрягая их, открывать широко рот, расслабляя показывать то верхние губы, то нижние, затем все сразу, заборчик
    • корчим рожи — двигать челюстью вправо-влево
    • пятачок — трубочка
    • окошко — домик открыт — трубочка — заборчик — О — А — У — И
    • зарядка для хобота, трубочку крутить по часовой стрелке и против, -вниз, вправо-влево. Посмотрите, какой слон, как он двигает своим хоботом.

    Синкинезии

    Синкинезии — являются рефлексами, при которых движение одной из конечностей, происходит симметричное движение парной или диагональной конечности. Бывают нормальные и патологические. Причем патологические имеют следующее разделение:

    • Глобальная: при сгибании ноги, разгибается рука, или наоборот.
    • Имитационная: повторение непроизвольно движений здоровых конечностей нездоровыми.
    • Координаторная: осуществление нездоровыми конечностями целого ряда непроизвольных движений.

    Статические упражнения артикуляционной гимнастики

    • трубочка губами, еще называется “хобот” или “слоник”, губы вытягиваются вперед, как при произнесении звука У
    • заборчик, открытая улыбка, показывать зубы, как при произношении звука И
    • улыбка, закрытая, одними губами
    • дом открыт, еще называется “окошко”, широко открыть рот — “открой окошко в домике”
    • дом закрыт — губы вместе, тесно прижаты
    • замок, накрыть верхней губой нижнюю, которую затянуть слегка в рот
    • ключ, наоборот, нижней верхнюю
    • тпру, губы сомкнуть, слегка вытянуть вперед и издать вибрирующий звук
    • покажи верхние зубы, поднять верхнюю губу и показать верхние зубы
    • покажи нижние зубы, верхнюю губу опустить, нижнюю оттянуть
    • пятачок, вытянуть губы вперед, слегка их расширить
    • рупор, еще называется “окошко” или “бублик”, губы как при произношении О

    Путь к выздоровлению

    Лечение патологических рефлексов в неврологии довольно сложное. Патологические рефлексы — это не конкретный диагноз, а всего лишь симптомы самых разнообразных болезней. Они могут свидетельствовать о различных нарушениях работы мозга и нервной системы, но не могут однозначно указывать на диагноз. В первую очередь необходимо установить причину заболевания. Именно эту причину и диагноз необходимо лечить.

    Гимнастика в игровой форме

    С этими упражнениями хорошо сочетается игры на развитие дыхания. Малыш не хочет заниматься, давайте будем играть. Не хочет смыкать Г, значит сдуваем ватку с ладошки, показываем ему, как весело делать “пффф”, как будто бабочка вспорхнула с ладошки. Нужно поднять нижнюю Г — кладем ватку на нос и дуем с нижней губы. Скачет лошадка, щелкаем языком и вот она остановилась, “тпррру”, не получается, играем на губах как на балалайке.

    Хорошо проходит игра с мыльными пузырями. Очень весело смотреть, как они летят, переливаются радужными разводами. “А теперь дуй сам!” — говорите малышу. Может не получится сразу, ничего страшного, подбадривайте ребенка. Дуйте с ним по очереди, он то ловит их руками, то дует. Можно еще поводить за кольцо рукой и пузырики тоже разлетаются в стороны.

    Еще в помощь такие игрушки, как губная гармошка, дудочка, свисток, различные дуделки и свистульки. а также надувание шариков. Конечно, здесь уже требуются более сложные навыки, хорошо отработанные мышцы Г, умение, держать игрушку губами и при этом набирать воздух и выдыхать, не выпуская изо рта предмет. Поэтому ничего страшного, если поначалу дудочка будет выпадать вместе с выдохом, а воздух втягиваться из шарика, это отработается со временем.

    Профилактика возникновения патологических рефлексов

    К сожалению, современная наука не до конца научилась угадывать возникновение проблем с нарушением нервной системы в период беременности, поэтому от генетической предрасположенности, мутации и неудачном стечении обстоятельств никто не застрахован. Но все же есть меры профилактики, которые актуальны для предостережения или снижения вероятности возникновения заболеваний, связанных с параличом:

    • Полное исключение алкоголя, кофеиносодержащих и энергетических напитков.
    • Отказ от курения.
    • Занятия спортом, ходьбой. Активный образ жизни — наилучший помощник в поддержании здоровья.
    • Контроль хронических заболеваний сердца, сосудов, своевременное лечение.
    • Правильное питание, не содержащее животных жиров, искусственных добавок.

    При любых психических отклонениях, непроизвольных мышечных реакциях, нарушениях нормального сна, чрезмерной нервозности, болях в сердце, частых мигренях необходим осмотр невролога. Все это симптомы, которые могут привести к серьезным заболеваниям, нарушениям нейронных цепочек и связей между телодвижением и реакциями мозга. Своевременное обращение к врачу — залог не только физического, но и внутреннего состояния организма. Ведь мозг — основа, без функционирования которой любое тело превращается просто в безжизненную оболочку, схожую с растением.

    Оцените статью:

    (голосов: 1 , среднее: 5,00 из 5)

    Записи по теме:

    • Основные примеры, признаки и особенности классификации безусловных рефлексов
    • Условный рефлекс: механизмы образования и классификация приобретенных реакций
    • Основные особенности проявления обязательных рефлексов новорожденных
    • Основные особенности проявления рефлекса Моро у новорожденных малышей
    • Что входит в классификацию рефлексов?
    • Чем грозит нарушение коленного рефлекса жизнедеятельности

    Диагностические мероприятия

    Диагноз синдром Туретта ставится, если присутствуют моторные и вокальные тики. Поскольку определена генетическая этиология заболевания, симптомы его наблюдаются еще в раннем возрасте, в тот период, когда дети не могут самостоятельно волевыми усилиями держать контроль над своим состоянием. Для данной патологии характерны несколько стадий развития.

    Первая стадия проявляется редкими тиками, с интервалом в две минуты. Такие проявления несильно выражены, их не всегда могут увидеть посторонние, они не влияют отрицательно на качество жизни человека. На данном этапе развития губы трубочкой человек делает не так часто, как, например, моргание или нахмуривание, при этом он пытается замаскировать такие проявления. Он сам может контролировать свое состояние, поэтому лечение на данной стадии не показано.

    Для второй стадии характерны более частые тики – от двух до четырех на протяжении минуты. Если человек вытянет губы трубочкой, начнет моргать, кривит рот в гримасе, это уже становится заметным для окружающих, но он по-прежнему может контролировать свое состояние, приложив к этому усилия, пытая растягивать губы. Для общения с другими людьми трудностей не возникает, но иногда больной испытывает неловкость.

    Третья стадия характеризуется появлением пяти и более тиков на протяжении одной минуты. На этом этапе проявляются и моторные и вокальные тики. Человек не в состоянии самостоятельно их контролировать, это привлекает внимание посторонних. Тики сопровождаются сильным вытягиванием губ, частым морганием, кривлянием рта, бессвязными и бессмысленными звуками.

    Такие проявление обществом часто воспринимаются, как недоразвитость, хотя больной человек не отстает в умственном развитии. Больной становится закомплексованным, замыкается в себе, он находит работу, не связанную с общением с людьми, его сложно вытаскивать в общественные места. Таким людям показана социальная адаптация и терапия с помощью медикаментозных препаратов.

    Самой тяжелой является четвертая стадия. Тики не прекращаются, человек не может с ними справляться. На данном этапе нередко такое состояние сочетается с психическими расстройствами.

    Как вызывается

    Хоботковый рефлекс может быть выявлен при помощи воздействия специального неврологического инструмента. Специалист, желающий выявить этот механизм, деликатно постукивает молоточком по актуальной зоне. Этой зоной считается верхняя губа исследуемого. Участок — на уровне десен.

    Ответной реакцией следует считать выпячивание губы. В некоторых случаях исследуемый выпячивает обе губы. При этом форма губ принимает характерную форму. Это и послужило тем, что рефлекс был назван хоботковым.

    Исследователи отмечают, что интенсивность реакции может быть самой разной. Иногда она сохраняется в течение определенного времени.

    Иногда одновременно с выпячиванием губ в хоботок происходит движение также и нижней челюсти. Часто провоцируются специфические движения, аналогичные с глотательным актом.

    Наличие хоботкового рефлекса отмечается при наличии патологических очагов на противоположной стороне заднего отдела лобн-й доли.

    Многие исследователи, занимающиеся этим вопросом, в том числе и доктор С. Карчикян, полагают, что наличие этого механизма может быть обусловлено высоким уровнем идиомускулярн-й механическ-й возбудимости. В группе риска находится круговая мышца рта человека.

    Помимо В.Бехтерева и С.Карчикяна этот вопрос подробно изучался А.Эпштейном. Основные тезисы были выдвинуты в тридцатые годы двадцатого столетия.

    Важно помнить

    При помощи важных рефлексов, в том числе и хоботкового рефлекса у новорожденных доктор проверяет, как работает ЦНС малыша. Важно помнить о том, что отсутствие жизненно-важных рефлексов может свидетельствовать о наличии серьезного патологического процесса. Об этом же свидетельствует длительная «жизнь» того или иного механизма.

    Общая информация

    Несмотря на то что только-только родившийся младенец является беззащитным существом, у него уже имеется более семидесяти пяти безусловных рефлексов. Именно благодаря этим механизмам человек выживает и осваивается в новых условиях.

    Каждый родитель должен знать о том, какие бывают рефлексы у их чад. Это поможет им предотвратить развитие серьезного заболевания.

    Хоботковый рефлекс, как и сосательный, связывается с самым важным процессом, необходимым для полноценного развития личности — поглощением пищи.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector