Optimacosmetics.ru

Медицинский журнал
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какую музыку слушать детям в первые месяцы жизни: список произведений, воздействие на психику ребенка, оптимальное время прослушивания

Влияние музыки разных жанров на психику ребёнка

Галина Якушова
Влияние музыки разных жанров на психику ребёнка

Задумывались ли вы о том, какие звуки окружают малыша, в этом индустриальном мире?

Шумы автодорог. бесконечных строительных работ, агрессивной музыки.

Так ли мы представляем идеальную картину для жизни и развития человека. Конечно, каждый из вас хочет чтобы маленького гражданина этот мир встречал пением птиц, шумом весеннего леса, ароматом садов, лёгким дуновением ветерка, и наконец, то, что является самым главным для малыша—это голос мамы, ласкающий, убаюкивающий, который может передать все самое прекрасное, что есть в этом мире ….

Чтобы малыш полноценно развивался музыка должна стать неотъемлемой частью повседневной жизни, поскольку она влияетна его эмоциональную сферу:

* прекрасная музыка вызывает положительные эмоции, и младенцы познают мир быстрее;

*музыкотерапия благотворно действует на развитие детского мозга, ведь благодаря ей связи между нервными клетками—нейронами—активизируется;

*посредством музыки грудничок учится слушать, а позднее представлять слышимое.

Таким образом, постепенно музыка способствует обучению работы с образом, а именно проводить анализ и синтез. Так у малыша развиваются различные виды восприятия, память и воображение. Кроме того, специально подобранная спокойная музыка для новорожденного имеет умиротворяющий и расслабляющий эффект в те моменты, тогда ребёнок беспокоен или чрезмерно возбуждён.

Какую же выбрать музыку для новорождённых детей?

К подбору музыкальных композиций для малыша необходимо подойти очень тщательно. Признан тот факт, что классическая музыка для новорождённых наиболее подходит и оказывает сильное положительное действие. Особенно психологи советуют включать ежедневно для прослушивание произведения “Ave Maria” (Аве Мария) Шуберта, “Зима” Вивальди, Ода радости Бетховена, Лунный свет Дебюсси, “Воздух” Баха, “Серенада” Гайдна и др. классиков.

Известен и эффект музыки Моцарта для новорожденных. Это явление было открыто в конце прошлого столетия. Согласно исследованиям, даже кратковременное прослушивание музыки гениального композитора повышает интеллектуальные показатели. Что касается “эффекта” Моцарта, музыка для новорожденных не только способствует развитию, но и вызывает чувство психологического комфорта, поскольку переходы в музыке созвучны с биоритмами мозга. В целом произведения Моцарта помогают выявить внутренний потенциал малыша в раннем возрасте.

Кроме того, можно использовать успокаивающую музыку для новорожден-ных перед сном, во время кормления или при беспокойном поведении.

Музыка на фоне звуков природы, звуки леса, морского побережья, пение птиц, включая специальные сборники колыбельной музыки.

Как правильно слушать музыку.

Для того чтобы музыка приносила пользу,необходимо придерживаться нескольких правил:

1. Не включайте музыку громко, поскольку она травмирует психику младенца.

2.Не надевайте малышу наушники: звучащая таким образом музыка производит шоковый эффект.

3. При звучании каждой мелодии наблюдайте за реакцией крохи, если музыкальное произведение вызывает беспокойство, включать её не стоит.

4. Ни в коем случае не слушайте при ребёнке тяжёлый рок и клубную музыку.

5. Музыкальные произведения следует подбирать по характеру для бодрствования или сна.

6. Общая продолжительность прослушивания музыки в день не должна превышать одного часа.

-Мелодичная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди) –дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности.

-Классическая музыка Гайдна и Моцарта способствует повышению концентрации внимания, развития памяти и пространственного восприятия.

-Музыка романтизма (Шуберт, Шопен, Чайковский, Шуман, Лист) пробуждает индивидуальность.

-Музыка импрессионистов (Дебюсси, Равель) вызывает приятные образы в сновидениях.

-Джаз, блюз, регги и другие танцевальные формы, в основе которых лежат африканские мелодии, ритмы, обостряют чувство юмора, иронию, повышают общительность.

-Рок-музыка может создать напряжение, вызвать диссонанс, стресс и боль в организме.

Рок музыка, а также музыкальный ритм, темп которого составляет 120 ударов в минуту, несет разрушающий слой, который обрушивается на детский организм.Кто-то захочет возразить: громкие и даже резкие созвучия есть и у классиков.Ответ прост: в классических произведениях они символизируют зло, тогда как, в частности в тяжелом роке, преподносится как нечто доставляющее наслаждение.

Много информации можно встретить о том, как различные музыкальные жанры влияют на психическое состояние человека, а тем более это значимо, когда речь идет о младенцах. Но мы знаем, что во многих жанрах можно встретить как высокохудожественное, так и далекое от искусства произведение, поэтому хочется обобщить за что «отвечают» в музыке мелодия, ритм и гармония. МЕЛОДИЯ—связь с душой, ее настроение, переживания, эмоциональные проявления, чувства. РИТМ—пульс, связь с физеологической составляющей личности. ГАРМОНИЯ—связь духа, высших проявлений человека с природой. В произведениях классиков эти три составляющие гармонично сосуществуют.

Однако самым узнаваемым и приятным для малыша является голос мамы, которая может напевать колыбельные или др. детские песенки.

Влияние музыки на развитие речи дошкольников О. Н. Дорофеева ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Влияние гаджетов на психику ребёнка» Консультация для родителей «Влияние гаджетов на психику ребенка» Современный мир практически невозможно представить без всевозможных гаджетов:.

Консультация «Влияние музыки на психику ребенка» Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или,.

Подборка литературных произведений разных жанров для инсценировок Подборка литературных произведений разных жанров,для инсценировок и театрализованной деятельности с детьми младшего и старшего дошкольного.

Синдром эмоционального выгорания и его влияние на психику Синдром выгорания и его влияние на психику Астанаева Е. И., Горн А. В., Котова Е. В. Вас сопровождает чувство усталости на протяжении всего.

Влияние цвета на психику ребёнка Человечеством давно подмечено, что цвет влияет не только на психоэмоциональное состояние человека, но и на его интеллект. Что уж говорить.

Влияние классической музыки на здоровье детей дошкольного возраста Первыми на проблему влияния музыки на здоровье детей обратили внимание врачи. Опираясь на точку зрения доктора-хирурга, российского долгожителя,.

Влияние музыки на развитие личности Ни для кого не секрет, что ребенок с рождения живет в мире звуков, они окружают его везде и всюду. Для самых маленьких конечно подойдет.

Влияние музыки на здоровье ребенка Консультация для родителей «Влияние музыки на здоровье ребенка» Музыка успокаивает, музыка лечит, музыка поднимает настроение. Обучая.

Влияние современных мультфильмов на психику ребенка Мультфильмы продолжают занимать главенствующее место в жизни современного ребенка. Однако все чаще и чаще смысл и качество анимации не соответствуют.

Классическая музыка для младенцев

4 минуты Автор: Анастасия Егорова 2105

  • Влияние классики
  • Какую музыку выбрать

Родители, заботящиеся о своем ребенке, стараются всячески улучшить условия его развития и знакомства с внешним миром. Каждая мама мечтает о том, чтобы ее малыш вырос настоящим гением, который добьется успеха в этой жизни. Конечно же, развитие человека во многом зависит от наследственных факторов и личных качеств, но повысить интеллектуальные показатели частично можно, благодаря особым приемам. Одним из них является раннее прослушивание «правильной» музыки. О том, какую музыку лучше выбрать для новорожденного, читайте здесь.

Через искусство человек воспринимает очень многое, даже не задумываясь об этом. Многие мамы включают классическую музыку и посещают картинные галереи еще на первых месяцах беременности. Таким образом происходит первичное знакомство малыша с прекрасным. После появления на свет он сможет самостоятельно воспринимать подобную информацию. Именно классическая музыка для новорожденных является наиболее популярным приемом раннего развития детей.

Влияние классики

Ученые не раз проводили эксперименты, доказывающие положительное влияние классической музыки на человека. Согласно полученным результатам, умственные способности и эмоциональная уравновешенность у исследуемых объектов, которые прослушивали на протяжении срока проведения эксперимента классические произведения, оказались на несколько порядков выше, чем у тех, кто не занимался подобным.

Из этого можно сделать вывод, что для новорожденного подобное проведение досуга будет не только приятным, но и очень полезным. Это также во многом связано с тем, что классика позволяет расслабиться и успокоиться, что особенно актуально для первых месяцев жизни младенцев. Именно в этот период происходит адаптация к внешнему миру, и нужно как-то снимать полученный стресс. А если мама во время беременности включала классику, знакомые мелодии как ничто другое лучше справятся с этой задачей.

Если вы все еще сомневаетесь в том, что классика способна оказывать столь необычное воздействие на человеческий мозг, вспомните, как выглядит замороженная вода, которая «слушала» такую музыку. Ее кристаллы отличаются от обычных идеальной симметрией и невероятной красотой. Организм человека в своем большинстве состоит именно из воды, поэтому и на него будет оказано подобное воздействие. А вот от грубых звуков и ругательств в присутствии детей следует отказаться в принципе. Такие раздражители оказывают по сути деструктивное влияние на все живые организмы. Это может привести к нарушениям в восприятии мира и пробудить необоснованную жестокость в дальнейшем. Такую ситуацию уже ни одна мелодия не поможет исправить.

Какую музыку выбрать

Все знают хотя бы 2-3 композиторов классической музыки. Какие именно композиции лучше всего включать новорожденным? Особого значения это не имеет. Руководствоваться следует, в первую очередь, собственным восприятием и следить за реакцией ребенка на ту или иную мелодию.

Естественно, наибольшей популярностью пользуются композиции таких гениев музыки:

  • Бетховен. Симфония №5, Лунная соната, К Элизе.
  • Шуберт. Аве Мария, Симфония №8, Серенада.
  • Чайковский. Щелкунчик, Лебединое озеро, Времена года.
  • Шопен. Вальс №10, Ноктюрн №21, Ноктюрн №2.
  • Прокофьев. Ромео и Джульетта, Война и мир, Золушка.
  • Мусоргский. Сорочинская ярмарка, Хованщина, Баба Яга.
  • Бах. Ария «Воздух», Английские сюиты, Французские сюиты.
  • Вивальди. Времена года, Соната №12, Эльфийская ночь.
  • Вагнер. Валькирия, Счастье, Тристан и Изольда.
  • Моцарт. Симфония №40, Лакримоза, Свадьба Фигаро.

Отдельно исследователи влияния классической музыки на человека выделяют именно композиции Моцарта. Его музыка оказывает на людей просто необъяснимый эффект. После прослушивания его композиций испытуемые люди показывали значительно высшие результаты умственной деятельности, чем другие. Тем не менее, не стоит игнорировать и других композиторов. Каждый из них пытался донести до окружающих свою эмоцию, дать свой посыл. В любом случае, эти волшебные ноты оказывают благотворный эффект. Классические мелодии находят некий отклик в мозгу ребенка и таким образом формируют отчасти его сознание. Так как речь идет о прекрасном, результат тоже будет положительный. К тому же, музыка классиков позволяет сознанию расслабиться. Малыш быстрее засыпает и видит приятные сны. После пробуждения он будет полон сил и находиться в хорошем настроении. О том, какой должна быть колыбельная для ребенка, написано здесь.

Также приятными для ребенка будут звуки природы. Можно подобрать специальные записи с шумом прибоя, щебетанием птиц или каплями дождя. Очень полезно также время от времени слушать звуки общения дельфинов или биение сердца. Все это действует на младенца и маму очень успокаивающе.

Читать еще:  В чем можно купать новорожденного

Кроме того, особое внимание стоит уделить мантрам. Это особые священные тексты буддистов, часто используемые для медитаций и занятий йогой. Они не только способствуют релаксации, но и, благодаря своей смысловой нагрузке, благотворно влияют на организм человека. Самыми приятными к прослушиванию являются, пожалуй, мантры исполнительницы Deva Premal.

Классика – это, безусловно, лучший выбор для стимулирования интеллектуального развития для ребенка, но не стоит забывать о том, что для достижения цели одной музыки недостаточно. Необходимо уделять своему чаду должное внимание и самим участвовать в его развитии.

Какая музыка полезна новорожденным

Можно ли новорожденному включать музыку?

Первые звуки малыши слышат находясь еще в утробе матери, с 19 недели гестации – голос мамы и папы, материнское сердцебиение и др. Родившийся ребёнок, слышит все более четко, но в силу физиологических особенностей, его слух пока еще неполноценный, и органы, воспринимающие звуки, продолжают развиваться и формироваться. Для стимуляции этих процессов, с малышом рекомендовано разговаривать, читать стишки и потешки и, конечно, включать негромкую, спокойную музыку. Музыка – важный фоновый элемент звукового окружения ребёнка буквально с первых недель его жизни, которая поможет расслабиться, успокоиться и др. Для интеллектуального развития, спокойные мелодии тоже важны.

Какую музыку включать новорожденным?

Родители понимают, что далеко не вся музыка будет полезна, так какую музыку новорожденным можно ставить? Главный критерий выбора – эмоциональный окрас. Музыка для новорожденных детей должна быть спокойной, приносить умиротворение и радость. Этим требованиям отвечает классическая струнная музыка.

Наблюдения психологов за поведением малышей, позволили сформировать список композиторов, чьи произведения будут помогать в той, или иной ситуации:

  • снять тревогу поможет Шопен, Штраус, Рубинштейн;
  • успокоить новорожденного могут произведения Бетховена, Шуберта;
  • снизить напряжение могут сонаты Баха;
  • для улучшения настроения рекомендован Моцарт и Хачатурян;
  • концентрации внимания способствует Чайковский и Мендельсон.

Главное, чтобы музыка, подобранная для новорожденных, нравилась малышам, вызывала умиротворение. Хорошим «успокоительным» будут звуки живой природы, например, трели птиц, морской бриз, звуки осеннего леса. Для новорожденных подойдет и детская музыка – из детских сказок, мультиков и мюзиклов.

Развивающая музыка и песни для новорожденных

Мамина песня – это не только элемент музыкального воспитания, и развития для новорожденного. Такие песни уместны всегда, будь то колыбельная или песни-потешки во время купания, переодевания, гимнастики – это некое проявление материнской любви и заботы. Часто мамы сами не замечают, как начинают петь, но практически всегда кроха улыбается, независимо от певческих умений и наличия слуха у мамы.

Импровизированный домашний мюзикл – рассмешит и поднимет настроение новорожденному, и сделает его жизнь красочнее и веселее. Кроме того, такие мероприятия помогут привить музыкальный вкус у ребёнка, любовь к музыке и творчеству.

Когда музыка неуместна?

Несмотря на всю пользу музыки, в ее использовании есть ряд противопоказаний. Психологи и педиатры запрещают включать музыку, когда малыш спит или отдыхает, единственное исключение – время засыпания и тихая, успокаивающая колыбельная.

Категорически запрещено одевать малышу наушники. Слух новорожденного способен воспринимать рассеянный звук, а направленный может стать причиной развития акустической травмы. Детям младше полугода, запрещено находиться в шумных местах, и связано это с тем, что у новорожденных, пока не развито избирательное внимание, и все окружающие звуки, воспринимаются как какофония, пугающая малыша.

Детям запрещено слушать рок, рэп, тяжелый металл и гранж. Сочетание музыкальных инструментов, темп будет негативным образом сказываться на состоянии малыша – угнетать развитие ребёнка.

Кроме того, практически любая музыка, кроме маминой песни, будет запрещена в случае:

  • предрасположенности к судорогам;
  • во время болезни ребёнка – сильная интоксикация;
  • воспалительные заболевания уха;
  • повышенное внутричерепное давление.

Музыкотерапия очень важна для детей, но, главное, использовать эту методику правильно, и только тогда, когда она будет уместна. Музыка полезна для малыша и помогает в развитии и познании окружающего мира.

Лечим ребёнка музыкой: что слушать, что сладко спать и не болеть отитами

Экскурс в историю

То, что музыка благотворно действует не только на душу, но и на тело, заметили еще древние. Музыкой лечили нервно-психические болезни, в Средние века пытались использовать ее как наркоз… Но все эти эксперименты проводились со взрослыми.

Как музыка влияет на состояние детей, первый в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно, что детям полезно слушать классику и колыбельные. Это же замечали и известные музыкальные педагоги: Г. Нейгауз, Д. Кабалевский, А. Артоболевская – музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.

Только эти наблюдения носили характер эмпирический – не было научного доказательства: как, отчего, почему…

Два десятилетия назад ученые Института педиатрии РАМН решили найти научное обоснование метода музыкотерапии. Идейным вдохновителем этих исследований был заведующий лаборатории цитохимии профессор Рюрик Платонович Нарциссов, сторонник мягких, щадящих методов воздействия на младенцев. А первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, стали новорожденные отделения недоношенных.

Что показал бесстрастный анализ

У детей, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило активность ферментов клетки снижена. После того как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов клетки у них повышалась. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания и всюду видели мягкую стимулирующую реакцию, которая потом плавно снижалась. Это была классическая реакция адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше.

А может, дети так реагируют на любой звуковой раздражитель – тиканье будильника, разговор? Может быть гармония и мелодия тут ни при чем?

Исследователи включали младенцам метроном, который отбивал медленный ритм в темпе спокойной музыки. Внешне новорожденные вели себя неплохо – успокаивались, засыпали, но цитохимический анализ бесстрастно отмечал: на фоне работающего метронома в клетках идет угнетение ферментов.

Это, между прочим, доказательство того, что рок-музыка с ярко выраженным пульсирующим ритмом вредна маленьким детям.

Когда новорожденные покидали стационар, врачи рекомендовали их родителям и дома наряду с массажем, специальной гимнастикой и упражнениями в воде продолжать сеансы музыкотерапии. Родители по-разному относились к такому совету, кто-то потом давал своему ребенку прослушивать музыку, кто-то – нет… Но когда через год все эти дети прошли обследование в Институте педиатрии, оказалось, что те младенцы, которые получали не только лечебный массаж и гимнастику, но и постоянно слушали классическую музыку, лучше справились с неврологическими нарушениями, чем младенцы, родители которых не поверили в целебную силу музыкотерапии. Так появилась достоверная статистика.

Кому колыбельная, кому марш

Какую же музыку должны слушать маленькие дети?

Возбудимым, беспокойным полезны мелодии в темпе адажио, анданте, то есть медленном. Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Поскольку в начале своих исследований наши врачи опирались на опыт немцев в этой области – в Германии было больше всего литературы по этому вопросу – в их программах преобладала немецкая и венская классика: Моцарт, Шуберт, Гайдн… Потом добавились Вивальди, Чайковский…

Возбудимых детей хорошо успокаивают:

● II часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта,

● «Зима» из «Времен года» Вивальди,

● дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама»,

Причем мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А живое пение – сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. И не важно, на каком языке поют, новорожденные прекрасно слушают, например, колыбельную Брамса или рождественские песнопения на немецком языке.

А для младенцев с синдромом угнетения, которые плохо сосут, иногда даже не ритмично дышат, полезны:

● произведения в темпе аллегро и аллегро модерато Моцарта, Шуберта, Гайдна…,

● вальсы из балетов Чайковского,

● «На тройке» из его «Времен года»,

● «Весна» из «Времен года» Вивальди,

● а также маршевые мелодии.

Как вы понимаете, сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся малышей. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот и можно это сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки.

Засыпаем под шум ручья

В то время, как врачи проверяли музыкальную гармонию алгеброй, к ним обратился (к сожалению, потом трагически погибший) профессор Гнесинского училища Владимир Викторович Кирюшин. Он преподавал сольфеджио и для развития слуха детей составил звуковысотные упражнения, которые назвал музыкальными алгоритмами. Кирюшин заметил, что его ученики после этих упражнений становились активнее, меньше болели. Он обратился в Институт педиатрии, чтобы врачи исследовали этот оздоровительный эффект. Профессор принес записи коротких фрагментов, во время которых мальчишечий голос в сопровождении инструментального ансамбля поет названия нот.

В отделении в это время лежали новорожденные, у которых вялость чередовалась с возбуждением. Именно им попробовали ставить записи «алгоритмов» Кирюшина. Анализ состояния клетки показал, что эффект от прослушивания иногда был даже выше, чем от классики.

Сейчас у родителей большой выбор – они могут покупать аудиокассеты и CD-диски с классической музыкой в традиционном исполнении. Или кассеты с классикой, аранжированной специально для малышей. Там в ансамбль инструментов введены колокольчики. Кому-то такая аранжировка нравится, кому-то – нет, вы должны сами увидеть, как реагирует на нее ваш ребенок, цитохимического тестирования эта манера исполнения не проходила.

Есть записи классической музыки на фоне звуков природы – шума ручья, прибоя, звуков леса… Аудиокассеты так и называются: «Малыш в лесу», «Малыш у моря», «Малыш у реки»…

Слушайте музыку вместе с малышом и расслабляйтесь, ведь и мамам беспокойных младенцев просто необходим хороший отдых, на клеточном уровне.

Важно

Кому музыкотерапия противопоказана:

● Младенцам с предрасположенностью к судорогам.

● Детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма.

● Детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.

Кстати

Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.

Личное мнение

Светлана Тома:

– Сейчас уже доказано, что музыка не только воздействует на человека – как на психику, так и на физиологию, но может даже вылечивать некоторые заболевания. Она настраивает организм определенным образом, приводит в состояние гармонии с самим собой и с окружающим миром. Но, конечно, речь идет не о попсе, а о серьезной классической музыке. И это касается как детей любого возраста, так и взрослых.

Какую музыку слушать самым маленьким?

Ученые выяснили, что в начале жизни на ребенка огромное влияние оказывают звуки. Зная это, мамы включают малышу классику, однако, есть произведения, от прослушивания которых лучше отказаться.

Ученые выяснили, что в начале жизни на ребенка огромное влияние оказывают звуки. Зная это, мамы включают малышу классику, однако, психологи уверены, что есть произведения, от прослушивания которых стоит отказаться.

Читать еще:  Эксперты рассказали, почему использовать детские ходунки опасно

Самым важным звуком в жизни малыша, по данным ученых, является материнский голос. Мамины колыбельные не заменит ни одна оперная дива с мировым именем. Следом за маминым пением открывается необъятное пространство, царство классической музыки. О пользе классики сказано очень много, она и оздоровляет, и воспитывает музыкальный вкус, и гармонизирует эмоциональный фон и много еще всего другого. Когда в доме звучит классическая музыка с самого рождения малыша, она становится для него естественной средой. Есть ряд несложных правил, соблюдая которые можно привести ребенка в чудесный, волшебный мир музыки. Во-первых, психологи почти единогласно сходятся во мнении, что существуют классические произведения, от прослушивания которых стоит отказаться. По крайней мере, в возрасте до 2-х лет.

— Самым маленьким детям необходимо избегать прослушивания опер, оперных арий, романсов. Мамин голос вне конкуренции. В крайнем случае, папин или бабушкин.

— Произведения, которые исполняет большой симфонический оркестр или даже его половина представляют для малыша страшный шум. А медные духовые инструменты, тарелки — заставят его вздрагивать. Если всё-таки произведение оркестровано, выбирайте камерный состав, какой, например, требуется для исполнения фортепианных концертов Моцарта.

— Те произведения, которые несут огромный эмоциональный заряд, которые вызывают сильное сопереживание, вплоть до слез. Например, фортепианные концерты Рахманинова, № 2,3.

Что заботливая мама может сделать для воспитания вкуса к классической музыке у ребенка?

— Пусть в детской звучит моно инструмент, то есть одно фортепиано, одна гитара, одна флейта, одна арфа. Существует множество переложений, аранжировок классических произведений для одного инструмента. Ребенок легче привыкает к звукам музыки, выделяет и запоминает мелодию или мотив. Его ничего в таком исполнении не будет отвлекать.

— Разделять музыку для бодрствования от музыки перед сном. Существуют целые подборки с подобным разделением. Когда малыш играет, поставьте ему такой диск: танцы, музыкальные портреты животных придутся ему по душе. Ну, а перед сном — мягкий Моцарт, кружевной Шопен.

— Выбирайте ту музыку, которая понравится вам самим. Если будете себя заставлять, ребенок моментально это почувствует. Делитесь с ним позитивными эмоциями. В качестве компромисса, ставьте ту музыку, к которой у вас ровное отношение.

— Как и во всех сферах жизни, здесь нужна мера. Начните постепенно знакомить малыша с миром музыки. Очень хорошо будет, если вы включите 5-минутный фрагмент после завтрака. Наблюдайте за реакцией малыша: не нравится — еще один вариант, не понравился следующий — лучше отложить, вернетесь к музыке позднее. Если всё прошло хорошо, назавтра включите тот же фрагмент, но уже на 10 минут Установите громкость чуть тише, чем нужно вам, у детей отличный слух.

Неофициальное звание «главного детского композитора» принадлежит Вольфгангу Амадею Моцарту. Юный Моцарт начал творить, когда ему еще не было 6 лет, поэтому считается, что он смог пронести простоту, ясность форм через всё своё творчество. Немного фактов:

  • Только музыка Моцарта активизирует практически все участки коры головного мозга, в том числе и те, которые участвуют в высших процессах сознания
  • Именно в произведениях Моцарта чаще всего выдержан ритм чередования тихо-громко, который точнее всего соответствует характеру биотоков головного мозга
  • В клиниках Швеции роженицам дают слушать музыку Моцарта, по их мнению, она помогла снизить в стране раннюю детскую смертность.
  • Музыка Моцарта исцеляет потому, что в ней очень много звуков высокой частоты. Во-первых, эти звуки укрепляют мускулатуру среднего уха. Во-вторых, звуки частотой от 3000 до 8000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга — это напрямую стимулирует мышление и улучшает память.

Мир классической музыке невероятно многогранен. Мы с моей дочерью предлагаем свой топ — 10 рекомендуемых классических композиций для детей от 0 до 5 лет.

1.. Соната для фортепиано № 1 До мажор К279 — всего лишь 10-минутное прослушивание фортепианной музыки Моцарта повышает IQ людей в среднем на 8−10 единиц. Ремарка для взрослых: повышает умственные способности у всех, даже у тех, кто ее не любит. Длительность данной сонаты — примерно 11 с половиной минут.
Прослушивание сонат Моцарта делает продуктивной любую деятельность: рисует малыш, играет в кубики или учится ползать.
2. Конечно, . Соната для двух фортепиано Ре мажор К448 — целебные свойства этой сонаты заключаются в уменьшении количества эпилептических атак, что доказано и медиками, и учеными. Под такую музыку хорошо делать зарядку, играть в подвижные игры.
3.. Концерт для фортепиано с оркестром № 20 Ре минор, 2 часть. Фортепианные концерты Моцарта обучают концентрации, осознанности, помогают повышать уровень умственной организации.
Вторая часть отлично подойдет для тихих игр перед сном, размеренный ритм меньше чем за 10 минут снимет излишнее перевозбуждение, приведет в равновесие нервную систему.
4.. Сюита для виолончели № 1, Соль мажор, прелюдия в исполнении гитары. Если малыш подвержен агрессии, мышечному напряжению, то регулярное прослушивание сюит Баха через некоторое время их снимет. Особенно рекомендую обратить внимание на гитарное исполнение, оно как бы «высветляет», смягчает звучание, ведь на гитаре играют пальцами (pizzicato), а на виолончели — при помощи смычка.
5. Л. Бетховен «Лунная соната», № 14 — снимет раздражительность, невроз, поднимет над уровнем повседневности. Во время прослушивания сонаты № 14 создается ощущение, будто бы кто-то гладит вас по голове, за счет медленного темпа и негромкого звучания. Это произведение действительно может снять головную боль.
Будет уместно включить «Лунную сонату» при сеансе массажа, малыш быстрее успокоится и станет отзываться на ваши движения.
6. А. Вивальди «Времена года», Зима, Февраль. Лучшим музыкальным терапевтом эпохи барокко был итальянский композитор Антонио Вивальди. Из-за врожденной деформации грудной клетки ему было трудно дышать, передвигаться без посторонней помощи, и поэтому всю свою внутреннюю силу, весь свой темперамент Вивальди вложил в музыку.
Экспериментально установлено, что дети еще в утробе матери успокаиваются под звуки музыки Антонио Вивальди, так что все его произведения будут полезны малышам, а начать стоит с цикла «Времена года». И лучше всего с такой спокойной части, как Зима (Февраль), под звуки которой так и представляются кружащиеся снежинки, заснеженная деревенька, дети катаются на санках или лепят снежную бабу. Фантазируйте вместе с вашим малышом!
7. И. Штраус Полька «Трик-Трак» — пришло время попрыгать, потанцевать. Полька легкая, воздушная, с небольшими кульминациями, так что вам будет удобно расставлять танцевальные акценты. Обратите внимание ребенка на ударные инструменты: треугольник, барабан, трещотку.
Добавляйте постепенно и польки и вальсы, не очень длинные. Танцуйте вместе с ребенком, помогая ему развивать чувство ритма.
8. Ф. Шопен Прелюдия № 1 До мажор — эта короткая полуминутная прелюдия может дать толчок к деятельности застоявшемуся ребенку и задумавшемуся родителю. Она поднимет жизненный тонус, улучшит настроение, активность и самочувствие.
Подбирайте прелюдии Шопена в соответствии с вашим настроением, наблюдайте за их воздействием, они пропитаны глубокими эмоциями, способными быстро передаваться слушателю.
9. Шарль Камиль Сен-Санс. Карнавал животных. 14 музыкальных миниатюр, иллюстрирующих животный мир, развивают воображение ребенка. Творите вместе с ним, изображайте и черепах, и львов, и кенгуру, и, конечно, всеми любимого лебедя. Ребенок, начиная с двух лет, будет ловить каждое ваше движение, пытаться его повторить. Ребенок помладше будет с жадностью следить за вашими пантомимами под музыку. Начните с одной части в день, потом малыш сам будет просить вас о таких сеансах.
10. Н. А. Римский-Корсаков. Полет шмеля. Еще одно музыкальное произведение, обладающее четким образом. В дополнение перескажите сюжет сказки , ведь «Полет шмеля» входит в оперу «Сказка о царе Салтане». Попробуйте покружиться вместе с ребенком — эта скоростная интерлюдия — замечательное сопровождение для развития вестибулярного аппарата!

Если у вас дома есть любой музыкальный инструмент, пользуйтесь им. Необязательно быть Ростроповичем, достаточно придумать красочный образ. С самого раннего возраста давайте ребенку в руки колокольчик, затем барабан, позже губную гармошку и дудочку. Последние два инструмента стимулируют развитие речи ребенка. Не забывайте о фортепиано, даже старенький инструмент даст понятие о том, как щебечут птички или топает медведь. Дерзайте и расскажите нам о своих впечатлениях!

Влияние музыки на развитие ребёнка

Не секрет, что малыш впитывает новые умения и навыки, как губка. От насыщенности окружающей среды зависит формирование его личности, черт характера, реализация задатков и способностей. Важным фактором, оказывающим существенное влияние на развитие эмоциональной сферы, мышления, речи детей, является музыка. Вот почему мамам и папам следует уделять больше внимания вопросу музыкального воспитания их малышей.

По мнению специалистов, начинать знакомство ребенка с музыкой следует еще до его рождения. Уже на 16-й неделе беременности дети начинают воспринимать мелодии.

Наверняка многие мамы замечали, что малыш шевелится в животе по-разному – в зависимости от звуков. Под одно музыкальное сопровождение он замирает, под другое – двигается активнее.

Для детского развития полезна и умиротворенная, и энергичная музыка. С помощью различных стилей и направлений ребенок учится переживать разные эмоции.

Какую музыку можно включать детям?

Для новорожденного музыка продолжает играть важную роль, создавая эмоциональный фон. Когда малыш бодрствует, включайте веселую энергичную песенку, когда он капризничает или готовится ко сну, ставьте негромкие спокойные мелодии.

Старайтесь разнообразить репертуар, к примеру, детям необходимо слушать и народную музыку. Именно через этнические песни малыш познакомится с культурой своей страны, ее историей. Кстати, народную музыку можно и нужно не просто прослушивать, но и играть. Для этого приобретите различные народные инструменты – трещотки, дудочки и ложки.

Не следует включать крохе:

  • агрессивную и слишком громкую музыку – хаус, хэви-металл, рок-композиции вызовут у юных меломанов плач и истерики, а у деток постарше – агрессивность и избыточную энергию;
  • песни с нецензурными словами – казалось бы, причина ясна, однако некоторые родители ставят подобные произведения, успокаивая себя тем, что маленькие дети не понимают смысл песенок. Не удивляйтесь, если после прослушивания подобных текстов у подросшего ребенка появится не очень приятная привычка;
  • слишком медленные композиции – спокойная и умиротворяющая музыка хороша в меру. Не следует постоянно крутить грустные баллады, которые нагоняют тоску. Все же детям по вкусу более динамичная музыка.

Влияние классической музыки на ребенка

Далеко не все взрослые смогут похвастаться любовью к классике. Многим она кажется чересчур скучной и сложной, чтобы слушать ее каждый день. Однако детские психологи уверенно заявляют, что классическая музыка оказывает колоссальное влияние на психику детей.

Мы уже говорили, что с помощью классики можно корректировать эмоциональный фон ребенка. Чтобы успокоить кроху, ставьте композиции Шуберта, Брамса, Бетховена. Для улучшения настроения включайте ему Чайковского, для повышения активности выбирайте Моцарта, Листа, Хачатуряна. Если вы хотите снизить тревожность и неуверенность, предложите малышу послушать Штрауса и Шопена.

Читать еще:  Прививка от пневмококковой инфекции: сроки вакцинации, противопоказания и возможные осложнения

Музыка также влияет на развитие детского воображения. Вместе с определенными эмоциями возникают и зрительные образы. Даже в раннем возрасте ребенок способен представить персонажей музыкальных произведений, чем старше малыш, тем ярче его фантазии. Старший дошкольник уже может нарисовать рисунок по мотивам любимой песни.

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию литературных и математически способностей у детей. Ритмичность и мелодичность учат малышей ощущать пространственные и временные представления. А еще многие юные музыканты начинают писать замечательные стихотворения.

Несмотря на пользу от классики, не следует принуждать детей к ее прослушиванию. Ставьте произведения разных стилей и наблюдайте за реакцией ребенка. Некоторые композиции будут его успокаивать, другие – наоборот, активизировать и бодрить. Через некоторое время вы сможете создать собственный музыкальный альбом, который будет благотворно влиять на малыша.

Как правильно слушать музыку вместе с новорожденным?

Чтобы прослушивание музыкальных произведений приносило исключительно пользу, соблюдайте несколько важных правил.

Громкость музыки должна примерно соответствовать громкости обычной разговорной речи.

Внимательно отслеживайте поведение ребенка. Если видите, что мелодия начинает его раздражать или утомлять, меняйте композицию на другое произведение или вообще прекращайте сеанс прослушивания.

Перед сном включайте только тихие спокойные мелодии, а еще лучше пойте грудничку колыбельные.

Итак, музыка оказывает огромное влияние на развитие детей. Это подтверждает и японский ученый Масару Ибука, автор новаторской методики воспитания и обучения малышей раннего возраста. В своем широко известном педагогическом труде «После трех уже поздно» он приводит любопытный факт: младенцы, которые слушали музыку, развивались быстрее, чем их сверстники.

И напоследок, музыкальные произведения для новорожденных и младенцев должны быть разнообразными. Пусть в вашем доме звучит классика, джаз, эстрадные и народные композиции. Разнообразие мелодий поможет всестороннему развитию вашего ребенка.

Влияние музыки на развитие детей. Советы психолога

Я работаю с детьми раннего возраста в русской школе за границей. Родители задают множество вопросов о развитии детей. Среди них очень много вопросов о музыке. Когда можно обучать ребенка музыке? С чего начать? Мой ребенок не поет. Что делать? Разбираемся вместе.

Случай на концерте симфонической музыки

Недавно я столкнулась со следующей ситуацией. Я живу в Испании. В нашем городе часто проходят концерты симфонической музыки, духовых оркестров. Практически еженедельно. Вход свободный. Артисты — студенты и преподаватели музыкальных школ и консерваторий.

Некоторые родители приводят с собой детей, иногда грудных. Два часа громкой музыки духового оркестра дети не выдерживают. Пугаются и плачут маленькие. Вертятся, шалят, лазят по лестницам дети постарше.

Я сидела рядом с такой семьей. Папа, мама и ребенок 4 лет. Конечно, ему было неинтересно, он устал, музыка гремела, и он стал развлекаться как мог. Ерзал, разговаривал, упирался ногами во впереди стоящее кресло.

Люди оглядывались, шикали. Родители сердились, одергивали ребенка. В конце концов отец поддал ребенку по попе и по ногам. Ребенок заплакал.

Нужна ли ребенку серьезная классическая музыка?

Казалось бы, родители делают это с самыми добрыми побуждениями. Вроде как культуру прививают и любовь к прекрасному. При этом совершенно не учитывается, что внимание ребенка еще очень неустойчиво.

Сильные эмоции, громкие звуки, скорее, способны навредить психике малыша, а длительное пребывание в неподвижном положении просто невыносимо.

С какой музыки нужно начинать воспитание ребенка

Музыка сопровождает человека всю жизнь. Мамам еще на этапе беременности психологи советуют слушать классическую музыку. Считается, что это благоприятно действует на развитие малыша.

С рождения детям поют колыбельные песни, потешки, прибаутки. Они помогают организовать режимные моменты: умывание, одевание, укладывание спать. «Малый фольклор» помогает детям в адаптационный период войти в новый мир детского сада.

Потешка помогает воспитателю установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Почти все стишки и потешки можно петь, используя любой мотив, который нравится детям.

Совместное пение

Пение простых детских песенок вместе с детьми создает у них радостный и спокойный настрой. Исполнение же этих песенок с незамысловатыми, казалось бы, текстами способствует развитию речи и звукопроизношения.

Кроме того, пение устанавливает контакт между детьми и их родителями. Развивается эстетический вкус. Пение способствует развитию музыкального слуха — если речь идет о зрительных и звуковых детях.

Движения под музыку. Музыкальные игры

Очень важно движение под музыку. Оно дает выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимает нервное напряжение, создает радостное настроение. Для малышей очень полезно танцевать в коллективе.

Ребенок учится ориентироваться в пространстве. Бегать, не наталкиваясь на других детей, танцевать синхронно с ними. Обычно танцы очень просты: ребенок может кружиться один, в паре, в хороводе. Показывать, как «прыгает зайчик», «летают птички», «ездит машина», «танцует кукла», «топает мишка».

Так же танцы развивают координацию движений, способность согласовывать движения со словами песни или потешки.

Плавные хороводы с пением русских народных песен особенно хорошо успокаивают, гармонизируют и сплачивают детей.

Восприятие особенностей музыкального звучания

Важно, чтобы при прослушивании музыки дети не только знакомились с настроением мелодии, определяя ее бодрой, веселой, грустной, ласковой, но и приучались более точно воспринимать особенности музыкального звучания: высоту, тембр, силу звука, длительность звука.

В процессе несложных игр с музыкальными инструментами дети многому научаются. Стуча по бубну, осваивают ритм. Слушают звучание разных инструментов и научаются отличать их на слух. Барабан, колокольчик, дудочки, свистульки, погремушки с мелодичным звучанием, деревянные ложки, различные по тембру.

Что предлагается прослушивать детям

Существует большое количество классической музыки, написанной специально для детей. Это песни, марши, вальсы, танцы, музыкальные картинки.

Это «Детский альбом», «Щелкунчик», «Времена года» Чайковского. Это «Картинки с выставки» Мусоргского, «Детские сцены» Шуберта, «Детский альбом» Дебюсси, «Карнавал животных» Сен-Санса, вальсы Штрауса, «Времена года» Вивальди.

Уже в 3-4 года дети могут слушать и понимать такие произведения из «Детского альбома» Чайковского, как «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков». Дети учатся отличать марш от вальса, веселую музыку от грустной, громкую от тихой. Далее могут определять, сколько частей в произведении.

Музыкальный слух

Музыкальный слух — это не только врожденное качество, но и натренированное. Самое главное — вовремя определить желание ребенка заниматься музыкой, его врожденную склонность к музицированию.

Важно следить за реакцией малыша на музыку. Ребенок внимательно слушает мелодию, танцует под музыку, проявляет интерес или яркое эмоциональное отношение.

Индивидуальные различия восприятия музыки детьми с разными векторами

Системно-векторная психология Юрия Бурлана отмечает, что в Советском Союзе почти все дети со зрительным и звуковым векторами посещали музыкальную школу или школу искусств. И хотя не все дети вырастали музыкантами, для их психического, умственного, эмоционального развития это было очень полезно.

Но если у ребенка нет ни слуха, ни желания заниматься музыкой, то не стоит тащить малыша в музыкальную школу вслед за соседским ребенком-звуковичком. Ориентир — желание ребенка и своевременное выявление этого желания родителями!

Будущие балерины и спортсмены

Ребенку с кожным вектором больше понравится музыка яркая, энергичная, танцевальная. Из классики это марши, вальсы, польки. Такой ребенок часто неусидчив, подвижен, активен, любит во всем быть первым.

Мелодичная музыка поможет успокоить возбужденного, нервного ребенка, поможет ему расслабиться. Музыка увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей.

Если у кожного ребенка есть еще и зрительный вектор, то в будущем он может стать танцором. Заниматься балетом, бальными танцами или фигурным катанием.

Также при наличии зрительного вектора ребенку из музыкальных инструментов подойдут больше струнные, а именно — гитара. Если у ребенка с кожным вектором есть еще звуковой, то тогда его больше заинтересуют ударные инструменты или скрипка.

Если же ребенок не обладает ни одним из перечисленных верхних векторов, то стоит воздержаться от того, чтобы отдавать его в музыкальную школу, а выбрать подходящий его интересам кружок.

Эмоциональные дети. Романтики

Зрительный ребенок очень эмоциональный, тонко чувствующий. Ему понравятся музыкальные спектакли, музыкальные сказки, детские оперы, музыкальные мультфильмы. Спектакли можно не только посещать, но и участвовать в них.

Музыка способствует развитию образного мышления и развитию эмпатических способностей детей. Например, в музыкальной картинке «Болезнь куклы» мы сочувствуем ей, жалеем ее. А в следующей картинке «Выздоровление куклы» мы представляем, как она рада, радуемся вместе с ней, и музыка тоже звучит радостно.

Зрительные дети могут стать артистами, эстрадными певцами. Они с детства любят выступать на сцене. Любят много внимания и аплодисменты.

Из инструментов они могут выбрать пианино, гитару, более «романтичные» музыкальные инструменты. Но предпочитают не играть, а танцевать или петь.

Также музыка может служить профилактикой эмоциональной нестабильности. Помогает выразить чувства, снимает страхи, фобии или любые другие переживания, которые ребенок испытывает.

Желающие быть лучшими во всем

Ребенка с анальным вектором, при наличии еще звукового вектора, можно обучать игре на клавишных музыкальных инструментах. Эти дети усидчивы, настойчивы. Любят доводить дело до конца. Желают быть лучшими. А главное, у них отличная память, в том числе и музыкальная.

Дети с анальным вектором часто бывают застенчивыми, нерешительными, необщительными. Музыка помогает им укрепить отношения с людьми. Повышает уверенность в себе, благодаря реализации в обществе.

Любители тишины. Музыкальные дети

Детям со звуковым вектором нужна классическая музыка. Фоном для прослушивания музыки должна быть абсолютная тишина. Музыка помогает звуковичкам развить свой интеллект и, как следствие, коммуникативные и творческие способности.

Дети со звуковым вектором обычно любят тишину, одиночество. Нужно оберегать их от шума, криков, оглушающей музыки. Тишина помогает им сосредоточиться на важном. Они часто бывают как бы погружены в себя. Задумываются о мировых проблемах, о космосе и даже о Боге. Они могут начать сочинять музыку и стать композиторами.

Хорошо бы всех детей со звуковым вектором отправлять учиться в музыкальную школу. Для них иногда занятие музыкой — это вопрос жизни. Первостепенная жизненная задача звуковика — познание себя. А занятие музыкой — это выход внутренних исканий наружу.

Эффективное музыкальное воспитание и не только

Вы можете эффективно использовать музыку, чтобы помочь своему ребенку гармонично развиваться, чувствовать себя защищенным, жить радостно и с наслаждением. Для этого просто нужно знать векторальные особенности своего малыша и учитывать их при подборе музыкального сопровождения его взросления.

Если вы хотите узнать больше о правильном воспитании вашего ребенка, в том числе и музыкальном, посетите бесплатный онлайн-тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Автор статьи: Елена Вахрушева, педагог-психолог

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Педагогика

24 Авг, 2017 Комментариев: 2 Просмотров: 2161
Теги: Всё о детях психология

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector